Античность древний мир. Исторические документальные фильмы и передачи онлайн
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Античный мир: на заре европейской цивилизации. Античность древний мир


Античный мир: на заре европейской цивилизации

Античный мир, как принято называть группу древних государств Средиземноморского побережья, заложил основы будущей высокоразвитой европейской цивилизации. Конечно, каждый этап истории человечества необычайно ценен, но особая роль, вне всяких сомнений, здесь принадлежит античной, в особенности древнегреческой культуре.

Античный мир

Ее искусство, литература, наука и философия явились той начальной точкой, с которой стартовали все последующие достижения европейской цивилизации. Античный мир подарил нам великолепные образцы человеческого гения, которые пронизывают все грани нашей жизни: поэзию и прозу, драматургию и скульптуру, архитектуру и живопись. Целая плеяда блестящих имен родилась на берегах древнего Средиземноморья.

Сейчас каждый со школьной скамьи знает имена Эсхила и Софокла, Еврипида и Геродота, Фукидида и Демокрита, Платона и Аристотеля. Перечень гениев, которых нам подарил античный мир, можно продолжать до бесконечности. В древней Греции возник первый театр и первые европейские философские трактаты. Бессмертны античные памятники архитектуры.

Древнегреческие ученые, писатели и мыслители, изначально использовавшие достижения восточных цивилизаций, в конечном итоге значительно превзошли своих учителей. Именно культура античного мира и его наука заложили основы современных знаний. Греческий алфавит стал основой славянской азбуки. Многие имена, которые мы носим, тоже имеют либо древнегреческое, либо древнеримское происхождение. Влияние античной культуры на нашу повседневную жизнь чрезвычайно сильно даже спустя тысячелетия.

Культура античного мира

Античный мир дал название практически всем научным дисциплинам и заложил их фундаментальные понятия, которыми мы теперь и пользуемся. Грамматика и арифметика, география и история, астрономия и медицина – все они родом из античности и носят греческие имена. От латыни древних римлян произошли многие современные европейские языки. В одном только русском насчитываются многие тысячи слов греческого или римского происхождения.

Античная картина мира

Не обладая нынешними технологиями, нашим предкам удалось поднять на достаточно высокий уровень, например, астрономию, медицину и механику. Именно в античности была создана карта звездного неба. К слову, картография тоже имеет древнегреческое происхождение. Античная картина мира, создаваемая целыми поколениями, базировалась на каждодневном наблюдении за движением небесных тел и анализе их циклов.

От периода расцвета античного искусства и науки нас отделяет примерно три тысячелетия, но их сила и слава оказались вечными. Античность навсегда осталась непревзойденной школой живописцев, скульпторов и архитекторов. Современные мастера вновь и вновь обращаются к античным образам, пытаясь разгадать тайны гармонии, сокрытые в этих вечных творениях человеческого гения.

Феномен античного мира до сих пор до конца не разгадан. Например, Древняя Греция – небольшой клочок земли, притаившийся в горных районах Средиземноморского бассейна, все население которого, вероятно, не превышало и трехсот тысяч человек. И этот маленький мирок породил гигантскую духовную культуру, которая не состарилась и не исчерпала себя даже спустя тысячелетия. В этом обособленном мирке плотность гениев на квадратный километр и на тысячу человек населения превышала все мыслимые и немыслимые нормы. Не это ли является великой загадкой человеческой истории?

fb.ru

Мир Античности Древний Рим Греция Античность

Мир Античности Мир Античности

Древний Рим Греция Древний Рим Греция

Античность (III-II тыс. до н. э. – конец. V в. н. э) (от лат. Античность (III-II тыс. до н. э. – конец. V в. н. э) (от лат. «древний» ) особый характер экономической жизни и политических структур, присущих греко-римской цивилизации. 1. Включает историю Древней Греции, эллинизма, Древнего Рима. 2. Средиземное море – сердце античности, которое соединяло ее народы. 3. Неразрывная связь частной собственности и гражданского статуса человека. 4. Гражданская община – основа и форма государства (полиса). 5. Богатейшая культура, в которой человек – «мера всех вещей» . 6. Фундамент европейской цивилизации и арсенал средств ее развития.

История Древней Греции Периоды древнегреческой цивилизации I. Крито-микенская эпоха: рубеж III—II тыс. до н. История Древней Греции Периоды древнегреческой цивилизации I. Крито-микенская эпоха: рубеж III—II тыс. до н. э. XII в. до н. э. II. «Темные века» : XI—IX вв. до н. э. III. Архаическая Греция: VIII—VI вв. до н. э. IV. Классическая Греция: V в. - 338 г. до н. э. (начало македонского завоевания). V. Эллинизм: последняя треть IV—II в. до н. э. (завоевание Греции Римом). Особенности развития, основные события

Крито-микенская эпоха: рубеж III—II тыс. до н. э. - XII в. до н. э. Крито-микенская эпоха: рубеж III—II тыс. до н. э. - XII в. до н. э. • III-II тыс. до н. э. – первая Критская цивилизация (погибла около 1700 г. до н. э. ). • XVI-XV вв. до н. э. – вторая Критская цивилизация - Минойская. • Объединена под властью правителя Кноса. • Господство в Средиземном море. • Города-дворцы – центры экономической, социальной и культурной жизни. • Развитая культура, письменность (до сих пор не разгадана). • XV в. до н. э. – перемещение центра древнейшей греческой культуры на Пелопоннес. • Города Микены, Тиринф, Пилос и др. (Микенская эпоха). • XIII в. до н. э. - Троянская война. • Конец XIII в. – нашествие дорийцев. Разгром микенской культуры.

 «Темные века» : XI—IX вв. до н. э. • Конец XIII в. – «Темные века» : XI—IX вв. до н. э. • Конец XIII в. – нашествие дорийцев. Разгром микенской культуры. • XI-IX вв. до н. э. – «темные века» . • XI-VIII вв. до н. э. – гомеровский период. • Мир мелких полисов -общин, объединявших крестьянземлевладельцев.

Архаическая Греция: VIII—VI вв. до н. э. • Время динамичного развития древнегреческого общества. • Архаическая Греция: VIII—VI вв. до н. э. • Время динамичного развития древнегреческого общества. • Греческая колонизация – господство в Средиземном и Черном морях. • Развитие ремесла и торговли. • Полис – город-государство – основа греческого общества. • Аристократы и демос. Метеки – переселенцы. • Патриархальное рабство сменяется классическим (раб «говорящее орудие» ). • Создание алфавита. • Записаны поэмы «Илиада» и «Одиссея» . • 776 г. до н. э. – первые Олимпийские игры. • Формирование единого пантеона греческих богов. • Развитие архитектуры, скульптуры, театра. • VI в. до н. э. – рождение греческой философии. • 594 г. до н. э. – реформы Солона - отмена долгового рабства. • 500 -449 гг. до н. э. – победа в греко-персидских войнах. • Афины – демократия (правление Перикла). • Спарта – олигархия.

Греческая колонизация Греческая колонизация

Классическая Греция: V в. - 338 г. до н. э. (начало македонского завоевания). • Классическая Греция: V в. - 338 г. до н. э. (начало македонского завоевания). • V в. до н. э. – расцвет классической культуры (архитектура, скульптура, театр, образование, философия). • IV в. до н. э. – кризис полиса в условиях экономического подъема. • Гражданам запрещено заниматься всеми видами деятельности. Богатства скапливались в руках неграждан. • Установление тирании – власть одного человека. Ограничение прав и свобод граждан полиса. • Появление наемничества. • Междоусобные войны греческих полисов (Пелопонесская война между Афинами и Спартой, Союзническая война. ) • Возвышение Македонии. Царь Филипп II.

Эллинизм: последняя треть IV—II в. до н. э. (завоевание Греции Римом). • 336 -323 Эллинизм: последняя треть IV—II в. до н. э. (завоевание Греции Римом). • 336 -323 гг. до н. э. - правление Александра Македонского – переход от классической Греции к эпохе эллинизма. • 334 -324 гг. до н. э. – поход Александра Македонского на Восток. • Завоеваны огромные территории от Египта до Северной Индии. • Создание империи полувосточного образца. • Слияние различных культур. • 323 г. до н. э. – смерть Александра Македонского – распад его державы. • Образование нескольких крупных государств во главе с ближайшими соратниками- диадохами. • Конец IV – начало III в. до н. э. – борьба диадохов между собой. • Утверждение эллинистической монархии: • • • Соединение греческих и восточных принципов управления. Сильная власть монарха. Развитие хозяйства и торговли. Расширение территорий. Строительство новых городов. • Греческий язык становится международным. • Наука независима от философии (Музей в Александрии – международный научный центр). • Развитие математики, физики, астрономии, истории. • Развитие монументальной скульптуры и архитектуры.

Держава Александра Македонского Распад державы Александра Македонского Держава Александра Македонского Распад державы Александра Македонского

История Древнего Рима Периоды древнеримской цивилизации 1. 753 - 510 гг. до н. э. История Древнего Рима Периоды древнеримской цивилизации 1. 753 - 510 гг. до н. э. – Царский Рим 2. 510 г. до н. э. - сер. III в. н. э. – Ранняя республика (до начала Пунических войн) 3. III в. до н. э. – 30 г. до н. э. – Поздняя республика. 4. 30 г. до н. э. – 284 г. н. э. – Ранняя империя. Принципат. 5. 284 – 476 гг. – Поздняя Империя. Доминат. Особенности развития, основные события

753 - 510 гг. до н. э. – царский Рим Капитолийская волчица, кормящая Ромула 753 - 510 гг. до н. э. – царский Рим Капитолийская волчица, кормящая Ромула и Рема • Римляне, сабины, этруски положили начало римской истории. • У этрусков римляне заимствовали строительство городов, архитектуру храмов, многие ремесла. • Создание римской гражданской общины (civitas). • Общество состоит из патрициев (основатели Рима) и плебеев (завоеванные римлянами народы). • Плебеи начинают борьбу за гражданские права. • Латынь становится языком римской цивилизации. • Главный орган власти – народное собрание (комиции) из граждан, владевших земельным наделом. • Коллективная собственность на землю. Община распределяла земли между большими отцовскими семьями – фамилиями. • Во главе Рима – царь (правитель, судья, жрец). Его власть ограничена народным собранием и сенатом. • Сенат – совет старейшин.

510 г. до н. э. - сер. III в. н. э. – ранняя республика

510 г. до н. э. - сер. III в. н. э. – ранняя республика (до начала Пунических войн) • 510 г. до н. э. – установление республики (общее дело) в Риме. • Сохранялись комиции, сенат. • Избирались два консула (один от патрициев, другой – от плебеев). • В чрезвычайных ситуациях выбирали на ограниченный срок диктатора со всей полнотой властных полномочий. • 2 претора осуществляли функции правосудия. • Другие магистраты (должностные лица) исполняли специализированные функции. • Плебеи добились созыва своего народного собрания – плебисцита, избрания своих защитников – народных трибунов, занятия высших гражданских и военных должностей. • Патрициат и плебейская верхушка образовали единый правящий слой – нобилитет. • VI-III вв. до н. э. – завоевание римлянами Апеннинского полуострова.

III в. до н. э. – 30 г. до н. э. – Поздняя республика. III в. до н. э. – 30 г. до н. э. – Поздняя республика. • 264 -146 гг. до н. э. – три Пунических войны (войны Рима с Карфагеном). Установление господства Рима в Западном Средиземноморье. • II век до н. э. – Македонские войны. Завоевание Македонии и Греции. • I век до н. э. – завоевание Сирии и Египта. • Развитие классического рабства. 74 -71 гг. до н. э. – восстание рабов под предводительством Спартака. • Обнищание земледельцев. Переход к наемничеству. • Кризис республики. • II век до н. э. – реформы братьев Гракхов. • II-I вв. до н. э. – гражданские войны в Риме. • 49 -44 гг. до н. э. – диктатура Гая Юлия Цезаря.

30 г. до н. э. – 284 г. н. э. – ранняя империя. Принципат. 30 г. до н. э. – 284 г. н. э. – ранняя империя. Принципат. Император Октавиан Август • 30 г. до н. э. – начало правления Октавиана Августа. • 27 г. до н. э. - провозглашение Октавиана принципсом – первым в списке сената. Получил титул императора, взял на себя исполнение ряда высших магистратур. • Установление режима принципата – монархия с сохранением внешних признаков республики. • 98 -117 гг. – расцвет принципата – правление императора Траяна. • Римская империя достигла своих максимальны размеров. • Усиливаются набеги варваров. • Возникновение и распространение христианства. • Гонения на христиан. • Широкое строительство дорог, городов, храмов и т. п. Император Траян

284 – 476 гг. – Поздняя Империя. Доминат. Римская империя в к. IV - 284 – 476 гг. – Поздняя Империя. Доминат. Римская империя в к. IV - н. V вв. • III век – борьба за трон солдатских императоров. • Политический и экономический кризис. • 284 г. – император Диоклетиан установил правление четырех – тетрархию, а сам стал верховным монархом. • Император – «бог и господин» . Режим власти – доминат (dominus – господин). • Появление колоната и «рабов с хижинами» . • 313 г. – христианам разрешили открыто молиться. Прекратились гонения на христиан. • 330 г. – перенос столицы империи в Константинополь (император Константин). • 395 г. – раздел империи на Восточную и Западную. • IV-V вв. – постоянные нападения варваров на границы империи (готы, вандалы, гунны и другие). • 476 г. – свержение последнего римского императора Ромула Августула германским вождем Одоакром. Западная Римская империя прекратила свое существование. Образование варварских королевств на ее территории.

Римское право- одно из важнейших достижений римской цивилизации (стр. 94 -96) 1. 2. 3. Римское право- одно из важнейших достижений римской цивилизации (стр. 94 -96) 1. 2. 3. Охватывало все стороны жизни римлян. Лежит в основе всех последующих систем права. Необходимое условие существования государства и осуществление прав римского гражданина. 4. Уважение к праву – важнейший элемент римского социального менталитета. 5. Основам права обучали в школах и специальных учебных заведениях. 6. С возникновением империи право гражданской общины становится правом мировой державы. 7. Сформулирована презумпция невиновности. 8. Гражданское право дополнялось «правом народов» . 9. Сформулировано общее понятие собственности. 10. Особую часть составляло государственное право (Рим – столица мировой империи). 11. Полная кодификация римского права произошла в VI веке при императоре Юстиниане (Свод гражданского права). 12. Римская система права стала основой для европейской цивилизации, декларирующей приоритет гуманистических ценностей и прав человека.

Домашнее задание: § 5 -8, конспект стр. 94 -96 (Римское право) Домашнее задание: § 5 -8, конспект стр. 94 -96 (Римское право)

present5.com

Античный мир

Учебно - методическое пособие по курсу “Россия в мировой истории”

Государственный комитет российской федерации по высшему образованию

Московский государственный институт электроники и математики (Технический университет)

Кафедра истории и политологии

Москва 1998

Античный мир: учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой истории” / Московский государственный институт электроники и математики; Сост. Ларионова И.Л.М.,1998.

В учебно-методическом пособие даются рекомендации по изучению источников и исторической литературы по теме, рассматриваются характерные черты античной цивилизации, обозначены основные моменты исторического пути Древней Греции и Древнего Рима. Пособие может быть использовано студентами технических ВУЗов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки к семинарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам.

1. Древняя Греция

- Крито-микенская цивилизация, существовавшая на территории Греции в III-II тысячелетиях до н.э., была создана не греческими (не эллинскими) племенами, и непосредственной преемственности между ней и собственно древнегреческой цивилизацией нет.

- Единого государства на территории Греции в период античности не сложилось. Основной государственной единицей был полис - город-государство. Греция представляла собой совокупность самостоятельных полисов.

- Греческие полисы, имея между собой много общего, что и выражается понятием античный город-государство (полис), существенно отличались между собой характером преобладающей хозяйственной деятельности (земледелие или ремесло и торговля), общественным строем (основными производителями могла быть или особая категория зависимого населения - илоты, или же свободные граждане и выходцы из других государств - метеки , политическим строем (демократия, аристократическая республика, монархия (тирания).

- Наиболее сильными государствами, боровшимися между собой за влияние во всем греческом мире, были в VI-IV вв. до н.э. Афины и Спарта, представлявшие собой различные модели полиса. Оба города-государства сумели создать союзы греческих полисов - Афинский морской союз (Афины) и Пелопоннесский союз (Спарта), чем и определялось могущество Спарты и Афин.

- Подчинение Греции Македонией к середине IV в. до н.э. было обусловлено общим кризисом греческого античного мира в IV веке, сущность которого заключалась в кризисе полиса как типа государства. Пелопоннесская война между Афинами и Спартой, в которой участвовали так или иначе все греческие полисы, ослабила Грецию и облегчила задачу Македонии.

- Победа Древнего Рима над Македонией привела к тому, что в начале II в. до н. э. Греция оказалась под властью Рима.

Древние Афины

Приведенные в хрестоматии документы отражают процесс становления государства а Афинах, приведший к образованию афинского демократического полиса. Основные этапы этого процесса связаны с деятельностью выдающихся греческих законодателей-реформаторов: Солона (начало VI в. до н.э.), Клисфена (конец VI в. до н.э.) и Перикла (середина V в. до н.э.), с правлением которого связан расцвет афинской демократии. Прочитайте документ №5 . Ответьте на следующие вопросы:

1) Какие причины вызвали необходимость реформ Солона?

2) Почему афиняне поручили проведение реформ именно Солону?

Отвечая на эти вопросы, необходимо иметь в виду следующее:

Государства в полном смысле слова во времена Солона еще не было. Его становление в Аттике (область материковой части Греции, центром которой являлись Афины) проходило в борьбе между общинниками-землевладельцами и землевладельческой родовой знатью. Знать названа в документе богатыми, а общинники - бедными.

Прочитайте документ № 6. Ответьте на следующие вопросы:

Какие реформы осуществил Солон

а) в социально экономической области

б) в политической области

2. Как вы считаете, что в реформах Солона отвечало интересам общинников-землевладельцев, а что - интересам родовой знати?

3. Осуществил ли Солон все мероприятия, которые ожидал от него простой народ, или нет? Как вы думаете, почему?

4. Каково значение реформ Солона с точки зрения становления афинского демократического полиса?

При ответе на эти вопросы следует иметь в виду, что:

1. Фила - основная единица родового общества в Греции. Она представляла собой объединение родов (племя). Солон сохранил прежние четыре филы, но придал им территориальный, а не родовой характер.

2. Государство - организация, власть которой распространяется на определенную территорию. Власть органов управления в родовом обществе обязательна только для членов родовой организации.

3. Ареопаг (совет ареопагитов) - высший орган власти в Афинах в период разложения родового строя. Состоял из представителей знати. Поручить ареопагу охранять законы означало существенно сузить его полномочия.

Прочитайте документ № 7. Ответьте на следующие вопросы:

1. В чем заключались реформы Клисфена?

2. Каково значение этих реформ?

Необходимо иметь в виду следующее:

1. За 80 лет, прошедшие со времени Солона, соотношение сил в Аттике значительно изменилось. Развитие ремесла и торговли в Афинах, чему благоприятствовала политика Солона, а затем тирана Писистрата, превратили Афины в крупный центр торговой и ремесленной деятельности. Поэтому Клисфен мог опираться исключительно на городское население. Соответственно об учете каких-либо требований сельского населения более речи не было. Реформы Клисфена носили исключительно политический характер.

2. Вспомните пояснение 2 к документу № 6.

3. Реформы Клисфена в основном завершили процесс формирования афинского демократического полиса. Дальнейшие изменения характеризуют процесс развития афинской демократии.

Прочитайте документ № 8. Ответьте на следующие вопросы:

1. В чем заключалась роль народного собрания в Афинах?

2. Каким образом народное собрание контролировало должностных лиц?

3. В чем заключались обязанности совета 500 ?

4. Какой орган приобрел при Перикле больше прав, чем имел раньше: народное собрание или совет 500?

5. Какой мерой обеспечивалось активное участие народа в политической жизни Афин?

Обратите внимание, что:

1. Народное собрание существовало в Афинах и до Перикла. Его полномочия, существенно сокращенные в период господства родовой аристократии, были расширены Солоном и подтверждены Клисфеном.

2. Остракизм - изгнание из Афин путем своеобразного голосования: если народ решал, что следует прибегнуть к остракизму, каждый писал на черепке имя того политического деятеля, которого, по его мнению, следовало изгнать. Изгнанию подвергался тот, чье имя написало большее количество граждан. Остракизм был важным средством ведения политической борьбы.

3. Выборы по жребию были совершенно случайными, что следует из самого названия. Когда выборы производились поднятием руки, вопрос решался большинством голосов.

Прочитайте документ № 9. Ответьте на следующие вопросы:

1. B чем видит автор недостатки афинского государственного строя?

2. Как вы считаете, можно ли считать афинское государственное устройство идеальной формой демократии ? Обоснуйте свой ответ.

Отвечая на этот вопрос, необходимо учесть, что в число афинских граждан не входили не только рабы, но и выходцы из других государств, проживавшие в Афинах , - метеки. Получить афинское гражданство было очень сложно. Даже пользующийся большим уважением философ Аристотель, проживший в Афинах большую часть жизни, был метеком. Женщины имели гражданство, но не могли участвовать в общественной жизни. С другой стороны, обратите внимание на то, что в Древних Афинах сам народ определял основную политическую линию государства, избирал, контролировал и смещал должностных лиц. Это была так называемая непосредственная форма демократии. В современных демократических государствах существует представительная демократия: не народ, а его представители выполняют обозначенные функции, и далеко не все.

Древняя Спарта. Прочитайте документ № 10. Ответьте на следующие вопросы:

1. Какому органу принадлежала в Спарте верховная власть?

2. Из кого он состоял?

3. Из кого и каким образом выбирались геронты?

4. Какую роль играло в Спарте народное собрание?

5. Каким образом менялась эта роль в течение VIII века до н.э.?

6. В чем видит Плутарх достоинства политического строя Спарты?

7. Как вы считаете, каким было государственное устройство Спарты? (демократическим, аристократическим, монархическим или же этот тип полиса нельзя охарактеризовать одним словом). Обоснуйте свой ответ.

Отвечая на вопросы, примите во внимание следующую информацию.

1. Учреждение государственного строя, который существовал в Спарте почти без изменений вплоть до IV в. до н.э., античная традиция приписывает законодателю Ликургу. По словам Плутарха, к началу политической деятельности Ликурга в спартанском обществе резко усилилось имущественное неравенство, обострилась борьба между богатыми и бедными. Ликург решил ликвидировать неравенство и сделать так, чтобы оно не могло возникнуть в дальнейшем. Вспомните ситуацию в Аттике накануне реформ Солона. Как вы считаете, между какими слоями общества обострились отношения в Древней Спарте? С каким явлением связано это обострение? Ликург уравнял в политическом отношении знать и простой народ, поставив герусию над теми и другими.

2. Земля в Спарте принадлежала государству. Она была поделена на равные участки - клеры. Каждый спартанец (если его признавали полноценным в физическом отношении) получал при рождении клер, который приносил ему доход и который он не мог ни дарить, ни продавать. Таким образом, между спартанцами существовало не только политическое, но и имущественное равенство.

3. Спартанцы называли свой полис "община равных". Они отрицательно относились к демократическому строю, существовавшему во многих греческих городах-государствах, и там, где могли, содействовали утверждению власти аристократии.

mirznanii.com

Древний мир и античность — Исторические документальные фильмы и передачи онлайн

28.06.2018

Что касается внешнего облика скифского населения, то по крайне мере в той части, в которой скифы контактировали с греческой цивилизацией, а именно в Северном Причерноморье прежде всего, облик этого населения стал нам хорошо известен в первую очередь благодаря искусным работам греческих мастеров, которые создавали по заказам скифских воинов и аристократов различные украшения и драгоценные сосуды, которые украшались изображениями самих скифов. Мы знаем, что они были европеоидной внешности, что глаза их широко открыты как и наши. Read More…

В этом выпуске программы Дмитрия Пучкова «Синий Фил» уже многим известный историк Клим Жуков рассмотрит с исторической точки зрения такой масштабный художественный сериал, как «Рим», сюжет которого разворачивается во времена Древнего Рима. В передачи будут рассмотрены такие вопросы, как основная сюжетная линия сериала, отношения Помпея и Цезаря, сражение римлян и галлами при Алезии, Римский Сенат, странности перевода и многое другое Read More…

22.06.2018

В карбоновом периоде возникают уже более развесистые леса и значительная часть нашей планеты покрывается огромными лесами из древовидных папоротников, а также в этот период появляется большое количество различных насекомых. Read More…

17.06.2018

В новой серии программы «Разведопрос» уже многим известный историк из Санкт-Петербурга Клим Жуков разберет такие вопросы, связанные с военным делом в эпоху натичности, как сравнение качества холодного оружия кельтов и римлян, кельтский шлем, история происхождения классического римского щита, использование кельтами регулярной конницы и боевых колесниц, бронзовые кирасы, оборонительная фортификация галльских поселений, слабые и сильные стороны кельтов, дисциплина в варварских армиях, германцы в античный период. Read More…

14.06.2018

Вполне вероятно, что каннибализм достиг своего апофеоз у неандертальцев, так как чем больше ученые изучают скелеты и отдельные кости этих палеоантропов, тем больше каннибализма обнаруживается. И сейчас, если есть мало мальски полный скелет неандертальца, то хоть на какой-нибудь косточке можно найти среды надреза. Read More…

Фатьяновская культура прошла примерно от Украины и Белоруссии практически до Урала, оставив за собой некий большой географический овал. Во время раскопок этой археологической культуры выяснилось, что тела в погребениях лежат на правом боку, а лицо повернуто в сторону юга, то есть это классическое положение костяка гаплогруппы R1a. Read More…

07.06.2018

Сейчас на слайде вы видите двусторонне обработанный египетский нож и отбойники первобытного человека, возраст которых порядка 30-45 тысяч лет. С трасологической точки зрения все эти предметы являются орудиями, с точки зрения типологии это будут абсолютно разные предметы, который никак в одну классификационную корзинку сложить нельзя, так как это будет неправильно и уведет исследователя в другую сторону. Read More…

31.05.2018

Во времена, когда жили Homo habilis и Homo ergaster, примерно все так и было. Они были уже достаточно критически мыслящие, чтобы понять выгоды от использования огня, а то, что это чревато экологической катастрофой их не волновало совсем, так как главной целью было добыть себе пищу здесь и сейчас. Read More…

24.05.2018

«Архивная революция» — еще один весьма любопытный исторический интернет-проект, в котором писатель и исследователь истории советской авиации времен Великой Отечественной Михаил Тимин вместе с гостями передачи, которые как правило являются профессиональными историками, разбирают различные темы и вопросы, связанные преимущественно с военной историей ХХ столетия. Read More…

12.05.2018

От первых предков приматов найдены буквально тысячи зубов и какое-то количество костей конечностей. По этой причине основная проблема это не то, что ученые мало знают, а то что в наличии имеется столько материала, что в голове конкретного антрополога этот большой объем информации может не поместиться и приходится писать объемные каталоги находок, где достаточно занудно идет перечисление находок в том или ином месте. Read More…

istoriktv.ru

Древний мир - это... Что такое Древний мир?

Гомер — символ древнего мира

Дре́вний мир — период в истории человечества, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе[1]. В других регионах временные границы древности могут отличаться от европейских. Например, концом древнего периода в Китае иногда считают появление империи Цинь[2], в Индии — империи Чола[3][4][5], а в Америке — начало европейской колонизации[6]

Продолжительность письменного периода истории составляет примерно 5—5,5 тыс. лет, начиная от появления клинописи у шумеров[7][8].

Термин «классическая древность» (или античность) обычно относится к греческой и римской истории, которая начинается от первой Олимпиады (776 г. до н. э.). Эта дата почти совпадает с традиционной датой основания Рима (753 г. до н. э.). Датой окончания европейской древней истории обычно считают год падения Западной Римской империи (476  г. н. э.)[9][10], а иногда — дату смерти императора Юстиниана I (565 г.)[11], появления ислама (622 г.)[12] или начало правления императора Карла Великого[13].

Страны и народы древнего мира

Средиземноморье и Восток

Азия

Америка

Народы древнего мира

Прочее

Войны древнего мира

См. также: Списки войн древнего мира и Списки сражений древнего мира

См. также

Примечания

  1. ↑ История древнего мира в 3-ех т., Издание третье/Ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой — М.:Издательство «Наука», 1989
  2. ↑ Gernet, J. (1996). A history of Chinese civilization. Cambridge: Cambridge University Press.
  3. ↑ Elphinstone, M. (1889). The history of India. London: Murray.
  4. ↑ Smith, V. A. (1904). The early history of India from 600 B.C. to the Muhammadan conquest, including the invasion of Alexander the Great. Oxford: Clarendon Press.
  5. ↑ Hoernle, A. F. R., & Stark, H. A. (1906). A history of India. Cuttack: Orissa mission Press.
  6. ↑ Priest, J. (1834). American antiquities, and discoveries in the West: being an exhibition of the evidence that an ancient population of partially civilized nations, differing entirely from those of the present Indians, peopled America many centuries before its discovery by Columbus, and inquiries into their origin, with a copious description of many of their stupendous works, now in ruins; with conjectures concerning what may have become of them; compiled from travels, authentic sources, and the researches of antiquarian societies. Albany: Printed by Hoffman & White
  7. ↑ The Origin and Development of the Cuneiform System of Writing, Samuel Noah Kramer, Thirty Nine Firsts In Recorded History, pp 381—383
  8. ↑ WordNet Search — 3.0, «History»
  9. ↑ Clare, I. S. (1906). Library of universal history: containing a record of the human race from the earliest historical period to the present time; embracing a general survey of the progress of mankind in national and social life, civil government, religion, literature, science and art. New York: Union Book. Page 1519 (cf., Ancient history, as we have already seen, ended with the fall of the Western Roman Empire; […])
  10. ↑ United Center for Research and Training in History. (1973). Bulgarian historical review. Sofia: Pub. House of the Bulgarian Academy of Sciences]. Page 43. (cf. … in the history of Western Europe, which marks both the end of ancient history and the beginning of the Middle Ages, is the fall of the Western Empire.)
  11. ↑ Robinson, C. A. (1951). Ancient history from prehistoric times to the death of Justinian. New York: Macmillan.
  12. ↑ Breasted, J. H. (1916). Ancient times, a history of the early world: an introduction to the study of ancient history and the career of early man. Boston: Ginn and Company.
  13. ↑ Myers, P. V. N. (1916). Ancient history. New York [etc.]: Ginn and company.
  14. ↑ University of Oxford. Classical Armenian Studies
  15. ↑ Livius. Articles on Ancient History

Ссылки

veter.academic.ru

Немировский А. История древнего мира. Античность

Немировский А. История древнего мира. Античность Немировский А. История древнего мира. Античность Русь-Олимп. 2007 — 927 с.

Информация о файле: DJVU, 19 mb.

В учебнике по истории древнего мира соединены ранее, как правило, раздельно излагавшиеся история Древней Греции и история Древнего Рима, что подчеркивает целостность исторического процесса. Объединение курсов истории Греции и Рима позволяет органически ввести в орбиту античной цивилизации помимо греков и римлян другие средиземноморские народы.Учебник нового поколения рассчитан на студентов не только исторического, но и других гуманитарных факультетов, а также на всех интересующихся историей и культурой античного мира.

Любой учебник по истории античного мира — это повествовательная и методическая структура, определяемая множеством факторов объективного и субъективного характера. Благодаря постоянному возрастанию объема и разнообразия информации, в зависимости от перемен, переживаемых современностью, одно выступает на свет, другое уходит в тень. Меняется, и порой существенно, решение тех или иных проблем социальной, экономической, политической и культурной истории античности. Несмотря на хронологическую отдаленность самого предмета, он несовместим с понятием «стабильность».

В соответствии с обогащением содержания предмета должна меняться и форма изложения в вузовском учебнике. Приходится отказаться от схемы двух учебников — по истории Греции и истории Рима, требовавшей, например, дважды говорить о природных условиях одного и того же средиземно-морского региона, словно бы омывающие Балканы и Апеннины моря не были частью единого Внутреннего моря, и над этими полуостровами дули разные, а не одни и те же ветра, хотя и с другими названиями, словно бы обитатели этих полуостровов и островов Внутреннего моря не пользовались одними и теми же ископаемыми и не страдали от одних и тех же природных катастроф. А древняя этническая среда, без которой нет истории? Разве неизвестно, что великие миграции, создававшие этнический облик отдельных регионов, одновременно бушевали на просторах трех материков, сходящихся к Средиземному морю?

Таковы некоторые научные и методические аргументы в пользу слияния родственных курсов — не говоря уже о том, что судьбы Греции и Рима естественно сплелись после того, как они вошли в единую средиземноморскую державу: со II в. до н. э. раздельное изложение истории средиземноморских Востока и Запада просто невозможно.

Соединение курсов, помимо отмеченных соображений, позволяет органично ввести в орбиту античной истории народы, недостаточное внимание к которым долгое время оправдывалось состоянием источников. Даже серьезные ученые в начале XX века утверждали, опираясь на свидетельство одного из древних авторов, что финикийцы и карфагеняне основывали лишь торговые фактории на мысах, островах и полуостровах. Ныне открыты многие десятки карфагенских колоний в Сицилии, Сардинии, на северном побережье Африки. И можно ли теперь изолированно трактовать великую греческую колонизацию! Не лучше ли рассматривать средиземноморскую колонизацию в целом — греческую, этрусскую, карфагенскую и в известной мере римскую? После выявления всеобщности процесса формирования полиса нет ли смысла объединить информацию о греческом, этрусском и римском полисе в одной главе?

В вузовских учебниках по истории Греции и Рима всегда имелись вводные источниковедческие главы. Есть источниковедческий раздел и у нас. Но поскольку о древних авторах идет речь в соответствующих главах по истории культуры, в вводном разделе рассматриваются лишь типы литературных источников и материальных памятников, добытых средиземноморской археологией. Детальная же оценка тех и других источников включена в параграфы, прилагаемые к главам, опирающимся на эти источники.

Для облегчения восприятия историографического материала, обычно излагаемого в вводной или заключительной главах учебника, он перенесен в главы, трактующие наиболее значимые и дискутируемые проблемы. Это делает историю научных поисков органичной частью изложения и избавляет от скопления в одном месте множества имен...

ОГЛАВЛЕНИЕЧАСТЬ 1От автораI. Мир источниковГлава 1. Литературные источникиГлава 2. Памятники материальной культурыII. Эгейский мирГлава 3. Крит и КикладыГлава 4. Пеласгия, Ахейская Греция, Троя III. Мир полисов и его крушениеГлава 5. Круг земельГлава 6. «Темные века» и переселение народов (XI—IX вв. до н. э.)Глава 7. Рождение полисаГлава 8. Полисы круга земель (VIII—VI вв. до н. э.)Глава 9. Великая средиземноморская колонизация (VIII—VI вв. до н. э.)Глава 10. От родоплеменных верований к полисной религии и мифологииГлава 11. Античный человек в мире литературы, науки и искусстваГлава 12. Эпоха великих войн и политических перемен (конец VI — первая четверть V вв. до н. э.)Глава 13. Первое столетие Римской республикиГлава 14. Противостояние союзовГлава 15. Духовная и материальная культура полисов в V в. до н.э.Глава 16. Кризис греческого полиса и бесплодная борьба за гегемонию (первая половина IV в. до н. э.) Глава 17. Греческая культура в эпоху кризисаГлава 18. Возвышение Македонии и РимаГлава 19. Держава АлександраIV. Средиземноморский мир в эллинистическую эпохуГлава 20. Эллинистический Восток и Запад. Распад и попытки объединенияГлава 21. Полисы и малые царства Причерноморья в эллинистическую эпохуГлава 22. Столицы эллинистических царствГлава 23. Наука, философия и религия эллинистической эпохиГлава 24. Литература и искусство эпохи эллинизма

ЧАСТЬ 2I. Образование Римской мировой державыГлава 1. Рим выходит на мировую арену (264—200 гг. до н. э.)Глава 2. Восточный узел (200—168 гг. до н. э.)Глава 3. Под римской калигой. Покоренные и непокорные (167—111 гг. дон. э.)Глава 4. Римская республика: государство и правоГлава 5. На стыке культур (III—II вв. до н. э.)II. Кризис и падение Римской республикиГлава 6. Основные факторы экономического развития и социальные катаклизмы 30—20-х гг. II в. до н. э.Глава 7. Ойкумена в пламени гражданских войн (111—79 гг. до н. э.)Глава 8. Римская держава в 70—60-х гг. I в. до н. э.Глава 9. Падение республики (60—31 гг. до н. э.) Глава 10. Литература, быт и нравы бурной эпохиIII. Императорский Рим в эпоху принципатаГлава 11. Время Августа: политика и культура (30 г. до н. э. — 14 г. н. э.)Глава 12. «Золотой век» римской литературыГлава 13. Рим и империя при ближайших преемниках Августа (14—68 гг.)Глава 14. Антиримские восстания и гражданская война в Риме (61—69 гг.)Глава 15. Возникновение христианстваГлава 16. Династия Флавиев (69—96 гг.)Глава 17. «Золотой век» Антонинов (96—192 гг.)Глава 18. Литература и наука в эпоху АнтониновГлава 19. Город и мирГлава 20. Военная монархия Северов (193—235 гг.)Глава 21. Классическое римское правоГлава 22. Архитектура императорского РимаIV. Кризис III века и период доминатаГлава 23. Кризис III в. Эпоха солдатских императоров (235—284 гг.)Глава 24. Религиозная жизнь Римской империи во II—III вв.Глава 25. Последняя реорганизация империи: доминат Диоклетиана и Константина (284—361 гг.)Глава 26. Споры победителей: христианство в IV—V вв.Глава 27. Уходящие боги. Юлиан ОтступникГлава 28. Последнее столетие Западной Римской империиГлава 29. Культурный фон уходящего мираГлава 30. Рим царей, консулов, императоров — потерянный и обретенныйЭпилог. Античность и мыV. ПриложенияХронологическая таблицаПереводы произведений античных авторовРекомендуемая литератураСравнительные таблицыНаиболее распространенные системы мер и весовДенежные системы Греции и РимаСтатистические данные

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

na5ballov.pro


Смотрите также