История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Летоисчисление в Древнем Египте. Какой была система летоисчисления в Древнем Египте? Летоисчисления в египте древнем


Летоисчисление в Древнем Египте. Какой была система летоисчисления в Древнем Египте?

Календарный счет был придуман человечеством для удобства и облегчения смены естественных природных циклов. Все цивилизации, возникшие до нашей эры, имели свой способ такого подсчета. Летоисчисление в древнем Египте возникло около пяти тысяч лет назад, на нем основывалась вся хозяйственно-производительная жизнь египтян.

летоисчисление в древнем Египте

Лунный календарь египтян

Эта цивилизация, возникшая на узком участке земли, орошаемой Нилом. Именно он обеспечивал все нужды населения, поэтому к его разливам нужно было относиться с большим вниманием. У египтян, как и у подавляющего большинства населения планеты, первоначально использовался лунный календарь. Чтобы устанавливать даты празднеств, нужна была система летоисчисления. В Египте она по предположению ряда ученых возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры. Наряду с религиозным календарем существовал и гражданский, который был подробно разработанным. У египтян был в ходу 25-летний цикл, а количество месяцев при этом равнялось 309. Однако достаточно известен тот факт, что лунный календарь астрономически довольно неточен, поэтому совершенно не подходил для подсчета начала сельскохозяйственных работ. Система летоисчисления в древнем Египте, основанная на лунных фазах, просуществовала недолго

Создание солнечного календаря

Поэтому древнеегипетские жрецы озаботились проблемой создания нового, точного календаря. Благо, что уровень их знаний уже позволял делать точные подсчеты и связывать их с картой звездного неба. По данным известного английского египтолога Джеймса Бристеда, солнечный календарь появился в этой стране за несколько сотен лет до появления гиксосов, но они сделали попытку его реформировать. Такие типы календарей используют в качестве основы тропический год, а конкретно этапы смены сезонов, при этом не учитывается смена фаз Луны. Именно древний Египет стал родиной солнечного календаря. Многие жрецы хорошо разбирались в звездах, времени их появления, а также они заметили тесную связь небесных светил с природными явлениями. В частности их интересовали разливы Нила. Воды этой реки выходили из берегов в период с июля по ноябрь, они затопляли всю долину, а когда Нил снова входил в свое русло, наступало время сева. Через 3-4 месяца можно было снимать урожай, а в марте со стороны Сахары дул испепеляющий сухой ветер, который уничтожал все живое. Поэтому система летоисчисления должна была быть точной.

Принципы построения древнеегипетского календаря

Весь год состоял из трех сезонов: наводнение (ахет), т.е. время разлива Нила, русло или выход (перет), т.е. время, когда река снова возвращалась к первоначальному виду, и обмеление (шему), т.е. время наименьшего уровня воды в реке. Многие годы жители Египта строили сложную систему дамб, каналов, водохранилищ. Ее нужно было всегда поддерживать в надлежащем виде, а для этого нужно было узнать алгоритм жизни главной водной артерии страны. Вот тут и пригодились знания жрецов. Они стали соотносить разливы Нила с картой звездного неба и выявили важную закономерность. Наводнение наступало сразу вслед за летним солнцестоянием, еще одним важным фактом стало то, что в предутренние часы на небосклоне появляется яркая звезда, которую видно даже невооруженным взглядом. Она не всегда видна, и жрецы определили, что она появляется с периодичностью в 70 суток. Эти два открытия позволили создать новое летоисчисление в древнем Египте.

Цикл, основанный на небесном светиле

И если определение солнцестояния требовало особых приборов, то появление Сириуса знаменовало собой новый цикл. Сириус или Сотис, как именовали его в этой стране, и стал источником календаря. На основании гелиакических, т.е. периодичных восходов этой звезды начинался новый сельскохозяйственный год в данной стране. Его продолжительность была определена сначала в 360, а затем в 365 суток. Летоисчисление в Египте не знало високосных лет, а такое понятие было необходимо для точного подсчета астрономического времени. Поэтому в календаре египтян каждые четыре года восход Сотиса запаздывал на 1 день. Год делился на 12 месяцев, каждый из которых составлял 30 дней. Неделя делилась на 10 дней, день насчитывал 10 часов. В часе у древних египтян было 100 минут, а в минуте 100 секунд. Таким образом, получалось 360 дней. Оставшиеся пять дней не прикрепляли ни к одному из месяцев. Они праздновались по окончании последнего месяца как дни рождения Осириса, Гора, Сета, Исиды, Нефтиды.

Блуждающий календарь и первая попытка его реформирования

Жителей плодородной долины Нила удовлетворяло, что праздники с течением времени выпадали на разные дни. Они плавно переходили и по представлению набожных жителей, таким образом, освящали весь год. Египетский год, получается, был блуждающим, однако фараоны даже не пытались это изменить, наоборот, каждый из них приносил торжественное обещание не покушаться на продолжительность года по календарю. Как уже говорилось выше, гиксосские правители древнего Египта попытались поменять, это вызвало глухой ропот населения, но под натиском силы жители подчинились. Однако после их изгнания календарь был полностью восстановлен и все нововведения гиксосов ликвидированы. Дни, месяцы и годы обозначались цифрами. Это было связано с тем, что летоисчисление в Древнем Египте не знало зафиксированной эры, счет лет велся с момента начала правления очередного фараона. Но всегда действовало правило начала нового года, он приходился на 29 августа по современному календарю.

система летоисчисления в древнем Египте

Наименование календарных периодов

Несмотря на то, что месяцы чаще всего обозначали цифрами, у каждого было свое название. Они были посвящены каким-либо божествам. Предварял начало года месяц Тот, названный так в честь бога Луны, затем шел месяц Фаофи, далее следовал Атир в честь богини Хатхор, Хойяк связывался с фараонскими династиями, Тиби в честь бога Хнума, Мехир посвящался грозному богу Монту, Фаменот ассоциировался с Аменофисом, Фармути посвящался богине Эрмути, Пахон в честь бога Хонса, Пайни назван так в честь долины Нила, Эпифи и Месори посвящен появлению Солнца. Оставшиеся пять дней добавленные в календарь позже стали называть греческим словом эпагомены, т.е. сверхгодичные дни. Отставание календаря можно было решить вставкой одного дня каждые четыре года, но фараоны упорно игнорировали этот факт. Скорее всего, это связано с религиозными представлениями, поэтому реформированная гиксосами система летоисчисления в древнем Египте не прижилась.

Вторая попытка изменить летоисчисление в древнем Египте

Попытки изменить календарь предпринимались не только кочевыми племенами гиксосов. Однако сделано это было намного позднее, уже в эпоху эллинистической династии Птолемеев. Третий фараон из потомков сподвижника Александра Великого попытался изменить летоисчисление в древнем Египте. В частности это описывается в «Канопском декрете». В 1866 на раскопках была обнаружена каменная плита, на которой египетским и греческим языком было написано повеление фараона Евергета внести изменения в календарь. Так в нем появился високосный год, который должен был решить проблему астрономического отставания. Хотя это нововведение не устоялось в стране, там изначально была допущена ошибка, вместо того, чтобы прибавлять 1 день каждые четыре года, это делали каждые три года. Это сказалось на точности, а ошибку заметили только по прошествии 48 лет.

Александрийский календарь

Указ фараона, предписывающий введение високосного года, так и не был приведен в жизнь. Если бы это все- таки состоялось, то тогда год составил бы 365,25 суток и максимально приблизился к астрономическим показателям. Третья попытка изменить летоисчисление в древнем Египте была предпринята уже римлянами. Завоевав эту страну, они практически сразу провели календарную реформу. Так, каждые четыре года появлялся необходимый один день, но ими была изменена порядковая очередь смены високосных годов, нежели это было принято в самом Риме. Александрийский календарь сосуществовал с Юлианским параллельно на протяжении более чем 1500 лет.

Система летоисчисления в древнем Египте как наиболее простая и удобная

Система летоисчисления в древнем Египте знала множество различных способов подсчета лет. Однако наибольшую популярность получил именно солнечный календарь. По мнению Геродота это был самый простой и удобный календарь в древнем мире. То отставание, которое в нем наблюдалось, ничуть не усложняло жизнь египтян. Возможно, если бы возникла реальная в этом необходимость, то этот день, скорее всего, появился бы в календаре, на основании долгих наблюдений жрецы убедились, что 365,25 суток также не соответствует периоду между двумя разливами Нила. Они определили, что раз в 130 лет разлив относительно восхода Сотиса приходится на сутки раньше, поэтому, возможно, они пренебрегли астрономической точностью ради удобства и простоты. Как бы там ни было, древнее летоисчисление Египта заложило стандарты составления календарей и стало основой для дальнейшего улучшения солнечного календаря.

загрузка...

bisbroker.ru

Летоисчисление в Древнем Египте. Какой была система летоисчисления в Древнем Египте?

Календарный счет был придуман человечеством для удобства и облегчения смены естественных природных циклов. Все цивилизации, возникшие до нашей эры, имели свой способ такого подсчета. Летоисчисление в древнем Египте возникло около пяти тысяч лет назад, на нем основывалась вся хозяйственно-производительная жизнь египтян.

летоисчисление в древнем Египте

Лунный календарь египтян

Эта цивилизация, возникшая на узком участке земли, орошаемой Нилом. Именно он обеспечивал все нужды населения, поэтому к его разливам нужно было относиться с большим вниманием. У египтян, как и у подавляющего большинства населения планеты, первоначально использовался лунный календарь. Чтобы устанавливать даты празднеств, нужна была система летоисчисления. В Египте она по предположению ряда ученых возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры. Наряду с религиозным календарем существовал и гражданский, который был подробно разработанным. У египтян был в ходу 25-летний цикл, а количество месяцев при этом равнялось 309. Однако достаточно известен тот факт, что лунный календарь астрономически довольно неточен, поэтому совершенно не подходил для подсчета начала сельскохозяйственных работ. Система летоисчисления в древнем Египте, основанная на лунных фазах, просуществовала недолго

Создание солнечного календаря

Поэтому древнеегипетские жрецы озаботились проблемой создания нового, точного календаря. Благо, что уровень их знаний уже позволял делать точные подсчеты и связывать их с картой звездного неба. По данным известного английского египтолога Джеймса Бристеда, солнечный календарь появился в этой стране за несколько сотен лет до появления гиксосов, но они сделали попытку его реформировать. Такие типы календарей используют в качестве основы тропический год, а конкретно этапы смены сезонов, при этом не учитывается смена фаз Луны. Именно древний Египет стал родиной солнечного календаря. Многие жрецы хорошо разбирались в звездах, времени их появления, а также они заметили тесную связь небесных светил с природными явлениями. В частности их интересовали разливы Нила. Воды этой реки выходили из берегов в период с июля по ноябрь, они затопляли всю долину, а когда Нил снова входил в свое русло, наступало время сева. Через 3-4 месяца можно было снимать урожай, а в марте со стороны Сахары дул испепеляющий сухой ветер, который уничтожал все живое. Поэтому система летоисчисления должна была быть точной.

Принципы построения древнеегипетского календаря

Весь год состоял из трех сезонов: наводнение (ахет), т.е. время разлива Нила, русло или выход (перет), т.е. время, когда река снова возвращалась к первоначальному виду, и обмеление (шему), т.е. время наименьшего уровня воды в реке. Многие годы жители Египта строили сложную систему дамб, каналов, водохранилищ. Ее нужно было всегда поддерживать в надлежащем виде, а для этого нужно было узнать алгоритм жизни главной водной артерии страны. Вот тут и пригодились знания жрецов. Они стали соотносить разливы Нила с картой звездного неба и выявили важную закономерность. Наводнение наступало сразу вслед за летним солнцестоянием, еще одним важным фактом стало то, что в предутренние часы на небосклоне появляется яркая звезда, которую видно даже невооруженным взглядом. Она не всегда видна, и жрецы определили, что она появляется с периодичностью в 70 суток. Эти два открытия позволили создать новое летоисчисление в древнем Египте.

Цикл, основанный на небесном светиле

И если определение солнцестояния требовало особых приборов, то появление Сириуса знаменовало собой новый цикл. Сириус или Сотис, как именовали его в этой стране, и стал источником календаря. На основании гелиакических, т.е. периодичных восходов этой звезды начинался новый сельскохозяйственный год в данной стране. Его продолжительность была определена сначала в 360, а затем в 365 суток. Летоисчисление в Египте не знало високосных лет, а такое понятие было необходимо для точного подсчета астрономического времени. Поэтому в календаре египтян каждые четыре года восход Сотиса запаздывал на 1 день. Год делился на 12 месяцев, каждый из которых составлял 30 дней. Неделя делилась на 10 дней, день насчитывал 10 часов. В часе у древних египтян было 100 минут, а в минуте 100 секунд. Таким образом, получалось 360 дней. Оставшиеся пять дней не прикрепляли ни к одному из месяцев. Они праздновались по окончании последнего месяца как дни рождения Осириса, Гора, Сета, Исиды, Нефтиды.

Блуждающий календарь и первая попытка его реформирования

Жителей плодородной долины Нила удовлетворяло, что праздники с течением времени выпадали на разные дни. Они плавно переходили и по представлению набожных жителей, таким образом, освящали весь год. Египетский год, получается, был блуждающим, однако фараоны даже не пытались это изменить, наоборот, каждый из них приносил торжественное обещание не покушаться на продолжительность года по календарю. Как уже говорилось выше, гиксосские правители древнего Египта попытались поменять, это вызвало глухой ропот населения, но под натиском силы жители подчинились. Однако после их изгнания календарь был полностью восстановлен и все нововведения гиксосов ликвидированы. Дни, месяцы и годы обозначались цифрами. Это было связано с тем, что летоисчисление в Древнем Египте не знало зафиксированной эры, счет лет велся с момента начала правления очередного фараона. Но всегда действовало правило начала нового года, он приходился на 29 августа по современному календарю.

система летоисчисления в древнем Египте

Наименование календарных периодов

Несмотря на то, что месяцы чаще всего обозначали цифрами, у каждого было свое название. Они были посвящены каким-либо божествам. Предварял начало года месяц Тот, названный так в честь бога Луны, затем шел месяц Фаофи, далее следовал Атир в честь богини Хатхор, Хойяк связывался с фараонскими династиями, Тиби в честь бога Хнума, Мехир посвящался грозному богу Монту, Фаменот ассоциировался с Аменофисом, Фармути посвящался богине Эрмути, Пахон в честь бога Хонса, Пайни назван так в честь долины Нила, Эпифи и Месори посвящен появлению Солнца. Оставшиеся пять дней добавленные в календарь позже стали называть греческим словом эпагомены, т.е. сверхгодичные дни. Отставание календаря можно было решить вставкой одного дня каждые четыре года, но фараоны упорно игнорировали этот факт. Скорее всего, это связано с религиозными представлениями, поэтому реформированная гиксосами система летоисчисления в древнем Египте не прижилась.

Вторая попытка изменить летоисчисление в древнем Египте

Попытки изменить календарь предпринимались не только кочевыми племенами гиксосов. Однако сделано это было намного позднее, уже в эпоху эллинистической династии Птолемеев. Третий фараон из потомков сподвижника Александра Великого попытался изменить летоисчисление в древнем Египте. В частности это описывается в «Канопском декрете». В 1866 на раскопках была обнаружена каменная плита, на которой египетским и греческим языком было написано повеление фараона Евергета внести изменения в календарь. Так в нем появился високосный год, который должен был решить проблему астрономического отставания. Хотя это нововведение не устоялось в стране, там изначально была допущена ошибка, вместо того, чтобы прибавлять 1 день каждые четыре года, это делали каждые три года. Это сказалось на точности, а ошибку заметили только по прошествии 48 лет.

Александрийский календарь

Указ фараона, предписывающий введение високосного года, так и не был приведен в жизнь. Если бы это все- таки состоялось, то тогда год составил бы 365,25 суток и максимально приблизился к астрономическим показателям. Третья попытка изменить летоисчисление в древнем Египте была предпринята уже римлянами. Завоевав эту страну, они практически сразу провели календарную реформу. Так, каждые четыре года появлялся необходимый один день, но ими была изменена порядковая очередь смены високосных годов, нежели это было принято в самом Риме. Александрийский календарь сосуществовал с Юлианским параллельно на протяжении более чем 1500 лет.

Система летоисчисления в древнем Египте как наиболее простая и удобная

Система летоисчисления в древнем Египте знала множество различных способов подсчета лет. Однако наибольшую популярность получил именно солнечный календарь. По мнению Геродота это был самый простой и удобный календарь в древнем мире. То отставание, которое в нем наблюдалось, ничуть не усложняло жизнь египтян. Возможно, если бы возникла реальная в этом необходимость, то этот день, скорее всего, появился бы в календаре, на основании долгих наблюдений жрецы убедились, что 365,25 суток также не соответствует периоду между двумя разливами Нила. Они определили, что раз в 130 лет разлив относительно восхода Сотиса приходится на сутки раньше, поэтому, возможно, они пренебрегли астрономической точностью ради удобства и простоты. Как бы там ни было, древнее летоисчисление Египта заложило стандарты составления календарей и стало основой для дальнейшего улучшения солнечного календаря.

загрузка...

buyokproduction.ru

Летоисчисление в Древнем Египте. Какой была система летоисчисления в Древнем Египте?

Календарный счет был придуман человечеством для удобства и облегчения смены естественных природных циклов. Все цивилизации, возникшие до нашей эры, имели свой способ такого подсчета. Летоисчисление в древнем Египте возникло около пяти тысяч лет назад, на нем основывалась вся хозяйственно-производительная жизнь египтян.

летоисчисление в древнем Египте

Лунный календарь египтян

Эта цивилизация, возникшая на узком участке земли, орошаемой Нилом. Именно он обеспечивал все нужды населения, поэтому к его разливам нужно было относиться с большим вниманием. У египтян, как и у подавляющего большинства населения планеты, первоначально использовался лунный календарь. Чтобы устанавливать даты празднеств, нужна была система летоисчисления. В Египте она по предположению ряда ученых возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры. Наряду с религиозным календарем существовал и гражданский, который был подробно разработанным. У египтян был в ходу 25-летний цикл, а количество месяцев при этом равнялось 309. Однако достаточно известен тот факт, что лунный календарь астрономически довольно неточен, поэтому совершенно не подходил для подсчета начала сельскохозяйственных работ. Система летоисчисления в древнем Египте, основанная на лунных фазах, просуществовала недолго

Создание солнечного календаря

Поэтому древнеегипетские жрецы озаботились проблемой создания нового, точного календаря. Благо, что уровень их знаний уже позволял делать точные подсчеты и связывать их с картой звездного неба. По данным известного английского египтолога Джеймса Бристеда, солнечный календарь появился в этой стране за несколько сотен лет до появления гиксосов, но они сделали попытку его реформировать. Такие типы календарей используют в качестве основы тропический год, а конкретно этапы смены сезонов, при этом не учитывается смена фаз Луны. Именно древний Египет стал родиной солнечного календаря. Многие жрецы хорошо разбирались в звездах, времени их появления, а также они заметили тесную связь небесных светил с природными явлениями. В частности их интересовали разливы Нила. Воды этой реки выходили из берегов в период с июля по ноябрь, они затопляли всю долину, а когда Нил снова входил в свое русло, наступало время сева. Через 3-4 месяца можно было снимать урожай, а в марте со стороны Сахары дул испепеляющий сухой ветер, который уничтожал все живое. Поэтому система летоисчисления должна была быть точной.

Принципы построения древнеегипетского календаря

Весь год состоял из трех сезонов: наводнение (ахет), т.е. время разлива Нила, русло или выход (перет), т.е. время, когда река снова возвращалась к первоначальному виду, и обмеление (шему), т.е. время наименьшего уровня воды в реке. Многие годы жители Египта строили сложную систему дамб, каналов, водохранилищ. Ее нужно было всегда поддерживать в надлежащем виде, а для этого нужно было узнать алгоритм жизни главной водной артерии страны. Вот тут и пригодились знания жрецов. Они стали соотносить разливы Нила с картой звездного неба и выявили важную закономерность. Наводнение наступало сразу вслед за летним солнцестоянием, еще одним важным фактом стало то, что в предутренние часы на небосклоне появляется яркая звезда, которую видно даже невооруженным взглядом. Она не всегда видна, и жрецы определили, что она появляется с периодичностью в 70 суток. Эти два открытия позволили создать новое летоисчисление в древнем Египте.

Цикл, основанный на небесном светиле

И если определение солнцестояния требовало особых приборов, то появление Сириуса знаменовало собой новый цикл. Сириус или Сотис, как именовали его в этой стране, и стал источником календаря. На основании гелиакических, т.е. периодичных восходов этой звезды начинался новый сельскохозяйственный год в данной стране. Его продолжительность была определена сначала в 360, а затем в 365 суток. Летоисчисление в Египте не знало високосных лет, а такое понятие было необходимо для точного подсчета астрономического времени. Поэтому в календаре египтян каждые четыре года восход Сотиса запаздывал на 1 день. Год делился на 12 месяцев, каждый из которых составлял 30 дней. Неделя делилась на 10 дней, день насчитывал 10 часов. В часе у древних египтян было 100 минут, а в минуте 100 секунд. Таким образом, получалось 360 дней. Оставшиеся пять дней не прикрепляли ни к одному из месяцев. Они праздновались по окончании последнего месяца как дни рождения Осириса, Гора, Сета, Исиды, Нефтиды.

Блуждающий календарь и первая попытка его реформирования

Жителей плодородной долины Нила удовлетворяло, что праздники с течением времени выпадали на разные дни. Они плавно переходили и по представлению набожных жителей, таким образом, освящали весь год. Египетский год, получается, был блуждающим, однако фараоны даже не пытались это изменить, наоборот, каждый из них приносил торжественное обещание не покушаться на продолжительность года по календарю. Как уже говорилось выше, гиксосские правители древнего Египта попытались поменять, это вызвало глухой ропот населения, но под натиском силы жители подчинились. Однако после их изгнания календарь был полностью восстановлен и все нововведения гиксосов ликвидированы. Дни, месяцы и годы обозначались цифрами. Это было связано с тем, что летоисчисление в Древнем Египте не знало зафиксированной эры, счет лет велся с момента начала правления очередного фараона. Но всегда действовало правило начала нового года, он приходился на 29 августа по современному календарю.

система летоисчисления в древнем Египте

Наименование календарных периодов

Несмотря на то, что месяцы чаще всего обозначали цифрами, у каждого было свое название. Они были посвящены каким-либо божествам. Предварял начало года месяц Тот, названный так в честь бога Луны, затем шел месяц Фаофи, далее следовал Атир в честь богини Хатхор, Хойяк связывался с фараонскими династиями, Тиби в честь бога Хнума, Мехир посвящался грозному богу Монту, Фаменот ассоциировался с Аменофисом, Фармути посвящался богине Эрмути, Пахон в честь бога Хонса, Пайни назван так в честь долины Нила, Эпифи и Месори посвящен появлению Солнца. Оставшиеся пять дней добавленные в календарь позже стали называть греческим словом эпагомены, т.е. сверхгодичные дни. Отставание календаря можно было решить вставкой одного дня каждые четыре года, но фараоны упорно игнорировали этот факт. Скорее всего, это связано с религиозными представлениями, поэтому реформированная гиксосами система летоисчисления в древнем Египте не прижилась.

Вторая попытка изменить летоисчисление в древнем Египте

Попытки изменить календарь предпринимались не только кочевыми племенами гиксосов. Однако сделано это было намного позднее, уже в эпоху эллинистической династии Птолемеев. Третий фараон из потомков сподвижника Александра Великого попытался изменить летоисчисление в древнем Египте. В частности это описывается в «Канопском декрете». В 1866 на раскопках была обнаружена каменная плита, на которой египетским и греческим языком было написано повеление фараона Евергета внести изменения в календарь. Так в нем появился високосный год, который должен был решить проблему астрономического отставания. Хотя это нововведение не устоялось в стране, там изначально была допущена ошибка, вместо того, чтобы прибавлять 1 день каждые четыре года, это делали каждые три года. Это сказалось на точности, а ошибку заметили только по прошествии 48 лет.

Александрийский календарь

Указ фараона, предписывающий введение високосного года, так и не был приведен в жизнь. Если бы это все- таки состоялось, то тогда год составил бы 365,25 суток и максимально приблизился к астрономическим показателям. Третья попытка изменить летоисчисление в древнем Египте была предпринята уже римлянами. Завоевав эту страну, они практически сразу провели календарную реформу. Так, каждые четыре года появлялся необходимый один день, но ими была изменена порядковая очередь смены високосных годов, нежели это было принято в самом Риме. Александрийский календарь сосуществовал с Юлианским параллельно на протяжении более чем 1500 лет.

Система летоисчисления в древнем Египте как наиболее простая и удобная

Система летоисчисления в древнем Египте знала множество различных способов подсчета лет. Однако наибольшую популярность получил именно солнечный календарь. По мнению Геродота это был самый простой и удобный календарь в древнем мире. То отставание, которое в нем наблюдалось, ничуть не усложняло жизнь египтян. Возможно, если бы возникла реальная в этом необходимость, то этот день, скорее всего, появился бы в календаре, на основании долгих наблюдений жрецы убедились, что 365,25 суток также не соответствует периоду между двумя разливами Нила. Они определили, что раз в 130 лет разлив относительно восхода Сотиса приходится на сутки раньше, поэтому, возможно, они пренебрегли астрономической точностью ради удобства и простоты. Как бы там ни было, древнее летоисчисление Египта заложило стандарты составления календарей и стало основой для дальнейшего улучшения солнечного календаря.

загрузка...

skv-tv.ru

Летоисчисление в Древнем Египте. Какой была система летоисчисления в Древнем Египте?

Календарный счет был придуман человечеством для удобства и облегчения смены естественных природных циклов. Все цивилизации, возникшие до нашей эры, имели свой способ такого подсчета. Летоисчисление в древнем Египте возникло около пяти тысяч лет назад, на нем основывалась вся хозяйственно-производительная жизнь египтян.

летоисчисление в древнем Египте

Лунный календарь египтян

Эта цивилизация, возникшая на узком участке земли, орошаемой Нилом. Именно он обеспечивал все нужды населения, поэтому к его разливам нужно было относиться с большим вниманием. У египтян, как и у подавляющего большинства населения планеты, первоначально использовался лунный календарь. Чтобы устанавливать даты празднеств, нужна была система летоисчисления. В Египте она по предположению ряда ученых возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры. Наряду с религиозным календарем существовал и гражданский, который был подробно разработанным. У египтян был в ходу 25-летний цикл, а количество месяцев при этом равнялось 309. Однако достаточно известен тот факт, что лунный календарь астрономически довольно неточен, поэтому совершенно не подходил для подсчета начала сельскохозяйственных работ. Система летоисчисления в древнем Египте, основанная на лунных фазах, просуществовала недолго

Создание солнечного календаря

Поэтому древнеегипетские жрецы озаботились проблемой создания нового, точного календаря. Благо, что уровень их знаний уже позволял делать точные подсчеты и связывать их с картой звездного неба. По данным известного английского египтолога Джеймса Бристеда, солнечный календарь появился в этой стране за несколько сотен лет до появления гиксосов, но они сделали попытку его реформировать. Такие типы календарей используют в качестве основы тропический год, а конкретно этапы смены сезонов, при этом не учитывается смена фаз Луны. Именно древний Египет стал родиной солнечного календаря. Многие жрецы хорошо разбирались в звездах, времени их появления, а также они заметили тесную связь небесных светил с природными явлениями. В частности их интересовали разливы Нила. Воды этой реки выходили из берегов в период с июля по ноябрь, они затопляли всю долину, а когда Нил снова входил в свое русло, наступало время сева. Через 3-4 месяца можно было снимать урожай, а в марте со стороны Сахары дул испепеляющий сухой ветер, который уничтожал все живое. Поэтому система летоисчисления должна была быть точной.

Принципы построения древнеегипетского календаря

Весь год состоял из трех сезонов: наводнение (ахет), т.е. время разлива Нила, русло или выход (перет), т.е. время, когда река снова возвращалась к первоначальному виду, и обмеление (шему), т.е. время наименьшего уровня воды в реке. Многие годы жители Египта строили сложную систему дамб, каналов, водохранилищ. Ее нужно было всегда поддерживать в надлежащем виде, а для этого нужно было узнать алгоритм жизни главной водной артерии страны. Вот тут и пригодились знания жрецов. Они стали соотносить разливы Нила с картой звездного неба и выявили важную закономерность. Наводнение наступало сразу вслед за летним солнцестоянием, еще одним важным фактом стало то, что в предутренние часы на небосклоне появляется яркая звезда, которую видно даже невооруженным взглядом. Она не всегда видна, и жрецы определили, что она появляется с периодичностью в 70 суток. Эти два открытия позволили создать новое летоисчисление в древнем Египте.

Цикл, основанный на небесном светиле

И если определение солнцестояния требовало особых приборов, то появление Сириуса знаменовало собой новый цикл. Сириус или Сотис, как именовали его в этой стране, и стал источником календаря. На основании гелиакических, т.е. периодичных восходов этой звезды начинался новый сельскохозяйственный год в данной стране. Его продолжительность была определена сначала в 360, а затем в 365 суток. Летоисчисление в Египте не знало високосных лет, а такое понятие было необходимо для точного подсчета астрономического времени. Поэтому в календаре египтян каждые четыре года восход Сотиса запаздывал на 1 день. Год делился на 12 месяцев, каждый из которых составлял 30 дней. Неделя делилась на 10 дней, день насчитывал 10 часов. В часе у древних египтян было 100 минут, а в минуте 100 секунд. Таким образом, получалось 360 дней. Оставшиеся пять дней не прикрепляли ни к одному из месяцев. Они праздновались по окончании последнего месяца как дни рождения Осириса, Гора, Сета, Исиды, Нефтиды.

Блуждающий календарь и первая попытка его реформирования

Жителей плодородной долины Нила удовлетворяло, что праздники с течением времени выпадали на разные дни. Они плавно переходили и по представлению набожных жителей, таким образом, освящали весь год. Египетский год, получается, был блуждающим, однако фараоны даже не пытались это изменить, наоборот, каждый из них приносил торжественное обещание не покушаться на продолжительность года по календарю. Как уже говорилось выше, гиксосские правители древнего Египта попытались поменять, это вызвало глухой ропот населения, но под натиском силы жители подчинились. Однако после их изгнания календарь был полностью восстановлен и все нововведения гиксосов ликвидированы. Дни, месяцы и годы обозначались цифрами. Это было связано с тем, что летоисчисление в Древнем Египте не знало зафиксированной эры, счет лет велся с момента начала правления очередного фараона. Но всегда действовало правило начала нового года, он приходился на 29 августа по современному календарю.

система летоисчисления в древнем Египте

Наименование календарных периодов

Несмотря на то, что месяцы чаще всего обозначали цифрами, у каждого было свое название. Они были посвящены каким-либо божествам. Предварял начало года месяц Тот, названный так в честь бога Луны, затем шел месяц Фаофи, далее следовал Атир в честь богини Хатхор, Хойяк связывался с фараонскими династиями, Тиби в честь бога Хнума, Мехир посвящался грозному богу Монту, Фаменот ассоциировался с Аменофисом, Фармути посвящался богине Эрмути, Пахон в честь бога Хонса, Пайни назван так в честь долины Нила, Эпифи и Месори посвящен появлению Солнца. Оставшиеся пять дней добавленные в календарь позже стали называть греческим словом эпагомены, т.е. сверхгодичные дни. Отставание календаря можно было решить вставкой одного дня каждые четыре года, но фараоны упорно игнорировали этот факт. Скорее всего, это связано с религиозными представлениями, поэтому реформированная гиксосами система летоисчисления в древнем Египте не прижилась.

Вторая попытка изменить летоисчисление в древнем Египте

Попытки изменить календарь предпринимались не только кочевыми племенами гиксосов. Однако сделано это было намного позднее, уже в эпоху эллинистической династии Птолемеев. Третий фараон из потомков сподвижника Александра Великого попытался изменить летоисчисление в древнем Египте. В частности это описывается в «Канопском декрете». В 1866 на раскопках была обнаружена каменная плита, на которой египетским и греческим языком было написано повеление фараона Евергета внести изменения в календарь. Так в нем появился високосный год, который должен был решить проблему астрономического отставания. Хотя это нововведение не устоялось в стране, там изначально была допущена ошибка, вместо того, чтобы прибавлять 1 день каждые четыре года, это делали каждые три года. Это сказалось на точности, а ошибку заметили только по прошествии 48 лет.

Александрийский календарь

Указ фараона, предписывающий введение високосного года, так и не был приведен в жизнь. Если бы это все- таки состоялось, то тогда год составил бы 365,25 суток и максимально приблизился к астрономическим показателям. Третья попытка изменить летоисчисление в древнем Египте была предпринята уже римлянами. Завоевав эту страну, они практически сразу провели календарную реформу. Так, каждые четыре года появлялся необходимый один день, но ими была изменена порядковая очередь смены високосных годов, нежели это было принято в самом Риме. Александрийский календарь сосуществовал с Юлианским параллельно на протяжении более чем 1500 лет.

Система летоисчисления в древнем Египте как наиболее простая и удобная

Система летоисчисления в древнем Египте знала множество различных способов подсчета лет. Однако наибольшую популярность получил именно солнечный календарь. По мнению Геродота это был самый простой и удобный календарь в древнем мире. То отставание, которое в нем наблюдалось, ничуть не усложняло жизнь египтян. Возможно, если бы возникла реальная в этом необходимость, то этот день, скорее всего, появился бы в календаре, на основании долгих наблюдений жрецы убедились, что 365,25 суток также не соответствует периоду между двумя разливами Нила. Они определили, что раз в 130 лет разлив относительно восхода Сотиса приходится на сутки раньше, поэтому, возможно, они пренебрегли астрономической точностью ради удобства и простоты. Как бы там ни было, древнее летоисчисление Египта заложило стандарты составления календарей и стало основой для дальнейшего улучшения солнечного календаря.

загрузка...

allwomanday.ru

Летоисчисление в Древнем Египте. Какой была система летоисчисления в Древнем Египте?

Календарный счет был придуман человечеством для удобства и облегчения смены естественных природных циклов. Все цивилизации, возникшие до нашей эры, имели свой способ такого подсчета. Летоисчисление в древнем Египте возникло около пяти тысяч лет назад, на нем основывалась вся хозяйственно-производительная жизнь египтян.

летоисчисление в древнем Египте

Лунный календарь египтян

Эта цивилизация, возникшая на узком участке земли, орошаемой Нилом. Именно он обеспечивал все нужды населения, поэтому к его разливам нужно было относиться с большим вниманием. У египтян, как и у подавляющего большинства населения планеты, первоначально использовался лунный календарь. Чтобы устанавливать даты празднеств, нужна была система летоисчисления. В Египте она по предположению ряда ученых возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры. Наряду с религиозным календарем существовал и гражданский, который был подробно разработанным. У египтян был в ходу 25-летний цикл, а количество месяцев при этом равнялось 309. Однако достаточно известен тот факт, что лунный календарь астрономически довольно неточен, поэтому совершенно не подходил для подсчета начала сельскохозяйственных работ. Система летоисчисления в древнем Египте, основанная на лунных фазах, просуществовала недолго

Создание солнечного календаря

Поэтому древнеегипетские жрецы озаботились проблемой создания нового, точного календаря. Благо, что уровень их знаний уже позволял делать точные подсчеты и связывать их с картой звездного неба. По данным известного английского египтолога Джеймса Бристеда, солнечный календарь появился в этой стране за несколько сотен лет до появления гиксосов, но они сделали попытку его реформировать. Такие типы календарей используют в качестве основы тропический год, а конкретно этапы смены сезонов, при этом не учитывается смена фаз Луны. Именно древний Египет стал родиной солнечного календаря. Многие жрецы хорошо разбирались в звездах, времени их появления, а также они заметили тесную связь небесных светил с природными явлениями. В частности их интересовали разливы Нила. Воды этой реки выходили из берегов в период с июля по ноябрь, они затопляли всю долину, а когда Нил снова входил в свое русло, наступало время сева. Через 3-4 месяца можно было снимать урожай, а в марте со стороны Сахары дул испепеляющий сухой ветер, который уничтожал все живое. Поэтому система летоисчисления должна была быть точной.

Принципы построения древнеегипетского календаря

Весь год состоял из трех сезонов: наводнение (ахет), т.е. время разлива Нила, русло или выход (перет), т.е. время, когда река снова возвращалась к первоначальному виду, и обмеление (шему), т.е. время наименьшего уровня воды в реке. Многие годы жители Египта строили сложную систему дамб, каналов, водохранилищ. Ее нужно было всегда поддерживать в надлежащем виде, а для этого нужно было узнать алгоритм жизни главной водной артерии страны. Вот тут и пригодились знания жрецов. Они стали соотносить разливы Нила с картой звездного неба и выявили важную закономерность. Наводнение наступало сразу вслед за летним солнцестоянием, еще одним важным фактом стало то, что в предутренние часы на небосклоне появляется яркая звезда, которую видно даже невооруженным взглядом. Она не всегда видна, и жрецы определили, что она появляется с периодичностью в 70 суток. Эти два открытия позволили создать новое летоисчисление в древнем Египте.

Цикл, основанный на небесном светиле

И если определение солнцестояния требовало особых приборов, то появление Сириуса знаменовало собой новый цикл. Сириус или Сотис, как именовали его в этой стране, и стал источником календаря. На основании гелиакических, т.е. периодичных восходов этой звезды начинался новый сельскохозяйственный год в данной стране. Его продолжительность была определена сначала в 360, а затем в 365 суток. Летоисчисление в Египте не знало високосных лет, а такое понятие было необходимо для точного подсчета астрономического времени. Поэтому в календаре египтян каждые четыре года восход Сотиса запаздывал на 1 день. Год делился на 12 месяцев, каждый из которых составлял 30 дней. Неделя делилась на 10 дней, день насчитывал 10 часов. В часе у древних египтян было 100 минут, а в минуте 100 секунд. Таким образом, получалось 360 дней. Оставшиеся пять дней не прикрепляли ни к одному из месяцев. Они праздновались по окончании последнего месяца как дни рождения Осириса, Гора, Сета, Исиды, Нефтиды.

Блуждающий календарь и первая попытка его реформирования

Жителей плодородной долины Нила удовлетворяло, что праздники с течением времени выпадали на разные дни. Они плавно переходили и по представлению набожных жителей, таким образом, освящали весь год. Египетский год, получается, был блуждающим, однако фараоны даже не пытались это изменить, наоборот, каждый из них приносил торжественное обещание не покушаться на продолжительность года по календарю. Как уже говорилось выше, гиксосские правители древнего Египта попытались поменять, это вызвало глухой ропот населения, но под натиском силы жители подчинились. Однако после их изгнания календарь был полностью восстановлен и все нововведения гиксосов ликвидированы. Дни, месяцы и годы обозначались цифрами. Это было связано с тем, что летоисчисление в Древнем Египте не знало зафиксированной эры, счет лет велся с момента начала правления очередного фараона. Но всегда действовало правило начала нового года, он приходился на 29 августа по современному календарю.

система летоисчисления в древнем Египте

Наименование календарных периодов

Несмотря на то, что месяцы чаще всего обозначали цифрами, у каждого было свое название. Они были посвящены каким-либо божествам. Предварял начало года месяц Тот, названный так в честь бога Луны, затем шел месяц Фаофи, далее следовал Атир в честь богини Хатхор, Хойяк связывался с фараонскими династиями, Тиби в честь бога Хнума, Мехир посвящался грозному богу Монту, Фаменот ассоциировался с Аменофисом, Фармути посвящался богине Эрмути, Пахон в честь бога Хонса, Пайни назван так в честь долины Нила, Эпифи и Месори посвящен появлению Солнца. Оставшиеся пять дней добавленные в календарь позже стали называть греческим словом эпагомены, т.е. сверхгодичные дни. Отставание календаря можно было решить вставкой одного дня каждые четыре года, но фараоны упорно игнорировали этот факт. Скорее всего, это связано с религиозными представлениями, поэтому реформированная гиксосами система летоисчисления в древнем Египте не прижилась.

Вторая попытка изменить летоисчисление в древнем Египте

Попытки изменить календарь предпринимались не только кочевыми племенами гиксосов. Однако сделано это было намного позднее, уже в эпоху эллинистической династии Птолемеев. Третий фараон из потомков сподвижника Александра Великого попытался изменить летоисчисление в древнем Египте. В частности это описывается в «Канопском декрете». В 1866 на раскопках была обнаружена каменная плита, на которой египетским и греческим языком было написано повеление фараона Евергета внести изменения в календарь. Так в нем появился високосный год, который должен был решить проблему астрономического отставания. Хотя это нововведение не устоялось в стране, там изначально была допущена ошибка, вместо того, чтобы прибавлять 1 день каждые четыре года, это делали каждые три года. Это сказалось на точности, а ошибку заметили только по прошествии 48 лет.

Александрийский календарь

Указ фараона, предписывающий введение високосного года, так и не был приведен в жизнь. Если бы это все- таки состоялось, то тогда год составил бы 365,25 суток и максимально приблизился к астрономическим показателям. Третья попытка изменить летоисчисление в древнем Египте была предпринята уже римлянами. Завоевав эту страну, они практически сразу провели календарную реформу. Так, каждые четыре года появлялся необходимый один день, но ими была изменена порядковая очередь смены високосных годов, нежели это было принято в самом Риме. Александрийский календарь сосуществовал с Юлианским параллельно на протяжении более чем 1500 лет.

Система летоисчисления в древнем Египте как наиболее простая и удобная

Система летоисчисления в древнем Египте знала множество различных способов подсчета лет. Однако наибольшую популярность получил именно солнечный календарь. По мнению Геродота это был самый простой и удобный календарь в древнем мире. То отставание, которое в нем наблюдалось, ничуть не усложняло жизнь египтян. Возможно, если бы возникла реальная в этом необходимость, то этот день, скорее всего, появился бы в календаре, на основании долгих наблюдений жрецы убедились, что 365,25 суток также не соответствует периоду между двумя разливами Нила. Они определили, что раз в 130 лет разлив относительно восхода Сотиса приходится на сутки раньше, поэтому, возможно, они пренебрегли астрономической точностью ради удобства и простоты. Как бы там ни было, древнее летоисчисление Египта заложило стандарты составления календарей и стало основой для дальнейшего улучшения солнечного календаря.

загрузка...

aikido-mariel.ru