Количество просмотров публикации Картина мира древних людей. - 760
Каждая эпоха в истории человечества отличается своим особым, неповторимым ритмом жизни, своими ценностями, нормами и представлениями о мире. Все это находится в тесной взаимосвязи с хозяйственной деятельностью человека, уровнем развития ᴇᴦο знаний, методами обеспечения разнообразных потребностей, известными как способ ведения хозяйства. Вышеперечисленное в комплексе формирует мировоззрение человека определенной эпохи, складываясь в особую картину мира.
Что же такое ʼʼкартина мираʼʼ?Как можно определить это понятие? Ученые, как правило, выделяют три ᴇᴦο составляющих˸
1) самоощущение человека;
2) представление им о пространстве, видение его;
3) ощущение времени.
Данные три общие категории полностью характеризуют изменяющуюся структуру мира и место в нем человека. Таким образом, картина мира — это самоощущение человека, основанное на представлениях о пространстве и времени. Важно заметить, что ʼʼпространствоʼʼ и ʼʼвремяʼʼ здесь не только и не столько абсолютные физические величины, сколько субъективные формы восприятия их в отдельные эпохи. Пространство в данном случае выступает как реально существующее мировое пространство со всем многообразием составляющих ᴇᴦο предметов и явлений, характеризующихся различными свойствами, происхождением и предназначением. Понятие времени также специфично и включает в себя как астрономическое время, так и биологиче-
ское (время сменяющих друг друга поколений), индивидуальное (этапы развития человека от рождения до смерти), социальное (развитие общества, отдельного народа, государства).
Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднозначности их расшифровки, а также весьма неполного (фрагментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в полном масштабе.
Наиболее ярко и полно картина мира представлена в духовной культуре, особенно в рамках религиозных верований представителей первобытной эпохи.
Для человека периода присваивающего хозяйства и ро-доплеменной организации характерны примитивные религиозные верования — фетишизм, магия и гадание, анимизм, тотемизм, культ богини-матери и др. Размещено на реф.рфС переходом к присваивающему хозяйству и созданием государств и рабовладельческого общества формируются мифология и мифологическое сознание. (Миф — особый способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах.) Появление феодальных отношений и связанная с ними система моральных норм воплотилась в новых, более сложных религиозных учениях. Древние цивилизации на этом пути породили конфуцианство и буддизм, ещё тесно связанные с прежним, мифологическим мировоззрением. Новая стадия развития человечества — появление единобожия, предшествовавшая появлению мировых религий — христианства и ислама. Христианство, в частности, поставило черту под прежним духовным опытом человечества, создав на ᴇᴦο базе принципиально новую и построенную на иных ценностях систему мировоззрения.
referatwork.ru
Пещера Шове - картины древних художников
Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. на юге Франции, в департаменте Ардеш, в обрывистом берегу каньона одноименной реки, притока Роны, близ городка Понт д’Арк три спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр.
Все они уже имели большой опыт исследования пещер, в том числе и содержащих следы доисторического человека. Полузасыпанный вход в тогда еще безымянную пещеру им уже был известен, но пещера еще не была обследована. Когда Эльет, протиснувшись через узкое отверстие, увидела большую полость, уходящую вдаль, она поняла, что нужно возвращаться к машине за лестницей. Был уже вечер, они даже засомневались, не отложить ли им дальнейшее обследование, но все же вернулись за лестницей и спустились в широкий проход.
Исследователи наткнулись на пещерную галерею, где луч фонарика выхватил из мрака охристое пятно на стене. Оно оказалось «портретом» мамонта. Ни одна другая пещера богатого на «росписи» юго-востока Франции не сравнится с вновь обнаруженной, названной именем Шове, ни по размерам, ни по сохранности и мастерству исполнения рисунков, а возраст некоторых из них достигает 30–33 тысяч лет.
Cпелеолог Жан-Мари Шове, по имени которого пещера получила свое название.
Открытие пещеры Шове 18 декабря 1994 года стало сенсацией, которая мало того что отодвинула возникновение первобытных рисунков на 5 тысяч лет назад, так ещё и опрокинула сложившуюся к тому времени концепцию эволюции палеолитического искусства, основанную, в частности, на классификации французского учёного Анри Леруа-Гурана. По его теории (как и по мнению большинства других специалистов) развитие искусства шло от примитивных форм к более сложным, и тогда самые ранние рисунки из Шове должны были бы вообще относиться к дофигуративной стадии (точки, пятна, полосы, извилистые линии, прочие каракули). Однако, исследователи живописи Шове оказались лицом к лицу с тем фактом, что древнейшие изображения чуть ли не самые совершенные по своему исполнению из известных нам палеолитических (палеолитических - это как минимум: неизвестно, что бы сказал Пикассо, восхищавшийся альтамирскими быками, доведись ему увидеть львов и медведей Шове!). По-видимому, искусство не очень дружит с эволюционной теорией: избегая всякой стадиальности, оно каким-то необъяснимым образом возникает сразу, из ничего, в высокохудожественных формах.
Вот что по этому поводу пишет крупнейший специалист в области палеолитического искусства Абрамова З. А.: "Палеолитическое искусство возникает как яркая вспышка пламени в глубине веков. Необычайно быстро развившись от первых робких шагов к полихромным фрескам, искусство это так же резко исчезло. Оно не находит себе непосредственного продолжения в последующие эпохи… Остается загадкой, как палеолитические мастера достигли столь высокого совершенства и какими были те пути, по которым в гениальное творчество Пикассо проникли отголоски искусства ледникового периода" (цит. по: Шер Я. Когда и как возникло искусство?).
(источник - Donsmaps.com)
Рисунок чёрных носорогов из Шове считается самым древним в мире (32.410 ± 720 лет назад; в Cети попадается информация о некой "новой" датировке, дающей живописи Шове от 33 до 38 тыс.лет, но без заслуживащих доверия ссылок).
Надо ещё сказать, что в начале нынешнего года в системе пещер Нерха на юге Испании были найдены 6 загадочных рисунков, предположительно изображающих тюленей и (тоже предположительно) оставленных неандертальцами (!). Около рисунков обнаружены фрагменты древесного угля, радиоуглеродное датирование которого дало возраст между 43 500 и 42 300 годами. Правда, пока официального научного подтверждения датировке рисунков из Нерхи нет (источник - Antropogenez.ru).
На данный момент, это древнейший образец творчества человека, начало искусства, не обремененное историей. Обычно в искусстве палеолита преобладают рисунки животных, на которых люди охотились – лошадей, коров, оленей и так далее. Стены же Шове покрыты изображениями хищников – пещерных львов, пантер, сов и гиен. Есть рисунки, изображающие носорога, тарпанов и ряд других животных ледникового периода.
Кликабельно 1500 рх
Кроме того, ни в одной другой пещере нет такого количества изображений шерстистого носорога, животного, по «габаритам» и силе не уступавшего мамонту. По размерам и силе шерстистый носорог почти не уступал мамонту, вес его достигал 3 т, длина тела — 3,5 м, размеры переднего рога — 130 см. Вымер носорог в конце плейстоцена, раньше мамонта и пещерного медведя. В отличие от мамонтов, носороги не были стадными животными. Вероятно, потому, что это мощное животное хотя и было травоядным, имело такой же злобный нрав, как их современные родственники. Об этом свидетельствуют и сцены яростных "наскальных" схваток носорогов из Шове.
Пещера находится на юге Франции, в обрывистом берегу каньона реки Ардеж, притока Роны, в очень живописном месте, в окрестностях Понт д’Арк («Арочного моста»). Этот природный мост образован в скале огромной промоиной высотой до 60 метров.
Сама пещера "законсервирована". Вход в неё открыт исключительно для ограниченного круга ученых. Да и тем позволено в нее входить лишь дважды в год, весной и осенью, и работать там всего пару недель по несколько часов в день. В отличие от Альтамиры и Ласко, Шове пока не "клонировали", так что обывателям вроде нас с вами остаётся любоваться репродукциями, чем непременно и займёмся, но чуть позже.
"За пятнадцать с лишним лет, прошедших после открытия, людей, побывавших на вершине Эвереста, было гораздо больше, чем тех, кто видел эти рисунки", - пишет Адам Смит в рецензии на документальный фильм Вернера Херцога о Шове. Не проверял, но звучит хорошо.
Так вот, известному немецкому кинорежиссёру каким-то чудом удалось получить разрешение на съёмки. Фильм "Пещера забытых снов" был снят в 3D и показан на Берлинском кинофестивале в 2011 году, что, надо полагать, привлекло внимание широкой общественности к Шове. Негоже и нам отставать от общественности.
Исследователи сходятся на том, что пещеры, содержащие рисунки в таком количестве, явно были предназначены не для жилья и не представляли из себя доисторические картинные галереи, а являлись святилищами, местами проведения обрядов, в частности, инициации юношей, вступающих во взрослую жизнь (об этом свидетельствуют, например, сохранившиеся детские следы).
В четырех «залах» Шове вместе с соединяющими проходами общей протяженностью около 500 метров обнаружено более трёхсот прекрасно сохранившихся рисунков с изображением различных животных, в том числе масштабные многофигурные композиции.
Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр – участники открытия пещеры Шове.
Росписи ответили и на вопрос — тигры или львы обитали в доисторической Европе? Оказалось —вторые. Древние рисунки пещерных львов показывают их всегда без гривы, что позволяет предположить, что в отличие от африканских или индийских сородичей у них её или не было, или она была не такой внушительной. Часто эти изображение показывает характерную для львов кисточку на хвосте. Раскраска шерсти, по-видимому, была одноцветной.
В искусстве палеолита большей частью фигурируют рисунки животных из "меню" первобытных людей – быков, лошадей, оленей (хотя и это не совсем точно: известно, например, что для обитателей Ласко основным "кормовым" животным был северный олень, в то время как на стенах пещеры он встречается в единичных экземплярах). В общем, так или иначе, преобладают промысловые копытные. Шове в этом смысле уникальна обилием изображений хищников – пещерных львов и медведей, а также носорогов. На последних имеет смысл остановиться подробнее. Такого количества носорогов, как в Шове, больше не найдено ни в одной пещере.
Кликабельно 1600рх
Примечательно, что первыми "художниками", оставившими свой след на стенах некоторых палеолитических пещер, в том числе Шове, стали… медведи: местами гравировки и росписи нанесены прямо поверх следов могучих когтей, так называемых гриффад.
В позднем плейстоцене могли сосуществовать по крайней мере два вида медведей: бурые благополучно дожили до наших дней, а их родственники — пещерные медведи (большой и малый) вымерли, так и не сумев адаптироваться к сырому сумраку пещер. Большой пещерный медведь был не просто велик — он был огромен. Вес его достигал 800-900 кг, диаметр найденных черепов составляет около полуметра. Из схватки с таким зверем в глубинах пещеры человек, вероятнее всего, не мог бы выйти победителем, но некоторые специалисты-зоологи склонны предполагать, что, несмотря на устрашающие размеры, это животное было медлительным, неагрессивным и не представляло реальной опасности.
Изображение пещерного медведя, сделанное красной охрой в одном из первых залов.
Старейший российский палеозоолог профессор Н.К. Верещагин полагает, что "у охотников каменного века пещерные медведи были своего рода мясным скотом, не требующим забот на выпас и прокорм". Облик пещерного медведя передан в Шове как нигде отчетливо. Похоже, он играл особую роль в жизни первобытных сообществ: зверя изображали на скалах и гальке, его фигурки лепили из глины, зубы использовали в качестве подвесок, шкура, вероятно, служила постелью, череп сохранялся в ритуальных целях. Так, в Шове обнаружен подобный череп, покоящийся на скальном основании, что скорее всего свидетельствует о существовании медвежьего культа.
Шерстистый носорог вымер немного раньше мамонта (по разным источникам от 15-20 до 10 тыс л. н.), и, по крайней мере, в рисунках мадленского периода (15-10 тыс. л. до н. э.) он почти не встречается. В Шове же мы вообще видим двурогого носорога с более крупными рогами, без всяких следов шерсти. Возможно, это носорог Мерка, живший на юге Европы, но гораздо более редкий, чем его шерстистый сородич. Длина его переднего рога могла составлять до 1,30 м. Словом, чудище было то ещё.
Изображений людей практически нет. Встречаются только химероподобные фигуры – например, человек с головой зубра. В пещере Шове не было обнаружено следов обитания людей, но кое-где на полу сохранились отпечатки ступней первобытных посетителей пещеры. По мнению исследователей, пещера была местом проведения магических ритуалов.
Кликабельно 1600 рх
Прежде исследователи считали, что в становлении первобытной живописи можно выделить несколько этапов. Поначалу рисунки были очень примитивными. Умение пришло позднее, с опытом. Должна была пройти не одна тысяча лет, чтобы рисунки на стенах пещер достигли своего совершенства.
Находка Шове разбила вдребезги эту теорию. Французский археолог Жан Клотт, тщательно исследовав Шове, заявил, что наши предки наверняка научились рисовать еще до переселения в Европу. А прибыли они сюда около 35 000 лет назад. Самые древние изображения из пещеры Шове представляют собой весьма совершенные произведения живописи, в которых можно увидеть и перспективу, и светотень, и разные ракурсы и т. д.
Интересно, что художники пещеры Шове использовали методы, неприменимые нигде более. Перед нанесением рисунка стены выскабливали и разравнивали. Древние художники, сначала процарапав контуры животного, красками придавали им необходимый объем. "Люди, которые нарисовали это, были великими художниками", - подтверждает специалист по наскальной живописи французский ученый Жан Клотт.
Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас ясно, что её общая протяженность более 500 м на одном уровне, высота потолков от 15 до 30 м. Четыре последовательных «зала» и многочисленные боковые ответвления. В двух первых залах изображения сделаны красной охрой . В третьем – гравировки и черные фигуры. В пещере много костей древних животных, а в одном из залов – следы культурного слоя. Обнаружено около 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась.
(источник - Машевский А.Г. Лекции по истории менталитета)
(источник - Flickr.com)
Есть предположение, что такие изображения с множественными контурами, наслаивающимися друг на друга, являются своего рода первобытной анимацией. Когда в погружённой во мрак пещере вдоль рисунка быстро водили факелом, носорог "оживал", и можно себе представить, какое воздействие это оказывало на пещерных "зрителей" - "Прибытие поезда" братьев Люмьер отдыхает.
Имеются и другие соображения на этот счёт. Например, что таким образом изображается в перспективе группа животных. Тем не менее, тот же Херцог в своём фильме придерживается "нашей" версии, а уж ему-то в вопросах "движущихся картинок" можно верить.
Сейчас пещера Шове закрыта для общественного доступа, поскольку любое заметное изменение влажности воздуха может привести к повреждению настенной живописи. Право доступа, лишь на несколько часов и с соблюдением ограничений, могут получить лишь немногие археологи. Пещера была отрезана от внешнего мира со времён ледникового периода из-за падения скалы перед её входом.
Рисунки пещеры Шове поражают знанием законов перспективы (перекрывающие друг друга рисунки мамонтов) и умением класть тени - до сих пор считалось, что эта техника была открыта на несколько тысячелетий позже. И за целую вечность до того как идея осенила Сера, первобытные художники открыли пуантилизм: изображение одного животного, похоже, бизона, целиком состоит из красных точек.
Но удивительнее всего то, что, как уже говорилось, художники отдают предпочтение носорогам, львам, пещерным медведям и мамонтам. Обычно моделями наскальной живописи служили те животные, на которых охотились. "Из всего бестиария той эпохи художники выбирают самых хищных, самых опасных зверей", - говорит археолог Маргарет Конки из университета Беркли в Калифорнии. Изображая животных, которые явно не значились в меню кухни палеолита, но символизировали опасность, силу, власть, художники, как считает Клотт, "познавали их сущность".
Археологи обратили внимание на то, как именно изображения включены в пространство стены. В одном из залов красной охрой изображен пещерный медведь без нижней части туловища, так что кажется, говорит Клотт, "будто он выходит из стены". В том же зале археологи обнаружили также изображения двух каменных козлов. Рогами одному из них служат природные расщелины в стене, которые художник расширил.
Изображение лошади в нише (источник — Donsmaps.com)
Наскальная живопись явно играла значительную роль в духовной жизни доисторических людей. Подтверждением этому могут служить два больших треугольника (символы женского начала и плодородия?) и изображение существа с человеческими ногами, но с головой и туловищем бизона. Вероятно, люди каменного века надеялись таким образом присвоить себе хотя бы частично силу животных. Пещерный медведь, судя по всему, занимал особое положение. 55 медвежьих черепов, один из которых лежит на поваленном валуне, как на алтаре, наводят на мысль о культе этого зверя. Что объясняет также выбор пещеры Шове художниками - десятки рытвин в полу указывают на то, что это было место зимней спячки гигантских медведей.
Древние люди снова и снова приходили поглядеть на наскальную живопись. На 10-метровом "лошадином панно" видны следы копоти, оставленные факелами, которые были укреплены в стене после того, как ее покрыли росписью. Эти следы, по словам Конки, находятся поверх слоя минерализованных отложений, покрывающих изображения. Если живопись - это первый шаг на пути к духовности, то способность ценить ее - несомненно, второй.
О пещере Шове опубликовано, по крайней мере, 6 книг и десятки научных статей, не считая сенсационных материалов в широкой прессе, изданы и переведены на основные европейские языки четыре больших альбома прекрасных цветных иллюстраций с сопровождающим текстом. В российский прокат 15 декабря выходит документальный фильм «Пещера забытых снов 3D». Режиссер картины – немец Вернер Херцог.
Картину «Пещера забытых снов» (Cave of Forgotten Dreams) оценили на 61-м Берлинском кинофестивале. На фильм сходили более миллиона человек. Это самый кассовый документальный фильм по итогам 2011 года.
Согласно новым данным, возраст угля, которым нарисованы рисунки на стене пещеры Шове – 36000 лет, а не 31000, как считалось раньше.
Уточненные методы радиоуглеродного датирования показывают, что заселение современным человеком (Homo sapiens) Центральной и Западной Европы началось на 3 тысячи лет раньше, чем считалось, и происходило быстрее. Время совместного проживания сапиенсов и неандертальцев в большинстве районов Европы сократилось с примерно 10 до 6 и менее тысяч лет. Окончательное исчезновение европейских неандертальцев, возможно, также произошло на несколько тысячелетий раньше.
Известный британский археолог Пол Мелларс (Paul Mellars) опубликовал обзор последних достижений в развитии метода радиоуглеродного датирования, которые привели к существенным изменениям наших представлений о хронологии событий, происходивших более 25 тыс. лет назад.
Точность радиоуглеродного датирования в последние годы резко возросла благодаря двум обстоятельствам. Во-первых, появились методы высококачественной очистки органических веществ, в первую очередь коллагена, выделяемого из древних костей, от всех посторонних примесей. Когда речь идет об очень древних образцах, даже ничтожная примесь постороннего углерода может привести к серьезным искажениям. Например, если в образце возрастом 40 000 лет окажется всего-навсего 1%современного углерода, это приведет к уменьшению «
masterok.livejournal.com
Картина мира древних людей.
Военное дело Картина мира древних людей.
просмотров - 49
Каждая эпоха в истории человечества отличается своим особым, неповторимым ритмом жизни, своими ценностями, нормами и представлениями о мире. Все это находится в тесной взаимосвязи с хозяйственной деятельностью человека, уровнем развития его знаний, методами обеспечения разнообразных потребностей, известными как способ ведения хозяйства. Вышеперечисленное в комплексе формирует мировоззрение человека определенной эпохи, складываясь в особую картину мира.
Что же такое «картина мира»?Как можно определить это понятие? Ученые, как правило, выделяют три его составляющих:
1) самочувство человека;
2) представление им о пространстве, видение его;
3) чувство времени.
Эти три общие категории полностью характеризуют изменяющуюся структуру мира и место в нем человека. Таким образом, картина мира — это самочувство человека, основанное на представлениях о пространстве и времени. Следует отметить, что «пространство» и «время» здесь не только и не столько абсолютные физические величины, сколько субъективные формы восприятия их в отдельные эпохи. Пространство в данном случае выступает как реально существующее мировое пространство со всем многообразием составляющих его предметов и явлений, характеризующихся различными свойствами, происхождением и предназначением. Понятие времени также специфично и включает в себя как астрономическое время, так и биологиче-
ское (время сменяющих друг друга поколений), индивидуальное (этапы развития человека от рождения до смерти), социальное (развитие общества, отдельного народа, государства).
Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднозначности их расшифровки, а также весьма неполного (фрагментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в полном масштабе.
Наиболее ярко и полно картина мира представлена в духовной культуре, особенно в рамках религиозных верований представителей первобытной эпохи.
Для человека периода присваивающего хозяйства и ро-доплеменной организации характерны примитивные религиозные верования — фетишизм, магия и гадание, анимизм, тотемизм, культ богини-матери и др. С переходом к присваивающему хозяйству и созданием государств и рабовладельческого общества формируются мифология и мифологическое сознание. (Миф — особый способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах.) Появление феодальных отношений и связанная с ними система моральных норм воплотилась в новых, более сложных религиозных учениях. Древние цивилизации на этом пути породили конфуцианство и буддизм, еще тесно связанные с прежним, мифологическим мировоззрением. Новая стадия развития человечества — появление единобожия, предшествовавшая появлению мировых религий — христианства и ислама. Христианство, в частности, поставило черту под прежним духовным опытом человечества, создав на его основе принципиально новую и построенную на иных ценностях систему мировоззрения.
Первобытные культы доцивилизационного периода являются своеобразной иллюстрацией процесса формирования человеческого самосознания. Человек еще не ощущал себя как личность, представляя себя в качестве составной части племени или рода. В пользу этого свидетельствуют наскальные изображения, изображенные на которых люди лишены индивидуальных особенностей: не прорисовываются черты
лица, фигуры весьма схематичны. Преобладают лишь темные силуэты. Вместе с тем, люди по преимуществу изображались группами, сообща совершающими какое-либо действие (охота͵ обряд и т. д.).
Мир представлялся единым и целым, а человек был лишь частью этого огромного организма. Человек еще не был способен влиять на происходящие процессы, его жизнь целиком зависела от окружающего мира. Он испытывал жесткую привязанность, взаимосвязь и тесное родство с этим миром. Так появляется тотемизм — система верований, согласно которой отдельный род, племя вели свое происхождение от общего предка — какого-либо животного или растения. Племя, род носили имя своего тотема, который представлялся добрым и заботливым покровителем.
Жесткая зависимость от окружающего мира, неспособность осознать причины и суть происходящих в нем явлений способствовали возникновению магии и гадания. Магия была более активной формой выражения, предполагающей возможность как-то повлиять на мир через обращение к отдельным его силам. Одухотворялись не только животные и растения, но и неживой мир, природные явления (дождь, ветер, буря и т. д.). Обращаясь к ним, говоря на их языке, делясь с ними чем-то жизненно важным и доставшимся ценой больших усилий, человек пытался изменить окружающий его мир в благоприятную для себя сторону.
Гадание представляло собой следствие догадки человека 6 закономерности и взаимосвязи происходящих в мире явлений. Не имея представления о системности мира, человек мог открывать для себя лишь отдельные цепочки этой системы. Отталкиваясь от идеи всеобщей взаимозависимости природных и социальных явлений, человек начинал гадать по трещинам на костях и черепках, по полету орла. Затем в процесс гадания стали проникать первые зачатки абстрактного и математического мышления. Классическим примером может служить китайская Книга Перемен.
Человек — представитель первобытной эпохи — во всем видел жизнь, все предметы и явления мира им одухотворялись. Так сложился анимизм — вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающее им разум, дееспособность и сверхъестественное могущество.
Со временем способности и возможности человечества растут, меняется хозяйственный уклад: от присваивающего человек переходит к производящему хозяйству. Появляются первые государства. Зарождается цивилизация. Меняется и картина мира. Она приобретает большую системность и упорядоченность, чувство времени, формируется мифологическое сознание. В данный период формируется мифология Древнего Востока и государств античности.
Мифология Древнего Востока хорошо известна по представлениям обществ Древнего Египта и Шумера. Здесь существовал целый пантеон богов, каждый из которых являлся «ответственным» за определенную сферу, категорию природных явлений или человеческой деятельности. Среди них постепенно выделяется один, обладающий выдающимися способностями и качествами. В определенные моменты истории он начинает претендовать на абсолютное главенство среди прочих божеств. Появление пантеона богов, формирование между ними определенных отношений, иерархии, часто трактуемых как отношения господства и подчинения, отразили изменения в структуре общества и представлениях о мире. Отныне отношения внутри общины экстраполируются на природный мир, а не наоборот, как это было раньше. Человек, наконец, выделяет свою активную преобразующую роль, что выражается в антро-поморфизации религиозных представлений. Египетские боги, к примеру, изображались с телом человека и головами различных животных. Последнее можно считать не только отголоском предыдущих верований, но и просто способом иллюстрации характера, отдельных черт того или иного божества.
Усложняются представления о потустороннем существовании души, вследствие чего в сознании человека расширилось понимание пространства и времени. Упорядочение, иерархизация иногда чрезвычайно раздувшегося (как в Шумере) пантеона богов, постепенная схематизация их изображения, отвлеченные размышления о внеопытных явлениях (загробном мире, мире богов) говорят о развитии абстрактного мышления. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, категории пространства и времени в сознании человека расширяются, приобретают многогранность.
В восточной мифологии появляется представление о зле и его борьбе с добром, между тем как античная мифология постулировала принцип гармоничности и завершенности мира. Важное значение приобретает слово, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ понимается и как обозначение явления, и как знание, и как процесс познания, и как специфическая форма существования явления. При этом представление о космосе как структурированном упорядоченном мире ограничивается пределами обитания общины. За этими пределами мир обращается в ничто, то есть, в хаос. Хрестоматийным примером является представление древних греков о том, что корабль, уйдя в море за пределы видимости, исчезнет совсем.
Пространство в мифологическом мышлении становится шире и многограннее, время обретает более сложный ритм, возвращаясь к истоку и становясь цикличным. Мир поэтому мыслится бесконечным. От выделения частей мира в период первобытных культов человечество перешло к синтезу этих частей и созданию цельной гармоничной и завершенной картины мира. В предыдущую эпоху человек осваивал пространство, теперь он стал осваивать время.
На смену мифологии приходят более сложные религиозные учения. Так, в VI — V вв. до нашей эры в Индии зарождается буддизм. Согласно этому учению жизнь человека неизменно представляет страдание. Страдание является следствием нескончаемых и все возрастающих желаний человека, которые невозможно удовлетворить. Окончательное и бесконечное блаженство приходит лишь с достижением нирваны (просветления). Нирвана понималась как освобождение от бесконечной цепи перерождений и растворение в космосе. Перерождения происходят вследствие постоянного потока сцепляющихся в разные формы элементарных частиц материи и сознания — дхарм. Нынешняя жизнь человека обусловлена всем комплексом его предыдущего существования, или кармой. Все в этом мире обречено на бесконечную и бессмысленную цепь перерождений (сансара). Будда провозгласил «срединный путь» достижения нирваны — отказ как от крайностей аскетизма, так и от самообмана прелестями данного мира, который считался иллюзорным. Пространство в буддизме еще более расширилось, охватив мир элементарных невидимых частиц, однако эта реальность
стала зыбкой. Время сохранило цикличность и бесконечность.
Конфуцианство трудно назвать религией в полном смысле этого слова. Зародившись как комплекс морально-этических представлений, оно было впоследствии сакрализова-но и получило статус официальной идеологии. Данное учение имеет вполне реального основоположника — это Кун-цзы, или Конфуций (551 — 479 гᴦ. до н. э.). Конфуций создал концепцию «жэнь», человеколюбия. Она выражалась через преданность государю — «чжун», верность долгу — «и», сыновнюю почтительность — «сяо», великодушие — «куань» и ряд других положительных характеристик. Идеалом Конфуция был «цзюнь-цзы» — «благородный муж». Высшей силой конфуцианство представляло Небо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ определяет судьбу человека. Конфуцианство проповедовало строгий, освященный традицией иерархический порядок, согласно которому младший по возрасту и положению должен подчиняться старшему, а старший, в свою очередь, должен заботиться о младших.
Необычным, весьма интересным явлением в истории человечества является иудаизм. Появление этой религии связывается с кардинальной перестройкой представлений человека о мире и своем месте в нем. Отныне выстраивалась прямая и непосредственно связующая вертикаль между человеком и высшей силой, Богом. Судьбы всего мира становились подвластными только ему, а человек оказывался на втором, после Бога, месте в мире. Мир меняет свою структуру. Из ограниченного он становится бесконечным, в согласии со всеобъемлющим могуществом Бога. Из относительно аморфного и сферического — четко выстроенным по вертикали. Из подвластного желаниям человека через магию — подвластным лишь Богу и благоприятствующим человеку в соответствии с мерой его веры в бога и бого-угодностыо его поступков.
Следующим этапом в развитии человеческого мировоззрения стало христианство. Оно символизировало кризис античных представлений о мире, утверждая новое понимание мироустройства. В чем заключаются отличия христианства от предшествующих религий? В первую очередь, в христианстве существует лишь один Бог, в противоположность поли-
теизму античного мира. Во-вторых, он предстает абсолютным властелином и творцом мира, в отличие от олимпийских богов, олицетворявших отдельные природные силы, и подвластных абсолютной гармонии Космоса. Бог в христианстве отделен от мира, являющегося лишь его творением, и наделен сверхъестественными способностями. И, наконец, данный же Бог создал и самого человека как вершину своего творения, создал его по своему подобию, поставив человека выше всего остального мира, наделив его уникальной способностью к творчеству.
Появление таких представлений означало окончательный отрыв человека от природы, а также обособление индивидуума от коллектива. На арену мировой истории выходит Личность.
Но меняется и сам мир. Время перестает быть цикличным. Согласно нормам христианства, все имеет свое начало от момента сотворения Богом и конец, обозреваемый в будущем как Страшный Суд. Человек стал поистине песчинкой в этом мире, но при этом самой значительной и «выдающейся» песчинкой.
Культурное наследие древних цивилизаций.
Одной из самых древних на земле является Египетская цивилизация. В рамках этой цивилизации, в течение трех тысяч лет ее существования было создано немало выдающихся памятников культуры, многие из которых дошли до нашего времени.
«у лее к началу эпохи Древнего Царства в Египте возникает письменность, получившая название иероглифической (от греч. hieros — «священный»). При этом в Египте существовало скорописание и курсивное (демотическое) письмо. Все три вида письма использовались в различных целях. Писали на камне и папирусе. В системе письменности были как идеограммы, передающие отдельные понятия, так и фонограммы, передающие звуки. Письмо ценилось как искусство, а должность писца считалась одной из самых почетных.
Египет всегда ассоциируется в первую очередь с пирамидами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в
эпоху Древнего Египта͵ пирамиды служили усыпальницами царей, отражая безграничную веру в могущество богов и представляющих их на земле царей (фараонов). Сперва возводились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, XXVIII в до н. э.), затем появляются пирамиды с ломаными гранями. При этом в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирамиды, построенные фараонами TV династии. Все три имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Высота самой большой — 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого блока в ней равна примерно 2,5 тонны. Пирамиды являются единственным из семц чудес света͵ сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, в который входили еще пирамиды-гробницы вельмож и заупокойные храмы, пристраивавшиеся к пирамиде с восточной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гробницы, характерные для Нового Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созданы также величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая архитектура отличается монументальностью и необычайным богатством отделки.
Скульптура Древнего Египта также являлась тесно связанной с заупокойным культом. Статуэтки рассматривались как место пребывания одной из душ умершего, и их располагали в храмах и гробницах. Фараона всегда изображали в расцвете сил с бесстрастным и величавым выражением лица и позы. В жанре скульптуры существовали определенные канонические требования. Стоящие статуи всегда строго фронтальны, фигуры их напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед. Статуи делали из дерева, гранита͵ базальта и других пород, их обычно раскрашивали: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские — в желтый цвет. На барельефах голова и ноги изображались в профиль, плечи и грудь — в фас. Высшего расцвета скульптура Египта достигла в эпоху Нового Царства.
Характерной чертой шумеро-аккадской культуры является создание своеобразной системы письменности — клинописи, которая не была звуковым письмом, а содержала иде-
ограммы, обозначавшие целые слова, гласные либо слоги. Всего было около 600 знаков. Особый жанр в литературе составляют плачи — произведения о гибели шумерских городов вследствие набегов соседей. Наиболее распространенными были этиологические (объясняющие) мифы о сотворении мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия.
Своеобразным было храмовое зодчество Шумера, отличавшееся применением высоких платформ. Храмовые башни — зиккураты — вслед за шумерами стали строить аккадцы и вавилоняне. Зиккураты состояли из трех ступеней, построенных в соответствии с божественной триадой, и возводились из сырого кирпича.
Одним из самых величественных городов древней Месопотамии был Вавилон. Защищенный двойной стеной, он имел восемь ворот, самыми известными были ворота богини Иш-тар 12-метровой высоты. Выложенные бирюзовым глазированным кирпичом и украшенные орнаментом из скульптур львов, драконов и быков, они производили ошеломляющее впечатление. Располагаясь на обоих берегах Евфрата͵ город соединялся каменным мостом — одним из первых в мире.
Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем его развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство произведений написано в стихотворной форме. Одними из главных тем были проблема незаслуженных страданий человека и неизбежности смерти.
Гораздо динамичнее развивалась греческая культура. Выдающимся памятником крито-микенской (III — П тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая живопись. Древние греки создали величайшие эпические произведения — «Илиаду» и «Одиссею». Значительным открытием греков было создание своей системы письменности. Заимствовав алфавит у финикийцев, они значительно усовершенствовали его путем добавления гласных. Древнегреческая архитектура характеризуется наличием двух направлений, или стилей — дорического и ионического. Дорический стиль — строгий, торжественный и массивный. До-
рическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение декоративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической.
Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры за^ нимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое сооружение здесь — храм Афины-Девы, Парфенон.
Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психологических черт, изображая людей согласно античным представлениям о прекрасном.
Выдающимся достижением греков было искусство изготовления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное значение имеют греческий театр и аттическая трагедия. Некоторые произведения, созданные древнегреческими драматургами, до сих пор занимают важное место в репертуаре современных театров. Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выражения, заложив основы эстетики, представления о гармонии и выразив, таким образом, свое отношение к миру.
Вопросы к разделу 2
1. Какие виды периодизации истории первобытного общества
используются в науке? Каковы их основные критерии?
2. Назовите основные этапы антропогенеза.
3. Чем протогосударство отличается от государства?
4. Что такое «неолитическая революция»? Каковы ее последствия?
5. Перечислите основные формы первобытной религии.
6. Чем скотоводческая цивилизация отличается от земледельческой?
7. Каковы последствия внедрения металла в производство?
8. Что такое престижная экономика?
9. Зачем главе протогосударства потребовалось сосредоточивать в своих руках жреческую власть?
10. Проследите эволюцию человеческого сообщества от первобытного стада до сельской соседской общины.
11. Какие формы государств Древнего мира вам известны?
12. С чем связана та огромная роль, которую государство играло в жизни восточного общества?
13. Чем античные цивилизации отличаются от древневосточных?
14. Каковы характерные черты полиса?
15. Какие формы рабства вам известны и чем они отличаются друг от друга?
16. Расскажите о структуре восточного общества. В чем заключается специфика индийского общества?
17. Почему восточное общество так стабильно?
18. Какую роль в экономике античных государств играло море?
19. Каким представлялось время в мифологическом сознании и почему?
20. В чем проявился кризис античного мировоззрения?
21. Охарактеризуйте динамику представлений о пространстве и времени через три эпохи: время первобытных культов, время мифологического сознания, время монотеизма.
22. Каково значение канона в культуре Египта?
23. Охарактеризуйте сходства и различия в культуре Египта и Двуречья.
24. Какие достижения можно считать самым значительным вкладом греков в копилку мировой культуры?
Раздел 3
oplib.ru
Картина мира древних людей.
Количество просмотров публикации Картина мира древних людей. - 41
Каждая эпоха в истории человечества отличается своим особым, неповторимым ритмом жизни, своими ценностями, нормами и представлениями о мире. Все это находится в тесной взаимосвязи с хозяйственной деятельностью человека, уровнем развития его знаний, методами обеспечения разнообразных потребностей, известными как способ ведения хозяйства. Вышеперечисленное в комплексе формирует мировоззрение человека определенной эпохи, складываясь в особую картину мира.
Что же такое ʼʼкартина мираʼʼ?Как можно определить это понятие? Ученые, как правило, выделяют три его составляющих:
1) самоощущение человека;
2) представление им о пространстве, видение его;
3) ощущение времени.
Эти три общие категории полностью характеризуют изменяющуюся структуру мира и место в нем человека. Таким образом, картина мира — это самоощущение человека, основанное на представлениях о пространстве и времени. Следует отметить, что ʼʼпространствоʼʼ и ʼʼвремяʼʼ здесь не только и не столько абсолютные физические величины, сколько субъективные формы восприятия их в отдельные эпохи. Пространство в данном случае выступает как реально существующее мировое пространство со всем многообразием составляющих его предметов и явлений, характеризующихся различными свойствами, происхождением и предназначением. Понятие времени также специфично и включает в себя как астрономическое время, так и биологиче-
ское (время сменяющих друг друга поколений), индивидуальное (этапы развития человека от рождения до смерти), социальное (развитие общества, отдельного народа, государства).
Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднозначности их расшифровки, а также весьма неполного (фрагментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в полном масштабе.
Наиболее ярко и полно картина мира представлена в духовной культуре, особенно в рамках религиозных верований представителей первобытной эпохи.
Для человека периода присваивающего хозяйства и ро-доплеменной организации характерны примитивные религиозные верования — фетишизм, магия и гадание, анимизм, тотемизм, культ богини-матери и др. Размещено на реф.рфС переходом к присваивающему хозяйству и созданием государств и рабовладельческого общества формируются мифология и мифологическое сознание. (Миф — особый способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах.) Появление феодальных отношений и связанная с ними система моральных норм воплотилась в новых, более сложных религиозных учениях. Древние цивилизации на этом пути породили конфуцианство и буддизм, еще тесно связанные с прежним, мифологическим мировоззрением. Новая стадия развития человечества — появление единобожия, предшествовавшая появлению мировых религий — христианства и ислама. Христианство, в частности, поставило черту под прежним духовным опытом человечества, создав на его базе принципиально новую и построенную на иных ценностях систему мировоззрения.
Первобытные культы доцивилизационного периода являются своеобразной иллюстрацией процесса формирования человеческого самосознания. Человек еще не ощущал себя как личность, представляя себя в качестве составной части племени или рода. В пользу этого свидетельствуют наскальные изображения, изображенные на которых люди лишены индивидуальных особенностей: не прорисовываются черты
лица, фигуры весьма схематичны. Преобладают лишь темные силуэты. Вместе с тем, люди по преимуществу изображались группами, сообща совершающими какое-либо действие (охота͵ обряд и т. д.).
Мир представлялся единым и целым, а человек был лишь частью этого огромного организма. Человек еще не был способен влиять на происходящие процессы, его жизнь целиком зависела от окружающего мира. Он испытывал жесткую привязанность, взаимосвязь и тесное родство с этим миром. Так появляется тотемизм — система верований, согласно которой отдельный род, племя вели свое происхождение от общего предка — какого-либо животного или растения. Племя, род носили имя своего тотема, который представлялся добрым и заботливым покровителем.
Жесткая зависимость от окружающего мира, неспособность осознать причины и суть происходящих в нем явлений способствовали возникновению магии и гадания. Магия была более активной формой выражения, предполагающей возможность как-то повлиять на мир через обращение к отдельным его силам. Одухотворялись не только животные и растения, но и неживой мир, природные явления (дождь, ветер, буря и т. д.). Обращаясь к ним, говоря на их языке, делясь с ними чем-то жизненно важным и доставшимся ценой больших усилий, человек пытался изменить окружающий его мир в благоприятную для себя сторону.
Гадание представляло собой следствие догадки человека 6 закономерности и взаимосвязи происходящих в мире явлений. Не имея представления о системности мира, человек мог открывать для себя лишь отдельные цепочки этой системы. Отталкиваясь от идеи всеобщей взаимозависимости природных и социальных явлений, человек начинал гадать по трещинам на костях и черепках, по полету орла. Далее в процесс гадания стали проникать первые зачатки абстрактного и математического мышления. Классическим примером может служить китайская Книга Перемен.
Человек — представитель первобытной эпохи — во всем видел жизнь, все предметы и явления мира им одухотворялись. Так сложился анимизм — вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающее им разум, дееспособность и сверхъестественное могущество.
Со временем способности и возможности человечества растут, меняется хозяйственный уклад: от присваивающего человек переходит к производящему хозяйству. Появляются первые государства. Зарождается цивилизация. Меняется и картина мира. Она приобретает большую системность и упорядоченность, ощущение времени, формируется мифологическое сознание. В данный период формируется мифология Древнего Востока и государств античности.
Мифология Древнего Востока хорошо известна по представлениям обществ Древнего Египта и Шумера. Здесь существовал целый пантеон богов, каждый из которых являлся ʼʼответственнымʼʼ за определенную сферу, категорию природных явлений или человеческой деятельности. Среди них постепенно выделяется один, обладающий выдающимися способностями и качествами. В определенные моменты истории он начинает претендовать на абсолютное главенство среди прочих божеств. Появление пантеона богов, формирование между ними определенных отношений, иерархии, часто трактуемых как отношения господства и подчинения, отразили изменения в структуре общества и представлениях о мире. Отныне отношения внутри общины экстраполируются на природный мир, а не наоборот, как это было раньше. Человек, наконец, выделяет свою активную преобразующую роль, что выражается в антро-поморфизации религиозных представлений. Египетские боги, к примеру, изображались с телом человека и головами различных животных. Последнее можно считать не только отголоском предыдущих верований, но и просто способом иллюстрации характера, отдельных черт того или иного божества.
Усложняются представления о потустороннем существовании души, вследствие чего в сознании человека расширилось понимание пространства и времени. Упорядочение, иерархизация иногда чрезвычайно раздувшегося (как в Шумере) пантеона богов, постепенная схематизация их изображения, отвлеченные размышления о внеопытных явлениях (загробном мире, мире богов) говорят о развитии абстрактного мышления. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, категории пространства и времени в сознании человека расширяются, приобретают многогранность.
В восточной мифологии появляется представление о зле и его борьбе с добром, между тем как античная мифология постулировала принцип гармоничности и завершенности мира. Важное значение приобретает слово, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ понимается и как обозначение явления, и как знание, и как процесс познания, и как специфическая форма существования явления. При этом представление о космосе как структурированном упорядоченном мире ограничивается пределами обитания общины. За этими пределами мир обращается в ничто, то есть, в хаос. Хрестоматийным примером является представление древних греков о том, что корабль, уйдя в море за пределы видимости, исчезнет совсем.