Древний китай уголовное право. История зарождения уголовного права Древнего Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Государство и право древнего Китая (стр. 2 из 2). Древний китай уголовное право


Уголовное право китая | urist-rostova.ru

Уголовное право китая

Уголовное право китая

Сайт является некоммерческим проектом и не преследует целей извлечения какой-либо прибыли. Новости и публикации — Уставный капитал и общий объем инвестиций — Создание представительства иностранной компании в Китае — Совместные предприятия в КНР — Расчет налога на прибыль на вмененный доход в КНР — Предприятия со 100% иностранным капиталом — Регулирование деятельности представительств в Пекине — Защита торговых марок в КНР — Легализация документов — FAQ: представительства иностранных компаний в КНР — FAQ: компании со 100% иностранным капиталом — FAQ: Внешнеторговые расчеты в юанях жэньминьби Данный сайт поддерживается компаниями CHINA WINDOW Consulting Group и Beijing CW Consulting, являющимися аффилированными структурами, организованными российскими юристами, работающими в Китае.

Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в 5 — 3 тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течении длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины 1 тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, в южном направлении, сначала в район бассейна Янзы, а затем и дальше на юг.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Абрамов В. А. История философии Китая: (Истоки, основы, этапы развития, современность). – Чита: Читинский государственный технический университет, 1997. – 204 с. 2.Ахметшин Н. Х. История уголовного права КНР. – М. МЗ Пресс, 2005. – 343 с. 3.Бадак А. Н. Войнич И. Е. Волчек Н. М. Воротникова О. А. История Древнего мира. Древний Восток: Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии.

13 Февраля 2014, 13:24 влад, г. Нижний Новгород Ответы юристов (1)

Добрый день, Влад! Мошенничества здесь нет и не может быть, поскольку для мошенничества требуется установить, чтобы у лица заранее (до передачи) возник умысел на обман, что необходимо доказать, а

«Заступничеств» перед виселицей, который шестью уголовное право китая позже.Никто не упрекнет вас, если вы не последуете за мной в гнездо дулуликов. Громовой рев, срывание ветвей, просовывание их в глотку, сдирание листьев и треск отбрасываемых в сторону обглоданных сучьев продолжались. Быть может, ты окажешься полезен именно в тот момент, когда и сам не будешь подозревать об этом. Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Особенности уголовного права Японии, Китая

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Целью исследования является изучение темы «Особенности уголовного права Японии, Китая» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике. Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список. В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы «Особенности уголовного права Японии, Китая», в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления «Особенности уголовного права Японии, Китая», изучалась природа темы «Особенности уголовного права Японии, Китая». Далее проводилось исследование актуальности «Особенности уголовного права Японии, Китая» в современных условиях с привлечением статистических данных и научных публикаций последних лет. В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы «Особенности уголовного права Японии, Китая», в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы «Особенности уголовного права Японии, Китая» и определены тенденции развития тематики «Особенности уголовного права Японии, Китая». Степень внедрения — предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики. Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий. Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем «Особенности уголовного права Японии, Китая». Введение Глава 1 .

э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течении длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины 1 тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, в южном направлении, сначала в район бассейна Янзы, а затем и дальше на юг. На грани нашей эры государство Древнего Китая выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница, этнической территории древних китайцев остаётся почти неизменной. Древнекитайское классовое общество и государственность образовалось несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии, но тем не менее, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.

История Китая История Китая начинается со времён правителя Фу Си, жившего за 30—40 веков до начала нашей эры.

В танском кодексе, закрепившем законченную нормативную основу традиционного права, прямые ссылки на моральные нормы ли, на конфуцианские произведения встречаются более чем в 60 случаях. Вместе с тем кодекс исходит из легистских требований о коллективной ответственности, о поощрении доносов и пр. Правда, при этом под прямым воздействием высказывания Конфуция, осуждавшего донос на родителей и родственников как нарушение священного принципа «сяо», в кодексе предусматривалось наказание смертной казнью за донос на прямых родственников в первом и втором поколениях. С действием этого стереотипа связана и другая черта массового сознания, восходящая к легизму.

Уголовное право древнего китая скачать бесплатно

Ляшко снес памятник Ленину в Северодонецке: В городе Северодонецк Луганской области снесли памятник Ленину. Ск. Уголовное право древнего китая скачать бесплатно У каждого в жизни есть кто-то кто ни когда тебя не отпустит, и кто-то, кого ни когда не отпустишь ты AutoFollowBack кароч распрощался я со своим планшем на сутки MTVHottest 30 Seconds to Mars Я ЖЕ ТЕПЕРЬ МОГУ СТЕБАТЬ ВАС ДВОИХ ВИДЯ НА УЛИЦЕ clouddrift_SS так и есть Не знаю почему но я очень хочу в Маркс, прям распирает твои губы самые родные.

Уголовное право и судебный процесс Древнего Китая

УГОЛОВНОЕ ПРАВО 10 2.1. Понятие и виды преступлений 10 2.2. Наказание 12 3. СУД И СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19 Это то, что нужно? Жми «заказать» и заполни несколько полей формы. Мы вышлем работу на эл.почту сразу после получения оплаты. Требуется доработка данной работы? Жми «заказать» и укажи необходимость доработки

Кроме того, под уголовным правом может пониматься раздел правовой науки, изучающий данную правовую отрасль, а также учебная дисциплина, в рамках которой изучаются как правовые нормы, так и общетеоретические положения. В настоящее время идет подготовка для публикации в данном разделе Уголовного кодекса КНР в действующей редакции. Данный сайт поддерживается компаниями CHINA WINDOW Consulting Group и Beijing CW Consulting, являющимися аффилированными структурами, организованными российскими юристами, работающими в Китае.

Но историческое развитие Китая приводило к деградации моральных устоев. «Повреждение нравов» не смогло быть исправлено традиционными методами, — отсюда «варваризация» правовой системы Китая. Тут нет систематичности. Китайское право – морализирующее право. Это способ достижения добродетельного правления (публичное право), очищения от греха (уголовное), достижения благосостояния (частное право).

Именно в этой сфере с наибольшей отчетливостью проявлялся многовековый спор между конфуцианством и легизмом: что является лучшим средством управления — моральная норма (ли) или наказание (син). Понятие преступления в Древнем Китае связывалось с проявлением преступной воли человека. Правонарушитель рассматривался как «низкий человек», его «низость» определялась тем, что он выступал носителем этой пагубной, преступной воли, которая в зависимости от характера преступления могла разрушить или весь мир, или порядок, гармонию в той социальной группе, к которой преступник принадлежал. Из признания примата моральных норм вытекало, что мера виновности и суровость наказания должны были соответствовать не столько характеру самого поступка, сколько характеру духовного состояния преступника, не столько тяжести преступного действия, сколько интенсивности преступной воли. В ханьском Китае, согласно конфуцианскому принципу «если воля добрая, человек не нарушает закон», стали складываться специфическое учение о форме вины, учитываться преступная воля при определении меры наказания.

Уголовное право России

Структурировано излагаются содержание, виды, система, способы законодательного конструирования институтов Общей части уголовного права. В третьем издании учтены последние изменения в уголовном законодательстве. Учебник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей высших юридических учебных заведений, научных работников, сотрудников суда, прокуратуры, юстиции и других правоохранительных органов, а также адвокатов. ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 1.

Именно в этой сфере с наибольшей отчетливостью проявлялся многовековый спор между конфуцианством и легизмом: что является лучшим средством управления — моральная норма (ли) или наказание (син). Понятие преступления в Древнем Китае связывалось с проявлением преступной воли человека. Правонарушитель рассматривался как «низкий человек», его «низость» определялась тем, что он выступал носителем этой пагубной, преступной воли, которая в зависимости от характера преступления могла разрушить или весь мир, или порядок, гармонию в той социальной группе, к которой преступник принадлежал.

urist-rostova.ru

История уголовного права Древнего Китая, История государства и права

Пример готовой дипломной работы по предмету: История государства и права

ВВЕДЕНИЕ

Глава

1. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

1.1. Периодизация истории Древнего Китая

1.2. Политическая организация государства Шан-Инь

1.3. Период Чжоу. Распад единого государства

1.4. Создание централизованного государства Цинь. Реформа Шан Яна.

1.5. Образование и распад империи Хань

Глава

2. ПРАВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ

2.1. Предпосылки возникновения права в Древнем Китае

2.2. Основные направления развития права Древнего Китая

2.3. Понятие и виды источников права Древнего Китая

2.4. Особенности правовой регламентации института имущественных отношений в источниках права Древнего Китая

2.5. Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений в праве Древнего Китая

Глава

3. Уголовное право в Древнем Китае

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перечень литературы:

  • Содержание
  • Выдержка из текста

Глава семьи представлял собой правителя в семье, его решения являлись неприкосновенными, и непослушание жестоко каралось.

Однако с постепенным развитием частной собственности на земельные наделы семейно-клановые связи стали разрушаться. Данный процесс был еще более ускорен легистами, которые яростно боролись с крупными семьями Китая, стараясь всеми возможными методами ослабить имеющуюся у них власть.

Так, с целью укрепления централизованной власти в противовес власти семейных кланов Шан Ян распорядился в насильственном порядке расчленить большие семьи, что привело к окончательному распаду патриархальной древнекитайской семьи.

Несмотря на влияние легизма, брачно-семейные отношения в Древнем Китае все же базировались на представлениях конфуцианства: семья — социальная ячейка, существующая за счет естественных норм общественного порядка.

Так, первостепенной задачей являлось физическое и духовное воспроизводство, достигавшееся прежде всего с рождением в семье мальчика.

Отсутствие детей в семье воспринималось как проявление неуважения к отцам, и являлось наиболее тяжким нарушением обычаев.

Чтобы заключит брак, необходимо было соблюдение перечня условий: бак скреплялся частным соглашением, нарушение положений которого могло повлечь за собой определенные не только имущественные потери, но и уголовное наказание для старших семьи.

Обычай воспринимать брак как не только соединение живых, но и слияние мертвых, был отчетливо виден в особом ритуале сватовства: невесте и ее семье приносились дары, а предкам производился молебен в храме.

В период Шань-Инь в Древнем Китае были распространены браки между родственниками. Впоследствии подобные браки были запрещены. Также для избежания кровосмешения запрещалось вступать в брак и просто однофамильцам.

Источники сохранили информацию об установленных верхнем и нижнем пределах брачного возраста: для мужчин — это был возраст от

1. до

3. лет, для девушек — от

1. до

2. лет. В наиболее древние периоды развития Древнего Китая государственные чины жестко отслеживали соблюдение этих возвратных рамок. Для этого составлялись специальные списки мужчин и женщин, достигших верхнего возрастного предела, при этом чины следили, чтобы мужчина

3. лет брал себе в жены женщину

2. лет.

Вообще, в Древнем Китае существовало правило «один муж — одна жена», однако оно должно было соблюдаться только со стороны женщины.

Мужчина в семье мог иметь несколько так называемых второстепенных жен и наложниц.

Существовал ряд препятствий к заключению брака, это прежде всего ношение траура по умершему мужу, совершение лицом, желающим вступить в брак, преступления, межсословные браки также были запрещены. При этом интересен тот факт, что китайская правовая система не только не запрещала развод, но и всячески его поощряла, особенно если речь шла о нарушении супружеского долга. Требование развода изъявлялось не только супругами, но и членами их семей. При этом без согласия жены муж мог развестись, если жена не слушалась свекра или свекровь, была бесплодна, распутна, болтлива, завистлива, тяжело больна.

При этом право опротестовать развод или наоборот подать на развод у женщины практически отсутствовало. Женщина не могла второй раз выйти замуж, при этом муж, требующий развода без оснований, также мог понести серьезную ответственность — быть приговорен к каторге. Мужчина не мог подать на развод в случае если его жена носила траур по его родителям, либо ей некуда было идти.

В Древнем Китае в семье особое привилегированное положение было у старшего сына. Все остальные дети могли быть проданы отцом. За убийство отцом, матерью, дедушкой или бабушкой по отцу сына наказание не предусматривалось.

Члены семьи, которые в данный момент носили траур по умершим родственникам, несли ответственность за семейные преступления, такие как: муж подлежал привлечению к ответственности, в случае если он не развелся с распутной женой подлежал наказанию муж, не разведшийся с распутной женой, при этом в случае если муж застигал свою жену с любовником, убийство обоих не влекло наказания.

Семейные отношения, ранги старших и младших членов семьи влияли и на тяжесть применяемого наказания, как семейные, так и за иные виды преступлений. Так, кража отца у сына не являлась преступлением, но донос на старшего в семье, даже если он совершил преступление, строго наказывался.

Таким образом, семейное право Древнего Китая существенно ограничивало права женщины в семье. Правовой статус последней зависел исключительно от мужа. Основной задачей семьи было воспроизводство и в первую очередь мальчиков. Процесс заключения брака, проживания в браке, а также развода имел свои существенные особенности.

Глава

3. Уголовное право в Древнем Китае

Правовая система Древнего Китая развивалась на базе уголовного права, нормы которого имели надотраслевой характер. Последние можно было встретить в семейном праве, праве гражданских отношений и т. д., что вцелом было доказано и ранее приведенными примерами.

Вышеизложенное обстоятельство вызвано прежде всего тем, что правовая система Древнего Китая, как уже было отмечено выше, базировалась на философских школах легизма и конфуцианства. Именно регулирование в сфере уголовного права особенно ярко демонстрирует отличительные черты легизма по отношению к конфуцианству. Так, именно в рамках уголовного права возникает самый главный вопрос: что все-таки является лучшим средством противодействия совершению правонарушений — система наказаний по легизму или установление моральной нормы по Конфуцию.

Вообще, само определение «преступление» в правовой системе Древнего Китая связывалось с проявлением противозаконной воли. Преступник представлял собой «низменного человека», и его порок состоял в том, что он вынашивал в себе эти противозаконные мысли и волю, последняя могла быть направлена как против всего человечества, так и против государства, против социальной группы, к корой лицо относилось.

Признание главенствующего значения норма морали следовал вывод о том, что степень строгости наказания должна соответствовать не столько тяжести совершенного правонарушения, а скорее внутреннему моральному состоянию правонарушителя, степени интенсивности его противоправной воли.

В период империи Хань в Древнем Китае на базе принципа соответствия наказания степени преступности воли лица возвникает довольно специфическое учение о вине, именно последняя представляет играют определяющую роль при назначении наказания. Требование учета преступной воли получает законодательное закрепление в

12. году до н.э.

Так, в соответствии с данным требованием в древнекитайском праве стали классифицировать предумышленные преступления и преступления преднамеренные, преступления, совершенные с умыслом и без такового, а также по ошибке. Одно наказание следовало за умышленную клевету, другое, более легкое, — за неподтвердившийся донос. Тяжесть наказания за телесное повреждение зависела от того, было оно нанесено со «злодейским умыслом» или в драке.

Также уже в период формирования и развития древнекитайского права возникают различия между преступлением оконченным и покушением на совершение преступного деяния, как некое проявление преступной воли лица (последнее в безусловном порядке наказывалось более мягко).

Однако неточность определенных правовых формулировок уголовного права, которые при этом еще и видоизменялись под воздействием норм конфуцианства¸ вела к тому что покушение на преступное деяние на практике часто наказывалось как за оконченное преступление (как уже было отмечено ранее, это происходило, например, в случае покушения на убийство родственного лица).

Формула «преступной воли» регулировала и сущность таких уже известных в то время институтов как «соучастие» и «преступление, совершенное группой лиц». Так, в начале нашей эры было закреплено специфическое правило, согласно которому руководителем преступной группы являлось лицо, которое непосредственно обладало преступной волей, то есть замыслившее преступное деяние. Преступление признавалось совершенным в составе преступной группы только в том, случае, если существовал предварительный сговор лиц, в противном же каждый отвечал за свои преступные проступки. Определение руководителя и духовного лидера группировки — того, кто нес особо тяжкое наказание как носитель преступной воли, — являлось основной задачей при расследовании преступлении. В случае нахождения последнего цель следствия считалась полностью достигнутой.

Сущность норм права об обстоятельствах, которые смягчали наказание или отягчали его, определялось в соответствии с постулатом конфуцианства: «Любить родителей и родственников преимущественно перед другими, всячески оказывать почтение престарелым, проявлять сострадание к калечным и милосердие к детям». Согласно данному правило не подлежали наказанию лицам младше 8 лет от роду, а также пожилые лица старше

7. лет.

Закрепление того или иного деяния как преступного, выявление степени тяжести противоправного деяния, а следовательно и строгости наказания напрямую зависело от некой воли правителя, от главенствующем значении философских взглядов легизма или конфуцианства. Перечень являлся крайне раздробленным, неопределенным.

В период государства Чжоу были закреплены более пяти сотен преступлений. Главенствующее значение в этом перечне безусловно занимали преступления против государства — такие как неповиновение воли вана, измена государству, и многие другие.

Позднее, в период царства Цинь наиболее тяжким преступлением признается хранение запрещенной конфуцианской литературы, что, как уже было сказано выше, вполне обоснованно, т.к. в этом период у власти находились легисты, жестко борющиеся с приверженцами учения Конфуция.

В IV—III вв. до н.э. в источниках встречаются правила рассмотрения таких уголовных дел, как хищение из храма, хищение предметов культа, причинение ран, клевета и т. п.

Также довольно рано были выделены такие преступления как неуважение отцу, неуважение старшего в семье.

Древнекитайская правовая система также знала и должностные преступления (недонесение на виновного коллегу и т. д.)

Исследуя систему наказаний в Древнем Китае следует отметить правило «бао» — воздание за преступное деяние. Здесь особое значение приобретает древний принцип талиона, предопределивший сохранение обычая кровной мести. Несмотря на все попытки вана ликвидировать воздействие данного принципа, он просуществовал довольно длительный период.

Закрепление некой единой системы наказаний в древнекитайской правовой школе произошло примерно в V—IV вв. до н.э., что было связано прежде всего с скаральной для китайцев цифрой «пять». Как уже было отмечено в предыдущих главах, перечень наказаний включал: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрацию и смертную казнь. Были и второстепенные наказания: например битье толстыми или тонкими палками от 100 ударов до 500 ударов (500 ударов толстыми палками было равносильно смертной казни), обращением в рабство, штрафом.

Наибольшую жестокость наказания приобрели в период правления легистов — Цинь. Именно в этот период возникли такие наказания как сваривание в котле, выдергивание ребра, сверление головы и т. п. Применение столь жестоких наказаний тоже было вполне понятно, ведь основой легистского философского учение была система наказаний -как единственно возможная система сдерживания от совершения преступлений.

Как уже было отмечено выше, еще в период Шан-Инь в Древнем Китае приобрела известность система «сян», когда отрубание ноги могло быть заменено покраской колена, смертная казнь — путем надевания и пожизненного ношения холщовой рубахи и пр. Тем самым, в Древнем Китае пытались перевоспитать преступника, при этом не применяя к нему жестоких наказаний, но все же выделяя его из толпы обычных людей

Впоследствии система символических наказаний «сян» встречалась уже и позднее — в период Чжоу. Некоторые попытки возродить и применять данную систему проявились в период империи Хань, когда, отменив телесные наказания, императором были закреплены символические наказания. Однако последняя попытка была не очень успешной, т.к. не могла соответствовать постулатам конфуцианства, согласно которому наказание должно было соответствовать моральным принципам «ли», т.к. всякое несоответствие данным нормам влекло нарушение всеобщей гармонии в мире.

Некоей данью существования системы «сян» стало впоследствии нанесение татуировок в качестве одного из видов наказания.

Традиционным для древнекитайской правовой системы было правило о коллективной ответственности всех родственников за совершения преступления лицом. Императоры на разных этапах существования Древнего Китайского государства пытались бороться с этим правилом, однако полностью его искоренить не представлялось возможным.

Так, на наиболее ранних этапах развития было принято истреблять весь род преступника. В период Цинь за совершение преступления казнили не только виновное лицо, но и 3 поколения его родственников. При этом до применения смертной казни преступника и его родственников татуировали, а затем могли применить телесные наказания. А у тех лиц, кто совершал такие преступления, как клевета, оскорбление, проклинание вана -до применения смертной казни отрезали язык.

Подводя итог, следует отметить, что наказание таким образом носило прежде всего характер устрашения. Под воздействием конфуцианской философской школа на 3 этапе развития и становления правовой школы Древнего Китая произошло определенное смягчение системы наказаний: а именно временно было отменено наказание родственников преступника.

Однако вцелом подобные меры носили временный характер. Наказания были суровы и применялись даже за мелкие правонарушения. Система наказаний носила сословный характер — как уже было отмечено выше, в отношении рабов могли безнаказанно применяться различные виды наказания непосредственно владельцем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в рамках настоящей работы исследование процесса становления древнекитайского государства и права позволила выявить следующие характерные черты.

Так, в развитии истории древнекитайского общества выделяют:

  • период разложения первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (II тысячелетие до н. э)

период Древнего Китая в VIII—III вв. до н. э.

период возникновения первого централизованного государствы в Китае — империя Цинь (221-

20. гг. до н. э.).

период империи Хань (IIII вв. до н. э.).

В соответствии с данной классификацией происходило и развитие правовой системы Древнего Китая, которое можно условно подразделить на 3 этапа. На первых этапах развития согласно происходило в рамках существования норм этики и идей гармонии как основообразующих условий существования всего мира, согласно учениям Конфуция.

Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом.

На втором этапе увеличивается значение норм права и их регулятивного воздействия. Развитие древнекитайской государственности подпадает под воздействие легистского учения, которое в противовес конфуцианству, было направлено на распространение правовых норм на все жизненные ситуации, указывали на равенство всех перед законом, неизбежности наступления наказания за нарушение норма права.

На более позднем третьем этапе произошло слияние направлений конфуцианства и легизма, в результате которого было сформировано принципиально новое правовое учение. Слияние двух философских школ привело к тому, что ранее считавшиеся лишь предпочтительными нормы морали «ли» теперь приобрели статус общеобязательным норм, некоторые правила конфуцианства были прямо занесены в правовых нормы. Невыполнение последних влекло серьезные наказания.

Правовая система Древнего Китая регламентировала имущественные отношения: право собственности и право обязательств. Также было развито семейной право, базирующееся на патриархальной укладе, что вызывало существенные ограничения прав женщины в семье. Правовой статус последней зависел исключительно от мужа. Основной задачей семьи было воспроизводство и в первую очередь мальчиков. Процесс заключения брака, проживания в браке, а также развода имел свои существенные особенности.

Однако главенствующее значение приобрело уголовное право — оно носило как бы надотраслевой характер, т.к. нормы последнего проникли во все отрасли права Древнего Китая. Многие правовые институты, известные и применяемые в настоящее время, были известны древнекитайскому угловому праву, такие как «соучастие», «совершение преступления группой лиц по предварительному сговору», наличие градации преступлений на умышленные и неумышленные, и многое другое. Однако регулирование данных институтов было своеобразным, что безусловно было связано с влиянием одной (легизм) или другой (конфуцианство) правовой системы.

Перечень литературы:

  • Васильев Л.С. История Востока. — М.: 1999.

Всеобщая история государства и права / Под ред. проф. К.И. Батыра -М.: 2006.

Всеобщая история государства и права. — М.: Независимое издательство «Манускрипт», 1993.

История государства и права зарубежных стран. / Под ред. проф. НА. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В.Поликарповой. — М. 1996.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского — М.: 1984.

Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. — М.: 2002.

Васильев Л.С. История Востока: в 2 т. — М.: 1999. — С. 173

Всеобщая история государства и права / Под ред. проф. К.И. Батыра. — М.: 2006. — С.182

Всеобщая история государства и права. — М.: Независимое издательство «Манускрипт», 1993. — С. 316

История государства и права зарубежных стран. / Под ред. проф. НА. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. — С.119

Васильев Л.С. История Востока: в 2 т. — М.: 1999. — С. 196

Всеобщая история государства и права. — М.: Независимое издательство «Манускрипт», 1993. — С. 328

Всеобщая история государства и права / Под ред. проф. К.И. Батыра. — М.: 2006. — С. 214

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского — М.: 1984. — С. 196

История государства и права зарубежных стран. / Под ред. проф. НА. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой.- М., 1996. — С.312

История государства и права зарубежных стран. / Под ред. проф. НА. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 167

Всеобщая история государства и права. — М.: Независимое издательство «Манускрипт», 1993. С. 189

Всеобщая история государства и права / Под ред. проф. К.И. Батыра -М.: 2006. С. 190

Всеобщая история государства и права / Под ред. проф. К.И. Батыра -М.: 2006. С. 193

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского — М.: 1984

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В.Поликарповой. — М. 1996

Васильев Л.С. История Востока. — М.: 1999. С. 216

Всеобщая история государства и права. — М.: Независимое издательство «Манускрипт», 1993. С. 167

История государства и права зарубежных стран. / Под ред. проф. НА. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 267

История государства и права зарубежных стран. / Под ред. проф. НА. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 178

Всеобщая история государства и права / Под ред. проф. К.И. Батыра — М.: 2006. С. 190

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В.Поликарповой. — М. 1996. С. 281

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского — М.: 1984. С. 281

2

Перечень литературы:

1.Васильев Л.С. История Востока. — М.: 1999.

2.Всеобщая история государства и права / Под ред. проф. К.И. Батыра -М.: 2006.

3.Всеобщая история государства и права. — М.: Независимое издательство «Манускрипт», 1993.

4.История государства и права зарубежных стран. / Под ред. проф. НА. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

5.Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В.Поликарповой. — М. 1996.

6.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского — М.: 1984.

7.Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. — М.: 2002.

список литературы

referatbooks.ru

Государство и право древнего Китая

В случае суда члены 5 (10) дворок выступали как соучастники, за преступление одного члена отвечали все. Если раньше налог взимался с урожая в размере 1/10 части урожая, то по реформе устанавливался поземельный налог.

Суть военной реформы Шан Яна заключалась в перенесении принципа "пятерок" на армию. Солдаты были связаны, как и население, круговой порукой. Реформа открывала доступ в аристократическое сословие лицам незнатного происхождения за военные заслуги. Звание аристократа можно было купить за деньги. Деньги стали играть большую роль, чем знатное происхождение.

Земельная реформа заключалась в предписании, с узаконением купли-продажи земли, мужчинам, живущим в одном доме и ведущем общее хозяйство, разделиться под угрозой уплаты двойного начала. Тем самым наносился удар по патриархальной семье и общине.

Финансовая реформа заключалась в замене налога с урожая поземельным налогом, вследствие чего взималось от 1/3 до 2/3 урожая. Помимо этого были введены многие другие натуральные и денежные налоги и повинности.

После этих реформ княжество Цинь стало захватывать соседние земли и в 3 веке до нашей эры стало централизованным государством, с этого времени историки называют Китай империей. Эти нововведения были запрещены при династиях Цинь и Хань. В 221 г. до нашей эры царь княжества Цинь Ин Чжен принял титул императора Цинь Ши-Хуанди (первый циньский император).

Император запретил местной провинциальной знати иметь войска и отправлять публично-правовые функции. Старые аристократические титулы были отменены.

Территория страны была разбита на 36 областей или провинций (Цзюнь) во главе с правителем, подчиненным непосредственно царю. Их назначал и смещал император.

Т. о., прекращались сепаратистские устремления. За деятельностью правителей надзирали инспекторы императора, личность которых была неприкосновенна. Области были разделены на округа (сянь), во главе с их начальниками. Была проведена военная реформа, установлена единая для всей страны монета, единые меры и вес, реформирована письменность, расширена строительная сеть, строятся дороги. Хуанди централизовал работы по возведению пограничных укреплений, известных под названием Великой Китайской стены.

Несмотря на реформы, Циньская империя была непрочной. В 209 году до нашей эры вспыхнуло мощное восстание крестьян и солдат, в результате которого Циньская империя пала. Новая династии была основана одним из руководителей восстания - сельским старостой Лю Баном. Эта династия называется Ханьской.

Период Хань

В начальный период, получивший власть из рук народа, Лю Бен осуществил некоторые реформы, облегчающие положение крестьян и рабов. Много рабов было освобождено, отменено обращение в государственное рабство целыми семьями, уменьшен поземельный налог, смягчен уголовный кодекс, общинам было возвращено право выбирать себе старшин. Впоследствии усилился союз Ли Бана с земельной аристократией. Положение населения со временем ухудшилось. В начале 1 века нашей эры (15 г.) в Китае началось одно из самых массовых крестьянских восстаний, известное как восстание "красных бровей". Была разбита императорская армия и захвачена столица. Хотя восстание потерпело поражение, оно ускорило разложение рабовладельческой системы. В 184 г. нашей эры в Китае вспыхнуло крупное восстание крестьян и рабов (восстание "желтых повязок") продолжавшееся около 20 лет. Восстание было с трудом подавлено, несмотря на это, оно привело к крушению Ханьской империи.

Государственный строй

В государственном строе Ханьского государства не произошло существенных изменений. Следует отметить, следующее:

а) установилась практика продажи должностей;

б) была введена продержавшаяся в течение многих веков система замещения должностей после сдачи экзамена.

В центральном аппарате существует строгая иерархия чинов. Высшим должностным лицом был сановник, занимающий положение "визиря" или "канцлера". Кроме того, упоминаются начальник канцелярии, начальник департамента юстиции, начальник полиции, управляющий императорским дворцом, начальник тайной казны и т. д.

Суд не был отделен от администрации. Правитель области имел всю полноту судебной власти, имел право выносить смертный приговор. Главным помощником правителя области был начальник полиции, имевший специальные военные силы. Была хорошо развита агентурная сеть.

Высшей судебной инстанцией был император.

Развитие права

В период Циньской и Ханьской империй отмечена законодательная активность. В 5—4 вв. до нашей эры возникает своеобразная философско-правовая школа законников (легистов) "фацзя". Сторонников школы отличала слепая вера в силу государственного предписания, которое они стремились распространить на все случаи жизни. Они стояли на позициях неограниченной частной собственности, настаивали на кодификации законов, выступали за сильное централизованное государство. Кодификация права проводилась неоднократно. Наиболее известной являлась кодификация, проведенная выдающимся юристом 5—4 вв. до нашей эры Ли Куем, одним из представителей школы легистов. Он собрал и систематизировал законы всех царств, написал "Книгу законов".

Наиболее значительными чертами в регулировании имущественных отношений периодов Цинь и Хань является упрочение частной собственности на землю (реформа Шань Яна) и широкое распространение долгового рабства. Разрешение купли-продажи земли способствовало концентрации земельной собственности в руках немногих (как и рабов). Главы семей имели право судопроизводства над домочадцами, в том числе продавать в вечное рабство. Имело место залоговое право, в т. ч. могла закладываться и земля. Ростовщические операции осуществляли под разные проценты - от 5 до 20 или даже под 50%. Письменные договоры составлялись не только при крупных сделках, но и при мелких. Договор был основным способом доказывания иска.

Уголовное право

Уголовное право характеризуется террористическим характером наказания. В основе наказания лежала идея устрашения. Тело казненного выставлялось на показ, казнь проводилась публично. За преступления несло ответственность три поколения родственников виновных, в т. ч. отец, мать, дети, братья, сестры не зависимо от возраста.

Применялись членовредительские наказания:

  • отрезание носа;
  • ампутация ног;
  • кастрация;
  • перелом коленей и т. д.

Широкое распространение получило наказание в виде обращение в государственных рабов, в т. ч. как правило, трех поколений родственников виновного. Существовали каторжные работы на определенные сроки. Осуждению на каторжные работы сопровождалось татуировкой осужденного (зеленой чертой вокруг глаз), бритьем головы и одеванием железного обруча на шею. Битье производилось бамбуковыми палками определенной длины и толщины. Среди наказаний упоминаются ссылка, отстранение от должности, палочные удары, штрафы. Штрафом можно было откупиться от физического наказания. За выкуп можно было освободиться от трудовой и военной повинностей.

Процессуальное право

Предварительное расследование и суд находились в одних руках.

Расследование применялось с помощью пыток, сопровождалось арестом как обвиняемого, так и свидетелей "если последние не давали требуемых показаний". Пытка могла быть применена и к свидетелям. Тюремный режим был очень суровым, источники упоминают массовую смертность заключенных. О результатах расследования составлялся обвинительный акт. Осужденный мог обжаловать приговор до истечения 3 месячного срока, но пересмотр дела производила та же инстанция, которая вынесла первое решение. Можно было подать кассационную жалобу императору или его инспекторам, посылаемых для ревизии дел местной администрации и суда. Сама организация суда, несмотря на имевшийся институт инспекторов, открывала возможность злоупотребления и произвола, связанного с вымогательством и подкупом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Древневосточные цивилизации, безусловно, внесли огромный вклад в развитие государства и права. Рассматриваемые в лекции государственно-правовые явления стран Древнего Востока дают общее представление об основных типах восточной деспотии и древневосточных правовых системах.

Во главе государства, как правило, стоял монарх, имеющий неограниченную власть над подданными. В большинстве государств личность его обожествлялась. В большинстве государств функционировало три ведомства:

  • финансовое;
  • военное;
  • общественных работ.

Эти ведомства находились под контролем соответствующих сановников и монархов. Право формируется как право-привилегия, с явно выраженной классовой сущностью. Уголовное право носит карательно-террористический характер, направлено на подавление выступлений против монарха и господствующего класса.

Список литературы

1. Омельченко О.А. Основы римского права. М. 1994.

2. История Европы. М. 1988 г., т. I. М. 1992 г., т.II. М. 1993 г., т. III.

3. Крашенинникова Н.А. Индусское право, история и современность. М. 1988.

4. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М. 1942 г. и др. изд..

5. Аннерс Э. История европейского права. М. 1970 г..

6. Беленький М.Р. Что такое талмуд? Очерк истории. М. 1970

7. Законы Ману. М. 1960 г..

8. Учение Пятикнижия Моисеева. М. 1991 г.

9. Моммзен Т. История Рима. Спб. 1993 г..

10. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М. МГУ. 1994.

11. Дигесты Юстиниана. М. 1984 г.

12. Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего Мира. Учебное пособие М. 1993 г.

13. Артхашастра подо. Текста В.И. Кольянова. М.1950 г.

14. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М. 1994 г.

mirznanii.com

История зарождения уголовного права Древнего Китая — курсовая работа

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение 3                                          
    1. История зарождения уголовного права Древнего Китая 5
    2. Понятие преступления и его виды 10
    3. Система наказаний в уголовном праве Древнего Китая 16
    4. Следствие и судопроизводство Древнего Китая 21

Заключение 25                                                                                                  

Список  использованной литературы 27                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Китай - страна древней истории, культуры, философии. Одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц-зы.

Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древнего Китая проявились прежде всего в  его источниках. На сегодняшний день Восток с его культурой, историей и правом все чаще становится предметом  научного исследования, так как это  важно для самопознания и самоидентификации, а нам, как представителям другой культуры, все это интересно вдвойне.

Актуальность заявленной темы состоит в том, что при исследовании исторических аспектов возникновения, становления и развития права в Древнем Китае, во-первых, мы имеем возможность проследить при помощи полученных знаний влияние древнего права на современное состояние права Китая, и во-вторых, мы можем провести сравнительный анализ права нашей страны и права Востока с целью выявления общего и особенностей, наличия или отсутствия тех или иных источников права и правовых институтов.

Объектом данного исследования являются отношения возникающие в связи с совершением преступления и последующим за ним наказанием.

Целью данной курсовой работы является анализ уголовного права Древнего Китая.

Достижение  поставленной цели потребовало решения  следующих задач:

  • изучить историю зарождения уголовного права Древнего Китая;
  • раскрыть понятие и основные виды преступлений в уголовном законодательстве Древнего Китая;
  • рассмотреть систему наказаний в уголовном праве Древнего Китая;
  • рассмотреть следственную и судебную системы Древнего Китая.

Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды следующих ученых – юристов: Батыра К.И., Галанзы П.Н., Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А., Кучеры С., Черниловского З.М., и других.

Структура курсовой работы обусловлена объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие положения о праве Древнего Китая

 

Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния  двух противоборствующих философских  учений, как правовая система Древнего Китая, в истории которой этико-политические догматы конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали определяющими факторами самого поступательного развития права, его идейных основ, принципов и институтов, а также механизмов правоприменения, традиционного правопонимания китайцев.

Общей чертой этих двух древнекитайских  школ была их политическая направленность, стремление организовать жизнь китайского общества на "рациональных" и "справедливых" началах, но понимаемых каждой школой по-разному. Это привело к острой борьбе между ними, закончившейся в результате компромиссом.1

В развитии древнекитайского права  можно выделить три этапа.

На первом этапе в шаньско-иньском и раннечжоусском Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли), определяющие отношение членов китайского общества к правителю - вану и внутрисемейные отношения. Эти нормы строились на почитании родителей, старших, на преклонении перед знатностью, на преданности вану.

Правовые нормы в это время  не вычленялись еще из общей массы  религиозно-этических норм, с которыми они составляли единое целое. Вместе с тем все большее значение по мере укрепления власти ванов приобретают распоряжения и приказы правителя, его приближенных, высших чиновников, исполнение которых обеспечивается принуждением.

В VI в. до н.э. создает свое учение великий философ Конфуций, непререкаемый авторитет которого пережил в китайском обществе века. Основная философская идея конфуцианства - идея гармонии как главного условия всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей. Она включает в себя как гармонию между людьми и природой, так и гармонию между самими людьми, выражающуюся в их поведении, которое должно соответствовать "естественному порядку", т.е. добродетели и морали.

Средством поддержания справедливого  порядка у Конфуция является не закон, а соблюдение традиций, моральных  норм (ли), закрепляющих некий образ  идеального поведения, основанного  на соблюдении "меры" во всем, что, в свою очередь, должно побуждать  человека к уступкам, компромиссам.

………………………………………

 

 

 

  1. Понятие преступления и его виды

 

Понятие преступления в Древнем  Китае связывалось с проявлением  преступной воли человека. Правонарушитель  рассматривался как "низкий человек", его "низость" определялась тем, что  он выступал носителем этой пагубной, преступной воли, которая в зависимости  от характера преступления могла  разрушить или весь мир, или порядок, гармонию в той социальной группе, к которой преступник принадлежал.

Субъектом преступления мог быть только человек. Объектом преступления могли  быть как или человек, или вещь.

Говоря о субъективной стороне, необходимо отметить, что китайское  право различало преднамеренные преступления ("гу и") и преступления, совершенные по ошибке ("ши"), без умысла; по небрежности, неосторожности ("гоши"). При этом в Китае было распространено объективное вменение и принцип коллективной ответственности.

Из признания примата моральных  норм вытекало, что мера виновности и суровость наказания должны были соответствовать не столько  характеру самого поступка, сколько  характеру духовного состояния  преступника, не столько тяжести  преступного действия, сколько интенсивности  преступной воли.

В ханьском Китае, согласно конфуцианскому принципу "если воля добрая, человек не нарушает закон", стали складываться специфические учения о форме вины, учитываться преступная воля при определении меры наказания. Требование учета воли преступника было закреплено и законом в 120 году до н.э.

В древнем праве проводились  различия и между оконченным преступлением  и покушением как проявлением  преступной воли, наказываемым в принципе более мягко. Но нечеткость действия многих общих принципов уголовного права, которые деформировались  под прессом конфуцианских догматов, приводила к тому, что часто  покушение наказывалось как законченное  преступление, например, в случае намерения  убить кровного родственника.

Концепция "преступной воли" определяла и содержание таких институтов как  соучастие и групповое преступление. Еще на рубеже новой эры сложилась  особая норма, согласно которой главарем в преступной группе считалось лицо, непосредственно замыслившее преступление, планировавшее его. Преступление признавалось групповым, если оно было совершено  по предварительному сговору, в противном  случае участники преступной группы отвечали каждый за отдельное преступление. Выделение главаря, идейного вдохновителя преступления, вина которого считалась  особо тяжкой по сравнению с другими  участниками преступной группы, было победой конфуцианцев над универсальной идеей наказания легистов, закрепленной еще в вышеупомянутом законе в 120 году до н.э.

………………………………………….

 

  1. Система наказаний в уголовном праве Древнего Китая

 

Термин "бао" использовался в Древнем Китае в значении воздаяния за совершенное преступление. Живучесть представления о наказании как о воздаянии по принципу талиона, берущего свое начало с первобытнообщинного строя, определила длительное существование в Китае обычая кровной мести, с которым безуспешно боролись китайские правители.

Окончательное утверждение традиционной системы наказаний в V-IV вв. до н.э. было связано с ее философским осмыслением на основе использования сакральной у древних китайцев цифры "пять". Шкала наказаний включала в себя: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрацию и смертную казнь. Она дополнялась другими наказаниями - битьем толстыми или тонкими палками от 100 ударов до 500 ударов (500 ударов толстыми палками было равносильно смертной казни), обращением в рабство, штрафом. Крайняя жестокость наказаний, особенно при господстве легистов в царстве Цинь, где преступников варили в котле, вырывали у них ребра, сверлили головы, уравновешивалась в определенной мере возможностью применения символических уголовных санкций. Еще шаньско-иньскому Китаю, например, была известна особая система символических наказаний ("сян"), когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена, смертная казнь - ношением холщовой рубахи и пр. Общество тем самым пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение и презрение.

Пережитки символических наказаний  встречались и в период Чжоу. Определенные попытки возродить эту систему предпринимались и в ханьском Китае, когда в 167 году до н.э. Сяо Вэнь специальным указом отменил телесные наказания и заменил их символическими. Эта попытка оказалась безуспешной, так как она противоречила воззрениям конфуцианцев, что тяжесть наказания должна соответствовать силе нарушения "ли", ибо всякое несоответствие нарушает гармонию, порождает ненависть. На тех же основаниях конфуцианцами велась борьба с легистами и против тяжких наказаний за легкие преступления. Своеобразным напоминаем "сян" в праве последующих столетий стало сохранение татуировки в качестве одного из наказаний.2

…………………………………………..

  1. Следствие и судопроизводство Древнего Китая.

 

В состязательном по своему характеру  процессе в Древнем Китае очень  рано стали вводиться элементы розыскного процесса, который со временем утвердился безраздельно. Расследование преступлений еще в древности поручалось особому  чиновнику (линьши).

Оно начиналось с заявления или доноса в уездную управу или окружное управление. Донос, особенно касающийся кражи и убийства, должен был быть точно определенным, неточность влекла за собой наказание. "Право" на донос зависело от социального положения лица и его места в системе кровнородственных связей, за исключением доноса о преступлении против государя и государства. Жестко, на основе принципа "возврата обвинения", карался лжедонос. В этом случае доносителю грозила та же кара, которая предполагалась лицу, если бы донос был правдив. Запрещались под угрозой смертной казни доносы на родителей, деда, бабку и других близких родственников, кроме убийства отца, при котором доносить можно было даже на мать. Подлежали удавлению рабы, донесшие на своего хозяина, за исключением обвинения последнего в мятеже и измене. Запрещались анонимные доносы, осужденные по такому доносу освобождались. Выдавать своих людей, т.е. представлять в суд домочадцев и рабов должен был глава семьи, в противном случае он наказывался сам. Ему же предоставлялось право наказывать своих рабов, а по специальному разрешению властей даже убивать их за провинности. Уездные чиновники вели следствие и приводили в исполнение приговор, например битье палками осуществлялось тут же, в суде. Расследование тяжких преступлений (мятежей, измены и пр.) передавалось в окружные управы.

Доносчик обязан был указать  год, месяц и место совершения преступления; должен был обращаться с заявлением строго по инстанции.

Малолетние и престарелые не могли сами обращаться с заявлением к властям.

При Сун было введено разделение чиновников на тех, кто вел следствие, и тех, кто рассматривал дело и выносил приговор. Процесс был письменным. Если дело шло о преступлениях, наказуемых палками, оно решалось уездным начальником. Если же речь шла о более суровой мере наказания, в уездной управе проводили следствие, а затем все материалы по делу и самого обвиняемого передавали в округ для вынесения ему приговора.

Уездная управа не имела права рассматривать  дела о мятеже, государственной измене; ей были неподсудны лица, имевшие право  на подачу прошения на высочайшее имя. Подчиненные не имели права судить своих начальников.

Исходя из презумпции виновности задачей  следствия было не столько уличить обвиняемого, сколько добиться от него признания вины. Допрос свидетелей производился при обвиняемом.

Следствие могло иметь три результата: обвиняемый признавал свою вину или  признавался виновным под тяжестью улик; он мог быть оправдан; дело могло  быть признано сомнительным. Разрешалось  при определении наказания применять  принцип аналогии. Запрещалось наказывать по совокупности преступлений; если лицо привлекалось к ответственности  по нескольким преступления, то приговор выносился только за самое тяжкое.

yaneuch.ru