Карельские, Беломорские, Онежские петроглифы, история появления.
Карельские петроглифы – одни из самых древних наскальных рисунков на Земле. И самые таинственные.
Карельские петроглифы. Наскальные рисунки почтенного возраста — им не менее 5-6 тысяч лет.
Игорь Георгиевский.Фотограф, журналист, исследователь.
Петроглифами (по-древнегречески πέτρος — камень, γλυφή — резьба) во всём мире называют изображения, высеченные на камнях. Они есть в Азии и в Европе, в обеих Америках, в Африке и в Австралии.
В Карелии наскальные святилища всегда — в самых красивых местах. Древние художники жили на Белом море, при впадении реки Выг; на мысах и островах восточного берега Онежского озера. Именно здесь археологи находят высеченные кварцем изображения людей, животных, небесных светил и неопознанных (возможно, летающих) объектов.
Беломорские петроглифы. Бес и крепкие хозяйственники
Беломорские петроглифы. Старая Залавруга.
Беломорские петроглифы — на островах. Большой Малинин, Ерпин Пудас, Шойрукшин. В древности рисунки находились у самой воды, в основном изображения небольшие: от 20 до 50 сантиметров, но есть и лоси-гиганты — до трёх с половиной метров в длину.
Вообще беломорские петроглифы реалистичны. Лодки, с экипажами и пустые. Подробные сцены охоты на лосей, птиц, тюленей. Батальные композиции. В них всегда участвует человек: идёт пешком, на лыжах, плывёт в лодке. Сражается, охотится, пляшет.
Беломорские петроглифы. Разметка для будущей фотографии.
Но есть здесь и свои бесы. На острове Шойрукша на пологой скале выбиты восемь отпечатков то правой, то левой человеческой ступни. Ведут они к изображению Беса, самой крупной фигуре. Бес высотой около метра, изображен в профиль. С огромной рукой, ногой, мужским достоинством.
Много лет жители соседней деревни считали Бесовы Следки священной скалой. Когда началась Великая Отечественная, верили, что враг сюда не дойдет: Бес охранит.
Онежские петроглифы. Бес и инопланетяне
Карелия. Мыс Бесов Нос. Онежские петроглифы. Знаменитый Бес.
Восточный берег Онежского озера. Бесов нос, мысы Кладовец, Гагажий, Пери Нос, остров Гурий. Здесь больше тысячи петроглифов, размеры фигур от нескольких сантиметров до четырёх метров. И лебеди — огромные, с такими непропорционально длинными шеями, что, может, и не лебеди это вовсе — динозавры!
Карелия. Онежские петроглифы. Изображения лебедей.
Много космических, «солярных» и «лунарных» знаков: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами. Есть версия, что это — капканы. Но современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того — телевизор.
Самый известный из онежских петроглифов — Бес (некоторые специалисты полагают, что Бесиха). Больше беломорского чёрта: два с половиной метра. Изображение пересекает глубокая трещина, разделяя его ровно на две половины. «Щель» в иной, потусторонний мир.
В километровом радиусе от Беса нередко отказывает спутниковая навигация. Капитаны этому давно не удивляются, ориентируются на маяк. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые только предполагают. Говорят, всё дело в насыщенных магнитной рудой гранитах, залегающих глубоко под землей. Но Бесу виднее.
Древняя фигура перерезана православным крестом. Скорее всего, его выдолбили поверх бесовского изображения монахи Муромского монастыря в XV–XVI веке. Дабы нейтрализовать дьявольскую силу.
Природный музей без охраны
Старая Залавруга. Волонтеры за работой.
В 1934 году молодые советские музееведы решили, что Эрмитажу нужна наскальная живопись. И взорвали скалу с петроглифами на мысе Пери Нос–3. Большая плита с рисунками («крыша») отправилась в Эрмитаж, обломок помельче достался местному краеведческому музею. При взрыве погибли около десятка рисунков, в том числе уникальная для карельских петроглифов сцена деторождения.
В советские времена территория Беломорских петроглифов пострадала при строительстве ББК и Выгостровской ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукшин засыпана плотиной.
Сегодня карельские петроглифы тоже никто всерьёз не охраняет. В Беломорске летом работают волонтёры, приглядывающие за вольными туристами. Пару лет назад на норвежские деньги сделали мостки — чтобы не топтали петроглифы при осмотре.
Восточный берег Онеги и вовсе далёк от заповедных условий. Сюда приезжают на джипах, ставят палатки, жгут костры на камнях с древними рисунками. Добавляют свои, современные. «Ося и Киса здесь были»...
Краеведческий музей
Петрозаводск. Карельский краеведческий музей. Стена с петроглифами и осколки скал.
К обломку скалы, перепавшему карельским музейщикам от эрмитажных щедрот, три года назад археологи присоединили ещё две плиты с рисунками.
На этот раз никакого варварства: камни откололись от скалы сами, много лет назад (то ли из-за перепада температур, то ли ледоход помог). С максимальными предосторожностями находки весом в 460 и 280 килограммов подняли и перевезли в Карельский государственный краеведческий музей.
Карелия. Онежские петроглифы. Щука.
Теперь артефакты можно увидеть (и потрогать руками) в зале петроглифов. Дети счастливы: для них здесь организована интерактивная программа «В гостях у древнего племени». Костёр в музее разжечь, конечно, не дадут. Но почувствовать себя древним человеком можно: добыть огонь трением, обработать скребком шкуру, примерить маску шамана. Как мальчик Льок из книжки археолога Линевского «Листы каменной книги» (читать каждому юному краеведу!).
А ещё здесь, в музее, есть целая стена с петроглифами. Каменная. Хочется просунуть руку в трещинку, провести пальцем по контуру заонежского Беса.
И только если подойти совсем близко, видно, что это — фотография. Точнее, панно (19,5 на 2,55 метра). И если имя художника, выбившего на скалах первые петроглифы, навсегда останется для нас тайной, то имя художника, «выбившего» фотографию на музейной скале, известно: Игорь Георгиевский.
Фотоаппарат как машина времени
Карелия. Онежские петроглифы. Смысл многих изображений остается загадкой для ученых.
В археологических экспедициях на Белом море и Онежском озере фотограф Георгиевский работал одиннадцать сезонов. Фиксировал на плёнку сцены охоты на белуху, хоровод «космических пришельцев», древнюю карельскую «Камасутру» (есть среди северных петроглифов и непринуждённая групповая эротика).
Карелия. Онежские петроглифы. Карельская Камасутра эпохи неолита.
«Поймать» удачный момент для съёмки непросто: многие скалы потрёпаны временем и водой. Края петроглифов стёрлись, при свете дня рисунки почти не видны. Много лет для выявления изображений использовали прожектора, солнечные зайчики крупных зеркал, многочасовые наблюдения в скользящих лучах солнца. Надёжную картину на бумаге давали протирки графитом — так дети монетку карандашом копируют.
Карелия. Онежские петроглифы. Карельская Камасутра эпохи неолита.
Пять лет назад археолог Кнут Хельскуг привёз карельским учёным кусок черной плёнки: похожа на нашу, из магазина «Сад-огород». Но только абсолютно непрозрачная. Накрывшись этой пленкой и приоткрывая один край, можно было запустить луч света вдоль поверхности камня. Чётко обрисовывался микрорельеф и фактура скалы.
Новый подход — и сенсация. На Старой Залавруге в Беломорском районе археологи обнаруживают более двухсот «новых» изображений!
Фотографу задача: зримо отобразить находку. Но вопрос перестал быть только «фотографическим», требовалось инженерное решение — петроглифы располагались группой на большой поверхности.
Раскраски и паззлы
Беломорские петроглифы. Старая Залавруга.
Как снять одним кадром многометровое горизонтальное скальное полотно с петроглифами? Встать на ходули, влезть на стремянку? Съёмка с вертолёта невозможна: вокруг скалы, высоковольтные линии двух гидроэлектростанций. К тому же вертолёт — это пыль у самой поверхности земли и вибрации.
Надо делать составную фотографию. Разметить скалы, снять отдельно сотни фрагментов и после сводить в компьютере по угловым точкам-маркерам.
Была и ещё одна сложность: равномерность освещения общего снимка. Центральная часть полотна Старой Залавруги — это сложный макрорельеф и физический размер 12 на 16 метров. Часть рисунков видна только в косых лучах утреннего освещения. Другая появляется вечером. А днём неглубоко выбитые, особенно крупные по площади петроглифы вообще не видны.
Карелия. Онежские петроглифы.
Решили прокрасить петроглифы акварельными красками, а фотосъёмку произвести в максимально короткие сроки.
Дневник, Залавруга:• 4–9 июня 2006 года: выявление под чёрной плёнкой петроглифов с обводкой контуров мелом, тонирование выбивок акварелью в два цвета • 10 июня: дождь смывает акварель• 11 июня: повторные тонировки с проверкой • 12–13 июня: разметка скалы на фрагменты 40x60 см с закреплением угловых точек кусочками малярной клейкой ленты• 14 июня: фотографирование 523 фрагментов в течение 3-х часов. Погода безоблачная, солнечная. Компенсационные корректировки экспозиции и цветового баланса по ходу съемки намеренно не производились• 15 июня — ветер, дождь. Финал полевых работ
После экспедиции — многочасовое сидение за компьютером. Тогда, в 2006-м, Игорю Георгиевскому впервые удалось уложить в один кадр реальную скальную поверхность площадью 11 на 15 метров. И лодки, и лосей, и охотников.
Загадки петроглифов
Карелия. Онежские петроглифы. Солярные и лунарные изображения.
Учёные продолжают находить новые рисунки, регистрируют их, музеефицируют некоторые находки. Но объяснить многие изображения не могут.
Лебедь, лось и кит-белуха — понятно. Человек. На карельских скалах, как правило, выгравирован в профиль, с одной рукой и одной ногой. С луком или капканом. На лодке. Эти охотники похожи на нынешних людей.
Но кто это двуногое существо, у которого вместо головы два огромных шара? Археологи ласково зовут его Чебурашкой, списывая творческий порыв художника на действие мухоморов.
Ещё меньше ясности с космическими знаками, ориентированными строго на запад или восток. Исследователи условно относят их к солярно-лунарному типу. Не исключено, что в Заонежье могла существовать первая в истории человечества обсерватория.
Но если знаки — это Луна и Солнце, то зачем они установлены на две или три «ножки»? Может, древние люди видели летающие объекты?
Жители Карелии, живущие неподалёку от этих мест, нисколько подобным изображениям не удивляются. Они, по их собственным словам, чуть не каждую ночь наблюдают в небе похожие «явления».
www.culture.ru
Интересные места. Нам есть чему поучиться у древних. Петроглифы и писаницы. Часть 1.
Переключение навигации
О нас
О проекте
Обратная связь
Ваше мнение
Предложить материал
Журнал изменений
О нас
О проекте
Обратная связь
Ваше мнение
Журнал изменений
Предложить материал
Войти
Регистрация
Рус
Eng
Были:
Ригден Джаппо,
Ахура Мазда,
Осирис,
Архангел Гавриил,
Джабраил,
Агапит Печерский,
Кетцалькоатль
Ожидаем:
Имам Махди,
Утешитель,
Святой Дух,
Майтрейя,
Калки Аватар,
Машиах,
Гэсэр-хан
RGDN.info
Главная
О нас
О проекте
Обратная связь
Ваше мнение
Предложить материал
Журнал изменений
Исконные Знания
Беседы с И.М. Даниловым
Аллат
МАРИЯ
Книги
Откровенный диалог о самом главном
Смысл жизни - бессмертие
Единение
Истина на всех одна
Иллюзия и Путь
Жизнь
Сознание и Личность. От заведомо мёртвого к вечно живому
Глубинные чувства
Сравнивая глубинное чувство...
Практики и медитации
Беседы с Имамом
Делимся опытом... изучаем Систему
Аналитика, статьи
Пророчества
Религии
Христианство
Ислам
Буддизм
Индуизм
Иудаизм
Зороастризм
Символика и мифология
Символика и Мифология
Астрономия
Мир Пирамид
Интересные места
!?
rgdn.info
Карельские, Беломорские, Онежские петроглифы, история появления.
Карельские петроглифы – одни из самых древних наскальных рисунков на Земле. И самые таинственные.
Карельские петроглифы. Наскальные рисунки почтенного возраста — им не менее 5-6 тысяч лет.
Игорь Георгиевский.Фотограф, журналист, исследователь.
Петроглифами (по-древнегречески πέτρος — камень, γλυφή — резьба) во всём мире называют изображения, высеченные на камнях. Они есть в Азии и в Европе, в обеих Америках, в Африке и в Австралии.
В Карелии наскальные святилища всегда — в самых красивых местах. Древние художники жили на Белом море, при впадении реки Выг; на мысах и островах восточного берега Онежского озера. Именно здесь археологи находят высеченные кварцем изображения людей, животных, небесных светил и неопознанных (возможно, летающих) объектов.
Беломорские петроглифы. Бес и крепкие хозяйственники
Беломорские петроглифы. Старая Залавруга.
Беломорские петроглифы — на островах. Большой Малинин, Ерпин Пудас, Шойрукшин. В древности рисунки находились у самой воды, в основном изображения небольшие: от 20 до 50 сантиметров, но есть и лоси-гиганты — до трёх с половиной метров в длину.
Вообще беломорские петроглифы реалистичны. Лодки, с экипажами и пустые. Подробные сцены охоты на лосей, птиц, тюленей. Батальные композиции. В них всегда участвует человек: идёт пешком, на лыжах, плывёт в лодке. Сражается, охотится, пляшет.
Беломорские петроглифы. Разметка для будущей фотографии.
Но есть здесь и свои бесы. На острове Шойрукша на пологой скале выбиты восемь отпечатков то правой, то левой человеческой ступни. Ведут они к изображению Беса, самой крупной фигуре. Бес высотой около метра, изображен в профиль. С огромной рукой, ногой, мужским достоинством.
Много лет жители соседней деревни считали Бесовы Следки священной скалой. Когда началась Великая Отечественная, верили, что враг сюда не дойдет: Бес охранит.
Онежские петроглифы. Бес и инопланетяне
Карелия. Мыс Бесов Нос. Онежские петроглифы. Знаменитый Бес.
Восточный берег Онежского озера. Бесов нос, мысы Кладовец, Гагажий, Пери Нос, остров Гурий. Здесь больше тысячи петроглифов, размеры фигур от нескольких сантиметров до четырёх метров. И лебеди — огромные, с такими непропорционально длинными шеями, что, может, и не лебеди это вовсе — динозавры!
Карелия. Онежские петроглифы. Изображения лебедей.
Много космических, «солярных» и «лунарных» знаков: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами. Есть версия, что это — капканы. Но современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того — телевизор.
Самый известный из онежских петроглифов — Бес (некоторые специалисты полагают, что Бесиха). Больше беломорского чёрта: два с половиной метра. Изображение пересекает глубокая трещина, разделяя его ровно на две половины. «Щель» в иной, потусторонний мир.
В километровом радиусе от Беса нередко отказывает спутниковая навигация. Капитаны этому давно не удивляются, ориентируются на маяк. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые только предполагают. Говорят, всё дело в насыщенных магнитной рудой гранитах, залегающих глубоко под землей. Но Бесу виднее.
Древняя фигура перерезана православным крестом. Скорее всего, его выдолбили поверх бесовского изображения монахи Муромского монастыря в XV–XVI веке. Дабы нейтрализовать дьявольскую силу.
Природный музей без охраны
Старая Залавруга. Волонтеры за работой.
В 1934 году молодые советские музееведы решили, что Эрмитажу нужна наскальная живопись. И взорвали скалу с петроглифами на мысе Пери Нос–3. Большая плита с рисунками («крыша») отправилась в Эрмитаж, обломок помельче достался местному краеведческому музею. При взрыве погибли около десятка рисунков, в том числе уникальная для карельских петроглифов сцена деторождения.
В советские времена территория Беломорских петроглифов пострадала при строительстве ББК и Выгостровской ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукшин засыпана плотиной.
Сегодня карельские петроглифы тоже никто всерьёз не охраняет. В Беломорске летом работают волонтёры, приглядывающие за вольными туристами. Пару лет назад на норвежские деньги сделали мостки — чтобы не топтали петроглифы при осмотре.
Восточный берег Онеги и вовсе далёк от заповедных условий. Сюда приезжают на джипах, ставят палатки, жгут костры на камнях с древними рисунками. Добавляют свои, современные. «Ося и Киса здесь были»...
Краеведческий музей
Петрозаводск. Карельский краеведческий музей. Стена с петроглифами и осколки скал.
К обломку скалы, перепавшему карельским музейщикам от эрмитажных щедрот, три года назад археологи присоединили ещё две плиты с рисунками.
На этот раз никакого варварства: камни откололись от скалы сами, много лет назад (то ли из-за перепада температур, то ли ледоход помог). С максимальными предосторожностями находки весом в 460 и 280 килограммов подняли и перевезли в Карельский государственный краеведческий музей.
Карелия. Онежские петроглифы. Щука.
Теперь артефакты можно увидеть (и потрогать руками) в зале петроглифов. Дети счастливы: для них здесь организована интерактивная программа «В гостях у древнего племени». Костёр в музее разжечь, конечно, не дадут. Но почувствовать себя древним человеком можно: добыть огонь трением, обработать скребком шкуру, примерить маску шамана. Как мальчик Льок из книжки археолога Линевского «Листы каменной книги» (читать каждому юному краеведу!).
А ещё здесь, в музее, есть целая стена с петроглифами. Каменная. Хочется просунуть руку в трещинку, провести пальцем по контуру заонежского Беса.
И только если подойти совсем близко, видно, что это — фотография. Точнее, панно (19,5 на 2,55 метра). И если имя художника, выбившего на скалах первые петроглифы, навсегда останется для нас тайной, то имя художника, «выбившего» фотографию на музейной скале, известно: Игорь Георгиевский.
Фотоаппарат как машина времени
Карелия. Онежские петроглифы. Смысл многих изображений остается загадкой для ученых.
В археологических экспедициях на Белом море и Онежском озере фотограф Георгиевский работал одиннадцать сезонов. Фиксировал на плёнку сцены охоты на белуху, хоровод «космических пришельцев», древнюю карельскую «Камасутру» (есть среди северных петроглифов и непринуждённая групповая эротика).
Карелия. Онежские петроглифы. Карельская Камасутра эпохи неолита.
«Поймать» удачный момент для съёмки непросто: многие скалы потрёпаны временем и водой. Края петроглифов стёрлись, при свете дня рисунки почти не видны. Много лет для выявления изображений использовали прожектора, солнечные зайчики крупных зеркал, многочасовые наблюдения в скользящих лучах солнца. Надёжную картину на бумаге давали протирки графитом — так дети монетку карандашом копируют.
Карелия. Онежские петроглифы. Карельская Камасутра эпохи неолита.
Пять лет назад археолог Кнут Хельскуг привёз карельским учёным кусок черной плёнки: похожа на нашу, из магазина «Сад-огород». Но только абсолютно непрозрачная. Накрывшись этой пленкой и приоткрывая один край, можно было запустить луч света вдоль поверхности камня. Чётко обрисовывался микрорельеф и фактура скалы.
Новый подход — и сенсация. На Старой Залавруге в Беломорском районе археологи обнаруживают более двухсот «новых» изображений!
Фотографу задача: зримо отобразить находку. Но вопрос перестал быть только «фотографическим», требовалось инженерное решение — петроглифы располагались группой на большой поверхности.
Раскраски и паззлы
Беломорские петроглифы. Старая Залавруга.
Как снять одним кадром многометровое горизонтальное скальное полотно с петроглифами? Встать на ходули, влезть на стремянку? Съёмка с вертолёта невозможна: вокруг скалы, высоковольтные линии двух гидроэлектростанций. К тому же вертолёт — это пыль у самой поверхности земли и вибрации.
Надо делать составную фотографию. Разметить скалы, снять отдельно сотни фрагментов и после сводить в компьютере по угловым точкам-маркерам.
Была и ещё одна сложность: равномерность освещения общего снимка. Центральная часть полотна Старой Залавруги — это сложный макрорельеф и физический размер 12 на 16 метров. Часть рисунков видна только в косых лучах утреннего освещения. Другая появляется вечером. А днём неглубоко выбитые, особенно крупные по площади петроглифы вообще не видны.
Карелия. Онежские петроглифы.
Решили прокрасить петроглифы акварельными красками, а фотосъёмку произвести в максимально короткие сроки.
Дневник, Залавруга:• 4–9 июня 2006 года: выявление под чёрной плёнкой петроглифов с обводкой контуров мелом, тонирование выбивок акварелью в два цвета • 10 июня: дождь смывает акварель• 11 июня: повторные тонировки с проверкой • 12–13 июня: разметка скалы на фрагменты 40x60 см с закреплением угловых точек кусочками малярной клейкой ленты• 14 июня: фотографирование 523 фрагментов в течение 3-х часов. Погода безоблачная, солнечная. Компенсационные корректировки экспозиции и цветового баланса по ходу съемки намеренно не производились• 15 июня — ветер, дождь. Финал полевых работ
После экспедиции — многочасовое сидение за компьютером. Тогда, в 2006-м, Игорю Георгиевскому впервые удалось уложить в один кадр реальную скальную поверхность площадью 11 на 15 метров. И лодки, и лосей, и охотников.
Загадки петроглифов
Карелия. Онежские петроглифы. Солярные и лунарные изображения.
Учёные продолжают находить новые рисунки, регистрируют их, музеефицируют некоторые находки. Но объяснить многие изображения не могут.
Лебедь, лось и кит-белуха — понятно. Человек. На карельских скалах, как правило, выгравирован в профиль, с одной рукой и одной ногой. С луком или капканом. На лодке. Эти охотники похожи на нынешних людей.
Но кто это двуногое существо, у которого вместо головы два огромных шара? Археологи ласково зовут его Чебурашкой, списывая творческий порыв художника на действие мухоморов.
Ещё меньше ясности с космическими знаками, ориентированными строго на запад или восток. Исследователи условно относят их к солярно-лунарному типу. Не исключено, что в Заонежье могла существовать первая в истории человечества обсерватория.
Но если знаки — это Луна и Солнце, то зачем они установлены на две или три «ножки»? Может, древние люди видели летающие объекты?
Жители Карелии, живущие неподалёку от этих мест, нисколько подобным изображениям не удивляются. Они, по их собственным словам, чуть не каждую ночь наблюдают в небе похожие «явления».
culture.ru
Петроглиф - это что такое?
Людям всегда хотелось передать свои мысли и переживания, и задолго до появления письменности они нашли уникальный способ рассказать о том, что чувствуют, с помощью наскальных изображений, которые являются настоящими археологическими памятниками. Их научная значимость в изучении духовной культуры неолитического и бронзового периодов неоценима.
Такие летописи, выбитые древними художниками каменными и металлическими инструментами, найдены на всех континентах нашей планеты. А по данным ученых, в 120 странах насчитывается порядка 35 миллионов различных фигур, оставленных будущим поколениям.
Наскальные шедевры
Петроглиф – это рисунок, высеченный на камне, а тематика изображений могла быть совершенно разной. Везде, где жили древние люди, находят наскальные шедевры, которые считаются частичками культуры первобытных племен. Самые ранние изображения несли магический смысл, и их рисовали, чтобы задобрить духов перед рыбалкой или охотой. На камнях запечатлевались животные, а затем стали появляться очертания людей.
Знаки в виде круга или волны чаще всего использовались при создании календарей. Со временем надписи стали появляться на специально созданных каменных сооружениях, менгирах и дольменах, и они имели священный смысл.
Наскальные рисунки как отражение мироощущения древнего человека
По мнению ученых, петроглиф – это рассказ мыслящего человека, выражающего таким образом свое видение мира. Смысл рисунка нес особую значимость для художника, долго и кропотливо высекавшего изображения в скалах и полировавшего все отколотые места. Самые древние шедевры более изящны и тщательно прорисованы, а поздние петроглифы не отличаются композиционной завершенностью и достаточно грубо выполнены. Исследователи считают, что появившиеся символы уже не несли смысловой нагрузки, а после того как была изобретена бумага, необходимость высекать надписи отпала.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что петроглиф – это не картинки с натуры, а переработанный сознанием первобытного человека мир, тесно связанный с культом, системой обрядов и верований.
Открытия продолжаются
Удивительно, но традиции наносить древние петроглифы возникают в разных частях земли совершенно самостоятельно, а каждый археологический памятник имеет отличия в манере нанесения и содержании изображения.
Открытия ученых продолжаются и сейчас. Считается, что древнейшие на нашей планете рисунки найдены в Австралии, и их возраст превышает 40 тысяч лет.
Карельские изображения
Одними из самых ценных творений, имеющих мировое значение, признаны найденные в Карелии петроглифы. Наскальные изображения, созданные шесть тысяч лет назад, широко известны и часто становятся объектами международных исследований. Древнее искусство первобытных людей привлекает большое количество туристов, для которых организуются научные экскурсии.
Нерасшифрованные петроглифы
Специалисты окрестили петроглифы Карелии «библией каменного века», ведь их значение для мировой культуры бесценно. Рисунки отличаются тем, что находятся не на вертикальной стене, а буквально под ногами посетителей. К сожалению, многие знаки, высеченные древними творцами, не расшифрованы и по сей день. Рядом с привычными изображениями людей и животных соседствуют непонятные знаки, больше похожие на летательные аппараты. Ученые уверены, что за рисунками кроется глубокий смысл: сначала символы появились в сознании людей, а только потом – на скале. Они были выбиты в IV–III веках до нашей эры.
Археологический комплекс Беломорья
«Беломорские петроглифы» – это название археологического комплекса, который включает в себя не только рисунки, но и стоянки древнего человека. Около двух тысяч изображений находятся на островах Большой Малинин, Шойрукшин, Ерпин Пудас, но, пожалуй, самыми интересными признаны шедевры Новой и Старой Залавруги. Охотничьи рисунки первобытной эпохи восхищают особым талантом древних художников. Перед выразительными сценами охоты, достигающими в размерах более 2,5 метра, в восхищении замирают туристы. Кстати, здесь можно увидеть и рисунок человека, бегущего на лыжах.
Рисунки фантастического содержания
Онежские петроглифы, расположенные в Пудожском районе на берегу Онежского озера, объединяются в целые композиции. Около 1200 изображений хорошо видны на фоне отливающей красным скалы, но есть и такие, которые поросли лишайниками, и найти их с первого раза непросто.
Рисунки существенно отличаются от беломорских тем, что они наполнены фантастическим содержанием. Например, на мысе Бесов Нос можно наблюдать странную фигуру высокого роста с лицом животного и распластанную на земле. Считается, что наши предки изобразили «беса». Рядом с ним находятся рисунки ящерицы и налима, составляющие вместе так называемую триаду.
Местные жители всегда знали про рисунки, но считали их порождением дьявола. Известна история о монахах Муромского монастыря, попытавшихся изгнать беса из творений древних людей, для чего они выбивали кресты на наскальных фигурах.
Первобытный храм
Мифологические сцены, оставленные нашими предками, исследуются учеными всего мира, сделавшими признание, что они наблюдают настоящий первобытный храм, в котором иконостасом служили гранитные скалы.
К сожалению, не все рисунки дошли до нас в первоначальном состоянии. Онежские петроглифы, омываемые водой, стираются со временем, лишайники и мхи разъедают уникальные изображения, многие потемнели и слились по цвету со скалами, поэтому обнаружить их сейчас не представляется возможным.
Живые картины
Однако есть немало хорошо сохранившихся шедевров наскальной живописи, причем четкость высеченных изображений зависит от освещения. Солнечные лучи, играющие на рассвете, полностью преображают петроглифы Карелии, и кажется, что знаки, оставленные нашими предками, оживают на глазах. Двигающиеся картины – это неповторимое зрелище, ради которого сюда спешат интересующиеся культурой туристы.
Можно сказать, что петроглиф – это не только исторически важный объект, но и памятник искусства, позволяющий прочитать уникальную каменную книгу и прикоснуться к древней истории. Высеченное изображение на скале может многое рассказать о жизни далеких предков, и вполне возможно, что не за горами новые открытия.
fb.ru
Тайна российских петроглифов почти разгадана!
Петроглифы – древнейшие изображения, высеченные на каменных плитах и стенах пещер – до сих пор остаются тайной для ученых. Несмотря на то, на сегодняшний день обнаружено огромное количество петроглифов по всему миру, их истинное значение все еще остается под вопросом. Ученые полагают, что петроглифы представляют собой зарисовки простых бытовых сцен – охоты, танцев, обрядов и ритуалов.
Однако некоторые ученые осмеливаются предполагать, что петроглифы представляли собой некую письменность, основанную на символах и знаках, каждый из которых имел свое конкретное значение. И если бы нам были известны значения этих символов, то сегодня мы без труда смогли бы прочитать петроглиф, оставленный древним автором где-нибудь в пещере Северного Кавказа 5 тысяч лет назад.
На территории России две самых крупных области, которые изобилуют древнейшими мегалитами и петроглифами, – это Кавказ и Карельский полуостров с островами Белого моря. О каменных лабиринтах, курганах, пирамидах и петроглифах Белого моря известно немного – к сожалению, этот поистине уникальный район, где, предположительно, существовала Гиперборейская цивилизация, до сих остается уделом исследователей-энтузиастов. Что касается мегалитов Кавказа, то здесь уже около 10 лет ведется постоянная научная работа в рамках Северо-Кавказской экспедиции Института археологии РАН и Западно-Кавказской экспедиции академического Института истории материальной культуры.
В своем недавнем интервью журналу National Geographic руководитель Северо-Кавказской экспедиции Александр Гай поведал об интересных, неожиданных находках, сделанных во время последних раскопок. Выдающимся открытием стало обнаружение на камнях дольменов сюжетных рисунков: животных и пляшущих людей.
По словам ученого, до сих пор на дольменных камнях находили только «простые» символы, такие как: крест, крест в круге, волнообразные линии. Как и следовало ожидать, значения этих символов и рисунков остаются для ученых загадкой. Если дольмены – это погребальные сооружения, то зачем изображать на них пляшущих людей и животных? На сегодняшний день на Кавказе обнаружено уже двадцать дольменных местонахождений, а число отдельных построек составляет больше 200. Однако это не приблизило ученых к разгадке значения петроглифов.
Возможно, вся проблема в том, что древние люди эпохи неолита и бронзового века жили совсем не так, как мы о них думаем сейчас, исходя из современных материалистичных взглядов? Возможно, древние жители планеты Земля гораздо больше, чем мы, интересовались духовной жизнью, которая была для них важнее, чем жизнь материальная? И может быть, их загадочные рисунки означали вовсе не охоту или танцы, а нечто более сложное, о чем мы сейчас даже подумать не можем? На помощь ученым должны прийти древние духовные знания об исконных значениях символов и знаков.
К счастью, сегодня существует литература, в которой еще сохранились эти уникальные знания. Одна из таких ценнейших работ – книга Анастасии Новых «АллатРа», в которой собрано, проанализировано и объяснено огромное количество петроглифов, знаков, символов и древнейших изображений цивилизаций с разных уголков Земли. Если бы ученые познакомились с этими знаниями, то для них не составило бы труда понять, что означают те или иные животные, «пляшущие» человечки, кресты и зигзагообразные линии.
В поддержку идеи о том, что петроглифы являются системой некой знаковой и символической письменности, служит недавнее сенсационное открытие, сделанное ученым из Адыгеи Нурбием Ловпаче. Ему удалось расшифровать петроглифы (надписи), сделанные на Лооской плите. Лооская плита – это каменная плита размером 50 на 60 см, датируемая бронзовым веком. Плита, предположительно, была частью погребального мегалита. Она была обнаружена в мае 2014 года недалеко от поселка Лоо в Сочи, ее возраст – около 4 тысяч лет. На поверхности довольно отчетливо видны загадочные символы и рисунки, которые до сих пор оставались нерасшифрованными. И если предложенная ученым расшифровка окажется верной, это даст основания полагать, что письменность на Кавказе зародилась гораздо раньше, чем было принято думать.
Нурбий Ловпаче работал над расшифровкой два месяца, пытаясь истолковать каждый символ на основе хеттского иероглифического письма. Ученый пришел к выводу, что надпись состоит из двух отдельных фрагментов, окруженных пояснительными символическими рисунками, среди которых: рыба, лодка, семиконечная звезда, олень, решетка и др.
Ученый представил следующую расшифровку надписей:
1. «Душа великого пророка, знаменитого лучника. В 11 полулунии душа Муксы достигла псэуна (Дом души)».
2. «С уважением к душе прадеда Аситавада и жрицы. На солнечной воде отправились в псэун»
Как мы видим, надписи представляют собой осмысленный погребальный текст, в котором говорится о смерти в совершенно других понятиях. Здесь не говорится о смерти тела, а смерть воспринимается как возвращение души домой. Эта весьма интересная расшифровка свидетельствует о том, что древние люди гораздо больше думали о душе, нежели о теле. А что касается окружающих символов – лодки, рыбы, оленя, то для древних людей они имели совершенно конкретные значения, о которых можно прочитать в книгах Анастасии Новых.
В продолжение этой весьма занимательной темы мы рекомендуем вам познакомиться с книгой Анастасии Новых «АллатРа», из которой вы узнаете о древних, исконных значениях знаков и символов. Это удивительное путешествие в мир глубокой древности позволит вам совершенно по-иному взглянуть на так называемые «примитивные» цивилизации, которые, оказывается, обладали гораздо большими духовными знаниями, чем мы сегодня. Это поистине детективно-историческое расследование не оставит равнодушным ни одного любителя тайн и загадок! Чтобы скачать книгу «АллатРа», перейдите в раздел «Скачать книги».
Читайте об этом подробнее в книгах Анастасии Новых
(кликните на цитату, чтобы бесплатно скачать книгу целиком):
Для человека Знания эти символы свидетельствовали о многом и были тем, чем сейчас для нас является открытая книга, написанная понятным языком. Древние надписи (оставленные на каменных блоках, скалах, сводах пещер и так далее), особенно в которых стояли знаки и символы, указывающие на конкретные духовные практики, как правило, были и обозначением места, где люди занимались этими практиками. Место для духовных практик выбиралось особое, часто в труднодоступных пещерах или открытых участках. Кстати, раньше на скалах подобные надписи имел право делать только человек Знания, который обладал личным опытом в подобных практиках. Сегодня учёные условно называют таких древних людей, оставивших наскальные надписи, «палеолитическими шаманами». Хотелось бы обратить внимание, что до сегодняшнего дня сохранились даже такие места, где велись записи целых поколений и туда приходили обучаться люди на протяжении тысячелетий…
— Анастасия НОВЫХ - "АллатРа"
Ссылка на книгу
(Sokrovennik)
sokrovennik.com
Петроглифы
Петроглифы
Петроглифы - это высеченные на скалах рисунки, сделанные древними людьми, в эпоху Неолита.
Карельские петроглифы были открыты в 20 веке, и с тех пор продолжают оставаться важным объектом изучения археологов.
Проблема датировки петроглифов еще окончательно не решена.По разным источникам их возраст оценивается в 5-6 тысяч лет.
Термин «Петроглифы» образован от греческих слов «pétros» - «камень» и «glyphé» - «резьба, вырезание». По имеющимся приблизительным подсчетам, в мире общее число рисунков на скалах достигает 20 миллионов фигур, которые сконцентрированы более чем на 20 тысячах участков в 78 странах.
Карельские петроглифы
Карельские петроглифы – выдающиеся памятники, пользующиеся мировой известностью, ценность которых сопоставима с такими памятниками, как Кижи и руны "Калевалы".
Из всех открытых петроглифов исследователям удалось истолковать меньше половины. У ученых не возникает вопросов по поводу фигур людей и животных. Но много и других знаков, не похожих на известные предметы. Например, такие рисунки некоторые ученые относят к солярно-лунарному типу, так как считают, что они обозначают Луну или Солнце. Но другие исследователи уверены, что древние люди видели какие-то летательные аппараты и изобразили их. Как бы то ни было, за каждым рисунком кроется глубокий смысл: эти символы, прежде чем появиться на скалах, возникли в сознании людей.
Наскальные изображения Карелии находятся в двух местах:
на севере, в Беломорском районе, в низовьях реки Выг, в 8 км выше ее впадения в Сорокскую губу Белого моря,
на юго-востоке республики – в Пудожском районе, на восточном побережье Онежского озера в 18 км к югу от п.Шальский.
Беломорские петроглифы (по материалам книги Надежды Лобановой "Тайны петроглифов Карелии")
Наскальные святилища формировались в особых, очень живописных местах, посещаемых и почитаемых людьми ещё до появления выбивок, - в районах рыбных промыслов или сезонных миграций животных, близ оживлённых водных путей.
Территория Беломорских петроглифов не сохранилась в первоначальном виде. Она изменилась в связи со строительством ББК и ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукшин засыпана плотиной Выгостровской ГЭС. Над северной группой этого острова возведён защитный павильон из бетона.
Площадь распространения Беломорских петроглифов не превышает 1,5 кв.км. Известно 10 пунктов на больших (Большой Малинин, Ерпин Пудас, Шойрукшин) и маленьких безымянных островах. Рисунки выбиты на прочных кристаллических сланцах серого цвета. В древности они находились у самой воды. Большинство выбивок небольшие (20-50 см.), но есть и гиганты 3-3,5 м длиной; присутствуют и очень маленькие – менее 5 см.
Если онежские гравировки отличают фантастичность и необычность образов, связанных вероятно, с мифами и преданиями, то беломорским памятникам свойственны реалистическое начало, ярко выраженная хозяйственная направленность.
В Беломорье преобладают изображения лодок с экипажами, показанными в виде столбиков, или пустых. Загадочных образов почти нет, зато какие здесь развёрнутые повествовательные сцены охоты на лесных зверей, птиц и морских животных, батальные композиции! Всегда в них участвует человек. Он идёт пешком, на лыжах, плывёт в лодке, сражается, охотится, пляшет. Можно только поражаться, как древний мастер смог передать столько экспрессии в этих профильных, часто очень небольших фигур.
Петроглифы на восточном берегу Онежского озера
Онежские петроглифы расположены в Пудожском районе, на восточном побережье Онежского озера. Петроглифы разбросаны разрозненными группами на скалах Бесова носа, мысах Кладовец, Гагажий, Пери Нос и на острове Гурий. В целом Онежское наскальное святилище охватывает участок озерного берега длиной в 20,5 км и насчитывает примерно 1200 изображений, нередко объединенных в композиции.
Многие рисунки отчетливо выделяются на фоне красноватой скалы, некоторые покрыты микролишайниками, поэтому разыскать их нелегко. Размеры фигур от нескольких сантиметров до 4 м (чаще 20 – 30 см). Среди них преобладают птицы (преимущественно лебеди), представлены лесные звери, люди, лодки.
Среди Онежских петроглифов немало (и в этом их существенное отличие от Беломорских) загадочных, оригинальных и наполненных фантастическим содержанием петроглифов. Прежде всего это знаменитая "триада" на оконечности мыса Бесов Нос: "бес" (двухметровая распластанная человеческая фигура), сом (налим) и выдра (ящерица), а также солярные и лунарные знаки – круги и полукружья с отходящими от них линиями-лучами (по другой версии, изображения охотничьих капканов). Мыс Бесов Нос расположен в 18 км к югу от п.Шальский.
Петроглиф "Бес":
Севернее Бесова Носа находится Пери Нос. Здесь также сохранились наскальные рисунки - 7 разрозненных групп. Еще севернее, на мысу Карецкий Нос, обнаружено скопление из 120 фигур, где петроглифы тянутся почти вдоль всего южного склона. Интересны петроглифы на полуострове Кочковнаволок около п.Шальский. Они обнаружены в 1970 - 1990-е гг. и насчитывают примерно 200 выбивок, в числе которых трехметровый лебедь, различные сложные сцены мифологического характера с людьми, птицами, лодками.
Петроглиф "Лебедь"
"Загадочные" рисунки Онежского побережья:
Онежские петроглифы - это "грандиозный первобытный храм солнца, где куполом было само небо, иконостасом – гранитные скалы с петроглифами, а алтарем – горизонт с живым солнечным богом".
art.mirtesen.ru
Петроглифы - это... Что такое Петроглифы?
Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льные изображе́ния) — высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями. Ср. геоглифы.
Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.
Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты.
Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.
В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет тому назад.
Петроглифы в России
Писаницы на Урале
Петроглифы в Бурятии
Петроглифы в Башкирии
Петроглифы Хакасии
Петроглифы на Дальнем Востоке
Петроглифы на Северном Кавказе
Петроглифы в Европе
Украина
Болгария
Финляндия
Петроглифы в Joutsassa[fi]
Франция
Шотландия
Dalgarven Mill - краеведческий музей Эйршира[en]
Великобритания
Ирландия
Италия
Норвегия
Наскальные рисунки в Центральной Норвегии[en]
Наскальные рисунки в Дроттене[en]
Наскальные рисунки в Эйдефоссе[en]
Наскальные рисунки в Vingen[en]
Наскальные рисунки в Осли[en]
Петроглифы в Боглоса[de]
Петроглифы в Бёла[de]
Петроглифы Аллинге-Сандвиг[de]
Португалия
Испания
Петроглифы в Галиции
Пещера Altxerri[de]
Пещера Ekain[de]
Идол и кинжал в Пенья Ту[es]
Швеция
Скандинавский бронзовый век
Наскальное искусство из Flyhov hällristning (Västmanland)[sv]
Петроглифы в гротах Каррора и Баати-Суллум, Эритрея, Эфиопия.
Канарские острова
Парк культуры Ла-Сарса, в Гарафии, о.Пальма, Канарские острова[de]
Пальма (остров), Канарские острова[de]
Гуаньчэн[de]
Наскальные рисунки в Фахане[de]
Наскальные рисунки на кладбище в Эль-Пасо[de]
Археологический парк Бельмако (Belmaco) в Вилья де Масо
Петроглифы в Азии
Армения
Азербайджан
Индия
Perumukkal[en]
Деревня Коллур, Виллупурам, штата Тамилнад, Индия.
Гоа (юго-запад Индии).
Usgalimal наскальные рисунки[en]
Казахстан
Олентинские писаницы в Казахстане
река Чумыш
Корея
Петроглифы Bangudae
Киргизия
Араван
В Тянь-Шане: горы Чолпон-Ата, в Таласской долине, Саймалуу Таш
Скала «Престол Сулеймана», Ош, Ферганская долина
Ак-Чункур
Тене-Таш
Аласская долина
Курган-Таш
Саймалуу-Таш
Так же есть ретроглифы в Кюркюрёо-Суу (15 в. до н. э. −8 в. н. э.), Калмак-Ашуу (5 в. до н. э. −10 в. н. э.), Чийим-Таш (6 −8 в.в.), Куганды, Ит-Агар, Чаар-Таш, Кёк-Дёбё, Кочкор, Кара-Джар, и др.
Пакистан
Чилас, Пакистан
Монголия
Филиппины
Аньоно, петроглифы из Ризал, Филиппины
Тайвань
Ваньшань, петроглифы вблизи Маолиня были обнаружены между 1978 и 2002 годом.
Вьетнам
Надписи в Шапа[vi]
Китай
Наскальная живопись в горах Хуа[en]
Южная Корея
Петроглифы Панъудэ[en]
Турция
Египет
Пещера Пловцов
Иордания
Вади-Рам, Иордания
Вади-Рам, Иордания
Вади-Рам, Иордания
Вади-Рам[en]
«Граффити Скалы», примерно в 110 км юго-западу от Эр-Рияд с Меккой, шоссе
Израиль
Петроглифы в Австралии
Петроглифы Америки
Бразилия
Южная Америка
Аргентина
Парагвай
Индийские надписи в Парагвае[hu]
Венесуэлла
Caicara del Ориноко[en]
Тайма Тайма[es]
Национальный парк Сан Эстебан[en]
Центральная Америка
Коста-Рика
http://en.wikipedia.org/wiki/Guayabo_de_Turrialba
Петроглифы в Перу
Пуэрто-Рико
Куэва дель Индио
Доминиканская Республика
Петроглифы Тихоокеанского бассейна
Петроглифы острова Пасхи
Гавайи (в частности, Большой Остров)
См. также
Мегалиты
Сейд
Менгир
Священные камни
Скифские курганы
Дольмен
Руины
Первобытное искусство Нижнего Приамурья
Археологический комплекс «Беломорские петроглифы»
Петроглифы на поверхности «курчавых скал» Чаганского скэбленда, Юго-Восточный Алтай.
Хельеста (швед.)русск., Швеция
Вестманланд, Швеция
Петроглифы в Немфорсен, Швеция
Петроглифы Hawaiin, Исландия
Петроглифы в Стейнхьер, Норвегия
Писаница «Турунтаево», Бурятия
Дырестуй. Писаница Луковый Утёс (II—I тыс. до н. э.)
Худжир — петроглифы (бронзовый век).
Новоселенгиская писаница, Бурятия
Гора Чалпан (Ширинский район, Хакасия) (II тыс. до н. э. до VIII—X вв)
Петроглифы Курайской степи, Алтай
Подкунинская писаница, Хакасия
Олентинские писаницы в Казахстане
Суктаж
Тепсейская писаница
Писаница у озера Тус, Ширинский район, Хакасия
Наскальные изображения Южной Хакасии
Наскальные изображения Северной Хакасии
Скала «Писаница», Оленьи ручьи
Каратагская писаница
Мачадинские петроглифы
гора Цаган-Сала
Ссылки
Международные ресурсы
Координаты: 47°34′26″ с. ш. 2°53′52″ з. д. / 47.573889° с. ш. 2.897778° з. д. (G) (O)47.573889, -2.897778