Боги Ассирии - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
К примеру, вавилонская богиня плодородия Иштар в Ассирии воспринималась как Астарта, которая почиталась как богиня войны. Фактически, у каждого крупного города было свое божество, имя которого он носил. Верховным божеством Ассирии, без сомнения, являлся Ашшур, по имени которого и было названо все государство и его древняя столица. Жрецы Ассирии объявили его царем над всеми двенадцатью богами. Таким образом, между жителями Ашшура и Вавилона возникли еще и противоречия на религиозной почве, так как последние были убеждены, что главным божеством является Мардук. Ассирийцы также почитали Нинлиль, супругу Ашшура, которую изредка также называли Иштар. При этом в веровании народов Месопотамии Иштар разделилась на два божества. Одна, как сказано выше, почиталась вавилонянами как Иштар Арбельская, другая, почитаемая ассирийцами – Иштар Ниневийская.
Ассирийские жрецы также почитали бога неба Ану, и громовержцу Ададу. В ассирийской столице в их честь был построен роскошный храм, который немногим уступал храму Ашшура. Историки склонны считать, что это не случайность, так как в Северной Месопотамии для земледелия куда большее значение имели осадки, приходящие с неба. Они были убеждены, что именно Адад посылает дожди, которые насыщают почву влагой и позволяют взращивать урожаи. В Южной Месопотамии в то же время больше почитался бог Эа, покровительствующий подземным водам. В таком порядке по иерархии боги Ассирии стояли вплоть до ее падения, так как в библиотеке Ашшурбананала, где описывались богатые на урожай годы, благодарение за это высказывалось именно в пользу Адада, «пустившего свои ливни», а уже после него прославлялся Эа, отворивший источник подземных вод.Становится понятно, что религиозные представления народов Месопотамии отличались между собой в зависимости от местоположения тех или иных городов, в которых они проживали. Большое влияние на пантеон ассирийских богов оказали и хетты, так как торговцы из Ассирии очень тесно общались с этой северной цивилизацией. К примеру, символом бога-громовержца у народов Месопотамии считался огненный кинжал, в то время как хетты использовали двойной топор. А в найденных примерах ассирийской литературы использовались оба символа.
antiquehistory.ru
ТАЙНА АССИРИИ. Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями]
ТАЙНА АССИРИИ
200 лет спустя следующей важнейшей вехой в истории Иерусалима был 689 году до РХ. В это время в Старом мире владычествовали ассирийцы. Они покорили вавилонян и эламитов и выселили израильтян из их северного царства — Самарии. Тем временем хурриты наконец покинули Левант ради более мирной жизни на северо-востоке возле озера Ван. Казалось, никто не может противостоять ассирийской военной мощи, и вскоре она достигла своего апогея, когда ассирийцы, вначале при Ассаргадоне, а затем Ашшурбанипале, вторглись в Египет.
Кто такие были ассирийцы и почему они вдруг приступили к осуществлению такой широкой экспансионистской программы? Первоначально этот народ пришел из Шумера — они были преимущественно сторонниками Инанны. Но это было тысячи лет назад, а теперь они исповедовали религию, основанную на первой святой троице. Их бог, по имени Ашшур, состоял из триады — Анар, Бель и Эа (шумерские Ану, Энлиль и Энки). А ступенькой ниже в пантеоне ассирийцев располагалась другая, второстепенная триада — Син, Шамаш и либо Рамман, либо Иштар.
То, что ассирийцы веровали в древнюю троицу шумерских богов, видимо, означает, что они не пользовались непосредственной поддержкой кого-то одного из богов: отсутствие вмешательства богов в ассирийские дела подтверждает предпринятая ассирийским царем Сеннахерибом в 689 году до РХ попытка взять штурмом Иерусалим. Именно тогда Сеннахериб богохульно похвалялся, что могучая ассирийская армия сильнее любого бога! Но едва лишь Сеннахериб произнес эти богохульные слова, как боги дали о себе знать.
«В эту ночь Ангел Господень снизошел и умертвил 185 тысяч человек в лагере ассирийцев».
2-я Книга Царств 19:35.
И на этот раз посланцы богов, а не сами боги, выполнили это поручение. Было ли истребление ассирийцев, как это описывается в Библии, реальным историческим событием, еще одним примером использования богами смертоубийственной техники? Есть одна важная деталь, которая, возможно, указывает, что это было именно так. Перед тем как ангелы напали на лагерь ассирийцев, царь Иерусалимский подошел к аппарату связи, который именовался Ковчегом Завета (к тому времени он уже был постоянно установлен в Храме, и его именовали «Господь»), и сказал:
«О, Господи, Бог Израиля, ты, восседающий среди херувимов,
услышь слова, которые прислал Сеннахериб, чтобы оскорбить Бога живого…»
В том же году, когда произошло это ужасное нападение на Иерусалим, Сеннахериб столкнулся с последним из ряда мятежей своих ставленников в городе Вавилон. На этот раз его солдаты варварски разграбили Вавилон. Но даже этот беспощадный акт подавления не смог заставить Вавилон смириться, и 50 лет спустя он снова восстал. Именно в это время Ассирийская империя таинственным образом угасла.
С 639 года до РХ сведений об истории Ассирии нет. И нет никаких объяснений этого странного исчезновения. Падение империи совершилось потрясающе неожиданно.
Но кто именно скрывался за кулисами падения Ассирии? Некоторый свет на это бросают имена мятежных царей Вавилонии. Главным зачинщиком мятежа был Набупалассар, которого сменил на царстве его сын Навуходоносор — в обоих именах содержится имя бога Набу — сына Мардука.
Возможно, боги вмешались, чтобы положить конец тирании надменных и невежественных ассирийцев? Возможно, ассирийцы переполнили чашу терпения богов? Одним из последних действий ассирийцев был разгром в 640 году до РХ Эламского царства (где поклонялись богу Нинурте), а перед этим (в 664 году до РХ НХ) они вторглись в Египет. Таким образом, у ассирийцев было мало союзников среди богов.
Пока историки не дали никаких иных объяснений внезапному падению Ассирийской империи, нам не остается ничего иного, кроме как серьезно рассмотреть возможность прямого или косвенного участия в этом бога Набу.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
culture.wikireading.ru
Ассирия: культ и пантеон - Всеобщая история религий мира - Вольдемар Данилович Карамазов - rutlib2.com
Ассирия: культ и пантеон
Город Ашшур, по имени которого было названо государство, более известное в греческой транскрипции как Ассирия, располагался к северу от Вавилонии. Эта страна прославилась своими завоеваниями, результатом которых стало создание огромной империи. В период 900-612 гг. до н. э. Ассирия была наиболее могущественным государством Передней Азии.
Ассирийцы были великими воинами. Им не было равных в искусстве осады крепостей, скорости передвижения и ведении разведки. Но еще больше отличались ассирийцы своей жестокостью. Об этом мы можем судить по многочисленным надписям правителей Ассирии. Вот только некоторые из них: «Воинов его я заколол 4 раза по 3600 человек; тех, кто остался в живых, я, выколов им глаза, взял в плен». «Жители города Хиримм, моего заклятого врага, были зарезаны, ни один из них не остался в живых. Трупы их, повешенные на столбах, стеной окружали город».
Когда ассирийцы завоевывали другие страны, они как правило, не вмешивались в местные религии. Если население захваченных стран было покорным, ему позволяли следовать своим традициям и соблюдать свои обычаи. Если же порабощенные народы поднимали восстания, то ассирийцы могли забрать в плен их богов и установить в своих храмах. К этим богам они чаще всего относились с уважением и иногда даже возвращали их после подавления восстания.
Ассирийские цари старались брать за образец Вавилонию, которая обладала более древней культурой. Ассирийцы заимствовали у покоренного вавилонского населения его высокую культуру, письменность и религию.
В эпоху ассирийского владычества в Месопотамии господствовали те же шумеро-вавилонские боги. Вавилонские священные места оставались священными и для ассирийцев, а город Мардука являлся местом паломничества ассирийских царей. Могущественное вавилонское жречество сохранило свои позиции. Завоеватели-ассирийцы учились у него мудрости и накопленным знаниям, переписывали религиозные тексты, мифы, заклинания. Значительная часть шумеро-вавилонских религиозно-мифологических текстов дошла до нас как раз в ассирийской редакции, они хранились в знаменитой библиотеке Ашшурбанипала.
Ашшур, верховный бог ассирийцев
Вавилонский пантеон был принят ассирийцами почти без изменения, но был пополнен их собственными племенными и национальными божествами. Главным богом был племенной бог Ашшур (Ассур), соответствовавший вавилонскому Энлилю. Он – типичный бог-воитель – превратился в официального покровителя государства, что нисколько, правда, не помешало сохранению культа всех прежних богов. Ашшур был покровителем древней ассирийской столицы, носившей его имя. Он олицетворял целостность и единство ассирийского государства. Царь из его руки принимал свой венец и к его ногам слагал трофеи своих побед. Эмблематический знак бога Ашшура вышивался на царских одеждах; он же находился на царской печати и на статуях, изображающих царя. Именно по воле бога ассирийцы выступали на войну. Они сражались за то, чтобы защитить и расширить границы его владений, во славу Ашшура покоряя другие земли. Широкому распространению его культа мешало то, что ассирийские жрецы никогда не пользовались таким могуществом, как вавилонские. Культ Ашшура был чисто государственный. Среди ассирийцев был популярен также и культ бога грозы Раммана (он же Адад). Имя этого бога входило в состав царских имен древнейшего времени. Значение его в Ассирии обусловливалось разрушительной стороной его деятельности, которая наводила страх и которую старались направить на жизнь врага, на его дом и страну.
Разрушенный дворец Ашшурбанипала в Ниневии. Реконструкция О.Г. Лэйярда
Бог грозы Рамман
Интересно, что ассирийцы пытались придать некоторым вавилонским божествам черты, более соответствующие воинственному характеру ассирийского народа. Так, богиня плодородия и любви Иштар превратилась у них в грозную воительницу. В одной ассирийской молитве она изображалась в одежде из пламени. Она распространяла вокруг себя ужасающий блеск и при случае готова была обрушить огненный дождь на неприятельскую страну.
Ассирию постигла судьба всех империй. Частые войны, восстания покоренных народов и усиление соседних государств привели ее к упадку. В 612 г. до н. э. объединенные войска Вавилонии и Мидии разгромили Ассирию и разрушили ее столицу Ниневию – «логовище львов». С падением Ассирии очень скоро исчезли те незначительные особенности, которые отличали ассирийскую религию.
Гимны и молитвы. Общие понятия вавилонско-ассирийской религии
Абсолютное большинство вавилонских молитв и гимнов тесно связано с заклинательными обрядами. Они сохранились для нас в ассирийских списках. Гимны являлись литургической составной частью магических действий. Связь их, однако, была больше внешняя, и это позволяет предполагать, что вначале они были самостоятельными молитвенными песнопениями.
Гимны, разделенные на стихи и строфы, восхваляли то или другое божество или несколько богов. Между ними встречались песнопения в виде диалога между жрецом и молящимся. В числе гимнов к высшим божествам существовали такие, которые служили обращением к редко упоминаемым в других случаях астральным богам. Вообще, религиозная литература Междуречья была насквозь проникнута демонологическими и астрологическими представлениями. В этом проявилось влияние вавилонского жречества.
Особенный вид заклинаний представляли собой так называемые покаянные псалмы. В них обращают на себя внимание две стороны: прежде всего язык их, местами трогательный и дающий основание называть их покаянными псалмами с жалобными причитаниями. Вторая особенность покаянных псалмов – глубокое сознание молящимся своего греха и вины. Прежде всего он ищет причину своих несчастий во всех обстоятельствах своей домашней и семейной жизни, во всей своей ежедневной деятельности, в малой заботливости о милосердии и добрых делах и об исполнении религиозных обрядов и с величайшим смирением молит о помощи.
Символ бога Ашшура
Изображение Ашшура на стене
Милость сострадательного бога, являвшаяся целью и ожидаемым последствием молитв, состояла только в избавлении от болезни. В этом же заключалось и все значение вымаливаемого отпущения грехов. Получение исцеления и прощение греха выступали как фактически идентичные понятия. Прекращение гнева божества означало исчезновение источника страдания. Если бог – и это принадлежит к прекраснейшим представлениям покаянных молитв – взглянет снова благосклонно на больного, возьмет его за руку, станет рядом с ним, то больной выздоровеет.
Явственнее выступает часто встречающееся представление о посредствующем боге-заступнике. От призываемого божества ожидали, что оно присоединит свою просьбу к просьбе молящегося для успокоения гневающегося бога. В качестве бога-заступника являлся или бог-покровитель молящегося, или какое-нибудь божество из общего пантеона; но во всяком случае тот бог, перед которым оно является просителем за больного, должен был быть высшего ранга.
Из многочисленных гимнов, молитв и заклинаний можно составить довольно ясное суждение о том, как представляли жители Междуречья своих богов. Небеса были местожительством высших богов, причем бог солнца Шамаш ежедневно совершал свой путь с восточной горы в сторону западной горы, а на ночь удалялся во «внутренности небес». Боги охраняли установленный ими обычный закон в качестве верховных судей.
Боги распоряжались не только жизнью и смертью отдельных лиц, а и благосостоянием целой страны. Величайшим даром богов считались долгая жизнь, изобилие земных благ, многочисленное потомство и, наконец, защита от разного рода враждебных сил. С возвышением Вавилона и его покровителя Мардука была связана сакрализация правителя, статус которого со временем приобретал все большую святость. Цари, как любимцы богов, просили для себя долгого и счастливого царствования, победы над всеми врагами и укрепления престола за их наследниками на вечные времена. Наоборот, военные поражения и политические неудачи, болезни и эпидемии, внезапная смерть и прекращение рода признавались за наказания, посылаемые разгневанными богами.
Так как каждое действие в частной или общественной жизни имело какое-нибудь религиозное значение, то вся вавилонская религия проникнута живым сознанием безусловной зависимости и чувством благоговейной покорности. Календари с указаниями правил культа служат доказательством того, как строго цари относились к своим религиозным обязанностям, так как дела, относящиеся к культу – а это постройки и украшение храмов, жертвоприношения, посты и длинный ряд церемоний, – считались действиями, без сомнения, приятными для богов.
Боги жили в храмах, представлявших собой изображение их небесного жилища. Важнейшей частью храма была священная комната, где стояла статуя божества. Каждый день ее нужно было умывать, одевать и кормить. Одежду и пищу доставляли либо сами поклонявшиеся в качестве жертвоприношений, либо это приобреталось за счет храма. В храмовый комплекс входили также дома священнослужителей. Священная комната обычно находилась в окружении других помещений. Статую нельзя было увидеть при входе в храм. Ее мог увидеть лишь тот, кому разрешалось войти во внутренние покои.
Белый храм в Уруке. Конец IV тыс. до н. э., реконструкция
Все силы природы, благодаря которым нарушался привычный ход вещей, олицетворялись в виде злых демонов, и всякие чрезвычайные, из ряда вон выходящие, происшествия приписывались их влиянию. Широкое распространение получило поклонение звездам и астрология. Насколько древним было это суеверие, мы не знаем, так как имеющиеся тексты заклинаний и гаданий не принадлежат к древнейшим памятникам вавилонской литературы. Правда, крупнейшее собрание астрологических гадательных обрядов приписывалось царю Саргону Древнему, но возможно и то, что это указание – просто легенда, имевшая целью увеличить древность этих обрядов и подчеркнуть их значение.
Чрезвычайно развита была в Вавилонии система мантики – различных гаданий. Среди жрецов были особые специалисты-гадатели (бару), к ним обращались за предсказаниями не только частные лица, но и цари. Бару толковали сны, гадали по животным, по полету птиц, по форме масляных пятен на воде. Но самым характерным приемом мантики в Вавилонии было гадание по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени. Техника этого последнего способа (так называемая гепатоскопия) была разработана до виртуозности, каждая часть печени имела свое название, существовали графические схемы, глиняные модели человеческой печени с гадательными знаками. Впоследствии эта техника была заимствована – вероятно, через хеттов и этрусков – римлянами.
Голова божества из Лагаша. Терракота, III тыс. до н. э.
rutlib2.com
Религия народов Месопотамии. Боги Вавилона и Ассирии
Страница 1 из 5
Религия народов Месопотамии
Введение
Боги Шумера и Аккада
Боги Вавилона и Ассирии
Боги хеттов и хурритов
Сирийские и финикийские культы
Контрольные вопросы и Рекомендуемая литература
3. Боги Вавилона и Ассирии.
Образование при царе Хаммурапи обширной Вавилонской державы потребовало значительных изменений в религиозной идеологии. Многие шумерские божества заняли важное место в общевавилонском пантеоне, сохранив свои прежние имена. Но появился и ряд новых божеств. Так, шумерскую богиню любви и плодородия Инанну стали называть Иштар (у ассирийцев – Истар, у западных семитов – Астарта), бог Ларса Уту, связанный с солнцем, получил название Шамаш, т.е. солнце (у евреев – Шемеш, у арабов – Шамс, у амореев и ассирийцев – Самас или Самсу). По своему происхождению эти и другие божества семитского пантеона были покровителями отдельных общин: Ниннар (он же древний Син) – покровитель города Ура, Ниннурта (прежний Нингирсу) – покровитель Лагаша и т.д.
Вершину вавилонского пантеона занимала великая божественная троица: Ану, Энлиль (в более позднее время – Бел) и Эа. Это были боги всего, что находилось на земле, под землей и на небе. Ану считался повелителем неба и взаимодействовал с Белом, занимающем в триаде место владыки земли и действующих на земле сил природы; оба они соединены с Эа, водным богом города Эриду, которому в триаде принадлежат все тайные подземные силы и который живет в безднах океана. Этому разделению соответствует и вавилонское представление о трех частях мира.
Кроме этой существовала и другая великая триада: Син, Шамаш и Иштар, или Син, Шамаш и Рамман. Син – бог луны, он всегда стоит впереди солнца; поэтому у семитских народов начало дня считалось с заходом солнца. Уже в очень древние времена Син признавался отцом Шамаша и Иштар. Он не имел над собой никакого судьи, считался производителем богов, людей и всех живых существ. Но, прежде всего, он был богом растительного царства, поэтому Сина изображали в блестящей царской короне, похожей на двурогий серп луны. Жители Междуречья считали, что он приносит людям право, закон и справедливость.
Сын Сина, солнечный бог Шамаш, занимал положение чуть ниже, но вместе с отцом считался покровителем земледельцев. Шамаш являлся судьей небесного и земного мира, поскольку своим светом мог проникнуть сквозь любую темноту с высоты неба до самых глубин земли. Суд Шамаша был скорым и справедливым. Преступники, воры и разбойники боялись его, и всякие ночные страхи, наводимые злыми волшебниками и демонами, уничтожались ясным светом солнечного дня.
ПерваяПредыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > Последняя >>
religiocivilis.ru
Мифология Ассирии кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
У каждого города был свой бог-покровитель, и прославлять их было святой обязанностью всех народов. Отличие заключалось лишь в иерархии. Ассирийцы считали своим верховным божеством Ашшура, в честь которого была названа их столица. Мифология тех времен дошла до нашего времени благодаря глиняным табличкам и другим записям на клинописи, дошедшим до наших времен.
Мифология Ассирии
В целом, она хорошо соответствовала нормальным представлениям древних народов, применяющих ирригационные системы в земледелии. Другие мифы и легенды относились к скотоводческой жизни, свойственной населению северных регионов Ассирии. Согласно верованиям древних ассирийцев земля являлась плоской. Она лежит на поверхности мировых вод, которые окружают ее, и проявляются на поверхности в виде поземных и речных вод. От небесных вод они отделяются «небесной плотиной», на которой находятся твердые небосводы – Солнца, Луны, планет и звезд. В толще земли скрывается город мертвых, созданный богиней-матерью. Боги в мифах представлялись как жестокие и завистливые существа, по сравнению с которыми человек был низшей расой, и мог только прислуживать им как раб, преподнося жертвы.
В древних текстах, в которых изложена мифология Ассирии, говорится о создании мира. В представлении ассирийцев мир был создан богиней Энлиль, а продолжил ее творение Мардук. Жизнь при дворце во многом напоминала жизнь богов в мифах – постоянная борьба между старшими и младшими по иерархии. То же происходило в мифологических рассказах – боги постоянно боролись между собой. Мардук, убив чудовище Тиамат, разделил ее тело на две части, создав воды, окружающие земной мир. Лишь изредка реальные люди сопоставлялись с мифологическими персонажами – яркий пример этому царица Семирамида.
antiquehistory.ru
Assyrian, Assyria, Nineveh
Религиозные представления древних ассирийцев
Религии Ассирии и Вавилонии имеют между собой много обще-го. Основы религиозной
системы и почти все божества у ассирий-цев и вавилонян были одни и те же.
Религиозные тексты (гимны в честь богов, ритуальные предписания т. д.), найденные
в библио-теке Ашшурбанапала и в других книгохранилищах Ассирии, сплошь и рядом
повторяют вавилонские. Порой только короткие приписки в конце свидетельствуют
о том, что они использовались ассирийскими жрецами. Конечно, местные особенности
в извест-ной мере накладывали свои отпечатки на религиозные представле-ния,
образы богов и богинь, а также обряды. Особенности того или иного племени,
природные условия занимаемой ими территории и исторические судьбы страны оказывали
определенное воздействие на религиозную систему, воспринятую от вавилонян
и частично унаследованную от шумеров. Но все эти заимствования ни в коей мере
не были механическими, напротив, они творчески перерабаты-вались.
Ранее уже было сказано, что во главе ассирийского пантеона стоял древний племенной
бог - Ашшур, объявленный царем богов, Двенадцать "великих богов",
сохранивших свои вавилонские имена, почитались повсеместно, но ни один из
них, даже главный бог Вавилона - Мардук, по мнению ассирийских жрецов, не
мог претендовать на верховную власть над вселенной. Это право принадлежало
только Ашшуру. При перечислении богов, помогающих ассирийскому царю в борьбе
с врагами, Ашшур, как правило, вы-двигается на первое место. Супругой Ашшура
считалась шумерская богиня Нинлиль или вавилонская Иштар. Впрочем, это не
та Иштар, которая почиталась в Уруке или Вавилоне, а ее местное воплощение.
Иштар, в свою очередь, раздвоилась, воплотившись в двух богинь, покровительниц
разных ассирийских центров: Иштар Ниневийскую и Иштар Арбельскую. Их старались
не путать друг с другом.
Из вавилонских богов, культ которых прочно утвердился в Ассирии, особое предпочтение
отдавалось богу неба Ану и божествен-ному громовержцу Ададу.
Как уже было сказано, в древней столице Ашшуре в честь этих двух богов был
сооружен огромный храм, не уступавший по разме-рам и блеску храму верховного
бога. Вряд ли это было случайно-стью. В условиях Северной Месопотамии атмосферные
осадки имели для земледельца большее значение, чем речные воды. Бог деба и
бог грозы, посылающие, по представлениям древних наро-дов, небесные воды,
которые насыщают сухую почву, оказывались в сознании ассирийцев более достойными
поклонения, чем бог под-земных вод Эа, столь почитаемый в Южной Месопотамии.
Показательно, что в летописи Ашшурбанапала при описании урожайных лет, наступивших
по милости богов, на первое место выдвинут Адад, "пустивший свои ливни",
и лишь на втором месте стоит Эа, открывший "источник подземных вод".
Таким образом, религиозные вавилоно-шумерские представле-ния воспринимались
ассирийцами в видоизмененном виде, приме-нительно к конкретной географической
обстановке.
Надо также учитывать, что ассирийский народ исторически был очень тесно связан
с хурритско-хеттским культурным кругом. Интересно, что излюбленным атрибутом
бога-громовержца у наро-дов Северо-Западной Азии (хурритов, урартов, хеттов),
а также на о-ве Крите была двойная секира, тогда как в Шумере молния воспринималась
как огненный кинжал. В ассирийской поэзии и ис-кусстве перемежаются оба образа.
Встречающиеся в ассирийском искусстве изображения божества на спине священного
животного (например, богиня Иштар на спине льва или быка) также восхо-дят,
видимо, к аналогичным хеттско-хурритским образам.
Само собой разумеется, что местные особенности и этнические признаки, придающие
индивидуальные внешние формы религиоз-ным верованиям, не являются основными.
Главное и определяю-щее - это строй общества. Судя по клинописным текстам,
ко вре-мени их появления ассиро-вавилонская религия уже сформировалась в законченную
систему миросозерцания, в которой сохранилось немало элементов, унаследованных
от верований первобытных племен.
В процессе формирования классового общества прежние представления и обычаи,
связанные с родоплеменным строем, исче-зают или переоформляются, и религия
становится на службу рабо-владельческой знати и царской власти.
Однако и на этом этапе сохраняются еще пережитки фетишиз-ма и тотемизма. Фетишами
(неодушевленными предметами, которым приписывались сверхъественные свойства)
считались орудия (например, мотыга), оружие (секира, копье) и т. д. Почитание
священных животных, считавшихся в эпоху первобытного общества предками различных
родов, а позднее племен, не принимало в Ассирии и в Вавилонии таких широких
масштабов, как в древнем Египте или в древней Индии, но тем не менее сохранялось
и здесь.
Племенной бог ассирийцев - Ашшур изображался обычно покрытым птичьими перьями
и был, очевидно, связан с древним тотемом - голубем. Священным животным вавилонской
богини врачевания Гулы считалась собака. "Благодетельные души" -
хранители ассирийского царя - изображались в виде быков с человече-скими лицами
или в человеческом образе, но с головами орлов.
Среди обрядов первобытного общества видное место занимало ритуальное убийство
вождя, достигшего преклонного возраста и нуждающегося в замене. На более позднем
этапе оно превратилось в чисто символический обряд.
В Вавилонии наблюдался своеобразный пережиток этого священнодействия. На пятый
день нового года царь отправлялся в храм Мардука, но верховный жрец преграждал
ему путь к статуе бога, отнимал у царя корону и скипетр и стегал своего властителя
плетью. Если царь при этом плакал, то считалось, что год будет удачным. В
конце концов царю возвращались атрибуты его власти. Таким образом, обряд цареубийства
превратился в церемонию вре-менного отречения от власти.
Религиозная идеология в своем развитии отражала перемены в экономической и
политической жизни общества. Так, например, переход от охоты к земледелию
привел к распространению культа богинь плодородия (особенно Иштар).
Значительные сдвиги в представлениях о богах произошли в результате создания
на территории Ассирии централизованного государства с его развитой бюрократической
системой. Земная иерархия была перенесена в мир богов. В каждом крупном центре
местный бог становился главой пантеона (в Вавилоне - Мардук, в Ашшуре - Ашшур).
Жрецы стремились привести различные и порой противоречивые верования в единую
систему, хотя это не всегда удавалось, и местные представления и обряды сохраняли
свою силу. Хотя сход-ные по своим функциям боги отождествлялись друг с другом,
но далеко не всегда этот процесс доводился до конца. Возникало про-тиворечие
между сложными и не для всех понятными богословскими построениями и многочисленными
старинными верованиями и обрядами.
Таким был в общих чертах путь развития ассиро-вавилонской религии. Для более
детального изучения ее необходимо начать с анализа шумерских верований, которые
слились с аккадскими и в дальнейшем оказали мощное воздействие на религиозные
системы Вавилонии и Ассирии.
Уже в III тысячелетии до н. э. из огромного количества богов Шумера выделились
космические божества, пользовавшиеся почи-танием по всей стране, хотя каждое
из них сохраняло значение покровителя (или покровительницы) своего города
(или нескольких городов).
Самыми старыми из шумерских божеств считались Ан - бот неба и Ки - богиня
земли. Согласно мифу, они возникли в первобытном водном хаосе и первоначально
были слиты воедино в гигант-скую гору. Порожденный ими бог воздуха Энлиль
расколол гору и таким образом отделил небо от земли. К числу старейших богов
шумеры относили также бога океана и подземных вод - Энки.
Семитические племена, поселившиеся в Месопотамии, сохра-нили прежнее имя бога
неба -Ана (слегка видоизменив его в Ану), Энлилю они присвоили имя Бел ("господин"),
а Энки выступал у них под именем Эа. Все трое были объединены в триаду богов
стар-шего поколения. Культ богини земли Ки не получил в дальнейшем распространения
и был полностью забыт. Землю стали отождеств-лять с мужским божеством. Как
вавилоняне, так и ассирийцы, от-вергнув древнюю шумерскую концепцию, богом
земли стали име-новать Бела (Энлиля), хотя первоначально он был богом воздуха.
Ану на первых порах пользовался меньшим почитанием, чем Бел (Энлиль) и Эа
(Энки). Позднее роль его культа усиливается.
В конце III тысячелетия до н. э. Ану уже выдвинут на первое место и наделен
такими титулами, как "великий и благородный царь богов", "царь
небес", "царь всех стран", "покровитель царей". Перечисленные
титулы говорят о возвышении этого бога, имевше-го прежде скромное значение.
Усиление царской власти, владыче-ство одних царей над другими - все это нашло
свое выражение в том, что у шумеров в первую очередь стало почитаться небо,
рас-положенное высоко над землей.
Бог Энлиль (Бел) как у шумеров, так и у аккадцев чаще всего выступает как
царь богов. Его город Ниппур считался священным Центром Шумера. Когда во II
тысячелетии до н. э. возвысился Вавилон и местные жрецы захотели провозгласить
своего бога-покроаителя Мардука повелителем других богов, то они стали утверж-дать,
что Мардук и Бел разные имена одного и того же божественного существа. Отсюда
ясно видно, каким огромным влиянием пользовался культ этого бога.
В мифах Бел (Энлиль) выступает как грозный бог, карающий людей за их грехи.
Именно он наслал на землю потоп. Напротив Эа (Энки), вышедший из глубины океана,
изо-бражался кротким, мудрым и добродетельным демиургом. Он считался творцом
людей, научив-шим их обработке земли и другим полезным де-лам.
Это бог, знающий все тайны. В мифе о по-топе говорится, что оп в противоположность
Энлилю был против ист-ребления людей.
Наряду с триадой старейших богов жрецы выделили в особую груп-пу представителей
младших поколений божественного рода.
(Знаки зодиака, обозначающие имена богов)
Сыном Энлиля-Бела считался Наннар (или Нанна), семиты его звали Син (Суеп).
Это месяц, сияющий в небе по ночам, "ко-торый сам себя обновляет".
Такое представление, безусловно, по-рождено наблюдениями над изменяющимися
фазами луны. У этого лунного бога был сын - бог солнца Уту (семитический Шамаш).
Такое взаимоотношение связывалось с представлением о ночи как первой половине
суток (сохранившееся в догматах иудаизма и ис-лама). Уту-Шамаш считался богом
правды и справедливости, ко-нечно с точки зрения рабовладельцев. Законы Хаммурапи,
беспо-щадные к рабам, объявлялись утвержденными этим богом, вручившим царю
судейский жезл и обруч как сим полы правосудия.
Дочерью лунного бога и сестрой солнца была объявлена наибо-лее почитаемая
в Шумере богиня Инанна. У аккадцев, пришед-ших в Месопотамию из юго-западных
степей, имелась своя богиня плодородия - Иштар. Впоследствии ее отождествили
с Инанной (Нанной), и она стала главным женским божеством не только в Шумере,
но и в Аккаде и Ассирии, оттеснив на задний план других многочисленных богинь-матерей,
носивших в разных местностях разные имена (Мами, Аруру и др.). Уже в середине
III тысячелетия до н. э. Иштар почиталась царицей богов, богиней-мятерыо,
владычицей, богиней восхода и заката. Ее функции весьма разнообразны. Она
сияет на небе, воплощаясь в планету Венеру, и она же спускается в подземный
мир за своим возлюбленным Думузи (Таммузом). Это богиня любви и красоты, укрощающая
своими чарами львов и диких быков, а также богиня войны, носительница победы,
вдохновляющая царей на боевые подвиги, шествующая перед ними на поле битвы.
Огромное значение в религиозном миросозерцании Шумера, Вавилонии и Ассирии
имело обожествление небесных светил (так зазываемый астральный культ). Издавна
взор человека привлека-ли звезды. Они светили ему в хорошую погоду, помогали
найти дорогу в темноте. Наблюдение показывало, что они двигались, из-меняя
свое положение на небосклоне. Для древнего человека звезды казались живыми
необыкновенными существами. Когда же возник-ло понятие о богах, то таинственные
явления на ночном небоскло-не стали связывать с богами. В исторических документах,
на осно-ве которых мы можем изучать религию вавилонян и ассирийцев, звезды
уже прямо связываются с богами. Иштар, например, имеет титул богини утренней
звезды, то есть ярко светящейся с вечера и рано поутру планеты Венеры. Другие
боги также имели свои ана-логи в звездах.
Показательно, что в клинописной системе знак звезды служил детерминативом
(определителем), ставившимся перед именами богов.
Особым почитанием пользовались планеты. Вавилоняне и асси-рийцы насчитывали
семь планет: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн. Все они
входили в число двенадцати великих богов.
Планета Марс была отождествлена со свирепым и кровожадным богом войны Нергалом,
владыкой преисподней. Меркурий сопостав-ляли с мудрым богом Набу (Пророком),
изобретателем письмен-ности и счета. Юпитер олицетворяли с верховным вавилонским
бо-гом Мардуком, а Венера, как уже говорилось, считалась одним из воплощений
богини Иштар. Наконец планету Сатурн посвятили богу счастливой войны - Нинурте.
Все остальные боги были низведены в ранг второстепенных. Количество почитаемых
богов было огромным. Ведь каждая сти-хия считалась одушевленной, а каждая
звезда представлялась бо-жественным существом, имеющим человеческий облик
(Близне-цы, Дева, Водолей) или представляющим собой священное живот-ное (Телец,
Овен, Козерог и пр.).
В честь вавилонских и ассирийских богов справлялись много-численные праздники,
а также устанавливались неблагоприятные дни.
Праздник Нового года выпадал на день весеннего равноденст-вия и отмечался
с особой пышностью. В неблагоприятные дни ве-рующим предписывались пост, покаяние
и воздержание от работы. Каждое седьмое, четырнадцатое, двадцать первое и
двадцать вось-мое число месяца почти полностью прекращалась всякая трудовая
и общественная деятельность. Верховный пастырь народа (то есть Царь) не должен
был в эти дни менять одежду, садиться на трон и вкушать горячую пищу. Врач
не имел права лечить больных. Судье запрещалось объявлять свой приговор. Даже
колдун воз-держивался от гаданий и заклинаний. Рядовые ассирийцы и вави-лоняне
следовали примеру высокопоставленных лиц и избегали браться за серьезное дело,
ибо верили, что в эти дни оно может закончиться неудачей. На одной из табличек,
найденных в Ашшуре, описываются мистерии, справлявшиеся в храме Бела-Мардука
в праздник Нового года. Жрецы изображали привлечение бога к суду. Заменявшего
Бела-Мардука жреца допрашивали и избива-ли, а затем уводили в ущелье, символизирующее
подземный мир. При этом уносились и его одежды. В заключение воскресший бог
с торжеством появлялся в храме.
Центром культа и средоточием деятельности ассиро-вавилон-ских жрецов был "дом
бога" - храм, основной частью которого являлся зиккурат, высотой от трех
до семи этажей. На его вершину вела лестница, по которой поднимались процессии
жрецов.
В верхнем этаже стояла статуя бога, а иногда и ложе, чтобы он мог "спать
ночью". Зиккураты расписывались яркими цвета-ми: пурпурным с черным -
этажи фасада, изумрудно-зеленым - висячие сады, лазурью и золотом - храм,
венчавший на голово-кружительной высоте всю постройку.
Посредине храма стоял жертвенный алтарь, к которому пер-воначально имел доступ
всякий, кто приносил богам жертву, а когда право общения человека с богами
перешло в руки посредни-ков, то только жрец.
Крупные храмы в древние времена выполняли важную задачу - заботились о просвещении
и образовании высших слоев насе-ления. При них создавались архивы и библиотеки,
здесь же от-рывались школы, где дети из привилегированных слоев общества учились
писать и читать клинописные знаки, изучали счет и при-обретали основные сведения
в различных научных областях того периода.
Ассирийские храмы были, чуть ли не самыми богатыми в древ-нем мире. Им принадлежали
обработанные поля, рабы, сокровищ-ницы, различное храмовое имущество.