Садово-парковое искусство Индии (стр. 1 из 5). Сады древней индии
Сады и парки в Древней Индии
Невероятной красотой отличались сады и парки Древней Индии. Для них также характерны экзотичность и многообразие, поскольку Индия – страна с территорией большой протяженности и культурно дифференцированным в связи с этим населением.
Кашмир – одна из самых знаменитых древних индийских жемчужин, поражающих роскошью и затейливостью архитектуры. Но помимо прочего Кашмир еще был знаменит необычными плавучими садами. Эти сады размещались на плотах прямоугольной формы. Древние индийцы обустраивали такие плоты при помощи срезанной у корня травы, которая росла на самом дне водоемов. Пучки этих водорослей связывались в сплошные полотна, которые потом закрепляли на поверхности воды вбитыми в дно тонкими столбами. Далее полотно из водорослей покрывалось толстым слоем почвы (не менее полуметра), в которую высаживались цветы и овощи, прежде всего традиционные для Индии огурцы или дыни. Привести в порядок плавающую у берегов озера грядку можно было, только находясь на борту лодки.
А вот в горных уголках Древней Индии сады обустраивались с целью выращивания лекарственных растений. Тибетские монахи, широко известные своей системой медицины, разводили травы, обладающие целебными свойствами. Полученные таким образом природные лекарства применялись для лечения не только соотечественников, они также широко экспортировались в соседние азиатские страны.
Не только прагматизм, но и красота
Но не только утилитарные цели преследовались индусами в разведении садов. С расцветом буддизма в Индии широкое распространение приобрели садики для медитаций и созерцаний. Парки наполнялись умиротворяющим журчанием декоративных водоемов, благоуханием цветников, которые разбивались непременно сообразно принципам дзен. Ажурные беседки были призваны обеспечить покой и настроение для единения с окружающей красотой.
Отдельный интерес представляют садовые уголки древних индусов-мусульман. Они устраивали парки и сады в качестве места для прогулок и отдыха обитательниц гаремов. В связи с этим садовые границы были обнесены высокими стенами, чтобы посторонние ни в коем случае не могли видеть отдыхающих.
В центре прямоугольного двора располагалось восьми- или четырехугольное здание с куполом. Его помещения были строго разделены на женскую и мужскую части. Во всем царила точная геометрия. Даже плодовые деревья располагались в строгом порядке.
Зачастую такие строения по воле их хозяев превращались в усыпальницы после их смерти. Самой известной из них по праву считается Тадж-Махал (XVII ст.).
www.letopis.info
Индийские сады: символы, история, особенности
«Мой сад – моя жизнь» – это древнее индийское изречение не могло принадлежать представителям ни одного другого народа. Именно в Индии отношение к цветку, дереву, а значит, и саду отличается особенной трепетностью и любовью. Развитие индийского садово-паркового искусства вплетено в историю страны и отражает ее важнейшие вехи. Находясь на перекрестке цивилизаций, Индии удалось сохранить аутентичность своих садов и парков, избежав существенного влияния других культур.
Символы и культы
В Индии сады никогда не были лишь способом организации пространства вокруг дворцов или других построек или тем более декоративным элементом. Садово-парковое искусство для индусов – это важнейшая часть духовной жизни, символическое выражение их представлений и верований. Один из древнейших индийских культов – культ дерева, которое считалось сакральным знаком мудрости и долголетия и воспевалось в народном эпосе и манускриптах индуизма. Почтение к деревьям вошло в буддийскую мифологию как важнейшая составляющая – каждый период жизни Будды связывается с определeнным деревом. По преданию Будда родился в саду Лумбини, предназначавшемся для прогулок жителей города Сакья. «Махабхарата» и «Рамаяна» – знаменитые эпосы Древней Индии – подробно описывают городские сады и парки и обитающие в них растения: манго, сахарную пальму, панданус, бигнонию, олеандр, жасмин, вьюнок и лотос.
Экскурс в историю
Что же такое индийский сад с точки зрения организации, композиции и концепции? История этого вопроса насчитывает как минимум три тысячелетия. Индийский сад – это не определенное направление, а лишь объединенное название всех садов страны безотносительно их стиля. Если классифицировать индийские сады, то в истории их строительства можно выделить три основных периода.
Первый период охватывает время со II по IV столетие нашей эры и считается «золотым веком» индийского садоводства. Именно тогда садово-парковое искусство проникает во все сферы жизни. В эту эпоху во дворцах разбивают сады четырeх типов: для царей, царской семьи, жрецов и царедворцев. Все они имели особый духовный смысл и были посвящены богу Индре. Вместе с тем у них было и совершенно практическое значение – в этот период сад становится местом, в котором разворачивается жизнь индийских аристократов. Именно в саду, а не в доме проходили и деловые переговоры, и светские увеселения. Обязательными его элементами были водоeм, утопающий в кустах жасмина павильон, качели. На ветках манго и баньяна висели клетки с птицами, а в прудах плавали лебеди, гуси и утки.
Следующей вехой в истории ландшафтного дизайна Индии становятся сады Могольской империи XVI-XVIII вв. В это время в мелодию традиционных индийских садов органично включаются мотивы мусульманского Востока. Главным образом это нашло выражение в использовании принципа Чор-Бак, что в переводе означает «четыре квадрата» и, в соответствии с названием, представляет собой многократное деление сада – всe пространство делилось на четыре квадрата, которые, в свою очередь, включали ещe четыре квадрата. В качестве разделительных полос использовались не дорожки, а небольшие каналы с водой. В центре квадратов устраивались фонтаны или бассейны с миниатюрными фонтанчиками. Вода, к которой на Востоке всегда относились очень бережно, именно в этот период начинает играть главную роль в индийском саду. Всe остальное – мраморные бортики бассейнов и каналов, многоступенчатые террасы, цветы и деревья, беседки – становится дополнением, цель которого оттенить красоту водной глади. В могольском стиле построены сад Пинжор – даже сейчас одно из самых красивых мест Северной Индии, сад Нишат. Величайший же образец могольского сада – парк при мавзолее Тадж-Махал, который спланирован как своеобразная водная дорога, ведущая к мечети, и без которого невозможно представить главный символ Индии.
Сад Пинжор
Сад Нишат
Нишат Багха (Сад Покоя), Шринагар
Третий период в развитии индийского садово-паркового искусства стал результатом масштабных исторических изменений в жизни страны. Объединение Раджастана (Центральной Индии) и Могольской империи привело к слиянию двух культур, результатом которого, помимо прочего, стало формирование нового типа сада, получившего название раджпутского. Это время спровоцировало появление в пейзаже индийского сада такой нехарактерной для него черты, как подчеркнутая декоративность. Она проявилась в использовании мозаики, искусственного освещения, введении в садовый ансамбль скульптуры и малых архитектурных форм, которые до этого исчерпывались фонтанами. Кроме того, сад стали ограждать ажурными мраморными и деревянными решетками, а его роскошь стали подчeркивать гуляющие по аллеям и дорожкам павлины. Ещe одно принципиальное изменение в это время – расширение круга растений, украшающих сад, за счет иноземных. Если до этого в индийских садах росли только традиционные баньяны, канны, рододендроны, лотосы, ашоки и другие местные деревья и цветы, то теперь в них высаживали и экзотические для Индии гранат, яблони, гампу, бананы, чамаили и королеву цветов – бара-машу, которая цветeт круглый год. Буйство красок и ароматов и сейчас наполняет сады Амбер, Джайпур, Мандорский сад.
Парк возле форта Джайгар, Джайпур
Культурная телепортация
При всей неоднородности понятия «индийский сад», оно имеет ряд стилеобразующих признаков: строгая геометричность композиции, единство дома и сада, открытые пространства, минимализм в деталях, игра на контрастах. Однако важнейшим отличительным признаком индийских садов, который присутствует на протяжении всей их истории, является широкое использование водных элементов. Каналы, создающие геометрию сада, фонтаны, оживляющие незанятое пространство, строгие бассейны или натуралистичные пруды, заросшие лотосами или населенные уточками, – всe это рождает настроение созерцательного спокойствия в каждом, кто входит в индийский сад. Своего максимума использование воды в индийском ландшафтном строительстве достигает в так называемых садах на воде, которые предполагают организацию участков суши посреди естественных прудов и озeр.
Познакомившись поближе с таким великолепием, хочется создать нечто подобное и на своeм участке – уголок солнца, гармонии и радости в суровом русском климате. Для этого можно использовать малые архитектурные формы в индийском стиле и сымитировать растительность этой страны. Центром композиции может стать ротонда, увитая виноградом или огуречной лианой. Посадите вокруг побольше рододендронов, лиан, папоротников, рябинников и поставьте фикусы в кадках, а позади них – сумах, курангу и бобовник. И не забудьте про обилие воды – фонтаны, пруды и каналы.
При подготовке статьи использовались материалы
сайта www.greeninfo.ru
Читать еще:
Тропическое великолепие Индонезии
Таиланд - рай на земле
Сады Бахаи в Израиле
lki-nn.ru
Садово-парковое искусство Индии
Содержание
Введение
Садово-парковое искусство Индии
Растения в индийских легендах
Заповедники, заказники природно-национальные парки Индии
Гималаи
Заключение
Список используемой литературы
"Мой сад - моя жизнь", - пожалуй, это древнее индийское изречение не могло принадлежать представителям ни одного другого народа. Именно в Индии - огромной стране с многообразными природными ресурсами - отношение к цветку, дереву, а значит, и саду отличается особенной трепетностью и любовью. Развитие индийского садово-паркового искусства вплетено в историю страны и отражает ее важнейшие вехи. При этом, даже находясь на перекрестке цивилизаций - а долгое время именно здесь Запад в прямом смысле встречался с Востоком, Индии удалось сохранить аутентичность своих садов и парков, избежав существенного влияния других культур. Вот почему и по сей день индийская ландшафтная архитектура остается совершенно оригинальным явлением, нигде не повторенным и неповторимым.
Садово-парковое искусство - одно из древнейших в Индии. На печатях, найденных в Мохенджо - Даро и Хараме - и относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры, нанесены изображения деревьев. Культ дерева - древнейший индийский культ, воспринятый впоследствии буддизмом (известно, что каждый период жизни Будды связан с определённым деревом) от более древних религий. В 500 году до н.э. "Махабхарата" и "Рамаяна" - знаменитые эпосы Древней Индии - описывая столичные сады, упоминают манго, сахарную пальму, панданус, бигнонию, олеандр, жасмин, вьюнок и лотос. В Индии есть скульптурное дерево желаний, у которого люди просят пищу, питьё, одежду, украшения и… красивых девушек.
"Золотым веком" садоводства в Индии считается период со II по IV век н.э. В это время расцветает искусство: в честь деревьев слагаются трактаты, цветы становятся непременным атрибутом женского туалета, в сюжетах миниатюр растения начинают играть первостепенную роль. В эту эпоху во дворцах разбивают сады четырёх типов: для царей, для царской семьи, для жрецов и царедворцев (увеселительные), посвящённые богу Индре. В эту эпоху жизнь индийских аристократов в основном протекает в саду, а не в доме, поэтому сад оснащён всем необходимым для увеселения и беззаботного времяпрепровождения: водоёмом, утопающим в кустах жасмина павильоном, качелями. На ветвях деревьев (манго, баньян) висят клетки с птицами, а в прудах плавают лебеди, гуси и утки.
Следующей вехой в истории ландшафтного дизайна Индии становятся сады Могольской империи (XVI-XVIII века н.э.). Мотивы мусульманского Востока всё сильнее проникают в индийский сад. Всё чаще и чаще в строительстве используется принцип Чор-Бак - многократное деление сада на квадраты. Сад делится на четыре квадрата, которые, в свою очередь, делятся ещё на четыре квадрата. В качестве разделительных полос используются не дорожки, а небольшие каналы с водой. В центре квадратов устраивают фонтаны или строят бассейны с миниатюрными фонтанчиками. Вода, к которой на Востоке всегда относились очень бережно, начинает играть главную роль в индийском саду. Всё остальное - мраморные бортики бассейнов и каналов, многоступенчатые террасы, цветы и деревья, беседки - становится дополнением, цель которого - оттенить красоту водной глади. В могольском стиле построены сад Шалимар в Лагоре (ныне - территория Пакистана), сад Пинжор (и сейчас одно из самых красивых мест Северной Индии), сад Нишат.
/Сад Шалимар/
/Сад Нишат/
/Сад Пинжор/
Со временем Могольский сад преобразуется в Раджпутский сад. Этот тип сада возникает в результате слияния двух культур: Раджастана (Центральной Индии) и культуры Могольской империи. Характеристикой садов этой эпохи является чрезмерная декоративность: появляются мозаика, искусственное освещение, помимо фонтанов и бассейнов сады украшают скульптурой, ажурными мраморными и деревянными решётками, по аллеям и дорожкам садов гуляют павлины. Помимо местных растений, начинают сажать и экзотические: гампу, гранат, яблони, бананы, могра, чамаили, королеву цветов - бара-машу, которая цветёт круглый год, за что её справедливо прозывают "12 месяцев". Буйство красок и ароматов и сейчас наполняет сады Амбер, Джайпур, Мандорский сад, разбитые в те давние времена.
/Сад Амбер/
Первый период распространения буддизма в Индии началось строительство загородных дворцов и парков, предназначенных для созерцательного отдыха. Позже под влиянием магометанства назначение этих сооружений изменилось. Участок за городской чертой окружали стенами, и в центре воздвигали четырехугольное или восьмиугольное (в плане) здание, перекрытое куполом. Его строили на высокой террасе, от которой начинались широкие аллеи, окаймленные мраморными колоннами и рядами фонтанов. Прямоугольники сада были украшены вечнозелеными и плодовыми деревьями. При жизни владельца центральное здание использовали как летний дворец, в котором проводили шумные празднества. После смерти владельца назначение здания менялось. Тело владельца хоронили под центральным куполом, и с этого дня здание превращалось в мавзолей.
/Мавзолей Тадж-Махал/
Выдающимся сооружением такого типа является мавзолей Тадж-Махал (1630 - 1 (552), названный "жемчужиной Индии". Это усыпальница жены Шах-Джахана (недалеко от города Агры). Мавзолей расположен не в центре, а в конце сада, на высокой террасе, на берегу реки. Перед фасадом здания расположен узкий канал, облицованный мрамором. Вдоль канала были цветники и ряды иссиня-черных кипарисов. Верхнюю террасу украшал цветочный партер. Зеленую оправу для "жемчужины" создавал садовник из Кашмира.
Индийские сады на воде очень напоминают плавающие сады Мексики, о садово-парковом искусстве которой имеется очень мало сведений. Эти сады, судя по сохранившимся сведениям, были хотя и маленькими, но весьма оригинальными по замыслу и исполнению. Плавающими садами-чинампасами любовались испанцы во время завоевания Мексики в XV в. Это были небольшие плавучие островки, созданные на плотах из ветвей и камыша. На плоты насыпали землю и выращивали различные растения, главным образом овощи и цветы. В исторических источниках упоминается о замечательном саде, находившемся близ города Тацкицинко, который по устройству несколько напоминает висячие сады Семирамиды. Он был без колонн, но расположен террасами на конусовидной горе, которая состояла в основном из порфира. По описанию Трескотто, террасы этого сада были соединены лестницами из 320 ступеней, вырезанных на гладко отполированном порфире. Воду подавали наверх мощными насосами, а затем в виде каскадов она ниспадала вниз. Этот сад существовал еще в XV веке. Корни развития садово-паркового искусства Китая уходят в XII в. до н.э. (первое упоминание о Пекине), то есть ко времени расцвета ассирийских городов. О старых китайских парках можно судить только по описаниям и рисункам, но устойчивость градостроительных традиций, контролируемых религиозно-философскими учениями (буддизмом, конфуцианством), дает возможность составить довольно полное представление о развитии этого древнего вида искусства. Китайский народ издавна любил природу и понимал ее красоту. В различных видах искусства, особенно в садово-парковом, китайцы стремились воспроизвести наиболее характерные пейзажи своей страны. Интересной формы холмы вулканического происхождения, многочисленные озера и речки, в которых, как в зеркале, отражаются холмы, горы, леса, - вот своеобразный, динамический пейзаж, ставший основой садово-паркового строительства Китая. Художники-садоводы, обобщая наблюдения явлений окружающего мира, с неиссякаемой фантазией создавали прекрасные реалистические пейзажи. Характерным для китайского садово-паркового творчества был глубокий символизм, являвшийся отражением религиозных учений.
IX-VII вв. до н.э. были эпохой яркого духовного расцвета индийского народа, его литературы и искусства. Первым образцом классической литературы этого периода считаются "Брахманы" - книги, которые разъясняли и толковали учение Веды, и особенно подробно - ритуал жертвоприношения. К "Брахманам" относятся и "Араниаки" ("лесиые книги"). Объяснительное приложение к "Араниакам" - "Упанншады" гласили, что Атма - это душа Вселенной и что каждый человек является частью Атмы.
Авторами "лесных книг" были риши - певцы, эмоциональные и высокоинтеллектуальные для того времени люди, которые отвергали материальные блага и жили в лесах, в тесном общении с природой. Эти люди видели природу глазами поэтов. Они упивались волшебной красотой рассвета и заката солнца, пышностью индийских деревьев и цветов, спокойным величием Гималайских гор, водопадами, реками и сверкающими озерами. Великолепие и тайны окружающего мира вдохновляли их на создание песен и религиозных мифов.
Приблизительно к 500 г. до н.э. относят эпические поэмы арийцев "Рамаяна" и "Махабхарата". Автором "Рамаяны" считается мудрец Вальмики. В поэме описываются жизнь и подвиги мифического героя Рамы.
Дашарахти, царь Айодхьи, желая угодить своей молодой жене, отсылает сына Раму на четырнадцать лет в леса, в изгнание. Вместе с ним отправляются верная жена Рамы Сита и его преданный брат Лакшмана. Через некоторое время злой демон Равана, десятиголовый царь острова Ланка (Цейлон), похищает Ситу. В поэме рассказывается о войне Рамы в союзе с обезьянами и медведями против злых демонов, о его победе и освобождении Ситы, на протяжении всех долгих лет в плену сохранившей верность мужу…
mirznanii.com
Сады Великих Моголов в Индии
В Индии до прихода к власти династии Великих Моголов уже существовала сложившаяся традиция садоводства: около двух тысяч лет назад индийский король Ашока вел обширное строительство и, как говорят источники, закладывал сады и парки с тенистыми дорожками, водоемами и бассейнами. До прихода мусульман посадки в индийских садах носили неформальный, пейзажный характер. Свидетельство тому — изображаемые в санскритской литературе, резьбе по камню и росписях сады с водоемами и каналами, где растут водяные лилии. Как правило, парки разбивались при буддистских монастырях и школах и были открыты для публики. Можно предположить, что эта традиция вместе с буддизмом просочилась в Японию и Китай. Шестьсот лет назад, во времена мусульманского султана Фироз Шаха, в Дели и окрестностях было посажено много садов, в основном фруктовых. Во всех садах обязательно имелись ирригационные каналы и фонтаны. Тогда же в Индии появляется и строгая исламская четырехугольная структура «чар баг» (деление на четыре части дорожками с водными каналами посередине, симметричные посадки, небольшие водоемы четырехугольной формы на скрещении каналов). Но то, что сохранилось в Индии, та садовая традиция, которой, кстати сказать, там продолжают во многом следовать и сейчас, несмотря на сильное английское влияние, — это не просто исламские, а индо-исламские сады.
Садоводство в Индии достигло своего настоящего расцвета в эпоху правления Великих Моголов благодаря плодотворному слиянию персидских, буддистских и индуистских культурных традиций. В буддизме есть пять священных пород деревьев, срубить которые — огромный грех, а из цветов особо почитаем лотос. Когда смотришь на огромные, отдельно стоящие деревья в могольских садах, создается впечатление, что это человек, или, скорее, живое существо, в образ которого может переродиться любой смертный в следующей жизни.
По сравнению с исламом индуизм — религия гораздо более древняя. Она отличается удивительной живучестью, и пантеон индуистских богов очень велик. Индия знала много завоевателей, которые приходили и уходили, но навсегда остались жить индуистские традиции зодчества и искусства, резьбы по дереву и камню, своеобразие храмовой архитектуры. Благодаря влиянию этой древнейшей религии сады Моголов стали более органичными. В убранстве садовых павильонов встречаются характерные для индуистских храмов резные колонны и абстрактный цветочный рисунок, а не только строгие и затейливые геометрические орнаменты ислама. В упорядоченные посадки просочился дух пейзажного стиля.
Теперь вернемся к монгольским, или, точнее, могольским влияниям. Монголы, завоевавшие Персию, были кочевым народом, и в Персии они столкнулись с глубокой, древней культурой оседлой жизни, искусством ее украшения и благоустройства, и с садоводством в том числе. В Самарканде (теперь территория Узбекистана) Тамерлан заложил множество садов, от которых сейчас не осталось буквально и следа. Но в те времена, когда Бабур, завоеватель Индии (годы правления в Индии — 1526-1530), первый Могольский император и прямой потомок Тамерлана и Чингиз-Хана, дважды захватил и в конце концов потерял Самарканд, он был буквально поражен прелестью садов, носивших персидские названия «Услада сердца», «Райский сад».
Безусловно, нельзя упустить из виду климатические особенности. В Индию Бабур пришел из Афганистана, климат которого был значительно мягче, чем в Индии. В центральной же Индии, в Дели и Агре, где располагались столицы могольских императоров, климат тропический, большую часть года господствуют теплые и сухие ветры, с сильной и пыльной жарой в марте-июле, а потом, в июле и августе, приходят влажные муссоны, принося с собой сезон дождей. «Три вещи угнетали нас в Хиндустане — его жара, его ужасные ветры и его пыль. Большой сад служит защитой от них всех; когда находишься там, разве замечаешь пыль и ветер? И в жару там так прохладно, что почти замерзаешь», — записано в воспоминаниях Бабура «Бабур-нама». Бабур, переживший множество взлетов и падений, талантливый государственный деятель и одаренный полководец, как и его последователи, все-таки находил время для занятий садоводством среди своего расписанного по минутам дня. Он обладал двумя качествами, необходимыми садоводу: увлеченностью растениями и вниманием к деталям. Даже постоянно проживая в Индии, Бабур посылал своему управителю в Кабуле распоряжения о том, как следует поливать его сады и как ухаживать за цветами. Ничто не ускользало от его внимания: ни подбор цветовой гаммы олеандров, ни организация ввоза фруктовых деревьев из других стран, ни детали устройства ирригационных систем.
Приехав в Агру, Бабур решил основать свой первый сад. Он стремился к тому, чтобы посадки были сделаны упорядоченно и симметрично, и кругом текла и струилась вода. Возможно, что этот сад он спланировал лично, так как присутствуют упоминания о том, что привезли садовников, плотников и резчиков по камню, но не сохранилось ни одного упоминания об архитекторах. Вскоре Бабур осознал, что в Индии нельзя полностью воссоздать столь любимые им сады Кабула или Самарканда, используя засухоустойчивые растения для посадки пышных фруктовых садов и виноградников. Поэтому индийские могольские сады более открыты по своей структуре и более архитектурны.
Сын Бабура, Хумайюн (1530-1556), был самым слабым из шести императоров. Будучи человеком безусловно одаренным и ярким, он увлекся курением опиума и пьянством. Единственный сад, связанный с его именем, — мавзолей Хумайюна в Дели, который построила в его честь супруга. Этот большой комплекс с несколькими строениями, главным из которых является усыпальница Хумайюна, можно назвать образцом раннего могольского сада со всеми присущими исламскому саду чертами: структура «чар баг», широкие пространства лужаек, высокие мощные стены вокруг. Каналы с водой совершенно узкие и мелкие, тогда как в могольских садах более позднего периода они довольно широки, и чувствуется большая свобода в обращении с водой и совершенство ирригационных систем. Сады при мавзолеях — чисто могольская черта. Надо заметить, что мавзолеи, наследие монголов, тоже имеют каноническую структуру (сама усыпальница находится в центре, вход в сад — с восточной стороны, так как Мекка — с западной, вход в усыпальницу — с юга). Сад разбивался еще при жизни хозяина, там проводились многочисленные праздники и приемы, а после его смерти центральный павильон превращался в мавзолей, открытый для посещений (надо заметить, что из этого канона выбивается Тадж-Махал).
Великий Акбар (1556-1605), сын Хумайюна, всю жизнь не умел читать и писать, но это не мешало ему покровительствовать литературе и искусству, диктовать историю своего правления и свои мысли писцам и собрать огромную библиотеку. Он был исключительно терпим к другим религиям. Великий государственный деятель и полководцец, Акбар сильно отличился и на ниве садоводства. Из наиболее значительных его вкладов в культуру, восхищающих и по сей день, можно назвать строительство форта Агры и столицы его империи, города-сада Фатехпур-Сикри. Фатехпур-Сикри был возведен за короткий срок на искусственном озере и снабжен сложной системой резервуаров и персидских колес для подачи воды, купальнями с горячей и холодной водой. К сожалению, этот прекрасный город фактически превратился в руины еще при жизни Акбара, так как был по непонятным сейчас причинам покинут. Часть города тщательно восстановлена, включая и несколько внутренних садов. Сады Фатехпур-Сикри отличаются некоторой пейзажностью, даже асимметричностью, и сильным индуистским влиянием в каменной резьбе.
Путешественник Питер Манди, посетивший Агру в XVII веке, описывает множество садов с большим разнообразием деревьев, особенно фруктовых, и обилием цветов. Акбар, как и Бабур, многие виды растений ввозил из других стран. В форте Агра стоит обратить внимание на канонический Виноградный садик во внутреннем дворе, окруженный галереей комнат гарема.
Самой серьезной вехой для развития садоводства Великих Моголов стало завоевание Акбаром Кашмира в 1585 году. Вот как в своих мемуарах пишет о Кашмире император Джахангир (1605-1627): «Кашмир — сад вечной весны... прекрасный цветник, распахивающее сердце наследие дервишей. Его прелестные луга и завораживающие каскады выше всякого описания. Там бесчисленное количество струящихся потоков и фонтанов… Красная роза, фиалка и нарцисс растут сами; на лугах — не счесть всевозможных цветов и ароматических трав. Весной завораживают душу холмы и долины — в цвету; ворота, стены, дворы и крыши расцвечены праздничными головками тюльпанов…» Кашмир поразил Акбара обилием воды, плодородием земель, богатым цветением и пестротой осенней листвы (в большинстве районов Индии осенью листья не меняют своей окраски и не расцвечиваются красной и золотой гаммой). Кашмирская долина защищена Гималаями от проникновения влажных муссонов летом, а зимой там выпадает снег. Устремляясь к благодатному климату, могольские правители — Акбар и Джахангир — и их царедворцы снаряжали в Кашмир огромные караваны, включающие сотни слонов, верблюдов, десятки тысяч носильщиков и прислуги, чтобы проводить там невыносимую в более южной местности летнюю пору. По всему маршруту следования процессии были разбиты сады, сейчас лежащие в руинах или покинутые, так же как и более чем 700 садов Кашмира, раскинувшихся по берегам озера Дал, из которых сохранились единицы. Целью путешествия было озеро Дал с искусственными плавучими островами и домами-лодками.
Сын и наследник Акбара, Джахангир, обожал Кашмир и его сады. Как садовод, он обладал талантом чувствовать и раскрывать потенциал места и унаследовал от Бабура страсть к растениям, многие из которых он сам описал. Вместе с женой, одаренной во многих видах искусства, движущей и направляющей силой его садовых и архитектурных проектов, он был в Кашмире, по разным описаниям, от 6 до 13 раз, постоянно создавая новые «сады удовольствий» и усовершенствуя старые. В Кашмире были сады, посвященные одному цветку, или сады для созерцания при лунном свете (по индуистской традиции), сады с павильонами на воде... Так как все это великолепие находилось на неровной местности, в предгорьях, мастерски использовалось террасирование. Одна терраса, самая нижняя, отводилась для приемов и празднеств, средняя — для мужчин, а верхняя — для женщин. Количество террас различно. Их могло быть восемь, что связывается с количеством уровней рая, или семь, по числу планет, или даже двенадцать, по знакам Зодиака. Под защитой гор стены, окружавшие сад, понизились, и в игру вступил окружающий пейзаж (английский термин — «заимствованный пейзаж»), обозревавшийся и с угловых павильонов в виде башенок. Уравновешивающими горный пейзаж элементами служили огромные раскидистые платаны, особенно любимые Джахангиром деревья.Следующий император, Шах-Джахан (1628-1658), скорее отличился в области городской архитектуры, чем садовой, но он увековечил память своей любимой жены Мумтаз Махал мавзолеем Тадж-Махал, сад которого сохранился лучше других. Некоторые посадки в саду при Тадж-Махале были заменены в XX веке.
Император Ауранджиб (1658-1707) символизирует закат империи Моголов. Религиозный фанатик, он строил главным образом мечети, не оставив после себя сколько-нибудь примечательного садового наследия.
Что касается растений, в садах Великих Моголов их было большое разнообразие. По различным литературным источникам, в Кашмире особенно часто использовался темный кипарис, ива и тополь, а в особенности — платан. Из фруктовых деревьев в могольских садах выращивались яблони, фиги, манго, кокосовые пальмы, бананы, лимоны, апельсины, вишни, сливы, гранаты, персики, гуавы, мандарины; из цветов: розы, маки, нарциссы, дельфиниумы, лилии, лотосы, сирень, тюльпаны, ирисы и многие другие.
Отдельно надо заметить, что большая часть жизни императорского двора и знати эпохи Великих Моголов проходила на воздухе, в садах. Сад был не просто местом, куда выходили на прогулку. Они там жили: разбивали на лужайках или в тени деревьев богатые шелковые шатры, украшенные вышивкой и золотой парчой, расстилали роскошные ковры с цветочным рисунком, пили, ели, веселились, устраивали богатые празднества с огромным количеством гостей, даров, фейерверков, музыки и танцев. Во дворцах Великих Моголов не было стекол, как в Европе. Поэтому отличительной чертой индо-исламских садов можно назвать единство внутреннего и внешнего пространства, дома и сада. Сад Моголов — настоящие зеленые комнаты, где сливаются воедино дворец и сад.
Сегодня немногие дошедшие до нас сады Индии — бледные тени былого великолепия. Причин для этого предостаточно: время, войны, заброшенность, варварское отношение туристов и местных жителей, бездумная перепланировка, дефицит воды. Даже в Тадж-Махале фонтаны включаются только для самых почетных гостей, а от более чем сотни садов, которыми был засажен восточный берег реки Джамны, почти не осталось и следа. Все требует наличия денег, культуры и желания.
Во многих современных садах Индии четко просматриваются традиционные элементы индо-исламских садов эпохи Великих Моголов наряду с сильным английским влиянием. Но это — тема отдельного разговора.
hozyaistvo.com
История возникновения индийских садов и парков
Что же такое индийский сад с точки зрения организации, композиции и концепции? История этого вопроса насчитывает как минимум три тысячелетия. Индийский сад – это не определенное направление, а лишь объединенное название всех садов страны безотносительно их стиля. Если классифицировать индийские сады, то в истории их строительства можно выделить три основных периода.
Первый период охватывает время со II по IV столетие нашей эры и считается «золотым веком» индийского садоводства. Именно тогда садово-парковое искусство проникает во все сферы жизни. В эту эпоху во дворцах разбивают сады четырeх типов: для царей, царской семьи, жрецов и царедворцев. Все они имели особый духовный смысл и были посвящены богу Индре. Вместе с тем у них было и совершенно практическое значение – в этот период сад становится местом, в котором разворачивается жизнь индийских аристократов. Именно в саду, а не в доме проходили и деловые переговоры, и светские увеселения. Обязательными его элементами были водоeм, утопающий в кустах жасмина павильон, качели. На ветках манго и баньяна висели клетки с птицами, а в прудах плавали лебеди, гуси и утки.
Следующей вехой в истории ландшафтного дизайна Индии становятся сады Могольской империи XVI-XVIII вв. В это время в мелодию традиционных индийских садов органично включаются мотивы мусульманского Востока. Главным образом это нашло выражение в использовании принципа Чор-Бак, что в переводе означает «четыре квадрата» и, в соответствии с названием, представляет собой многократное деление сада – всe пространство делилось на четыре квадрата, которые, в свою очередь, включали ещe четыре квадрата. В качестве разделительных полос использовались не дорожки, а небольшие каналы с водой. В центре квадратов устраивались фонтаны или бассейны с миниатюрными фонтанчиками. Вода, к которой на Востоке всегда относились очень бережно, именно в этот период начинает играть главную роль в индийском саду. Всe остальное – мраморные бортики бассейнов и каналов, многоступенчатые террасы, цветы и деревья, беседки – становится дополнением, цель которого оттенить красоту водной глади. В могольском стиле построены сад Пинжор – даже сейчас одно из самых красивых мест Северной Индии, сад Нишат. Величайший же образец могольского сада – парк при мавзолее Тадж-Махал, который спланирован как своеобразная водная дорога, ведущая к мечети, и без которого невозможно представить главный символ Индии.
Сад Пинжор Сад Нишат
Нишат Багха (Сад Покоя), Шринагар
Третий период в развитии индийского садово-паркового искусства стал результатом масштабных исторических изменений в жизни страны. Объединение Раджастана (Центральной Индии) и Могольской империи привело к слиянию двух культур, результатом которого, помимо прочего, стало формирование нового типа сада, получившего название раджпутского. Это время спровоцировало появление в пейзаже индийского сада такой нехарактерной для него черты, как подчеркнутая декоративность. Она проявилась в использовании мозаики, искусственного освещения, введении в садовый ансамбль скульптуры и малых архитектурных форм, которые до этого исчерпывались фонтанами. Кроме того, сад стали ограждать ажурными мраморными и деревянными решетками, а его роскошь стали подчeркивать гуляющие по аллеям и дорожкам павлины. Ещe одно принципиальное изменение в это время – расширение круга растений, украшающих сад, за счет иноземных. Если до этого в индийских садах росли только традиционные баньяны, канны, рододендроны, лотосы, ашоки и другие местные деревья и цветы, то теперь в них высаживали и экзотические для Индии гранат, яблони, гампу, бананы, чамаили и королеву цветов – бара-машу, которая цветeт круглый год. Буйство красок и ароматов и сейчас наполняет сады Амбер, Джайпур, Мандорский сад.
Парк возле форта Джайгар, Джайпур
В Индии сады никогда не были лишь способом организации пространства вокруг дворцов или других построек или тем более декоративным элементом. Садово-парковое искусство для индусов – это важнейшая часть духовной жизни, символическое выражение их представлений и верований. Один из древнейших индийских культов – культ дерева, которое считалось сакральным знаком мудрости и долголетия и воспевалось в народном эпосе и манускриптах индуизма. Почтение к деревьям вошло в буддийскую мифологию как важнейшая составляющая – каждый период жизни Будды связывается с определeнным деревом. По преданию Будда родился в саду Лумбини, предназначавшемся для прогулок жителей города Сакья. «Махабхарата» и «Рамаяна» – знаменитые эпосы Древней Индии – подробно описывают городские сады и парки и обитающие в них растения: манго, сахарную пальму, панданус, бигнонию, олеандр, жасмин, вьюнок и лотос.
Растения в индийских легендах
IX-VII вв. до н.э. были эпохой яркого духовного расцвета индийского народа, его литературы и искусства. Первым образцом классической литературы этого периода считаются "Брахманы" - книги, которые разъясняли и толковали учение Веды, и особенно подробно - ритуал жертвоприношения. К "Брахманам" относятся и "Араниаки" ("лесиые книги"). Объяснительное приложение к "Араниакам" - "Упанншады" гласили, что Атма - это душа Вселенной и что каждый человек является частью Атмы.
Авторами "лесных книг" были риши - певцы, эмоциональные и высокоинтеллектуальные для того времени люди, которые отвергали материальные блага и жили в лесах, в тесном общении с природой. Эти люди видели природу глазами поэтов. Они упивались волшебной красотой рассвета и заката солнца, пышностью индийских деревьев и цветов, спокойным величием Гималайских гор, водопадами, реками и сверкающими озерами. Великолепие и тайны окружающего мира вдохновляли их на создание песен и религиозных мифов.
Приблизительно к 500 г. до н.э. относят эпические поэмы арийцев "Рамаяна" и "Махабхарата". Автором "Рамаяны" считается мудрец Вальмики. В поэме описываются жизнь и подвиги мифического героя Рамы.
Дашарахти, царь Айодхьи, желая угодить своей молодой жене, отсылает сына Раму на четырнадцать лет в леса, в изгнание. Вместе с ним отправляются верная жена Рамы Сита и его преданный брат Лакшмана. Через некоторое время злой демон Равана, десятиголовый царь острова Ланка (Цейлон), похищает Ситу. В поэме рассказывается о войне Рамы в союзе с обезьянами и медведями против злых демонов, о его победе и освобождении Ситы, на протяжении всех долгих лет в плену сохранившей верность мужу…
В том месте, где река Кози выходит из гор, есть красивая ашоковая роща. Легенда рассказывает, что Сита и Рама были очарованы красотой цветущего ашока и поселились в этой роще. Когда они возвратились в Айодхью, место их поселения в лесу было названо Ситабанн, или "Роща Ситы". Сита никогда не забывала красоту леса и прелесть купания в реке. Окруженная роскошью дворца в Айодхье после возвращения из изгнания, она тосковала по джунглям.
"Махабхарата" ("Великая война потомков Бхараты") написана мудрецом Виаза. Главной частью "Махабхараты" является сказание о борьбе за власть между сыновьями двух братьей Панду и Дхритараппры. Сыновья Панду в поэме именуются изндавами, сыновья Дхритараштры кауравами. Действие происходит в верховьях междуречья Ганга и Джамны.
В "Махабхарате" описаны сады, окружающие Индраирастху - столицу панданов, которая находилась на месте нынешнего Дели. Сады в любое время года привлекали взор своими великолепными цветами и плодовыми деревьями. Среди деревьев упомянуты манго, ашока, сальное дерево, сахарная пальма, панданус, бигнония, коралловое дерево и олеандр.
Сады оглашались криками павлинов и пением птиц кокила. Стены павильонов сняли, как зеркала; многочисленные беседки были увиты вьющимися растениями, такими, как бигнония, жасмин и вьюнок. Вода опер светла и прозрачна; богатые рыбой пруды расцвечены цветами лотоса и кувшинками; неподвижную их гладь оживляли красные гуси, утки и лебеди.
В "Махабхарате" также упоминаются деревья кадамба, которые растут в лесу Камиак Можно предположить, что деревья кадамба, сохранившиеся и сейчас в Матуре и Бхарат-поре, являются остатками древнего леса.
Поиски фруктов и цветов, которые омолаживают мужчин и женщин, - сюжет мифов многих народов. В "Махабхарате", в частности, описывается великолепный лотос, который имел тысячу лепестков, сиял, как солнце, и обладал восхитительным ароматом. Этот лотос удлинял жизнь и возвращал молодость и красоту.
Лотос у народов Индии всегда был символом чистоты. Этот цветок вырастает из грязи, но никогда не бывает испачкан. Лотос сравнивают с целомудренным человеком, к которому ие пристает никакая скверна. Таким целомудрием индийская мифология наделила богиню Шри, или Лакшми, супругу Вишны, которая считалась покровительницей плодородия и процветания. Ее называли "рожденная лотосом", "стоящая на лотосе", "окрашенная лотосом". В медальоне ступы в Санги богиня Шри изображена стоящей на лотосе, в окружении его листьев и цветов.
В эпоху арийцев для строительства домов и дворцов раджей широко использовалась древесина. Для удовлетворения огромного спроса на древесину проводились обширные работы по заготовке леса.
Однако спустя какое-то время расслабляющий климат Индии несколько поубавил пыл беспокойных арийцев.
Созерцательность, романтические грезы постепенно овладевали их сознанием. Именно это преломление характерно для их новых представлений о роли и назначении деревьев. Человеческое воображение родило бога Индру, сидящего вместе с прекрасной богиней в тени деревьев, с веток которых люди собирают драгоценные камни, украшения, красивую одежду и другие предметы роскоши.
Заключение
Что же такое индийский сад с точки зрения организации, композиции и концепции? История этого вопроса насчитывает как минимум три тысячелетия. Индийский сад – это не определенное направление, а лишь объединенное название всех садов страны безотносительно их стиля. При всей неоднородности понятия «индийский сад», оно имеет ряд стилеобразующих признаков:
· строгая геометричность композиции,
· единство дома и сада,
· открытые пространства,
· минимализм в деталях,
· игра на контрастах.
Индии удалось сохранить аутентичность своих садов и парков, избежав существенного влияния других культур. Вот почему и по сей день индийская ландшафтная архитектура остается совершенно оригинальным явлением, нигде не повторённым и неповторимым.
Список использованной литературы
· Искусство Индии Авторы: И.О. Галеркина, Ф.Л. Богданов 1963г.
· Искусство стран и народов мира Авторы: Н.В. Баранов, Б.В. Ваймарн
· Малая история искусств Авторы: В.В. Вертоградов и Д.В. Деопика 1979г.
· Искусство Индии Авторы: Прокофьев А.В. 1964г.
· Энциклопедия: религии мира Авторы: М. Аксёнова, Г. Храмов 1996г.
mykonspekts.ru
Сады мира. Часть 1: Индия
Публикану-ка я здесь пару своих статеек, написанных еще в 2005. Благо по теме сообщества.
Садово-парковое искусство — одно из древнейших в Индии. На печатях, найденных в Мохенджо — Даро и Хараме — и относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры, нанесены изображения деревьев. Культ дерева — древнейший индийский культ, воспринятый впоследствии буддизмом (известно, что каждый период жизни Будды связан с определённым деревом) от более древних религий. В 500 году до н. э. «Махабхарата» и «Рамаяна» — знаменитые эпосы Древней Индии — описывая столичные сады, упоминают манго, сахарную пальму, панданус, бигнонию, олеандр, жасмин, вьюнок и лотос. В Индии есть скульптурное дерево желаний, у которого люди просят пищу, питьё, одежду, украшения и… красивых девушек. «Золотым веком» садоводства в Индии считается период со II по IV век н. э. В это время расцветает искусство: в честь деревьев слагаются трактаты, цветы становятся непременным атрибутом женского туалета, в сюжетах миниатюр растения начинают играть первостепенную роль. В эту эпоху во дворцах разбивают сады четырёх типов: для царей, для царской семьи, для жрецов и царедворцев (увеселительные), посвящённые богу Индре. В эту эпоху жизнь индийских аристократов в основном протекает в саду, а не в доме, поэтому сад оснащён всем необходимым для увеселения и беззаботного времяпрепровождения: водоёмом, утопающим в кустах жасмина павильоном, качелями. На ветвях деревьев (манго, баньян) висят клетки с птицами, а в прудах плавают лебеди, гуси и утки.
Следующей вехой в истории ландшафтного дизайна Индии становятся сады Могольской империи (XVI—XVIII века н. э.). Мотивы мусульманского Востока всё сильнее проникают в индийский сад. Всё чаще и чаще в строительстве используется принцип Чор-Бак — многократное деление сада на квадраты. Сад делится на четыре квадрата, которые, в свою очередь, делятся ещё на четыре квадрата. В качестве разделительных полос используются не дорожки, а небольшие каналы с водой. В центре квадратов устраивают фонтаны или строят бассейны с миниатюрными фонтанчиками. Вода, к которой на Востоке всегда относились очень бережно, начинает играть главную роль в индийском саду. Всё остальное — мраморные бортики бассейнов и каналов, многоступенчатые террасы, цветы и деревья, беседки — становится дополнением, цель которого — оттенить красоту водной глади. В могольском стиле построены сад Шалимар в Лагоре (ныне — территория Пакистана), сад Пинжор (и сейчас одно из самых красивых мест Северной Индии), сад Нишат.
Сад Пинжор
Сад Нишат
Со временем Могольский сад преобразуется в Раджпутский сад. Этот тип сада возникает в результате слияния двух культур: Раджастана (Центральной Индии) и культуры Могольской империи. Характеристикой садов этой эпохи является чрезмерная декоративность: появляются мозаика, искусственное освещение, помимо фонтанов и бассейнов сады украшают скульптурой, ажурными мраморными и деревянными решётками, по аллеям и дорожкам садов гуляют павлины. Помимо местных растений, начинают сажать и экзотические: гампу, гранат, яблони, бананы, могра, чамаили, королеву цветов — бара-машу, которая цветёт круглый год, за что её справедливо прозывают «12 месяцев». Буйство красок и ароматов и сейчас наполняет сады Амбер, Джайпур, Мандорский сад, разбитые в те давние времена.
Сад Амбер Вся история Индии тесно переплетена с историей развития садоводства и неудивительно, что в индийской мифологии есть «бог земельного участка» — Вастудебота. Мудрые индусы говорят: «Мой сад — моя жизнь», и при создании садов используют не только аграрную науку и дизайнерский подход, но и целое философское направление — Васту, оформившееся со временем в отдельную науку об архитектуре и дизайне жилья (индийский Фэн-Шуй). Участок земли, материал, из которого построен дом, растительность вокруг него, цвет, расположение окон и дверей — всё это, согласно Васту, факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека. Знание всех правил и законов Васту помогает жить в гармонии с природой и предохраняет от возможных напастей. Многие храмы и дворцы Индии построены с опорой на учение Васту и свидетельствуют об эффективности этой древней науки.
Всё в садах Индии направлено на то, чтобы создать среду созерцательного спокойствия и гармонии. Не зря один из самых популярных туристических маршрутов в наше время — Сады Индии.
При написании статьи использовались книги: С. Капур «Васту»; М. С. Рандхава «Сады через века».
Все фотографии из сети (источников, к сожалению не помню)
garden-history.livejournal.com
Величие индийских садов - AllTravels.com.ua
Садово-парковое искусство — одно из древнейших в Индии. На печатях, найденных в Мохенджо — Даро и Хараме — и относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры, нанесены изображения деревьев.
Культ дерева — древнейший индийский культ, воспринятый впоследствии буддизмом (известно, что каждый период жизни Будды связан с определённым деревом) от более древних религий. В 500 году до н. э. «Махабхарата» и «Рамаяна» — знаменитые эпосы Древней Индии — описывая столичные сады, упоминают манго, сахарную пальму, панданус, бигнонию, олеандр, жасмин, вьюнок и лотос. В Индии есть скульптурное дерево желаний, у которого люди просят пищу, питьё, одежду, украшения и… красивых девушек.
«Золотым веком» садоводства в Индии считается период со II по IV век н. э. В это время расцветает искусство: в честь деревьев слагаются трактаты, цветы становятся непременным атрибутом женского туалета, в сюжетах миниатюр растения начинают играть первостепенную роль. В эту эпоху во дворцах разбивают сады четырёх типов: для царей, для царской семьи, для жрецов и царедворцев (увеселительные), посвящённые богу Индре. В эту эпоху жизнь индийских аристократов в основном протекает в саду, а не в доме, поэтому сад оснащён всем необходимым для увеселения и беззаботного времяпрепровождения: водоёмом, утопающим в кустах жасмина павильоном, качелями. На ветвях деревьев (манго, баньян) висят клетки с птицами, а в прудах плавают лебеди, гуси и утки.
Следующей вехой в истории ландшафтного дизайна Индии становятся сады Могольской империи (XVI—XVIII века н. э.). Мотивы мусульманского Востока всё сильнее проникают в индийский сад. Всё чаще и чаще в строительстве используется принцип Чор-Бак — многократное деление сада на квадраты. Сад делится на четыре квадрата, которые, в свою очередь, делятся ещё на четыре квадрата. В качестве разделительных полос используются не дорожки, а небольшие каналы с водой. В центре квадратов устраивают фонтаны или строят бассейны с миниатюрными фонтанчиками. Вода, к которой на Востоке всегда относились очень бережно, начинает играть главную роль в индийском саду. Всё остальное — мраморные бортики бассейнов и каналов, многоступенчатые террасы, цветы и деревья, беседки — становится дополнением, цель которого — оттенить красоту водной глади. В могольском стиле построены сад Шалимар в Лагоре (ныне — территория Пакистана), сад Пинжор (и сейчас одно из самых красивых мест Северной Индии), сад Нишат.
Со временем Могольский сад преобразуется в Раджпутский сад. Этот тип сада возникает в результате слияния двух культур: Раджастана (Центральной Индии) и культуры Могольской империи. Характеристикой садов этой эпохи является чрезмерная декоративность: появляются мозаика, искусственное освещение, помимо фонтанов и бассейнов сады украшают скульптурой, ажурными мраморными и деревянными решётками, по аллеям и дорожкам садов гуляют павлины. Помимо местных растений, начинают сажать и экзотические: гампу, гранат, яблони, бананы, могра, чамаили, королеву цветов — бара-машу, которая цветёт круглый год, за что её справедливо прозывают «12 месяцев». Буйство красок и ароматов и сейчас наполняет сады Амбер, Джайпур, Мандорский сад, разбитые в те давние времена.
Вся история Индии тесно переплетена с историей развития садоводства и неудивительно, что в индийской мифологии есть «бог земельного участка» — Вастудебота. Мудрые индусы говорят: «Мой сад — моя жизнь», и при создании садов используют не только аграрную науку и дизайнерский подход, но и целое философское направление — Васту, оформившееся со временем в отдельную науку об архитектуре и дизайне жилья (индийский Фэн-Шуй). Участок земли, материал, из которого построен дом, растительность вокруг него, цвет, расположение окон и дверей — всё это, согласно Васту, факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека. Знание всех правил и законов Васту помогает жить в гармонии с природой и предохраняет от возможных напастей. Многие храмы и дворцы Индии построены с опорой на учение Васту и свидетельствуют об эффективности этой древней науки.
Всё в садах Индии направлено на то, чтобы создать среду созерцательного спокойствия и гармонии. Не зря один из самых популярных туристических маршрутов в наше время — Сады Индии.
Индийский сад в среднерусской полосе. Конечно, познакомившись поближе с великолепными садами Индии, хочется создать нечто подобное и на своём участке — уголок солнца, гармонии и радости в суровом русском климате. Попробуйте использовать малые архитектурные формы в индийском стиле и сымитировать растительность Индии. Центром композиции может стать ротонда, увитая виноградом или огуречной лианой. Посадите вокруг побольше рододендронов, лиан, папортников, рябинников, и поставьте фикусы в кадках, а позади них — сумах, курангу, бобовник.