Лира — музыкальный инструмент — история, фото, видео
Лира
Струнные щипковые
Основные сведения
Лира — струнный щипковый музыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками, выступающими из резонаторного корпуса и соединенными ближе к верхнему концу перекладиной, к которой от корпуса протянуты пять или более жильных струн.
Происхождение, исторические заметки
Возникнув в доисторические времена на Ближнем Востоке, лира была одним из главных инструментов у евреев, а позднее у греков и римлян. Инструмент служил для сопровождения пению, и в этом случае на ней играли большим плектром.
С закатом греко-римской цивилизации область распространения лиры переместилась в Северную Европу. Северная лира, как правило, отличалась по конструкции от античной: стойки, перекладина и резонаторный корпус часто вырезались из одного куска дерева.
После 1000 н. э. получили распространение не щипковые, а смычковые лиры, особенно у валлийцев и финнов. В наше время только финны, а также их сибирские родственники ханты и манси используют лиру.
В Древней Греции декламация сопровождалась игрой на лире. На лире классической античности обычно играли, перебирая струны плектром, подобно игре на гитаре или цитре, а не щипая струны, подобно игре на арфе. Пальцами свободной руки приглушали струны, ненужные для данного аккорда.
Согласно греческому мифу, первую лиру изобрел младенец Гермес. Он взял пустой панцирь черепахи, приладил к нему по обе стороны коровьи рога и поперечную перекладину, и натянул три струны. Авантюрное продолжение этого мифа повествует о том, как Гермес умыкнул стадо, пасомое Аполлоном, и затем выменял это стадо на свое изобретение, лиру, к которой Аполлон добавил четвертую струну. Этот миф пересказывается даже в «Скрипичной школе» Леопольда Моцарта, изданной в 1756 году!
Позднее на лире было, как правило, семь струн.
На Крите лира была известна уже около 1400 года до н.э., но сам инструмент, по-видимому, еще древнее. Согласно преданиям, на лире играли легендарные греческие музыканты божественного или полубожественного происхождения: Орфей (которому, якобы, лиру вручил сам Аполлон) и Амфион, созидавший стены Фив под звуки лиры. Те же предания, отозвавшиеся в древних музыкальных трактатах, донесли до нас даже строй так называемой орфеевой лиры — в современных понятиях это ноты «ми, си, ля, ми», взятые от первой октавы вниз.
Хотя лирой пользовались многие выдающиеся музыканты, увеличивавшие число струн на ней до 9 (Теофраст Пиерийский) и даже до 12 (Меланиппид), в классическую и в эллинистическую эпоху она была в основном «домашним» инструментом, поскольку звук ее не отличался громкостью. На ней обучали начинающих.
На лире играли и женщины, поскольку она была не такой тяжелой, как кифара, и не требовала большой физической силы. Причем, в отличие от духового инструмента авлоса, или авла , игра на лире не считалась занятием, непристойным для порядочной женщины, коль скоро с лирой изображались и некоторые Музы.
На Украине и в Белоруссии лира является старинным струнным народным инструментом (XVII вв.) с крупным удлинённым корпусом, иначе называемым «рыле». Над корпусом натянуты три струны различной настройки, помещённые в особый ящичек. Сбоку ящичка прикреплена небольшая клавиатура с 8-11 клавишами. Играющий левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико трётся об струны и заставляет их звучать. Средняя струна изменяет свою высоту от нажима клавиш и служит для исполнения мелодий. Крайние струны во время игры не изменяют своей высоты. Звук лиры сильный, резкий, несколько гнусавого оттенка.
Видео: Лира на видео + звучание
Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:
Продажа: где купить/заказать?
В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!
В разделе Добро пожаловать на вопрос Древняя Лира заданный автором Oxana лучший ответ это В музыкальной практике бытовали многочисленные разновидности инструментов: струнных- лира, кифара, форминга, кинир, барбитон, лирофеникс, самбика, спадикс, псалтерий, магадис, пектида, эпигоний, набл и другие.Форминга – древнегреческий струнный щипковый инструмент. Древнейшая разновидность лиры. Корпус полукруглой формы с боковыми планками, соединенными вверху поперечным бруском. Струны (3-5, иногда до 7) одним концом крепятся к бруску, другим – к корпусу. На форминге аккомпанировали пению. Инструмент известен по арамейским, хеттским и финикийским рельефам, упоминается у Гомера и Пиндара. В 5-4 веках до н. э. название "форминга" было вытеснено названием "лира" и "кифара".Лира – древнегреческий струнный щипковый инструмент. Согласно мифу, изготовлены Гермесом из панциря черепахи и подарена Аполлону, связывалась с его культом, в противоположность дионисийскому авлосу. Имела плоский, округлый корпус с кожаной мембраной, от 3 до 11 жильных, кишечных, льняных или конопляных струн. С 5 века до н. Э. Для натяжения струн использовались деревянные, костяные, позднее металлические колки. При игре лиру держали наклонно, поддерживая кожаной перевязью. Согласно изображениям на одних античных вазах звукоизвлечение осуществлялось пальцами правой руки, на других – левой. Игрой на лире сопровождалось исполнение произведений эпической, а также лирической поэзии (отсюда термин "лирика"). Позднее вытеснена кифарой.Кифара (или китара) – древнегреческий струнный щипковый инструмент типа лиры. Согласно сохранившимся изображениям и описаниям состояла из корпуса – узкой прямолинейной (трапециевидной) деревянной коробки (иногда округлой снизу) , 2 ручек (прикрепленных к корпусу в продольном направлении) и перекладины (ярма) , соединяющей ручки. Струны одинаковой длины, но разной толщины и натяжения прикреплялись снизу к передней части корпуса и сверху к перекладине параллельно плоскости корпуса и ручек. В первой половине 7 века до н. Э. имела семь струн, позднее 12. Применялась как аккомпанирующий пению и как сольный и ансамблевый инструмент. Вышла из употребления в 1 тысячелетии новой эры. В 20 веке кифара реконструирована американским музыкантом, композитором и мастером Г. Парчем.В героический период греческой истории (около 11–7-го вв. до н. э. ) наибольшей любовью, признанием и уважением пользовалось искусство странствующих певцов-сказителей аэдов и рапсодов. Аэд- древнегреческий эпический певец эпохи бесписьменной поэзии (9–8 вв. до н. э.) . Аэды выступали на пирах, общественных празднествах, погребальных церемониях. Мелодичная речитация сопровождалась ими игрой на форминге. Около 700 до н. э. Аэды уступили место рапсодам и кифаредам. Эти “сшиватели песен” воспевали подвиги героев во славу родной земли. Тексты их эпических сказок слагались тем шестистопным стихом- гекзаметром, без разделения строфы, каким изложены и творения Гомера. Певец пел, сопровождая сказ на древнем струнном инструменте – форминге, струны которого натягивались поперёк выделанного черепашьего панциря, а позже на кифаре.Кифара, как и лира — результат совершенствования более древнего музыкального инструмента — форминги, классического инструмента исполнителей героического эпоса. Кифара и лира считались инструментами Аполлона в отличие от авлоса — инструмента Диониса. Первоисточник ссылка ссылка
22oa.ru
интересные факты, видео, история, фото
Музыкальный инструмент: Лира
Любовь… Удивительное волшебное чувство, дарующее людям неимоверное наслаждение, надежду на счастье и блаженство. Человечество знает много прекрасных преданий о любви, трепетно относится к ним и хранит в своей памяти. Красивые легенды о беззаветном чувстве Тристана и Изольды, Джотхи и Акбара, Ромео и Джульетты бережно передаются из поколения в поколение. Историй о любви много, но есть ещё одна, которая заслуживает особого внимания. Она дошла до нас со времен глубокой древности, из античной Греции. Это предание о знаменитом певце Эллады Орфее и его любимой жене – нимфе Эвридике. Легенда гласит, что Орфей, потерявший свою возлюбленную, умершую от укуса змеи, решился на отчаянный поступок: он спустился в подземное царство, чтобы просить бога мертвых Аида вернуть ему Эвридику. Верной спутницей и помощницей Орфея в этом трудном путешествии была его лира, волшебные звуки которой могли останавливать реки, завораживать природу, животных и птиц. Что же это за инструмент, обладающий такими магическими свойствами? Согласно древнегреческому мифу лиру в младенческом возрасте из черепашьего панциря, бычьих рогов и трех жильных струн создал, обладающий многими талантами, бог Гермес. Затем он обменял её на стадо божественных коров, принадлежащих богу высшей духовности и искусств Апполону, очарованному звучанием инструмента, который в свою очередь подарил, но уже семиструнный инструмент, легендарному Орфею, принесшему лиру в мир людей.
Звук
Каково же звучание лиры - инструмента божественного происхождения, который очень любили наши далекие предки? Её голос очень нежный, переливчатый и обворожительно парящий. Считалось, что дивные звуки лиры очищали и исцеляли душу, наполняя ее небесной гармонией. На лире музицировали сидя или стоя, держа инструмент по отношению к корпусу под небольшим углом. При исполнении использовали различные приемы звукоизвлечения, такие, как защипывание струн и перебор: правой рукой проводили по струнам, а левой приглушали ненужные звуки.
Фото:
Интересные факты
Лира часто изображалась на древних монетах.
Лира в настоящее время в некоторых местностях северо – восточной Африки используется как народный инструмент.
Самая старая лира, сохранившаяся на европейском континенте, насчитывает около 2,5 тысячелетия. Она была найдена в Шотландии в 2010 году.
Лира упоминается в старинной английской поэме «Боевульф», написанной на рубеже первого тысячелетия нашей эры. Эта древняя поэма, состоящая 3182 строк, дошла до нас в полном объеме.
Старинные лиры сегодня можно увидеть в Эшмоловском музее искусства и археологии в Оксфорде (Англия), археологическом музее в Ираклионе (Греция), музее Рокфеллера в Иерусалиме (Израиль), а также в исторических музеях Лондона (Англия), Пенсильвании (США) и Багдада (Ирак).
В нынешнее время лира - слово, имеющее очень много значений: это символ и атрибут поэтов; эмблема военных оркестров; денежная единица Италии, Ватикана и Турции; созвездие, находящееся в северном полушарии в котором наиболее яркой является звезда под названием «Вега»; австралийская птица, имеющая хвост по форме напоминающий лиру.
Есть очень много музыкальных инструментов которые в своем названии имеют слово лира. Однако стоит заметить, что ничего общего с античной лирой они не имеют, к примеру: колесная лира, понтийская лира, критская лира, византийская лира, лира да браччо, лира да гамба.
Конструкция
Лира, имеющая весьма оригинальную конфигурацию, состоит из резонаторного корпуса, который изначально изготавливался из черепашьего панциря и затягивался мембраной из бычьей кожи. Позднее его стали делать в форме четырехугольника из дерева. На корпус крепились две изящно выгнутые в виде хомута стойки, для изготовления которых использовалось дерево или рога антилопы. В верхнем конце стойки соединяются перекладиной, от которой к резонатору натягиваются струны. Количество струн на инструментах очень разнится: четыре, семь, десять, а в экспериментальных инструментах - двенадцать, восемнадцать и более.
Разновидности лиры
Семейство лиры включает в себя инструменты различных видов и размеров, но наиболее востребованными яаляются хелис, форминга и кифара.
Хелис – такое название имеет самая примитивная лира с корпусом из черепашьего панциря, который был обтянут кожей вола. Инструмент был легким, небольших размеров и пользовался популярностью для музицирования у женщин.
Форминга – инструмент древнегреческих сказителей – аэдов, не отличавшийся особой звучностью. Он имеет своеобразную конструкцию, позволяющую его держать при помощи, перекидывающейся через плечо перевязки.
Кифара – инструмент с плоским тяжелым корпусом, на котором могли играть только мужчины. Количество струн варьировалось от семи до двенадцати.
История
Лира – инструмент, прежде всего ассоциирующийся с культурой Древних Греции и Рима, настолько давно появился в жизни людей, что сегодня ни один историк не может точно назвать время и место его возникновения. По некоторым предположениям родиной лиры является Фракия, а по другим Ближний Восток. Именно в Месопотамии, одной из древнейших цивилизаций, на территории шумерского Ура, во время археологических раскопок были найдены подобные струнные музыкальные инструменты, изготовление которых датируется серединой третьего тысячелетия до нашей эры. Искусствоведы впоследствии дали им название урских лир. Найденные инструменты были довольно больших размеров, с количеством струн от восьми до двенадцати и резонатором, в форме бычьей головы. В Ассирии бык являлся символом плодородия и пользовался особым почитанием у жителей страны. В библейских сказаниях мы находим неоднократное упоминание, что примерно в те же самые времена лира была весьма востребована в Древнем Египте, а также любимым инструментом у еврейского народа. На нем с удовольствием музицировал царь Давид, являвшийся яркой личностью не только в ветхозаветной, но и в мировой истории.
Самое раннее дошедшее до нас изображение лиры относится ко времени минойской цивилизации (1400 г. до н. э) и находится оно в знаменитом саркофаге Агия Триады, который изначально располагался в южной части острова Крит. Существует гипотеза, что именно с Крита лира начала свое распространение по Греции и Римской империи, где получила оригинальную конфигурацию в виде подковы, а также в иерархии используемых в то время музыкальных инструментов заняла весьма высокое место. Лира, игравшая важную роль в культуре этих стран, считалась апполоническим, благородным инструментом, обучение на котором являлось обязательным в образовании «свободного» гражданина. Она была востребованным инструментом не только у знаменитых в то время музыкантов, но и у«древних бардов», в круг которых входили рассказчики, харизматики и поэты. А так как звучание лиры сопровождало не только пение, но и декламацию, отсюда определенный вид античной поэзии впоследствии получил название «лирической». Кроме этого инструмент активно использовался в домашнем музицировании: он считался пристойным для порядочных женщин. Поскольку лира пользовалась большой популярностью, мастера постоянно модифицировали её, изготавливали разных видов и размеров. Количество струн на инструменте варьировалось и доходило до восемнадцати, но самой востребованной все же считалась семиструнная лира.
В эпоху поздней античности, во время упадка греко-римской цивилизации лира постепенно стала распространяться по Европе на север, среди кельтских и финских народов. Там она претерпела некоторые конструктивные изменения, поскольку изготавливалась из цельного куска дерева. После первого тысячелетия от Рождества Христова лира значительно видоизменилась, где - то из щипкового она превратилась в смычковый инструмент, где-то прибавила себе гриф, а в своем первостепенном виде постепенно ушла из активного употребления, но сохранила свой аристократический статус.
К большому сожалению, лира, являющаяся прародительницей многих музыкальных инструментов, в нынешнее время не получает должного внимания, но люди помнят о ней и подтверждением тому является эмблема музыкального искусства в виде этого изящного старинного инструмента.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Видео: слушать лиру
soundtimes.ru
О лира, друг мой неизменный...: barucaba
Первая лира, поэт, создана первоприхотью бога:Из колыбели — на луг, и к черепахе — прыжок;Панцирь прозрачный её шаловливый срывает младенец,Гибкие ветви сама ива склоняет к нему;
Вот изогнулись они над щитом полукружием плавным,Вот уже струны Гермес сладостные натянул;С первою лирой в руках он тайком пробирается к гроту,Прячет игрушку, а сам, новой рассеян игрой,
Вихреподобный полёт устремляет к Пиерии дальней,Где в первозданной тени Музы ведут хоровод, -В сад Пиерийский, куда ты, десятою музою, Сафо,Через столетья придёшь вечные розы срывать.
София Парнок
Античная лира
Созданный Гермесом инструмент стал инструментом Аполлона. Ему посвящены вдохновенные строки поэтов, о нем рассказывали древние историки и писатели. Многовековое восхваление инструмента Аполлона создало ореол славы, который намного пережил не только музыкантов, игравших на нем, не только саму античность, но и благодаря неумирающим легендам и многочисленным поклонникам античности, жившим во времена Средневековья и Возрождения, он достиг наших дней. Как часто бывает в таких случаях, чем дальше уходило в прошлое время, когда звучал инструмент Аполлона, тем ярче светился блеск его славы. За прошедшие столетия человечество создало новые разнообразные музыкальные инструменты, по своей выразительности бесконечно превосходящие скромные возможности того, что держал в своих руках языческий олимпийский бог. И, вместе с тем, именно тот примитивный инструмент до сих пор зачастую является своеобразным эталоном, воплощающим некий древний художественный идеал.
Аполлон с лирой, ок. 460 до н.э. Археологический музей в Дельфах.
На каком же инструменте играл Аполлон? Каким инструментом он восхищал слух других богов и смертных?
Первый и самый быстрый ответ укажет на знаменитую античную лиру. Однако когда речь ведется об Аполлоне, то подразумеваются самые древнейшие мифологические времена, и, следовательно, изобретение Гермеса должно быть подтверждено хоть какими-то ранними письменными свидетельствами. Как известно, таким наиболее древним греческим письменным памятником являются великие поэмы Гомера, формирование которых относят к VIII в. до н. э. Так вот, ни в «Илиаде», ни в «Одиссее» нет даже упоминания о лире. Персонажи этих поэм используют два других струнных инструмента — форминкс и кифарис.
Гомер рассматривает форминкс как священный инструмент Аполлона и снабжает его самыми разнообразными эпитетами: «сверхпрекрасный», «яснозвучащий», «утонченный», «сделанный из слоновой кости» (см.: «Илиада» IX 186, XVIII 569, «Одиссея» VIII 67). По мнению некоторых современных исследователей, форминкс изображен на отдельных античных росписных вазах и имеет обычно от трех до пяти струн. Однако древние писатели единодушно свидетельствуют о том, что он был семиструнным инструментом (см.: Пиндар «Пифийская ода» II 70—71, «Немейская ода» V 24, Страбон XIII 2, 4 и др.). Поэтому вопрос о форминксе сложен и запутан.
Название «кифарис» упоминается Гомером в «Одиссее» (I 153— 154), когда «глашатай вкладывает прекрасный кифарис в руки фемия», знаменитого эпического певца из Итаки.
Являются ли форминкс и кифарис различными инструментами? Не один ли это инструмент, носящий различные названия? Однозначного ответа на эти вопросы пока нет.
В античности был известен струнный инструмент «кинира» (κινύρα). Он всегда ассоциировался с печальной музыкой. Слово «κινυρός» обозначает «траурный», а в «Словаре» Гесихия глагол «κινύρειν» толкуется как «оплакивать», «вопить».
Исследователи считают киниру инструментом азиатского происхождения и указывают на близость ее названия к еврейскому «киннору», упоминающемуся в Ветхом Завете. Однако словарь «Суда», основанный на античных источниках, связывает наименование киниры с мифическим царем Киниром из города Пафоса, располагавшегося на юго-западном побережье Кипра.
Существует два варианта мифа, посвященного царю Киниру. По одному из них, он — сын Аполлона, а по другому — он состязался с Аполлоном в умении играть на струнном инструменте, был побежден и в честь инструмента назван Киниром. Согласно обеим версиям, кинира связана с Аполлоном. Может быть действительно кинира и являлась инструментом Аполлона? На этот вопрос также невозможно дать точный ответ. К сожалению, никаких сведений, кроме уже приведенных, о кинире получить невозможно. В словаре «Суда» пишется: «Кинира — это музыкальный инструмент или кифара; [его название произошло] от [глагола] „бряцать по струнам"». По-гречески глагол «κινεϊν», буквально — «двигать», по звучанию напоминает существительное «κινύρα» (кинира). Вот и все чем мы располагаем. Поэтому греческая кинира остается таким же загадочным инструментом, как форминкс и кифарис.
Более поздние и многочисленные источники связывают культ Аполлона с лирой — самым известным и широко распространенным инструментом. Ее звучание современники характеризовали как «благородное», «спокойное» и «мужественное». Немаловажное значение для популярности лиры имела простота ее конструкции и, самое главное, доступность игры на ней.
Примитивная лира, как уже указывалось, делалась из панциря черепахи, служившего для нее корпусом. Отсюда произошло распространенное в античной поэзии название лиры — «хелис» (χέλυς — черепаха). Позднее корпус вырезался из дерева, но в сходной вогнутой форме. Поверх вогнутой стороны натягивалась вибрирующая мембрана из воловьей шкуры. С обратной же стороны панциря,
выпуклой, крепились две ручки (πήχεις), выточенные из дерева или рога дикого козла. Они имели немного загнутую форму. Несколько ниже верхнего окончания ручки соединялись между собой поперечной планкой (ζυγός), изготовлявшейся, как правило, из самшита. В древние времена струны были из льна или конопли, а также из кишок и сухожилий животных, они натягивались узлом на небольшую доску — струнодержатель (χορδοτόνος). На нижней части звукового корпуса струны проходили через небольшую подставку (μαγάς), изолировавшую вибрирующую часть струн от струнодержателя.
Сами струны крепились при помощи так называемого коллопса (κόλλοψ). Это слово упоминается еще у Гомера («Одиссея» XXXI 407), где Одиссей, натягивая тетиву, готовит лук к стрельбе, как музыкант, натягивающий струны, настраивает свой форминкс, а дословно — «закрепляя гибкую баранью кишку на любом конце». Здесь подразумевается особый способ крепления струн посредством толстой шкуры с шеи быка или свиньи. Один конец каждой струны накладывался на поперечную планку инструмента и обматывался такой полоской несколько раз перекрестно.
Все струны инструмента имели одинаковую длину, но отличались толщиной и поэтому издавали различные звуки. Согласно описаниям некоторых античных авторов, древнейшая лира имела три или четыре струны. Например, Диодор Сицилийский пишет, что «Гермес изобрел лиру и создал [ее ] трехструнной в подражание трем временам года» (в Древней Греции год делился на три сезона).
Терпсихора. Характерный атрибут - лира
Как играли на античной лире? Ученые уже давно спорят по этому поводу, и единого мнения пока нет. Ясно только, что струны приводились в движение правой рукой — либо пальцем, либо плектром. Но нужно помнить, что древний плектр не имеет ничего общего с легкой тонкой пластинкой, знакомой современным гитаристам или домристам. Он делался либо из тяжелого дерева, либо даже из металла и привязывался лентой к нижней части инструмента. Аполлодор приписывает создание плектра Гермесу, а «Суда» — знаменитой лесбийской поэтессе Сапфо (первая половина VI в. до н. э.), хотя плектр был известен и раньше.
С помощью левой руки исполнитель прекращал вибрацию струн, когда это требовалось. Однако, судя по изображениям на античных вазах, можно предполагать, что левая рука также использовалась для бряцания по струнам. При игре на лире исполнитель (лирист) обычно сидел и держал инструмент на коленях, несколько наискось от себя.
Павсаний говорит, что изобретателем лиры был Гермес, а кифары — Аполлон. В таком утверждении есть своя логика. Она связана с тем, что лирой пользовались в основном широкие круги любителей музыки. Она была проста в обращении, и на ней нетрудно было научиться играть. Инструментом же профессионалов считалась кифара. Аристотель («Политика» VIII 6,1341 а) так и называл ее «профессиональным инструментом» (όργανον τεχνικόν). Конечно, кифара и лира были очень близки. Они имели почти одинаковую конструкцию, на них применяли одни и те же способы звукоизвлечения. Но кифара была значительно больше, намного длиннее и в целом более тяжелой, чем лира. И, несмотря на это, кифарист не сидел с инструментом, как лирист, а стоял. Кифара подвешивалась через плечо на кожаной ленте, называвшейся «теламон» (τελαμών). Поэтому когда Павсаний, следуя одной из древних традиций, утверждал, что Гермес создал лиру, а Аполлон — кифару, то в таком разделении отдавалось предпочтение Аполлону как покровителю и наставнику музыкантов-профессионалов, служителей высокого искусства.
Е.В. Герцман. Музыка Древней Греции и Рима
О лира, друг мой неизменный,Поверенный души моей!В часы тоски уединеннойУтешь меня игрой своей!
Василий Жуковский
barucaba.livejournal.com
Античные музыкальные инструменты: лира - Древние цивилизации
Вздумалось мне упрядочить информацию, найденную в книжках и в сети - вдруг кому-то будет интересно?... А то порой даже в научно изданных альбомах по античному искусству встречаются неверные интерпретации изображенных там музыкальных инструментов. Ведь, кроме музыкантов (да и то далеко не всех), мало кто представляет себе, чем, например, лира отличается от форминги или кифары и что такое барбитос. Первый очерк - конечно, о лире.
Согласно греческому мифу, первую лиру изобрел младенец Гермес. Он взял пустой панцирь черепахи, приладил к нему по обе стороны коровьи рога и поперечную перекладину, и натянул три струны. Авантюрное продолжение этого мифа повествует о том, как Гермес умыкнул стадо, пасомое Аполлоном, и затем выменял это стадо на свое изобретение, лиру, к которой Аполлон добавил четвертую струну. Этот миф пересказывается даже в "Скрипичной школе" Леопольда Моцарта, изданной в 1756 году! Позднее на лире было, как правило, семь струн, и выглядела она вот так (слева - реконструкция остатков инструмента, найденного при раскопках в Аттике; экспонат из Британского музея; справа - юный Аполлон с лирой; килик из Дельф):
На Крите лира была известна уже около 1400 года до н.э. (изображение на фреске в гробнице Св. Троицы), но сам инструмент, по-видимому, еще древнее.Согласно преданиям, на лире играли легендарные греческие музыканты божественного или полубожественного происхождения: Орфей (которому, якобы, лиру вручил сам Аполлон) и Амфион, созидавший стены Фив под звуки лиры. Те же предания, отозвавшиеся в древних музыкальных трактатах, донесли до нас даже строй так называемой орфеевой лиры - в современных понятиях это ноты "ми, си, ля, ми", взятые от первой октавы вниз. Впрочем, Орфей и Аполлон далеко не всегда изображались играющими именно на лире, но в этот раз мы обратим внимание только на нее.Слева - Аполлон и, вероятно, Орфея, у последнего в руках лира (Аттика, 5 век до н.э.).В центре - смерть Орфея, который, видимо, пытается спасти от разъяренных вакханок свою лиру, подставляя под удар беззащитную грудь (ваза, Лувр). Справа - Орфей среди фракийцев.
На лире играли, либо перебирая и защипывая струны пальцами, либо ударяя по ним или защипывая их костяной пластинкой - плектром (ныне у гитаристов называется медиатором). В последнем случае звук получался более звонким, резонанс - более долгим, а музыкант не рисковал намозолить или разбить в кровь подушечки пальцев. Изображенный на следующей картинке Эрот явно подходит к своему делу профессионально и пользуется именно плектром (лира обычно звучала на свадьбах и прочих веселых и радостных мероприятиях). Плектр, чтобы он не упал в неподходящий момент и не потерялся, прикреплен к лире кожаным ремешком.
Хотя лирой пользовались многие выдающиеся музыканты, увеличивавшие число струн на ней до 9 (Теофраст Пиерийский) и даже до 12 (Меланиппид), в классическую и в эллинистическую эпоху она была в основном "домашним" инструментом, поскольку звук ее не отличался громкостью. На ней обучали начинающих - как на приводимых ниже картинках, где мастер наставляет ученика, а на стене висит другой струнный инструмент - на левой картинке форминга, на правой - еще одна лира.
На лире играли и женщины, поскольку она была не такой тяжелой, как кифара, и не требовала большой физической силы. Причем, в отличие от духового инструмента авлоса, или авла (о нем как-нибудь в другой раз), игра на лире не считалась занятием, непристойным для порядочной женщины, коль скоро с лирой изображались и некоторые Музы.
</lj-cut>
ancient-ru.livejournal.com
Античная музыка. Лира и кифара
Греческая история — это уникальная сокровищница интересных фактов и легенд. Мифические боги, отважные воины и их захватывающие приключения покорили весь современный мир. Античные историки, большинство из которых известны и по сей день, внесли огромный вклад в это бесценное наследие. В их рассказах прослеживается не только нить научных и исторических фактов. Они в ярких красках смогли передать будущим поколениям весь сюжет и тонкости античной культуры. Древняя Греция была в определенный период самой могущественной мировой державой. Даже Библия повествует о том, какое влияние имел Александр Македонский на весь мир.
Богатое античное наследие
Безусловно, Греция славится знаменитыми подвигами и увлекательной мифологией. Но какое место занимала музыка в жизни и культуре античных людей? Многие памятники письменной исторической и научной литературы гласят, что она в то время была необычайно развита. Во время раскопок были найдены прекрасные древнегреческие музыкальные инструменты. Их вид приводил в восторг даже самых опытных археологов. Это были просто произведения искусства. Качественный материал в сочетании с тонкой работой древних мастеров производил на исследователей сильнейшее впечатление.
Лира и кифара - что это такое?
Это интересная тема, заслуживающая рассмотрения. Среди недавно найденных инструментов были лира, кифара и арфа, хотя древние греки использовали и многие другие. Лира представляет собой изящный щипковый инструмент. Она часто фигурирует в различных мифах и легендах. Согласно последним историческим данным, она имела довольно плоский округлый корпус.
В ее конструкцию также входила кожаная мембрана, которая зачастую имела до одиннадцати струн. С ее помощью в основном исполняли лирические и романтические мелодии. Можно только представить себе, насколько красиво это звучало. Умелые музыканты с помощью этого уникального инструмента трогали сердца слушателей и вызывали у них слезы на глазах.
Кифара - что это такое? В первую очередь следует упомянуть, что этот инструмент имеет некоторые общие черты с лирой. Их можно назвать родственными предметами. Она тоже щипковый инструмент и имеет струны, хотя корпус у нее более трапециеобразный. В его конструкции имеется деревянная коробка, которая иногда закругляется книзу. В продольном направлении к инструменту прикреплены две ручки, к которым впоследствии крепится перекладина. В целом довольно интересная конструкция этого приспособления под названием кифара. Что это такое? Как и когда ее использовали? Какой точно звук она издавала? Наверняка точные ответы на эти вопросы могли дать только древние античные музыканты.
Уникальный по сложности инструмент
Однако на сегодняшний день этот инструмент привлек внимание многих исследователей. Его особенность в удивительно сложной конструкции. Хотя струны кифары и одинаковой длины, их толщина и натяжение существенно отличаются. Они по традиции должны натягиваться, начиная от низа инструмента до передней части его корпуса, где размещены ручки или, как их еще называют, «ярма». Вместе с различными веяниями культуры и моды, кифара на протяжении истории имела от двух до двенадцати струн.
Звучание и использование
Итак, кифара. Что это такое, уже выяснено. Какое она нашла применение? Ее использовали и как самостоятельный инструмент, и как элемент оркестра. Кифара была популярна и тогда, когда нужно было аккомпанировать пению. Древние греки считали, что она носила в себе «божественное вдохновение». Ее мелодия лилась мягко и трепетно, а звучание дерева придавало песне нотки меланхолии или даже трагичности.Как бы там ни было, античная музыка является неотъемлемой частью истории не только Греции, но и всего мира.
fb.ru
Лира (музыкальный инструмент) - это... Что такое Лира (музыкальный инструмент)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Лира.
Ли́ра (греч.
λύρα, лат. lyra) — струнный щипковый инструмент (хордофон). Корпус (резонатор) округлой или четырёхугольной формы соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной. Распространена с древнейших времён вплоть до наших дней. Древнейшие образцы были раскопаны экспедицией Л. Вулли в Уре.
Лира в Древней Греции
В Древней Греции словом лира обозначался любой инструмент семейства лир — хе́лис (χέλυς букв. черепаха), ба́рбит (βάρβιτον, βάρβιτος), фо́рминга (φόρμιγξ), кифара (κιθάρα). В узком смысле лирой назывался хелис (простейшая из лир, с корпусом из панциря черепахи, обтянутым воловьей кожей). Техника игры на всех античных лирах примерно одинакова: музыкант держал инструментом под углом примерно 45 градусов к корпусу, играя стоя (особенно на кифаре) или сидя. Звук извлекался костяным плектром. Пальцами свободной руки ненужные струны приглушали. Гендерного различия среди исполнителей на лире не существовало, за исключением кифары, которая была мужским инструментом. Обучение игре на лире было базовой частью образования гражданина в Древней Греции и Древнем Риме.
Струны (изготавливавшиеся из овечьих кишок) лиры дали название ступеням греческого полного звукоряда; в сущности, названия струн обозначают модальные функции старинного лада. Классической считается 7-струнная лира; в своём семиструнии она рассматривалась как отражение мировой гармонии (по знаменитому высказыванию Вергилия — septem discrimina vocum, «семь <высотных> различий звуков»). Иконографические, музыкально-теоретические и литературные источники свидетельствуют о том, что число струн лиры могло быть увеличено вплоть до 18, но чаще всего экспериментальные инструменты описываются как 11- или 12-струнные. «Многоструние» (πολυχορδία) приводило к возмущающему душу «многозвучию» (πολυφωνία — это слово не следует понимать в смысле многоголосия) и потому оценивалось (например, в Спартанском декрете V в. до н.э., опубликованном в книге «Основы музыки» Боэция) как вредное излишество. Несмотря на то, что многие трактаты описывают греческий звукоряд как струны лиры, точные и однозначные сведения о её настройке не сохранились.
Прочие лиры
В Древней Армении лира называлась арм. քնար (кнар)[1].
На Украине и в Белоруссии колёсной лирой называют старинный (XVII вв.) струнный народный инструмент с крупным удлинённым корпусом, иначе называемый «рыле». В Европе этот инструмент известен как Харди-гарди. Над корпусом натянуты три струны различной настройки, помещённые в особый ящичек. Сбоку ящичка прикреплена небольшая клавиатура с 8-11 клавишами. Играющий левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико трётся об струны и заставляет их звучать. Средняя струна изменяет свою высоту от нажима клавиш и служит для исполнения мелодий. Крайние струны во время игры не изменяют своей высоты. Звук лиры сильный, резкий, несколько гнусавого оттенка.
Смычковые лиры — понтийская лира, критская лира, византийская лира (англ.)русск., лира да браччо (англ.)русск., лира да гамба (англ.)русск. — предшественники современных струнных инструментов (скрипка, виолончель).
Оркестровая лира — ударный инструмент, разновидность колокольчиков, используется в основном маршевых духовых оркестрах[2].
Рецепция
В современном мире лира служит символом и атрибутом поэтов, эмблемой военных оркестров[3].
Примечания
Литература
Maas M., Snyder J.M. Stringed instruments of Ancient Greece. New Have, 1989 (с обильной иконографией; рассматриваются документальные свидетельства только до классической эпохи включительно).
Mathiesen T. Apollo's lyre. Lincoln, London, 1999.
Лира // Большая российская энциклопедия. Том 17. Москва, 2010, сс. 560-561.