«Арго» – корабль греческих героев. Корабли в древней греции
Загадочный корабль Древней Греции
Богини Гера и Афина не оставили Ясона без своего покровительства. Быстроту, маневренность и неуязвимость судна обеспечивал все тот же волшебный дуб – часть его, по милости Афины, была использована для производства деталей судна. Именно из него была сделана женская фигура, расположенная на носу галеры. Это, как гласит одно из преданий, положило начало традиции украшать таким образом корабли.
Реальная история, вероятно, более прозаична. Многие историки и инженеры строили умозрительные чертежи и материальные макеты легендарного судна. Предполагаемая величина корабля при этом была такой: длина около 16 м, ширина – около 3 м. Исходя из особенностей древнегреческого судостроения, думают, что на нем располагалась одна мачта, не было палубы. Насчет мифологических описаний судна тоже существуют некоторые сомнения, в частности, о количестве весел. Считается, что более правдивая цифра двадцать – по десять с каждой стороны.Трудное плавание началось. Много приключений ожидало отважных аргонавтов. По пути в Колхиду они нередко останавливались и всегда эти привалы сопровождались подвигами. Судно Арго не участвовало в морских сражениях: все битвы происходили на суше, но оно было действующим лицом похода, так как, фигурально выражаясь, оно являлось устами богини Афины, которая всегда помогала путешественникам, давала ценные советы и подсказки. О пиетете, который испытывали моряки перед своим кораблем, говорит и то, что они в принципе дали ему имя, до этого история не сохранила названий судов: не было принято.
Одним из самых знаменитых событий плавания стало прохождение через блуждающие скалы Симплегады. Мореплаватели сначала пустили через горы голубку, решив, что если она пролетит и уцелеет, то и корабль сможет проскочить. Аргонавты увидели мощь смыкающихся скал в действии, когда ожидали голубя, и не могли не устрашиться. Но птица вернулась невредимой, только одно перо из хвоста вырвали утесы. Храбрые воины ринулись в просвет и были на волосок от гибели, но спаслись, лишь одна доска корабельного руля пострадала.
fishki.net
«Арго» – корабль греческих героев. 100 великих кораблей
«Арго» – корабль греческих героев
«Арго» – легендарный корабль, на котором греческие герои во главе с Ясоном отправились из Иолка (ныне – греческий город Волос) к берегам Колхиды. Считается, что это плавание предшествовало Троянской войне и обычно датируется XIII (реже – XIV) в. до н. э. Вероятно, первая посвященная походу «Аргонавтика» была создана критянином Эпименидом, жившим в VII в. до н. э. Благодаря популярности древнегреческих мифов, в том числе и среди кинематографистов, история аргонавтов хорошо известна. Прославленный в веках корабль «Арго» без преувеличения можно назвать одним из главных героев греческого сказания, посвященного походу за золотым руном, да и само название легенды – «Аргонавты» – неразрывно связано с названием «транспортного средства», на котором Ясон и его товарищи предприняли свое выдающееся плавание.
История похода за золотым руном в античной Греции пользовалась большой любовью. Ее излагали, причем с немалыми отличиями, разные авторы и, соответственно, в многочисленных описаниях имеются существенные отличия. Согласно одному варианту мифа к берегам Колхиды отправились 45 смельчаков, согласно другим – 50, 54 или даже 60. Дотошные исследователи, «перелопатив» всю дошедшую до нашего времени информацию, установили 94 имени участников путешествия. Но стольких людей на «Арго» никогда не было.
«Арго». Современная реплика
О самом корабле сведения тоже крайне противоречивы. Зато можно с уверенностью сказать, что «Арго» – первый в истории корабль (пусть даже и легенда не соответствует прозе жизни), наименование которого дошло до нас. Правда, лингвисты, историки и специалисты по древнегреческой мифологии по сей день спорят, откуда, собственно, это название произошло. Согласно наиболее обоснованной версии «Арго?» означает «Быстрая» (греч. ????, слово женского рода). Таким образом, название отражает наиболее выдающуюся особенность корабля – его отменную быстроходность как под парусом, так и на веслах. Согласно другой, также весьма распространенной версии, корабль назвали в честь строителя. Миф (в изложении Н.А. Куна) гласит: «Готов был и корабль для героев. Построил этот корабль сын Арестора Арг, сама богиня Афина помогала ему. Она вделала в корму кусок священного дуба из рощи оракула Зевса в Додоне. Прекрасен был десятивесельный корабль, названный „Арго“. Он был легок и быстр, словно чайка, несся он по волнам моря». Следует иметь в виду, что в приведенной цитате говорится не об общем количестве весел, а о числе весел на борт. Иногда «Арго» называют пятидесятивесельным кораблем (в этом случае приводится общее число весел), но это маловероятно. Поскольку в легенде сказано довольно ясно: «Взошли аргонавты на корабль и сели за весла, по двое на каждую лавку. Дружно налегли на весла могучие гребцы. Гордо выплыл „Арго“ из гавани в открытое море. Подняли пловцы белоснежный парус. Попутный ветер надул парус, и быстро понесся легкий корабль по приветливо шумящим волнам». При общей численности экипажа около 50 человек и при двух гребцах на скамью получается, что 20 весел обслуживали 40 человек. Но кроме гребцов в экипаж обязательно входили кормчий, впередсмотрящий и матросы, работающие с парусом. Цифры сходятся весьма точно.
Сведения о конструкции «Арго» и его особенностях крайне скудны. По конструкции это было, почти наверняка, наборное судно, беспалубное, одномачтовое, малопригодное для плавания в открытом море. У античных авторов встречаются указания, что для его постройки использовались сосны, срубленные на горе Пелион в Фессалии. Греки утверждали, что пелионская сосна обладала необычными свойствами и не была подвержена гниению. Но упоминается и то, что Афина позволила использовать деревья из священной рощи, без указания породы. Вполне возможно, что слова о додонском дубе не следует воспринимать буквально, и это поэтическая метафора. На самом же деле из дуба (взятого в священной роще?) изготавливался киль «Арго» или весь набор корпуса.
Размерения корабля – даже если мифы абсолютно достоверны – установить можно лишь приблизительно. Ирландский историк, искатель приключений и путешественник Тим Северин, решивший в 1980 е годы повторить плавание аргонавтов, потратил немало времени на изучение всей имевшейся информации о судостроении Древней Греции. Работа велась достаточно тщательно, и в результате размерения нового «Арго» оказались следующими: полная длина от носа до кормы – около 16 м, ширина – 3 м, осадка – менее полуметра. У греческих кораблей палуба отсутствовала, но в оконечностях могли делаться помосты; в более поздние времена узкая «перемычка» (настил) предусматривалась и в месте крепления мачты. Рулевых весел на современном корабле предусмотрели два, хотя на древнем скорее всего оно было единственным. Корабль Северина имел таран в виде дельфиньей головы; однако известно, что тараном в древности оснащались только военные корабли. Имелось ли это грозное оружие у «экспедиционного судна», сказать с уверенностью нельзя. В соответствии с дошедшими до нас изображениями античных судов, Северин определил вероятные размеры прямоугольного паруса, площадь которого составила 28 м2.
Хотя, согласно преданию «Арго» был самым совершенным кораблем своего времени, никаких военных подвигов за ним не числится. С врагами Ясон и его спутники сражались на суше, а схватка с кораблями колхов не состоялась благодаря хитрости полюбившей Ясона волшебнице Медее. Зато «Арго» можно считать первым в истории кораблем, на который был совершен… воздушный налет! У острова Аретиада на аргонавтов напали птицы-стимфалиды, осыпавшие героев дождем медных перьев-стрел. Согласно легенде во время этой «воздушной атаки» был ранен один человек.
Быстроходность «Арго» оказалась совершенно необходима: именно скорость спасла корабль и экипаж при прохождении сдвигающихся скал – Симплегад. Легенда об этом страшном для мореплавателей препятствии скорее всего связана с тем, что в Черное море из Эгейского ведет очень узкий пролив. Сдвигающиеся скалы не пропускали ни один корабль, но после первой же «осечки» стали неподвижными. Кстати, корабль Северина развивал до пяти узлов. Правда, его экипаж состоял из обычных людей, а не великих героев (согласно мифу среди них были и дети богов, наделенные особыми способностями и обладавшие поистине сверхчеловеческой силой). Грубая физическая сила очень помогла аргонавтам при возвращении, когда шторм отбросил их к берегам Ливии (так греки именовали Африку) и путешественникам пришлось более десяти дней нести «Арго» на руках.
Если говорить о приоритетах легендарного корабля, то нужно отметить и еще один: «Арго» стал первым в истории известным кораблем-памятником. После благополучного завершения славного похода и возвращения Ясона и других героев с золотым руном в Грецию «Арго» вытащили на берег и поставили в Истме, посвятив богу морей Посейдону. Но вот беда – следить за состоянием памятника оказалось некому. И однажды Ясон на склоне лет шел мимо корабля своей молодости, он решил отдохнуть под кормой «Арго». Но пока герой спал, корма обрушилась и обломки похоронили Ясона.
Мифы и легенды Древней Греции очень любят современные кинематографисты. И путешествие аргонавтов – не исключение. Их походу посвящены мультфильмы, полнометражные художественные фильмы, сериалы. Конечно же, до появления компьютерной графики невозможно было обойтись без корабля, с той или иной степенью достоверности передающего особенности славного «Арго». Строили подобия Арго неоднократно, причем не только для съемок фильмов, но и для проверки возможности плавания в Колхиду (территория современной Абхазии). Упомянутое выше плавание Тима Северина и его интернациональной команды к берегам Грузии в 1984 г. со всей убедительностью показало, что греки могли посещать Колхиду несколько тысячелетий назад. Также стало ясно, что путь к берегам Колхиды был делом непростым и – с учетом не всегда дружелюбного отношения к путешественникам со стороны живших на берегах народов, – весьма опасным.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
military.wikireading.ru
Какие корабли использовали пираты в Древней Греции и Риме?
Пираты использовали «те же» корабли, что и все остальные. Или, по крайней мере, подобные типы, такие как галеры.
В те времена (практически) не было таких вещей, как «тяжелые» или специальные военные корабли. (ОК, несколько крупных кораблей несут дополнительную (деревянную) «броню» или «баранов».)
Это было до появления пушки или другого «ракетного» оружия для военных кораблей, которые отличали их от других кораблей. Так что отличным одним военно-морским флотом от другого было не качество кораблей, а качество «моряков» или «морских пехотинцев». (Римское использование corvus для выведения его превосходящих «морских пехотинцев» против превосходящих карфагенских «матросов» демонстрирует этот принцип.)
Пираты, по определению, были лучшими морскими пехотинцами и матросами (за исключением профессионального военно-морского флота), и именно это объясняет их успех. Их корабли могли плавать быстрее, чем торговые суда, если они не были также загружены сокровищами, и потому что «стимулированные» пиратские члены экипажа гребли быстрее, чем экипажи, состоящие частично из рабов.
T.E.D.♦
Первое предложение. И есть очень веская причина для этого: потому что они буквально использовали «все остальные» настоящие корабли. Типичный пиратский МО после приема корабля всегда должен был держать оба корабля, если это возможно. Таким образом, они, естественно, попадут в ловушку всех видов кораблей, которые в действительности использовались в то время.
MAGolding
Том Ау - для древних флотов очень редко использовались рабы-камбузы вместо свободных мужчин в качестве гребцов. У древних парусных кораблей не было гребцов. Древние торговые корабли с веслами, вероятно, использовали моряков, которые управляли парусами в качестве гребцов во время гребли, возможно, помимо преданных гребцов. Я полагаю, что и рабы, и свободные люди были моряками на древних торговых судах. У вас есть источники, которые упоминают о рабов рабыни на древних торговых судах?