Философы древней греции таблица. Древнегреческая философия Особенности древнегреческой философии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Философия_1 / Философия Древней Греции. Философы древней греции таблица


Древнегреческая философия Особенности древнегреческой философии

Древнегреческая (античная) философия охватывает период с конца 7 в до н.э. до 6 в до н.э. и содержит теории, созданные в Греции и Риме мыслителями прошлого.

Отличительные особенности античной философии:

1. античное философское мировоззрение носит космологическо-онтологический характер (в центре космос - всемирный закон, разумный порядок),

2. отсутствует представление о личности как духовной индивидуальности (человек в античной философии понимается как вещь, тело - "сома"),

3. присущ пантеизм (отождествление Бога и природы),

4. вся действительность и ее элементы одновременно мыслились и как реальные и как идеальные.

В античной философии выделяют следующие периоды:

1. натуралистический - философами рассматривались проблемы физиса (природа, первооснова) и космоса (строй, порядок, украшение Вселенной). К этому периоду относится Милетская школа (Гераклит), Элейская школа (Эмпедокл и Анаксагор), древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит),

2. гуманистический - деятельность софистов и Сократа - переориентация проблем философии с космоса на человека,

3. классический - связан с деятельностью Платона и Аристотеля,

4. эллинистический - появление ряда философских школ (кинизм - основатель Диоген, эпикуреизм - Эпикур, стоицизм - Сенека),

5. религиозный период античной языческой мысли - развитие неоплатонизма и его модификация,

6. зарождение христианской мысли.

Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксимен.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА.

Философия доклассического периода

Милетская школа

Первая философская школа возникла в г. Милете - прибрежный город, один из центров торговли (7-6 в до н.э.).

Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины "архе".Фалес считал первоосновой воду - "все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - "познай самого себя".

Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат "О природе". В качестве "архе" Анаксимандр считал "оперон" - "то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть.Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени).

Анаксимандр первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. В начале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.

Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. "Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную".

Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами (считали что все возникло из одного начала).

Милетская школа относиться к Ионийской философии. К ней относится также Гераклит Эфесский.

Гераклит Эфесский - был натурофилософом. Первоосновой всего считал огонь, который "не создан ни людьми, ни богами".

Основные идеи Гераклита:

1. всеобщей изменчивости "все течет, все изменяется". Мир динамичен - "нельзя дважды войти в одну и ту же реку",

2. "постоянство в изменении, тождество в перемене, вечность в преходящем",

3. источником движения, изменения является борьба противоположностей,

4. идея меры - обобщена у Гераклита в понятие о логосе, т.е. объективном законе мироздания (разум, порядок, слово),

5. идея релятивности (относительности свойств и качеств вещей). "Прекраснейшая обезьяна безобразна, если ее сравнить с человеком".

studfiles.net

Введение

План

  1. Введение………………………………………………………………………………………2

  2. Основные философы и школы досократовской философии……………………………....3

  3. Основные философы и школы классического периода……………………………………8

  4. Эллинистический период…………………………………………………………………….10

  5. Римский период в развитии философии…………………………………………………….11

  6. Заключение……………………………………………………………………………………12

  7. Список литературы…………………………………………………………………………...13

Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии философии Античной Греции можно приблизительно выделить следующие периоды:

  1. - от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до н.э.- определяется как досократовский.

  2. - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до н.э.- определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля.

  3. - конец IV - II вв. до нашей эры - в подавляющем большинстве работ определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ.

  4. - I в. до нашей эры - V - VI вв. нашей эры - т.н. римский период. Философские учения этого периода разрабатывались при политическом господстве Рима над греческим миром. В самом Риме складывалась эллинизированная культура. Философы данного периода либо развивали идеи греческой философии (атомизм Лукреция, стоицизм Панэция, Посидония, Сенеки), либо пытались создать эклектические философские системы путём синтеза «лучших» идей различных философских школ и направлений (Цицерон, Марк Аврелий)

Также как и в предшествующей мифологии, почти у всех греческих авторов можно найти тенденции обращения к природе, космосу. Однако подход мифологии и первых философов к данной проблематике отличается коренным образом.

Вопрос о первоначале является основным в онтологии древнегреческих философов. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу - кто родил сущее, то философы ищут субстенциальное начало - из чего все произошло. Для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: СТОЙХЕЙОН, означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле слова, и АРХЭ, означающий первоматерию, праматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова.

В процессе развития философии Античной Греции выделяются различные направления и школы.

Основные философы и школы досократовской философии

Помимо вопроса о первооснове почти все досократовские философы обращались к проблеме объяснения природных явлений, движения, а некоторые - и проблеме познания.

Милетская школа

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Разумеется, вопрос о взаимном отношении материального и духовного принципов еще не ставился, он был сформулирован позже. Представители милетской школы интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен. На основной вопрос предшествующей космогонии о первопричине мира они давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.

Первый из ионических философов - Фалес из Милета - жил приблизительно в 640-562 гг. до н.э. Разносторонние познания Фалеса (в области астрономии, геометрии, арифметики) имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.

Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль появляется уже в дофилософской космогонии. Однако подход Фалеса полностью от нее отличен. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. При этом «вода» Фалеса означает основополагающий принцип как в смысле «стойхейон», так и в смысле «архе». Все существующее разнообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого, вечного начала. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.

Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-546 гг. до н.э.)

Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Также как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным».

Фалес относил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой материальной определенности. Его «апейрон» характеризуется как нечто безграничное, неопределенное, которое не является ни одной из так называемых стихий, но является «какой-то иной неограниченной природностью, из которой возникают все небесные своды и миры в них». «Апейрон» Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только в пространственном, но и во временном отношении.

У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначает, - проблематика возникновения и формирования жизни. Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи. Кроме того, Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и человека.

Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен(585-524 гг. до н.э.)

В определенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей. Он первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. По Анаксимену, разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи - воду - землю - камни. При этом сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения богов.

Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения. Воздух как праматерия, согласно его взглядам, «постоянное колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется».

studfiles.net

5. Философия Древней Греции

           

   Родина философии в собственно европейском смысле слова - Древняя Греция. Считается что, евреи дали миру религию, Рим - право, а философия берет свое начало от греков. Греческая философия - целый мир, имеющий свой предмет, свою историю, свою судьбу.

   Появление этой интеллектуальной традиции возвысило Европу и до сих пор вызывает восхищение и вопросы. Как отметил Б. Рассел, "во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для объяснения, чем внезапное возникновение цивилизации в Греции" [1]. Об этом писал и выдающийся физик-теоретик М. Борн: "Лишь один феномен возвысил в то время Европу над хаотическим потоком событий всемирной истории - появление

_____1 Рассел Б. История западной философии. С. 21.

==54==

   греков. Это они породили свободное независимое мышление, стремящееся к изучению природы, мира вне всякой связи с непосредственными практическими потребностями..." [1]. Это позволяет говорить об особом античном типе философии.

   Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее бытия - с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан закрыл в 529 г. н.э. последнюю философскую школу - Платоновскую Академию. Пространство ее бытия - Греция и Рим. Естественно, что она обрела свою жизнь не только в это тысячелетие и не только греки и римляне испытали влияние этой культурно-философской традиции. Проблематика, намеченная греческими мыслителями, стала жить самостоятельной жизнью в первую очередь в Европе, а затем и во многих регионах мира. Рационалистическая традиция Платона - Аристотеля в значительной мере стала идейной основой христианства. В целом открытие греками конструктивной возможности мышления стало принципиально новым явлением в истории человечества и предопределило последующее развитие интеллектуальной традиции.

   Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания. Первый этап, который часто называют досократовским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит.

   Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.

_____1 Борн М. Моя жизнь и взгляды. М., 1973. С. 90.

==55==

   Следует особо отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное - начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, - революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории.

   Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности. Потому именно с греков начинается философия. Если бы они не различали эти виды бытия, полностью отождествляя по сути мышление и бытие, одухотворяли все сущее, то они скорее представляли бы мифологию, нежели начало философской мысли. Как отметил Гегель, "Фалесово положение, что вода есть абсолют, или, как говорили древние, первоначало, представляет собою начало философии, так как в нем достигается сознание, что единое есть сущность, истинное, что лишь оно есть само по себе сущее" [1]. Милетская школа положила начало натурфилософской проблематике. Она поставила и попыталась решить вопросы о том, есть ли мировой порядок и что есть порядок, как он образуется и как поддерживается.

   Следующей за милетской школой философии была элейская, более определенно поставившая вопрос о бытии. Парменид доказывает, что бытие вечно, неподвижно и неизменно. Действительно существует не то, что мы непосредственно воспринимаем и чувствуем, а то, что мы мыслим. Отсюда утверждение о том, что мыслимое существует, а немыслимое, не существует. Все эти положения нашли отражение и в знаменитых апориях (парадоксах) Зенона, таких как "Ахиллес и черепаха", "Дихотомия (деление пополам)" и др.

   Элеатам противостоял основоположник диалектической традиции в греческой философии - Гераклит, чье выражение "Все течет, все изменяется" стало классическим. Миром управляет Логос. Основными свойствами мира, его закономерностями выступают всеобщая связь и изменение.

   Значительной в древнегреческой философии была атомистическая традиция Демокрита, углубившая обсуждение проблемы бытия и небытия. Демокрит исходит из того, что в основе сущего лежат неделимые, неуничтожимые, не состоящие из частей, вечные частицы, названные им "атомами". Тем самым многооб-

_____1 Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. С. 207.

==56==

   разие сущего сводится к движущимся в пустоте атомам. Это продолжает традицию, идущую от Фалеса, Анаксимена, Пифагора, Гераклита, но углубляет ее, поскольку у атомов больше объяснительных возможностей, так как они могут образовать различные комбинации.

   Первый этап развития философской мысли еще близок к прежним формам освоения мира, в частности к мифологии. В концептуальных построениях Фалеса, Анаксимандра, полагавшего, что все из апейрона (что-то неопределенного), Гераклита больше утверждающих суждений, основанных на интуитивном постижении сущего, нежели развернутых доказательств. Но на то это и начало. Главное, что они сформулировали новые вопросы, новые подходы к пониманию сути бытия.

   На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фалеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями - с другой.

   Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственной всеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие мысли. Открывается новый мир - мир мысли, в котором "живут" ионятия различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля. В греческой культуре любовь к мысли начинает оцениваться выше, чем любовь к телу. Это формирует новую культуру и нового человека.

   Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли.

   Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры.

==57==

   Греки открыли природу как объект философии, впервые поставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал - вода, воздух, огонь, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.

   Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля.

   Второй этап - период расцвета греческой философской мысли - отличается от первого, во-первых, значительным качественным расширением предметного поля философии, во-вторых, развитием категориальных средств постижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих, появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей. Подобное противоречие - не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию, преображению, одухотворению человека.

   Платон, по словам B.C. Соловьева, считал, что мир, в котором по закону убивают великого мыслителя Сократа, не может быть совершенным и потому единственным. Поэтому он исходил из того, что кроме видимого, воспринимаемого существует невидимый, высший мир, который порождает первый, видимый. Именно этот идеальный мир Платон называет действительным, подлинным бытием.

   В "Метафизике" Аристотель считал самоочевидным, что "исследование начал умозаключения... есть дело философа, т.е. того, кто изучает всякую сущность вообще, какова она от природы, - это ясно". Там же Аристотель пишет: "Мудрость есть некоторая наука о началах". Для последующей истории развития мысли важно то, что эти начала - не только чисто рациональные, логические конструкты, но и исходное бытие, они обосновывают сами себя. Эти начала - пределы мысли и реальности одновременно. Исходное бытие "истинно через само себя". Тем самым эти начала суть исходные принципы, определения бытия, совпадение сущности и существования.

==58==

   Аристотель различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению. Проблема соотношения первой и второй философии, как показала дальнейшая история мысли, не проста. Эти идеи оказали влияние на характер последующего развития философской мысли, особенно в Новое время.

   Античная философия в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля получает свое наивысшее, классическое развитие. Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума.

   Полемизируя с софистами, пытавшимися субъективировать истину, Сократ открывает новый мир для философии, реализуя ее возможности для защиты истины. Истина не субъективна и не относительна, как пытаются доказать софисты, настаивает Сократ; она как Солнце в небе, все освещающее и все согревающее, а потому может быть только одна.

   И если кто-то не может открыть истину, не знает пути к ней, это означает не ее отсутствие, а то, что человек еще не научился искать и находить ее. Философ должен, пользуясь диалектикой, которую Сократ называет майевтикой (с греч. - повивальный), помочь найти объективную истину. Истина, ведущая к Благу, служащая Благу, - основной предмет философского исследования. Такой лейтмотив философии Сократа.

   Принципиально важно, что Сократ, открыв новую эпоху в развитии европейской гуманитарной мысли, направил свои усилия на защиту добра и справедливости, пытался утвердить их приоритет. Для Сократа человек - высшая ценность, а защита добродетели и справедливости - высшая задача философии.

   Третий этап греческой философии, эллинистический, характеризуется включением элементов восточной культуры, снижением уровня философских исследований, распадом высоких философских школ Платона и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.

   Упадок интереса к фундаментальным вопросам был временным, хотя и продолжительным. Впоследствии эпоха Возрождения ознаменовала возвращение к античной мысли во всем ее многообразии и полноте.

==59==

   Итак, эволюция философской мысли приводит к актуализации проблем, касающихся природы бытия и познания, усложнению постановки вопросов и их решений, характера их взаимодействия. Расширяется проблемное поле философии. Характерно, что греческая философская мысль развивалась под влиянием осмысления не только и не столько социальной практики, сколько противоречий логического характера, осознания несовпадения явления и сущности, знания и мнения.

   Философия возникает лишь тогда, когда появляется личность, способная и имеющая возможность выйти за пределы непосредственно необходимого и задуматься свободно над непрактичными, но необходимыми для развития личности проблемами. Вот почему великие философы древности - Конфуций, Лао-цзы, Сократ, Платон, Аристотель - не только носители тех или иных истин, но и воплощение мудрости и личностного начала.

   В лоне философии появились первые ростки математики и физики, астрономии и медицины, истории и биологии. Но как философия способствовала появлению элементов научного знания, так и сами научные концепции оказали пользу философскому мышлению, выступая питательной средой для осмысления бытия.

   Развитие философии - это явный или неявный диалог различных философских школ и направлений. Но если источником развития научного знания преимущественно выступает несоответствие между новыми опытными данными и действующими теориями, то философия при всем внимании к новым социальным и иным процессам не ограничивается ими и обращает особое внимание на историю и логику мысли, проблемы, уже поставленные предшествующей эпохой и философскими школами.

   Тем самым происходит процесс активного взаимодействия различных культурно-мировоззренческих традиций, диалог идей, в том числе во времени. Стержнем, соединяющим все философские концепции, выступает человек, его отношение к миру. Предметом философии становятся и те средства освоения мира, которые он создал - наука, государство, социальные институты, технологии и т.д. Необходимость концептуального анализа результатов деятельности вызвана тем, что через них человек раскрывает и утверждает себя в мире, они оказываются по своей природе амбивалентными и начинают играть двоякую роль, не только возвышая человека, но и угрожая его существованию.

==60==

   Человек - всегда тайна не только для других, но и для себя. Поэтому бытие человека включает в себя стремление познать себя. Познавая внешний мир, других людей, человек познает себя. Отношение человека к другим, Космосу характеризует в первую очередь самого познающего человека, его интенции, ценностные установки и убеждения. В определенном смысле человек - центр бытия, что и подчеркнули греки, предложившие максиму "Человек есть мера всех вещей".

   ЛИТЕРАТУРА

  • Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

  • Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

  • Виндельбанд В. История философии. Киев, 1997.

  • Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

  • Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1-2. СПб., 1993-1994.

  • Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1972.

  • Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.

  • Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке: Древний Китай и Индия. М., 1989.

  • Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997.

  • Чанышев. А.Н. Философия древнего мира. М., 1999.

   КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • В чем особенности восточной философии?

  • Почему одни философы Запада, например Г.В.Ф. Гегель, критически относятся к восточной философии, а другие (А. Шопенгауэр) высоко оценивают ее?

  • В чем суть философии Конфуция?

  • Каковы основные идеи даосизма?

  • Каковы особенности древнеиндийской философии? Чем она отличается от китайской?

  • Каковы главные идеи, сформулированные древнегреческой философией?

  • В чем сущность антропологического поворота Сократа в философии?

  • Каковы основные идеи философии Платона и Аристотеля?

studfiles.net

Философия Древней Греции

СПбГПУ

Реферат на тему:

Философия Древней Греции

Выполнил: студент РФФ гр. 1096/2

Садовников Денис

,

Философия древней Греции Греческая философия в VII - VI веках до н.э. и явилась по сути своей первой попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии философии древней Греции выделяют четыре основных этапа: I VII-V века до н.э. - досократовская философия II V-IV века до н.э. - классический этап Выдающиеся философы классического этапа: Сократ, Платон, Аристотель. В общественной жизни этот этап характеризуется как высший подъем афинской демократии III IV-II века до н.э. - эллинистический этап.

(Упадок Греческих городов и установление господства Македонии) IV I век до н.э. - V, VI века н.э. - Римская философия.

Греческая культура VII - V вв. до н.э. - это культура общества, в котором ведущая роль принадлежит рабскому труду, хотя в отдельных отраслях, требовавших высокой квалификации производителей, как, например, художественное ремесло, широко применялся свободный труд.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Мировоззрение широких масс греческого общества рассматриваемого периода в основном сохранило те представления, которые имели место еще во втором тысячелетии до н.э. Природа по-прежнему представлялась греку населенной и управляемой различными существами, о которых народная фантазия слагала красочные поэтические мифы. Эти существа в основном можно объединить в три цикла: верховные олимпийские боги-небожители с Зевсом во главе, многочисленные второстепенные божества гор, лесов, ручьев и т.п. и, наконец, герои-родоначальники, покровители общины.

Согласно эллинским представлениям, власть олимпийских богов была ни изначальной, ни беспредельной. Предшественникам олимпийцев считались старшие поколения богов, свергнутые их потомками. Греки думали, что первоначально существовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и Эрос - жизненное начало, любовь. Гея - Земля породила звездное небо Уран, который стал первоначальным властителем мира и супругом богини Земли Геи. Уран и Гея родили второе поколение богов - Титанов.

Захватившие власть над миром олимпийские боги разделили вселенную между собой следующим образом. Верховным богом стал Зевс- властитель неба, небесных явлений и особенно грома и молнии. Посейдон был властителем влаги, орошающей землю, властителем моря, ветров и землетрясений. Аид, или Плутон, был владыкой преисподней- подземного мира, где влачили жалкое существование тени умерших.

Супруга Зевса - Гера считалась покровительницей брака. Гестия являлась богиней домашнего очага, наименование которого она и носила (Гестия по-гречески - очаг).

С возникновением нового классового общества и установлением полисов ряд богов, особенно Аполлон, становятся покровителями государств. Значение Аполлона еще более выросло в связи с основанием большого числа новых городов. В результате культ Аполлона стал оттеснять на второй план культ Зевса; особенно он был популярен в среде греческих аристократов.

Помимо главных богов, олицетворявших наиболее значительные явления природы, а также жизни человека и его общественных отношений, весь окружающий грека мир представлялся ему обильно заселенным многочисленными божественными существами.

О происхождении людей у эллинов существовал миф, согласно которому один из титанов- Прометей слепил из глины первого человека, а Афина наделила его жизнью. Прометей был покровителем и наставником человеческого рода в первые времена его существования. Благодетельствуя людям, Прометей похитил с неба и принес им огонь. За это он был жестоко наказан Зевсом, приказавшим пригвоздить Прометея к скале, где орел каждый день терзал его печень, пока его не освободил Геракл (сын Зевса и земной женщины).

Местом почитания эллинских богов были храмы, алтари, священные рощи, ручьи, реки. Культовые обряды у греков были связаны с общественной и частной жизнью. Почитание богов сопровождалось принесением в жертву животных на алтарях перед храмами и молитвенными обращениями к богам. Особенными обрядами сопровождались рождение ребенка, свадьба и похороны.

НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ

Религиозно-мифологическое объяснение происхождения и развития мира и окружающей древних греков действительности постепенно вступало в конфликт с накоплявшимся предметным опытом. Медленно, но неуклонно делала первые шаги наука, пока еще наивная, но стихийно-материалистическая в своей естественной непосредственности. Новые идеи возникли в наиболее экономически и социально развитой в то время малоазийской Ионии.

Во второй половине VII в. до н.э. в Милете в среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская философия. Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок. 625-547 гг. до н.э.) , а его продолжателями были Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.) . Милетские философы были стихийными материалистами.

Фалес первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном движении, превращения которой создают все вещи, в конечном счете снова превращающиеся в воду. Богам не было места в этом круговороте состояний вечной воды. Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на первоначальной воде. Фалеса также считали основоположником древнегреческой математики, астрономии и ряда других наук о природе. Ему приписывают и ряд конкретных научных вычислений. Он умел предсказывать солнечные затмения и мог дать физическое объяснение этого процесса. Во время пребывания в Египте Фалес впервые измерил высоту пирамид, измерив их тень в то время дня, когда длинна тени равна высоте отбрасывающих ее предметов.

Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел к мысли, что первичной материей является апейрон: неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Из нее в процессе движения выделяются присущие ей противоположности- теплое и холодное, влажное и сухое. Их взаимодействие приводит к рождению и гибели всех вещей и явлений, которые по необходимости возникают из апейрона, и в него возвращаются. Анаксимандра считают составителем первой географической карты и первой схемы небесного свода для ориентировки по звездам, он представлял землю в виде вращающегося цилиндра, парящего в воздухе.

Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух, который, разряжаясь или сгущаясь, порождает все многообразие вещей. Все возникает и возвращается в вечно движущийся воздух, в том числе и боги, которые подобно всем другим вещам, являются определенными состояниями воздуха.

Материалистическая философия возникла в среде прогрессивных групп молодого класса рабовладельцев в борьбе с религиозно-мифологической идеологией, унаследованной от прошлого. Представители рабовладельческой аристократии, борясь с этой идеологией, противопоставили ей философский идеализм. Его первым проповедником в Древней Греции был Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.) с острова Самоса. После установления на острове Самосе тирании Пифагор эмигрировал в Южную Италию в город Кротон, где во второй половине VI в. до н.э. основал из представителей местной аристократии реакционный религиозно-политический союз, известный под названием "пифагорейского".

Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не вещество, а форма определяет сущность вещей. Все можно сосчитать и таким образом установить количественные особенности и закономерности природы. Мир состоит в количественных, всегда неизменных противоположностей: конечное и бесконечное, чет и нечет... Сочетание их осуществляется в гармонии, которая свойственна миру.

В борьбе с идеалистической философией Пифагора совершенствовалась материалистическая философия милетской школы. В конце VI-начале V в. до н.э. как стихийно-диалектический материалист выступил крупнейший философ этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.). В его трудах нашли завершения искания Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.

По своему происхождению и политическим убеждениям Гераклит был сторонником аристократии. Он резко обрушивался на "чернь". С победой рабовладельческой демократии на его родине связано пессимистическое отношение Гераклита к окружающей его действительности. Выступая против победившей демократии, он хотел показать ее преходящий характер. Однако в своих философских построениях он вышел далеко за рамки этой цели. Согласно Гераклиту высшим законом природы является вечный процесс движения и изменения. Стихия, из которой все возникает, это- огонь, представляющий то закономерно загорающийся, то закономерно потухающий процесс горения. Все в природе состоит из противоположностей в борьбе рождающихся из огня переходящих друг в друга и возвращается в огонь. Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии материального мира как о необходимой присущей материи закономерности. Закономерную необходимость Гераклит выразил греческим словом " логос ", в философском смысле обозначающем "закон". Известно приписываемое Гераклиту изречение: "Панта рей"- все течет, все изменяется, которым кратко сформулирована сущность его философии. Диалектическое единство противоположностей формулируется как постоянно возникающая гармония взаимно дополняющих друг друга и борющихся противоположностей. Процесс саморазвития огня не создал никто из богов или людей, он был, есть и всегда будет. Гераклит высмеивал религиозно-мифологическое мировоззрение своих соотечественников.

Против материалистической диалектики Гераклита начали вести борьбу философ Ксенофан (ок. 580-490 гг. до н.э.) и его ученики. Изгнанный из родного малоазийского города Колофона (близ Эфеса) , Ксенофан поселился в Италии, где вел жизнь странствующего певца-распода. В своих песнях он выступал против антропоморфного политеизма эллинской религии. Ксенофан утверждал, что нет оснований приписывать богам человеческий облик и что если бы быки и кони могли создавать изображения богов, то они бы представили их по своему подобию.

Таковы были первые шаги древнегреческой философии, возникшей и развивающейся в борьбе со старым религиозно-философским мировоззрением.

V в. до н.э. был временем дальнейшего развития греческой науки и философии, которые по-прежнему оставались тесно связанными. В этот период дальнейшего развития античного общества и государства, происходившего в условиях ожесточенной классовой и политической борьбы, возникают также политические теории и публицистика.

В V в. до н.э. материалистическая философия в Древней Греции развивалась исключительно плодотворно.

Наиболее выдающийся философ классического этапа философии Древней Греции был Платон (427-347 гг. до н.э.) Платон был представителем афинской рабовладельческой аристократии. В возрасте 20 лет случайность пересекает дороги жизней Платона и Сократа. Таким образом, Сократ становится учителем Аристотеля. После того как Сократ был осужден, Платон покидает Афины и не надолго переселяется в Мегару, после чего снова возвращается в родной город и активно принимает участие в его политической жизни. Платон впервые создает академию.

До нашего времени дошла информация о 35 философских трудах Платона, большинство из которых были изложены в форме диалога.

Вершиной и основой всего он считал идеи. Материальный мир- лишь производная, тень мира идей. Лишь идеи могут быть вечными. Идеи- есть истинное бытие, а реальные вещи - это бытие кажущиеся. Выше всех других идей Платон ставил идею красоты и добра. Платон признает движение, диалектику, которая является результатом конфликта бытия и небытия, т.е. идеи и материи.

Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает у Платона как вторичное, несущественное. Истинное познание- это познание, проникающее в мир идей- познание разумное.

Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, душа бессмертна.

Другой выдающийся ученый этого периода- Аристотель (384-322 гг. до н.э.) . Он оставил после себя 150 трудов, которые позже были систематизированы и разделены на 4 основные группы: 1) Онтология (наука о сущем) " Метафизика " 2) Труды по общей философии, проблемах природы и естествознания.

" Физика ", " О небе ", " Метеорология " 3) Политические, эстетические трактаты.

" Политика ", " Риторика ", "Поэтика " 4) Работы по логике и методологии.

" Органон " Основой всякого бытия Аристотель считает первую материю. Она образует потенциальную предпосылку существования. И хотя она основа бытия, ее нельзя отождествлять с бытием или считать его основной частью. Далее следуют земля, воздух и огонь, которые представляют собой промежуточную ступень между первой материей и миром, который мы чувственно воспринимаем. Все реальные вещи являются соединением материи и образов или форм, следовательно: действительное бытие есть единство материи и формы. По Аристотелю- движение- это переход от возможного к действительности т.е. движение универсально. Основа всякого явления некая причина.

Аристотель также затрагивал темы логики, противоречия, космологии, вопросы общества и государства, мораль и др. а также очень высоко ценил искусство.

Представитель рабовладельческой демократии философ Эмпедокл (ок. 483-423 гг. до н.э.) из сицилийского города Акраганта выдвинул положение о том, что все состоит из качественно различных и количественно делимых элементов или, как он их называет, " корней ". Этими " корнями " являются: огонь, воздух, вода и земля. Его современник Анаксогор (500-428 гг. до н.э.) из Клазомен, долгое время живший в Афинах и друг Перикла, считал, что все существующие тела состоят из мельчайших, подобных им частиц.

Таким образом, Эмпедокл, а в особенности Анаксагор, пытались изучить структуру материи.

Наивысшего развития механистический материализм в классический период достиг в учении Левкиппа (ок. 500-440 гг. до н.э.) из Милета, и Демокрита (460-370 гг. до н.э.) из Адберы. Оба философа были идеологами рабовладельческой демократии и выдающимися учеными своего времени.

Левкипп заложил основы атомистической теории, которую в дальнейшем успешно разрабатывал Демокрит. По этой теории все состоит из пустоты и движущихся атомов, бесконечно малых, неделимых материальных частиц, различных по форме и размерам. Земля представлялась Демокриту плоским диском, носящимся в воздухе, вокруг которого вращаются светила. Вся органическая и психическая жизнь объясняется им чисто материальными процессами.

Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита оказал огромное и плодотворное влияние на научно-философскую мысль последующих времен.

Усложнение общественных отношений в связи с быстрым развитием рабовладения и социальным расслоением свободных заставило значительную часть философов, начиная с середины V в. до н.э., обратить внимание на изучение деятельности человека. Накопление разнообразных знаний, с другой стороны, требовало их систематизации. Вплотную этими вопросами занялись философы-софисты (так назывались странствующие учителя, обучавшие за плату красноречию и другим наукам) . Появление их в значительной мере было связано с политическим развитием демократических полисов, с тем, чтобы граждане должны были владеть ораторским искусством.

Наиболее известным среди софистов был Протагор (ок. 480-411 гг. до н.э.) из Абдеры. Он выдвинул положение об относительности всех явлений и восприятий и их неизбежной субъективности. Высказанное им сомнение в существовании богов было причиной осуждения Протагора в Афинах за безбожие и привело софиста к гибели. Спасаясь бегством из Афин, он утонул во время кораблекрушения.

Софисты не представляли собой какого-либо единого направления в греческой философской мысли. Для их философских построений было характерно отрицание общеобязательного в познании.

Если софисты пришли к заключению, что дать положительный ответ на поставленный ими вопрос о критерии истины невозможно, то их современник - идеолог афинских олигархических и аристократических кругов философ-идеалист Сократ (471-399 гг. до н.э.) считал это возможным и даже полагал, что критерий истины он нашел. Он учил, что истина познается в споре. Известен "сократический" метод ведения спора, в котором мудрец при помощи наводящих вопросов незаметно внушает спорящим свою идею. Для установления общих понятий Сократ исходил из исследования ряда частных случаев. Целью человека, по мнению Сократа, должна быть добродетель, которую нужно осознать.

Сократ учил устно. Его философия дошла до нас в изложении его учеников, главным образом, Ксенофонта и Платона.

Философия в период эллинизма частично изменила содержание и свои основные цели. Эти изменения были обусловлены социально-экономическими и политическими процессами в развивавшемся эллинистическом обществе. Их вызвал и самый факт отделения от философии ряда специальных наук. Философы периода эллинизма главное внимание обратили на решение проблем этики и морали, проблемы поведения отдельного человека в мире. Две старые авторитетные школы Платона и Аристотеля постепенно теряли свое лицо и авторитет.

Параллельно с упадком старых философских школ классической Греции в период эллинизма возникали и развивались две новые философские системы- стоиков и эпикурейцев. Основателем стоической философии был уроженец острова Капра, Зенон (ок. 336-264 гг. до н.э.) . Стоицизм был до известной степени синтезом греческих и восточных воззрений. Создавая свою философию, Зенон в особенности использовал учения Гераклита, Аристотеля, учение киников и вавилонские религиозно-философские представления. Стоицизм был не только самой распространенной, но и самой долговечной эллинистической философской школой. Это было идеалистическое учение. Стоики все называли телом, в том числе мысль, слово, огонь. Душа, по мнению стоиков, была особого рода легким телом- теплым дыханием.

Для философских школ, возникших и развившихся в период эллинизма, характерно признание за рабами их человеческого достоинства и даже возможности наличия у них высших моральных качеств и мудрости.

studfiles.net

Литература к теме

История философии * 2. Античная натурфилософия

2. Программа семинара: АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ

1. Возникновение и эволюция идей первоначала.

2 . Движение. У истоков диалектики.

3. Элейская школа – идея бытия.

4. Рождение атомистических идей.

Ключевые понятия: Натурфилософия, космоцентризм, космос – хаос. Материальное первоначало (архе), идеальное первоначало (число). Логос, апейрон (беспредельное), атомы, бытие, диалектика.

Доклады:

1. Апейрон Анаксимандра как первый шаг к абстракции.

2. Огонь и Логос Гераклита.

3. Апории Зенона – логическое обоснование идеи бытия.

4. Атомы Демокрита – преодоление бесконечности деления.

Асмус, В. Ф. Античная философия [Текст] / В. Ф. Асмус. – М. : Высш. шк., 2003. – 400 с.

История философии в кратком изложении [Текст] / пер. с чеш. И. И. Богута. – М. : Мысль, 1991. – 590 с.

Мир философии [Текст] : книга для чтения в 2 ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы. – М. : Политиздат, 1991. – С. 184–190, 271–280.

Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей [Текст] / Н. В. Мотрошилова. – М. : Политиздат, 1991. – С. 94–177.

Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии [Текст] / А. Н. Чанышев. – М. : Высш. шк., 1981. – 374 с.

С л о в а р ь

Апейрон – в учении Анаксимандра, нечто материальное, беспредельное и безграничное, недоступное чувственному восприятию.

Апория (греч. затруднение, недоумение) – трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом. Применялась в элейской школе.

Атом – в учении Демокрита, материальная неделимая частица, предел делимости вещества, первооснова мира, первопричина и сущность всего.

Логос – в смысловом плане это закон, смысл, разум.

Натурфилософия – учение о природе ранних греческих философов.

Первоначало (греч. архе) – это основа, мельчайшая единица мира (вода, огонь, атом, монада и др.).

П р а к т и ч е с к и й к о н с п е к т

1). Три периода в истории античной философии

Ранний период греческой философии – 6–5 вв. до н.э. Появляются первые развернутые философские учения: Фалес Милетский, Пифагор (пифагорейцы), Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Парменид и др.

Классический период греческой философии – 5–4 вв. до н.э. Возникают оригинальные философские учения, формируется основная проблематика и понятийный аппарат: Зенон Элейский, Левкипп, Демокрит, Протагор (софисты), Сократ, Платон, Аристотель.

Эллинистически-римская философия – вторая половина 4 в. до н.э. – 529 г. н.э., когда была закрыта последняя философская школа – Академия Платона в Афинах. Греческая философия продолжает развиваться, появляется римская философия. Но в эти века практически не возникает оригинальных идей. Происходит осмысление идей, выдвинутых в предыдущие периоды. Возникли новые школы: киники, киренаики, Эпикур (эпикурейцы), греческие стоики (Зенон из Кития), римские стоики (Сенека), неоплатоники (последователи платоновской философии).

В конце эллинистического периода зарождается христианская философия. В это время большинство школ античной философии прекращают свое существование или теряют влияние.

2). Ранний период греческой философии

Ранняя философская мысль направлена исключительно на космологию, или мирообъяснение. Она стремится познать внешний мир, его строение и происхождение, первые причины всех вещей, или начало всего существующего. Она начинает с того, что признает в основе всего существующего одно беспредельно-стихийное и вместе с тем живое начало.

Натурфилософия задается вопросами:

  • Из чего все рождается и во что все превращается?

  • Чем все существующее управляется?

  • Что есть первооснова всего?

Задаваясь вопросом: «Из чего все?», естественный ход человеческой мысли приводит к выводу: как все вещи состоят из вещества (материала), так и мир должен строиться из первоначального вещества (праматерии). В результате превращений первовещества возникает мир вещей.

Ранние греческие философы пытаются ответить на эти вопросы с помощью учения о первоначале. Для них сама природа становится причиной всего, что с ней происходит. Появляется философское учение о природе – натурфилософия. Мыслители считали, что природа – это сущность всего. Сущность же не очевидна, она не дается чувственному восприятию, и постигается лишь разумом. Отсюда рационализм античной философии.

С Фалеса в Древней Греции начинается поиск первоосновы всего сущего путем натурфилософского мышления. В качестве первоначала он избрал воду: «все из воды» и «в воду все разлагается». Фалесом берется не чувственная вода, а вода как мысль, в которой все вещи природы растворены и заключены (Гегель).

Таблица 1. Ранние философские школы: Милетская, Элейская или школа элеатов, Пифагорейская

Школы,

философы

Первоначало

Понимание

Милетская

школа:

Фалес

Вода

«Земля находится на воде, пища всех существ влажная, само тепло возникает из влаги и ею живет, семена всего по природе влажны, а начало природы влажного – вода» (Аристотель).

Анаксимандр

Апейрон

Беспредельное – не возникающее и не уничтожаемое, оно все объемлет и всем управляет. Оно божественно, ибо бессмертно и нерушимо.

Анаксимен

Воздух

Воздух более тонкая стихия, чем вода, он способен мгновенно принимать самые разнообразные формы, а значит, в большей степени подходит под категорию первоначала.

Гераклит

из Эфеса

(вне школы)

Огонь

Вода, земля, воздух бывают неподвижны. Первоначало же должно быть подвижным, вездесущим, постоянно изменчивым. Все течет, все изменяется. В одну реку нельзя войти дважды. «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в меру возгорающимся, и в меру угасающим».

Логос

Логос – то, что через все и всем управляет. Логос правит миром. Логос – закон сущего, принцип развития космоса, языка и мышления. Раннее представление о закономерности.

Пифагорейская школа:

Пифагор

Число

Разрабатывает понятие числа как сущности вещи. Числа первичны по отношению ко всей природе. Ведь в природе все изменчиво, а числовые закономерности абсолютны и всеобщи.

Элейская

школа:

Ксенофан

Парменид

Единое

Бытие

«Все есть одно». Действительным архэ является нечто единое, которое Ксенофан называет Богом.

Умозрительное учение о бытии: «Есть бытие, а небытия вовсе нет. Одно и то же мысль и бытие. Слово и мысль бытием должны быть. Одно и то же мысль и то, о чем мысль существует» (Парменид). Бытие – это то, что можно познать только разумом.

Бытие вечно, неизменно, неделимо, неподвижно, неуничтожимо, шарообразно.

Демокрит

(вне школы)

Атомы

Учение о множественности бытия. Атомы – это первоначало. Атом есть идея, олицетворяющая собой неделимую единицу бытия. Вечное изменение мира вытекает из факта движения атомов. Атомы – неделимые сущности. А сущность нельзя разделить физически. С сущностями надо работать философски. Атом есть интеллектуальное понятие, мельчайшая мыслимая частица.

Ни одна вещь не возникает беспричинно, но в силу необходимости. Необходимость естественна и абсолютна. Случайностей нет.

Эмпедокл

(вне школы)

Четыре

начала

Провел различие между веществом (четырьмя корнями – Земля, Вода, Воздух, Огонь) и движущей силой (Любовью и Враждой). Для объяснения космогенеза необходимо признать отличающуюся от вещества движущую его силу.

Анаксагор

(вне школы)

Гомеомерии

Ум

Гомеомерии (семена вещей, подобочастия) – разнообразны по форме, неограниченны по числу и бесконечно малы.

Ум (Нус) является действующей причиной, производящим и познающим началом, только он один существует сам по себе, являясь источником красоты и душою всего.

И то и другое только умопостигаемы.

Фалес Милетский (ок. 625 – 547 гг. до н.э.). Считается первым среди семи мудрецов. Первым стал рассуждать о природе. Математик и астроном, предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до н.э. Научившись у египтян геометрии, первый вписал прямоугольный треугольник в круг и за это принес в жертву быка. Измерил высоту пирамид по их тени. Приписывал душу даже неодушевленным телам, ссылаясь на магнит и янтарь. Говорят, он открыл продолжительность года и разделил его на 365 дней. Считал центром вселенной землю, которая в виде плоского диска покоится на воде.

А изречения его известны такие:

Больше всего – пространство, ибо оно объемлет все.

Быстрее всего – ум, ибо он обегает все.

Сильнее всего – неизбежность (необходимость), ибо она властвует над всем.

Общее всем – надежда, ибо если у кого и ничего нет, то она есть.

Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все.

Анаксимандр (ок. 610 – 546 гг. до н.э.), ученик Фалеса. Анаксимандр учил, что первоначалом и первоосновой является апейрон – вечное, неопределенное и беспредельное материальное начало. Он находится в вечной активности, в вечном движении. Апейрон не только субстанциальное, но и генетическое начало космоса. Из него все возникает, и из него все состоит. Апейрон все из себя производит сам.

Анаксимандр учил, что части изменяются, целое же остается неизменным. Земля покоится посередине, занимая место средоточия, и она шарообразна. Луна светит не своим светом, а заимствует его от солнца. Солнце величиною не менее Земли и представляет собою чистейший огонь.

Анаксимандру принадлежит первая глубокая догадка о происхождении жизни. Живое зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа жили в море, затем некоторые из них вышли на сушу, сбросив чешую. От морских животных (какой-то громадной рыбы) произошел человек.

Он же первый изобрел солнечные часы – гномон. «Он первый нарисовал очертания земли и моря и, кроме того, соорудил небесный глобус». Первым стал употреблять термин «архе» - в философском смысле «первоначало».

Анаксимен (588 – 525 гг. до н.э.), ученик Анаксимандра. В качестве первоначала называл воздух. Воздух – начало души, богов и божеств – прозрачная, невидимая субстанция. Воздух порождает вещи путем сгущения и разрежения. И хорошо работающий пример-образ здесь – процесс валяния шерсти. При разрежении воздух становится теплым, и из него получается огонь, а при сгущении – холодным, и из него получаются воды и камни. Утверждал, что светила движутся не над землей, а вокруг земли.

Гераклит Эфесский (544 – 480 гг. до н.э.). Принадлежал к царскому роду, но жил бедно и одиноко. Последние годы своей жизни провел в хижине в горах.

Гераклит имел прозвища «Темный» (высказывания его были малопонятны) и «Плачущий» (он часто сокрушался из-за несовершенства человека). Прочитав его сочинение, Сократ сказал: «То, что я понял, превосходно. Думаю, что таково и то, что я не понял».

В качестве первоначала утверждал огонь – самую подвижную и изменчивую из всех стихий. Мысль о субстанциальности огня Гераклит выражает в сравнении его с золотом, а вещей – с товарами. «Все обменивается на огонь, и огонь – на все, подобно тому, как золото на товары, а товары на золото». Огонь является материальным, вечным и живым, более того он разумен, ему присущ логос. Изречение Гераклита: «Ум – бог для каждого».

Гераклит стихийный материалист и наивный диалектик. Его логос – смутно угаданный закон единства и борьбы противоположностей. Борьба – главный закон мироздания. Она – причина всякого возникновения. «Борьба – отец всего и царь над всем. Борьба всеобща и все рождается благодаря борьбе и по необходимости».

О Гераклите существует много эпиграмм, в том числе такая: «Я – Гераклит. Что вы мне не даете покоя, невежды? Я не для вас, а для тех, кто понимает меня».

Пифагор (576 – 496 гг. до н.э.). Личность противоречивая, стоявшая на рубеже мифологии и магии, с одной стороны, и философии и науки – с другой.

Пифагора можно считать первым идеалистом Древней Греции, поскольку первоначалом бытия он считал идеальные сущности – числа (имеются в виду целые натуральные числа), а пропорции между числами создают мировую гармонию. Изречение Пифагора: «Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей».

Пифагор преобразовал геометрию, придав ей форму свободной науки, рассматривая ее принципы чисто абстрактным образом и исследуя теоремы с нематериальной, интеллектуальной точки зрения. Положив в основу космоса число, Пифагор придал этому слову обыденного языка новое значение. Это слово стало обозначать упорядоченное числом мироздание.

Ксенофан (565 – 473 гг. до н.э.). Ученик Анаксимандра. Вскрыл антропоморфные корни религии: боги творятся людьми по своему образу и подобию. У эфиопов боги курчавы и черны, а у фракийцев – голубоглазы и рыжеваты. Сделал первый шаг от политеизма к монотеизму. Бог Ксенофана – это чистый ум. Он не физичен. У него нет телесной силы. Его сила в мудрости. «Мудрость гораздо лучше силы людей и лошадей». Поэтому философ, с точки зрения Ксенофана, более полезен, чем какой-нибудь олимпийский чемпион. Бог Ксенофана и есть такой философ, он неподвижен. Этот богофилософ всем правит одной лишь силой своей мысли, без всякого физического усилия.

Парменид (540 – 470 гг. до н.э.). Главное сочинение Парменида – философская поэма «О природе». Центральная проблема философии Парменида – это соотношение бытия и небытия, бытия и мышления. Парменид делает выводы: «есть бытие, а небытия вовсе нет» и «мышление и бытие одно и то же».

Зенон (ок. 490 – 430 гг. до н.э.), ученик Парменида, считается «изобретателем диалектики». Но это субъективная диалектика – искусство диалектического рассуждения и спора, искусство «опровергать противника и посредством возражений ставить его в затруднительное положение». Для этого он использовал апории (затруднения), ведущие к неожиданным логическим затруднениям. Свое искусство спора Зенон применил для доказательства правоты выводов Парменида.

Демокрит (470 – 370 гг. до н.э.). Прозвище Демокрита – «Смеющийся», т.к. он постоянно смеялся над несовершенством человека. Жизнь Демокрита поучительна преданностью науке. Место рождения – г. Абдеры (Эллада). После восьмилетнего путешествия вернулся домой бедняком. Однако вернул уважение сограждан тем, что прочел им свое основное сочинение «Большой домострой». Первоначала бытия – атомы и пустота, в которой находятся и движутся атомы, все же остальное существует лишь во мнении. Атомы (букв. «неделимые») – это мельчайшие частицы вещества. Количество атомов бесконечно. Многообразие мира объясняется тремя причинами: очертаниями, порядком и положением атомов в пространстве. Атомы подвижны, парят в пустоте, подобно пылинкам, видимым в солнечном луче.

Все существующие в мире вещи состоят из атомов и пустоты. Возникновение и уничтожение вещей – результат сцепления и разделения атомов. Все вещи со временем погибают, а составляющие их атомы продолжают существовать.

Эмпедокл (ок. 490 – 430 гг. до н.э.). Оратор, врач, инженер, поэт и философ. Противник личной власти и сторонник демократии. Как человек Эмпедокл был тщеславен и выдавал себя за божество. Он хотел, чтобы люди думали, что боги взяли его живым на Олимп, а потому, чувствуя приближение смерти, бросился в кратер вулкана Этны. Но вулкан выбросил одну из его медных сандалий, и замысел Эмпедокла не удался.

Эмпедокл – плюралист, он принимает в качестве первоначала мироздания все четыре стихии, которые он называет «четырьмя корнями вещей»: вода, земля, огонь и воздух. «Корни вещей» пассивны. Поэтому все процессы в мироздании Эмпедокл объясняет борьбой двух антагонистических начал. Эти начала не физические, а психические. Это Филия – любовь и Нейкос – ненависть, или гнев, вражда. Любовь – причина единства и добра, Ненависть - множественности и зла.

Анаксагор (ок. 500 – 428 гг. до н.э.). Родился в городе Клазомены в знатной семье. Отличался не только знатностью, но и великодушием. Он первый поставил Ум (Нус) выше вещества: «Все, что имеется, было совокупно, затем пришел Ум и установил в нем распорядок».

Суть учения Анаксагора заключается в его понимании первоначала, в чем он принципиально отличается от предшествующих ему философов. Первоначала у Анаксагора – это гомеомерии, «семенами всех вещей». Это мельчайшие, невидимые, сверхчувственные частицы, каждая из которых есть носитель определенного качества.

Гомеомерии сами по себе пассивны. В качестве движущей силы Анаксагор вводит понятие «Нус» (Мировой ум), который не только движет мир, но и познает его. Нус – активное начало, творец космоса из первозданного хаоса. Это тончайшая и чистейшая из всех вещей. Нус един, он действует посредством мышления.

С Анаксагора началась философия в Афинах. Был другом Перикла, который ему покровительствовал. Анаксагор утверждал, что солнце – огненная глыба. Предсказал падение метеорита. Был обвинен в безбожии, и был вынужден покинуть Афины. Ему сказали: «Ты лишился общества афинян». Он ответил: «Нет, это они лишились моего общества». В Лампсаке Анаксагор основал для детей школу и завещал, чтобы годовщина его смерти отмечалась школьными каникулами.

Идеи Анаксагора являются завершением натурфилософского периода. Философская мысль прошла длительный путь развития от материальных оснований к понятию Ума как первотолчка и перводвигателя, независимого от материальных стихий.

studfiles.net