Керамика в древней греции. Керамика Древней Греции Выполнила студентка 1 ВФО сокр группы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Керамика [в Древней Греции]. Керамика в древней греции


Керамика Древней Греции

Керамика Древней  Греции 

Кратер краснофигурный. VII в. до н.э. 

Иготовление изделий  из глины прошло долгий очень путь. Различие в художественных вкусах разных народов сказалось на способах декорирования  керамики. Художественные произведения разных времен и народов настолько  отличаются орнаментацией и формами, что в большинстве случаев  можно безошибочно определить, к  какой эпохе и какому народу они  относятся. В то время как египтяне, халдеи, персы и др. восточные  народы предпочитали в своей живописи яркие остеклованные краски, и  их художественные керамические изделия, относящиеся даже к отдаленнейшим  периодам, покрыты глазурью и разрисованы  эмалевыми красками простейшего  состава, - в древней Греции и Этрурии  не знали ни глазури, ни цветных эмалей. 

Основным материалом для производства глиняных изделий  в древней Греции служила простая  пластичная железистая глина, дававшая при обжиге черепок кирпично-красного или бледно-желтого цвета. Для  раскрашивания изделий использовались землистые краски, из которых особенно замечателен блестящий черный лак. Живопись на античных изделиях производилась  по сырой глине, для чего требовалась  большая уверенность и решительность  руки рисовальщика. 

Расцвету керамики в Античной Греции предшествовало развитие гончарного дела на острове Крит, одного из ведущих центров Эгейской культуры. До нас дошли критские сосуды разных периодов, расписной декор их очень  разнообразен. Чаще всего роспись  отличал живой динамичный ритм, свободная  плавность рисунка. К числу наиболее известных и совершенных относятся  вазы стиля «камарес» (так называется пещера, где они были найдены), с  изящными округлыми формами, покрытые черным лаком (разновидность флюсного ангоба), по которому белой и красной  красками нанесены крупные, очень своеобразные узоры из звездчатых форм, вихревых розеток, листьев и лепестков, вписанных  в мягко круглящиеся овалы (около 1800 г. до н. э.). Известна и ваза так  называемого морского стиля из Гурнии (середина II тыс. до н. э.), форма которой  несколько расплывчатая, текучая, подчиненная  росписи, изображающей большого осьминога, словно охватившего все тулово своими гибкими щупальцами; вокруг него - водоросли  и кораллы. Образ морской стихий дается зеленоватыми тонами фона росписи. 

В полисах Древней  Греции керамика становится одним из главных видов художественного  ремесла. Своего расцвета она достигает  в VI-V вв. до н. э. Изделия греческих  мастеров вывозились далеко за пределы  Греции и оказывали всюду большое  влияние на местную продукцию. Ведущее  место среди греческой керамики занимало производство различных сосудов. Знаменитые греческие вазы не были предметом роскоши; многочисленная армия гончаров выполняла их из простой  глины, для росписи использовался  только лак. Но при всей ограниченности применяемых материалов (греки не знали ни прозрачных глазурей, ни цветных  эмалей), расписные вазы превращались в подлинные произведения искусства. В чернофигурных композициях  роспись давалась черным лаком по не закрашенному фону, в красно-фигурных - темный лак, напротив, покрывал фон, оставляя изображение не закрашенным (его красноватый цвет - это естественный цвет глиняного черепка).  

В зависимости от назначения были разработаны разные типы сосудов. Кратер имел широкое горло, он предназначался для смешивания вина с водой; килик - плоская чаша с  двумя ручками - из него пили вино; стройный, небольшой, вытянутый кверху лекиф  с одной ручкой предназначался для  хранения масла при погребальных церемониях. Наиболее прославилась своими на редкость гармоничными и благородными пропорциями стройная амфора - ваза с двумя высокими ручками, предназначавшаяся  для хранения масла и вина. Каждый тип вазы отвечал ее назначению, отражал жизненную потребность. При этом формы и декор были хорошо продуманы с учетом пластических свойств самого материала, глины. 

Масса для изготовления греческих ваз, поначалу бурая и  грубая, впоследствии становится более  тонкой, твердой и чистой, красного или желтоватого цветов. Техника  формовки доходила порой до виртуозности. Неповторимо своеобразны и сами росписи. Ни в какой другой период не достигало прикладное искусство  такого удивительного сочетания  одухотворенной жизненности и декоративности. Гуманистическое мировоззрение  древних эллинов, основанное на глубоком интересе к земному миру, к реальному  человеку, нашло свое яркое выражение  и в вазописи. Художники вазописцы  с большой свободой и наблюдательностью  воспроизводили самые различные  сцены из реальной жизни и мифологии, с уважением показывали труд ремесленников (мастерскую гончара, скульптора и др.). Человеческие фигуры занимали в композициях  основное место, в живых и конкретных образах подчеркивалась красота  и значительность земного человека. 

Эти жизненно естественные изображения были неразрывно связаны  с формой вещи, подчеркивали ее архитектурную  красоту. Издали же они производили  впечатления красивых, ритмично построенных  композиций с плавно изгибающимися  линиями и силуэтами. Росписи  дополнялись орнаментальными мотивами, среди которых преобладали пальметта  и меандр. Широкой известностью издавна  пользовались небольшие терракотовые скульптурки, встречающиеся при  раскопках почти во всех древнегреческих  городах и представляющие собой  интереснейшие образцы малой  пластики. Главным центром их производства была Танагра. Излюбленным мотивом  являлось изображение молодой гречанки, исполненное тонкой поэтичности. Особой грациозностью отличались фигурки  юных танцовщиц. Большая часть фигурок  лепилась в формах, после чего разделывалась  от руки. Такой метод изготовления позволял варьировать сходные решения. При доработке вручную изменения  касались наклона или поворота головы, движения рук, деталей прически и  одежды и т.д. Не редко одежда окрашивалась в голубые, розовые или белые  цвета, волосы — в красный или  коричневый, лицо и обнаженные части  фигуры были нежно-телесного цвета. 

В древности любой  предмет предоставлял человеку поле для художественной деятельности. Однако особое место среди бытовых предметов  занимает глиняное вместилище. Известно, что появление керамических изделий провело четкую границу в культуре человека между мезолитом и неолитом. Недаром археологи часто называют неолит эпохой керамики. Для человека античности в керамике естественно объединяются усилия четырех основных элементов мира. Земля (глина) разводится водой, из нее лепится изделие, которое сначала сохнет на воздухе, а затем обжигается на огне. Да и сам процесс лепки воспринимался как творение (недаром в Древней Руси творением, творчеством называли процесс замеса глины).  

Естественно, что  в античности появляются мифы, рассказывающие о том, как боги вылепили первых людей. Одним из таких мифов стала  история о Пандоре ( греч. “всем  одаренная”). Эту женщину слепила  из глины Афина, и обжег в огне Гефест, чтобы отомстить людям  за огонь, украденный для них Прометеем. Став женой Эпиметея, она, из женского любопытства, открыла данный ей на сохранение пифос (большой яйцевидный сосуд  для хранения воды, вина, зерна). Из него вырвались все беды человеческого  рода, и лишь маленькая надежда  осталась под крышкой сосуда. Так  через миф противоречиво вошли  в культуру керамические сосуды.Керамика в античности - это не только сосуды. Долгое время мастера Коринфа  изготовляли для всей Греции плоские  керамические плиты, которыми облицовывали стены зданий и храмов. Их чаще всего  украшали объемным рельефом. В храмы  же греки приносили керамические вотивные таблички с обещаниями богам (лат. votivus - посвященный богам). Широко была распространена в античном мире круглая керамическая скульптура. Особенно прославился такой скульптурой  маленький городок Танагра. Здесь  в III в. до н.э. достигло расцвета искусство  маленьких (5-30 см) терракотовых статуэток (итал. terra cotta - жженая земля). Они изображали сцены из жизни и либо служили  детскими игрушками, либо опускались в  могилу.   

Канфар краснофигурныи. VII в. до н.э.   

Часто керамика для  обычного горожанина заменяла дорогие  изделия из металла. А многие бытовые  вещи делались в античности исключительно  из глины (веретена ткацких станков, рыболовные грузила, ульи и т.д.). В  Афинах керамическим производством  занимался целый квартал гончаров. Он находился в северо-западной части  города и частично располагался за городской стеной, близ большого некрополя - официального захоронения павших на войне афинян. Сосуды, изготовлявшиеся  здесь, использовались и в быту, и  а ритуальных целях. Технология была настолько проста, что часто использовался  детский труд. Это позволяло организовывать как небольшие семейные мастерские, так и крупные производства с  множеством рабов.  

Изготовление керамики было столь широко налажено, что  название квартала (Керамик) стало названием  для всех изделий из глины. Постепенно сложились три способа изготовления керамических сосудов. Самым древним из них была лепка сосуда вручную. Чуть позже появился гончарный круг, а затем некоторые небольшие изделия стали изготовлять с помощью формовочных штампов (негативов). Естественно менялся и характер оформления сосуда. И если для третьего способа характерны рельефные украшения, а для второго - ярусные росписи, то при первом способе оформление еще хаотично и слабо зависит от формы сосуда. Естественно, что орнамент, их украшавший, так или иначе соответствовал этому назначению - быть вместилищем души земли на разных стадиях (именно в крови тогда “помещали” душу). Правда, сегодня до нас дошли не многочисленные бытовые вазы, а лишь самые дорогие образцы, сделанные особо прочно и, главным образом, из этрусских захоронений.  

Не стены пещер  или храмов и даже не скульптурные фризы являлись в античности основой  для выражения массового художественного  мировоззрения, а маленький и  подчас очень хрупкий сосуд. Весь мир оказался в руках мастера. Он становится равным богу, творцом. Маленькая  поверхность сосуда заставляла экономить  художественные средства. Главными становятся линия и цвет. Мелкая, тончайшая  пластика и тонкие цветовые оттенки. Содержание всегда (даже в самых  роскошных стилях) выражено скупо. Это  символическое обозначение, а не изображение (один козел, а не стадо; один осьминог, а не все морские  животные). Да и сами формы крайне стилизованы: рога - овалы, ноги - палочки, туловище - треугольники и т.д. При  этом, расписывая сосуд, вазописец иногда расчленяет его на четко читающиеся антропоморфные части (тулово, горло, шейка, венчик, ручки, нога), а иногда, наоборот, создавая единый рисунок, сливает эти  части в целое. Так закладываются  основы искусства миниатюры. Уже  в ранней античности мы застаем огромное разнообразие форм ваз и их росписи. В крито-микенском мире для хранения вина, зерна, воды использовались огромные 2-х метровые пифосы, которые закапывали в землю на глубину, превышающую  человеческий рост. Так в жарких условиях лучше было сохранять продукты. А с другой стороны, в быту использовали крошечные чашечки с тоненькими практически прозрачными стенками. Их сегодня метко называют “яичной  скорлупой”. В росписи преобладают  белая, черная, красная и синяя  краски.  

Вазы стиля Камарес: По имени критского грота Камарес  близ Феста получил название первый стиль античной вазописи. Сюжеты вазовой  росписи всегда отражают не столько  предпочтения вазописца, сколько ритуальную необходимость. Божественная пара на острове  Крит была представлена соединением  растительного и животного миров. Богиню символизировали растения. На многочисленных критских печатях сохранился ритуал выдергивания священного дерева. Он проходил в середине лета, и после  него силы Солнца начинали убывать. Так  поддерживались ритмы мира. Ведь не только растения зависели от Солнца, но Солнце зависело от растений - тесное взаимовлияние. Одновременно это был и ритуал смерти богини.  

Амфора.

VII в. до н.э.  Весь растительный мир для  критянина распадался на две  сферы. В первой - природной, естественной  человек лишь гость. Это таинственный  и незнакомый мир, в который  человек может войти лишь в  момент ритуала. Вторую растительную  сферу человек создавал сам  для себя. Во дворцах специально  разбивались священные сады, где  в особых ямах или горшках  выращивались ритуальные цветы (лилии, крокусы). Такие священные деревья росли в каждом критском святилище.Бог-мужчина - это животное, бык. По имени мифического человеко-быка Минотавра названа и вся культура Крита минойской. Обитал он в самой глубине лабиринта - Дворца лабрисов (двойных топориков), изображения которых во множестве находят и сейчас. Его сосуды - это ритоны. Первоначально это сами отрубленные головы животных (быков), которые жрецы брали за рога, переворачивали и выпивали кровь. Так приобщались к силе земли, которую накапливали в себе быки. Позднее реальные головы заменили их керамическими аналогами. Но также ставить ритон нельзя, и выпивать из горла сосуда-быка нужно весь напиток сразу, не пролив не капли. А еще позже вместо всей головы стали использовать отдельный рог, впитавший всю символику жертвенного питья.  

Но Крит - остров. И потому древнейшими божествами считались морские. Раковины и моллюски, кораллы и осьминоги смотрят  на нас с крито-микенских ваз. Из таких сосудов, снабженных магическим изображением ритуального цветка или  морского животного, вливалось в  тело царя-жреца не вино, но кровь  бога-животного. Происходило мистическое  приобщение к богу (ср. причастие  в христианской культуре). И формы  сосудов вазописцы выбирали под  стать сюжету. На высоких сосудах  вытягиваются в длину растения. А  шарообразные словно обнимают своими щупальцами осьминоги. Геометрия мира и геометрия росписи:Гомеровская  Греция - это царство керамики. Керамика в это время настолько показательна для культуры вообще, что сегодня  некоторые ученые даже выделяют особый период древнегреческой культуры - геометрику (IX-VIII вв. до н.э.). Квадраты, ромбы, прямоугольники, круги, линии, зигзаги  заполняют пространство сосудов  всего античного мира в этот период. Показательно, что в Трое не было найдено ни живописи, ни скульптуры. Лишь мощные цитадели, ювелирные клады, да обилие керамики.  

Для грека этого  периода мир четко распадался на уровни. Человек располагался на средних мирах. Выше - небесные миры. Ниже - подземные (хтонические). Реально  человек сталкивается с ними в  моменты рождения или смерти (моменты  перехода). Сами сосуды начинают играть ритуальную роль уже не только по отношению  к богу (приношения сосудов богам  и ритуальное питье из них), но и  по отношению к умершему человеку. Маленькая урна с прахом умершего закапывается в землю, а над ней  на могиле ставится большая человекоподобная амфора с отбитой ножкой или дном. Верхний сосуд служит алтарем. В  него наливают ритуальную жидкость (чаще всего мед, разбавленный водой), которая  проникает к умершему в подземный  мир. Человеческий мир лучше всего  поддается изображению. И потому вазописец знаменитой дипилонской  вазы, разбивая поверхность сосуда на уровни, помещает в средней части  условное, силуэтное изображение  похорон. Уровни (нижние и верхние), недоступные живому человеку, отмечены лишь символами верхних и нижних зерен, верхних и нижних вод. Плоские  силуэтные фигуры и орнаменты  не выписаны на поверхности сосуда, а еще составляют с ним одно целое. Они не стараются отделиться от поверхности, а наоборот, подчеркивают ее.  

stud24.ru

Керамика Древней Греции Выполнила студентка 1 ВФО сокр группы

Керамика Древней Греции Выполнила: студентка 1 ВФО(сокр) группы Николаева Анна

Глина в Древней Греции Развитию гончарного дела в Древней Греции способствовало обилие выходов хорошей глины. Глиняное тесто, из которого создавалась керамика, было хорошо отмучено и отличалось высоким качеством, особенно в эпоху высшего расцвета керамического производства, в VI-V вв. до н. э. Глина, употреблявшаяся для простой и художественной посуды, в различных областях Греции не была однородной, отличаясь по цвету, плотности и примесям.

Краснофигурная роспись

Греческие вазописцы при создании орнаментов, декорировании керамических изделий применяли самые разнообразные краски. В ходу были белая, пурпурная и красно-бурая минеральные краски. Широко использовались и краски с меньшей прочностью, в настоящее время они имеют название акварель. Применялась голубая, розовая, красная, серая, желтая акварель. Использовалась при росписи ваз более позднего периода и глина желтоватокоричневых оттенков, иногда наносившаяся высоким рельефом. Применяли ее в основном при нанесении орнаментов, различных надписей, изображении предметов обихода, оружия и отдельных, небольших деталей.

Сосуды для вина

Существовали разные типы сосудов, в которых вино хранилось, подавалось, разливалось. Ойнохойя — небольшой одноручный кувшин для разливания вина, который нередко использовался детьми для совершения различных обрядов и ритуалов. Так, например, для переноски и хранения вина служили аски. «Аск» в переводе с греческого означает «мех» . Правда, греческие сосуды, именовавшиеся асками, имели довольно отдаленное сходство с мехом. Аск имел широкую низкую ножку, большое высокое вместилище, округлое в нижней части и несколько вытянутое в длину в верхней.

Посуда и светильники

Кроме амфор и пифосов, древнегреческими мастерами изготавливались самые разные формы посуды: тарелки, чаши, вазы, светильники, кубки и другая посуда. Например, мало кто знает, что современные кружки «непроливашки» для кормления маленьких детей были изобретены в Древней Греции. Характерной особенностью такого сосуда, который носил название «гутт» или «гуттус» , являлся расположенный в верхней части вместилища трубчатый сток, суживающийся к концу, иногда круто поднимающийся вверх и завершенный венцом. Через этот сток жидкость, заключающаяся в сосуде (иногда гутты использовали его так же, как капельник для наливания масла в светильники), могла вытекать тонкой струйкой или падать по каплям.

Амфоры и пифосы

Самым распространенным типом посуды в Древней Греции были амфоры и пифосы. В них хранили и транспортировали вино, оливковое масло, пшеницу и многие другие продукты. Характерными особенностями амфор были наличие двух ручек по обеим сторонам горла и шейки, а также большое, суживающееся книзу тулово, заканчивающееся заостренным дном.

Обжиг керамики

Греческие гончары добились оптимальных для обжига температур, которые делали керамику плотной и прочной (около 900 °С). После придания окончательной формы вазу подсушивали, затем при необходимости расписывали и обжигали в специальной печи.

Керамика Древней Греции

На VI-V века до нашей эры приходится взлет гончарного производства в Древней Греции. Изделия греческих мастеров до сих пор считаются классическим образцом керамики, хотя во многих регионах в разное время существовали свои оригинальные керамические школы и направления. Древние греки были высокоодаренным народом. Среди различных открытий и искусств особое место занимают изготовление и роспись чрезвычайно разнообразной керамики. Благородная простота и изысканность форм, мастерство исполнения снискали греческой керамике заслуженную славу нормы и образца на многие века во всем мире.

Спасибо за внимание!

present5.com

Керамика [в Древней Греции] | Понятия и категории

Многие виды греческой керамики были особым образом украшены и обычно описываются терминами, относящимися к истории искусства. Характерным примером подобных терминов являются «чернофигурные» и «краснофигурные» вазы. Керамика появляется в период неолита и представляет собой наиболее распространенную разновидность археологических находок. В частности, для Доисторического периода многие разновидности керамики поименованы по названиям мест, где они были найдены (например, вазы Камарес). Изучение керамики в основном сосредотачивается на орнаментированных изделиях, но при этом на всех этапах греческой истории наряду с ними существовали и изделия без всякого орнамента. Современные научные техники, особенно петрографический и химический анализ глины, дают неоценимую информацию о происхождении керамических сосудов, позволяя определить, были ли они сделаны на месте их обнаружения, или их привезли из другой области, и конкретно откуда.

Формы

Керамика (обожженная глина или терракота) использовалась для изготовления огромного количества сосудов разнообразной, а иногда и сходной формы и предназначения. При этом греками производились не только такие емкости, как кувшины, питьевые сосуды и блюда, но и большие кадки, ведра, котлы, сковороды, ступы, печки, сосуды для косметики, урны, статуэтки, статуи, архитектурные украшения и светильники.

Нам многое известно об изящных керамических изделиях с художественными украшениями, потому что они сохранялись относительно невредимыми в захоронениях. Гораздо меньше известно о грубых изделиях повседневного применения, которые использовали на кухне, хотя такие сосуды были, вероятно, более распространены во все времена. Керамические емкости также использовались в торговле, производстве и общественной жизни для измерения объема жидкостей и твердых веществ, а также как водные часы и урны для голосования. Керамические сосуды, такие как Панафинейские чернофигурные амфоры вручались в качестве награды на различных играх. Нам известны греческие названия некоторых форм сосудов, по большей части — аттических изящных изделий, хотя для обозначения отдельных керамических изделий до сих пор по традиции используются названия, которые уже довольно давно считаются неверными. Как совершенно обыкновенные, так и богато украшенные сосуды могли делаться одной формы. Самой распространенной разновидностью украшенных сосудов являлись чаши. Некоторые сосуды были сделаны из других материалов, таких как камень и металл. Изготавливали греки и различные сосуды нового образца — например вазы, содержимое которых выливалось на того, кто ими пользовался. Ниже перечислены наиболее распространенные формы керамики.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 404-405.

ponjatija.ru