Древнегреческие мифы прошли сквозь века, и дошли до наших дней как величайший кладезь мудрости и глубокого философского смысла. Именно культы и божественные фигуры древнегреческой культуры вдохновили первых античных скульпторов на создание своих великолепных шедевров, покоривших ценителей искусства по всему миру.
До сих пор в разных уголках планеты представлены уникальные скульптурные изваяния различных греческих Богов, многие из которых в свое время были предметом поклонения и признаны настоящими шедеврами мировой скульптуры. Рассмотрим особенности скульптурного изображения Богов Древней Греции и вспомним самые знаменитые работы великих мастеров.
Статуи Зевса
Зевс — Бог неба и грома. Древние греки считали Зевса царем всех Богов и поклонялись ему как самому могущественному божественному существу. Его имя часто сопоставляют с именем его римского эквивалента Юпитера.
Зевс – младший из детей Кроноса и Реи. В классической мифологии считается, что Зевс был женат на богине Гере, и в результате этого союза на свет появились Арес, Геба и Гефест. Другие источники его супругой называли Диону, а Илиада утверждает, их союз увенчался рождением Афродиты.
Зевс печально известен своими эротическими выходками. Это привело к появлению многочисленных божественных и героических потомков, включая Афину, Аполлона, Артемиду, Гермеса, Персефону, Диониса, Персея, Геракла и многих других.
Традиционно даже Боги, не имеющие прямого отношения к Зевсу, уважительно обращались к нему как отцу.
Фото: источник
Скульптурные изображения Зевса всегда сочетаются с его классическими символами. Символы Зевса — это молния, орел, бык и дуб. Скульпторы всегда изображали Зевса могучим мужчиной средних лет с густой бородой, который в одной руке удерживает молнию, оправдывая свое звание громовержца.
Фигура Зевса изображается обычно довольно воинственной, так как известно, что именно он считается организатором кровопролитной Троянской войны. Одновременно с этим лицо Зевса всегда излучает благородство и добродетель.
Самая знаменитая статуя Зевса была воздвигнута в V веке до нашей эры в Олимпии и считается одним из Семи чудес света. Гигантская скульптура была изготовлена из золота, дерева и слоновой кости и поражала современников своими невероятными масштабами.
Статуя изображала Зевса, величественно восседающим на огромном троне. В левой руке он удерживал большой скипетр с орлом, в то время как во второй руке у него была миниатюрная скульптура богини победы Ники. Трон был украшен многочисленными барельефами и фресками, изображающими львов, кентавров, подвиги Тесея и Геракла. Могучий Зевс был облачен в золотые одежды и воспет многочисленными современниками во многих литературных и исторических свидетельствах.
К сожалению, последнее упоминание об этой статуе датируется V веком н. э. Третье чудо света согласно историческим данным было уничтожено пожаром в 425 году.
Статуи Посейдона
Посейдон в древнегреческой мифологии считается одним из верховных морских богов. Наряду с Зевсом и Аидом, Посейдон входит в тройку могущественных богов-олимпийцев. Согласно мифам, Посейдон со своей женой богиней Амфитритой и сыном Тритоном обитают в роскошном дворце на дне океана, окруженные различными морскими мифическими существами и божествами.
Могущественный и великий Бог моря Посейдон вдохновил многих скульпторов на создание великих статуй и барельефов. Одно из самых знаменитых и признанных изваяний Посейдона «Посейдон с мыса Артемисион» — бронзовая античная эллинистическая статуя.
Фото: источник
Обнаружена была статуя в Эгейском море у мыса Артемисион и поднята на поверхность как одно из величайших сохранившихся до наших дней наследий античности. Скульптура изображает Посейдона в полный рост, замахивающегося чтобы метнуть оружие, которое так и не было найдено. Ученые предполагают, что это трезубец.
Также многочисленные статуи и скульптуры Посейдона можно встретить на улицах старинных европейских городов – Копенгагена, Флоренции, Афин и т.д. Однако наибольший художественный отклик этот Бог получил при создании фонтанов. В мире насчитывается сотни великолепных скульптурных фонтанов, в центре художественной композиции которых присутствует Посейдон, окруженный рыбами, дельфинами, змеями и морскими чудовищами.
Статуи Деметры
Великая Олимпийская Богиня Деметра считается богиней плодородия, сельского хозяйства, зерна, и хлеба. Это одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона, покровительствующее земледельцам. Богиня Деметра, как и многие другие греческие божества, имеет две стороны – темную и светлую.
Согласно легендам и мифам, ее дочь Персефону похитил бог подземного царства и родной брат самой Деметры, Аид, сделав ее своей женой и царицей царства мертвых. Разгневавшись, Деметра послала на Землю голод, который стал забирать жизни людей. Однако одумавшись и смилостивившись, она же послала людям героя Триптолемоса чтобы научить их тому, как правильно обрабатывать землю.
Фото: источник
В скульптурном и художественном воплощении Деметра изображается как женщина средних лет, обычно коронованная и удерживающая в одной руке пшеничные колосья, а в другой горящий факел. Самая знаменитая Статуя богини Деметры сегодня хранится и выставляется в музеях Ватикана. Это мраморное изваяние лишь копия греческой статуи римского периода 430-420 гг. до н.э.
Богиня изображена величественной и спокойной и облачена в традиционный древнегреческий наряд. Фигура приобретает особую монументальность благодаря симметрично распределенным концам напуска хитона.
Статуи Аполлона
Аполлон — один из самых важных и почитаемых Олимпийских божеств в классической греческой и римской религии и мифологии. Аполлон был сыном Зевса и титаниды Лето и братом близнецом Артемиды. Согласно легенде, Аполлон стал олицетворением Солнца и света, в то время как его сестра Артемида ассоциировалась у древних греков с луной.
В первую очередь Аполлон считается богом света, а также покровителем музыкантов, деятелей искусства и врачей. Как покровитель Дельфы, Аполлон был оракулом — пророческим божеством. Несмотря на многочисленные добродетели бога Аполлона, он также описывался как бог, который мог принести плохое здоровье и смертельную чуму.
Фото: источник
Одна из самых известный скульптур Аполлона — Аполлон Бельведерский. Эта мраморная скульптура – точная копия бронзового прототипа, который был создан древнегреческим скульптором Леохаром в 330—320 гг. до н. э. Скульптура изображает бога в образе молодого стройного юноши, который предстает перед зрителями полностью обнаженным.
Опорой для правой руки бога служит ствол дерева. Лицо юноши изображает решительность и благородство, взгляд устремлен вдаль, а рука простирается вперед. Сегодня скульптура «Аполлон Бельведерский» выставляется в музеях Ватикана.
Статуи Артемиды
Артемида была одной из самых почитаемых древнегреческих богинь. Ее римский эквивалент – носит имя Диана. Гомер упоминает ее под именем Артемида Агротера как «покровительницу дикой природы и хозяйку животных». Аркадийцы считали, что она дочь Деметры и Зевса.
Однако в классической древнегреческой мифологии Артемиду обычно описывали как дочь Зевса и Лето, а также сестру-близнеца Аполлона. Она была эллинской богиней охоты и диких животных. При этом именно Артемиду древние греки считали покровительницей молодых девушек, хранительницей девственности и помощницей в родах.
Фото: источник
В скульптурных воплощениях Артемида часто изображалась как охотница, несущая лук и стрелы. Главными символами Артемиды считались кипарис и олень. Самая знаменитая в мире скульптура, посвященная богине Артемиде — Диана Версальская или Диана-охотница. Эта мраморная статуя была выполнена в I или II вв. до н. э. неустановленным точно раннеэллинистическим скульптором. Скульптура изображает молодую стройную девушку с убранными наверх волосами и облаченную в классическое короткое греческое одеяние.
Статуи Афродиты
Афродита — древнегреческая богиня любви, красоты, удовольствия и продолжения рода. Она отождествляется с планетой Венера, которая названа в честь римской богини Венеры, считающейся прообразом Афродиты в римской мифологии.
Основные символы Афродиты — мирты, розы, голуби, воробьи и лебеди. Культ Афродиты был в значительной степени основан на культе финикийской богини Астарте (шумерская культура). Основными культовыми центрами Афродиты были Кипр, Коринф и Афины. Она также была богиней-покровительницей проституток, что заставило ученых на протяжении некоторого времени предлагать концепцию «священной проституции». В настоящее время эта концепция считается ошибочной.
Самое знаменитое скульптурное изваяние Афродиты – прославленная на весь мир статуя Венеры Милосской. Предположительно фигура была создана около 300 г. до н. э. неизвестным ныне скульптором.
Фото: источник
Весной 1820 г. греческий крестьянин с острова Милос выкопал эту великолепную скульптуру молодой и красивой девушки в своем огороде. Чтобы подчеркнуть, что Афродита – это богиня любви, ее фигура изображена мастером невероятно женственной и привлекательной. Особенностью этого великолепного творения стало отсутствие рук.
После длительных споров, реставраторы приняли решение, что не будут восстанавливать руки красавицы и оставят Венеру в неизменном виде. Сегодня эта великолепная скульптура, выполненная из белоснежного мрамора, выставляется в Лувре и ежегодно привлекает сотни тысяч туристов со всего мира.
Статуи Гермеса
Гермес – один самых молодых среди олимпийских богов. Он считается сыном Зевса и Плеяды Майи. Гермес достаточно противоречивій бог. С одной стороны он считается богом торговли, прибыли, ловкости и красноречия, однако по легенде ему не было равных в воровстве и обмане. Согласно знаменитому мифу, свое первое воровство Гермес совершил еще в младенческом возрасте.
Миф рассказывает, что он убежал из колыбели и угнал целое стадо коров, которое на тот момент пас Аполлон. Чтобы коров и его не вычислили по шагам на песке, он привязал к копытам животных ветки деревьев, которые и убрали все следы. Также Гермес покровительствует ораторам и глашатаям, и считается богом магии и алхимии.
Фото: источник
Пожалуй, самой знаменитой и талантливой работой скульпторов по отображению образа Гермеса стала статуя из паросского мрамора «Гермес с младенцем Дионисом». Фигура была обнаружена Эрнстом Курцием в 1877 году при раскопках храма Геры в Олимпии. Первое, что удивляет зрителя при взгляде на статую – ее огромные размеры. Вместе с подиумом высота статуи составляет 370 см.
Еще одна великолепная скульптура, посвященная этому богу — Гермес Бельведерский. Долгое время эту скульптуру путали со статуей Антиноя. Статуя изображает белоснежную фигуру обнаженного молодого мужчины, который склонил голову. С плеча его небрежно спадает традиционная для греков накидка. До сих пор многие ученые считают, что скульптура Гермеса Бельведерского в мраморе – это всего лишь копия утраченного бронзового оригинала.
Статуи Диониса
Дионис – в древнегреческой мифологии это младший из богов-олимпийцев, бог вина и покровитель виноделия. Второе имя этого божества Бахус. Интересно, что кроме виноградарства, Дионис также покровительствовал театру и считался богом вдохновения и религиозного экстаза. Обряды, связанные с почитанием Диониса, всегда сопровождались реками выпитого вина, неистовыми танцами и захватывающей музыкой.
Считается, что Дионис родился от порочной связи Зевса и Семелы (дочери Кадма и Гармонии). Узнав о беременности Семелы, супруга Зевса Гера разгневалась и переселила девушку подальше от Олимпа. Однако Зевс все-таки нашел тайную возлюбленную и вырвал у нее из живота ребенка. Далее этот малыш был подшит в бедро Зевса, где он его успешно и выносил. Таким необычным способом, согласно греческим мифам появился на свет Дионис.
Фото: источник
Самую известную статую Диониса создал величайший скульптор с мировым именем – Микеланджело. Стремясь подчеркнуть особенности личности, мастер изобразил Диониса обнаженным с чашей в руке. Его волосы украшены виноградом и лозой. Рядом же с главным героем Микеланджело расположил Сатира, который неизбежно преследует людей, страдающих различными зависимостями, в том числе и алкоголизмом.
Мифы и легенды Древней Греции оказали решающее значение в создании уникальных скульптурных композиций по всему миру. Все перечисленные выше шедевры мировой скульптуры следует обязательно посетить и увидеть своими глазами.
источник обложки
www.gessostar.ru
Влияние мифологии на скульптуру Древней Греции
Влияние мифологии на скульптуру Древней Греции
Содержание
Введение
. Общая характеристика древнегреческой культуры
. Основные темы древнегреческих мифов
. Отражение мифов в скульптуре Древней Греции
.1 Гомеровский период
.2 Архаика
.3 Классический период
.4 Эллинизм
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы: Искусство многих стран и народов основано на мифах, так как мифы выражают представления людей о мироустройстве. Часто произведение искусства невозможно понять без знания мифологии, особенно если это искусство античное. Вся культура Древней Греции была основана на мифах, которые отражали представления человека о создании мира, природных явлениях, человеческих чувств и эмоций, зарождение и угасании жизни.
Видом искусства, наиболее впитавшим в себя мифологические идеалы, является скульптура, так как в основном в ней запечатлелись олимпийские боги.
В нашей стране огромное количество музеев хранят произведения искусства, имеющую тесную связь с древнегреческой мифологией. Интерес к этим произведениям и, в частности, к скульптуре постоянно растет, поэтому я считаю изученную тему реферата актуальной и востребованной.
Целью работы: выявление влияния мифологии на скульптуру Древней Греции.
Задачи реферата: рассмотреть такие вопросы как, общая характеристика древнегреческой культуры, основные темы древнегреческих мифов и отражение мифов в скульптуре Древней Греции.
1. Общая характеристика древнегреческой культуры
Древнегреческая культура сформировалась на базе специфической цивилизации, причудливо сочетавшей в себе свободу и рабство. Рабство не было изобретением античности. Однако в своем развитии античная цивилизация все больше отходила от патриархальной формы рабства, а при достижение ею зрелой формы в классический период рабы стали главной производительной силой греческого общества. Но свободный человек и раб в античности были не только экономическими и социальными субъектами. Именно у греков свобода впервые начинает пониматься как одна из высших ценностей.
Отличительная особенность греческого государственного устройства состояла в том, что, несмотря на тесные культурные и торговые контакты, полисы (города-государства) обладали хозяйственной и политической самостоятельностью. Экономической основой античного города-государства являлся обмен продукцией сельского хозяйства, многие горожане были земельными собственниками. Интенсивно развивались также ремесло и судоходство. Античный полис был политическим, торгово-экономическим, религиозным и художественным центром. Основные культурные сооружения располагались в нем вокруг главной городской площади - агоры.
Древняя Греция знала такие формы политического правления, как власть царей, главенство аристократии и тирания. Однако именно демократия стала тем бессмертным созданием греческой цивилизации, которое определило ее своеобразие и к которому позже обратили свои взоры прогрессивные деятели новоевропейской культуры. Античная демократия была первой в истории попыткой претворения в жизнь идеала равноправного участия людей в управлении государством независимо от их социального и имущественного положения. Но она имела ограниченный характер, поскольку гражданство являлось привилегией хотя и достаточно широких, но все же, далеко не всех слоев общества. Древнегреческая демократия не препятствовала утверждению института рабства, колонизации чужих земель, но смягчала узы рабовладения.
Греки были убеждены, что человек - это существо политическое. «В глазах этого народа два только занятия отличали человека от скота и грека от варвара: интерес к общественным дедам и изучение философии» (И. Тэн). Жизнь грека имела цену и смысл, прежде всего, в связи с его служением полису. Несмотря на большую значимость личного начала, главной ценностью оставалась «община». Полис всесторонне регулировал жизнь граждан и одновременно полностью контролировался ими. Полисное сознание определяло и нравственные идеалы греков, которые, находясь на подъеме, больше всего ценили такие качества, как долг, честь, слава.
Противопоставление чувственности и мышления в античности только зарождалось, и можно говорить о доминировании в Древней Греции синтетического мировоззрения, где чувства и разум находились в гармоническом единстве. Такое равновесие приводило к тому, что земное, чувственное дистанцировалось от разгула и порочности, но в то же время не уничтожалось во имя чисто духовных идеалов. Гарантом сохранения искомой гармонии выступала воля. Умение контролировать свои чувства и поведение стало важной чертой греческого характера.
Однако рядом с желанием подчинить чувства воле, упорядочить мир уживалось стремление выйти за эстетически законченные структуры бытия и добиться необходимой для психической и творческой перестройки личности раскрепощенности. Эта сторона древнегреческой культуры связана в первую очередь с культами Деметры и Диониса. Намеченные противоположности мировосприятия и жизнеруководства древних греков были охарактеризованы немецким философом Ф. Ницше как рациональное и чувственное начала античной культуры.
Природа наделила этот предприимчивый народ пытливым умом. Греки были мастерами точной формулировки, ясной конструкции, убедительного довода, изобретателями искусства речи и спора, гениями риторики и диалектики. Они отделили интеллектуальную сферу, как от религии, так и от повседневной жизни. Их интересовало знание само по себе, часто независимо от его практической применимости. У греков отмечается особая способность извлекать максимальные эвристические возможности из рассуждения, мыслительных операций при минимальном обращении к опыту.
Грекам, как ни одному другому народу, было присуще стремление выразить даже самую отвлеченную идею в зримом, осязательном образе («эйдетическое» свойство). Греческая духовная культура носила пластичный, телесный характер, сосредоточивалась на выявлении формы бытия вещей. Этим можно объяснить расцвет древнегреческой пластики, возникновение натурфилософии. Греки восхищались человеческим телом, но это был культ гармоничного, здорового тела, которое органично сочеталось с духовным совершенством и волевой активностью личности-гражданина. Тело - это не только объемная пластика мускулов но и гордая осанка, величественный жест. Физическая культура, оформляющая тело, была важнейшей частью воспитания. Многочисленные гимнасионы с залами и банями рассматривались как важные общественные сооружения. Любование телом человека вдохновляло на создание произведений искусства, заполняло досуг (спортивные зрелища).
В древнегреческом искусстве ярко проявился интерес к форме. К примеру, живописцы изображали не само пространство, а фигуры в пространстве. В архитектуре внешний облик храма преобладал над интерьером.
Культ меры, гармонии пронизывал все греческое мировосприятие. Вселенную греки считали целесообразным целым, внутренне упорядоченной системой, которая отрицает хаос. Человек в их представлении гармонично вписывался в картину космоса, был соразмерен природе. Такое отношение к окружающему миру дало древнегреческой культуре важную точку всеобщей опоры: на познание и приумножение гармонии мира направлялась творческая созидательная энергия. Не случайно ведущими эстетическими категориями у греков становятся красота, мера, гармония. Отсюда - соразмерность частей художественного произведения, обязательное наличие центрального момента, симметричное расположение и согласованность основных частей и дополнительных деталей, обозреваемость размеров, органичное единство всех элементов, чувство стиля.
Равноправие и творческие наклонности граждан полисов, постоянно боровшихся за влияние, предопределили такую особенность греческой культуры, как состязательность. Соревновались атлеты во время спортивных игр, спорили за победу хоры и поэты, добивались первенства в искусстве красноречия ораторы. Спор-состязание отрабатывался в философских диалогах Платона. В искусстве прослеживается борьба за пальму первенства различных школ и отдельных художников.
2.Основные темы древнегреческих мифов
Много-много веков назад на Балканском полуострове поселился народ, который впоследствии стали называть греками. В отличие от современных греков, мы называем тот народ древними греками, или эллинами, а их страну - Элладой.
Эллины оставили народам мира богатое наследство: величественные здания, которые до сих пор считаются красивейшими в мире, прекрасные мраморные и бронзовые статуи и великие произведения литературы, которые люди читают и сейчас, хотя они написаны на языке, на котором давно уже никто не говорит на земле. Это «Илиада» и «Одиссея» - героические поэмы о том, как греки осаждали город Трою, и о скитаниях и приключениях одного из участников этой войны - Одиссея. Эти поэмы пелись бродячими певцами и созданы около трёх тысяч лет назад. От древних греков остались нам их предания, их древние сказания - мифы.
Мифы создавались тогда, когда эллины еще не знали грамоты; складывались постепенно, в течение нескольких веков, передавались из уст в уста, из поколения в поколение и никогда не были записаны как единая цельная книга. Мы знаем их уже из произведений древних поэтов Гесиода и Гомера, великих греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и писателей более поздних эпох.
По мифам можно воссоздать картину мира, как представляли его себе древние греки. Мифы рассказывают, что сначала мир населяли чудовища и великаны: гиганты, у которых вместо ног извивались огромные змеи; сторукие, громадные, как горы; свирепые киклопы, или циклопы, - с одним сверкающим глазом посреди лба; грозные дети Земли и Неба - могучие титаны. В образах гигантов и титанов древние греки олицетворяли стихийные могучие силы природы. Мифы рассказывают, что впоследствии эти стихийные силы природы были обузданы и покорены Зевсом - божеством неба, Громовержцем и Тучегонителем, который установил порядок в мире и стал владыкой вселённой. На смену титанам пришло царство Зевса.
В представлении древних греков боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми. Греческие боги ссорились и мирились, постоянно вмешивались в жизнь людей, принимали участие в войнах. Каждый из богов занимался каким-то своим делом, «заведовал» определённым «хозяйством» в мире. Эллины наделяли своих богов человеческими характерами и склонностями.
Среди богов греки считали вождем Зевса. По верованиям греков, семья Зевса - его братья, жена и дети делили с ним власть над миром. Супруга Зевса, Гера, считалась хранительницей семьи, брака, домашнего очага. Брат Зевса, Посейдон, владычествовал над морями; Гадес, или Аид, правил подземным царством мертвых; Деметра, сестра Зевса, богиня земледелия, ведала урожаями. У Зевса были дети: Аполлон - бог света, покровитель наук и искусств, Артемида - богиня лесов и охоты, Афина Паллада, родившаяся из головы Зевса, - богиня мудрости, покровительница ремёсел и знаний, хромой Гефест - бог кузнец и механик, Афродита - богиня любви и красоты, Арес - бог войны, Гермес - вестник богов, ближайший помощник и наперсник Зевса, покровитель торговли и мореплавания.
Мифы рассказывают, что эти боги жили на горе Олимп, всегда закрытой от глаз людей облаками, питались «пищей богов» - нектаром и амброзией. Люди на земле обращались к богам - к каждому по его «специальности», воздвигали им отдельные храмы и, чтобы умилостивить их, приносили дары - жертвы.
Кроме мифов о богах, у древних греков были мифы о героях. Древняя Греция не была единым государством, она вся состояла из маленьких государств-городов, которые часто воевали между собой, а иногда вступали в союз против общего врага. У каждого города, у каждой области был свой герой Героем Афин был Тезей, отважный юноша, защищавший родной город от завоевателей и победивший в поединке чудовищного быка Минотавра, которому отдавались на съедение афинские юноши и девушки Героем Фракии был знаменитый певец Орфей. У аргивян героем был Персей, убивший Медузу, один взгляд которой превращал человека в камень.
Постепенно, когда произошло объединение греческих племен и греки стали сознавать себя единым народом - эллинами, появился герой всей Греции - Геракл. Был создан миф о путешествии, в котором участвовали герои разных греческих городов и областей, - о походе аргонавтов за золотым руном.
Геракл - это образ народного богатыря. В мифах о двенадцати подвигах Геракла древние греки рассказывают о героической борьбе человека с враждебными силами природы, об освобождении земли от страшного господства стихий, об умиротворении страны. Воплощение несокрушимой физической силы, Геракл является в то же время образцом мужества, бесстрашия, воинской отваги.
В своих мифах эллины проявили замечательное чувство красоты, художественное понимание природы и истории. Мифы Древней Греции вдохновляли поэтов и художников, скульпторов и архитекторов того времени.
3.Отражение мифов в скульптуре Древней Греции
Древнегреческая <#"justify">Монументальная скульптура гомеровской Греции не сохранилась. Судить о ней можно по описаниям древних авторов. Представляли её деревянные статуи, лишь в самых грубых формах воспроизводившие человеческое тело, так называемые ксоаны. Подобные изваяния могли украшаться металлическими деталями одежды и оружия.
Из скульптуры этого времени до нас дошли только произведения мелкой пластики, в основном культового характера. Это статуэтки, изображающие богов или героев. Нередко они, также, как и сосуды, украшались росписью. Создавались они из терракоты, слоновой кости или бронзы. Среди них есть не только человеческие изображения, но и изображения коня, кентавра <#"justify">В связи с этим претерпела изменения старинная религия, служившая идеологической основой греческого аристократического государства. Боги становились покровителями ремесел и искусств. Соблюдение их культа требовало роскошных, художественно оформленных храмов и стало обязанностью каждого гражданина.
В начале периода архаики скульптура ещё не занимала столько значительного места, как в классическом греческом искусстве. Ее опережала архитектура, опиравшаяся на уже имеющиеся достижения прошедших веков.
В размещении скульптурного декора, которым украшались фронтоны и фризы храмов, соблюдалась симметрия.
Фронтонные композиции создавались с акцентом на центральную фигуру, которая была много крупнее прочих, угловые персонажи обычно меньше, что обусловлено подчинением скульптуры архитектуре. Так, на рельефах дорического храма Артемиды, покровительницы охоты и божества луны, на о. Корфу в центре была изображена во всю высоту фронтона побежденная Персеем горгона Медуза (Рис. 1), а по углам - значительно меньших размеров эпизоды из Троянской войны.
Рис. 1- Фронтон храма Артемиды
Композиции рельефов, украшающих в дорических храмах метопы, видоизменялись в зависимости от их местоположения: изображения на размещенной по центру фриза метопе отличались строгой симметрией, на крайних рельефах было больше движения, фигуры в центре неподвижны. Такова метопа на храме в Селинунте (Рис. 2), где в рельефе с Персеем, убивающим Медузу, действие энергично нарастает от неподвижно стоящей богини Афины к решительному движению Персея, а от него к экспрессивному полету горгоны.
Рис. 2 - Метопа из храма в Селинунте. 2-я половина 6 в. до н.э
Персей, сын Данаи и Зевса, был послан жестоким царем Полидектом за головой горгоны Медузы. Персей должен был достичь западного края земли, страны, где царили богиня Ночь и бог смерти Танат и где жили ужасные горгоны, крылатые, покрытые медной чешуей женщины со змеями вместо волос, взгляд которых обращал все живое в камень. На помощь Персею явились посланник богов Гермес и любимая дочь Зевса воительница Афина. Афина дала Персею медный щит, такой блестящий, что все в нем отражалось как в зеркале, а Гермес дал свой острый меч и указал путь к горгонам. Быстро понесся по воздуху Персей к острову, на котором жили горгоны, и застал их спящими. Гермес указал ему на горгону Медузу, единственную из трех смертных. Персей, глядя в щит, отрубил ей голову и спрятал в сумку, а затем, никем не увиденный, отправился назад. Голову горгоны он отдал Афине, и она укрепила ее у себя на груди.
Все композиции архаики были посвящены, как правило, схваткам: богов и героев со страшными чудовищами, греков с троянцами, богов с гигантами. Разносюжетные сцены объединяла тема борьбы, охватившая все сферы мира и созвучная напряжению архитектурных форм. Сущность этих скульптурных композиций заключалась прежде всего в пластическом воплощении человеческой мощи, побеждающей темные силы.
Несмотря на попытки мастеров создавать сложные композиции и динамичные сцены, искусство архаики, при всей жизненности образов, было в своих формах условным и характеризовалось симметрией размещения, преобладанием пухлых форм, разновеликостью фигур в рельефах, скованностью в изображении человека, плоскостными необъемными фигурами, архаическими условными улыбками, миндалевидными глазами, орнаментальной трактовкой волос.
Данному периоду в искусстве было свойственно в изображении статичные обнаженные юноши (куросы) и девушки, изящно задрапированные в складки одежды (коры), лица которых освещала загадочная архаическая улыбка.
.3 Классический период
В начале V века до н. э. в греческой скульптуре одновременно с обобщением образа, его большей ясностью и дальнейшим развитием связи скульптуры с архитектурой возникает особый интерес к максимально правдивой передаче движения. Стремление прямолинейно передать натуру даже порождает угловатость форм, разрушающую гармонию статуй конца архаики. Лишь со временем искусство классики придёт к новой гармонии и цельности.
Прекрасен рельеф «Трона Людовизи» - алтаря богини Афродиты ок. 460 года (Рим, Национальный музей), изображающий рождение Афродиты <#"214" src="doc_zip3.jpg" />
Рис. 3 - Рельеф алтаря богини Афродиты
Когда Крон <#"263" src="doc_zip4.jpg" />
Рис. 4 - Статуя Аполлона с кифарой
Вершиной в передаче внутренней «пластической жизни» статуи явилось творчество Фидия, после чего дальнейшее развитие стало просто невозможным. Это был предел совершенства в границах стиля высокой классики. Хотя из произведений самого Фидия, создавшего прославленные статуи Зевса Олимпийского, одного из «семи чудес света», и Афины-Парфенос (Девственницы), ничего не сохранилось, уцелевшие остатки скульптур Парфенона позволяют судить о стиле великого мастера. Эти фрагменты - торсы без рук и голов - живут и сегодня в сложной трехмерной пластике, поражая своей внутренней энергией. У Фидия идеальное содержание скульптуры выражалось не в портрете, а в пластике обнаженного тела, в движении драпировок.
Греческое искусство V в. до н.э. своим богатством и совершенством отразило внутренний расцвет общества, его породившего. Простота, изящество, монументальность и гармоничность форм явились его самыми характерными чертами.
Рис. 5- Фидий. Торс богини с западного фронтона Парфенона
В украшении Галикарнасского мавзолея рельефами на темы состязания колесниц, схваток греков с амазонками (Рис.-6), мифического племени лапифов с кентаврами принимал участие Скопас, который, наряду с Праксителем, был одним из самых выдающихся скульпторов времени поздней классики. Эти скульпторы работали в разной манере, но придерживались одного взгляда.
Рис. 6 - Скопас. Битва греков с амазонками. Деталь рельефа Галикарнасского мавзолея
Скопас создавал динамичные, полные движения и экспрессии статуи, показывая человека в момент высшего напряжения его душевных и физических сил. Его танцующие Менады (Рис.-7), спутницы Диониса, представляют собой вершину вакхического исступления, полного самозабвения под напором бурных эмоций.
Рис. 7- Скопас. Менада. Римская копия
Пракситель был певцом невозмутимого покоя, сторонником тонких эстетических наслаждений. Тема отдыха, покоя, мечтательной задумчивости определяла характер его творчества. Он создавал плавные, нежные, текучие формы. Дошедшая до нас в оригинале мраморная группа «Гермес с Дионисом» (Рис. -8) дает живое представление о стиле работ Праксителя. Она изображает Гермеса, которому было поручено отнести к нимфам на воспитание младенца Диониса, и он, делая короткую передышку, играет с ребенком кистью винограда. Пракситель отразил в статуе свою любовь к «нежной форме» и смоделировал мужское тело так, что оно обрело нежную пластику, подобную женской. Недаром Пракситель раскрашивал у своих статуй волосы, лица и зрачки. Мрамор тонировался подкрашенным воском, который под действием температуры пропитывал его поверхность, создавая эффект цветного мрамора, без слоя краски, как это было принято в эпоху архаики. Пракситель прославлял идеальную человеческую красоту, изображая своих персонажей молодыми, здоровыми, цветущими. Старческий и младенческий возрасты представлялись ему несовершенными, поэтому и младенца Диониса он изобразил в виде уменьшенной в размерах статуэтки взрослого, несмотря на большое тяготение к реализму в своем творчестве.
Рис. 8 - Пракситель. Гермес с Дионисом
Раздробленность греческих городов привела во второй половине IV в. до н.э. к завоеванию их Македонией и установлению монархии сначала Филиппа, а затем Александра Великого.
.4 Эллинизм
древнегреческий миф скульптура статуя
Греко-македонская колонизация привела к возникновению совершенно новой культуры позднеантичного мира - эллинизма, что означает «уподобляться эллинам».
Хронологически эллинизм охватывает исторический период от смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. и распада империи на отдельные государства до 31 г. до н.э. - года присоединения Египта к Римской империи. Таким образом, эллинизм охватил большой период времени, в течение которого греческая культура получила распространение на огромной территории от Италии до Индии.
Результатом «проникновения» эллинов стали новые формы искусства, сочетающие греческие и «варварские» принципы культуры. Восточное влияние в искусстве эллинизма проявилось прежде всего в декоративности. Не случайно поэтому общественные и культурные здания Александрии строились в коринфском стиле, создающем чрезвычайно богатый, пышный, нарядный образ.
Взаимодействие художественного стиля античного искусства с культурой стран Ближнего Востока выразилось и в гигантомании, как архитектурной, так и скульптурной.
Самым грандиозным сооружением эпохи эллинизма стал знаменитый Пергамский алтарь Зевса, тоже одно из «семи чудес света», построенный в знак победы Пергамского царства над варварами-галлами и ставший прообразом алтаря Отечества в Риме. Почти квадратный в плане Пергамский алтарь спереди открывался величественной лестницей. Высокое основание подиумов (прямоугольная платформа с лестницей), расположенных буквой «П», украшал большой горельефный фриз, расположенный не на антаблементе, как обычно, а на цоколе здания. Фриз изображал борьбу богов и гигантов, и ступени, по которым поднимались наверх к жертвеннику, служили также опорой каменным участникам яростной битвы (Рис. -9). Все сооружение увенчивалось ионическим портиком. В центре открытого прямоугольного пространства находился жертвенный алтарь.
Борьба олимпийцев с гигантами описывается в «Теогонии» Гесиода, где рассказывается, что могучая благодатная земля - Гея породила могучих грозных титанов, циклопов с одним глазом посреди лба и гекатонхейров, сторуких чудовищ с пятьюдесятью головами. Уран возненавидел своих детей и заключил их в недра земли. По наущению матери младший титан Кронос оскопил серпом Урана, чтобы прекратить его плодовитость, и занял место верховного бога. Опасаясь узурпации своей власти, Кронос повелел жене Рее приносить ему родившихся детей и проглатывал их. Новорожденного Зевса Рея спрятала у нимф на острове Крит, а Кроносу дала проглотить камень. Зевс вырос, возмужал, восстал против отца и заставил вернуть на свет проглоченных братьев и сестер. Водворившись на Олимпе, он начал борьбу с Кроном и титанами за власть над миром. Борьба длилась десять лет, пока на помощь олимпийцам не пришли сторукие. Побежденные титаны были низвергнуты в Тартар, где их стражами стали гекатонхейры.
Во всех скульптурных памятниках эпохи эллинизма запечатлен эмоциональный порыв, момент крайнего напряжения воли, неудержимое стремление вперед. Величайшим шедевром эллинистического искусства в плане передачи движения явилась статуя Ники Самофракийской, принадлежащей родосскому скульптору Харесу, который изобразил крылатую Нику в момент ее приземления на нос корабля. И прихотливые завихрения одежды, и мощные, распахнутые крылья создают впечатление только что завершившегося вихревого полета. В правой руке Ники была зажата труба, звучанием которой она возвещала морскую победу греков (Рис. -10).
Практически о любой скульптуре, созданной в этот период, можно сказать, что она наполнена внутренней экспрессией, динамикой и что она определяет кульминационный момент действия.
Самым характерным для эллинизма скульптурным произведением явился «Лаокоон» великого Агесандра и его сыновей Полидора и Афинодора дошедший до нас в римских копиях (Рис. -11).
Рис. 10 - Харес. Ника Самофракийская
Рис. 11- Лаокоон
Лаокоон был жрецом бога Аполлона в Трое и отговаривал троянцев ввозить в город огромного деревянного коня, найденного в стане якобы уплывших из-под стен Трои греков. Он считал, и совершенно справедливо, что в коне находятся греческие воины. В тот момент, когда он предсказывал троянцам гибель от коня, в море появились два чудовищных змея, стремительно плывущих к берегу. В ужасе разбежались троянцы, а змеи обвили Лаокоона и двух его сыновей и задушили их.
Вместе с тем в эпоху эллинизма получила развитие довольно безликая декоративная скульптура, изображающая Афродит, которых только по атрибутам (амур на дельфине) можно было не спутать с хорошо сложенной гречанкой. Самыми выдающимися из них были Афродита Милосская, изваянная великим Агесандром, и Афродита Медичи работы Клеомена. Академизмом, бездушным подражанием классическим формам отличались также статуи Лисиппа и Леохара.
В данный период огромное внимание уделялось внутреннему психологическому состоянию человечества, поэтому так часто в скульптуре изображалась внутренняя, духовная, физическая боль человека и его переживания. В этот период статуи имели колоссальные размеры, люди изображались разных возрастов. Скульпторы достигли высокого мастерства в изображении драпировки - тонкой шелковой ткани, под которой обрисовывается тело человека.
Заключение
Древнегреческая скульптура поистине обладает совершенно особенным очарованием и притягательностью. Еще в V в до н. э. греческие скульпторы настолько овладели мастерством передавать пластику и красоту человеческого тела, что сегодня остается лишь восхищаться подобным мастерством и сожалеть о том, что жившие задолго до нас поколения не смогли уберечь большую часть уникального скульптурного материала древности. Главным принципом гармонии греки считали спаянность тела и духа, точнее, единство их красоты. Внутреннее умиротворение находило свое отражение в полных спокойствия, силы и достоинства позах мраморных и бронзовых фигур.
Надо отметить, что боги, как в мифологии, так и в искусстве обладали типично человеческими чертами характера, как положительными, так и отрицательными. Естественно, скульпторы стремились отразить в их образах все, что входило в понятие идеала. Именно поэтому таким мудрым, грозным и одновременно добрым казался великий Зевс, сделанный Фидием в слоновой кости и золоте, не менее мудрой и прекрасной была Афина Парфенос, служившая олицетворением защиты для верующих. К сожалению, оба этих творения так же не дошли до наших дней, и мы судим о них только из тщательно составленных описаний и копий, скрупулезно созданных великими ценителями классического искусства - римлянами. Тем не менее, даже эти копии поражают своим великолепием и одухотворенностью. А запечатленные скульпторами образы действительно могут служить образцом для подражания не только в искусстве, но и в повседневной жизни.
Огромное влияние на становление формирование скульптуры оказала мифология. В результате проведенного анализа я сделала вывод, что подавляющее количество древнегреческой скульптуры было посвящено богам олимпийцам с их идеалом телесной и духовной красоты. Это понятно в силу того, что верования древних греков имели целью создать зрительный скульптурный образ бога, который окружался почитанием, поклонением, находился в храме, где ему прислуживался целый штат жрецов. Для статуй совершались жертвоприношения и возносились молитвы, прося о благополучии и счастливой жизни. Именно поэтому искусство скульптуры оказалось ведущим в культуре Древней Греции.
Список литературы
1. Акимова Л. Искусство Древней Греции. СПб: Азбука-классика, 2007.
. Анн-Мари Бюттен. Классическая Греция. М.: Вече, 2006.
. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М.: Наука, 1972.
. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. М.: Academia, 1999.
. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима М.: Высшая школа, 1990.
. Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М.: Искусство, 1970.
. Лев Любимов. Искусство Древнего Мира. М.: Просвещение, 2003
. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 2002.
. Мифы народов мира (энциклопедия). М.: Советская энциклопедия, 1991.
. Подвиги героев Эллады. М.: Химия, 1995.
. Ривкин Б.И. Античное искусство. М.: Искусство, 1972.
diplomba.ru
Скульптура Древней Греции — Сайт о мистике
Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: "Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая... создается из образов, набросанных разумом". Все, кто пишет о греческом искусстве, отмечают в нем удивительное сочетание наивной непосредственности и глубины, реальности и вымысла. В нем, особенно в скульптуре, воплощен идеал человека. В чем же особенность идеала? Чем он очаровывал людей настолько, что состарившийся Гете рыдал в Лувре перед скульптурой Афродиты?
Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство - непременное условие и основа идеального человека. Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч. kalos - прекрасный + agathos добрый). Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Именно это делает греческих богов, изваянных древними скульпторами, неповторимо прекрасными.
Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения. Cтатуи VII - VI вв. до н.э.симметричны: одна половина тела - зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрыты в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.
Позднее, в период классицизма статуи приобретают большее разнообразие форм.
Были попытки алгебраически осмыслить гармонию. Первое научное исследование того, что есть гармония, предпринял Пифагор. Школа, которую он основал, рассматривала вопросы философско-математического характера, применяя математические выкладки ко всем сторонам действительности. Не составили исключения ни музыкальная гармония, ни гармония человеческого тела или архитектурного сооружения. Пифагорейская школа считала число основой и началом мира.
Какое отношение имеет теория чисел к греческому искусству? Оказывается, самое прямое, поскольку гармония сфер Вселенной и гармония всего мира выражается одними и теми же отношениями чисел, главные из которых - отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке это соответственно октава, квинта и кварта). Кроме того, гармония предполагает возможность вычисления любого соотнесения частей каждого предмета, в том числе и скульптуры, по следующей пропорции: а / b = b / с, где а - любая меньшая часть объекта, b - любая большая часть, с - целое. На этом основании великий греческий скульптор Поликлет (V век до н.э.) создал скульптуру юноши-копьеносца (V в. до н.э.), которую называют ''Дорифор" ("Копьеносец") или "Канон" - по названию сочинения скульптора, где он, рассуждая о теории искусства, рассматривает законы изображения совершенного человека. Считается, что рассуждения художника можно отнести и к его скульптуре.
Статуи Поликлета полны напряженной жизни. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя. Взять того же "Копьеносца". Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Как человек, умело и легко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Кажется, что пройдет мгновение и он сделает шаг вперед, повернет голову, гордый своей красотой и силой. Перед нами человек сильный, красивый, свободный от страха, гордый, сдержанный - воплощение греческих идеалов.
В отличие от своего современника Поликлета, Мирон любил изображать свои статуи в движении. Вот, например, статуя "Дискобол" (V в. до н. э.; Музей Терм. Рим). Ее автор, великий скульптор Мирон, изобразил прекрасного юношу в момент, когда тот замахнулся тяжелым диском. Его захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок. Статуи Мирона и Поликлета были отлиты из бронзы, но до нас дошли лишь мраморные копии с древнегреческих оригиналов, сделанные римлянами.
Величайшим ваятелем своего времени греки считали Фидия, украсившего мраморной скульптурой Парфенон. В его скульптурах особенно отражено, что боги в Греции есть не что иное, как образы идеального человека. Лучше всего сохранилась мраморная лента рельефа фриза длиной 160 м. На ней изображено шествие, направляющееся в храм богини Афины - Парфенон.
Скульптура Парфенона сильно пострадала. А "Афина Парфенос" погибла еще в глубокой древности. Она стояла внутри храма и была несказанно прекрасна. Голова богини с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, шея и руки были сделаны из слоновой кости, а волосы, одежда, щит и шлем были вычеканены из листов золота. Богиня в образе прекрасной женщины - олицетворение Афин.
Множество историй связаны с этой скульптурой. Сотворенный шедевр был настолько велик и знаменит, что у его автора сразу появилась множество завистников. Они пытались всячески насулить скульптору и искали разные причины по которым можно было бы обвенить его в чем-нибудь. Говорят, что Фидия обвиняли в том, что тот якобы утаил часть золота, данного как матерьял для убранства богини. В доказательство невиновности Фидий снял со скульптуры все золотые предметы и взвесел их. Вес в точности совпал с весом данного на скульптуру золота. Тогда Фидия обвенили в безбожии. Причиной этому послужил щит Афины. На нем был изображен сюжет битвы греков с амазонками. Среди греков Фидий изобразил себя и любимого им Перикла. Изображение Фидия на щите и стала причиной конфликта. Несмотря на все достежения Фидия, общественность Греции смогли настроить протев него. Жизнь великого скульптора заканчилась жестокой казнью.
Достижения Фидия в Парфеноне были не исчерпующими для его творчества. Скульптор сотворил множество других произведений, лучшими из котрых стали колоссальная бронзовая фигура Афины Промахос, воздвигнутая на Акрополе примерно в 460 г. до н.э., и не менее огромная фигуры из слоновой кости и золота Зевса для храма в Олимпии. К сожалению, более не существует подлинных работ, и мы не можем увидеть своими глазами великолепные произведения искусства Древней Греции. Остались лишь их описания и копии. Во многом тому причиной послужило фанатичное уничтожение статуй верующими христианами.
Так можно описать статую Зевса для храма в Олимпии: Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне, и казалось, встань он, распрями широкие плечи - тесно станет ему в обширном зале и низок окажется потолок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины - знак миролюбия грозного бога.Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ - перекинут через левое плечо. Венец, борода Зевса были из сверкающего золота.
Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна. Сочетание телесной красоты и доброты души подчеркивало его божественную идеальность. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из "семи чудес света".
Работы всех трех скульпторов были схожи тем, что все они изображали гармонию красивого тела и заключенной в ней доброй души. Это было основным направлением того времени.
Конечно, нормы и установки в греческом искусстве менялись на протяжении истории. Искусство архаики было более прямолинейным, в нем отсутствовала полная глубокого смысла недоговоренность, которая восторгает человечество в периоде греческой классики. В эпоху эллинизма, когда человек потерял ощущение устойчивости мира, искусство утратило свои старые идеалы. В нем стали отражаться чувства неуверенности в будущем, царящие в общественных течениях того времени.
Одно объединяло все периоды развития греческого общества и искусства: это, как пишет М. Алпатов, особое пристрастие к пластике, к пространственным искусствам. Подобное пристрастие объяснимо: огромные запасы разнообразного по расцветке, благородного и идеального материала - мрамора - представляли широкие возможности для его реализации. Хотя большинство греческих скульптур выполнялось в бронзе, так как мрамор был хрупок, однако именно фактура мрамора с его цветом и декоративностью позволяла с наибольшей выразительностью воспроизводить красоту человеческого тела. Поэтому чаще всего "человеческое тело, его строение и податливость, его стройность и гибкость привлекали к себе внимание греков, они охотно изображали человеческое тело и обнаженным, и в легкой прозрачной одежде".