Карандаш древний. Чем наши предки писали - чертили - рисовали? Эволюция карандаша...
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Происхождение слова "карандаш". Значение предмета в искусстве. Карандаш древний


История изобретения карандаша. - Исторический калейдоскоп

2-Istoriya_karandasha

Инструменты для письма известны с древних времен, как раз в тот период как у людей возникла потребность составлять документы, вести переписку или просто фиксировать свои мысли.

Создателями прародителя авторучки можно считать древних египтян — в захоронении фараона Тутанхамона обнаружена медная заостренная трубочка, которую наполняли жидкостью темного цвета — чернилами. Они медленно стекали по волокнам стебля и на заостренном конце трубочки накапливались. В процессе письма при надавливании, на папирусе оставалась четкая тонкая линия.

Римляне применяли оловянное стило для черчения на свитках папируса и пергамента, и письма на восковых табличках.

Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш». Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть написаное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые штрихи, нанесённые серебряным карандашом, становились коричневыми. Такими инструментами пользовались такие мастера графики как Дюрер, Ван Эйк и Ботичелли.

История карандаша начинается с XIV века. Известен так называемый «итальянский карандаш», который появился в это время. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца.

Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.

Древесный уголь продолжали использовать, как и в древности, но уже не в виде головешек из костра, а, например, специально обрабатывая в печи ивовые палочки в горшке, запечатанном глиной.

1-Istoriya_izobreteniya_karandasha

С прототипами скорее всего и связано появление слова «карандаш». Оно восходит к тюркскому karadas — «черный камень» и турецкому karatas – “чёрный сланец”. Лингвисты связывают с ним также слово карандыш – крошка, карапуз, маленький человек, указывая на близость его значения с немецким словом «stift» — карандаш карапуз.

Графитные карандаши известны с XVI века. Английские пастухи из местности Камберленд открыли в земле темную массу, которую использовали для того, чтобы метить овец. Первоначально из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого минерала, используемого для отливки пуль. Но, определив непригодность нового материала для этих целей, начали изготавливать из него тонкие заостренные на конце палочки и использовали их для рисования. Такие палочки были мягкими, пачкали руки и подходили для рисования, но не для письма.

В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Покупатели, в основном художники, зажимали эти графитовые палочки между кусочками дерева или веточками, обворачивали их в бумагу или обвязывали их бечевкой.

Так называемый «парижский карандаш» («соус») изготавливался из смеси белой глины и черной сажи. Он оказался хорош тем, дает черный след на бумаге и меньше ее царапает. Им до сих пор рисуют художники-графики. Во Франции же в XV веке была изобретена пастель путем добавления к мелу пигментов и жиров. Использовали при этом гуммиарабик или сок смоковницы, например. Леонардо да Винчи принадлежит заслуга открытия сангины — «красного мела». Это природный каолин, окрашенный окислами железа.

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы догадались смешивать графитный порошок с серой и клеем, получая, таким образом, стержень не самого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Понятно, что так называемый «Нюрнбергский товар» не пользовался хорошей репутацией.

Современный карандаш изобрел в 1794 году талантливый французский ученый и изобретатель Николя Жак Контэ (Conte). В конце XVIII века английский парламент ввел строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. Нарушение этого постановления каралось очень строго, вплоть до смертной казни. Но, не смотря на это, графит продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путем, что привело к резкому увеличению его цены.

По заданию французского конвента Контэ разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки повышенными температурами была достигнута высокая прочность однако ещё более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твердости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твердости (Т, М, ТМ или в английском варианте: Н — твердый, В — мягкий, НВ — средней твердости). Цифры перед буквами обозначают дальнейшую степень мягкости или твердости. Это зависит от процентного содержания графита в смеси, что также влияет на цвет стержня (грифеля) — чем больше графита, тем темнее и мягче грифель карандаша.

3-Istoriya_prostogo_kaandasya

В конце XVIII века чешский фабрикант Й. Гартмут, выпускавший лабораторную посуду, соединил глину и графит, положив начало карандашному производству знаменитого «KOH-I-NOOR».

В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифеля для механических карандашей (до 0.3 мм).

Привычную нам шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл (Faber-Castell), заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма.

В России же, богатой графитом и лесом, Михаил Ломоносов силами жителей одной деревни Архангельской губернии развернул производство карандаша в деревянной оболочке и ввёл в мировой обиход понятие «гросс» – дюжина дюжин. Гросс — дневная норма выработки карандашей одним мастером с одним подмастерьем. До сих пор во всём мире — «гросс» единица измерения количества именно карандашей.

С оправкой графитового стержня в деревянную оболочку вид и принцип действия карандаша уже не изменяется более двухсот лет. Совершенствуется производство, оттачивается качество, количество выпускаемых карандашей становится астрономическим, но идея трения слоистой красящей субстанции о шершавую поверхность остается удивительно жизнеспособной.

Изобретение карандаша в деревянной оправе, в силу удобства пользования, а также сравнительной простоты и дешевизны их изготовления, облегчило процесс закрепления и распространения информации. Чтобы оценить преимущества этого новшества, необходимо вспомнить, что письменность многие века была сопряжена с такими атрибутами, как гусиные и, позже, металлические перья, чернила или тушь. Человек пишущий был прикован к столу. Появление карандаша позволило вести записи в пути или в процессе работы, когда надо было моментально зафиксировать что-то. Недаром в наш язык прочно вошел фразеологический оборот: «взять на карандаш».

2/3 материала составляющего простой карандаш уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса (Cross), пионера современных пишущих инструментов, на создание в 1869 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину.

Это скромное начало повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2мм, где стержень удерживается металлическими прижимами (цангами) — цанговый карандаш. Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую владельцем карандаша.

15 сентября 1912 года 19-летний Токудзи Хаякава открыл в центре Токио небольшую мастерскую металлической галантереи. Затем умудрился изобрести вечно острый карандаш. Так началась карьера основателя Sharp Corporation, одной из ведущих электронных компаний.

4-Mehanicheskiy_kapandash

Казалось бы, изобретать карандаш — это все равно что изобретать велосипед. Но Хаякава умудрился сделать из этого простого и привычного всем предмета нечто совершенно новое. Он придумал оригинальный механизм, позволявший все время поддерживать карандашное острие в рабочем состоянии, и поместил его в металлический футляр. Грифель выдвигался наружу благодаря вращению футляра. «Механический карандаш Хаякавы» — под таким названием он запатентовал изобретение — был лишен недостатков его предшественника, который делался из целлулоида и был ужасно неудобным, некрасивым и непрактичным.

В 1915 году Хаякава выпустил свои карандаши в продажу. Расходились они плохо: металлический футляр холодил пальцы и плохо смотрелся с кимоно. Хаякава упорно продолжал работать на склад, пока не дождался крупного заказа от одной торговой фирмы из портового города Иокогама. Оказалось, что в Европе и США «карандаш Хаякавы» завоевал популярность. Крупные японские торговцы быстро оценили экспортный потенциал нового товара и принялись скупать карандаши прямо на фабрике. Она была загружена до предела, а торговцы требовали все больше и больше. Тогда для производства карандашей Хаякава создал еще одну фирму, а сам продолжал работать над их конструкцией. В 1916 году он разработал головку для грифеля, и механический карандаш принял тот облик, который сохраняет и по сей день. Изделие получило новое имя — «вечно острый карандаш», Ever-Ready-Sharp Pencil. Отсюда и ведет свое происхождение название корпорации Sharp.

Стоит еще раз вернуться к упоминанию фирмы Н.-Ж.Конте. В конце XX века она выпустила Conte Evolution — карандаш, не содержащий дерева, который изготавливается на одной производственной линии всего за одну минуту или даже чуть меньше. Рецепт является секретным. Известно только, что он готовится на основе синтетической резины, раствор которой вытягивается в форме спагетти, нарезается на секции, затачивается с одного конца, обрезается с другого (к которому может быть добавлен ластик) и покрывается краской.

Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0.3мм, 0.5мм, 0.7мм, 0.9мм, 1мм).

Любители статистики подсчитали, что одним обыкновенным деревянным карандашом можно провести линию длиной в 56 км или написать более 40 тыс. слов. А вот Стейнбек, говорят, мог исписывать до 60 карандашей за один день. И Хемингуэй писал тоже только деревянными карандашами.

Есть и другой любопытный факт современных преимуществ, казалось бы, такого бесхитростного инструмента, как карандаш. В космическом ведомстве США (НАСА) более года разрабатывалась авторучка для письма в космосе (по проекту, стоимость которого исчислялась 3,5 млн. долларов), а советские космонавты пользовались безотказными карандашами.

Источник

skirin.livejournal.com

История карандаша | История вещей

← История боулинга

История карандаша

Само название «карандаш» пришло с востока и в переводе означает «черный камень» или «черный сланец». Считается, что история создания карандаша началась с XIV века, когда появился «итальянский карандаш», который представлял собой глинистый черносланцевый стержень, завернутый в кожу. Позднее сланец был заменен порошком из жженой кости, замешанным с растительным клеем. Линии, нарисованные этим карандашом, были насыщены цветом.

А вот прародителями карандаша считаются свинцово-цинковые и серебряные палочки, состоящие из куска проволоки, которую иногда припаивали к ручке, их называли «серебряными карандашами». Писать такими инструментами было тяжело, так как нельзя было исправить уже сделанное, да и линии выходили не особо четкими.

История карандаша

С XVI века в истории карандаша наметились изменения, именно тогда для ведения записей начали использовать графит. За короткое время он стал настолько популярен, что европейские залежи «черного мела» отрабатывались очень быстро. Это продолжалось вплоть до открытия месторождения графита в Кемберленде (Англия). Тогда монархом был издан указ, в котором запрещалось вести добычу «черного мела» дольше полутора месяцев в год и вывозить его за границу. Поэтому весь графит того времени в Европе имел контрабандное английское происхождение, а цены на него взлетели до небес. В то же время французами был придуман «парижский карандаш», состоящий из черной сажи и светлой глины, отличавшийся особой мягкостью. Сначала графит использовался в виде палочек только для рисования, а с появлением у них обертки, и для письма. В трактате о минералах Конрада Геснера 1565 года находится первое описание карандаша из графита, вставленного в дерево.

История карандаша

Первое массовое производство деревянных карандашей было организовано в Германии. Нюрнбергские производители стали применять смесь графита, серы и клея. Качество таких карандашей было хуже, чем из чистого графита, зато цена снижалась в разы. Этому также способствовала неоднородность состава стержня, а порой в середине он и вовсе отсутствовал.

История карандаша

История карандаша претерпела кардинальные изменения в конце XVIII века, когда французский изобретатель Николя Жак Конте предложил использовать для производства карандашных стержней смесь, в состав которой входили, помимо графита, сажа, глина, крахмал и вода. После объединения компонентов, их следовало обжечь. При этом изменение пропорций входящих в состав глины и графита, позволяло получать грифели разной твердости. С увеличением графита стержень становился мягче и темнее, а при возрастании количества глины – тверже и светлее. Всего через полвека существовало почти двадцать способов изготовления черных стержней на основе графита. К примеру, сейчас их двадцать один.

История карандаша

Практически одновременно с Конте свой карандаш из смеси глины и графита придумал австриец Йозеф Гардмут. Он имел собственную фабрику по изготовлению керамической посуды, где применялись тигли из этой смеси. В России к истории создания карандашей приложил свою руку М.В. Ломоносов, именно он организовал производство деревянных карандашей в Архангельской губернии. Он же вывел дневную норму для одного мастера, равную 144 штукам и называемую гросс, которая используется и в наши дни во все мире.

В 1869 году американец А.Т. Кросс создал первый механический карандаш, поместив графитный стержень в металлическую трубку и создав приспособление для его выдвижения.

История карандаша

Начало ХХ века ознаменовалось многими открытиями в области создания карандашей. Так, в России в 1913 году Гиндельман запатентовал свой механический карандаш, грифель которого двигался с помощью гайки в металлическом канале. А через три года японец Хаякава изготовил механический карандаш таким, каким знаем его мы сейчас.

За время истории существования карандаша постоянно совершенствовалась и его оболочка. Так, чтобы он не скатывался со стола, форму его сделали шестигранной. Потом в верхний конец поместили ластик. После изобретения пластмассы нашлась достойная замена древесине. А создание механического карандаша в металлической оболочке довершило его облик.

xn----dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai

Происхождение слова "карандаш". Значение предмета в искусстве

Слово «карандаш» настолько для нас привычно, что никто и не задумывался о его значении и происхождении в русском языке. А между тем это слово возникло в нашем великом и могучем языке несколько веков назад. Происхождение слова «карандаш» вовсе не загадка. Лингвисты уже давно определились с его происхождением. Само слово не исконно русское, а пришло к нам из другого языка. Откуда именно, читайте дальше…

происхождение слова карандаш

Когда появился карандаш

Появление в быту этой пишущей принадлежности еще древнее, чем само слово. Такой предмет появился еще в тринадцатом веке. Использовался в те времена исключительно художниками. Они прикрепляли тонкую серебряную проволоку к ручке. Стереть то, что начертали, было невозможно. Свинцовым карандашом писали в те времена портреты вельмож. Такой техникой пользовался немецкий художник и график Альбрехт Дюрер.

Еще через сто лет миру открылся итальянский карандаш. Технология его изготовления сложна. Стержень такого карандаша изготавливали из глинистого сланца!

Этимология слова

Происхождение слова "карандаш" связано с тюркским языком. Пришло оно в русский язык из тюркского в пятнадцатом веке. Слово "карандаш" образовано сращением двух основ: «кара» означает "черный", а «даш» – это "камень" или "шифер". Корень «кара» присутствует во многих русских словах. Например: название города Карасук означает "черная вода", ведь его основали на берегу речки.

Карандаш: значение слова

Еще 200 лет Владимир Иванович Даль в своем толковом словаре дал определение слову "карандаш".

  1. Это графит или ископаемое, которое состоит из железа и угля.
  2. Графит, вставленный пруточком в трубочку, сделанную из дерева, предназначенную для рисования и прочего творчества.
  3. Любая сухая краска в пруточках для прорисовки и письма сухими красками и пастелью.

Синонимы

Как у любого слова, так и у карандаша в русском языке есть синонимы. Их корректное употребление будет зависеть от контекста, в который вы помещаете заменяемое слово. Итак, слово "карандаш" можно заменить словами: автокарандаш, кляузник, писало, пастель и так далее.

Со словом "карандаш" в русском языке есть пословица. Гласит она о том, что карандаш создан для письма, а молот - для ковки.

карандаш значение слова

Карандаш в искусстве

Происхождение слова "карандаш" уже вам известно. И многие из нас знают, что картины пишут красками, пастелью и карандашами. Когда рисунок изображен при помощи карандаша, то эту технику в искусстве живописи называют графикой. Но современное поколение не знает, что в эпоху советского цирка на арене выступал добрый и светлый клоун Карандаш – Михаил Румянцев.

Однажды ему предстояло выступать в Таврическом саду. Румянцев захотел выходить на сцену под сценическим псевдонимом. Начался сложный поиск звучных и запоминающихся слов, передающих лейтмотив его миниатюр. Находясь в цирковом музее, Михаил Румянцев рассматривал афиши и альбомы. Ему попался под руку альбом с карикатурами, которыми заинтересовался клоун. Автором этих карикатур был француз – Каран д’Аш. Тогда-то и задумался Румянцев над этим словом. Применяя это слово как псевдоним, он решил, что предмет этот ходовой, особенно среди детей. Так и остановился на этом псевдониме клоун Михаил Румянцев – Карандаш.

история слова карандаш

Заключение

История слова «карандаш» проста. Оно заимствовано из тюркского языка в пятнадцатом веке, а значит, оно не исконно русское. Первые упоминания о карандашах зафиксированы в летописях семнадцатого столетия. А массовое производство этой пишущей принадлежности началось веком позже в Германии. Происхождение слова "карандаш" вы знаете. Но слышали ли вы, что значит надпись «Кохинур» на нем? Компания, выпускающая карандаши, назвала их в честь алмаза под именем «Кохинур», что в переводе с персидского означает «Гора света».

fb.ru

Как появился простой карандаш

Как это ни смешно звучит, но простой карандаш был некогда настоящей сенсацией. Ведь на момент его появления еще не существовало никаких шариковых ручек или прочих удобных и практичных изобретений для письма.

Люди запечатлевали текст на бумаге при помощи перьев и чернил, и это был, пожалуй, единственный способ создания письменности.

Сейчас же мы хотим рассказать историю изобретения простого карандаша.

Само слово «карандаш» происходит из тюркского языка и дословно обозначает «черный камень»: кара — чёрный, даш — камень.

Как открыли графит

В 1565 году в английском графстве Камберленд прошел сильный ураган, который выворачивал деревья с корнями. После того, как ветер утих, пастухи обнаружили под вывернутыми корнями какую-то темную массу.

Сначала ее приняли за уголь, однако поджечь так и не смогли. Тогда было решено, что это металл, который является производным от свинца. Но вылить из него пули не получилось.

После этого пастухи заметили, что найденная масса оставляет хорошие следы, на разных поверхностях, и начали ею метить своих овец.

Так был найден графит, который впоследствии стал основным материалом для производства карандашей.

Но люди не намерены были просто так оставить свою удивительную находку, и стали изготавливать из графита стержни для рисования. Однако он очень пачкал руки и был совершенно не пригоден для письма.

Два изобретателя карандаша

В это же время в Чехии жил Йозеф Гартмут, который был владельцем фабрики по изготовлению посуды. Однажды он нечаянно уронил одну чашку, которая, падая, оставила на бумаге четкий след.

Заинтересовавшись, он выяснил, что в глину был добавлен графит.

После этого Гартмут стал экспериментировать, добавляя в глину разное количество графита и получая различные результаты. Так был изобретен простой графитовый карандаш. Произошло это в 1790 году.

Через пять лет, независимо от Гартмута, французский ученый и изобретатель Никола Жак Конте подобным образом получил графитовый стержень. Но он пошел еще дальше и предложил помещать его в деревянную оболочку.

Таким образом, и Гартмут, и Конте являются изобретателями современного простого карандаша.

В конце следует лишь добавить, что различные карандаши были известны еще с XIII века. Они представляли собой тонкую проволоку из серебра, свинца и других металлов. Это были прародители сегодняшнего графитного карандаша.

Интересные факты

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом.

Знаете ли вы, что одним карандашом средней твердости можно начертить линию длинной 55 км или написать 45 тысяч слов?

В 1789 году учёный Карл Вильгельм Шееле доказал, что графит является материалом из углерода. Он же и дал найденному материалу название графит (от др.-греч. γράφω — пишу).

Если вам нравится история изобретений и вообще интересные факты обо всем – подписывайтесь на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

interesnyefakty.org

Кто и когда изобрел карандаш?

Конструкция карандаша столь гениально проста, что этот инструмент почти без изменений дошел из Средневековья до наших дней.

За последние столетия сменилось несколько поколений инструментов для письма. На смену гусиным перьям пришли перьевые ручки, затем шариковые. Однако конструкция другого инструмента — карандаша — оказалась настолько гениально простой, что он почти без изменений дошел из Средневековья до наших дней и, возможно, протянет еще не одно столетие. В древности те, кому приходилось делать заметки, пользовались стерженьками из свинца или его сплава с оловом. Этот мягкий металл оставлял на пергаменте или бумаге еле видный светло-серый след, который можно было стереть с помощью мякиша. Рисовали и углем, и черным глинистым сланцем, однако удобство таких письменных приспособлений оставляло желать лучшего.

Как часто бывает, к революции в сфере письменных принадлежностей привел слепой случай. В 1564 году в Борроудейле, городе английского графства Камбрия, буря повалила несколько деревьев, и местные жители обратили внимание на необычные камни под корнями. Они были черными, мягкими и оставляли следы на различных поверхностях. Слава камня, который назвали «черным свинцом», или plumbago (лат. «подобный свинцу»), вскоре распространилась за пределы графства: пастухи метили им овец, художники вставляли кусочки «свинца» в деревянные футляры и использовали для рисования и письма. Английским словом lead (свинец) и сегодня называют карандашный грифель, а в словаре Даля можно увидеть определение графита: «ископаемое, из которого делается так называемый свинцовый карандаш» (само русское слово «карандаш» произошло от тюркских «кара» — черный, «даш» — камень). То, что «черный свинец» представляет собой кристаллическую разновидность углерода, шведский химик Карл Шееле выяснил только в 1779 году, а через десять лет немецкий геолог Абраам Вернер дал ему говорящее название графит — от греческого γράφω, «пишу».

На протяжении следующих двух с лишним веков Борроудейл оставался единственным источником графита для карандашей в Европе, поскольку минерал из других месторождений был низкокачественным. Графит стал стратегическим сырьем, британский парламент в 1752 году принял закон, согласно которому за воровство этого материала или продажу на черном рынке полагалось тюремное заключение или ссылка. Великобритания сама решала, кому можно продавать этот минерал, а кому нельзя. В частности, новорожденную Французскую республику островной сосед решил оставить без карандашей, объявив ей экономическую блокаду. Понятно, что такая монополия не пришлась французам по душе, и один из видных деятелей французской революции Лазар Карно попросил изобретателя, ученого и офицера Никола Жака Конте найти способ не зависеть от импорта этого дорогого материала. Конте решил проблему довольно быстро — он взял за основу молотый графит (из других месторождений), смешал его с глиной, из полученного состава вылепил стержни и обжег в печи. Полученный материал был значительно дешевле, а писал нисколько не хуже самого лучшего британского натурального графита. Более того, варьируя содержание графита в смеси, можно было получать различную твердость грифелей. В 1795 году Конте получил патент на свой процесс, и именно таким методом (с незначительными усовершенствованиями) карандаши изготавливают и сейчас.

Статья «Штрихи на бумаге» опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2012).

www.popmech.ru

Найден карандаш, возраст которого 6120 лет

Сотрудниками научно-исследовательской лаборатории древних технологий Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ) во время летней экспедиции в Бодайбинском районе найден карандаш, возраст которого 6120 лет. Пожалуй, это самый древний из сохранившихся карандашей на планете. Данная находка удлиняет его историю на целую тысячу лет!

Фото: AP

Исследования показали, что на 78 процентов карандаш состоит из чистого графита, а порошок, оставшийся после обтесывания, использовался для изготовления краски. Сотрудник лаборатории ИрГТУ, доцент Евгений Инешин пояснил в интервью городскому порталу Улан-Удэ, что по характеру оставленных на предмете следов можно сделать вывод — карандаш очень аккуратно шлифовали, придавая ему заостренную форму. Интересно, что данный пишущий предмет, принимая во внимание его древность и условия хранения, даже сейчас можно использовать по прямому назначению.

У русского слова "карандаш", по мнению ученых, тюркская этимология. Karadaš (карадаш) означает черный камень. А вот первые карандаши, как считается, появились примерно пять тысяч лет назад в Древнем Египте и представляли собой тростинки из камыша, бамбука или папируса, из которых вытекал свинец.

Римский энциклопедист Плиний Старший также сообщает о существовании свинцового грифеля в качестве пишущего инструмента в античности, откуда произошло и его латинское название — stilus plumbeus. Из уроков химии мы помним, что плюмбум — это и есть свинец. Отголоски этого сохранились в современном немецком языке, где Bleistift - это карандаш, а Blei - свинец. По-английски карандаш называется pencil и происходит от еще одного латинского слова pencillus, что означает "хвостик".

Читайте также: "Вашу ручку!", или Чем мы пишем

Начиная с 13-го века, стали писать грифелями из свинцового сплава, к кончику которого припаивался тонкий кусочек серебра. "Серебряный карандаш" требовал высокого уровня мастерства, поскольку стереть начертанное им оказалось невозможным. Со временем серые штрихи, нанесенные серебряным карандашом, превращались в коричневатые линии. Кстати, рисовать и писать "свинцовым карандашом" было не намного проще, чем "серебряным", поскольку бумага для него требовала специальной обработки, а длительное соприкосновение со свинцом несло угрозу здоровью.

Фото: AP

В 14-м столетии появился так называемый "итальянский карандаш", который представлял собой стержень из глинистого черного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жженой кости, скрепленного растительным клеем. Первое описание карандаша из графита, заключенного в деревянную оболочку, приведено в трактате о минералах Конрада Геснера в 1565 году (как сообщает Энциклопедия Брокгауза и Ефрона).

В 1564 году в графстве Камберленд обнаружили Борроудейльское (Borrowdale) месторождение графита в сплошных кусках. Их распиливали на пластинки, шлифовали, затем распиливали на палочки и обделывали в дерево или тростник. В 1660-е годы отделанные деревом графитные палочки использовались во многих странах. Написанное и нарисованное такими карандашами легко стиралось резинкой, что было удобно. Однако сами камберлендские карандаши были весьма дороги, а позже практически исчезли, потому что месторождение истощилось, а сплошные куски графита подходящего качества стали редки.

В 1789 году немецко-шведский аптекарь и химик Карл Вильгельм Шееле (Carl Wilhelm Scheele) раскрыл химический состав стержня карандашей и установил, что графит представляет собой модификацию углерода. Кстати, ученый назвал его так, воспользовавшись греческим глаголом "графейн" — "писать" — graphit. Интересно, что вскоре графитовые карандаши стали еще большей редкостью, поскольку оставшийся чистый минерал из Борроудейльского месторождения почти полностью пошел на военные нужды, в частности, для производства плавильных тиглей для изготовления пушечных ядер.

Словно предвидя континентальную блокаду, которую Наполеон объявит Англии в 1806 году, британский парламент запретил экспорт этого ценного стратегического сырья. За его контрабанду наказывали предельно жестко, вплоть до смертной казни. В результате стоимость чистого графита, и, соответственно, карандашей, неизмеримо возросла. Но, как это не раз случалось в истории изобретений, хитрая на выдумки голь сделала новое научное открытие.

Австрийский архитектор, изобретатель и фабрикант Иосиф Хардтмут (Joseph Hardtmuth) в 1790 году смешал графитовый порошок с глиной и водой, а потом обжег полученную смесь в печи. В зависимости от количества глины в смеси получалась возможность делать стержни различной твердости. Через два года в Вене им была основана знаменитая карандашная фабрика Koh-i-Noor Hardtmuth, что получила свое название в честь самого известного в Англии своей необычной историей одноименного алмаза (его "имя" в переводе с персидского означает "Гора света").

Современный карандаш был запатентован в 1795 году талантливым французским химиком, художником и изобретателем по имени Никола Жак Конте (Nicolas-Jacques Conté). Он разработал технологию получения высококачественных стержней даже из загрязненного графита, добывавшегося в шахтах Германии и Австрии. Имевшие хождение в Европе такие карандаши назывались именем французского изобретателя.

По методу месье Конте из разных сортов богемского и сибирского графита с прибавкой от 30 до 50 процентов чистой глины в немецком городе Нюрнберге, где находилась известная фабрика A. W. Faber, основанная в 1761 году и существующая поныне, производили обыкновенные карандаши. В России вплоть до начала прошлого столетия было четыре карандашные фабрики: в Москве — Никитина (основана в 1842 году) и Карнаца, в Риге — Глезера, а в Вильне — Тараканова.

Читайте также: Россия — родина арфы и колонн

Однако теперь, в связи с открытием отечественных археологов, историю карандаша пришлось удлинить на тысячу с небольшим лет. К сожалению, мы не знаем имени того умельца Каменного века, который впервые додумался использовать графитовый стержень столь необычным для тех времен образом. Однако можно гордиться тем, что это гениальное открытие произошло на территории нашей страны…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

www.pravda.ru

Чем наши предки писали - чертили - рисовали? Эволюция карандаша... | Культура

Древесный уголь продолжали использовать, как и в древности, но уже не в виде головешек из костра, а, например, специально обрабатывая в печи ивовые палочки в горшке, запечатанном глиной.

В следующем столетии были открыты месторождения «черного камня» — графита. По одной (более популярной) версии, впервые это случилось в Пьемонте (Италия), по другой — началом использования графита мы обязаны британским пастухам из Камберленда. Заметив, что шерсть овец чернеет, когда они трутся о местные скалы, наблюдательные пастыри сообщили «куда надо», а ученые мужи сделали вывод о присутствии в поверхностных горных породах свинца или «черного камня».

Господа химики, не волнуйтесь! Свинец, оказавшийся углеродом, — разве единственный сюрприз, который преподносила человечеству природа? Даже у В. Даля читаем: «Графит — ископаемое, из которого делается так называемый свинцовый карандаш; это уголь или углерод, с небольшою примесью железа». Так что история карандаша имела «свинцовое» начало. Версия с британскими овцами, конечно же, весьма колоритна, особенно если закрыть глаза на то, что по-тюркски «кара» — это «черный», а «даш» — камень.

Леонардо да ВинчиА так называемый «парижский карандаш» («соус») изготавливался из смеси белой глины и черной сажи. Он оказался хорош тем, дает черный след на бумаге и меньше ее царапает. Им до сих пор рисуют художники-графики. Во Франции же в XV веке была изобретена пастель путем добавления к мелу пигментов и жиров. Использовали при этом гуммиарабик или сок смоковницы, например. Леонардо да Винчи принадлежит заслуга открытия сангины — «красного мела». Это природный каолин, окрашенный окислами железа.

В XVII веке было налажено производство графитных карандашей в Нюрнберге (Германия). Смешивая графитный порошок с серой и клеем, предприимчивые немцы поставляли стержни недорогие, хоть и не слишком качественные. Чтобы скрыть это, помещали в середину деревянного корпуса низкосортную продукцию, а по краям — чистый графит.

Никола-Жак КонтеВ конце XVIII века чешский фабрикант Й. Гартмут, выпускавший лабораторную посуду, соединил глину и графит, положив начало карандашному производству знаменитого «KOH-I-NOOR». Во Франции примерно в то же время Н.-Ж. Конте самостоятельно изобрел карандаш в виде тонкой палочки из смеси графитового порошка и глины, уложенной между двумя дощечками. Ему удалось достигнуть высокой прочности стержней и найти пропорции ингредиентов, которые положили основу современной классификации карандашей по твердости. Никола-Жак Конте, получив патент на свое изобретение в январе 1795 года, основал карандашную фабрику своего имени, с которой началась история знаменитой и поныне фирмы.

А шестигранную форму корпуса карандаша предложил в середине XIX века граф Лотар фон Фаберкастл (Faber-Castell) — для более устойчивого положения на наклонных поверхностях для письма. Он же является автором стандартной длины и диаметра карандаша.

Чуть позже, в 1869 году американец Алонсо Таунсенд Кросс (Cross) изобрел механический карандаш, в котором графитный стержень помещен в металлическую трубку и по необходимости выдвигается вместо заточки деревянного корпуса — он стал прообразом сегодняшних цанговых карандашей.

Любители статистики подсчитали, что одним обыкновенным деревянным карандашом можно провести линию длиной в 56 км или написать более 40 тыс. слов. А вот Стейнбек, говорят, мог исписывать до 60 карандашей за один день. И Хемингуэй писал тоже только деревянными карандашами.

Стоит еще раз вернуться к упоминанию фирмы Н.-Ж.Конте. В конце XX века она выпустила Conte Evolution — карандаш, не содержащий дерева, который изготавливается на одной производственной линии всего за одну минуту или даже чуть меньше. Рецепт является секретным. Известно только, что он готовится на основе синтетической резины, раствор которой вытягивается в форме спагетти, нарезается на секции, затачивается с одного конца, обрезается с другого (к которому может быть добавлен ластик) и покрывается краской.

Есть и другой любопытный факт современных преимуществ, казалось бы, такого бесхитростного инструмента, как карандаш. В космическом ведомстве США (НАСА) более года разрабатывалась авторучка для письма в космосе (по проекту, стоимость которого исчислялась 3,5 млн. долларов), а советские космонавты пользовались безотказными карандашами.

Вот такая эволюция!

О древнейших инструментах для письма можно прочитать здесь ]

shkolazhizni.ru


Смотрите также