Древний народ осетии. Древняя история Северной Осетии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Народ осетины. Древний народ осетии


Осетины - национальность осетин - нация осетины

Народы Северной Осетии

Осетины – наследники древних иранских племен: сарматов и скифов. Территория Осетии в средних веках входила в состав могущественного экономически и культурно развитого государства Алания. Историки-этнографы отмечают тесное переплетение иранских и кавказских черт в области духовной и материальной культуры современного осетинского народа.

Общие сведения о жизни осетин

Коренного осетина можно узнать по продолговатой форме головы, темным или русым волосам, глазам преимущественно карего или серого цвета. Осетины принадлежат к европеоидной расе (кавкасионский тип).

Основным занятием жителей республики издревле было скотоводство и земледелие, в связи с чем здешняя местность славилась качественным производством масла, сыра, шерстяных изделий и т. д. Также развито здесь было и прикладное искусство: вышивка орнаментов, резьба по дереву и камню, ковка металла.

Среди религий осетины предпочитают православное христианство (57% опрошенных за 2012 год), вера предков – язычество (22%) и ислам (3%).

У осетин очень крепки родственные узы. Глава семьи стремился обезопасить ее от врагов и других невзгод, возводя надежные крепости, башни, замки и высокие заграждения. К сожалению, до наших дней родовые сооружения сохранились в лишь полуразрушенном виде.

Дружелюбность и толерантность осетинского народа не знает границ, о чем свидетельствует мирное проживание представителей разных национальностей на землях Северной Осетии.

Краткие факты «биографии» других народностей на североосетинской территории

• Россияне. Русские казаки впервые появились в этих местах еще в 16 веке. Дабы обрести независимость и не подчиняться помещикам-узурпаторам, люди находили убежище в отдаленных уголках страны, где образовывали собственные мини-государства – казачьи станицы и слободы. В укрепленных селениях выбирались свои органы власти. Главным среди казаков был атаман, который руководил жизнью селения как в военную, так и в мирную пору. По происшествии некоторого времени казаки нашли общий язык с государственным правительством: станицы перешли под контроль российских властей, однако за ними сохранились все права и привилегии казаков. Приход советской власти встретил серьезное сопротивление со стороны большинства казачьих поселений, результатом чего стала жестокая расправа над казаками: во всем Северном Кавказе станицы были разрушены. Северная Осетия на съезде народов Терека сумела отстоять и защитить от уничтожения такие русские поселения как: Змейская, Архонская, Николаевская и Ардонская станицы.

• Армяне. Торговые и культурные связи между Арменией и здешними землями были известны еще во времена существования Аланского государства. Чтобы защитить себя и свое имущество от грабителей и бандитов, армянские торговцы старались подружиться с местными жителями и путешествовать по незнакомой стране в их сопровождении. Начало 20 века припало на Первую мировую войну, в которой Турция и Россия оказались по разные стороны баррикад. Армяне преследовались во всей Турции, из-за чего те искали убежища в разных странах. Северная Осетия в те годы приютила не одну армянскую семью.

• Греки. Основная часть греческого поселения появилась в Северной Осетии в первой половине 19 столетия. Под предводительством Спиридона Чекалова в Садон направилась группа греков, дабы осуществлять строительные проекты домов, мостов и дорог. Турецкие греки повторили судьбу армян в период Первой мировой войны: многие из них обрели мирную жизнь в здешнем крае. В столице Северной Осетии работали греческий театр и греческая школа.

• Немцы. Немецкие поселения (Эммаус и Михайловское) возникают на территории республики во второй половине 19 века. Российский царь приглашал немецкие семьи с целью перенять их опыт безупречного ведения хозяйства.

etokavkaz.ru

ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ОСЕТИИ - История Осетии - Алания Скифы Сарматы Осетины

Эпоха первобытного общества — самая длительная в истории человечества. Она продолжалась около трех миллионов лет. Первобытную эпоху принято делить на археологические периоды по главному материалу, из которого делали орудия труда. Эти периоды условно называют «веками»: каменный век, бронзовый век, железный век.Каменный век. История каменного века разделяется на три этапа: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Переход от палеолита к мезолиту произошел около 12 тысяч лет назад, от мезолита к неолиту — около 8 тысяч лет назад.Территория Осетии была освоена людьми уже в раннем палеолите. Ландшафтные и климатические условия того времени мало походили на нынешние. Извержения вулканов и землетрясения сопровождались подъемом горных хребтов. Ледник, спускавшийся по ущельям, неоднократно покрывал горы и предгорные долины. В перерывах между оледенениями восстанавливался теплый и влажный климат.Люди уходили из горной зоны на время похолоданий. Плотность населения была очень низкой. Небольшие человеческие коллективы, рассеянные на огромном пространстве, жили собирательством и коллективной охотой. Древнейшие жители гор располагали свои стоянки в пещерных убежищах. Первые орудия труда первобытного человека — ручное рубило, скребло и остроконечник, который можно было использовать для копья. Только к концу палеолита, когда усовершенствовалась техника обработки камня, появились ножевидные пластины, резцы. Главным источником пропитания была охота на бизонов, мамонтов, гигантских и благородных оленей, пещерных медведей, диких лошадей, горных козлов.Стоянки эпохи палеолита обнаружены в окрестностях Владикавказа и Цхинвала, у селений Карджин, Заманкул, Заронд-Батако, Пичиджин, Дза-гина, Морго, Цру и других. Выдающееся научное значение имеют пещерные поселения в Кударском ущелье, пещера Мыстулагты-лагат близ селения Кобан и высокогорный пещерный лагерь охотников у селения Цон. Можно сказать без преувеличения, что найденные в Осетии древнейшие места постоянного обитания людей вошли в сокровищницу мировой культуры. Слой за слоем расчищают археологи дно пещер, извлекая из земли каменные изделия, кости животных, пыльцу растений, остатки вулканического пепла. Изучая свои находки, ученые прослеживают развитие первобытного общества, восстанавливают картину повседневной жизни людей, способы добывания пищи в борьбе с суровой природой.С окончательным отступлением ледника начинается эпоха мезолита. Потепление климата позволило прочно освоить горные районы. Закрепляя каменные пластинки-вкладыши в деревянной или костяной основе, люди научились изготавливать составные орудия. Из кости и рога делали иглы, шила, наконечники для копий. Изобретение лука и стрел облегчило охоту на мелких животных и птиц. Были усовершенствованы и каменные изделия. Но хозяйство оставалось присваивающим — люди использовали только то, что удавалось взять у природы с помощью охоты, рыбной ловли и собирания диких плодов. Из многих поселений эпохи мезолита лучше всего изучены стоянки в гроте Сау-лагат в Куртатинском ущелье и у селения Комарове под Моздоком. Здесь найдено множество скребков, наконечников стрел, пластинок-вкладышей для составных орудий.Последний этап каменного века — неолит — стал временем зарождения производящего хозяйства. В поисках надежного источника пищи люди научились обрабатывать землю и выращивать на ней злаки. Кавказ входит в число древнейших очагов земледелия. Вторая отрасль производящего хозяйства — скотоводство, то есть разведение одомашненных животных. Переход от присвоения произведений природы к их производству называют «неолитической революцией». Это была самая великая и значительная революция в истории человечества.К эпохе неолита относятся многие изобретения: прядение и ткачество, лепка и обжиг глиняной посуды, шлифовка и сверление камня. Хорошо отточенные каменные топоры и другие орудия облегчили обработку дерева. Из него строили удобные и прочные жилища, делали домашнюю утварь и посуду. В Дигорском ущелье открыты неолитические поселения, а также месторождения кремня и мастерские, где из добытого камня изготавливали орудия труда. Поселения эпохи неолита обнаружены также в селениях Рустау, Калет, Нагутни, Цнелис.§ 1. ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ОСЕТИИ

Энеолит. В IV тысячелетии до н.э. появились первые металлические изделия. Люди научились добывать и плавить медь. Освоение металлургии привело к завершению эпохи камня во всемирной истории. Но медь недостаточно тверда для того, чтобы заменить камень, который оставался главным материалом для орудий труда. Поэтому переходный период между каменным и бронзовым веками называют энеолитом (медным или медно-каменным веком). В Осетии известно несколько поселений этого времени в окрестностях Цхинвала и Кобана. Жившие там оседлые племена были земледельцами и скотоводами. Их небольшие поселки располагались группами вблизи рек. При раскопках археологи находят отдельные медные вещи (гвозди, серьги) среди каменных орудий, украшений и глиняной посуды.Бронзовый век. Бронзой называется сплав меди с оловом или другими цветными металлами. С изобретением бронзы начинается бронзовый век, охвативший III и II тысячелетия до н.э. Бронза намного тверже и прочнее меди, из нее стали делать орудия труда, оружие, украшения.В бронзовом веке заметно ускорилось развитие человеческого общества. Выгодное географическое расположение на стыке Европы и Азии, горнорудные богатства и высокий уровень производящего хозяйства превратили Кавказ в один из мировых центров бронзовой металлургии. Установились тесные связи местных племен с населением северной степной зоны и Ближнего Востока. Кавказскую бронзу в виде сырья или готовых изделий развозили по всей Юго-Восточной Европе. Именно в бронзовом веке вместе с успехами в хозяйстве началось расслоение общества. В равноправных коллективах рода и племени выделяется верхушка руководителей — жрецов и военных вождей. Имущественное неравенство стало возможным, когда отдельная семья превратилась в обособленную общественную и хозяйственную ячейку. Занятия скотоводством, земледелием, металлургией могли обеспечить членов трудолюбивой семьи не только пропитанием, но и некоторым богатством. Успешные войны с захватом добычи увеличивали богатство состоятельных семей и укрепляли привилегии руководящей родо-племенной элиты.Бронзовый век разделяется на три этапа: ранний, средний и поздний. На всем протяжении эпохи бронзы на территории Осетии сосуществовали и сменяли друг друга яркие и самобытные культуры. Культурой называют все, что создано или обработано людьми — в отличие от природы. Найденные при раскопках вещи и сооружения, оставшиеся от древнего народа (или группы племен, живших на определенной территории), принято именовать археологической культурой. Когда неизвестно имя народа, создавшего вновь открытую культуру, ей дают условное имя по месту первых находок или по яркой отличительной черте. Например, майкопская и куро-араксская культуры получили географические имена, а древнеямная, катакомбная и срубная культуры названы так по характерным для них типам погребальных сооружений.В раннем бронзовом веке на территории Осетии жили племена куро-араксской, майкопской и древнеямной культур.Куро-араксская культура. Оседлые куро-араксские племена жили на огромной территории, включавшей Центральный и Северо-Восточный Кавказ, Закавказье, часть нынешнего Ирана, Турции, Сирии и Палестины. Куро-араксцы были прекрасными скотоводами и земледельцами. Для вспашки пользовались примитивной сохой, в которую впрягали волов. Сеяли пшеницу и ячмень, урожай убирали с помощью изогнутых серпов с кремневыми пластинками-вкладышами. Зерно мололи на каменных зернотерках. Развитие отгонного скотоводства и освоение летних альпийских пастбищ привели к заселению горных районов.Куро-араксцы владели полным циклом металлургического производства — от добычи медной руды до изготовления бронзовых орудий труда, оружия и украшений. Значительных успехов достигли они в гончарстве и ткачестве. Ткани из шерсти и льна имели простое плетение. Керамика отличалась совершенством ручной лепки и разнообразием форм. Сосуды были украшены рельефным орнаментом. Свои поселки куро-араксцы располагали на природных возвышенностях, дома строили из камня или сырцового кирпича. При передвижениях использовали деревянные повозки.Майкопская культура. Современники куро-араксцев — племена майкопской культуры, которая формировалась с участием племен Восточной Европы и Передней Азии. Маикопцы никогда не жили в горах, занимая земли Предкавказской равнины. Ведущей отраслью их хозяйства было скотоводство, в земледелии они заметно уступали соседям. О высоком мастерстве майкопских ремесленников свидетельствуют бронзовые изделия — топоры, ножи, детали конской узды, фигурки животных, котлы из листовой бронзы. Тонкостенные керамические сосуды округлой или яйцевидной формы лепили на простейшем гончарном круге. На майкопских поселениях обнаружены остатки шерстяных и льняных тканей.

§ 1. ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ОСЕТИИ

Майкопские племена выбирали для своих поселений труднодоступные места, иногда укрепляли их каменными стенами. Существует предположение, что майкопцы уже знали верховую езду.Северными соседями майкопцев были племена древнеямной культуры — тоже скотоводы и земледельцы. Эту культуру можно узнать по остродонным сосудам и булавкам, похожим на молоточки.Эпоха средней бронзы. Поначалу бронзу получали, сплавляя медь с сурьмой и мышьяком. Позднее научились примешивать к меди олово. Изделия из бронзы стали прочнее и разнообразнее. К концу III тысячелетия до н.э. были найдены новые способы литья. Мастера перестали выковывать многие бронзовые предметы, их стало удобнее отливать в заранее изготовленных литейных формах. Успехи металлургии облегчили труд земледельцев и ремесленников, расширили торговые и культурные связи с соседними племенами и дальними странами. Началась эпоха средней бронзы, длившаяся до середины II тысячелетия до н.э.На территории Осетии в этот период жили племена северокавказской и катакомбной культур. Северокавказцы пасли мелкий и крупный рогатый скот, выращивали ячмень и пшеницу. Держали лошадей для верховой езды. Керамика и бронзовые вещи северокавказцев были украшены шнуровым узором. Глиняные сосуды отличались округлой уплощенной формой.В отличие от северокавказцев племена катакомбной культуры вели подвижный образ жизни. Занимаясь скотоводством, они легко передвигались по степи на деревянных повозках с массивными цельными колесами. В погребениях этой культуры находят характерные глиняные курильницы для благовоний. Катакомбники сменили в степях древнеям-ное население, а затем их самих вытеснили носители срубной культуры позднего бронзового века.Многие ученые считают, что сменяющие друг друга степные культуры были созданы разными племенами древних индоевропейцев.Древнейшее родство современных народов. В бронзовом веке уже не было первобытной замкнутости — племена активно общались друг с другом, обменивались достижениями хозяйства и культуры, объединялись в союзы. Осваивая новые территории, завоевывая соседей или отступая под натиском врагов, родственные племена могли разойтись на далекие расстояния и начать жить собственной жизнью. Самостоятельно развивая свой язык, общаясь и смешиваясь с представителями иных культур, прежние соплеменники давали начало новым народам — хотя и родственным, но все-таки разным. Так появились большие семьи древних и современных народов, говорящих на языках общего корня. Семьи делятся на группы, в которых объединены близкородственные языки. Осетины принадлежат к индоевропейской семье народов и говорят на языке иранской группы. Кроме иранцев, отдельные группы внутри индоевропейской семьи составляют германцы (немцы, англичане, шведы и др.), славяне (русские, чехи, сербы и др.), кельты (ирландцы, шотландцы, валлийцы), романцы (французы, испанцы, румыны и др.), балты (литовцы и латыши), индийцы, греки, армяне, албанцы.Большинство народов Кавказа входят в кавказскую семью, которая делится на четыре языковые группы: картвельскую (грузины, сваны, мегрелы), абхазо-адыгскую (абхазы, кабардинцы, абазины и др.), нахскую (чеченцы, ингуши, бацбийцы) и дагестанскую (аварцы, лезгины,лакцы и др.).В алтайской семье объединены три языковые группы: тюркская (турки, казахи, азербайджанцы и др.), монгольская (монголы, буряты, калмыки), тунгусо-маньчжурская (эвенки, нанайцы, орочи и др.).Уральская семья тоже делится на три языковых группы: финскую (финны, эстонцы, марийцы и др.), угорскую (венгры, ханты и манси), самодийскую (ненцы, энцы, нганасаны и селькупы). Известны также палеоазиатская, афразийская, дравидийская и многие другие семьи народов и языков.Индоевропейская общность, к которой принадлежали предки осетинского народа, распалась в раннем бронзовом веке. Выделившаяся из нее арийская (или индоиранская) общность просуществовала около тысячи лет и в эпоху средней бронзы разделилась на две ветви — иранскую и индийскую. В позднем бронзовом и раннем железном веке иранская общность распадается, давая начало самостоятельному развитию древних иранских народов.

§ 1. ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ОСЕТИИ

М.М. Блиев, Р.С. Бзаров "История Осетии"

alania.clan.su

Древняя история Северной Осетии - Исторические факты - Республика Северная Осетия

Территория Северной Осетии была освоена людьми не менее 150 тысяч лет назад. Раннепалеолитические стоянки обнаружены у хутора Попов, у селений Карджин, Заманкул, Батако. Выдающееся научное значение имеет пещера Мыстулагты-лагат близ с. Кобан. Можно без преувеличения сказать, что найденные в Осетии древнейшие места постоянного обитания людей вошли в сокровищницу мировой культуры. Из многочисленных поселений эпохи мезолита лучше всего изучены стоянки в гроте Сау-лагат в Куртатинском ущелье и у селения Комарово под Моздоком. В Дигорском ущелье открыты неолитические поселения, а также месторождения кремня и мастерские, где изготавливали орудия труда. Известно несколько поселений энеолитического периода в окрестностях с. Кобан.На всем протяжении эпохи бронзы на территории Осетии сосуществовали и сменяли друг друга самобытные археологические культуры: куро-араксская, майкопская, древнеямная, катакомбная… Наиболее яркой из бронзовых культур Кавказа является знаменитая кобанская культура, получившая свое название по имени североосетинского селения Кобан, близ которого в 1869 г. были обнаружены первые предметы этой уникальной культуры, признанной выдающимся художественным явлением европейской цивилизации.С VII в. до н.э. начинается активное проникновение на территорию Центрального Кавказа скифских племен. Они пользовались горными проходами на территории Осетии, совершая походы в Переднюю Азию. Скифы оседали в среде носителей кобанской культуры, обогащая ее новыми чертами и впитывая многие ее элементы. К V в до н.э. скифские элементы настолько глубоко пронизывают культуру Центрального Кавказа, что археологи называют ее «скифоидной». Кобанское население ассимилируется в среде скифов и сменивших их сарматских племен.Последние века до нашей эры стали периодом расселения в предгорьях и горах Кавказа сарматов, часть которых переходит к оседлому земледельческо-скотоводческому хозяйству. Значительное количество сарматских памятников исследовано в степной зоне республики, на территории Моздокского района. По мнению археологов, они принадлежат сиракам – большому сарматскому племенному союзу, имевшему развитую хозяйственную и социальную структуру. Кроме того, крупные сарматские некрополи имеются близ селений Заманкул, Гусара, Дарг-Кох…В I в. н. э. на довольно обширном пространстве от Приаралья до Дуная на историческую арену выходит новый североиранский этнос – аланы. С середины I в. н. э. мы можем уверенно говорить об аланах как жителях Кавказа. Именно с этого времени они фиксируются в письменных источниках и археологических материалах региона. Аланы начинают активно вмешиваться в закавказские дела Рима и Парфии, совершая масштабные военные походы на территорию Армении, Мидии-Атропатены и Албании. Как и скифы, аланы регулярно использовали для набегов Дербентский проход и перевалы Большого Кавказа. Название наиболее удобного из них, Дарьяльского, как известно, восходит к персидскому Dar-i-Alanan – «Ворота алан».В 372 г. из Центральной Азии в Европу вторгаются кочевые племена гуннов, положив начало эпохе Великого переселения народов. Первым европейским народом, ощутившим на себе натиск гуннской орды, стали аланы. Римский историк Аммиан Марцеллин сообщает, что «гунны прошли через земли алан, убили и ограбили многих, а с остальными заключили союз». По условиям этого союза часть алан отправилась с победителями на запад, оставляя свой след в военном деле и культуре раннесредневековой Европы. Оставшиеся на родине отступили из междуречья Волги и Дона, концентрируясь на Предкавказской равнине. Гуннское нашествие вызвало волну аланской миграции в самые труднодоступные горные районы и заселение обоих склонов Главного Кавказского хребта. К сожалению, мы пока не располагаем значительным археологическим материалом из горной части Центрального Кавказа, но появление аланских памятников в высокогорье в V-VI вв. н. э.  фиксируется во многих ущельях – от верховьев Кубани до верховьев Уруха и Терека. Важнейшим для Алании результатом гуннского нашествия стало сокращение ее населения и территории, нарушение торговых связей, упадок хозяйства и городской жизни.В VI-VII вв. н.э. Алания постепенно возрождается: появляется густая сеть хорошо укрепленных поселений, развивается сельскохозяйственное производство, торговля и ремесла. Растет ее международный авторитет. Аланский царь Саросий был посредником в создании политического союза Византии и Аварского каганата. Аланы участвуют в ирано-византийских войнах VI-VIIвв. и хазаро-арабских войнахVIII в. Армянский автор Шапух Багратуни так описывает Аланию IX века: «Это страна, полная всяческих благ, коней и стального оружия, закаленного кровью пресмыкающихся, кольчуг и благородных камений».В тот же период происходит широкое проникновение в Аланию христианства. В начале Х в. православие становится государственной религией в Алании, начинается массовая христианизация населения, создается Аланская епархия Константинопольской патриархии. В X-XIвв. строятся монументальные купольные храмы.Официальный сайт главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания: www.rso-a.ru

russianroutes.ru

Описание народа "Осетины" - Документы - ФАЙЛОТЕКА ПОЛЕЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ - Библиотека (файлотека)

                                               Осетины

Этногенез.

 Этноним дигор (ашдигор) впервые упоминается в "Армянской географии" (VII век). В этом же источнике названы двалы. Грузинский историк Леонтий Мровели (XI век) указывает на значение "Большой двальской дороги", проходившей из Грузии через территорию двалов на Северный Кавказ. Осетины - один из древних народов Кавказа. Уже со времён скифских походов в Переднюю Азию они именуются в грузинской хронике овсами (осами, отсюда русское название осетины). Сваны называли их савиар, мегрелы - опсами, абхазы - ауапс, чеченцы и ингуши - ири, балкарцы и карачаевцы - дюгер, кабардинцы - къущхьэ. Формирование осетинского народа связано с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ирано-язычными народами - скифами, сарматами и особенно аланами (с 1 века нашей эры). В результате оседания последних на Центральном Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся здесь мощный союз аланов (осы - в грузинских и ясы, сони - в русских средневековых источниках) положил начало образованию осетинской народности. В XIII веке аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы оттеснены с плодородных равнин к югу, в горные ущелья Центрального Кавказа. На его северных склонах образовались 4 крупных "общества", восходящих к племенному делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных - множество более мелких "обществ", находившихся в зависимости от грузинских князей. Немало Осетин-алан ушло в Монголию и особенно в страны Восточной Европы (в Венгрии осела крупная компактная группа потомков алан, которая именует себя ясами, но утратила родной язык). Уже с 40-х годов XVIII века складывались русско-осетинские отношения. Русским правительством была создана "Осетинская духовная комиссия". Члены комиссии организовали осетинское посольство в Петербурге (1749-52 годы), способствовали переселению Осетин в Моздок и моздокские степи для поселения и освоения новых земель. Осетины, испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию с просьбой к русскому правительству о переселении их в предгорные районы Северного Кавказа. В 1774 году Осетия вошла в состав России. Усилилась консолидация осетинской народности. В конце XVIII - XIX веке началось переселение части Осетин с гор на равнины. Земли, переданные Осетинам российским правительством, закреплялись в основном за осетинской знатью. После 1917 года происходит массовое переселение Осетин на равнину. 20 апреля 1922 года была образована Юго-Осетинская АО в составе Грузинской ССР, в 1924 году - Северо-Осетинская АО, которая 5 декабря 1936 года была преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР. В 1990 году Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Северная Осетия.

География расселения

ОСЕТИНЫ –потомки алан, основное население двух республик Северная Осетия – Алания и Южная Осетия. Живут осетины также в других районах Российской Федерации: город Москва(10.561 тыс.чел), Ставропольский край( 7.772 тыс.чел), Краснодарский край( 4.133 тыс.чел ), Карачаево-Черкесская Республика (3.333 тыс.чел) и в др. а так же в Грузии, Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков; большинство осетин двуязычны (двуязычие – осетинско-русское, реже – осетинско-грузинское или осетинско-турецкое).

Язык

Осетинский язык относится к иранской ветви индоевропейских языков, сохраняет генетическую преемственность с языком аланов и скифов. Основой осетинского языка был скифо-сарматский язык

Диалекты и субэтнические группы

В настоящее время осетины, живущие в российской Северной Осетии, делятся на две субэтнические группы: иронцев (самоназвание — ирон) и дигорцев (самоназвание — дигорон). Численно преобладают иронцы, иронский диалект положен в основу осетинского литературного языка. Литературную форму имеет и дигорский диалект: на нём, как и на иронском, издаются книги и периодические издания, функционирует драматический театр. Этноним «дигорцы» (ашдигор) впервые упоминается в «Армянской истории и географии» (VII век). Дигорский и иронский диалекты осетинского языка различаются, в основном, в фонетике и лексике. За осетинами, живущими в Южной Осетии (ЮО), и выходцами из ЮО ошибочно закреплён термин «кударцы» (къуыдайраг), по названию Кударского ущелья в Южной Осетии. Выходцами из этого ущелья являются лишь несколько осетинских фамилий. Фактически же население Южной Осетии можно делить на две крупные субэтнических группы, говорящих на двух говорах иронского диалекта осетинского языка — кударо-джавском (распространён на большей части территории РЮО) и чсанском (распространён на востоке РЮО). В Северной Осетии же среди иронцев бытует куртато-алагирский говор иронского диалекта. Таким образом, уместнее подразделять иронцев на северных (в народе — собственно «иронцы») и южных иронцев (в народе называются кударцами и чсанцами).

Внешний вид

 Большинство осетин относятся к центральному кластеру кавкасионского типа европеоидной расы. Для осетин характерны темные оттенки волос, часто встречаются также русые или рыжие волосы. Форма головы вытянутая, мозговой отдел значительно преобладает над лицевым. Цвет глаз в основном карий, встречается также серый и голубой. Дело в том, что большинство современных осетин унаследовали внешние качества алан, такие как светлые и рыжие волосы; зеленые, серые или голубые глаза, но после смешения осетин с народами соседних племен и народов, появлялись темный цвет волос и карие глаза. В прошлом, на осетинской свадьбе, невесте обычно желали «семерых мальчиков и одну синеглазую девочку». 

Религия

Большинство верующих осетин считаются православными, принявшие христианство из Византии в период с IV-IX вв. Небольшая часть осетин исповедуют ислам суннитского толка, воспринятый в XVII—XVIII веках от кабардинцев. Но значительная часть осетин фактически являются приверженцами традиционных осетинских верований, которые имеют христианские корни. Это произошло из-за того, что после нападения Тамерлана осетины ушли в горы, и практически не осталось христианского духовенства, тех, кто проповедовал Евангелие, совершал таинства и сохранял правильность вероисповедания.

Осетинские моления

Главным выражением почтения к Богу у осетин является молитвенная трапеза, "кувд". То, что европеец назвал бы тостами, за осетинским столом имеет характер молитвенных речей, порядок которых строго предопределен. Первая такая речь всегда произносится во славу Великого Бога (Штыр Хусау), вторая - во славу покровителя Осетии св. Уастырджи (святому Уастырджи в православной традиции соответствует св. Георгий). Кувд - моление, включает и обряд кровавого жертвоприношения. Для жертвоприношения осетины режут быка или барана. В дзуарах, перед тем, как зарезать жертвенное животное, по его голове проводят крестообразно огнем. Приносящий жертву, перекрестившись, режет животное, стараясь при этом, чтобы струя крови попала не на землю, а в подставленную посуду или специально вырытую для этого яму. Сваренное жертвенное животное разрезается на куски, а его голова кладется на отдельную тарелку. На столе также обязательно должны присутствовать три жертвенных пирога. По осетинским обычаям, каждая семья в течение года должна была устроить хотя бы один кувд. Традиция кувдов, порицаемая в советское время, в настоящее время традиция возрождена. Объявления о семейных кувдах, призывающие всех представителей фамилии собраться вместе в определенный день, печатают районные газеты. Семейные кувды, как правило, проходят в мае-июне на специально отведенных для этого полянах. По сообщениям очевидцев, в 1878 г. для участия в кувде новопереселенцев из Дигории в станицу Черноярскую был приглашен священник С. Машитов. Кувд проходил за станицей, под деревом. Во время кувда священник увидел, что на дереве висели десятки черепов животных. Дигорцы объяснили священнику, что они верят в святость голов приносимых в жертву животных. Машитов, нарушая проведение кувда, начал говорить собравшимся о том, что такое верование является грехом. Собравшиеся потребовали от священника не осквернять проведение молитвенного собрания, однако, С. Машитов схватил палку и стал сбивать черепа с дерева. Такое осквернение народной святыни вызвало большое возмущение среди населения; народ ждал, что Бог покарает священника. Автор "Терского сборника", рассказавший об этом случае в 1903 г., констатировал: "Как ни груб был прием, употребленный священником Машитовым для подавления суеверия, тем не менее он имел успех, и теперь черепа приносимого в жертву скота уже не вешаются на деревья" . Однако, в 2000-2001 г., во время полевых исследований в Дигории (Ирафский район Северной Осетии), автор видел, что спустя сто двадцать лет народная традиция мало изменилась. По прежнему, население Дигории, в том числе и в мусульманском анклаве, собирается на больших полянах на свои родовые кувды. И на больших деревьях, как и раньше, развешивают черепа жертвенных животных. Кроме родовых, поминальных и кувдов по случаю больших праздников, в отдельных местностях существовала свои традиционные кувды. В Дигории исследователи начала ХХ в. наблюдали отправление домашнего кувда "бундори кувд" или "кувд нафаткак". Суть его заключалась в приношении жертвы домовому, могущему, по представлению дигорцев, принести семье как счастье, так и несчастье. Кувд этот устраивался каждой семьей втайне от других. Вечером мужчины резали барана и варили жертвенное мясо, женщины готовили пироги и ставили все это на стол. С наступлением темноты, вся семья выходила из комнаты, в которой был накрыт жертвенный стол. Таким образом комната была освобождена для того, кому приносилась жертва. Горцы считали, что если домовой принимает подношение, то он должен прикоснуться к пище. Через некоторое время кто-либо из мужской половины семьи входил в комнату и указывал на какое-либо из блюд, сдвинутое, по его мнению, домовым с места. Тогда объявлялось, что хранитель дома принял жертву. В следующей за этим трапезе могли принимать участие только члены семьи. Оставшиеся кости тщательно собирали и закапывали в землю .

Почитание старших

На протяжении веков шла трансформация в отношении аланов-овсов к старшему поколению. У предков осетин - алан, скифов и сарматов было ярко выраженное негативное отношение к старости. Осетинский нартовский эпос хранит предание о том, как нарты, не желающие стареть, по существующему обычаю бросались в море с высокой скалы. Они считали это блаженнейшим видом погребения и отличными похоронами . Среди нартов также был распространен обычай убивать стариков. Позже, осознав, что люди старшего поколения обладают большим опытом и мудростью, нарты упразднили этот обычай. Спустя века, осетины уже почти с обожанием смотрят на пожилых людей. "Власть старшего равна власти Бога", - гласит кавказская поговорка. А царевич Вахушти, описывая отношение осетин к своим старшим, отмечал их большую роль в разрешении различных спорных вопросов: "Кроме того, оказывают большой почет своим старцам и смотрят на них, как на своих патронов. Через этих старцев совещаются и мирятся, и все свои нужды удовлетворяют через них" . Культ старших у народов Северного Кавказа неразрывно связан с культом предков. По преданию, даже после смерти предки незримо присутствуют рядом с потомками и влияют на их земную жизнь. Довольный своими потомками предок будет посылать им благополучие; поэтому предкам молятся и, поминая их, приносят в дар то, что они любили при жизни. У осетин до сих пор сохраняется традиция "кормления мертвых", согласно которой на устраиваемых по умершему поминках должно быть изобилие пищи, поскольку все съеденное поминающими служит кормлением для покойного.

 Национальный костюм

Одежда осетина была свидетельством его имущественного состояния. В мужской комплект входила черкеска (цухъа), характерная и для других горцев, бешмет (куырæт), надевавшийся под черкеску и наиболее удобный для работы, штаны, заправлявшиеся в чувяки (дзабыртæ), и ноговицы (зæнгæйæттæ). Обязательной частью мужского костюма был узкий ременный пояс с серебряными и медными пряжками и бляшками. На нем висели кинжал и разные мелочи для ухода за оружием: отвертка, сальница, кремень и т.д. Важным элементом был головной убор: летом войлочная шляпа (ным тхуд) с широкими полями, зимой барашковая шапка-папаха, верх которой был из сукна или бархата. Необходимой одеждой была бурка (нымæт) и башлык (баслыхъ). Основу женской одежды составляли рубаха и штаны. Уже в XIX в. не только на улице, но и дома нельзя было ограничиться ими. В конце XIX – начале XX в. появились платья, отрезные по талии и закрытые до полу. В городах и в среде сельской интеллигенции в начале XX в. можно было видеть и модные платья и блузки. Верхней одежды – пальто – у горянок не было. Теплую одежду заменял стеганый на вате или шерсти короткий или длинный каптал, напоминавший по форме черкеску. Теплую одежду заменяла также шаль типа пледа, которую носили как на плечах, так и на голове. В первой половине XX века традиционная одежда изменялась, все больше теряя национальный характер. В мужской одежде на всем Кавказе модной стала "кавказская рубаха" -"гибрид" бешмета и рубахи. С конца 30-х гг. ее стали носить с штанами-галифе. В отдельных случаях это сочетание можно было встретить и в 60-70-е гг. Такой комплект стал даже считаться "национальной одеждой", особенно галифе. Брюки навыпуск, неудобные в горных условиях, прививались очень туго. Женская одежда также в этот период развивалась в направлении утраты национального характера. В 196O-70 гг. девушки и молодые женщины народов Северного Кавказа перешли на современную модную одежду, которую вначале шили сами, а затем стали покупать готовую. Но при этом сохраняются возрастные различия в ношении одежды. Например, женщины старшего возраста носят платья только с длинным рукавом независимо от погоды

Культ домашнего очага

 Каждая горская сакля имела центральное помещение, где находится очаг. Считалось, что именно очаг охраняется духом - покровителем дома. Этот очаг являлся символом единения горской семьи, в нем должен быть поддерживаем постоянный огонь. С домашним очагом был связан многообразный культ: вокруг него собиралась вся семья и цепь, висящая над очагом, считалась священной. Однако, в конце XVIII - начале XIX вв. происходит частичное выселение осетин на плоскостные территории, расселение их среди казачьих станиц. Постепенно исчезают и некоторые многовековые традиции горцев. В частности, в доме горца появляется русская печь, вся пища готовится здесь и приготовление на очаге совершается только в особо торжественных случаях. Осетинский общественный деятель и писатель конца XIX - начала XX вв. Ахмед Цаликов с большой горечью говорил об утрате именно этой традиции: "...Забывается и исчезает из памяти горца и весь связанный с очагом патриархальный, торжественный культ... Самый характер горца начинает сильно видоизменяться. Горец чувствует, как исчезает гармония в его мыслях и в его жизни, которые давали столько уверенного спокойствия и самообладания его предкам. Жизнь выбивает его каждодневно из обычной колеи. Жизнь соблазняет его каждодневно разнообразием возможностей. Жизнь безжалостно смеется над всем, чему десятки лет поклонялись его отцы, что свято чтили его деды..." . Традиции связанные с семейным очагом, в том числе и культ надочажной цепи, оказались к нашим дням совершенно утраченными. В древних святилищах-дзуарах, возрождаемых в настоящее время в Северной Осетии, надочажная цепь вывешивается на почетном месте как дань памяти предкам, но функции ее при этом фактически не восстанавливаются.

ТРАДИЦИОННАЯ КУХНЯ.

Традиционная пища близка пище других народов Кавказа. В горах преобладали молочные и мясные блюда, на равнине - мучные и овощные. Из национальных мучных изделий большое распространение имеют пироги с мясом и с сыром, с начинкой из фасоли, тыквы, картофеля, капусты и т.д. Из молочных продуктов и блюд наиболее употребительны сыр, топлёное масло, кефир, различные каши на молоке. Особое место в рационе занимает дзыкка, приготовляемая из свежего сыра, смешанного с мукой. В Южной Осетии излюбленными овощными блюдами стали лобио и аджабсандал, воспринятые у грузин. Наиболее почитаемым напитком является пиво, изготовлявшееся в горах исключительно из ячменя, а на равнине, кроме того,- из пшеницы и кукурузы. Пиво - древний напиток Осетин, по легенде оно изобретено нартовской героиней Сат‘аной. Его приготовляют обычно к большим семейным и общественным торжествам в огромных медных пивоваренных котлах. Распространена повсеместно арака (самогон) из кукурузы, а в Южной Осетии - различные вина.

Чтоб скачать НЕ ЗАБУДЬ авторизироваться

stav-geo.ru

История. МИА «Южная Осетия сегодня»

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ЮЖНЫХ ОСЕТИН Древнейший и древний периоды

Территория Кавказа и, в частности, Южной Осетии была местом формирования древнейшей человеческой цивилизации. Как свидетельствуют данные археологии, человек здесь живет как минимум с эпохи палеолита. Этнические общности развивались, общались между собой, обладали многими общими чертами культуры и особенностями. В то же время территория Центрального Кавказа издревле была местом пересечения многих миграционных процессов различных этносов. Уже в III тысячелетии до н.э. здесь наряду с кавказскими группами уже жили этносы, говорившие на индоевропейских языках.

В VII веке до н.э. на Центральном Кавказе, в том числе на территории Южной Осетии, появились ираноязычные скифы, вступившие в контакт с проживавшими до них здесь индо-иранцами.

Во второй половине II – первой половине I тысячелетия до н.э. на обоих склонах Центрального Кавказа процветала культура эпохи средней и поздней бронзы, известная в мировой науке как кобанская. Наиболее известный памятник этой культуры на территории Южной Осетии – Тлийский могильник. Создатели кобанской культуры были частью индо-иранского этнического массива.

С IV века до н.э. в степях Северного Кавказа, а вскоре и в горах, появились родственные скифам сарматские племена, постепенно ассимилировавшие скифов.

С I века н.э. из среды сарматских племен выделяется одна часть – аланы, захватившие не только политическую гегемонию, но и постепенно распространившие свое имя на всех родственников – скифо-сарматские племена (название «аланы» восходит к древнему самоназванию индо-иранских народов «ариана», что означает «дети бога солнца»).Античный период

Аланы на Кавказе. Аланы, продолжая традиции своих предков – скифов и сарматов, активно участвовали в политической жизни Кавказа. Одним из наиболее активных направлений внешних связей алан было южное. В Закавказье в это время часто происходили столкновения между Римской империей и Парфянским царством. Аланы часто приходили на помощь Иберии в ее борьбе против Парфии и Рима.

В 72 году новой эры аланы в союзе с другими горцами вторглись в Армению и Мидию. Поход, по словам армянского историка Мовсеса Хоренаци, закончился браком армянского царя Арташеса (по другим источникам Трдата Третьего) и аланской царевной Сатеник.

В 135 году аланы вновь вторглись в Закавказье. Они нанесли большой урон Албании и Мидии, но затем отошли, удовлетворившись дарами парфянского царя.

В античное и средневековое время осетинское (аланское) население в Закавказье было многочисленно и активно. Аланы поддерживали с закавказскими народами торгово-экономические и культурные отношения. Аланская знать имела династические связи с правителями Армении, Иберии.

Уже в первые века нашей эры отдельные группы алан осели в различных районах Закавказья: в Кавказской Албании, Иберии, Армении, Абхазии. Аланы поддерживали оживленные связи с греческими колониями в Северном Причерноморье среди боспорских царей были цари сармато-аланского происхождения. При царском дворе существовал специальный аппарат аланских переводчиков. Аланы-осетины активно участвовали в политической жизни региона.

Великое переселение народов

В последней четверти 4 века в истории народов Европы начались важные события, получившие название «Великое переселение народов». Под давлением вторгнувшихся в Восточную Европу азиатских кочевников – гуннов началось движение многих европейских народов на запад. Втянутыми в этот процесс оказались и аланы.

Аланы на Западе. В 372 году гунны перешли Волгу. Первыми, кто преградил им путь, были аланы, жившие в степях между Волгой и Доном. Кочевники натолкнулись на упорное сопротивление алан. Но гунны, по словам историка 4 века Аммиана Марцеллина, «произвели страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили к себе». Захватив с собой покоренных алан, гунны двинулись на Запад.

В 375 году они нанесли поражение германским племенам остготов. Последние перешли Дунай и вступили в пределы Римской Империи. Вместе с остготами ушла и часть алан, не желавших попадать в зависимость от гуннов.

В конце 4 – начале 5 веков аланы проникли во многие районы Западной Европы.

В 406 году они перешли р. Рейн и вторглись в Галлию (современная Франция). Здесь аланы разделились на две части. Одна, во главе с Гоаром, решила перейти на службу к Римской Империи и остаться в Галлии.

Аланские государства в Западной Европе и Северной Африке

В 409 году другая часть алан, во главе с Респендиалом, вторглась на Пиренейский полуостров, где образовали Аланское государство. Захваченные земли были поделены между аланами и вторгнувшимися с ними германскими племенами-вандалами и свевами.

В 416 году следом за ними в Испанию пришли многочисленные племена вестготов. Спустя два года они разгромили алан. В бою погиб аланский вождь Аддак. С его смертью перестало существовать Аланское государство на Пиренейском полуострове.

В 429 году, теснимые вестготами, аланы и вандалы были вынуждены переселиться на север Африки. Созданное здесь Алано-Вандальское королевство просуществовало чуть более 100 лет и было разгромлено Византией в 534 году.

Аланы, оставшиеся в Галлии, иногда выступали в союзе с готами, а иногда переходили в подданство Римской империи.

В 439 году в районе современного Орлеана возникло новое Аланское государство.

В 451 году основавшие его аланы во главе с Сангибаном участвовали в знаменитой Каталаунской битве на стороне Рима против гуннов.

Аланы, которые оказались в среде других западноевропейских народов, ассимилировались и исчезли как самостоятельный народ, но оставили довольно большие следы своего пребывания.

Судьба алан, оставшихся на Кавказе

Аланы, не вовлеченные в движение на запад, отступали из степей Подонья и Северного Прикаспия к Кавказскому хребту. В результате аланское население Северного Кавказа значительно возросло. Аланы продвинулись в глубь Кавказских гор.

Нашествие гуннов и последовавшие за ним перемещения народов тяжело сказались на социально-экономическом развитии алан. Пришли в упадок сложившиеся политические и социально-экономические отношения. С VI – VII вв. начинается новый этап в истории алан, характеризующийся процессом феодализации аланского общества.Начиная с IХ – Х вв. Алания переживала пору своего экономического расцвета. Ведущими отраслями хозяйства по-прежнему были земледелие, скотоводство и ремесло.

В Х – ХII веках Алания представляет собой крупное государственное образование, связанное с такими странами, как Византия, Грузия, Русь, Хазария… Высокий военно-политический потенциал Алании в тот период был результатом внутреннего социально-политического развития.

В Х – ХII вв. у алан значительное развитие получило ремесленное производство. Большого мастерства достигли аланские кузнецы и особенно оружейники, достигшие совершенства в выделке стали.

Подъем экономики, развитие ремесла и торговли способствовали возникновению и росту городского населения. Вокруг феодальных замков появились обширные посады, которые постепенно расширялись и превращались в центры политической, хозяйственной и культурной жизни. Такими крупными аланскими городами были Магас, Верхний Джулат (Дедяков), Нижний Джулат, Нижний Архыз…

В Х – ХII вв. Алания приобрела черты государственного устройства с относительно сильной центральной властью. С Аланией считались соседние государства как с самостоятельной и сильной державой. Аланские цари имели большую силу и международный авторитет.

Во главе Аланского государства стоял царь – верховный правитель. В зависимости от него находились крупные князья и более мелкие феодалы, через которых царь и осуществлял свою власть над Аланией. Наибольшего размаха Аланское государство достигло в ХI веке при царе Дургулеле, которого иностранные летописи тех времен называли Великим. Дургулел Великий имел тесные династические связи с правителями Грузии и Византии. Его сестра Борена была женой грузинского царя Баграта IV, а их дочь Мария стала императрицей Византии. Дочь Дургулеля, Ирина, была замужем за крупным византийским военачальником. Алания была в орбите политики крупнейших христианских государств, что выразились, в частности, и в ряде совместных военных выступлений. Дургулел был полновластным властелином во всей Алании.

ГРУЗИНО-ОСЕТИНСКИЙ КОНФЛИКТ (история вопроса)

Средние века (начало грузино-осетинского конфликта)

В средние века грузинские правители и отдельные феодалы неоднократно предпринимали попытки покорения южных осетин, которые никогда не признавали над собой власти грузинских правителей. Претензии последних на господство в Южной Осетии основывались лишь на праве меча и не имели под собой легитимной основы, реализуясь лишь в форме грабительских набегов, сопровождавшихся разрушением селений, угоном скота и установлением данничества. Тем не менее, большая часть Южной Осетии сохраняла реальную независимость от Грузии и от феодальных владетелей ее приграничных областей Грузии. Равно Южная Осетия не признавала над собой и власти персидских шахов, в вассальной зависимости от которых находилась Восточная Грузия вплоть до вхождения в Российскую империю.

В 1774 году осетины, а в 1801 году и Восточная Грузия вошли в состав Российского государства.

Но до 1830 года, когда в горную Осетию были направлены две крупные военные экспедиции для ее покорения, горная зона Южной Осетии оставалась вне сферы контроля царской администрации, хотя номинально считалась владением России.

В 1843 году на территории Южной Осетии в составе Тифлисской губернии был образован Осетинский округ, в состав которого входила часть территории современной Российской Федерации; административное управление Осетинским округом осуществлялось Джавским окружным начальником и начальником Горских народов.

После революции 1917 года

После Российской революции 1917 года и распада Российской империи вышедшая из состава России Грузия аннексировала территорию Южной Осетии против воли ее народа.

Договор от 7 мая 1920 года между Россией и Грузией признал для всех народов бывшего кавказского наместничества право на самоопределение вплоть до образования самостоятельного государства. Именно признание этого права и позволило самой Грузии стать независимым и суверенным государством. Однако, новообразованная Грузинская Демократическая Республика, спустя десять дней после подписания этого договора, совершила вторжение в Южную Осетию, в результате чего погибло свыше 18 тысяч человек, более 50 тысяч были вынуждены бежать в Северную Осетию. В ноте Народного комиссара иностранных дел РСФСР Георгий Чичерина меньшевистскому правительству Грузии от 17 мая 1920 года говорилось: «… мы с тревогой узнали, что в Южную Осетию, где провозглашена Советская Республика, направлены для уничтожения таковой власти грузинские войска. Мы настаиваем, если это верно, отозвать свои войска из Осетии, ибо считаем, что Осетия должна иметь у себя ту власть, которую она хочет. Вмешательство Грузии в дела Осетии было бы ничем не оправдываемым вмешательством в чужие внутренние дела…».

Советский период

После установления Советской власти в Грузии Южная Осетия была волевым путем передана в состав Грузии, а затем, 20 апреля 1922 года Декретом ВЦИК и Совета Народных Комиссаров Грузинской ССР по национально-государственному размежеванию Закавказья, была создана Юго-Осетинская автономная область.

Однако автономия Южной Осетии носила во многом номинальный характер. Грузинское руководство проводило здесь ассимиляторскую политику. Различными способами осетин вынуждали в документах изменять свою национальную принадлежность. Проводилась даже топонимическая «агрессия» – осетинские географические названия заменялись вновь изобретенными грузинскими. Под пропагандистскими лозунгами о дружбе народов, декларированная автономия южных осетин была превращена в аграрно-сырьевой придаток Грузии.

Все показатели социально-экономического развития Южной Осетии хронически оставались ниже, чем по Грузии. В результате уровень жизни в Юго-Осетинской автономной области оказался в 2 – 2,5 раза ниже средне республиканского по Грузинской ССР. Национальная политика Тбилиси активно поощряла ассимиляцию. Численность населения Южной Осетии неуклонно сокращалась, как за счет увеличения миграции, так и за счет снижения рождаемости. С довоенных 107 тысяч человек оно сократилось до 99 тысяч человек в 1989 году. При этом доля осетин в общей численности населения снижалась, а доля грузин увеличивалась.

В 1938 году на государственном уровне была совершена очередная попытка насильственной ассимиляции южных осетин – осетинская письменность, доселе основывавшаяся на латинском алфавите, в Южной Осетии была переведена на грузинский алфавит, в осетинских школах было введено преподавание на грузинском языке. В то же время осетинская письменность в Северной Осетии была переведена на русскую основу. Таким образом, осетины, проживающие на Севере, не имели возможности переписываться со своими соотечественниками на Юге на родном языке.

Кроме того, тоталитарным режимом единая осетинская нация была искусственно разделена на две так называемые «нации» – «южные осетины» и «северные осетины». В паспортах и других документах в графе «национальность» так и писали: «южный осетин», «северный осетин». Это прекратилось только со смертью Сталина.

В конце 1980-х годов в Грузии начался подъем националистического движения, сопровождавшийся усилением дискриминации негрузинского населения. националистическое движение, носившее массовый характер и пользовавшееся поддержкой властей Грузии, выступило за ликвидацию автономных образований в составе Грузинской ССР.

В 1989 году в Грузии была принята Государственная программа развития грузинского языка, согласно которой в Южной Осетии принудительно вводилось делопроизводство на грузинском языке.

10 ноября 1989 года, в целях защиты прав народа Южной Осетии и создания конституционных гарантий автономии, XII сессия двадцатого созыва Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области приняла решение о преобразовании автономной области в автономную республику в составе Грузинской ССР. Депутаты также обратились к Президиуму Верховного Совета Грузинской ССР с просьбой рассмотреть это решение. Президиум Верховного Совета Грузинской ССР отменил решение сессии Совета народных депутатов Южной Осетии, признав его неконституционным.

Первая попытка геноцида в наши дни

23 ноября 1989 года на столицу Южной Осетии город Цхинвал был совершен организованный Звиадом Гамсахурдия поход экстремистски настроенных участников грузинского националистического движения. В первых рядах были руководители Грузинской ССР во главе с Первым секретарем ЦК Компартии Грузии Гиви Гумбаридзе. Многотысячная колонна демонстрантов (по разным оценкам от 30 до 60 тысяч человек) на более чем 400 автобусах и машинах из Тбилиси и других мест Грузии подошли к Цхинвалу. Это мероприятие официальные лица и средства массовой информации Грузии представили как попытку проведения мирного митинга в городе Цхинвале. Однако в числе участников похода на Цхинвал было несколько сот вооруженных автоматическим стрелковым оружием боевиков. На защиту родного города встало 42 человека, к которым через несколько часов присоединилось все мужское население. Не сумев войти в Цхинвал, грузинские боевики обогнули его, взяв в кольцо блокады. Были перекрыты доступы в город, путники осетинской национальности захватывались в заложники и подвергались изощренным пыткам и издевательствам. Это продолжалось четыре месяца. Более 400 человек получили телесные увечья и ранения, 6 убиты.

В апреле 1990 года на внеочередной XIII сессии Верховного Совета Грузинской ССР и в июне 1990 года на внеочередной XIV сессии Верховного Совета Грузинской ССР были признаны незаконными все юридические акты, принятые после советизации Грузии, произошедшей 1921 году. Незаконными были также объявлены Законы СССР о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации и о выходе из состава СССР. В ответ на это XIII, XIV и XV сессии совета народных депутатов Южной Осетии (сентябрь – июнь 1990 года) приняли пакет решений: Декларацию о суверенитете, о действии Конституции СССР и законов СССР на ее территории, о преобразовании Юго-Осетинской автономной области в республику. То есть, Грузия вернулась в то правовое пространство, которое существовало до вхождения Южной Осетии в состав Грузии. Значит, с этого момента Южная Осетия перестала быть частью Грузии, и все претензии последней на ее территорию являются незаконными даже с точки зрения законодательства самой Грузии.

В ноябре 1990 года к власти в ГССР пришли представители буржуазно-националистических партий и движений. Председателем Верховного Совета ГССР был избран Председатель Хельсинкской группы Грузии, глава объединения «Круглый стол – Свободная Грузия» Звиад Гамсахурдия.

Эскалация напряженности

В нарушение действующего законодательства, несмотря на то, что истек срок полномочий состава Совета народных депутатов Южной Осетии, Верховный Совет Грузии не стал назначать очередных выборов в Совет народных депутатов Южной Осетии. Тогда Совет народных депутатов Южной Осетии принял решение о проведении выборов 9 декабря 1990 года. В ответ на это грузинское руководство и средства массовой информации начали очередной виток антиосетинской истерии в республике. Выборы и их результаты заранее были объявлены незаконными.

9 декабря 1990 года состоялись выборы в Верховный Совет Республики Южная Осетия. Многочисленные наблюдатели из других республик СССР свидетельствовали, что они прошли без нарушений, со строгим соблюдением действующего законодательства.

10 декабря 1990 года Верховный Совет Республики Грузия единогласно принял незаконное решение об упразднении Юго-Осетинской автономной области.

11 декабря 1990 года грузинское руководство организовало провокацию на одной из центральных улиц города Цхинвала, в результате чего погибло три человека и ранено два. Это послужило поводом для введения в городе Цхинвале и Джавском районе чрезвычайного положения и комендантского часа, несмотря на то, что для этого не существовало никаких правовых оснований.

В ночь с 5 на 6 января 1991 года руководство Грузии без уведомления властей Южной Осетии ввело в столицу Южной Осетии подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. Они начали производить обыски, аресты, убийства людей, грабежи, поджоги жилых домов и другие преступные действия по отношению к лицам осетинской национальности совершались ими с поощрения грузинских властей и молчаливого согласия союзных властей.

В этих условиях осетинская сторона была вынуждена принять меры к самообороне. Отрядам самообороны удалось вытеснить грузинские войска из Цхинвала, после чего последние начали карательные акции против сельских районов Южной Осетии, не оставляя попыток взять штурмом Цхинвал. Вооруженное сопротивление грузинским бандформированиям и подразделениям грузинской гвардии продолжалось до 14 июля 1992 г. (см. ниже), когда в зону конфликта были введены смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы.

29 января 1991 года Председатель Верховного Совета Юго-Осетинской Советской Республики Торез Кулумбегов был приглашен на переговоры с грузинским руководством в Тбилиси. По прибытии в столицу Грузии, он прямо из Дома Правительства Республики был препровожден в тюрьму, где подвергался пыткам и истязаниям.

1 февраля 1991 года Союз независимых энергетиков Грузии отключил энергоснабжение Южной Осетии. Вследствие этого имелись многочисленные жертвы среди мирного населения. В доме престарелых замерзло несколько десятков стариков, в родильном доме, едва родившись, умирали дети.

23 марта состоялось совместное собрание депутатов Советов Южной Осетии всех уровней, на котором был сделан поворот в сторону возврата к статусу автономной области. Образован Комитет по нормализации положения в Южной Осетии.

29 апреля 1991 года – в Южной Осетии произошло мощное землетрясение силой 7-8 баллов, в результате которого имелись человеческие жертвы среди сельского населения.

4 мая 1991 года в ответ на мотивирование карательных операций против мирного населения Южной Осетии провозглашением Республики, и обещание Москвы прекратить геноцид народа Южной Осетии, Собрание депутатов всех уровней Южной Осетии приняло единогласное (не считая 1 голоса против) решение об отмене Юго-Осетинской Советской Республики и возвращении к статусу автономной области. Однако грузинские вооруженные силы при попустительстве центрального советского руководства продолжают геноцид осетинского народа.

26 мая 1991 года прошли выборы Президента Грузии. Им стал Председатель Верховного Совета Грузии Звиад Гамсахурдиа.

4 июня 1991 года в Южной Осетии произошло еще более сильное землетрясение, которое разрушило административный центр Дзауского района – поселок Дзау, где погибли десятки жителей. Однако большинство населения спаслось, так как собрались на объявленный на это время массовый митинг протеста против геноцида осетинского народа. Поглощено землёй вместе с более 40 жителями высокогорное селение Хахет, на месте которого образовалось глубокое озеро.

8 июня 1991 года число сожженных осетинских сел достигло 70.

1 сентября 1991 года сессия Совета народных депутатов Южной Осетии отменила решения собрания депутатов всех уровней от 4 мая 1991 года как юридически неправомочные и не приведшие к стабилизации и упразднила неконституционный орган — Собрание депутатов всех уровней и восстановила статус Республики. Она получает название Республика Южная Осетия.

Число жертв грузинского террора с 6 января 1991 года по 1 сентября 1991 года достигло 209 человек, ранено 460 мирных жителей, пропало без вести 150 человек (впоследствии выяснилось, что подавляющее большинство из них были убиты грузинскими национал-экстремистскими вооруженными формированиями).

11 октября 1991 года грузинский снайпер убил Виталика Тибилова (2 года 8 месяцев) во дворе детского садика поселка Знаур.

29 декабря 1991 года Председатель Верховного Совета Южной Осетии Торез Кулумбегов был освобожден из грузинской тюрьмы и на вертолете переправлен на Родину.

19 января 1992 года Референдум о независимости Республики Южная Осетия. Свыше 98% принявших участие в голосовании высказались за независимость Южной Осетии.

В феврале 1992 года грузинская артиллерия и бронетехника, расположенная вокруг города Цхинвала, начали интенсивные обстрелы жилых кварталов и учебных заведений югоосетинской столицы. Обстрелы продолжались до 13 июля 1992 года. В результате погибли сотни женщин, детей и стариков. Нередко смерть настигает людей на рабочем месте. Однако государственные учреждения, объекты жизнеобеспечения и учебные заведения продолжают функционировать.

8 марта 1992 года в качестве Председателя Госсовета в Грузию вернулся Эдуард Шеварднадзе. Политика Грузии в отношении Южной Осетии не изменилась. Блокада и еженощные обстрелы осетинских населенных пунктов Южной Осетии ужесточились. Геноцид осетинского народа возобновился с еще большей силой.

20 мая 1992 года близ осетинского селения Зар грузинские боевики расстреляли в упор колонну женщин, стариков и детей из числа мирных жителей, направлявшуюся по объездной дороге Цхинвал – Дзау в Северную Осетию. На месте убито 36 человек в возрасте от 11 до 76 лет.

29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости.

24 июня 1992 года в Сочи подписано четырехстороннее российско-грузинско-осетинское (Северная и Южная Осетия) Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта.

14 июля 1992 года в Южную Осетию вошли смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы.

С ноября 1989 года по июль 1992 года, в результате агрессии Грузии против Южной Осетии погибло свыше 3 тыс. мирных жителей осетинской национальности, около 300 человек пропало без вести, свыше 40 тысяч человек вынуждены были оставить свои дома и переселиться в Россию; свыше 100 осетинских сел сожжено, разграблены или уничтожены оборудование всех заводов и фабрик на территории Южной Осетии, взорваны мосты.

Десятки лет национального угнетения, вооруженная агрессия Грузии против Южной Осетии, два геноцида осетин Грузией за последние 70 лет показали невозможность обеспечения прав и выживания народа Южной Осетии в составе грузинского государства.

Послевоенное государственное строительство

26 августа 1992 года Верховный Совет Гагаузской республики признал Республику Южная Осетия.

31 августа 1992 года – принятие Меморандума о границах Республики Южная Осетия.

2 февраля 1993 года – принятие концепции социально-экономической и культурной интеграции Севера и Юга Осетии.

6 марта 1993 года Верховный Совет Северо-Осетинской ССР признал Республику Южная Осетия.

Октябрь 1993 года – Верховный Совет Республики Южная Осетия принял отставку своего Председателя Тореза Кулумбегова. Председателем Верховного Совета Республики Южная Осетия – руководителем страны – стал ректор Юго-Осетинского государственного педагогического института доктор исторических наук, профессор Людвиг Чибиров.

2 ноября 1993 года очередная сессия Верховного Совета приняла Конституцию Республики Южная Осетия. Этот день является Днем Конституции Республики Южная Осетия.

1996 по настоящее время

10 ноября 1996 года состоялись первые выборы Президента Республики Южная Осетия. На должность Президента избран Людвиг Чибиров.

8 апреля 2001 года состоялся референдум о принятии Конституции (Основного Закона) Республики Южная Осетия.

18 декабря 2001 года на должность Президента Республики Южная Осетия избран Эдуард Кокойты.

Май 2004 года – начало очередной военной агрессия Грузии против Республики Южная Осетия.

5 июня 2004 года Парламент Республики Южная Осетия принял Обращение к Государственной Думе Российской Федерации о признании независимости Республики Южная Осетия.

18 сентября 2005 года состоялось подписание руководителями Северной и Южной Осетий Совместного заявления о взаимодействии в целях дальнейшего укрепления и развития интеграционных процессов между двумя братскими республиками.

19 сентября 2005 года заключен Договор о дружбе и взаимопомощи между Южной Осетией и Абхазией.

26 апреля 2006 года Парламент Республики Южная Осетия принял «Политико-правовую оценку событий 1989-1992 гг.» и «Декларацию о геноциде южных осетин в 1989-1992 гг.».

17 октября 2006 года Синод митрополита Киприана рукоположил священноархимандрита Георгия (Пухаты) в епископы Аланской Епархии.

4 июля 2006 года Южная Осетия, Абхазия и Приднестровье – подписали в Москве договор о сотрудничестве.

30 сентября 2006 года Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье создали Межпарламентскую Ассамблею (МПА) государств-участников Сообщества «За демократию и права народов».

27 октября 2006 года началось строительство газопровода «Дзуарикау-Цхинвал».

12 ноября 2006 года – состоялись Референдум о независимости Республики Южная Осетия и очередные выборы Президента Республики Южная Осетия. На должность Президента Республики Южная Осетия повторно избран Эдуард Кокойты.

23 февраля 2007 года Парламент Республики Южная Осетия принял во втором чтении законы о «О политико-правовой оценке событий 1989-1992 гг.» и «Декларацию о геноциде южных осетин 1989-1992 гг.»

14 ноября 2007 года Парламентом Республики Южная Осетия ратифицирована «Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 года», одобрен проект закона «О ратификации Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и протоколов к нему», ратифицированы «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» и «Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него».

24 мая 2007 года в Цхинвале состоялся Сход Старейшин народов Кавказа, где было принято обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой о признании Республики Южная Осетия и Республики Абхазия и установлению с ними ассоциированных отношений.

16 октября 2007 года открылось посольство Республики Южная Осетия в Республике Абхазия.

4 марта 2008 года Парламент РЮО принял обращение к Генсеку ООН, Президенту и Парламенту РФ, Главам государств и Парламентов СНГ и стран Евросоюза c просьбой о признании независимости Республики Южная Осетия.

7-11 августа 2008 года – военная агрессия Грузии против Южной Осетии.

26 августа 2008 года – признание независимости Республики Южная Осетия Российской Федерацией.

3 сентября 2008 года – признание независимости Республики Южная Осетия Республикой Никарагуа.

17 сентября 2008 года подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия.

12 ноября 2008 года Государственной Думой РФ и Советом Федерации РФ принят и одобрен Закон «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия».

24 ноября 2008 года – Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Федеральный закон «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия».

10 сентября 2009 года – признание независимости Республики Южная Осетия Боливарианской Республикой Венесуэла.

16 декабря 2009 года – признание независимости Республики Южная Осетия Республикой Науру.

19 сентября 2011 года – признание независимости Республики Южная Осетия Тувалу.

8 апреля 2012 года на должность Президента Республики Южная Осетия избран Леонид Тибилов.

south-ossetia.info

Осетины

Осетины ( осет. иртт, аланы) - древний иранский народ Северного Кавказа.

1. Территория проживания и численность

Осетины живут в исторической области Осетия (Алания). В настоящее время территориально это 2 национальных автономии - Республика Северная Осетия - Алания в составе РФ и самопровозглашенное государство Южная Осетия. Как и диаспоры многих кавказских народов, сложившиеся в конце XIX в. после российско-кавказских войн, значительная осетинский община проживает на территории Турции.

Численность осетин в России составляет 515 тыс. человек ( перепись 2002 [1]), в Грузии - в Южной Осетии более 65 тыс. человек ( 1989 [2]), на остальной территории Грузии - 38 028 человек (перепись 2002 года), в Турции - свыше 100 тыс. человек (оценка, 1990 -е годы)

Таким образом, общая численность осетин составляет более 700 тыс. человек (оценка, 1990 -е).

2. Этническая история и основные субэтносы

Современные осетины произошли от аланов, одного из сарматских племен. У 200 г. н. е., аланы остались единственным сарматским племенем, которые сохранили свою культуру, перед лицом готского нашествия - им удалось создать государственное образование в междуречье Дону и Волги.

Между 350 и 374 гг н. е. гунны уничтожили аланские царство, но в VIII в. централизованная Алания возникла в северной территории Кавказа, на землях нынешней Черкесии и Северной Осетии. Выгодное положение Алании на Великому Шелковому пути способствовали пиднсенню государства, в период расцвета Х - ХИ веков представляла собой централизованную монархию и составила значительную региональную мощь. По современности наследие Алании является вопросом споров между адыгских народов и осетинами.

В XIII в. Алания пала под натиском монгольского нашествия. Аланов оттеснили с плодородных долин на юг, в горные ущелья Центрального Кавказа. На его северных отрогах образовались 4 крупных сообщества, которые отвечали племенном распределения (Дигорське, Алагирське, Куртатинське, Тагаурське), на южных - множество более мелких удельных территорий, находившихся под влиянием грузинских феодалов.

Именно тогда, в позднем Средние началось формирование основных современных субэтносов осетин:

  • Дигорци (дигорон) - западные осетины, находились под влиянием адыгов ( кабардинцев), от которых, в частности, приняли ислам. Сейчас основными местами обитания дигорцив есть 2 района в Северной Осетии (Дигорський и Ирафского). Мусульманами являются частично дигорци Ирафского района.

В XVIII - XIX вв началось переселение части осетин в долины.

Южные осетины имеют историческое противостояние с грузинами ( 1918 - 20), которое приобрело особое обострение в конце 1980 -х - начале 1990 -х гг и с распадом СССР привело к самопровозглашения самостоятельности Южной Осетии. Поддержка сепаратизма осетин также спровоцировала Российско-грузинскую войну в начале августа 2008 года.

Северные осетины принимали участие в Осетино-ингушском конфликте ( 1991 - 92).

3. Язык

Осетинский язык относится к иранской группе индоевропейской семьи языков. Современная язык осетин представлена ​​2 основными группами диалектов - иронська (Ирон) на Пивниочи и Юге Осетии и дигорська (Дигурон) на западе Северной Осетии, имеют дальнейшее членение на субдиалектов (туальський, ксанський и др.)..

В основу литературной нормы положен иронський диалект, а не более архаический дигорський.

Письменность осетинского языка - на основе кириллицы (с XIX в.)

4. Религия

Большинство верующих осетин считаются православными, принявшие христианство с Византии в период с IV по IX ст. Небольшая часть осетин исповедуют ислам суннитского толка, воспринят в XVII - XVIII веках от кабардинцев. Но значительная часть осетин фактически являются сторонниками традиционных осетинских верований, которые имеют христианские корни. Это произошло из-за того, что после нападения Тамерлана осетины ушли в горы, и практически не осталось христианского духовенства, тех, кто проповедовал Евангелие, совершал таинства и сохранял правильность вероисповедания.

4.1. История становления традиционных верований

Система религиозного мировоззрения осетин была унаследованная от далеких предков и в своей основе имеет арийские корни. Но в условиях отсутствия духовенства, религиозной организации и письменности, она с время претерпевала значительные изменения [3].

Процесс этногенеза осетин на основе кавказских аланов с участием местного кавказомовного субстрата ( племен кобанской культуры), очевидно, стал основной составляющей для становления их религиозно- культовых представлений [4].

Духовная культура южных осетин непрерывно обогащалась за счет соседства с христианской Грузией и длительных, непрерывных контактов с ее населением. Наиболее интенсивными эти процессы были во времена царствования в Грузии Царицы Тамары.

Христианские элементы в народной религии осетин частью наследству и от самих аланов, которые в период политического расцвета Алании в X - XI веках активно распространяли на своей территории православия. Эта политика также активно поддерживалась союзной Византией [5].

В результате монгольского нашествия в XIII веке, эти процессы были прерваны. В следующий после краха Алании период и вплоть до вступления в состав Российской империи, осетины изолированно жили в условиях труднодоступных горных ущелий уже без участия в духовной жизни мировой цивилизации. В этих условиях происходил процесс окончательного становления современной религиозной культуры осетин, ныне характеризуется как универсальный монотеистическая религия православного христианства [6].

4.2. Современная форма

На нынешнем этапе народная религия осетин имеет вид сложной системы мировоззрения и культов, которая базируется на древней осетинской мифологии (в частности, отраженной в осетинском Нартивскому эпохе), которая характеризуется наличием единого Бога, который имеет эпитеты Большой и Единственный.

Он создал Вселенная и все, что в нем есть, в том числе и ниже небесные силы, что покровителями различных стихий, материального мира и сфер человеческой деятельности, и которые вместе составляют подвластный ему пантеон : святые покровители, небесные ангелы и земные духи [7].

В народном календари осетин есть праздники, которые отмечаются в честь Великого Бога и большинства святых, которые сопровождаются молитвенными пирами и жертвоприношениями, часто устраиваются в посвященным для них святилищах.

Святилищами могут быть как определенные культовые сооружения, так и священные рощи, горы, пещеры, купи камни, руины древних часовен и церквей [8]. Некоторые из них почитаются в отдельных ущельях или населенных пунктах, а некоторые являются общеосетинскими [9].

5. Сноски

  1. Перепись населения РФ
  2. грузино-осетино-российский конфликт и самопровозглашение самостоятельности Южной Осетии кроме значительной эмиграции, в первую очередь, грузин, также невозможным проведение здесь переписей населения. Последний такой произошел еще в СССР в 1989 году - тогда была зафиксирована именно такое количество осетин в республике
  3. Джанайты С. Х. Три слезы Бога. - Владикавказ, 2007
  4. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. - М.-Л., 1949
  5. Блиев М. М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших вреМЕН до конца XIX века. - Владикавказ, 2000
  6. Камболов Т.Т. Языковая ситуация и языковая политика в Северной Осетии: история, современность, перспективы. Глава IV. - Владикавказ, 2007
  7. Дзадзиев А. Б., Дзуцев Х. В., Караев С. М. Этнография и мифология осетин. Краткий словарь. - Владикавказ, 1994
  8. Агънаты Г. Ирон гъдутт. - Дзуджыхъу, 1999
  9. Агнаев Г. Осетинские обычаи. - Владикавказ, 1999

nado.znate.ru


Смотрите также