§ 7. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА ЭМАЛИ. Эмаль древней руси
Техника перегородчатой эмали в древней Руси
Сокровища и клады древней Руси
Золотые колты с парным изображением сирина, выполненным в технике перегородчатой эмали. Клад из ограды Михайловского Златоверхого монастыря, Киев. Найден в 1887 г. Первая половина XII в. ГРМ.
Именно предметы, превосходно сохранившиеся в кладах, лучше всего представляют творческие достижения древнерусских ремесленников и их технические возможности. Древние мастера прекрасно владели всеми приёмами обработки металла, прежде всего драгоценных металлов — золота и серебра. Им были знакомы не только литьё, ковка, пайка, витьё, но и более совершенные приёмы — техника перегородчатой эмали и чернь.
Эмальерное дело возникло в Киеве во второй половине XI в. и достигло своего расцвета в середине XII в. Техника перегородчатой эмали происходит из Византии. Однако русские умельцы создали свои, очень своеобразные произведения. Выбор сюжетов, разработка необычных композиций из парных птиц или сиринов по сторонам древа жизни, использование образов святых для украшения колтов и барм — всё это появилось только в русском уборе. Техника перегородчатой эмали, применяемая по преимуществу на изделиях из золота, отличалась необычайной сложностью и требовала от мастера большого умения. Для изготовления предмета на тонкой золотой пластине оттискивали углублённый контур будущего изображения. Внутри него напаивались тонкие золотые нити, образовывавшие перегородки. Лоток с перегородками заполнялся стеклянными массами разных цветов и обжигался в печи. Помимо распространённых синей, красной, белой и зелёной эмалей, использовались также пурпурная, голубая и темно-жёлтая. Завершалась работа тщательной полировкой готового изделия.
В технике черни чаще всего декорировали серебряные колты, браслеты-наручи, медальоны от барм и перстни. Украшались предметы чернью по-разному: ею или подчёркивали контур узора, прочерченного глубокой гравировкой, или создавали фон, чтобы ярче проступал рисунок. В последнем случае на пластине вручную выбирали углубление под фон, которое специально обрабатывалось резцом для лучшего сцепления металла с черневой массой. Порошок черни заполнял углубление, затем вещь обжигалась в печи, и чернь прочно соединялась с основой. Чернёные украшения появились на Руси довольно рано, расцвет этой ювелирной техники пришёлся на XII в., когда она существовала одновременно с перегородчатой эмалью. Однако если золотой убор, отделанный эмалью, надевали с парадным облачением, то серебряный с чернью носили и в повседневной жизни. Именно потому в нём ярче отразилось народное искусство, черпавшее образы и сюжеты из языческой древности.
Литые перстни из свинцово-оловянистого сплава. Новгород. Вторая половина XII в. ГИМ.
Исстари широко употреблялась на Руси и скань. Эту ювелирную технику мастера изобрели, обратив внимание на свойство драгоценных металлов вытягиваться в тонкую ковкую нить. Скань могла быть как накладной, так и ажурной, если сами проволочки образовывали каркас изделия. Например, в трёхбусинных височных кольцах сложные ажурные бусины буквально сплетены из металлических нитей. Сканые узоры украшают многие колты, полукольца и рясны. Скань часто дополняется зернью из золота или серебра, напаянной на гладкую поверхность предмета или сканые колечки. Особенно нарядно смотрелись лучевые колты с поверхностью, покрытой правильными рядами плотно посаженных нескольких сотен зёрнышек металла.
Удивительное искусство древнерусских мастеров, сложные технические приёмы, которыми они владели, не были утрачены, несмотря на огромные разрушения, обрушившиеся на Русь с приходом монголо-татар, и через десятилетия возродились с новой силой
kulturarusi.ru
История древней Руси - » Эмаль
Городские ювелиры
Русские эмали пользовались у современников и пользуются поныне вполне заслуженной славой. Тщательность работы, яркость красок, продуманное сочетание тонов и тонкость рисунка, соединенные с прочностью эмалевых вещей, делают их одним из лучших разделов мирового ювелирного искусства XI—XIII вв.
Эмалью украшались главным образом золотые вещи, так как только золото обладало такой степенью ковкости и легкоплавкости, которая требовалась для создания основы под эмаль. Эмаль называлась на Руси «химипет» или «финипт» (отсюда позднейшее название эмали — финифть). Сущность украшения эмалью заключается в том, что на поверхности металла делаются замкнутые узоры из каких-либо перегородок, которые заполняются стекловидной массой эмали определенного цвета. Масса бывает прозрачной и непрозрачной (с примесью окиси олова). Различается эмаль по способу изготовления перегородок. Древнейшая эмаль, называемая выемчатой, наливалась в углубления, отлитые в самой вещи. Часто сама вещь была медной. Толстые литые перегородки отделяли друг от друга цветные поля эмали. Узор был обычно геометрическим. Вещи с подобной эмалью очень обычны в русских древностях VI—VIII вв. Качество эмалевой массы плохое. Выемчатой эмалью в то время украшали пряжки, уздечки. В XI—XII вв. все еще делались медные вещи с одноцветной выемчатой эмалью, расходившиеся даже по деревням.
Так, например, некоторые типы крестов с эмалью известны в окрестностях Киева, Владимира на Клязьме, в радимичских курганах и курганах близ Костромы. Медная основа для этих эмалевых изделий отливалась в форме.
Начиная с XI в., наступает эпоха так называемой перегородчатой эмали, когда перегородки делались из тонких полосок металла, напаянных на основу. Следующая стадия дает перегородки из сканной проволоки. Последний способ, наиболее простой, сохранился до наших дней. Правда, для тонких работой непригоден, так как скрученная проволока не позволяет сделать тонкий узор.
Нас интересует главным образом перегородчатая эмаль. Клады XI—XIII вв. в Киеве, Чернигове, Владимире и Рязани сохранили ряд прекрасных образцов эмальерного искусства: колты, ожерелья, диадемы, большие оплечья, дробницы, нашивавшиеся на ткань, кресты и др...
Для эмалевых вещей применялось золото с примесью 20—30% серебра. Изготовлялась тонкая золотая пластинка, на которой выдавливался вглубь общий контур рисунка, а затем на дне получившегося углубления ювелир намечал места, где должны быть припаяны перегородки, и приступал к изготовлению самих перегородок. Они делались из тончайших полосок золота в 0.5—2 мм высоты. Полоски изгибали по рисунку и напаивали на ребро на пластинку. В результате получалась вещь с большим количеством замкнутых ячеек. Для каждой цветной точки (например, зрачок глаза) приходилось делать отдельную золотую ячейку. Насколько мелка, кропотлива и тщательна должна быть работа златокузнеца, можно судить по тому, что упомянутый зрачок нужно было сделать на лице, имеющем всего-навсего 3 мм в поперечнике.
После окончания работы по золоту в каждую ячейку насыпался эмалевый порошок разных цветов, и вся пластинка ставилась на жаровню. Эмаль плавилась и прочно соединялась с золотом. От умения мастера зависело вынуть из огня изделие именно тогда, когда эмаль расплавилась, но еще не потеряла желаемого цвета от перегрева. Остудив вещь, мастер осторожно проковывал выступающие края золотых перегородок и шлифовал поверхность эмали. В хороших вещах XI—XIII вв. ни перегородки, ни эмаль, ни основной золотой фон на ощупь совершенно не заметны — все это тщательно отшлифовано и представляет идеально гладкую поверхность.
Эмальерная мастерская была открыта в Киеве близ места княжеского дворца при раскопках В. В. Хвойки. Там были найдены тигельки для плавки эмали, горны различного устройства, большие куски расплавленной эмалевой массы,
В этой же мастерской выделывались и различные стеклянные изделия (браслеты и перстни). Вторая такая же эмальерная мастерская была открыта при раскопках вне киевского кремля, на Флоровской горе.
Делались попытки объявить всю киевскую эмаль импортом из Византии. Утверждали также (даже после открытия мастерских), что в этих мастерских работали мастера-греки. В деле эмальерного искусства греки действительно были учителями, научившими русских мастеров тонкостям перегородчатой эмали, но очень скоро русские златокузнецы научились делать вещи, не уступавшие византийским эмалям и вполне своеобразные по красочной гамме.
Русское происхождение эмалей доказывается надписями на вещах. Диадема из Киева, украшенная религиозными изображениями, имеет в числе прочих следующую надпись: о ario павълъ. Мастер взял для первой половины привычную на Руси греческую форму ayto; — «святой», но написал ее неверно, а имя Павел написал просто по-русски с ь и ъ, выдающими его русское происхождение. На рязанских медальонах также имеются русские надписи (например, Орина — Ирина). На эмалевом оплечье из Волыни XII—ХШ вв. имеется ряд русских надписей (например, Бори [с], Иова[н]).
Большой интерес в отношении надписей представляет медный крест, одна половинка которого найдена в Белой Церкви, а другая в с. Мотовиловке на Киевщине. Русские надписи расшифровывают пять изображений: в центре изображен Семен (Семонъ), справа от него Анастасия (Натася), слева — Елена (Олена). Верхние и нижние клейма изображают Козьму и Демьяна.
Сочетание всех перечисленных приемов позволило древнерусским злато-кузнецам создавать бесконечное разнообразие форм украшений. Дошедшие до пас термины XI—ХШ вв. говорят об этом разнообразии русского узорочья: венец, очелье, чело, ожерелье, гривна (шейный обруч), монисто, лунница, или месяца гривенная (лунообразная подвеска к ожерелью), цата (оплечье), запона, сустуг, фибулы (пряжки, скрепляющие плащ), обруч (браслет), усерязь, или усеряг (серьга или височное кольцо), перстень, колт (слово более позднее, образовано от «колтки» — кольца), трезны (подвески) и др. Иной раз отмечается драгоценный материал или тонкая техника вещи: «златая кузнь», «усерязи двозерненые» (имеются в виду, очевидно, височные кольца киевского тина, с зернью), «гривная утварь златая» (монисто). Летописи и поэтические сказания часто говорят об оружии, украшенном златокузнецами: золоченые шлемы, золотое стремя, златокованные трубы и т. д. Многочисленны упоминания и о драгоценной церковной утвари. На пирах у князей и бояр столы были уставлены богатой посудой, изготовленной теми же златокузнецами.
Литературные памятники часто привлекают производственные термины ювелирного дела в качестве сравнения. Приведем несколько примеров. Наиболее частое сравнение — «да явятся яко злато искушено в горну». Иногда сравнение касается химической стороны ювелирного искусства: «Се бо златари творять, пожигающе сребро, олово въмещуть, да изгорить скверъна в немь вся»; «златьна земля копаема и с водою съмесима в суде [сосуде] брьние будеть, а аще в огнь въложиши, то злато будеть».
Русские ювелиры в XI—XII вв., в совершенстве овладевшие сложной техникой обработки благородных металлов, нередко восхищали своих современников тонкостью и изяществом работы. Например, в Сказании о Борисе и Глебе автор так описывает серебряный позолоченный киворий над их гробницами: «И тако украси добре, яко не могу сказати оного ухыщьрениа по достоянию довольне. яко многим приходящим от грек и иных земль глаголати: «Нигде же с ицея красоты бысть...»».
istoiarusi.ru
Эмальерное дело. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам
Полезная информация
эмалье́рныйэмалье́рноеэмалье́рныеФини́фть
Ростовская финифть
Наиболее известный вид эмальерного искусства в России. Ростовская финифть имеет свою историю и присущие только ей художественные особенности.
Великоустюжская эмаль
Великий Устюг был одним из крупных центров русского эмальерного искусства на Севере России.Самый ранний датированный памятник эмальерного искусства Великого Устюга – оклад иконы «Святые Прокопий и Иоанн Устюжские» 1679 года.
Сольвычегодская эмаль
Живописные эмали Сольвычегодска в древних описях и документах получили название эмалей «усольского дела». Усольские эмали безошибочно можно отделить от изделий других русских художественных центров конца XVII века. Белый фон покрывает почти всю поверхность изделия, на фон особым приемом тонкой штриховки, напоминающей гравюру на дереве, наносят росписью растительный рисунок.
Эмали Фаберже
Известная всему миру ювелирная фирма Карла Фаберже умело использовала в своих произведениях различные виды художественных эмалей. При этом живописные эмалевые миниатюры (финифть) в табеле о рангах являвшиеся вершиной эмальерного искусства и ценившиеся на вес золота с момента их появления, занимали особое место в фирме прославленного Фаберже.
Свияжская финифть
Этот вид финифтяного дела был возрождён в 2011 году в городе Свияжск, в мастерской Рашита и Чингиза Сафиуллиных.
Дорогая эмаль
Сложные техники эмали, применение для работы с эмалями драгоценных или цветных металлов, длительный процесс обучения этому виду художественного ремесла – всё это делало вещи, украшенные эмалью, дорогостоящими, заказными. В Древней Руси они никогда не изготавливались массово.
Богатая история
Русские цветные перегородчатые эмали имеют богатую историю. Первое упоминание о перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года.
Правда, в те времена все виды художественных эмалей имели другое название-«финифть». И только в 19 веке на смену термину «финифть» пришел другой термин- «эмаль». С тех пор сами драгоценные предметы роскоши, ювелирные изделия, украшенные художественными эмалями, стали именоваться «Эмалями».
Сочетание для эффекта
Для эмали по скани используют цветные прозрачные и непрозрачные эмали, а также фондон. Для усиления художественного звучания технику эмали по скани в русском искусстве с конца 17 века нередко сочетали с техникой расписных эмалей. В этом случае на эмали в сканых ячейках дополнительно живописным приемом прописывали изображения трав, цветов, зверей или жанровые сцены.
ru.russianarts.online
Перегородчатые эмали древней Руси: marjer
Замечательное искусство древнерусских ювелиров эпохи Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха поражало европейских путешественников, посещавших Русь в те времена. За долгие века оно было забыто. Однако усилиями отечественных археологов в XIX-XX столетиях творения древних мастеров обрели новую жизнь. Из-под земли были добыты сотни и тысячи украшений, созданных мастерами X - начала XIII в. Выставленные в витринах музеев, они способны зачаровать современную модницу и вызвать глубокое, искреннее восхищение художника. В древние времена Русь испытывала влияние сразу нескольких развитых культур. В средневековом Киеве целые кварталы были населены иноземцами: греками, евреями и армянами. Суровые воины и ловкие торговцы из Скандинавии принесли в русские земли тонкое языческое искусство эпохи викингов. Торговцы с Востока - красочный и замысловатый орнамент, столь любимый в странах ислама. Наконец, христианство, принятое от могущественной Византийской империи, раскинувшейся на берегах Средиземного и Чёрного морей, связало Русь с высокой художественной культурой этого государства. Византия была в те времена светочем цивилизации в варварской Европе и хранительницей древних знаний, завещанных эпохой античности. Но наряду с христианством Русь в течение нескольких веков сохраняла стойкие языческие традиции. Сложная, высокоразвитая религиозная система восточнославянского язычества стала важным источником творческой фантазии древнерусских живописцев, скульпторов и ювелиров. Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секретов ювелирного искусства. Владевшие ими мастера сгинули в лихую годину Батыева разгрома или были угнаны ордынцами для обслуживания их правителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось в упадке, и лишь в середине - второй половине XIV в. началось его медленное возрождение. ЮВЕЛИРНЫЕ ТЕХНИКИ В эпоху, когда Киев был столицей Древнерусского государства, восточные славянки любили украшать себя множеством драгоценностей. В моде были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно же, бусы. Они были самые разнообразные: из цветного стекла, горного хрусталя, сердоликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота. К ним привешивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), украшенные тонким орнаментом: невиданными волшебными зверями в скандинавском стиле, сложными плетёными конструкциями, очень напоминающими изображения на арабских дирхемах -- монетах, которые в те времена имели хождение как на Руси, так и в Европе. Но самыми популярными украшениями были височные кольца. Литые серебряные височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к головным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу. У каждого восточнославянского племени, вошедшего в состав Киевской державы, был свой особый тип височных колец, непохожий на такие же украшения соседей. Женщины племени северян, например, носили изящную разновидность колец, похожих на завиток или сплющенную спираль. Радимичам больше нравились височные кольца, у которых от дужки расходилось семь лучей, заканчивавшихся каплевидными утолщениями. На височных кольцах вятичей, которые были одними из самых декоративных, вместо лучей было по семь плоских лопастей. Горожанки XI-XIII в. больше всего любили колты - парные полые золотые и серебряные подвески, которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Многие дошедшие до наших дней колты отличаются удивительным совершенством формы. В 1876 г. близ деревни Терехово Орловской губернии в богатом кладе было обнаружено несколько пар колтов XII - начала XIII в. Они представляют собой массивные пятилучевые звёзды, густо покрытые тысячами напаянных мельчайших шариков металла. Подобная ювелирная техника именуется зернью; она пришла из Скандинавии и была широко распространена в Древней Руси. Наряду с зернью использовалась и скань: тончайшая серебряная или золотая проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или свивалась в ажурные узоры. В 1887 г. на территории древнего Михайловского Златоверхого монастыря был найден другой клад ювелирных украшений XI-XII вв., в том числе пара золотых колтов. Колты были украшены речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изображений не потеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный. Между тем создавший это великолепие мастер умер около восьми столетий назад. Михайловские колты выполнены в виртуозной ювелирной технике перегородчатой эмали, которая была перенята у византийцев. Это забытое искусство требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украшения ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-перегородки, составлявшие контур будущего рисунка. Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до высокой температуры. При этом получалась яркая и очень прочная стекловидная масса. Изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, были очень дороги, поэтому не случайно большинство сохранившихся до наших дней произведений являются деталями дорогого княжеского убора. Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых учёных, являлось хазарским наследием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. Нанесённая на серебряную поверхность, чернь создавала фон для выпуклого изображения. Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов-наручей. Несколько десятков таких браслетов XII в. хранится в Государственном историческом музее. На них нетрудно различить фигуры музыкантов, танцовщиц, воинов, орлов и фантастических чудовищ. Сюжет рисунков далёк от христианских представлений и гораздо ближе к язычеству. Это и не удивительно. Ювелиры применяли эмаль или чернь как для изображения Христа, Богородицы, святых, так и для грифонов, собакоголовых чудищ, кентавров и языческих празднеств. Были как чисто христианские, так и чисто языческие украшения, которые являлись предметами религиозных культов. Сохранилось множество нагрудных крестов-энколпионов, состоящих из двух створок, между которыми помещались частички мощей святых. На створках обычно бывало литое, резное или чернёное изображение Богоматери с Младенцем. Не менее часто археологи находят языческие амулеты - предметы, оберегавшие от болезней, бед и колдовства. Многие из них представляют собой литые фигурки конских голов, к которым цепочками крепятся "бубенчики", выполненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим звоном бубенчики должны были отгонять нечистую силу.
"ГРИВНА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА" Некоторые памятники древнерусского ювелирного искусства получили огромную известность. О них пишут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвящённые культуре домонгольской Руси. Более всего знаменита "Черниговская гривна", или "гривна Владимира Мономаха". Это чеканный золотой медальон XI в., так называемый змеевик, на одной стороне которого изображена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дьявола, языческое божество или злое начало вообще. Против болезни направлена молитва на греческом языке. На другой стороне - архангел Михаил, призванный оборонять владельца гривны от дьявольских козней. Надпись, сделанная славянскими буквами, гласит: "Господи, помоги рабу своему Василию". Это был настоящий христианский амулет против нечистой силы. Сюжет и сама техника исполнения гривен-змеевиков заимствованы из Византии; в домонгольское время украшения подобного рода не были редкостью. "Черниговская гривна" выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать богатой, знатной персоне скорее всего княжеского происхождения. Стоимость этой драгоценности равняется размеру княжеской дани со среднего города. Медальон нашли в 1821 г. недалеко от города Чернигова, в древности столицы княжества. Надпись, указывающая на личность владельца - Василий, - подсказала историкам, что гривна принадлежала Владимиру Мономаху (1053-1125), которому при крещении было дано имя Василий. Этот известнейший древнерусский полководец и политический деятель некоторое время княжил в Чернигове. Он оставил "Поучение" детям, написанное в форме мемуаров. В этом сочинении князь писал, что одним из любимых его занятий была охота. Выходя на неё, Владимир Мономах не боялся кабаньих клыков и копыт лося. Охотясь невдалеке от Чернигова, он обронил драгоценную гривну, донёсшую до потомков работу искусных киевских мастеров. ИМЕНА НА МЕТАЛЛЕ Абсолютное большинство памятников ювелирного искусства Древней Руси анонимны. Археологи, находя остатки мастерских, принадлежавших древнерусским умельцам золотого и серебряного дела, извлекали из-под земли все необходимые для ювелирного ремесла принадлежности. Однако история не сохранила имён замечательных мастеров, создавших "Черниговскую гривну" или колты из Михайловского клада. Порой лишь сами драгоценности "проговаривались" о своих творцах. Так, кратеры - драгоценные серебряные чаши для святой воды, созданные в средневековом Новгороде XII в., - несут на себе надписи, в которых сообщаются имена мастеров Косты и Братилы. Знаменитая полоцкая просветительница XII в. княжна-игуменья Ефросиния в 1161 г. заказала крест для вклада в основанный ею Спасский монастырь. Шестиконечный крест высотой около полуметра был сделан из кипарисового дерева и сверху и снизу закрыт золотыми пластинками, украшенными драгоценными камнями. Уже к 20-м гг. XX в. почти все камни были потеряны, но известно, что их насчитывалось около двух десятков и среди них были гранаты. Камни крепились в гнёздах на золотых пластинках, а между ними мастер вставил двадцать эмалевых миниатюр с изображением святых. Имя каждого святого прочеканено рядом с изображением. Внутри креста хранились христианские реликвии: кровь Иисуса Христа, частички мощей святых Стефана и Пантелеймона, а также кровь Святого Дмитрия. Святыня была обложена серебряными с позолотой пластинками, а края лицевой стороны обрамлены ниткой жемчуга. В глазах верующих реликвии в большей степени делали крест драгоценностью, чем золото и серебро, использованные ювелиром. Судьба креста Святой Ефросинии Полоцкой, который поочерёдно побывал в руках православных, католиков, униатов, в казне московских государей и тайнике французов, занявших Полоцк в 1812 г., печальна. Он был утрачен во время войны 1941-1945 гг., его искали журналисты, писатели, учёные, политические деятели и даже Интерпол (Международная организация по борьбе с преступностью). История этих поисков так же драматична и безрезультатна, как, например, эпопея, связанная со знаменитой Янтарной комнатой (стены и вся обстановка которой были отделаны янтарём), похищенной нацистами в годы той же войны и с тех пор безуспешно разыскиваемой учёными. Описания и рисунки, сделанные до пропажи креста Святой Ефросинии, сохранили текст надписи, которую оставил на поверхности креста его создатель, полоцкий мастер Лазарь Богша (Богуслав). Крест Святой Ефросинии - одна из главных духовных святынь Белоруссии и признанный шедевр средневекового ювелирного искусства. * * * Ныне височные кольца, колты и многие другие произведения средневекового русского ювелирного искусства собраны в музеях. Особенно богатые коллекции принадлежат Государственному историческому музею, Оружейной палате Московского Кремля и Патриаршей ризнице. Позаимствовала с http://ricolor.org/history/hr/culture/jewell/ И еще ЭМАЛИ ПОЛОЦКОГО КРЕСТА: http://polotsk.nm.ru/hram3_1.htm
marjer.livejournal.com
что это такое и технология нанесения на изделия
Ювелирное покрытие в украшениях привлекает своей необычной красотой. Используя его различные оттенки, можно создать поистине уникальные изделия, которые подчеркнут неповторимость драгоценного украшения и уникальность его владельца.
Ювелирная эмаль
Ювелирная эмаль известна еще со времен Древней Руси. Тогда она имела другое название, но принцип ее нанесения остался тем же.
Финифть использовали как в ювелирном, так и в декоративно-прикладном искусстве. Ею украшали богатую утварь: кубки, ларцы, чаши. Хотя прошло много веков, а технологии претерпели изменения, но свойства эмали все также высоко ценятся мастерами-ювелирами.
Данный вид покрытия является ручной работой, даже если само драгоценное украшение отштамповано по заводским стандартам. Процесс эмалирования представляет собой покрытие поверхности драгоценного металла легкоплавким стеклом. Эмали различают по составам и способам нанесения.
Какой бы не использовался метод: перегородчатый, сканный, выемчатый – все это преследует единственную цель: качественное нанесение покрытия на металл.
к оглавлению ↑
Состав и виды эмали
Стеклянный сплав, который покрывает украшение, может быть разной степени плавления, цветов и типа нанесения.
В его состав входят кремнеземы и различные оксиды. Чтобы придать тот или иной оттенок покрытию, в смесь добавляют никель, оксид цинка или кобальт. Эмали по своим свойствам достаточно устойчивы в эксплуатации и воздействию внешних факторов. Они прочны, поэтому их часто используют в оформлении. Ювелирные изделия с эмалью смотрятся очень эффектно.
Виды эмалированных покрытий разделяют по способу закрепления. Есть горячие и холодные эмали для украшения ювелирных изделий, рассмотрим более детально:
Горячие покрытия. Именно этому способу отдают предпочтения маститые ювелиры. Ее используют с очень давних времен. Для обработки такого ювелирного покрытия необходима печь, нагревающаяся до 800 градусов. Эмалевый порошок прочно прилепляется к металлической основе. Подобный способ использовался со времен Руси.
Холодные покрытия. Для такого покрытия не нужны высокие температуры. Это своего рода стеклопластик, который разделяют на двухкомпонентную, теплоотверждаемую и светоотверждаемую глазурь. Двухкомпонентное покрытие самое простое: смешать в нужных долях и раскрасить изделие.
Процесс действия теплоотверждаемой эмали схож с горячей, но здесь потребуется температура до 160 градусов. Однако полировать такое покрытие нельзя, оно достаточно хрупкое. Процесс закрепления светоотражаемой холодной эмали на металлическую основу напоминает фотопломбирование в кабинете стоматолога.
Поверхность покрытия подвергают облучению ультрафиолетовой лампой. После этого она застывает. Светоотверждаемое покрытие используют в ремонте сколов на ювелирных украшениях.
к оглавлению ↑
Способы нанесения
Существует несколько способов нанесения ювелирного эмалированного покрытия на драгоценные изделия. Эти техники характерны именно для цветных эмалей, например:
Клаузоне. Это перегородочная техника. Золотые или серебряные нити напаивают в качестве орнамента. Она напоминает технику филигрань с замысловатыми иероглифами.
Шамплеве. На поверхности украшения металл высверливается, а образовавшиеся ямки заполняют разноцветной эмалевой крошкой. Это самая древняя технология нанесения покрытия.
Финифть. Цветным раствором расписывается поверхность изделия. Здесь нет перегородок и ямок. Изделие покрывают нужным количеством слоев и «выпекают».
к оглавлению ↑
Перегородчатая эмаль
Украшения с перегородчатой эмалью являются одной из наряднейших техник. На пластину из драгоценного металла, с помощью тонких проволок из серебра, выкладывается рисунок. Внутрь этих перегородок и наносят глазурь.
В давние времена эта техника использовалась для оттенков всей красоты драгоценных камней в изделии. Дошедшие до нашего времени украшения Древней Индии, демонстрируют всю пестроту красок чистых самоцветов. Так же, изделие могло быть снабжено чеканкой, и все это называлось «минанкари».
В китайской же традиции, наоборот, не принято было сочетать глазурь и ювелирные камни. Это была очень тонкая работа, сродни нынешней полиграфии. В основном перегородчатая эмаль использовалась на ценных предметах домашней утвари. Сосуды и вазы украшались традиционными изображениями реальных и мифических зверей. В Европе и России подобная техника называется витражной эмалью.
Истинная перегородчатая техника – образец тонкой и трудоемкой работы. Это штучный товар, уникальный в своем роде.
Здесь нет массового производства. С ее помощью готовятся эксклюзивные украшения под определенного заказчика.
Признаки перегородочной эмали:
рисунок тонкой работы;
контуры формирует тонкая проволока, которую можно увидеть целиком, даже на фото;
цена изделия достаточно высока.
Украшения в такой технике редко можно найти на большом производстве, не встречаются они и в больших ювелирных магазинах, работающих с крупными брендами. Подобные изделия можно обнаружить в небольших ювелирных мастерских, на площадках Интернет-ресурсов, посвященных хэн-дмэйд тематике, на выставках.
В подобных местах можно получить, действительно, авторское украшение с историей.
к оглавлению ↑
Технология изделий с перегородчатой эмалью
Если смотреть на капли, собранные в паутине после дождя, можно понять принцип перегородчатой эмали. Сначала выкладывается проволочкой контур, который потом заполняется разноцветной массой. Изделие просыхает и обжигается. Складывается впечатление, что в кружево металла оправлено стекло.
Технология эмалирования достаточно трудоемка:
на металлическую основу белой гуашью наносят эскиз;
заготовку выпиливают или чеканят согласно рисунку;
основу под изделие отбеливают в кислоте прежде, чем покрыть слоем эмали, потом происходит обжиг в печи при температуре в 800С;
для перегородок используют проволоку 999 пробы: здесь идет работа с пинцетом и круглогубцами. Формируются элементы каркаса, которые скрепляют специальным клеем, выгорающим при обжиге;
глазурь разводят с водой и заливают в ячейки. Сначала изделию нужно просохнуть, чтобы вода не нарушила структуру рисунка;
украшение помещают в муфельную печь, предварительно разогретую;
изделие нельзя подвергать резкому перепаду температур, поэтому остыть оно должно естественным путем.
Обжигание может происходить много раз для достижения нужного цвета и оттенка. Перегородчатая техника отличается от витражной тем, что у нее есть основа. Витражная эмаль прозрачна на просвет, как стекло.
к оглавлению ↑
Ювелирные изделия с эмалью
Украшения с нанесенной глазурью ценятся достаточно высоко, бывают случаи, когда их цена превышает стоимость изделий с ювелирными камнями. Здесь важны и исходные продукты, качество материала, драгоценная основа, мастерство и художественный вкус ювелира.
При помощи технологии эмалирования появляются не просто кольца, серьги, браслеты. Это потрясающие произведения искусства. Ювелирная эмаль может стать элементом украшения запонок, брошей, подвесок и колье. Иногда ее сочетают с камнями – тогда она становится оправой, а иногда, для создания шедевра, достаточно просто красок.
Если судить упрощенно, финифть – стекло, стойкое к химическому воздействию. Однако и оно подвержено сколам, исправить которые может ювелир. Как правило, горячая эмаль украшения делает дороже, поскольку процесс его изготовления довольно длителен.
Приготовленная холодным способом глазурь, продавливается на украшении ногтем. Ее не полируют, поэтому, изначально поверхность такого изделия может быть немного неровной.
Горячая глазурь на вид имеет прозрачное финишное покрытие. По своему составу, подобные украшения разделяют на прозрачные, полупрозрачные и глухие.
к оглавлению ↑
Ювелирная эмаль своими руками
Эмалирование предметов в домашних условиях возможно. В арсенале начинающего мастера должны быть лишь следующие составные:
Медные пластинки. Необходимы в качестве основы для нанесения ювелирной эмали. Как правило, кровельную медь можно раздобыть в строительных гипермаркетах и специализированных рынках.
Инструменты. Работая с металлами, нужно иметь при себе ножницы по металлу. Так же понадобятся щипчики, пинцеты, бокорезы, круглогубцы и прочие приспособления для тонких манипуляций.
Ювелирная эмаль. Самый важный атрибут, ради которого все и затевается.
Проще всего найти такой неходовой товар на сайтах производителей. Существуют отечественные и зарубежные образцы для выполнения изделий с холодной и с горячей эмалью. Следует учесть, что для работы может понадобиться ступка из металла для измельчения вещества. Если работы будут проводиться с холодной эмалью, нужны будут катализаторы. Работая со светоотражающим веществом, понадобится полимеризационная лампа.
Муфельная печь. Устройство необходимо, если украшения будут изготавливаться при помощи горячей эмали. На начальном уровне работы с эмалью холодным способом, конвекционная печь вполне подойдет. Микроволновую использовать нельзя. Муфельная печь – удовольствие достаточно дорогое.
к оглавлению ↑
Особенности выбора украшений и уход за ними
Следует изучить предложения рынка, прежде чем приобретать ювелирные украшения. Эмаль требует от мастера определенной сноровки и мастерства. Стоит учесть следующие нюансы:
Качественные изделия на основе драгметаллов не стоят дешево, их относят к украшениям класса премиум.
На украшении не должно быть сколов и дефектов.
Основой под ювелирное изделие с эмалью подходит золото, серебро и медь. Эти металлы хорошо держат форму при нагревании.
Уход за подобными изделиями подразумевает:
защиту украшений от механических повреждений;
избежание температурных перепадов и долгого нахождения на солнце;
нанесение косметических средств перед надеванием украшений, избегать контактов с бытовой химией;
избежание длительного контакта с влагой, снимать перед водными процедурами.
Процесс ухода за ювелирными украшениями с эмалью не требует специальных навыков. Для удаления загрязнений достаточно теплой воды и мягкой тряпицы. После мытья, украшение нужно просушить.
Основная задача ювелирной эмали – служить украшением дорогого изделия. Она не заменяет камни, а подчеркивает их великолепие и блеск. Порой, тонкая работа эмальеров по отдаче не уступает мастерам огранки. Нужно иметь художественное чутье и четко придерживаться технологического процесса, чтобы создать истинный шедевр.
gems-and-jewels.ru
§ 7. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА ЭМАЛИ
Изделия из металла, украшенные горячей эмалью, занимают большое место в декоративно-прикладном искусстве.
Процесс придания многоцветий металлу, соединения металла истекла был известен еще в древние времена. Горячая эмаль по металлу использовалась в прикладном искусстве древнего Египта, Индии, Китая. Эти изделия, в основном ювелирные украшения и посуда, поражают нас безупречным качеством исполнения, многоцветием и тонкостью работы.
В произведениях прикладного искусства древнего мира, а также и в более поздних изделиях греческих и римских мастеров первых веков нашей эры применялась техника выемчатой эмали. При таком способе нанесения эмали стекловидную массу закладывали в специально выбранные в поверхности металла углубления. Рядом с блестящей поверхностью золота, серебра или меди цветные вкрапления эмали создавали впечатление драгоценных камней или мозаики.
Большого совершенства техника эмали достигла в произведениях прикладного искусства Византии (X—XV вв.). Они замечательны удивительной тонкостью работы, гармонией цвета, пластики, выразительностью композиций и разнообразием технологических приемов. Византийские художники использовали не только выемчатую эмаль, но и перегородчатую. Расширяется круг применения изделий с горячей эмалью. Кроме ювелирных изделий и посуды эмалью украшаются предметы церковного обихода: иконы, оклады церковных книг и др.
Мастерство византийских ювелиров нашло своих последователей в древнерусском прикладном искусстве Киева, Владимира, Новгорода, Москвы. В Киеве, еще в X в. появляются изделия из металла с горячей эмалью, которые славились в Европе наравне с византийскими своей тщательностью и тонкостью работы, гармоничностью цветов, среди которых преобладают синий, зеленый, красный и розовый. В этих изделиях использовалась техника и выемчатой, и перегородчатой эмали.
Русские мастера не только переняли у византийцев тщательность и изящество исполнения, но продолжили традиции эмальерного искусства и добились в последующие времена высокого совершенства и мировой известности.
В XIV и XV вв. эмаль применяется как фон на литых, чеканных и резных изделиях. К середине XVI в. получила большое распространение техника эмали по скани из золота, серебра или меди. Еще драгоценнее становится блеск и яркость эмалей рядом с поблескивающим орнаментом металла. Изделиями такого рода славились мастера Новгорода и Москвы. Излюбленными цветами эмали нов-
городских мастеров были голубой, синий, черный и белый, причем эти вкрапления в сканный узор были очень небольших размеров для придания изделиям драгоценности. Для московских произведений с эмалью XV в. характерно применение прозрачных изумрудно-зеленой, синей и лиловой эмалей, которыми заливался фон надписей или литых накладных изображений.
В XVI в. украшение золотых и серебряных изделий эмалями достигает своего совершенства. В цветовой гамме первое место занимает голубой тон с множеством оттенков от сине-василькового до водянисто-голубого, бирюзового, зеленовато-голубого и лилового, а в конце века появляются также густокрасные и зеленые тона.
В XVII в. московские мастера в совершенстве овладевают техникой художественной эмали во всем ее многообразии. Они не только покрывают эмалью плоские поверхности, но и заливают эмалью объемные формы: сосуды, скульптурные чеканные рельефы и т. п. При этом применяются глухие эмали всевозможных цветов и оттенков, а также прозрачные, через которые просвечивает мерцающий блеск золотого и серебряного фона.
Период XVI—XVII вв. характеризуется применением горячей эмали в обиходных вещах: посуде, коробочках (рис. 19), футлярах, ножах, вилках. Эмаль как вид украшения, в основном предметов церковного обихода, теперь становится неотъемлемой частью и бытовых и светских вещей.
19. Коробочка со сканной эмалью Москва (XVII в.)
Значительным для прикладного искусства XVI—XVII вв. является богатство орнаментов, многоцветие и разнообразие применяемой техники. Горячая эмаль на металле выполняется в это время всеми способами: выемчатая, по чеканке, скани (рис. 20) и др. Сложные орнаментальные композиции декора украшаются эмалевыми вставками, а сюжетные композиции покрываются цветной эмалью по чеканному рельефу. Здесь же встречаются впервые примеры росписи по эмали. Фигуры людей и животных становятся более пропорциональными, растительные орнаменты теряют строгую геометричность. Художники воспроизводят в декоративных узорах многоцветный, праздничный мир, неистощимый в своем богатстве и радующий глаз.
20. Фрагмент колчана для стрел. Сканная эмаль с просечным фоном Москва (XVII в.)
Замечательные произведения прикладного искусства появляются в XVII в. в Великом Устюге, и среди них встречаются изделия с цветной эмалью: по скани белой, темно-синей, черной, желтой и зеленой, а также голубой. Со второй половины XVIII в. особый интерес представляет только здесь примененная техника цельного эмалевого покрытия предметов синим, голубым и белым цветами с серебряными накладками. В основном таким способом украшались предметы обихода: посуда, вазы, рамки. Их делали из меди и покрывали сплошным тонким слоем эмали, что давало почти полную имитацию фарфора. В эти покрытия вплавлялись декоративные узоры из тонких чеканных листков серебра или золота.
21. Серебряная чаша с росписной эмалью Сольвычегодск (конец XVII в.)
Изготовлением церковной утвари, предметов домашнего обихода и ювелирных украшений славились в XVII в. мастера из Сольвычегодска. Сканные серебряные изделия с эмалью чаще всего украшали светло-зеленым, голубым и темно-синим цветами.
Металлической основой сольвычегодских изделий чаще всего была медь, а эмалевое белое покрытие расписывалось надглазурными красками, наподобие росписи по фарфору. Яркие по цвету и тонкие по графике эмалевые вставки занимали иногда почти всю поверхность изделия, а иногда образовывали фигурно-орнаментальные плетения на фоне позолоченного металла. Цветовое и графическое решение росписных вставок служит примером замечательной фантазии и изобретательности художников, умевших соединять сказочно-фантастические мотивы с воспроизведением окружающей природы: пейзажей, животных, цветов и трав и др. Штриховой рисунок сольвычегодских эмалей близок по характеру лубочным картинкам так же, как близки им и многие сюжеты изображений, взятых из народных сказок и поверий (рис. 21 и 22).
22. Чаша с росписной эмалью Сольвычегодск (XVII в.)
Отличительной чертой художественных изделий с горячей эмалью русских мастеров XVII и начала XVIII вв. от западно-европейских является их яркость, многоцветие и общий колорит. Это особенно заметно при сравнении московских, новгородских или сольвычегодских эмалей с лиможскими (XV—XVII вв.), которые писались по черному фону.
Роспись по эмали в Москве начинается с середины XVIII в. — это мелкие травки, цветы и т. п. Настоящая живопись (миниатюра) на эмали по белому фону появляется в самом начале XVIII в. Григорий Муссикийский и Андрей Овсов — первые известные живописцы, рисовавшие миниатюрные портреты на эмали. К 80-м годам XVIII в. живописная миниатюра на эмали становится популярным видом искусства.
В Академии Художеств России учреждается эмальерный класс, которым с 1790 г. руководил Петр Жарков; сохранилось несколько портретов его работы.
Способ росписи по белой эмали на металле стал известен с середины XVIII в. и в г. Ростове (Ярославском). Здесь изготовлялись предметы церковной утвари, дорогая посуда, миниатюрные портреты, ювелирные украшения. Замечательными в них были росписные эмалевые вставки-миниатюры, выполненные с помощью сложной надглазурной росписи по белой эмали на металле. Изображения отличались реалистичным воспроизведением пространства, объемов, освещенности.
К середине XIX в. в творчестве мастеров эмальерного дела наблюдается постепенный переход от изящества и многоцветия росписей, свойственных XVIII в., к монохромности, натуралистичности и некоторой упрощенности. В изделиях конца XIX и начала XX вв. заметны черты механического смешения традиционных приемов (XVIII в.) с классическими (XIX в.) и с западно-европейскими способами росписей. Конец XIX и начала XX в. характеризуется расцветом стиля «модерн». Примером могут служить изделия фирмы Курлюкова в Москве (рис. 23).
В 90-е годы XIX в. прикладное искусство России переживает острую необходимость возврата к формам до-классического искусства Древней Руси. Чаще всего художники обращаются к наследию XVII в., как наиболее богатому разнообразными способами исполнения и декорировки изделий. В прикладных произведениях из металла этого времени заметны либо очень точные копии образцов XVII в., либо стилизации, использующие формы, декор и технологию XVII в. Попытка возврата к прошлым, традиционным формам имела благородные цели: она послужила во многих случаях открытию забытых приемов изготовления и, в частности, к возрождению техники горячей эмали на металле. Такие способы, как цельное покрытие эмалью изделия, изготовление прозрачных эмалей на металле или роспись по эмали для ювелирных изделий, были вновь освоены и возвращены в производство. Особенной славой пользовалась основанная в 1842 г. в Петербурге фабрика Фаберже и открытое в конце 90-х годов отделение фирмы Фаберже в Москве, объединяющие несколько производственных мастерских по изготовлению драгоценных ювелирных изделий. В этих мастерских выполнялись и эмальерные работы высокого технического качества. Разнообразные по характеру, они иногда повторяли формы XVII в. с включениями элементов других стилей, но чаще они обладали ярко выраженными чертами собственного стиля.
Заботой художников прикладного искусства с первых дней Советской власти было восстановление старинных художественных промыслов в Москве, Ленинграде, Ростове (Ярославском), Великом Устюге, в промышленных городах Урала. В этих городах в 30-е годы были реконструированы и модернизированы машины и оборудование. При художественных фабриках открылись специальные школы для подготовки молодых мастеров, учителями в которые приглашались видные художники (такие, как Чехонин, Тоне) и старые опытные мастера.
23. Серебряный кофейник и молочник с живописной эмалью Москва (начало XX в.)
Перед советскими художниками стояла задача воплотить в новых самобытных формах декоративного искусства современную действительность, в миниатюрных изделияхвыразить дух и настроение сегодняшнего дня. Над возрождением производства «Ростовская финифть» работали Чехонин, Назаров, Горский и др. Они создали новый тип ростовской эмали, с элементами советской эмблематики, с лозунгами, лентами и флагами. Постепенно в орнаменты ростовских росписей проникли элементы, свойственные изделиям Хохломы и Палеха, с их завитками, сочетанием цветов, стилизованными растениями. Эти новшества несколько изменили традиционный характер ростовских эмалей и во многом обеднили возможности этого старинного производства.
В настоящее время в области техники горячей эмали сделаны немалые успехи. Старинные предприятия художественной промышленности стараются сохранить свою художественную специфику. Предприятия Москвы, Ленинграда, Ростова и других выпускают достаточно качественные и разнообразные изделия с применением всех видов техники горячей эмали.
В настоящее время изготовлением художественных изделий с эмалью заняты многие предприятия Москвы: комбинат «Русский сувенир», организованный в 1967 г., комбинат прикладного искусства, организованный в 1966 г., фабрика «ГОЗНАК», возрожденная после 1917 г. на основе производства Государственного Монетного Двора (учрежденного в XVIII в.). В Ленинграде производство горячей эмали на металле осуществляет завод «Ленэмальер», основанный в 1917 г., и Ленинградский «Монетный Двор», основанный в XVIII в. В Великом Устюге работает артель «Северная чернь», созданная в XVIII в. и выпускающая кроме черневых изделий также и изделия с горячей эмалью. В г. Ростове (Ярославском) продолжается производство росписной эмали в артели «Возрождение». Ювелирные артели «Красного села», начавшие свое производство в XVIII в., тоже изготовляют небольшое количество ювелирных изделий с горячей эмалью (рис. 24).
24. Крышка шкатулки. Эмаль по скани Автор И. Нивина(1959г.)
Сувениры, подарочные изделия с эмалью выпускает также ювелирная промышленность Прибалтийских республик, Украины и Белоруссии, Армении, Грузии и Азербайджана. Своеобразный национальный характер сохраняют изделия художников из Среднеазиатских республик, которые все чаще появляются на республиканских, Всесоюзных выставках декоративно-прикладного искусства.
В наши дни все больше и больше художников и мастеров декоративно-прикладного искусства обращаются к технике горячих эмалей. В самых отдаленных уголках нашей Родины создают они произведения, оригинальные по цвету, форме и национальному характеру. Эти произведения, отражающие оптимистическое отношение к окружающему миру, уверенность в завтрашнем дне, характеризуют общее направление и состояние нашего социалистического искусства.
Однако современное искусствознание все определеннее приходит к мысли, что для нового подъема в творческой работе, для новых смелых поисков мастерам и художникам необходимо изучать и хорошо знать лучшие достижения русских мастеров и ювелиров прошлого, запечатленных в неповторимых памятниках декоративно-прикладного искусства. Только глубоко изучив наследие прошлого, можно уверенно двигаться вперед, сохраняя и развивая лучшие черты русского национального искусства.
* * *
В заключение необходимо еще раз напомнить, что при нарушении режимов технологии эмалирования возникают дефекты, которые бывает трудно исправить.
Прежде всего, это несоблюдение необходимой чистоты в процессе приготовления и наложения эмали на изделие. Например, на загрязненной пылью эмали после обжига появляются серые пятна. Если в эмаль попала медь, то на белой эмали появляются зеленые пятна, а при попадании серебра — желтые.
Приведем наиболее часто встречающиеся ошибки, которые приводят к браку, если:
· перед наложением эмали изделие не было отожжено, то в процессе нагрева вместе с эмалью изделие коробится и искажается;
· перегородки припаяны припоем, имеющим температуру плавления ниже температуры плавления эмали, то в процессе нагрева с эмалью изделие портится;
· при приготовлении фондана была использована недостаточно чистая вода (эмаль надо растирать на дистиллированной воде), то фондан теряет прозрачность;
· при обжиге оконной эмали был допущен перегрев, — эмаль «проваливается»;
· при обжиге живописной эмали был допущен перегрев, то штрихи рисунка «тонут» и расплываются в грунте;
· сканные перегородки были напаяны ювелирным припоем (содержащим цинк), изделие расплавляется и рассыпается;
· железная подставка не была натерта мелом и при обжиге железная окалина попала в эмаль, то образуются черные пятна;
· изделие недогрето, эмаль получается пористой;
· бесцветная эмаль слишком тонко натерта, то после обжига она становится молочной;
· бесцветная прозрачная эмаль слишком сильно обожжена, она также становится молочной;
· эмаль стала серой и тусклой после обжига, значит она плохо промыта;
· пластинка с живописной эмалью после обжига значительно деформировалась, значит неправильно наложена контрэмаль;
· после обжига обнаружены обнаженные участки, то эмаль была положена неравномерно или очень тонко;
· живописная эмаль обожжена выше нормы (пережог), то краски выгорают и меняют цвет: бирюзовые становятся серыми, пурпур и розовые приобретают синеватый оттенок, жидкое золото теряет блеск и стирается;
· вода попала на уже высушенные участки эмали, то после обжига появляются тусклые пятна, особенно по краям.
Первоисточник:
Техника художественной эмали, чеканки и ковки. А. В. Флеров, М. Т. Демина, А. Н. Елизаров, Ю. А. Шеманов — М., 1986.
art-con.ru
Украшения с горячей эмалью - история применения горячей эмали в разные эпохи
В древности мастера работали с горячей эмалью повсеместно — в Египте, Греции, Риме, Древнем Востоке.
Где производили украшения с горячими эмалями?
На Руси древнейшие украшения с горячей эмалью относятся к III-V векам нашей эры. В Приднепровье и в районах рек Оки и Десны были найдены образцы выемчатой эмали по меди. А древнерусские перегородчатые эмали по золоту и серебру датировались XI и XII веками, правда, они уступали византийским по качеству. В кладе, найденном в Старой Рязани, содержались изделия как с византийской, так и с русской эмалью. Но «наши», увы, сохранились хуже. Хотя, возможно, византийскими просто чаще пользовались.
В Средневековье византийская эмаль особенно прославилась. Эмали, как писали византийские летописцы, были очень сложны по составу и весьма богаты по цветовой палитре. Пик славы византийской эмали – это X-XI века. Перегородчатая эмаль и украшения из нее того времени совершенна как по технике, так и по стилю. Но далее начинается спад, а в ХIII в. эмаль Византии принимает более грубый, ремесленный характер. Прочность и эстетика эмалей понижается.
В XII—XIII веках в Германии и Франции была распространена техника выемчатой эмали. Пользовалась популярностью прозрачная, или просвечивающаяся горячая эмаль. Свет, падавший на серебряную основу, отражался от нее, и украшение искрилось и сверкало.
Техника эмалирования в древней Руси
Русский кустарь-финифтщик до всего доходил «на ощупь», и лишь немногие составы эмалей у нас получили общую известность. Печи и горны мастера топили дровами или древесным углем. Получать равномерный высокий нагрев было непросто. Как итог – перегрев и выгорание легкоплавких составов, а при недогреве требовался повторный переплав.
Словом «эмаль» в России стали пользоваться недавно, в конце XIX в. Оно пришло из Франции и заместило греческое понятие — финифть (светлый, или блестящий, камень), которое в X -XII веках проникло к нам из Византии. Заграничные эмали в XVII веке сильно дешевели и успешно конкурировали с кустарными отечественными. Лиможская мануфактура стала примером для развивающегося финифтевого производства в Вологде, а позднее в Ростове Великом (под Ярославлем). Цены на заграничные эмали упали, так как удешевились материалы, а с другой стороны, производства эмали перешли на крупные предприятия, работавшие на научно-технической основе.
Традиционные эмалевые техники
Финифть (живопись огнеупорными, изобретенными в XVII в французским ювелиром Ж.Тутеном, красками на грунтованных пластинках меди) стала со временем ярким и успешным русским промыслом. Портретные и видовые миниатюры, украшения и предметы религиозного обихода — настоящие шедевры современности. Теперь мало кто вспомнит, что в начале главным мотивом были травы и цветы.
На Востоке популярна горячая перегородчатая эмаль в технике минакари. Но эмаль в минакари не единственный участник. Кроме эмалей украшение, как правило, было усеяно камнями и жемчугом – истинная роскошь востока! От «сыгранности» граверов, огранщиков, эмалировщиков, закрепщиков зависело качество украшения.
Горячая эмаль это нарядное и стильное украшение. При соблюдении чётких, но несложных правил ухода изделие будет радовать вас долгие годы.
ПРОИЗВОДСТВО ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ | Способы производства ювелирных изделий. Литье ювелирных изделий | Основные ювелирные техники
Украшения с горячей эмалью. Холодная эмаль для ювелирных изделий | Горячая и холодная эмаль — технология нанесения на украшения | Горячая эмаль в домашних условиях — как подготовиться? | Грузинская перегородчатая эмаль | Роспись по эмали — финифть | Техника чернения серебра | Виды филиграни. Казаковская филигрань