Общая характеристика магистратов римской республики. Магистраты древнего рима
9 Политическая организация римской республики
Сенат
Сенат являлся высшим государственным органом Рима. Хотя никакими узаконенными функциями он не обладал, рекомендации сената (лат. senatusconsulta) обладали такой же силой, как и законы Республики. Его власть держалась, главным образом, на авторитете, и, кроме того, была подкреплена уважением к обычаям предков и религиозным пиететом.
Сенат состоял из 300 сенаторов, обычно бывших высокопоставленных должностных лиц государства (магистратов). Пополнением сената ведали цензоры, которые из числа бывших магистратов включали в его состав наиболее достойных. Власть сената распространялась на все сферы государственной жизни. В его исключительном распоряжении находилась казна. В сенате предварительно обсуждались все проекты законов и кандидатуры будущих магистратов. Кроме того, в его ведении находилась внешнеполитическая деятельность Республики.
Куриатные комиции
Куриатные комиции являлись старейшей формой народного собрания Римской Республики. В них решались вопросы о вручении империя должностным лицам и усыновлении граждан.
Центуриатные комиции
Центуриатные комиции — высший вид собрания народа Римской Республики. В них избирали высших магистратов, объявляли войну и заключали мир, судили граждан по уголовным делам (лишение гражданина его гражданских прав).
Трибутные комиции
Трибутные комиции — собрание, в котором принимались конституционные законы; разбирались уголовные дела, связанные с наложением штрафов; выбирались квесторы, эдилы, военные трибуны.
Магистратура
Магистрат — должностное лицо
Магистраты делились на:
1. Экстраординарные — диктаторы, интеррексы, начальники конницы при диктаторе, децемвиры, военные трибуны, триумвиры.
4. С империем (империй — высшая власть в римском государстве, которой наделяли только в особых случаях до принципата Октавиана Августа) — консулы, преторы, диктаторы, децемвиры, военные трибуны, триумвиры.
5. Высшие — все магистраты с империем, цензоры, народные трибуны.
Служащие
Ниже магистратной лестницы находились служащие — ликторы, писцы, посыльные; и, так же, государственные рабы — тюремщики, палачи.
10 Магистратуры древнего рима
Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, (чрезвычайные).
Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права8.
Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.
Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.
Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие.
Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах — тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности.
Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства государства").
studfiles.net
Общая характеристика магистратов римской республики
Выборные должностные лица римской республики, осуществлявшие исполнительную власть, управление, назывались магистратами. Особенности устройства римской магистратуры были следующие:
1. Выборность - магистраты, за исключением диктатора, избирались в народных собраниях.
2. Краткосрочность службы - все магистраты избирались на короткий срок, обычно на год, и только цензоры на пять лет. Годичность магистратуры считалась важнейшей гарантией свободы.
3. Безвозмездность - магистраты считались не службой, а почётом, поэтому должности не оплачивались, и были доступны только богатым лицам.
4. Коллегиальность магистратур - каждая должность имела одновременно несколько представителей, коллег, но коллегиальное устройство римской магистратуры не основывалось на решении дел большинством. Каждый коллега в пределах своей должности мог делать распоряжения совершенно самостоятельно. Все граждане обязывались повиноваться этим распоряжениям так, как будто издавший их являлся единственным представителем должности. Однако другой коллега мог вмешаться в действия своего коллеги и посредством интерцéссии - произнесением слова «вéто» лишить любое его распоряжение силы. Вышестоящий магистрат обладал правом отмены решений нижестоящего магистрата. Например, диктатор мог отменить распоряжение любого магистрата. Консул обладал таким правом относительно претора, эдила и квестора. Плебейский трибун имел право интерцессии относительно всех магистратов, кроме диктатора.
Право интерцессии явилось эффективным средством взаимного контроля магистратов и служило противовесом против узурпации - противозаконного захвата единоличной власти отдельными магистратами. В чрезвычайных обстоятельствах сенат назначал диктатора сроком до шести месяцев. Он обладал неограниченной властью. Все магистраты обязывались ему подчиняться. Раздробленная государственная власть восстанавливалась в руках одного лица во всей своей полноте.
5. Ответственность перед народом - высшие магистраты, кроме диктаторов, цензоров и народных трибунов, по истечении должностного срока могли быть привлечены к суду народного собрания за злоупотребления, допущенные при отправлении должности.
Все права, которыми обладали римские магистраты, делились на две группы: «imperium» (импéриум) и «potestas» (ротéстас). Империум означал права, дающие более сильную, потестас - более слабую власть. Высшие магистраты обладали правом империум. Империум - это верховная и неограниченная власть, суверенитет, всеобъемлющее право приказывать гражданам именем всей общины. Права, обозначавшиеся термином империум, включали в себя следующие права высших магистратов: верховное командование войском, право заключать перемирие с неприятелем, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право делать предложения народу, которому оставалось отвечать на эти предложения согласием или несогласием, право издавать общеадминистративные распоряжения и принуждать к их исполнению, право гражданского и уголовного суда вплоть до смертной казни, право общаться с богами от имени общины. Потестас - это меньшая власть, выражающаяся в праве издавать обязательные для всех распоряжения в пределах своей компетенции (эдикты) и налагать штрафы.
Первыми магистратами стали два консула, которые считались преемниками царской власти, наделёнными всей полнотой власти с некоторыми ограничениями. Впоследствии количество магистратов непрерывно увеличивалось. Однако полнота государственной власти лишь разделялась между возрастающим числом магистратов. Высшие республиканские магистраты становятся тем же самым, чем был царь. По отношению к народу магистрат в течение своего должностного года принципиально независим и самостоятелен. Народ видел в лице соответствующего магистрата не своего слугу, а своего руководителя, господина. В Афинской демократической республике магистраты являлись слугами народа, благодаря своей выборности, возмездности, ответственности перед народом в период правления.
Магистраты делились на ординарных, то есть постоянных, ежегодно избираемых (консулы, преторы, цензоры, народные трибуны, эдилы, квесторы) и экстраординарных, то есть непостоянных, избираемых при чрезвычайных обстоятельствах (диктатор).
studfiles.net
МАГИСТРАТЫ (в Риме) - это... Что такое МАГИСТРАТЫ (в Риме)?
МАГИСТРА́ТЫ (от лат. magistratus — сановник, начальник), должностные лица Древнего Рима в эпоху Республики (509—30 до н. э.). Различались магистраты ординарные — регулярно избиравшиеся народным собранием, и экстраординарные — избиравшиеся или назначавшиеся в чрезвычайных обстоятельствах курульные и некурульные, а также высшие магистраты, избиравшиеся в центуриатных комициях (см. КОМИЦИИ), и низшие — в трибутных. Высшими ординарными магистратами были цензоры (см. ЦЕНЗОРЫ), проводившие перепись граждан и следившие за их нравами и поведением, консулы (см. КОНСУЛЫ), преторы (см. ПРЕТОРЫ). Низшие ординарные магистраты — эдилы (см. ЭДИЛЫ), отвечавшие за порядок и благоустройство в городе Риме, квесторы (см. КВЕСТОРЫ), ведавшие казной, и др. Особое положение среди ординарных магистратов занимали народные трибуны (см. НАРОДНЫЕ ТРИБУНЫ), контролировавшие деятельность всех властей и охранявшие граждан от их произвола. Высшие экстраординарные магистраты — диктатор (см. ДИКТАТОР), начальник конницы (см. НАЧАЛЬНИК КОННИЦЫ). В силу своей власти магистраты имели право в вопросах, относящихся к их компетенции, издавать эдикты (см. ЭДИКТ), имевшие обязательную силу до истечения срока их полномочий, вершить суд, налагать штрафы, совершать ауспиции (см. АУСПИЦИИ). Высшие магистраты, исключая цензоров, обладали верховной властью (империем), дававшей право возглавлять войско, осуществлять уголовную юрисдикцию и иметь почетную охрану (ликторов (см. ЛИКТОРЫ)). Магистраты с империем и народные трибуны созывали сенат (см. СЕНАТ в Древнем Риме) и народное собрание и руководили их заседаниями, имели законодательную инициативу и право подвергать граждан аресту. В своей деятельности магистраты опирались на помощников и советников из числа приданных им государственных служащих (аппариторов), а также своих родственников, друзей, клиентов (см. КЛИЕНТЫ), рабов и отпущенников. Римские магистратуры (должности) были коллегиальными, исключая диктатора и начальника конницы, безвозмездными, подотчетными и годовыми (кроме полугодовой диктатуры). Не допускалось сосредоточение нескольких магистратур одновременно у одного лица. Решения магистратов могли отменить либо их коллеги, либо магистраты более высокого ранга, либо народные трибуны (за исключением решений диктатора). Важные решения магистрат должен был принимать, обсудив их предварительно в своем совете или в сенате. Приговор магистрата гражданин мог опротестовать в народном собрании (право провокации). Баллотироваться в магистраты мог свободнорожденный римский гражданин из всаднического сословия, прослуживший не менее 10 лет в кавалерии или 20 лет в пехоте. Но с 1 в. до н. э., после появления профессиональной армии, военная служба от соискателей магистратур уже не требовалась. Законом Виллия (180 до н. э.) был установлен порядок прохождения магистратур (лестница должностей): квестура, претура и консулат, причем запрещалось занимать высшие магистратуры, минуя низшие. Из бывших магистратов, начиная с квестора, комплектовался сенат. Бывшие консулы и преторы возглавляли в качестве промагистратов управление провинциями; формально власть магистратов ограничивало народное собрание, фактически — сенат. Система магистратур была обусловлена государственным строем римской гражданской общины, исключавшим монархический и бюрократический характер управления. В эпоху империи (30 до н.э. — 476 н.э.) чрезвычайные магистраты исчезают, а ординарных избирает сенат под контролем императора. Магистраты по-прежнему окружены почетом, но постепенно теряют реальную власть, которая сосредотачивается у императора и назначаемых им чиновников — префектов (см. ПРЕФЕКТ), прокураторов, наместников провинций.
dic.academic.ru
Государственные институты и магистраты древнего рима
Интерес к римскому праву связан не только с изучением правовой культуры древности, но и с необходимостью формирования и развития государственных институтов и законодательства в целом, так как corpus omnis juris Romāni(свод всего римского права) лег в основу законодательств ряда стран Запада. Примечателен тот факт, что Статут Великого княжества Литовского, датированный 1588 г., хотя и отошел от системы кодификации, принятой в римском праве, но его составители были знакомы с его нормами, о чем ярко свидетельствуют законы, регулирующие семейно-брачные отношения. В России интерес к римской юриспруденции возник только в связи с реформаторской деятельностью Петра I.
Научный интерес к вопросам римской государственности и права практически никогда не угасал. Достаточно вспомнить, что именно над данными проблемами трудился великий немецкий историк, правовед, Нобелевский лауреат Теодор Моммзен (1817--1903). Как правило это имя ассоциируется со знаменитой «Римской историей», за которую автор в 1902 г. получил Нобелевскую премию по литературе. Однако мало кто знает, что значительную часть своей жизни Т. Моммзен посвятил вопросам государственности и права древнего Рима. В 1871--1888 гг. в Берлине выходит трехтомный труд («RömischeStaatsrecht») «Римское государственное право», а затем в 1899, («RömischeStrafsrecht») — «Римское уголовное право». К сожалению, данные труды не переведены на русский язык, поэтому они не доступны широкому кругу читателей. Под руководством Т. Моммзена также вышли два основных свода римского права — «Кодекс Феодосия» и «Дигесты».
В настоящее время вновь появился интерес к вопросам государственности, права, юридической культуры вообще. Юридическая культура у древних римлян была на очень высоком уровне. Права государства и права граждан разграничивались и выражались следующей догмой: «Publĭcum jus est quod ad rei Romānae spectat, privātum quod ad singulōrum utilitātem pertĭnet»(«Публичное право — это то, что касается римского государства, частное — относится к пользе отдельных граждан»). Публичное право (jus publĭcum) — было призвано охранять и защищать устои государства во всех сферах деятельности, ибо оно вытекало из сути и потребностей данного государства. Частное право(jus privātum) было разработано с учетом всех обстоятельств жизни гражданина. Римский гражданин находился под защитой своей державы от колыбели до смерти, одновременно подчиняясь государственной власти, имея перед государством ряд обязанностей.
Известно, что в Риме существовала особая культура правовых формулировок. Она базировалась на тезисе, выраженном Сенекой (ок. 4 до н. э. – 65 гг. н. э.): «Legem brevem esse oportet»(Закон должен быть краток). Краткость исключает многозначность, благодаря ей приобретается точность в понимании и истолковании. Точность и ясность формулировок римских законов базируются на поразительной системности и логике латинского языка.
Кажется, что гармония мира воплощается в латинском слове, несущем особую энергию и мощь.
Субъектом права в древнем Риме был свободный человек, обладающий положением свободы (status libertātis). Однако обладать полными правами мог только римский гражданин (civis Romānus), все остальные жители римского государства, не имеющие гражданства (status civitātis), пользовались ограниченной правосубъектностью. Правосубъектность поjus privātumопределялась так: «tria sunt, quae habēmus: libertātem, civitātem, familiam» («есть три вещи, которыми мы обладаем: свобода, государство, семья»). С точки зренияstatus libertātis,различались свободные и рабы; с точки зренияstatus civitātis— римские граждане и неграждане; с точки зренияstatus familiae— глава семейства (pater familias) и подвластные ему члены семьи.
Cives Romāniсоставляли —popŭlus Romānus(римский народ), обладающий высшей законодательной властью, которую он проявлял в народных собраниях (comitia popŭli Romāni). Там он издавал законы, избирал государственных чиновников, производил суд, объявлял войну. Полноправные граждане,civesoptĭmojure(граждане, наделенные высшим правом), или простоcivesRomāni,имели следующие права, которые называлисьjurapopŭliRomāni(права римских граждан):
1) jus suffragii(suffragium,-i, n— избирательное право, избирательный голос) — участие в народных собраниях.
2) jushonōrum(honor, -ōris,m— почётная должность, государственный пост) — доступ ко всем государственным должностям.
3) jusprovocatiōnis(provocatio, -ōnis, f— обжалование, аппеляция) — право аппеляции к народу.
4) juscommercii(commercium, -i, n— право приобретения собственности) — право распоряжаться своим имуществом.
5) jusconnubii(connubium, -i, n— брак, бракосочетание) — право вступления в законный брак, с передачей своих прав детям.
Рабы (servi) были самым бесправным разрядом римского общества. Хозяин (domĭnus) мог продать раба и даже убить, не отвечая за это в суде.
studfiles.net
Магистраты (в Риме) — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Магистра́ты (от лат. magistratus — сановник, начальник), должностные лица Древнего Рима в эпоху Республики (509-30 до н. э.). Различались магистраты ординарные — регулярно избиравшиеся народным собранием, и экстраординарные — избиравшиеся или назначавшиеся в чрезвычайных обстоятельствах курульные и некурульные, а также высшие магистраты, избиравшиеся в центуриатных комициях, и низшие — в трибутных. Высшими ординарными магистратами были цензоры, проводившие перепись граждан и следившие за их нравами и поведением, консулы, преторы. Низшие ординарные магистраты — эдилы, отвечавшие за порядок и благоустройство в городе Риме, квесторы, ведавшие казной, и др. Особое положение среди ординарных магистратов занимали народные трибуны, контролировавшие деятельность всех властей и охранявшие граждан от их произвола. Высшие экстраординарные магистраты — диктатор, начальник конницы. В силу своей власти магистраты имели право в вопросах, относящихся к их компетенции, издавать эдикты, имевшие обязательную силу до истечения срока их полномочий, вершить суд, налагать штрафы, совершать ауспиции. Высшие магистраты, исключая цензоров, обладали верховной властью (империем), дававшей право возглавлять войско, осуществлять уголовную юрисдикцию и иметь почетную охрану (ликторов). Магистраты с империем и народные трибуны созывали сенат и народное собрание и руководили их заседаниями, имели законодательную инициативу и право подвергать граждан аресту. В своей деятельности магистраты опирались на помощников и советников из числа приданных им государственных служащих (аппариторов), а также своих родственников, друзей, клиентов, рабов и отпущенников. Римские магистратуры (должности) были коллегиальными, исключая диктатора и начальника конницы, безвозмездными, подотчетными и годовыми (кроме полугодовой диктатуры). Не допускалось сосредоточение нескольких магистратур одновременно у одного лица. Решения магистратов могли отменить либо их коллеги, либо магистраты более высокого ранга, либо народные трибуны (за исключением решений диктатора). Важные решения магистрат должен был принимать, обсудив их предварительно в своем совете или в сенате. Приговор магистрата гражданин мог опротестовать в народном собрании (право провокации).
Баллотироваться в магистраты мог свободнорожденный римский гражданин из всаднического сословия, прослуживший не менее 10 лет в кавалерии или 20 лет в пехоте. Но с 1 в. до н. э., после появления профессиональной армии, военная служба от соискателей магистратур уже не требовалась. Законом Виллия (180 до н. э.) был установлен порядок прохождения магистратур (лестница должностей): квестура, претура и консулат, причем запрещалось занимать высшие магистратуры, минуя низшие. Из бывших магистратов, начиная с квестора, комплектовался сенат. Бывшие консулы и преторы возглавляли в качестве промагистратов управление провинциями; формально власть магистратов ограничивало народное собрание, фактически — сенат.
Система магистратур была обусловлена государственным строем римской гражданской общины, исключавшим монархический и бюрократический характер управления. В эпоху империи (30 до н.э. — 476 н.э.) чрезвычайные магистраты исчезают, а ординарных избирает сенат под контролем императора. Магистраты по-прежнему окружены почетом, но постепенно теряют реальную власть, которая сосредотачивается у императора и назначаемых им чиновников — префектов, прокураторов, наместников провинций.
Егоров А. Б. Римская республика с конца VI до середины II в. до н. э // История древнего мира. Т. 2. М., 1989.
megabook.ru
Магистраты римские - это... Что такое Магистраты римские?
Магистраты римские Магистраты римские
(от лат. magistratus сановник, начальник)
должностные лица Древнего Рима в эпоху Республики (509-30 до н. э.). Различались магистраты ординарные — регулярно избиравшиеся народным собранием, и экстраординарные - избиравшиеся или назначавшиеся в чрезвычайных обстоятельствах курульные и некурульные, а также высшие магистраты, избиравшиеся в центуриатных комициях, и низшие - в трибутных. Высшими ординарными магистратами были цензоры, проводившие перепись граждан и следившие за их нравами и поведением, консулы, преторы.
Низшие ординарные магистраты — эдилы, отвечавшие за порядок и благоустройство в городе Риме, квесторы, ведавшие казной, и др. Особое положение среди ординарных магистратов занимали народные трибуны, контролировавшие деятельность всех властей и охранявшие граждан от их произвола. Высшие экстраординарные магистраты - диктатор, начальник конницы и др. В силу своей власти магистраты имели право в вопросах, относящихся к их компетенции, издавать эдикты, имевшие обязательную силу до истечения срока их полномочий, вершить суд, налагать штрафы, совершать ауспиции. Высшие магистраты, исключая цензоров, обладали верховной властью (империем), дававшей право возглавлять войско, осуществлять уголовную юрисдикцию и иметь почетную охрану (ликторов). Магистраты с империем и народные трибуны созывали сенат и народное собрание и руководили их заседаниями, имели законодательную инициативу и право подвергать граждан аресту. В своей деятельности магистраты опирались на помощников и советников из числа приданных им государственных служащих (аппариторов), а также своих родственников, друзей, клиентов, рабов и отпущенников. Римские магистратуры (должности) были коллегиальными, исключая диктатора и начальника конницы, безвозмездными, подотчетными и годовыми (кроме полугодовой диктатуры). Не допускалось сосредоточение нескольких магистратур одновременно у одного лица. Решения магистратов могли отменить либо их коллеги, либо магистраты более высокого ранга, либо народные трибуны (за исключением решений диктатора). Важные решения магистрат должен был принимать, обсудив их предварительно в своем совете или в сенате. Приговор магистрата гражданин мог опротестовать в народном собрании (право провокации). Баллотироваться в магистраты мог свободнорожденный римский гражданин из всаднического сословия, прослуживший не менее 10 лет в кавалерии или 20 лет в пехоте. Но с 1 в. до н. э., после появления профессиональной армии, военная служба от соискателей магистратур уже не требовалась. Законом Виллия (180 до н. э.) был установлен порядок прохождения магистратур (лестница должностей): квестура, претура и консулат, причем запрещалось занимать высшие магистратуры, минуя низшие. Из бывших магистратов, начиная с квестора, комплектовался сенат. Бывшие консулы и преторы возглавляли в качестве промагистратов управление провинциями; формально власть магистратов ограничивало народное собрание, фактически сенат. Система магистратур была обусловлена государственным строем римской гражданской общины, исключавшим монархический и бюрократический характер управления. В эпоху империи (30 до н. э. 476 н. э.) чрезвычайные магистраты исчезают, а ординарных избирает сенат под контролем императора. Магистраты по-прежнему окружены почетом, но постепенно теряют реальную власть, которая сосредотачивается у императора и назначаемых им чиновников - префектов, прокураторов, наместников провинций и др.
Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010.
Смотреть что такое "Магистраты римские" в других словарях:
МАГИСТРАТЫ РИМСКИЕ — Магистраты, сенат и народ образовывали в римской республике три главных ветви власти. В руках магистратов была сосредоточена исполнительная власть, право законодательной инициативы и (совместная с сенатом) значительная часть административных… … Энциклопедия Кольера
Магистраты римские — в Древнем Риме государственные должности, а также лица, занимавшие эти должности; см. Магистратура … Большая советская энциклопедия
МАГИСТРАТЫ РИМСКИЕ — (лат. Magistratus) в Др. Риме почетные гос. должности, а также лица, занимавшие эти должности. См. Магистратура … Советская историческая энциклопедия
МАГИСТРАТЫ (в Риме) — МАГИСТРАТЫ (от лат. magistratus сановник, начальник), должностные лица Древнего Рима в эпоху Республики (509 30 до н. э.). Различались магистраты ординарные регулярно избиравшиеся народным собранием, и экстраординарные избиравшиеся или… … Энциклопедический словарь
Римские провинции — Изменение территории римского государства со временем Провинция (лат. provincia, мн. provinciae) в Древнем Риме единица административно территориального деления земель вне Апеннинского полуострова. До реформ Диоклетиана (ок. 296 года) была самой… … Википедия
магистратура — ы; ж. собир. 1. В некоторых странах Западной Европы: совокупность чинов юстиции, выполняющих судейские функции. // В России до 1917 г.: должностные лица судебного ведомства, имевшие звание судей. 2. В древнем Риме: совокупность всех лиц,… … Энциклопедический словарь
Магистратура — (от лат. magistratus начальник) 1) в Др. Риме государственная должность. Подробнее см. в ст. Магистраты римские; 2) Система судебных ведомств. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
Западное Средиземноморье в III в. до н. э. Завоевание Италии Римом — Если в V и даже ещё в IV в. до н. э. западносредпземноморский узел противоречий определялся, в первую очередь, незатихающей борьбой между Карфагеном и западными эллинами, то в III в. на средиземноморской арене выступает новая сила растущее… … Всемирная история. Энциклопедия
Рим город* — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Рим, город — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
dic.academic.ru
Магистраты римские
(от лат. magistratus сановник, начальник)
должностные лица Древнего Рима в эпоху Республики (509-30 до н. э.). Различались магистраты ординарные — регулярно избиравшиеся народным собранием, и экстраординарные - избиравшиеся или назначавшиеся в чрезвычайных обстоятельствах курульные и некурульные, а также высшие магистраты, избиравшиеся в центуриатных комициях, и низшие - в трибутных. Высшими ординарными магистратами были цензоры, проводившие перепись граждан и следившие за их нравами и поведением, консулы, преторы. Низшие ординарные магистраты — эдилы, отвечавшие за порядок и благоустройство в городе Риме, квесторы, ведавшие казной, и др. Особое положение среди ординарных магистратов занимали народные трибуны, контролировавшие деятельность всех властей и охранявшие граждан от их произвола. Высшие экстраординарные магистраты - диктатор, начальник конницы и др. В силу своей власти магистраты имели право в вопросах, относящихся к их компетенции, издавать эдикты, имевшие обязательную силу до истечения срока их полномочий, вершить суд, налагать штрафы, совершать ауспиции. Высшие магистраты, исключая цензоров, обладали верховной властью (империем), дававшей право возглавлять войско, осуществлять уголовную юрисдикцию и иметь почетную охрану (ликторов). Магистраты с империем и народные трибуны созывали сенат и народное собрание и руководили их заседаниями, имели законодательную инициативу и право подвергать граждан аресту. В своей деятельности магистраты опирались на помощников и советников из числа приданных им государственных служащих (аппариторов), а также своих родственников, друзей, клиентов, рабов и отпущенников. Римские магистратуры (должности) были коллегиальными, исключая диктатора и начальника конницы, безвозмездными, подотчетными и годовыми (кроме полугодовой диктатуры). Не допускалось сосредоточение нескольких магистратур одновременно у одного лица. Решения магистратов могли отменить либо их коллеги, либо магистраты более высокого ранга, либо народные трибуны (за исключением решений диктатора). Важные решения магистрат должен был принимать, обсудив их предварительно в своем совете или в сенате. Приговор магистрата гражданин мог опротестовать в народном собрании (право провокации). Баллотироваться в магистраты мог свободнорожденный римский гражданин из всаднического сословия, прослуживший не менее 10 лет в кавалерии или 20 лет в пехоте. Но с 1 в. до н. э., после появления профессиональной армии, военная служба от соискателей магистратур уже не требовалась. Законом Виллия (180 до н. э.) был установлен порядок прохождения магистратур (лестница должностей): квестура, претура и консулат, причем запрещалось занимать высшие магистратуры, минуя низшие. Из бывших магистратов, начиная с квестора, комплектовался сенат. Бывшие консулы и преторы возглавляли в качестве промагистратов управление провинциями; формально власть магистратов ограничивало народное собрание, фактически сенат. Система магистратур была обусловлена государственным строем римской гражданской общины, исключавшим монархический и бюрократический характер управления. В эпоху империи (30 до н. э. 476 н. э.) чрезвычайные магистраты исчезают, а ординарных избирает сенат под контролем императора. Магистраты по-прежнему окружены почетом, но постепенно теряют реальную власть, которая сосредотачивается у императора и назначаемых им чиновников - префектов, прокураторов, наместников провинций и др.