Найден уникальный папирус, подписанный царицей Клеопатрой Древнего Египта. Папирус древнего египта
Что такое папирус для Древнего мира :: SYL.ru
Что такое папирус? Наверняка многие ответят, что это писчий материал, который использовали в Древнем Египте, – и будут абсолютно правы. Человечество с начала своего существования имело потребность фиксировать наиболее значимые события. Наскальные рисунки, руны, высеченные в камне, глиняные таблички – в ход шло все. А для египтян было естественным использование в этих целях тростникового растения из семейства осоковых.
История папируса, как он изготавливался, в каких целях использовался кроме письменности и некоторые наиболее интересные факты будут освещены в данной статье.
Cyperus papyrus
Вдоль Нила издавна в огромном количестве произрастал Cyperus papyrus. Это водно-болотное растение нередко достигает высоты около 5 метров, имея почти безлистные побеги треугольной формы, диаметром 7 см. Обладает древообразным корневищем. На конце у молодого растения наблюдается зонтиковидное соцветие, больше напоминающее метелку для смахивания пыли.
Считается, что его использование в качестве писчего материала началось еще в 3 тысячелетии до н. э., а в настоящее время Cyperus papyrus практически исчез из своего природного ареала. Сейчас он больше выращивается в декоративных целях. Исходя из сообщений античных авторов (Плиния Старшего, Теофраста) можно сделать вывод, что на реках Тигр и Евфрат он также произрастал.
Не только предки сирийцев знали, что такое папирус. Весь античный мир нашел ему достойное применение. Но примерно с 1 тысячелетия египетские фараоны имели полную монополию на изготовление этого писчего материала. Египетский папирус смогла вытеснить в XII веке только китайская бумага.
Технология изготовления
Плиний Старший коснулся вопроса производства папируса. И благодаря его трудам человечество не утратило этой тайны, а у экскурсоводов в Египте, рассказывающих историю древнего папируса, имеется всегда стабильный заработок. Как же его производили?
Для этих целей нарезались стебли необходимой длины, которые, в свою очередь, освобождали от коры. Мастеров интересовала сердцевина. Ее нарезали на тонкие полоски, которые после этого отбивались молотком и выкатывались инструментом наподобие кухонной скалки. Теперь после первичной необходимой обработки такие полоски раскладывались внахлест на ровной поверхности. Под прямым углом (поперек) накладывался еще один слой полосок, и весь полученный материал подвергался воздействию пресса. Для этого вполне могли сгодиться большие гладкие камни.
Палящее солнце Египта подготавливало листы для дальнейшей работы. И вновь отбивание молотком, выглаживание «скалкой». После такой обработки оставалось лишь склеить листы между собой.
Вот так изготавливался знаменитый египетский папирус – один из самых главных информационных носителей в истории Древнего мира и Средневековья.
Где еще применялось это растение?
Древние египтяне, присмотревшись к свойствам Cyperus papyrus, поставили его на службу себе. Что такое папирус для них? Это обувь, одежда, ткань и даже лодки. В легендах о противостоянии бога Сета (олицетворения сил тьмы, хаоса) и Гора (светлых сил) есть история об их последнем состязании в борьбе за власть - трон Осириса. Верховный Бог Ра отправил Осириса и Исиду управлять Землей, помогать людям, учить и оберегать. Благодарный народ всячески почитал своих заступников. Родной брат Осириса Сет позавидовал этому и убил Верховного правителя Египта, заняв его место на троне. Сын убитого Гор вступил в схватку с коварным дядей.
Так много лет длилось их противостояние, пока они не договорились о последнем состязании на лодках. Сет изготовил свою ладью из камня, Гор - из дерева (в других вариантах легенды – из папируса). Это была победа на уровне идеи. Ум, мудрость, практичность победили тщеславие и гордыню, потому что каменная лодка утонула.
Абстрагируясь от красивой легенды, необходимо вспомнить, как Тур Хейердал пересек Атлантику на челноке из папируса, что было отличным доказательством надежности этого материала и того, какими великолепными мореплавателями были древние египтяне.
Александрийская библиотека
Говоря о папирусе, нельзя не упомянуть об Александрийской библиотеке. По замыслу создателей, она должна была стать сосредоточием науки, культуры. Библиотека располагалась недалеко от дельты Нила, рядом с одним из семи чудес света – Фаросским маяком.
Она была выполнена из камня, рядом с ней располагался театр, но главным сокровищем тут были свитки, содержащие на тот момент всю информацию, которую по крупицам накопило человечество. Никто точно не знает их количество, называются различные цифры. К сожалению, Александрийская библиотека была уничтожена пожаром. По другой версии, которую любят озвучивать различные конспирологи, исчезнувшие древние папирусы хранятся в Ватикане.
Заключение
Вплоть до XII века нашей эры папирус оставался одной из главных письменных принадлежностей. Хотя в Европе использовали пергамент, просвещенные люди знали, что такое папирус. Сегодня его значение, конечно же, уменьшилось. Само растение выращивают больше в декоративных целях. Ведь технология способов хранения информации шагнула далеко вперед. Остается только поблагодарить египетский папирус за ту помощь, которую он оказал нам в сохранении наследия предков.
www.syl.ru
Обнаружен папирус Древнего Египта с новым Евангелием. В нем написано, что Иисус был женат
Во время проведения X «Международного конгресса коптских исследований» профессор Карен Кинг из Гарвадского университета (США) сообщил о недавней находке: о папирусе Древнего Египта, на котором предсталены доказательства того, что Иисус был женат.
Папирус Древнего Египта и христианство
Подобные собрания проводятся каждых четыре года. В нынешнем 2014 совещание состоялось в Vatican Institutum Patristicum Augustinianum в Риме, Италия. Исследователь Кинг Холлис из Университета Гарварда представил фрагмент древнего текста, четыре слова из которого переводятся как «Иисус сказал им: жена моя». Эти слова были написаны, на коптском языке, характерном для раннего египетского христианства. Размер фрагмента письма составил всего 1 на 2 см.
Кинг пояснил, что в христианской традиции принято считать, что Иисус не состоял в браке. Однако доказательств исторического факта не было представлено. Благодаря находке нового Евангелия стало известно, что у Иисуса была жена. С самого раннего периода становления христианской веры ее приверженцы были несогласны с тем, чтобы не вступать в брак. Но это происходило лишь через несколько веков после распятия.
По заключению экспертов, Роджера Бэгнэлла, руководителя » Study of the Ancient World» (Нью-Йорк) и эксперта копского языка Ариэля Шиша-Галеви из «Еврейского университета» (Иерусалим), фрагмент папируса является подлинным. Научному совету предстоит проведение анализа химического состава материала и чернил на артефакте целью установления его возраста.
Текст письма на папирусе состоит всего из восьми строк. Буквы сложно различимы. Однако несколько слов и букв видны отчетливо. Несмотря на древность папируса, на нем можно прочитать поучения о браке и семье, написанные ранними коптами-христианами.
Папирус Древнего Египта признан частью нового Евангелие
Кинг и его коллега, профессор религии из Принстонского Университета, АннеМари Луижендижк, высказали мнение о том, что письменный источник представляет собой выдержку из нового Евангелие. Содержание артефакта опубликовано в издании «Harvard Theological Review».
Обрывок письма был представлен частным коллекционером Кингу для осуществляения перевода и анализа его содержания. Вместе с ним он передал пояснение профессора Герхарда Фехта из «Free University» (Берлин), где было указано, что в письме представлены доказательства брачных отношений Иисуса.
Впервые коллекционер показал обрывок папируса Кингу в 2010 г. Ученый осморел артефакт и заявил о том, что он не представляет исторической ценности. В 2011 Кинг совместно с Бэгнэллом и Луижендижком продолжили проверку подлинности письма. После этого была начата работа по переводу письма.
В результате удалось выяснить, что папирус Древнего Египта написан на старом коптском языке, который использовали христиане в римский период. Возможно, обрывок был найден при проведении археологических исследований в куче мусора, как было со всеми частями Нового Завета. По тому, что буквы нанесены на обеих сторонах фрагмента, можно предположить, что он был вырван из книги, но не свитка, заключила Луижендижком.
Эту часть Евангелие ученые называли «Евангелием от Жены Иисуса». Предполагается, что первоначально она была написана на греческом языке, а затем переведа коптами на собственный язык. Возраст артефакта относится ко второй половине II в н.э. Его текст тесно связан с существовавшими в то время Евангелием от Марии, Евангелием от Филиппа и Евангелием от Фомы.
Авторство принадлежит, вероятно, одному из последователей Иисуса, но имя его остается неизвестным. «Фрагмент папируса настолько мал, что не представляет нам больше информации об обстоятельствах возникновения этого письма», — заключил Кинг.
Главной темой послания является диалог Иисуса с его учениками по поводу проявления терпимости к своим семьям. Дважды упоменята мать и один раз жена, Мария, Иисуса. Они обсуждают вопрос, может ли она быть его учеником. Писание похоже на раннее Евангелие от Филиппа, где брак является проявленем божественного единства.
Итог: разрешен ли брак христианством?
Ранние христиане проповедовали идею одиночества и жихни без семьи. Тот факт, что Иисус не был женат подтверждается Климентом Александрийским. В его трудах содержаться сведения о том, что изначально в христианстве отвергалась идея брака. Это социальное явление считалось блудом, наущенным дьяволом. Считалось, что и людям не положено вступать в брачные отношения подобно Иисусу.
Спустя 20 лет после событий на Голгофе Тертуллиан из Карфагена заявил, что поскольку Иисус не имел семьи, христиане должны поступать подобно ему. Он осудил брак с вдовами и вдовцами. Новый Завет в Послании к Тимофею содержит установление о запрете брака, который является последствием внушений бесов. Объясняется это тем, что Иисус не вступал в брачные отношения.
В итоге было утверждено, что уход из публичной жизни является высшим проявлением устремления к Богу. Брак же был создан только для продолжения рода.
Находка нового Евангелия Жены Иисуса представляет материал для изучения и дает повод для переосмысления жизни Иисуса и христианских догматов, касающихся семьи и венца безбрачия. Оно переворачивает традиционные представления в религии о том, что Иисус не был женат.
Переведено с английского и опубликовано с сайта «Гарвардского университета» (США): gospelofjesusswife.hds.harvard.edu/
Папирус Древнего Египта. Новое Евангелие
drevniy-egipet.ru
История изготовления папируса в Древнем Египте
Всем привет, сегодня мы окунёмся в историю возникновения и изготовления папируса в Древнем Египте.
Папирус использовался раньше всего, как рабочий материал для записей. Благодаря своему качеству, легкости и составу, папирус имел превосходство перед другими материалами (глиняными, деревянными, металлическими или восковыми пластинами), хотя никогда полностью не вытеснял других письменных материалов. Основным сырьем для его производства было растение Cyperus papyrus, которое росло в изобилии в древнем Египте возле вод Нила. Заросли папируса были непроходимой гущей и достигали высоты в несколько метров. Ствол растения обладал силой как человеческая рука. Изготовление папируса в Древнем Египте было экспортировано в пределах всего Средиземноморья. На папирусе писали своеобразными ручками, вырезанными из тростника. Чернила готовились из смеси сажи, воды и арабской резины. Как правило, надписи наносили лишь на одной стороне листа.
Технология изготовления папируса в Древнем Египте
Точный способ изготовления папируса в истории Древнего Египта неизвестны, поскольку после 1100 года до н. э., когда прекратилось его изготовление, технологии его создания канули в небытие. Знание было восстановлено только в 20 веке на основе Естественной истории (Натуральной истории) Плиния и с помощью других найденных текстов. Несмотря на многочисленные попытки, однако, до сих пор никому не удалось изготовить папирус такого же качества, как в древности.
История изготовления и производства в Древнем Египте папируса, происходила в несколько этапов. Вначале избавлялись от зелёного слоя трехгранных стеблей, чтобы добраться до белой сердцевины, заполняющей стебель. Сердцевину, в свою очередь, разрезали продольно на тонкие ленты в 2 миллиметра. Однако, способ резки является предметом спекуляций. Полосы погружали в воду для смягчения. В воде полученная масса находилась около 6 дней для принятия светлой версии или 12 дней, если нужно было получить тёмно-коричневый папирус (в целом, возникло убеждение, что лучше всего для этого подходила вода из Нила). Затем полосы (возможно, молотком) мягко обрабатывали и сдавливали валиком, чтобы они были плоскими, и прилегали тесно друг к другу на плоской подложке. Изготовление папируса в Древнем Египте и его история.
Поперёк накладывался ещё один слой. Слоёв могло быть несколько, в зависимости от того, насколько сильным должен быть лист папируса. Как правило, слоёв было два. В результате, полученные слои находились несколько дней под механическим прессом, где одновременно и сушились. Длительное сжатие приводило к тому, что слои к себе плотно прилегали и удерживались вместе. На заключительном этапе происходило сглаживание шероховатой поверхности и обрезка неровных углов. Отдельные листы папируса склеивали, образуя длинный свиток, который мог достигать нескольких метров. История возникновения и изготовления папируса в Древнем Египте.
В зависимости от качества папируса, изменялась и его цена. Самый дорогой папирус использовался для книг, более дешевые варианты покупали для писем или личных записей.
В более поздние времена были созданы папирусные кодексы. Листы были связаны на манер сегодняшней книги, а информация записывалась на обеих сторонах листа, для экономии места.
История папируса и интересные факты
Слово папирус происходит из коптского (поздний этап развития старо-египетского). Слово papuro означает "принадлежащий царю". Как указывает название, изготовление папируса в Птолемеевское время было чисто королевской монополией.
Древние Египтяне верили, что папирус - это священное растение. Во-первых, вершины символизируют солнечные лучи а, во-вторых - ствол образует треугольный контур. Число 3 было священным – трио: Бог Солнца, Богиня Неба и земной Бог-Фараон.
На папирусе писали лишь на одной стороне с помощью природных красок. Это были, например, магические формулы в саркофаги умерших, выплаты налогов, и даже известный "туринский папирус № 55 001", который показывал практически все эротические ноу-хау того времени.
Первый сохранившийся свиток папируса, но чистый, происходит из гробницы Хемаки в Саккаре. Папирус использовался довольно длительный период, пока в результате изменения климата не начало исчезать растение для его изготовления (примерно 1100 год до нашей эры). Хотя папирус и использовали в древности, возможно, и во всем мире, но свитки сохранились лишь в условиях сухого климата. Редкие находки, поэтому, приходят в основном из Египта. История изготовления листов папируса в Древнем Египте.
С 6 века нашей эры, папирус заменил дорогой пергамент, так, папские писцы писали до середины 11 века только на папирусе, от 13 века распространилась классическая бумага.
matrixblog.ru
История медицины Древнего Египта: папирус Эберса и Смита - История медицины древнего мира - История медицины - Каталог статей по ОЭФ
Египет стал местом зарождения загробного культа. Религия говорила о том, что душа после смерти возвращается в тело и останется неприкаянной, если тело не сохранить. Сначала из тела умершего удаляли внутренности и помещали их в разные сосуды, затем тело заворачивали в ткани, пропитанные особыми смолами. Так происходил процесс бальзамирования умерших.
Впервые подробно описанный Геродотом, он представлялся грекам великой загадкой. Врачебное искусство египтян и раньше поражало их воображение. Гомер писал о Египте: "...каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким прочих людей". Египтяне знали множество лекарственных растений.
Высоко ценились ароматические смолы тропических деревьев — ладан и мирра. Их употребляли как для религиозных, так и для медицинских целей. Искусство врачевания обозначалось двумя иероглифами — скальпелем и ступкой, соединяя символы хирургии и фармакологии.
Как и во всех древних культурах, медицина в Египте была связана с религией. Считали, что причина болезни может быть как естественной, так и сверхъестественной — исходить от богов, духов или души умершего. С человеком, попавшим в их власть, происходят несчастья: у него ломаются кости, разрушается сердце, портится кровь, заболевает мозг, перестает правильно работать кишечник.
Смерть может наступить даже в том случае, если с помощью заклинаний злого духа изгнали, однако сделали это не вовремя и его разрушительное действие на организм человека зашло уже слишком далеко.
Поэтому врач должен был прежде всего, не теряя времени, обнаружить причину болезни и если понадобится, удалить из тела злого духа или даже уничтожить его. Врачебное искусство включало в себя знание множества заклинаний и умение быстро и ловко готовить амулеты. После того, как закончено "изгнание духа", можно было применять лекарства.
Медицинские папирусы Древнего Египта
В настоящее время известно около 10 папирусных свитков с медицинскими текстами. Эти тексты, а также свидетельства историков и писателей древности, изображения на стенах гробниц и надгробных стелах дают нам представление о медицинских знаниях древних египтян.
Поговорим подробнее о двух медицинских папирусах — папирусе Эберса и папирусе Смита.
Папирус Эберса
Самую обширную информацию дает большой медицинский папирус Эберса (XVI век до н.э), найденный в 1872 г. в Фивах. Склеенный из 108 листов папируса, он достигает в длину 20,5 м и называется "Книга приготовления лекарств для всех частей тела". В тексте встречается множество ссылок на его божественное происхождение и упоминаний о других древних источниках медицинских знаний.
Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла, носа, глаз, кожи. Заглавие каждого рецепта выделено красной краской, форма его, как правило, лаконична. Вначале стоит заголовок, например, "Средство для изгнания крови из раны", затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание, например: "варить, смешать".
В папирусах упоминается множество лекарственных растений. Среди них — знакомые нам лук и алоэ. Лук почитали как священное растение. Это было связано не только с его ценными лекарственными свойствами, но и с необычным строением: концентрические слои луковицы символизировали устройство вселенной.
Сок алоэ египтяне использовали не только для лечения, но и для бальзамирования умерших. В античные времена этим соком лечили раны, ожоги и опухоли. Родина этого растения — засушливые области Африки и Мадагаскара. Здесь алоэ достигает 10 м высоты. Нижняя часть его стебля постепенно деревенеет и освобождается от листьев. Этой особенностью объясняется происхождение названия "алоэ древовидный".
В состав лекарств входили растения (лук, мак, папирус, финики, гранат, алоэ, виноград), животные продукты (мед, молоко), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра).
В эпоху средневековья сок мандрагоры был основой наркотического состава для облегчения страданий больных и особенно для проведения хирургических операций. Широко применялись в медицинских целях части тела и жир животных.
Так, например, мазь для роста волос готовилась из следующих составных частей: сало газели, змеиный жир, жир крокодила, сало бегемота. Один из разделов папируса Эберса посвящен косметическим средствам, В нем приводятся прописи для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей.
Египетский врач был искусным в косметике, он должен был знать, как можно изменить цвет лица и цвет волос, сделать тело красивым.
Папирус Смита
Египтянам принадлежит один из самых древних из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и хирургическом лечении (проведении операций), первое дошедшее до нас описание мозга. Эти сведения содержатся в папирусе Смита (XVI в. до н.э.).
На ленте длиной 4,68 м запечатлена анатомия и хирургия древних египтян, описаны 48 случаев травматических повреждений черепа, мозга, шейных позвонков, грудной клетки и позвоночника и методы их исцеления.
Лечение некоторых болезней было явно безнадежно, сведения о них имели для врачей только теоретическое значение. Среди такого рода сведений — древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха в результате травматического повреждения мозга. Много места занимает описание ран и травм, полученных в сражениях, вывихов и переломов.
На кровоточащую свежую рану накладывали кусок сырого мяса, затем края ее сшивали при помощи игл и ниток. Гноящиеся раны присыпали хлебной или древесной плесенью. Исторические параллели: Использование плесени для заживления гноящихся ран на первый взгляд кажется парадоксальным, однако египетским врачам было известно о ее целительном действии.
Эмпирические знания древних медиков получили научное подтверждение спустя тысячи лет. В 20-х гг. XX в. английский бактериолог Александр Флеминг выделил из плесени пенициллин — антибиотик широкого противомикробного действия.
В 1929 г. он опубликовал данные об этом открытии, которое не привлекло внимания научной общественности, как и его рассказ о пенициллине в 1936 г. на Международном конгрессе микробиологов. Только в 1940 г. применение пенициллина вошло в лечебную практику, а в 1945 г. Флеминг за свои работы был удостоен Нобелевской премии.
В папирусе Смита встречаются такие рекомендации для хирургов, которые звучат удивительно современно. «Когда перед тобой человек с поврежденной ключицей и ты увидишь, что она короче и стоит не так, как другая... скажи себе: вот болезнь, которую я стану лечить.
И тогда ты должен уложить его навзничь, подложить нечто между лопатками и расправить ему плечи, чтобы сломанные кости стали на свое место. И ты должен сделать из ткани два жгута и связать ими руки сзади». Так же именно в древнем Египте был создан и один из первых письменных источников по гинекологии, акушерству и ветеринарии. Все эти сведения содержались в папирусе Кахуна.
www.ecopharmacia.ru
Папирус
Папирус (греч. πάπυρος), или Библиос (от βιβλίον — книга) — материал для письма, в древности использовавшийся в Египте и других странах Средиземноморья. Для изготовления папируса использовалось одноименное водно-болотное растение (Cyperus papyrus), семейства осоковых. Древние египтяне также использовали это растение как материал для изготовления лодок, матрасов, ковриков, веревок, сандалей, и корзин. В древности дикорастущий папирус был распространен в дельте Нила и Судане, сегодня его почти не встретишь в диком виде.
Папирус первоначально изготовливался в Египте и Южном Судане еще в IV тыс. до н.э. Самые ранние археологические свидетельства использования папируса был найдены в 2012-2013 гг. в Вади-эль-Джарфе, древнеегипетской гавани, расположенной на берегу Красного моря. Эти документы датируются ок. 2560-2550 гг. до н.э. (конец царствования фараона Хуфу). Позднее папирус получил широкое распространение в греко-римском мире. Только на рубеже нашей эры, папирус начал вытесняться пергаментом, изготавливаемом из шкур животных. Окончательное вытеснен папирус был в VIII в.
При изготовлении писчего материала стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоски раскладывали внахлест на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом еще один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса отбивали молотком и выглаживали. Затем получившиеся листы папируса приклеивали один к другому; передний из них назывался протоколон (греч. προτόκολλον). Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках (а в более позднее время — соединялись в книги (лат. codex)). Сторона, на которой волокна шли горизонтально, была лицевой (лат. recto).
Когда основной текст становился не нужен, обратная сторона могла быть, например, использована для записи литературных произведений (часто, впрочем, ненужный текст просто смывали). В Древнем Египте папирусы появились еще в додинастическую эпоху, вероятно, одновременно с изобретением письма. На папирусах писали скорописью, сначала иератическим письмом, а в I тыс. до н.э. — демотическим. Для записи сакральных текстов использовались курсивные египетские иероглифы. Кроме того, на папирусы могли наноситься изображения.
Папирус, растущий близ Сиракуз на Сицилии, Италия.
«Книга мертвых» на листе папируса, изображающая Осириса. Хранится в Египетском музее, Каир, Египет.
«Папирус Геракла», рассказывающий о подвигах Геракла. Греческий фрагмент III в. Хранится в библиотеке Хаклера, Оксфорд, Великобритания.
Расскажи друзьям:
Оцени:
Загрузка...
civilka.ru
Древнеегипетские папирусы.
Сведения о древнеегипетской медицине содержатся в восьми папирусах. В них примерно 1200 медицинских текстов различного возраста и содержания. Время написания папирусов примерно 1900 — 1250 годы до нашей эры. Наибольшее число сведений обнаружено в двух папирусах: Эберса и Эдвина Смита. Первый — своеобразная терапевтическая «энциклопедия», второй — хирургический справочник, в котором описываются 48 случаев из хирургической практики.
Обширный медицинский папирус древнего Египта, так называемый папирус Эберса, датируется началом XVIII династии (примерно 1550 г. до н.э.). В нем указывается, что врач должен хорошо знать «ход сердца», от которого направляются сосуды ко всем членам, так что всякий врач — жрец богини Сохмет (богини любви, брачного плодородия и здравоохранения), касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног — везде касается сердца, ибо от него направляются сосуды к каждому члену. В соответствии с этим при осмотре больных считалось обязательным прощупывать пульс.
Папирус Георга Эберса найден примерно в 1860 г. в Тебене (Верхний Египет) и опубликован впервые ровно 100 лет назад, в 1875 году. Папирус Эберса представляет собой полосу шириной 30 см и длиной 20 м, на которой от руки написаны 110 столбцов текста. Первая публикация папируса Эберса представляет собой роскошное издание в 2 томах. На 110 таблицах в величину оригинала черной и красной красками воспроизведен полностью текст древнейшей рукописи. Это воспроизведение выполнено на таком высоком полиграфическом уровне, что многие немецкие уяеные в дальнейшем работали с книгой, не заказывая в хранилище Лейпцигского университета оригинал папируса.
Первую транскрипцию древнего письма на латинский шрифт, выполнил Л. Стерн в издании 1873 г. Позже для удобства цитирования текст был разбит историком и переводчиком В. Врещинским на 877 параграфов. Транскрипция Верщинского (1913) в значительной степени повторяет первую транскрипцию.
Переведен папирус Эберса X. Иоахимом в 1890 г. Более точный перевод принадлежит Б. Эббеллю, опубликовавшему свою работу в 1937 г., а 20 лет спустя вышел перевод с обширными комментариями, выполненный Г. Граповым.
В папирусе Эберса содержится огромное количество рецептов, в которых упоминается около 450 болезней. Лечили их более чем 700 лекарствами. Врачи пользовались материалами животного, растительного и минерального происхождения. Среди них мясо, желчь и жир всех животных, в том числе и таких, как крокодилы. Широкое признание получил как лекарственное средство уже в те далекие времена мёд (в папирусах он упоминается до 60 раз).
В качестве лекарственных средств использовались листья, кора, плоды и соки всех деревьев, травы и злаки, мышьяк, медь, алебастр, нефть, песок, свинцовый блеск и .многие другие вещества.
Папирус Эберса самый большой по объему, наиболее изученный и наиболее значительный по содержанию среди известных медицинских рукописей Древнего Египта.
Древнейший из всех известных нам медицинских документов мира — папирус Эдвина Смита, приписываемый древнейшему египетскому врачу-полубогу Имготепу, жившему приблизительно за 3000 лет до нашего летоисчисления, говорит о том, что египтяне уже в то время были достаточно хорошо знакомы со строением человеческого тела и частично с функциями головного мозга.
Папирус Эдвина Смита открыт в то же время, что и папирус Эберса, но долго оставался почти никому не изиестным, так как находился в частной коллекции египетского раритета. Опубликован он только в 1930 г. и датируется также началом XVIII династии. По мнению Г. Брестида, этот манускрипт несколько старше папируса Эберса. В 1906 г. папирус Смита приобретён Нью-Йоркским историческим обществом. Он более, чем в 4 раза короче папируса Эберса; длина его 4;7 м, ширина 32 см.:Публикация самого оригинала, транскрипции и перевода принадлежит Г. Брестиду.
Три следующих папируса по содержанию и композиции близки папирусу Эберса. но менее полны. Папирус Хирст обнаружен в Верхнем Египте, впервые опубликован в 1905 г., датируется XVIII династией, но написан несколько позже, папируса Эберса. Папирус Хирст содержит 18 колонок и разбит В. Врещинским на 260 параграфов. Хранится он в Калифорнийском университете, впервые опубликован (текст, перевод, комментарии) В. Врещинским в 1912 г. Берлинский папирус датируется XIX династией. Обнаружен он г. Бругшем в Саккаре, хранится в Берлинском музее (инвентарный номер 3038), содержит 24 столбца (204 параграфа ло В. Врещинскому). Ширина папаруса 20 см, длина 5,2 м. Происхождение Лондонского папируса неизвестно. Приобретен он институтом Британского королевского музея в 1860 г. содержит 19 столбцов. Ширина папируса около 17 см. длина 2,10 м. Начало и конец рукописи утрачены. Хранится он в Британском музее (инвентарный номер 10059). Папирус представляет собой палимпсест, т. е. через позднюю запись просвечивает запись более давняя. Вместе с папирусом Хирст опубликован В. Врещинским в 1912 г.
Папирус из Кахуна, посвященный женским заболеваниям, датируется примерно 1850 г. до н.э. (XII династия), ширина папируса 32 см, длина около 1 м. Он найден английским археологом Ф. Петри в 1889 г., опубликован впервые в 1898 г., хранится в университетском колледже Лондона, переведен Ф. Л. Гриффитом. Папирус Карлсберга (его ширина 10 см) представляет собой несколько обрывков рукописи, посвященной глазным болезням, содержит 3 столбца. Происхождение её неизвестно, датируетса она XIX или XX династией, хранится в египтологическом институте Копенгагенского университета, опубликована в 1939 г. Наконец, восьмой из известных медицинских папирусов — папирус Честер Битти. Он приобретен у частного коллекционера Британским музеем (инвентарный номер 10686), его ширина 21 см, длина 1,35 м. Он датируется XIX династией (1300 г. до н.э.). Папирус опубликован впервые в 1935 г. в переводе А.Гардинера. Он посвящен главным образом заболеваниям с локалйзацией процесса в области anus’а.
Помимо этих 8 Папирусов, довольно обширный и ценный материал для историка медицины, Древнего Египта содержат разнообразные археологические материалы (пройзвёдения искусства, предметы быта, медицинский инструментарий и т.д.). Косвенные сведения по истории медицины можно почерпнуть из папирусов немеднцинского содержания. Бесспорно ценны для историка вообще и для историка медицины, в частности, также работы античных авторов, в первую очередь отца истории, географии и этнографии Геродота.
Феномен «застылости», «окаменелости» духовной и материальной культуры Египта, в частности медицинских представлений и методов лечения, неоднократно отмечался почти всеми историками. В связи с этим в настоящее время, несмотря на довольно обширные археологические материалы и письменные источники, непосредственно или косвенно касающиеся медицины страны пирамид, историку крайне трудно, а вернее, пока невозможно наметить хотя бы какие-то вехи периодизации исторического развития медицинских знании и врачебной практики.
Если периодизация общей истории Древнего Египта достаточно разработана египтологами и нередко приводится историками медицины в их работах, то попытки соотнести с этой периодизацией нынешние знания в области истории медицины древней страны Нила оказались бы тщетными. Однако уже сегодня вырисовывается довольно полная картина состояния медицины этой древнейшей цивилизации, картина, гораздо более ясная и яркая, чем, скажем, 50 — 100 лет назад.
studfiles.net
Найден уникальный папирус, подписанный царицей Клеопатрой Древнего Египта
В Египетском музее в Берлине (Германия) при открытии саркофага найден древний папирус, содержащий распоряжение, которое подписала сама царица Клеопатра. Древний Египет в то время находился на грани войны с Римской империи. Установлена точная дата составления документа — 33 год до нашей эры.
Экспертиза артефакта была проведена профессором из Голландии Петеру ван Миннену. При сканировании саркофага рядом с мумией был виден сверток папируса. Сверток достали и провели анализ текста и подписи заверившего его должностного лица. Ученый перевел последние строки с египетских иероглифов и выяснил, что заверен приказ был царицей Клеопатров. Он содержит надпись: «Да будет так». В таком стиле писала только владычица земель Древнего Египта, рожденная Исида, царица Клеопатра VII. Известно, что только она в совершенстве владела родным языком в отличие от предшествующих правителей. Государственное управление осуществлялось на греческом наречье.
Основное содержание папируса написано другой рукой. По-видимому, он написан государственным писцом. А царица поставила только разрешительную «визу». Ученый совет Британского музея высказал свое мнение по поводу этого документа и заявил, что не вызывает никаких сомнений факт того, что он содержит указание Клеопатры, подписанное ей лично.
О чем гласит указ Клеопатры?
В папирусе содержится согласие на предоставление налоговых привилегий офицеру римской армиии Публию Канидию. Он являлся приближенным Марка Антония, супруга царицы. Подданому Римской империи было разрешено вывозить из Египта по 10 тыс. мешков пшеницы и завозить в Египет до 5 тыс. кувшинов вина ежегодно. Через два года после составления документа, в 31 году до нашей эры, египетский морской флот, управляемый Антонием и Клеопатрой, потерпел крушение от рук римских легионеров рыдом с мысом Акция. Октавиан Август одержал первую победу над бывшим союзником Юлия Цезаря. После поражения влюбленные покончили жизнь самоубийством. Место их захоронения до сих пор точно неизвестно. Последние раскопки свидетесльвуют о том, что могилы возможно погребены возле храма Исиды, с которой олицетворяла себя Клеопатра.
Клеопатра подкупает Марка Антония
Римлянин по происхождению, влиятельная политическая фигура, отличный военный стратег, закаленных в боях с другом и верховным полководцем Юлием Цезарем, Марк Антоний покровительствовал Египту. И некоторые историки даже утверждают, что он был официально женат на царице Клеопатре. Но это не помешало ему отказаться от участия в битве. На его решение поменял Канидий, который как оказалось подкупила Клеопатра. Именно об этом свидетельствует найденный свиток — о факте подкупа друга Антония.
Открытие было сделано совершенно случайно. Он прочитал о существовании указанного папируса, названного «тайным соглашением между неизвестным гражданином и египетским крестьянином». После полного перевода текста ван Миннену известно, что этот тот самый документ, о котором неоднократно упоминалось в других исторических источниках. Правильность выводов была доподлинно подтверждена.
Клеопатра ли подписала документ?
Не все согласны с утверждением голландского профессора. Николас Парселл, занимающий высокую должность в ученом совете, утверждает, что распоряжение могло быть подписано не царственной рукой, а одной из помощниц, которых у Клеопатры было множество. Ван Миннен полностью отвергает это предположение, полагая, что указанный документ подписала лично царица, поскольку он имел важное политическое значение.