Литература древнего двуречья. 2. Литература древнего Двуречья
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Литература и культура Двуречья. Литература древнего двуречья


2. Литература древнего Двуречья. Культура древнего Двуречья

Культура древнего Двуречья

Наиболее известным произведением древнего Двуречья является миф о Гильгамеше. Песни о Гильгамеше складывались, начиная с чрезвычайно ранних времен. Некоторые из них дошли до нас записанными на очень ранних глиняных таблетках, и эти записи, может быть восходят еще к временам до правления Саргона. Во время развития Аккад миф о Гильгамеше лег в основу литературного произведения, список с которого был найден в библиотеке ассирийского царя. Учеными не установлен автор этого произведения, важно лишь то, что оно имеет черты индивидуального творчества.

В данном литературном произведении для героев характерно живое чувство природы, любование красотой леса, неотъемлемость человека от природы. Основная мысль произведения заключается в том, что все в этом мире изменяется, ничто не бывает постоянным, а человеку не дано побороть смерть.

Миф о Гильгамеше записан размеренной речью; его читали, вероятно, и в храмах, и на торжественных пирах под звуки музыкальных инструментов.

О Гильгамеше можно было слышать повсюду: на базаре, в харчевне; пастухи стерегли свои стада в темные южные ночи, прислушиваясь к к рыканию львов и коротали время в рассказах о герое, руками, без оружия удушавшем страшных хищников.

Древние оставили нам сказание о Самсоне, который «растерзал льва, как козленка, а в руке у него ничего не было», -- вся сила его была в длинных кудрях.

Древние греки рассказывали историю своего героя, Геракла, совершившего двенадцать подвигов, убившего страшного льва и спускавшегося в преисподнюю.

В арабских сказках есть легенда об Аладине и волшебной лампе. По приказанию злого колдуна Аладин спускается в подземелье, чтобы принести оттуда волшебную лампу, которая дает своему владельцу власть над духами. В подземелье Аладин находит дивный сад, полный плодовых деревьев, но все плоды на них -- сверкающие драгоценные камни: вспомним чудесный сад богов, в который попадает Гильгамеш.

И в сказках европейских народов часто встречаются златокудрые герои, совершающие чудеса храбрости и силы, спускающиеся в преисподнюю, где им удается одурачить черта, узнав у него секрет, как вернуть плодородие яблоне с золотыми яблоками.

Есть сказки, где говорится о какой-то травке, залечивающей всякие раны и воскрешающей мертвых; иногда ее приносит в пасти змея, а иногда змеи же похищают ее у заснувшего героя. Герой укрощает львов, забирается на вершину стеклянной горы, где стоит дворец с золотыми воротами и где львы стерегут источник живой воды. Иногда речь идет о двух братьях-героях, совершающих подвиги, как Энкиду и Гильгамеш; когда один брат умирает, на выручку ему другой спешит в преисподнюю.

Корни многих из этих народных сказок и мифов уходят глубоко в творчество древнего Востока. В шумерских «книгах», которым от роду пять тысяч лет, перед нами живые записи; а на некоторых из этих записей лежит даже отпечаток обрабатывавшей их руки, которая превратила их в подлинное литературное произведение. Отзвуки этих записей можно найти и в Библии и в греческих сказаниях.

Таким образом, можно сказать, что миф о Гильгамеше стал основой для развития литературы более позднего периода.

3. Законы царя Хаммурапи как литературный памятник

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на 2-м году правления: это был год, когда царь "установил право стране". Эта кодификация не сохранилась. Известные Законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шама-шем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни.

Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

Право собственности. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество илку), о чем говорилось выше.

Обязательства. В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями.

Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних-животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества.

Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком, как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

В условиях существования частной собственности, как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения,

Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.

Брачно-семейные отношения. Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако, замужняя женщина не была бесправна.

Она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми.

Довольно сильная власть отца над детьми проявляется в возможности продавать детей, отдавать в качестве заложников за долги, за злословие на родителей - отрезать язык. Тем не менее, закон ограничивает эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.

Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Уголовное право и процесс. Как и другие древние кодификации, Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными, ничего не говорится в Кодексе о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

Среди преступлений против личности Законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится), к таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалится и причинит смерть хозяину. Таким же образом будет отвечать врач, причинивший смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в Законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимается определенный штраф.

К имущественным преступлениям, указанным в Законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие клейма с рабов называют законы как преступные действия. Как отличное от кражи преступление Законы называют грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного и заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа наступала смерть.

Среди преступлений, подрывающих устои семьи, Законы называют прелюбодеяние (причем, только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и других близких родственников). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишается руки).

Виды наказаний, предусмотренные Законами Хаммурапи, определяются его целью. Такой целью является возмездие. Поэтому при определении наказания законодатель довольно часто руководствуется принципом талиона.

Основными видами наказаний являются смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.; штрафы, изгнание.

Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (Законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично "исследовать дело". Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить когда-либо.

4. Развитие науки о древнем Двуречье

В 1895 г. в Париже был опубликован обширный труд французского историка-ориенталиста Гастона Масперо «Древняя история народов классического Востока». Эта объемистая работа, снабженная обильным иллюстративным материалом, и в наши дни не утратила еще своего научного значения. Блестящий стилист, ориенталист в широком смысле этого слова, египтолог и историк египетского искусства по своей узкой специальности, Масперо поставил перед собой большую задачу: подвести итог всему, что было сделано в области изучения Востока не только за XIX век, но и за тот период, когда античный греко-римский мир столкнулся ближе с древним Востоком -- с Египтом и Передней Азией.

В конце прошлого века древний Египет был значительно более исследован, чем другие древневосточные страны; но в науке о древнем Востоке успела уже отделиться и завоевать себе место новая дисциплина, ассириология, требовавшая особых, специальных знаний. Однако в то время египтолог Масперо мог еще отводить именно Египту ведущую роль в общей истории древнего Востока, хотя и уделял значительное место также Ассирии, Вавилонии и вообще позднему периоду культуры древней Передней Азии.

Прошло несколько десятилетий, и знакомство с древним Востоком, с его языками и письменностью, с его материальной культурой, наукой, литературой, изобразительным искусством и религией настолько выросло, что всесторонний и такой же глубокий охват всей древней истории народов классического Востока потребовал бы коллективного труда многих специалистов.

Уже в самом начале нашего века стало ясно, что дальнейшая расшифровка сохранившихся в огромном количестве клинописных документов внесет много нового в понимание истории культуры стран Передней Азии. Но никто не мог тогда представить, что раскопки, начатые в разных местах, через пятьдесят лет дадут такой обильный и такой разнообразный материал, что многие построения и выводы науки придется пересмотреть.

Не о каком-нибудь окончательном «подведении итогов» должна идти речь в настоящий момент; задача ученых, продолжая работы над расшифровкой письменных памятников, одновременно использовать добытый в наше время богатейший материал памятников вещественных. Громко говорили надписи; археология, наука, рожденная в XIX в. и развитая в XX в., заставила заговорить вещи, и язык их, звуча часто в унисон с надписями, нередко и дополнял существенно их смысл.

Для Масперо и его современников новой была возможность говорить о памятниках шумерской древности, а мы в настоящее время говорим о временах становления культуры и искусства не только Ассирии и Вавилонии, но и всей Передней Азии.

Французский путешественник, естествоиспытатель и врач по профессии, Оливье в XVIII в. побывал в Двуречье и оставил большой и интересный труд, дающий яркое и подробное описание климата, флоры и фауны Двуречья. Он говорит о полной заброшенности страны, описывает картину налета саранчи, которая опустошила все посевы, при этом он подчеркивает, что страна не лишена богатых ресурсов.

Свидетельства классических авторов - Теофраста, Страбона, Геродота - единогласно подтверждают необычайное плодородие Двуречья.

Большое значение, в смысле знакомства европейцев с культурой Востока, внесла экспедиция Наполеона. Его грабительски вывезенные богатства Двуречья были перевезены во Францию и позднее выставлены для ознакомления. Большая часть этих древних сокровищ до сих пор находится в Европе.

5. Искусство древнего Двуречья

Искусство Двуречья широко представлено сохранившимися экспонатами. Наиболее интересны фрески из древних дворцов, до наших дней сохранилось большое количество фигурок, статуэток людей, ювелирных украшений.

Подразделяя историю Двуречья на периоды ученые выделяют особенности того или иного периода по наиболее характерным чертам в искусстве, литературе, архитектуре и т.д.

При раскопках захоронений ученые-археологи обнаруживали драгоценности в захоронениях. Предполагалось, что грудь умершей женщины должна быть обвешана ожерельями, сделанными исключительно из натуральных камней. Анализ украшений говорит о высокой технике изготовления, т.е. жители древнего Востока владели хорошей, высокой по уровню техникой обработки камня, металла и фаянса.

Большое количество находок относятся к так называемым монументальным, выполнены они часто из камня и их техника обладает высокой точностью обработки.

Статуэтки так же представляют собой большую группу и выполнены из различных материалов: от алебастра до меди. В этот период существовали печати, стоит отметить, что они относятся не только к религиозно -мифологической тематике, но на некоторых из них изображены и батальные сцены.

Сохранились дворцы царей державы Ахеменидов, убранность части комнат восстановлена учеными, имеются проекты застройки древних городов, сохранены памятники архитектуры, восстановлены ранее утраченные. Так, наиболее известным архитектурным комплексом ахеменидского времени Персеполь, одна из резиденций царя Дария 1 и его преемников.

Заключение

Изучение истории культуры древнего Двуречья дает нам обширный материал по истории всего Востока и не только в этот период. Это обусловлено тем, что в основном, сохранились памятники этого периода, трактаты греческих авторов о Восточных землях не всегда полны и чаще содержат противоречия. В связи с этим, культурное наследие является одним из важнейших источников для изучения данного периода.

Список литературы:

1. Флитнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья. М., 1958.

2. Искусство древнего Востока. М., 1962.

3. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991.

cult.bobrodobro.ru

Литература и культура Двуречья. Владимир Миронов.Древние цивилизации. История древней Евразии

Первая литература Двуречья, бесспорно, принадлежит шумерам. Хотя, как отмечают, основное количество шумерских литературных памятников дошло от периода между 2000 и 1800 годами до н. э., когда язык шумер перестал быть разговорным. Основная масса аккадских (семитских) литературных текстов, включая эпос о Гильгамеше, явилась после 1800–1740 годов до н. э. Жители Двуречья свободно владели двумя языками. Переплетение языков, героев, богов, литератур, как и смешение народов, характерно для этого региона.

Рельеф с фигурой Гильгамеша

Важнейшим литературным произведением Месопотамии, написанным на аккадском языке, является «Эпос о Гильгамеше». Это литературная «библия» Шумера и Вавилонии. В 1872 году Дж. Смит, изучая клинописные тексты Ниневии, нашел на одной из табличек отрывки поэмы о Гильгамеше. Большая часть сказаний о нем зародилась в Шумере. Гильгамеша считают пятым царем Урука, жившим уже после потопа (тексты шумер древнее вавилонских). Есть несколько версий. Поздняя – из библиотеки Ашшурбанипала. О нем знали меньше, чем об «Эпосе об Эрре». Между образами шумерской и вавилонской истории немало связующих нитей. Таким же образом шумерский царь-мудрец Зиусудра станет предтечей будущих вавилонских героев – Атрахиса и Утнапиштима. Другой прославленный вавилонский герой – Этана – упомянут как полулегендарный шумерский царь в так называемом «царском списке» (III династия Ура). Герой Адапа, как и Гильгамеш, принадлежал к списку шумерских «семи мудрецов». А вавилонская богиня подземного царства Эрешкигаль и ее супруг бог Нергал, владыка подземного мира, носят шумерские имена (В. Афанасьева). И таких примеров масса. Ученик ассириолога Ф. Делича сказал: строки эпоса о Гильгамеше ценнее сотен нововавилонских документов. Но и там не было пророка в своем отечестве. Прошло время, прежде чем «Эпос о Гильгамеше» стал популярен и за пределами Месопотамии. На него ссылаются и Ветхий Завет, и греческая мифология. В апреле 2003 года мир облетела сенсационная весть: в устье Тигра и Евфрата, там, где некогда находилась столица Урука, археологи обнаружили могилу Гильгамеша.

Подвиг Гильгамеша и Энкиду. Оттиск с печати

Сюжет поэмы напоминает гомеровскую «Одиссею»… Герой отправился на поиски предка Ут-Напишти, «вавилонского Ноя». Приключения его удивительны. Цель путешествия героя – попытка обретения им бессмертия. Эпос записан из уст заклинателя Синлеке-уннинни. Некоторые тексты диктует конь (чему не стоит удивляться: иные сегодняшние законы пишутся ослами). Шумерский эпос более похож на волшебную сказку, схожую в чем-то с русскими былинами. Есть две версии Гильгамеша – шумерская и вавилонская. Хотя шумерская более древняя, нежели вавилонская, но последняя, по мнению Афанасьевой, динамичнее и художественнее. Герой тут напоминает то ли Давида Сасунского, то ли Добрыню Никитича. Оба они, случалось, калечили сверстников, не всегда соразмеряя свои силы. Гильгамешу (на две трети он бог и лишь на одну треть – человек) суждено было пережить смерть друга, Энкиду, разочарование в любви и отказ от всех добыть цветок вечной молодости. Интересны размышления героя, шумеро-вавилонского Байрона, а также художественные сцены, описывающие его жизненные пути и приключения.

Гильгамеш, поящий быков. Оттиск с печати

Когда выясняется, что враги не могут с ними справиться ни с помощью силы, ни с помощью хитрости, к ним ведут блудницу Шамхат. Ее и познал сначала варвар Энкиду. После общения с нею «ослабели мышцы, остановились ноги», а кроме того, «не стал он умней, разуменьем глубже». Таков удел всех мужчин. Ведь девы эти «красотою славны: сладострастьем полны, – сулят отраду – они с ложа ночного великих уводят». Уводят нас со стези разума. Вы скажете: «Да кто же из нас не становился жертвой женщины!» Но Энкиду, по сути, дикий человек, «порожденье полуночи», что «ни людей, ни мира не ведал», «человек-дикарь», без всяких там образований и столичных воспитаний. Не о том должен думать тот, кто хочет на века остаться в памяти народной как герой. Гильгамеш после гибели Энкиду (который стал ему за время их приключений другом, с ним он совершил немало героических деяний) делится мыслями с корабельщиком:

Гильгамеш ему вещает,

корабельщику Уршанаби:

«Уршанаби, цветок тот —

цветок знаменитый,

Ибо им человек достигает жизни.

Принесу его я в Урук огражденный,

Накормлю народ мой, цветок испытаю:

Если старый от него человек молодеет,

Я поем от него —

возвратится моя юность».

Особый интерес представляет противопоставление двух героев – Гильгамеша и Энкиду. Оба созданы по тому же божественному образцу («образ Ана»). Разница в том лишь, что они являются носителями двух противоположных начал и стихий. В эпосе (как и в шумерских песнях) покровителем Гильгамеша является бог дневного света Уту-Шамаш. А вот жизнь Энкиду направляет мрачный и страшный бог ночи и Подземного мира Нергал. Любопытно и распределение мест «надзора и контроля» за людьми между этими богами. Бог света Уту-Шамаш творит суд в гороссде, а бог тьмы Нергал распоряжается судьбами людей в степи (в пустынных или нежилых местах). Отсюда и неизбежное соперничество между героями, которыми руководят столь противоположные и полярные силы. Темнота и невежество Энкиду таким образом вполне объяснимы (дурное влияние среды). Не так ли сегодня у нас говорят, когда хотят показать чью-то дикость: «Ты что – с большой дороги, что ли?!» Критическая линия шумерско-вавилонского эпоса прослеживается и в иных сюжетах.

А. Исачев. Блудница Шамхат

Такова критика в адрес одного из героев, Acaкa, самодовольного дикаря, не почитающего своих родителей, не пробовавшего материнской груди, живущего вне традиций, страстно желающего взойти на престол («возводящий себя на престол»). Этот дикарь напоминает иных невежественных политиков, место которых в лучшем случае у стойла или в хлеву. Правда, у шумеров блудница Шамхат, которую в течение недели познает Энкиду, все же сумела очеловечить дикаря, передав ему основные представления о граде и мире. К несчастью, после этого он скончался от страшной болезни. Не слишком ли большая цена за усвоенные знания? Не превращается ли и наша столица в «великую блудницу», в град без совести и морали?

Гений Древа Жизни

Ассиро-вавилонская, шумерская культуры прочно вошли в сокровищницу человеческих знаний. И не только Гильгамеш, но и образ свирепой Лилит, перешедший из вавилонской поэзии в Библию, в апокрифы Древней Руси, в «Вальпургиеву ночь» Гёте. Ее использовал А. Франс в новелле «Дочь Лилит». Неудивительно, что К. Бецольд поставил тексты Месопотамии по своему значению вровень с китайскими летописями и книгами Ветхого Завета. По мнению Дж. Смита, история Утнапиштима – прародителя вселенского потопа стала предвосхищением библейского сказания о Ное и другом великом потопе.

Бехистунская скала

Надпись Дария на Бехистунской скале

Когда в 1160 году еврейский путешественник Вениамин Тудельский (рабби Вениамин), покинув Испанию, решил взглянуть на Вавилон, город предков, он кораблем добрался до Константинополя, а затем до Мосула, откуда спустился вниз по рек Тигр к Багдаду. Там обнаружил двадцатитысячную еврейскую колонию и поблизости, в Хиллахе, еще одну, 10?тысячную общину. Некоторые жители уверяли, что можно увидеть дворец Навуходоносора – «печь, раскаленную огнем» и даже «Башню рассеянного поколения» (Вавилонскую башню). Видимо, его ввели в заблуждение. Город Вавилон находился ниже. Но кто смог бы разобрать среди множества безымянных холмов именно тот, где некогда возвышалась древняя столица, ставшая ныне «грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием»?! К 400 году до н. э. сохранялись лишь стены древнего города. Но и они обрушились после ухода римлян. Миссионер Кроче посетил Месопотамию в 1290 году и подробно описал развалины Ниневии («город значительный»). Установил и место – город Мосул. Позже Л. Роволф скажет: «На этом месте и вокруг некогда находился могучий город Ниневия, какое-то время являвшийся столицей Ассирии».

Первое научное изыскание земель Месопотамии провел итальянский путешественник Пьетро делла Валле, обнаруживший в южной части страны безвестный холм, названный позднее Мукайяр (1625). Оказалось, что под ним скрывались остатки библейского города Ура. Он первым из европейцев «воткнул лопату в песок», скрывавший руины самого древнего шумерского города – Ура (Мукайяра), привез в Италию кирпичи из Вавилона и Ура, на которых были начертаны неизвестные письмена. Он же первым стал говорить, что знаки, увиденные им ранее в руинах Персеполя, следует читать слева направо. Так купец, бродяга и авантюрист, отправившийся на Восток в 1616 году с целью заглушить любовные муки (его невесту выдали замуж за другого), «впервые доставил ученым клинообразные письмена, тем самым положив начало двухсотлетней истории их прочтения!» В те годы исследования Месопотамии лишь начинались. Европейцы практически ничего не знали о ней. Э. Кьера писал: «По моему мнению, европейские ученые в эти годы оставались далеко позади «невежественных» мусульман. В Коране упоминаются «обожженные в аду и исписанные демонами кирпичи»; у меня нет сомнений в том, что это замечание относится к многочисленным покрытым надписями кирпичам, которые можно найти повсюду в Месопотамии. Объяснение происхождения …кирпичей, данное Мухаммедом, пусть не совсем правильно, но он хоть знал, что они покрыты письменами». Впереди была эра открытий…

Царский дворец в Хорсабаде

В XVIII веке король Дании отправил датского ученого Карстен Нибура исследовать Египет, Аравию, Сирию. Тот обнаружил близ Хиллаха на Евфрате немало кирпичей с надписями. Так вот и нашли место, где ранее находилась Ниневия. Его «Описание путешествий в Аравию и соседние страны» (1778) стало для других ученых чем-то вроде энциклопедии знаний о Месопотамии. Он привез тщательно выполненные копии клинообразных надписей из дворца в Персеполе. Нибур сумел четко разграничить надписи на три колонки, назвав их тремя видами клинописи (каждый из классов письмен – это иной язык). Француз Ж. Бошан обнаружил холм под названием Эль-Каср (Замок), а затем посетил холм Хиллаха (1771). Пионером исследований в Месопотамии считают англичанина Клавдия Рича (1787–1820), резидента Ост-Индской компании. Тот являлся проконсулом Британии и, как говорили, был «самым могущественным человеком Багдада». Учитель классических языков в Геттингене Г. Гротефенд, побившись о заклад в трактире (1802), в итоге прочел имена персидских царей – Гистаспа, Дария, Ксеркса. Решив «головоломку из Персеполя», он нашел и рычаг, с помощью которого установил имена царей династии Ахеменидов, что в дальнейшем позволило определить звуковое значение 12 знаков древнеперсидской клинописи. Р. Портер, художник, срисовав руины на раскопках холма Аль-Ухаймир, приоткрыл и тайну шумерского города Киша (1818).

Генри Роулинсон

Весомый вклад в дешифровку надписей внес Г. Роулинсон (1810–1895). В трехъязычной надписи царя Дария I на Бехистунской скале он сумел из 600 знаков вавилонской части надписи дешифровать 250 знаков. Роулинсон был солдатом в Афганистане, политическим агентом в Багдаде, послом в Персии, членом парламента и правления Британского музея. Его расшифровка «трилингвы», надписи на знаменитой Бехистунской скале (ученые окрестят ее «Розеттским камнем ассириологии»), принесла заслуженную славу. Персидский царь Дарий оставил на высоте надпись на трех языках (эламском, древнеперсидском и вавилонском). В ней царь описал, как пришел к власти, победив и казнив десятерых соперников: «Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь Персии, царь сатрапий, сын Гистаспа, внук Арсама, Ахеменид… из древности мы происходим, издревле наш род был царским…» и так далее. Надписи сопровождались изображениями Дария, его помощников, самозванцев и бога Ахурамазды. Так как все три используемых языка исчезли из обращения к началу нашей эры, стали мертвыми языками, такое соседство в надписях давало ключ к расшифровке эламского и ассиро-вавилонского языков. Где-то тут, рядом с горами Бехистуна, некогда проходили караваны из древней Экбатаны (Хамадан), столицы Персии, в столицу Месопотамии – Вавилон. Здесь же били ключи родниковой воды. Место удачное в географическом и житейском смысле.

Правитель Лагаша Гудеа. Диорит. XXII в. до н. э.

Неудивительно, что оно давно привлекало внимание историков и путешественников… Диодор писал, что рельефное изображение сделано царицей Семирамидой, приказавшей высечь на скале свой портрет с изображением сотни стражников. Другие полагали, что там высечен крест с двенадцатью апостолами или геральдическое украшение. Чтобы скопировать надписи, Роулинсону пришлось проявить мужество и качества альпиниста. Он с огромным трудом скопировал персидский текст, забравшись на лестницу, но для копирования текста на эламском языке пришлось бы перебраться через обрыв. Выше находился вавилонский текст. Тут пришлось бы выполнять практически смертельные трюки. Местные верхолазы не соглашались лезть на такую высоту. Наконец, нашелся все же некий курдский мальчишка, совершивший столь рискованное восхождение. Он и сделал на бумаге копию вавилонского перевода записей Дария. Так Роулинсон, позабыв о дипломатической карьере и обо «всех удобствах цивилизации», движимый жаждой научных открытий, получил в руки ключ к разгадке грамматики аккадского языка, языка, имевшего два диалекта – вавилонский и ассирийский. Приступили к расшифровке…

Портал в Хорсабаде

Последовала догадка: вавилонская письменность основана на письменности еще более древнего языка, который все называли по-разному – скифским, туранийским, хаммитским, протохалдейским, аккадским языком. Таким образом, «открытие языка шумеров», сделанное Опертом и Роулинсоном, привело историков к открытию, как иные считали, самой древней или, по крайней мере, одной из древнейших культур мира, к земле Шумер (Дж. Веллард). К 1850 году загадка ассиро-вавилонского языка была почти решена.

Во второй половине XIX века французский археолог-любитель Э. де Сарзек нашел древний шумерский город Лагаш в местечке Телло (1877–1900). В руинах дворца им обнаружены фрагменты каменной плиты – «Стелы коршунов», голова огромной статуи правителя Гудеа, семь его скульптурных портретов, множество статуэток и фигурок. Он раскопал немало храмов, жилых домов, и главное, нашел «архивы», где хранились десятки тысяч табличек. Именно благодаря этим надписям ученые смогли в дальнейшем доказать существование языка шумеров. Хинкс в своем труде «О надписях из Хорсабада» утверждал, что язык этот похож на семитский, но форма его являлась индоевропейской по происхождению. Несемитским считал язык шумеров и Роулинсон. Библия упоминала о халдейском городе Уре, но в ней нет ни слова о шумерах! И вот в 1869 году французский лингвист Ж. Оперт на заседании Французского общества нумизматики и археологии заявил: языком табличек из Месопотамии является шумерский язык. А это значит, что должен был существовать и шумерский народ! Таким образом, «не историки и археологи первыми четко сформулировали доказательство существования Шумера. Это «вычислили» и доказали лингвисты» (М. Белицкий). Конечно же, не без помощи все тех же археологов и историков.

Интенсивные поиски вели и другие ученые. Э. Ботта, назначенный в 1840 году консулом в Мосул, город, расположенный в верховьях Тигра, начал раскопки холма Куюнджик. Он же обнаружил у деревушки Хорсабад в 1843–1846 годах дворец Саргона II и город Дур-Шаррукин, о котором сказано в Библии. Это своего рода «гигантский Сан-Суси, Версаль, сооруженный в 709 году до н. э., после завоевания Вавилона» (К. Керам). Ботта отправил в Париж находки, положившие начало ассирийской коллекции Лувра, и написал пять томов «Памятников Ниневии». Однако же честь открытия Ниневии принадлежит английскому дипломату Г. Лэйярду, который, путешествуя по Востоку, при раскопках холма Нимруд обнаружил в этих местах ассирийский город Кальху со скульптурами человекобыков и человекольвов.

Реконструкция росписи стены руин Ниневии. Хорсабад

Этот грандиозный комплекс был построен по приказу Ашшурнасирпала II в Нимруде в 883–879 годах до н. э. Дворец щедро украшен разного рода статуями и фигурами. В частности, тут была найдена фигура огромного быка с орлиными крыльями и бородатой человеческой головой, увенчанная тиарой. Неподалеку, из храма «владычицы страны» богини Иштар, примыкавшего к ансамблю дворца, археологи извлекли статую рычащего льва. Правители Ассирии имели обыкновение ставить перед дверьми храмов грозные изваяния («шеду»), целью которых было оберегать священную особу царя. Этих львов и быков наделяли особыми магическими свойствами. Это было привычно для ассирийского религиозного зодчества, а также для Хеттского царства или северосирийских государств, где входы во дворцы правителей тщательно охраняли каменные сфинксы, грифоны и иные существа. Они должны были встречать посетителей дворца, внушая чуство страха и покорности.

Крылатая фигура бога

Самым большим достижением стало открытие руин Ниневии (на холме Куюнджик), где найден дворец царя Синаххериба с библиотекой его внука Ашшурбанипала, полной глиняных книг. Находка составила основу древневосточной коллекции Британского музея в Лондоне. В 1898 году немец Р. Кольдевей приступил к раскопкам Вавилона. Он давно примеривался к этим огромным холмам в 90 км к югу от Багдада. Все уже знали, что под этими искусственными горами должен был лежать легендарный город, о котором писал еще Геродот. Но для серьезных работ требовались деньги. И надо сказать, что Кольдевею повезло дважды. Первый раз в том, что спонсоры выделили огромную сумму в 500 000 золотых марок для проведения работ в Вавилоне (на пять лет). Он проработал там 19 полевых сезонов, вплоть до 1917 года, когда английские войска захватили Багдад. Кольдевей прибыл на место вместе с группой архитекторов, ассириологов и лингвистов. Наняли две сотни рабочих. На второй раз им повезло. Начав вскрывать гору щебня, которую арабы называли «Каср» («крепость» или «замок»), они сразу же наткнулись на главную улицу Вавилона. Уже при первых пробных шурфах на Касре нашли улицу, вымощенную большими плитами, часть которых была покрыта загадочными надписями.

Вид реставрированного храма в Ниневии

Это были надписи царя Навуходоносора, свидетельствующие о том, что археологи обнаружили священную дорогу процессий – улицу для торжественных шествий в честь бога Мардука – «божественного господина Вавилона». Повсеместно попадающиеся кирпичи, покрытые цветной эмалью и рельефами, ясно говорили о том, что именно здесь когда-то находилась эта искусно построенная дорога. В итоге многолетних упорных трудов были обнаружены царские врата (дворец Навуходоносора II), «Висячие сады», фундамент «Вавилонской башни», руины храмового комплекса Мардука, мощные оборонительные стены. Кольдевей вскрыл центральную часть Вавилона VII–VI веков до н. э.

Немцам суждено было сыграть решающую роль и в обнаружении первой столицы Ассирийской державы – Ашшура. Тут сказал свое слово выдающийся немецкий археолог В. Андре. Получив весьма щедрую финансовую поддержку у Германского Восточного Общества (промышленников), он в течение 12 лет (1902–1914) исследовал руины древней столицы. Ашшур был самым ранним и почитаемым центром ассирийцев, ибо это центр во славу главного бога, Ашшура (отсюда название народа и страны). Как отмечает историк, В. Андре, как и Кольдевей, был архитектором по образованию. Еще смолоду он увлекался археологией и с 1899 года работал с Кольдевеем в Вавилоне. С него берет начало методика строгого следования при раскопках порядку и поэтапности. Он учился копать постепенно, по слоям, двигаясь от вершины телля к его основанию. Начиная раскопки безымянного городища у селения Калат Шергат Андре не имел представления о том, что перед ним – руины древнего Ашшура. Но обнаруженный им культовый каменный столб с именем царя и человеческими фигурами, несущими знамена, подсказали ему пути поиска. Напряжение все нарастало…

Затем были обнаружены стены дворцов, облицованные большими алебастровыми плитами пурпурно-красного цвета. На рельефах он увидел крылатые существа с орлиными и человеческими головами. Постепенно стал прорисовываться и план города. К ступенчатой башне в виде зиккурата примыкала пристройка, тянувшаяся к Тигру. Там находились священные ладьи, на которые во дни торжеств приносили статуи всех богов из храмов города. На ладьях боги покидали Ашшур, чтобы через какое-то время вернуться в свои святилища. Для этой цели и была проложена «дорога процессий» от берега Тигра до храмов, как это было и в Вавилоне.

Ученому удалось обнаружить храмы главного бога Ассирии – Ашшура и почитаемой обитателями страны богини Иштар. «Но особое потрясение испытал Андре при открытии склепов нескольких поколений ассирийских монархов, находившихся в подземных камерах с куполообразными потолками. Стены были облицованы каменными пластинами, на которых 18 раз выбито клинописью имя соответствующего царя. Все склепы, к великому разочарованию, оказались пусты: их ограбили еще в древности. Лишь в одном из них археолог нашел разбитый на куски каменный гроб. Он собрал фрагменты и отправил их в Берлин. Там гроб с трудом восстановили. Некогда он состоял из единой 18?тонной каменной глыбы длиной 3,85 и шириной около 2 метров. Высота – примерно 2 метра. Как же, каким образом и кто мог разрушить этот колоссальный саркофаг? «Очевидно, – пишет Э. Церен, – его облили нефтью, а затем подожгли, чтобы раскалить камень. Потом лили на него холодную воду, и гроб раскололся… После того как в Берлине восстановили царский гроб, ученые берлинского музея прочитали последнюю из начертанных на нем надписей: «Дворец Ашшурнасирпала, царя Вселенной, царя Ашшура». Вероятно, гробница была ограблена в период крушения ассирийской державы в конце VII века до н. э., царский труп сожгли или бросили в Тигр, гроб взорвали и сам склеп в конце концов разрушили». В таком виде, разграбленными и разрушенными, нашел Андре гробницы многих ассирийских царей, перед которыми когда-то трепетал весь мир. Sic transit gloria mundi! «Так проходит мирская слава!» Такие же картины грабежей усыпальниц царей видел Египет на протяжении всей истории.

«Голова Нимрода». Раскопки О. Лэйярда в Нимруде

Значительны были заслуги и американцев, Хейнеса и Гилпрехта, собравших около 30 тысяч табличек (1893–1900). В тяжелых условиях шли их поиски. С. Лэнгдон писал в 1928 году: «Холм хранит свои тайны в сердце безводной пустыни. Природные условия делают продолжительные археологические работы здесь почти невозможными». Песчаные бури были тут столь неожиданными и мощными, что они были в состоянии занести все, что было еще недавно обнаружено. Так, базальтовый лев, раскопанный Тейлором, был найден только спустя 70 лет Халлом, а через некоторое время иракские ученые обнаружили его вновь, под полутораметровым слоем песка. Случались потери. Ученые-археологи, пишет Веллард, с содроганием вспоминают, как Лэйярд и его современники, словно шахтеры, прорубались сквозь дворцы, храмы Ниневии и Вавилона, прокладывая вертикальные шахты «прямо сквозь древние памятники». Конечно же и местные жители искали в руинах украшения, фигурки, статуэтки, чтобы затем выгодно продать их на базаре. Тысячи табличек были разбиты тогда кирками рабочих или безвозвратно утеряны по пути в Европу. В 1844 году груз, посланный на плотах по Тигру Э. Ботта, первым исследователем ассирийского холма, затонул в устье Шатт-эль-Араб. Были безвозвратно утеряны плоды двухлетних раскопок (2 тысячи скульптур и рельефов). Подобным же образом погибли 15 ящиков находок из древней Ниневии, отосланные в 1851 году в Багдад. Да и сами места раскопок середины XIX века напоминали «призрачные склепы погибших свидетельств» (Ф. Петри). Как ни странно, темнота и невежество обитателей этих мест в ряде случаев сослужили добрую службу истории цивилизации и культуры. Рабочим, трудившимся на раскопках, находившим в Месопотамии кирпичи, статуи, цилиндрические печати с надписями, все эти раритеты казались бесполезными, и они зачастую просто выбрасывали их в мусор, как ненужные… Приведу имена известных ассириологов: К. Рич, Р. Раск, Э. Бюрнуф, Ж. Опперт, Э. Бер, О. Лэйярд, Г. Роулинсон, Э. Хинкс и другие. Затем список пополнился именами Л. Вулли, С. Крамера, Э. Кьера и др. Своя школа научного изучения клинописи возникла и у русских (Н. Лихачев, М. Никольский, В. Струве, И. Дьяконов, А. Рифтин и многие другие).

Рельеф с изображением царя. Хорсабад. Британский музей

Некогда профессор ассириологии Берлинского университета Г. Винклер выдвинул идею панвавилонизма, согласно которой все, что имеет хотя бы какую-то ценность в древнем мире, уходит корнями в Вавилон… Он утверждал, что «осуществилась старая греза славы Вавилона. Если Вавилон не сделался господином мира, то он все же опять был столицей большого культурного царства, которое простиралось от Персидского моря до Средиземного и до границ Египта и в культурном отношении играло первую роль среди вновь возникших великих держав». Следы культуры древней Месопотамии можно видеть всюду – в Ираке, Сирии, Кувейте, Иордании, в Израиле, Палестине, Египте. Как известно, Старый Каир в домусульманскую эпоху назывался Вавилоном. Немецкий ассириолог Фр. Делич заметил: «И когда мы рассматриваем головы шумерийских мужчин и женщин, в тонко выточенных чертах которых выступает облагораживающее влияние напряженной работы, и узнаем, что культура этого народа легла в основу не только культуры семитов-вавилонян, но в значительной степени оказывает влияние еще и на нашу культуру, то нам кажется вполне возможным изменить современное школьное изложение древнейшей истории (…хотя бы нам при этом и пришлось пожертвовать историей о Симе, Хаме и Яфете)». Во всяком случае, целые сонмы ученых (англичан, немцев, французов, итальянцев, американцев, русских) посвятили годы и годы изучению истории Шумера, Ассирии, Вавилона.

«Мона Лиза» из Нимруда

Немалые усилия приложили к составлению грамматик, учебников, словарей шумерского языка А. Даймель, А. Пебель, А. Фалькенштейн, Ю. Иордан. Но наибольшие заслуги в исследовании шумерского языка принадлежат французу Ф. Тюро-Данжену. Это он сделал самые блестящие переводы шумерских и аккадских надписей («Les inscriptions de Sumer et d,Accad». Paris, 1905). В начале XX века ученые нашли крупнейший город древнего Шумера – Ур и обнаружили тут гробницы урского царя Мескаламдуга и царицы Шубад, живших во II тысячелетии до н. э. В Пенсильванском университете (США) ученые ведут работу по изданию нового, 18?томного словаря шумерского языка (к 1992 г. вышло 2 тома). Простор для исследований поистине огромен. Ассириолог Э. Кьера из Восточного института Чикагского университета в книге «Они писали на глине», посвященной глиняным табличкам и расшифровке их содержания, высказал предположение о том, что 99 процентов табличек на землях Древнего Вавилона до сих пор остаются скрыты в земле. Следует добавить, что А. Олмстед, специалист по странам Ближнего Востока, заявил в 1945 году, что около 500 000 глиняных табличек, которые были обнаружены за время раскопок, ждут своей расшифровки и оценки. Процесс идет медленно, хотя иного и ожидать нельзя. Но времена меняются.

oldevrasia.ru

Литература и культура Двуречья. Владимир Миронов. Древние цивилизации. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

Первая литература Двуречья, бесспорно, принадлежит шумерам. Хотя, как отмечают, основное количество шумерских литературных памятников дошло от периода между 2000 и 1800 годами до н. э., когда язык шумер перестал быть разговорным. Основная масса аккадских (семитских) литературных текстов, включая эпос о Гильгамеше, явилась после 1800–1740 годов до н. э. Жители Двуречья свободно владели двумя языками. Переплетение языков, героев, богов, литератур, как и смешение народов, характерно для этого региона.

Рельеф с фигурой Гильгамеша

Важнейшим литературным произведением Месопотамии, написанным на аккадском языке, является «Эпос о Гильгамеше». Это литературная «библия» Шумера и Вавилонии. В 1872 году Дж. Смит, изучая клинописные тексты Ниневии, нашел на одной из табличек отрывки поэмы о Гильгамеше. Большая часть сказаний о нем зародилась в Шумере. Гильгамеша считают пятым царем Урука, жившим уже после потопа (тексты шумер древнее вавилонских). Есть несколько версий. Поздняя – из библиотеки Ашшурбанипала. О нем знали меньше, чем об «Эпосе об Эрре». Между образами шумерской и вавилонской истории немало связующих нитей. Таким же образом шумерский царь-мудрец Зиусудра станет предтечей будущих вавилонских героев – Атрахиса и Утнапиштима. Другой прославленный вавилонский герой – Этана – упомянут как полулегендарный шумерский царь в так называемом «царском списке» (III династия Ура). Герой Адапа, как и Гильгамеш, принадлежал к списку шумерских «семи мудрецов». А вавилонская богиня подземного царства Эрешкигаль и ее супруг бог Нергал, владыка подземного мира, носят шумерские имена (В. Афанасьева). И таких примеров масса. Ученик ассириолога Ф. Делича сказал: строки эпоса о Гильгамеше ценнее сотен нововавилонских документов. Но и там не было пророка в своем отечестве. Прошло время, прежде чем «Эпос о Гильгамеше» стал популярен и за пределами Месопотамии. На него ссылаются и Ветхий Завет, и греческая мифология. В апреле 2003 года мир облетела сенсационная весть: в устье Тигра и Евфрата, там, где некогда находилась столица Урука, археологи обнаружили могилу Гильгамеша.

Подвиг Гильгамеша и Энкиду. Оттиск с печати

Сюжет поэмы напоминает гомеровскую «Одиссею»… Герой отправился на поиски предка Ут-Напишти, «вавилонского Ноя». Приключения его удивительны. Цель путешествия героя – попытка обретения им бессмертия. Эпос записан из уст заклинателя Синлеке-уннинни. Некоторые тексты диктует конь (чему не стоит удивляться: иные сегодняшние законы пишутся ослами). Шумерский эпос более похож на волшебную сказку, схожую в чем-то с русскими былинами. Есть две версии Гильгамеша – шумерская и вавилонская. Хотя шумерская более древняя, нежели вавилонская, но последняя, по мнению Афанасьевой, динамичнее и художественнее. Герой тут напоминает то ли Давида Сасунского, то ли Добрыню Никитича. Оба они, случалось, калечили сверстников, не всегда соразмеряя свои силы. Гильгамешу (на две трети он бог и лишь на одну треть – человек) суждено было пережить смерть друга, Энкиду, разочарование в любви и отказ от всех добыть цветок вечной молодости. Интересны размышления героя, шумеро-вавилонского Байрона, а также художественные сцены, описывающие его жизненные пути и приключения.

Гильгамеш, поящий быков. Оттиск с печати

Когда выясняется, что враги не могут с ними справиться ни с помощью силы, ни с помощью хитрости, к ним ведут блудницу Шамхат. Ее и познал сначала варвар Энкиду. После общения с нею «ослабели мышцы, остановились ноги», а кроме того, «не стал он умней, разуменьем глубже». Таков удел всех мужчин. Ведь девы эти «красотою славны: сладострастьем полны, – сулят отраду – они с ложа ночного великих уводят». Уводят нас со стези разума. Вы скажете: «Да кто же из нас не становился жертвой женщины!» Но Энкиду, по сути, дикий человек, «порожденье полуночи», что «ни людей, ни мира не ведал», «человек-дикарь», без всяких там образований и столичных воспитаний. Не о том должен думать тот, кто хочет на века остаться в памяти народной как герой. Гильгамеш после гибели Энкиду (который стал ему за время их приключений другом, с ним он совершил немало героических деяний) делится мыслями с корабельщиком:

Гильгамеш ему вещает,

корабельщику Уршанаби:

«Уршанаби, цветок тот —

цветок знаменитый,

Ибо им человек достигает жизни.

Принесу его я в Урук огражденный,

Накормлю народ мой, цветок испытаю:

Если старый от него человек молодеет,

Я поем от него —

возвратится моя юность».

Особый интерес представляет противопоставление двух героев – Гильгамеша и Энкиду. Оба созданы по тому же божественному образцу («образ Ана»). Разница в том лишь, что они являются носителями двух противоположных начал и стихий. В эпосе (как и в шумерских песнях) покровителем Гильгамеша является бог дневного света Уту-Шамаш. А вот жизнь Энкиду направляет мрачный и страшный бог ночи и Подземного мира Нергал. Любопытно и распределение мест «надзора и контроля» за людьми между этими богами. Бог света Уту-Шамаш творит суд в гороссде, а бог тьмы Нергал распоряжается судьбами людей в степи (в пустынных или нежилых местах). Отсюда и неизбежное соперничество между героями, которыми руководят столь противоположные и полярные силы. Темнота и невежество Энкиду таким образом вполне объяснимы (дурное влияние среды). Не так ли сегодня у нас говорят, когда хотят показать чью-то дикость: «Ты что – с большой дороги, что ли?!» Критическая линия шумерско-вавилонского эпоса прослеживается и в иных сюжетах.

А. Исачев. Блудница Шамхат

Такова критика в адрес одного из героев, Acaкa, самодовольного дикаря, не почитающего своих родителей, не пробовавшего материнской груди, живущего вне традиций, страстно желающего взойти на престол («возводящий себя на престол»). Этот дикарь напоминает иных невежественных политиков, место которых в лучшем случае у стойла или в хлеву. Правда, у шумеров блудница Шамхат, которую в течение недели познает Энкиду, все же сумела очеловечить дикаря, передав ему основные представления о граде и мире. К несчастью, после этого он скончался от страшной болезни. Не слишком ли большая цена за усвоенные знания? Не превращается ли и наша столица в «великую блудницу», в град без совести и морали?

Гений Древа Жизни

Ассиро-вавилонская, шумерская культуры прочно вошли в сокровищницу человеческих знаний. И не только Гильгамеш, но и образ свирепой Лилит, перешедший из вавилонской поэзии в Библию, в апокрифы Древней Руси, в «Вальпургиеву ночь» Гёте. Ее использовал А. Франс в новелле «Дочь Лилит». Неудивительно, что К. Бецольд поставил тексты Месопотамии по своему значению вровень с китайскими летописями и книгами Ветхого Завета. По мнению Дж. Смита, история Утнапиштима – прародителя вселенского потопа стала предвосхищением библейского сказания о Ное и другом великом потопе.

Бехистунская скала

Надпись Дария на Бехистунской скале

Когда в 1160 году еврейский путешественник Вениамин Тудельский (рабби Вениамин), покинув Испанию, решил взглянуть на Вавилон, город предков, он кораблем добрался до Константинополя, а затем до Мосула, откуда спустился вниз по рек Тигр к Багдаду. Там обнаружил двадцатитысячную еврейскую колонию и поблизости, в Хиллахе, еще одну, 10?тысячную общину. Некоторые жители уверяли, что можно увидеть дворец Навуходоносора – «печь, раскаленную огнем» и даже «Башню рассеянного поколения» (Вавилонскую башню). Видимо, его ввели в заблуждение. Город Вавилон находился ниже. Но кто смог бы разобрать среди множества безымянных холмов именно тот, где некогда возвышалась древняя столица, ставшая ныне «грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием»?! К 400 году до н. э. сохранялись лишь стены древнего города. Но и они обрушились после ухода римлян. Миссионер Кроче посетил Месопотамию в 1290 году и подробно описал развалины Ниневии («город значительный»). Установил и место – город Мосул. Позже Л. Роволф скажет: «На этом месте и вокруг некогда находился могучий город Ниневия, какое-то время являвшийся столицей Ассирии».

Первое научное изыскание земель Месопотамии провел итальянский путешественник Пьетро делла Валле, обнаруживший в южной части страны безвестный холм, названный позднее Мукайяр (1625). Оказалось, что под ним скрывались остатки библейского города Ура. Он первым из европейцев «воткнул лопату в песок», скрывавший руины самого древнего шумерского города – Ура (Мукайяра), привез в Италию кирпичи из Вавилона и Ура, на которых были начертаны неизвестные письмена. Он же первым стал говорить, что знаки, увиденные им ранее в руинах Персеполя, следует читать слева направо. Так купец, бродяга и авантюрист, отправившийся на Восток в 1616 году с целью заглушить любовные муки (его невесту выдали замуж за другого), «впервые доставил ученым клинообразные письмена, тем самым положив начало двухсотлетней истории их прочтения!» В те годы исследования Месопотамии лишь начинались. Европейцы практически ничего не знали о ней. Э. Кьера писал: «По моему мнению, европейские ученые в эти годы оставались далеко позади «невежественных» мусульман. В Коране упоминаются «обожженные в аду и исписанные демонами кирпичи»; у меня нет сомнений в том, что это замечание относится к многочисленным покрытым надписями кирпичам, которые можно найти повсюду в Месопотамии. Объяснение происхождения …кирпичей, данное Мухаммедом, пусть не совсем правильно, но он хоть знал, что они покрыты письменами». Впереди была эра открытий…

Царский дворец в Хорсабаде

В XVIII веке король Дании отправил датского ученого Карстен Нибура исследовать Египет, Аравию, Сирию. Тот обнаружил близ Хиллаха на Евфрате немало кирпичей с надписями. Так вот и нашли место, где ранее находилась Ниневия. Его «Описание путешествий в Аравию и соседние страны» (1778) стало для других ученых чем-то вроде энциклопедии знаний о Месопотамии. Он привез тщательно выполненные копии клинообразных надписей из дворца в Персеполе. Нибур сумел четко разграничить надписи на три колонки, назвав их тремя видами клинописи (каждый из классов письмен – это иной язык). Француз Ж. Бошан обнаружил холм под названием Эль-Каср (Замок), а затем посетил холм Хиллаха (1771). Пионером исследований в Месопотамии считают англичанина Клавдия Рича (1787–1820), резидента Ост-Индской компании. Тот являлся проконсулом Британии и, как говорили, был «самым могущественным человеком Багдада». Учитель классических языков в Геттингене Г. Гротефенд, побившись о заклад в трактире (1802), в итоге прочел имена персидских царей – Гистаспа, Дария, Ксеркса. Решив «головоломку из Персеполя», он нашел и рычаг, с помощью которого установил имена царей династии Ахеменидов, что в дальнейшем позволило определить звуковое значение 12 знаков древнеперсидской клинописи. Р. Портер, художник, срисовав руины на раскопках холма Аль-Ухаймир, приоткрыл и тайну шумерского города Киша (1818).

Генри Роулинсон

Весомый вклад в дешифровку надписей внес Г. Роулинсон (1810–1895). В трехъязычной надписи царя Дария I на Бехистунской скале он сумел из 600 знаков вавилонской части надписи дешифровать 250 знаков. Роулинсон был солдатом в Афганистане, политическим агентом в Багдаде, послом в Персии, членом парламента и правления Британского музея. Его расшифровка «трилингвы», надписи на знаменитой Бехистунской скале (ученые окрестят ее «Розеттским камнем ассириологии»), принесла заслуженную славу. Персидский царь Дарий оставил на высоте надпись на трех языках (эламском, древнеперсидском и вавилонском). В ней царь описал, как пришел к власти, победив и казнив десятерых соперников: «Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь Персии, царь сатрапий, сын Гистаспа, внук Арсама, Ахеменид… из древности мы происходим, издревле наш род был царским…» и так далее. Надписи сопровождались изображениями Дария, его помощников, самозванцев и бога Ахурамазды. Так как все три используемых языка исчезли из обращения к началу нашей эры, стали мертвыми языками, такое соседство в надписях давало ключ к расшифровке эламского и ассиро-вавилонского языков. Где-то тут, рядом с горами Бехистуна, некогда проходили караваны из древней Экбатаны (Хамадан), столицы Персии, в столицу Месопотамии – Вавилон. Здесь же били ключи родниковой воды. Место удачное в географическом и житейском смысле.

Правитель Лагаша Гудеа. Диорит. XXII в. до н. э.

Неудивительно, что оно давно привлекало внимание историков и путешественников… Диодор писал, что рельефное изображение сделано царицей Семирамидой, приказавшей высечь на скале свой портрет с изображением сотни стражников. Другие полагали, что там высечен крест с двенадцатью апостолами или геральдическое украшение. Чтобы скопировать надписи, Роулинсону пришлось проявить мужество и качества альпиниста. Он с огромным трудом скопировал персидский текст, забравшись на лестницу, но для копирования текста на эламском языке пришлось бы перебраться через обрыв. Выше находился вавилонский текст. Тут пришлось бы выполнять практически смертельные трюки. Местные верхолазы не соглашались лезть на такую высоту. Наконец, нашелся все же некий курдский мальчишка, совершивший столь рискованное восхождение. Он и сделал на бумаге копию вавилонского перевода записей Дария. Так Роулинсон, позабыв о дипломатической карьере и обо «всех удобствах цивилизации», движимый жаждой научных открытий, получил в руки ключ к разгадке грамматики аккадского языка, языка, имевшего два диалекта – вавилонский и ассирийский. Приступили к расшифровке…

Портал в Хорсабаде

Последовала догадка: вавилонская письменность основана на письменности еще более древнего языка, который все называли по-разному – скифским, туранийским, хаммитским, протохалдейским, аккадским языком. Таким образом, «открытие языка шумеров», сделанное Опертом и Роулинсоном, привело историков к открытию, как иные считали, самой древней или, по крайней мере, одной из древнейших культур мира, к земле Шумер (Дж. Веллард). К 1850 году загадка ассиро-вавилонского языка была почти решена.

Во второй половине XIX века французский археолог-любитель Э. де Сарзек нашел древний шумерский город Лагаш в местечке Телло (1877–1900). В руинах дворца им обнаружены фрагменты каменной плиты – «Стелы коршунов», голова огромной статуи правителя Гудеа, семь его скульптурных портретов, множество статуэток и фигурок. Он раскопал немало храмов, жилых домов, и главное, нашел «архивы», где хранились десятки тысяч табличек. Именно благодаря этим надписям ученые смогли в дальнейшем доказать существование языка шумеров. Хинкс в своем труде «О надписях из Хорсабада» утверждал, что язык этот похож на семитский, но форма его являлась индоевропейской по происхождению. Несемитским считал язык шумеров и Роулинсон. Библия упоминала о халдейском городе Уре, но в ней нет ни слова о шумерах! И вот в 1869 году французский лингвист Ж. Оперт на заседании Французского общества нумизматики и археологии заявил: языком табличек из Месопотамии является шумерский язык. А это значит, что должен был существовать и шумерский народ! Таким образом, «не историки и археологи первыми четко сформулировали доказательство существования Шумера. Это «вычислили» и доказали лингвисты» (М. Белицкий). Конечно же, не без помощи все тех же археологов и историков.

Интенсивные поиски вели и другие ученые. Э. Ботта, назначенный в 1840 году консулом в Мосул, город, расположенный в верховьях Тигра, начал раскопки холма Куюнджик. Он же обнаружил у деревушки Хорсабад в 1843–1846 годах дворец Саргона II и город Дур-Шаррукин, о котором сказано в Библии. Это своего рода «гигантский Сан-Суси, Версаль, сооруженный в 709 году до н. э., после завоевания Вавилона» (К. Керам). Ботта отправил в Париж находки, положившие начало ассирийской коллекции Лувра, и написал пять томов «Памятников Ниневии». Однако же честь открытия Ниневии принадлежит английскому дипломату Г. Лэйярду, который, путешествуя по Востоку, при раскопках холма Нимруд обнаружил в этих местах ассирийский город Кальху со скульптурами человекобыков и человекольвов.

Реконструкция росписи стены руин Ниневии. Хорсабад

Этот грандиозный комплекс был построен по приказу Ашшурнасирпала II в Нимруде в 883–879 годах до н. э. Дворец щедро украшен разного рода статуями и фигурами. В частности, тут была найдена фигура огромного быка с орлиными крыльями и бородатой человеческой головой, увенчанная тиарой. Неподалеку, из храма «владычицы страны» богини Иштар, примыкавшего к ансамблю дворца, археологи извлекли статую рычащего льва. Правители Ассирии имели обыкновение ставить перед дверьми храмов грозные изваяния («шеду»), целью которых было оберегать священную особу царя. Этих львов и быков наделяли особыми магическими свойствами. Это было привычно для ассирийского религиозного зодчества, а также для Хеттского царства или северосирийских государств, где входы во дворцы правителей тщательно охраняли каменные сфинксы, грифоны и иные существа. Они должны были встречать посетителей дворца, внушая чуство страха и покорности.

Крылатая фигура бога

Самым большим достижением стало открытие руин Ниневии (на холме Куюнджик), где найден дворец царя Синаххериба с библиотекой его внука Ашшурбанипала, полной глиняных книг. Находка составила основу древневосточной коллекции Британского музея в Лондоне. В 1898 году немец Р. Кольдевей приступил к раскопкам Вавилона. Он давно примеривался к этим огромным холмам в 90 км к югу от Багдада. Все уже знали, что под этими искусственными горами должен был лежать легендарный город, о котором писал еще Геродот. Но для серьезных работ требовались деньги. И надо сказать, что Кольдевею повезло дважды. Первый раз в том, что спонсоры выделили огромную сумму в 500 000 золотых марок для проведения работ в Вавилоне (на пять лет). Он проработал там 19 полевых сезонов, вплоть до 1917 года, когда английские войска захватили Багдад. Кольдевей прибыл на место вместе с группой архитекторов, ассириологов и лингвистов. Наняли две сотни рабочих. На второй раз им повезло. Начав вскрывать гору щебня, которую арабы называли «Каср» («крепость» или «замок»), они сразу же наткнулись на главную улицу Вавилона. Уже при первых пробных шурфах на Касре нашли улицу, вымощенную большими плитами, часть которых была покрыта загадочными надписями.

Вид реставрированного храма в Ниневии

Это были надписи царя Навуходоносора, свидетельствующие о том, что археологи обнаружили священную дорогу процессий – улицу для торжественных шествий в честь бога Мардука – «божественного господина Вавилона». Повсеместно попадающиеся кирпичи, покрытые цветной эмалью и рельефами, ясно говорили о том, что именно здесь когда-то находилась эта искусно построенная дорога. В итоге многолетних упорных трудов были обнаружены царские врата (дворец Навуходоносора II), «Висячие сады», фундамент «Вавилонской башни», руины храмового комплекса Мардука, мощные оборонительные стены. Кольдевей вскрыл центральную часть Вавилона VII–VI веков до н. э.

Немцам суждено было сыграть решающую роль и в обнаружении первой столицы Ассирийской державы – Ашшура. Тут сказал свое слово выдающийся немецкий археолог В. Андре. Получив весьма щедрую финансовую поддержку у Германского Восточного Общества (промышленников), он в течение 12 лет (1902–1914) исследовал руины древней столицы. Ашшур был самым ранним и почитаемым центром ассирийцев, ибо это центр во славу главного бога, Ашшура (отсюда название народа и страны). Как отмечает историк, В. Андре, как и Кольдевей, был архитектором по образованию. Еще смолоду он увлекался археологией и с 1899 года работал с Кольдевеем в Вавилоне. С него берет начало методика строгого следования при раскопках порядку и поэтапности. Он учился копать постепенно, по слоям, двигаясь от вершины телля к его основанию. Начиная раскопки безымянного городища у селения Калат Шергат Андре не имел представления о том, что перед ним – руины древнего Ашшура. Но обнаруженный им культовый каменный столб с именем царя и человеческими фигурами, несущими знамена, подсказали ему пути поиска. Напряжение все нарастало…

Затем были обнаружены стены дворцов, облицованные большими алебастровыми плитами пурпурно-красного цвета. На рельефах он увидел крылатые существа с орлиными и человеческими головами. Постепенно стал прорисовываться и план города. К ступенчатой башне в виде зиккурата примыкала пристройка, тянувшаяся к Тигру. Там находились священные ладьи, на которые во дни торжеств приносили статуи всех богов из храмов города. На ладьях боги покидали Ашшур, чтобы через какое-то время вернуться в свои святилища. Для этой цели и была проложена «дорога процессий» от берега Тигра до храмов, как это было и в Вавилоне.

Ученому удалось обнаружить храмы главного бога Ассирии – Ашшура и почитаемой обитателями страны богини Иштар. «Но особое потрясение испытал Андре при открытии склепов нескольких поколений ассирийских монархов, находившихся в подземных камерах с куполообразными потолками. Стены были облицованы каменными пластинами, на которых 18 раз выбито клинописью имя соответствующего царя. Все склепы, к великому разочарованию, оказались пусты: их ограбили еще в древности. Лишь в одном из них археолог нашел разбитый на куски каменный гроб. Он собрал фрагменты и отправил их в Берлин. Там гроб с трудом восстановили. Некогда он состоял из единой 18?тонной каменной глыбы длиной 3,85 и шириной около 2 метров. Высота – примерно 2 метра. Как же, каким образом и кто мог разрушить этот колоссальный саркофаг? «Очевидно, – пишет Э. Церен, – его облили нефтью, а затем подожгли, чтобы раскалить камень. Потом лили на него холодную воду, и гроб раскололся… После того как в Берлине восстановили царский гроб, ученые берлинского музея прочитали последнюю из начертанных на нем надписей: «Дворец Ашшурнасирпала, царя Вселенной, царя Ашшура». Вероятно, гробница была ограблена в период крушения ассирийской державы в конце VII века до н. э., царский труп сожгли или бросили в Тигр, гроб взорвали и сам склеп в конце концов разрушили». В таком виде, разграбленными и разрушенными, нашел Андре гробницы многих ассирийских царей, перед которыми когда-то трепетал весь мир. Sic transit gloria mundi! «Так проходит мирская слава!» Такие же картины грабежей усыпальниц царей видел Египет на протяжении всей истории.

«Голова Нимрода». Раскопки О. Лэйярда в Нимруде

Значительны были заслуги и американцев, Хейнеса и Гилпрехта, собравших около 30 тысяч табличек (1893–1900). В тяжелых условиях шли их поиски. С. Лэнгдон писал в 1928 году: «Холм хранит свои тайны в сердце безводной пустыни. Природные условия делают продолжительные археологические работы здесь почти невозможными». Песчаные бури были тут столь неожиданными и мощными, что они были в состоянии занести все, что было еще недавно обнаружено. Так, базальтовый лев, раскопанный Тейлором, был найден только спустя 70 лет Халлом, а через некоторое время иракские ученые обнаружили его вновь, под полутораметровым слоем песка. Случались потери. Ученые-археологи, пишет Веллард, с содроганием вспоминают, как Лэйярд и его современники, словно шахтеры, прорубались сквозь дворцы, храмы Ниневии и Вавилона, прокладывая вертикальные шахты «прямо сквозь древние памятники». Конечно же и местные жители искали в руинах украшения, фигурки, статуэтки, чтобы затем выгодно продать их на базаре. Тысячи табличек были разбиты тогда кирками рабочих или безвозвратно утеряны по пути в Европу. В 1844 году груз, посланный на плотах по Тигру Э. Ботта, первым исследователем ассирийского холма, затонул в устье Шатт-эль-Араб. Были безвозвратно утеряны плоды двухлетних раскопок (2 тысячи скульптур и рельефов). Подобным же образом погибли 15 ящиков находок из древней Ниневии, отосланные в 1851 году в Багдад. Да и сами места раскопок середины XIX века напоминали «призрачные склепы погибших свидетельств» (Ф. Петри). Как ни странно, темнота и невежество обитателей этих мест в ряде случаев сослужили добрую службу истории цивилизации и культуры. Рабочим, трудившимся на раскопках, находившим в Месопотамии кирпичи, статуи, цилиндрические печати с надписями, все эти раритеты казались бесполезными, и они зачастую просто выбрасывали их в мусор, как ненужные… Приведу имена известных ассириологов: К. Рич, Р. Раск, Э. Бюрнуф, Ж. Опперт, Э. Бер, О. Лэйярд, Г. Роулинсон, Э. Хинкс и другие. Затем список пополнился именами Л. Вулли, С. Крамера, Э. Кьера и др. Своя школа научного изучения клинописи возникла и у русских (Н. Лихачев, М. Никольский, В. Струве, И. Дьяконов, А. Рифтин и многие другие).

Рельеф с изображением царя. Хорсабад. Британский музей

Некогда профессор ассириологии Берлинского университета Г. Винклер выдвинул идею панвавилонизма, согласно которой все, что имеет хотя бы какую-то ценность в древнем мире, уходит корнями в Вавилон… Он утверждал, что «осуществилась старая греза славы Вавилона. Если Вавилон не сделался господином мира, то он все же опять был столицей большого культурного царства, которое простиралось от Персидского моря до Средиземного и до границ Египта и в культурном отношении играло первую роль среди вновь возникших великих держав». Следы культуры древней Месопотамии можно видеть всюду – в Ираке, Сирии, Кувейте, Иордании, в Израиле, Палестине, Египте. Как известно, Старый Каир в домусульманскую эпоху назывался Вавилоном. Немецкий ассириолог Фр. Делич заметил: «И когда мы рассматриваем головы шумерийских мужчин и женщин, в тонко выточенных чертах которых выступает облагораживающее влияние напряженной работы, и узнаем, что культура этого народа легла в основу не только культуры семитов-вавилонян, но в значительной степени оказывает влияние еще и на нашу культуру, то нам кажется вполне возможным изменить современное школьное изложение древнейшей истории (…хотя бы нам при этом и пришлось пожертвовать историей о Симе, Хаме и Яфете)». Во всяком случае, целые сонмы ученых (англичан, немцев, французов, итальянцев, американцев, русских) посвятили годы и годы изучению истории Шумера, Ассирии, Вавилона.

«Мона Лиза» из Нимруда

Немалые усилия приложили к составлению грамматик, учебников, словарей шумерского языка А. Даймель, А. Пебель, А. Фалькенштейн, Ю. Иордан. Но наибольшие заслуги в исследовании шумерского языка принадлежат французу Ф. Тюро-Данжену. Это он сделал самые блестящие переводы шумерских и аккадских надписей («Les inscriptions de Sumer et d,Accad». Paris, 1905). В начале XX века ученые нашли крупнейший город древнего Шумера – Ур и обнаружили тут гробницы урского царя Мескаламдуга и царицы Шубад, живших во II тысячелетии до н. э. В Пенсильванском университете (США) ученые ведут работу по изданию нового, 18?томного словаря шумерского языка (к 1992 г. вышло 2 тома). Простор для исследований поистине огромен. Ассириолог Э. Кьера из Восточного института Чикагского университета в книге «Они писали на глине», посвященной глиняным табличкам и расшифровке их содержания, высказал предположение о том, что 99 процентов табличек на землях Древнего Вавилона до сих пор остаются скрыты в земле. Следует добавить, что А. Олмстед, специалист по странам Ближнего Востока, заявил в 1945 году, что около 500 000 глиняных табличек, которые были обнаружены за время раскопок, ждут своей расшифровки и оценки. Процесс идет медленно, хотя иного и ожидать нельзя. Но времена меняются.

historylib.org