Класс древний рим. Презентация - Всеобщая история 10 класс «Древний Рим»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История 5 класс » Древний Рим «. Класс древний рим


История Древнего Рима (5 класс) – кратко о рабстве, периодизации и важнейших событиях

Греко-Римская цивилизация античного мира сумела вобрать в себя успехи и достижения народов Средиземноморья, Азии и Западной Европы. Началом истории Древнего Рима следует считать образование в италийской местности Лациум города Рима. Древнейший Рим был первоначально деревней в IX веке до н.э.

Образование Римского государства. Царский период.

Периодизацию истории Древнего Рима условно разбивают на три части: Царский период (VIII-IV вв. до н.э.), период Республиканского Рима (VI-I вв. до н.э.) и период Римской Империи (I-IV до н.э.) Принято считать, что Рим основали Ромул и Рэм в 753 году до н.э. Объединение латинян, этрусков и сабинян, населяющих устье реки Тибр, привело к созданию в Риме общины.

Волчица кормит Ромула и Рэма

Рис. 1. Волчица кормит Ромула и Рэма.

Община состояла из 300 родов, которые были объединены в 30 курий. Все курии были поделены на 3 трибы. Во главе общины стояли старейшины, именуемые патрициями. Род патрициев был наделён следующими правами:

  • право на большой земельный надел, который был закреплён за ними пожизненно;
  • род был обязан защищать и всячески помогать патрициям материально;
  • без патрициев не обходился ни один религиозный праздник или пиршество.

Пришлые племена не имели права на голосование и вступление в брак с кем-либо из рода патрициев. Они получили название плебса или плебеев.

Внутренний конфликт внутри общества патрициев и плебеев в дальнейшем лишь усугублялся и не в последнюю очередь послужил одной из причин распада Римской Империи.

Царский период Римского государства представлен семью царями, заложившими основу древнеримского общества. Начиная с правления Ромула, главой общины был царь, который являл собой закон и порядок и выполнял при этом функции жреца.

  • Ромул. При Ромуле произошло объединение сабинян и римлян. Причём сделано это было без кровопролития. Самые знатные из сабинян вошли в состав Сената.
  • Нума Помпилий. Этот царь был первым сабинянином, занявшим римский трон в 715 году до н.э. По его указу было проведено размежевание земель каменными столбами и введён луносолнечный календарь.
  • Тулл Гостилий. Тулл развязал войну с албанским городом Альба-Лонга. Город был взят, а все уцелевшие жители были насильно вывезены в Рим.
  • Анк Марций. В правление этого царя велись войны против латинян, которые совершали набеги на римские поселения. Римляне в ходе военных действий с боями вышли к морю, где отстроили свой первый порт – Остию.
  • Тарквиний Древний. После получения трона продолжил внешнюю политику Анка Марция. В годы его правления к Риму были присоединены города Карникум, Камер, Номент. С боем был взят сабинский город Коллация. Тарквиний стал первым царём подготовившим себе преемника в лице Сервия Туллия.
  • Сервилий Туллий. Провёл земельные и имущественные реформы, реорганизовал армию. Он также разделил римское общество на 6 имущественных разрядов. Каждый разряд был обязан выставлять вооруженные отряды, за исключением шестого. Родственные линии при Сервилии были ослаблены. К этому же периоду нужно отнести и возникновение рабства в Древнем Риме. Туллий был убит своим родным дядей Тарквинием, который организовал заговор.
  • Тарквиний Гордый. Вероломно придя к власти, этот царь начал своё правление с истребления верхушки Сената. Вскоре Сенат был вовсе упразднён Тарквинием как орган власти. За свою заносчивость он получил прозвище “Гордый”, спровоцировал конфликт с сабинянами уничтожив у них все святыни. Недовольство царём вылилось в мощное восстание плебса подготовленное патрициями. Тарквиний бежал из страны.

Республиканский Рим. Ранняя Республика.

С изгнанием из страны Тарквиния Гордого начался новый период, который принято называть Ранней Римской Республикой. Власть в стране теперь принадлежала двум консулам, которые избирались Сенатом сроком на один год. Рассмотрим важнейшие события этого временного отрезка:

  • 499-493 гг. до н.э. Первая Латинская война. Победа римлян в этой войне закончилась договором с латинянами о военной взаимопомощи.
  • 390 год до н.э. Вторжение галлов. Галлы нанесли поражение римским войскам на реке Амния, затем дошли до Рима и сожгли его. Несмотря на изгнание галлов, позиции республики в Средней Италии сильно ослабли.
  • 343-290 гг. до н.э. Самнитские войны. В этих войнах племена самнитов потерпели поражение от римлян. Римом были присоединены Западные и Средние земли Италии. В 312 году была построена знаменитая Аппиева дорога сохранившаяся до наших дней. Дорога была построена для быстрой переброски войск.
  • 280-275 гг. до н.э. Война Рима с царём Эпира Пирром. Начало военных действий складывалось неудачно для римских войск, однако, затем им удалось перехватить военную инициативу и нанести поражение Пирру. Риму удалось подчинить себе всю Великую Грецию и Луканию.

Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н.э.)

Если говорить кратко о истории Древнего Рима, то эпоху Поздней Республики можно смело считать расцветом культуры и искусства. Могущество Римской Республики возросло, выйдя победителем из серии Пунических войн, Рим стал мощной мировой державой. В результате захватнических войн Римская Республика получает приток новых рабов для мастерских, каменоломен и рудников. Во внутренней политике также происходят значительные изменения: крупные города теперь управляются ежегодно меняющимся магистратом. Все важнейшие события этого периода:

  • 264-146 гг. до н.э. Пунические войны. Кровопролитные войны Рима с Карфагеном за обладание Средиземноморьем. Война получила название Пунической от слова “пуны” или “пунийцы”, так римляне называли жителей Карфагена. Римская Республика продемонстрировала способность объединять свои силы для победы и грамотное использование своих ресурсов. Был построен мощный флот, которого до этого у Рима не было, модернизирована армия. Война закончилась поражением Карфагена и превращением страны в провинцию.
  • 133 год до н.э. Реформы братьев Гракхов. Народный трибун Тиберий Гракх был необычайно популярен в народных массах. Тиберий предложил свой законопроект Сенату. Безземельные граждане Рима, согласно новому законопроекту, должны были получить кусок земли по 30 югеров без права передачи участка. Наделы сенаторов должны были ограничиваться 500 югерами. Сенат не принял законопроект, а Тиберий был убит подосланным убийцей. Дело брата продолжил Гай Гракх, его законопроект простирался ещё дальше: он предложил снизить цены на хлеб, отобрать у Сената право вершить суд и раздать общественные земли всем беднякам бесплатно. Сенат приказал схватить Гая Гракха. Чтобы не быть пойманным, Гай приказал убить себя.
  • 91-88 гг. до н.э. Союзническая война. Союз италийцев объявил войну Риму. Италийцы были недовольны своим положением в обществе, так как только часть из них была уравнена в правах с римлянами.
  • 83-82 гг. до н.э. Гражданская война между Гаем Марием Младшим и Корнелием Суллой. Война привела к установлению Суллой неограниченной власти.
  • 74-71 гг. до н.э. Восстание Спартака. Рабство в Древнем Риме стало основой экономики. Положение рабов в Римской Республике становилось всё хуже, что привело к восстанию под предводительством Спартака. Восставшие рабы были разбиты весной 41 года до н.э. близ Апулии.
  • 49-45 гг. до н.э. Гражданская война между двумя консулами – Гаем Юлием Цезарем и Гнеем Помпеем. Юлий Цезарь в итоге пришёл к власти,а Помпей бежал из страны и был впоследствии убит.
  • 46-44 гг. до н.э. Диктатура Юлия Цезаря. В эти годы проведены реформы, которые расширили полномочия власти консула.
  • 15 марта 44 год до н.э.- убийство Юлия Цезаря В результате заговора, который возглавили Марк Юлий Брут и Гай Кассий.
  • 44-31 год до н.э. Гражданские войны. Почти непрерывная череда гражданских войн за наследство Цезаря, которые закончились авторитарной системой правления и падением республиканского строя в Древнем Риме.

Ранняя Римская Империя

Период Императорского Рима (31 год до н.э.- 476 год н.э.) – это период единоличной власти. Летоисчисление этого периода принято считать с начала правления Октавиана Августа.

Становится очевидным, что управлять прежним государственным республиканским аппаратом уже нельзя. Невозможность управлять огромной страной, владеющей обширными землями далеко за пределами Италии, нашла выход в рождении единоличной власти.

Колизей. Современный вид

Рис. 2. Колизей. Современный вид.

Рассмотрим приведённые ниже важнейшие даты правления императоров:

  • 31-14 гг. н.э. Правление Октавиана Августа. После победы в гражданской войне над царицей Египта Клеопатрой и консулом Антонием, трон занял Октавиан. Власть при нём стала носить название принципат, от слова “принцепс”, то есть глава, первое лицо.
  • 14-37 гг. н.э. Правление Тиберия Юлия Цезаря. Тиберий сделал ставку на укрепление нравственных устоев общества. По его указу резко сократились зрелища, пиршества и гладиаторские бои.
  • 37-41 год н.э. Правление Калигулы. Калигула пришёл к власти путём заговора и убийства Тиберия, которого отравили по его приказу. Он ввёл непомерные налоги, устраивал массовые казни своих соперников и видных сенаторов. Тратил деньги из бюджета страны на оргии, пиршества и зрелища. Убит в результате заговора.
  • 54-68 гг. н.э. Правление Нерона. В годы правления Нерона усилилось гонение на христиан, сельское хозяйство пришло в упадок, провинции разорялись, что вынуждало население двигаться в столицу на заработки. Рим был переполнен. Во время народных волнений, вызванных его правлением, Нерон покончил жизнь самоубийством.
  • 235-275 гг. н.э. “Императорская чехарда”. Этот период принято считать первым предвестником распада Римской империи. Провинции отказывались подчиняться центральной власти, римские легионы самовольно покидают границы государства, а имератором мог стать простой легионер. Всего в этот период было 29 императоров.

Поздняя Римская Империя. Закат Западно-Римской Империи.

Правление Константина Великого немного остановило разложение государственного строя Древнего Рима в период Поздней Империи. В качестве вооруженных сил страны стали всё чаще использовать наёмников. Воспользовавшись этим стал возрастать натиск галлов и германцев на Западе и гуннов, готов и парфян на Востоке. Их орды проникают всё дальше вглубь страны. Основные события этого периода:

  • 306-337 гг. н.э. Правление Константина Великого. Этот император покровительствовал христианам и незадолго до смерти крестился. В 330 году Константин возвёл город Константинополь, куда перенёс свою столицу. Он завещал Римскую Империю трём своим сыновьям и разделил её между ними.
  • 395 год н.э. произошло разделение Римской Империи на Восточно-Римскую и Западно-Римскую. Теперь у каждой империи был свой император, свой Сенат и своя армия состоявшая из наёмников, в основном германцев.
  • 408 год н.э. нарушив договорённость в страну хлынули готы с под предводительством Алариха. Варвары дошли до Рима и сожгли его.

Рис. 3. Сожжение Рима Алларихом

  • 23 августа 476 года до н.э. Рим вновь был взят, на этот раз германцами. Их предводитель Одокр, объявил, что отныне Риму не нужен император и все знаки императорской власти отослал в Константинополь. Именно с этого времени принято считать конец существования Римской Империи. Восточная Империя, или Византия просуществовала ещё 10 веков, до взятия её турками.

Что мы узнали?

В докладе на тему “История Древнего Рима”, мы познакомились с богатейшим наследием римской эпохи. Римский Атичный мир, изучаемый в 5 классе, просуществовал почти 1000 лет и включил в себя достижения завоёванных народов, чтобы стать культурнорй основой современной цивилизации.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Всеобщая история 10 класс «Древний Рим»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ДРЕВНИЙ РИММБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2

ОСНОВАНИЕ РИМАНаиболее масштабная в истории Древнего мира попытка создания обширной, эффективно управляющейся империи была предпринята Римом. Согласно легенде город Рим был основан в 753 г. до н.э. тремя племенами латинов, жившими в районе реки Тибр.

Слайд 3

ОСНОВАНИЕ РИМАИстория Древнего Рима завершает эпоху Древнего мира, которая длилась более 13 столетий. Периодизация римской истории: 753 – 509 гг. до н.э. – Царский Рим. 510 г до н.э. – с. III в до н.э. – Ранняя республика. с. III в до н.э. – 30 г до н.э. – Поздняя республика. 30 г до н.э. – 284 г. – Ранняя империя. 284 г – 456 г – Поздняя империя.

Слайд 4

ОСНОВАНИЕ РИМАПервоначально общественная жизнь Рима, как и в Афинах, строилась на основе родоплеменных традиций. Сенат – высшим орган управления, состоял из 100 человек, старейшин родов, основавших город. Народное собрание – выборы царя, важнейшие вопросы. Решение в виде клятвы. Царь – избираемый верховный правитель, должен править в соответствии с традицией и волей сената.

Слайд 5

ОСНОВАНИЕ РИМАПАТРИЦИИ – потомки основателей Рима, им принадлежали земли, примыкающие к городу, которые обрабатывались отдельными семьями. ПЛЕБЕИ – пришлое население, члены других племён, поселившиеся в Риме. Были свободными, получали небольшой надел земли, но оставались неполноправными

Слайд 6

ОСНОВАНИЕ РИМАСо­глас­но пре­да­ни­ям пер­вым царем Рима был Ромул, после него в Риме пра­ви­ло еще шесть царей. С 616 г. до н.э. царями избирались выходцы из знатной этрусской семьи Тарквиниев, что свидетельствует о зависимости Рима от этрусков. В середине VI в. В Риме правил царь Сервий Туллий. Им были проведены реформы, похожие на преобразования Солона в Афинах. Они нанесли серьёзный удар по привилегиям родовой знати. Плебеи получили часть гражданских прав. Началось формирование римского города-государства – ЦИВИТАС

Слайд 7

ОСНОВАНИЕ РИМАТиранический характер правления нового царя Тарквиния Гордого, который отменил проведённые реформы, вызвал гнев сената. В 509 г. до н.э. он был изгнан. В Риме установилась республика.

Слайд 8

ОСНОВАНИЕ РИМАРес­пуб­ли­ка (лат. «общее дело») в Древ­нем Риме – форма прав­ле­ния, при ко­то­рой сво­бод­ные жи­те­ли го­ро­да, составля­ю­щие граж­дан­скую об­щи­ну, вы­би­ра­ли должностных лиц рес­пуб­ли­ки. Ко­ми­ции – на­род­ные со­бра­ния, выс­шая по­ли­ти­че­ская власть Сенат – совет ста­рей­ших, в ко­то­рый вхо­ди­ли толь­ко пред­ста­ви­те­ли 300 пат­ри­ци­ан­ских родов Два кон­су­ла – об­ла­да­ли выс­шей во­ен­ной и граж­дан­ской вла­стью, из­би­ра­лись на год Дик­та­тор из­би­рал­ся в во­ен­ное время (в чрез­вы­чай­ных об­сто­я­тель­ствах) на огра­ни­чен­ный срок, об­ла­дал пол­но­той вла­сти Два пре­то­ра об­ла­да­ли су­деб­ной вла­стьюРИМСКИЙ КОНСУЛ

Слайд 9

ОСНОВАНИЕ РИМАВ этот период шла ожесточенная борьба плебеев за полноту гражданских прав. В борьбе с патрициями им удалось добиться права выбирать народных трибунов, отстаивающих их интересы перед сенатом. Народные трибуны- могли накладывать запрет на решения Сената. Плебеи получили доступ ко всем магистратурам. Решения собрания плебса стало иметь силу закона.

Слайд 10

ОСНОВАНИЕ РИМАфехтование. Трижды в месяц марш-броски на 30 км - 6-8 км/ч. Тренировки в строительстве и демонтаже военного лагеря. Телесные наказания. Децимация – казнь каждого 10-го по жребию. Уменьшение рациона питания за неповиновение. Богатые граждане служили в кавалерии, бедные – в пехоте. Организация армии: Призывник – римлянин 17 – 46 лет, владелец собственности. Срок службы 20-25 лет. Ежедневно: плавание, бег, прыжки, метание дротика и

Слайд 11

ОСНОВАНИЕ РИМАВ 451-450 гг. до н.э. в Риме впервые были приняты единые для всех законы – За­ко­ны XII Таб­лиц. С 445 г. до н. э. разрешались браки между патрициями и плебеями. Ещё через столетие плебеям предоставили доступ к выборным должностям, в том числе и консульским.Происшедшие перемены означали, что в V в. до н.э. в Риме, как и в Афинах, сложилась новая система общественной организации, в которой гражданство имело большее значение, чем родоплеменные связи.

Слайд 12

УСТАНОВЛЕНИЕ ГОСПОДСТВА НАД СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕМНужда в новых территориях: дополнительная рабочая сила, процессы обезземеливания крестьян, рост населения. Вскоре римское первенство признали греческие колонии в Южной Италии и на Сицилии. А к 265 г. до н.э. весь Аппенинский полуостров оказался в руках Рима.

Слайд 13

УСТАНОВЛЕНИЕ ГОСПОДСТВА НАД СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕМПосле подчинения всего Аппенинского полуострова зоной интересов Римского государства стало Средиземноморье. Здесь оно столкнулось с могущественным Карфагеном, Сирийским царством, Македонией и Египетской державой Птолемеев.264-146 гг. до н. э. – Пунические войны. Ганнибал. 216 г. до н. э. – Битва при каннах 146 г. до н. э. – Карфаген разрушен. Господство в Западном Средиземноморье.

Слайд 14

УСТАНОВЛЕНИЕ ГОСПОДСТВА НАД СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕМРимляне обратили свои устремления на Восток. В результате Македонских войн к середине II в. до н. э. к Риму были присоединены Македония и Греция. В середине I в. до н.э. римской провинцией стала Сирия, а в 30 г. до н.э. было завоёвано последнее государство Средиземноморья — Египет. Средиземное море стало внутренним морем Рима.

Слайд 15

КРИЗИС РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИПриток богатств из покорённых земель, рост доходов от торговли, увеличение числа рабов – всё это породило множество проблем в самом Риме.Разорение держателей мелких земельных участков Число людей, призываемых на военную службу уменьшалосьОслабление армии.

Слайд 16

КРИЗИС РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИПопыткой преодолеть кризис было демократическое движение за реформы, возглавленное братьями Гракхами – установить предельный размер земельных владений для патрициев, а излишки на уравнительной основе передать неимущим. В итоге реформы потерпели поражение, и обнищание римского крестьянства продолжалось.

Слайд 17

КРИЗИС РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИСерьёзную проблему составляло значительно возросшее количество рабов. Часть из них использовались в качестве прислуги в семьях знатных римлян, однако в основном рабы использовались на плантациях, они были полностью бесправны, подвергались жестокому обращению.

Слайд 18

КРИЗИС РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИВ 136-132 гг. до н.э. мощное восстание рабов произошло на Сицилии. Самым крупным в истории Рима было восстание рабов под предводительством Спартака (74-71 до н.э.). Начавшись в школе гладиаторов возле Капуи, оно вскоре охватило большую часть Италии. Римлянам с трудом удалось разгромить армию рабов.

Слайд 19

КРИЗИС РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИЧтобы пополнять войска, полководцам пришлось нанимать бедняков, которых раньше не принимали на военную службу. В конце II - начале I века до н. э. римская армия состояла в основном из наёмников, готовых служить тому, кто им более щедро заплатит.

Слайд 20

КРИЗИС РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИКонфликт с союзными городами Италии привел в 90-88 гг. до н.э. к гражданской войне. С восстанием Рим не справился, ему пришлось пойти на уступки. Все жители италийских городов – римские граждане. Непрерывные завоевания обогащали господствующие слои римского общества, но вели к обнищанию провинциалов. Полисные органы власти оказались неприспособленными к новым условиям. а реальная власть оказывается у полководцев, добивающихся единоличного руководства.События конца II - начала I в. до н.э. в Риме и его владениях = кризис Римской республики.

Слайд 21

СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИНа роль властителей Рима могли претендовать лишь полководцы, которые были популярны в армейской среде. Попытки установления династического правления предпринимались неоднократно.СУЛЛА ЛУЦИЙ КОРНЕЛИЙ Первым из диктаторов в Риме был Сулла. После его смерти и междоусобицы власть перешла в руки триумвирата (60 до н.э.) - Цезаря, Помпея и Красса.

Слайд 22

СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИГай Юлий Цезарь, стал наместником Галлии, которую ещё предстояло завоевать. Проявив себя блестящим полководцем, подчинил Британию. Границей владений Рима на севере стал Рейн. В 49 г. до н.э. Цезарь захватил Рим и в начавшейся гражданской войне добился победы и был провозглашён пожизненным диктатором. Но в 44 г. до н.э. он был убит сторонниками республики.

Слайд 23

СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИСоперничество между ними привело к новой гражданской войне. В 30 г. до н.э. новым правителем Римастал Октавиан. После покорения Египта он получил от сената почетный титул Август (божественный), и всю полноту власти на 44 года. Стал императором Цезарем Августом. Территория римского государства получила название Римская империя.

Слайд 24

СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИФормально республиканские порядки были сохранены, но функции сената, все больше ограничивались главой империи. Император – прицепс – сосредоточил в своих руках высшую гражданскую и военную власть и правил с помощью подчиненного ему бюрократического аппарата. Принципат- монархия, которой придавалась видимость республики.

Слайд 25

СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИВ правление наследников Августа обнаружились пагубные стороны единовластия – деспотизм, произвол, кровавое соперничество. Римский сенат превратился в «орган соглашательства», римская аристократия предпочиталапраздный досуг Государственной службе, главной ценностью в глазах общества стало богатство. Худшими временами считалось правление Тиберия, Калигулы, Нерона. НЕРОН, ДРЕВНЕРИМСКИЙ ИМПЕРАТОР (54-68).

Слайд 26

СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИПротесты против тирании принимали единственно возможную форму военных переворотов. В результате к власти приходили наиболее удачливые полководцы, стремившиеся основать собственные династии.

lusana.ru

Урок - игра по истории «Древний Рим» 5 класс

Комментарии учителя. Данный урок способствует развитию творческого потенциала обучающихся, помогает учителю прививать интерес к истории, выявить способности ребят.

Урок - игра «Древний Рим», 5 класс

Цели:

- закрепить и систематизировать знания обучающихся о Древнем Риме, выдающихся личностях и событиях;

- способствовать развитию коммуникативных навыков, при работе в группах – командах;

- способствовать привитию интереса к историческому прошлому, воспитанию культуры.

Форма урока: исторический ринг

Учебно-методическое обеспечение: критерии оценки деятельности групп, карточки с дополнительным материалом, документы

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации

Литература: использованы материалы из разработки Зукуровой Р.Ц. // Преподавание истории и обществознания в школе №5, 2011 г., стр. 58-59

Подготовительная работа:

- формирование групп по желанию;

- подготовка презентаций (название команды, эмблема, элементы костюмов, приветствие)

- разработка критериев оценки деятельности групп;

- составление карточек с дополнительным материалом;

- составление презентации;

- оформление ринга.

Оценочный лист

Название команды

Критерии оценки знаний обучающихся

1. Знание учебного материала

2. Умение работать в группе: распределять задания, помогать друг другу, брать на себя ответственность

3. Творчество: умение заинтересовать других нестандартными (вызывающими интерес решениями)

4. Умение выступать перед аудиторией (слушателями, в данной ситуации – участниками исторического ринга)

Критерии оценки знаний определяются на каждом уроке, в зависимости от формы урока. Обучающиеся часто определяют сами критерии, также как цели и задачи. В приложениях отражены результаты деятельности обучающихся. Помощь учителя заключается в корректировке придуманного детьми, если это не внеклассное мероприятие, то вся работа происходит на уроке, этот факт при планировании рабочей программы обязательно учитывается.

Ход урока

I. Организационный момент – 1 минута

II. Сообщение темы и целей урока – 3 минуты

Ребята, мы с вами изучили тему «Древний Рим», сформулируйте цель урока (обучающиеся делают это в системе), чему вы учитесь, работая в группах?

III. Обобщение и систематизация знаний обучающихся

1. Представление команд (командам было дано время на предыдущем уроке, где они сочиняли приветствие)

Команда «Цезарь» - использовала элемент театрализации (Приложение 1)

Команда «Спартак» - использовала элемент театрализации (Приложение 2)

Команда «Римляне» - составила четверостишия (Приложение 3)

Команда «Историки» - нарисовала рисунки, на которых изобразили себя думающими, спорящими, знающими, сопровождая их четверостишиями (Приложение 4)

2. Разминка «Блицопрос» (Приложение 5)

Команды выстраиваются в четырех углах ринга, звучит гонг, на экране вопросы. Чья команда быстрее поднимет руку, та и отвечает.

3. Конкурс капитанов (Приложение 6) На экране иллюстрации и вопросы к ним, участники должны отвечать по очереди, в случае, если не ответили, помогает команда, но балл снижается до одного, звучит гонг.

4.Конкурс « Кто мог сказать эти слова?» (Приложение 7) Командам раздаются карточки с высказываниями, дается 4 минуты на обсуждение. Звучит гонг.

5. Конкурс ораторов, домашнее задание. На ринг приглашаются по одному человеку от команды, они заранее, путем жеребьевки, получили карточку с выказыванием и должны выступить перед аудиторией от имени видного деятеля, используя памятку (Приложение 8).

IV. Подведение итогов. Выставление отметок.

Приложения к уроку «Древний Рим», 5 класс

Приложение 1

Команда «Цезарь»

Появляется капитан, садится на импровизированный трон.

Я – Цезарь! Силою своей – повелеваю! Легионеров к бою призываю! Вы все привыкли побеждать, вы все привыкли убеждать не только силой, но и умением. Вас, воины мои, на состязание приглашаю, и жезл удачи вам вручаю.

Появляются члены команды

1. О, Цезарь, мы воины твои!

2. Умом тактикой не раз мы побеждали!

3. И Рубикон мы перешли, и Рим без боя взяли!

4. Готовы мы сразиться с достойными соперниками хоть сейчас!

Все. Команда «Цезарь» рада видеть вас!

Приложение 2

Команда «Спартак»

Появляется капитан. Я Спартак спустился с вулкана Везувий, для того, чтобы сразиться на этом ринге. Вы знаете, что я не труслив и силен, но сегодня буду биться с вами не один, а с другими спартанцами, чтобы показать вам нашу силу, наши знания, нашу находчивость. Спартанцы, придите, строем войдите, соперников – удивите!

Под музыку выходят «спартанцы», на них элементы костюмов.

1. Я – мозг, готов сразиться с соперниками умом!

2. Я – сила, готов нести на себе любой груз вопросов!

3. Я - находчивость, могу найти выход из любой ситуации!

4 Я – удача, без меня невозможно победить!

Все. На ринг соперников мы приглашаем. Сразиться с вами мы желаем, и победить, но не любой ценой, а справедливо, честно и достойно!

Приложение 3

Команда «Римляне»

Капитан. И снова острый ринг сегодня состоится! Глаза искритесь смехом, улыбайтесь лица.

1. (Командам – соперницам) Что ж, если мы слабы, побеждайте!

2. Однако вы не забывайте: что посеешь, то пожнешь!

3. Мы - «Римляне» себя назвали

Все. Нас – испугом не возьмешь!

Приложение 4

Команда «Историки»

Команда появляется под музыку, маршируя.

Капитан. Команда…

Все: «Историки»!

Капитан. К историческому рингу…

Все: готова!

Капитан. Наш девиз…

1 (показывают рисунки) Прежде чем ответить – думаем!

2.Что сказать и как сказать - знаем!

3. Спорим, когда нужно!

4. Говорим то, что важно!

Приложение 5

Разминка «Блицопрос»

2. Вопросы.

1. Жители древнейшего Рима – переселенцы из разных областей Италии (Плебеи)

2. Человек, который представлял интересы плебеев (Трибун)

3. Правители Рима, обладавшие равной властью (Консулы)

4. Город, который был уничтожен в 146 году до н. э. (Коринф)

5. Дата основания Рима (753 год до н.э.)

6. Кем был разграблен Рим в 455 году до н.э.? (Вандалами)

7. Какой город римские войска сравняли с землей? Когда? (Карфаген, в 146 году до н.э.)

8. Название реки, перейдя которую Цезарь произнес слова: «Жребий брошен» (Рубикон)

9. Горы, переход через которые стоил Ганнибалу почти половины войска (Альпы)

10. Какие птицы спасли Рим? Когда? (Гуси в 390 году до н.э.)

11. Воинствующие племена, захватившие Рим в 390 году до н.э. (Галлы)

12. Когда был принят закон, запревавший долговое рабство? (В 326 году до н.э.)

13. Кому принадлежала власть в Древнем Риме с VI по I век до нашей эры? (Народному собранию)

14. Рабы, обученные сражаться друг с другом на потеху римской публике (Гладиаторы)

15. Как в Древне Риме назывался военный отряд? (Легион)

16. Как называли коренное население Рима? (Патриции)

Приложение 6

Конкурс капитанов

3. Вопросы

1.Бог торговли в Древнем Риме (изображен Меркурий)

2.Верховный владыка богов в Древнем Риме (изображен Юпитер)

3 Кем был Вулкан в древнеримской мифологии? (Бог огня)

4.Богиня – хранительница семьи у римлян (Юнона)

5.Как звали первого царя Древнего Рима? (Ромул)

6.Главная площадь Рима (Форум)

7. Сооружение, где устраивались гладиаторские бои (Амфитеатр)

8. Торжественный въезд в Рим полководца – победителя и его войска (Триумф)

9. Кто впервые продемонстрировал римлянам слонов? (Ганнибал)

10.По представлению римлян, «говорящее орудие» - это…(Раб)

11. Богиня цветов в древнеримской мифологии (Флора)

12. Древнеримская одежда, шерстяная или льняная рубаха с короткими рукавами (Туника)

Приложение 7

4. Конкурс « Кто мог сказать эти слова?»

Карточка

1. «Карфаген должен быть разрушен» (Катон)

2. «И ты, дитя мое? И ты, Брут?» (Цезарь)

3. «Вар, верни легионы» (Октавиан Август)

4. «Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех. Кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздуха и света! (Тиберий Гракх)

5. «Какой великий артист погибает» (Нерон)

6. «Раньше наказывали за дела, а теперь за слова (Тацит)

7. « Пришел, увидел, победил» (Цезарь)

8. «Лучше погибнуть в борьбе за свободу, чем (зря) рисковать своей жизнью» (Спартак)

9. «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Иисус Христос)

10. «Кто не знает кровожадности Нерона? После стольких убийств только и остается умертвить воспитателя и наставника (Сенека)

Приложение 8

5. Конкурс ораторов, домашнее задание

Памятка оратору

1. Ответь, о ком это высказывание

2. Представь, что мог сказать этот видный деятель Рима

3. Говори

- громко, но не кричи;

- лаконично (кратко), но убедительно;

- артистично, но не переигрывай.

Задания

1. Талантливый и красноречивый полководец, который благодаря успешной военной деятельности стал правителем Рима (Гай Юлий Цезарь)

2. Вождь восстания рабов 74-71 годов до н.э. (Спартак)

3. Римский император. Получивший прозвище «Лучший», прославившийся как мудрый правитель (Траян)

4. Римский сенатор, известный как убийца Юлия Цезаря, которого тот считал своим другом (Брут)

Выступления ораторов

1. Команда «Спартак» Талантливый и красноречивый полководец, который благодаря успешной военной деятельности стал правителем Рима (Гай Юлий Цезарь)

Данное высказывание характеризует Гая Юлия Цезаря. Уважаемые граждане Рима многие меня называют хитрым и лживым. Упрекают в том, что я очень люблю власть и ради нее подкупал римлян, устраивал пиры, заигрывал с народом. Вы забыли о том, как я завоевал Галлию, как подчинил многие земли?! Я благодарен простым римлянам за то, что они поддержали меня, легионеров – за то, что они принесли славу Риму. Да, у меня есть враги, которые не хотят, чтобы я стал правителем, но они бессильны передо мною т.к. у меня есть сила – это войско и мой народ!

2. Команда «Историки» Вождь восстания рабов 74-71 годов до н.э. (Спартак)

Я, вождь восстания Спартак, не хочу быть гладиатором и убивать своих друзей на потеху римлянам! Я не буду рабом! Вас я тоже призываю к свободе! Организуем побег, уйдем к Везувию и разобьем войска Красса. Лучше смерть в бою, чем жизнь в неволе!

3 Команда «Спартак». Римский сенатор, известный как убийца Юлия Цезаря, которого тот считал своим другом (Брут)

Римляне, вы считаете меня убийцей Цезаря и предателем. Почему? Я совершил правое дело: оградил вас от его власти. Цезарь предал интересы римлян, он потерял разум из-за Клеопатры! Он престал считаться с сенаторами! Он был моим другом, и не зависть толкнула меня на убийство, а справедливость! Я предал дружбу, но предал вас, римляне!

Название конкурса

Баллы

1. «ЦЕЗАРЬ»

1. Представление команд

3

2. «СПАРТАК»

2. Разминка «Блицопрос»

1

3. «РИМЛЯНЕ»

3. Конкурс капитанов

2 за каждый правильный ответ

4. «ИСТОРИКИ»

4. Конкурс « Кто мог сказать эти слова?».

5

5. Конкурс ораторов, домашнее задание

5

doc4web.ru

Интернет-урок по окружающему миру «Древний мир. Рим»

ColosseumПродолжаем наши путешествия в машине времени, где мы изучаем мировую историю. Сегодня мы продолжим знакомиться с первыми цивилизациями и отправимся….. в Древний Рим. Римляне происходят из той части Европы, которую теперь называют Италией. Они создали огромную империю. Скорей в путь….

Древний Рим — одна из самых могущественных древних цивилизаций, получившая название от её столицы — Рима.

1266051560_smallgames.ws_screen1

Римская легендарная история рассказывает о братьях Ромуле и Реме и происхождении Рима так…

( смотреть от 0. 49 до 4.21)

1360005981_22

 (На рисунке бронзовая скульптура, хранящаяся в Риме с античных времен)

За время эпохи Древнего мира у римлян было несколько царей. Один из известных римских царей — Юлий Цезарь.

julius-caesar-by-reubens-1619

Он был блестящим полководцем и единовластным правителем Рима. Он подчинил много земель, правил землями Южной и Северной Галлии (теперь это Франция). Некоторые сенаторы завидовали Цезарю и в 44 г. до н.э. закололи Юлия Цезаря прямо в помещении сената в Риме.

После смерти Цезаря Римом стал править Октавиан. Он стал первым римским императором и принял имя Август.

avgust_oktavian

Императоры правили Римом больше 400 лет. Они не были царями, однако обладали абсолютной властью. Императорской «короной» служил лавровый венец, символ военной победы.

Римской империи процветала. В неё входили Франция, Испания, Германия, и большая часть бывшей греческой империи. При римских императорах присоединились новые территории: Британия, западная часть Северной Африки и земли на Ближнем Востоке.

i_078

Многое римляне заимствовали у древних греков, однако их цивилизация существенно отличалась. Они были превосходными инженерами и строителями и предпочитали повсюду чувствовать себя как дома.

Где живут римляне? как устроены их жилища?  

Первые дома римлян были построены из кирпича либо камня, но они также использовали такой материал, как бетон. 

Подавляющее большинство жителей Рима теснятся в больших многоэтажных постройках.

i_079

Богатые римляне жили в больших виллах с несколькими комнатами. В центре виллы был устроен «атриум», главный зал, над которым не было крыши, чтобы внутрь попадало достаточно света. Когда шел дождь, вода из отверстия в крыше собиралась в бассейне, который назывался «имплювий». Все помещения в вилле располагались вокруг атриума.

i_081

Богачи вкушали пищу, лежа на кушетках перед низким столом, куда слуги подавали яства. Женщины и почетные гости могли сидеть в креслах, но все остальные довольствовались стульями.

79637999_Rim1

Вилок не было, их изобретут через много веков во Флоренции. Ели ложками, ножами, а в основном руками. 

А вы знаете, что… Имя римского гражданина состояло из трех частей: «обычного» имени, фамилии и прозвища, указывающего на характерную черту своего носителя.

Средний рост римлянина в I-II вв. н.э. составлял 165 см, римлянок – 155 см. Продолжительность жизни римских граждан составляла 41 год для мужчин и 29 лет для женщин.

Крестьяне из сельской местности доставляли свои продукты в города и продавали их на рынках. Главной рыночной площадью, а также местом, где располагались органы власти, был форум. Римляне чеканили монеты, и люди покупали нужные им вещи за деньги, а не обменивались натуральными товарами.

i_080

Всему миру известна история города Помпеи, которую изобразил в своей картине художник Карл Брюллов «Последний день Помпеи»

2-z1-6e659b54-441a-4baf-921c-9f99eeb8f13b

Город Помпеи был уничтожен в 79 г. н.э. извержением вулкана Везувия. Помпеи были погребены под раскаленным пеплом. В городе археологи раскопали целые улицы с домами и магазинами.

Пожалуй, во всем античном мире не отыскать города, который мог бы по величию сравниться с Римом. Риму характерна гигантомания, то есть, если они и строили какие — либо здания, то огромные.

А вы знаете, что… Как это ни странно звучит, но Рим просто «изнывал» от пробок. В свое время Цезарь даже постановил запретить передвижение частных колесниц в течение всего светового дня.

italy_03

Колизей ( от латинского слова «колосс» — гигантский») — амфитеатр, который вмещал до 50 тысяч человек. Долгое время колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом различных зрелищ: бои гладиаторов, казни христиан, звериные травли, морские сражения (пол арены заполнялся водой), в котором могли участвовать больше 19 тысяч гладиаторов на 100 кораблях.

kolizey

Колизей строили 100 лет. И 100 дней длился праздник в честь открытия колизея. В колизее использовали первые механизмы — подъёмники, лифт! Во время дождя закрывали с помощью тента.

inside-the-colosseum

До наших времен от этого чуда остались только развалины. Почему? История Колизея печальна. Он сильно пострадал от пожара. С XI века Колизей превратился в источник добывания строительного материала. Из него построили 23 дома, 6 церквей, мосты.

Отметим, что в году у римлян было около 120 всенародных праздников. В эти дни римляне посещали театры, ходили на гонки колесниц или на гладиаторские бои.

Гладиаторы были рабами или преступниками, которых обучали биться до смерти на глазах толпы. Они были вооружены щитами и мечами или сетями и трезубцами.

gladiators-800x352

На бою гладиаторов часто присутствовал сам император. Если гладиатор был ранен и просил пощады, от императора зависело, будет он жить или умрет.

Колизей можно по праву назвать самым кровавым местом на земле: в общей сложности здесь погибло от 270 до 500 тысяч человек.

Пантеон — «храм всех богов»

Pantheon

Древние римляне верили: ладан обладает дезинфицирующими и очищающими свойствами. Именно поэтому в древнеримском храме всегда пахло ладаном.

Главным богом древнего Рима был Юпитер — бог неба, света и грозы.

jupiter-zeus-eagle

Основные боги древнего Рима:

Юпитер — (у греков Зевс) царь богов.Юнона — (у греков Гера) жена Юпитера.Минерва — (у греков Афина Паллада) богиня мудрости,Аполлон — (у греков Гелиос) сын Юпитера, брат Дианы, бог солнца.Диана — (у греков Артемида), дочь Юпитера, богиня-луны.Венера (у греков Афродита), богиня красоты.Меркурий — (у греков Гермес), бог торговли.Марс — (у греков Арес), бог войны.Вулкан — (у греков Гефест), бог кузни.Нептун — (у греков Посейдон), бог морей.Плутон — (у греков Аид), бог царства мертвых.Бахус — (у греков Дионис), бог виноделия.Церера — (у греков Деметра) богиня плодородия.Веста — (у греков Гестия) богиня семейного очага.

Древние римляне считали, что каждый предмет и явление имеет особого бога-покровителя.

В римском пантеоне существовали бог посева и бог произрастания семян, бог рождения ребенка, бог его первого крика, бог выхода на прогулку, бог возвращения домой и др.

В отличие от большинства народов, древние римляне очень редко изображали своих богов и не создавали мифов о них — об их взаимоотношениях друг с другом и с людьми, ссорах и любовных связях.

Термы. Это бани. Задолго до нашей эры римляне открыли природные подземные источники с теплой водой. Естественно поначалу в них все просто грелись и купались, так как температура воды была очень приятна для тела (примерно 37 градусов). Но со временем было замечено, что после регулярных очистительных процедур улучшается самочувствие, быстрее зарубцовываются порезы и ссадины, появляется бодрость тела и духа!

Древние императоры, заботясь о здоровье своего народа, на месте природных источников начали воздвигать общественные банные дома. В древнеримских банях можно было проводить время с пользой: помимо бассейнов и массажных комнат в них имелись роскошные библиотеки, читальные залы и игровые комнаты. Здесь устраивали пиршества, пели и состязались в спортивных достижениях.

Roman Emperor Talking with Bath Designers

Римские термы отличались исключительной роскошью — отделывались мрамором, серебром и золотом. Можно сказать, что вся общественная жизнь проходила именно в бане.

mt1

Вход в бани был бесплатным для солдат, детей и рабов. 

 Вода для бань и для других нужд поступала по акведукам. Слово «акведук» происходит от латинских слов «вода» и «тянуть». Акведук — это водовод для снабжения городов чистой речной или озерной водой. Акведуки, переброшенные через долины, были арочными. На территории бывшей Римской империи до наших дней сохранилось около 200 акведуков.

pont-du-gard

 А это… общественный туалет, которых в Риме насчитывалось целых 144 шт.

общественные-туалеты

Напоследок, ещё любопытный факт… Вы когда-нибудь слышали о Гай Аппулей Диокле? Думаю, что не слышали. Так вот…

Гай Аппулей Диокл — самый богатый спортсмен за всю историю человечества!

Гай Аппулей Диокл (Gius Appuleius Diocles), живший во II веке нашей эры в Риме, является самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен и народов.

75653041_3419483_000001 (1)

Он прибыл в Рим из района современной Португалии и начал свою спортивную карьеру в 18-летнем возрасте и завершил ее в 42 года. Гай Аппулей Диокл был колесничим и выступал в наиболее популярном виде спорта Древнего Рима — гонках колесниц — на самом крупном стадионе Древнего Рима — ипподроме «Циркус максимус» («Большой цирк»), который мог уместить. 250 тыс. зрителей (ещё столько же могли наблюдать за соревнованиями стоя).

75653052_3419483_i_085

Ежедневно устраивались десятки заездов, иногда на протяжении сотен дней подряд.

За время своей спортивной карьеры за свои победы Гай Аппулей Диокл заработал 35 миллионов 863 тысячи 120 сестерциев.

Древнеримские болельщики воздвигли памятник в честь чемпиона. Во время раскопок памятник был обнаружен вместе с высеченной на нем суммой заработка древнеримского спортсмена.

26710551_richest_sportsman_3

Как подсчитали, этой суммы хватило бы на выплату жалованья всей римской армии тогдашнего времени в течение 2 месяцев. Деньги спортсмены получали только за участие в соревнованиях. Гонки колесниц были в античности очень опасным видом спорта, соревнования омрачались частой гибелью возничих.

Диокл был счастливчиком — он выиграл в 1462 гонках из 4257. Победители зарабатывали огромные суммы призовых денег.  За свою карьеру он заработал почти 36 миллионов сестерциев. В переводе на нынешние деньги это было бы 15 миллиардов долларов. За такую сумму Диокл мог целый год кормить хлебом Рим или 1/5 года содержать всю римскую армию.

Из современных спортсменов знаменитый гольфист Тайгер Вудс первым из современных спортсменов за свою спортивную карьеру заработал 1 миллиард долларов в 2009 году.

Считается, что сейчас, когда Тайгеру Вудсу потребовалось бы 15 миллиардов долларов для того, чтобы финансировать выплату денежного довольствия всем военнослужащим современных вооруженных сил США в течение аналогичного периода «Вудс и остальные нынешние спортсмены могут считать себя бедняками по сравнению с заработками колесничих в Древнем Риме».

www.klass39.ru

Тест 5 класс. Древний Рим.

История 5 класс.

Тест по теме: «Древний Рим».

1. Италия – страна, расположенная на: а) Апеннинском п-ове, б) Балканском п-ове,

в) п-ове Индостан, г) п-ове Малая Азия.

2. Город Рим возник в Италии на левом берегу Реки: а) Нил, б) Тигр, в) Тибр, г)Евфрат.

3. Патрициями в Риме назывались: а) воины наемники из варварских племен,

б) потомки древнейших жителей Рима, в) переселенцы из разных областей Италии,

г) цари, управлявшие городом.

4. В царский период переселенцы из завоеванных Римом областей назывались:

а) патрициями, б) плебеями, в) ликторами, г) легионерами.

5. Высшая власть в царский период принадлежала: а) Собранию мужчин-патрициев,

б) пожизненно выбираемому царю, в) Сенату, г) двум консулам.

6. Республика по-латински означает: а) «власть народа», б) «общественное дело»,

в) «власть знати», г) «власть одного человека».

7. Отметьте черты отличающие управление Римской республикой от управления

Афинами во времена Перикла: 1) с предложением закона мог выступать гражданин,

занимающий государственную должность, 2) с предложением закона мог выступать

любой гражданин города, 3) за исполнение государственных должностей платили

деньги, 4) исполнение государственных должностей было бесплатное, 5) огромной

властью обладал Сенат, 6) огромной властью обладало Народное собрание.

Варианты ответов: А - 1,3,6; Б - 2,3,5; В - 1,4,5; Г - 2,4,6.

8. В Римской республике народный трибун обладал правом «вето», что в переводе с

латинского означало: а) разрешаю, б) запрещаю, в) утверждаю, г) рекомендую.

9. Одной из причин Пунических войн между Римом и Карфагеном стало стремление

римлян завладеть: а) Критом, б) Кипром, в) Сицилией, г) Испанией.

10.Одно из решающих сражение Второй Пунической войны произошло в 216 г. до н.э.:

а) при Каннах, б) на Крите, в) при Заме, г) в Пиренеях.

11.К концу 2-го века до н.э. римляне установили свою власть: а) в Западном Средиземноморье, б) во всем Средиземноморье, в) в Египте, г) над Персией.

12.Рабы, обученные сражаться друг с другом в вооруженном поединке на арене, назывались: а) арендаторами, б) ветеранами, в) ликторами, г) гладиаторами.

13. Поражение восстания Спартака было вызвано: 1) слабой организацией войск восставших, 2) предательством Спартака, 3) плохим вооружением восставших, 4) отсутствием четкого плана действий у Спартака, 5) отступлением восставших в решающий момент сражения.

Варианты ответов: А – 1,2,5; Б – 2,3,5; В – 1,3,4; Г – 1,2,4.

14.Гражданские войны в Риме были вызваны: а) разорением земледельцев Италии и

ростом количества налогов, б) усилением власти Сената и всевластием консулов,

в) вторжением варварских племен, г) скоплением в Италии огромного числа рабов.

15.Гаю Юлию Цезарю принесло славу полководца: а) подавление восстания Спартака,

б) согласие на утверждение земельного закона, в) покорение Заальпийской Галлии,

г) разрушение Коринфа и Карфагена.

16. «Жребий брошен!» - так сказал Цезарь, переправляясь через реку: а) Рубикон,

б) Тибр, в) Евфрат, г) Ганг.

17.Замышляя убийство Цезаря, заговорщики хотели: а) установить царскую власть,

б) установить империю, в) утвердить демократию, г) восстановить республику.

18.2 век н.э. стал «золотым веком» Римской империи, а лучшим из римских императоров, правившим с 98 по 117 год, римляне считали: а) Цезаря, б) Октавиана

Августа, в) Трояна, г) Нерона.

multiurok.ru

История 5 класс » Древний Рим « — domino22

  • Респу#769;блика форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определнный срок. В настоящее время из 193 государств мира более 140 являются республиками

    Импе#769;рия монархическое государство во главе с императором; колониальная держава, установившая сво господство над колониями и зависимыми территориями 1 (см. также Колониальные империи) .

    Сенат совещательный орган, часто верхняя палата, либо одна из палат законодательного собрания (парламента) .

    Триумф в Риме торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска.

    Трибу#769;н должностное лицо в Древнем Риме.

    Провинция территориальная, часто административная, единица в пределах страны (государства) .

    Гладиа#769;тор наименование бойцов в Древнем Риме, которые сражались между собой или с животными на забаву публике на специальных аренах.

    Амфитеа#769;тр древнеримская постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских бов, звериной травли и т. д.) , представляющая собой круглый театр без крыши. Вокруг круглой или овальной арены ступенеобразно возвышаются ряды сидений. Вс строение окружено высокими стенами либо углублено в землю. Наиболее известным амфитеатром является Колизей в Риме, построенный в 80 году и вмещавший до 50 тысяч зрителей.

    Меценат лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

    Вандали#769;зм умышленное и бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. Лиц, совершающих подобные действия, называют ванда#769;лами.

  • Это вс должно быть в учебнике. .

    В интернете если поискать, но будет не правильно. . Учебник в помощь! 😀

  • 1)Римский легионЛегион (лат. legio, род. падеж legionis военный сбор, призыв, от lego и legere собирать) основная организационная единица в армии Древнего Рима.

    Легион состоял из 56 тыс. (в более поздние периоды 4,320) пехотинцев и нескольких сотен всадников. Каждый легион имел свой номер и название. По сохранившимся письменным источникам идентифицировано примерно 50 различных легионов, хотя считается, что их число в каждый исторический период не превышало двадцати восьми, но при необходимости оно могло быть увеличено.

    Во главе легиона в период Республики стоял военный трибун, в период Империи легат.2) Легион (римский)

    Легион (лат. legio, род. п. legionis), (лат. legio, род. падеж legionis, от lego — собираю, набираю) основная организационная единица в армии Древнего Рима. Численность легиона в разное время составляла около 3-8 тысяч человек. Первоначально легионом называлось все римское войско, представлявшее собой собрание вооруженных граждан Рима. Это римское ополчение (таково первоначальное значение этого слова) собиралось только во время войны и для военного обучения. Легион собирался по куриатному принципу, каждый род (курия) выставлял 100 воинов (центурия) и 10 всадников, таким образом общая численность легиона составляла 3300 человек. Согласно реформам Сервия Туллия, легионы стали формироваться по имущественному цензу, все население было разделено на 5 классов: 1-й класс (имущественный ценз не менее 100 тысяч ассов) выставлял 98 центурий, 2-й (ценз 75 тысяч ассов) 22 центурии, 3-й (ценз 50 тысяч ассов) 20 центурий, 4-й (ценз 25 тысяч ассов) 22 центурии, 5-й класс (ценз 11 тысяч ассов) 30 центурий, пролетарии выставляли 1 центурию. При Сервии было введено также возрастное деление (старшие воины находились в резервах и гарнизонах).В 5-4 вв. до н. э., в связи с непрекращающимися войнами, число легионов увеличилось до 2-4 и более. С начала 4 в. до н. э. воинам было установлено жалованье. Легион периода ранней Республики насчитывал 3000 человек тяжлой пехоты (1200 принципов, 1200 гастатов, 600 триариев), 1200 человек легкой пехоты (велиты) и 300 человек кавалерии (объединенные в 10 турм). Различные категории комплектовались различными имущественными классами римских граждан и имели разное вооружение. Боевой порядок легиона состоял из 3 линий по 10 манипул в каждой. Первый ряд составляли гастаты (1200 человек, 10 манипул, 20 центурий по 60 человек), наиболее молодые воины, вооруженные мечом, 2 дротиками, щитом, защищены шлемом, поножами и кованым доспехом с бронзовым или железным нагрудником. Второй ряд составляли принципы (1200 человек, 10 манипул, 20 центурий по 60 человек), достаточно опытные воины, вооруженные аналогично гастатам, третий ряд составляли триарии (600 человек, 10 манипул, 20 центурий по 30 человек), наиболее опытные воины, вооруженные копьем вместо меча. На флангах построения находилась кавалерия, велиты располагались и действовали в зависимости от ситуации. Кроме того, на флангах к легиону могли примыкать отряды союзных войск или вспомогательные части (ауксиларии). Кавалерия составляла 10 турм (30 всадников), каждая из которых состояла из 3 декурий. Иногда, число пехоты было увеличено до 5000-6000 человек путем увеличения численности отдельных центурий. В период Республики легионом командовали военные трибуны, центуриями центурионы, манипулами центурион первой центурии, турмой декурион первой декурии, союзными войсками префекты.В конце 2 в. до н. э. согласно реформе Гая Мария было упразднено различие в вооружении тяжелой пехоты и комплектовании различных категорий воинов; основной организационной составляющей легиона вместо манипулы стала когорта, состоявшая из 3 манипул. В связи с разорением свободного крестьянства была отменена воинская повинность, солдатам было у

  • Республика форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определнный срок. В настоящее время из 193 государств мира более 140 являются республиками

    Империя монархическое государство во главе с императором; колониальная держава, установившая сво господство над колониями и зависимыми территориями 1 (см. также Колониальные империи) .

    Сенат совещательный орган, часто верхняя палата, либо одна из палат законодательного собрания (парламента) .

    Триумф в Риме торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска.

    Трибун должностное лицо в Древнем Риме.

    Провинция территориальная, часто административная, единица в пределах страны (государства) .

    Гладиатор наименование бойцов в Древнем Риме, которые сражались между собой или с животными на забаву публике на специальных аренах.

    Амфитеатр древнеримская постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских бов, звериной травли и т. д.) , представляющая собой круглый театр без крыши. Вокруг круглой или овальной арены ступенеобразно возвышаются ряды сидений. Вс строение окружено высокими стенами либо углублено в землю. Наиболее известным амфитеатром является Колизей в Риме, построенный в 80 году и вмещавший до 50 тысяч зрителей.

    Меценат лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

    Вандализм умышленное и бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. Лиц, совершающих подобные действия, называют вандалами.

  • www.domino22.ru


    Смотрите также