История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Возникновение и культура древнейших цивилизаций. Египетское искусство. Культура древнейших цивилизаций египет


Культура Египетской цивилизации

   Египет издревле и в географическом, и в культурном отношениях делился на 2 части: узкую котловину долины Нила и широкую дельту. Верхний Египет имеет связь с Африкой. Нижний Египет обращен к Средиземному морю и связан с Азией. Эти две области всегда осознавали свою разделенность. Одна из задач государства и заключалась в том, чтобы объединить народ, живущий в Верхнем и Нижнем Египте, в единую нацию. Власть и ответственность за обе области была сосредоточена в руках бога-царя. Было два визиря, два казначея и часто 2 столицы. Боги 2-ух частей Египта: Сет (Верхний Египет) и Гор (Нижний Египет) также соперничали друг с другом. Но в личности фараона эти оба бога были представлены в равных долях.   Подробное изучение Египта и его религии началось со времени знаменитого французского ученого Шамполиона (1790-1832), разгадавшего тайны египетских письменных знаков. Сохранившиеся в надписях на гробницах и мумиях, а также в папирусных свитках, памятники египетской письменности написаны двояким способом – иероглифическим (каждый знак обозначает целое слово или понятие) и иератическим (знак обозначает отдельный звук или слог). Основное содержание древнеегипетского письменного материала – описание погребальных обрядов и загробного состояния умершего. Основные источники по египетской мифологии и религии:1) "Книга мертвых" (Книга о "перт эм геру" - "выход из дня") - руководство для умерших по пребыванию в загробном мире. Состояла из 165 глав неодинакового объема, которые включали в себя магические формулы и заклинания, при помощи которых душа умершего может преодолевать все опасности путешествия по подземному миру; также гимны и песни в честь богов как руководство умершему. Некоторые главы посвящены изложению обрядов, которые входят в процедуру приготовления мумии умершего к погребению; молитвы и заклинания, которые произносятся при этих обрядах. В древнейшее время отрывки из "Книги мертвых" писались на гробницах и мумиях. А затем ее стали писать на папирусных свитках, которые вкладывались в руки умершего.2) "Тексты пирамид" - собрание текстов, высеченных на стенах внутренних коридоров и камер в пирамидах некоторых фараонов. Эти тексты – собрание магических формул и религиозных изречений.3) Богослужебные книги с текстом молитв и указанием обрядов, совершаемых при различных священнодействиях, например, чины служб в честь бога Осириса в абидосском и Амона в фивском храмах, чин бальзамирования и погребения умершего. Некоторые из этих ритуалов сохранились в надписях на храмах и гробницах с соответствующими иллюстрациями.4) Литании (сборники гимнов) в честь бога солнца, "Гимн Атону", легенда о боге Ра, "Книга о том, что находится в Дуат" (т.е. в месте вечного пребывания солнца), "Книга о Гадесе" и др.5) Свитки. Сохранилось много папирусных свитков с разного рода заклинаниями против демонов при болезнях и других житейских несчастьях.  Египтянин жил только для удовлетворения своих религиозных потребностей: свои богатства и плоды обширной промышленной деятельности он посвящал на построение и украшение храмов и гробниц; вся его литература отличалась религиозным духом. Исследователя египетской религии поражает ее двойственный характер, смешение самых возвышенных представлений о божестве с грубейшими суевериями, доходящими до фетишизма диких племен. "В Египте, - писал Лукиан,- храм – здание больших размеров и притом великолепное, украшенное драгоценными камнями, золотом и надписями; но если вы войдете туда и посмотрите на божество, то увидите обезьяну или ибиса, козу или кошку".   Почитание животных относилось в Египте к официальному культу. Египтяне больше всего поклонялись тем животным, которые находились, по их представлению, в мистическом отношении с источником жизни и благоденствия Египта – с рекою Нилом и ее периодическими разливами. Например, ибис, сокол, кошка и т.д. Боги изображались вместе со своими животными символами и с головами символизирующих их животных, например, Гор изображался с соколиной головой, Хатхор – с головою или рогами коровы, Осирис – быка или ибиса, Хнум – барана, Амон – барана или сокола и проч. Либо изображение богов полностью заменялось изображением соответствующего животного, например, Гора изображал сокол. Это указывает, что египетская религия была когда-то тотемизмом, когда каждый род или семья избирали в своего покровителя какое-либо животное и поклонялись ему.  Наряду с почитанием животных, памятники египетской письменности содержат возвышенные представления о божестве, которые свойственны только монотеистическим религиям. В молитвах и гимнах отдельным божествам, особенно Ра и Амону-Ра, приписываются свойства безграничности, независимости и абсолютного единства, чем устраняется всякая мысль о множественности богов. Например, египетские надписи: "Он есть вечный и единственный, и рядом с ним никого нет; он есть дух вечный. Он сокрыт и лица его никто не знает; он есть истина и живет чрез истину; он есть жизнь, и только чрез него все имеют жизнь…". Но так как подобные выражения применяются не к одному какому-нибудь божеству, а к каждому из главнейших божеств, к которому обращаются с молитвою, то некоторые ученые склонны видеть в этом катенотеизм. Сущность катенотеизма состоит в том, что в сознании молящегося безграничным и абсолютно единым существом в ряду всех других богов становится именно то божество, к которому он обращается в данную минуту с молитвой. Но многие ученые видят в подобных выражениях о едином божестве признаки чистого монотеизма и в объяснении его происхождения допускают, что первоначальное религиозное развитие египтян началось с веры в единого Бога.  В египетской религии можно выделить, с одной стороны, верования народные с его анимизмом, фетишизмом, верой в волшебство и заклинания, а с другой – теологическую систему, выработанную жрецами. Именно жрецы сгруппировали египетских богов, приведя политеизм (многобожие) в более менее стройную систему. Самый известный теологический центр в Древнем Египте находился в Гелиополисе. К числу наиболее чтимых в Египте богов относится:Ра – бог солнца, источник жизни, главный покровитель Египта,Гор – воплощение солнечного божества, Ра в дневном движении его по небесному своду, сын Осириса и Исиды. Символом Гора был крылатый солнечный диск, а священной птицей – парящий над землей сокол или ястреб,Птах – бог-творец, он создал мир, богов и людей своим словом и мыслью; центр его культа – город Мемфис,Амон-Ра – солнечный бог, когда налоговый центр Фивы превратился в столицу Египта, местный бог Амон стал царем богов, покровителем фараона; священное животное Амона-Ра – баран,Осирис – бог плодородия, солнечный бог, бог загробного мира, первоначально – местный бог в Абидосе,Исида – сестра и супруга Осириса, богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства,Тот – покровитель наук, изобретатель письменности. В подземном мире Тот является в роли великого писца при совершении суда над умершим. Его священная птица – ибис или павиан,Маат – богиня мудрости,Хатхор – богиня любви и веселья, ее животное - корова и др.  Начало многим празднествам и процессиям в Египте положил знаменитый миф об Осирисе и Изиде. В наиболее подробном виде он передается Плутархом. Осирис стал рассматриваться как существо, имеющее божественное происхождение и необычную судьбу: он был изувечен силами зла, умер, восстал из мертвых, сделался царем Подземного мира и судьей умерших. Осирис стал как источник и податель жизни: "Живу я или умер, я есмь Осирис, я вхожу и вновь появляюсь через вас, я распадаюсь в вас, я расту в вас… Боги живут во мне, ибо я живу и расту в зерне, которое их питает. Я покрываю землю, я живу я или умер – я есмь Ячмень. Я неуничтожим. Я ввел Порядок… Я стал Властелином Порядка. Я возникаю из тела Порядка" (Цит.из М. Элиаде). "Из примера человека, восставшего из мертвых и достигшего вечной жизни, он превратился в причину воскресения, и право даровать смертным вечную жизнь перешло от богов к нему", - отмечал известный египтолог Б. Уоллис.  Сет в представлениях египтян был богом разрушения, солнечного жара, бесплодной песчаной пустыни; впоследствии он был отождествлен со злым духом – змеем Апепа и стал считаться виновником всего, что египтянин признавал злом в физическом мире – тьмы, пустыни, болезни, смерти, даже рыжих волос. Посвященные ему животные – крокодил, осел и бегемот также вызывали отвращение. Сет является кумиром современных сатанистов.

30school.ru

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. Древние цивилизации

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Если можно очертить временные границы существования древнеегипетской цивилизации, то неизмеримо труднее определить рамки древнеегипетской культуры. Специфические черты ее формировались и до образования египетского государства, возникшего ранее воцарения I династии, и продолжали существовать после утраты Египтом независимости, во времена владычества Лагидов, в римско-византийский период. 394 годом н. э. датируется последняя иероглифическая надпись. В восприятии последующих поколений египетская иероглифика становится лишь языком мистических символов. В V в. н. э. исчезает демотическое письмо. В 535 г. н. э., при Юстиниане, прекратил свое существование храм Исиды на о-ве Филэ — последний оплот древнеегипетского язычества. Египет древний превратился в миф. В конце XIX в. стал мертвым языком коптский — наследник древнеегипетского языка, удержавшийся ныне только в богослужении коптов (бохайрский диалект). Закат цивилизации Древнего Египта не означал бесследного исчезновения культуры его народа. Трансформируясь и переплавляясь в иные формы, многие ее элементы смогли сохраниться до наших дней, став одним из важнейших компонентов не только культуры современного Египта, но и культуры мировой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

2. Культура Древнего Египта. Культура цивилизаций Востока

Похожие главы из других работ:

Архитектура Древнего Египта

2. Шедевры Древнего Египта

В 1922 г. во время раскопок в Долине Царей Фиванского некрополя близ современного города Луксора английским археологом Говардом Картером была обнаружена гробница царя Нового Царства Тутанхамона, жившего в XIV в. до н. э...

Виды скульптурных рельефов

7.Скульптура Древнего Египта

В искусстве рабовладельческого общества скульптуры выделилась как особый род деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров. Скульптуры древневосточных государств, которая служила выражению всеобъемлющей идеи деспотизма...

Искусство древнего Египта

1.АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

...

История художественной культуры

III. Цивилизация Древнего Египта

1. Художественные доминанты египетского искусства 2. 27 2. Виды и жанры искусства Древнего Египта 27 3...

Костюм как средство коммуникации

Гармония Древнего Египта

Какой игрушечный удел, Какие робкие законы Приказывает торс точеный И холод этих хрупких тел О. Мандельштам Если бы мода зажгла свечи на именинном пироге, все бы умерли от жары. Ведь мода появилась на свет еще до нашей эры...

Культура Древнего Египта

3. Искусство Древнего Египта.

Искусство древних египтян многогранно: оно представлено архитектурными, скульптурными, живописными творениями, литературными памятниками, достижениями в области музыки. а) архитектура Выдающимися архитектурными постройками Египта...

Культура Древнего Египта

Искусство Древнего Египта

...

Культура Древнего Египта

I Глава. Художественная культура Древнего Египта. Архитектура как феномен древнеегипетской культуры

...

Культура Древнего Египта

1. Культура Древнего Египта - стремление к вечности

...

Культура Древнего мира

2. Культура Древнего Египта

Египет - одно из древнейших государств мира, а его искусство - один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Вознесение египетской державы было предопределено тем...

Культура Древнего мира

Искусство Древнего Египта

культура месопотамия египет китай В VIII тысячелетии до н. э. в северо-восточной Африке, в нижнем течении реки Нил, возникли первые египетские города: Мемфис, Иераконполь и др. Прошло несколько десятков веков, и к III тысячелетию до н. э....

Культура и искусство Древнего Египта

2. Мифология Древнего Египта

Египетская мифология начала формироваться в VI - IV тыс. до н.э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах...

Культура и искусство Древнего Египта

3. Магия Древнего Египта

Египетская магия, возникнув в додинастические времена стала основой религии. Она существовала в двух разновидностях: с одной стороны...

Культура косметики разных народов

1.1 Косметика Древнего Египта

Древний Египет является родиной современной косметики. Секретами изготовления косметических средств из различных растений владели жрецы. В Древнем Египте ухаживать за лицом и телом было позволено не каждому...

Культура цивилизаций Востока

2. Культура Древнего Египта

Цивилизация Древнего Египта берет свое начало в IV тыс. до н.э. Около 3000 г. до н. э. в долине Нила образовалось единое государство во главе с фараоном. В VI в. до н. э. Египет был завоеван персами, в IV в. до н. э. - Александром Македонским, а в I в. до н. э...

cult.bobrodobro.ru

Возникновение и культура древнейших цивилизаций. Египетское искусство

1. Возникновение древних цивилизаций

Возникновение древнейших цивилизаций относят примерно к IV тыс. до н.э., когда на территории Северо-восточной Африки и Передней Азии в долинах крупных рек появились Древний Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Урарту, Древняя Индия, Древний Китай и другие государства. Многие ученые справедливо считают, что на ранних этапах становления человеческого общества и зарождения государства географический фактор был решающим, поскольку от него во многом зависела не только культура земледелия, успехи в области экономики и торговли. Но и развитие культурных связей между различными народами.

Прародиной всех культур по праву считается Древний Египет, в истории которого выделяют следующие основные периоды: додинастический (IV тыс. до н. э), Раннее и Древнее царство (III тыс. до н. э), Среднее царство (кон. III тыс. — 1-я пол. II тыс. до н. э), Новое царство (2-я пол. II тыс. до н. э), а также послединастический период (кон. II тыс. — I тыс. до н. э).

2. Характеристика древних цивилизаций

Экономика ранних рабовладельческих государств, включая Древний Египет, была основана на разделении труда и частной собственности. Характерной формой политического устройства большинства государств являлась деспотия. Единоличным собственником государственных богатств, а также властелином и повелителем своих поданных были царь и фараон. В ближайшем окружении фараона находились жрецы и малочисленная знать из особо приближенных. Внизу общественной лестницы находились бесправные рабы, трудом которых воздвигались колоссальные храмы, пирамиды, дворцы и гробницы царей, возводились ирригационные сооружения, обрабатывались металлы.

Повелитель считался существом высшего порядка и провозглашался сыном бога. Ореол божественности поддерживался всем его окружением. В его честь исполнялись гимны, воспевающие могущественность и силу царя царей, которую сравнивали с природными стихиями. Монарха наделяли сверхчеловеческими способностями и для того, чтобы подчеркнуть его власть, уподобляли небесным светилам, горам, зверям.

3. Значение фараона в Древнем Египте

Фараон в Древнем Египте считался посредником между божественным и земным. По мнению египтян, он везде лучший и является примером во всем. И прежде всего в том, что наделен всеми лучшими человеческими и божественными качествами. Он покровительствует более чем 60 профессиям. Сила фараона поддерживалась через обряд «возобновления» его жизненной энергии и царской власти. Символом вечной молодости у египтян были колосья пшеницы, которые прорастают через тело Осириса, символизируя рождение и смерть — две стороны единой жизни.

Согласно этому обряду, ничто не умирает, но вновь возрождается обновленным и с новыми силами продолжается вечный круговорот, вечное движение в жизни. В тоже время, жизнь подобна солнечному диску, символизировавшему бога Ра, который ежедневно после заката солнца пересаживается на подземную ладью и совершает свой путь, а ранним утром вновь восходит на небо, пересаживаясь на дневную небесную ладью.

Назначением фараона является борьба со всякого рода несправедливостью, злом и установление порядка, гармонии и мудрости в жизни, заботе о будущем. Богиня Маат символизировала у египтян справедливость и любовь к порядку (изображалась со страусиным пером). «Велик тот владыка, которого окружают великие люди», — считали древние египтяне. Окружая себя жрецами, фараон являлся в то же время верховным жрецом, осуществляя обряды и церемонии. Жрецы были в Древнем Египте высокообразованными людьми, они не только умели читать и писать, но также обладали всей полнотой духовного знания и религиозного опыта.

К знанию относились с великим почтением и уважением, считая его сакральным, и у него был свой небесный покровитель — бог Тот, которого древние египтяне относили к числу особо почитаемых богов. Именно боги, по мнению египтян, пробудили у людей тягу к знаниям и любовь к мудрости. При этом символом истинного зрения, милосердия и любви являлось Око Гора, который, согласно мифу, отдал око своему отцу Осирису, чтобы тот ожил.

4. Зарождение искусства в Египте

Уже в додинастический период в Египте успешно развивалось строительное дело, прикладное искусство и скульптура. Памятники архитектуры, художественного ремесла, портретной скульптуры, а также рельефы и росписи, различные литературные жанры (например, автобиографии вельмож и чиновников, надписи на стенах пирамид, различные поучения проч.) появились в периоды Древнего египетского царства.

Изучая произведения изобразительного и словесного искусства, ученые пришли к выводу, что египтяне не только имели представления о прекрасном, но и соответствующие им эстетические термины. Творчество египетских художников регулировалось определенными канонами, т.е. сводом строгих правил, которым неукоснительно должен следовать художник.

Они предписывали художникам использование строго определенных пропорциональных и цветовых отношений, основанных на математическом расчете (задолго до пифагорейцев египтяне использовали математику в художественном творчестве).

Регламентация искусства свидетельствовала не только о консервативности общественного устройства, но также о том, что искусство являлось составной частью культа загробной жизни и было тесно связано с религиозными обрядами древних египтян.

5. Египетские Боги

Египетские боги были зооморфны: они имели полузвериный-получеловеческий облик, уходя своими корнями в первобытное время, когда существовал культ священного животного — тотем. Бог Анубис, являвшийся у египтян покровителем умерших, имел голову шакала, а богиня войны Сохмет изображалась с головой львицы. Священных животных (кошек, быков и даже крокодилов) содержали при храмах, поклонялись им, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах. Среди божеств высшим культом был культ бога Солнца — одновременно и дающего жизнь, и испепеляющего.

По-разному именовали бога Солнца в разные периоды египетской истории: то именем Ра в Древнем царстве, то Атоном в Новом царстве. Многообразием отличалась и солнечная символика — от привычного шара со множеством исходящих от него лучей до изображений его в виде сокола или тельца.

Другим важнейшим божеством, производным от главного, являлся бог Гор, символизировавший собой животворящий солнечный свет. В «Мифе от Осирисе и Горе» трансформировались сказания земледельцев о вечном круговороте и обновлении природы, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю. Этот миф соединился с культом фараонов и представлениями о загробной жизни. Известно, что в Древнем Египте устраивалась мистерия, сопровождавшая коронацию нового царя после смерти его предшественника.

Новый царь объявлялся богом Гора, а похороны умершего сопровождались обрядом, символически воспроизводящим историю гибели Осириса, оплакивания его богиней Исидой и его воскресения. Данный ритуал в Древнем царстве относился только к особе фараона, но впоследствии стал частью погребальной церемонии знатных и богатых людей. Рядовых общинников и рабов хоронили без всяких церемоний, зарывая в песок.

При этом умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь клали священный амулет — жука скарабея, на котором было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против него на суде Осириса, куда он должен был явиться после смерти. В отличие от древних вавилонян египтяне не убивали его вдову и слуг, чтобы похоронить их вместе с господином. Религиозный культ египтян был более гуманным и не требовал человеческих жертв.

6. Зарождение портретного искусства в Древнем Египте

Благодаря древнему погребальному культу родилось знаменитое портретное искусство Египта — посмертные маски, которые являлись копиями лица умершего человека. Египтяне верили в то, что существует жизненная сила Ба, которая после смерти человека ищет земную оболочку и стремится вселиться в нее. Поэтому кроме самих мумий в гробницу помещали портретные маски умерших. В них не было жизни, их лики освобождены от времени и обращены к вечности. Однако с течением времени маски претерпели изменение: в Древнем царстве они характеризовались большей бесстрастностью и спокойствием, а в Среднем и особенно Новом царстве они стали более индивидуальными, в них угадываются личностные особенности того, кто был изображен.

В результате археологических раскопок египетских захоронений в саркофагах вместе с посмертными масками было обнаружено множество небольших статуэток, по-видимому, заменявших умершему фараону слуг. На стенах гробниц были также найдены росписи и рельефы, изображающие сцены земной жизни: войны, захват пленных, пиры, охота, отдыхающего в кругу семьи властелина, а также труд рабов на полях, пастбищах и в мастерских. Примечательно, что интерес художника к потустороннему миру не перевешивал интереса к миру действительному. Нередки изображения домашних животных и птиц, которых увековечивал художник.

Художники, скульпторы и зодчие в Древнем Египте пользовались особым почетом и уважением, их творчество рассматривалось как выражение божественной воли. Само искусство являлось носителем вечной жизни и, согласно канонам, освобождалось от всего временного, преходящего и неустойчивого. Художественный язык должен был отвечать идее постоянства, отсюда — предельно четкий контур, ясная и строгая в своей простоте и лаконичная линия, обобщенные и плотные объемы, пропорциональность и соразмерность изображенных на рельефах фигур.

Сложились строго определенные принципы изображения фигуры на плоскости: голова и ноги в профиль, торс развернут, а вся фигура обрисована единой линией. Конструктивной основой туловища являлся плечевой пояс — эта выразительная горизонталь станет одним из важнейших элементов канона в изображении фигур не только в скульптурном объеме, но и на плоскости.

7. Основы художественного творчества в Египте

Основные каноны художественного творчества начали складываться уже в Древнем царстве. Искусство того периода называют «классическим»: его отличает монументальность, спокойная торжественность и величавая простота (например, пирамида Хеопса и Великого Сфинкса). И вместе с тем в раннем египетском искусстве, пожалуй, присутствует больше дыхания вечной жизни, чем в искусстве последующих эпох.

Это, по-видимому, находит свое объяснение в том, что каноны стояли в то время ближе всего к своим первоистокам, не являлись застывшими. Реализмом и безупречным мастерством исполнения отличается портретный деревянный рельеф зодчего Хесиры (нач. III тыс. до н. э), достойно представляющий искусство Древнего царства. Его изображение выполнено в строгом соответствии с каноном, однако стройное тело словно «живет» каждым своим мускулом. Устойчивыми сюжетными композициями в рельефах и фресках являются шествия и процессии, в которых фигуры движутся одна за другой через одинаковые интервалы, создавая определенный ритм.

Классическим примером такой композиции служит рельеф из гробницы в Саккара. Движения слуг, изображенных на рельефе, естественны и непринужденны, что никогда не допускалось при изображении хозяев. Равномерная повторяемость в изображении фигур, движений, поз и жестов придает композиции не только своеобразную декоративность, но и ритуальную торжественность: вереницы быков, гусей, журавлей движутся за своим хозяином в вечность…

Особая художественная роль в египетских рельефах принадлежит иероглифам, которые заполняли пустоты между фигурами, создавая вместе с уменьшенными фигурками животных впечатление одухотворенного узора. Изображения и надписи в своем единстве способствовали созданию сакрального образа — их связь была не просто внешней, декоративной, а глубинной, мировоззренческой. Пиктография (т.е. картинное письмо) стояла у истоков письменности древних египтян. Изображение являлось не просто условным знаком, а священным образом-знаком, который стремился закрепить и увековечить жизненную силу предмета, чтобы сберечь его навеки.

Следует напомнить, что у египтян письмо являлось составной частью религии, уделом жрецов. Не случайно писцы считались служителями бога Тота и особо почитались у египтян. От пиктографии письменность эволюционировала к идеографии (в ней рисунок обозначал слово или понятие), а затем к слоговому и алфавитному письму. При этом изобразительное начало в знаках все более упрощалось и в конце концов потеряло связь с предметом, который оно когда-то отображало.

Существование знаков-образов подтверждает глубинное родство письменности с искусством, также имеющим образную природу. В вереницах сцен, опоясавших стены усыпальниц, можно встретить «опись» богатств и деяний фараонов и вельмож, а нередко и точные цифры голов скота и рабов, которыми они владели. Египтяне свято верили в безусловную реальность создаваемых искусством образов, благодаря которым мир удваивался и символизировался.

Расшифровать древние письмена удалось сравнительно недавно. Сохранившиеся рельефы из гробниц Хенену и Хени дают нам представление о памятниках Среднего царства.

На них иероглифы изысканно и разнообразно сочетаются с фигурами птиц, животных и многочисленных предметов. В нижнем левом углу горделиво восседают две фигуры — мужская и женская.

Плоскостное изображение оживает благодаря различного рода рельефной моделировке — от слегка выпуклой пот отношению к фону — до углубленной или находящейся с фоном на одном уровне. Сочетание разной рельефной проработки создает вибрацию поверхности: плоскость словно живет и дышит. Согласно канону, размер изображения зависел от значимости — чем значительнее предмет, тем он больше. Самым большим изображался фараон, поменьше — фигуры его родственников, а рабы и пленники — еще меньше.

Представление о перспективе у египтян было также обусловлено каноном, поэтому размер имел строго определенный смысл, подчеркивая значимость и величие фигур на плоскости. При таком строго канонизированном подходе к изображению не требовалось никаких других атрибутов величия. Даже фигура самого фараона, почитаемого богом, была лишена дополнительной пышности: он изображался, как и его подданные, полуобнаженным в набедренной повязке, но в отличие от рабов, в головном уборе.

8. Особенности египетского искусства

Египетское искусства обладало одной важной отличительной особенностью — по сравнению с несметными богатствами фараонов, оно сохраняло благородную сдержанность в композиционном, цветовом и пластическом решении. Отсутствие вычурности в архитектурных и скульптурных формах египетского искусства также свидетельствует о строгом соблюдении канона. Рельефы раскрашивались в определенные цвета — желто-коричневые и зелено-голубые, напоминающие по своей гамме естественный цвет земли и синего безоблачного неба Египта. Любимым цветом египтян был насыщенный голубой цвет, сохранившийся до наших дней благодаря мелким фаянсовым статуэткам и изделиям прикладного искусства.

Другой отличительной особенностью египетского искусства является его контрастность — грандиозные монументальные архитектурные сооружения (дошедшие до нас пирамиды Хеопса, Хефрена, Миккерина) соседствуют с изящной миниатюрной скульптурной пластикой. О последней можно судить по коллекции ГМИИ им А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа, где прекрасно сохранились изделия и предметы прикладного искусства — в их числе деревянные скульптуры слуг фараона, относящиеся к периоду Среднего Царства, а также более поздние миниатюрные статуэтки разнообразных, почитаемых египтянами животных, выполненных в камне, относящиеся к периоду Нового Царства.

9. Особенности искусства Среднего и Нового царства

В то же время несмотря на соблюдение канонов, установленных в эпоху Древнего Царства, в искусстве Среднего и особенно Нового царства постепенно усиливается индивидуальность образов в портретном искусстве, появляются новые композиционные и стилистические элементы в рельефных изображениях. Традиционные формы изнутри начинают освещаться новым содержанием, что приводит к рождению совершенно иных образов в египетском искусстве.

Так, например, если сравнить гигантского высеченного из скалы Сфинкса фараона Хефрена в Гизе эпохи Древнего царства, которого называют «прадедом» бесчисленных египетских сфинксов, с более поздним Танисским сфинксом эпохи Среднего царства, то даже на первый взгляд замена существенная разница обоих образов. Замирая и благоговея перед грандиозностью и величием Главного Сфинкса, сомневаешься в его рукотворном создании. Второй сфинкс производит совсем иное впечатление, напоминая фигуру льва с точно переданными чертами лица фараона Аменемхета III.

Первый Сфинкс обобщенный образ-символ не только властелина пустыни, охраняющего пирамиду фараона Хефрена в Гизе, но и владыки Вселенной. Образ второго официально холоден: ввиду портретного сходства и точной прорисовки деталей он не несет той символической значимости и выступает скорее в роли образа-знака, отсылая к своему конкретному историческому прообразу.

В Новом царстве заметно изменяется архитектура: все чаще вместо гробниц, переставших быть наземными сооружениями, строят храмы-святилища, в которых прославлялось величие фараона и бога Амона. Известные памятники архитектуры того времени знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре близ Фив. В отличие от пирамид, строгих по своей конструкции и напоминавших гору, храмы больше походили на дремучий лес, во множестве колонн можно было затеряться. Из двора, обнесенного колоннадой, путь вел в сумрачный зал, а уже затем в святилище.

Так, например, в гипостильном зале храма в Карнаке насчитывалось 144 колонны различной формы папирусообразных, литосовидных, пальмовидных и проч. Иные обладали такой толщиной, что их не могли обхватить и пять человек. Нижние части стен украшались растительным орнаментом, а потолок расписывался золотыми звездами на темно-синем фоне в таком стиле оформлен и египетский зал в ГМИИ им.А.С. Пушкина. Стены, обелиски, иногда и колонны египетских храмов были испещрены иероглифами и покрыты вязью рельефов. Архитектурные формы колонн подражали растениям и деревьям, росшим по берегу Нила. До эпохи Нового царства они не встречались в архитектуре в таком объеме.

Внутреннее убранство храмов украшали множество крупных статуй и небольших статуэток, выдержанных в монументальном стиле. В московском собрании хранятся две тонкие и изящные статуэтки из черного дерева портретные фигуры жреца Аменхотепа и его жены Раннаи. Обе являются непревзойденными в умении египетских художников передать динамику в статике. Женская фигура выполнена необыкновенно изящно, что явилось знаком времени. Изящество, точность выполненной работы и рефлексивность образов отсутствуют в искусстве Древнего царства (от портретов того времени веяло бесстрастностью и холодностью) и, напротив, эти черты являются характерным и для искусства Нового царства.

Заметно обновляются сюжеты, в которые все больше приникает «светский» дух: в рельефах и росписях гробниц и дворцов все чаще встречается тема пиров, празднеств, где присутствуют послы, знатные дамы, арфистки, танцовщицы. Дамы нередко изображаются за туалетом, одеванием и косметическими процедурами. Даже переселяясь в загробный мир, знатные египетские дамы берут с собой наборы туалетных принадлежностей, выполненных из золота, фаянса и слоновой кости — это драгоценные ларцы с косметикой, браслеты, ожерелья, серьги, изящные туалетные ложечки.

Все они отличаются строгостью и изяществом, выполнены с прекрасным чувством цвета и материала, примером чему может служить изящная туалетная ложечка из московского собрания ГМИИ, выполненная в виде плывущей обнаженной девушки, которая держит в вытянутых руках розовую чашечку лотоса.

Подобные светские мотивы значительно обновляют старые каноны, с которыми художники со временем начинают обращаться все более свободно. Появляются непривычные позы и ракурсы, ранее не встречавшиеся — в фас, три четверти, со спины, наложение фигур друг на друга. В сравнении с прежним искусством, рисунок становится более изысканным.

10. Правление фараона-реформатора Эхнатона

Появление в искусстве новаторского духа связывают с правление фараона-реформатора Эхнатона в XIV в. до н.э. Эхнатон выступил против фиванского жречества, превратив их в непримиримых врагов, отменил единым законодательным актом весь древний пантеон богов и провозгласил одного бога Атона — покровителя и отца не только египтян, но и всех народов. Своим союзником фараон сделал не знать, а средние, сравнительно небогатые слои свободного населения.

Искусство времени Эхнатона называют «амарнским» (в честь столицы Амарн). Специалисты считают, что искусство этого времени заметно демократизируется по сравнению с искусством прежних времен, ибо обращается к простым чувствам людей, их внутренним состояниям. Душевная непроницаемость, характерная для искусства ранних периодов, заменяется изображением воплей и стонов плакальщиков, мрачной покорностью пленных рабов, психология которых все больше начинает интересовать художника.

Изображаются и лирические сцены семейной жизни Эхнатона, портреты его дочерей. Этот новый образный строй уже не укладывается в рамках привычных канонов. В качестве примеров искусства того периода можно привести портреты самого Эхнатона и его жены Нефертити (скульптор Тутмес), ставшей шедевром в ряду женских портретов, когда-либо созданных в мировом искусстве.

11. Время правления Тутанхамона

Реформы Эхнатона в религиозной и политической сфере были достаточно смелыми и просуществовали недолго. Реакция на них началась уже при его преемнике Тутанхамоне. Вскоре все старые культы богов были восстановлены, а имя самого Эхнатона предано проклятию. Однако художественные нововведения Эхнатона развивались в искусстве, по крайней мере, еще в течение столетия. Чудесные образы амарнского стиля сохранились в гробнице Тутанхамона. Этот юный царь умер в возрасте 18 лет, по свидетельству историков, не совершив ничего выдающегося, но открытие его гробницы, сделанное в 20-х годах ХХ столетия археологом Говардом Картером, явилось большим событием в египтологии. Как пишет Картер, «единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».

Стены обнаруженной археологами усыпальницы Тутанхамона покрыты золотом, а захоронен он в нескольких золотых саркофагах, вставленных один в другой. Каждый саркофаг имел скульптурную маску фараона, в нем покоилась мумия, усыпанная драгоценностями и амулетами. Помимо саркофагов и украшений, представляющих высокую художественную ценность, в гробнице было обнаружено много рельефов и скульптур. Найдены также грациозные статуэтки богинь-охранительниц, а также портрет новобрачных — юного фараона и его столь же юной жены, гуляющих в цветущем саду (изображение отличается интимностью и лирической нежностью, столь не характерной для египетского искусства).

К искусству этого периода принадлежит и рельеф плакальщиков, который поражает открытой экспрессивностью образа, драматизмом простертых кверху и заломленных гибких рук. Вся композиция резко отличается от ранних рельефов. Уже не встречаются изображения строго параллельных и ритмических процессий, сам ритм намного усложняется: фигуры не следуют одна за другой, а теснятся, сталкиваясь, падают наземь. Резцы художника не ровные, а нервные и порывистые. Со временем эволюция египетского искусства постепенно затухает. В результате тяжелых и длительных войн с эфиопами и ассирийцами Египет утрачивает былую политическую и военную мощь, а затем и культурное первенство.

Таким образом, искусство Древнего Египта отразило особенности всей духовной культуры своего времени и, прежде всего, тесную связь с мифологией и религиозным культом. Отсюда и особое пространственно-художественное мышление древнеегипетских архитекторов и художников, которое визуально воплотилось в строго канонические символические образы. Архитектура Древнего Египта и сегодня поражает грандиозностью и масштабностью своих монументальных сооружений, построенных более сорока веков назад. Влияние египетской культуры и искусства сказалось не только на культуре восточных государств, таких как Ассирия, Иудея и др., но и на искусстве Греции, причем не только на начальном этапе ее развития, но также в более поздний период — эпоху эллинизма.

themystical.ru

Специфика культуры Древнего Египта и ее влияние на культуру древних цивилизаций 2

Поскольку древние египтяне верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело, они сооружали жилища для бессмертной души фараона и знати. Египтяне старательно сохраняли тела умерших: их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Более всего заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю страны - фараону.

Самым ранним типом гробниц египетской знати в эпоху Древнего Царства были мастабы – каменные или кирпичные прямоугольные сооружения с плоским верхом и стенами, наклоненными к центру. Внешне напоминая простой лежащий брус, мастабы имели сложное внутреннее строение. В мастабе могли быть десятки помещений, в основном подземных.

Умершего хоронили в одной из маленьких подземных комнаток на дне глубоких шахт; внутренние стены их были нередко украшены барельефами и росписями. Важным структурным элементом мастабы была жертвенная комната, в которую приносились вино, еда и подарки для покойного. В мастабах погребали древнейших царей Египта, многие из мастаб относятся к IV тыс. до н.э. Впоследствии египтяне перешли к строительству пирамид.

Возведение пирамид было важнейшей чертой древнеегипетской культуры. Пирамиды строились для фараонов и знати. Самая ранняя из пирамид – пирамида фараона Джосера – была воздвигнута около 5 тыс. лет назад. Она имела ступенчатую форму. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор Имхотеп. Уважение и преклонение перед ним было настолько велико, что после смерти он был обожествлен и последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Пирамида Джосера окружена ансамблем дворов и зданий, у северной ее стороны имелся храм для совершения погребальных обрядов и жертвоприношений. Эту пирамиду называют «матерью египетских пирамид». Последующие пирамиды соответствовали трем основным принципам, воплощенным в этой пирамиде: они имели значительные размеры, пирамидальную форму и были построены из камня.

Самая знаменитая и самая большая пирамида в мире – пирамида Хеопса в Гизе. Её высота 146 метров, а площадь – около 55 тыс. кв. м., в ней может уместиться любой европейский собор. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, вес каждой глыбы составляет 2-3 тонны. Общее количество каменных блоков, использованных в строительстве, - два миллиона триста тысяч. Удивительным было строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже иголку. Несмотря на значительные размеры пирамиды, её внутренние помещения занимают всего 3-4% от общего объема. Они представляют собой цепь длинных наклонных коридоров со сложной системой ходов и выходов. Их назначение – запутать грабителей, которые нередко проникали внутрь сооружения. Центром пирамиды была погребальная камера, в которой находился саркофаг с телом фараона.

Пирамида Хеопса вместе с пирамидами его преемников – фараонов Хефрена и Микерина, составляют знаменитый ансамбль в Гизе. Вокруг пирамид великих фараонов находится множество гробниц, которые образуют целый город со своими улицами и перекрестками.

Во II тыс. до н.э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня. К началу I тыс. до н.э. для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Усыпальницами позднего времени являются заупокойный храм фараона Ментухотепа I, построенный в виде скальной гробницы, и возведенный в XV в. до н.э. на трех скальных террасах заупокойный храм царицы Хатшепсут.

4. Литература, письменность, музыка

Наиболее древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи. Художественная литература Древнего Египта представлена различными жанрами – это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания.

Египетская художественная литература, получившая особое развитие со времени Среднего царства, оставила нам множество сказок самого разного содержания и происхождения.

Широко распространен был жанр поучений. Очень часто они составлялись от имени известного вельможи или мудреца, а иногда от имени царя, например, «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара».

Социальные противоречия неспокойной поры Среднего царства проявились в «Повести о красноречивом поселянине», в которой наибольший интерес представляют обличительные речи в защиту правды, произносимые несправедливо обиженным героем повести.

Среди богатой поэтической литературы - гимны богам и царям, любовная лирика, хвалебные песни. Ритм стиха строился на ударных слогах.

Примером повествовательной литературы I тыс. до н.э. является «Отчет Унуамона» о его путешествии по поручению фиванского верховного жреца в финикийский город Библ за лесом для храмовой ладьи. Унуамон подробно и живо рассказывает о своих злоключениях, при этом давая описания природы.

Для фиксации различных явлений египтяне создали сложную систему письменности, ее возникновение относят к ХХХ в. до н.э. Она состояла из определенного набора знаков, передающих звуки произносимых слов - иероглифов. По внешнему облику иероглифы представляли собой рисунки живых существ и различных предметов. Они делятся на три части: идеограммы, фонограммы и детерминативы. Идеограмма — знак, обозначающий определенный предмет. Например, — солнце, — дом. Фонограмма — знак, соответствующий звуку или сочетанию звуков. Детерминатив указывает на смысловую категорию, к которой относится слово, и ставится обычно сразу за словом для того, чтобы избавиться от омонимов.

Материалом для письма древних египтян служили камень, глиняные черепки, дерево, кожаные свитки, широкое распространение получил папирус. Писали красными и черными чернилами при помощи длинных тростинок-кисточек.

Особенности государственного устройства Египта требовали ведения значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Несмотря на сложность иероглифического письма, уже в этот древнейший период грамотными были не только жрецы, писцы и вельможи – о распространении грамотности свидетельствуют письменные указания строителям, начертанные на камнях тогдашних построек. Постепенно на основе старой иероглифической письменности вырабатывается скоропись, известная позднее как иератическое письмо. Затем, около 700 г. до н.э., из прежней деловой скорописи появилось новое письмо – демотическое.

Музыкальная культура Египта – одна из самых древних в мире. О большом общественном значении музыки в Египте говорят многочисленные барельефы и росписи с изображением певцов и инструменталистов, начиная с Древнего царства, III тысячелетие до н.э. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества и была тесно связана с танцем, пантомимой, драматическими произведениями, литературой. Постепенно произошло разделение музыки на культовую, придворную и народную. Эти музыкальные жанры были подвержены взаимному влиянию.

Египтяне внесли значительный вклад в развитие и усовершенствование музыкальных инструментов. Особенно выделяется из числа других арфа.

Музыканты пользовались большим почетом в обществе. Египтяне называли музыку «радость. Ей приписывалась магическая сила, и в соответствии с этим убеждением различные инструменты для ансамбля подбирались не по тембру их звучания, а по их мистическим свойствам. Огромное значение придавалось также человеческому голосу.

5. Изобразительное искусство

Изобразительное искусство древних египтян определялось их мировоззрением и культурой в целом.

Важная роль в искусстве принадлежала скульптуре. Все фигуры статуй были неподвижны, невозмутимы, их позы однообразны. В Древнем царстве сложились строго определенные типы статуй: фигуры изображались стоящими или сидящими, спина всегда была прямой, плечи – развернутыми, лицо было устремлено вдаль. Условной была и окраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины – желто-розовым, волосы и глаза у всех были черные, одежда – белой. Проявление в этом индивидуальной воли художника было строго ограничено. К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой, но очень существенный штрих - портретные черты в передаче лица.

Статуи считались вместилищем души человека, были обращены к вечности и отличались величественностью и торжественностью.

Наиболее известны статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III , парные статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет из гробницы в Медуме.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н.э. является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV – царицы Нефертити. Гениальный скульптор Тутмес, начальник царской скульптурной мастерской, смог передать не только неповторимую индивидуальность черт этого удивительно красивого лица, но и ощущение динамики и полноты жизни, тонкость и глубину переживаний молодой женщины.

Большое место в искусстве Древнего Египта занимают рельефы и росписи, которые украшали стены гробниц, заупокойных храмов, колонны, саркофаги.

При создании рельефов древние мастера также не выходили за рамки традиционного художественного канона: использовался прием плоскостного расположения фигуры, позы были условны и статичны. Однако во II тыс. до н.э. линии становятся более выразительны, фигуры – более гибки. Интересен своей масштабностью рельеф из Карнакского храма в Фивах, посвященный битве при Кадеше между войсками Рамсеса II и хеттами.

mirznanii.com