Ювелирное искусство Киевской Руси. Мастера древней руси
Ремёсла в Древней Руси. Краеведение — Путеводитель по русским ремёслам
Общая характеристика
В Древней Руси в X веке существовало ремесло с довольно высокой технологией производства и значительной дифференциацией по отраслям. Была развита чёрная металлургия на основе сыродутного процесса производства железа из болотных руд. Жившие в сельских местностях металлурги поставляли в города значительное количество качественного железа. Городские кузнецы переделывали часть его в высококачественную углеродистую сталь. Были развиты кожевенное и скорняжное производства и изготовление кожаной обуви. Известно несколько видов сортовой кожи. Был широк ассортимент шерстяных тканей. Также были развиты обработка дерева и кости. Выделялась обработка цветных металлов. Техника ювелирного ремесла находилась на высоком технологическом и художественном уровне.
Копия шлема Ярослава Всеволодовича (ГИМ, оригинал в Оружейной палате) Лапоть, CC BY-SA 3.0
Первый этап развития древнерусских ремесел длился более двух веков — до 20—30-х годов XII века. Он характеризуется совершенной и высокой техникой ремесленного производства. Количество изделий было ограниченным, сами они были достаточно дорогими. В этот период была распространена работа на заказ, так как рынок свободного сбыта был ещё ограничен. В это время были созданы основные виды ремесленного инвентаря и заложены новые технологические основы древнерусского производства. Археологические раскопки позволяют сделать вывод, что ремесленное производство Древней Руси находилось на одном уровне с ремесленниками Западной Европы и Востока.
На втором этапе развития, который начался в конце первой трети XII века, произошло резкое расширение ассортимента продукции и значительная рационализация производства в виде упрощения технологических операций. В текстильном производстве в конце XII века появляется горизонтальный ткацкий станок. Возрастает производительность, упрощается система переплетений, сокращаются сортовые виды тканей. В металлообработке вместо качественных многослойных стальных лезвий появляются упрощённые и менее качественные лезвия с наварным острием. В это время проявляется и серийность производства. Создаются стандарты изделий, особенно в металлообрабатывающем, текстильном, деревообрабатывающем, сапожном, ювелирном ремёслах. В этот период наступила широкая специализация ремесла внутри отдельных отраслей производства. Количество специальностей в конце XII века в некоторых древнерусских городах превышало 100. Тогда же произошло резкое развитие мелкотоварного производства, продукция которого была рассчитана на сбыт не только в городе, но и в деревнях.
Монголо-татарское нашествие прервало развитие древнерусского ремесла. Это произошло, когда оно находилось в состоянии высокого и постоянного развития. Разгром покоренных русских городов Восточной и Южной Руси и угон в рабство русских ремесленников приостановили развитие ремесла и его техники более чем на столетие. В землях и городах севера и запада Руси (Новгород, Псков, Смоленск, Полоцк, Галич и т. д.), менее пострадавших от опустошения, продолжилось развитие ремесел и культуры, однако оно было отягощено татарской данью.
Ремёсла
Выплавка и обработка железа и стали
Ко времени создания Древнерусского государства в Восточной Европе основным типом железоделательных горнов стала стационарная наземная шахтная печь с шлакоотводным устройством. В Древней Руси металлургия довольно рано отделилась от металлообработки, то есть от кузнечного дела.
Производством железа на Руси всегда занимались металлурги, жившие в деревнях. Добыча руды производилась осенью и весной. Металлургические объекты Древней Руси, раскопанные в ходе археологических работ, представляют собой развалы глинобитных и каменных горнов, вокруг которых размещаются скопления сырья. Таких объектов, являющихся целыми комплексами, известно более 80. При этом почти все они располагались вне населённых пунктов.
Мечи. Владимирская область. Русь, XII—XIII века Лапоть, CC0 1.0
Техника металлургического производства состояла в прямом восстановлении железной руды в металлическое железо. При производстве стали железо насыщалось углеродом. Этот способ называется сыродутным. Сущность сыродутного процесса заключается в том, что железная руда, засыпанная в печь поверх горящего угля, подвергается химическим изменениям: окислы железа (руда) теряют свой кислород и превращаются в железо, которое густой тестовидной массой стекает в нижнюю часть печи.
Необходимым условием для восстановления железа является постоянный приток воздуха. Недостатком этого способа был низкий процент выплавки металла из руды. Часть металла оставалась в руде. Процесс восстановления железа именовался «варкой», она требовала от мастера большого опыта и умения. Варка сильно расширила возможности кузнечной технологии. Помимо железа в Древней Руси широко применялась углеродистая сталь. Рабочие элементы режущих орудий труда, оружия, инструментов изготовлялись из стали — сплава железа с углеродом. В древнерусских письменных памятниках сталь упоминается под названием «оцел», а всего на Руси использовались три вида стали:
цементованная (томленая) с однородным строением и равномерно распределённым по всей массе углеродом
сварочная сталь неоднородного строения
сырновая, слабо и неравномерно науглероженная
Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов — мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства — ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи изготавливалось в кузнечных мастерских.
Кузнецы-оружейники составляли особую группу ремесленников. Производство оружия получило широкое развитие в Древней Руси благодаря всеобщей потребности в нём. Различные виды оружия получили специальные названия по способу их изготовления, внешнему виду и окраске или по основному месту их производства. Специализация в оружейном деле достигла больших размеров, так как требовала особо тщательных и умелых приёмов обработки.
Обработка дерева
Основным материалом для производства на Руси было дерево. Из него делались жилища, городские укрепления, мастерские, хозяйственные постройки, корабли, сани, мостовые, водопроводы, машины и станки, орудия труда и инструменты, посуда, мебель, домашняя утварь, детские игрушки и т. д. Обработка дерева особенно была развита в центральных и северных районах Руси, богатых хвойными и лиственными лесами. Древнерусские мастера хорошо знали технические свойства и иные качества древесины всех пород, растущих в русских лесах и широко применяли её в зависимости от технический условий изделия и физико-механических свойств породы.
В обработке наиболее распространены были сосна и ель. Сосну предпочитали для столярных изделий, домашней утвари и т. д., а ель, в свою очередь, наиболее широко применялась в строительстве. Древесину лиственных пород в основном применяли для изготовления бытовых вещей, в строительстве её использовали редко. Дуб, берёза, осина практически не использовались в строительстве жилых и хозяйственных построек. Древесина дуба была дефицитной, поэтому её старались использовать при изготовлении изделий повышенной прочности, как, например, санные полозья, бочки, лопаты и т. д. Довольно широко использовались клён и ясень. Из клена делались резная посуда, ковши, ложки и т. д. Ясень шёл на производство точеной посуды, которую изготовляли на токарных станках.
Н. К. Рерих, «Город строят» (1902) Н. К. Рерих, Public Domain
Древнерусские мастера владели и обработкой редких на Руси пород, как, например, самшит. Эта порода доставлялась с Кавказа, из лесов Талыша. Из самшита делались двусторонние гребни и маленькие пиксиды (важно отметить, что деревянные гребни в Древней Руси делались практически исключительно из самшита).
О технике и организации заготовки древесины в Древней Руси известно мало. Рубка леса была феодальной повинностью крестьян, рубили его зимой. Археологические памятники, связанные с обработкой древесины, представлены в основном инструментами и непосредственно продукцией мастеров. В то же время мастерских было найдено мало, значительная часть их была обнаружена во время раскопок в Новгороде Великом. В частности, там были мастерские токарей по дереву, бондарей, гребенников, ложкарей, резчиков посуды и т. д. Среди обнаруженного инструментария преобладают топоры, тесла, пилы, долота, сверла и т. д., причём данные образцы в своем развитии достигли высокого уровня и не уступали лучшим западноевропейским образцам того времени.
Обработка цветных металлов
Продукция ремесленников по обработке цветных металлов в Древней Руси имела широкий спрос. Они изготовляли женские украшения и принадлежности костюма, предметы культа и церковной утвари, декоративную и столовую посуду, конскую сбрую, украшения для оружия и т. д. Основной отраслью цветной металлообрабатывающей промышленности было литейное дело, достигшее в Древней Руси высокого художественного и технологического развития. Также широко применялись многочисленные механические операции — ковка, чеканка, прокатка, гравировка, тиснение, штамповка, волочение, скань, чернение, эмаль, наведение золотом и инкрустация металлами. Ковка, чеканка и штамповка были основными механическими операциями при изготовлении любой не литой вещи.
Древняя Русь собственных цветных металлов и их руд не имела. Их привозили из стран Западной Европы и Востока. Золото в основном поступало в виде монет. Его получали в результате торговли или войн с Византией и половцами. Серебро шло на Русь в виде монет и в слитках. Оно поступало из Богемии, из-за Урала, с Кавказа и из Византии. Медь, олово и свинец завозились в виде слитков и полуфабрикатов в форме прутов, полос и проволоки. При этом документальные свидетельства о характере и путях импорта появились только в XIV веке.
Золото и серебро использовались для чеканки монет, изготовления печатей, чаш, кубков и т. д. Основными покупателями изделий из них были князья и зажиточные люди, а также священнослужители. Кроме чаш и других церковных сосудов духовенство приобретало золотые и серебряные кресты, оклады для икон и Евангелий, используемых во время церковной службы. Некоторые соборные церкви имели золоченые купола. Порой золотыми и серебряными пластинами покрывали определённые части внутренних стен и перегородок церквей.
Ювелиры в Древней Руси назывались «златарями» или «серебряниками». Ювелирное производство было распространено, в основном, в крупных городах. Часть изделий шла на широкий сбыт, другая часть делалась по заказу. Князья покровительствовали ювелирам. Среди городов, где было развито ювелирное дело, выделялись Рязань, Киев, Полоцк и Новгород.
Основной технологией производства было литьё. Однако кроме него при обработке цветных металлов также применяли следующие операции: чеканку, тиснение, штамповку и т. д. Эти операции требовали развитого инструментария, который включал в себя наковальни простые и фигурные, наковальни для чеканки, молотки простые и фигурные, костяные молотки для выколотки, чеканы, клещи, кусачки, пинцеты, зубила, сверла, зажимы, бородки, ножницы по металлу и т. д.
Прядение и ткачество
Прядение и ткачество занимало одно из важнейших мест в ремесленном производстве Древней Руси. Оно было наиболее массовым и повсюду распространённым, непосредственно связанным с изготовлением одежды и других предметов быта. Его распространению способствовали рост населения и развитие торговли. Ручное ткачество как домашнее ремесло было довольно распространенным. Ассортимент древнерусских тканей был очень широк. Помимо тканей местного производства применялись и импортные — шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, привозимые из стран Востока, Византии и Западной Европы. Ткани в виде всевозможных фрагментов широко представлены среди древнерусских археологических находок. Часть из них обнаружена в курганах, остальные — при раскопках древнерусских городов.
В Древней Руси ткани изготовлялись из шерсти, льна и конопли. Они различались по материалу, качеству, видам переплетений, фактуре и окраске. Простая льняная ткань, идущая на мужские и женские рубашки, убрусы, полотенца, называлась полотном и усцинкой. Грубая ткань из растительного волокна, применявшаяся при изготовлении верхней одежды, именовалась вотола. Существовали и другие названия льняных тканей — частина, тончина и т. д. Из шерстяных тканей наиболее распространены были понява и власяница, к грубым тканям относились ярига и сермяга. Для верхней одежды изготовляли сукно. Технологическое изучение тканей периода Древней Руси показало, что ткачи применяли несколько систем ткацких переплетений, объединяемые в три группы с разными вариантами: полотняное, саржевое и сложное. Также изготовлялись три сорта тканей: тонкошёрстные, полугрубошёрстные и грубошёрстные. К тонкошёрстным тканям относятся разные виды сукон. В основном шерстяные ткани делались красного цвета, затем шли чёрный, зелёный, жёлтый, синий и белый.
Обработка кожи
Производство по выделке кож и пошиву кожаных изделий имело большой удельный вес в народном хозяйстве Древней Руси. Среди населения спрос на кожаные изделия был велик. Из кожи изготовлялась обувь, в больших количествах её потребляли шорники и седельники, из неё делали конскую сбрую, колчаны, щиты, основы пластинчатой брони и другие предметы хозяйственного и бытового назначения. Археологические материалы позволили полностью реконструировать технику и технологию кожевенного и сапожного производства.
В IX—XIII веках основным сырьём для кожевников служили воловьи, козлиные и конские шкуры. Первый технологический этап работ заключался в очистке шкуры от шерсти, что делалось путём обработки в специальном чане при помощи извести. Такой чан, представляющий собой ящик из деревянных плах, был найден в Новгороде в кожевенной мастерской XII века. Следующей стадией было дубление кожи, для чего использовались специальные растворы и механическое размягчение — кожа мялась руками. После этого выделанную кожу кроили и сшивали. Затем она использовалась для изготовления самых различных изделий.
Среди кожевенных работ существовали отдельные профессии: седельники и тульники (изготовители колчанов), скорняки и сапожники, изготовители пергамента и сафьяна.
Обработка кости
Ассортимент изделий из кости в IX—XIII веках был достаточно широк. Из кости резали гребни, рукояти ножей, пуговицы, ручки зеркал, шахматы и шашки, обкладки луков и седел, иконки. Из специализированных инструментов в косторезном ремесле применялись ножи, резцы, сверла, пилы и токарный станок. О высоком уровне косторезных работ свидетельствуют гребни из рога, пропилы между зубьями которых иногда не превышали десятых долей миллиметра. Большинство бытовых изделий из кости и рога покрывалось орнаментом при помощи резцов. Токарный станок использовался при изготовлении объемных изделий — например, на нём выточены костяные игральные шашки из Чёрной могилы в Чернигове.
Массовым материалом косторезного производства были кости крупных домашних животных, а также рога лосей и оленей. Иногда использовали рога быков, туров и моржовую кость. Инструментарий костореза состоял из набора ножей, пил, плоских и гравировальных резцов, сверл-дрелей, обычных перовидных сверл, напильников, рашпилей и т. д.
Среди костяных изделий значительную массу составляли художественные поделки: навершия посохов, накладные пластинки на шкатулки и кожаные сумки, различные привезки. Навершия изготовляли в виде головок птиц и зверей и в виде разнообразных геометрических фигур. На плоских накладных пластинках изображали фантастических зверей, солнечные знаки, геометрический, растительный, циркульный орнаменты, всевозможные плетенки и другие мотивы.
Гончарное дело
Повсеместное распространение глин, пригодных для изготовления керамической посуды, обеспечило широкое развитие гончарного дела в Древней Руси. Оно было распространено повсеместно, однако в городах было более развито, нежели в деревнях. Посуда производилась различной вместимости и формы, что определило обилие названий для обозначения её различных видов. Помимо посуды гончары производили детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки и т. д. Изготовлялись также светильники, рукомойники, корчаги и другие изделия. На днищах многих сосудов древнерусские ремесленники оставляли специальные клейма в виде треугольников, крестов, квадратов, кругов и других геометрических фигур. На некоторых гончарных изделиях встречались изображения ключей и цветков.
Горшок (муляж), Крапивенского городища. Древнерусская культура, X—XIII века. Из фондов Шебекинского историко-художественном музея Лобачев Владимир, CC BY-SA 3.0
Среди археологических находок доминируют изготовленные на ручном гончарном круге. Это объясняется тем, что на рубеже IX—X веков произошёл переход от лепной керамики к гончарной, т. е. круговой. Гончарные круги делались из дерева, поэтому остатков гончарных кругов и их деталей не сохранилось. Академик Рыбаков выделял две системы гончарных горнов, которые применялись древнерусскими ремесленниками — горны двухъярусные с прямым пламенем и горны горизонтальные с обратным пламенем. По мнению Рыбакова, вторая система была более совершенна. Горны нагревались до температуры примерно 1200 °C.
До перехода к круговой керамике гончарным делом занимались преимущественно женщины. Однако с появлением гончарного круга гончарство перешло к мужчинам-ремесленникам. Ранний гончарный круг крепился на грубой деревянной скамье, располагавшей специальным отверстием, имевшим ось, которая держала большой деревянный круг. Во время работы левой рукой гончар вращал круг, а правой начинал формировать глину. Позднее появились круги, вращавшиеся при помощи ног.
Стеклоделие
Стеклоделие в Древней Руси зародилось в XI веке и к XII—XIII векам достигло значительного развития.
В начале XI века распространение получили стеклянные бусы отечественного производства, которые в следующем веке были вытеснены импортными изделиями. Серединой XI столетия датируется появление столовой стеклянной посуды и разнообразных сосудов. К XII веку столовая стеклянная посуда получила широкое распространение, ею пользовались и рядовые горожане. В первой половине XII века массовое распространение получили стеклянные браслеты, популярные у женщин. Их носила практически каждая горожанка.
Фрагменты стеклянных браслетов, Крапивенское городище. Древнерусская культура, X—XIII века. Из фондов Шебекинского историко-художественном музея Лобачев Владимир, CC BY-SA 3.0
В IX — начале XI века для Древней Руси археологически известно несколько категорий стеклянных изделий. Наиболее распространены были стеклянные бусы и бисер, реже встречаются стеклянные сосуды и игральные шашки, ещё реже — стеклянные браслеты.
В этот период все стеклянные изделия на Руси являлись импортом — по торговым путям они попадали в Восточную Европу из Византии и Арабского мира. Самые первые русские стеклодельные мастерские появились в Киеве в первой половине XI века в Киево-Печерской лавре. Возможно, причиной этого послужила необходимость изготовлять мозаики для оформления Софии Киевской.
Стеклянные изделия в Древней Руси делались из стекла разного состава, что определялось назначением изделия. Стеклянная посуда, оконное стекло, бусы, перстни изготовлялись из калиево-свинцово-кремнеземного стекла, которое слабо окрашивалось или было цветным. Для производства игрушек, писанок и т. д. применяли свинцово-кремнеземное стекло с окраской в разные цвета.
ru.russianarts.online
Что изображали в резьбе по камню мастера Древней Руси?
Резьба по камню была известна на Руси с древнейших времен. Наиболее широкого распространения и блестящего расцвета она достигает в декоре зданий, высекавшемся чаще всего из белого известняка, шифера и мрамора. Резьба по камню в мелких предметах применялась довольно ограниченно. Из камня — шифера, сланца, известняка — выполнялись резные иконки, кресты, литейные формы для металлического литья, пряслица, рыболовные грузила, шахматы. Резьба Дмитриевского собора во Владимире. 1199 г. Нагрудные каменные иконки XI–XIV веков, в отличие от мелкой пластики в металле, вырезались самими мастерами. Поэтому они никогда не повторяют друг друга, кроме случаев подражания. Иконки резали из розового и серого шифера, из сланцев и из светло-желтого известняка. Изготовлялись они во многих русских городах, в том числе и в Новгороде. Новгородские иконки кроме символических сюжетов на лицевой стороне имели на обороте изображения патрональных святых, как, например, иконки с именами святых Ивана, Захарии, Георгия, Никиты, Власия и других. В Новгороде найдены иконки работы не только местных, но и византийских, западноевропейских и южнорусских мастеров. Всего на раскопках найдено двадцать семь каменных иконок. Одним из лучших образцов древнерусского прикладного искусства является шиферная иконка, найденная в Новгороде в слоях первого десятилетия XIV века. На одной стороне (лицевой) изображены святые Симеон Столпник и Ставрокий, по бокам — колончатые надписи. На другой стороне — святой Георгий на коне. Следует отметить высокое художественное мастерство резчика лицевой стороны. Он сумел, несмотря на плоскостность изображения, передать рельеф разной высоты и сделать плавный переход к фону. Высокое профессиональное мастерство, палеографические признаки надписей и аналогии с иконкой Бориса и Глеба, происходящей из Солотчинского монастыря позволяют датировать иконку первой третью XIII века. В совершенно иной манере выполнена резьба на оборотной стороне. Она отличается большей резкостью линий, контрастным переходом от фигур к фону, схематичностью деталей и некоторым примитивизмом. Иной и характер надписей. Иконка была сделала в мастерских Киева или Старой Рязани и затем попала в Новгород. В конце XIII века новгородский владелец иконки вырезал на ней изображение своего патрона Георгия. Печные глиняные изразцы в Новгороде появляются в конце XIII века. Изразцы представляли собой кирпич из красной или (довольно редко) белой глины размером 13 х 13 x 7 см. В центре лицевой стороны изразца имелся цилиндрический выем. Плоские лицевые поверхности изразца украшались нарезками в виде прямых или изогнутых линий, иногда фигурами в виде квадратов с диагоналями или треугольников. В XV веке в связи с появлением дымоходов эта форма изразцов сменяется другой. На ней уже нет цилиндрического выема и вся гладкая лицевая поверхность украшается рельефным изображением, часто с жанровыми сценками.
www.soloby.ru
Ювелирное искусство Киевской Руси
Мастерство ювелиров, получила расцвета в эпоху Киевской Руси, росла от тяжелых и примитивных браслетов, массивных перстней, гривней и ожерелий из меди или сплетенных из серебряной проволоки, в тонких ажурных украшений, украшенных совершенной насечкой, что передавала не только простые узоры, но и сложные сюжетные рисунки . Со времен укрепления государства на Руси увеличивалось количество и качество украшений и изделий из золота, драгоценных камней. Появилась традиция украшать сложными рисунками оружие, конскую сбрую.
В эти времена распространяются кованые пояса, которые служат скорее как украшение, потому тщательно отделываются крапкуванням, ажурными прорезями. Изделия из золота, серебра, бронзы и кости, которые создавали мастера Киевской Руси, отличаются оригинальностью, высокой художественной ценностью даже в тех предметах, технологию изготовления которых позаимствовали. В частности, это касается художественной технологии черни - использование химического протравливания серебряных изделий для создания темного фона, на котором викарбовувалися фигуры людей, животных или декоративный орнамент. Заимствованным было и искусство скани - использование тонкого провода для напайки в виде живописных узоров на металлическую основу изделия украшался.
Близкой к скани была зернь - впаивания мельчайших золотых или серебряных шариков на поверхность украшений. Самый ювелирной технологии во времена Киевской Руси можно считать эмаль. Для ее изготовления на поверхности золотых предметов витискувалися контуры рисунка, в которые затем впаювалися золотые перегородки. Промежутки заполнялись разноцветными порошками особого химического состава, после чего изделие подвергали термической обработке. Медленно расплавляясь, такие порошки образовывали изысканную поверхность нужного рисунка. Высоким мастерством отличаются миниатюры в отдельных рукописных книжных произведениях того времени. Древние сохранившиеся в Остромирово Евангелие - Это фигурки трех евангелистов. Яркое орнаментальное окружение фигур и обилие золота делают эти миниатюры подобными ювелирное изделие. Переписал с староболгарского оригинала и оформил Остромирово Евангелие диакон Григорий.
Современные технологии позволяют создавать не менее совершенные украшения. Такие например предлагает Московский ювелирный магазин. где богатство выбора впечатляет.
Ювелирное дело Древней Руси имеет глубинную историю и уходит своими корнями в крестьянский быт, быт древних славянских поселений. Интересно отметить, что первыми ювелирами были женщины. Среди большого количества работ по обустройству и украшению быта, они изготавливали также украшения и обереги.
Процесс можно представь следующим образом – из провощенных шнуров женщины плели разнообразные хитрые изделия, затем покрывали их глиной, высушивали и помещали в печь для отжига. Воск выжигался, а на его место заливали расплавленный металл – бронзу или серебро. В итоге получали красивые, достаточно вычурные украшения – по виду как бы сплетенные из проволоки. Это называется литьем по восковой модели.
Женщины-ювелиры характерны больше для дохристианской Руси, так как уже в Х веке литьем стали заниматься мужчины, а формы чаще стали использоваться глиняные и каменные. К литью добавляется чеканка и гравировка.
Любопытным является и то, что каждое племя привносило в одни и те же ювелирные украшения что-то свое, характерное только для этой территории. Показательным примером могут служить «колты» - височные украшения, которые женщины вплетали или прикрепляли к волосам или головному убору – причем их могло быть от одного до трех на каждом виске.
Так, колты в виде семилучевой звезды характерны для радимичей, у вятичей - лучи расширялись к концу, у новгородцев - расширения в виде ромба, у северян – спиралевидные и т.д. Позже колты стали делать полыми, для того, чтобы туда, скорее всего, можно было поместить ткань, смоченную душистыми веществами.
Ювелиры, или правильнее на то время – серебряных и золотых дел мастера – переселившиеся в города, встречались и осваивали новые техники и узоры, приходящие как с востока, так и с северных сторон. Однако собственный колорит мастера сохраняли всегда, с успехом объединяя новые знаниями и народные традиции, поражая своими изделиями и своих современников, и нас с вами – это и короны, и диадемы, и бармы, и колты, гривны, браслеты, пряжки, оклады книг, кресты-энколпионы, все и не перечислить.
Наибольшего расцвета ювелирное искусство Руси достигает в ХІІ – ХІІІ веках. Мастера владеют большим количеством ювелирных техник. Широко используется техника «зернь» – наплав множества – тысяч – меленьких металлических бусинок на изделие, что создает удивительную игру света. Техника «скани» или «филиграни» состоит в том, что узор выкладывается или из витых золотых нитей, сплющенных в ленточку при помощи молоточка, или же волоченной золотой проволокой.
Однако наиболее широко известными техниками того времени являются эмали, они применялись как для украшения золотых и серебряных изделий, так и для оформления книг. Эмали были двух видов – выемчатые и перегородчатые. Именно перегородчатые эмали считаются вершиной ювелирного мастерства времен Киевской Руси.
Всю искусность мастеров того времени можно оценить, если привести немного цифр. В Русском музее Санкт-Петербурга хранятся серебряные колты в виде полукруглого щитка с шестью серебряными конусами. На каждый конус напаяно по 5000 крошечных колечек, а на каждом колечке напаяна зернь серебра! Т. е. всего на одном колте – 30000 зернышек серебра. Вы представляете уровень мастерства этого ювелира - ведь это ХІ – ХІІ век!
Культура Византии, а вслед за ней Киевской Руси и средневековой Европы, была культурой христианской. Византийские ювелирные изделия VI века в Эрмитаже представлены знаменитыми находками из города Мерсин на Киликийской равнине и других областей Малой Азии. Ожерелья с крестами, ажурными медальонами, чеканными подвесками и вставками из полудрагоценных камней показывают разнообразие художественных решений и технических приемов, какими в совершенстве владели мастера Константинополя. Ювелирные изделия часто приносились в дар для украшения чудотворных икон.
Из Византии эта традиция пришла на Русь, где в монастырях существовали хранилища с драгоценными дарами: колтами, цепями, жемчужными ожерельями, каменными и деревянными резными иконками, крестиками и панагиями . Для украшения икон использовались золотые колты изысканные височные украшения, исполненные в технике перегородчатой эмали и принадлежащие к числу интереснейших памятников древнерусского искусства XII века.
Основой эрмитажного собрания прикладного искусства Западной Европы VI-XVI веков стала коллекция А.П. Базилевского русского парижанина, посвятившего себя изучению эпохи становления христианского искусства. Великолепным образцом ювелирного искусства Высокой готики является крест Св. Трудперта, так называемый Фрайбургский крест, созданный в конце XIII века для хранения частиц Животворящего Креста, привезенных немецкими крестоносцами из Палестины.
Денисова пещера содержит в себе невероятный и единственный на Алтае феномен – в толще этого памятника находятся слои ...
Атаялы и двойные солнца
«Луна-13» — советская межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства. 21 декабря 1966 года осуществлён пуск ракеты-носителя «Молния», которая вывела на траекторию полета к Луне...
Ясон и аргонавты
Культура древнего Рима кратко изучается во всех гуманитарных курсах цивилизационной направленности, однако все многообразие вряд ли можно...
objective-news.ru
Технологии в Древней Руси
Времена Древней Руси датируются 9-13 веком нашей эры. Тогда это было крупнейшее европейское государство с развитой инфраструктурой благодаря удачному расположению на пересечении торговых путей. Именно в этот период, особенно во времена правления Великих князей русских Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого, Древняя Русь достигла максимального расцвета.
Строительные технологии Древней Руси
Архитектура Древней Руси была особенной, кардинально отличающейся от других европейских государств. Все города имели скорее оборонительную позицию, но не торговую. В центре каждого поселения имелся так называемый кремль – особо укрепленное высокими стенами место, куда в случае опасности могли собираться мирные жители. Чаще всего он располагался на возвышении в целях более успешного противостояния противнику. Именно после завоевания этой последней цитадели недруг мог считать, что город сдался.
Не только методом планировки поселений, но и материалом, из которого строили дома, отличалась Русь. Они были созданы не из камня или глины, а срублены из дерева. Именно от русичей пошло название «рубить» дом. Бревна для зданий рубились топором, так как пила создавала неровный срез, в который могла попадать вода. Из-за этой же воды не использовались гвозди, со временем ржавеющие и портящие древесину. Вместо них по необходимости применяли деревянные костыли. Из более дорогого камня строили церкви, являющиеся обязательным атрибутом в любом поселении, да замки князей.
Ремесленные технологии
Среди ремесленников Древней Руси выделялись ювелиры, кузнецы, умельцы по изготовлению тканей и посуды, мастера по обработке кожи и дерева, иконописцы. Лидирующее место занимало кузнечное мастерство. Не зря в легендах, сказках и преданиях именно кузнец оказывался главным героем, отличающимся силой, смелостью и справедливостью. Это было одновременно очень престижное и сложное занятие.
Железо добывали в межсезонье из болотной руды, переплавляли в металл. Металл использовали для изготовления всего – от плугов и частей земледельческого инвентаря до кольчуг и наконечников стрел. Не отказывались кузнецы и от мелкой творческой работы, создавая небольшие украшения. Постепенно мастера перешли на более ценный металл, начав историю ювелирного искусства. Ювелиры придумывали все новые и новые методы создания украшений, удивляя современников красотой и точностью своей филигранной работы:
Зернь – узор на плоской поверхности из маленьких металлических шариков.
Скань – рисунок создавался тонкой проволокой на поверхности металлической пластины, промежутки заливались цветной краской.
Чернь – узор из серебряных пластинок на черном фоне.
Информационные технологии
Сегодня, в эру развития информационных технологий, сложно представить, что когда-то единственным источником информации были устные рассказы. Да, люди пытались писать на кусках березовой коры, бересте. Но труд этот был сложным, текста помещалось немного и чаще всего это были указы да грамоты.
Только в 11 веке в Древней Руси начали появляться рукописные книги. На их написание уходили иногда годы и были они очень дорогим имуществом, доступным разве что князьям да церковникам.
Материалом для листов служил пергамент (кожа особой вычинки). Тексты всегда нарядно оформлялись, заглавная буква на каждой странице была выделена размером и орнаментом. Орнамент обрамлял и сам текст или его начало.
Писали книги чаще всего монахи да послушники в монастырях. Их инструментом были гусиные перья, кончики которых срезались особым образом. Лебедиными или павлиньими перьями мог пользоваться только великий князь. Писались книги так называемыми железистыми чернилами. Чернила создавались из наростов на дубовых листьях и старого железа (гвозди например), имели коричневатый оттенок. Для густоты и блеска в них добавлялись патока и вишневый клей.
На фото картина Андрея Шишкина «О прошедших летах»
Чтобы книга лучше сохранилась, не потрепалась, ее «одевали» в обтянутый кожей или бархатом деревянный переплет, украшенный драгоценным металлом и камнями. Кожа для переплета имела цену, равную стоимости трех скакунов. Иногда книгу помещали в оклад – золотой или серебряный футляр. Древняя книга была довольно тяжелой, поэтому при чтении ее не держали в руках, а клали на стол или специальную подставку.
Археологические исследования подтвердили, что уже к началу десятого века Древняя Русь по разнообразию и развитию технологических операций была вполне конкурентоспособной ведущим европейским странам.