Культура древнего египта. Древний Египет. Культура загадочной цивилизации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древнего Египта кратко. Культура древнего египта


Культура Древнего Египта — подробности, особенности, характеристики и развитие культуры Древнего Египта

Культура Древнего Египта: подробности, особенности, характеристики, развитие культуры Древнего Египта, письменность и культы Египта.

Добавить отзыв Следить

Богатая и высокоразвитая культура Древнего Египта оказала огромное влияние на развитие народов Ближнего Востока и древних греков. Вплоть до настоящего времени достижения эпохи фараонов продолжают вдохновлять на создание предметов искусства, а научные открытия египтян в области математики и астрономии потрясают умы своей неожиданностью.

Древнеегипетская культура обладала рядом оригинальных черт, обусловленных как географическим положением этой страны, так и внутренними законами развития. Прежде всего, это замкнутость и самодостаточность. Изолированное положение Долины Нила затрудняло контакты с другими народами и не давало возможности узнать о достижениях соседей. Консерватизм, ориентация на традицию еще больше усиливали способность противостоять любым влияниям извне. Однако из-за этого даже предложенные самими египтянами нововведения очень плохо приживались и в искусстве, и в религии, и в жизни.

Фараон Аменхотеп IV, живший в 14 веке до н. э., из-за политических соображений решил реформировать религиозную систему, заменив многочисленных богов, чьи функции зачастую дублировали друг друга, монотеизмом — культом единого бога Атона. Атон недолго царствовал на территории Египта. Сразу же после смерти Аменхотепа новоявленный бог солнца был отменен.

В основе древнеегипетской культуры — страх человека перед неуправляемыми силами природы. В контексте такого мировосприятия фараон воспринимался как хранитель мирового порядка, сила, способная создать необходимое для жизни равновесие. Главный «герой» культуры — великая река Нил, а главная идея — вечность, выраженная, прежде всего, в архитектуре. Знаменитые пирамиды, самые известные из которых находятся в пригороде Каира Гиза, — выраженная в камне мысль о застывшем времени и пространстве.

Нильский крокодил был объектом поклонения во многих городах, в частности, в Фивах. В честь него строили храмы, в которых содержали богато украшенных животных. После смерти крокодилов хоронили с почестями в специально отведенном месте.

Письменность

Один из самых больших секретов культуры Древнего Египта — письменность, возникшая в конце 4 тысячелетия до н. э. В течение долгого времени не могли разгадать её загадку. В итоге иероглифы расшифровал в 19 веке французский ученый Ж.-Ф. Шампольон. Он взял найденный в египетском городе Розетта камень, где был вырезан один и тот же текст на разных языках, сопоставил эти варианты и получил ключ ко многим произведениям древних египтян. Рождение письменности связано с хозяйственными нуждами. Необходимость учета, делопроизводства и создало иероглифы, которые наносили сначала на камень и доски, а чуть позже — на папирус. Читали тексты справа налево.

Культы Египта

Древнеегипетская религия представляла из себя запутанную систему, с множеством богов, сложными ритуалами, целью которых было создать равновесие между противоположными началами. Четкое представление о функциях божеств получить крайне сложно, так как единого для всего Древнего Египта пантеона не было. Более того, с течением времени культы трансформировались, изменялись и роли, которые играли боги.

Богов изображали в виде людей и полулюдей-полуживотных, что не было случайным Египтяне с большим уважением относились к окружающему миру, наделяя животными элементами самое ценное в их культуре. Самой почитаемой силой природы было солнце, воплощенное в виде Ра (у этого бога были и другие имена, зависевшие от места, где ему поклонялись). Фараон как носитель божественной силы был «Сыном Солнца» или «Сыном Ра». Каждый вечер оно исчезало, попадая в невидимый, загробный мир человеком с головой птицы, откуда снова возвращалась солнечным диском. Главным богом загробного мира был Осирис, миф о котором и его супруге Исиде был центральным в древнеегипетской мифологии. Человек после смерти, подобно солнцу, попадал в загробный мир, где его встречал Анубис, бог с головой шакала, провожающий душу на суд к Осирису.

Мумифицирование всегда осуществлял жрец в маске Анубиса. Считалось, что все действия в мире людей проходят параллельно с действиями в загробном мире.

Храм, где поклонялись богам, был сосредоточием египетской жизни. Формирование египетского государства началось именно отсюда. Храм выполнял не только религиозные функции, но и был административным учреждением. Доступ в здание имели только жрецы.

tonkosti.ru

Культура древнего египта

Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.

Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Прежде всего особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян бесспорно стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.

В древнеегипетской культуре есть целый ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой. Ее оригинальность и своеобразие определялись как ранним зарождением классовых отношений и государства, так и довольно изолированным географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а следовательно, и заимствование культурных достижений других народов. Характер природных условий долины Нила наложил глубокий отпечаток на всю египетскую культуру. Решающая роль Нила в хозяйстве, жизни, быту, испепеляющее солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, окружающая долину Нила губительная пустыня с ее зноем, пыльными бурями и хищными зверями определили специфику египетского мировоззрения и религиозного культа, всей системы духовных ценностей. Только общим трудом, организованным сильной властью фараона, египтяне могли создать условия для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, воплощаемыми в свирепых божествах, перед всесокрушающей властью фараона, их абсолютным величием и могуществом пронизывал все мировоззрение египтянина в древности. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном (включая исполнителей его воли — чиновников).

Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. для египетских мастеров характерно постоянное обращение к традиционным сюжетам и приемам и в конечном итоге их исчерпывающая разработка. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальности и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства.

 

2. Египетская религия

 

1. Религия древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Объектом почитания стал царствующий фараон, организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.

Египетский пантеон. Мифология. Египтяне поклонялись многочисленным божествам. B одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Общеегипетскими богами становились божества какого-либо номового центра, правители которого захватывали трон фараонов, основывали общеегипетскую династию, превращали свой номовый город в столицу всего государства. Так, например, когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становится покровителем царствующего фараона и царем богов.

Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Они стали изображаться в виде человека с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум) с головой коровы (богиня Хатхор). Символом бога Ра был высокий, слегка сужающийся кверху каменный столб — обелиск, верхушка которого покрывалась медью. Одним из самых популярных олицетворений-символов бога Хора был солнечный диск с распростертыми крыльями сокола, а также око Хора — божественный глаз как один из символов солнца.

Обилие богов, переплетение их функций заставило жрецов упорядочить пантеон и установить определенные отношения между богами. Одной из наиболее разработанных систем взаимоотношений богов и их роли в сотворении мира была система, созданная гелиопольскими жрецами. Согласно этим представлениям, сначала существовал бог Нун — первобытный водный-хаос. Из него появился бог Атум (позднее превратившийся в бога Ра), который понимался в образе некоего холма, выступающего из водного хаоса, своего рода первичной тверди. Бог Атум-Ра создает из себя первую пару богов — Шу (воздух) и его жену Тефнут (влажность). От них рождаются бог земли Геб и богиня неба Нут, которые в свою очередь порождают Осириса и Иси-ду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изначальных богов — божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие египетские боги и люди.

Несмотря на все усилия упорядочить и привести в стройную систему многочисленных богов, до конца этого сделать не удалось: единства в понимании происхождения мира, в согласовании функций разных богов, их природы не было до конца существования Древнего Египта.

Особую роль играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т. е. он имел двойную природу — человеческую и божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, Амона-Ра и земной матери фараона Многочисленные боги Древнего Египта в течение длительного времени мирно сосуществовали друг с другом. Однако по мере укрепления централизованного государства, общеегипетской экономики, социального и культурного сплочения Египта в египетском пантеоне начинают возникать идеи единого Божества,"творца и создателя мира и людей. Эти идеи зарождались из синкретизма _ некоторых культов, т. е. слияния нескольких божеств в один культ. Наиболее полно концепция единого божества, создателя "мира и человека, была сформулирована при Эхнатоне. По его повелению единым и неделимым творцом мира был объявлен Атон, изображавшийся в виде солнечного диска, от которого расходятся лучи-руки, дарующие людям свет и жизнь. Культы других богов если не уничтожались. Это было в принципе абстрактное божество, олицетворяемое в солнечном диске. Поскольку Атон рассматривался как единое божество, другие боги потеряли «законное» право на существование рядом с ним. По приказу Эхнатона имена других богов, особенно Амона-Ра, уничтожались, жертвы им не приносились. Такая политика Эхнатона, видимо, была первым в истории Древнего Египта проявлением религиозной нетерпимости по отношению к культам, отличным от официального.

Однако концепция единого божества не была принята в Египте, и после смерти Эхнатона религия Атона была отменена. Организация культа. Согласно представлениям древних египтян, их боги были всемогущественными и грозными. Они создали людей лишь с одной целью: чтобы заставить их служить себе. Если люди об этом забывали, их ждали суровые кары. Божественный промысл определял и судьбы людей. Чтобы обеспечить себе благоволение богов, они должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. Составление, разучивание и исполнение религиозных гимнов считалось важнейшим делом жрецов и способствовало развитию религиозной поэзии, так же как рассказы о деяниях богов — развитию египетской, литературы.

В египетской религии большое место занимал заупокойный культ. Его основой было сформировавшееся у египтян понимание сущности природы и предназначения человека, которые и предопределяют его жизнь. Согласно этим представлениям, каждый человек есть синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника (египтяне обозначали его термином «ка») и его души («ба»). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, т. е. посмертное существование. Стены гробниц расписывались сценами земной жизни и быта, начиная от вспашки полей и кончая пиршествами, чтобы магически перенести все эти действия в загробный мир.

studfiles.net

Древний Египет. Культура загадочной цивилизации

Далекой стране Кем эллины дали название Египет, то есть "тайна, загадка". И она вполне оправдывает свое имя, оставаясь не только самой древней цивилизацией в мире, но и самой потайной. Сами жители долины Нила называли свою территорию "Та-Мери" – "землей возлюбленной".

Древний Египет, культура которого удивительно сложна и многогранна, существенно отличался от своих соседей. Данный факт привел к тому, что многие исследователи выдвигают гипотезу внеземного происхождения основателей царства. Тем более что знаниями этот народ обладал изумительными.Древний Египет культура

Высокоразвитая, сложная, богатая культура древнеегипетского царства оказала влияние на дальнейшее развитие мира. Не только многие восточные страны, но и весь античный мир черпал из этой неиссякаемой сокровищницы знания и традиции. Это достояние всего человечества имеет свои особенности, которые придают ему оригинальный характер. Например, многое зависело от климатического пояса, в котором находился Древний Египет. Культура его развивалась в условиях трудных: губительная пустыня, удаленность от моря, испепеляющая жара летом, пыльные бури, хищные животные, зависимость от разливов реки и слоя ила. Поэтому нет ничего удивительного в том, что египтяне поклонялись Нилу, трепетали перед крокодилами, обитавшим в нем, радовались восходу солнца.

Культуру этой колыбели цивилизаций характеризируют два слова: "традиционализм" и "консерватизм". Свою систему ценностей египтяне практически не изменяли, не вносили в нее радикальные новшества. Они бережно сохраняли свои наработки, следовали уже известным художественным приемам, канонам, идеям. Конечно, в разные периоды культуры Древнего Египта возникали новые элементы, но появлялись они медленно и не противоречили установленным принципам. Такой подход позволил добиться совершенства каждого образца искусства или другой отрасли жизни.история культуры Древнего Египта

История культуры Древнего Египта

История величайшей цивилизации мира насчитывает более трех тысяч лет. На заре своего развития египтяне только научились обрабатывать плодотворный ил, а на закате это была могущественная страна с грандиозными сооружениями, водоснабжением, медициной, астрономией, искусством, сложной системой верований. Историки выделяют три периода в развитии страны великого Хаппи (Нила):

  1. Древнее Царство, которое существовало в 2800-2250 гг. до н. э.
  2. Среднее Царство (с 2050 по 1700 годы до н. э.).
  3. Новое Царство (1580-1070 гг. до н. э.).

Соответственно с этим разделом, выделяют и три периода развития древнеегипетской культуры.периоды культуры Древнего Египта

Заключение

Древний Египет, культура которого и сегодня интересует современных людей, - страна благодатная. Ведь народ, несмотря на рабский, почти адский труд, сумел сохранить оптимизм, чувство прекрасного и гармонию. Здесь на каждом шагу можно встретить архитектурный шедевр: роскошный храм или величественную пирамиду, молчаливого сфинкса или колоссальную статую.

На территории, где раньше располагался Древний Египет, культура которого рассмотрена в нашей статье, постоянно работают ученые. Археологи, историки, египтологи пытаются разгадать тайны этой страны. Но, несмотря на передовые технологии и достижения науки, этих загадок все равно не становится меньше.

fb.ru

Культура Древнего Египта кратко

Сегодня мы рассмотрим культуру Древнего Египта — кратко. Сначала, что такое цивилизация? Цивилизация — это совокупность взаимодействующих между собой различных частей жизни общества в целом (религия, культура, искусство и пр.). Если говорить о культуре древнего Египта кратко, то можно сказать, что эту древнюю культуру мы ощущаем до сих пор. Это и различные памятки архитектуры которые сохранились в хорошем состоянии и через тысячи лет, и большие труды астронавтов, и очень очень многое другое.Неоценим вклад Египта в развитие математики, медицины, астрономии.

Культура древнего Египта - кратко

Язык и письменность древнего Египта

Одним из величайших достижений культуры Египта является письменность. До нас дошли очень много документов записанных на старинных папирусах и вытесанных в камне.

Нам не повезло застать в наше время носителя языка того времени, поэтому в 1822 году французский ученый Ж. Ф. Шампольон очень профессионально справился с задачей расшифровки языка.

Культура древнего Египта - кратко

Язык древнего Египта является самым древним языком в мире. Он получил письменность — самые древние тексты датируются 4-3 тысячелетия до нашей эры. Египтяне были очень культурно развитыми людьми. Они хорошо ориентировались в арифметике, использовали в своих расчетах числа 5,6 и даже 7 порядка. Благодаря их письменности родилась и литература. Литература древнего Египта включала в себя и стихи, поэмы, религиозные гимны, биографии фараонов. Множество известных философов подарил нам Египет.

Искусство древнего Египта

Изобразительное искусство появилось в самом начале развития египетской цивилизации. Тогда уже были разработаны принципы изображения, а также технологии по которым наносились изображения. Принципом изображения была — простота рисунка в двумерном виде. Именно благодаря простоте создается ощущение порядка и баланса рисунка. Картины, фрески были нанесены на стены храмов, гробниц, дворцов некоторые изображения сохранились и до наших времен и, практически, без потери цветов.

Культура древнего Египта - кратко

Религия древнего Египта

В культуре Египта не наблюдалось какой-то одной единой религии. Существовало большое количество культов, что посвящались каким-то одним богам. Но в это же время, во времена правления фараона Эхнатона, была проведена реформа религии, по которой была определена идея единобожия. Божества, как правило, являлись покровителями природных сил и божественных явлений.

Говоря о наследии древнего Египта самым важным нужно отнести десятичную систему исчисления, которой мы пользуемся и по сей день.

pristor.ru

3.Культура Древнего Египта.

История изучения. В отличие от Месопотамии культура Древнего Египта никогда не забывалась человечеством. Если города Двуречья оказались под толщей земляных холмов, то древнеегипетские храмы и пирамиды, сложенные из гигантских каменных блоков, продолжали и продолжают выситься над землей. Как написал один арабский путешественник: «Все на свете боится времени, но время боится египетских пирамид». Однако, несмотря на многочисленные сохранившиеся памятники, представления о египетской истории долгое время оставались весьма схематичными. Ученым никак не удавалось прочитать древнеегипетскую письменность – иероглифы. Ее секрет, тщательно оберегавшийся кастами жрецов и писцов, и еще в древности был утрачен. Греческие ученые безуспешно пытались объяснить смысл иероглифов. Многие века подобные попытки не прекращались, но оставались безрезультатными вплоть до XIX в. Во время египетского похода Наполеона был найден я вывезен в Европу, так называемый, Розеттский камень (место находки – городок Розетта). На этом камне один и тот же текст выбит древними иероглифическими письменами, затем их более поздним, упрощенным вариантом и хорошо известным древнегреческим языком. Эта надпись и помогла расшифровке.

Честь открытия секрета иероглифов принадлежит французскому, ученому Франсуа Шампольону. Долго считалось, что каждый иероглиф обозначает целое слово и эти слова пробовали угадывать. После многолетних исследований Шампольон установил, что есть иероглифы нескольких видов: одни обозначают слова, а другие – буквы или слоги. Бывает, что один знак читается и так, и так. В древнеегипетской письменности нет гласных, нет постоянного направления письма. Уже этих подробностей достаточно, чтобы понять, какую трудную научную задачу решил Шампольон. Он считается основоположникам науки – египтологии.

Возникновение египетского государства и периодизация истории Древнего Египта. Заселение территории Египта восходит ко времени раннего неолита. В Х-VI тыс. до н. э. по обширным пространствам Северной Африки кочевали разрозненные племена, занимавшиеся охотой, собирательством и рыболовством. В связи с изменением климата, приведшим к иссушению саванн, племена вынуждены были осваивать долину Нила. Создание сложной ирригационной системы позволило перейти к высокопроизводительному земледелию и скотоводству. Произошло объединение родоплеменных коллективов, говоривших на родственных языках. Возникли крупные племенные союзы, а позднее сформировался египетский народ. Внутри родо-племенных союзов происходило имущественное и социальное расслоение, что явилось предпосылкой становления классового общества и государства. Из многочисленных племенных образований – номов – возникло два политических объединения – Верхний и Нижний Египет. b начале III тыс. до н. э., после серий военных столкновений произошло их объединение. Столицей единого государства стал Мемфис, позднее центр переместился в Фивы.

Древние египтяне летоисчисление вели по правящим династиям. С воцарением новой династии история как бы начиналась заново. В IV в. до н. э. египетский жрец - историк Манефон разделил историю Египта на Древнее, Среднее и Новое царства, по десять династий в каждом. И в основе сов­ременной периодизации лежит это деление: Раннее царство (рубеж IV-III тыс. до н. э.). Древнее царство существовало на протяжении III тыс. до н. э., Среднее – с конца III до середины II тыс. до н. д., Новое – с середины по конец II тыс. до н. э. Выделяют еще более поздний период в I тыс. до н. э. (точнее – до IV в. до н. э., когда Египет покоряют войска Александра Македонского). То есть древнеегипетская цивилизация просуществовала, практически, три тысячелетия, сохраняя свою оригинальную, сложную, необыкновенно богатую культуру.

Религиозные представления. Ключом к пониманию всей культуры Древнего Египта является система религиозных представлений, отраженная в мифологии. Основными источниками, по которым изучают мифологические представления, являются разнообразные религиозные тексты, гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов. Наиболее древние из них получили название «Тексты пирамид» – они нанесены на стены погребальных камер фараонов Древнего царства внутри пирамид. Во времена Среднего царства магические изречения пишут и в усыпальницах жрецов, знатных вельмож, это – «Тексты саркофагов». В период Нового царства подобные записи сопровождают уже и «простых» умерших, делают их на свитках па­пируса, которые называют «Книгой мертвых».

Многие боги почитались египтянами в виде животных. Священный бык Апис воспринимался как олицетворение производящей силы природы и плодородия. Целый культ сложился вокруг жука - скарабея. Ему поклонялись в храмах солнечные божеств, изображали толкающим перед собой солнечный диск. Bo время мумификации каменное изображение скарабея помещали на место сердца. Это – самые древние, связанные еще с тотемизмом верования. Постепенно представления о внешнем облике богов менялись. Божества стали изображаться, как правило, в виде людей с головами животных, реже – в виде животных с головами людей. Например, богиня Хафор изображалась с коровьей головой, бог Амон – с рогами барана, бог Тор – с головой сокола. Сфинкс же – божество, охраняющее границу пустыни, стерегущее Египет от Сета – бога смерти и горячего испепеля­ющего ветра – представлялся в виде льва с человеческой головой. Звери и птицы стали считаться душами богов и жили при храмах. Чтобы быть признанным воплощением того или иного божества животное должно было обладать особым цветом, формой пятен, рогов, т. д. После смерти трупы священных животных мумифицировались, хоронились. Археологами найдены целые кладбища быков, кошек, крокодилов.

Высшим культом в стране являлся культ солнечного божества. Египет называли «страной Солнца», фараонов – «сынами Солнца». Во времена Древнего царства главным божеством был бог Солнца – Ра. Заход и восход Солнца в разных мифах объяснялся по-разному. В одних – небесный свод представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, а иногда – в образе женщины-богини, которая, изогнувшись, пальцами рук и ног касается земли. В таком случае исчезновение и появление Солнца связывали с проглатыванием и новым рождением. По другим представлениям – Ра днем плывет по небу в ладье до западных гор. Там он пересаживается в ночную ладью, доплывает до восточных гор, откуда, выдержав битву со своим врагом-змеем, вновь появляется на небе.

Каждый город имел своего бога-покровителя. В Фивах особо почитали бога Амона. Когда столица Египта перешла сюда (Среднее царство) культ Амона был объединен с главным государственным культом поклонения Солнцу, сложился образ единого бога – Амона-Ра.

В эпоху Нового царства был недолгий период, когда фараон Аменхотеп IV отменил все прежние культы и ввел единобожие – поклонение всемогущему солнечному диску – богу Атону. Свое имя, означавшее «Амон доволен» он заменил на Эхнатон («Полезный для Атона»). После смерти Эхнатона жречество, против которого и была, собственно, направлена реформа, быстро восстановило почитание Амона-Ра и свою власть. Только благодаря тому, что археологи нашли проклятую жрецами и заброшенную столицу фараона-реформатора, его история стала известна науке.

Очень важен был культ всеегипетского умирающего и воскресающего бога Осириса. Миф об Осирисе рассказывает, что он некогда царствовал в стране, научил людей обрабатывать землю и сажать сады. Его брат, злой Сет, желая править сам, совершает убийство. Сестра и одновременно жена Осириса, богиня Исида, находит и оплакивает его тело. Сын Осириса и Исиды – Гор – вступает в борьбу с Сетом. Благодаря помощи Исиды на суде богов Гора признают единственным наследником. После победы Гор воскрешает отца. Однако Осирис не желает оставаться на земле и становится царем загробного мира. Культ Осириса был тесно связан с земледелием: сев считался похоронами зерна-Осириса, появление всходов – его возрождением. Гора же сравнивали с дающим жизнь солнечным светом (сокол был одновременно символом и Гора и солнца).

Важнейшей чертой древнеегипетской религии было обожествление царской власти. Умерший фараон приравнивался к Осирису и получал вечную жизнь. Правящего фараона считали живым богом, Гором во плоти, сыном Ра. Верили, что власть фараона распространяется даже на силы природы. Существовал обряд, когда при наступлении времени разлива Нила, фараон бросал в реку папирус с соответствующим приказом. Такие представления имели весьма реальную основу: фараон обладал абсолютной властью, ему подчинялся огромный бюрократический аппарат, он считался хозяином всей земли в государстве, ему принадлежали, копи и каменоломни, в его личное распоряжение поступали все собираемые налоги.

У египтян были очень сложные представления, связанные со смертью и загробным миром. Смерть и существование после нее считали непосредственным продолжением, земной жизни. Понималось это настолько буквально, что были специальные заклинания, которые в загробном мире отвращали смерть от человека, уже умершего на земле. К мертвым об­ращались с письменными просьбами, покойник мог принять участие в судебном деле, лечении больного. Однако, чтобы обеспечить вечное загробное существование, нужно было соблюсти множество специальных обрядов. Все эти верования и обряды составляли целый заупокойный культ, который пронизывал и мировоззрение, и быт, и искусство египтян.

Египтяне верили, что человек обладает несколькими душами. Одна из них – Ба – в виде птицы с человеческой головой в момент смерти покидает тело. Чтобы умерший ожил и обрел бессмертие, Ба должна вернуться, вновь соединиться с телом. Отсюда происходит обычай мумификации. Кроме сохранения тела для дальнейшего счастливого существования покойный должен был иметь все, что имел при жизни. Человеческих жертвоприношений в египетском погребальном обряде не было. В гробницу помешали многочисленные изображения членов семьи, слуг, рабов. Кроме Ба, каждый человек обладал еще одной душой – Ка. Ка – призрачный двойник человека, обитавший в гробнице. Ка тоже должна была иметь возможность отыскать свою земную оболочку, для чего в гробницу помещали скульптурные изображения умершего.

Вечная жизнь предполагала не только соблюдение погребального обряда. Жертвоприношения, богослужения должны были продолжаться и впоследствии. Поэтому каждому фараону кроме гробницы возводили специальный заупокойный храм. Наследники должны были заботиться о нем, так как благополучие страны связывали с сохранением вечной жизни фараонов. Существовали специальные земли, доход с которых шел на содержание гробниц, храмов, жрецов.

Непоправимый вред загробному бытию могло нанести даже неуважительное обращение с именем покойного. Именам придавался особый магический смысл. Простым людям нельзя было произносить вслух не только собственное имя фараона, но даже его царский титул. Фараон – это иносказательное обозначение, (в переводе – тот, кто живет в большом доме). В надписях имя фараона защищалось – обводилось особой рамкой картушем Этот обычай помог в свое время расшифровать иероглифы. В надписях имя фараона защищалось – обводилось особой рамкой – картушем (этот обычай помог в свое время расшифровать иероглифы). Фараон Нового царства Тутмос ІІІ долгие годы не мог занять престол, так как в стране правила захватившая власть путем заговора царица Хатшепсут. Когда после ее смерти Тутмос стал фараоном, он отдал приказ уничтожить все надписи и статуи в ее честь.

Искусство. После всего сказанного о верованиях, о заупокойном культе у древних египтян, легче понять своеобразие их искусства.

Его роль была совершенно иной, чем в наше время. В отличие от преходящей земной жизни искусство было носителем жизни вечной, главным средством обеспечить бессмертие. Поэтому труд художников считался священодействием, они занимали, высокое положение, часто были жрецами. Надписи прославляют их: «я воздвиг...», «я выполнил работы прекрасные...». В отличие от мастеров Месопотамии, в истории сохранились их имена. Первую пирамиду построил Имхотеп, он был и архитектором, и математиком, и врачом. Слава о его мудрости дошла до древних греков, которые отождествляли его с богом врачевания Асклепием.

Вместе с тем, свобода индивидуального творчества была ограничена, художник в первую очередь являлся хранителем священных традиций. Поражает, что за три тысячи лет искусство Египта почти не меняло облика.

В Египте уже в начале III тыс. до н. э. складывается монументальная архитектура. Причем почти не сохранилось построек гражданского назначения, зато множество – погребальных сооружений и храмов. Первым погребальным сооружением, для которого камень явился основным строительным материалом, была пирамида фараона Джосера (Древнее ца­рство), возведенная под руководством Имхотепа. Пирамида Джосера – ступенчатая, впоследствии же стали строить геометрически правильные пирамиды. В Древнем царстве они были основной формой царских погребений. Недалеко от современного Каира, в Гизе находятся крупнейшие из них – пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. Пирамида Хеопса до сих пор самая большая из каменных построек мира. Пирамиды окружены храмами. В заупокойный комплекс Хефрена кроме пирамиды и храма входит гигантская фигура Сфинкса. Некоторые специалисты считают, что временами на постройке пирамид трудилась почти половина трудоспособ­ного населения Египта (такое было возможно потому, что на орошаемых нильских землях удавалось получать урожаи, в которых прибавочный продукт составлял до 80%).

С возникновением различных экономических и политических трудностей пирамиды постепенно «уменьшаются» в размерах, а затем им на смену приходят скальные гробницы и гробницы в «Долине мертвых». В 1920-1922 гг. большим событием в египтологии стало открытие археологом Говардом Картером не разграбленной гробницы фараона Нового царства Тутанхамона.

Во времена Нового царства были выстроены самые знаменитые храмовые комплексы – храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, недалеко от Фив. От Луксора к Карнаку ведет прямая двухкилометровая дорога – аллея сфинксов. Ансамбль храмов очень сложен, строились они веками. Самая характерная деталь – множество огромных колонн (в одном из залов Карнака их 144). Ствол некоторых колонн могут обхватить только пять человек. Колонны стилизованно подражают нильским растениям и деревьям – их капители (капитель – верхняя, украшенная часть колонны) выполнены в виде закрытых или распустившихся цветков лотоса, листьев пальмы.

Еще одно настоящее чудо древнеегипетской архитектуры – скальный храм фараона Рамсеса II. У входа в храм высечены четыре фигуры двадцатиметровой высоты, изображающие самого фараона и главных богов. Храм внутри не имеет искусственного освещения. Он ориентирован таким образом, что один раз в год – в день восшествия Рамсеса II на престол, солнечные лучи достигали главного святилища, освещали лица статуй Рамсеса и Амона, а также выбитый на стене текст мирного договора с хеттами, победу над которыми одержал фараон.

Как и архитектура, весь стиль древнеегипетского изобразительного искусства выражает идею постоянства, вечности. Оно подчинялось строжайшим канонам (с греческого – правилам, нормам). Строго определены были типы статуй: стоящей – фигура напряженно выпрямлена, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящей – руки положены на колени или одна рука согнута в локте, спина выпрямлена, взгляд устремлен вдаль. На протяжении Древнего, Среднего, Нового царства многочисленные изваяния божеств, фараонов, жрецов повторяли эти позы. Особый канон был для изображения фигур на плоскости – рельефов, фресок, рисунков на папирусе. Голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаза – в анфас. Вся фигура обрисовывалась одной линией. Размеры изображений передавали систему ценностей: чем значительнее предмет или человек, тем он больше. Самым большим изображался фараон, затем – члены его семьи, самыми маленькими – рабы. Темы композиций были разными – придворная жизнь, религиозные церемонии, бытовые сцены. Часто изображали животных, причем совершенно реалистично. Цветовая гамма фресок и раскрашенных рельефов (рельефы обязательно раскрашивались) – сочетание желтых и коричневых с зелеными и голубыми тонами (цвета соответственно земли, растений, а значит жизни и неба).

Согласно египетским верованиям одна из душ умершего – Ка, должна была подселиться в его изображение. Чтобы, достигнуть сходства (иначе Ка не узнает свою материальную оболочку) стали изготавливать посмертные гипсовые маски; Так зародилось поразительное портретное искусство Древнего Египта. Один из самых знаменитых женских скульптурных образов во всем мировом искусстве – портрет Нефертити, жены Эхнатона. При раскопках Ахет-Атона – города, выстроенного по приказу этого фараона, а затем быстро заброшенного, была найдена мастерская скульптора Тутмеса, а в ней – портреты членов царской семьи. Изображение царицы Нефертити в высоком головном уборе не завершено (его воспроизводят обычно в профиль, при этом не видно, что работа над изображением второго глаза не закончена). Объясняют по-разному: одни – просто внезапно прерванной работой (в мастерской повсюду были следы погрома), другие – умыслом художника, не захотевшего, чтобы его произведение замуровали в гробницу (в другом месте вместилище Ка не могло находиться).

Научные знания. Развитие науки в Древнем Египте происходило в процессе ирригационных, строительных работ, усложнения государственного делопроизводства. Без достаточных научных знаний ведение хозяйства в долине Нила просто невозможно, поэтому они превращаются в своеобразный рычаг политической власти. Возникнув из практических потребностей, научные знания окутываются тайной, которую охраняет жреческая каста. Развитие астрономии диктовалось потребностью вычислять периоды разлива Нила. Было замечено, что разлив совпадал с появлением на рассвете, после долгого перерыва яркой звезды Сириус. Египетские жрецы разработали необыкновенно точный для своего времени солнечный календарь. Показательна его история. Вначале действовал календарь, состоявший из 360 дней. Когда в результате наблюдений жрецы уточнили длительность года, был разработан миф о том, что боги передали в дар Народу Египта несколько дней – поэтому пять последних дней года были праздничными. Именно в Египте разделили сутки на 24 часа. Разрабатывается десятеричная система счета. Египтяне оперировали простыми дробями с числителем 1, умели вычислять длину окружности и площадь круга. Обычаи мумификации способствовал развитию анатомических знаний (для сравнения – в Месопотамии препарирование трупов было под гос. запретом). Существовали врачи разных специальностей: глазные, зубные, хирурги.

Соответствующий характер имело образование. При храмах были закрытые учебные заведения – «дома жизни». Школы писцов (а эти должности, как правило, были наследственными) создавались при дворе фараона, при храмах и крупных государственных учреждениях. Основными предметами было чтение, письмо и счет. Обучение грамоте состояло из заучивания иероглифов, чтения текстов и письменных упражнений. Тексты для переписки подбирались с таким расчетом, чтобы их содержание способствовало воспитанию. Одно из самых известных поучений гласит; «Обрати же сердце твое к книгам... нет ничего выше книги».

После походов Александра Македонского египетская культурная традиция перервалась, но в сравнении с другими цивилизациями Древнего Востока через греков культурные достижения Египта имели значительно большее влияние на современный мир.

studfiles.net

Культура Древнего Египта

Одной из самых первых культур, удостоившихся внимания истории, стала египетская, о существовании которой можно было говорить уже с конца IV тыс. до н. э. до 332 г. до н. э. Формирующееся в то время государство, уже могло гордиться своими 40 городами, стоящими во главе номов-областей, расположенных по всей протяжённости Нила.

Оросительные системы и централизованное государство

Учитывая близость полноводной реки, культура древнего Египта наглядно демонстрирует характерные черты, свойственные речным культурам. Преимущества обитания в местах разливов, в первую очередь отразились на уровне развития сельского хозяйства, получавшего не только орошение, но и прекрасную, обогащённую илом почву. А природные выгоды, сочетаемые с изобретательностью человека, привели к образованию ирригационных систем, решавших проблемы с орошением плодородных земель.

Но преследуя цель наибольшей эффективности, перед хлеборобами вставала задача единства оросительных систем, что, соответственно, способствовало созданию и укреплению централизованного государства. Были и дополнительные предпосылки самобытного развития, в качестве которых стоит вспомнить о природной защищённости благодатного, расположенного в долине Нила государства. Египет, находившейся в окружении пустынь, был надёжно защищён от проникновения чужеземных захватчиков.

В дополнение к хорошо развитому земледелию, скотоводству, огородничеству, виноделию и ткачеству, в древний период уже могли похвастаться изготовлением папируса и первыми опытами пчеловодства.

Развитие наук

Чтобы рассчитывать на хорошие урожаи, египтяне научились точно определять сроки разлива своей великой реки, для чего приходилось ориентироваться на положение звёзд. Но получение результатов большой важности, не могло обходиться без развития таких наук, как астрономия, математика и пр.

Строительство

Необходимость в постройках для управления государством и обеспечения жилищных условий растущего населения, поставила египтян перед проблемой решения вопроса обеспечения строительными материалами. Но и здесь на помощь приходит Нил, по берегам которого можно было черпать несметные объёмы гранита, мрамора и прочего камня, идеально подходящего для восполнения строительных нужд. Как раз в это время наступает период широкого применения меди – медный век.

Традиционный уклад жизни египтян

Разве могли египтяне, изначально верившие, что к созданию их государства приложили руку сами боги, построить уклад жизни, свободный от подчинения системе религиозно-мифологических культов и представлений? Чуть ли не каждый ном отдавал предпочтение своему верховному божеству. В одних случаях – это был Ра, Амон или Осирис, в иных – Птах, Гор или Тог. По их представлениям, сначала страной правили сами боги, а уже потом - полубоги и цари земного происхождения.

Отдающие дань почтения сонму богов, искоренивших первоначальный хаос и, подаривших ими созданному миру божественный Порядок, Истину и Гармонию, впоследствии жители государства не менее рьяно поклоняются фараонам. Их представление о справедливости, возрождении к новой жизни (на примере Осириса) и посмертной судьбе, передаются в «Книге мёртвых», дополнения в которую вносились на протяжении всего периода Древнего Египта.

В глазах египтян, их боги не только сотворили наш мир, закон, порядок, города и правителей, но кроме того, подарили людям множество всяких ремёсел, искусств, научили письменности, счёту, магии и целому ряду иных знаний. К примеру: письмо посредством иероглифов считалось «словом богов», открывших для человека секреты искусства целителей, магии, а также письменности, исчисления лет. Но пришло время поклонения фараонам, которые признавались исполнителями власти богов, исполняли роль земных божеств и верховных жрецов одновременно. Считалось, что помимо отца земного происхождения, цари были сыновьями небесного отца, которым являлся верховный бог – бог Солнца Ра (рис. 1).

Бог солнца Ра

Рис. 1 – Бог солнца Ра

И как только фараон закачивал свой путь земной, он без промедления отождествлялся с Осирисом. Признание бессмертия и бесконечной власти над обычными людьми, воплотилось в величественных пирамидах, построенных во славу того, кто посредством важных ритуалов, якобы обеспечивал процветание государства и его жителей. Не зря же расцвет, пережитый Египтом во времена Древнего царства, считается золотым веком в истории и культуре этого государства.

Помимо того факта, что культура Египта была преисполнена сакрального смысла, также находилось место для тотемизма – поклонения диким и домашним животным, с жуками-скарабеями, пчёлами, змеями и птицами в том числе.

Формирование канонов искусства

Основой искусства Древнего царства считается архитектура, занимающая главное место, в культуре Египта, среди других видов и жанров. Подобный толчок развитию дало особе внимание к заупокойным культам. В качестве примера можно привести такое сооружение, как мастаба над захоронениями умерших. Эти первые конструкции в виде укреплённых кирпичом песчаных насыпей с наклонными стенами, постепенно усложнялись и вырастали в размерах, пока не приняли очертания пирамид, вызывающих восторг и у наших современников.

Архитектурные памятники

Первой пирамидой считается, построенное зодчим Имхотепом 60-метровое ступенчатое сооружение, посвящённое фараону Джосера в Саккаре (нач. III тыс. до н. э.). Вторая пирамида – Хуфу (Снофру в Дашуре,) уже не была ступенчатой, а скорее, представляла собой четырёхгранник с безупречно правильными формами. Самой высокой считается пирамида Хеопса (146 м.). На её постройку пошло не менее 2.3 млн. блоков, каждый из которых достигал веса 2.5-3 тонны. Заставляет восхищаться собой и 57-метровый сфинкс (рис. 2). Но у этого изваяния в подобии льва, имеется портретная голова (скорее всего фараона Хафра).

Сфинкс

Рис. 2 – Сфинкс

Неумирающий символ Египта – 80 великих пирамид, стали воплощением идеи неограниченной власти фараона и могущества, подобного богам, для которых не существует времени. До сих пор не разгаданные тайны строительства и величественный вид с философским подтекстом, вынудили человечество причислить пирамиды к 7 выдающимся чудесам света. Их недостаток – это чрезмерность затрат и усилий десятков тысяч людей на протяжении десятков лет. Заслуживает внимания, в культуре Древнего Египта, и выходящий за рамки заупокойного культа храм бога солнца Ра в Абусире.

Скульптура

Славится культура древнего Египта и произведениями пластики, среди которых стоит назвать скульптуру фараона Нармера, имеющую вид плиты в 64 см, с обеими сторонами, украшенными рельефными изображениями и надписями, о победах фараона. Этому изваянию, как и прочим рельефам на стенах гробниц и храмов, свойственно своеобразие стиля, передающего объёмность тела на плоскости, где голова и ноги представлены в профиль, а тело и плечи – в фас.

Истории известна и портретная скульптура Египта. Раскрашенные в красно-коричневые или жёлто-чёрно-белые цвета, статуи сохраняют непоколебимое спокойствие застывших поз, как и строгую симметричность правой и левой сторон тела («Сельский староста» (рис. 3), «Писец Каи», царевич Рахотеп и его жена Нофрет).

Скульптура «Сельский староста»

Рис. 3 – Скульптура «Сельский староста»

Литература древнеегипетского периода

Первой, известной человечеству литературой считается шумерская и египетская, в основном представленная погребальными текстами, письмами, стихами, памятными записями автобиографического направления и гимнами религиозного характера. Уже позднее своё место заняли такие жанры, как поучения, плачи, беседы, диалоги, пророчества, сказки, рассказы.

Живопись

В период культуры Древнего царства разработаны специальные стандарты и принципы, выраженные в линиях, формах, плоской проекции фигур, что способствовало чувству порядка и композиционного баланса. Красками служили минералы, вот как железная руда, обеспечивающая оттенки красного и жёлтой охры, медная руда, дающая синий и зелёный цвет, чёрная сажа или древесный уголь, белый известняк.

Повседневность

Люди Древнего Египта осознавали значение гигиены, а потому использовали при мытье своего рода мыло, изготовленное из мела и жиров животного происхождения. А чтобы успокоить кожу и не досаждать окружающим неприятным запахом, в ход шли духи и специальные мази. В состав подобных средств входили масла из растительных и животных жиров, приправленных скипидаром, миррой или иными благовониями. Помимо умывания, имел место маникюр и педикюр. А чтобы сделать лицо особенно привлекательным, его украшали с помощью макияжа, для чего использовались специальные приспособления.

Чтобы сделать взгляд выразительным, как мужчины, так и женщины, обводили глаза чёрной краской, а веки веки подкрашивали в зелёный цвет снадобьем, изготовленным на основе малахита. А чтобы кожа выглядела посветлее, на ней наносили жёлтую охру, а щёки и губы нарумянивали. В качестве одежды, у мужчин были всего лишь набедренные повязки, а у женщин – платья из выбеленного льна. Сандалии из кожи или папирусного тростника, были не у каждого. Многие ходили босиком.

А чтобы развлечь себя, египтяне придумали настольные игры. Становилось теплее на душе и от музыкальных мелодий, сыгранных на арфе или флейте. Колокола, бубны, лиры и барабаны, были завезены из Азии уже намного позже.

vse-lekcii.ru

Культура Древнего Египта — Мегаобучалка

 

Цивилизация Древнего Египта зародилась во второй половине IV тыс. до н.э. и завершила свое существование с падением Египетского государства в конце VI в. до н.э. Историю древнеегипетской цивилизации условно делят на следующие периоды: Додинастический (IV тыс. до н.э.), Древнее Царство (3200 - 2400 гг. до н.э.), Среднее Царство (XXI - XIX в. в. до н.э.), Новое Царство (XVI – XII в. в. до н.э.) и Поздний период (XI в.- 332 г. до н.э.).

Деспотический режим централизованной власти египетского царя – фараона, наличие крепкой сельской общины, а также обособленность Египетского государства обусловили неизменность самобытных культурных традиций Египта на протяжении многих веков. Древнеегипетская культура характеризуется верой в бессмертие человеческой души. Главным содержанием мифов является их мировоззренческий смысл – страстное желание бессмертия, сформировавший культурный облик древнеегипетской культуры.

С завоевания Египта Александром Македонским в 332 году до н. э. начинается эллинистический его период. Египетское искусство испытало в этот период сильное влияние греческой и римской культуры. Распространение христианства привело к утрате самобытной египетской культуры. Были закрыты древние храмы, забыта иероглифическая письменность. В VII в н. э. Египет был завоеван арабами, что привело к изменению не только этнического облика страны, но и образа древнеегипетской культуры.

Мифологическая система

Миропонимание древних египтян определялось мифологическими представлениями, имевшими древнейшее происхождение. Они представляли землю в виде плоского блюда со сморщенным ободком, плавающим в воде. Внутренним дном этого блюда была равнина Египта, а ободком – цепь горных стран. Над землей на четырех опорных столбах покоилась перевернутая чаша неба. В основе космогонии лежали представления о так называемых «холмах творения» – небольших возвышенностях, появляющихся после спада вод Нила, кишащих живыми существами.

На вершине самопроизвольно возникшего первичного холма творения, согласно представлениям египтян, и появился бог солнца, который сотворил свои части собственного тела, называя их именами. Вследствие такого процесса творения имен возникают все остальные боги, дающие начало всему существующему. Данная космогония излагает акт произнесения нового имени как акт творения – магия слова присутствует в древних мифологиях многих народов.

В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амон – Ра. В эпоху Нового царства был недолгий период поклонения богу солнечного диска Атону. Воплощением солнечного божества был бог Гор, сын Осириса. Согласно мифу бог плодородия Осирис некогда был царем Египта, но был убит своим братом Сетом, олицетворяющим силы зла и мрака. Гор вызвал Сета на поединок и победил его. После этого Гор воскресил Осириса и он стал царем мертвых.

К особенностям мифологического мышления древних египтян относится представление о том, что все явления окружающего мира в принципе единосущны, хотя и многообразно поименованы. У одного явления множество имен. Например, царь мог описываться как солнце, звезда, бык, крокодил, лев, сокол, шакал или как пара богов. Это не столько сравнения, сколько попытка выражения внутренней единой сущности явлений.

Главным следствием идеи единосущности всех элементов Вселенной был принцип свободной замены. Один элемент с легкостью занимает место другого. Например, умерший регулярно нуждался в хлебе, чтобы не голодать в ином мире. Ему должны были регулярно класть караваи хлеба в могилу. Но хлеб можно заменить на его деревянную модель или дощечку с надписью «хлеб». В представлении древнего египтянина, изображение было равно изображаемому.

Религиозные воззрения

Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец. Прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, т. к. умершего ждало воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта.

Египетская религия с ее идеей загробного преображения и вечности жизни (поклонение богу Осирису, вершившему в царстве мертвых суд над умершими и определявшему их дальнейшую судьбу) открывала сакральные страницы культурной истории Древнего Египта. Осирис – первоначально бог воскресающей и умирающей природы, его сестра и жена Исида, бог Солнца Ра символизировали мировой порядок для египтянина.

Окружающий мир включал в себя мир земной и загробный, а солнце Ра в равной мере светило живым и мертвым. Обретение вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела – искусство бальзамирования. В царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед Осирисом, чтобы обрести вечную жизнь. В жизни же земной египтянин поклонялся живому воплощению Ра – фараону.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта. Египтяне полагали, что фараон – это живое подобие Солнца и после смерти он плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью. Они верили, что Осирис – царь подземного царства, Исида – покровительница плодородия и материнства, а Маат – богиней истины и порядка. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 - ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными.

Культовая архитектура

Яркое представление об архитектуре дают пирамиды - царские усыпальницы с поминальными храмами, в окружении гробниц вельмож. Они свидетельствуют об обожествлении правителя (фараона) и о важнейшей роли представлений о загробной жизни, которой египтяне отводили более важную роль, чем жизни земной. Сооружение пирамид есть яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу фараона (царя), распространявшуюся на подданных и после его смерти.

Средством для сохранения тело умершего было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице – пирамиде.

Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек обладает вечной жизненной силой «Ка» – бессмертие. Оно приобретается при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Пирамиды сооружали крестьяне в периоды наводнений и засухи, свободные от полевых работ. Работа на постройке пирамиды была религиозной обязанностью. Пирамида была моделью космоса и имела строгие геометрические формы. Погребальный обряд отражал мифологические представления о мире.

В III-II тыс. до н.э. пирамиды и храмы (постройки для богов) строились из камня. Самая ранняя из египетских пирамид – пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад, ступенчатая и возвышающаяся, как лестница, к небу. Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее впечатляют - высота 147 м, площадь – около 55000 кв. м.

Вблизи пирамид строили храм мертвых для погребальных обрядов. Другие храмы посвящали божествам, особенно чтимым фараоном. Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов - каменное изображение существа с телом льва и головой человека – фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Древнейшие египетские пирамиды по праву считаются одним из семи чудес света.

 

Письменность и литература

Уже в период Древнего царства фараон, опираясь на разветвленный бюрократический аппарат, регулировал общие хозяйственные отношения в условиях ирригационного земледелия. Особую роль в этом играла письменность, без которой было бы невозможно вести огромное хозяйство. Богу Тоту приписывается создание всей духовной жизни Древнего Египта. Писцы считали его своим покровителем, а иероглифы или пиктографическое письмо – объектом религиозного почитания. Пиктографическое письмо в виде иероглифов было культовым и использовалось в качестве атрибута власти.

Иероглифы (рисуночные знаки) использовались в Египте с 3000 года до н. э. Скорописная форма египетского письма, возникшая в VIII - VII веках до н. э., стала официальным письмом Египта. Вначале каждый иероглиф соответствовал слову или даже целому понятию. Письменный текст представлял собой комбинацию из идеограмм (знаков, обозначавших понятия) и фонограмм (знаков, обозначавших звуки). Иероглифы писали чернилами с помощью тростниковой палочки на свитках изготовляемых из папируса. Знаки располагали горизонтально справа налево.

Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н.э. Для Древнего Египта характерен уникальный жанр литературы, тесно связанный с культурой пирамид, – книги мертвых. Это религиозные тексты на папирусе, помещавшиеся в гробницы вместе с мумиями. Помимо папирусных свитков и надписей на стенах гробниц и саркофагах существовали и обрядовые тексты, передававшиеся из поколения в поколение в устной форме.

Художественная литература представлена различными жанрами - это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести. Одно из самых отвлеченных абстрактных сочинений древнеегипетской литературы – «Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием.

Искусство

В Древнем Египте были выработаны такие классические архитектурные формы, как пирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобразительного искусства, как скульптура, рельеф, монумент, живопись. Хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым.

Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска. Такая же условность и постоянство характерны для других пластических видов искусства.

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах, словно застывшие в веках. Скульптура Древнего царства отличается острым реализмом, огромной внутренней энергией. Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской, инкрустацией глаз горным хрусталем и эбеновым деревом.

Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом. Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Части человеческой фигуры – голова, плечи, ноги, руки – могли изображаться в разных плоскостях. Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Всем фигурам присуща величавая неподвижность и надмирное спокойствие.

Своего расцвета древнеегипетская скульптура достигла в XIV веке до н.э. Лучшее, что было создано в этот период, – скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Портрет Нефертити, в высокой короне из раскрашенного известняка, стал символическим изображением Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством тонких черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок.

Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие существовали один и тот же стиль, одна и та же религия и одно и то же искусство. Застойный характер древнеегипетского общества определил единообразный тип древнеегипетского искусства и культуры. Характерными их чертами были утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.

Научные предзнания

Определенных успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Среди научных достижений того времени – солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины. Различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме.

Развитие математики выразилось в вычислении поверхности шара и полушария, в определении площади круга, в вычислении объема усеченной пирамиды. Были изобретены древнейшие в человеческой истории водяные и солнечные часы. В начале III тыс. до н.э. в Древнем Египте был изобретен папирус для письма, который затем получил распространение и в других государствах Средиземноморья.

Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов и, по некоторым сообщениям, проводили много лет у них в ученичестве. Но с той же степенью постоянства, с какой эта культура приводила при ознакомлении с ней в изумление своей глубиной и основательностью, она внушала священный трепет одним и вызывала непонимание, отторжение у других.

Социальная культура

Иерархическое устройство загробной жизни точно отражало социальную организацию повседневной жизни. Гробницы жен фараонов и высокопоставленных чиновников располагались вокруг пирамиды фараона, чтобы и после смерти приближенные находились рядом с ним. По представлениям египтян, в загробном мире так же, как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством.

Египтяне верили в загробную жизнь и были убеждены в том, что в момент смерти рождается новая жизнь человека. Для продолжения жизни «усопшего» потомки должны были совершать обряды и жертвоприношения. В противном случае он либо окончательно умирал, либо мог вернуться в этот мир, чтобы вредить живущим. Поэтому в гробнице находилось все необходимое для жизни в потустороннем мире: еда, напитки, инструменты, украшения или их изображения.

В периоды Древнего и Среднего царств в Египте моральные понятия типа «добро» и «зло» были малоубедительны. Главными определениями человека было «толковый» или «глупый». Существовала уверенность в том, что справедливость заключается в свершении больше положенного, а несправедливость осуждалась как минимальное исполнение долга. Между Средним царством и империей, в период войн и набегов кочевых племен, проявляется тяга к безопасности. Тревожный коллективизм начинает вытеснять самонадеянный индивидуализм.

Ключевым словом для определения человека становится его «молчаливость», что подразумевает хладнокровие, пассивность, спокойствие, смирение, подчинение, покорность. Новое фаталистическое мироощущение выражает себя в идее божественной воли, господствующей над человеком. Ощущение личной неудачи приводит к формированию у человека чувства вины за свою ущербность и греховность. Подобная виновность связывается главным образом с нарушениями ритуала, а не с моральными проступками.

 

Вопросы и задания для контроля:

1. Какая идея выступает архетипом (кодом) древнеегипетской культуры?

2. Выделите термины, отражающие сущность культуры Древнего Египта.

3. Постройте системную модель древнеегипетской культуры.

 

 

megaobuchalka.ru


Смотрите также