Менталитет древней греции. 22. Основные черты древнегреческого менталитета.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Менталитет греков и его особенности. Менталитет древней греции


22. Основные черты древнегреческого менталитета.

При упоминании Греции в воображении сразу возникают многочисленные мифические персонажи; боги, имена которых стали нарицательными; люди в туниках… Однако греки с мифических времен довольно сильно изменились. Традиционные национальные костюмы, которые были некогда общепринятым одеянием, сейчас надеваются лишь в дни национальных праздников и гуляний. Фустанеллу, белую плиссированную клетчатую юбку, некогда носимую мужчинами, теперь можно увидеть, в качестве официальной униформы, лишь на гвардейцах, охраняющих дворец республики. Прогулка по площади Синтагмы (Конституции) в Афинах является частью обязательного ритуала с тем, чтобы наблюдать смену караула солдатами, с ног до головы наряженными в традиционные костюмы с остроносыми ботинками и шляпами с кисточкой, висящей под строго определенным углом.

Национальные танцы довольно точно передают традиции и привычки того или иного народа, и Греция в этом плане не исключение. Каждая область и каждый остров страны имеют свои собственные танцы, которые отражают образ жизни и дух местных жителей. Есть танцы, исполняемые группой людей, держащих друг друга за руки или за плечи, которые существуют, начиная с древних времен. Ведущий танцор часто выполняет очень впечатляющие и весьма трудные па и прыжки, демонстрирующие как его проворство, так и силу. Многие из танцев, фактически, основываются на действиях повседневной жизни. Например, танец Цамико представляет собой в ритуальном виде выпас стада коз, и действительно, в сопровождающей данный танец музыке, слушатель может расслышать блеяние коз.

Греки хорошо известны в мире своим гостеприимством – эта национальная черта не изменилась со времен Гомера. В древности гостеприимство считали повелением богов и священной обязанностью каждого. А в настоящее время, гостеприимство – высшее социальное обязательство, которое управляется некоторыми правилами, определяющими поведение как хозяина, так и гостя. Согласно этой традиции, даже самый бедный человек обязан предложить гостю все, что может, без какой-либо тайной цели, которую сочли бы совершенно недостойной. Такая вот она – Греция!

Чтобы почувствовать себя знатным горожанином древней страны, лучше всего снять виллу в Греции. Сейчас это сделать гораздо проще, чем во времена Древней Эллады. Виллы есть очень дорогие, но есть и вполне доступные, жизнь в которых обходится дешевле, чем в отелях. Это особенно актуально, если вы отдыхаете семьей с детьми или большой компанией.

23.Особенности художественной культуры древних греков.

Исследования феномена "греческого чуда" показывают, что истоки научного, теоретического знания следует искать в гражданско-правовой сфере, что теоретическое знание продуцируется представителями правящей элиты, не занимающимися обычным трудом, что получение истинного знания направлено на формирование этического идеала, необходимого для регуляции поведения граждан полиса. Не случайно для Золотого века Перикла характерно убеждение, что красота включает нравственность, что человек должен быть доблестным и прекрасным. В целостной, гармоничной культуре Эллады наука, этика и искусство образуют нерасторжимое единство.

Античная культура Эллады пронизана искусством. Пластичность и созерцаемость - основа греческого мироощущения. Ведь пластика создана для созерцания, а оно прежде всею телесно. Зрение - основа древнегреческого познания. Поэтому зрение играет важную роль в древнегреческой гносеологии: "идея" и "эйдос" (картина) происходят в греческом языке от глагола "видеть". Отсюда любовь эллинов, прежде всего к пластичным, статичным видам искусства - архитектуре и скульптуре. Их произведения можно спокойно рассматривать. Они неизменны, пространственны и не зависят, во всяком случае, на протяжении человеческой жизни, от течения времени. Структурными принципами красоты являются гармония, мера, соразмерность. Наиболее полно эти принципы воплощены в ансамбле Афинского Акрополя с его знаменитыми храмами Парфенон, Эрехтейон, Пропилеи, этом кристалле греческого классического искусства. Акрополь был также населен множеством скульптур (чудесная скульптурная группа, изображающая рождение Афины из головы Зевса, прекрасная группа Мойр и др.), уподобляясь мраморному Олимпу.

В Древней Греции, а позднее и Риме большое значение придавалось формам человеческого тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства - скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Из дошедших до нас документов эпохи они наиболее достоверны, хотя идеал красоты человеческого тела описан и в поэзии Гомера, и в драматических произведениях Еврицида, Аристофана, Эсхила. Богатый материал мы находим также в работах философов, историков и летописцев, раскрывающих значение красоты человеческого тела в культуре Древней Греции, хотя этот вопрос для них был второстепенным. Красоте в Древней Греции придавалось такое большое значение, что она могла стать причиной вооруженных конфликтов (троянская война, разгоревшаяся из-за похищения прекрасной Елены, ставшей легендарной). Общеизвестен также рассказ о прекрасной куртизанке Фрине, красота которой спасла ее от судебного приговора.

Прекрасное греки понимали очень широко: прекрасным было все, что ценно, что нравится, что достойно признания и выбора. Прекрасное в их представлении приравнивалось к добру. Эта идентификация прекрасного и добра, взаимопереплетение эстетических и этических критериев было тем важным фактором, благодаря которому прекрасное заняло исключительное место среди других критериев ценности человека. Представление о красоте человека прежде всего ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Прекрасный мужчина был олицетворением мужества, разумной силы и сосредоточенности; прекрасный юноша - символом ловкости, очарования и различных других добродетелей, свойственных его возрасту. Внешний облик человека как бы символизировал определенный уровень его внутреннего мира. В мире, где гармоничность тела понималась как выражение гармонии духа, безобразное означало недостаток разума, благородства, силы, характера, выступало как отрицание позитивных ценностей. В целом же можно сказать, что великолепнейшим произведением древнегреческого искусства был человек, что самоуверенная, красота и законченность форм, которым мы не можем не удивляться, - это уже проявления чисто эллинского понимания прекрасного.

В эпоху эллинизма рядовой гражданин уже не может заниматься политикой, это привилегия сильных мира сего, поэтому он фокусирует внимание на самом себе и своих потребностях. Пробужденному индивидуализму соответствует возросший интерес к психологии, к философии, которая занимается в первую очередь проблемами этики и счастья индивида. Это отражается в литературе и искусстве, и даже в монетах с их реалистическими портретами владык. Начало портретному искусству положил Лисипп; индивидуализация, стремление к глубоким психологическим характеристикам- вот то новое, что им внесено в эту сферу искусства. Появляется и декоративная скульптура для украшения парков; в эту же эпоху создается одно из величайших творений древнегреческой скульптуры - знаменитая Венера Милосская. Скульптурное произведение, в котором патетика, трагизм и эмоции эллинистического искусства достигают вершины и границы, когда драматизм может перейти в шарж и гримасу, является группа "Лаокоон и его сыновья". Реализм этой скульптурной группы характерен для эллинской скульптуры - он лежит в основе знаменитого пергамского фриза и многих других скульптурных произведений.

В поэзии александрийской школы вспыхивает последним отблеском архаическая ионийская лирика, а в титанических образах, созданных эллинистической эпохой, оживают природные силы древних гиганто- и титаномахий, освободившихся от этической сдержанности созданий строгой классики.

Свой облик имеет и римское искусство, которое возникло из смешения местных (в основном этрусских) традиций искусства с греческим влиянием. На римское искусство оказывают влияние и различные народы - германцы, галлы, кельты и др., входившие в состав многонациональной Римской империи, но эти влияния не изменили существенно основных особенностей римского искусства. Его художественная форма является результатом специфических для Рима идеологических предпосылок. Римское искусство - продолжение греческого, поэтому благодаря преклонению римлян перед греческим искусством в римских копиях сохранилась большая часть творений греческой классики. От этрусков римское искусство получило свое основное наследство.

Римская архитектура взяла многое у этрусской - круглую форму плана и арки, которая была характерной для городских ворот этрусских городов. Арку римляне превратили в триумфальный портал, через который проходил победитель. Такая форма, как конструкция свода, сохранилась и в новой европейской архитектуре. Римляне создали огромные архитектурные сооружения и постройки. Строились форумы, бани, амфитеатры, дворцы, храмы, крепостные стены и т.д., которые и сегодня восхищают своей монументальностью, продуманностью и красотой архитектурных форм.

В области скульптуры римляне - также последователи этрусков. Они заимствуют обычай создавать надгробные маски и портреты на саркофагах умерших, и из этих надгробных масок широко развился римский портрет на основе реалистического отражения действительности. Римский скульптор не создавал идеализированное изображение в портрете, а изображал конкретные личности с подчеркиванием портретного сходства. Римская скульптура не создавала обобщенных образов атлетов, как было принято у греков. Вообще обнаженное тело редко встречается у римлян, а если и встречается, то всегда словно с какими-то "оправданиями". Римская монументальная скульптура создает статуи, облаченные в тогу, занятые серьезно своей работой.

В живописи римское искусство тоже имеет значительные успехи. Создается оригинальная живопись, отличная от греческой. Римский живописец, прежде всего, стремится отразить окружающую природу и расположить фигуры в пространстве. Он не достигает реалистического отражения действительности, но создает определенные иллюзии ее, подчеркивает внутреннее пространство линеарно, хотя и без достижения перспективы (которая появляется гораздо позже). Все это дает римской живописи определенное преимущество перед греческой.

Прекрасна и римская поэзия, золотой век которой наступил в эпоху Августа. Одним из знаменитых поэтов является Вергилий Марон, создавший поэмы "Георгики", "Энеида" и "Пастушеские песни". В творчестве Горация Флакка латинская поэзия достигла своего высшего по форме развития. Взяв за образец греческих лирических поэтов, особенно Алкея, он создал несколько од. В них он прославлял личность и деятельность Августа, римское оружие, а также радости любви и дружбы и созерцательную тихую жизнь поэта-философа. Выдающимся поэтом "золотого века" был Овидий Назон, написавший множество стихов о любви. Своеобразной инструкцией влюбленным о том, как добиться любви, явилась его поэма "Искусство любви", которая вызвала гнев Августа, увидевшего в стихах Овидия пародию на его законодательство об укреплении семейной жизни римской знати и выславшего поэта за пределы империи. И в последующем римская поэзия и проза Ювенала, Апулея, Сенеки и др. получают широкое распространение.

studfiles.net

Греция, особенности менталитета

Греция древняя и самобытная страна, со своим устоявшимися традициями, которые могут показаться немного странными, приехавшим из других стран туристами. Но у каждого народа свои особенности менталитета, поэтому лучше просто знать местные обычаи и стараться соблюдать их. Ведь хорошо воспитанный и вежливый гость и сам достоин уважения.

Шубы в Афинах

Так, например, общаясь с местными жителями, следует учитывать, что у них совершенно отличное, по сравнению с нашим, понятие о времени. Что такое пунктуальность грекам неведомо. «Греческое время» весьма приблизительное, задержка на полчаса опозданием не считается. Представление о времени суток у не наблюдающих часов греков тоже своеобразные. В котором часу начинается утро не понятно, но длится оно до 12 часов дня. Большую часть дня занимает сиеста 15-17.00, время, предназначенное только для отдыха. Все встречи, в том числе и деловые, происходят вечером, не раньше чем в 18.00. Звонки по телефону после 10 часов вечера, признаком дурного тона вовсе не являются, это самое бизнес-время.

Если Вы приглашены на обед в греческий дом, то обязательно принесите с собой подарок, - букет цветов или шоколадные конфеты будут вполне уместны в таком случае. Если Вас пригласили пообедать в ресторане, ни в коем случае не пытайтесь оплатить по счету самостоятельно. Этим Вы можете очень сильно обидеть своего греческого друга, позвольте ему проявить гостеприимство и заплатить и за себя и за Вас.

Обедая в кафе или ресторане без сопровождения, не забудьте оставить чаевые. Даже если они включены в счет, все равно принято платить немного больше. Быть очень щедрым не обязательно, десять процентов от стоимости заказа - общепринятая сумма чаевых.

На пляже, как правило, пользование лежаком и зонтом платное, поскольку эта оплата и является основным доходом человека, отвечающего за чистоту и порядок на данном участке пляжа. Это своего рода предпринимательская деятельность, человек покупает лицензию, а затем сдает лежаки и зонтики в аренду отдыхающим. Туристическая полиция контролирует деятельность таких предпринимателей.

Отдыхая в Греции, не следует опасаться за свое имущество, воровство здесь крайне редкий случай. Воровать считается крайне не пристойно и оскорбительно. Зато можно обмануть, в этом нет никакого позора, особенно если жертва обмана по каким-либо причинам неприятна обманщику.

Посещая греческие религиозные святыни, следует придерживаться дрескода, одежда обязательно должна закрывать плечи и колени. Это правило относится не только к женщинам, нормы этикета необходимо соблюдать и мужчинам.

Уважайте страну пребывания и ее жителей. И отдых, проведенный без напряженных и двусмысленных ситуаций, доставит Вам массу удовольствий и подарит новые приятные встреч и знакомства.

fineworld.info

Менталитет греков и его особенности // ОПТИМИСТ

≡  15 Март 2017

А А А

Греки – невероятно оригинальный народ. Их жизнелюбие удивляет до бесконечности. Жизнь в Греции размеренна и увлекательна. Каждый день для греков – неповторимый праздник, и местный календарь – лишнее тому подтверждение. Ни одна страна мира не может похвастаться таким большим количеством красных дней в календаре, как Греция. Один праздник здесь незаметно перетекает в следующий, и порой празднование длится неделями. Именно этим неторопливым ритмом жизни и привлекает Греция постоянно спешащих туристов.

«Я сразу смазал карту будня»

Греки действительно любят ничего не делать. Помимо бесчисленных праздников, здесь постоянно организуются всеобщие забастовки, невыходы на работу по причине внезапных снегопадов, ливневых дождей, пожаров и тому подобных форс-мажоров.

При этом греки успевают работать. Выглядит это так: с утра после бессонной ночи греческий трудящийся пробуждает себя к жизни кофе и сигаретами. После чего работает часов до двух, а потом едет на пляж или домой – поспать пару-тройку часов, ведь с 14:30 до 17:30 в Греции сиеста, иными словами – тихий час. С девяти часов вечера наступает фиеста, когда всё население отправляется в рестораны, бары или на набережные – общаться с друзьями и знакомыми. Нередко такое общение затягивается до утра, при этом греки пьют лишь рецину – недорогое белое вино, разбавленное кока-колой. Зато рано утром они способны сесть за руль и спокойно доехать до дома или места работы.

Ехал грека…

Езда по дорогам Греции заслуживает особого внимания. Общественный транспорт здесь ходит минута в минуту, согласно расписанию. Приятный женский голос сообщает о прибытии автобуса через специальное устройство, которым оборудованы все остановочные пункты. В автобусах расклеены предупреждения о том, что водителя отвлекать нельзя. При этом водитель во время поездки постоянно разговаривает по мобильному телефону, держа его в одной руке, а пальцами другой время от времени поворачивая руль.

Полиция в Греции весьма демократична. Штрафы – очень редкое явление. Обычной практикой является устное замечание нарушителю, хотя таковых здесь предостаточно. Мотоциклисты пронзают пространство на огромной скорости и без глушителя – считается, что это круто. Вообще все участники дорожного движения, едва завидев зелёный сигнал светофора, резко срываются с места с оглушительным рёвом двигателей и визгом шин. Обгон принято совершать на повороте и по встречной полосе, непрерывно при этом сигналя.

Следует отметить, что пьяных водителей здесь нет, поскольку к алкоголю греки равнодушны. Местную водку узо пьют маленькими рюмочками и нечасто. Вин достаточно много – около 500 сортов, но и тут греки знают меру.

Немного о еде

Из местной кухни непременно стоит попробовать следующее:

1) тиро-салат из овощей и брынзы;

2) свежайшую рыбу и морепродукты;

3) стифадо – потрясающе вкусное местное блюдо из ягнятины;

4) вегетарианос – это общее название для всех овощных и бобовых блюд;

5) дзадзики – кефирно-огуречный соус с добавлением чеснока и зелени;

6) долмадос – маленькие голубцы в листьях винограда;

7) сувлаки – небольшие кебабы;

8) и конечно же, оливки, разновидностей которых здесь несколько сотен.

Отдельно стоит упомянуть наваристый суп из потрохов, которого не найти в столичных заведениях. Это блюдо характерно для пригородных кабачков, принимающих посетителей уже с 5 часов утра. Если вдруг какому-нибудь греку всё же случилось выпить слишком много минувшей ночью, такой суп непременно отрезвит и восстановит силы.

Поездка в Грецию будет особенно полезна "профессиональным трудоголикам", ведь полностью расслабиться можно лишь там, где никто не думает о работе, а повсюду царит нескончаемый праздник жизни – и всё это на фоне морских и горных пейзажей под аккомпанемент изумительной средиземноморской кухни.

Спасибо за предоставления статьи специалистам по Греции компании Менсей

Метки: греки • греция • интересно • менталитет • особенности • страны

Комментарии:

oppps.ru

Тема 3. Менталитет древних греков. — КиберПедия

 

Скудные природные условия древней Греции наложили неизгладимый отпечаток на формирование менталитета древнего эллина. «Бедность – сводная сестра Эллады». Эти слова Геродота особенно точно характеризуют жизнь греческого крестьянства, которое в V в. до н.э., когда жил историк, ещё составляло подавляющую массу населения страны. В таких бедных плодородными землями районах греческого мира, как Аттика или соседняя с ней Мегарида, жизнь крестьянина-земледельца была сущим мучением. Ему приходилось постоянно очищать свой маленький земельный надел от зарослей кустарников и сползающих с окрестных гор каменных осыпей, бороться с засухой и паводками, таскать землю на склоны гор для устройства террас, на которых можно было выращивать оливы. Скудного урожая, полученного ценой всех этих тяжких трудов, обычно едва хватало, чтобы дотянуть до весны. Поэт Алкман, живший не в бедной Аттике, а в богато плодородной землями Лаконии, в одном из дошедших до нас стихотворных отрывков ругает весну, как самое скверное время года, когда иссякают запасы пищи, накопленные с осени, и надвигается угроза голода.

Постоянная борьба за выживание выработала в греческом характере такую важную черту, как бережливость. Впрочем, у многих она незаметно превращалась в самую настоящую скупость. Вот несколько наставлений из уже упоминавшейся поэмы Гесиода «Труды и дни», ярко характеризующих и личность самого поэта, и то общество, среди которого довелось ему жить:

Только дающим давай: ничего не давай не дающим.

Всякий дающему даст, не дающему всякий откажет.

Если и малое даже к малому прикладывать будешь,

Скоро большим оно станет, прикладывай только почаще.

Жгучего голода тот избежит, кто копить приучился.

Природа была суровой нянькой и воспитательницей греческого народа. Она приучила его довольствоваться немногим. Нам, людям начала XXI века, живущим в так называемом «потребляющем обществе» и выше всего ценящем житейский комфорт, трудно себе представить, насколько простой, убогой, лишённой самых элементарных удобств была жизнь даже высших слоёв греческого общества, тех, кого их соотечественники считали аристократами и богачами, не говоря уже обо всей остальной его массе. Ежедневный рацион зажиточного афинянина времён Платона и Сократа показался бы нам голодной диетой. Он включал в себя хлеб, чаще всего ячменный (белый, пшеничный хлеб даже богатые греки ели очень редко), овощи, бобы, маслины, немного рыбы с приправой, немного сыра из козьего или овечьего молока. Мясо считалось деликатесом. В основном его ели по праздникам во время жертвоприношений богам, которые тоже получали свою долю от трапезы в виде костей. Каждая трапеза, утренняя или вечерняя, сопровождалась у греков вином, но его пили сильно разбавляя водой.

Но греки очень быстро научились извлекать максимальную выгоду из того скудного достояния, которым их могла наделить их нищая страна. Страдая от постоянной нехватки земли, они научились обрабатывать свои карликовые наделы с каменистой, почти бесплодной почвой с такой удивительной тщательностью и старанием, что производимые ими сорта вин и оливкового масла вскоре были признаны лучшим в мире, и в дальнейшем никто уже не решался конкурировать с ними на внешних рынках. Конкуренция шла лишь между самими греческими виноделами и маслоделами: каждый стремился придать своей продукции какой-то особый, необыкновенно тонкий, доступный лишь подлинным знатокам вкусовой оттенок, чтобы его вино или его масло можно было бы всегда отличать от всех остальных. Такая же борьба оттенков велась и между различными ремесленными мастерскими , производящими глиняную расписную посуду, ткани, оружие, разнообразные изделия из бронзы, золота и серебра. И здесь победа над соперником могла быть достигнута только за счёт огромнейшей изощрённости технического умения и очень высокого художественного вкуса. И здесь простейшие материалы, нередко сами по себе не представляющие особой ценности, как, например, гончарная глина, камень или дерево, превращались в подлинные произведения искусства, с которыми трудно было сравнивать произведения чужеземных мастеров.

«Нужда – мать изобретательности» - гласит древне изречение. История греческой цивилизации вполне оправдывает этот афоризм. Именно непрерывная борьба с нуждой сделала греческий интеллект необыкновенно изобретательным, изворотливым, способным найти выход из любого самого затруднительного положения. Недаром в Греции пользовались такой огромной популярностью великие изобретатели и вместе с тем великие хитрецы, плуты и обманщики: Прометей Сизиф, Дедал, Одиссей. Можно даже сказать, что эти мифические персонажи стали наглядным воплощением некоторых очень важных особенностей греческого менталитета. Греки всегда ценили в людях такие качества, как хитроумие, ловкость, умение одурачить другого. Во всем этом они видели проявление особой одарённости или даже своего рода артистизма человеческой натуры. Хитроумие мастера-художника, озабоченного усовершенствованием своих изделий и хитроумие вора-обманщика, думающего лишь о том, как бы половчее надуть попадающихся ему навстречу простаков, ставились ими практически на одну доску. «Отец истории» Геродот, захлёбываясь от восторга, рассказывает читателям об одном поистине гениальном воре, сумевшим провести самого царя Радаманта.

Даже своим богам греки не стеснялись приписывать явно мошеннические наклонности, которые в их характере причудливо и для грека вполне естественно и закономерно соединялись с различными проявлениями художественной и технической одарённости. Так, например, вестник богов Гермес. В одном из т.н. «Гомеровских гимнов» рассказывается о том, как только что появившийся на свет Гермес, едва выбравшись из пелёнок, совершил два замечательных дела: изобрёл лиру, соорудив её из панциря пойманной им черепахи, и украл целое стадо коров у самого Аполлона, причём чтобы сбить с толку преследователя нарочно гнал их хвостами вперёд. Оба этих подвига «божественного младенца» вызывают у поэта чувство неподдельного восторга и умиления. Сам Аполлон, наконец, разыскавший своё стадо и его похитителя, не может сдержать своего восхищения и предрекает проказнику-мальчишке великое будущее.

Плутовская ловкость и предприимчивость греков были хорошо известны близко соприкасавшимся с ними племенам и народам варварской периферии. Они охотно вступали с греками в коммерческие сделки, покупали у них их превосходные вина, разнообразные ремесленные изделия, даже приглашали их к себе на службу, когда возникла потребность, когда возникала потребность в квалифицированных мастерах, художниках или строителях, но в то же время склонны были смотреть на них свысока как на достойную всяческого презрения породу профессиональных торгашей и мошенников. Это общее мнение о греках, бытовавшее среди варварских народов, удачно выразил Геродот, вложивший в уста персидского царя Кир Старшего такую оценку эллинов: «Я не страшусь людей, у которых посреди города есть определённое место, куда собираются народ, обманывая друг друга и принося ложные клятвы». В этих словах заключён прямой намёк на греческую агору – место, где устраивались народные собрания, вершилось судопроизводство, и в то же время занимались торговлей. Здесь важна та репутация, которая закрепилась за греками среди их соседей по ойкумене. Однако если перевести эту оценку из негативного в позитивный план, придётся признать, что среди других народов древности греков выделял высокоразвитый интеллект, предприимчивость и необычная для той исторической эпохи жизненная активность.

Изобретательность и предприимчивость были тесно переплетены в характере греков с другой не менее важной чертой – необыкновенной непоседливостью, предрасположенностью к вечной перемене мест. Иногда в одиночку, иногда небольшими компаниями-гетериями, иногда даже целыми общинами-полисами они удивительно легко снимались с насиженных мести отправлялись куда-нибудь за тридевять земель в поисках удачи или ещё чаще просто хлеба насущного. Очень легко можно было обвинить их на том основании в недостатке патриотизма. Как и многие другие народы древности средневековья, греки жили по принципу: отечество там, где лучше. Они никогда не были намертво привязаны к той земле, на которой они родились и выросли, тем более, что эта земля, как мы видели, не редко становилась для них не матерью, а злою мачехой. Как хорошо заметил А.Боннар: «Греки сделались мореплавателями в силу необходимости. Вопль голодного брюха оснащал корабли и направлял их в море». Разумеется, здесь сыграла свою роль и исключительная, пожалуй, не знающая себе равных во всем Средиземноморье приспособленность Эгейского бассейна для занятий мореплаванием в те времена, когда искусство кораблевождения делало ещё только первые робкие шаги. Море плескалось буквально «у порога» чуть ли не каждого греческого городка и было бы просто безрассудно не использовать те заманчивые возможности, которые оно открывало перед смелыми и хоть немного склонными к авантюрам людьми.

Тем не менее, даже попадая в самые отдалённые концы тогдашней ойкумены, оказавшись то в устье Днепра или Дона среди диких степных кочевников, то на побережье Галлии среди не менее диких кельтских племён, далеких предков теперешних французов, греческие купцы и колонисты никогда не забывали о своей причастности к эллинскому миру, к его культуре и языку, к его общим для всех греков святыням. Более того, именно здесь среди чуждых языков и наречий, среди диковинных, а иногда и отвратительных для эллина варварских обычаев и нравов, это чувство кровной связи со своей далёкой родиной, со своим народом переживались особенно остро и напряженно. Можно сказать, что греки всюду возили за собой своё отечество, как улитка таскает за собой свою раковину. Ведь представление о родине у каждого из них было связано прежде всего с его родным полисом и его ближайшими окрестностями. А воссоздать эту малую родину где-нибудь на новом месте, хотя и в сильно уменьшенной копии, было делом, в общем, не таким уж сложным. Все греческие полисы были стандартны по своей планировке и по своему внутреннему устройству. Почти все они включали в себя один и тот же набор основных элементов: агору, городскую цитадель-акрополь а расположенными на нём храмами богов, гавань с верфями и причалами, в более поздние времена – театр, гимнасий, стадион – место для атлетических упражнений молодёжи.

Массовые миграции населения, в которых участвовали отдельные общины и целые племена, были в древности, и в эпоху раннего средневековья в общем довольно обычным явлением. Но что было характерно именно для греческого мира и чему трудно было подобрать сколько-нибудь близкие аналогии в жизни других народов – это чрезвычайно высокая подвижность отдельных индивидов. В странах Древнего Востока свобода пространственного передвижения личности всегда была крайне ограничена. Почти каждый человек, особенно находившийся на одном из нижних этажей социальной лестницы, крестьянин-земледелец или ремесленник, был чаще всего пожизненно прикреплён к свому месту жительства, к своей сельской общине, с другими словами которой он был связан своеобразной круговой порукой. Те же купцы на Востоке чаще всего были агентами какого-либо храма или же непосредственно зависели от царской власти.

В Греции, начиная с гомеровских времён всё обстояло совершенно по иному. Любой свободный человек, будь он аристократом или простолюдином, богачём или бедняком – безразлично, мог в любой момент, не спрашивая ни у кого разрешения, снарядить корабль или повозку, или просто взять в руки посох, надеть дорожные сапоги с толстыми подошвами и отправиться куда угодно с какой угодно целью, будь то поездка по торговым делам, пиратский набег, посещение какого-либо особо святого места или просто поиски работы или куска хлеба. История Греции полна подобными примерами. Постоянно странствуют по суше и морю герои гомеровских поэм. Постоянно передвигались с места на место ремесленники-демиурги. Постоянно странствовали известные поэты, философы, художники. Среди них мы видим поэта Архилоха – великого законодателя и поэта Солона, выдающегося греческого историка Геродота и т.д.

Диапазон передвижений греческих путешественников все время расширялся и нередко выходил далеко за пределы давно обжитого греками Эгейского бассейна и даже Средиземноморья. Ещё в VII в. до н.э. корабельщик Колей с о. Самоса в Эгейском море проплыл через Столпы Геракла (так греки называли Гибралтарский пролив) в Атлантический океан, побывал на юго-западном побережье Испании и вернулся на родину с большим грузом серебра. В том же столетии странствующий поэт и прорицатель Аристей уроженец о. Проконнеса на Пропонтиде, проник в глубинные районы Северного Причерноморья, долго скитался среди населявших их диких племён и, возможно, добрался до Уральских гор, или, по крайней мере, до Поволжья. Если в гомеровские времена путешествие в Египет или Сирию считалось смелым предприятием, то уже в VII-VI вв. до н.э. такие путешествия стали обычным делом. Так, в начале VI в. Египет посетил Солон.

Но едва ли не самой подвижной частью греческого общества, его авангардом, были греческие наёмники. Задолго до походов Александра Македонского наёмники, завербованные в армию «царя царей», обследовали чуть ли всё огромное пространство Персидской державы от Малой Азии до северной Индии. Скорее всего, именно от них получали необходимую информацию о глубинных районах этого огромного государства не только греческие купцы, но и учёные: географы, историки, натуралисты. Среди скитавшихся по варварским станам греков было также немало мастеров-ремесленников и художников порой самого высокого класса.

Весьма показательно, что при таком обили информации об освоении греками стан Востока и других регионов варварской периферии, свидетельств противоположного рода о посещении Греции выходцами из этих стран сохранилось в наших источниках на удивление мало. Основная масса чужеземцев, побывавших в Элладе в период с VIII по III в. до н.э., т е. в эпоху становления и расцвета греческой цивилизации попадали туда в качестве военнопленных и рабов.

В целом же это сопоставление лишний раз свидетельствует об исключительном динамизме и открытости греческого общества так же, как и о крайней инертности, статичности и замкнутости противостоящих ему варварских обществ. Следует иметь в виду и ещё одно немаловажное обстоятельство: подвижность пространственная вполне естественным образом соединялась в жизни древних греков с подвижностью передвижения по социальной лестнице. Одно здесь плавно переходило в другое. Так, человек, которому долго не везло у себя на родине, скажем, в Афинах или Милеете, мог быстро разбогатеть, поменяв место жительства, перебравшись в одну из отдалённых колоний и занявшись там, допустим, транзитной торговлей – скупкой или перепродажей хлеба, вина, рабов или чем-либо ещё. Дело было сопряжено с определённым риском, но приносило в случае удачи хорошие барыши. Нажив большое состояние, такой купец мог стать одним из первых богачей своей колонии, но мог и вернуться назад в своё отечество, купив дом или земельный надел, пользоваться влиянием и почётом. Конечно, сделать это удавалось далеко не каждому. Иначе в греческих полисах не было бы ни бедноты, ни простонародья, а все были бы богачами и аристократами. Тем не менее, путь к жизненному успеху был в принципе открыт перед любым человеком, от природы наделённым отвагой, предприимчивостью или деловой хваткой.

В связи с этим нельзя не заметить, что греки с удивительной лёгкостью меняли не только место жительства, но и род занятий. И источники средств существования, а вместе с ними, образ жизни и социальный статус. Так, Солон, человек знатного происхождения, и как все афинские аристократы – землевладелец, вынужден был заняться морской торговлей, чтобы таким способом поправить своё пошатнувшееся материальное положение своей семьи. Отец поэта Гесиода, напротив, сменил скитальческую жизнь мореплавателя и погоню за наживой на более размеренное и спокойное существование крестьянина-земледельца. Классическим образцом греческой предприимчивости и умения приспосабливаться к быстро меняющейся обстановке, находить выход из самых трудных положений может считаться жизненный путь одного из самых популярных греческих писателей IV в. до н.э. Ксенофонта, биография которого известна по его же сочинениям. Выходец из богатой и знатной семьи, он почти до тридцатилетнего возраста прожил в Афинах, занимаясь философией под руководством мудрого Сократа и в тоже время увлекался охотой и верховой ездой. Однако обстоятельства круто изменили его жизнь. В 401 г., после окончания длительной и опустошительной Пелопоннесской войны, в которой Афины потерпели поражение, он был вынужден покинуть родной город и променять спокойную жизнь землевладельца на опасное ремесло наёмного солдата. Ксенофонту удалось завербоваться в армию персидского наместника Малой Азии царевича Кира Младшего и в составе десяти тысяч наёмников совершить поход через внутренние области Персидской державы, позже описанный им в его произведении «Анабасис». В благодарность за услуги, оказанные Спарте, он получает от спартанцев большой земельный надел в Элиде и около 12 лет живёт там, мирно занимаясь литературой и сельским хозяйством. Но затем его жизнь вновь делает резкий поворот: в Элид вторгаются войска враждебного Спарте Беотийского союза и оставаться здесь ему стало смертельно опасно. Он был вынужден бежать в Коринф, где видимо, и окончил свои дни в положении политического изгнанника. Главная и наиболее примечательная черта его карьеры – ясно выраженная активность и самостоятельность в выборе путей и способе устройства своего жизненного благополучия в сочетании с явным недостатком нравственной щепетильности.

Такими образом, некоторые достаточно важные черты менталитета древних греков, как бережливость, умеренность, изобретательность, предприимчивость, склонность к передвижениям могут быть объяснены особенностями их образа жизни, в свою очередь обусловленного природной средой их родной страны. В данном случае оправдывается старая марксистская формула: «Бытие определяет сознание», хотя далеко не всё богатство духовного мира греков и их психической жизни выводится прямо и непосредственно из их бытового уклада или форм хозяйственной деятельности. Во многих случаях их сознание оказывало ощутимое обратное воздействие на их индивидуальное и общественное бытие.

 

cyberpedia.su

Менталитет и культура. История древнего мира [Восток, Греция, Рим]

Менталитет и культура

Для Месопотамии был характерен особый (по-видимому, типичный для всего Ближнего Востока) менталитет, вызвавший яростную реакцию в ветхозаветной традиции (откуда ее образ «вавилонской блудницы»). Фундаментальной его чертой было полное отсутствие абстрактных «абсолютных ценностей»; во главу угла ставилось физическое благополучие общества и его членов. Общество не считало ценным то, что не было нужно никому в отдельности; признанные же ценности определялись именно тем, насколько они были нужны отдельным людям, составляющим общество. На первый план здесь выходили индивидуальная радость и страдание (физические и эмоциональные) и выбор, который делает индивидуум, чтобы умножить первое и уменьшить второе. При этом, разумеется, общество не было скопищем алчных эгоцентриков (тогда оно просто не смогло бы существовать): вторым центральным понятием этики являлись взаимные обязательства, направленные на солидарное обеспечение радости и избежание страданий. Само общество воспринималось как союз, поддерживаемый людьми с этой целью, и именно на это опирался его авторитет. Такое общественное сознание не вязалось с подлинным самоуничижением перед лицом великих сил, и мы знаем примеры месопотамских имен со значением «Не боящийся бога» или песенку воинов Хаммурапи, поддразнивающую этого царя (большую часть своего правления воздерживавшегося от войн) повторяющимся вопросом: «Что ж, чего ты ждешь?».

Считалось, что чем полнее человек удовлетворяет свои собственные желания без прямого ущерба для других людей, тем лучше. Не удивительно, что более требовательные, не-антропоцентрические этики (наподобие ветхозаветной) проявляли резкую враждебность к менталитету Месопотамии. Ярким выражением последнего являются месопотамские пословицы, передающие рациональный релятивизм, прагматизм и гедонизм их создателей, но равным образом и приверженность их к высоко оцененному с точки зрения отдельных людей обычному социальному порядку: «Ничто не дорого, кроме сладостной жизни», «С хорошо устроенным имуществом, сынок, ничто не сравнится», «Небо далеко, а земля драгоценна», «Не знать пива – не знать радости», «Бога не приучишь ходить за тобой, как собаку», «Не выделяйся среди других – плохо будет», «Не воруй – себя не губи», «Не убивай, первым топор не подымай!», «Кто на людей подымется, на того люди подымутся», «Проклятие ранит только внешне, подаяние убивает насмерть», «Незнакомый пес – плохо, незнакомый человек – хуже».

В центральном произведении месопотамской книжности, «Эпосе о Гильгамеше», приводится следующая точка зрения: «Ты ж, Гильгамеш, насыщай желудок; днем и ночью да будешь ты весел; праздник справляй ежедневно, днем и ночью играй и пляши ты. Светлы да будут твои одежды, волосы чисты, водой омывайся! Гляди, как дитя твою руку держит, своими объятьями радуй супругу – только в этом дело человека!». В другом традиционном произведении – диалоге господина-Желания (или Воли) и раба-Рассудка (характерно уже само распределение ролей) релятивистски ставятся проблемы личного выбора: «Раб, слушай меня! – Да, господин мой, да! – Учиню-ка я злодейство! – Учини, господин мой! Без злодейства откуда ты возьмешь одежду, кто поможет тебе насытиться? – Нет, раб, не учиню я злодейства! – Не учиняй! Кто учиняет злодейство, того казнят или бросают в темницу… – Совершу-ка я доброе дело для своей страны! – Соверши, господин мой! Кто делает добро своей стране, дела того драгоценны перед богом. – Нет, не совершу я доброго дела для страны! – Не совершай, господин! Поднимись и пройди по древним развалинам, взгляни на черепа простых и знатных людей. Кто из них делал зло, кто – добро?» Диалог кончается советом раба-Рассудка, доведенного до отчаяния неразрешимыми противоречиями мира, покончить с собой, категорическим нежеланием господина-Воли следовать этому совету – вплоть до готовности уничтожить сам рассудок, чтобы тот не мешал жить, – и констатацией того, что без рассудка тоже не выживешь.

В шумеро-аккадском пантеоне главенствовали Ан – бог неба, Энлиль – «господин воздуха» и Энки (Эа) – бог воды и хранитель мудрости. Выделялись две большие группы богов: небесные игиги и подземные и земные ануннаки. Семью великими игигами в Вавилонии считались Ан, Энлиль, Эа, Син (бог луны), Шамаш (бог Солнца и социального порядка), Мардук (бог-покровитель Вавилона) и Иштар (богиня плодородия, любви и войны, круговорота жизни и смерти). Как и во многих мифологиях Западной Евразии, предусматривалось два «царя богов» – старший, но реально почти безвластный Ан и его сын Энлиль, который и осуществляет реальное управление миром. Столицы крупных держав выдвигали на престол «царя богов» собственного городского бога-покровителя; по вавилонскому мифу собрание богов принуждено было провозгласить своим царем Мардука, чтобы тот избавил мир от хаоса, исходящего от чудовища Тиамат, а в Ассирии «царем всех богов» был Ашшур. Бог бури Адад и бог войны Нинурта выдвигаются в связи с появлением военных держав.

Собрание богов и отдельные боги определяли и переопределяли шимту (судьбу) всякого объекта и существа; впрочем, какая-то доля влияния на свою и чужую шимту имелась у каждого. На загробный мир шумеро-аккадцы смотрели совершенно безнадежно: всех там ожидала одна, и очень плохая судьба, принципиально лишенная каких бы то ни было радостей. За пределами земной жизни заботиться было не о чем.

Согласно твердым представлениям, боги создали людей, чтобы было кому кормить их жертвами и обеспечивать жилищами-храмами, сокровищами и т. д.; до этого боги принуждены были трудиться ради своего пропитания сами, жили в скверных жилищах и т. п. Повышенного этического авторитета за богами никто не признавал; в эпосе о Гильгамеше последний открыто поносит Иштар за предательское поведение по отношению к ее возлюбленным. Рядовой человек не общался с великими богами; для этого существовали посредники – царь всей страны и личные божества-покровители, имевшиеся у каждого. При выборе отношения к богам месопотамец колебался между тактикой «богобоязненного человека» (детальное исполнение воли богов во избежание кар) и горьким осознанием того, что боги слишком капризны, далеки и непредсказуемы, чтобы на эту тактику можно было полагаться. Цели общения с богами в любом случае были одни и те же – обеспечение житейских благ тех, кто в это общение вступает.

Важнейшим культурным открытием шумеров была словесно-слоговая клинопись, применяющая «ребусный» принцип (знак, первоначально обозначавший односложное слово, обозначает также и соответствующий слог в составе любого слова). Грамотность в Месопотамии была распространена довольно широко и очень уважалась. Главными ее центрами были школы («дома табличек») при дворцах и храмах; при них же создавались библиотеки «глиняных книг» на разных языках. Громадная библиотека, собранная по приказу Ашшурбанипала в Ниневии (по-видимому, там собирались тотально скопировать все произведения клинописной книжности), послужила важнейшим источником знаний о Месопотамии для ассириологов.

Наука носила сугубо прикладной характер. Астрономия и астрология достигли особых успехов (в античном мире астрологов и гадателей вообще стали звать «халдеями», настолько высок был престиж астрологического искусства вавилонян). Месопотамцам принадлежит деление неба на 12 зодиакальных созвездий, их названия (Овен, Телец, Близнецы и т. д.) и счет времени по шестидесятеричной системе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Об особенностях греческого менталитета | ЖИЗНЬ РУССКОЙ МАМЫ В ГРЕЦИИ

Всех с наступившим 2016!

Вспоминая прошедший год, расскажу маленький эпизод из своих греческих будней. IMG_0239

Предыстория

Дело было в разгар лета, я жила с детьми на Халкидиках. Банкоматы в Греции почти перестали выдавать деньги, политическое и экономическое будущее стало еще туманнее, а со мной лично в те дни случилась неприятная история со съемной дачной квартирой. Сбежала оттуда со всеми вещами впопыхах, из-за неадекватности хозяина впервые за девять лет в Греции всерьез испугавшись за свою безопасность .

Детей накануне оставила мужу в городе, а сама на пару дней залегла на дно и стала думать, как докатилась до жизни такой…. Визуализация удалась отлично — уже через сутки я сняла отличную квартиру с двумя спальнями. В удобном для меня месте, с видом на оливковую рощу, газоном, парковкой и хорошими соседями с двумя детьми. В итоге моим мальчишкам были обеспечены пространство и компания для игр, а мне самой немного душевного покоя.

Про съем жилья и своего бухгалтера в Греции 

Впервые я снимала жилье на свое имя на долгий срок, о чем предстояло отчитаться перед налоговой, поэтому в процессе консультировалась с Полиной. Во-первых, она профессиональный бухгалтер, во-вторых, обладает опытом в местной недвижимости, а самое главное — с ее скрупулезностью не приходится делать лишних движений и бегать по маршрутам «пойди туда не знаю куда».

Если в России, например, при вопросе «как пройти в библиотеку» вы можете получить отказы и отмахивания, то в Греции проблема ровно противоположная. Почти каждый первый грек вам с лучезарной улыбкой и полной уверенностью расскажет, как пройти, что там найти и где остановиться по пути, но только вот иногда это может оказаться… фантазией. При общении с греческими специалистами подобные истории, увы, тоже встречаются. Поэтому так важно иметь в Греции как минимум своего проверенного бухгалтера и своего юриста (последнего кстати у меня до сих пор нет, кто-нибудь посоветует?).

Поход в налоговую

Итак, заключив договор на аренду квартиры, мне надо было его зарегистрировать в налоговой (вернее «одобрить регистрацию», совершенную собственником жилья).

Στιγμιότυπο οθόνης (14)

Taxisnet (личный кабинет налогоплательщика в Греции)

На самом деле последние годы почти все действия, связанные с налогами, можно совершить удаленно, через интернет (и до Греции дошел прогресс:-), без физического присутствия в налоговой. Но для этого нужны иметь коды к личному кабинету, которых у меня не было (и о которых я только краем уха слышала), а еще и о паспорте новом сообщить, чего я тоже вовремя не сделала.

Моя поездка в налоговую в тот день выглядела следующим образом:

— для начала я приехала по старому адресу, не проверив, что налоговой там уже несколько лет как след простыл,

— найдя наконец нужное место, сунулась на соседний подземный паркинг, забыв про свой верхний багажник (служащий успел остановить меня в последний момент на въезде),

— бросила в итоге машину у ворот наземной парковки в трех кварталах, на ходу кинув парковщику ключи («спасибо огромное, мне срочно, бегу»),

— влетев в налоговую в последнюю минуту приемных часов, обнаружила, что у меня нет нужных ксерокопий, побежала делать,

— а вернувшись уже в совсем неурочный час, когда приемные часы официально были закончены, в нужном мне окошке встретила очень доброжелательное отношение сотрудницы и мило поболтала с ней о жизни, параллельно заполняя заявление с ее помощью. В Греции любят болтать «обо всем», где бы вы ни были:-)

— по совету той же служащей (и с помощью оперативной Полины, которая была онлайн) что-то там активизировали и я вышла из налоговой с нужными документами.

Уффф, дело сделано. Очень довольная собой, я вернулась за машиной, заплатила в два раза меньше денег («да-да, не волнуйся, с тебя только 2 евро, потому что день хороший»), окончательно уверилась в том, что жизнь прекрасна, и поехала домой. Никакие кризисы не страшны, раз люди по-прежнему улыбаются и охотно помогают даже незнакомцам. Конечно, в Салониках не все парковщики делают неожиданные скидки и не все сотрудники официальных учреждений идут навстречу посетителям, но в целом люди здесь душевные. Это то, что я ценю, и что, очень надеюсь, не изменится никогда.

Про особенности местного менталитета и резюме

Но пока я думала о том, какая же я молодец, меня вдруг осенило, как же я стала похожа на типичных греков! До чего же меня все первые годы здесь раздражало умение греков создавать самим себе цейтнот, не предвидеть элементарных вещей и не следить за временем. При этом удивляло умение одновременно оставаться безмятежными, доброжелательными, непосредственными, верящими в доброту окружающих и готовность помочь. А уж как они раздуваются от гордости, решив какую-то проблему, даже самую мелкую. Хм… не стала ли я на них чем-то похожа? И это я, которая приехав когда-то в Грецию, без малейшего знания греческого, безукоризненно подготовила все документы для брака с греком, в то время, как он умудрялся сделать все не так, в последний момент, с ошибками. Но при этом я ужасно нервничала, а он постоянно улыбался и говорил, что it’s ok, όλα καλά («всё хорошо»).

Так что в этом году я себе пожелаю вернуть былую организованность и при этом не утратить приобретенного добродушия:-)

А всем желаю сохранять бодрость духа, встречать на пути хороших людей, дающих энергию, и побольше маленьких радостей в самых обычных буднях!

mamagreka.ru

Особенности греческого менталитета

В Греции есть все!

В Греции есть все!

При упоминании Греции в воображении сразу возникают многочисленные мифические персонажи; боги, имена которых стали нарицательными; люди в туниках… Однако греки с мифических времен довольно сильно изменились. Традиционные национальные костюмы, которые были некогда общепринятым одеянием, сейчас надеваются лишь в дни национальных праздников и гуляний. Фустанеллу, белую плиссированную клетчатую юбку, некогда носимую мужчинами, теперь можно увидеть, в качестве официальной униформы, лишь на гвардейцах, охраняющих дворец республики. Прогулка по площади Синтагмы (Конституции) в Афинах является частью обязательного ритуала с тем, чтобы наблюдать смену караула солдатами, с ног до головы наряженными в традиционные костюмы с остроносыми ботинками и шляпами с кисточкой, висящей под строго определенным углом.

Национальные танцы довольно точно передают традиции и привычки того или иного народа, и Греция в этом плане не исключение. Каждая область и каждый остров страны имеют свои собственные танцы, которые отражают образ жизни и дух местных жителей. Есть танцы, исполняемые группой людей, держащих друг друга за руки или за плечи, которые существуют, начиная с древних времен. Ведущий танцор часто выполняет очень впечатляющие и весьма трудные па и прыжки, демонстрирующие как его проворство, так и силу. Многие из танцев, фактически, основываются на действиях повседневной жизни. Например, танец Цамико представляет собой в ритуальном виде выпас стада коз, и действительно, в сопровождающей данный танец музыке, слушатель может расслышать блеяние коз.

Греки хорошо известны в мире своим гостеприимством — эта национальная черта не изменилась со времен Гомера. В древности гостеприимство считали повелением богов и священной обязанностью каждого. А в настоящее время, гостеприимство — высшее социальное обязательство, которое управляется некоторыми правилами, определяющими поведение как хозяина, так и гостя. Согласно этой традиции, даже самый бедный человек обязан предложить гостю все, что может, без какой-либо тайной цели, которую сочли бы совершенно недостойной. Такая вот она – Греция!

Поддержать нас ссылкой:

Поделиться

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Поделиться

foto-travel.net


Смотрите также