Карта древний хорезм. Древний Хорезм - затерянный мир
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Достопримечательности Хорезма. Карта древний хорезм


История Хорезма. | silkadv.com

Туры по достопримечательностям Ургенча.

«Можно сказать только одно: связи народов Средней Азии с переднеазиатским этнографическим миром уходят в глубокую, доиндоевропейскую древность, и без учета роли среднеазиатских племен вряд ли может быть до конца решен вопрос о происхождении яфетических народов древней Передней Азии и созданных ими государств. - Каково бы ни было направление этих связей, Хорезм - «Земля Хварри (Харри)» не может не учитываться в разрешении хуррийской проблемы во всем ее объеме”

С.П. Толстов. «По следам древнехорезмийской цивилизации». Ч. II. Гл. V.

Хорезм (узб. Xorazm, перс. خوارزم‎) - древний регион Средней Азии с центром в низовьях Амударьи - область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли. Через Хорезм проходил Великий шёлковый путь.С конца III века столицей Хорезма был город Кят, в конце X века столица переносится в город Ургенч.

Доахеменидский период.

Археологические раскопки фиксируют на территории древнего Хорезма существование неолитической кельтеминарской культуры древних рыболовов и охотников (IV - III тысячелетия до н. э.).Прямым потомком этой культуры является относящаяся к середине II тысячелетия тазабагъябская культура бронзового века, скотоводческая и земледельческая. Есть также сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары в кавказские владения через Эвксинский Понт (Εὔξενος Πόντος - древне-греческое навание Черного моря).Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа. Так как стоянки суярганской культуры, как и часть тазабагъябских, расположены на такырах, лежащих над погребенными барханами, есть основание полагать, что около середины II тысячелетия до н. э. произошло осушение этого района, возможно связанное с прорывом Аму-дарьи через западный отрезок Султан-Уиздага и образованием современного русла.Может быть с вызванным этими изменениями в географии верхней дельты Аму-дарьи вторичным ее заселением и связано колонизационное движение южных племен, столкнувшихся здесь с племенами окрестностей южнохорезмского озера и, судя по признакам тазабагъябского влияния в керамике суярганской и позднейшей амирабадской культуры, ассимилировавшихся с ними. «Есть все основания полагать, что эти племена составляли восточную ветвь народов яфетической системы языков, к которой относятся современные кавказские народы (грузины, черкесы, дагестанцы и др.) и к которой принадлежали создатели древнейших цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии» С.П. Толстов. «По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. V».К середине II тысячелетия относятся также стоянки суярганской культуры. Согласно аль-Бируни, древнехорезмийские системы летоисчисления начинали счёт лет в XIII в. до н. э.Ряд исследователей отождествляет с древним Хорезмом упоминаемую в Авесте северную страну «Айрьянем-вэджо». Здесь, по преданию, родился основатель зороастризма - легендарный Заратуштра.К началу I тысячелетия до н. э. относится возникновение амирабадской культуры. Городища этого периода - это огромные загоны для охраны скота с «жилыми стенами», в которых жило по нескольку тысяч человек; описания таких поселений содержатся в Авесте.Название страны Хорезм впервые встречается в сохранившихся источниках с VIII - VII веков до нашей эры. Существуют различные интерпретации названия Хорезм. По одной этимологии «кормящая земля», по другой - «низкая земля». С.П. Толстов считал что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» - Хваризам.Около VIII - VII в.в. до н. э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII - VI в.в. до н. э. грандиозные ирригационные сооружения.

От империи Ахеменидов до античной эпохи.

В середине VI в. до н. э. Хорезм становится частью империи Ахеменидов. Видимо, он был завоеван Киром. Кир назначил своего сына Таноксиарка наместником Хорезма, Бактрии и Парфии. Хорезм упоминается в Бехистунской надписи Дария I. Геродот в «Истории» сообщает, что Хорезм входил в 16-ю сатрапию персидской империи, а также о том, что хорезмийцы принимали участие в походе Ксеркса 480 г. до н. э. на Грецию. Хорезмийцы принимали участие в строительстве столицы Ахеменидской империи - Персеполь.Воины-хорезмийцы служили в ахеменидском войске в разных частях империи. Один из них, по имени Даргоман, упоминается в Верхнем Египте. На Бехистунской скале сохранились изображения древних хорезмийцев.Еще до походов Александра Македонского в Среднюю Азию Хорезм обрел независимость от Ахеменидов. В V в. до н. э. на основе арамейского письма была разработана хорезмийская письменность.На месте древнего городища Топрак-кала археологи обнаружили остатки архива документов на хорезмийском языке. Хорезмийское письмо использовалось до VIII века. Основной религией древних хорезмийцев был зороастризм.При археологических исследованиях памятников древнего Хорезма были найдены оссуарии — глиняные ящики для захоронения костей умерших людей. В результате завоевательных походов Александра Македонского государство Ахеменидов было уничтожено.В 328 году до н. э. правитель Хорезма Фарасман отправил к Александру послов во главе со своим сыном Фратаферном. Александру было предложено совершить совместный поход в Закавказье, но у царя Македонии были иные планы и он отказался.

Хорезм в античную эпоху и раннем средневековье.

Хорезм IV в. до н. э. - I в. н. э. был могущественным государством. Из древнейших царей Хорезма пока известны имена правителей, выпускавших свои монеты. Это Артав, правитель I века нашей эры.Из последующих царей известен Артрамуш конец II - начало III века н. э. Вазамар, вторая половина III века н. э. и другие. В этот период возведено множество укреплённых городов с мощными стенами и башнями, представлявших собой единую систему крепостей, защищавших границу оазиса со стороны пустыни.Огромное количество бойниц, каждая из которых обстреливает только узкое пространство, в силу чего у каждой бойницы должен был стоять специальный лучник, говорит о том, что весь народ был ещё вооружен и ведущую роль играла не профессиональное войско, а массовое народное ополчение.Около 175 г. до. н. э. Хорезм вошел в состав Кангюя. В последней трети I в. до н. э. Хорезм в составе Кангюя выступает как могущественный союзник западных гуннов. Власть Хорезма распространяется в это время далеко на северо-запад.По сведениям «Истории младшей династии Хань», восходящим к самому началу н. э., Хорезм (который описывается здесь как Кангюй - «страна канглов») подчиняет страну аланов, простиравшуюся в то время от северного Приаралья до восточного Приазовья.Согласно источникам в I веке нашей эры была введена хорезмийская эра и введен новый календарь. По словам великого хорезмийского ученого Абу Рейхана аль-Бируни (973 – 1048 г.г.), впервые хорезмийское летоисчисление было введено в XIII веке до нашей эры.Предполагают, что с середины I века н. э. до конца II века Хорезм был под влиянием Кушанского царства. Для этого периода характерны крепости, воздвигнутые центральным правительством и занятые гарнизонами постоянного войска. В начале IV в., при падишахе Африге, столицей Хорезма становится город Кят.В последующую эпоху, между IV и VIII веками, города Хорезма приходят в запустение. Теперь Хорезм - это страна многочисленных замков аристократии и тысяч укреплённых крестьянских усадеб. С 305 по 995 год Хорезмом правила династия Афригидов, представители которой носили титул хорезмшах.Между 567 - 658 годами Хорезм был определенной зависимости от Тюркского каганата. В китайских источниках напоминался под названием Хусыми.

От арабского завоевания до завоевания сельджуками.

Первые набеги арабов на Хорезм относятся еще к VII веку. В 712 году происходит завоевание Хорезма арабским полководцем Кутейбой ибн Муслимом, учинившим жестокую расправу над хорезмийской аристократией. Особенно жестокие репрессии Кутейба обрушил на учёных Хорезма.Как пишет в «Хрониках минувших поколений» аль-Бируни, «и всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось всё это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории во время пришествия к ним ислама».Арабские источники почти ничего не говорят о Хорезме последующих десятилетий. Зато из китайских источников известно, что хорезмшах Шаушафар в 751 годупосылает посольство в Китай, воевавший в это время с арабами. В этот период происходит кратковременное политическое объединение Хорезма и Хазарии.Об обстоятельствах восстановления арабского суверенитета над Хорезмом ничего неизвестно. Во всяком случае, лишь в самом конце VIII века внук Шаушафара принимает арабское имя Абдаллаха и чеканит на своих монетах имена арабских наместников.В X веке начинается новый расцвет городской жизни Хорезма. Арабские источники рисуют картину исключительной экономической активности Хорезма в X веке, причем ареной деятельности хорезмийских купцов становятся окружающие степи Туркмении и западного Казахстана, а также Поволжье - Хазария и Булгария, и обширный славянский мир Восточной Европы.Рост роли торговли с Восточной Европой выдвигал на первое место в Хорезме город Ургенч (ныне Кёнеургенч), сделавшийся естественным центром этой торговли. В 995 году последний афригид Абу-Абдаллах Мухаммад был взят в плен и убит эмиром Ургенча Мамуном ибн-Мухаммадом. Хорезм был объединён под властью Ургенча.Хорезм в эту эпоху был городом высокой учёности. Выходцами из Хорезма были такие выдающиеся учёные, как Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми, Ибн Ирак, Абу Рейханал-Бируни, ал-Чагмини. В 1017 году Хорезм был подчинен султану Махмуду Газневи, а в 1043 году завоеван тюрками-сельджуками.

Государство Хорезмшахов.

Основателем новой династии в Хорезме стал тюрок Ануш-Тегин, возвысившийся при сельджукском султане Малик-шахе (1072 - 1092 г.г.). Он получил титул шихне Хорезма. С конца XI века идёт постепенное освобождение Хорезма от сельджукскогопротектората и присоединение новых земель.Правитель Хорезма Кутб ад-Дин Мухаммед I в 1097 году принимает древний титул хорезмшаха. После него на престол взошел его сын Абу Музаффар Ала ад-дин Атсыз (1127 - 1156 г.г.). Его сын Тадж ад-Дин Ил-Арслан в 1157 году полностью освобождает Хорезм от сельджукской опеки.

Государство Хорезмшахов в 1220 году.

При хорезмшахе Ала ад-Дин Текеше (1172—1200) Хорезм превращается в огромную империю. В 1194 году войско хорезмшаха разбивают войско последнего иранского сельджукида Тогрул-бека и утверждают суверенитет Хорезма надИраном, в 1195 г. багдадский халиф Насир терпит поражение в бою с хорезмийцами и признает власть Текеша над восточным Ираком.Успешные походы на восток, против каракитаев, отворяют Текешу дорогу в Бухару. Сын Текеша Ала ад-Дин Мухаммед II в 1200 - 1220 г.г. завершает дело отца. Он отнимает у каракитаев Самарканд и Отрар, простирает свою власть на далекую область Газны на юге Афганистана, подчиняет западный Иран и Азербайджан. Войско Мухаммеда предпринимает поход на Багдад, не удавшийся, впрочем, из-за наступления ранней зимы, закрывшей перевалы, и из-за известий о появлении на восточных границах Хорезмской империи монгольского войска.

Монгольский период.

В 1218 году Чингисхан отправил в Хорезм посольство с предложением о союзе. Хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммед II отказался идти на сделку с «неверными» и по предложению правителя Отрара Кайыр хана казнил послов-купцов, отправив их головы хану.Чингисхан потребовал выдачи Кайыр-хана, но в ответ Мухаммед вновь казнил одного из участников следующего монгольского посольства. Весной 1219 года, не окончив завоевания Китая, Чингисхан отправил 200-тысячное войско в Хорезм.Хорезмшах не решился дать генеральное сражение, оставив своё войско разбросанным отдельными отрядами по городам и крепостям всего государства. Один за другим под натиском монголов пали все крупные хорезмские города. Все они были подвергнуты разрушению, а множество хорезмийцев уничтожено.Хорезмшах с остатками войска вначале отступил в свои персидские владения, после чего бежал с небольшим отрядом в прикаспийскую область и скончался на острове Абескун в дельте реки Куры в Каспийском море. Государство Хорезмшахов прекратило своё существование.Сын хорезмшаха Джелал ад-Дин Мангуберды продолжал борьбу с монголами до 1231 года. Он дважды разгромил войско монголов на территории современного Афганистана, но был разбит самим Чингисханом в битве при Инде. Джелал ад-Дин Мангуберды погиб в 1231 году в Закавказье.Последним потомком рода хорезмшахов-ануштегинидов был Сайф-ад-дин Кутуз, которому ненадолго в 1259 году удалось прийти к власти в Египте. Его войска во главе с полководцем Бейбарсом смогли, наконец, остановить монголов в битве при Айн-Джалуте в 1260 году.В 1220 году Хорезм вошёл в состав Монгольской империи, затем в улус Джучи (Золотая Орда). В этот период Ургенч был заново отстроен и стал одним из главных торговых центров Центральной Азии. Культура хорезмийцев сыграла значительную роль в культурном развитии Золотой Орды.В 1359 году Хорезм во главе с представителями династии Суфи-кунгратов обрёл независимость от Золотой Орды. В 1370-х годах правителем Хорезма был Хусайн Суфи, сын Тонгдая, из рода кунграт, который враждовал с Тамерланом.В 1372 году Тамерлан предпринял поход против Хорезма. Его армия вышла из Самарканда, прошла Бухару и захватила хорезмийскую крепость Кят. Хусайн Суфи далее не мог сопротивляться Тамерлану и умер в осаждённом Хорезме.После кончины Хусайна Суфи на трон сел его младший брат, Юсуф Суфи. В 1376 году Хорезм вошел в состав империи Тимура, а его правители бежали в Золотую Орду.

Хорезм в XVI - первой половине XVIII века.

В 1505 году после многомесячной осады (ноябрь 1504 - август 1505) Мухаммад Шейбани-хан овладел Ургенчем, и Хорезм вошел в состав государства Шейбанидов. В 1512 году новая династия узбеков, отпавших от Шейбанидов, встала во главе самостоятельного ханства Хорезма.Первоначально столицей государства был Ургенч. В 1598 году Амударья отступила от Ургенча и столица была перенесена на новое место в Хиву. В связи с изменением русла Амударьи в 1573 году столица Хорезма была перенесена в Хиву. С XVII века в российской историографии Хорезм стал называться Хивинским ханством. Официальным названием государства являлось древнее название - Хорезм. Хорезм во второй половине XVIII - начале XX века.

Хивинское ханство.

В 1770-х годах к власти в Хорезме пришли представители узбекской династии кунграт. Основателем династии был Мухаммад Амин-бий. В этот период были построены шедевры архитектуры Хорезма в столице Хиве. В 1873 году при правлении Мухаммад Рахим-хана II Хорезм стал вассалом Российской империи. Кунграты правили до 1920 года, когда после двух войн с Советским Туркестаном были свергнуты в результате победы Красной армии.

Источник:ru.wikipedia.org

www.silkadv.com

Древний Хорезм - затерянный мир | Блогер aniase на сайте SPLETNIK.RU 15 июня 2012

Древний Хорезм - затерянный мир

С 4-го века до нашей эры по 7-й век нашей эры на огромных просторах Средней Азии образовались и расцвели великие индоевропейские цивилизации Кушанское царство, Бактрия, Согдиана и Хорезм с очень развитой культурой, архитектурой и земледелием. В данном посте речь пойдёт о древнем Хорезме. Много веков назад древние зодчие воздвигли на территории Хорезма неприступные крепости. И по сей день эти грандиозные сооружения не перестают удивлять и ученых, и путешественников. Пустыня Кызылкум, окружающая оазис Хорезма, - странная пустыня. Среди барханов, на вершинах пустынных скал в отрогах Султануиздага - повсюду встречаются следы человеческой деятельности. Остатки древних каналов, пунктиром тянущиеся на десятки километров, руины крупных поселений и городов. Сегодня этот мир мертв. Величественные сооружения древнего Хорезма захватили вороны, ящерицы и змеи. Кажется, что ты в заколдованном царстве, в стране материализовавшихся миражей... imageimageimageimage Хорезм, историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях Амударьи. image Первые упоминания о Xорезме ( что а переводе означает «Земля солнца»), встречаются в Бехистунской надписи Дария I и священной книге зороастризма — «Авесте». В середине 6 в. до н. э., Xорезм вошел в состав Персидского государства Ахеменидов. Ко времени Александра Македонского Xорезм был независимым государством. В 4-3 вв. до н.э. Xорезм переживал экономический и культурный подъем: совершенствуются оросительные системы, строятся города, развиваются ремесла и искусство. Господствующей формой религии был зороастризм. Территорию древнего Хорезма часто называют "среднеазиатским Египтом". И, надо сказать, это весьма подходящее сравнение. Не много в мире найдется мест, где на сравнительно небольшой территории было бы сконцентрировано такое количество памятников древней архитектуры. Одних только крепостей насчитывается здесь более десятка. И так же, как египетские пирамиды, они ошеломляют человека, впервые оказавшегося в непосредственной близости от них. imageimage У стороннего наблюдателя или путешественника сразу же рождается множество вопросов: как древние строители при отсутствии какой-либо строительной техники могли возвести все эти грандиозные сооружения? Благодаря чему многие постройки сохранились до наших дней?А ведь возраст большинства из них - две тысячи лет. Некоторые древние крепости выглядят так, будто были покинуты своими обитателями совсем недавно. И удивительно то, что, несмотря на свою величественность и хорошую сохранность, о самом существовании этих крепостей сегодня известно только узкому кругу специалистов. Может быть, еще и потому они так хорошо сохранились, что расположены в стороне от наезженных дорог и добраться к ним без помощи местных историков весьма и весьма затруднительно. Выбор места для строительства крепостей и по сей день составляет одну из историко-географических загадок древней Средней Азии. Каких только теорий не выдвигалось на сей счет! Принято считать, что люди всегда стремились жить поближе к воде. Но в тех местах, где находятся крепости, вода была труднодоступной. В то же время близ Амударьи нет ни одного крупного оборонительного сооружения. Возможно, это объясняется тем, что древние обитатели Хорезма стремились возводить крепости на естественных возвышенностях, а по берегам Амударьи они почти не встречаются. image Проблему водоснабжения хорезмцы решали с помощью многокилометровых оросительных каналов. Какова протяженность этих сооружений, точно неизвестно, но масштабы древнего строительства сравнимы разве что с ударными социалистическими стройками наподобие Беломорканала. Вероятно, для рытья каналов в пустыне были привлечены тысячи людей, трудившихся день и ночь. Кроме того, для сооружения крепостей требовалось доставлять к местам работ строительный материал - речной песок и глину, необходимые для производства сырцового кирпича. До сих пор непонятно, как удалось древним прорабам наладить снабжение, но факт остается фактом - речные песок и глина бесперебойно поступали за десятки километров. Можно представить себе эти тянущиеся по пустыне караваны! И результаты работы хорезмцев потрясают. Взять хотя бы грандиозный комплекс Топрак-Кала (Земляной город), стены которого тянутся более чем на километр. Это был целый город, в котором историки насчитали не менее десяти кварталов. imageimageimage Город начал возводиться в 1 веке нашей эры. Так как строился он на равнине, для защиты от нападений его непременно должна была окружать высокая стена. И она была сооружена. Высотой до 10 метров! Только представьте себе масштаб строительства: сотни людей участвовали в насыпных работах, а параллельно с этим на самом высоком месте возводился еще и красавец замок. Другая, не менее величественная крепость Кызыл-Кала (Красный город) защищала рубежи государства в 1-12 веках. Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры (65 на 65 метров), она была крепким орешком для врагов. Двойные стены толщиной восемь метров поднимались в высоту на 15 метров. Внутри крепость была двухэтажной, при этом первый этаж начинался с 4-метрового цоколя, дабы стенобитные орудия не смогли открыть доступ нападавшим во внутренние помещения. imageimageimage Место для строительства крепости выбиралось особо тщательно. Как мы уже отметили, предпочтение отдавалось возвышенностям, но существовала еще и такая традиция. Где-нибудь поблизости от предполагаемого места строительства ловили и убивали дикое животное, и если древние эскулапы находили у него признаки какого-то заболевания, стройку не начинали, справедливо полагая, что такой же недуг может постичь и поселившихся здесь людей. Пожалуй, наиболее удачное место было выбрано для строительства крепости Аяз-Кала (Город на ветру). Преодолеть крутой подъем к естественной возвышенности с крепостью на вершине трудно даже налегке.Это классическое хорезмское пограничное сооружение. Его стены обращены по сторонам света, а вход обязательно устроен с южной стороны. Объяснение данной особенности очень простое. Преобладающий в этих краях южный ветер выдувал из крепости пыль и мусор. В то же время вход в крепость не представлял собой этакий проходной двор. В плане каждой хорезмской крепости обязательно присутствовал привратный лабиринт - своего рода крепость в крепости. Попадая сюда, нападавшие оказывались в ловушке и получали ожесточенный отпор. imageimageimage Историки предполагают, что крепость Аяз-Кала была возведена в 4-3 веках до нашей эры, но, как ни странно, скорее всего никогда не использовалась по своему прямому назначению. Более того, есть мнение, что по какой-то причине крепость не была достроена. Археологи не обнаружили здесь ни одного свидетельства обитания людей, зато нашли много заранее заготовленного, но неиспользованного строительного материала. И тем не менее эта крепость, простоявшая много веков, кажется покинутой совсем недавно. Ее суровые серовато-розовые сырцовые стены с узкими щелями стреловидных бойниц, грозные башни, круглые и стрельчатые арки порталов и сегодня выглядят устрашающе. С вершины Аяз-калы открывается вид на одноименное озеро Аязколь, вода в котором настолько соленая, что и летом кажется покрытой ледяной коркой. На севере едва заметен у горизонта силуэт следующего замка Кырккыз-Кала, где археологи нашли удивительное захоронение по обряду древних огнепоклонников - очищенные солнцем и хищными птицами части человеческого скелета были помещены в керамический кувшин - хум в форме женской головы. Грандиозные развалины овеяны многочисленными легендами и сказаниями. В народе и сейчас ходят поверья, что во многих крепостях скрыты подземные ходы, охраняемые злыми силами, и что всякий, кто попытается искать здесь неисчислимые сокровища, должен погибнуть. К счастью, ни одного случая трагической смерти среди археологов за все годы исследований отмечено не было. Что же касается "неисчислимых сокровищ", то ученые не отрицают возможности будущих сенсационных открытий. Дело в том, что из многочисленных сооружений древнего Хорезма на настоящий момент исследована в лучшем случае половина. Например, та же крепость Кызыл-Кала - полностью нетронутый объект. Странно, но до сих пор о древнем Хорезме историкам известно очень немногое. Летопись мертвых городов этого государства пестрит нерасшифрованными страницами, которые обязательно рано или поздно будут прочитаны. Есть пример: трудно поверить, что еще в начале 19 века науке было мало известно о древней истории Египта, Вавилона, Ассирии, а сейчас мы знаем о прошлом этих могущественных империй довольно много. Возможно, и история древнего Хорезма со временем приоткроет свои тайны. image

www.spletnik.ru

Достопримечательности Хорезма. Древние памятники зороастризма в Узбекистане: фото, описание

 

Цивилизация Хорезма - самая древняя на территории Центральной Азии - возникла в низовьях Амударьи, на границе с пустыней Кызылкум в середине II тысячелетия до н.э. Здесь зародилась уникальная культура хорезмийцев, сравнимая по значимости с Египтом и Вавилоном и оставившая после себя бесценное наследие - затерянные в песках города, грандиозные крепости и одну из древнейших мировых религий - зороастризм. Именно на территории Большого Хорезма была написала священная книга зороастрийцев - «Авеста», здесь же искали мифический город Асгард лазутчики из «Аненербе», а советским археологам удалось обнаружить целую сеть связанных между собой и погребенных под песками Кызылкума древних оросительных каналов и крепостных стен. На территории одного только Элликкалинского района Каракалпакстана находится более 200 древних городищ, наиболее крупные и известные из которых - Топрак-кала, Аяз-кала, Миздахкан и др. Всего же в Древнем Хорезме располагалось более 1000 подобных крепостей, большинство из которых сегодня изучены очень слабо, потому как находятся в труднодоступных районах, среди горячих песков и безжизненных солончаков. Овеянное удивительными легендами, заколдованное царство немых руин и полуразрушенных башен манит сюда многих любителей седой старины и искателей исторической правды.

Городище Аяз-кала

Городище Аяз-кала в Узбекистане, датированное IV в. до н.э., - уникальный исторический памятник времен зороастризма. Древняя крепость расположена на плоской вершине 60-метрового холма, обрывистые склоны которого надежно защищали ее от нападения. Вход в крепость защищен коварным лабиринтом. Властвующий в этих краях южный ветер выносил из городища мусор и пыль, отсюда и пошло название крепости Аяз-калы - “Крепость на ветру”.

подробнее

Городище Топрак-кала

Городище Топрак-кала («Земляная крепость», «Пыльная крепость») - один из немногих полностью раскопанных памятников Хорезма на территории Узбекистана - входит в число древнейших культурных мест на территории всей Средней Азии и занимает видное место среди памятников мировой культуры ЮНЕСКО. Здесь были обнаружены хорошо сохранившиеся образцы древней хорезмийской письменности, а также множество произведений искусства.

подробнее

Крепость Кырк-Кыз-Кала

В 1938 году в ходе археологических раскопок на территории Хорезма было обнаружено древнее городище Кырк-кыз-кала (I-VI вв. н. э). «Кырк-кыз-кала» дословно переводится «крепость Сорока Дев». С этими загадочными «сорока девами» связано много легенд и сказаний по всей Центральной Азии: крепость с таким же названием есть в районе Термеза (Узбекистан), Мерва (Туркменистан), аналогичные места встречаются также в Азербайджане, северном Афганистане, северном Иране. А если вдуматься в этимологию названия «киргиз» («кырк кыз»), то опять мы видим непосредственное участие тех же «сорока дев».

подробнее

Городище Кой-Крылган-кала

В Каракалпакстане располагаются развалины выдающегося памятника погребального и астрального культов древнего Хорезма - городища Кой-Крылган-калы (IV в. до н.э.) - одного из главных памятников зороастризма на территории Узбекистана. Крепость Кой-Крылган-кала была храмом-гробницей, на территории которого проводились астрономические наблюдения и некоторые ритуальные обряды. Кой-Крылган-кала (в переводе название означает «крепость погибших баранов») является одним из немногих раскопанных целиком сооружений древности с оригинальной планировкой - развалины некогда могучей крепости имеют округлую форму в основании.

подробнее

Некрополь Миздахкан

Уж не находился ли рай здесь, на земле народа Солнца - в Хорезме, где пресловутое райское яблоко до сих пор звучит как прямой запрет Бога - «Не трогай!» («олма» - с узбекского переводится не только как «яблоко», но и как глагол в отрицательной форме - «не бери», «ол» - бери», «ма» - отрицательная частица), а само слово «Адам» сохранило свой первоначальный смысл и переводится с узбекского как «человек». В древнем некрополе Миздахкане старожилы покажут Вам могилу Адама и другие древние захоронения времен зороастризма и раннего ислама.

подробнее

Крепость Гяур-Кала Ходжейлинская

Античная крепость Гяур-кала (IV век до н. э. - IV век н. э.) в Узбекистане относится к домусульманской эпохе, когда здесь поклонялись огню. Несмотря на многочисленные раскопки и значимые научные достижения, история Хорезма до сих пор до конца не разгадана, она окутана тайнами, предположениями, легендами, артефактами, сказаниями и верованиями. Всё это рождает особый интерес к этому региону - живому музею под открытым небом.

подробнее

Дахма Чильпык

Чильпык (I-IV вв. до н. э. - IX- XI вв. н. э.) в Хорезме - это мертвое укрепление, полное тайн и мифов, дахма - башня молчания, место оссуарных захоронений зороастрийцев. Чильпык - еще одна из архитектурных тайн Узбекистана, где были найдены древние оссуарии, знаки и надписи на стенах. Чильпык вызывает особый интерес и множество вопросов у историков и археологов, так как по характеристике строения оно единично по отношению к другим однотипным памятникам Древнего Хорезма этого же периода. Он частично схож лишь с Аяз-калой. Загадочности ему прибавляет и то, что учеными не было установлено точное назначение сооружения Чильпык.

подробнее

Крепость Джанбас-Кала

«…город пал, но легенда гласит, что в живых осталась одна девочка, вынесшая из храма умирающей крепости частичку священного огня. Где теперь этот огонь, неизвестно. Но покуда горит он где-то, - ночь всегда сменится днем…».Древняя крепость Джанбас-кала (IV в. до н.э. - I в. н.э.) находится на территории Каракалпакстана, неподалеку от пос. Кукча. Джанбас-кала, размеры которой составляют 200х170 м., служила защитой юго-восточной границы древнего Хорезма. От других аналогичных крепостей ее отличает отсутствие угловых и пристенных башен - для защиты от врагов в ее стенах имелись тройные бойницы (одна бойница прямая, другие две - косые, обращенные в разные стороны).

подробнее

Крепость Кызыл-Кала

Крепость Кызыл-кала (I-II вв., XII - нач. XIII вв.) находится в Каракалпакстане, в 27 км. от г. Бируни, неподалеку от другой известной античной крепости Хорезма - Топрак-калы. Крепость Кызыл-кала стояла на страже северо-восточных границ древнего Хорезма вплоть до нашествия орд Чингизхана в начале XIII в., есть также предположение, что она служила дополнительным укреплением для обороны Топрак-калы. Кызыл-кала расположена на равнине и имеет почти квадратную форму - 65х63 м. Двойные стены крепости в два яруса были прорезаны стреловидными бойницами, по углам стен возвышались сторожевые башни. Крепость Кызыл-кала также являлась сельскохозяйственным центром и транспортным узлом караванных дорог, проходящих через горы Султануиздага.

подробнее

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».Копирование и использование данного материала - только с разрешения автора.

www.centralasia-travel.com

Древний Хорезм

С. П. Толстов.

Аяз-кала

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА

С. П. ТОЛСТОВ

ДРЕВНИЙ ХОРЕЗМ

Опыт историко-археологического исследования

ИЗДАНИЕ МГУ МОСКВА—1948

Обложка, фронтиспис, шмуцтитулы, концовки и цветные таблицы художника Н. П. Толстова.

Ведь камня этих стен так много рук касалось,

Что оттиски легли на каждый уголок.

Привратником здесь был властитель Вавилона,—

О слушай, Туркестан, — трубит военный рог.

Балконы рухнули, отполыхали балки.

Здесь был когда-то пол, здесь—круглый потолок.

Не удивляйся! Там, где соловьи гремели,

Одна сова кричит плачевный свой упрек.

Афзаль-ад-Дин Хагани.

... громаду лет прорвет

И явится весомо, грубо, зримо,

Как в наши дни вошел водопровод,

Сработанный еще рабами Рима.

В. Маяковский.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Список принятых сокращений........ 6

От автора .................. 7

Глава I—Стена в пустыне

I. Предистория Великого Хорезма ... 13

II. «Земли древнего орошения» и Хорезмская экспедиция 1937—1940 гг. ... 27

Глава II—Рустаки Гавхорэ

I. К истории вопроса......... 37

II. Памятники доирригационного периода 39

III. Динамика древней ирригационной сети................ 43

IV. Исторические предпосылки сокращений ирригационной сети Хорезма … 48

V. К истории повторных освоений «земель древнего орошения» Хорезма…. 55

Глава III—Башня Африга

I. Время шалашей рыболовов..... 59

1. Хорезмийский неолит..... 59

2. Бронзовый век Хорезма .... 66

3. Ранне-железный век Хорезма .. 68

4. К вопросу о протохорезмийской письменности......... 71

II. Время тысячи городов....... 77

1. Городища с жилыми стенами .. 77

2. Городища кангюйского времени 84

3. Городища кушанского времени 102

4. Кушано-афригидские памятники 119

III. Время двенадцати тысяч замков… 128

1. Мертвый оазис Беркут-кала.... 128

2. Тешик-кала.......... 138

3. Вопросы социальной истории .. 150

IV. Время «Великих Хорезмшахов».... 154

Глава IV—Хорезмийский всадник

I. Монеты Сиявушидов-Афригидов.... 173

II. Древнехорезмийские терракоты.... 196

III. Конница Кангюя........ 211

Экскурс I—Угроза Евтидема

I. Греческая колонизация...... 231

II. Возникновение греко-бактрийского и парфянского царств..... 232

III. Евтидем из Магнезии и Антиох III 236

IV. Пушьямитра, яваны и наследники Маурья............ 237

V. Евкратид и Гелиокл........ 238

VI. Мигридат I, массагеты-юечжи и падение греко-бактрийского царства.............. 241

Экскурс II—Тиранния Абруя

I. Легенда об Абруе........ 248

II. Абруй и Або-каган ....... 250

III. Кризис тюркского каганата в 80-х годах VI в. н. э. и восстание Або-кагана.......... 256

IV. Социальная база движения Або-Абруя в Нижней Согдиане.... 269

V Эфталиты, Маздак и Абруй.... 276

Экскурс III—Путь корибантов

I. Кави и карапаны........ 282

1. Ферганский науруз..... 282

2. Агура-Мазда и Ангро-Майнью 286

3. Ажи-Дахака и Трэтаона ... 292

4. Змей и конь......... 303

5. Кави и карапаны...... 307

6. Атеш-кеде.......... 314

7. Кави, каяниды и цари-жрецы домусульманской Средней Азии…. 317

II. Скверна Муканны........ 320

1. Текст Нершахи....... 320

2. Массагетский обычай .... 321

3. Сукана и энареи...... 323

4. Yavananis.......... 325

5. Маздак, Муканна, карматы…. 331

Глава V—Опыт исторического синтеза .... 341

Addenda...............  346

ФОТОГРАФИИ И ИЛЛЮСТРАЦИИ

 

ОТ АВТОРА

Работая в 1931—1937 гг. над вопросами ранней истории Средней Азии и других стран Ближнего и Среднего Востока, автор настоящей работы вынужден был убедиться, что существовавшая в литературе трактовка социально-экономического строя домусульманского периода, как сложившегося феодального строя — не верна и в сущности ни на чем не основана. Напротив, письменные источники с несомненностью сигнализировали наличие многих черт, свойственных рабовладельческому строю. Автор в ряде своих работ попытался обосновать это положение (для арабов — в 1932 году, для кочевых народов Средней и Центральной Азии — в 1934 г., в общетеоретическом, сравнительно-этнографическом плане — в 1935 г., наконец, для оседлых народов Средней Азии — в 1935 — 1938 гг.)1.

В этой работе огромную методологическую помощь автору оказали труды академика В. В. Струве, показавшего на обширном материале классического Востока несостоятельность феодальной концепции древневосточной истории.

Однако, отстаивая в целом ряде дискуссий2 свою точку зрения, автор не мог не видеть слабых мест своей аргументации, являющихся неизбежным следствием скудости источников, их фрагментарности, допускающей большое разнообразие толкований. Для него стало ясно, что только поход за новыми, скрытыми в земле, историческими фактами, только широко поставленные и целеустремленные археологические работы могут поставить разработку дискуссионных проблем древней истории Средней Азии на прочную, не допускающую кривотолков, базу. До этого автор мог использовать лишь крайне фрагментарный, хотя и весьма интересный материал, большей частью происходящий из случайных сборов дореволюционных коллекционеров, из крайне несовершенных с методической стороны раскопок единственного домусульманского памятника (не считая Анау), изучавшегося до революции, — Афрасиаба3 да еще очень немногих данных первых советских экспедиций, из которых особенно нужно отметить работы экспедиции Музея восточных культур под руководством Б. П. Денике в Термезе4, работы М. В. Воеводского, М. П. Грязнова5 и А. И. Тереножкина6 по усуньским могильникам Семиречья, работы Термезской экспедиции М. Е. Массона, связанные с находкой в 1933 г. фрагмента скульптурного карниза начала н. э. в Айртаме близ Термеза7 и раскопки экспедиции А. А. Фреймана на горе Муг на верхнем [8] Зеравшане, обогатившие науку блестящим комплексом согдийских документов начала VIII в.8  Лишь в процессе работ автор смог ознакомиться с прекрасными результатами работ Термезской экспедиции М. Е. Массона 1936 — 1938 гг.

Объектом своих полевых исследований автор избрал Хорезм. Выбор этот был не случайным. Автор связан по работе с Хорезмом еще с 1929 г., когда он впервые приехал сюда в качестве участника историко-этнографической экспедиции РАНИОН в Куня-Ургенчский и Ходжейлинский районы. Эта экспедиция определила все направление последующей работы автора, в центре внимания которого, куда бы его ни отвлекали разнообразные привходящие задания, оставались история, этнография и археология этой своеобразной области Средней Азии, «Среднеазиатского Египта», одной из древнейших культурных областей нашей страны. Полевые исследования, начатые в 1929 г., были продолжены им как руководителем Среднеазиатской историко-этнографической экспедиции Музея народов СССР, выполняя план которой, в 1932 и 1934 гг. автор посетил Хивинский, Турткульский и Чимбайский районы. Все эти работы, приводя автора к заключению об исключительной роли Хорезма в системе историко-культурных связей Средней Азии и евразиатского Севера, также диктовали необходимость археологического углубления этих исследований. Так как на Хорезмской территории скрестились обе линии исследовательских интересов автора, это предопределило выбор именно Хорезма в качестве базы для развертывания широко поставленных археологических работ.

Настоящая работа представляет собой результат четырехлетних полевых исследований возглавляемой автором Хорезмской археологической экспедиции Московского отделения ИИМК Академии Наук СССР, целевые установки которой определились сформулированными выше положениями.

Эта книга отнюдь не является попыткой систематической публикации обильных и разнообразных материалов, добытых экспедицией за четыре года работы. Разработка этих материалов продолжается автором и его сотрудниками, и пройдет немало лет, пока они целиком смогут быть введены в научный оборот.

Однако сейчас уже пора подвести некоторые итоги проделанной работы, суммировать наиболее существенные из тех исторических и историко-культурных выводов, которые уже сейчас позволяет сделать материал. Это необходимо и для того, чтобы наиболее важные итоги наших работ стали достоянием широких кругов советских историков и сделали свое дело в разрешении упомянутых выше дискуссионных вопросов, и для того, чтобы мы сами могли более планомерно и целеустремленно продолжать разработку добытых материалов. Опытом такой итоговой работы, суммирующей выводы, на которые дает право наш материал по важнейшим линиям исследования (история ирригации, типов жилищ и поселений, фортификации, вооружения, нумизматики, нумизматической эпиграфики, изобразительного искусства), и является настоящая книга.

Надо отметить, что автор и возглавляемый им коллектив работников Хорезмской экспедиции были не одиноки в своей работе по выявлению новых документов по истории домусульманской Средней Азии. Почти одновременно широко развертывается работа в целом ряде других районов. Отметим большую Термезскую комплексную экспедицию М. Е. Массона (1936 — 1938 гг.)9, продолжившую работы Термезской экспедиции Музея восточных культур 1926 — 1927 гг., многолетние труды Г. В. Григорьева по изучению приташкентских городищ, начатые еще в 1934 г.10, и блестящие результаты исследования тем же автором античного городища Тали-Барзу близ Самарканда11, экспедицию М. Е. Массона по трассе Большого Ферганского канала (1939 г.), давшую исключительно ценные материалы по культуре древней Давани12, большую экспедицию А. Н. [9] Бернштама в Киргизию и Юго-Вост. Казахстан (1933 — 1946 гг.)13, работы В. А. Шишкина на западной окраине Бухарского оазиса в 1937 г.14, наконец, работы А. И. Тереножкина в Ак-тепе под Ташкентом15 и на Ташкентском канале им. Молотова16.

Эти работы дали нам возможность опереться на многообразный сравнительный материал и во многом подкрепить и уточнить наши выводы и заключения. Социально-экономические выводы, к которым приводит многих из этих авторов анализ их материала, во многом перекликаются с нашими, сформулированными еще в работах 1938 — 1941 гг. и развиваемыми ниже. Так, М. Е. Массон в заключении своей работы в Трудах ТАКЭ пишет: «В свое время, когда археологические исследования Средней Азии находились в самом зачаточном состоянии, В. В. Бартольд, оперируя в силу этого по преимуществу письменными источниками, весьма ограниченными для времени до арабского завоевания, констатировал, что по ним он не видел существенной разницы в жизни Туркестана между IV веком до н. э. и VII веком н. э. А так как к моменту арабского завоевания в области Мавераннахра можно видеть ряд признаков феодальных отношений, то невольно создалась тенденция относить их в Средней Азии в глубь тысячелетий. С такого рода положением известные теперь археологические данные, почерпнутые из изучения памятников материальной культуры, отражающих в себе современные их созданию производственные отношения, находились бы, пожалуй, в вопиющем конфликте»17.

И ниже автор, анализируя констатированный им по археологическим данным культурный кризис V — VI вв., задает вопрос: «Не приходится ли он на грани становления новой формации, когда процесс разложения базиса предшествующей формации, при соответствующем толчке извне, стал проходить с большой интенсивностью?»18

К еще более решительной формулировке приходит А. Н. Бернштам, определяя способ производства археологически исследованных им согдийских колоний Семиречья, как рабовладельческий19.

То обстоятельство, что предлагаемая вниманию читателя книга эта базируется на новом, лишь частично и предварительно опубликованном материале, делает особенно трудным разрешение задачи ее построения. Стремясь дать последовательное изложение истории культуры Хорезма, как она предстает перед нами в свете наших памятников, автор одновременно должен был обосновывать свои хронологические определения, базирующиеся на комплексе признаков, относящихся к различным областям культуры, и только в целом делающие эти определения достаточно убедительными. Взаимное перекрещивание нумизматических, керамических, историко-архитектурных и других штудий крайне затрудняло последовательное тематическое и хронологическое расположение материала. Поэтому автор вынужден был, памятуя указание Маркса, отказаться от подчинения метода изложения методу исследования. Распределив материал по тематически-хронологическому принципу, он для облегчения ориентации дал в начале краткую хронологическую классификацию памятников, вводящую читателя в принятую автором систематику и терминологию. Развернутое обоснование каждого из определений этой классификации читатель найдет в соответствующих разделах последующих глав.

Вместе с тем, ряд выводов, делаемых автором, не может быть обоснован на одном хорезмийском материале. Это относится, прежде всего, ко многим фактам социально-экономического строя и социальных движений древнего Хорезма, сигнализируемых археологическими данными, но осмысляемых только в свете всего среднеазиатского документального материала, которым мы располагаем. Поэтому, чтобы не загружать основной текст посторонним Хорезму материалом, мы сочли наиболее целесообразным включить в состав нашей книги в качестве особых экскурсов очерк, посвященный анализу политических событий в Средней Азии во II — I вв. до н. э., позволяющий выяснить роль Кангхи — Хорезма в эту эпоху, и нашу работу 1938 г. «Тиранния Абруя» (в несколько переработанном виде), которая пополняет наш археологический материал данными всех известных нам письменных источников по смежным районам Средней Азии, прежде всего по Согду, и обосновывает таким образом с новой стороны наши заключительные выводы, и, наконец, небольшое исследование проблемы пережитков традиций первобытной общины в Средней Азии античной и средневековых эпох, базирующееся на привлечении к освещению археологических данных и древних текстов широкого сравнительно-этнографического материала.

При написании основного текста книги автор также использовал в ряде мест текст своих ранее опубликованных статей в БДИ 1938 г. № 4, ВДИ 1939 г. № 2 и 3, ВДИ 1941 г. № 1, подвергнув его, однако, коренной переработке и дополнению. Заново написаны I и II главы, первый и четвертый разделы III главы, второй и третий разделы IV и вся V глава, экскурсы I и III.

В заключение автор считает своим приятным долгом выразить глубокую благодарность прежде всего дружному коллективу своих сотрудников по экспедиции, без самоотверженной работы которых было бы невозможно создание этой книги, прежде всего археологам Я. Г. Гулямову и А. И. Тереножкину и художнику Н. П. Толстову, лаборанту ИИМК В. В. Штылько, оказавшей нам исключительно большую помощь в организации камеральной работы над коллекциями, а также всем тем, кто в процессе восьмилетней работы над материалом оказал ему помощь указаниями, советами и критикой — академику В. В. Струве, академику И. А. Орбели, членам-корреспондентам Академии Наук СССР А. А. Фрейману, С. Е. Малову, К. В. Тревер, А. Ю. Якубовскому, профессорам М. Е. Массону, В. Д. Блаватскому, покойным А. Н. Зографу и Б. П. Денике и многим другим.

1 См. наши работы: «Очерки первоначального ислама». «Советская этнография», 1932 г., № 2. «Генезис феодализма в кочевых скотоводческих обществах». Сб. «Проблемы генезиса и развития феодализма». Л. 1934. «Военная демократия и проблема генетической революции» ПИДО, 1935, № 7 — 8. «Основные вопросы древней истории Средней Азии», ВДИ, 1938, № 1. «Тиранния Абруя», ИЗ, 1938, III.

2 Пленум ГАИМК в июне 1933 г., Среднеазиатский пленум ГАИМК, 1935 г. и др.

3 В. Л. Вяткин. Афрасиаб — городище былого Самарканда. Самарканд — Ташкент, 1927.

4 «Культура Востока». Вып. 1, М., 1927. Вып. 2, М., 1928.

5 М. В. Воеводский и М. П. Грязнов. ВДИ, 1938, № 3 — 4.

6 А. И. Тереножкин. ПИДО. 1935, № 5 — 6.

7 М. Е. Массон. Находка фрагмента скульптурного карниза первых веков н. э. Ташкент, 1933.

8 Согдийский сборник. Изд. АН СССР. Л. 1934.

9 Термезская комплексная археологическая экспедиция 1936 г. Труды УзАФН, серия 1, в. 2, Ташкент, 1941.

10 Г. В.Григорьев. Отчет об археологической разведке в Янгиюльском районе УзССР в 1934 г. Ташкент, 1935. Его же, Краткий отчет о работах Янгиюльской археологической экспедиции 1937 г. Ташкент, 1940. Его же, Каунчи-тепе. УзФАН, 1940.

11 Его же. Тали-Барзу. ТОВЭ, I.

12 М. Е. Массон. КСИИМК, V.

13 А.Н. Бернштам. Археологический очерк Северной Киргизии. МИИКК IV, Фрунзе, 1941, а также его же Памятники старины Таласской долины. Алма-Ата, 1941, и отчеты в ВДИ, 1939, № 4, 1940, № 2, КСИИМК № 1 и № 2.

14 В. А. Шишкин. Археологические работы 1937 г. в западной части Бухарского оазиса. Изд. УзФАН. Ташкент, 1940.

15 А. И. Тереножкин. Раскопки холма Ак-тепе близ Ташкента. Изв. УзФАН, 1941, № 3.

16 Его же. Памятники материальной культуры на Ташкентском канале. Изв. УзФАН, 1940, № 9.

17 М. Е. Массон. Городища Старого Термеза и их изучение. Труды УзФАН. Серия 1, вып. 2, стр. 102.

18 Там же, стр. 103. В статье «Термезская археологическая комплексная экспедиция» в КСИИМК, VIII, 1940, стр. 114. М. Е. Массон прямо говорит о «периоде рабовладельческой формации».

19 Цит. соч., стр. 57.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ>>>

kungrad.com

История Узбекистана. Царство Хорезмийцев

 

городищаЧрезвычайно насыщенными станут поездки по Хорезмской области Узбекистана и Республике Каракалпакистан, или по Северному Хорезму, край, который, несомненно, интересен самыми удивительными памятниками.

В Каракалпакистане особенно много памятников античного периода. Это - городище Гяур-кала (IV век до н. э. – IV век н. э.) и крепость с таким же названием, но находящиеся на большом расстоянии друг от друга. Дахма Чильпык (I-IV века до н. э.- IX- XI век н. э.) – место церемониального ассуарного захоронения зороастрийцев, Миздахкан (IV вв. до н.э. – XIV в н.э) – комплекс древнего и средневекового поселений. Городища Топрак-кала (I век н. э.– IV век н. э.), Гульдурсун (IV – III вв. до н.э.), Ахшахан –кала ( IV век до н. э – IV век н. э), крепость и одновременно храм Койкрылган –кала (IV век до н. э – IV век н. э), храм огня Ташкырман-тепе (IV-III век до н. э - III-IV век н. э), Прекрасную жемчужину Хиву. В городе Ургенче посетите музей и памятник, Авесте, т.к. многие ученые сходятся во мнении, что эта священная книга была написана именно в Хорезме.

Если вы окажетесь в Ургенче или в Нукусе, а вас интересует древнейшая история, не думайте в какую сторону ехать. Можете отправляться в любую из четырех сторон света – повсюду здесь встречаются памятники зороастризма. Или хотя бы руины – незабвенные остатки великой религии и цивилизации мудрых мыслителей и астрологов, философов и волхвов.

авестаАВЕСТА - священная книга зороастризма - доисламской религии древних народов Турана и Ирана, впервые в истории человечества провозгласившая идею единобожия. Благодаря ей, из глубины веков до нас дошли свидетельства о представлении нашими предками устройства мироздания. Название «Авеста» означает что-то вроде "Основного изречения".

Творец книги – Зороастр, так звучит его имя по-гречески, Заратуштра (Заратустра) – по-ирански и пехлевийски, или Зардушт, на языке жителей Центральной Азии. Он пророк Ахура Мазды - верховного божества зороастрийской религии родился то ли в Иране, то ли в Хорезме.

Сын Поурушаспы, из рода Спитама, Заратуштра известен, прежде всего, по Гатам - семнадцати великим гимнам, которые он сочинил. Эти гимны были добросовестно сохранены его последователями. Гаты являются не собранием поучений, но вдохновенными, страстными изречениями, многие из которых обращены к Богу. "Во истину есть два первичных духа - это близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и в действии они оба -- добрый и злой. Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие. И то, что ждет в конце концов тех, кто следует пути лжи - это самое худшее, а тех, кто следует пути добра, ждет самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой дух-светел святейший, облаченный в крепчайший камень, выбрал праведность, и пусть это все знают, кто будет постоянно ублаготворять Ахура Мазду праведными делами ("Ясна", 30,3). Главное бедствие человечества - смерть. Она вынуждает души людей в течение эры "Смешения" покидать материальный мир и возвращаться на некоторое время в несовершенное нематериальное состояние".

Зороастр считал, что каждая душа, расставаясь с телом, судима за то, что совершала в течение жизни. Он учил, что и женщины, и мужчины, и слуги, и хозяева могут мечтать о рае, а «преграда времен» – переход из одного мира в другой - "Мост-Разрушитель", стала его откровением, местом судилища, где приговор каждой душе зависит не от многих и щедрых жертвоприношений во время земной жизни, а от ее нравственных достижений.

На весах взвешиваются мысли, слова, и дела каждой души: добрые - на одной чаше, дурные - на другой. Если добрых дел и мыслей больше, то душа считается достойной рая. Если же весы склоняются в сторону зла, то мост сужается и становится лезвием клинка. Грешник переживает «долгий век страданий, дурной пищи и скорбных снов ("Ясна", 32, 20).

Зороастр был первым, кто учил о суде над каждым человеком, о рае и аде, о грядущем воскрешении тел, о всеобщем Последнем Суде и о вечной жизни воссоединившихся души и тела.

Эти наставления впоследствии приняты религиями человечества, они заимствованы иудаизмом, христианством и исламом.

По Зороастру, спасение каждого человека зависит от его мыслей, слов и дел, в которые вмешиваться и изменять, из сострадания или же по своей прихоти, не может ни одно божество. В таком учении вера в день Суда полностью получает свой ужасающий смысл: каждый человек должен держать ответ за судьбу собственной души и разделять ответ за судьбу мира.

АВЕСТА говорит: "Мараканда — второе из лучших мест и стран"..." Первое - Хорезм (не в современных границах, а в лоне Теджена и Мургаба.)". Анахита ( по-местному – Нана)— Мать – Земля – богиня оседлых. Митра - Солнце Быстроногое — Бог кочевых племен. Главная ипостась Митры - Правда, потому что без правды, без товарищества в бою не победить. "Солгавший Митре на коне не ускачет..." Поклонение Правде, доходящее до религиозности, поклонение Дружбе - извечный закон кочевых.

Бессмертный дух и история народа проявляются в культуре и искусстве, которые определяют своеобразный облик любой нации, ярко отражают ее неповторимые особенности.

И поэтому всему миру известно искусство народа Хорезма, в котором воплотились мотивы древней АВЕСТЫ. Этой величайшей книге в Ургенче сооружен монументальный памятник.

Но, давайте вспомним о других памятниках ушедшей цивилизации и посетим дахму Чильпык. Она расположена на правом берегу Амударьи, на вершине конического холма-останца высотой до сорока метров. Над дахмой Чильпик витает сегодня множество тайн и легенд зороастрийцев. Когда приходит Вайу – Бог смерти, то тело умершего относят в дахму. Дахма - это место, куда зороастрийцы выносили покойников для очищения останков от мягких покровов.

И сказал Ахура Мазда:«Тело положить на высочайшие из места,Выше волка и лисицы,Не заливаемые водой дождевой».

ЧилпыкДахма Чильпык имеет форму неправильного круга диаметром от шестидесяти до восьмидесяти метров. Ее пятнадцатиметровые стены до сих пор охраняют ритуальные погребения, основанные зороастрийцами.

Вдоль периметра стены была расположена суфа - место, куда укладывали покойников для очищения.

Чтобы не осквернять воду и землю разложением, тела оставляли на съедение диким животным, хищным птицам и солнцу. После очищения, кости складывались в оссуарии, специальные вместилища для останков, и захоранивались в земле или в склепах - наусах. Этот способ захоронения был важнейшим аспектом веры в Ахура Мазду - высшую чистоту помыслов, слов и дел, неукоснительную веру в чистоту природы.

Древнее предание гласит, что Чильпык был когда-то укрепленным замком. В нем жила принцесса, влюбленная в невольника и бежавшая сюда от гнева своего отца. Другая легенда говорит, что эту крепость построил богатырь Чильпык. Сооружая замок, он ронял глину, из которой и образовался холм, на котором стоит дахма.

Третья, что дахма - это дело рук Дэва Хаджи Мулюка, врага Ахура Мазды, который вел вечную борьбу со светлыми силами.

Миздахкан. Ходжейлийский район, КаракалпакистанДревнейший город Миздахкан, что расположен в Ходжейлийском районе Каракалпакистана, в двух десятках километров от Нукуса. Он возник еще за 400 лет до нашей эры. На восточном холме городища раскинулся некрополь. С девятого веке нашей эры он стал служить местом погребения мусульман. А до этого на холме совершали обряды античные зороастрийцы. Как нигде в другом месте, здесь переплелись пласты времени, и образовался перекресток цивилизаций.

Рядом с некрополем Миздахкан, который сам интересен, своими средневековыми сооружениями - Назлым-хан Сулу, Шамун Наби, на западном холме стоит городище Гяур-кала. Основанное за три сотни лет до нашей эры, оно просуществовало почти целый век, пережив расцвет и падение Кушанского государства... Гяур-кала был крупнейшим городом античного Хорезма, называвшимся когда-то Айрьянем Веджо. Рядом протекала Дайтии - современная Амударья. Археологические находки домашней утвари и изделий гончаров свидетельствуют о процветании ремесел в Гяур-Кале. Арыки и каналы говорят нам, что авестийцы владели отличными знаниями орошения земель. За мощными стенами Гяур-калы жили люди, проповедовавшие идеи Заратуштры - Пророка зороастризма.

Вертрагна - Бог победы был покровителем крепости- города, еще одной Гяур-калы, которая известна с четвертого века до нашей эры и простоявшей почти до XIII века нашей эры. Это была пограничная крепость, закрывавшая дорогу недругам с севера на территорию верхнего Хорезма. Ее мощные стены прорезаны двумя рядами стреловидных бойниц, за которыми укрывались воины зороастрийцы, давая отпор врагу. И теперь, когда в алтаре «Богатого зала» вспыхивает священный огонь - сын Ахура Мазды, появляются тени давно ушедших воинов. Бесплотные, они продолжают сторожить неприступную крепость Гяур-кала.

И только против Окса (Амударьи) не устояла крепость. Ее стены размыла буйная река.

«Взывают к Митре ратники, Склонившись к конским гривам, Прося себе здоровья, Коням в упряжках силу. И чтобы побеждать им Всех недругов враждебных И каждого врага...». Неприступные пятнадцатиметровые стены Гяур-калы сложены из глиняных кирпичей, размером сорок на сорок и толщиной десять сантиметров.

И хотя возраст их почти две с половиной тысячи лет, они по сей день крепки, будто сложены совсем недавно.

Стоит овеянный славой и пустынными ветрами вековечный и грозный символ зороастризма - крепость Гяур-кала, пережившая века.

Городище Топрак-кала (1 в.)Городище Топрак-кала, или «Земляной город» до сих пор окружен плодородными землями, которые возделываются земледельцами Турткульского района Каракалпакистана.

Топрак-кала появилась в первом веке нашей эры. Жители его почитали могущественную Ардви - богиню плодородия или, иначе, могучую Амударью. Топрак-кала окружена мощными стенами девятиметровой высоты. Один из кварталов города был целиком занят храмовыми зданиями. За дворцовым комплексом располагался город простолюдинов, защищенный стеной с четырехугольными башнями. Нередко его посещали верховные жрецы и правители. Чаще это случалось в праздник возрождения природы - Навруз. Город был двухъярусным. Теперь от стен города остались только фрагменты. Уцелели около ста помещений первого этажа и несколько строений второго. Окрашивается небо в багровые тона. Словно видения возникают картины прошлого. В бывших святилищах вспыхивает священный огонь. Вновь совершаются священные обряды и мистерии.

Скульптуры и барельефы царей и воинов отражают воинскую славу и удачу победителей, живших в этом городе.

Авестийские жрецы с барсманами в руках проводят литургии в честь Ахура Мазды и Заратуштры. Таким представляется величественный город Топрак-кала, сохранивший свое величие до наших дней.

И сказал Ахура Мазда:«Не трогай! Трехпастый змей Дахака,Огонь Ахура - МаздыНа это, недоступное,Ты если посягнешь, То погублю тебя я,

Городище Гульдурсун-кала (4 в. до н.э.)Городище Гульдурсун-кала известно с четвертого века до нашей эры. Оно представляет собой неправильный прямоугольник, который протянулся более чем на пятьсот метров с востока на запад и более чем на триста метров с севера на юг.

Античные стены и башни его сложены из пахсы и сырцовых кирпичей. Как и во всех строениях зороастрийцев, используются стандартные размеры кирпича: сорок на сорок и толщиной десять сантиметров.

Пятнадцатиметровые крепостные стены хорошо сохранились. Выносные башни были связаны с городом подземными ходами. Мощная фортификация крепости позволила городу простоять почти целый век и отражать все набеги захватчиков. И лишь свирепым завоевателям Чингиз-хана в четырнадцатом веке удалось сломить сопротивление Гульдурсуна.

По древней легенде, он носил имя «Гюлистан» - «цветник роз», пока его жителей не предала прекрасная принцесса, отдав свою любовь врагу... И стал он тогда называться «проклятым местом»... Грандиозные развалины Гульдурсуна овеяны легендами и сказаниями. Ходило поверье, что в крепости скрыт подземный ход к неисчислимым сокровищам. Но, охраняемый драконом клад, обязательно приведет к смерти любого, кто посягнет на сокровища Гульдурсуна.

Зороастрийцев называют огнепоклонниками. Они свято чтили уложения и обряды, предписанные великим пророком Огня - Спитамой Заратуштрой. Знания, полученные им от Мазды - Вышей мудрости, и поныне живы в обычаях и обрядах современных людей.

И сказал Ахура Мазда:«О, верный Заратуштра,мне имя - Вопрошаемыйи Истина, и Разум, и Ученье».

Кой-Крылган-кала, в переводе - крепость погибших баранов, появилась еще в четвертом веке до нашей эры. Это выдающийся памятник погребального и астрального культов древнего Хорезма.

Первоначально оно представляло собой круглое двухэтажное здание диаметром около сорока пяти метров. Главный храм был обнесен двумя стенами, отстоящими от центрального здания на расстояние пятнадцати метров, со стрелковой галереей.

На первом этаже размещались помещения для культовых церемоний. Эти залы представляют собой два изолированных комплекса. В верхних комнатах находились храмовая утварь и терракотовые изваяния Богов.

По двум лестницам, стоящим напротив друг друга, жрецы спускались вниз со стрелковой галереи второго этажа.

Кой-Крылган-калаКой-Крылган-кала пережила два периода существования. Вначале она была укрепленным храмом-гробницей. В ней совершались погребальные церемонии. Но, главное, здесь проводились астрономические наблюдения.

В период запустения она использовалась ремесленниками, в частности гончарами. А в пустующих помещениях хранили оссуарии с останками умерших.

Под треск огня, жрецы размышляли о природе материального мира. Они воспроизвели яркую картину происхождения жизни считая, что Боги создали мир в семь приемов.

Представления зороастрийских жрецов об основах мироздания стали отправной точкой и для других мировых религий.

Городище Кой-Крылган-кала - один из основных памятников зороастризма Каракалпакистана, подаривший современности богатейшую коллекцию античных произведений искусства и письменности авестийской цивилизации.

Соприкосновение с памятниками древности, с ушедшими идеями и философией, заставляет увидеть мир по-новому, почувствовать невероятные силы идущие из глубины веков... АВЕСТА является источником уникальных сведений, представляющих собой необычайную ценность и сегодня.

Необычайно поучительные идеи, которые воплощены в принципе: благодарная мысль, благородное слово, благородное действие, определяют главный смысл и содержание АВЕСТЫ.

«Если цель и помыслы у человека благородны, слова его - искренни и правдивы, а действия и устремления - последовательны и тверды, то всякое его дело непременно будет благим для людей», - таково толкование АВЕСТЫ...

Автор: И. Блидарев

Фотографии местности:

смотреть все фото »»

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».Копирование и использование данного материала - только с разрешения автора.

вверх

www.centralasia-travel.com

Крепости древнего Хорезма. Узбекистан. Туры в Узбекистан. Путешествие в Узбекистан. Отдых в Узбекистане

Крепости древнего Хорезма

Цивилизация Хорезма в нижнем течении Амударьи (сегодня это территория Каракалпакской республики и частично Туркменистана) возникла приблизительно в середине 2 тысячелетия до нашей эры. По времени это позднее рождения древнего Египта и Вавилона, но в очень похожих природных условиях. Питающаяся горными ледниками Памира, великая река Амударья тогда, как и сегодня, несла свои воды за тысячу километров, чтобы в низовьях образовать плодородный оазис у окраин пустыни Кызылкум. Связанное с речными паводками сезонное орошение, богатое рыбой и дичью побережье Аральского моря и бескрайние пастбища сделали эту землю колыбелью уникальной культуры, оставившей после себя грандиозные памятники - затерянные города и исполинские крепости.

Только в Элликкалинском районе современного Каракалпакстана сосредоточено более двух сотен городищ, самые знаменитые из которых, например, Топрак-кала или Аяз-кала, по сложности сооружения и масштабам постройки до сих пор удивляют не только туристов, но и ученых - археологов. Всего на территории, некогда занимаемой древним Хорезмом, древних крепостей - около тысячи. Большинство из них еще мало изучено, поскольку находятся они в стороне от проезжих дорог, среди непроходимых барханов и солончаков, в руслах давно пересохших рек.

Самые интересные крепости из сохранившихся до наших дней – это:

- Крепость Аяз-Кала; - Крепость Топрак-кала (Земляной город); - Кызыл–Кала; - Крепость Чалпык-Кала; - Крепость Джанбас-Кала; - Крепость Джанпык-Кала; - Кырккыз-Кала; - Кой-кырглан-Кала; - и др.

Руины крепостей хранят немало загадок, и самая главная из них, заключается в том, что крупные поселения древнего Хорезма обнаружились посреди безжизненной пустыни вдали от плодородной поймы Амударьи, в которой уже с 5 века до нашей эры существовала развитая сеть ирригационных сооружений. Но земледельческий оазис граничил с владениями кочевых племен, с которыми в мирные времена шел интенсивный обмен зерна и ремесленных изделий на мясо и шерсть. Однако для поддержания мира от тех же кочевников нужно было охранять границы.

К тому же река Амударья, сезонные паводки которой приносили на поля земледельцев воду и плодородный ил, не только дарила жизнь и богатство, но приносила смерть и хаос. Непокорное русло Амударьи нередко меняющееся и в наши дни, в прошлом было знаменито катастрофическими наводнениями. Поэтому древние хорезмийцы возводили свои города не на берегу реки, а на пустынных возвышенностях, защищая неприступными стенами дворцы правителей, воинские казармы, храмы поклонения огню и солнцу и кварталы ремесленников.

Принцип строительства всех крепостей Хорезма оставался одинаковым на протяжении веков. В основе зданий обязательно использовался речной песок. Он не пропускал сырость, а при землетрясении играл роль амортизатора. Стены возводились из крупноформатного сырцового кирпича, который за века не потерял свою прочность. Его и сегодня можно смело использовать в строительстве. Практически на каждом кирпиче встречаются особые знаки - тамга. Что это за знаки, мы пока не знаем. То ли знаки мастеров, то ли фамильные знаки царского рода. В качестве связующего состава при строительстве использовалась сырая глина, прочно удерживающая даже сводчатые перекрытия из трапециевидных кирпичей во внутренних помещениях. Клиньями между кирпичами служили природные камни. Дерево практически не использовалось, поскольку всегда было в здешних краях в большом дефиците, но древние строители, как видим, умело обходились и без него. Интересно, что архитекторы на заре новой эры додумались провести в крепость трубопровод от ближайшего арыка. Трубы из обожженной керамики диаметром 50-60 сантиметров служили верой и правдой долгие годы.

Работали древние строители поистине ударными темпами. Два-три месяца - и крепость была готова. Зодчие четко знали свое дело и прекрасно разбирались в качестве строительного материала. То ли природа давала мастерам отменное сырье, то ли сами они владели какими-то ныне уже утраченными секретами изготовления высокопрочных сырцовых блоков и кирпичей, но построенные из этих самых блоков и кирпичей крепостные стены прекрасно выдержали испытание временем, атаки ветров, дождей, 50-градусный зной, налеты войск арабского полководца Кутейбы, захватившего Хорезм в 712 году, а потом и нашествие монгольских полчищ. Многие древние крепости выглядят так, будто были покинуты своими обитателями только вчера. И удивительно то, что, несмотря на свою величественность и хорошую сохранность, о самом существовании этих крепостей сегодня известно только узкому кругу специалистов. Может быть, еще и потому они так хорошо сохранились, что расположены в стороне от наезженных дорог и добраться к ним без помощи местных историков весьма и весьма затруднительно.

Крепости древнего Хорезма фото

www.centralasia-adventures.com

ПОЛЁТ ЧЕРЕЗ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. "Древний Хорезм". С.П.Толстов

Поразительное впечатление производит с воздуха Кум-Баскан. Огромный замок с могучими башнями и двойным прямоугольником высоких глиняных стен в полном смысле задавлен переметнувшимися через него гигантскими волнами барханов.

Наша экспедиция проделала большую работу по изучению древних памятников Хорезма, За четыре предвоенных года был собран обширный и разнообразный материал. Мы проделали свыше 1500 километров разведочных маршрутов, открыли 400 памятников, которые позволили по-новому увидеть древний мир Хорезма на огромном протяжении времени — от рубежа IV тысячелетия до нашей эры и до XIV века нашей эры. Около 4,5 тысячелетия были представлены почти непрерывной цепью памятников, позволяющих проследить главные линии развития древнехорезмииской цивилизации. Были выяснены основные контуры исторической динамики культурных земель и политических границ южного Хорезма в древности и в средневековье, установлена общая схема древней ирригационной сети, определены время и условия запустения «земель древнего орошения».

Работа над типами поселений и над памятниками истории земледелия и ремесла позволила подойти к решению центральной, стоящей перед нами исторической проблемы, проблемы истории общественного строя древнего Хорезма. Многочисленные монеты, найденные нами, помогли нам осветить многие вопросы политической истории. Вместе с тем они оказались первыми памятниками хорезмийской письменности. Те же монеты, печати, многочисленные и разнообразные терракотовые статуэтки и, наконец, сотни прекрасно сохранившихся памятников архитектуры приоткрыли перед нами завесу над историей духовной культуры Хорезма, его искусства и религии.

Но чем дальше мы углублялись в наш материал, тем больше возникало новых и новых проблем. Лето 1941 года застало наш коллектив за лихорадочной подготовкой новых полевых работ. Надо завершить раскопки неолитической стоянки Джанбас-4, развернуть работы над интереснейшим античным городищем Топрак-Кала; планировались обширные разведки в северных Кзыл-Кумах и в Устюрте в целях выяснения северо-восточных и северо-западных историко-культурных связей древнего Хорезма.

Вероломное нападение гитлеровских полчищ на Советскую страну, прервавшее мирную созидательную работу советских людей по строительству социалистического общества, прервало и наши исследования.

Почти все кадровые работники экспедиции ушли на фронт. Выполняя свой долг перед Родиной, они стали артиллеристами, лётчиками, сапёрами. Одного из нас — молодого археолога, страстного охотника, сменившего централку на снайперскую винтовку, — Н. А. Сугробова, мы не досчитались в наших рядах, когда после победы вновь собрались вместе. Он пал смертью храбрых, защищая родную Москву.

Только в 1945 году мы возобновили наши работы, А в июле 1946 года развернулись обширные раскопки Топрак-Кала — грандиозного городища I века до нашей эры — VI века нашей эры.

Основным объектом был избран замок-дворец правителя города. Три сезона предварительных обследований позволили окончательно прийти к выводу, что Топрак-Кала из всех известных нам античных памятников открывает наиболее широкие перспективы. На раскопках Топрак-Кала наша экспедиция впервые применила авиацию для археологических работ. Авиация должна была нам помочь разрешить ряд важных проблем, которые было невозможно решить, пользуясь только наземными работами.

Во-первых, аэросъёмка должка была помочь нам в изучении древней ирригационной сети. Во-вторых, съемка с самолета позволила уточнить планировку древних поселен ни, некоторые части которых совсем не прослеживаются с земли. В-третьих, как плановая, так и перспективная аэросъемка давала возможность максимально точно фиксировать не только планировку, но и весь архитектурный облик памятника в его современном, полуразрушенном, состоянии. В-четвёртых, маршрутные визуальные авиаразведки в пустыне благодаря широкому полю обзора гарантировали от опасности пропустить скрывающиеся за барханами памятники; при наземном маршруте исследователь в пустыне слишком зависит от карты и проводника и всегда рискует пройти мимо памятника, скрытого рельефом местности.

Но самое главное заключалось в том, что впервые представилась возможность обследовать широкую периферию древнего Хорезма с выходом в пустыню уже не на десятки, а на сотни километров. Проделать такую работу наземными средствами возможно только на протяжении многих лет, к тому же потребовались бы огромные затраты средств, Авиация давала возможность за короткое время покрыть большое пространство густой сетью маршрутов. Мы решили объединить воздушную разведку с наземным обследованием и соответственно использовать авиацию в качестве десантного средства.

25 августа в 6 час, 30 мин. утра лётная группа экспедиции в составе пилотов Е. В. Поневежского и А. П. Белея, начальника экспедиции С. П. Толстова, научного сотрудника М. А. Орлова и кинооператора К. Мухаммедова на двух самолётах ГТО-2 вылетела с посадочной площадки в окрестностях Топрак-Кала для авиаобследования основного района работ экспедиции — «земель древнего орошения» южной Кара-Калпакии по маршруту Кызыл-Кала — Кават-Кала — Джильдык-Кала — Гульдурсун — Тешик-Кала — Беркут-Кала — Кырк-Кыз — Малый Кырк-Кыз — Аяз-Кала — Топрак-Кала.

С высоты открывается широкая панорама памятников. На фоне тёмносерых пухлых солончаков ясно видна оросительная система — большой канал в виде двойного светлого пунктира обветренных бугров, остатков боковых дамб с несколькими параллельными полосами боковых, более старых русел, идущий от Кават-Кала к Кзыл-Кала, проходя с юга на север, к востоку от развалин. Летим над Топрак-Кала, и сразу перед нами возникают в новом виде многократно исхоженные нами окрестности крепости. С земли — это монотонное пространство черновато-серых мертвых жухлых солончаков, местами покрытое заросшими буграми. Сейчас перед нами, за пределами стен города, открывается картина сложных планировок.

С севера от города вырисовываются очертания обширного прямоугольного пригорода, по размеру превосходящего самый город. Ясно видны светлые полосы внешних стен пригорода, к которым привязываются не расшифрованные с земли бугры, и чёрная решётка внутренних планировок.

На юг от ворот города, прямо продолжая линию его главной улицы, тянется прямая светлая полоса, — видимо, след ведшей в город большой древней дороги.

Берём направление на юг, на развалины мертвого оазиса Кават-Кала, Под нами Джильдык-Кала, Думан-Кала и, наконец, Гульдурсун, Вокруг древнего гиганта — бесчисленные крошечные коробочки купающихся в зелени садов и полей колхозных домов. Хорошо видна древняя оросительная система, С юга к Гульдурсуну подходит не один, как мы думали, а два древних канала. Они тянутся параллельно, на расстоянии примерно 1,5 километра один от другого.

Поразительное впечатление производит с воздуха Кум-Баскан. Огромный замок с могучими башнями и двойным прямоугольником высоких глиняных стен в полном смысле задавлен переметнувшимися через него гигантскими волнами барханов.

Летим дальше на запад вдоль холмистой гряды. На одном из скалистых мысов этой гряды, на полдороге до Топрака, ясно видны очертания крепости неправильной формы с сильно размытыми стенами и башнеобразным зданием в середине Мы не обнаружили ее во время наших наземных маршрутов. Наносим на карту новый памятник.

Следующие дни были посвящены новым полётам, линии которых пересекли «земли древнего орошения» в других направлениях и охватили не затронутые ранее группы памятников. В результате была почти полностью уточнена карта древней ирригационной сети, сфотографированы общим планом и в деталях все важнейшие памятники, демаскирован и снят ряд новых, не видимых с земли.

21 октября, через 18 дней после начала жаныдарьинского маршрута, после тяжёлого ночного перехода через кунябугутские пески мы возвратились в Тахта-Купыр. «Полёт через тысячелетия» был завершён. Позади осталось 9000 километров воздушных маршрутов, давших нам огромную, вновь исследовательски освоенную территорию и свыше 200 новых памятников от раннеантичных руин середины I тысячелетия до нашей эры до позднесредневековых кара-калпакских памятников Жаны-Дарьи и Куван-Дарьи.

Мы подводим итоги разведочных работ на самолете и невольно сравниваем их с работами, проделанными в пустыне до войны. Если хороший верблюд может пройти 4 километра в час, то сколько лет понадобилось бы нам, чтобы исследовать такую громадную территорию, какал нанесена сейчас на нашу археологическую карту? Сколько потребовалось бы сил, энергии и средств, чтобы сделать такую карту со старыми средствами наземной съемки? Мы вспоминаем наши верные ПО-2, которые послушно садились среди зарослей саксаула и гребней барханов, чтобы дать нам возможность осмотреть новые прекрасные памятники древнего Хорезма, впоследствии нами детально изучавшиеся при раскопках. Мы с благодарностью думаем о нашей советской авиации, которая умеет служить не только делу защиты отечества, но и расцвету науки.

xorazmiy.uz


Смотрите также