Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным (стр. 1 из 6). Материальная культура древних славян
Духовная и материальная культура восточных славян
Восточные славяне были одной из ветвей крупной славянской общности. Впоследствии они сформировали Древнерусское государство (Киевскую Русь) и дали начало населению современной России, Украины и Белоруссии. Поэтому развитие восточных славян, их уклад и образ жизни представляют для нас интерес. А еще больше нас привлекает духовная и материальная культура восточных славян. Последняя представляет собой комплекс всех сфер жизни наших предков: их занятия, их досуг, их верования, нормы морали и многое другое.
Содержание статьи
Материальная культура восточных славян
Главные занятия славян.
Начнем с материальной культуры. Она, как и у многих народов, изначально была завязана на земледелии, скотоводстве и других занятиях, которые так или иначе позволяли человеку выжить. Славяне, расселяясь по огромным территориям, осваивали их, придумывали разные способы обработки земли. Самыми популярными было подсечно-огневое и по типу перелога. Чуть позже появилось и пахотное. Разумеется, что у восточных славян были простейшие орудия труда – плуг, соха, рало, борона другие. Чем лучше обрабатывали землю, тем богаче был урожай. Такая простая закономерность дала мощный толчок для развития земледелия, а вместе с ним и скотоводства.
Что касается последнего, то оно сыграло в свое время очень важную роль. У восточных славян скот выполнял функцию и тягловой силы, и источника мяса и молока. Также его использовали как транспортное средство. Из других занятий по «добыче пропитания» у славян известны охота, рыболовство, бортничество. Удивительно, как ловко люди в то время осваивались в природе, как быстро приручали ее!
Ремесла.
Конечно, почетное место в материальной культуре восточных славян занимали и ремесла. Они отличались большим разнообразием: гончарное дело, кузнечное дело и обработка металлов, выделка кожи, обработка дерева и камня. Была своя работа и у женщин: ткачество, вышивка. Можно сказать, что земледелие и скотоводство были базисом, основой культурной пирамиды славян. А ремесла, в свою очередь, стали вторым ее пластом, не менее важным. Ведь благодаря им восточнославянская культура стала отличаться от культур других народов. Она стала уникальной, самобытной. Те же узоры на резьбе по дереву, камню, те же орнаменты на вышивке, те же причудливые фигуры и детали из металла! Именно по ним археологи и историки могут сказать, что это без сомнения объекты культуры восточных славян.
С ремеслами тесно связано одна из самых главных сторон жизни любого человека – его жилище, его дом. Жилища восточных славян эволюционировали медленно, но верно. Сначала это были землянки, затем – полуземлянки, а чуть позже (к девятому веку) появились и первые избы. Последние, как известно, строились без единого гвоздя. Но они были невероятно устойчивыми, крепкими и красивыми. Почетное место в избах занимала печь, роль которой трудно переоценить. Она была не только источником тепла в доме, но и средством для приготовления вкуснейшей пищи. Те, кто пробовал стряпню, приготовленную в русской печи, точно с этим согласятся!
Быт и хозяйство.
А что же готовили восточные славяне? Это, безусловно, зависело от двух основных занятий, о которых уже шла речь, — земледелия и скотоводства. Из выращиваемых зерновых культур готовили различные каши и хлеб, из мяса варили супы. Не напрасно поговорка «Щи да каша – пища наша» пошла именно с тех времен.
Следующей частью пирамиды стоит назвать непосредственно предметы и вещи, которыми пользовались восточные славяне. Это касается посуды, одежды, предметов обихода, разных приспособлений (прялок, например), оружия, украшений и многого другого. Взять к примеру одежду. По ней мы можем очень многое сказать о человеке. Так вот, у восточных славян она всегда закрывала большую часть тела, была опрятна и украшена вышивками и узорами. Вообще разного рода орнаменты и символы были очень распространены. Причем выполняли они не только функцию украшения, но и защиты от всего плохого.
Очень важно отметить, что славяне всегда были необычайно чистоплотным народом. Женщины убирались в избе, никогда в ней не было мусора и грязных вещей. Кстати, перед многими праздниками традиционно было принято выбрасывать весь накопившийся хлам. Любили восточные славяне посещать бани, купаться. Никогда у них не было такого, как в Европе, что люди не мылись годами. Вот она, славянская мудрость!
Мужское и женское.
Стоит остановиться и на оружии. Вообще восточным славянам приходилось воевать с некоторыми соседствующими народами и племенами. Поэтому изобретать оружие было необходимостью. Пользовались в древности луком и стрелами, копьями, мечами и щитами. Да, все это было очень примитивным, однако у врагов тоже еще не имелось ничего более мощного и совершенного.
А теперь о женских «штучках». Украшения, которые археологи находили при раскопках, отличались большим разнообразием. Носили их тоже с целью не только украсить себя и привлечь внимание, но и уберечься от дурного глаза и порчи. Кстати, некоторые украшения носили и девочки, но в основном они выполняли в этом случае функцию оберега.
Традиционная духовная культура славян
Говоря об этом вопросе, конечно, мы обращаемся к язычеству, а также Славяно-арийским Ведам. Верования восточных славян были аналогичны тем, которые существовали в то время почти у всех народов. Каковы же характерные черты духовной культуры славян?
Многобожие, или политеизм. Вера в нескольких богов, каждого из которых почитали и славили. В основном это было так или иначе связано с природой и природными явлениями, а также плодородием земель и урожаем. Славяне посещали языческие храмы (капища и святилища), приносили богам жертвы, устраивали в их честь праздники. Были у них и волхвы (жрецы) – посредники между богами и человеком.
Обожествление природы, культ природы. Вытекает эта особенность из предыдущей. Нам, кстати, есть чему поучиться у наших предков: они относились к ней невероятно трепетно, как к живому существу.
Культ предков, уважительное отношение к старшим. У славян старшие члены семьи, а тем более умершие, всегда были объектом особого почтения. Для усопших проводили специальные поминальные дни, которые сохранились и сегодня. А во время существования родовой общины, племенных союзов всегда обращались к старейшинам, если возникал спорный вопрос или проблема.
Морально-нравственные ценности восточных славян заключали в себе следующие черты: милосердие, помощь слабому, защита Родины и Рода, взаимоуважение и взаимопонимание в семье, сохранение своей чести (было важным как для девушек, так и для мужчин), воспитание детей в соответствие с законами Рода. Это далеко не все особенности, но уже и так можно заметить, насколько высокоморальными были восточные славяне. Даже на войне с врагом, когда брали его в плен, они обращались гуманно, человечно. Они никогда не превозносили себя выше других народов и других людей. Ведь язычество и языческая культура предполагала под собой равенство всех людей перед природой, перед богом.
Таким образом, культура восточных славян – это уникальнейший феномен, это богатейшее наследие. Не удивительно, что сегодня люди пытаются возрождать ее, восстанавливать. Ведь новое – это хорошо забытое старое, а в прошлом часто можно найти ответы на вопросы, которые ждут нас в будущем. Поэтому не будем предавать забвению эту величайшую культуру, культуру наших предков – восточных славян.
О возрождающихся ведических традициях.
Источник
slavicnews.ru
Материальная и духовная культура, язык и религия восточных славян.
Материальная и духовная культура, язык и религия восточных славян.
Мы сказали, что материальная культура древних людей может быть наилучшим образом изучена в свете археологических свидетельств. В случае древних славян трудность состоит в том, что наша информация столь редка и туманна, в особенности
это относится к скифскому периоду. Даже для сарматского периода сложно точно локализировать на карте различные славянские племена упомянутые в источниках, и трудно поэтому отличать славянские древности от принадлежащих другим
народам. Проблема особенно запутанна, когда речь заходит о пограничной зоне между лесом и степями, и даже в большей степени относительно степной зоны. В западной части украинской пограничной лесостепной зоны так называемая культура погребальных урн, которая берет начало в скифский период, продолжала сохраняться также и в сарматский период. Римские монеты второго века, обнаруженные в Киевском регионе, указывают на развитие коммерческих связей между
правобережной Украиной и Дакией. Рассмотрение инвентаря поселений (городищ) Киевского, Черниговского и Полтавского
регионов показывает, что люди этого ареала были земледельцами, как и в предшествующий период. Поскольку культура этих поселений в определенной мере отличается по своей природе от западноукраинских «полей погребальных урн», мы можем предположить существование двух различных племен или групп племен, оба из которых, возможно, имеют славянское происхождение и являются земледельцами, Одно жило к западу от Киева, а другое – к востоку. Первое было под влиянием
900igr.netЗанятия славян
западнославянской, германской и романской культуры, в то время как последнее было сильно затронуто иранской цивилизацией. Лингвистические свидетельства могут использоваться в дополнение к археологическим данным. Как мы видели у Тацита, славяне в противоположность сарматам «строят дома» (domes figunt). Тип славянского дома в степной зоне
отличался от подобного ему в лесной зоне. В степи это была рамочная структура, облепленная глиной (украинская хата). В лесной зоне это было бревенчатое строение (русская изба). В то время как слово хата имеет иранское происхождение,
изба, согласно некоторым исследователям-лингвистам, происходит от немецкого слова Stube. Более вероятно, однако, что изба является чисто славянским словом, будучи сокращением слова истопка («обогреваемый дом», «дом с плитой»).
С тем чтобы проиллюстрировать более полно данными лингвистики жизнь восточных славян в древности, необходима осторожность при выборе из русского и украинского словарей слов, которые действительно стары. Наиболее безопасный путь – это, разумеется, рассмотрение лишь слов, которые общи всем славянским языкам, поскольку они должны были появиться в наиболее древний период славянской истории. Далее приводится перечень таких слов, относящихся к различным аспектам личной и общественной жизни.
1. Строения и домашняя мебель: дом, изба, клеть, стол, лавка.
10. Социальная организация; типы поселения: правда («справедливость», «истина»), закон, власть, род, племя, войско, село, город.
Все слова в вышеприведенном перечне должны были присутствовать в славянском словаре в сармато-готский период, если не ранее. Они интересуют нас здесь не с лингвистической точки зрения, а благодаря их связям с историей восточных славян. Словарь народа отражает его культуру. Вышеприведенные слова составляют многие термины раннеславянского земледелия, технологии и социальных институтов. Они могут помочь нам лучше понять эволюцию народной жизни. Теперь мы должны сравнить лингвистические и археологические данные. Как мы видели, древние поселения и погребальные места украинской лесостепной и степной зоны, многочисленные сельскохозяйственные инструменты, предметы домашней мебели катушки и т. д. были обнаружены вместе с зерном и костями домашних животных. Соединяя это с лингвистическими свидетельствами, мы приходим к заключению, что культура восточных славян должна была достичь в сарматский период относительно высокого уровня. Восточнославянские искусства и ремесла были под очевидным иранским влиянием. Существование таких древнеславянских слов как гудба («музыка»), гусли, бубны («тамбурины») является свидетельством музыкальных пристрастий народа. Существует характерное повествование в хронике Теофилакта (начало седьмого века), которое демонстрирует, что византийцы считали славян высокомузыкальными людьми. Фиксируя события одного из дунайских походов императора Маврикия, хронист упоминает о наружности трех славянских посланцев, приехавших из далекой страны. Посланцы сказали Маврикию, что их народ безразличен по отношению к войне и оружию и лишь наслаждается игрой на цитре. Что же касается религии древних славян, то она была описана Прокопием в следующих словах: «Они веруют, что один бог, создатель молнии, является сам хозяином всех вещей, и они приносят ему скот и другие возможные жертвы; что же касается Судьбы, то они не знают ее и не признают мудрым образом, что она обладает какой-либо властью над людьми, но когда смерть находится близко к ним, пораженные болезнью или начинающие войну, они обещают в случае благополучного исхода, что сразу же принесут жертву богу в обмен на жизнь; и если они получают избавление, они жертвуют именно обещанное ими и полагают, что их безопасность была куплена этой жертвой. Они поклоняются, однако, рекам, нимфам и некоторым иным духам, и они также приносят им жертвы, и они делают предсказания в связи с этими жертвами». Первоначальный слой славянской религиозности предположительно состоял в почитании родовых предков и сил природы. Почитание предка (пращура) оставило след в присказке, теперь используемой детьми в некоторых играх «чур меня» («да поможет мне мой предок»). Что же касается почитания природных сил, русский фольклор дает богатые свидетельства для подтверждения информации Прокопия, что древние славяне почитали реки. Почитание молнии, также упомянутое Прокопием, было в особенности развито, и бог грома Перун упоминается в русских летописях. Религиозные верования восточнославянских племен должны были подвергнуться значительному влиянию аларо-дианских и иранских культов. Почитание Великой Матери уже упоминалось. Почитание мифической птицы (или же птицы-собаки) Сенмурв, игравшей важную роль в иранской космологии, было очевидно также широко распространено. Согласно
тексту Пахлави, Сенмурв был первобытной птицей, функция которой состояла в охране «Древа Семян» и распылении сухих
семян по воде, с тем чтобы они могли возвратиться в землю с дождем. В определенном смысле Сенмурв была гением или божеством плодородия. Существует рисунок Сенмурв на пластине, найденной в кургане Семи Братьев (Семибратный) в регионе Тамани. Воспроизводимое существо имеет тело собаки, пару крыльев и две головы – одну собаки, а другую лебедя. В воспроизведениях Сенмурв сасанидского периода она похожа более на крылатую собаку, нежели на птицу. Для
Ниже: слева - серебряное сасанидское блюдо с сенмурвом из коллекции Эрмитажа; справа - шахиншах Ирана в Мраморном дворце в день своего второго бракосочетания, 12 февраля 1951 года (автор фото неизвестен).
этого периода нет свидетельств почитания Сенмурв среди протославян, но мы можем предположить его по аналогии из существования такого почитания в позднее время. В то время как Перун был мужским богом, похожим на тевтонского Тора,
«Боянов гимн»:
... главу перед Триглавом склоните!Так мы начинали,великую славу Ему воспевали,Сварога — Деда Богов восхваляли,что ожидает нас.Сварог — старший Бог Рода Божьего
и роду всему — вечно бьющий родник...
И Громовержцу — Богу Перуну,Богу битв и борьбы...И Свентовиту мы славу рекли.Он есть и Права, и Яви Бог!Песни поем мы Ему, ведь Свентовит — это Свет.
Триглав
Славянская Троица
Символическое изображение триглава
Славянские символы Триглав состоит из соединений трех великих славянских богов: Сварог-Перун-Свентовид. Его идея заключается в том, что бог является одновременно и единым, и множественным, Сварог может проявляться и как Свентовид, и какПерун, и как другие Триглавы (Малые и Великие). Данный символ принадлежит славянскому богу Триглаву, который управляет тремя субстанциями (на символе изображаются в виде маленьких кружочков) – Явь, Правь и Навь.
Что касается его цветового оформления, то следует отметить, что Великий славянский Триглав является отображением трех времен года, которые ранее существовали в славянских племенах: весна (пора земледельцев), лето и осень (это был один из сезонов года, который являлся порой созревания и сбора урожая), и зима (пора отдыха земли).
Великая Мать, конечно же, была женщиной-богиней. Следует помнить в данной связи, что социальная организация
некоторых досарматских племен азовского региона, подобных савроматам, принадлежала матриархальному типу. Не были ли некоторые из восточных протославянских племен первоначально организованы по матриархальному типу? Следы
матриархальных обычаев могут быть обнаружены в русском фольклоре, в особенности в некоторых былинах, равно как и в киевском своде законов, известном как «Русская Правда».
Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА
РЕФЕРАТ
ПО ВВЕДЕНИЮ В СЛАВЯНСКУЮ ФИЛОЛОГИЮ
МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН ПО ЯЗЫКОВЫМ ДАННЫМ
Выполнила
студентка 1 курса II группы
Новикова Ирина Викторовна
Проверила
Фокина Мадина Александровна
КОСТРОМА 2002 г.
ПЛАНРЕФЕРАТА
1. Введение. Почему я выбрала эту тему.
2. Основная часть.
· О древнеславянском языке
· Откуда мы знаем о славянах. Велесова книга
· Велесова книга о происхождении славян
· Религиозные понятия древних славян
· Связь обычаев с природными силами
· Символика славян как прообраз письма
· Узелковая письменность
· Человек, семья, род
· Общественные отношения
· О физическом и нравственном характере славян
· Нравы, быт, жилище древних славян
3. Заключение.
ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА ЭТУ ТЕМУ
Материальная и духовная культура славян является лишь частью всемирной культуры, но, несмотря на это, она занимает здесь не последнее место.
Я считаю, что эта тема заинтересовала меня в данном случае как человека, желающего знать больше о своём народе. Я думаю, что знание прошлого –это ключ к пониманию и настоящего. Мне кажется, что человек, как бы мы сейчас сказали, без корней, человек, не знающий и не любящий прошлого, не имеет и будущего. Крайне важно слышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение веков и тысячелетий.
Нельзя понять историю славянства без истории индоевропейцев. Славянство –ствол большого индоевропейского древа. Нам надо знать и помнить, что во II и I тыс. до н.э. славяне являли собой целостный организм, впитавший в себя все высшие духовные и материальные достижения индоевропейской цивилизации. Лишь в I тыс. н.э. славяне стали расширять границы своего обитания, и начался процесс культурного, языкового и политического обособления славянских народов.
Люди ещё со времён древности пытались осмыслить начало своего существования, т.к. человеку, живущему в обществе свойственно задавать самому себе и окружающим вопросы, требующие ответа. Древний человек, глядя на небо, солнце, звёзды, окружающую природу, красоту полей и рек, восхищаясь всем этим, всегда задумывался над тем, откуда всё это появилось. Для древнего человека окружающая его природа отнюдь не была одной только красивой внешней оболочкой. В сознании древних славян, народа с особой ментальностью, с особой исторической культурой, не могло возникнуть мысли о том, что всё это благолепие, да и сами они, возникли из ничего, образовались на пустом месте. Человек осмыслял своё существование, опираясь на опыт прошлых поколений, на знания своих предков. Он чувствовал себя частичкой вселенной.
Отображение в языке находили все вещи и явления, которые окружали человека в глубокой древности. Даже те, которым он порой не мог найти объяснения. Человек в те времена одушевлял любую неживую вещь, так как верил, что она имеет душу. Язык –единственное, чем человек мог отреагировать на окружающую действительность.
Как я уже отметила, славяне –особый народ с неповторимой исторической стезей, абсолютно по-иному воспринимающий окружающую действительность во всех ее проявлениях. Эта черта присутствовала в сознании славян, потому что наши предки умели осмыслять настоящее иначе, чем это сейчас делаем мы. Когда мы теперь пытаемся понять жизнь древних славян, не следует подходить к ней с нашими современными мерками. Мы пришли к этим меркам, опираясь на плечи прежних сотен поколений предшественников.
Материальная жизнь древних славян, развитие их социальных отношений, духовная жизнь нашли отражение в их языке. При этом выявляются как некоторые унаследованные от предшествующих состояний явления, так и новые, сформировавшиеся именно в праславянскую эпоху представления и понятия, облеченные в словесную форму, а также то, что получило развитие уже в отдельных славянских языках отдельных групп славянства. Язык оказывается наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памятью славянства:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор, к смерти все готово.
Всего прочнее на земле –печаль
И долговечней –царственное слово.
(А.А. Ахматова.)
Близость славянских языков –не просто наиболее яркий фактор, объединяющий всех славян. Эта близость вместе с тем представляет собой отражение их длительного истинного единства, их совместных познаний и усилий, общих духовных исканий, их единой жизни. Славянские языки –важнейшее средство общения славянских народов. Они вместе с тем –их драгоценная общественная память. Потому что ,,память –единственное достояние человека, делающее его человеком”. (Д.С. Лихачев.)
Приступая у работе над своим рефератом, я просмотрела немало литературы, посвященной древним славянам. Обычно такие книги начинаются с краткого изложения событий эпохи, затем следует подробный разбор общественного устройства, и едва ли не последнее место отводится таким “малозначительным”, с точки зрения авторов, вещам, как одежда, жилище, домашние занятия. А ведь часто по названиям именно этих предметов мы можем судить о культуре, быте, верованиях наших предков. Пренебрегая на наш взгляд примитивными религиозными понятиями и обрядами, которые наполняли все существование древнего человека, отмахиваясь от язычества, мы тем самым лишаем себя столь необходимых ключей к пониманию мира наших предков –и духовного и материального.
О ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ
Славянские языки считаются самой молодой языковой группой среди индоевропейских языков. Славянские языки: русский, польский, сербохорватский и словенский происходят от древнеславянского языка. Древние славяне были одним народом и пользовались очень близкими говорами. Древнеславянский язык, как общий язык для всех славянских племен, существовал, по-видимому, еще в первой половине I тысячелетия н.э. Шло время, и этот язык распался на диалекты. Произошло это примерно в VI–IX вв. н.э. Сформировались большие диалектные группы: южная, западная и восточная. К этому же времени относится появление обособленных славянских языков. Ученые, исследовавшие древнеславянский язык, определили, что это разделение произошло, когда славяне давно уже пользовались железом и имели значительно развитые ремесла.
Действительно, у славянских народов едины не только названия всех общеупотребительных металлов: железа, золота, серебра, меди и олова, но и многочисленных изделий из железа. Таковы, например, названия: коса, долото, клещи, секира, серп, мотыга, пила, стремя, острога и многие другие. Весьма важно, что и многие названия земледельческих орудий –плуг, рало, лемех –едины у всех славян. Характерно, что ремесленная терминология также восходит к общеславянскому языку, как и самое название ремесло и многочисленные названия профессий –кузнец, гончар, суконщик, ткач и т.д. Эти данные показывают, что общеславянский язык-основа сохранялся довольно долго.
Как удается ученым отдернуть завесу времени и получить представление о языке того далекого времени? Тем более, когда речь идет о бесписьменном праязыке, существовавшем очень отдаленном прошлом. Сведения о праславянском языке лингвисты получают, последовательно двигаясь от современного состояния славянских языков в прошлое. Сравнивая русское слово сон, польское sen, и сербское сан, можно предположить, что слово со значением ‘сон’ в праславянском начиналось со звука [s], затем шел какой-то гласный (более детальное исследование показывает, что это был особый краткий звук [ъ], а затем звук [n]. Так работает сравнительно исторический метод. Современные языки могут служить хорошими “информаторами”, если уметь расшифровать, заложенную в них информацию. Ценнейшие сведения можно почерпнуть из диалектов –в них, порой, сохраняются следы очень давнего прошлого. Однако, этот реконструированный язык в значительно степени –условная схема. Живой древнеславянский язык, безусловно, отличался от нее.
Вместе с народом язык рождается, живет, изменяется. И внимательный взгляд в прошлое языка –это погружение в историю народа.
ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ О КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
ВЕЛЕСОВА КНИГА
В настоящее время проделана большая работа по реставрации славянских мифов на базе фольклора и текстов дощечек Велесовой книги1. История книги , посвященной богу богатства и мудрости Велесу , или Волосу , загадочна и трагична. В 1919 г., во время Гражданской войны, она была найдена офицером белой армии Ф.А. Изенбеком недалеко от станции Великий Бурлук близ Харькова в имении князей Куракиных. В 1924 г. в Брюсселе книга попала в руки писателя Ю.П. Миролюбова. Пятнадцать лет он переписывал и расшифровывал древние записи, скопировав около 75% текста. В 1943 г. в оккупированном немцами Брюсселе после смерти Изенбека пропал весь его архив, в том числе и подлинник Велесовой книги. Остались лишь записи Миролюбова и фотография одной дощечки.
ВЕЛЕСОВА КНИГА О ПРОИСХОЖДЕНИ СЛАВЯН
Велесова книга –памятник сложный и объёмный. Подделать его также сложно, как невозможно заново создать Авесту или Библию. Велесова книга разрешает спор о происхождении славян. Она описывает судьбы различных племен, участвовавших в славянском этногенезе. Древнейшее событие, представленное в ней, –исход индоевропейских племен из Семиречья, области, которая локализуется близ озера Балхаш и сегодня носит такое же название из-за семи рек, впадающих в него. Велесова книга описывает события мифической и древнейшей истории славян конца II тыс. до н.э. –конца I тыс. н.э. Проще сказать, периода единства славянских языков.
mirznanii.com
Традиционная материальная культура восточных славян
Содержание
Введение
Глава 1 Жилище восточных славян
§1.1 Техника постройки дома
§1.2 Планировка
§1.3 Интерьер
§1.4 Двор
Глава 2 Одежда и обувь восточнославянских народов
§2.1 Мужская одежда
§2.2 Женская одежда
§2.3 Штаны
§2.4 Обувь
Глава 3 Ремесленные изделия
§3.1 Добыча металлов и их обработка
§3.2 Керамическая посуда
§3.3 Прядение и ткачество
Глава 4 Земледелие
Глава 5 Поселение
Глава 6 Восточнославянские погребения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Исследование традиционной материальной культуры восточных славян даёт возможность увидеть родственную связь этих народов и изменить к лучшему взаимоотношения между ними. Именно в свете сложившихся отношений между восточнославянскими народами предмет моего исследования приобретает актуальность. Поиск общих корней и черт культуры и быта будет первый шаг к поиску решений данной проблемы .
Данный вопрос достаточно изучен. И существует множество исследований посвящённых этой проблеме. Я остановила свой выбор на трёх наиболее подходящих работах. Прежде всего это труд крупнейшего советского этнографа Д.К.Зеленина «Восточнославянская этнография». Зеленин родился в 1878,а умер в 1954. Член – корреспондент АН СССР с 1925 года. Труд был впервые издан в 1927 году на немецком языке в Германии. Это первое обобщающее изложение этнографии русских, украинцев и белорусов.
Также для освещения данной проблемы мной был выбран труд под названием «Этнография восточных славян», главный редактор этой работы выдающийся советский исследователь, отец знаменитой на весь мир теории этничности – Ю.В.Бромлей. Книга освещает происхождение и расселение трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов, сформировавшихся на основе древнерусской народности, рассказывает об их быте, культуре, семье и семейных отношениях, обычаях, обрядах, праздниках и ритуальных празднествах. Исследуется численность, языки, черты этнической истории восточных славян в период капитализма и социализма, их роль и место в современных этнических процессах в СССР. Книга богато иллюстрирована.
Работа выдающегося чешского археолога – славяноведа конца XIX – начала XX века Любора Нидерле «Славянские древности» - это «классика жанра». Это единственная в своём роде подлинная энциклопедия истории и культуры древних славян. Уже на протяжении века на этот капитальный труд ссылаются в своих работах все исследователи в этой области.
Цель моего исследования:
1. Дать целостную картину материальной культуры восточных славян.
2. Раскрыть особенности периода, когда все восточнославянские народы имели общие черты в традиционной материальной культуре и быте.
3. Выявить возможности использования полученных знаний в практике.
Задачи данного исследования:
1. Выявить общие черты в традиционной материальной культуре и быте восточнославянских народов.
2. Изучить особенности устройства домашнего хозяйства, одежды, ремёсел и др. аспектов жизни восточных славян.
3. Показать сходства и различия материальной культуры восточнославянских народов. А также показать связь древних времен с современностью.
Глава 1 Жилище восточных славян
§1.1 Техника постройки дома
Традиционное жилище восточных славян формировалось в определённой исторической обстановке под влиянием изменившихся условий жизни народа. К середине XIX в. – времени, когда сложились основные особенности сельского жилища восточных славян, - наряду с общими чертами жилище разных районов на всей обширной территории расселения русских, украинцев и белорусов имело локальные отличия (природные, социальные, экономические и исторические) приводили к созданию разных типов восточнославянского жилища, сосуществовавших в этнических традициях этих народов. На пространствах России, где в качестве основного материала использовался лес, преобладала срубная техника. Уже в Древней Руси срубная техника достигла высокой степени совершенства. Для строительства жилых домов на севере и в центре зоны распространения срубного жилища использовали в основном хвойные породы дерева. Наиболее распространённой была рубка сруба из круглых очищенных от коры, но неотёсанных брёвен.[1]
Столбовая техника возведения стен жилого дома, не менее древняя, чем срубная, была распространена преимущественно в лесной и лесостепной зонах Украины. Основу стен при столбовой технике составляли столбы, врытые в землю на одинаковом расстоянии друг от друга, пространство между ними заполнялось различным материалом.[2]
По конструкции потолка и крыши жилище восточных славян при наличии многих общих особенностей варьировало в разных ландшафтных зонах. Для восточнославянского жилища характерен плоский горизонтальный потолок. Основой потолка служил толстый, отёсанный с четырёх сторон брус – матица. Его обычно врубали в предпоследний венец сруба или в «основу», в «верхнюю связь» - балку, положенную поверх стены в домах, построенных из других материалов.[3]
§1.2 Планировка
Основной частью жилого дома была изба – отапливаемое жилое помещение прямоугольной или квадратной формы. Клеть – неотапливаемое помещение – служила для хозяйственных целей и летним жильём. Клеть соединялась с жильём посредством сеней . Сени были прихожей или хозяйственным неотапливаемым помещением. Сени служили для защиты жилой комнаты от непосредственного воздействия дождя, снега и мороза. Позднее сени превратились в большое, имеющее самостоятельное значение, помещение для хранения вещей, содержания скота и даже для пребывания в нём человека в летнее время.
Трёхкамерное жилище (изба – сени – клеть) в большинстве районов было характерно для середняцких хозяйств. Затем клеть с целью увеличения жилой площади стали превращать в жилую избу (хату), которая служила только летним парадным помещением (горница, светлица, чистая изба) или, если её отапливали, использовалась для повседневной жизни.
На севере, в районах распространения двухэтажного крытого двора, на ряду с типом трёхкамерного жилища бытовали и его видоизменённые формы; здесь клеть или горница устраивались на втором этаже двора, вплотную примыкающего к дому.[4]
§1.3 Интерьер
Внутренняя обстановка избы отличалась строгими, издавна установившимися формами, которые при наличии общих черт имели различия в отдельных областях восточнославянской территории, являясь важным этническим признаком отдельных народов и их этнографических групп.
Примерно четверть избы занимала духовая печь . Она является характерной особенностью жилища всех восточных славян. Большинство русских печей были глинобитными, позже во многих селениях стали класть печь из обожжённого кирпича. От положения печи в избе зависело расположение других частей интерьера. Подобное соотношение печи и переднего угла – одна из общих и характерных черт восточнославянского жилища. Каждый угол, каждое место в старых традиционных избах имели своё назначение. Самым почётным считался передний угол. Здесь всегда стоял обеденный стол, висели иконы, в праздник, а нередко и в будни стены украшали ткаными и вышитыми полотенцами, лубочными картинками, позднее – литографиями, искусственными цветами. В этой части избы отмечались все важнейшие события в жизни семьи. По стенам, примыкающим к переднему углу избы, шли плотно прикреплённые к ним лавки. Параллельно лавкам, выше окон, делались полки. До конца XIX века у восточных славян преобладала неподвижная встроенная мебель. Все основные детали обстановки строились вместе с избой и составляли с ней одно целое.
В зависимости от положения печи и переднего угла, а также от направления устья печи в восточнославянском жилище выделяются четыре типа внутреннего плана избы: северносреднерусский, украинско-беларусский (он же – западнорусский), восточный южнорусский и западный южнорусский.[5]
§1.4 Двор
Отмечалось особое устройство двора у славян. Кладовые строились либо в виде плетённого из прутьев шалаша, подобно тем, какие ещё и теперь встречаются в Русской части Галиции, либо виде глиняных мазанок, встречались также деревянные из крепко сбитых брёвен. В таких кладовых всегда имелись двери, запиравшиеся даже на ключ. Эта кладовая называлась житница.
Место, в котором обмолачивали зерно, так называемое гумно , первоначально находилось на дворе под открытым небом, однако поскольку необмолоченный хлеб так же нуждался в укрытии от дождя, наряду с гумном очень скоро появился и навес, под которым, естественно, начали хранить и обмолоченное зерно. Так житница образовало с гумном одно целое, и в результате чего возникло строение, на которое перешло старое название – гумно.
Хлев для содержания крупного рогатого скота первоначально представлял собой повсюду простой загон без крыши. Однако суровая зима в славянских землях заставляла прибегать к более серьёзным мерам для защиты скота от холода и непогоды, что и привело к строительству специального деревянного здания с наглухо заделанными стенами и кровлей над ними. Весьма вероятно, что обычай строить рядом с жилищем и специальный навес для скота возник под германским влиянием. Однако первоначально славянское хлевина означало жильё для людей вообще и помещение для скота.
Важным и интересным по своей конструкции сооружением была сушильня для зерна и, очевидно, также и для плодов, называвшаяся в древней Руси, да и в других местах овин . Влажный хлеб, а по видимому, и плоды складывали внутри овина на щиты из плетёных прутьев, под которыми разжигался огонь, которому ещё в XII веке простой народ возносил языческие молитвы. Конструкция овина в общем была такой же, как и устройство примитивных приспособлений для сушки снопов, какие ещё встречаются в России. Они представляют собою яму для разведения огня, над которой возводится примитивное деревянное строение, в котором крестьяне и теперь охотно сидят и спят у огня.
mirznanii.com
Традиционная духовная культура славян и особенности материальной культуры
Восточные славяне были одной из ветвей крупной славянской общности. Впоследствии они сформировали Древнерусское государство (Киевскую Русь) и дали начало населению современной России, Украины и Белоруссии. Поэтому развитие восточных славян, их уклад и образ жизни представляют для нас интерес. А еще больше нас привлекает духовная и материальная культура восточных славян. Последняя представляет собой комплекс всех сфер жизни наших предков: их занятия, их досуг, их верования, нормы морали и многое другое.
Материальная культура восточных славян
Главные занятия славян.
Начнем с материальной культуры. Она, как и у многих народов, изначально была завязана на земледелии, скотоводстве и других занятиях, которые так или иначе позволяли человеку выжить. Славяне, расселяясь по огромным территориям, осваивали их, придумывали разные способы обработки земли. Самыми популярными было подсечно-огневое и по типу перелога. Чуть позже появилось и пахотное. Разумеется, что у восточных славян были простейшие орудия труда – плуг, соха, рало, борона другие. Чем лучше обрабатывали землю, тем богаче был урожай. Такая простая закономерность дала мощный толчок для развития земледелия, а вместе с ним и скотоводства.
Что касается последнего, то оно сыграло в свое время очень важную роль. У восточных славян скот выполнял функцию и тягловой силы, и источника мяса и молока. Также его использовали как транспортное средство. Из других занятий по «добыче пропитания» у славян известны охота, рыболовство, бортничество. Удивительно, как ловко люди в то время осваивались в природе, как быстро приручали ее!
Ремесла.
Конечно, почетное место в материальной культуре восточных славян занимали и ремесла. Они отличались большим разнообразием: гончарное дело, кузнечное дело и обработка металлов, выделка кожи, обработка дерева и камня. Была своя работа и у женщин: ткачество, вышивка. Можно сказать, что земледелие и скотоводство были базисом, основой культурной пирамиды славян. А ремесла, в свою очередь, стали вторым ее пластом, не менее важным. Ведь благодаря им восточнославянская культура стала отличаться от культур других народов. Она стала уникальной, самобытной. Те же узоры на резьбе по дереву, камню, те же орнаменты на вышивке, те же причудливые фигуры и детали из металла! Именно по ним археологи и историки могут сказать, что это без сомнения объекты культуры восточных славян.
С ремеслами тесно связано одна из самых главных сторон жизни любого человека – его жилище, его дом. Жилища восточных славян эволюционировали медленно, но верно. Сначала это были землянки, затем – полуземлянки, а чуть позже (к девятому веку) появились и первые избы. Последние, как известно, строились без единого гвоздя. Но они были невероятно устойчивыми, крепкими и красивыми. Почетное место в избах занимала печь, роль которой трудно переоценить. Она была не только источником тепла в доме, но и средством для приготовления вкуснейшей пищи. Те, кто пробовал стряпню, приготовленную в русской печи, точно с этим согласятся!
Быт и хозяйство.
А что же готовили восточные славяне? Это, безусловно, зависело от двух основных занятий, о которых уже шла речь, - земледелия и скотоводства. Из выращиваемых зерновых культур готовили различные каши и хлеб, из мяса варили супы. Не напрасно поговорка «Щи да каша – пища наша» пошла именно с тех времен.
Следующей частью пирамиды стоит назвать непосредственно предметы и вещи, которыми пользовались восточные славяне. Это касается посуды, одежды, предметов обихода, разных приспособлений (прялок, например), оружия, украшений и многого другого. Взять к примеру одежду. По ней мы можем очень многое сказать о человеке. Так вот, у восточных славян она всегда закрывала большую часть тела, была опрятна и украшена вышивками и узорами. Вообще разного рода орнаменты и символы были очень распространены. Причем выполняли они не только функцию украшения, но и защиты от всего плохого.
Очень важно отметить, что славяне всегда были необычайно чистоплотным народом. Женщины убирались в избе, никогда в ней не было мусора и грязных вещей. Кстати, перед многими праздниками традиционно было принято выбрасывать весь накопившийся хлам. Любили восточные славяне посещать бани, купаться. Никогда у них не было такого, как в Европе, что люди не мылись годами. Вот она, славянская мудрость!
Мужское и женское.
Стоит остановиться и на оружии. Вообще восточным славянам приходилось воевать с некоторыми соседствующими народами и племенами. Поэтому изобретать оружие было необходимостью. Пользовались в древности луком и стрелами, копьями, мечами и щитами. Да, все это было очень примитивным, однако у врагов тоже еще не имелось ничего более мощного и совершенного.
А теперь о женских «штучках». Украшения, которые археологи находили при раскопках, отличались большим разнообразием. Носили их тоже с целью не только украсить себя и привлечь внимание, но и уберечься от дурного глаза и порчи. Кстати, некоторые украшения носили и девочки, но в основном они выполняли в этом случае функцию оберега.
Традиционная духовная культура славян
Говоря об этом вопросе, конечно, мы обращаемся к язычеству, а также Славяно-арийским Ведам. Верования восточных славян были аналогичны тем, которые существовали в то время почти у всех народов. Каковы же характерные черты духовной культуры славян?
Многобожие, или политеизм. Вера в нескольких богов, каждого из которых почитали и славили. В основном это было так или иначе связано с природой и природными явлениями, а также плодородием земель и урожаем. Славяне посещали языческие храмы (капища и святилища), приносили богам жертвы, устраивали в их честь праздники. Были у них и волхвы (жрецы) – посредники между богами и человеком.
Обожествление природы, культ природы. Вытекает эта особенность из предыдущей. Нам, кстати, есть чему поучиться у наших предков: они относились к ней невероятно трепетно, как к живому существу.
Культ предков, уважительное отношение к старшим. У славян старшие члены семьи, а тем более умершие, всегда были объектом особого почтения. Для усопших проводили специальные поминальные дни, которые сохранились и сегодня. А во время существования родовой общины, племенных союзов всегда обращались к старейшинам, если возникал спорный вопрос или проблема.
Морально-нравственные ценности восточных славян заключали в себе следующие черты: милосердие, помощь слабому, защита Родины и Рода, взаимоуважение и взаимопонимание в семье, сохранение своей чести (было важным как для девушек, так и для мужчин), воспитание детей в соответствие с законами Рода. Это далеко не все особенности, но уже и так можно заметить, насколько высокоморальными были восточные славяне. Даже на войне с врагом, когда брали его в плен, они обращались гуманно, человечно. Они никогда не превозносили себя выше других народов и других людей. Ведь язычество и языческая культура предполагала под собой равенство всех людей перед природой, перед богом.
Таким образом, культура восточных славян – это уникальнейший феномен, это богатейшее наследие. Не удивительно, что сегодня люди пытаются возрождать ее, восстанавливать. Ведь новое – это хорошо забытое старое, а в прошлом часто можно найти ответы на вопросы, которые ждут нас в будущем. Поэтому не будем предавать забвению эту величайшую культуру, культуру наших предков – восточных славян.
О возрождающихся ведических традициях.
Поделитесь с друзьями
slavculture.ru
По введению в славянскую филологию материальная и духовная культура древних славян по языковым данным - Реферат
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА
РЕФЕРАТ
ПО ВВЕДЕНИЮ В СЛАВЯНСКУЮ ФИЛОЛОГИЮ
МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН ПО ЯЗЫКОВЫМ ДАННЫМ
Выполнила
студентка 1 курса II группы
Новикова Ирина Викторовна
Проверила
Фокина Мадина Александровна
КОСТРОМА 2002 г.
ПЛАН РЕФЕРАТА
1. Введение. Почему я выбрала эту тему.
2. Основная часть.
Откуда мы знаем о славянах. Велесова книга
Велесова книга о происхождении славян
Религиозные понятия древних славян
Связь обычаев с природными силами
Символика славян как прообраз письма
Узелковая письменность
Человек, семья, род
Общественные отношения
О физическом и нравственном характере славян
Нравы, быт, жилище древних славян
3. Заключение.
ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА ЭТУ ТЕМУ
Материальная и духовная культура славян является лишь частью всемирной культуры, но, несмотря на это, она занимает здесь не последнее место.
Я считаю, что эта тема заинтересовала меня в данном случае как человека, желающего знать больше о своём народе. Я думаю, что знание прошлого –это ключ к пониманию и настоящего. Мне кажется, что человек, как бы мы сейчас сказали, без корней, человек, не знающий и не любящий прошлого, не имеет и будущего. Крайне важно слышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение веков и тысячелетий.
Нельзя понять историю славянства без истории индоевропейцев. Славянство –ствол большого индоевропейского древа. Нам надо знать и помнить, что во II и I тыс. до н.э. славяне являли собой целостный организм, впитавший в себя все высшие духовные и материальные достижения индоевропейской цивилизации. Лишь в I тыс. н.э. славяне стали расширять границы своего обитания, и начался процесс культурного, языкового и политического обособления славянских народов.
Люди ещё со времён древности пытались осмыслить начало своего существования, т.к. человеку, живущему в обществе свойственно задавать самому себе и окружающим вопросы, требующие ответа. Древний человек, глядя на небо, солнце, звёзды, окружающую природу, красоту полей и рек, восхищаясь всем этим, всегда задумывался над тем, откуда всё это появилось. Для древнего человека окружающая его природа отнюдь не была одной только красивой внешней оболочкой. В сознании древних славян, народа с особой ментальностью, с особой исторической культурой, не могло возникнуть мысли о том, что всё это благолепие, да и сами они, возникли из ничего, образовались на пустом месте. Человек осмыслял своё существование, опираясь на опыт прошлых поколений, на знания своих предков. Он чувствовал себя частичкой вселенной.
Отображение в языке находили все вещи и явления, которые окружали человека в глубокой древности. Даже те, которым он порой не мог найти объяснения. Человек в те времена одушевлял любую неживую вещь, так как верил, что она имеет душу. Язык –единственное, чем человек мог отреагировать на окружающую действительность.
Как я уже отметила, славяне –особый народ с неповторимой исторической стезей, абсолютно по-иному воспринимающий окружающую действительность во всех ее проявлениях. Эта черта присутствовала в сознании славян, потому что наши предки умели осмыслять настоящее иначе, чем это сейчас делаем мы. Когда мы теперь пытаемся понять жизнь древних славян, не следует подходить к ней с нашими современными мерками. Мы пришли к этим меркам, опираясь на плечи прежних сотен поколений предшественников.
Материальная жизнь древних славян, развитие их социальных отношений, духовная жизнь нашли отражение в их языке. При этом выявляются как некоторые унаследованные от предшествующих состояний явления, так и новые, сформировавшиеся именно в праславянскую эпоху представления и понятия, облеченные в словесную форму, а также то, что получило развитие уже в отдельных славянских языках отдельных групп славянства. Язык оказывается наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памятью славянства:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор, к смерти все готово.
Всего прочнее на земле –печаль
И долговечней –царственное слово.
(А.А. Ахматова.)
Близость славянских языков –не просто наиболее яркий фактор, объединяющий всех славян. Эта близость вместе с тем представляет собой отражение их длительного истинного единства, их совместных познаний и усилий, общих духовных исканий, их единой жизни. Славянские языки –важнейшее средство общения славянских народов. Они вместе с тем –их драгоценная общественная память. Потому что ,,память –единственное достояние человека, делающее его человеком”. (Д.С. Лихачев.)
Приступая у работе над своим рефератом, я просмотрела немало литературы, посвященной древним славянам. Обычно такие книги начинаются с краткого изложения событий эпохи, затем следует подробный разбор общественного устройства, и едва ли не последнее место отводится таким “малозначительным”, с точки зрения авторов, вещам, как одежда, жилище, домашние занятия. А ведь часто по названиям именно этих предметов мы можем судить о культуре, быте, верованиях наших предков. Пренебрегая на наш взгляд примитивными религиозными понятиями и обрядами, которые наполняли все существование древнего человека, отмахиваясь от язычества, мы тем самым лишаем себя столь необходимых ключей к пониманию мира наших предков –и духовного и материального.
О ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ
Славянские языки считаются самой молодой языковой группой среди индоевропейских языков. Славянские языки: русский, польский, сербохорватский и словенский происходят от древнеславянского языка. Древние славяне были одним народом и пользовались очень близкими говорами. Древнеславянский язык, как общий язык для всех славянских племен, существовал, по-видимому, еще в первой половине I тысячелетия н.э. Шло время, и этот язык распался на диалекты. Произошло это примерно в VI –IX вв. н.э. Сформировались большие диалектные группы: южная, западная и восточная. К этому же времени относится появление обособленных славянских языков. Ученые, исследовавшие древнеславянский язык, определили, что это разделение произошло, когда славяне давно уже пользовались железом и имели значительно развитые ремесла.
Действительно, у славянских народов едины не только названия всех общеупотребительных металлов: железа, золота, серебра, меди и олова, но и многочисленных изделий из железа. Таковы, например, названия: коса, долото, клещи, секира, серп, мотыга, пила, стремя, острога и многие другие. Весьма важно, что и многие названия земледельческих орудий –плуг, рало, лемех –едины у всех славян. Характерно, что ремесленная терминология также восходит к общеславянскому языку, как и самое название ремесло и многочисленные названия профессий –кузнец, гончар, суконщик, ткач и т.д. Эти данные показывают, что общеславянский язык-основа сохранялся довольно долго.
Как удается ученым отдернуть завесу времени и получить представление о языке того далекого времени? Тем более, когда речь идет о бесписьменном праязыке, существовавшем очень отдаленном прошлом. Сведения о праславянском языке лингвисты получают, последовательно двигаясь от современного состояния славянских языков в прошлое. Сравнивая русское слово сон, польское sen, и сербское сан, можно предположить, что слово со значением ‘сон’ в праславянском начиналось со звука [s], затем шел какой-то гласный (более детальное исследование показывает, что это был особый краткий звук [ъ], а затем звук [n]. Так работает сравнительно исторический метод. Современные языки могут служить хорошими “информаторами”, если уметь расшифровать, заложенную в них информацию. Ценнейшие сведения можно почерпнуть из диалектов –в них, порой, сохраняются следы очень давнего прошлого. Однако, этот реконструированный язык в значительно степени –условная схема. Живой древнеславянский язык, безусловно, отличался от нее.
Вместе с народом язык рождается, живет, изменяется. И внимательный взгляд в прошлое языка –это погружение в историю народа.
ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ О КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
ВЕЛЕСОВА КНИГА
В настоящее время проделана большая работа по реставрации славянских мифов на базе фольклора и текстов дощечек Велесовой книги1. История книги , посвященной богу богатства и мудрости Велесу, или Волосу, загадочна и трагична. В 1919 г., во время Гражданской войны, она была найдена офицером белой армии Ф.А. Изенбеком недалеко от станции Великий Бурлук близ Харькова в имении князей Куракиных. В 1924 г. в Брюсселе книга попала в руки писателя Ю.П. Миролюбова. Пятнадцать лет он переписывал и расшифровывал древние записи, скопировав около 75% текста. В 1943 г. в оккупированном немцами Брюсселе после смерти Изенбека пропал весь его архив, в том числе и подлинник Велесовой книги. Остались лишь записи Миролюбова и фотография одной дощечки.
ВЕЛЕСОВА КНИГА О ПРОИСХОЖДЕНИ СЛАВЯН
Велесова книга –памятник сложный и объёмный. Подделать его также сложно, как невозможно заново создать Авесту или Библию. Велесова книга разрешает спор о происхождении славян. Она описывает судьбы различных племен, участвовавших в славянском этногенезе. Древнейшее событие, представленное в ней, –исход индоевропейских племен из Семиречья, области, которая локализуется близ озера Балхаш и сегодня носит такое же название из-за семи рек, впадающих в него. Велесова книга описывает события мифической и древнейшей истории славян конца II тыс. до н.э. –конца I тыс. н.э. Проще сказать, периода единства славянских языков.
Для понимания истоков культурного наследия наших предков по данным их языка, нелишним будет обратиться к описанию территории, на которой они жили.
Прародину не следует понимать как исконную область обитания единого народа с единым языком. Прародина –это условная, с сильно размытыми рубежами территория, на которой происходит необычайно запутанный и трудноопределимый этногенический процесс. Сложность этногенического процесса состоит в том, что он не всегда был одинаково направлен: то сближались между собой постепенно и неприметно близкородственные племена, то поглощали и ассимилировали соседние не родственные племена, то в результате покорения одними племенами других или вторжения завоевателей
процесс поглощения ускорялся, то вдруг появлялись различные исторические центры тяготения, родственные по языку племена как бы расщеплялись, и разные части прежнего общего массива оказывались втянутыми в другие, соседние этногенические процессы.
Вопрос о том, где жили древние славяне отнюдь не самый важный1.
Это не самая важная проблема в изучении культурного наследия
наших предков. Не менее важно выяснить, как они жили, каков был их быт, их занятия. Об этом мы, конечно же, можем с большой достоверностью судить на основе их языковых данных.
Наличие в языке древних славян тех или иных слов, названий
позволяет установить, что в тот или иной период они были знакомы с теми или иными предметами и явлениями, помогает увидеть в обществе новые процессы, установить связь с другими народами через заимствования иноязычных слов. Наряду с языковыми данными в изучении культурной стороны жизни славян могут быть использованы факты фольклора, в которых отражены наиболее древние слои языка. Фольклор –жанр позволяющий восстановить различные черты древнейших обычаев, обрядов, верований. По его данным мы можем судить о хозяйственной жизни славян, особенностях их быта, общественного устройства. Для реконструкции жизни древних славян можно прибегнуть также к данным этнографии, с целью охарактеризовать наиболее архаичные слои жизни славян. Перейдём к более конкретному рассмотрению данных языка славян.
Существует убеждение, что тексты древних священных славянских песен, мифов погибли после христианизации Руси. В отечественной исторической науке даже то немногое, что осталось –Велесову книгу, предположительно написанную новгородскими жрецами не позже IX в., считают подделкой. Что касается духовного наследия наших предков, то можно сказать, что до сих пор ведутся споры о сущности упоминаемых в летописях славянских богов.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОНЯТИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Религиозные верования древних славян представляли собою, с одной стороны, поклонения явлениям природы, с другой –культ предков. Впрочем, языческая мифология славян не представляется достаточно четкой и ясной, и их представления о мироздании были, по-видимому, довольно смутными и запутанными. У них не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были отдельные волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли1.
Древние славяне считали Небо и Землю живыми существами: мужским и женским началом, супружеской парой, чья любовь и породила все живое. Бог Неба –Сварог, это имя происходит от древнего слова небо, а также означает “нечто сияющее, блестящее”. Другое имя Неба было Стрибог, что означает в переводе на современный язык отец-бог. Согласно легенде, именно Сварог научил людей выплавлять медь и железо, и дал первые законы, в частности, закон единобрачия. Венцом и идеалом жизни древний славянин считал пра-вед-ность, то есть следование древнейшему закону (Веды), данному людям богом.
Земля же пользовалась у славян-язычников особой любовью. И до сих пор бытует название Мать-Земля. В одной из былин говорится об одном богатыре, что он непобедим. Объяснение этому –“его Земля-Матушка любит”. Другой богатырь, обладая немереной силой, не смог, как ни старался, поднять суму, в которой собрана была вся сила земная. Десятого мая справлялись “именины Земли”. В этот день ее нельзя было беспокоить: пахать, вскапывать. Землей клялись, и сейчас не забыто выражение: ”ешь землю”. У некоторых древних славян богиня Земли носила имя Макош –мать счастливого жребия, богиня судьбы и водной стихии. “Ма” –понятно: мать, мама. А вот “кош”? Кошем называли жребий, судьбу, счастье, а также короб для земных плодов, а ведь именно он составлял богатство, судьбу и счастье древнего человека. Вот и получается: Макош –Всеобщая Мать, Дарительница Урожая, Мать Земля. Она вместе с помощницами Долей и Недолей прядет нити человеческой судьбы, подобно античным мойрам. Сестры богини жизни и смерти Жива и Марена.
Сыновьями Неба и Земли древние славяне считали Солнце, Молнию и Огонь.
Бога Солнца называют Даждьбог или Дажьбог. Но это не от слова “дождь”, это значит –“дающий бог”, “податель всех благ”. Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который он возит с собой. Ночью Дажьбог с запада на восток измеряет нижнее небо, светя Нижнему Миру. Дважды в сутки –утром и вечером –он пересекает Океан-море на ладье, запряженной водоплавающими птицами –гусями, утками, лебедями. Отсюда появились обереги в виде уточки с головой коня.
Слово оберег происходит от глагола беречь, оберегать. Славяне верили, что славный бог Солнца поможет им, где бы он ни находился –в Дневном Мире или в Ночном, и даже по пути из одного в другой. В “Слове о полку Игореве” славяне названы “Дажьбожьими внуками” –внуками Солнца. Утренняя и Вечерняя Зори считались сестрой и братом, причем Утренняя Заря была Солнцу женой. Каждый год, во время великого праздника летнего солнцестояния, торжественно праздновался их брак. Славяне считали Солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за справедливым соблюдением законов.
Другой сын Неба и Земли Перун –славянский бог грозы, бог молнии и грома. Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает “тот, кто сильно бьет”, “разящий”. Некоторые ученые усматривают связь имени Перуна с такими словами как “первый” и “правый”. Вероятно потому, что он был старшим сыном Сварога и самым первым защитником правды. Когда у славяе появились князья и боевые дружины, Перуна стали считать покровителем воинов.
uchebana5.ru
Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным
Праславяне были земледельческим народом, поклонявшимся Роду, этим можно объяснить совмещение символов Рода и поля в едином символе Дажьбога. Чуть усложненный солярный символ, у которого вместо окружности рисовалась ломаная линия, приобретал значение “громового колеса”, знака бога грозы Перуна, остроугольная колесница которого вызывала небесный грохот-гром. Узел-иероглиф солярной усложненной формы наподобие трезубца принадлежал богу огня Семарглу и его ипостаси соколу Рарогу. Как показали исследования археологов трезубец есть стилизированное изображение этой птицы, сложившей крылья.
Узелковая-иероглифическая письменность древних славян, видимо, была очень сложна. Доступна лишь избранным –жрецам и высшей знати, –она стала священным письмом. По мере распространения христианства и угасания древней культуры славян вместе с жрецами-волхвами погибли и тысячелетние знания, “завязанные” узелковым письмом.
Наследие столь мощного пласта славянской культурной архаики не могло оставаться невостебованным ее историческими воспреемниками. Это богатство заявляло и продолжает заявлять о себе исподволь: в образе мышления, стиля и фразеологии речи, мимики и жестов, неосознаваемых движениях души, соприкасающейся с миром родной природы. Ее формообразующее для нас значение состоит еще и в том, что с образами персонажей того далекого мира мы знакомимся в раннем детстве, поре, когда человек наиболее открыт этому мирозданию. Это персонажи сказок, легенд, мифов.
Мифические сказания других народов искажались при записи и обработке уже в древнейшее время. Славянский фольклор –это живая устная традиция, в меньшей степени претерпевшая изменения под влиянием письменной культуры.
Мир славянского фольклора красочен и объемен. Фольклорно-этнографический интерес к славянскому народу пробудился в XVIII в. Тогда появляется серия записей, сборников и книг, среди которых выделяются сборники Кирши Данилова и словарь М.Д. Чулкова “Абевега русских суеверий”. Сокровища устной культуры –народные песни, сказки, былины, духовные стихи –начинают интенсивно собираться и записываться только в первой половине XIX в. К середине этого века изучение народного мировоззрения, мифологии и фольклора оказалось столь глубоким, что А.Н. Афанасьев(1826 –1871) смог осуществить публикацию сначала сборника ”Народных русских сказок”(1855 –1864), а затем обобщающего труда ”Поэтические воззрения славян на природу”(1865 –1869). В 1860 –1874 гг. выходила в свет десятитомная публикация “Песен, собранных Кириевским”, посмертный итог выдающейся деятельности русского археографа и фольклориста П.И. Кириевского (1808 –1856), собравшего и обработавшего тысячи текстов мифических и исторических песен, былин, сказок. Подвижническую работу в этом направлении проводили этнограф П.И. Якушкин (1822 –1872), поэт Н.М. Языков (1803 –1847), идеолог славянофилов А.С. Хомяков (1804 –1860).
Во второй половине XIX –XXвв. последовательно складываются целые школы русской фольклористики и мифологии как науки.
ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, РОД.
Существенное место в праславянском языке занимают названия лиц, а среди них самым архаичным слоем считаются названия родственников. Вообще родственные отношения у славян были развиты очень хорошо. Этим и объясняется такое множество слов, связанных с названием близких людей. Рождение ребёнка в семье всегда воспринималось как очень важное событие, осознавался приход в мир нового человека, новой личности. С этим событием очень часто было связано множество поверий, примет, обрядов. Перед тем, как быть принятым в семью, ребёнок вместе с матерью должен был пройти обряд очищения. Только тогда он становился полноправным членом семьи. Здесь его встречали родные лица, которые он постепенно начинал узнавать, а затем, постепенно производя какие-то звуки, начинал и называть их. Неслучайно, что названия родственников во многих славянских языках и наречиях очень похожи друг на друга. Это такие слова как * baba, * mama, * nana,
* deda, * teta, * lela.
Следует также отметить, что слова, обозначающие названия родственников находились в тесной взаимосвязи с общими наименованиям лиц. В основном вся разница сводилась к половым и возрастным признакам. Примерами таких различий могут служить такие слова как * starъcь –старик, * junosa –юноша, * zena–жена (женщина). Из всех известных слов наиболее общее значение имело слово * celovekъ. По написанию вполне понятное для нас, оно имеет до конца не выясненное происхождение.
Довольно большая группа слов праславянского языка связана с браком и семьёй. Издревле известны такие общие для многих языков и наречий того времени слова как * brakъ –брак,* svatьba –свадьба, название супругов до (* zenjx, * nevestjъ) и после (* mouzь, * zena) свадьбы. А также названия супругов после смерти одного из них: * vdovecь, * vdova. Также общеизвестными являются слова, обозначающие близких родственников: свекор, тесть, сватья, сваха. Интересно отметить, что в индоевропейской системе свойств имелись термины для обозначения родственников мужа, а для обозначения родственников жены слов не обнаружено. Связано это, прежде всего с тем, что родственники жены принадлежали не к роду мужа, а к другому, чужому роду, откуда ,,умыкалась” невеста. Брак у древних славян заключался в результате похищения невесты из другого рода. Значительно позднее похищение было заменено на выкуп девушки из родного дома. В фольклорных текстах нашли свое отражение мотивы похищения и выкупа древними славянами будущих жен. С этими событиями связано очень большое количество обычаев и обрядов, что свидетельствует о пристальном внимании славян к семейной жизни вообще. Судя по тому, что нам известно, что у некоторых племен древних славян не только не осуждалось, но даже зачастую приветствовалось многоженство. Осуждению подвергалось лишь сожительство с чужими женами. Связи же с незамужними женщинами допускались, как, впрочем, и добрачные отношения. Встречая в истории подобные примеры в лицах видных политических деятелей того времени (князь Само, позднее и киевский князь Владимир), мы можем судить, что именно так оно и было. В те древние дикие времена случались и случаи детоубийства в раннем возрасте. Объяснения этому историки не могут найти до сих пор.
Что касается быта славянских племен, то летописец оставил нам о нем следующие известия: “…каждый жил со своим родом, отдельно, на своих местах, каждый владел родом своим”. В настоящее время утрачено значение рода. Остались лишь производные слова родня, родство, родственник. Мы имеем узкое ограниченное понятие семьи. Наши предки понимали слово семья в широком смысле, который подразумевал всю совокупность степеней родства, как самых близких, так и самых отдаленных. Род означал и совокупность родственников, и каждого из них в отдельности. Первоначально предки наши не понимали никакой общественной связи вне родовой и потому употребляли слово род также в смысле народа. Для обозначения родственных линий употребляется слово племя.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Как уже упоминалось, распад праславянских языков произошел в середине I тыс. до н.э. Значит, время существования единства –примерно I тыс. лет. Первая социальная организация –большая семья. Несколько таких семей составляли род, на более позднем этапе объединяющийся в более крупную группу *pleme, по признаку кровного родства. В частности об этом свидетельствует такое понятие, как кровная месть – *mъstь.
Во главе рода всегда стоял всеми уважаемый человек преклонных лет –старейшина или *dedъ. Очень часто в домах древних славян в самом главном углу на видном месте стоял сноп из связанных между собой прутьев, называемый дедом. Во всех домах такие снопы почитались и воспринимались как живые, а иногда даже как члены семьи. Во главе племени ставился вождь –*vodjь. Он избирался посредством голосования на народном собрании –*sъvetь, *vetje. А также и воины, отличившиеся особым военным искусством и мужеством, были первыми властелинами в своем отечестве. Эта власть обозначалась у славян такими понятиями как боярин, воевода, пан, жупан, король, краль, старец, владыка, князь . Последнее название позднее широко употреблялось у русских славян и по словопроисхождению имеет значение родовое, означает старшего в роде, родоначальника, отца семейства. Родилось оно едва ли не от коня: князь –*konjaz. У поморян в древнее время тридцать лошадей составляли великое богатство и всякий хозяин коня назывался князем. Боярин несомненно происходит от боя и в начале своем могло означать воина отличной храбрости, а после обратилось в аристократическое сословие. Византийские летописи упоминают о боярах , вельможах.
Воеводами назывались прежде одни воинские начальники, но так как они и в мирное время сумели сохранить господство над согражданами, то это название означало уже вообще повелителей, властелинов у богемских и саксонских вендов, в Крайне –государя, в Польше не только воинского предводителя но и судию.
Этимология слов ”воин”, ”воевода ” указывает на воинственность наших предков. Славяне, завоевывая другие страны, получали некоторые сведения в арифметике, хронологии. А также и собственное домоводство, торговля, приучили их к многосложному счислению. что славяне еще не зная грамоты. Имя tma, знаменующее 10 000, есть древнее славянское.