Медицина в древнем тибете. Как развивалась в Тибете медицина?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тибетская медицина (стр. 1 из 3). Медицина в древнем тибете


Как развивалась в Тибете медицина? | Самтулана

В последнее время ученые, изучающие историю Тибета и источники различных аспектов тибетской культуры, утверждают, что тибетской медицине, по меньшей мере, 8000 лет. В прошлом же веке считали, что тибетской медицине около 3000 лет. Последние исследования, в частности, этнологические, выявили некоторые данные, позволяющие утверждать, что тибетской медицине гораздо больше трех тысяч лет и, действительно, ее возраст может исчисляться восемью тысячами. Можно сказать, что тибетская медицина берет свое начало в каменном веке.

Мы должны понять, что в противоположность утверждениям некоторых ученых тибетская медицина абсолютно самостоятельна, то есть она развивалась самими тибетцами. Поэтому все знания тибетской медицины являются плодами исследований тибетских врачей.

Один из методов, лежащий в основе тибетской медицины, состоял в наблюдении за природой и повадками животных. Возможно, что древние люди обладали особой интуицией, позволявшей им определять лечебные свойства растений и использовать их для достижения гармонии организма. Например, некоторые раненые животные ищут определенные травы. Это поведение животных было замечено древними людьми.

В тибетской медицине насчитывается примерно 25 лекарственных растений, лечебные свойства которых были обнаружены благодаря животным. Возможно, есть и другие, открытые тем же способом, но об этих травах есть документальные подтверждения того, что их лечебные свойства были открыты благодаря наблюдениям за животными, которые применяли их для лечения некоторых болезней, включая раны и переломы. Однако знания тибетской медицины основывались не только на наблюдениях за повадками животных, но на изучении природы и свойств ее элементов. Например, древние люди заметили целебные свойства горячих минеральных вод и стали изучать их. Древние народы Тибета открыли, что у каждого источника - свои собственные целебные свойства, помогающие лечить определенные заболевания. Дело в том, что в каждом месте, где бьет горячий источник, осаждаются разные минералы, и на основании этих различий люди изучали, какой камень и какой минерал определяет целебные свойства данного источника.

Иногда особые свойства растения, минерала или других субстанций открывались некоторыми людьми во время медитации или благодаря особой интуиции.

Приблизительно 3000 лет назад народные тибетские знания стали оказывать влияние на медицинские науки и культуру Китая и Индии. Сейчас проводятся исследования на предмет проверки того, китайская ли медицина оказала влияние на тибетскую и способствовала ее развитию или наоборот. Те, кто занимается подобными вопросами, в основном историки, до недавнего времени считали, что именно тибетская медицина подверглась значительному влиянию со стороны китайской. Но в последнее время это мнение постепенно стало меняться на противоположное, и многие пришли к выводу, что тибетская медицина стала если не источником китайской, то уж во всяком случае оказала на нее серьезное влияние. К такому выводу пришли не только тибетские, но и китайские исследователи.

Не так давно в китайской печати появилась статья одного китайского ученого, который утверждает, что есть данные о том, что около 3000 лет назад тибетская медицина определяющим образом повлияла на воззрения и практику китайской медицины. Например, существует растение под названием «хонглен». Китайцы всегда считали, что это китайское название и что родина этого цветка в Китае, поскольку его применяют в китайской медицине. Однако последние исследования китайских медиков выявили, что «хонглен» - это тибетское название и что этот цветок растет только в Тибете, на высоте 4000 метров над уровнем моря, тогда как в Китае нет таких мест, где может расти этот цветок. Однако китайцы всегда применяли это растение, которое привозили из Тибета, сохранив его тибетское название.

Первый трактат по тибетской медицине, который дошел до наших дней и достоверность которого доказана, называется «Бум Ши». Это очень древний текст, и при этом он дает самое полное представление о тибетской медицине. Эта книга является первым письменным документом, в котором упоминается о лечении при помощи мантр. Существуют и другие тексты примерно того же периода, в которых говорится о лечении мантрами, но они - медицинского характера. Лечение мантрами развивалось одновременно с тибетской медициной. Некоторые считают, что лечение мантрами носило ритуальный характер, а потому не включают его в классическую тибетскую медицину. Но я считаю эту точку зрения неправильной, потому что на протяжении всей истории Тибета все великие врачи говорили о лечении мантрой. Лечение мантрой - это обширная область знаний. Например, в VIII веке жил знаменитый тибетский доктор Юток Йонтен Гонпо, который детально изложил эту систему лечения, и приблизительно в это же время жила очень известная женщина-мастер Еше Цогьял, которая применяла мантры для лечения.

В IX веке Дорбум Чограк написал 2 тома по тибетской медицине. Если мы начнем анализировать их содержание, то увидим, что около 60% посвящены объяснению того, как использовать мантру в лечебных целях. Дорбум Чограк прославился тем, что мог лечить инфекционные и заразные болезни.

В XII веке в Тибете жил другой знаменитый доктор, по имени Юток Йонтен Гонпо, по прозванию Младший, написавший много книг по тибетской медицине. В частности ему принадлежит работа «Юток Ньинтик» (Квинтэссенция Ютока). В этой работе он объясняет, что тот, кто занимается лечением мантрой в контексте тибетской медицины, должен быть практикующим, обладать глубокими и обширными познаниями и использовать мантры, строго придерживаясь предписаний.

В XIII веке жили другие известные личности, которые занимались лечением мантрой.

На рубеже XIV и XV столетий 2 знаменитых тибетских медика, Чангпа Намгьял Граксанг и Цуркар Намньи Дордже, стали основоположниками 2-х медицинских школ, или, вернее сказать, традиций,- Чан и Цур.

В XVII веке доктор Тармо Лобсанг Чограк написал несколько трудов по тибетской медицине, в частности, трактат по лечению мантрами под названием «Устные наставления, запечатанные печатью секретности». Это чрезвычайно драгоценное пособие, одно из самых важных среди всей медицинской литературы по лечению мантрой.

В XVIII столетии жили выдающиеся личности, прославившиеся кто как знатоки учений, кто - как практики тибетской медицины, среди них Димар Тендзин Гьяцо и Джу Мипам Намгьял Гьяцо.

В частности Мипам Намгьял и Джамьянг Кхенце Вангпо собрали наставления по лечению мантрой и составили из них 2 тома. Эти труды обладают невероятной ценностью, и настоящее пособие по большей части основано на них.

Лично я получил учения, устные наставления и передачи по этим 2-м томам.

Тибетская медицина основана на понятии 5-ти элементов (земля, вода, воздух, огонь и пространство) и 3-х жизненных началах тела (ветер, желчь и слизь).

Тибетская медицина рассматривает циклы, которые ведут от здорового состояния к болезни, затем к лечению, которое снова возвращает человека в здоровое состояние. Здоровье - это состояние равновесия элементов и 3-х жизненных начал, а болезнь возникает вследствие нарушения этого равновесия.

Следовательно, лечение должно основываться на приведении в равновесие элементов и 3-х жизненных начал. Поэтому тибетская медицина большое внимание уделяет пониманию причин нарушений равновесия, которые вызывают болезни. Основная причина всегда находится в уме, а вторичные причины связаны с питанием, образом жизни и другими факторами.

Автор: Нида ЧенагцангИсточник: книга «Лечение мантрами в тибетской медицине»

www.samtulana.ru

Тибетская медицина

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ордена Дружбы народов МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

РЕФЕРАТ

По предмету «История медицины»

На тему: «Тибетская медицина»

Выполнил:

студент 2 курса 13 группы

лечебного факультета

Виджанов П.О.

Проверил:

Петрище Т.Л.

ВИТЕБСК

2009

Содержание

1. Истоки тибетской медицины

2. Загадочная тибетская медицина

3. Ключевые понятия

4. Методы лечения основных болезней

Список литературы

1. Истоки тибетской медицины

В настоящее время, так же как и сотни лет назад, вопрос о возникновении тибетской медицины остается открытым. Причиной этому послужили как религиозные, так и политические мотивы, которые как оказывается, имели немаловажное значение не только в современном обществе, но и в древности. Прискорбно наблюдать за тем, как вместо главной, единственно возможной цели любого врача – освобождения всех живых существ от страданий, на первый план выходят вопросы религии и политики, цвета шапки и принадлежности к определенной медицинской традиции.

Среди современных авторов, изучающих историю возникновения и развития тибетской медицины, существует две основные версии:

Первая, наиболее известная и распространенная в настоящее время, говорит о том, что тибетская медицина возникла на основе китайской и индийской медицины, когда в шестом веке н.э. с приходом в Тибет Буддизма, китайские и индийские медицинские трактаты стали переводить на тибетский язык.

Вторая утверждает, что истоки тибетской медицины происходят из древнего государства Шанг-шунг (само существование которого до недавнего времени отрицалось как тибетскими политиками, так и некоторыми «духовными» лидерами). Государственной религией Шанг-шунга, так же как и добуддийского Тибета, являлось Учение Юндрун Бон («Учение Свастики»). Извечное противостояние между традиционной тибетской религией Юндрун Бон и привезенного из Индии Буддизма и является тем самым камнем преткновения, о который спотыкаются все тибетские историки (и не только) в исследовании вопросов, касающихся истории возникновения тибетской медицины, астрологии, письменности, культуры и традиций.

Для прояснения данного вопроса (в надежде примирения двух сторон) хочется привести один немаловажный факт: в тибетском астрологической трактате ХVII в. «Вайдурья Карпо» («Белый берилл»), составленным регентом пятого Далай-ламы Сангье Гьятцо, в главе 20-й говорится:

«Ради освобождения всех живых существ от страданий, Будда Шакьямуни в стране Шанг-шунг воплотился в Будду Шенраба Мивоче, совершил двенадцать деяний, преподал «Девять ступеней (колесниц) Учения Бон», открыл «Божественные врата» для всех живых, закрыл «Врата смерти» и наставил всех живых существ на Путь Свастики».

Согласно бонским источникам, первый медицинский трактат был переведен на тибетский с языка шанг-шунг более 2000 лет назад, назывался он «Бум-ши» («Четыре собрания») позже, на основе которого в VIII в н.э. был составлен буддийский текст по тибетской медицине – «Чжуд-ши» («Четыре тантры»).

Таким образом, в настоящее время в Тибете сохраняются и практикуются две основные медицинские традиции: 1) буддийская на основе трактата «Чжуд-ши» и 2) бонская, основанная на тексте « Бум-ши». Обе традиции мало чем отличаются друг от друга, используя похожие методы диагностики, лечения, составления лекарств и т.д.

Какую бы из двух основных версий о происхождении тибетской медицины мы не приняли (буддийскую или бонскую), главным, что объединяет и роднит эти две традиции, остается одно – цель об освобождении всех живых существ от страданий (вне зависимости от цвета шапки и религиозной ориентации).

Несомненно, что на протяжении сотен лет развития тибетской медицины, происходили заимствования из различных медицинских традиций: индийской, китайской, монгольской, персидской, многочисленные подтверждения чего мы можем найти в исторических трактатах любой из школ тибетского Буддизма.

Заимствования происходили ни с целью развития одной, отдельно взятой традиции, а с целью изучения и использования как можно большего количества методов лечения, избавляющих живых существ от страданий.

Согласно буддийской версии происхождения тибетской медицины, начиная с V в.н.э. из соседних Индии и Китая в Тибет начинают проникать первые буддийские миссионеры. В VII в.н.э. тибетский царь Сонцзан-гампо женится на китайской и непальской принцессах, вместе с которыми в Тибет приезжают медики, астрологи и философы, везущие с собой большое количество буддийской литературы. Начинается перевод текстов на тибетский. Индийский врач Бхаратраджа, китайский врач Хань Ванхан и персидский врач Галенос переводят на тибетский по одному трактату своих медицинских систем и создают из этого тибетский медицинский текст «Оружие бесстрашия». Персидский врач Галенос, имевший огромный опыт в проведении хирургических операций, положил начало целой линии медиков, благодаря своим трем сыновьям, которые занимались практикой в разных регионах Тибета.

В VIII в.н.э. тибетский врач Ютог Йонден Гонпо (Ютог-па старший) на основе медицинских источников создает текст «Чжуд-ши» («Четыре тантры»), который до настоящего момента является основным пособием по изучению тибетской медицины. Жизнь этого выдающегося врача требует отдельного внимания.

В возрасте трех лет Ютог-па заявил своему отцу Шунг-по Дорже , что умеет читать и писать, а также , что он помнит из прошлых жизней заученные наизусть многочисленные трактаты по медицине, астрологии и философии.

Когда он достиг десятилетнего возраста, уже вся Лхаса знала врача Ютог-пу. В 15 лет он излечил царя Тибета Трисондецена. Трисондецен пригласил в Тибет девять врачей из девяти стран, Ютог-па победил всех в диспуте и они попросили его стать их Учителем. В 25 лет Ютог-па совершает три путешествия в Индию, где он встречается с разными мудрецами и святыми отшельниками.

В 85 лет Ютог-па женится на 15-ти летней красавице Дорже Цзомо (которая считалась дакиней и являлась дочерью Хаягривы и Ваджраварахи). В 90 летнем возрасте у Ютог-пы рождается первый сын – Бумсен, а в 96 лет второй – Гаген. В 125 лет, вместе со своей женой Дорже Цзомо, Ютог-па реализует «Радужное тело» и отправляется в «Небесный город лекарств» Судуршана. Вся жизнь этого Великого Учителя и настоящего Практика

изобилует удивительными событиями и сверхестественными деяниями, в тибетской традиции он по праву считается одним из воплощений Будды Врачевания.

2. Загадочная тибетская медицина

Тысячелетиями в юго-восточной Азии формировалась тибетская система медицины, представляющая собой свод информации о человеке и его организме, о здоровье, болезнях и лечении этих болезней. И ныне эта живая и актуальная 'мудрость веков' вызывает постоянный интерес сотен тысяч людей во всем мире.

Тибетская медицина является древней медицинской системой, сформировавшейся примерно в VII веке н.э. в Центральной Азии, в Тибете. На формирование и последующее развитие тибетской медицины оказали большое влияние медицинские системы соседних с Тибетом стран: Индии, Китая, Ирана.

В нашу страну тибетская медицина пришла через Китай и Монголию и в XIX веке была распространена в регионах с буддийским вероисповеданием: в Бурятии, Туве и Калмыкии. Узнали о ней и в европейской части страны: в Санкт-Петербурге, благодаря трудам П.А. Бадмаева, функционировали тибетская поликлиника, где вели прием больных, и аптека, обеспечивавшая больных лекарственными средствами, приготовленными по тибетским рецептам.

В настоящее время в библиотеках нашей страны, в Рукописном Фонде Бурятского научного центра, в библиотеках буддийских храмов-дацанов хранится литература по тибетской медицине, которая лишь частично исследована современными специалистами, большая часть ее еще не изучена.

В России наиболее организованно изучение тибетской медицины научными методами, и публикация книг по тибетской медицине, проводилось научным центром Академии наук в г. Улан-Удэ. В 1969 году в системе Академии наук СССР, в Бурятском филиале Сибирского отделения, был создан научно-исследовательский отдел биологически активных веществ индо-тибетской медицины с целью исследования различных аспектов тибетской медицинской системы.

Знания о тибетской медицине содержатся в трактате "Джуд-Ши", записанном в 11-ом и переведенным в 17-ом веке. Повествование ведется от лица Будды Шакьямуни, вернее его "медицинского воплощения".

В "Джуд-Ши" большое внимание уделено профилактике и долголетию. Отдельные разделы посвящены сну, питанию и пище, причинам возникновения болезней, зачатию плода и беременности, наставлениям о половой жизни и правилам здоровой жизни вообще.

Завершается же "Джуд-Ши", главой о врачах и врачебной этике. Вот например: "Врачи должны хранить медицинские инструменты в такой же чистоте, как свою мысль и печать...".

Ключевые позиции тибетской медицинской системы - представления о трех системах регуляции состояния организма, а также понятия о тепле и холоде, горячих и холодных болезнях, остаются малопонятными, нерасшифрованными с позиции науки сегодняшнего дня.

Без полного представления о трех регулирующих системах организма невозможно понять те логические связи, которые тибетская медицина проводит между системами регуляции организма и конституцией человека. Вследствие этого невыясненными остаются механизмы влияния на состояние организма таких факторов среды, как климатические особенности региона проживания, сезонов года, времени суток, образа жизни, характера питания, которые заложены в тибетской системе.

Самыми распространенными и эффективными являются пульсодиагностика и анализ мочи. Опытный тибетский врач, может поставить правильный диагноз всего за несколько минут измерения пульса. Однако не следует думать, что диагноз определяется только лишь по частоте и силе пульса. Во время приема, врач внимательно осматривает пациента, получая массу информации о состоянии его здоровья даже при простом взгляде, по общему тонусу, состоянию кожи, глаз и другим признакам.

mirznanii.com

Медицина древнего Тибета | DocumentSite.net: сайт обмен документами

Медицина древнего Тибета – уникальный синтез научных и философских знаний. Впервые возникнув на основе индийского учения, она продолжала развиваться и совершенствоваться. По нынешний день принципы восточной медицины пользуются большой популярностью, эффективно совмещая вековую мудрость с современными методиками диагностики и лечения. Зарождение тибетской медицины Основой медицины древнего Тибета является сочинение «Четыре тантры» (полное название – «Сердце амриты, восьмичленная тантра тайных устных наставлений») – «Чжуд-ши». По преданиям, написано оно было медицинской ипостасью Будды Шакьямуни. Трактат представляет собой собрание практических и теоретических знаний, рассказывает о лекарственных веществах и философии восточной медицины Тибета. Точное время создания этого произведения неизвестно, но корни его могут уходить до 3000 лет назад к временам великого переселения индоариев из Европы в Азию. Индийский трактат «Чарака-самхита», датирующийся IX-X веками до н.э., содержит уже восемь больших разделов, на которых строится «Чжуд-ши».    Основным источником медицинского знания в древнем Тибете считается «Аштанга-хридая-самхиту» – трактат, созданный ученым-лекарем Вагбхатой-младшим на рубеже II-III веков. На тибетский язык он был переведен в VII веке по указу царя Трисонг Децены, уделявшего большое значение научному прогрессу, в частности, медицинскому. Представления о теле и болезнях Основа медицины Древнего Тибета – учение о трех сущностях – ньепа, к которым относятся слизь, ветер и желчь. Человек существует путем их взаимодействия друг с другом, а при нарушении этих взаимоотношений возникают яды – тупость, гнев и привязанность. Таким образом, все заболевания организма связывались с разумом.    Для того чтобы вылечить болезнь, нужно принимать во внимание состояние других органов, которые ослаблены и могут препятствовать излечению. Основными принципами терапии являлись: «лечить больного, а не болезнь», «лечить там, откуда боль приходит, а не там, где болит», «организм нужно лечить как единое целое». Методы лечения в древнем Тибете К основным методам терапии, практиковавшимся в древнем Тибете, относились диета, правильный образ жизни, лекарственные препараты и различные процедуры. Они использовались как по отдельности, так и в совокупности, в зависимости от тяжести состояния больного и других факторов.   Согласно трактату «Чжуд-ши», нет таких растений, которые не могли бы использоваться в качестве лекарств. Для их изготовления использовались любые средства, а рецепты медикаментозных препаратов иногда насчитывали несколько десятков ингредиентов, смешанных в определенных соотношениях. Если отсутствовал хотя бы один компонент – лекарство считалось бесполезным.

documentsite.net

  Начало цивилизации. Врачевание и традиционная народная медицина в древних государствах - Египте, Месопотамии, Иудее, Китае, Индии, Тибете

  Начало цивилизации и, в первую очередь, разделение труда и властных функций касалось всех сторон жизни человеческих сообществ, превращающихся в рабовладельческие государства древнего мира. И этот процесс относился не только к земледельцам, торговцам, ремесленникам, военным, правящей верхушке, но и к представителям религиозных культов, формирующихся из первоначальных верований во внеземное, трансцендентальное происхождение всех жизненных явлений и событий — языческое многообразие, мультитеистическое, не поклоняющееся единым богам, ставшее олицетворением сохранившихся до сих пор главных религий — христианства, буддизма, иудаизма, ислама и пр. Религия становилась верной опорой власти, проникая во все сферы жизни людей, более того, претендуя на духовное господство и нередка на власть в государстве. Разумеется, процесс образования государств, частной собственности, разделения труда, власти гражданской и религиозной не мог не отразиться на врачевании того периода, которое, воплотив представление народной медицины первобытной общины, ставилось все более профессиональным. В процессе разделения труда формировались ремесленники-врачеватели, специализирующиеся на диагностике и лечении различных болезней и повреждений — внутренних заболеваний, наружных, кожных и т.п., лечении травм, даже производстве хирургических вмешательств, родовспоможении. Все они руководствовались рациональным опытом народной медицины, более того, возникшей позже, уже в первых рабовладельческих государствах древности, храмовой медицины, и конечно, не могли не испытывать влияния теургических, религиозных верований. Из

вестно, что при храмах, посвященных м но гоч иоле иным богам, служители культов и сами занимались лечением больных, объясняя сущность болезней гневом богов, происками дьяволов, демонов. Но еще раз подчеркну, что в основе своей медицина и в первых государствах (как и в последующих) истоками уходила в народную эмпирическую медицину первобытных общин. Как уже отмечалось, народную медицину, особенно в таких крупных государствах, как Китай, Египет, Индия, называют традиционной. И это правильно по отношению к ним, где вплоть до настоящего времени сохранились традиции древней народной медицины не только в практике врачевания, но и в попытках объяснения сущности, природы болезней и здоровья человека. Несмотря на прошедшие тысячелетия, эти первоначальные, так сказать, теоретические представления и даже учения продолжают существовать и служить основой традиционной народной медицины. Вот одно из доказательств этого факта. В популярной газете АИФ (2002 г., № 46) опубликована статья А. Александрова «Чем лечиться в Китае»; автор, побывав в Пекине, на месте знакомился с традиционным врачеванием большинства населения страны. В статье приведены примеры лекарственных средств растительного и животного происхождения, применявшиеся древними китайскими лекарями еще до начала нашей эры и пользующиеся широким спросом до сих пор, «Китайские доктора, — цитирует автор одного из народных врачей, — с древних времен считают, что человеческий организм - что-то типа радиоприемника: в нем существует двенадцать каналов, и именно через них пульсируют временные волны двенадцати месяцев. После рождения на свет равновесные пустоты тепла и холода, тьмы и света постепенно становятся все более неустойчивыми из-за нечеткости считывания этих самых волн по 360 ключевым точкам 12 каналов. В результате нарушается ритм приемов телом пиши и питья, холода и жара, движения и покоя, вследствие чего организм начинает болеть. А пришедший на помощь доктор лишь просто пытается восстановить утраченное равновесие». Это пример одной из интерпретаций происхождения заболеваний, дошедшей до наших дней. Далее мы остановимся на возникновении и эволюции концепции традиционной медицины в Китае и других странах, где она пользуется правами государства, наряду с современной научной, нетрадиционной медициной. Называть же всю народную медицину традиционной, как было объяснено выше, неправильно, так как ее древние традиции сохранились до наших дней вместе с теоретическими представлениями древности лишь в немногих регионах и странах. Но ее корни уходят в благодатную почву народной медицины и в тех странах, где традиции к настоящему времени утеряны. Например считают, что в Южной Америке у народов майя была создана стройная система медицины, однако сегодня она не получила такого воплощения в жизнь, как в Китае, Индии, Тибете. В прошлом одно из наиболее полных воплощений традиций народной медицины происходило в Древнем Египте, но сегодня египетская традиционная медицина не получила реализации, тем более что современный Египет населен не потомками древних египтян, а завоевавшими эту страну представителями других народов. Тем не менее, несмотря на эти замечания по поводу определения народной медицины, громадный опыт, накопленный во многих странах в диагностике, лечении и профилактике заболеваний, идущий из недр народной медицины, нужно тщательно изучать и использовать. Такое понимание начинают проявлять представители современной, т.е. нетрадиционной медицины, которая все в большем масштабе использует средства и приемы народной медицины, в том числе методы психотерапии и диагностики и особенно так называемые пищевые добавки, получаемые из сырья, упоминаемого в источниках народной медицины. 

www.med24info.com