Марафон в древней греции. Афинский Марафон: история и современность
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Битва при Марафоне. «История» Геродота. Марафон в древней греции


Битва при Марафоне. История — Путеводитель по Греции

В битве при Марафоне персидская армия потерпела сокрушительное поражение. Под руководством Мильтиада союзным войском афинян и платейцев была уничтожена бо́льшая часть армии противника. Для эллинов сражение стало первой победой над войском империи Ахеменидов.

Для персов поражение их армии не имело больших последствий: их государство находилось на пике могущества и обладало огромными ресурсами.

Дарий I, как это представляли греческие художники в IV векr до н.э.pinterest button Дарий I, как это представляли греческие художники в IV векr до н.э. ytbpdtcnty^ ajnj% August Baumeister, Public Domain

После этой неудачной экспедиции Дарий стал собирать огромное войско для покорения всей Греции. Его планам помешало восстание в Египте в 486 году до н. э. После смерти Дария его трон занял Ксеркс. Подавив египетское восстание, Ксеркс продолжил подготовку к походу на Грецию.

Источники

Основным дошедшим до сегодняшнего времени источником, описывающим битву при Марафоне, является VI книга «Истории» Геродота. Подход «отца истории» к написанию своего труда — «мой долг передавать всё, что рассказывают, но, конечно, верить всему я не обязан. И этому правилу я буду следовать во всём моём историческом труде» — вызывает определённую критику.

Современная статуя Геродота у Венского парламентаpinterest button Современная статуя Геродота у Венского парламента Pe-Jo, Public Domain

Достоверность сведений в его «Истории» различна. Отдельные рассказы можно отнести к новеллам и легендам. В то же время специальные исследования подтверждают данные Геродота. При написании своих исторических произведений он использовал труды логогра́фов, записи изречений оракулов, памятники официального характера (списки магистратов, жрецов и жриц и пр.), рассказы очевидцев и устные предания. Также Геродоту не была чужда политическая тенденциозность. Проживая в Афинах, он очень высоко оценивает их вклад в окончательную победу над персами. О Спарте он пишет сдержанно, не отрицая при этом её заслуги в войне. Особенно отрицательно относится он к предавшим общеэллинское дело Фивам.

Ктесий в определённой мере дополняет и в то же время противопоставляет себя Геродоту. Будучи потомственным врачом, он попал в плен к персам и в конечном итоге стал придворным у царя Артаксеркса II. Являясь лечащим врачом персидского владыки, Ктесий якобы получил доступ к архивным материалам. По возвращении на родину он написал «Персидскую историю» (др. -греч. Περσικά).

Ктесия критикуют как античные, так и современные исследователи. Недостоверность и баснословность приводимых им данных отмечали Аристотель, Феопомп, Страбон, Лукиан и Плутарх. Современные историки ставят под сомнение сам факт использования Ктесием официальных персидских летописей. Полемизируя с историками-предшественниками, он многое переписывал у них, изменяя лишь детали. Ктесий обвиняет Геродота во лжи и сочинительстве. При этом современные историки отмечают наличие в его «Персидской истории» выдуманных персонажей. Также Ктесий совершает грубые ошибки в датировке происходивших событий и оценке численности войск.

Событиям греко-персидских войн также уделяли внимание жившие намного позже античные историки-биографы Плутарх и Корнелий Непот. Данные о битве при Марафоне приведены в жизнеописаниях Аристида Плутархом и Мильтиада Корнелием Непотом.

Живший семь столетий спустя Павсаний описывает на месте сражения сохранившиеся 4 могильных холма со стелами — один для афинян, другой для платейцев, третий для участвовавших в бою рабов. Также, согласно древнегреческому географу, в Марафонской долине впоследствии похоронили и Мильтиада. Захоронения на поле боя упоминает в своей «Истории» Фукидид. Археологические раскопки подтверждают информацию из античных источников. При раскопках знаменитого археолога-любителя Г. Шлимана и В. Стаиса были обнаружены описанные Павсанием и Фукидидом захоронения.

Предыстория

Ситуация в Афинах

После смерти тирана Писистрата в 527 г. до н. э. власть перешла к его сыновьям Гиппарху и Гиппию. После убийства Гиппарха в 514 г. до н. э. оставшийся в живых Гиппий окружил себя наёмниками, с помощью которых надеялся сохранить власть. В 510 г. до н. э. спартанский царь Клеомен предпринял военный поход против Афин, в результате которого тиран был свергнут. В Афины вернулся представитель рода Алкмеонидов Клисфен. Ему была поручена подготовка новых законов. Осуществлённые им нововведения сделали Афины демократией (др. -греч. δημοκρατία). Также им был введён остракизм — изгнание из города путём голосования выдающихся граждан, которые угрожали демократии. Нововведения Клисфена не нравились представителям афинской аристократии — эвпатридам. Сумев избрать архонтом своего представителя Исагора, они изгнали Клисфена и отменили его реформы. Исагора и его сторонников поддерживали спартанцы. Демос воспротивился этой перемене, поднял восстание и сумел выдворить из Афин как Исагора, так и спартанцев.

После их изгнания могущество города стало возрастать. Однако жители опасались мести со стороны спартанцев. Страх перед их армией был настолько велик, что Клисфен отправил в 508/507 г. до н. э. посольство в Сарды к персидскому сатрапу и брату царя Артаферну. Целью посланников было обеспечение оборонительного союза против спартанцев. Персы потребовали от афинян «земли и воды». Послы согласились. Этот символический акт означал формальное признание своего подчинения. Хотя по возвращении домой послы подверглись «суровому осуждению», персы стали считать афинян своими подданными, подобно ионийским грекам. Дальнейшее неповиновение рассматривалось ими как мятеж. Одной из основных целей последующих военных кампаний империи Ахеменидов в Грецию (поход Мардония 492 г. до н. э., экспедиция Датиса и Артаферна в 490 г. до н. э., а также вторжение армии Ксеркса) стало завоевание Афин.

Начало греко-персидских войн

В 499 году до н. э. греческие полисы на территории Малой Азии, находящиеся под властью персидского царя, подняли восстание. Представители повстанцев отправились к родственным им грекам западного побережья Эгейского моря. Спартанцы не захотели вступать в военный конфликт с персами, в то время как афиняне приняли решение отправить на помощь 20 кораблей. Повстанцам, совместно с афинянами, удалось захватить и сжечь важный город империи и столицу сатрапии Сарды. Дарий желал отомстить участвовавшим в восстании и неподвластным его власти грекам.

Карта Империи Ахеменидов, конец VI века до н.э.pinterest button Карта Империи Ахеменидов, конец VI века до н.э. Anton Gutsunaev, CC BY-SA 3.0

Также Дарий видел возможность покорить разрозненные древнегреческие города. В 492 году до н. э. во время военной экспедиции персидского военачальника Мардония была завоёвана Фракия, Македония признала верховную власть персидского царя. Таким образом, персы обеспечили своему сухопутному войску проход к территории Древней Греции.

В 491 году до н. э. Дарий отправил послов во все независимые греческие города с требованием «земли и воды», что соответствовало покорности и признанию власти персов. Осознавая силу и военную мощь государства Ахеменидов, все города древней Эллады, кроме Спарты и Афин, приняли унизительные требования. В Афинах послы были преданы суду и казнены. В Спарте их сбросили в колодец, предложив взять оттуда земли и воды.

Экспедиция Датиса и Артаферна

Дарий отстранил Мардония от командования и назначил на его место своего племянника Артаферна, придав ему опытного полководца мидийца Датиса. Основными целями военной экспедиции были завоевание или подчинение Афин и Эретрии на острове Эвбея, которая также оказывала помощь повстанцам, а также Кикладские острова и Наксос. Согласно Геродоту, Дарий приказал Датису и Артаферну «обратить в рабство жителей Афин и Эретрии и привести пред его царские очи». При экспедиции находился и бывший тиран Афин Гиппий.

Во время экспедиции персидское войско завоевало Наксос и в середине лета 490 г. до н. э. высадилось на острове Эвбея. Когда это произошло, жители Эретрии приняли решение не покидать город и постараться выдержать осаду. Войско персов не ограничилось осадой, а пыталось взять город штурмом. Геродот писал о том, что борьба была ожесточённой, и обе стороны понесли тяжёлые потери. Тем не менее после шести дней боёв два знатных эретрийца, Евфорб и Филагр, открыли ворота врагу. Персы вошли в город, разграбили его, сожгли храмы и святилища в отместку за сожжение Сард. Захваченные в плен граждане были обращены в рабство.

Перед битвой

После завоевания Эретрии персы отплыли по направлению к Аттике. По совету находившегося в составе их армии бывшего афинского тирана Гиппия они высадились на равнине неподалёку от города Марафон. Для завоевателей она имела ряд преимуществ. Во-первых, равнина находилась ближе всего к Эретрии. Гавань была удобна и безопасна. В долине персы могли найти богатые и нетронутые пажити, на которых можно было бы пасти коней. Также Датис и Артаферн даже не думали о сражении в открытом поле, а предполагали, что афиняне ограничатся обороной стен своего города. По уверениям Гиппия, из долины можно было выйти по удобным дорогам прямо к Афинам.

Военачальник греческого войска Мильтиадpinterest button Военачальник греческого войска Мильтиад Kingturtle, Public Domain

Узнав об этом, афиняне также направили своё войско к Марафону. Во главе армии по древней традиции находилось десять стратегов. На помощь также прибыло ополчение из Платей. Мнения стратегов относительно дальнейших действий кардинально разошлись. Одни высказывались против битвы в связи с малочисленностью войска, другие же, напротив, советовали вступить в битву. Тогда стратег Мильтиад обратился к полемарху Каллимаху, от решения которого зависело окончательное решение, со словами:

В твоих руках, Каллимах, сделать афинян рабами или же освободить их Ведь с тех пор как существуют Афины, никогда им ещё не грозила столь страшная опасность, как теперь. Мы — десять стратегов — разошлись во мнениях: одни советуют дать битву, а другие — нет. Если мы теперь же не решимся на битву, то я опасаюсь, что нахлынет великий раздор и так потрясёт души афинян, что они подчинятся мидянам. Если же мы сразимся с врагом, прежде чем у кого-либо возникнет гнусный замысел, то мы одолеем, так как ведь существует же божественная справедливость. Всё это теперь в твоей власти и зависит от тебя. Присоединись к моему совету, и твой родной город будет свободен и станет самым могущественным городом в Элладе. А если ты станешь на сторону противников битвы, тогда, конечно, мы погибли.

Своими словами Мильтиад убедил Каллимаха в необходимости немедленного сражения. После принятия принципиального решения дать битву, а не придерживаться оборонительной тактики, все стратеги вслед за Аристидом уступили своё командование Мильтиаду.

Войско из афинян и платейцев прибыло к месту, где высадились персы. Равнина представляла обширную территорию, которая тянулась с юга на северо-восток вдоль моря и делилась ниспадавшим с Пентельского хребта водопадом на две половины. Южная её часть была ограничена горой Пентеликон, которая доходила непосредственно до морского побережья. Северная, отдалённая от Афин половина равнины также была окружена горными цепями. При этом ширина плоского пространства была кажущейся. На северо-востоке простирались обширные болотистые места, зелёная поверхность которых обманывала глаз.

Мильтиад распорядился стать лагерем на вершинах Пентельского хребта, перекрыв таким образом единственную дорогу к Афинам. Именно по ней Гиппий намеревался провести персов. Несколько дней оба войска стояли напротив друг друга и не предпринимали никаких военных действий.

Силы сторон

Греческие силы

У Геродота не приведены данные о численности армии греков, участвовавшей в битве при Марафоне. Корнелий Непот и Павсаний говорят о 9 тысячах афинян и тысяче платейцев. Римский историк III века н. э. Юстин пишет о 10 тысячах афинян и тысяче платейцев. Эти цифры сопоставимы с количеством воинов, которые, согласно Геродоту, участвовали в битве при Платеях через 11 лет после описываемых событий.

Греческая фаланга, реконструкцияpinterest button Греческая фаланга, реконструкция Tungsten, Public Domain

В своём сочинении «Описание Эллады» Павсаний при рассказе о марафонской долине указывает на наличие на ней братских могил — афинян, платейцев и рабов, которых во время битвы впервые привлекли к военным сражениям. Современные историки в целом соглашаются с приведённой в античных источниках численностью участвовавших в битве эллинов.

Армия персов

Согласно Геродоту, изначально флот персов составлял 600 кораблей. При этом он не указывает численности непосредственно войска, говоря лишь о том, что оно было «многочисленным и прекрасно снаряжённым». Для античных источников характерно завышение численности армии своего побеждённого противника. Это делало победы эллинов ещё более героическими. В диалоге Платона «Менексен» и «Надгробном слове» Лисия указывается 500 тысяч. Живший намного позже римский историк Корнелий Непот оценивает численность армии Датиса и Артаферна в 200 тысяч пехотинцев и 10 тысяч всадников. Наибольшая цифра в 600 тысяч встречается у Юстина.

Персидские воины из гвардии «бессмертных». Фрагмент изразцового рельефа из царского дворца в Сузахpinterest button Персидские воины из гвардии «бессмертных». Фрагмент изразцового рельефа из царского дворца в Сузах mshamma, CC BY 2.0

Современные историки оценивают вторгшуюся на территорию Эллады армию в среднем в 25 тысяч пеших воинов и одну тысячу всадников (хотя встречаются и цифры в 100 тысяч).

Сравнительная характеристика греческого и персидского войск

Войско персов состояло из представителей множества народов и племён, подвластных империи Ахеменидов. Воины каждой народности имели собственное оружие и доспехи. Подробное описание Геродота утверждает, что персы и мидяне носили мягкие войлочные шапки, штаны и пёстрые хитоны. Доспехи их были собраны из железных чешуек наподобие рыбьей чешуи, щиты сплетены из прутьев. На вооружении они имели короткие копья и большие луки с камышовыми стрелами. На правом бедре находился меч-кинжал (акинак). Воины других племён были вооружены значительно хуже, в основном луками, а зачастую просто дубинками и обожжёнными кольями. Из защитного снаряжения, кроме щитов, Геродот упоминает у них медные, кожаные и даже деревянные шлемы.

Греческая фаланга представляла собой плотное боевое построение тяжеловооружённых воинов в несколько шеренг. Во время боя главной задачей являлось сохранение её целостности: место павшего воина занимал другой, стоявший за ним. Главным фактором, оказавшим влияние на развитие фаланги, стало применение большого круглого щита (гоплона) и закрытого шлема коринфского типа. На внутренней поверхности гоплона крепились кожаные ремни, через которые просовывалась рука. Таким образом, щит держался на левом предплечье. Воин управлял щитом, держась за ремень ближе к его краю.

Защищая гоплита слева, такой щит оставлял открытой правую половину туловища. Из-за этого в греческой фаланге воины должны были держаться плотной линией так, чтобы каждый гоплит прикрывал своего соседа слева, будучи прикрытым соседом справа. Для грека потерять щит в бою считалось бесчестьем, так как он использовался не только для собственной безопасности, но и для защиты всей шеренги. Голову гоплита в VI—V вв. до н. э. предохранял бронзовый шлем коринфского (или «дорийского») типа, который носился на войлочной подкладке-шапочке. Глухой коринфский шлем обеспечивал полную защиту головы, но стеснял боковое зрение и слух. Воин видел только врага перед собой, что не представляло особой опасности в плотном боевом построении.

Во времена греко-персидских войн ещё были распространены так называемые «анатомические» бронзовые панцири, состоявшие из нагрудной и спинной пластин. Пластины рельефно со скульптурной точностью воспроизводили мышечные контуры мужского торса. Под панцирем гоплиты носили льняные туники, а спартанцы традиционно укрывались поверх доспехов красными плащами. Недостатком бронзовых кирас были незащищённые бедра. В эту эпоху уже появились так называемые линотораксы, панцири на основе многих слоёв пропитанного клеем льна, которые через несколько десятилетий вытеснили в Греции «анатомические» бронзовые панцири. Линотораксы позволяли прикрыть бёдра, не стесняя движений воина.

В состав защитного снаряжения также входили бронзовые поножи. Они повторяли рельеф передней части голени, чтобы плотно облегать ноги и не мешать ходьбе.

Битва

Немецкий историк-антиковед Эрнст Курциус на основании анализа и сопоставления описаний битвы при Марафоне и предшествующих ей событий объясняет, почему Мильтиад атаковал вражеское войско утром 12 сентября 490 г. до н. э., не дождавшись идущего на помощь спартанского войска. Он обращает внимание на то, что во всех дошедших до нас источниках отсутствует описание действий конницы, на которую персы возлагали большие надежды. На определённых этапах сражения она могла бы сыграть решающую роль. Также у Курциуса вызывает удивление быстрота, с которой якобы была произведена посадка персидского войска на корабли.

Схема битвы при Марафонеpinterest button Схема битвы при Марафоне Kaidor, CC BY-SA 3.0

В условиях полного разгрома это является маловероятным. Исходя из этого, немецкий историк приходит к выводу, что персы, видя укреплённые позиции афинян и платейцев на горных склонах, отказались от мысли идти на Афины через Марафонский проход. Они предпочли предпринять высадку в более удобном для манёвров месте, где не было бы горных проходов и единственной хорошо укреплённой дороги. Курциус делает вывод, что Мильтиад предпринял своё нападение только тогда, когда персидское войско разделилось и конные отряды уже находились на судах. Таким образом, он напал на войска, оставленные позади и прикрывавшие отъезд армии. При данных предпосылках становится понятным, почему афиняне не дождались выступивших в поход профессиональных воинов спартанцев.

Схема действий греческих и персидских войск во время битвы при Марафонеpinterest button Схема действий греческих и персидских войск во время битвы при Марафоне LiYan, CC0 1.0

Расстояние между греками и персами составляло не менее 8 стадий (около 1,5 километра). Мильтиад выстроил своё войско в боевом порядке — на правом фланге расположились афиняне под командованием Каллимаха, на левом — платейцы, в центре находились граждане из фил Леонтиды и Антиохиды под командованием Фемистокла и Аристида. Боевая линия эллинов оказалась равной по ширине персидской, однако её центр составлял всего несколько рядов в глубину. Именно в центре войско греков было слабее всего. На флангах боевая линия была выстроена значительно плотнее.

После построения греки начали наступление. Согласно Геродоту, все 8 стадиев они пробежали. Современные исследователи подчёркивают невозможность такого наступления для тяжеловооружённых воинов без нарушения боевого порядка. Делается предположение, что первую часть пути афиняне и платейцы прошли маршем и лишь после достижения расстояния, когда до них стали долетать вражеские стрелы (около 200 м), устремились бегом. Для персов нападение стало неожиданным. Как подчёркивает Геродот:

они первыми из всех эллинов напали на врагов бегом и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов, одетых по-мидийски. До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов.

Битва длилась долго. В центре боевой линии, где стояли отборные отряды армии Датиса и Артаферна — персы и саки, а греческая линия была слабой, эллины начали отступать. Персы прорвали ряды афинян и стали их преследовать. Однако на обоих флангах победу одержали греки. Вместо преследования отступающих врагов они повернули и атаковали прорвавшие центр войска. В результате среди персов началась паника, и они стали беспорядочно отступать к кораблям. Грекам удалось захватить семь вражеских судов.

реконструкция персидских кораблей перед битвойpinterest button реконструкция персидских кораблей перед битвой Dorieo, Public Domain

Согласно Геродоту, потери греков составили всего 192 афинянина, среди которых были полемарх Каллимах и брат Эсхила Кинегир. Потери персов «отец истории» оценивает в 6400 человек. Судьба одного из главных военачальников империи Ахеменидов Датиса разнится в различных античных источниках. Так, согласно Геродоту, Датис возвратился обратно в Азию. Согласно использовавшему персидские летописи Ктесию, Датис погиб во время сражения. Более того, греки отказались выдать персам тело их военачальника.

После битвы

В Афинах существовала влиятельная «проперсидская» партия. Согласно Геродоту, врагу был дан условный сигнал щитом с вершины горы Пентеликон. Впоследствии распространилась молва, что это сделали Алкмеониды, предав таким образом общегреческое дело. Отчалив от Марафона, персидские суда направились к Суниону, чтобы, обогнув его, захватить Афины. Город оставался беззащитным, так как всё ополчение находилось на поле боя на расстоянии в 42 км.

Планы врагов были вовремя разгаданы Мильтиадом. Победителям при Марафоне не суждено было отдохнуть после боя. Оставив отряд во главе с Аристидом для охраны пленных и военных трофеев, греческая армия в полном вооружении совершила форсированный марш к Афинам.

Когда персы достигли Фалерской бухты, то обнаружили, что вся греческая армия снова стоит перед ними. Увидев, что город надёжно охраняется, персы не решились на сражение и отплыли домой.

Коринфский шлем и череп, найденные на месте битвы при Марафонеpinterest button Коринфский шлем и череп, найденные на месте битвы при Марафоне Keith Schengili-Roberts, GNU 1.2

На следующий день к Афинам прибыла спартанская армия, пройдя расстояние от Спарты (220 км) за 3 дня. Опоздав к сражению, они осмотрели поле боя, воздали хвалу афинянам и возвратились домой. Погибшие были удостоены величайших по меркам древних афинян почестей — их похоронили на поле боя.

Курган, в котором похоронили афинских воинов, павших в битве при Марафонеpinterest button Курган, в котором похоронили афинских воинов, павших в битве при Марафоне Tomisti, CC BY-SA 4.0

Победителям при Марафоне Симонид посвятил одну из своих эпиграмм:

В первых рядах на полях Марафона с врагами сражаясь,Силу блестящих мидян дети Афин разнесли.

Развеяв миф о непобедимости персов, битва при Марафоне значительно подняла боевой дух афинян и впоследствии осталась в их памяти как символ величия Афин. О том значении, которое придавали греки данной победе, свидетельствует большое количество памятников и цитат, посвящённых Марафону. Участвовавший в бою Эсхил пишет в своей эпитафии:

В заливе воют трубы Марафона,И челюстями брат, уже безрукий,За скользкую хватается корму.Нам суждена победа в дивной сече…

Значение битвы для дальнейшего хода греко-персидских войн

Значение битвы по-разному оценивалось воюющими сторонами. Для эллинов она стала первой победой над войском империи Ахеменидов. Для персов поражение их армии не имело больших последствий. Их государство находилось на пике могущества и обладало огромными ресурсами. После этой неудачной экспедиции Дарий стал собирать огромное войско для покорения всей Греции. Его планам помешало восстание в Египте в 486 году до н. э. В том же году Дарий умер. Его трон занял Ксеркс. Подавив египетское восстание, молодой царь продолжил подготовку к походу на Грецию.

За 10 лет, которые прошли от сражения при Марафоне до нового вторжения персов в Элладу, одним из участников битвы Фемистоклом был проведён ряд реформ по созданию в Афинах мощного флота. Именно его действия впоследствии привели к полному поражению армии Ксеркса.

greece-ru.touristgems.com

Древняя Греция : Марафон

Марафон

В 491 г. до н. э. владыка Персии царь Дарий I направил в города Балканской Греции послов. Именем "великого царя, царя царей" послы потребовали от греческих городов-государств "земли и воды", т. е. признания власти персов.Посольства почти везде достигали цели. Страх перед мощью Персидского царства, простиравшегося от Индии до Средиземного моря, был велик. Греки помнили о недавней жестокой расправе Дария с мятежными греческими городами Малой Азии, восставшими против гнета персов. Многие цветущие прежде города подверглись столь страшному опустошению, что уже никогда не смогли подняться. Борьба против огромной державы персов казалась делом безнадежным.Только в двух вольнолюбивых городах Греции персидские послы встретили достойный ответ. Спартанцы в ответ на требование персов "земли и воды" бросили послов в глубокий колодец со словами "возьмите сами!". В Афинах персидские послы были также убиты.Персы решили жестоко покарать афинян. Царь не мог забыть, что Афины и Эретрия помогали мятежным городам греков, послав 25 кораблей для поддержки восставших. Когда восстание малоазийскнх греческих городов было жестоко подавлено, Дарий повелел, чтобы ему ежедневно напоминали во время обеда: "Царь, помни об афинянах!"Первый поход, предпринятый персами против Греции, окончился неудачно. Огибая Афонский мыс, персидский флот попал в сильную бурю. От разбушевавшейся стихии погибло много персидских кораблей. Уцелевшие суда повернули обратно.Тогда Дарий задумал новый поход на Грецию. Его полководцы Датнс и Артафрен получили приказание завоевать Афины и Эретрию и обратить в рабство их жителей. Датис и Артафрен с большим сухопутным войском расположились лагерем на побережье Малой Азии.Персидское государство было огромным, но непрочным. Народы, покоренные персами, ненавидели своих завоевателей. Отдельные области с населявшими их народностями жили своей жизнью, сохраняли свои обычаи, старые, доперсидские порядки, свой язык. Но все они были подвластны персидскому царю и, когда тот начинал войну, должны были поставлять ему вооруженные отряды и боевые корабли. Собственно персидские воины составляли ядро вооруженных сил персидской державы. И на этот раз подданные Дария получили приказание доставить корабли, необходимые для перевозки войск в Грецию, в том числе и суда, приспособленные для перевозки персидской конницы, Когда все приготовления были закончены, Датис и Артаферн погрузили свои войска на корабли и поплыли через Эгейское море к Балканскому побережью Греции. По пути Датис и Артафрен останавливались у отдельных островов и подчиняли их жителей власти персидского царя. Так они высадились на острове Наксос. Не дожидаясь неприятеля, жители острова бежали в горы. Персы сожгли город наксосцев и тех, кто попал к ним в плен, обратили в рабов.Переплыв Эгейское море, Датис и Артафрен подошли к острову Эвбея, высадились у Эретрии и осадили этот город. Шесть дней жители отчаянно защищались, но в городе нашлись предатели, и на седьмой день осады Эретрия пала. Ворвавшись в город, персы разграбили его, сожгли храмы.С персидским войском плыл Гиппий, старший сын афинского тирана Писистрата. Власть Гиппия была свергнута афинянами. Гиппий был уже глубоким старцем, но он надеялся восстановить свою власть над Афинами при помощи персов.После взятия Эретрии персидский флот переплыл узкий пролив, отделяющий остров Эвбею от побережья Аттики. По совету старого Гиппия персы высадились в Марафонской долине. В Марафонском округе отец Гиппия - Писистрат некогда имел много сторонников. Видимо, Гиппий надеялся, что и сейчас он, вернувшись на родину, найдет среди них поддержку и, подобно тому как его отец 48 лет назад, быстро и победоносно пройдет из Марафона в Афины. Датис и Артафрен разделяли эти надежды, но действительность их не оправдала.Никто из местных жителей не сочувствовал персам и их ставленнику Гиппию. Все бежали от захватчиков. Гиппий тогда же понял, что никакой надежды утвердиться в Афинах у него нет. Рассказывают, что, когда Гиппий помогал персам своими советами при высадке на побережье Марафона, он сильно закашлял. При этом у него выпал один зуб. Тщетно стал его разыскивать Гиппий в песке; когда же убедился, что зуб не найти, он вздохнул и сказал: "Если мне и принадлежит на этой земле что-либо, то это только один мой зуб".Марафонская долина оказалась удобным местом для персидского лагеря. Персы вытащили суда из воды, разбили палатки. Палатка Артафрена была поставлена на возвышенном месте у самого берега. Отсюда он мог обозревать всю долину.Сразу же после высадки персы принялись грабить и опустошать занятый ими берег. Над Аттикой и Афинами нависла смертельная опасность. Но афиняне были полны решимости с оружием в руках защищать свою свободу и независимость.Ополчением афинских граждан руководили десять стратегов, каждый из которых командовал воинами своей филы. Военный совет стратегов возглавлял архонт-полемарх.Одним из стратегов в этом году был избран Мильтиад - человек опытный, хорошо знавший персов. В свое время, когда Мильтиад был правителем на полуострове Херсонесе Фракийском, ему пришлось вместе со многими греками участвовать в скифском походе Дария. Но, оставшись сторожить мост через Дунай, Мильтиад предложил его разрушить, чтобы затруднить возвращение Дария из скифских степей и поднять в тылу у персов восстание.После подавления восстания малоазийских греческих городов, когда персы утвердились на обоих берегах пролива, Мильтиад нагрузил своими сокровищами пять кораблей и бежал в Афины. Ко времени битвы при Марафоне Мильтиаду было уже более 60 лет, но он был еще крепок, смел и предприимчив.На совете афинских стратегов было решено прежде всего обратиться за помощью к Спарте. Туда послали афинского гонца Фидиппида. Необыкновенно быстро (в два дня) Фидиппид дошел до Спарты. "Афиняне просят вас им помочь, чтобы старейший эллинский город не впал в рабство",- сказал он спартанцам. Но спартанцы решили воздержаться от немедленного выступления. Их область отстояла далеко от места высадки персов. Будущее должно было показать, вступить ли с персами в борьбу или начать переговоры. Поэтому, сославшись на древний обычай, спартанцы обещали выступить на помощь афинянам не раньше, чем наступит полнолуние. В лучшем случае они могли явиться в Аттику только через 10 дней. Эту безрадостную весть и принес Фидиппид на пятый день в Афины. Афинянам, таким образом, предстояло один на один встретиться с врагом, превосходящим их своими силами. Весь вопрос теперь состоял в том, оставаться ли в городе, под защитой его стен и башен, или выйти в открытое поле и дать персам решительное сражение. Мнения стратегов разделились.Мильтиад стоял за решительное сражение. Он опасался, что в случае осады, особенно если она затянется, в Афинах могут найтись изменники, которые в трудный момент откроют врагу городские ворота. Немало афинских аристократов мечтало об уничтожении существовавшего в Афинах государственного строя любой ценой. Всем им была известна политика персов в зависимых от них греческих городах - они всюду поддерживали аристократов против остальной массы граждан. В Афинах имелись и сторонники Писистратидов, также готовые перейти на сторону врага. Мнение Мильтиада разделяли еще четыре стратега, но пять других были против него. Голоса в военном совете, следовательно, разделились пополам. Теперь все зависело от того, к какому из этих мнений присоединится архонт-полемарх, председательствующий в военном совете. Эту должность занимал Каллимах.Перед началом голосования Мильтиад отвел Каллимаха в сторону и сказал ему: "От тебя, Каллимах, зависит теперь, быть ли Афинам в рабстве или оставаться свободными... С самого основания Афины никогда еще не подвергались такой опасности. Если мы не дадим сражения, то я опасаюсь восстания; афиняне его поднимут при одной мысли, что мы хотим сдаться персам. Если же мы дадим сражение, прежде чем некоторые афиняне успеют изменить, то у нас есть надежда его выиграть. Решение этого вопроса теперь в твоих руках". Когда началось голосование, Каллимах присоединил свой голос к предложению Мильтиада. После этого старики и плохо вооруженные остались в городе для защиты его стен, а всех боеспособных афинян Мильтиад повел к Марафонской долине. В афинском войске было 10 тысяч тяжеловооруженных воинов.По афинским обычаям, главное командование ежедневно переходило по очереди от одного стратега к другому. На этот раз все стратеги единодушно отказались от своего права в пользу Мильтиада и поручили ему, как самому опытному воину, командовать афинянами.Через несколько часов после выхода из города афинское войско остановилось на склоне горы. Отсюда открывался широкий вид на спускающуюся к морю замкнутую горами полукруглую долину и огромный, расположенный на самом берегу моря персидский лагерь. Афинские воины разбили свой лагерь на возвышенности у рощи. Позади их лагеря находилось селение Марафон, впереди простиралась долина.Первый день прошел спокойно. На второй день утром афиняне построились в боевой порядок, рассчитывая, что персы нападут на них первыми. Но нападения персов не последовало.В этот же день к афинянам пришла неожиданная помощь из Платеи. Жители этого небольшого беотийского городка, расположенного в непосредственной близости от границы Аттики, прислали на помощь афинянам тысячу тяжеловооруженных воинов.Таким образом, перед сражением силы противников были следующие: афинян вместе с платейцами-11 тысяч воинов, персов, по свидетельству древних авторов,- 100 тысяч. Если даже считать цифру древних авторов о численности персов преувеличенной, огромный перевес персидских сил не может вызывать сомнений.Между греками и персами было различие и в вооружении, и в приемах ведения боя. Греческие тяжеловооруженные воины носили на голове высокие шлемы, тело их защищали панцири и большие щиты. Главным оружием было длинное копье. В атаку греки шли плотно сомкнутыми рядами, глубиной в 4-6 и больше рядов, стараясь опрокинуть противника и не разорвать собственный строй. Персы славились стрелками из луков и конницей, вооруженной саблями. Тяжелые шлемы и панцири были у них редки. Защищались они при помощи легких плетеных щитов. Сражение обычно начинали стрелки, засыпавшие противника стрелами. Потом в решающую атаку шла конница.Но самое существенное различие между персами и греками заключалось не в вооружении и приемах ведения боя. Персидские воины смотрели на свое пребывание в Греции как на очередной завоевательный поход. Успех должен был принести им богатую военную добычу. Греки же явились защищать свою родину, свой дом и родных, независимость своего города, свою свободу. Поражение означало для них рабство. Поэтому они готовы были стоять против врага не на жизнь, а на смерть.Сражение произошло 12 сентября 490 года до н. э. Утром Мильтиад расположил свое войско на обращенном к персам склоне горы перед рощей. Опасаясь, что враг, используя численный перевес, обойдет греков, Мильтиад растянул свою боевую линию и по возможности укрепил фланги. Правым флангом командовал Каллимах, на левом находились платейцы. Воины на флангах были построены в 5-6 рядов, следующих один за другим, в центре - только в 2-3 ряда. Из-за растянутости боевой линии поставить здесь большее число рядов Мильтиад не мог.Сражение начали греки. Чтобы не дать персидским стрелкам времени их обстрелять, а персидской коннице атаковать, воины Мильтиада сначала быстрым шагом, а потом бегом бросились по склону в атаку на неприятеля. Для персов эта атака была неожиданной. Они не предполагали, что греки при своей малочисленности первыми решатся на такое смелое нападение.Закипел жаркий рукопашный бой. После напряженной борьбы персы прорвали слабый центр афинян и стали преследовать отступающих. Им удалось уже захватить вооруженных пращами афинских рабов, выносивших из строя раненых. В это время на правом и на левом флангах афинянам удалось обратить своих противников в бегство. Но они не стали преследовать бегущих, а повернули свои сомкнутые ряды против неприятеля, сражающегося в центре, и ударили по нему и справа и слева одновременно. Теперь персы оказались сжатыми с трех сторон. Скоро они обратились в беспорядочное бегство.Афиняне гнали врага к морю. Сражение перенеслось к кораблям. Афиняне стремились захватить их и поджечь. Персы спешно спускали корабли на воду, быстро садились на них, чтобы отчалить от берега.Рассказывают, что одному из афинян, брату знаменитого поэта Эсхила, отрубили руку, которой он схватился за персидский корабль. Тогда храбрый воин схватился за корабль другой рукой, и афиняне овладели вражеским судном.Победа афинян была полной. На поле боя остались 6400 персов. У афинян было 192 убитых, в их числе Каллимах, стратег Стесилай и много других видных афинских граждан.Торжество афинян по случаю победы было безмерно. В Афины с радостной вестью был послан гонец. Покрытый кровью и пылью, он, задыхаясь, добежал до Пникса [1] и, успев лишь крикнуть "Победа!", упал мертвым. В память об этом подвиге проводятся состязания в марафонском беге на 42 198 м.Однако с врагом еще не было покончено. Отдалившись от берега и подсчитав свои силы, Датис и Артафрен решили обогнуть на своих кораблях Аттику и напасть на Афины, пока афинские воины не вернулись еще с поля сражения. Но этот маневр противника был разгадан Мильтиадом. Он оставил в Марафонской долине небольшой отряд для охраны военной добычи, главные же свои силы быстро повел к городу. Когда на другой день вражеские корабли подошли к афинскому берегу, персы увидели выстроившихся в боевом порядке афинян, готовых к новому сражению.Персы не решились на новую высадку и повернули свои корабли в открытое море.Велико было значение марафонской победы. Афиняне показали всем греческим городам, что сплоченные ряды граждан, воодушевленных любовью к своему родному городу и стремлением отстоять свободу и независимость, могут побеждать численно превосходящего противника. Многие из греческих городов, которые совсем еще недавно согласились стать подданными персидского царя, после марафонской победы объявили себя независимыми.Вся Греция вновь обрела веру в свои силы и уверенность в конечной победе.Павшие в сражении воины были погребены на поле боя. Память о них высоко чтилась всеми греками.

__________

1 Место народных собраний в Афинах.

www.sno.pro1.ru

Битва при Марафоне. «История» Геродота

Когда речь заходит о Марафонской битве, многим на ум приходит легенда о гонце, который, неся в Афины радостную весть о победе греков над персами, пробежал 42,195 км и, сообщив своим согражданам эту новость, упал замертво. В связи с этим еще в древности возникла спортивная дисциплина – забег на 42 км, так называемый марафон, дошедший до наших дней благодаря Олимпийским играм. Однако сама битва при Марафоне известна тем, что в этом сражении афинскому войску удалось победить превосходящую их по численности армию персов, при этом потери греков составили 192 человека против 6400 погибших со стороны противника.

Источники

Марафонская битва освещается в VI книге «История» Геродота. Это основной источник, повествующий о тех событиях, дошедший до нашего времени. Информация, изложенная древнегреческим историком, часто подвергается критике, ведь его подходом к написанию своих трудов является принцип передавать все, что ему рассказывают люди, а стоит ли верить всему этому или нет – совсем другой вопрос.битва при марафоне

Многие истории Геродота скорее можно отнести к легендам и новеллам. Кроме этого, источниками ему служили различные официальные записи и рассказы очевидцев. Тем не менее данные историка сегодня подтверждаются всевозможными исследованиями. Согласно Геродоту, дата Марафонской битвы – 12 сентября 490 г. до н. э.

Предыстория

В VI веке до нашей эры происходило активное развитие Персидской империи, постоянно присоединявшей к себе новые территории. В конце концов, на западе Ахеменидская держава столкнулась с высокоразвитой греческой цивилизацией, народ которой был весьма свободолюбивым. И хотя персидским завоевателям удалось подчинить себе множество эллинских городов, расположенных на западном побережье Малой Азии, греки продолжали оказывать сопротивление, а в 500 году до н. э. на этих землях вспыхнуло открытое восстание, начавшееся в Милете. Битва при Марафоне стала ярким эпизодом этого противостояния.марафонская битва

Однако первые годы восстания не принесли эллинам, проживавшим в Малой Азии, больших успехов в борьбе с завоевателями. Несмотря на то что Эретрия и Афины оказали военную поддержку жителям Милета, греки так и не смогли объединить все свои силы и оказать персам должный отпор. Поэтому в 496 г. до н. э. Ахеменидская держава подавила мятежи, при этом объявив войну всей Элладе.

Начало новой войны

В 492 г. до н. э. был организован первый поход против греков, однако флот, переправлявший войско через море, практически полностью был уничтожен разбушевавшимся штормом. Военная операция была прервана, и на следующий год персидский царь Дарий решил действовать по-другому – он отправил в Элладу послов, которые от его имени потребовали от греков покорности. Некоторые города предпочли согласиться на требования Дария, но не все. Жители Афин и Спарты попросту расправились с персидскими послами.год марафонской битвы

В 490 г. до н. э. персы предпринимают новый поход в Элладу, и на этот раз начинается он более успешно. Их флот благополучно пересекает Эгейское море, и армия высаживается на северо-востоке Аттики – как раз неподалеку от небольшого города Марафона. В этих местах и произошла Марафонская битва, ставшая знаменитой на весь мир.

Приготовления к битве

Персидское войско состояло поровну из пеших лучников и конницы, общее количество - двадцать тысяч человек. Марафонская равнина замечательно подходила для их тактики ведения боя. Армия афинян была практически вдвое меньше, но значительно превосходила по экипировке легковооруженных персов. Она состояла из гоплитов, облаченных в латы, набедренники, медные шлемы и вооруженных большими щитами и длинными метательными копьями. Но битва при Марафоне была выиграна греками не только благодаря их хорошему оснащению. Важную роль сыграла также стратегия.дата марафонской битвы

Мильтиад, являвшийся одним из десяти командиров, традиционно руководивших греческим войском, был знаком с тактикой ведения боя персами. Он предложил эффективный план, но мнения стратегов разделились. Часть их настаивала на том, чтобы войско вернулось в Афины и обороняло город, другие желали встретить неприятеля здесь, в долине. В конце концов Мильтиаду удалось склонить большинство на свою сторону. Он говорил, что если битва при Марафоне будет выиграна, это позволит спасти от разрушения другие греческие города.

Исход битвы

Персы рассчитывали, что их лучники будут осыпать противника градом стрел, а конница сможет обойти греков с флангов и внести смятение в их ряды. Но Мильтиад предусмотрел возможность использования персами этой тактики и предпринял ответные меры. Зато прием «беглый марш», использованный афинским войском, стал для завоевателей неожиданностью. Приблизившись к персам на расстояние, простреливаемое лучниками, греки перешли на бег, тем самым минимизировав ущерб от вражеских стрел. Тяжеловооруженные эллинские гоплиты весьма эффективно смогли противостоять как лучникам, так и коннице персов. Результатом битвы стало беспорядочное отступление завоевателей, при этом на поле боя погибла значительная часть персидского войска.битва при марафоне

На самом деле для Персии это проигранное сражение не имело каких-либо фатальных последствий, ведь Держава Ахеменидов находилась на пике могущества и обладала огромными ресурсами. Год Марафонской битвы стал началом долгого периода борьбы греков за свою свободу.

fb.ru

О зарождении марафонской дистанции

Почти 2500 лет назад у селения Марафон, к северу от столицы Греции — Афин, в кровавой битве столкнулись войска персидского царя Дария и греческого полководца Мильтиада. Персы наступали, греки оборонялись. Но вот греки с воинственными криками бросились на захватчиков и стали крушить их мечами, колоть пиками... Персы растерялись и, несмотря на то, что их было намного больше, обратились в бегство.

Битва между войском персидского царя дария и греческого полководца мильтиада

Обрадованный Мильтиад вызвал своего самого быстроногого воина и приказал ему: «Беги в Афины и сообщи о долгожданной победе». Больше 40 километров мчался без передышки гонец от Марафона до Афин. Вбежав на рыночную площадь столицы, он успел крикнуть: «Радуйтесь, мы победили!» – и на глазах у народа упал замертво. Легендарный подвиг молодого греческого воина вошел в историю. В память о нем на первых же современных Олимпийских играх в 1896 году было проведено соревнование на неслыханную, сверхдлинную дистанцию. Игры проходили в Греции, и спортсмены бежали по той дороге, по которой когда-то бежал греческий воин. Когда измерили расстояние между Марафоном и Афинами первый раз, получилось 40 километров 200 метров, а проверили позднее – оказалось 42 километра 195 метров. Теперь марафонцы бегают именно на это расстояние.

 

Греческий гонец бежит от марафона до афин, чтобы сообщить о победе войска греков над персами есть и другая история, которая гласит

По легенде, история самого длинного забега начинается в далеком 490 году до н. э., когда греческий воин по имени Фидиппид после битвы при Марафоне пробежал без остановок до Афин, чтобы донести весть о триумфе эллинов. Однако сему факту мы обязаны Плутарху, который, как и все историки античности, любил добавить лишнего. В 1896 году, когда решено было провести первые Олимпийские игры современности, МОК специально измерил действительную длину дистанции от поля битвы при Марафоне до Афин; длина составила 34 км 500 м – в 1896 и в 2004 марафон на Играх проходил именно на этой дистанции.

На протяжении первых семи Олимпийских игр длина забега менялась шесть раз. Так, на Играх 1908 года в Лондоне длина дистанции марафона была перенесена с 25 миль на 26 миль 385 ярдов (42 км 195 м), чтобы королевская семья могла с удобством следить за пробегом из окон Виндзорского замка. Впрочем, следующие состязания наделили марафонский забег отметкой в 40 км 200 м, а Олимпийские игры – 1920 могли похвастать уже 42 км 750 м.

Таким образом, длина дистанции не отличалась постоянством и зависела от избранного теми или иными организаторами забега маршрута; точкой опоры для них было убеждение в том, что все бегуны должны преодолевать один и тот же маршрут. Только в 1921 году Международная Федерация Легкой Атлетики поставила точку в разночтениях классического бега, установив, что дистанция марафонского бега равна 42 км 195 м. После того, как длина марафонского бега была установлена на столь высоком уровне, в мире стали проводить множество соревнований в этой дисциплине.

studfiles.net

Марафон - это... Что такое Марафон?

  • Марафон — 29 й марафон Корпуса морской пехоты (г. Вашингтон, США). 31 октября 2004 …   Википедия

  • Марафон‐15 — Марафон 15 …   Википедия

  • Марафон — В наши дни название спортивного бега на дистанцию в 42 километра 195 метров. Это расстояние между двумя городами Греции Марафоном и Афинами. Забеги на это расстояние было решено проводить в память о воине, который пробежал путь от Марафон до Афин …   Словарь крылатых слов и выражений

  • МАРАФОН — древнее селение в Аттике (Греция), северо восточнее Афин. Ок. Марафона 13.9.490 до н. э. во время греко персидских войн греческие войска Мильтиада разбили персидские войска …   Большой Энциклопедический словарь

  • Марафон — проведение групповой психотерапевтической работы при условии непрерывного взаимодействия участников группы (от 12 до 48 ч.). На фоне физического истощения достигается тесный психический контакт, происходит интенсификация темпов взаимодействий и… …   Психологический словарь

  • МАРАФОН — МАРАФОН, а, муж. 1. Спортивный бег на 42 км 195 м; вообще спортивное соревнование на самой большой дистанции или в течение длительного времени. Лыжный, конькобежный м. М. по спортивной ходьбе. 2. перен. Длительный и напряжённый ход развития чего… …   Толковый словарь Ожегова

  • Марафон — (Marathon, Μαραφών). Селение на восточном берегу Аттики, известное победой афинян, находившихся под начальством Мильтиада, над персами в 490 г. до Р.Х. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С.… …   Энциклопедия мифологии

  • марафон — а, м. ( …   Словарь иностранных слов русского языка

  • марафон — сущ., кол во синонимов: 11 • автомарафон (1) • бег (27) • веломарафон (1) • …   Словарь синонимов

  • Марафон — (MaraJwn) селение в Аттике, верстах в 30 к СВ от Афин, наМарафонской равнине, у подножия Пентелика, одно из селений так наз.Четырехградия; принадлежало к колену Леонтидскому. Находилось на местенынешней деревни Vrana, немного южнее деревни… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Марафон — (Marathon), равнина в Сев Вост. Аттике, на к рой в 490 г. до н.э. афиняне со своими союзниками из Платей разбили вторгшихся персов. 11 тыс. войско греков применило тактику, защищавшую его боевые порядки с флангов, и персы потеряли 6400 чел.… …   Всемирная история

  • antiquites.academic.ru

    Битва при Марафоне — Global wiki. Wargaming.net

    Предыстория

    В VI веке до нашей эры происходило активное развитие Персидской империи, постоянно присоединявшей к себе новые территории. В конце концов, на западе Ахеменидская держава столкнулась с высокоразвитой греческой цивилизацией, народ которой был весьма свободолюбивым. И хотя персидским завоевателям удалось подчинить себе множество эллинских городов, расположенных на западном побережье Малой Азии, греки продолжали оказывать сопротивление, а в 500 году до н. э. на этих землях вспыхнуло открытое восстание, начавшееся в Милете. Битва при Марафоне стала ярким эпизодом этого противостояния. Однако первые годы восстания не принесли эллинам, проживавшим в Малой Азии, больших успехов в борьбе с завоевателями. Несмотря на то что Эретрия и Афины оказали военную поддержку жителям Милета, греки так и не смогли объединить все свои силы и оказать персам должный отпор. Поэтому в 496 г. до н. э. Ахеменидская держава подавила мятежи, при этом объявив войну всей Элладе.

    Начало новой войны

    В 492 г. до н. э. был организован первый поход против греков, однако флот, переправлявший войско через море, практически полностью был уничтожен разбушевавшимся штормом. Военная операция была прервана, и на следующий год персидский царь Дарий решил действовать по-другому – он отправил в Элладу послов, которые от его имени потребовали от греков покорности. Некоторые города предпочли согласиться на требования Дария, но не все. Жители Афин и Спарты попросту расправились с персидскими послами. В 490 г. до н. э. персы предпринимают новый поход в Элладу, и на этот раз начинается он более успешно. Их флот благополучно пересекает Эгейское море, и армия высаживается на северо-востоке Аттики – как раз неподалеку от небольшого города Марафона. В этих местах и произошла Марафонская битва, ставшая знаменитой на весь мир.

    Силы сторон

    Греческие силы

    У Геродота не приведены данные о численности армии греков, участвовавшей в битве при Марафоне. Корнелий Непот и Павсаний говорят о 9 тысячах афинян и тысяче платейцев. Римский историк III века н. э. Юстин пишет о 10 тысячах афинян и тысяче платейцев. Эти цифры сопоставимы с количеством воинов, которые, согласно Геродоту, участвовали в битве при Платеях через 11 лет после описываемых событий. В своём сочинении «Описание Эллады» Павсаний при рассказе о марафонской долине указывает на наличие на ней братских могил — афинян, платейцев и рабов, которых во время битвы впервые привлекли к военным сражениям. Современные историки в целом соглашаются с приведённой в античных источниках численностью участвовавших в битве эллинов.

    Армия персов

    Согласно Геродоту, изначально флот персов составлял 600 кораблей. При этом он не указывает численности непосредственно войска, говоря лишь о том, что оно было «многочисленным и прекрасно снаряжённым». Для античных источников характерно завышение численности армии своего побеждённого противника. Это делало победы эллинов ещё более героическими. В диалоге Платона «Менексен» и «Надгробном слове» Лисия указывается 500 тысяч. Живший намного позже римский историк Корнелий Непот оценивает численность армии Датиса и Артаферна в 200 тысяч пехотинцев и 10 тысяч всадников. Наибольшая цифра в 600 тысяч встречается у Юстина. Современные историки оценивают вторгшуюся на территорию Эллады армию в среднем в 25 тысяч пеших воинов и одну тысячу всадников (хотя встречаются и цифры в 100 тысяч).

    Сравнительная характеристика греческого и персидского войск

    Персидские воины из гвардии «бессмертных». Фрагмент изразцового рельефа из царского дворца в Сузах

    Войско персов состояло из представителей множества народов и племён, подвластных империи Ахеменидов. Воины каждой народности имели собственное оружие и доспехи. Подробное описание Геродота утверждает, что персы и мидяне носили мягкие войлочные шапки, штаны и пёстрые хитоны. Доспехи их были собраны из железных чешуек наподобие рыбьей чешуи, щиты сплетены из прутьев. На вооружении они имели короткие копья и большие луки с камышовыми стрелами. На правом бедре находился меч-кинжал (акинак). Воины других племён были вооружены значительно хуже, в основном луками, а зачастую просто дубинками и обожжёнными кольями. Из защитного снаряжения, кроме щитов, Геродот упоминает у них медные, кожаные и даже деревянные шлемы. Греческая фаланга представляла собой плотное боевое построение тяжеловооружённых воинов в несколько шеренг. Во время боя главной задачей являлось сохранение её целостности: место павшего воина занимал другой, стоявший за ним. Главным фактором, оказавшим влияние на развитие фаланги, стало применение большого круглого щита (гоплона) и закрытого шлема коринфского типа. На внутренней поверхности гоплона крепились кожаные ремни, через которые просовывалась рука. Таким образом, щит держался на левом предплечье. Воин управлял щитом, держась за ремень ближе к его краю. Защищая гоплита слева, такой щит оставлял открытой правую половину туловища. Из-за этого в греческой фаланге воины должны были держаться плотной линией так, чтобы каждый гоплит прикрывал своего соседа слева, будучи прикрытым соседом справа. Для грека потерять щит в бою считалось бесчестьем, так как он использовался не только для собственной безопасности, но и для защиты всей шеренги. Голову гоплита в VI—V вв. до н. э. предохранял бронзовый шлем коринфского (или «дорийского») типа, который носился на войлочной подкладке-шапочке. Глухой коринфский шлем обеспечивал полную защиту головы, но стеснял боковое зрение и слух. Воин видел только врага перед собой, что не представляло особой опасности в плотном боевом построении.

    Во времена греко-персидских войн ещё были распространены так называемые «анатомические» бронзовые панцири, состоявшие из нагрудной и спинной пластин. Пластины рельефно со скульптурной точностью воспроизводили мышечные контуры мужского торса. Под панцирем гоплиты носили льняные туники, а спартанцы традиционно укрывались поверх доспехов красными плащами. Недостатком бронзовых кирас были незащищённые бедра. В эту эпоху уже появились так называемые линотораксы, панцири на основе многих слоёв пропитанного клеем льна, которые через несколько десятилетий вытеснили в Греции «анатомические» бронзовые панцири. Линотораксы позволяли прикрыть бёдра, не стесняя движений воина. В состав защитного снаряжения также входили бронзовые поножи. Они повторяли рельеф передней части голени, чтобы плотно облегать ноги и не мешать ходьбе.

    Подготовление к битве

    Персидское войско состояло поровну из пеших лучников и конницы, общее количество - двадцать тысяч человек. Марафонская равнина замечательно подходила для их тактики ведения боя. Армия афинян была практически вдвое меньше, но значительно превосходила по экипировке легковооруженных персов. Она состояла из гоплитов, облаченных в латы, набедренники, медные шлемы и вооруженных большими щитами и длинными метательными копьями. Но битва при Марафоне была выиграна греками не только благодаря их хорошему оснащению. Важную роль сыграла также стратегия.

    Мильтиад, являвшийся одним из десяти командиров, традиционно руководивших греческим войском, был знаком с тактикой ведения боя персами. Он предложил эффективный план, но мнения стратегов разделились. Часть их настаивала на том, чтобы войско вернулось в Афины и обороняло город, другие желали встретить неприятеля здесь, в долине. В конце концов Мильтиаду удалось склонить большинство на свою сторону. Он говорил, что если битва при Марафоне будет выиграна, это позволит спасти от разрушения другие греческие города.

    Битва

    Немецкий историк-антиковед Эрнст Курциус на основании анализа и сопоставления описаний битвы при Марафоне и предшествующих ей событий объясняет, почему Мильтиад атаковал вражеское войско утром 12 сентября 490 г. до н. э., не дождавшись идущего на помощь спартанского войска. Он обращает внимание на то, что во всех дошедших до нас источниках отсутствует описание действий конницы, на которую персы возлагали большие надежды. Схема действий греческих и персидских войск во время битвы при Марафоне На определённых этапах сражения она могла бы сыграть решающую роль. Также у Курциуса вызывает удивление быстрота, с которой якобы была произведена посадка персидского войска на корабли. В условиях полного разгрома это является маловероятным. Исходя из этого, немецкий историк приходит к выводу, что персы, видя укреплённые позиции афинян и платейцев на горных склонах, отказались от мысли идти на Афины через Марафонский проход. Они предпочли предпринять высадку в более удобном для манёвров месте, где не было бы горных проходов и единственной хорошо укреплённой дороги. Курциус делает вывод, что Мильтиад предпринял своё нападение только тогда, когда персидское войско разделилось и конные отряды уже были погружены на суда. Таким образом, он напал на войска, оставленные позади и прикрывавшие отъезд армии. При данных предпосылках становится понятным, почему афиняне не дождались выступивших в поход профессиональных воинов спартанцев.

    Расстояние между греками и персами составляло не менее 8 стадий (около 1,5 километра). Мильтиад выстроил своё войско в боевом порядке — на правом фланге расположились афиняне под командованием Каллимаха, на левом — платейцы, в центре находились граждане из фил Леонтиды и Антиохиды под командованием Фемистокла и Аристида. Боевая линия эллинов оказалась равной по ширине персидской, однако её центр составлял всего несколько рядов в глубину. Именно в центре войско греков было слабее всего. На флангах боевая линия была выстроена значительно глубже.

    После построения греки начали наступление. Согласно Геродоту, все 8 стадиев они пробежали. Современные исследователи подчёркивают невозможность такого наступления для тяжеловооружённых воинов без нарушения боевого порядка. Делается предположение, что первую часть пути афиняне и платейцы прошли маршем и лишь после достижения расстояния, когда до них стали долетать вражеские стрелы (около 200 м), устремились бегом. Для персов нападение стало неожиданным. Как подчёркивает Геродот: Они первыми из всех эллинов напали на врагов бегом и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов, одетых по-мидийски. До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов. Битва длилась долго. В центре боевой линии, где стояли отборные отряды армии Датиса и Артаферна — персы и саки, а греческая линия была слабой, эллины начали отступать. Персы прорвали ряды афинян и стали их преследовать. Однако на обоих флангах победу одержали греки. Вместо преследования отступающих врагов они повернули и атаковали прорвавшие центр войска. В результате среди персов началась паника, и они стали беспорядочно отступать к кораблям. Грекам удалось захватить семь вражеских судов.

    Согласно Геродоту, потери греков составили всего 192 афинянина, среди которых были полемарх Каллимах и брат Эсхила Кинегир. Потери персов «отец истории» оценивает в 6400 человек. Судьба одного из главных военачальников империи Ахеменидов Датиса разнится в различных античных источниках. Так, согласно Геродоту, Датис возвратился обратно в Азию. Согласно использовавшему персидские летописи Ктесию, Датис погиб во время сражения. Более того, греки отказались выдать персам тело их военачальника.

    Исход битвы

    Схема битвы при Марафоне

    Персы рассчитывали, что их лучники будут осыпать противника градом стрел, а конница сможет обойти греков с флангов и внести смятение в их ряды. Но Мильтиад предусмотрел возможность использования персами этой тактики и предпринял ответные меры. Зато прием «беглый марш», использованный афинским войском, стал для завоевателей неожиданностью. Приблизившись к персам на расстояние, простреливаемое лучниками, греки перешли на бег, тем самым минимизировав ущерб от вражеских стрел. Тяжеловооруженные эллинские гоплиты весьма эффективно смогли противостоять как лучникам, так и коннице персов. Результатом битвы стало беспорядочное отступление завоевателей, при этом на поле боя погибла значительная часть персидского войска. На самом деле для Персии это проигранное сражение не имело каких-либо фатальных последствий, ведь Держава Ахеменидов находилась на пике могущества и обладала огромными ресурсами. Год Марафонской битвы стал началом долгого периода борьбы греков за свою свободу.

    Значение битвы для дальнейшего хода греко-персидских войн

    Значение битвы по-разному оценивалось воюющими сторонами. Для эллинов она стала первой победой над войском империи Ахеменидов. Для персов поражение их армии не имело больших последствий. Их государство находилось на пике могущества и обладало огромными ресурсами. После этой неудачной экспедиции Дарий стал собирать огромное войско для покорения всей Греции. Его планам помешало восстание в Египте в 486 году до н. э. В том же году Дарий умер. Его трон занял Ксеркс. Подавив египетское восстание, молодой царь продолжил подготовку к походу на Грецию.

    За 10 лет, которые прошли от сражения при Марафоне до нового вторжения персов в Элладу, одним из участников битвы Фемистоклом был проведён ряд реформ по созданию в Афинах мощного флота. Именно его действия впоследствии привели к полному поражению армии Ксеркса.

    Легенды

    Картина, изображающая легендарный подвиг Фидиппида

    С битвой при Марафоне связано несколько легенд. Согласно одной из них, дошедшей до нас из «Истории» Геродота, афиняне отправили некоего гонца Фидиппида в Спарту, чтобы он поторопил лакедемонян с выступлением в поход. По дороге к нему явился бог Пан и сказал, что благосклонно относится к жителям Афин, которые им пренебрегают, и придёт на помощь. Согласно легенде, бог сдержал своё обещание, после чего ему ежегодно стали приносить жертвы. Предание может иметь символический характер, так как от имени данного мифологического персонажа происходит слово «паника», которую Пан внушал при своём появлении. Возникшая паника среди войска персов была одним из важных факторов победы эллинов.

    Согласно другой легенде, в битве принимал участие легендарный герой Тесей. В описании портика на афинском акрополе — расписной стои — Павсаний говорит об изображении на картине, посвящённой битве, и других богов-покровителей города. Таким образом, долю победы в столь важной для них битве греки приписывали богам.

    Другая недостоверная историческая легенда дала название спортивной дисциплине — марафонскому бегу (бегу на 42 км 195 м). Согласно Плутарху, писавшему свои труды спустя более чем 500 лет после описываемых событий, Мильтиад отправил гонца Евкла в Афины с вестью о победе. Пробежав сразу после боя около 40 километров к городу, скороход выкрикнул «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер. Лукиан трансформирует имя Плутархова гонца Евкла в Геродотова Фидиппида. Указанный Геродотом Фидиппид должен был бы пробежать несколько сотен километров (расстояние от Марафона до Спарты, оттуда обратно с посланием в Марафон, участвовать в битве, а затем со всеми греками вернуться быстрым бегом к Афинам — около 500 км). Так как к Афинам направлялся не один человек, а вся армия, легенда не выдерживает критики. Учитывая явную историческую недостоверность марафонского бега Фидиппида, с 1983 года группой энтузиастов ежегодно устраивается спартатлон — пробег между Афинами и Спартой в 246 км.

    wiki.wargaming.net

    Афинский Марафон: история и современность

    Ежегодный забег, который проходит недалеко от Афин в местечке Марафон, собирает тысячи спортсменов и любителей бега. Мероприятие проводят в ноябре. Посвящено оно событиям античности, когда в этих местах было грандиозное сражение, в ходе которого афинянами было разбито полчище персов.марафон

    Маленький городок Марафон расположен примерно в 35 км от Афин. В 490 году до новой эры то самое сражение стало началом целой серии войн, проходивших между персами и греками. Несколько десятилетий подряд в этих местах устраивают Афинский классический забег. Он идет по маршруту, по которому передвигался гонец из Афин, от места сражения до центра столицы. Сейчас там находится стадион «Панатинаикос».Протяженность этого маршрута была оценена в конце века 19. Фактически она составила 34 с половиной километра. Измерения проводили от самого поля битвы в Марафоне – до Афин.Организатором забега считают француза Мишеля Бреаля. Он предложил ввести 35-километровый марафон в программу Олимпийских игр. Основателю современных игр Пьеру де Кубертену очень понравилась эта затея, и был организован пробный забег. В отборочных соревнованиях победу одержал Харилаос Василакос. Дистанцию в почти 35 км он преодолел более чем за 3 часа. На Олимпийских же играх этот же маршрут грек Спиридон Луис преодолел за 2 часа и почти 59 минут, что сильно превзошло результат предшественника. Кстати Луис в пути умудрился остановиться на несколько секунд, чтобы выпить стакан вина.Ежегодно в ноябре в Марафон съезжаются тысячи спортсменов-профессионалов, а также любителей участия в забегах. Марафон становится финальным событием закрытия программы по легкой атлетике на летних Олимпийских играх. Кстати, такой бег проводится не только в одноименном городке. По всему миру в более чем 1500 городах проходят старты в честь состоявшейся здесь битвы. Считается, что именно это сражение в корне изменило историю.

     Марафон в древности - в веках и в современности

    Ученые долго спорили, кто стал первым марафонцем, который преодолел дистанцию от Марафона до Афин. Даже в документах Геродота нет информации об этом. Впрочем, у Плутарха можно кое-что найти. Он упоминает о Фидиппиде. О нем говорят, как о человеке со сверхспособностями. Фидиппид был бравым воином. Как гласит исторический источник, он побывал на Пелопоннесе, а вернувшись, стал участником знаменитой битвы в марафоне. Именно он принес благую весть жителям Афин, преодолев 35-километровый участок. После того, как он прибыл в центр Афин и рассказал всем о победе, тут же умер, говорится в документальных источниках.Именно в память об этом гонце практически в центре Афин установлен памятник. Фидиппида чтят спортсмены, пробегающие финальный отрезок марафона. Для участников забега, никаких ограничений нет.Что же до величины дистанции? Ее протяженность была установлена на уровне 34,5 км. В течение долгих лет представители Олимпийского комитета проводили ряд споров. Кто-то предлагал проводить 40-километроые забеги, другие придерживали мнения о том, что нужно оставить 35 км. Никто, в сущности, не знает, какова была первоначальная дистанция, по которой пробежал тот самый гонец. И вот в 1921 г. представители Международной федерации легкой атлетики установили, что бежать спортсмены будут ровно 42 км 195 метров.До 80-х гг. прошлого века в этом марафоне принимали участие лишь мужчины, но современные веяния привнесли изменения. Теперь вслед за сильной половиной стартуют дамы. Кстати, в 1990 году по этому же маршруту провели даже автогонки. И это еще не все. В рамках мероприятия в честь гонца, принесшего благую весть, много лет подряд здесь проводят благотворительные забеги на дистанции от 5 до 10 км. Есть и специальная дорожка для детей. Они преодолевают расстояние в 760 м.Как организуют забеги и можно ли туда беспрепятственно попасть?Точную дату забега необходимо уточнять на официальном сайте организаторов марафона или в мэрии Афин. По традиции марафонцы начинают собираться на старты во второе воскресенье ноября.Основной забег стартует от места битвы в Марафоне до стадиона в Афинах. Он находится в самом сердце столицы Греции. Чтобы стать участником данного события, следует заблаговременно заявить об этом местным властям. Для этого нужно официально зарегистрироваться на сайте http://www.athensclassicmarathon.org. Потребуется заплатить взнос за участие. Он составляет порядка 90 евро. Греки подают одиночные заявки, а от граждан иных государств принимают только коллективные заявления об участии в марафоне. Следует сформировать группу не менее 10 человек и только после этого пытаться поучаствовать в забеге.На коротких дистанциях допускается индивидуальное участие. Для этого необходим лишь документ об уплате пошлины. Если заявку отклонили, практически вся сумма взноса возвращается. Греки оставляют себе лишь 10 евро, мотивируя это организационными расходами.

    Популярность во всем мире

    Этот вид забега – давно стал известным и популярным в разных странах мира. И это благодаря не только древнейшей истории города Марафон, но и самим Олимпийским играм. Считается, что легенда о Фидиппиде была выдумана, а на самом деле гонец пробежал еще большее расстояние за несколько дней, дабы поднять подкрепление, но было это безуспешно.В день проведения марафона в Афины съезжаются не только его участники, но и большое число зрителей. Просмотр данного события весьма утомителен, поскольку дистанция протяженная, да и преодолевают ее бегуны за довольно длительный промежуток времени. Гораздо проще смотреть данный вид бега по местному телеканалу. Трансляция ведется с расчётом на самые интересные моменты.На старте все бегут огромной массой. В процессе марафона спортсменам предлагают выпить воды. Конечно, уже с середины дистанции большинство атлетов отсеивается. Остаются лишь самые выносливые бегуны.Занимательные фактыСамым несчастливым марафонцем стал итальянец Дорандо Пиетри. Это случилось в 1908 г. Несмотря на свое отважное рвение к победе, простой кондитер из Италии четырежды терял сознание на марафонской дистанции. Финишную линию ему пересечь помогли. За это его и дисквалифицировали, несмотря на то, что он пришел быстрее всех. Судьи не одобрили ту помощь, которая ему была оказана в финале.Современные марафонцы довольно помногу тренируются прежде, чем участвовать в мало-мальски значимых забегах. Ключевое слово – выносливость. Чтобы постоянно поддерживать себя в форме, опытные спортсмены бегают по 60 км в неделю. Новичкам рекомендовано тоже усиленно готовиться в течение нескольких недель. Рацион насыщают углеводами, чтобы не сокращался уровень гликогена.Если проанализировать забег Фиддипида, по историческим данным ему потребовалось примерно 2 часа на преодоление марафонской дистанции. Для сравнения, современные спортсмены преодолевают это расстояние практически за то же время, с небольшим отрывом. На данный момент рекорд принадлежит кенийцу Раймонду Бетту. В 2010 году из Марафона в Афины он пробежал за 2 часа, 12 минут, 40 секунд. Среди женщин в лидерах литовская бегунья Раса Драздаускайте. Ее результат равен 2 часам, 31 минуте, 6 секундам.Кстати, это наиболее тяжелый маршрут. Дорога из Марафона в Афины далеко не прямая, да и высота над уровнем моря дает о себе знать. Гораздо проще преодолевать такую же по протяженности дистанцию где-нибудь на равнине, а не в гористой местности.Итак, дистанция из местечка Марафон в Афины сейчас имеет протяжённость чуть более 40 км, в то время как раньше она составляла 34,5 км. Каждый год эти забеги греки посвящают историческим событиям многовековой давности, когда афиняне победили персов в одном из значимых боев.

    gidvgreece.com