Глава первая. Религиозные воззрения древних арабов. Управление древних арабов
4. ДИПЛОМАТИЯ АРАБОВ. Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг.
4. ДИПЛОМАТИЯ АРАБОВ
Франкские историки рассказывают о посольствах, которыми обменивались Карл Великий и багдадский халиф Харун-ар-Рашид, и о подарках, которые они посылали друг другу. С арабами франки были знакомы уже давно. В течение столетия, начиная с 30-х годов VII века, создавалась огромная держава арабов. Она превышала размерами Римскую империю времен ее расцвета, охватывая области от Пиренейского полуострова до Западной Индии и от Кавказа и Средней Азии до Йемена и пустынь Африки. Арабская торговля и арабская монета проникали в самые отдаленные углы Старого Света. Дипломатические связи Арабского халифата простирались от Китая до крайнего запада. Дамаск, великолепная резиденция Омейядов, был одной из величайших столиц мира. В своей культуре, в методах управления, а также в приемах внешних сношений государство Омейядов находилось под сильным влиянием традиций Византии и отчасти сасанидского Ирана.
Огромный халифат Омейядов скоро распался. Первое место среди арабских держав занял Багдадский халифат Аббасидов. При дворе Аббасидов преобладали иранские традиции. В сложной системе деспотического и бюрократического управления аббасидского халифата руководство внешними делами занимало одно из важнейших мест. Среди семи отраслей управления, или «диванов», находившихся в ведении великого визиря, виднейшую роль играл «диван-ар-рисалет» — министерство иностранных дел. В нем выработались определенные формы делопроизводства и церемониала. Несколько более поздние источники — политические трактаты и мемуары XI века — могут быть использованы для характеристики приемов аббасидской дипломатии, поскольку ее традиции были чрезвычайно живучи на Востоке. В мемуарах Абу-л-фазля Бей-Хаки, близко стоявшего к посольскому делу, содержится следующее описание посольства. В качестве послов отправляются два лица — одно принадлежит к числу придворной знати, другое выбирается из ученых мулл. Им даются два письма. Одно из них адресовано на имя государя, к которому отправляется посольство. Письмо начинается цитатой из корана, перечисляет титулы обоих государей, рекомендует послов и указывает пределы их полномочий. Характерна заключительная просьба не задерживать послов и поскорее отправить их обратно. Другое письмо адресовано первому послу и начинается словами: «О, наш брат и наш доверенный!» В нем содержатся инструкции. Посол должен передать приветствие и подарки, вести переговоры относительно договора, причем ему, по-видимому, вручался уже готовый текст этого документа, в котором ничего нельзя было изменить. В случае несогласия иностранного государя подписать договор посол уполномочен был вести дальнейшие переговоры, причем он должен был информировать своего государя о их ходе и в случае надобности испрашивать новые инструкции. Если договор будет заключен, посол должен потребовать клятвенного его скрепления иностранным государем, его сыновьями и приближенными. Важное место среди поручений, которые давались послу, занимала раздача подарков. Часть подарков раздавалась по прибытии посла к иностранному двору, другая часть — лишь в том случае, если его миссия заканчивалась успехом. Послу вручался список подарков, среди которых особенно часто фигурировали драгоценные ткани и сосуды. Особый штат чиновников ведал выдачей и перевозкой подарков.
В другом источнике XI века — в трактате Сиасет-Намэ Низам-уль-Мулька — есть главы, специально посвященные посольскому делу. Трактат требует, чтобы по прибытии послов на границу немедленно отправлялись гонцы с извещением, сколько их и сколько с ними людей. Их должны проводить и в дороге давать им кров и продовольствие. Послов не следует оскорблять даже в том случае, если они — представители враждебной державы, ибо в коране сказано: «На посланнике только одна обязанность — верная передача».
Низам-уль-Мульк отмечает, что государи, отправляя послов друг к другу, преследуют не только явные, но и тайные цели. «Они хотят знать, каково положение дорог, проходов, рек, рвов, питьевых вод, может ли пройти войско или нет, где имеется фураж, где его нет, кто из чинов в том или другом месте, каково войско того царя и каково его снаряжение и численность, каковы его [царя] угощения и собрания, каковы распорядки чина, сидения и вставания, игры в мяч, охоты, каков нрав, жизнь его, благотворительность, око и ухо, повадка и поступок, пожалования, неправосудие и правосудие. Стар ли он или молод, учен или невежествен? Разрушаются или процветают его владения? Его войско — довольно или нет? Народ его — богат или беден? Бдителен ли он в делах или беспечен? Визирь его — достоин ли или нет, религиозен ли, добродетельного ли жития? Являются ли его главнокомандующие опытными и искушенными в делах людьми или нет? Его приближенные — учены, даровиты или нет? Что они ненавидят и что любят? Во время питья вина царь общителен и весел или нет? Участлив ли он или безучастен? Склоняется более к серьезному или веселому? Предпочитает более находиться среди воинов или женщин?»
Из всего этого можно видеть, что традиции византийской дипломатии и очень близкой к ней по приемам дипломатии сасанидского Ирана расцвели на Востоке пышным цветом. Через многочисленные связи, которые установились между западными странами и Кордовским халифатом, через столкновения и переговоры во время крестовых походов восточные влияния проникали и на отсталый и менее культурный Запад. Но рассказы франкских историков о сношениях Карла Великого с Харун-ар-Рашидом надо, по-видимому, причислить к легендам. Восточные историки, отмечая множество посольств Аббасидов в разные страны, ничего не упоминают о посольствах к Карлу Великому и даже не знают об этом государе. Но с Востока во франкское государство нередко приезжали купцы, особенно евреи, и привозили с собой редкие товары. Однажды был привезен слон, вызвавший столь большую сенсацию, что франкские летописи отметили год его смерти. Возможно, что эти посещения восточных купцов и дали повод к легенде о посольствах халифа.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Глава первая. Религиозные воззрения древних арабов — МегаЛекции
Чтобы должным образом понять "Священный Коран" и Посланника Аллаха, необходимо поближе познакомиться с теми условиями, в которых пришлось проповедовать Святому Пророку Мухаммеду (да пребудет мир с ним).
Согласно ранней арабской традиции, после того, как Аллах изгнал из рая Адама и Еву за их неповиновение, Адам попал в горы Шри-Ланки, а Ева на гору Арафат. Спустя сотню лет долгих странствий, они вновь встретились в Мекке, где Адам, руководствуясь наставлениями, данными Господом, построил храм, который позже получил имя Каабы, заложив в его основание знаменитый Аль-Асвад, или "Священный Чёрный камень", который упал из рая вместе с грешной парой. Первоначально этот камень был белее молока, однако, с течением времени он почернел от грехов пилигримов, прикасавшихся к нему и целовавших его (98, стр. 7).
Согласно одной из философских традиций, этот священный камень бы раньше ангелом-хранителем Адама. И поскольку этот ангел проявил неосторожность, потерял бдительность, Иблис (Сатана) смог уговорить Адама ослушаться Аллаха. Из-за этого Адам пал из рая, а его ангел-хранитель превратился в камень и упал вслед за ним (131, стр. 30). Таким образом, первым построил Каабу Адам, а позже, после его смерти, её перестроил его сын Сетх.
Традиция утверждает также, что Мекка стоит как раз под троном Аллаха, установленном на небесах, и что Кааба это точная копия храма, в котором ангелы на небесах возносят Аллаху свои молитвы. Кааба - это кубическое сооружение высотой 45 футов (1 фут = 30 см), само её название переводится как куб.
Арабские историки утверждают, что после потопа Сим, один из потомков Ноя, поселился на Аравийском полуострове, положив начало нескольким кочевым племенам. Одним из внуков Сима был Катан, а внук Катана Йараб создал государство Йемен. Слово араб происходит как раз от имени этого потомка Сима (66, стр. 6).
Во время Потопа Кааба, перестроенная Сетхом, была затоплена (51, стр. 5). Она была заново перестроена Абрахамом и его сыном Исмаилом. Для новой отстройки Каабы, Архангел Гавриил (Хазрат Джабраил; Алаихис-салам, да пребудет с ним мир) принёс Аврааму плоский камень (Макам Абрахам) на котором стоял сам Абрахам, и которым он пользовался как подвижной подставкой, когда отстраивал Каабу заново. Этот камень поднимался в воздух и опускался на землю, как того требовалось Абрахаму, достаточно было просто отдать соответствующее указание. И по сей день на этом камне остались отпечатки стоп Абрахама. Этот камень хранится в стальном ящике, перед которым кланяются все паломники (98, стр. 133).
Когда храм был уже почти закончен, Абрахам решил поместить чудесный камень в один из его углов, чтобы пилигримы начинали ритуальный обход Каабы именно от этого камня. В это время Архангел Гавриил показал Священный Чёрный Камень, утерянный при последнем разрушении Каабы. Его-то и заложили в юго-восточном углу Каабы. Спустя какое-то время Кааба опять подверглась перестройке, которую осуществили члены клана Амаликов, потомков Ноя. Затем Кааба перестраивалась Бану Джурхумом, также бывшим потомком Ноя, а затем, за 700 лет до откровения "Священного Корана", её перестроил Кусай ибн Килаб, который привёл племена Курайшев в Мекку. Согласно историку Азраки, в то время Кааба достигала в высоту 4,5 метров. Она была без крыши, и во всех её четырёх углах находились различные камни, которым выказывалось поклонение.
На сегодняшний день Чёрный Камень и Кааба почитаются как святыни, посвящённые служению Богу с незапамятных времен. Именно в сторону Каабы обращают своё лицо мусульмане, читая молитвы. Таким образом, Кааба это духовный центр, помогающий людям сосредотачивать свое сознание на Божественном Присутствии. Молиться внутри самой Каабы можно, обратив своё лицо в любую сторону. Черный Камень находится в юго-восточном углу, установленный на высоте 1,5 метра от пола. Он чёрного цвета с красноватым отливом, на его поверхности можно увидеть жёлтые вкрапления овальной формы, около 20 см в ширину и 38 см в длину. Этот Камень вставлен в серебряную справу. В противоположном углу находится другой камень, установленный пониже он красноватого цвета. Это Хаджар Ас-Са Адах (Камень Счастья). Центр Каабы отмечает направление киблаха, в нём концентрируются все ритуальные молитвы.
Таким образом, Кааба была впервые построена Адамом ради поклонения Единому Господу. Она называлась "Домом Аллаха". Её называют также "Аль-Байт Аль-Харам", что значит "Святой дом" и "Аль-Байт Аль-Атик" - "Древняя обитель".
Вот так древние арабы принимали Всемогущего Господа и поклонялись Ему. Однако они верили также в то, что некоторые люди находятся с Аллахом в особых отношениях, и когда такой человек просит за кого-нибудь, Аллах уделяет большее внимание его молитвам, чем, если бы просил обычный человек. Поэтому жители Мекки делали изображения различных святых и праведников, чтобы с их помощью легче было привлечь внимание Аллаха и добиться Его помощи. Таким образом, жители Мекки стали делать изображения святых и праведников и поклоняться им. Они также проводили им разные жертвоприношения, чтобы удовлетворить Аллаха через них (70. комм. 1).
В древности арабы верили и то, что Аллах сделал ответственными за различные части вселенной и за процессы, происходящие в ней, всевозможных полубогов и полубогинь. Поэтому люди всегда обращались к ним, какое бы предприятие они не начинали (96. стр. 22). Они просили их помолиться за них перед Аллахом, поставив Его в известность об их желаниях. Арабы населявшие Сирийскую пустыню, считали Аль-Манат, "Богиню процветания и удачи", супругой Аллаха и матерью всех богов. Некоторые божества, такие как Аль-Лат "Богиня неба'' и Аль-Узза - ''Богиня Венеры" считались дочерьми Аллаха (78, стр. 27). Жители Йемена поклонялись солнцу. Некоторые племена поклонялись луне, другие звёздам. Однако в большинстве племен преобладало идолопоклонничество, и практически у каждого племени был свой идол. В Джумат-уль-Джандал, на севере Ниджаза, располагался храм Вадда. Его статуя представляла собой изображение человека, вырезанное из камня и покрытое двумя кусками ткани. На своих плечах он нёс меч и булаву, колчан, полный стрел, за спиной, копьё с небольшим флагом, прикреплённым около наконечника, в руке.
У богини Аль-Манат был свой храм в Кудаиде, на морском побережье, на полпути между Меккой и Мединой. У её изображения было два меча. Богиня Аль-Лат находилась в Таифе, ей поклонялось племя Бани Сакиф, жившее в этом городе. Идол имел форму куба, вытесанного из камня. Не меньшей популярностью пользовалась и Аль-Узза, чей храм располагался в долине Накхла, неподалёку от Мекки (87, стр. 21).
В Хиджазе и Хаджде арабы поклонялись камням, которые назывались байтулла, ''Дом Аллаха''. Люди ходили вокруг камня и дотрагивались до него руками, мак, чтобы часть той силы, которая заключалась в нём, могла перейти и к ним. Были стационарные и переносные байтулла. Кочующие племена переносили свои байтулла с места на место на спинах верблюдов, а жрицы играли на барабанах и пели гимны. В дополнение ко всем этим божествам и камням арабские племена почитали также и предков (41, стр. 20).
Древние арабы верили в то, что если сделать изображение бога или богини и совершить необходимые ритуалы, то боги сами войдут в свои изображения. Люди поклонялись не только идолам, но также и различным видам живых существ, и природным явлениям. Ангелы, джинны, различные духи и звезды - все были их божествами. Они верили в то, что ангелы это дочери Аллаха, а джинны его божественные партнеры (21, стр. 20). Они поклонялись также различным камням, деревьям и песчаным дюнам. Они простирались в поклоне перед любым красивым камнем и молились дюнам, выдоив прежде в их песок молоко верблюдицы. Отправляясь в какое-нибудь путешествие, они брали с собой четыре камня, три - для устройства огнища, и один - для поклонения. Иногда дня поклонения не брали какой-то специальный камень. По завершении приготовления пищи, люди брали один камень из огнища и поклонялись ему (97, стр. 14).
Некоторые племена поклонялись огню, другие - мужским и женским детородным органам, а в-третьих, какие-то люди обладавшие властью, делали собственные изваяния и заставляли других поклоняться им (90, стр. 17). Иногда люди делали идолов из фиников, которых затем нередко съедали, когда наступали голодные времена (124. стр. 8). У древних арабов были такие ужасные обычаи, как, например, принесение в жертву новорождённых девочек, или сожжение её заживо.
Постепенно Кааба утратила своё первоначальное влияние, и Мекка потеряла свою значимость. Видя это, городские авторитеты решили поместить в Каабу очень влиятельное божество Хубала (162, стр. 21), которое было привезено из Моаба, Палестина. В руках это божество держало семь стрел, которые использовались для предсказания будущего. Благодаря этому Кааба стала известным местом паломничества, и чтобы сделать её ещё более привлекательной для арабских племён, жители Мекки стали постепенно добавлять в Каабу всё новых и новых идолов. Скоро в самой Каабе и вокруг неё было уже 360 всевозможных идолов. Божества Аль-Лат, Аль-Манат и Аль-Уззы были красиво одеты и убраны различными драгоценностями. Вадд, Сава, Йагус, Йаук и Наср были также очень почитаемыми божествами. Мусульманские историки утверждают, что этим идолам поклонялись ещё до Великого потопа. Вадд являлся олицетворением неба и имел мужскую форму. Сава была женщиной, Йагус выглядел подобно льву, Йаук - лошади, а Наср походил на коршуна. Был там также ещё один идол большой голубь, вырезанный из дерева.
Древние арабы поклонялись этим божествам, предлагая благовония, драгоценности, пищу и т.п. Они омывали их пахучей водой, мёдом и кровью принесённых в жертву животных. Перед входом в Каабу стояли две статуи: мужская и женская - Исаф и Наила. Традиция повествует о том, что однажды эта молодая пара, ещё будучи людьми, возжелала насладиться интимностью и, не найдя лучшего места, вошла в Каабу и осквернила её отвратительным грехом. За это Аллах наказал их, превратив в камень. Позже люди установили их окаменевшие тела перед входом, чтобы они служили предостережением для других. Однако невежество народа было столь велико, что даже эти статуи стали считаться божествами и им начали поклоняться (119, стр. 118).
Внутри Каабы были выполнены фрески, среди которых были Авраам и Дева Мария с младенцем Иисусом (119. стр. 13).
Согласно обычаю арабы должны были обходить Каабу семь раз, будучи при этом совершенно обнажены. Мужчины совершали обход днём, а женщины ночью.
Безусловно, древние арабы верили и в Аллаха, Господа Земли и Неба, но они не поклонялись ему. Они поклонялись идолам, думая, что те дадут им всё необходимое: пошлют дождь, урожай, богатство и донесут их молитвы до Аллаха.
Таким образом, из этого экскурса в историю древних арабов можно понять, что принципы истинной религии постепенно были забыты и извращены. И люди стали поклоняться кому и чему угодно, за исключением Верховного Господа, В этих-то условиях и появился Святой Пророк Мухаммед (да пребудет с ним мир), чтобы восстановить истинные религиозные принципы. И поскольку люди того времени поклонялись множеству ложно сфабрикованных божеств. Святой Пророк Мухаммед (да пребудет с ним мир), строго запретил поклоняться им, однако с ходом времени его последователи стали отвергать всех божеств, независимо от того, истинные они или нет.
megalektsii.ru
НАУКА АРАБСКОГО ХАЛИФАТА
ЗАНИМАЯ ОГРОМНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ включал в себя земли, населенные не только этническими арабами, но и множеством других, в том числе и христианских народов, вносивших значительный вклад в развитие науки мусульманского мира. Развитие науки в этом регионе было обусловлено потребностями производства и развитием военного дела, которому арабские завоеватели придавали большое значение. Действовала достаточно широкая сеть образовательных учреждений. На всей территории Арабского халифата арабский язык стал языком администрации, науки и религии.
С развитием филологических и естественных наук в Багдадском халифате, а затем и в других арабских государствах возникают научно-учебные центры: начиная с VIII в. действуют грамматические школы в Басре, Куфе и Багдаде. В 830 г. в Багдаде была создана академия "Дар аль-улюм" ("Дом наук"). В 972 г. в Каире был основан университет Аль-Азхар. Высокого развития образование достигло на арабо-пиренейских землях. В X в. в одной только Кордове было 27 медресе, где преподавали медицину, математику, астрономию и философию.
Математика
В период раннего средневековья ученые Арабского халифата внесли огромный вклад в развитие математики. В VIII в. – и особенно в IX-Х вв. были сделаны важные открытия в области геометрии, тригонометрии.
ЖИВШИЙ В Х В. АБУ-Л-ВАФА ВЫВЕЛ ТЕОРЕМУ СИНУСОВ СФЕРИЧЕСКОЙ ТРИГОНОМЕТРИИ, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15 град., ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу. Поэт, ученый, философ иранского происхождения Омар Хайям написал "Алгебру" – выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат "О всеобщности бытия". В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский. В Багдадском халифате узнали о математических открытиях индийцев в VIII в., цифровая система которых стала известна в Западной Европе под названием арабской к XII в. (через арабские владения в Испании).
Известен трактат "Книга о механике", принадлежащий знаменитым астрономам и математикам Багдадской школы (IX-Х вв.). Из среднеазиатских ученых следует назвать прежде всего математика IX в. Абу Абдаллу Мухаммеда бен-Муса аль-Хорезми (787 - ок. 850), работавшего в эпоху просвещенного халифа аль-Мамуна. Именно благодаря его сочинениям в арабском мире распространилась индийская позиционная система и цифровая символика с нулем, воспринятая впоследствии европейской математикой. Хорезми описывает и арифметические действия с целыми числами и дробями.
В переработанной им "Арифметике" Диофанта – "Книге о восстановлении и противопоставлении" ("Китаб аль-джебр аль-Мукабалла") - были приведены два основных правила решения линейных и квадратных уравнений, а также использован термин "ал-джебр" для обозначения всей науки о решении уравнений (алгебре). Последователи Хорезми развили новые идеи, заимствовав их в свою очередь у индийских математиков, и в XII в. великий хорезмийский ученый-энциклопедист Абу-р-Рейхан аль-Бируни (973 - ок. 1050) создал фундаментальные работы по математике, астрономии, ботанике, географии, общей геологии, минералогии и другим наукам и широко применял математический анализ. В области математики он решил задачи деления угла на три части, удвоения куба и т.д.
Астрономия
Главный труд Клавдия Птолемея "Великое астрономическое построение", получивший по-арабски название "Ал-Маджисти" (переведенный с арабского на латинский язык под названием "Альмагест"), стал для арабских ученых основой космологии, применявшейся на протяжении последующих 500 лет.
В IX-Х вв. УЧЕНЫЕ АЛЬ-БАТТАНИ И АБУ АЛЬ-ВАФА ПРОВЕЛИ САМЫЕ ТОЧНЫЕ для того времени астрономические измерения, позволившие им составить астрономические таблицы.
В VIII-XV вв. в арабских странах появились так называемые зиджи - справочники для астрономов и географов с описанием календарей, указанием хронологических и исторических дат, тригонометрическими и астрономическими таблицами. Был создан лунный календарь, включивший 28 "лунных станций", каждая из которых имела метеорологические характеристики.
Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил точные астрономические измерения. Он наблюдал и описал изменение цвета Луны при лунных затмениях и явление солнечной короны при полных затмениях Солнца. Бируни высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца и считал геоцентрическую теорию весьма уязвимой. Им было написано обширное сочинение об Индии и переведены на санскрит "Начала" Евклида и "Альмагест" Птолемея. Астрономические исследования средневековых ученых Арабского халифата вместе с другими достижениями науки и техники позднее становились известными в Европе и стимулировали развитие европейской астрономии.
География
Большое практическое значение имели достижения ученых Арабского халифата в области географии. Путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. Через них Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая.
НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ ГЕОГРАФОВ-ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ: "Книга путей и государств" Ибн Хордадбека, IX в., "Дорогие ценности" – географическая энциклопедия Ибн Руста (начало Х в.), "Записка" Ахмеда Ибн Фадлана с описанием путешествия в Поволжье, Заволжье и Среднюю Азию, 20 трактатов Масуди (X в.), "Книга путей и царств" Истахри, 2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса, многотомный "Словарь стран" аль-Кинди Якута, "Путешествие" Ибн Баттуты.
Примечательно, что Ибн Баттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км. Он посетил все населенные мусульманами территории в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана, пересек Черное море и от Южного берега Крыма добрался к низовьям Волги и устью Камы.
Уже упоминавшийся Бируни производил географические измерения. Он определил угол наклона эклиптики к экватору и установил его вековые изменения. Для 1020 г. его измерения дали значение 23 град. 34'0. Современные вычисления дают для 1020 г. значение 23 град.34'45". Во время путешествия в Индию Бируни разработал метод определения радиуса Земли. По его измерениям, радиус Земли оказался равным 1081,66 фарсаха, т. е. около 6490 км. В измерениях участвовал Аль-Хорезми. При Аль-Мамуне была предпринята попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря, что составляет 56 арабских миль, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680 км.
Физика
Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам (965—1039), известный в Европе под именем Алхазена, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике. Алхазен развивает научное наследие древних, производя собственные эксперименты и конструирует для этого специальные приборы.
ОН РАЗРАБОТАЛ ТЕОРИЮ ЗРЕНИЯ, ОПИСАЛ АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ГЛАЗА и высказал предположение, что приемником изображения является хрусталик. Точка зрения Алхазена господствовала до XVII в., когда было выяснено, что изображение появляется на сетчатке. Отметим, что Алхазен был первым ученым, знавшим действие камеры-обскуры, которую он использовал как астрономический прибор для получения изображения Солнца и Луны. Алхазен рассматривал действие плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал. Он поставил задачу определения положения отражающей точки цилиндрического зеркала по данным положениям источника света и глаза.
Математически задача Алхазена формулируется так: по данным двум внешним точкам и окружности, расположенным в одной плоскости, определить такую точку окружности, чтобы прямые, соединяющие ее с заданными точками, образовывали равные углы с радиусом, проведенным к искомой точке. Задача сводится к уравнению четвертой степени. Алхазен решил ее геометрически. Он занимался исследованием преломления света, разработал метод измерения углов преломления и показал экспериментально, что угол преломления не пропорционален углу падения. Хотя Алхазен не нашел точной формулировки закона преломления, он существенно дополнил результаты Птолемея, показав, что падающий и преломленный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным из точки падения луча.
Алхазену было известно увеличивающее действие плоско-выпуклой линзы, понятие угла зрения, его зависимость от расстояния до предмета. По продолжительности сумерек он определил высоту атмосферы, считая ее однородной. В этих предположениях результат получается неточным (по Алхазену, высота атмосферы 52 000 шагов), но сам принцип определения является большим достижением средневековой оптики. "Книга оптики" Алхазена была переведена на латинский язык в XII в. То, что Алхазен есть не кто иной, как арабский ученый Ибн аль-Хайсам, выяснилось только в XIX в.
МАТЕМАТИК, АСТРОНОМ И ГЕОГРАФ АЛЬ-БИРУНИ, РОДИВШИЙСЯ на территории современного Узбекистана в 973 г., написал 146 работ общим объемом 13000 страниц, включая пространное социологическое и географическое исследование Индии. Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил точные определения плотностей металлов и других веществ с помощью изготовленного им "конического прибора", который представлял собой сосуд, суживающийся кверху и оканчивающийся цилиндрической шейкой. Посредине шейки было проделано небольшое круглое отверстие, к которому была припаяна изогнутая трубка соответствующего размера. В сосуд наливали воду. Куски металла, плотность которого определялась, опускали в сосуд, из которого через изогнутую трубку выливалась вода в объеме, равном объему исследуемого металла. Шейка была достаточно узкой, чтобы "подъем воды был заметен и при опускании того, что по объему равно зерну проса". Сама же трубка после ряда опытов была заменена желобком, чтобы вода по нему стекала без задержки. По измерениям Бируни плотность золота, переведенная на современные единицы измерения, равна 19,5, ртути -13,56. Особое значение для развития минералогии имел обширный труд Бируни "Собрание сведений о познании драгоценных минералов", в котором он подробно описал более 50 минералов, руд, металлов, сплавов. Им были написана также книга "Минералогия".
Замечательны практические указания, приведенные Бируни о воде, применяемой при определениях плотности. Он указывает на необходимость пользоваться водой из одного и того же источника, в одних и тех же условиях "в связи с воздействием на ее свойства четырех времен года и зависимостью ее от состояния воздуха". Таким образом, Бируни знал, что плотность воды зависит от содержания в ней примесей и от температуры.
При сравнении с современными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. Русский консул в Америке Н.Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием "Книга о весах мудрости". В этой книге приведены извлечения из книги Бируни "Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме", содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специально сконструированных им весов, которые он назвал "весами мудрости".
Медицина
Больших успехов достигла медицина – она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке. Большой вклад в развитие средневековой науки внес прославленный персидский врач и философ Ибн-Сина – Авиценна (981-1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей "Канон врачебной науки", которая на Западе использовалась в качестве учебника до XVII века.
АВИЦЕННА РОДИЛСЯ В 980 г., А УМЕР В 1037 г. НАЧАВ С ПРОФЕССИИ ФИНАНСОВОГО ИНСПЕКТОРА в налоговом управлении, он достиг должности визиря. Его основное медицинское произведение "Канон врачебной науки" включает философию, гигиену, патологию, терапию и медицинский материал. Он так подробно описал различные заболевания, как этого не сделал никто до него. Переведенные на большинство языков мира, произведения Авиценны на протяжении шестисот лет были универсальным медицинским кодексом; они послужили основой для медицинских исследований во всех университетах Франции и Италии. Их переиздавали до XVIII в., и прошло не более полувека с тех пор, как их перестали комментировать в Университете Монпелье.
Не меньше, чем науку Авиценна любил удовольствия, а их излишества сократили его дни; это наводит нас на мысль о том, что вся его философия не смогла ему принести мудрость, равно как и его медицинская наука – здоровье.
Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял прививки. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей. В 975 г. персидский ученый Абу Мансур аль-Харави Мувффат опубликовал "Трактат об основах фармакологии", в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ.
Подготовила Зара ГЕВОРКЯН по материалам http://arabistika.by/science.html
mostga.am
Арабы - основатели географии | Ислам в Дагестане
В средние века арабские географы были первыми в области знания путей, дорог и маршрутов.
Интерес к наблюдениям за природными явлениями арабам был свойствен изначально. По звёздам они определяли пути на суше и на море, некоторые астрономические знания помогали им определять погоду, время посева и т. д. Эти знания передавались из поколения в поколение.
Большое значение арабы придавали звёздам, их появлению и исчезновению. Эти явления они называли словом «аль-Анва», то есть связывание какого-либо явления (например, дождя) с появлением той или иной звезды. Они хорошо изучили звёзды и нескольким сотням дали названия. Об этом рассказывается в книге Абу Райхана Мухаммада ибн Ахмада аль-Байруни, умершего в 1048 г.
Востоковед В. В. Бартольд отмечает, что развитие цивилизации мусульман началось с приведения в порядок своего государства и управления войсками. Начали они с организации работы почты, для чего мостили и ремонтировали дороги. Сам Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) уделял почте большое внимание. В эпоху правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) работа почты продвинулась вперёд, а при Омейядах заняла ведущее место в государственных делах. Поэтому халиф Абдель-Малик ибн Марван повелел проложить дороги из Дамаска и Иерусалима в южные города Аш-Шама для обеспечения их жизнедеятельности и сбора налогов.
Во времена Аббасидов мусульманские учёные проявили большой интерес к форме Земли и всему, что на ней находится. Поэтому халиф Абу Джафар аль-Мансур повелел перевести некоторые науки на арабский язык, особенно астрономию. А халиф аль-Мамун приказал перевести на арабский язык книгу Клавдия Птолемея «География». Великий математик и астроном аль-Хорезми ссылался на неё в своих работах. Его книга «Форма Земли» открыла новый век географических знаний. Это первое произведение арабской географии хранится в библиотеке Страсбурга.
Во II и III вв. хиджры астрономия в исламском мире получила широкое развитие. А в IV в. учёные-мусульмане заложили основу описательной географии, опирающейся на карты. Многие востоковеды пишут, что в средние века арабские географы были первыми в области знания путей, дорог и маршрутов. Они могли точно установить протяжённость путей сообщения. Среди них географы ибн Хардазабах и Абу аль-Фарадж ибн Джафар. В школе исламской географии первой книгой считается книга «Аль-масалик валь-мамалик» («Дороги и провинции»), написанная ибн Хардазабахом. По происхождению он был персом, работал начальником почты в горной провинции Ирана Майдая. Он подробно описал морские пути, ведущие в Индию и Китай, а также в Среднюю Азию, Византию и Андалусию, рассказал о культуре, сельском хозяйстве, растительном и животном мирах разных стран, а также о торговых путях между Востоком и Европой.
Абу аль-Фарадж Кудамат ибн Джафар возглавлял канцелярию во время правления аль-Муктадира Бил-ляхи аль-Абаси (272 г. х). Он путешествовал по всем районам Аббасидского халифата, используя свои знания по истории, жизнедеятельности людей, путях сообщения. Он написал книгу «Аль-Харадж», которой постоянно пользовался халиф для понимания положения дел в Халифате и для перемещения войск в необходимое место.
Книга «Аль-Бульдан» («Города и страны») является одним из первых сочинений о географии. Её автором является историк-географ Абуль-Аббас Ахмад ибн Якуб ибн Джафар, известный как аль-Якуби. Он совершил длительные путешествия в Армению, Иран, Индию, Египет и страны Запада.
В IV в. х. исламская география, как и другие науки, получила широкое развитие. Путешествия являются основой для описательной географии, а астрономия - основой картографии. Исламская география опиралась на карты, созданные аль-Идриси.
Выдающийся географ IV в. Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди, потомок сподвижника Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Абдуллы ибн Масуда, посетил города древнего мира от Индии до Атлантического океана и от Красного до Каспийского морей. Он также посетил Малую Азию и Ирак, а затем поселился в Египте в 341 г. х., где и умер спустя четыре года. Из его книг наиболее известны «Марвадж аз-захаб» («Место сбыта золота») и «Мадин уль-джавхар» («Место добычи драгоценностей»), перевод которых на французский язык был осуществлен в 1861 г. востоковедом Эрнестом Ренаном.
Особое место в развитии географии занимает арабский путешественник ибн Фадлан. Его путешествие в 309 г. х. до сих пор изучается европейскими исследователями. Абу Исхак аль-Астарахи в книге «Дороги и провинции» разделил исламский мир на 20 географических регионов, описал границы, перечислил города и дороги, ведущие к ним, а также жизнь народов, условия торговли и сельского хозяйства. Абуль-Касым Мухаммад ибн Али ибн Хавкал был торговцем и с 336 по 340 г. х. обошёл большинство городов исламского мира, посетил Египет, Армению и Азербайджан.
А в период с 350 по 358 г. побывал в Ираке, Хорасане и Персии. Шамсуддин Абу Абдулла ибн Аби Бакрин аль-Максиди, известный как аль-Башари - самая значимая фигура классической исламской географии. Он посетил большинство исламских стран и написал книгу «Ахсан ут-такасим фи марифат иль-акалим» («Наилучший способ регионального деления с точки зрения климата»). Одним из великих знатоков географии был живший в Андалусии Абдулла ибн Аби Мусаиб аль-акри (умер в 487 г. х.). Там же жил кут аль-Хамави. Ему принадлежат произведения по истории стран Западной Азии, а также книга «Муджа-аль-бульдан» - главный справочник по географии.
Самым известным среди мусульманских учёных-географов считался Мухаммад ибн Абдельзиз аш-Шариф аль-Идриси. Он разработал теорию о семи частях света, изучил вышеупомянутый арабский перевод «Географии» греческого учёного Клавдия Птолемея. Родился аль-Идриси в 493 г. х. 1100 г.) в марокканском городе Сеута. Он учился в университете Кордовы, посетил города Андалусии, Франции, Англии, Северной Африки. Совершая паломничество, он посетил Хиджаз, Египет, Малую Азию и Грецию. Говоря об арабских путешественниках-географах, мы не можем не упомянуть имя соотечественника аль-Идриси- Мухаммада ибн Аб-дар-Рахима ибн Сулеймана ибн Ра-бига аль-Гранади по прозвищу Абу Хамид. Он родился в Гренаде в 473 г. х. Его рукопись хранится в Мадриде, в Академии исторических наук. В 500 г. х. Абу Хамид оставил Андалусию. Он посетил самые дальние города Европы, затем морским путем отправился в Африку - Тунис, Александрию. Он описал острова и вулканы Средиземного моря, а также дал детальное представление об одном из чудес света - Александрийском маяке. Он считается последним арабским путешественником, который увидел его в целостном состоянии.
Мореплавания арабов.
О мореплаваниях арабов упоминается в старинных произведениях Страбона и Птолемея. Они пишут, что морская деятельность арабов уходит в далёкие времена. Море неразрывно связано с добычей рыбы и морских животных, торговлей, а также со стремлением познать другие народы и познакомиться с их культурой. Длительные путешествия опытных мореплавателей дали арабам возможность уточнить и расширить знания в области астрономии и географии.
Арабы первыми использовали сезонные ветры в торговых путешествиях между Красным морем и Восточной Африкой и Индией. Ведущее положение арабов в торговле между Востоком и Западом существовало за счёт превосходства этики торговых отношений. Индийский океан был открыт всем желающим соперничать с арабами в торговле. При этом он был безопасным благодаря великодушию арабов.
С угасанием правления арабов в Андалусии начался наплыв авантюристов из Европы и научных делегаций для изучения восточных стран. В начале XVII в. Португалия и Испания начали проводить географические исследования. Большие прибыли, которые они получали от торговли с Востоком, заставили европейских правителей задуматься над новыми путями для ведения торговли. Так, король Португалии Генри отправил несколько морских делегаций в Индию через Западную Африку. Португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш смог дойти до юга Африки и назвал южную оконечность материка Мысом Бурь. А в 1498 г. с помощью известного арабского мореплавателя Шихабуддина Ахмада ибн Маджида португальский мореплаватель Васко да Гама дошёл до Мыса Бурь и назвал его Мыс Доброй Надежды.
Выдающийся учёный Ахмад Заки Баша подтверждал, что да Гама встретился с ибн Маджидом и нашёл у него много карт и морских приспособлений. Говорил он и о том, что именно ибн Маджид указал испанцу путь в Индию и провёл его туда. Да Гама свидетельствовал о том, что морские науки у арабов очень развиты. Уверенность арабских географов в том, что Земля имеет форму шара, помогла Христофору Колумбу прибыть в Индию по морю через запад и, в конце концов, привела к открытию нового материка – Америки.
Духовно просветительский журнал «Ислам», №1 (11), 2005.
islamdag.ru
ЛЕКЦИЯ 8. Арабский халифат и мусульманское право.
ЛЕКЦИЯ 8
Феодальное государство и право в странах Востока.
Арабский халифат и мусульманское право.
Феодальное государство и право в странах Востока.
Арабский Халифат.
Мусульманское право.
1. Феодальное государство и право в странах Востока.
Ни одно средневековое общество Востока при всем разнообразии не достигло стадий позднего феодализма: отставало промышленное развитие и развитие товарно-денежных отношений. Замедленный характер развития зависел от внешних и внутренних факторов: Китай испытал монгольское нашествие, Япония прошла через 200 лет изоляции, Индия подверглась английской колонизации. Замедленному характеру развития Востока способствовала многоукладность экономики, незавершенность формирования социальной структуры. Большое влияние имело широкое распространение государственной собственности на землю, которая сочеталась с общинной. Это сдерживало развитие частной собственности, препятствовало созданию феодальных хозяйств с использованием крепостных крестьян. Общей тенденцией в XVI-XVIII вв. была замена государственной собственности частной феодальной собственностью.
Для Востока характерна размытость классовых границ: основой общественной структуры была не вассально-ленная иерархия, а иерархия феодальных титулов и рангов. Во всех восточных феодальных обществах в господствующий класс входили непосредственные потребители ренты-налога, представители военно-бюрократического государственного аппарата. В наибольшей степени господствующий класс совпадал с бюрократией в Китае.
Для средневекового Востока характерна и меньшая степень зависимости непосредственных производителей-крестьян и относительно больший объем их прав, связанных с распоряжением земельным участком. Отсутствовало барское хозяйство и барщина, и крестьяне не были прикреплены к земле отдельных феодалов. Зависимость крестьян выражалась в налоговом бремени, а также в сословной неполноценности, скреплялась правом, религией, общинными порядками.
Город не стал на Востоке организующей и направляющей силой общественного прогресса. Город жил за счет перераспределения феодальной ренты: ремесленная продукция шла феодалам, а купеческий капитал выступал в роли посредника. Сельская замкнутая община была тормозом для развития товарно-денежных отношений. В городах ремесленники находились под жестким административным контролем и были скованы правовыми, религиозными, сословными и кастовыми ограничениями. Правовой статус городского жителя не отличался от деревенского. Восточный город не был ареной политической борьбы и не стал опорой центральной власти в борьбе с феодальной раздробленностью.
Государственные формы отличались своеобразием. Не было сеньориальной монархии (эта форма могла сложиться лишь в обществах, где процесс образования классов носил завершенный характер. Не могла здесь сложиться и сословно-представительная монархия, так как города не имели автономии и не образовалось сословие горожан со своими целями и интересами. Распространенной формой восточного средневекового государства стала наследственная монархия, в которой отсутствовали какие бы то ни было институционные формы ограничения власти правителя. Но в разных государствах различен уровень централизации, степень применения военно-деспотических средств и методов осуществления государственной власти.
В Китае сложилась своебразная "восточная деспотия": всесилье военно-бюрократического аппарата во главе с императором, феодальная централизация, тотальный полицейский контроль, широта экономических функций государства, веками воспитывалось раболепие и безусловное подчинение "сыну неба". Индия характеризовалась значительной прочностью общинной организации, относительной слабостью контроля центрального военно-бюрократического аппарата. В Японии в период позднего феодализма сложились черты абсолютной монархии: своеобразная автократическая форма относительно централизованного государства.
Общие черты государственного аппарата на Востоке характеризовались громоздкостью и дублированием функций. Административные, налоговые и судебные функции не были четко распределены. Государственные должности передавались по наследству. Не было разделения между духовенством, которое выполняло судейские и административные функции, и светскими властями, между гражданскими и военными звеньями государственного аппарата. Значительная часть правящего класса была представлена неофициальными звеньями управленченской структуры, особенно на низком уровне управления.
Типичными чертами восточных феодальных государств являлись консерватизм, стабильность, традиционность права и морали. Отсюда убежденность людей в извечности, высшей мудрости, завершенности правил общественного поведения. Проявлением консерватизма была тесная связь норм морали и права с религией: индуизмом, исламом, конфуцианством.
Открыто исходя из общественного неравенства, средневековое право стран Востока утверждало также сословное, кастовое, религиозное неравенство, мелочно регламентируя поведение людей во всех сферах жизни.
2. Арабский Халифат.
Образование государства.
Арабский Халифат cложился в результате объединения арабских племен, центром которых был Аравийский полуостров.
В V-VI вв. в юго-западной Аравии происходил кризис рабовладения, а у кочевых племен наблюдалось разложение первобытного строя. Усиливалась межплеменная рознь, что было причиной войн. Шейхи (главы племен) и саиды (племенные старейшины) захватывали лучшие пастбища и скот. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией богатых. Экономически ведущим регионом был Хиджас (земледельческий район побережья Красного моря), по которому проходили основные торгово-караванные пути. Эта область стала центром объединения.
Характерной
чертой складывания государства у арабов была религиозная окраска этого
процесса: тесная связь формирования государственности и возникновения
новой религии - ислама. Политическое и религиозное движение возглавил
пророк Мухаммед (570-632). Он провозгласил необходимость культа в единого
бога-аллаха и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь.
Главой арабов должен был стать пророк - посланник аллаха на земле. В конечном
счете Мухаммеду удалось заручиться поддержкой самых различных социальных
групп.
В
20-30 гг. VII в. было завершено оформление мусульманской общины Мухаммеда
в Медине. Была создана религиозная и надплеменная организация - ядро складывающегося
государства. Сам Мухаммед выступал в роли пророка, вождя, военного предводителя
и судьи. С помощью ислама и военых отрядов постепенно преодолевался племенной
сепаратизм. Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно
вошли в привилегированную группу, из которой после смерти пророка выделялись
новые единоличные вожди мусульман - халифы (заместители пророка).
Халиф
Омар (634-644) завершил политическое объединение Аравии. В VII-VIII вв.
другие халифы осуществили завоевание Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья,
Северной Африки и Испании. В результате сложилась феодальная империя -
Арабский халифат с центром в Дамаске.
В истории халифата выделяют 2 этапа: дамасский (сирийский), когда у власти находилась династия Омейядов (661-750 гг.) и багдадский (месопотамский), когда правили Аббасиды (750-1055 гг.). По ним изучают основные этапы государственности.
Империя была непрочной. Уже с середины VIII в. начинается процесс распада и происходит образование "малых" халифатов: Кордовский (Испания), Каирский (Египет) и т. д. В XI в. турки-сельджуки овладели Багдадом и лишили светской власти халифа, хотя и признали его духовным главой.
Общественный строй.Процесс
феодализации арабского общества начался после завоеваний первой половины
VII вв. Специфика арабского феодализма состояла в многоукладности экономики:
наряду с феодализмом существовали патриархально-родовые и рабовладельческие
отношения. Труд рабов использовался в личных хозяйствах феодалов и в государственном
хозяйстве.
Государственная собственность на землю доминировала и считалась собственностью халифа. Она была основой централизации государства. По мере разложения общинного землевладения происходил рост частной собственности на землю. В дамасский период был распространен мульк, аналогичный европейскому аллоду. В багдадский период развивается форма условного держания икта - бенефициарные владения, выделяемые феодалам за службу из государственной земли. Икта выделялась пожизненно или на время отправления должности с правом взимания в свою пользу ренты-налога. К X в. икта превращается в наследственное держание типа лена.
У крестьян основная часть прибавочного продукта взималась в виде налога в пользу халифа. Затем часть налогов перераспределялась среди феодальной верхушки в виде жалования, пенсий и т. п.
В Арабском халифате не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией сословно-корпоративных групп. Юридическое положение лица в халифате прежде всего определялось его вероисповеданием: на первом плане находились различия в правовом статусе между мусульманами и немусульманами (зиммиями). Последние были в приниженном положении и платили тяжелый государственный налог (джизья).
В
классе феодалов верхушку составляла мусульманская знать - потомки членов
семьи Мухаммеда и его сподвижников. Крестьянство первоначально распадалось
на множество этнических групп. Арабы поселялись на новых землях обособленными
колониями и пользовались привилегиями. В некоторых районах крестьян начали
прикреплять к земле с целью сбора налогов и выполнения повинностей. Важную
роль играла купеческая верхушка городов. Но города были полностью подчинены
государственному аппарату и движение за автономию не зародилось.
На самой низкой ступени находились рабы. Они пополнялись за счет пленников и купленных невольников. В эпоху феодализма их правовое положение улучшилось: они могли с согласия хозяев вести торговые операции и приобретать имущество, хотя не признавались субъектами права. Отпуск рабов-мусульман на волю считался богоугодным делом.
Государственный строй.
В результате завоеваний VII в. происходит оформление своеобразной раннефеодальной монархии. Халифат этого периода - относительно централизованное теократическое государство. Во главе находился халиф - преемник пророка. В его руках была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть. Первые халифы избирались мусульманской знатью, но вскоре власть халифа стала наследственной, передаваемой по завещательному распоряжению. Юридически власть халифа была неограниченной, но фактически он был вынужден считаться с интересами феодальной верхушки и мусульманского духовенства.
Главный советник и высшее должностное лицо при халифе - везирь. Он мог быть по мусульманскому праву с широкой или с ограниченной властью (то есть только исполняющие приказания халифа. К числу важных чиновников относились начальник телохранителей халифа, начальник полиции и особый чиновник, осущсуществляший надзор за другими должностными лицами. Всех чиновников в государстве назначал халиф.
Центральные органы управления назывались диванами и представляли собой специальные правительственные ведомства: диван военных дел, внутренних дел, почтовой службы. У последнего особые функции: строительство и ремонт, дорог, караван-сараев, колодцев и функции тайной полиции. По мере расширения функций феодального государства усложнялся центральный аппарат, росло число центральных ведомств.
Местное управление.Первоначально
местный чиновничий аппарат в покоренных странах оставался нетронутым,
сохранялись и старые методы управления. По мере упрочения центральной
власти происходит упорядочение местной администрации по персидскому образцу.
Территория халифата была разделена на провинции под управлением военный
наместников - эмиров, которые были ответственны только перед халифом и
назначались им из числа приближенных. В ведении эмиров были вооруженные
силы, местный административный, финансовый и полицейский аппарат. У эмиров
были помощники - наибы.
Мелкие административные подразделения в халифате управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции перекладывались на руководителей местных мусульманских общин.
Суд.
Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей.
Верховным судьей был халиф, но в целом отправление правосудия являлось привилегией духовенства. Высшая судебная власть на практике принадлежала коллегии наиболее авторитетных богословов, которые одновременно были и правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали деятельность судей на местах.
Правомочия кади были весьма обширны: они рассматривали дела всех категорий, ведали исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, выполняли нотариальные действия, проверяли законность землепользования. При вынесении решений кади руководствовались Кораном и Сунной и решали дела на основе самостоятельного толкования. Судебные решения и приговоры кади были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключения допускались только по решению халифа или его уполномоченных.
Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов из представителей своего духовенства.
Армия.В
основе формирования армии лежала исламская доктрина о завоевании "неверных"
путем "священной войны". Принимать в ней участие обязаны все совершеннолетние
и свободные мусульмане.
На первом этапе завоеваний арабская армия формировалась из племенного ополчения. В результате военных реформ конца VII - середины VIII в. армия разделилась на 2 части - постоянное войско и добровольцы (каждая часть находилась под командованием отдельного полководца). В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Армия пополнялась за счет ополченцев, и наемничество почти не практиковалось.
Упадок халифата.Углубление
феодализации привело к следующим изменениям в государственном строе:
Происходит фактическое ограничение светской власти халифа. Везирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. фактически управление сосредотачивается в руках везирей, которым непосредственно подчинялись центральные органы управления. Везири самостоятельно стали назначать чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с главным кади, руководившим судами и образованием.
В государственном механизме возросла роль армии, её влияние на политическую жизнь. Появляются наемники. Создается дворцовая гвардия из рабов тюркского происхождения. К концу IX в. влияние гвардии усиливается и гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников.
Усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров становится все более независтмой от центра, и с IX в. становится фактически наследственной: появляются династии эмиров. Постепенно эмиры превращаются в самостоятельных правителей со своим войском и удерживают налоги в своем распоряжении.
Ослабление центральной власти сочеталось с этнической и экономической разобщенностью огромных территорий, усилением национально-освободительной борьбы. В IX-XI вв. происходит политический распад и падение халифата.
3. Мусульманское право (шариат).
Особенности становления и развития мусульманского права.
Шариат - наиболее значительная и разработанная система права в странах средневекового Востока. Эта система возникла и оформилась в рамках халифата, но вобрала многие элементы предшествующих правовых культур Востока.
Шариат
возник и развивался как конфессиональное право, органически слитое с теологией
ислама, пропитанное его религиозно-мистическими представлениями. По исламу
правовые устанановления - это частицы божественного закона и порядка,
которым управляется мир. Отсюда шариат и его нормативная часть (фикх)
включал не только правовые установления, но и религиозную догматику, мусульманскую
мораль, а также нормы, определяющие отношения мусульман с Аллахом (ибадат).
Теологическая оболочка шариата обусловила большое своеобразие входивших
в него собственно правовых институтов, конструкций и понятий, препятствовала
созданию в нем стройной внутренней системы, как это имело место в римском
праве.
Тесная связь права и религии была выражена в нормативных предписаниях. Предусматривалось 5 видов действий, которым придавался и правовой смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. По существу вся жизнь правоверного мусульмана была сведена к этим действиям. Каждый поступок должен был согласовываться с религиозными велениями ислама, а с другой стороны, каждый его шаг приобретал характер юридического акта.
Одной из характерных черт мусульманского права была его относительная целостность. Единый бог требовал единого правового порядка, отсюда - универсальность права. По мере расширения границ халифата право распространялось на новые территории. Но на первом плане не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин в любой стране должен был соблюдать шариат. С превращением ислама в мировую религию шариат стал мировой системой феодального права. Но по мере распространения шариат испытывал местные влияния. Со временем, когда в исламе произошел раскол, и в шариате выделились суннитская и шиитская ветви.
Источники права.
Главным источником веры и права является Коран - священная книга, состоящая из притч, молитв и проповедей Мухаммеда. Коран состоит из 114 глав-сур, которые делятся на 6219 стихов (аятов). Правовая значимость отражена в самом Коране: "И так мы ниспослали его как арабский судебник". До 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман, из них около 80 - правовые (в основном о браке и семье).
Другой источник права - Сунна (священное предание): рассказы о суждениях и поступках самого Мухаммеда. Сунна содержит много противоречивых положений, выбор которых остается на усмотрении богословов-правоведов и судей. В Сунне есть нормы процессуального, брачного и наследственного права, правила о рабах и т. д.
Третье место в иерархии источников права занимает иджма - "общее согласие мусульманской общины". Этот источник складывался из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда и наиболее влиятельными теологами-правоведами. Правомерность иджмы как одного из источников шариата выводят из указания Мухаммеда: "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".
К иджме примыкала фетва - решения и мнения отдельных теологов-правоведов по правовым вопросам.
Спорным источником является кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс способствовал освобождению шариата от теологических наслоений. Но в руках судей порой был орудием произвола. Некоторые мусульманские течения не признавали кияс в качестве источников права.
В качестве дополнительного источника права шариат допускал местные обычаи. Признавались правовые обычаи, сложившиеся в арабском обществе (урф), а также у покоренных народов, подвергшихся влиянию мусульманского права (адаты).
Производным от шариата источником права были указы и распоряжения халифов - фирманы. Затем в мусульманских государствах стали издаваться законы - кануны. Фирманы и кануны не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его чаще нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и административно-правовые отношения.
Право собственности.
В шариате был подробно разработан вопрос о гражданской дееспособности, которая была необходимым условием для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам совершеннолетним и в здравом рассудке (в случае сомнений дееспособность устанавливалось судьей).
В шариате существовала классификация вещей, особенно земельных имуществ (государственные, частные, брошенные, непригодные и т. д.). Особую категорию составляло общее достояние (воздух, море, пустыня и т. п.). Не признавалась собственность мусульман на нечистые вещи - свинину, запрещенные книги и т. д.
Подробно описаны способы возникникновения права собственности. Завоеванные земли становились собственностью государства и попадали в распоряжение халифа или эмира. Иное захваченное имущество делилось на доли: захватчику, государству, мечетям и т. д. Широкое распространение имели такие способы приобретения права собственности как наследование, договор, находка.
Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение, оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения имуществом.
Своеобразным институтом шариата был вакф - имущество (обычно недвижимое), переданное собственником на какие-либо религиозные или благотворительные цели. Лицо, установившее вакф, теряло право собственности на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакфом и резервировать определенный доход с него для себя и наследников.
Договорное право.
Общая концепция обязательства не была сформулирована, но практические вопросы договорного права получили тщательную разработку. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Характерно распространение односторонних обязательств - обетов.
Договор рассматривался как правовая и божественная связь, возникающая из взаимного соглашения сторон. Условия договора выражались в любом виде: документе, письме, устно. Заключенные договоры рассматривались как незыблемые. Недействительным договор мог быть признан в том случае, если он заключен с безнравственными целями или с использованием нечистых вещей.
В шариате подробно регламентировались различные виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение и т. д. Наиболее разработанным видом договора был договор купли-продажи, которая допускалась лишь в отношении реально существующих вещей. Большое внимание уделялось отношениям имущественного найма и аренде земли. В связи с караванной торговлей и необходимости совместного строительства оросительных систем широкое распространение получили договоры союза и товарищества.
В шариате содержались положения, которые формально осуждали ростовщичество, но на практике они нарушались. Запрещалось обращать должника в рабство, но его можно было заставить отработать долг кредитору.
Семейное право.
Безбрачие считалось у мусульман нежелательным состоянием, а брак рассматривался как религиозная обязанность. На деле брачный договор часто выступал как торговая сделка. Фактически отец распоряжался судьбой дочерей, стремясь получить доход. У шиитов даже признавался временный брак на определенный срок.
Коран разрешал мужчине иметь одновременно до 4-х жен, а также неограниченное число наложниц из рабынь. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду. Поэтому гаремы могли себе позволить только представители верхушки.
Женщина находилась в приниженном и зависимом положении. Ее обязанностью было вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Ее право управлять имуществом было сильно ограничено. Коран разрешал мужу применять наказания по отношению к жене, в том числе телесные.
Развод был разрешен, а число браков и разводов не ограничено. По шариату существовало несколько видов разводов, в том числе временный с испытательным сроком. Муж мог развестись без объяснения причин. Достаточно было произнести формулы: "ты отлучена", "соединись с родом". Но он должен был выделить жене имущество. Разведенная в течение 3х месяцев должна была находиться в доме мужа, чтобы определить не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он оставался в доме отца. Жена могла требовать развода через суд лишь в определенных случаях (например, невыполнение супружеских обязанностей).
Наследственное право - сложное и запутанное. Допускалось наследование по завещанию (не более 1/3 всего имущества) и по закону. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные права умершего, а не обязанности, которые не могли переходить на наследников. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин.
Преступления и наказания.
Уголовное право оказалось наименее разработанной частью шариата. Нормы отличались архаичностью, характерен низкий уровень юридической техники.
Преступления делились на 3 группы:
Посягательства на права Аллаха (прощения не допускалось): отступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, кражи, прелюбодеяние, употребление спиртного.
Посягательства на права отдельных лиц: за убийство - кровная месть или выкуп (в случае, если родственники прощали убийцу), за другие преступления - принцип талиона.
Действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, но затем начинают рассматриваться как уголовные преступления: неуплата налога в пользу бедных, несоблюдение поста, оскорбления, хулиганство, мошеничество, азартные игры и т. п. Наказание определялось по усмотрению судей.
Наказания осуществлялись в архаической форме и представляли чисто феодальную уголовно-правовую репрессию. Допускались жестокие и устрашающие наказания: смертная казнь публично с четвертованием (затем тело отдавалось на всеобщее поругание), утопление, закапывание заживо, битье камнями. Широко применялись членовредительские наказания: отсечение конечностей и бичевание. Тюремное заключение сначала использовалось до суда, но затем как наказание, в том числе пожизненное. Существовали имущественные санкции - конфискации и штрафы, а также позорящие наказания - бритье бороды, лишение права носить чалму, ссылка и высылка и т. д.
Дополнительная литература по теме:
Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966.
Большаков О.Г. История халифата. М., 1989. Т.I.
Тестовые вопросы
на повторение материала
mmkaz.narod.ru
38. Возникновение Арабского Халифата. Организация государственной власти.
В VII в. у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменных отношений. Факторы определившие возникновение АХ (нового классового общества): 1. глубокий социально-экономический кризис: усилиление имущественной, а затем и социальная дифференциация, в собственность шейхов и племенных старейшин перешел лучший скот и лучшие земли оазисов, появились рабы, право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей, усилилась межплеменная рознь, происходили постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота. Так в обстановке рождалось новое (классовое) общество; 2. Возникновение новой религии (ислама). Связано с именем Мухаммеда (около 570—632). Мухаммед провозглашал необходимость исключить межплеменную рознь. Все арабы независимо от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность.
Новые идеи нашли ревностных сторонников среди бедняков. Они приняли ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений. К этому времени (20—30-е гг. VII в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. К середине VII в. объединение Аравии было в основном завершено.
Общественный строй (халифат в VII—X вв.) Под руководством халифов («заместителей пророка») в VII—VIII вв. были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важных стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность Аравии. В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство — Арабский Халифат. В его состав вошла и Аравия.
Вступив в районы древней культуры (Месопотамию, Сирию, Египет), они оказались во власти развертывающегося здесь глубокого социального переворота по формированию феодализма. Под воздействием этого процесса разложение первобытно-общинного строя у арабов быстро завершилось. Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата пыла неодинаковой. Она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития.
Государственный строй. Государственный аппарат Халифата был достаточно централизованным. Высшая власть — духовная (имамат) и светская (эмират) — принадлежала халифу. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии.
Центральными органами государственного управления являлись следующие ведомства (диваны):
Диван, ведавший оснащением и вооружением войска. Под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу;
Диван, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну;
Диван, занимавшийся дорогами и почтой, руководивший строительством дорог, колодцев и т. д. Являясь фактически единственной организацией, способной весьма быстро обеспечить передачу информации, это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.
Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосред ственно перед ним ответственны. Среди них первое место принад лежало везиру (или визирю).
Местные органы государственного управления. Первоначально в завоеванных византийских и иранских провинциях функционирова ли оставшиеся почти без изменений местные административно-фи нансовые учреждения. Знать, захватив земли и другую военную добычу, ограничивалась учреждением высшего управления, включавшего военное управление и надзор за сбором различных платежей.
Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств или областей Как правило, управляли ими военные наместники — эмиры, от ветственные только перед халифом. В их ведении находились воо руженные силы. Специальные отряды наемников, возглавляемые мутасибами, несли полицейскую службу. Эмирам подчинялись местный аппарат, административно-финансовое управление.
studfiles.net
Культура арабов. Бюро переводов «Блиц»
Арабская культура создавалась на протяжении многих веков и превратилась со временем в подлинную сокровищницу человеческой мысли и чувства прекрасного. Это богатейшее культурное наследие, которым восхищаются до сих пор тысячи людей. В Средневековье, В то время как Западная Европа прибывала в тени Средневековья, в то время как Китай и Япония горели в пламени феодальных войн, Арабский Восток переживал собственную античность, восхищая людей произведениями искусства и своими научными открытиями.
Традиционно, арабская культура создавалась на территории Аравийского полуострова и ближневосточных государств (Сирии, Палестине, Ираке), а также в Северной Африке, Египте и в Южной Испании, которая на протяжении нескольких веков находилась под властью мусульман-арабов. Арабская культура является предшественницей так называемой «южноаравйиской культуры».
Во времена античности, Южную Аравию называли «счастливой». Здесь располагалась богатая и могущественная Сабейская держава с обширной культурой, собственной письменностью и широкими торгово-политическими связями. С приходом ислама, на этой территории появилось теократическое государство. Ведомые единой религией, арабы смогли объединить разрозненные племена кочевников на огромной территории, и так сформировалась одна из крупнейших империй в истории человечества — Арабский халифат.
Благодаря сочетанию исламской культуры с местными средневековыми обычаями завоеванных народов, сформировалась богатая и многообразная арабская культура. Не последнюю роль в этом сыграло появление единой арабской письменности, которая была официальным письмом науки и государства и использовалась на территории всего арабского государства, как латынь в средневековой Европе. Период с IX по X века ознаменовалось подлинным расцветом арабской культуры и вошел в историю как «Возрождение мусульманского Востока».
Упадок арабской культуры, как считают историки, произошел после завоевания Арабского Халифата турками-османами. Османы внедряли свою культуру, постепенно размывая арабский культурный базис. Еще более пагубное влияние оказали попытки европейских держав Нового Времени колонизировать Арабский Восток в XIX веке.
Арабская наука
Большое влияние на развитие арабской науки оказало тесное взаимодействие данного региона с античной культурой государств Ближнего Востока, Греции, Египта и других. Позже большое внимание было уделено милитаристских потребностям Халифата, поэтому наука развивалась в едином ключе с военным делом. Стараясь распространить влияние ислама и арабского языка среди всех завоеванных народов, арабы создали единую сеть учебных заведений. Первые школы появились уже в VII веке. Развитие научной мысли в арабской среде привело к формированию научных центрах, крупнейшими из которых явились созданная в 830 году в Багдаде академия «Дар аль-Улюм» (Дом наук) и университет «Аль-Азгар» в Каире. В этих учреждениях изучали медицину, астрономию, алгебру, философию.
Особой заслугой арабской цивилизации было то, что она, воспринимая учения античных исследователей и философов, бережно сохраняло их и передавало из поколения в поколение, старясь по мере возможности совершенствовать их и создавать новые теории. Именно Арабский восток стал проводником античных учений в западный мир. Благодаря арабам, средневековая Европа узнала о трудах Птолемея, Евклида, Архимеда и других.
Арабы оказались огромное влияние на развитие науки. Будучи уверены в шарообразности земли, пытливые арабы измерили меридиан в IX веке, дабы определить приблизительные пропорции земного шара. Имена многих звезд и созвездий произошли от арабского – Альдебаран, Альтаир, Вега и другие. В самых крупных городах Халифата открывались обсерватории, где проходили исследования звездного неба и космоса.
На основе индийской числовой системы, арабы создали «царицу наук» — алгебру. Особых успехов в этой дисциплине достиг Аль-Хорезми, который и дал имя новой науке. В целом, достижения арабов в математике трудно переоценить. Так, Аль-Баттани подарил миру такие термины как «синус, тангенс, котангенс», а Абу-аль-Вафа сделал переворот в средневековой геометрии.
Отдельного внимания заслуживает вклад арабов в развитие медицины. Опираясь на труды античных ученых, арабские медики углубили свои знания в самых различных сферах медицины, смогли составить точную квалификацию лечебных трав и минералов. Ибн-аль-Байтар составил алфавитный перечень из более чем 2600 наименований целительных растений (в том числе и 300 доселе неизвестных). Алхимик Джабир ибн Хайян разработал несколько новых лекарств, а арабские офтальмологи смогли изучить точное строение глаза человека. Знаменитый Авиценна (Сина-абу-Али) воплотил все знания арабов о медицине в своем огромном труде «Каноны медицины», которая на многие века вперед заложила врачебные традиции не только на Востоке, но и в Европе.
Арабы познакомили западный мир со многими достижениями востока — компас, шелк, порох, бумага, рис, конопля, хлопок и многое другое попало в Европу вместе с арабскими торговцами и мореплавателями.
Арабская литература
Не только в науке преуспели арабы, но также и в литературе. Условно можно разделить арабскую литературу на два больших периода — доисламский (V-VII века) и исламский. Сначала большое значение имела фольклорная проза. Позже, благодаря выработке собственного стихотворного слога «саджа» появилась и фольклорная поэзия. Поэзия обретала все более сложные формы и предстала в законченном виде в форме «касыда» — стихотворных басен.
С пришествием ислама, основным литературным памятником стал Коран, написанный в стихотворной форме. Позже сформировались основные литературные центры Арабского востока — это города Дамаск и Куфа. Именно там проживали именитые арабские поэты Аль Ахталь и Джарир, а также известный своими сатирическими произведениями Аль-Фараздак.
Изначально, поэзия испытывала на себе большое влияние фольклорных кочевнических традиций, однако со временем, в городской среде сформировалась особая, «городская» поэзия. Она отличалась особой жизнерадостностью, оптимизмом и романтическим настроем. В этом русле творил поэт из Мекки Омар ибн Абу Рабиа. Большую роль в развитии городской поэзии сыграл Абу-Навас. Сформировались и новые жанры. Родоначальником философского течения в поэзии стал Абу-аль-Атахия, а своими оппозиционными настроениями прославился поэт Абан Лахики. Арабские литераторы также занимались переводами произведений с других языков, в частности, с персидского. Сформировалась и собственная романистика в виде своеобразных новелл «макамов».
В позднее Средневековье литературные центры смещается в город Халеб в Сирии. В Халебе проживали такие известные поэты как Аль-Мутанабби, написавший за свою более 200 касыд, а также Абуль-Ала аль-Маарри, чьи произведения пронизаны остросоциальной сатирой и критикой распущенности арабского общества. Еще одним центром литературного творчества стал Египет. Именно там обрел свой законченный вид знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь», которую и поныне считают самым известным памятником арабской литературы. В Египте создавались героические эпосы, там жили талантливые поэты Омар ибн аль Фарид и Ибн Гане.
Арабская архитектура
По канонам ислама, запрещается изображать рукотворные образы человека, поэтому скульптура и живопись не получила распространения среди арабов. Зато эстетические притязания арабов нашли свое воплощение в архитектуре.
В ранние века на арабскую архитектуру наложили свою печать традиции античности. Они воплощены в таких творениях как Дворец Мшатти в Иордании и иерусалимской мечети «Купол Скалы».
Позже арабы сформировали свой собственный стиль колонной мечети с прямоугольным открытым двориком в центре. Строения имели аркадные галереи и продольные ряды колонн. В таком стиле были построены каирская мечеть Амра и Большая Мечеть в Дамаске. В XI-XII века большое распространение получили орнаменты и различные узоры, коими исписывали стены мечетей и дворцов. В XIII веке получило распространение купольная архитектура.
На Пиренеях произошел причудливый синтез западноевропейского архитектурного стиля и восточных мотивов, который получил название «мавританского стиля». Яркими ее представителями являются дворец Алькасар и замок Альгамбра в Испании.