История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ЛЕКЦИЯ 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Лекция философия древнего востока


ЛЕКЦИЯ 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Транскрипт

1 ЛЕКЦИЯ 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Вопросы: 1. Философия Древней Индии. а) Древнеиндийская философия. Философия ведического периода. Упанишады. б) Философия эпического периода в) Джайнизм. Буддизм 2. Философия Древнего Китая. а) Характерные особенности китайской философии б) Учение Лао-Цзы (VI - V вв. до н. э ) Понятие Дао. Даосизм и экологическое значение представлений о естественном законе. в) Учение Конфуция (ок гг. до н. э. ). Понятие жизни. Учение о середине. Инь Янь. Литература: 1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. МГУ, Антология мировой философии. В 4-х тт., т 1-4, М.- Мысль. 3. Мир философии Ч. 1. С Краткий очерк истории философии, М.: Мысль, Дао-дэ-цзин Путь добродетели или книга о силе действии, Новосибирск, Китайская Книга перемен М, Таранов П.С. 120 философов. Антология мудрости. К., Дао и даосизм в Китае. М., Древнекитайская философия. В 2 - х. тт. 1. а) Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта и Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: Индии, Китае, Вавилоне и Египте. Однако в силу исторических причин в Древнем Египте и Древнем Вавилоне не сложилось философских школ. Ранее всего философские традиции и школы сложились в Древней Индии. Первым памятником мысли древних индийцев были Веды, возникшие, по-видимому, между 2-ым и 1-ым тыс.до н.э., являющиеся одним из древнейших литературных памятников человечества. Веды сыграли огромную роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философской мысли. Слово «веды» в переводе с санскрита означает «знание». Но это знание особого рода. Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, жертвенных формул и т.д. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни.

2 Философские школы Древней Индии Ортодоксальные (признающие авторитет Вед) Неортодоксальные (не признающие авторитет Вед) 1. Веданта (IV II вв.до н.э.) 1. Джайнизм (IV в.до н.э.) 2. Миманса (VI в. до н.э.) 2. Буддизм (VII VI в. до н.э.) 3. Санкхья (VI в. до н.э.) 3. Чарвака-локаята 4. Ньяя (III в. до н.э.) 5. Йога (II в. до н.э.) 6. Вайшешика (VI V вв. до н.э.) В ряде школ того и другого направления нередко из-под религиозно-этической формы проступала материалистическая тенденция. Так, вайшешика древнеиндийская материалистическая школа. Название школы произошло от слова «вайшеша» - особенность. При объяснении действительности для вайшешики первоначальное значение имела категория особенности субстанций, атомов, душ. Это первая школа атомизма. Субстанций, по ее мнению, пять: вода, земля, свет, воздух, эфир. Это физические элементы, которые сами состоят из вечных, неделимых атомов. Все действия атомов восходят к воле Бога. Другая школа чарвака-локаята тоже древнейшее материалистическое учение, но другой традиции. Эта школа отрицала существование другого мира, кроме материального. Мир материален, мы ощущаем его через органы чувств, и наши ощущения единственно истинны. Вера ложна, недоказуема. Религия нужна лишь бедным. Упанишады («сидеть около», то есть у ног учителя, получая наставление или «тайное сокровенное знание»), по форме это диалог учителя с учеником. В Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало Брахман, или Атман, реже пуруши (по древнеиндийской мифиологии, пуруши первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, «Я» (тело человека, одаренное разумом). Брахман и Атман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чоще употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а Атман души. Начиная с Упанишад, Брахман и Атман становятся центральными понятиями всей индийской философии. В ряде текстов говорится о периодически повторяющихся циклах возникновения, созидания реальной действительности и ее последующем уничтожении, растворении в Брахмане-атмане. Символом цикличности бытия выступает обычно образ вечно вращающегося колеса (чарка). Центральный вопрос в теории познания Упанишад - разделение знания на два вида: низшее и высшее. Низшее - это знание эмпирической действительности (оно не истинное, ибо отрывочно и фрагментарно). Высшее - знание духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности. Приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, йогической практики. Именно это знание дает власть над миром. В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно созерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских привязанностей (мокша, мукти). Но встречаются призывы к активному участию в жизни. В Упанишадах проводится различие между материальными и духовными ценностями, между благом как спокойным состоянием души и низменной погоней за чувственными удовольствиями.

3 Впервые в Упанишадах высказана концепция переселения душ (сансара) и воздаяния за прошлые действия (карма). В ней выражено стремление определить причинно-следственную связь в цепи человеческих поступков. Поведение человека определяется нравственным законом дхармы, предписывающим соблюдать установленные для каждой варны обязанности и стадии жизни (варнашрама). Упанишады стали как бы фундаментом всех последующих философских воззрений. Здесь основные мировоззренческие идеи и концепции, которые в последующем получили более детальную и конкретную разработку. б) Философия эпического периода. Основной источник философской мысли этого периода обширная эпическая поэма Махабхарата, которая состоит из 18 книг. В отличие от Упанишад, где философия представлена в виде отдельных высказываний и положений, в Махабхарате появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие трактовку мировоззренческих проблем. Главное значение среди этих концепций приобретает учение санкхьи и тесно связанной с ним йоги, которые эпизодически упоминались в Упанишадах. Основу концепций составляют положение о практике (материи, природе), как источнике всего наличного бытия (в т. ч. и психики, сознания) и независимом от нее чистом духе - пуруши (именуемом также Брахманом, Атманом). Таким образом, мировоззрение дуалистично, основано на признании двух начал. Бхагавадгита (букв. Божественная песнь ) начинается с того, что перед началом битвы между Панданами и Кауравами предводителя войска Панданов Арджуны охватывают сомнения о целесообразности и допустимости братоубийственной бойни. Сомнения и колебания Арджуны рассеивает бог Кришна (эпитеты: Шри Бхагаван.... Брахман, Атман, пуруши). Его поучения составляют основное содержание Бхагавадгиты. Теоретическую основу рассуждений Кришны составляет учение монистической, теистической санкхьи, которая является основанием для этико-социальной системы взглядов о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные (варновые) функции и обязанности, быть безразличным к плодам мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу. в) Джайнизм Переходим к характеристике неортодоксальных философских школ Древней Индии. Таковой является джайнистская, возникшая в VI в. дон э. Целью джайнизма является достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это от того, что душа склонна отождествлять себя с телом. И, несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны и незнания: душа (скованная телом) несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души - в ее привязанности и страстях. Но здесь огромная роль знания, только оно способно освободить душу от связанностей, от материи. Но знание это передается духовными учителями, которые победили (отсюда - Джина-Победитель) собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Цель учения джайнизма - освобождение, оно должно привести к полной несвязанности материей. Это достигается с помощью аскетизма. Буддизм Философия буддизма относится к неортодоксальным школам Древней Индии, она возникла в VII -VI вв. до н.э. Основное содержание учения изложено в четырех благородных истинах (или учении о градациях ): жизнь есть страдание, страдания

4 следуют за желаниями, путь избавления от страданий - путь избавления от желаний, следование учению буддизма. Страданием в буддизме называлось все, что связано с повседневной жизнью, и сама жизнь, от рождения до смерти. Но страдание - это закон бытия. Прекратить страдания возможно только тогда, когда человек избавляется от слепой привязанности к земной жизни, вовлекающий ею в свой вечный поток непрерывно сменяющих и порождающих друг друга событий. Избавление, от страданий достигающееся при получении состояния угасания, затухания сознания, исчезновения страстей и желаний. Оно называется в буддизме нирваной. Достижение нирваны возможно с помощью строгого соблюдения принципам праведной жизни и усвоению истины о вечной изменчивости бытия. Некоторые положения буддийского учения представляют интерес с философской точки зрения. Таковы учения о всеобщей изменчивости, отрицание существования души как особой сущности и признание наличия лишь потока постоянно сменяющих друг друга состояний сознания. Принципы праведной жизни изложены в практической части учения буддизма. Это требования этического совершенствования, или учение о восьмеричном пути спасения (о восьми добродетелях ): о правильном поведении, правильном образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, сосредоточении или успокоении и невозмутимости и т.д. Буддизм не стремился к устранению внешних причин страданий в реальной жизни, разумеется, а был тоже индивидуальным своеобразным путем. Как видим, буддизм имеет много общего с принципами, провозглашенными в Упанишадах и Бхагавадгите. Своеобразие этой школы состоит в том, что она отрицает идею субстанциональности бытия, выраженную в понятиях Бога и духа Брахмана, Атмана, пуруши. Она основывается на положении философии о том, что все многообразие бытия связано цепью единой причинно-следственной зависимости. Отрицание субстанциональности всего сущего и его конкретных форм привело буддизм к идее об их относительности, нереальности, к мысли о том, что сами по себе они ничто и пустота - т. е. шурья. Будда (основатель буддизма, царевич Гаутама) считал крайностями безудержную погоню за мирскими наслаждениями, и аскетическое умерщвление плоти, самоистязание. Он осуждал ведические ритуалы, преклонение перед авторитетами и считал, что всякий человек способен достичь спасения независимо от того, к какой варне принадлежит, он призывал к терпимости, всепрощению, ненасилию, воздержанности. Мировое значение индийской философии Итак, первым философским памятником были индийские Упанишады. Значит, считая от них, философия существует уже более 2,5 тысячелетий. Вл. Соловьев в лекции Исторические дела философии (См. Мир философии, Ч.1,С ) прочитанной им 20 ноября 1880 г. в Санкт-Петербургском университете, говорил о живых плодах философии, сопоставляя их с плодами, принесенными другими науками. Философия, как и физика, химия и физиология, существует не для одних ученых, а для всего человечества. Что дали эти науки человечеству? Ощутимые изменения материальных условий существования, удобства быта, облегчение страданий людей. Что дали исторические и юридические науки? Не только юристам и историкам, а человечеству? Процесс общественных, юридических отношений. Что дало искусство не художникам? Оно доставляет наслаждение многим людям. Неужели одна философия составляет исключение и ничего не дает простым людям? Кант, Гегель... Тогда, может быть, занятие философией - для эгоистов? Итак, перед нами встает вопрос: Что же означает философия для человечества, какие блага ему дает? От каких зол избавляет? Почему мы начали изучение истории философии именно с древнеиндийской? Во-первых, конечно, это самая ранняя культура. Но главное - это наиболее четко обозначенная, типичная восточная культура. И, в-

5 третьих, именно индусы обладают вполне самостоятельной и последовательной философией. Вл. Соловьев, например, противопоставляя ее древнекитайской отметил, что китайская самобытность очень сомнительна, и учение Лао-Цзы развивалось под влиянием индийском мысли (да оно и было гораздо позднее древнеиндийской). Все есть одно это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещались человечеству его свобода и братское единение. Так оценил мировое значение первых древнеиндийских книг. Вл. Соловьев. Каждый мог себе сказать при виде каждого живого существа: это ты сам. Где же касты? И кто такой брамин или чандала? Все есть видоизменение единой сущности. Эта идея всеединства (а для Соловьева она была самой важной) явилась началом человечности. Буддизм впервые провозгласил достоинство человека, способного стать нравственной личностью. Ему не надо искать бога, ибо он сам есть единое со всем. Человек может стать выше слепой и стихийной природы, но для этого он должен владеть собой, своими; чувствами и желаниями. Сам, а не искать помощи Бога. Буддизм противопоставил внешнему материальному миру - уход от него, растворение в Нирване. Это был огромный прыжок человеческого духа от полной зависимости, от материальных мирил, кастовости и т. п. к свободе. Совершив этот гигантский переход, говорил Соловьев, индийское сознание надеялось исключительно на свои силы. За этим могучим пробуждением последовал для Востока долгий духовный сон. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к имманентному, внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности. И это вполне оценили ее последователи - русские мыслители И. Рерих и Д. Андреев, немецкие философы и писатели Р. Штейнер и Г. Гессе. 2. а) Характерные особенности китайской философии В Древнем Китае в VIII - VI вв. до н. э. в период формирования и развития рабовладельческого общества выделялись две тенденции в идеологии: консервативная и прогрессивная, мистическая и материалистическая. В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивно материалистические идеи о пяти первоэлементах мира (металл, дерево, вода, огонь, земля), о противоположных началах (инь и Ян), о естественном законе (Дао) и другие, возникшие еще на рубеже 11-1 тыс. до н. э. как результат обобщения знаний того времени. Вместе с тем формирование философских течений Китая относится к VI - V вв. до н. э. Они приняли на себя всю специфику китайского национального характера социальнойктики. Философия Китая носит в себе черты патриархального склада нации. б) Учение Лао-Цзы (VI - V вв. до и. э.). Понятие Дао. В развитии философии Древнего Китая важное значение имел даосизм - учение Лао-Цзы о Дао - пути вещей. Лао-Цзы (вторая половина VI - первая половина V вв. до н. э.) - основатель философской школы даосизма. Главная идея философа состоит в том, что жизнь природы и людей не управляется волей неба, а протекает по определенному пути - Дао. Дао - это естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Ци (воздух, эфир) составляет основу мира. Согласно Лао-Цзы ( старый учитель ), в мире все находится в движении и изменении, все постоянно меняется. Как бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей. Легкие, светлые частицы Ци образуют мужское начало Ян, а тяжелые, темные - женское начало инь. Сочетание этих частиц порождает, согласно учению даосов, все сущее в мире. Пройдя цикл своего развития каждая вещь возвращается к своему корню, т. е. распадается на первоначальные частицы.

6 в) Учение Конфуция (ок гг. до н. э.). Конфуций - виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства. Конфуций занимался упорядочением древних книг и составлением комментариев к Книге перемен ( Ицэин ). Он составил Летопись царства Лу при правительстве, которого был советником (пока добровольно не ушел в отставку). Воззрения Конфуция изложены главным образом в книге Беседы и суждения ( Луньюй ). Она составлена последователями Конфуция из записей высказываний и поучений самых ближайших его учеников. В учении Конфуция мы видим совсем иную традицию. Здесь и почитание знати, и требование признания строгой субординации внутри общества, и целый свод этических правил почтения. Сяо - почтение к родителям, ди - почтение к старшему брату, чжун - верность правителю и своему господину. Следование этим правилам должно было обеспечить неизменность существовавших порядков. Конфуций придавал большое значение учебе и воспитанию. Но вместе с тем он считал, что лишь представители знати могут обладать мудростью, которая основывается у них на врожденном знании, составляющим высший вид знания. Признавая существование владыки неба и духов, Конфуций верил в судьбу. Конфуций, таким образом, в отличие от даосов, придерживался традиционных религиозных взглядов. Во II в. до н.э. при императоре. Уди принципы конфуцианства были канонизированы и объявлены официальной китайской идеологией. Конфуций был обожествлен. В книге Луньюй приведены следующие понятия: Жэнь (буквально человеколюбием) - категория конфуцианской этики. Принцип Жэнь гласит Чего не желаешь себе, того не делай другим. В Индии было множество школ, ни одна из которых не являлась официальной, приоритетной. В Китае же конфуцианство добилось официального статуса государственной идеологии (II в. до н.э.) и сохранило его вплоть до Нового времени. Конфуцианство широко известно своим учением о середине, которое после Конфуция было развито его последователями. Так, например, в XII в. неоконфуцианцы так излагали смысл Учения о середине : Цель жизни - постижение сути вещей; постижение сути вещей возможно с помощью знания, знание поможет изменить природу сердца и совершенствовать тело. В основе знания - постижение небесного разума - закона. Разум - закон Поднебесной учит, что есть только две вещи: истина и ложь. Тот, кто следует истине, творит добро. Тот, кто следует лжи, творит зло. Служение родителям - в почтении к ним. Служение господину - в преданности. Всякое служение предполагает различение истины и лжи, выбор истины и претворение этой истины в поступки. Итак, мы рассмотрели две концепции китайской философии: даосизм и конфуцианство. Концепция конфуцианства основывалась на этике гармонии человека с социумом посредством соблюдения определенных правил ( Ли ). Концепция даосизма - на идее гармонизации человека и космоса. В древнем трактате Чжуан-цзы говорится: Конфуций утверждал, что он странствует в человеческом, а даосы странствуют за пределами человеческого. Можно заключить, что конфуцианство принадлежит и китайской традиции, тогда как даосизм - к мировой философии. Даосское стремление выйти за пределы социума в космос отражало общечеловеческое стремление личности вырваться из замкнутости земного круга и государственности. Человек во все времена обладал общечеловеческим порывом ощутить себя микрокосмосом, естественным элементом космоса, совпадающим с последним по своей структуре и, по сути.

docplayer.ru

Лекция 2 Философия древнего Востока

  1. Вопрос Философии др. Египта, Вавилона

  2. Философия др. Китая

  3. Философия др. Индии

Философия др. мира в частности древнего востока представляется двумя типами мировоззрения:

  1. Мифологическим

  2. Религиозным

В целом можно сказать это были зачатки философской мысли, повлиявшие на развитие философской мысли в другие периоды. Первое сведение о философии восходят к концу 4 начало 3 до н.э.

1) Вопрос Философии др. Египта, Вавилона.

Первичные сведенья о философии др. Вавилона и Египта восходят к концу 4-го началу 3-го тысячелетия нашей эры.

Основные черты философии др. Вавилона и др. Египта

  1. Представления о материалистической первооснове мира (вода и воздух)

  2. Мир понимали через осмысление:

  1. Теогония (верование о происхождении богов и человека)

  2. Космология (наука, изучающая небесные тела и солнечную систему в целом)

Таким образом философия др. Вавилона и Египта носила мифологический характер и была представлена в письменных источниках.

Письменные истоки др. Египта:

  • Книга мертвых

  • Диалог господина и раба о смысле жизни

  • Песни арфиста

  • Беседа разочарованного со своим духом.

Из названий этих произведений видно, что философия в них имеет скептический характер и догматы о загробной жизни подвергнуты сомнению.

Письменность древнего Вавилона не сохранилось, т.к. Древние вавилоняне писали клинописью на каменной глыбе, почти до середины 16 века не могли найти код к этим письменным источником.

Был изучен секст ставший главным произведением Древнего Вавилона («Сказание о Гильгамеше»)

2))Философия древней Индии.

Зачатки философского мышления в Древней Индии относится ко 2-му началу 1-го тысячелетия до н.э.

Можно выделить 3 основных направления:

  1. Ведическая философия

  2. Классическая

  3. Индуистская

Ведическая философия возникла примерно 1500-1600 годы д. н.э. Название происходит от название книги «Веды»

«Веды» - священная книга, в которой содержится не только религиозные учения, но и представление о мире.

Основные идеи ведической философии:

  • Идея Брахмана (Брахман – священная сила, из которой все возникло)

  • Идея единичности Атмана (Атман – субстанция человека). Субстанция человека связано со субстанцией мира.

  • Идея космического статуса человека – человек одновременно обретает индивидуально и космическое бытие.

  • Идеи перевоплощения

  • Идеи кармы (сумма хороших и положительных дел)

  • Идеи Дхармы (вечный моральный закон) которому должны следовать все люди

Классическая философия Древней Индии возникает в 600-200 года до н.э. Мысли этой философии обозначены в др. Индийских поэмах

Ортодоксальная философия признают авторитет Вед, а не ортодоксальная не признает авторитет Вед.

Основные философские направления неортодоксальной школы:

  • Джайнизм

  • Буддизм

Буддизм – религиозно-философское учение, которое возникло в конце 6в – в начала 5 в. до н.э. Основателем является Сиддхартха Гаутама прозванный Буддой(просветленный). Основа буддизма – средний путь

Основные положения Буддизма:

  1. Идеи догматики: жизнь есть страдание

  2. Страдание возникает из-за страсти и желаний уйти от страданий, можно лишь отказавших от земных желаний, только тогда наступит нирвана.

  3. Нирвана – великое освобождение от всех несчастий.

Индуистская философия возникла в Зем – Эвеках н.э. на основе ведической и буддийской философии.

Это национальная религия индии сейчас. Соответственно индуизм признает многобожие, главным из которых Брахма жива, Вимма(имеет много имен, например, Кримма, Рохма)

Основой индуизма является вера в перевоплощение души (сансара)

Учение индуизма обобщено в сутрах, в целом индуизм занимает более умеренную позицию по сравнению с буддизмом и делать ставку на среднего человека.

3) Философия др. Китая

Философия Др. Китая в большей степени носит не религиозный, а этический и социальный характер. Основные направления:

Основатели даосизма являются Лао-цзы, он основал учение о дао (путь).

По мнению Дао у человека предопределен природой, все в мире закономерно, соответственно бытие человека так же под законом природы, значит бессмысленно роптать на свою судьбу. Хороший правитель всегда заботится о своих детях (подданных).

Основоположником Конфуцианства является Конфуций. Отталкиваясь от учениях Даосизма, основой упор в своей философии делает на социально-политическую составляющую. Государство – это тоже семья, в которой дети должны почитать родителей, младшие – старших. Эта философия легла в традиционную культуру в Китае и занимала нужное место до 19 века.

Главным образом, философия Древнего Востока разнообразна и разноаспектная и заложила основы для развития философии других эпох.

studfiles.net

Лекция по теме "Философия Древнего Востока"

Философия Древнего Востока

1.Проблема генезиса философии

2.Философия Древней Индии

3.Философия Древнего Китая

1. Проблема генезиса философии

Философия возникает в VII-V вв. до н.э. одновременно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае. Феномен возникновения этой формы духовного самоопределения человечества одновременно в трех таких разных регионах вызывал серьезный интерес исследователей. Так, выдающийся немецкий философ К.Ясперс называет эту эпоху «осевым временем человечества», имея в виду тот факт, что сформировавшиеся в это время духовные основания жизнедеятельности людей определяют ее до сих пор, фундируя своеобразие этих цивилизаций.

Знаменателен и тот факт, что философия формируется не в древнейших цивилизациях (Древний Египет, Древняя Месопотамия), а в относительно молодых. Так, цивилизации Египта и Месопотамии формируются на рубеже V-IV тысячелетий до н.э., а Индии и Китая - на тысячелетие позднее. Главным фактором, замедлившим процесс становления оригинальной философии в Египте, Месопотамии (в особенности, Вавилоне), а также в Иране является стремительное развитие более молодой, но более динамичной эллинской цивилизации. Средиземное море, весьма удобное для судоходства, стало проводником эллинского влияния в регионы, прилегающие к нему, что способствовало подавлению самостоятельно развивающихся духовных образований в цивилизациях более статичных, имеющих более медленный ход развития. Поэтому имеющие серьезные предфилософские образования древнейшие цивилизации так и не успели сформировать собственные оригинальные философские школы. Этот же процесс, с другой стороны, способствовал формированию эллинистической культуры, ставшей питательной средой для формирования христианства и становления философских течений, послуживших основой для формирования средневековой философии, в том числе и арабской.

Вопрос генезиса философии в историко-философской науке решается неоднозначно. А.Н.Чанышев выделяет мифогенный, религиогенный и гносеогенный подходы к проблеме генезиса философии, причем первые два подхода иногда бывает трудно разделить.

Ярким примером преимущественно религиогенного подхода является концепция Г.Гегеля, который и в мифе видел в первую очередь религиозное содержание. Согласно Гегелю, философия возникает из развитой мифологии (в Античности) и религии (из христианства в Новое время) как средство преодоления противоречия между тем содержанием, тем знанием о мире, которое заключено в религии, и неадекватной формой его выражения – смутным, неясным, погрязшим в частностях представлением. Философия же облекает это знание в форму чистого понятия, соответствующего самой основе мира. Протонаучное знание оказывается лишним в этой борьбе противоречий и потому не учитывается.

Мифогенный подход представлен, например, трудами А.Ф.Лосева, принципиально разделявшего мифологию и религию и считавшего, что философия возникает из безрелигиозного мифа путем дальнейшей абстрактизациии общих представлений, действительно содержащихся в развитой мифологии. Философия оказывается попыткой прочитать зашифрованное в образах мифа знание и перевести его на язык понятий. В рамках такого подхода философия часто мыслится неспособной открыть некое новое знание по сравнению с тем, что уже скрыто содержится в мифе.

infourok.ru