12. Государственный строй древнего рима в период империи. Государственный строй древнего рима
12. Государственный строй древнего рима в период империи
В истории Римской империи выделяется 2 этапа:
1. Принципиат (27 г. до н.э. – 284 г. н. э).
2. Доминат (284 г н.э. – 476 г. н. э).
Принципиат:
Основателем режима принципиата является Октавиан, который после формального сложения с себя чрезвычайных полномочий в 27 г. до н.э. реально сохранил всю полноту власти. В целом, принципиат характеризуется внешним сохранением республики, за которым скрывалась монархическая власть принцепсов.
Октавиан получил это почетное звание как "первый среди равных" в Сенате. Принципс председательствовал в Сенате и руководил его работой. Утверждение / отклонение законопроекта зависело от его воли. Комиции созывались только для одобрения уже принятого принцепсом решения. С конца первого века комиции вообще не создаются. Принцепс был носителем титула императора, и, поэтому выступал в качестве верховного военноначальника. Экономической основой власти Принцепса были императорские провинции, доходы от которых поступали в личную казну принцепсов – фиск. Остальные повинности назывались сенаторские и доходы от них поступали в общую казну. Идеологической основой власти принципса был возникший еще при Октериане культ личности императора. Октавиан получил титул Августа, т.е. Божественного. Многие вопросы государственного правления принципс решает в рамках синклита, т.е. ближайшем окружении, но принципиат, как форма монархии имеет 2 особенности:
Отсутствие императорского чиновнического аппарата, государственные функции продолжают обсуждать республиканские магистратуры, но их выборы становятся формальными и кандидатуры утверждает сам принципс. Сам Принципс являлся носителем большинства высшей магистратуры.
Отсутствие формального наследования престола, нового принципса провозглашал Сенат. Но уже Октавиан ввел практику назначения приемника еще при жизни. Общественный строй в период принципиата характеризовался сохранением классического рабства и постепенным разложением гражданства. В 212 г. предоставили всем свободным жителям права гражданства.
В 3 веке возникли предпосылки установления в Риме открытой монархии. Из ближайшего окружения императора формировался чиновничий аппарат, в следствии чего отпала необходимость в республиканских магистратурах. Сенат охотно преобразовался в совещательный орган при императоре и сенатконсульты вытесняются актами императора конституции. Началом Т домината считается год вступления на престол Диоклетиана.
Диоклетиан окончательно закрепил за собой титул dominus – господин. Император стал открыто вести себя как монарх. Были введены сложные дворцовые церемонии. . Диоклетиан провел военную, административную, финансовую реформу, которые укрепили императорскую власть.
Существенные изменения произошли в общественном строе – Рим перестал вести успешные завоевательные войны, а вел лишь оборонительные. Это привело к резкой нехватке рабской силы. Это привело к переводу большого числа рабов в категорию колонов. Колоны – рабы, посаженные на землю. Одновременно с этим к земле прикрепились и свободные земледельцы. Император издавал акты, ограничивающую свободу перехода арендатора с 1 местности в другую. Кризис торговли и ремесла привел к возникновению элементов натурального хозяйства и, следовательно, к экономической раздражительности.
В период домината произошло окончательное разрушение гражданства и возникновение согл. Строя, т.е. за отдельными категориями населения был закреплен отдельный наследственно-правовой статус. Ближайшее окружение императора составило высшее сословие – императорское. Местная знать получила статус декурионов. Возникли замкнутые сословия ремесленников, купцов, военных и т.д.
Большое значение имело объявления христианства общегосударственной религии при императоре Константине – середина 4 века. Император в 330 г. перевел столицу из Рима в Константинополь. Кризис западной части Римской империи привел к фактическому и формальному разделению империи на 2 самостоятельных государства – Западная Римская империя и Восточная Римская империя.
Глубокий экономический и политический кризис привел осложнению Западной Римской империи и к ее падению в 476 г.
Историки до сих пор спорят о причинах кризиса и падения Западной Римской империи. Одни объясняли это вторжением варварского племени, другие историки объясняли это тем, что Рим перестал быль торгово-промышленным и политическим центром всего Средиземноморья, и торговые пути сместились на Восток. Сторонники цивилизованного подхода (Данилевский, Тойный, Шпенглер) – каждая цивилизация закономерно неизбежно проходит этапы не только зарождения и расцвета, но и упадка и гибели.
studfiles.net
Государственный строй Рима периода республики.
Римское общество и государство в период принципата.
Доминат: общественный и государственный строй.
Смыслом организации власти в государстве римляне видели обеспечение гражданских прав и гарантию особых свобод полноправного жителя полиса. А главной опасностью гражданской свободе они считали единоличную и исполнительную власть, поэтому только народ в целом обладает верховной властью и поручает отдельные части этой власти разным учреждениям и лицам. Этот принцип стал основой классической Римской республики. Верховная власть народа как коллективного правителя государства была закреплена в верховных политических и законодательных правах народных собраний. Народные собрания были 3 видов:
Куриатные комиции. Они постепенно теряли свое значение и со 2 века до.н.э граждане на них почти не ходили, а собирались главы курий. К компетенции собрания относилось формальное предоставление должностным лицам, избранным на центуриатных комициях, высшей власти – империума.
Трибутные комиции. На них избирались некоторые должностные лица и принимались некоторые законы.
Центуриатные комиции. Это был главный вид народного собрания. На них избирали высших магистратов (должностных лиц), принимались законы, объявлялись войны.
Центральным учреждением республики был сенат, который:
Осуществлял надзор за храмами и священными местами.
Занимался финансовым управлением.
Обеспечивал соблюдение безопасности в городе.
Был главным органом военно-организационного управления.
Ведал международными отношениями.
Управлял провинциями.
Рассматривал законодательные предложения магистратов, которые они вносили в народные собрания.
Исполнительная власть в республике принадлежала должностным лицам – магистратам. Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (не обычные). Ординарные магистратура характеризуют следующие черты:
Отсутствие законодательных полномочий при широких правах в административной и судебной сферах.
Выборность.
Коллегиальность.
Срочность.
Безвозмездность исполнения должностных обязанностей.
Ответственность.
Во главе всех магистратур стояли 2 консула. Они избирались на центуриатных комициях сроком на 1 год. Они осуществляли высшую административную власть и командовали войском. Они руководили деятельностью сената, созывали народные собрания.
Преторы управляли городом в отсутствие консулов. По поручению сената они могли командовать армиями, руководили судопроизводством. Они могли издавать общеобязательные постановления, при помощи которых могли решать дела при отсутствии закона, тем самым создавая новые нормы права (преторское право).
Главной задачей цензоров было исчисление ценза, то есть составление списка по разрядам, что являлось основанием для причисления к гражданству, для допуска в сенат и магистратуры.. На решения цензоров не могло быть возражений.
Квесторы под контролем сената заведовали казной, расследовали некоторые уголовные дела, сопровождали консулов в военных походах.
Эдилы осуществляли главным образом полицейские функции в городе.
Народные трибуны – это были плебейские магистраты. Их главная задача – обеспечение гражданского равенства и прав плебеев в то время, когда в высших органах власти доминировали патриции. Они могли накладывать вето на решения сената, магистратов и даже народных собраний. Личность трибуна считалась неприкосновенной.
Существовало ещё более 20 низших магистратов. В чрезвычайных ситуациях, то есть когда возникали восстания или военные угрозы, создавались экстраординарные магистратуры.
В этот период Рим переходил к единоличной власти. Наиболее значимый магистрат – диктатор. Он назначался одним из консулов по требованию сената сроком до полугода и ему подчинялись все ординарные магистратуры. Диктатор не обладал законодательной властью, но имел неограниченные судебные и административные полномочия. Сам он не нес ответственности за свои действия.
Военная организация республики основывалась на всеобщей воинской повинности. Граждане с 17 до 46 лет обязаны были по центуриям присутствовать на военных сборах и выступать в поход, а дезертирство наказывалось изгнанием или смертью.
К концу 2 века до.н.э обозначился кризис республиканской государственности. Дешевый рабский труд успешно конкурировал с трудом свободных мелких производителей, которые были опорой римской армии и государственности. Эти разоренные массы гражданского населения объективно стали угрозой республиканскому строю, а захватнические войны Рима сохдали сословие богачей, для которых власть была важнее любых республиканских принципов. Сам полисный строй Рима уже не удовлетворял потребностям управления мировой державой. Эти противоречия угрожают существованию римской государственности. Начинается период гражданских войн (134 – 27 года до.н.э.). Верхушка римского общества ищет спасения в усилении центральной власти и установлении террористической диктатуры. Важнейшим событием периода гражданских войн стала военная реформа консула Мария в 107 году до.н.э, в ходе которой была создана наемная армия. Государство взяло на себя содержание войска и благосостояние воина зависело почти целиком от полководца. Эта реформа открыла путь к установлению военной диктатуры.
Первым этапом становления новой власти стала диктатура Суллы с 82 по 79 год до.н.э. Для выхода из кризиса сенат предоставил Сулле исключительные полномочия. Сулла получил диктаторство пожизненно с правом издавать закон. Кроме того, специальный закон установил полную власть Суллы в отношении римских граждан. Были сокращены полномочия народных трибунов и некоторых магистратов. На волю было отпущено 10 тысяч рабов с предоставлением им гражданства, что создало новую социальную базу для диктатуры. Вторым этапом установления новой власти была военная диктатура Юлия Цезаря с 45 по 44 год до.н.э Цезарь сосредоточил в своих руках полномочия большинства магистратур. Были сокращены полномочия сената, деятельность народных собраний, однако в 44 году до.н.э Цезарь, который собирался провозгласить себя императором, был убит в результате заговора. В длительной борьбе за власть победу одержал Октавиан Август. Его правление с 30 по 14 год до.н.э стало завершающим этапом становления нового строя. Октавиан закрепил за собой звания императора, должности консула, цензора и т.д. 27 год до.н.э считается датой окончательного закрепления власти Октавиана. Сложившийся в результате диктатуры и преобразований Августа государственно-политический уклад, получил название принципата. Этот строй сохранялся до конца 3 века н.э. Он характеризовался переходом от полисной системы к мировой державе. Развитие рабовладения и базировавшейся на нем товарной экономики достигает кульминации. Рим из полисного центра превратился в столицу империи с населением свыше 1 миллиона человек. Основные государственные полномочия были в руках императора, которого называли принципс. Особа императора была признана священной и неприкосновенной. Его власть сначала не была наследственной. Принципса избирал сенат, но принципс при жизни мог наметить преемника и его избрание сенатом становилось формальностью. Институты республики теряют прежний статус. Народные собрания практически перестали созываться и их полномочия переходят к сенату. Сенаторы назначались императором, а сам сенат теряет многие свои полномочия. Большинство магистратур сохранилось лишь номинально. Начинает формироваться система монархического управления. Создается чисто административный аппарат управления, формируются канцелярии для управления различными отраслями. Во второй половине первого века империя практически прекращает новые захваты, а недостаточный приток рабов сказался глубокими изменениями в экономике. Подорожание рабов сделало их труд менее выгодным, поэтому начался перевод рабов на положение крестьян. Участок земли и имущество, который передавался рабу, назывался Пекулий. В 3-4 веке процессы разложения рабовладельческого уклада и зарождение элементов феодального строя развиваются по нарастающей. Усиление налогового гнета привело к усилению задолженности населения. Население начигает прикрепляться к территориям и социально-профессиональным группам. Социально-политическая нестабильность в обществе проявилась столетней эпохой «солдатских императоров», которые приходили к власти при помощи части войска. В 284 году таким путем императором становится Диоклетиан. За 20 лет правления он проводит военные, административные и территориальные реформы, которые усилили центральную императорскую власть. В правление императора Константина (306-337 год) завершилось оформление новой монархии, которая получила название доминат. Империя была поделена на 2 части: Западную и Восточную Римские Империи. Столица из Рима была перенесена в небольшой город Византий, который вскоре стал называться Константинополь. В 313 году христианство получило официальное признание, а в 337 году стало государственной религией. Во главе бюрократического аппарата управления стоял император, которого называли доминус. Его власть признавалась неограниченной и исходящей от Бога. Ему принадлежала также и законодательная власть. Он назначал себе помощника, который получил титул Цезаря. Он являлся наследником императора. Прежний сенат практически был отстранен от дел, а звание сенатора стало почетным обозначением привилегированного сословия. При императоре был создан государственный совет с совещательными функциями.
В 395 году Империя окончательно была разделена на 2 самостоятельных государства: Западную и Восточную Римскую Империю. Западная Империя стала быстро распадаться под напором германских племен и вследствие разложения рабовладельческого общества. В 476 году вождь германцев Одоакр захватил власть в Италии и отослал знаки императорской власти в Константинополь и уже правил как итальянский король.
Восточная Римская Империя (Византия) просуществовала до 1453 года, когда Константинополь захватили Турки. В 1453 году заканчивается период античного государства и права и начинается период средневекового государства и права.
studfiles.net
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО РИМА В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ. Государственный строй Афин и Древнего Рима
Похожие главы из других работ:
Афинская рабовладельческая республика
Государственный строй Афин в период расцвета демократии
В первой половине 5 века до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победы греков над персами, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя...
Государственное устройство в Древнем Риме
Глава 3. Государственное устройство Древнего Рима в период Римской республики (509-31 до н.э.)
Римская Республика включает в себя несколько периодов: - Период Ранней Республики (509-287 год до н.э.) - Период Поздней Республики (287-31 год до н.э.) Республика в Риме совмещала в себе несколько форм государственного правления. Это и монархия...
Государственное устройство в Древнем Риме
Глава 4. Государственное устройство Древнего Рима в период империи (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.)
27 г. до н.э. принято считать началом империи. Римская империя делится на принципат и доминат. Принципат- это форма государственного образования, при котором сочетаются республиканские и монархические особенности...
Государственный строй Египта
Глава 2. Государственный строй Древнего Египта
египет сословие политический деспотизм Название «Египет» (страна бога Птаха, главного в пантеоне девяти богов в Мемфисе, столице Нижнего царства) этой стране дали греки, однако сами жители называли ее Кемет...
Государственный строй Рима в период поздней республики и принципата
Глава 1 Государственный строй Рима в период империи
...
Государство и право Древней Греции и Древнего Рима
Государственный строй Рима в период республики
Политическая история Древнего Рима делится на два крупных периода: республику и империю. Римская республика просуществовала около пяти столетий, с 6 до 1 в. до н.э...
Древний Китай: особенности и этапы развития
4. Государственный строй Древнего Китая
Важнейшей предпосылкой возникновения государства стало развитие земледельческой экономики. Уже в эпоху неолита, в V тысячелетии до нашей эры, в Китае возникли первые земледельческие поселения, например, Баньпо около города Сиань...
История государства и права зарубежных стран
11. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО РИМА В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ (6 В. ДО Н. Э - 27 Г.Н. Э)
Общественный строй в Риме, в период республики (V-IV вв. до н.э) развивался по 2 основным направлениям: борьба плебеев и патрициев. Изменение характера рабства...
История государства и права зарубежных стран
12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО РИМА В ПЕРИОД ИМПЕРИИ
В истории Римской империи выделяется 2 этапа: 1. Принципиат (27 г. до н.э. - 284 г. н. э). 2. Доминат (284 г н.э. - 476 г. н. э). Принципиат: Основателем режима принципиата является Октавиан...
Конституция Французской Республики
1. Основное содержание Конституции 1946г. и государственный строй IV республики
1946 год и начало 1947 года были переходным периодом -- периодом быстрого, можно сказать неуклонного...
Общественный и государственный строй Рима в период империи
1. Общественный строй Рима в период империи
После победы внучатого племянника и преемника Юлия Цезаря -- Октавиана над своими политическими противниками сенат вручил Октавиану верховную власть над Римом и провинциями...
Общественный и государственный строй Рима в период империи
2. Государственный строй Рима в период империи
То обстоятельство, что социально-экономические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период...
Предпосылки возникновения и развития древнеримского государства
Глава 2. Государственное устройство Древнего Рима в царский период
Древнейшим видом общинного устройства в Риме был род, члены которого считали себя происходящими от одного предка. Они объединялись общим культом, землевладением и судопроизводством...
Эволюция общественного строя в Риме в период республики. Государственный строй
4. Государственный строй Рима в период республики
Верховенство народа как коллективного правителя государства было закреплено в верховных политических, в основном законодательных правах народных собраний. В те времена существовало три основных вида таких собраний...
Эволюция общественного строя в Риме в период республики. Государственный строй
5. Общественный строй Рима в период республики
Период республики - период интенсивного развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения...
pravo.bobrodobro.ru
Государственный строй Древнего Рима
Общественный и государственный строй Древнего Рима
История Древнего Рима длилась от основания города Рим в 753 году до н.э. до падения созданной под его началом Римской империи в 476 году н.э.
Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н.э., когда под его властью оказались народы Северной Африки, Средиземноморья, Европы и Ближнего Востока.
Периодизация Древнего Рима:
Период делится на три основных этапа:
1. Царский (середина VIII ст. до н.э. — 510 г. до н.э.)
Семь царей
Время правления семи царей:
- Ромул,
- Нума Помпилий,
- Тулл Гостилий,
- Анк Марций,
- Тарквиний Приск (Древний),
- Сервий Туллий,
- Луций Тарквиний Гордый.
2. Республиканский (509-30 гг. до н.э.)
1) Ранняя Римская Республика (509—265 гг. до н. э.)
Борьба плебеев и патрициев, Завоевание Римом Италии
2) Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н. э.)
В результате трёх войн между двумя державами, Рим уничтожил Карфагенское государство и включил его территорию в состав республики. После завоеваний III—I вв. до н. э. Рим превратился в мировую державу, а Средиземное море — во внутреннее римское озеро.
Первая Пуническая война (264 — 241 до н. э.)
Вторая Пуническая война (Ганнибаловая война) (218—202 до н. э.)
Третья Македонская война 171—168 до н. э.
Третья Пуническая война (149—146 до н. э.)
3. Императорский (30 г. до н.э. — 476 г. н.э.).
1) Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. э. — 235 г. н. э.)
Принципат — форма государственного устройства, сочетающая республиканские и монархические черты (где под прикрытием республиканских органов власти на самом деле была военная монархия), существовала в I веке до н. э. — III веке н. э.
Период Принципата можно разделить на следующие этапы:
а) Правление династии Юлиев-Клавдиев и формирование системы принципата (27 до н. э. — 68 н. э.)
б) Годчетырех императоров — масштабный кризис власти (68-69)
в) Правление династий ФлавиевиАнтонинов — расцвет системы принципата (69-192)
г) Правление династии Северов — начало формирования военно-бюрократической системы (193—235)
д)КризисIIIвека — полномасштабный социально-экономический и политический кризис Римской империи (235—284)
2) Поздняя Римская империя. Доминат (284—476 гг.)
Доминат (284—476 гг.) — политическая система, более близкая к монархии.
Внутри периода можно выделить следующие этапы:
а) ПравлениеДиоклетиана и КонстантинаI — формирование системы домината, административные, военные и социально-экономические реформы (284—337)
б) Империя IV века н. э. — достаточно стабильное существование системы, тенденция к политическому размежеванию западной и восточной частей империи (337—395)
в) Окончательное разделение империи на Восточную и Западную (395—476)
ЦАРСКИЙ ПЕРИОД
ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ
ПЕРИОД ИМПЕРИИ
Социальная структура Древнего Рима
studfiles.net
Государственный строй Древнего Рима
/ / / Государственный строй Древнего Рима
Учреждение
государственной власти в республиканском Риме
После изгнания последнего рекса (Тарквиний) в пятьсот
девятом году до нашей эры в Риме был установлен республиканский строй. В
республиканский период организация власти была простой и отвечала некоторое
время условиям, которые сложились в Риме ко времени формирования государства. В
следующие пять веков были заметно увеличены размеры самого государства, однако
эти геополитические изменения никак не отразились на структуре высших правящих
государственных органов, которые находились в Риме и осуществляли
централизованное управление всеми землями. Всё это существенно снижало
эффективность управления. Кроме того, по мнению историков, именно по этим
причинам и пол позже республиканский строй.
В Римской республике сочетались демократические и
аристократические черты, которые обеспечивали привилегированное положение
богатой рабовладельческой верхушки. Всё это отразилось во взаимоотношениях и
полномочиях высших государственных органов. Таковыми в тот период являлись
магистратуры, сенат, а также народные собрания. Последние из перечисленных
являлись народными органами римской власти, однако они по факту совершенно не
управляли государством. Магистраты и сенат были органами реальной
управленческой власти нобилитета.
Народные собрания в Древнем Риме
Различали три вида народных собраний:
Куриатные – вводили формально в должности лиц, которые
были избраны другими собраниями. Со временем они были заменены на собрания
тридцати представителей курии.
Трибутные – избиравшие низших должностных лиц и
рассматривающих жалобы на приговоры о штрафных взысканиях.
Центуриатные – им отводилась главная роль. Они
отвечали за принятие законов, а также избрание высших должностных лиц. Кроме
того, этими собраниями заключалось объявление военных действий и приговоров
смертной казни.
Важнейшая роль отводилась сенату. Формально он был
совещательным органом, однако компетенция его была довольно обширной. Одной из
важных его функций был контроль законодательной деятельности центуриатных
собраний.
Власть магистратов делилась на общую и высшую. Высшая, она
же военная, заключала мир, имела право созывать сенат и народные собрания, а
также издавать приказы и имела право суда.
Общая имела право налагать штрафы за невыполнение ею
отданных распоряжений. Всю систему магистратур возглавляли два консула.