Особенности древнего индии. Особенности хозяйственной эволюции Древней Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности общественного строя Древней Индии. Особенности древнего индии


Особенности общественного строя Древней Индии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

"История государства и права зарубежных стран"

Тема: "Особенности общественного строя Древней Индии".

МОСКВА - 2009

Содержание

1. Введение

2. Особенности общественного строя Древней Индии в период формирования, укоренения и развития варновой системы

3. Особенности рабства в Древней Индии

4. Трансформация варновой социальной системы древнеиндийского общества. Возникновение каст

5. Заключение

6. Список использованной литературы

1. Введение

Государство Древней Индии образовалось в устьях рек Инд, пять притоков которого образуют Пенджаб (Пятиречье) и Ганг, где были наиболее благоприятные условия для занятия скотоводством и земледелием. Предполагается, что первые неолитические поселения земледельцев в предгорьях долины Инда относятся к 6 - 4 тысячелетиями до н.э. Урбанистическая культура индов оформилась уже к середине 3 тысячелетия до н.э., свидетельством чему являются древнейшие города - Хараппа и Мохенджо-Даро - крупнейшие центры древней цивилизации и столицы политических объединений индов, относящиеся примерно к 24 в. до н.э. Вместе с тем, об этом периоде развития древнейших обществ Индии на сегодняшний день известно довольно мало ввиду скудности доступных источников. Причина этого кроется в том, что индская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро до сих пор не расшифрована. Более поздние хорошо изхученные санскритские тексты ариев долины Ганга посвящены преимущественно религиозно-философским проблемам и почти не касаются политики, истории, социальной структуры и экономических отношений, в том числе, и в доарийские времена.

Примерно с начала II тысячелетия до н.э. со стороны Причерноморья и Прикаспия (некоторые ученые полагают, что по маршрутам через Малую Азию и Закавказье) начинается миграция индоевропейских (арийских) племен, которые к XIV - XIII вв. до н.э. проникают через Афганистан сначала в Пенджаб, а затем в долину Ганга, покоряя, оттесняя к югу либо ассимилируя населяющих Северную Индию местных неолитических земледельцев (преимущественно относящихся к этническим общностям мундов и дравидов).

2. Особенности общественного строя Древней Индии в период формирования, укоренения и развития варновой системы

Несмотря на малый объем доступного фактологического материала о характере развития общества того времени, на основе имеющихся источников историческая наука делает вывод о высоком уровне индоарийской ("арий" означает "благородный") материальной культуры. Знакомство с металлами, использование плуга, удобрений, ирригационных устройств, средств транспорта, развитое ремесло и т.п. позволили им довольно быстро и успешно утвердиться в долине Ганга.

Эти же факторы наряду с религиозно-мировоззренческой первоосновой индоарийской культуры на фоне разложения первобытнообщинного строя способствовали дальнейшему развитию процесса расслоения населения на основе имущественного и социального неравенства и оформлению социальной структуры индийского общества в виде сословий - варн.

Слово "варна" в переводе с санскритского языка буквально означает "качество", "цвет", "категория", "вид", "разряд".

Уже с глубокой древности в Индии использовали его для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев общества. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям.

В законах Ману (сборник древнеиндийских нравственных и правовых предписаний, исполнение которых считалось в соответствии с господствующей системой взглядов и религией добродетелью; временем составления "Законов Ману" считают примерно I в. до н.э.) об этом сказано так: "А ради процветания миров он (Брахма или Брама - один из трёх высших богов брахманизма и индуизма, бог-творец, создатель Вселенной и её олицетворение и душа. Обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящим на лебеде) создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.

Обучение, изучение Веды (древнейший памятник религиозной литературы), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов (то есть жрецов). Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия (военная аристократия).

Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшия (все свободные рядовые общинники, торговцы, ремесленники, крестьяне).

Но только одно занятие Владыка указал для шудры (батраки, не члены общин неравноправные члены общества) - служение этим варнам со смирением".

Управление государством осуществлялось членами варны кшатриев. Варна кшатриев возникла в результате войн, со временем превратившись в правящую, но в отличие от варны брахманов, являлась менее замкнутой.

Однако, брахманы, выполнявшие жреческие функции и знающие священное учение, согласно законов Ману, занимали наиболее почетное место в обществе: "Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными - разумные, между разумными люди, между людьми - брахманы. Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это. Брахман ест только свое, носит - свое и дает - свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана". Их называли "авадхья" - неприкосновенные. Брахманы также оказывали помощь в управлении государственными делами. Особенность положения членов варны брахманов выражалась также в том, что они не подлежали казни, в худшем случае их могли только изгнать из государства.

Возникновение варны шудр связывается с участившимися войнами. Первоначально эту варну, возникшую позже первых трех, составляли представители покоренных племен, не являвшихся потомками индоариев. Формально они не были рабами. Но законы Ману возлагали на них обязанность обслуживать высшие варны.

Со временем варны претерпели качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы. С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни - дхарма, в основу которого легли положения законов Ману. Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков, о чем в законах Ману сказано так: "При первом браке дваждырожденному рекомендуется (жена) его варны; но у поступающих по любви могут быть жены согласно прямому порядку (варн). Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия - (шудрянка) и своей варны, для кшатрия - те (обе) и своей (варны), для брахмана - те (три), а также своей (варны). Дваждырожденные, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, быстро низводят семьи и потомков к положению шудры. Ни в одном сказании не упоминается жена-шудрянка у брахмана или кшатрия, даже находящегося в крайних обстоятельствах. Брахман, возведя шудрянку на ложе, низвергается в ад; произведя от нее сына, он лишается брахманства".

Устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, чем в обратном случае.

Свободные члены общины, к которым относились члены генетически связанных с индоариями варн - брахманов, кшатриев и вайшия, проходили обряд "второго рождения" и назывались "дважды рожденными" (двиджати). Обряд "второго рождения", т.е. обряд инициации, посвящения, который производился в детстве и сопровождался надеванием на шею шнура, материал и цвет которого соответствовал варне, давал право на обучение профессии и занятиям предков, после чего каждый мог стать домохозяином, т.е. отцом своего семейства.

Шудры, как представители низшей варны, обряда "второго рождения" не проходили и назывались "единожды рожденными". Они не пользовались политическими правами, не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании. Шудрам изначально запрещалось накапливать богатства. Участки земли в кормление им и членам их семьи выделялись лицом, у которого они находятся в услужении. Шудра не имел права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых отправлениях наравне с представителями остальных варн. Поэтому, в период окончательного формирования и закрепления 4-варновой системы шудра не мог, претендовать на высокое социальное положение.

Древнеиндийская община состояла из семейных групп, главы которых ("домохозяева") имели немалую власть над женами, детьми и домочадцами. В число последних входили порой и рабы из числа пленных иноплеменников (даса). По большей части это были рабыни, наложницы домохозяина или кого-либо из взрослых мужчин его семейной группы, чаще всего его братьев. Дети от этих рабынь не обязательно были рабами: статус их в зависимости от обстоятельств колебался от зависимого до полноправного. Да и домочадцы из числа родни тоже не были абсолютно независимы: отец-патриарх имел право заложить кого-либо из них в случае нужды, отдать жрецам для жертвоприношения.

В сельской общине Древней Индии долго сохранялось коллективное землепользование. Хотя пахотная земля делилась на наследственные участки индивидуального семейного владения, все остальные угодья продолжали считаться коллективным общинным достоянием. Многие важные и нужные для общины работы - очистка новых территорий от джунглей, ирригационные сооружения местного масштаба, строительство дорог или храмов, защита и охрана деревни и ее имущества и т.п. - выполнялись совместно, считались делом коллектива в целом. Как правило, голос при решении общинных дел имели лишь полноправные общинники-домохозяева.

Община, как правило, вела натуральное хозяйство. Выделяя шестую долю урожая и исполняя необходимые требовавшиеся от ее членов повинности, во всем остальном она обычно обходилась своими силами. Сведений о внутренней структуре древней общины мало, но из более поздних источников известно, что на свои средства коллектив обычно содержал нужных ему мастеров-ремесленников - горшечника, кузнеца, плотника, цирюльника, ювелира, жреца-астролога, мусорщика и т.д. (иногда некоторые из них, например мусорщики, принадлежали общине в целом, т.е. были приобретены коллективом в качестве рабов). Все работники получали за свой труд строго определенную плату, в основном натурой и необходимыми услугами.

В общине реализовывался принцип административного самоуправления: она своими силами разрешала внутренние споры и имела в своем распоряжении немалое количество чувствительных санкций - от штрафов до изгнания из коллектива.

Основу общины составляли постоянные и полноправные члены, чаще всего из варны вайший. В качестве временных и неполноправных членов в общину нередко включались чужаки - нанятые общиной ремесленник или служащий, купленный либо подаренный общине раб, взятые в богатый дом наложницы или долговые рабы. За исключением перечисленных неполноправных, которые могли жить в общине долго, из поколения в поколение, работать в сфере услуг или арендовать земли ее членов, все остальные были юридически равноправными. Однако в имущественном отношении они уже могли различаться между собой, порой достаточно заметно - некоторые общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов. Различным было и положение деревенских ремесленников: часть их работала самостоятельно, имея собственные мастерские, другие нанимались на работу за определенную плату.

Военной службы крестьяне-общинники не несли. Основное ограничение землевладения свободного общинника-крестьянина выражалось в обязанности платить налог в пользу государства и частных лиц, если государство передавало им свои права.

3. Особенности рабства в Древней Индии

Источники права подтверждают, что в Древней Индии существовало рабовладение. Законы Ману упоминают семь разрядов рабов: "захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания".

Раб не имел права заключать собственные сделки ("Договор, заключенный …. рабом., недействителен" - законы Ману), ему разрешалось заключать сделки только в пользу хозяина ("Если даже раб заключает договор для пользы семейства, то старшему (в доме), живущему в своей стране или вне ее, не полагается отказываться от него" - там же).

Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей. Индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей. Первыми наследниками имущества самого раба считались его родственники и лишь при отсутствии таковых - хозяин.

Хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его кастовое положение. На тяжелых и презираемых работах преимущественно использовали рабов из числа пленных иноплеменников, выходцев чаще всего из варварских племен, которые стояли вне всех четырех варн, вне каст, т.е. вне жителей общин и городов цивилизованной Индии.

Рабыни аналогичного происхождения, будучи взяты в дом, обычно становились наложницами кого-либо из мужчин семьи. Рождение ребенка от полноправного повышало статус рабыни, а подчас и приносило ей свободу, если же она оказывалась женой или сожительницей раба, статус ее ребенка оставался рабским.

Особенностью рабства в Древней Индии являлась существовавшая негласная тенденция возможного повышения статуса раба или рабыни со временем или в лице последующих поколений. Так, работая в качестве батрака или арендатора в хозяйствах знати, раб постепенно трансформировался в неполноправного. Примерно такой же статус приобретали рабы в общинах, в казенных мастерских, рабы-пастухи, рабы-слуги.

Необходимо также отметить, что за долговыми рабами сохранялись права и привилегии, присущие их варне. Кроме того, рабы-должники имели право на выкуп, хотя условия выкупа зависели от обстоятельств. Брахманы и кшатрии не могли быть обращены в рабство.

4. Трансформация варновой социальной системы древнеиндийского общества. Возникновение каст

Однако, несмотря на незыблемость "извечного правила жизни четырех варн" с течением времени в их положении происходили некоторые изменения, суть которых сводилась к снижению статуса третьей и некоторому повышению статуса четвертой из них. Варна вайшьев постепенно теряла свои арийские привилегии, включая обряд второго рождения, и в полном соответствии с привычной нормой социальной структуры общества подобного типа становилась намного ниже первых двух, чьи привилегии сохранялись. Шудры, напротив, со временем приобретали ряд присущих всем остальным варнам прав и тем повышали свой статус. Можно считать, что к середине 1 тысячелетия до н.э. две высшие варны знати уже достаточно отчетливо противостояли двум низшим варнам простонародья, что адекватно отражало реальность жизни: сверху жрецы и воины, администраторы и аристократы, снизу - труженики, производители, слуги.

Наметилась заметная дифференциация, как имущественная, так и социальная, также и в верхних варнах, особенно в варне брахманов. Количество брахманов росло и превысило потребность в количестве, необходимом для ритуально-культовых жреческих нужд. Некоторые вовсе не были склонны или способны к этого рода деятельности. Поэтому, немалое их количество, оставаясь по варне брахманами, начинало заниматься иными делами, вплоть до весьма непрестижных (лекари, актеры, пастухи и др.). Что касается варны кшатриев, то началось сокращение ее представителей вследствие сражений и взаимного истребления, придворных интриг. В то же время приходившие им на смену в государственном аппарате представители других варн кшатриями автоматически не становились, чему препятствовал закон индийской варны, который определял принадлежность к варне от рождения, а не от имущественного или социального положения человека.

Сильно возросли и укрепили свои позиции отдельные представители обеих нижних варн - вайшиев и шудр. Из их числа вышло немало зажиточных городских жителей; часть из них проникла и в верхние слои общества, в число воинов, в окружение правителей и чиновников. Однако, несмотря на повышающийся социальный статус, они оставались в своей варне и в соответствующем ей правовом положении.

На устойчивость существующей системы варн также оказывали влияние следующие процессы. Индианизация южных районов Индостана, а также оседание в Северной Индии и ассимиляция представителей побежденных захватнических армий, вторгавшихся на индийскую территорию (греки, бактрийцы, парфяне, гунны, юэчжи н др.) привела к разрастанию варны шудр. Однако, среди побежденных также были жрецы, правители, чиновники, воины. Некоторые из них в ограниченных близких им социальных группах продолжали исполнять свои привычные функции и по образу жизни и социальному статусу явно не соответствовали обычным индийским шудрам.

Кроме того, внутри самих варн начался процесс дифференциации и объединения их членов по признакам близости рода занятий и квалификации. С ростом населения все чаще возникали конфликты на почве браков или сожительства представителей разных варн и не урегулированности вопроса относительно варновой принадлежности детей от смешанных браков. Возникала объективная потребность в дифференциации членов варны на чистых и смешанных, а смешанных на тех, одним из родителей которых был представитель более высокой или более низкой варны, а то и лицо, вообще стоявшее вне варновой системы.

Наличие в обществе некоторого количества неполноправных, в том числе стоявших вне варн рабов-иноплеменников, а также тех, кто занимался преимущественно тяжелыми и нечистыми работами, тоже вело к образованию групп людей, связанных общностью их нелегкой доли, близостью их социального положения и профессиональных занятий. К этому стоит добавить, что в отсталых районах Индии, в ее джунглях продолжали существовать племена, еще не знакомые с земледелием и скотоводством, промышлявшие охотой, рыболовством и собирательством. Всем им тоже нужно было найти какое-то место в генеральной системе замкнутых сословных групп.

Все эти и некоторые другие факты сыграли свою существенную роль в трансформации древней системы варн и превращении ее в более сложную, дробную и строго иерархически организованную систему каст. Каста (джати, т.е. род) - это обособленная замкнутая группа людей, обычно наследственно занятых в определенной сфере деятельности, обладающих схожими родовыми и религиозными признаками, занимающих определённое место в социальной иерархии. Именно в такого рода касты и консолидировались как все мелкие специализированные группы внутри старых варн, так и вновь индианизировавшиеся жители юга либо представители осевших в Индии иноплеменников-завоевателей, не говоря уже о появившихся на свет в результате смешанных браков, о неполноправных и т.п. Пришедшая на смену четырем древним варнам система из многих сотен и даже тысяч каст стала в новых условиях гораздо более удобной. Будучи неизмеримо более гибкой, она позволяла безболезненно включать в себя все новые и новые касты, предоставляя каждой из них определенное строго фиксированное место в общекастовой социальной иерархии.

Кастами могли стать и становились племена, секты, группы лиц сходных занятий. В особую группу выделялись те, кто занимался нечистыми профессиями (убой животных и выделка кож; уборка мусора; работа с трупами; профессия знахарей, палачей, актеров и т.п.). Они находились на низшей ступеньке социальной лестницы и составляли касты неприкасаемых (чандалов, парий, швапачей), не входившие ни в одну из варн и не принадлежащие ни к одной касте являлись изгоями. Законы Ману предписывали: "место жительства чандалов и швапачей должно быть вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться другими, имуществом их должны быть только собаки и ослы", "одеждами - одеяния мертвых, пища должна им даваться в разбитой посуде, украшения их должны быть из железа, и они должны постоянно кочевать", "днем они, отмеченные по приказу царя знаками., пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников", "им полагается. умерщвлять приговоренных к казни, они могут забирать одежды казенных, ложа и украшения", "их дела должны решаться между ними, браки - с подобными им". Закон запрещал представителям четырех варн общаться с неприкасаемыми.

Принципиальным отличием новых каст от старых варн было то, что касты имели четкую внутреннюю организацию - органы управления, кассы взаимопомощи, совместные ритуалы и обряды, определенный регламент профессиональной деятельности, нормы внутреннего и внешнего общения, свои обычаи, привычки, кухню, украшения, кастовые знаки и др. Касты включали в себя много меньшее количество членов по сравнению с прежними варнами, причем многие из них были не всеиндийскими, а региональными и локальными группами. Каста строго стояла на страже интересов своих членов, давала каждому из них поддержку, помогала найти работу, получать обусловленную нормой плату за нее и т.п. Все перечисленные новые черты и признаки достаточно заметно отличают касту от варны. Но главный принцип пожизненной принадлежности человека к касте по рождению при трансформации варн в касты остался неизменным. С возникновением системы каст в Индии резко уменьшилось и практически сошло на нет рабство иноплеменников, но не потому, что общество будто бы преодолело этап рабовладения, а просто вследствие того, что все иноплеменники отныне включались в какую-либо из низших каст или в число внекастовых неприкасаемых. Что же касается рабов-должников, то их статус продолжал оставаться практически без изменений.

древняя индия каста рабство

5. Заключение

Жесткая кастовая система была своего рода альтернативой слабой центральной политической власти, а быть может, и главной ее причиной. Общество вполне могло существовать без сильного государства, без эффективной администрации, ибо внутренние его законы с успехом выполняли политико-административные функции.

В этом смысле особенности формирования облика и развития общественно-социальной структуры Древней Индии уникальны и продолжают оставаться предметом пристального интереса исторической науки.

6. Список использованной литературы

1. К.И. Батыр. Всеобщая история государства и права. - М.: Былина, 1999.

2. Л.С. Васильев. История востока. Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1998.

3. О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова. История государства и права зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Часть 1. - М.: Норма-Инфа, 1998.

4. З.М. Черниловский, В.Н. Садиков. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие. - М.: Москва, 1994.

5. А.В. Севастьянов. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2008.

6. Методическая разработка по дисциплине "История государства и права зарубежных стран". Тема 1: "Государство и право стран Древнего Востока". - М.: Московский ВИ ФПС РФ, 1999.

7. Большая советская энциклопедия. Издание 3-е. - М.: Советская энциклопедия, 1975.

8. Свободная интернет-энциклопедия "Википедия". http://ru. wikipedia.org.

botanim.ru

Особенности хозяйственной эволюции Древней Индии

 

Среди цивилизаций и древних государств, возникших на планете, особое место занимает индийская цивилизация, оказавшая огромное влияние на развитие экономики и культуры всей Юго-Восточной Азии.

С древнейших времен полуостров Индостан был заселен человеком — племенами дравидов. Ареал их обитания с севера был ограничен Гималаями, с запада и востока — водами океана. Такая отгороженность от внешнего мира выразилась в самобытности населения и его культуры. Для обитания людей наиболее благоприятными районами были долины рек Инда и Ганга и их притоков. Жаркий климат и недостаток осадков требовали орошаемого земледелия, что в свою очередь вынуждало людей объединяться для проведения ирригационных работ.

Уже в III тыс. до н. э. коренным населением на севере полуострова были созданы государства и города Мохенджо-Даро и Хараппа, раскопки в которых свидетельствуют о высоком уровне экономики и культуры местных жителей.

Город Мохенджо-Даро был крупнейшим для своего времени, его площадь достигала 260 гектар. В городе были большие здания площадью 200 м2 и более. В центре города был искусственный бассейн глубиной 3 м, выложенный двумя рядами кирпичей. В городе имелся водопровод. Вода поступала в город и разводилась по его территории по керамическим трубам. Для того чтобы не было утечки воды, на концах труб имелись фланцы. Стыки труб уплотнялись асфальтом. В домах богатых людей были ванные комнаты и туалеты. Город имел и канализацию. Сточные воды из жилых домов попадали в уличные канализационные сети и по ним выводились за пределы города.

Развитой была и торговля. Об этом свидетельствуют остатки крытого большого рынка с постоянными прилавками, найденные гири, большие складские помещения. Жители имели свою иероглифическую письменность. Существовали торговые связи с государствами Месопотамии, на территориях которых были найдены печати с древнеиндийскими письменами.

Основным занятием населения было земледелие. Выращивались пшеница, ячмень, овощи. С древнейших времен (V тыс. до н. э.) здесь стали культивировать хлопок, а с IV тыс. до н. э. — сахарный тростник. Для обработки почвы использовался плуг с кремневым лемехом. Земледельцами были свободные общинники, с которых взимались в пользу царя натуральные налоги. В хозяйстве царя, храмов, крупных землевладельцев применялся труд рабов.

Высокого уровня достигли ремесла. В керамическом производстве использовался гончарный круг. Сосуды и кирпичи обжигались в специальных печах. Добывались медь, олово, свинец, золото и серебро. Производились бронзовые и другие сплавы металлов. В металлообработке уже применялись литье, ковка листа и заклепки. В ткацком производстве в качестве сырья использовался хлопок. Было развито ювелирное мастерство. Изделия изготовлялись из золота, серебра, камней.

Об уровне строительного мастерства свидетельствуют раскопки древнейших городов.

В середине II тыс. до н. э. древние государства Индии были покорены племенами ариев, спустившимися с гор Гиндукуша. Арии были кочевниками, скотоводами, которые в поисках новых пастбищ захватили сначала долину Инда, а затем и Ганга. Экономический и культурный уровень ариев был ниже завоеванных ими народов. Они разрушили древние города. Культура земледелия также пришла в упадок. Главным видом деятельности долгое время было кочевое скотоводство.

Со временем арии стали заимствовать у коренного населения культуру земледелия. Население жило семейными общинами, с общесемейной собственностью. Постепенно семейные общины превращались в сельские, управляемые сельскими старостами. Земля находилась во владении общин. По мере имущественного расслоения в общинах появилось право частного владения землей.

Войны давали военнопленных, которые становились рабами и трудились у зажиточных членов общин. Из числа зажиточных выбирались должностные лица, управлявшие хозяйством общины или руководившие военными действиями. Они присвоили себе право распределения общинных продуктов, военной добычи и рабов.

Постепенно, в целях сохранения полученных привилегий и захваченных общинных ценностей, в Индии создается социальная система варн (каст). Законами Ману и Анастамбы все жители страны разделились на четыре касты: брахманов (жрецы), кшатриев (воины), вайшиев (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (люди, не имеющие имущества, и рабы). Привилегированное положение занимали первые две касты. Законы запрещали смешение людей разных каст.

К VI в. до н. э. в северо-восточной части Индии существовало несколько государств. Наиболее крупными были Магадха и Кашала, боровшиеся за гегемонию в этом районе. В V в. до н. э. Магадха побеждает в этой борьбе. Северо-Западная Индия в VI в. до н. э. подпадает под власть персидского царя Дария I. Однако в 327 г. до н. э. Александр Македонский, разбив войска Дария, захватил Северо-западную Индию. После смерти Александра в результате освободительного движения, возглавляемого Чандрагуптой, создается Индийское государство. Наследники Чандрагупты расширили его. Таким образом в состав этого государства вошли часть Афганистана и Белуджистана, Северная Индия и Декан.

Главным занятием населения было сельское хозяйство. Сохранились сельские общины. Свободные общинники совместно владели и обрабатывали землю. Общинники несли в пользу царя трудовые повинности — один день в месяц (постройка дорог, каналов, другие строительные работы) и платили натуральные налоги — 1/6 часть урожая.

Но с развитием имущественного расслоения в общинах все большая часть общественной земли сосредотачивается в руках богатых людей, а бедняки вынуждены брать у богатых земли в аренду. Расширению частного землевладения способствовала раздача царем земли брахманам, чиновникам, военным. Земельные участки стали продавать, дарить, сдавать в аренду. Арендная плата, как и царские налоги, взималась натурой. В стране стал выращиваться рис. Появилось шелководство. Дальнейшее развитие получило хлопководство.

С развитием производительных сил в стране вновь стали возрождаться ремесла. Ремесленники стали специализироваться по видам ремесел, объединяться в особые группы, наподобие буду щих цехов и гильдий. Как правило, ремесленники одного из видов ремесел заселяли свою часть города и занимали свою часть рынка.

Наиболее быстрыми темпами развивалось ткачество. Ткани ткались из хлопка, шерсти, льна, шелка. Хлопок, как сырье и готовые ткани, был предметом индийского экспорта в соседние страны. Развивались металлообработка и деревообработка.

С развитием ремесел стали быстро расти города. Экономическими центрами страны стали Варанаси, Шравасти, Паталипутра, Ванга, Калинга. С появлением морского судоходства на берегах морей строятся порты Дантапура и Рорука. Торговые связи устанавливаются с Китаем, Бактрией, государствами Юго-Восточной Азии и даже с Сирией и Египтом.

Расцвету экономики Древней Индии в VI—III вв. до н. э. способствовало расширение научных знаний и культуры. Знания систематизировались в области астрономии, математики, медицины.

В Индии были созданы самобытные системы письменности кхарошти, брахми, девангари и другие алфавиты, ставшие основой письменности в странах Юго-Восточной Азии.

Государство, заботясь о развитии науки, организует университеты. Так, в VII в. в Наланде действовал крупный научный центр, где обучалось 10 тыс. студентов. Для поступления в этот университет сдавали экзамены. Уровень требований был таков, что 80% поступающих отсеивались. Университет был настолько престижен, что некоторые лица выдавали себя за выпускников этого учебного заведения. В целях поддержания авторитета выпускников им стали выдавать сертификаты с глиняными печатями об окончании этого университета.

Уже во II тыс. до н. э. индийские астрономы установили фазы луны, лунный зодиак. Они создали календарь. Год делился на 12 месяцев по 30 дней. В VI в. н. э. пишутся астрономические трактаты. Индусы установили вращение Земли вокруг своей оси и отражение Луной света Солнца.

Особенно значительны были успехи индийской медицины. Уже в середине II тыс. индийские медики систематизировали знания в области анатомии человека и имели анатомические термины. Они не только знали такие болезни, как желтуха, ревматизм, проказа и другие, но ставили их диагнозы и пытались лечить. Изучаются лечебные свойства растений и составляются лекарства. Появляются врачи различных специальностей: хирурги, терапевты. Составляются первые медицинские трактаты, например, в I в. н. э. трактат Самхита Чарака, затем трактат Сушрута Самхита. Индийские хирурги разрабатывают множество медицинских инструментов. Так, в трактате Сушрута описывается 20 острых и 101 тупой медицинский инструмент, в том числе скальпели, зонды, шприцы, пинцеты, иглы и т. д. Врачи делали глазные операции, операции по зашиванию кишок, пластические операции (исправление носа, восстановление оторванной мочки уха и др.). Все это свидетельствовало не только о мастерстве медиков, но и мастерстве ремесленников, изготовлявших тонкие медицинские инструменты. Знания индийских медиков перешли к арабам, а затем дошли до европейских специалистов.

 

Заключение.

 

История Древнего Востока — это история стран и народов, экономическое развитиекоторых значительно повлияло на дальнейшую историю всего человечества.

Объединение людей для совместных работ, таких как строительство ирригационных сооружений, дамб ради выживания сформировавшейся общины стало одной из причин возникновения централизованной власти и появления государств на Древнем востоке.

Позже происходит образование городов, появляется разделение труда, развиваются торгово-экономические и денежные отношения. В Древнем Китае даже начинают использовать бумажные деньги, что в дальнейшем значительно повлияло на развитие товарно-денежных отношений в других странах.

Возникновение рабовладельческого общества, деление общества на классы, наемный труд ярко характеризуют тенденцию развития стран Древнего Востока.

Происходит усовершенствование орудий труда и агротехники. Нельзя не отметить прогресс разного рода ремесленных производств, число и масштабы которых увеличиваются.К необходимости расширения торговли ведет внедрение различных металличских сплавов в производство (бронза, медь, позже железо). Оформляются международные торговые пути, растет количество торговых факторий, создаются первые международные объединения торговцев.

Народы Древнего Востока многое привнесли и в мировую культуру. Развиваются науки, философские системы, медицина, астрономия. Создаются первые алфавиты , системы письменности, лунные календари, системы счета времени. Египетские пирамиды, городские комплексы Хараппы, древневавилонские зиккураты, урартские скальные крепости и величественные дворцы ассирийских царей — выдающиеся архитектурные сооружения, дошедшие и до наших времен.

И все это, по-моему мнению, лишь некоторые из тех достижений, которыми Древний Восток пополнил сокровищницу мировой культуры.

 

 

Список использованной литературы.

 

1. История мировой экономики. Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2010.

2. История Древнего Востока: Учеб. / Под ред. В.И. Кузищина

3. Тимошина Т. М. Экономическая история зарубежных стран: Учеб. пос. / Под ред. М.Н. Чепурина. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2006.

4. Законы Хаммурапи (раздел «Древний Восток») // Исторические источники на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. Ломоносова) // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/

 

 

1. [1] История Древнего Востока: Учеб. / Под ред. В.И. Кузищина

[2] http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm ( Законы Хаммурапи )

2. [3] История мировой экономики. Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2010.

studopedya.ru

Особенности культуры древней Индии. | С рюкзаком по миру

Железная колонна, входящая в состав архитектурного ансамбля Кутб-Минара, является одной из главных достопримечательностей Дели. Эстетика этого памятника сомнительная, но с ней связана одна неразгаданная тайна истории.

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Индийская культура занимает одно из основных мест в истории всемирный культуры. Она характеризуется грандиозными достижениями в течение больше чем 3000-летнего периода развития, ей свойственны не только долговечность, но и творческое восприятие достижений чужеземных культур и свойство не терять личные основополагающие ценности. Преемственность индийской культуры в значительной мере основывается на социальных университетах (варны, касты, семья) и громадном распространении общеупотребительного списка религиозных сокровищ среди общин и состояний. Характерной чертой культуры Индии есть то, что в ней мы видимся с бессчётными религиями, каковые взаимодействуют между собой. Второй таковой чертой имеется то, что вся индуистская литература, как религиозная, так и светская, вдребезги преисполненная обиняком сексуального содержания и половой символики и открыто эротичных описаний.

Начало древности индийской культуры относится ко второй половине III тыс. к н. е. а нижний предел определяют VI, IX а также XII ст. н. е. Мы же условно очертим нижний предел первыми столетиями отечественной эры, не выходя, так, за хронологические рамки неприятности.

Первые известны нам центры индийской культуры существовали уже в ПИ тыс. к н. е. на берегах Инда, но настоящего расцвета она достигла в II тыс. к н. е. в эру «Ригвед». На базе многочисленного собрания гимнов «Ригвед» была вытворена необычная духовно-мировоззренческая совокупность индуизма — сердцевина индийской культуры. В эту же эру сложилось разделение общества на касты — явление, без выяснения которого нереально осознать своеобразие и характер индийской культуры. Как раз в «Ригведах» были обоснованы морально-правовые мотивы разделения общества на четыре состояния (варны) — брахманов (жрецов), кшатриев (солдат), вайшвив (земледельцев, ремесленников) и шудрив (слуг).

Была выработана поведения человека и целая система жизни в зависимости от состояния. К примеру, законным считался только брак в пределах одной варны (эндогамия), это же касалось выбора профессии, занятия определенным ремеслом.

Индийская каста — итог долгого процесса становления производственных, правовых и культурных взаимоотношений между людьми, каковые поделены между собой по происхождению, профессией, законами и обычаями. Окончательное разделение общества на касты закрепилось во время раннего средневековья и воображает очень сложное явление: так, в 1947 г. на время провозглашения Индии свободным страной количество каст достигли практически 3,5 тыс.

Из индийского эпоса самая узнаваемая поэма «Рамаяна» (IV — II ст. к н. е. написана на санскрите). В центре поэмы — борьба царя Рамы против демонов (ракшасив). В средневековье поэма стала одной из священных книг индуизма. Практически в течение тысячелетия создавался древнеиндийский эпос «Махабхарата» (18 книг) на темы этичные, религиозно-философские с применением мифологических и исторических сюжетов.

Вторым серьёзным причиной, что обусловил специфику индийской культуры, была совокупность публично-политической жизни основана Буддой во тысячелетие и второй половине к н. е. Особого развития национально-политическая жизнь на правилах буддизма купила во времена царствования Ашоку (середина III ст. к н. е. ). Сохранились бессчётные эдикты — выбиты на камне по приказу царя надписи, расшифровывание которых позволяет реконструировать форму национальной жизни, мораль и культуру древних индейцев. Узнано, что Ашока пропагандировал и утверждал в собственном царстве достаточно увлекательны морально-политические правила. какие конкретно базировались на буддизме. В культуре центральное место отводилось религии, которая должна была духовно соединять порванное на варны общество. Ашока выдвинул идею завоевания мира не методом вооруженных нападений на соседей, а через провозглашение учения Будды, на котором базировалось честное правление край-ною, другими словами через хороший пример праведной жизни по большому счету. Из этого те необычные, как для того времени, правила человечности в управлении страной, каковые пропагандировал Ашока. Подданных он заявил собственными детьми, для управления которыми использовал учение об ахимсе — незашкодження животным и людям. Несмотря на то, что более поздние преемники оставили без внимания эти правила и проводили обычную захватническую политику снаружи и тоталитарно-диктаторскую в стране, все же в индийской культуре остались достаточно глубокие следы ашокизму. Да, общеизвестное влияние на всю землю политики ненасильства, которую осуществлял Махатма Ганди и благодаря которой Индия взяла независимость, — политики, которая находит все больше при-хильникив и сейчас. На художественную культуру древнеиндийского общества глубокое влияние оказали индуизм, ислам и буддизм, основанные на таких необычных философских совокупностях объяснения мира, как джайнизм, брахманизм, локаята и др. Художественно-образное восприятие через призму названных религиозных и философских совокупностей отмечается утонченностью окружающего мира и изображения человека, совершенством архитектурных форм. С данной точки зрения поражают фрески пещер Аджанти и скальные храмы Еллори. Одним из чудес света имеется храм Кайласа. Это вправду неповторимая достопримечательность архитектуры. в течение 150 лет древние мастера вырубали данный храм в горе, украсив его бессчётными барельефными композициями и скульптурными фигурами от цоколя к пирамидальным башням. В ветхом Дели среди известных достопримечательностей давности сохранилось город-крепость Лал-Кот (финиш XII ст. ) с неповторимой цельно-металлической колонной, возраст которой более чем 150 тыс. лет. Поверхность этого железного великана и до сих пор блестящая и не поврежденная ржавчиной. Отыскать назначение колонны — задание для ученых будущего.

xn--h1ahfdis.xn--p1ai


Смотрите также