История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Реферат - Древние государства Месопотамии - файл 1.docx. Возникновение древнейших государств месопотамии


Возникновение государства в Древнем Двуречье

Древняя Месопотамия. Приступая к изучению территории современного Ирака, расположенной между реками Тигр и Евфрат, необходимо дать краткую характеристику процесса возникновения государства.. Ок. 4000 г. до н.э. в Месопотамии начинает бурно развиваться города, возникает замечательная архитектура, создаётся письменность и формируются политические, религиозные и правовые системы.Периодизация истории государства и права Древней Месопотамии связана с определённым временем существования отдельных государств. Их количество было достаточно велико, поэтому акцент делается именно на те государства, которые внесли существенный вклад в государственно-правовую историю.Ок. 3100 – 2800 гг. до н.э. в Шумере (Южная Месопотамия) образовались города-государства Эреду, Ур и Урук. Ими правили цари, попеременно сменяя друг друга. Шумеры создали замечательные архитектурные сооружения, изобрели колесо, письменность и гончарный круг.Живущие по соседству с Шумером семитские племена стремились овладеть его богатствами. В Аккаде пришёл к власти и основал династию Саргон (ок. 2316-2261 гг. до н.э.). Царь Саргон победил Шумер, объединил Месопотамию и создал могучее Шумеро-Аккадское царство. Значение других городов-государств уменьшилось. Саргон и его внук Нарамсин (ок. 2291-2255 гг. до н.э.) одерживали победы в военных походах в Сирии, Персии и Малой Азии.Ок. 2230 г. до н.э. в Аккад вторглись и завоевали его племена кутиев, пришедшие с Загросских гор. Шумер постепенно восстановил своё значение. Ур стал его столицей.Ок. 2000 г. до н.э. в Шумер вторглись племена амореев. Они разрушили шумерскую цивилизацию и создали на месте старых городов новые царства. Два из них – Вавилонское и Ассирийское царства – превратились в могущественные государства.Рассматривать более подробно историю государств Древнего Двуречья необходимо с характеристики Древнего Шумера (возникновение государства, общественный и государственный строй, армия).Далее необходимо перейти к государственному и общественному строю Вавилонии.

Одна из групп кочевых семитских племён, амореи, ок. 2000 г. до н.э. вторглись в Месопотамию. Они завоевали Шумер, Аккад и Ассирию.

hammurappi.blogspot.com

Федеральное агенство по образованию - Реферат - Древние государства Месопотамии

Реферат - Древние государства Месопотамиискачать (39.1 kb.)

Доступные файлы (1):

содержание

1.docx

Реклама MarketGid:

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В Г. ТВЕРИ

Институт экономики, управления и права.

Факультет управления.

Абросимова Надежда Геннадьевна

«Древние государства Месопотамии».

Реферат по дисциплине «история мировых цивилизаций»

студентки 1 курса заочного отделения специальности

080504 Государственное и муниципальное управление

группы Гз-11

Работу проверила

Лещенко И.Н.

Тверь 2009.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.

§1. Древнее Двуречье: возникновение первых государств.

§2. Протогосударства древнего Шумера.

§3. Ранние государства Месопотамии.

§4. Вавилония (Древневавилонское царство).

Заключение.

Список использованных источников и литературы.

Введение.

Реальная действительность человеческой истории многообразна. Но что характерно: при всем ее неохватном многообразии – от древнего Двуречья до современной Океании, от высоких культур Индии и Китая до весьма недавно вступивших на путь цивилизации африканских народов – генеральные закономерности эволюции примерно одинаковы, они и берутся за основу при изложении различных материалов из истории стран и народов Востока.

Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории современного Ирака, меду реками Тигр и Евфрат, в IV тыс. до н.э. На юге Месопотамии, где широко проводилось с/х, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносном значении этого слова: здесь изготовлялись из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие.

§1. Древнее Двуречье: возникновение первых государств.

Первые камни в фундамент мировой урбанистической цивилизации были заложены на древнем Ближнем Востоке, в долине нескольких великих плодородных рек. Примерно в VIII – VI тысячелетиях до н.э. земледельцы ближневосточных предгорий. Уже освоившие достижения неолитической революции и с каждым поколением все увеличивавшиеся в числе, стали спускаться в равнины и активно заселять плодородные долины рек, в первую очередь Тигра и Евфрата. Междуречье и берега этих рек, именуемые общим термином Двуречье, а также соседние районы (Загрос, Анатолия, Палестина) ныне хорошо изучены специалистами. Раскопанные археологами поселения (Джармо, Хассуна, Тель-Халаф и др.) свидетельствуют, что их обитатели жили в

глинобитных домах. Сеяли ячмень, пшеницу и лен. Разводили коз, овец и коров. Были знакомы с ранними формами ирригационного хозяйства (осушение болотистых земель с помощью каналов, возведение дамб и т.п.), изготовляли различные керамические сосуды (наиболее ранние из них не были знакомы с керамикой), изделия из камня, позже – даже из меди. По мере продвижения земледельцев к югу, где удобряемые разливами рек почвы были особенно плодородны, поселения становились богаче и крупнее. Культура Убайд (конец V тысячелетия до н.э.) представлена уже поселками до 10 га, в центре которых размещались крупные храмовые комплексы на высоких земляных платформах, окруженные городскими стенами,- явственный признак ранней урбанизации. Раскопки этих поселений свидетельствуют о многочисленном населении, развитом ремесле. Включая знакомство с гончарным кругом, металлургией, ткачеством, принципами архитектуры и монументального строительства.

Культуру Убайд принято считать протошумерской. Как известно, на рубеже V - IV тысячелетий до н.э. на территории Южного Двуречья появляются шумеры, с именем и деятельностью которых связывается возникновение древнейшего мирового очага цивилизации и государственности. Загадка шумеров до сих пор не разгадана. Их собственные легенды указывают на юг (приморские районы Персидского залива) в качестве прародины; специалисты видят ее - то на востоке, то на севере. Ясно одно: шумерский язык значительно отличается от группы семитских языков, распространенных среди большинства древних обитателей ближневосточной зоны. Похоже на то, что пришельцы-шумеры, появившись в зоне обитания насельников культуры Убайд, быстро и энергично заимствовали все достижения их культуры и, возможно, сыграли важную роль внешнего толчка в ускорении поступательного ее развития – теперь уже на их, шумерской, этнической основе.

§2. Протогосударства древнего Шумера.

Примерно с середины IV тысячелетия до н.э. в Южном Двуречье появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Примером их служит Урук, с культурой и социальной структурой которого можно ознакомиться как на основе данных археологии, так и на базе древнейших памятников шумерской пиктографической письменности (начертанные на глиняных табличках документы хозяйственной отчетности).

Источники свидетельствуют, что система администрации в Уруке была тесно связана с культом бога неба Ана, выступавшего, видимо, в функции связующего единства коллектива. Храм в честь Ана был общественным и хозяйственным центром Урука, а жрецы храма исполняли функции управителей во главе с верховным жрецом, главой протогосударства. Археологические слои, датируемые рубежом IV – III тысячелетий до н.э. (Урук, Джемдет-Наср), свидетельствуют, что ранние протогосударства Двуречья были знакомы с достаточно сложным ирригационным хозяйством, которое поддерживалось в рабочем состоянии усилиями всего населения во главе со жрецами. Храм, выстроенный из обожженного кирпича, был не только крупнейшей постройкой и монументальным центром, но одновременно и общественным складом, и амбаром, где размещались все запасы, все общественное достояние коллектива, в который уже включалось и некоторое количество пленных иноземцев, использовавшихся для обслуживания текущих нужд храма. Храм был также центром ремесленного производства, включая и металлургию бронзы.

Жрецы-администраторы, ремесленники, хранители храмового имущества, писцы, слуги и даже рабы из числа пленников – все они жили за счет избыточного продукта общинников, но при этом каждый из них

вносил свою долю в совокупный общественный труд и продукт коллектива в целом. Для строгого учета и регулирования все усложнявшихся норм и форм взаимоотношений велась детальная хозяйственная отчетность, вызвавшая к жизни письменные документы, этот важный элемент складывавшегося древнейшего очага мировой цивилизации.

Протогосударства древнего Двуречья развивались быстро и энергично. Росло количество населения, совершенствовались трудовые навыки, обогащалась культура труда.

С ростом протогосударств усложнялась и их внутренняя структура. Если вначале храм был центром хозяйства и разросшейся общины либо группы соседних общин, каждая из которых в лице своих представителей принимала участие в обработке земли храма, продукт с которой шел на сакральные (совместные всеобщинные ритуалы с обильным жертвоприношением) и страховые нужды коллектива и на содержание немногочисленной еще группы оторванных от производства пищи людей, то теперь ситуация изменилась. Видимо, уже со второй трети III тысячелетия до н.э. в большинстве протогосударств (Урук, Киш, Ур, Лагаш и др.) население исчислялось десятками тысяч, а количество общинных деревень – многими десятками. Практически это значило, что избыточный труд и продукт общинников – даже при условии значительного роста храмовых земель и храмового хозяйства – уже не мог быть реализован с достаточной полнотой и эффективностью вне самих общинных полей и поселений, которые могли отстоять от храма на десятки километров. Поэтому происходило отделение общинных полей от полей храма. Общинники обрабатывали свои земли и выплачивали ренту-налог, тогда как в обработке храмовой земли они, как правило, переставали принимать участие, что, впрочем, не исключало их участия в общественных работах, на строительстве каналов, дамб, храмовых или

дворцовых сооружений, дорог и т.п. с обеспечением их питанием и выдачей необходимых орудий труда из храмовых амбаров и складов.

Наиболее наглядно это видно на примере структуры храмовых земель храма Бау (Бабы) в Лагаше в XXV - XXIV вв. до н.э., когда это протогосударство завоевало и подчинило себе ряд соседних и в его состав было включено несколько храмовых комплексов – к слову, храм Бау не был единственным и в самом Лагаше; главным там был храм бога Нингирсу (Нин-Нгарсу, супруга Бау), верховный жрец которого выступал в качестве правителя-энси. Обычные общинники при обработке храма Бау практически не использовались. Вся земля храма была поделена на три части. Первая по-прежнему оставалась храмовой; ее обрабатывал персонал храма из числа бывших иноплеменников и иных стоявших вне общин лиц, а урожай предназначался для сакральных нужд, торгового обмена, страховых и экстраординарных выдач. Вторая в виде служебных наделов раздавалась рабочему персоналу и служащим храма, включая ремесленников,- в качестве платы за их труд. Наконец, третья часть в форме наделов предназначалась для передачи их любому желающему и нуждающемуся в качестве аренды с весьма умеренной арендной платой (1/6-1/8 урожая).

Отделение храмового хозяйства от общинного и превращение его в особую сферу экономики, в государственное хозяйство, сыграло важную роль в укреплении экономических, а затем и политических позиций жреческой администрации во главе с энси. Выборная должность жреца-энси со временем все очевиднее приобретала тенденцию превратиться в наследственную, что стало нормой после объединения всего Шумера Саргоном Аккадским в XXIV в. до н.э.

Период шумерской истории до этого объединения принято именовать раннединастическим. Это была эпоха ожесточенной борьбы соседних протогосударств за политическую гегемонию, а их правителей – за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение ее за

счет соседей. Войско каждого из таких протогосударств обычно состояло из небольшого отряда тяжеловооруженных воинов; вспомогательной силой были примитивные колесницы на сплошных колесах, запряженные, видимо, онаграми либо ослами и приспособленные для метания дротиков.

Вначале, в XXVIII – XXVII вв. до н.э., успех был на стороне Киша, правители которого первыми приняли титул лугаля, стремясь тем самым подчеркнуть свое первенство среди остальных. Затем возвысился Урук, имя правителя которого, Гильгамеша, впоследствии вошло в легенду и оказалось в центре шумерского эпоса. Урук при Гильгамеше подчинил себе, хотя и еще очень непрочно, ряд соседей – Лагаш, Ниппур и др. В XXV в. верховенства и титула лугаля добились правители Ура, чьи царские гробницы, раскопанные английским археологом Л. Вулли, были наполнены богатыми украшениями, драгоценностями, повозками и десятками сопогребенных, призванных сопровождать на тот свет повелителя. На рубеже XXV – XXIV вв. на авансцену шумерской истории вышел Лагаш.

Сначала его правитель Эанатум присоединил ряд соседних центров – Киш, Урук, Ларсу и др., что привело к усилению его военного и политического могущества. При Лугальанде политика дальнейшей централизации власти и связанных с этим злоупотреблений вызвала резкое недовольство населения. В результате восстания – едва ли не первого из зафиксированных историей – Лугальанда был низложен, а к власти пришел Уруинимгина, проведший ряд реформ, сущность которых сводилась к восстановлению нарушенной нормы, отмене либо уменьшению поборов с населения, увеличению выдач работникам храма. Видимо, эти вынужденные реформы содействовали ослаблению централизованной администрации Лагаша, что вскоре и привело к завоеванию его удачливым правителем Уммы Лугальзагеси, создавшим

объединенное Шумерское государство, правда, просуществовавшее очень недолго.

§3. Ранние государства Месопотамии.

Середина III тысячелетия до н.э. была отмечена энергичным заселением Двуречья скотоводческими племенами, и до того в немалом количестве проникавшими в Шумер. Их поселения на севере стали активно заимствовать достижения шумерской цивилизации, сближаясь с ней по уровню развития. Представителем и выразителем активной наступательной политики семитских племен стал в конце XXIV в. Саргон (Саргон Древний, или Аккадский). По преданию, он был незаконнорожденным младенцем, выловленным в корзине в реке и воспитанным чужими людьми. Поступив на службу к правителю Киша, Саргон быстро выдвинулся, а после гибели Киша выкроил себе собственное государство и стал успешно воевать с соседями. Затем Саргон провозгласил себя лугалем выстроенного им на севере Шумера нового города Аккада. Вступив в длительную войну с Лугальзагеси, Саргон успешно довел ее до конца, объединил под своей властью Шумер и Аккад и стал правителем большого государства, состоявшего из многих десятков региональных подразделений, бывших городов-государств. В успехах Саргона большую роль сыграла созданная им армия: едва ли не впервые в истории в руках именно этого завоевателя оказалась крупная боевая сила профессиональных воинов (5400 человек), каждый из которых за свою службу получал надел и жил за счет дохода от него. Неудивительно, что после создания единого государства Саргон сумел подчинить себе соседний Элам и свершил ряд успешных походов на север и северо-запад. Государство Саргона просуществовало недолго. Уже при его сыновьях и внуки Нарамсине, успешно продолжавших его политику, стали заметны

признаки упадка: региональный сепаратизм и недовольство покоренных давали о себе знать, все чаще приходилось подавлять восстания. Нарамсин (Нарам-Суэн) принял ряд мер, укреплявших администрацию центра; он велел даже официально именовать себя богом, а прежних наследственных энси заменил назначаемыми чиновниками. Но уже при его сыне пришедшее в упадок Аккадское государство пало под натиском появившихся с территории Ирана племен кутиев (гутеев), которые стали управлять завоеванной ими Месопотамией с помощью назначавшихся ими из числа прежних региональных правителей-энси наместников. В руках некоторых из них оказалась немалая власть. Так, заметно выделялся среди других энси Гудеа в Лагаше, откупавшийся от кутиев данью и сосредоточивший в своих руках власть почти над всей Южной Месопотамией. Правление Гудеа отличалось, в частности, размахом ирригационного и храмового строительства и значительным развитием торговых связей с различными районами Ближнего Востока, вплоть до Индии. На рубеже XXII – XXI вв. до н.э. власть кутиев пала, и во главе нового «царства Шумера и Аккада» стали представители очередной, третьей, династии Ура. Правители третьей династии Ура, начиная с сына основателя династии Ур-Намму, Шульги, официально именовали себя богами, причем их реальный статус действительно был близок к положению обожествленного монарха. Власть правителя была в высокой степени централизована; региональные подразделения, бывшие протогосударства (города-государства), управлялись назначаемыми из центра наместниками, которые по традиции именовались энси. Подобно Саргону и Саргонидам, правители Ура имели хорошо организованную профессиональную армию, причем часть ее состаляли наемники из числа воинственных кочевников-амореев. Наряду с государственной возникла иная форма хозяйства, основанная на частной собственности, появление и упрочение которой знаменовали серьезную трансформацию экономики общества. Кризис государственного

хозяйства и укрепление частного сектора в Двуречье вызвали постепенное ослабление централизованной власти, усугублению которого способствовали нашествие воинственных пастухов-амореев, а затем также и эламитов. Третья династия Ура на этом прекратила свое существование. В результате аморейских завоеваний и крушения третьей династии Ура Месопотамия распадается по новому типу. Возникает три группы государств:

  1. В основном совпадают с древними шумерскими государствами. Иссин и Ларса (период) – конкуренты, где правители - аморейского происхождения, но следовали шумеро-аккадской политике. Мелкие по территории государства.
  2. Два крупных государства на территории плодородного «полумесяца» севера Междуречья. Ашшур - город-государство. Мари – второе государство. Они были Аморейскими и наиболее сильными государствами в политическом и военном смысле. Были наиболее агрессивны и претендовали на объединение всего Междуречья. В этих государствах были сильны аморейские традиции, но развивались в сфере восточной деспотии.
  3. Аморейские племенные княжества – полное сохранение родоплеменных отношений. Они были зажаты с севера и юга противниками. В военном и политическом отношениях были слабы по сравнения со своими соперниками. Главную роль сыграл Вавилон, находившийся именно в третьей группе. Вавилон – результат аморейский завоеваний.
§4. Вавилония (Древневавилонское царство).

К 1800 г. – Вавилон, небольшое царство, которое стало выделяться на рубеже XIX – XVIII вв. до н.э.

Новый центр Двуречья Вавилон, со временем превратившийся в величайший город мира, стал возвышаться с начала правления шестого представителя вавилонской династии, Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.). За долгие годы успешного правления Хаммурапи сумел поочередно разгромить соседей-соперников, объединив под своей властью всю Месопотамию. Заново на развалинах далекого прошлого правитель Вавилонии создал могущественное и процветающее централизованное государство. И хотя оно просуществовало не слишком долго и уже при преемниках Хаммурапи появилась тенденция к некоторому упадку, следствием чего были вторжение эламитов, а затем и завоевавших Вавилонию в XVI в. до н.э. касситов, именно Вавилонию царя Хаммурапи можно сочетать первым в Западной Азии развитым государством в полном смысле этого слова. Речь идет не о централизованной эффективной администрации на большой территории, это было в Двуречье со времен Саргона Аккадского. Суть в ином: вавилонское государство уже представляло собой ту сложную структуру, которая в дальнейшем была характерна (в многочисленных вариантах) для всех достаточно развитых обществ традиционного Востока, да и не только Востока.

Основным занятием жителей Вавилонии было земледелие, а главным богатством — зерно. Поэтому Хаммурапи строил для орошения полей новые каналы и заботился о ремонте старых. Самый большой канал назывался «Хаммурапи — Благословение народов». От царя Хаммурапи до нас дошло множество глиняных табличек. Это распоряжения и указы, которые царь рассылал своим подданным. Все они начинались словами: «Так говорит Хаммурапи!».

В Вавилонии власть царя была беспрекословной. Смирение и страх перед царём основывались на вере в то, что царь близок к богам и свою власть получает из их рук. Верховным богом Вавилонии был Бел-Мардук. В центре

столицы возвышался посвященный ему храм — зиккурат.Каждый вавилонянин знал о великих подвигах Бела-Мардука. Он один отважился вступить в бой с грозной Тиамат — богиней хаоса и солёной воды. Вавилоняне представляли её чудовищем с четырьмя лапами, птичьими крыльями и женской головой. Бел-Мардук убил её, разрубил тело на две части, из нижней сделал землю, а из верхней — небо. С тех пор в мире воцарились покой и порядок. А сам Бел-Мардук был провозглашён царём над богами. Благодарные боги построили для него «небесный Вавилон».

Вавилоняне верили также и во всех старых шумерских богов. Особенно почитали они богиню красоты, любви и плодородия Иштар.

Богам приносили жертвы, им пели священные гимны и читали молитвы. Статую бога одевали в новые, красивые одежды и умащивали пахучими маслами. Торжественные процессии жрецов, облачённых в белые одеяния, медленно поднимались по широким ступеням на вершину зиккурата, чтобы приветствовать бога. Все эти действия в совокупности называются религиозным культом.

Авторитет Хаммурапи опирался не только на божественное происхождение его власти, но и на войско. Хаммурапи завоевал всё Двуречье — от Персидского залива до верховьев Тигра и Евфрата.

Воин получал за верную службу щедрую награду. Царь дарил ему участок земли, сад, дом и домашний скот — быков, овец. Воин служил только царю. Никто не мог заставить воина работать на себя. Когда воин попадал в плен, царь платил за него выкуп. Но наказание для неверного воина было только одно — смерть. Если воин не хотел идти на войну и посылал вместо себя кого-нибудь другого, то такого воина казнили, а землю и скот отбирали. В армии существовала строгая дисциплина.

Самым богатым человеком, обладавшим непререкаемым авторитетом, был царь. Он владел половиной всех плодородных земель. Царя окружали вельможи и жрецы. Целая армия писцов, надсмотрщиков, сборщиков налогов, судей, стражей следила за порядком в государстве. Кормильцами страны были крестьяне. С утра до вечера они работали в поле, строили и ремонтировали каналы. Земледелие в Вавилонии было поливным и требовало немало усилий.В городах жили ремесленники: плотники, гончары, ткачи, кузнецы, ювелиры, портные и другие.В Вавилонии было много рабов. Рабами становились военнопленные и люди, которые не могли рассчитаться с долгами.Женщина в Вавилонии была бесправной. Беря её в жены, муж платил выкуп — калым, то есть, по сути, покупал. Жена не имела права прекословить мужу. Бесправие женщины — характерная черта Востока.

Учёные нашли большой столб из чёрного камня базальта выше человеческого роста. На нём были выбиты основные законы государства Хаммурапи. По этим законам жили все жители страны — свободные и рабы. В верхней части столба изображён сам царь, которому бог солнца и правосудия Шамаш диктует мудрые законы. На столбе записано почти 300 законов.

Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской цивилизации и культуры.

Заключение.

Подводя итоги, обратим еще раз внимание на динамику исторического развития ранних очагов урбанистической цивилизации в ее шумеро-вавилонском варианте. Сначала возникает группа соседних и параллельно развивающихся шумерских протогосударств с весьма характерной для них храмовой формой администрации. Увеличение количества храмовых и, позже, царско-храмовых земель в рамках укрупненных государств Саргона или правителей третьей династии Ура создает условия для упрочения сильной централизованной власти, этому же способствует и появление немалого количества безземельных вчерашних общинников, вынужденных арендовать храмовые и царские земли.

В Вавилонии времен Хаммурапи царско-храмовые земли раздавались служащим в качестве платы, кормления, и всем остальным, включая неполноправных мушкенумов, в виде аренды. Общинники, сохранившие земли, по-прежнему платили налоги в казну. Возникшие частные собственники тоже их платили, но статус частнособственнических земель выгодно отличался от статуса земель общинных тем, что их можно было продать беспрепятственно, - обстоятельство, которым порой не брезговали и правители, покупавшие в собственное пользование те или иные поля из частнособственнического клина земель.

Шумеры и вавилоняне были первыми, кто шел по пути становления государственности, так что их вариант политогенеза и развития форм хозяйства и форм собственности заслуживает особого внимания. Он во многих отношениях был эталонным для тех, кто шел вслед за ними, хотя, разумеется, существовали и иные варианты.

Вкратце упомянем о том вкладе, который внесли жители древнего Двуречья в мировую культуру.

Это, во-первых, шумерское иероглифическое письмо, достаточно быстро трансформировавшееся в массовой документации царско-храмовых хозяйств в упрощенную клинопись, что впоследствии сыграло решающую роль в возникновении алфавитной системы. Во-вторых, это постоянно развивавшаяся усилиями жрецов система календарного счисления, тесно связанного с астрономическими наблюдениями, а также элементарная математика. Тот алфавит, те сведения о календаре и звездном небе с его знаками зодиака, та десятеричная система счета, которыми мы пользуемся и сегодня, восходят именно к древнему Двуречью. Религиозные представления с множеством богов и храмов в честь, интереснейшие мифы с описание жизни, приключений и похождений богов и героев, наиболее знаменитыми среди которых считался Гильгамеш, развитое изобразительное искусство, особенно каменные рельефы и барельефы, культура архивного дела, первые в истории географические карты и путеводители – вот далеко не полный перечень того, что осталось в памяти потомков и внесло свой вклад в развитие мировой культуры.

^

Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия/сост., ред. Б.С.Ерасов. М.,1999.

Васильев, Л.С. История Востока : В 2 т. Т.1: Учеб.по спец. «История»/Л.С.Васильев. – 3-е изд., испр.и доп.-М: Высш.шк., 2003.

Под редакцией В.И. Кузищина История Древнего Востока. – 3-е изд., испр.и доп.-М:Высш.шк., 2003.

Древние цивилизации./Под ред. Г.М.Бонгард-Левина. М.,1997.

Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.,1990.

Скачать файл (39.1 kb.)

gendocs.ru

История государства и права зарубежных країн.Мудрак =lybs.ru= =lybs.ru=

Начиная с седой древности, в нижнем течении рек Тигр и Евфрат на юге Месопотамии жил народ, называвшийся шумеры. Были шумеры коренными жителями этого района, или, как об этом говорят их легенды, пришли издалека, неизвестно.

Уже в IV тысячелетии до н.э. Шумер переживает период перехода от первобытного строя к классовому обществу. Виде-ется скотоводство, ремесло отделяется от земледелия, начинается обработка металлов. В семье и обществе утверждается господство мужа. Родовая община перерождается в территориальную (сельскую).

Постоянная потребность в регулировании разлива крупных рек, осушке затопленных и орошении засушливых районов вызвало необходимость сооружения большой и сложной иры-гаційної системы. Примитивная техника требовала использования труда большого количества людей. Поэтому пленных, захваченных во время военных действий, превращают в рабов.

Итак, на развалинах родового строя возникает классовое общество, а вместе с ним и государство.

Первые государства на территории Месопотамии возникают в начале III тысячелетия до н.э. Хозяйственными, политическими и культурными центрами государств были города, которые объединяли вокруг себя сельские поселения. Известны такие города-государства, как Эриду, Ур, Ниппур, Умма, Урук, Лагаш. По форме прав-ления их можно отнести к аристократических республик. Между городами шла конкуренция за господствующее положение.

Главы городов-государств избирались востоком, народными собрании-мы граждан или советом старейшин, что свидетельствует о пережит-ки патриархально-родовой демократии.

В финансовом ведомстве Древнего Шумера все су-воро учитывалось, фиксировалось, все деловые документы после регистрации хранились в архивах. Шумеры раньше других народов ввели десятичную и шістдесяткову систему пред-ку, применяли дроби, решали уравнения с двумя неве-домими.

В Шумере были составлены древнейшие законы и уставы.

Население Шумера состояло из богатой общинной знати, свободных равноправных общинников, рабов и других зависимых людей. В III тысячелетии до н.э. северную часть Месопотамии начали заселять аккадцы - выходцы из Древней Сирии. Они много чего переняли из культуры шумеров.

В шумерских городах-государствах проходила борьба за власть над храмовым хозяйством между жрецько-родовой и светской служивою знатью. Самым известным примером такой борьбы являются события в Лагаше в 2370 г. до н.э. Тогда в городе обострились отношения между знатью, с одной стороны, и общинниками, ре-місниками - с другой. Знать захватывала земли храмов, об-щинників, осуществляла насилие и беззаконие, вводила новые налоги. Народ под руководством Урукагіни восстал и пере-мог. Урукагіна ограничил власть чиновников, провел денежную реформу, вернул общинам и храмам ранее отобранную у них землю. Но правление Урукагіни было кратковременным. Через шесть лет режим Урукагіни был ликвидирован правителем соседнего города-государства Ентеменою.

Процесс становления государств в Древней Месопотамии, как и в других странах Древнего Востока, затянулся на сто-летия. Как и в Древнем Египте, правители (енси и лугали) стремились объединить страну. Такая политика отвечала эконо-экономическим интересам, потребностям создания единой ирригационной си-системе, поэтому играла прогрессивную роль.

В конце ХХIV в. до н.э. Лугальзагеси, правитель Уммы, а позже и Уруку, сумел возглавить что-то вроде кон-федерации государств Месопотамии, но только как верховный жрец, а не монарх. Но это объединение оказалось коротким.

Саргон - первый из аккадських правителей - сумел объединить страну. Сепаратисты из числа номової знати потеряли ко-лишнюю могущество и влияние. Действовала единая система водо-снабжения. Власть правителя обожнювалась, как и власть фараона в Древнем Египте.

В Месопотамии жило два народа - шумеры и аккадцы. Это сказалось на развитии политических событий. Империя Саргона также существовала недолгое время. Изнутри ее ослабляли восстание угнетенных масс. Страна была завоевана племенами кутиев, хоть и ненадолго.

Около 2000 г. до н.э. Месопотамия была захвачена ко-чівниками - амореями.

Книга: История государства и права зарубежных країн.Мудрак

СОДЕРЖАНИЕ

1. История государства и права зарубежных країн.Мудрак
2. 1.2. Значение истории государства и права как науки и ее место в системе юридических дисциплин
3. 1.3. Периодизация истории государства и права зарубежных стран
4. 1.4. Возникновения государства и права
5. 2.1. Возникновения государства и ее развитие
6. 2.2. Общественный строй и его эволюция
7. 2.3. Государственный строй, суд, вооруженные силы
8. 2.4. Основные черты права
9. 3.1. Особенности возникновения и развития государства и права Месопотамии
10. 3.2. Образование Вавилонской государства
11. 3.3. Правовое положение отдельных групп населения. Особенности рабства
12. 3.4. Государственный строй, суд, вооруженные силы
13. 3.5. Источники права. Законы царя Хаммурапи
14. 4.1. Возникновения государства и ее развитие
15. 4.2. Особенности общественного строя
16. 4.3. Государственный строй, суд, вооруженные силы
17. 4.4. Законы Ману
18. 5.1. Возникновения государства и ее развитие. Государство Шан (Инь)
19. 5.2. Государство Чжоу
20. 5.3. Государство Цинь
21. 5.4. Государство Хань
22. 5.5. Основные черты права
23. 6.1. Разложение родоплеменных отношений и зарождения государства в Афинах. Реформы Тезея
24. 6.2. Реформы Солона. Реформы Клисфена. Их оценка, демократизация государственного строя
25. 6.3. Правовое положение населения. Рабовладельческая демократия в Афинах
26. 6.4. Государственный строй, суд, вооруженные силы. Основные черты афинского права
27. 6.5. Возникновение государства в Спарте
28. 6.6. Общественный строй и государственный строй Спарты
29. 7.1. Зарождение римской государственности. Реформа Сервия Туллия
30. 7.2. Образование аристократической республики. Правовое положение населения
31. 7.3. Государственный строй, суд, вооруженные силы. Управление провинциями
32. 7.4. Кризис и падение республики. Изменения в общественном строе
33. 7.5. Переход к монархии. Принципат. Изменения в экономике, общественном строе и государственном устройстве в период принципата
34. 7.6. Доминат. Общественный строй и государственный строй. Реформы Диоклетиана
35. 7.7. Источники римского права
36. 8.1. Особенности возникновения государства у франков
37. 8.2. Общественный строй. Реформа Карла Мартелла
38. 8.3. Государственный строй. Верденський договор 843 г. и распад франкского государства
39. 8.4. Источники права. Салическая правда
40. 9.1. Развитие феодальных отношений. Период феодальной раздробленности
41. 9.2. Сословно-представительная монархия. Центральное и местное управление (XIV - XV вв.)
42. 9.3. Абсолютная монархия. Государственный строй в период аб-солютизму. Реформы Ришелье и Людовика XIV
43. 9.4. Источники и характерные черты права
44. 10.1. Развитие феодальных отношений в Англии. Образования англосаксонских государств
45. 10.2. Нормандское завоевание ma его влияние на общественный и государственный строй Англии в XI - XII вв. Реформы Генриха II. Великая Хартия вольностей 1215 г.
46. 10.3. Образование сословно-представительной монархии. Государственный строй.
47. 10.4. Возникновение и особенности английского абсолютизма. Изменения в общественном строе и государственном устройстве.
48. 10.5. Характерные особенности источников права. Судебный прецедент.
49. 11.1. Образование и развитие феодального государства в X - XII вв.
50. 11.2. Возникновение и особенности сословно-представительной монархии
51. 11.3. Становления княжеского абсолютизма
52. 11.4. Особенности развития феодального права в Германии
53. 12.1. Особенности становления классового общества и государства у арабов
54. 12.2. Общественный строй
55. 12.3. Организация государства и власти. Суд
56. 12.4. Источники права
57. 13.1. Возникновение и развитие феодального государства в Польше
58. 13.2. Возникновение и развитие феодального государства в Чехии
59. 13.3. Особенности возникновения и развития феодального государства в Болгарии
60. 13.4. Возникновение и развитие феодального государства в Сербии
61. 14.1. Возникновения государства и ее развитие
62. 14.2. Общественный строй
63. 14.3. Государственный строй сословно-представительной монархии
64. 14.4. Становление абсолютной монархии и ее особенности
65. 14.5. Источники права
66. 15.1. История возникновения налогов.
67. 15.2. Виды налогов.
68. 15.3. Налоговые органы.
69. 15.4. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
70. 16.1. Предпосылки, этапы и особенности английской буржуазной революции. Провозглашение республики. Государственный строй. Реставрация монархии.
71. 16.2. Развитие конституционной монархии и парламента в XVII - Хіхвв.
72. 16.3. Изменения в государственном строе в конце XIX - начале ХХ века.
73. 16.4. Основные источники и особенности права.
74. 17.1. Экономическое и политическое положение северо-американских колоний Англии. Революционная война за независимость. Декларация независимости 1776 года.
75. 17.2. Создание конфедерации. Конституция США 1787 года. Билль о правах 1791року.
76. 17.3. Причины и ход гражданской войны 1861-1865 г.г. Второй цикл по-правок к конституции. Реконструкция Юга.
77. 17.4. Изменения в государственном строе США во второй половине XIX века.
78. 18.1. Буржуазная революция 1789-1794 г. Провозглашение республики.
79. 18.2. Государственный переворот 1799 года. Провозглашение империи и ее падение. Реставрация монархии Бурбонов.
80. 18.3. Революция 1848 года и провозглашение Второй республики. Парижская Коммуна.
81. 18.4. Провозглашение Третьей республики. Конституционные законы 1875 года.
82. 18.5. Источники и основные черты права.
83. 19.1. Германия после Венского конгресса.
84. 19.2. Революция 1848 года и ее влияние на развитие германских государств.
85. 19.3. Образование Германской империи. Конституция 1871 года.
86. 19.4. Характерные черты права.
87. 20.1. Государственные реформы первой половины 18 века.
88. 20.2. Формирование новой системы права.
89. 20.3. Реформы 60-х-70-х годов .Селянська реформа 1861г. Земская реформа 1864 г. Городская 1864р.Військова реформа 1874р.
90. 20.4. Оформление конституционной монархии
91. 20.5. Развитие права в начале ХХ ст.
92. 21.1. Централизация государственной власти. Новый курс президента Ф.Д. Рузвельта.
93. 21.2. Изменения в конституции.
94. 21.3. Партийная система и ее влияние на формирование государственных органов.
95. 21.4. Местное управление, суд, полиция.
96. 21.5. Характеристика основных источников и отраслей права.
97. 22.1. Ноябрьская революция 1918 года. Изменения в государственном строе, политическом режиме и партийной системе.
98. 22.2. Установление фашистской диктатуры. Изменения в государственном строе и праве.
99. 22.3. Крах фашистской диктатуры. Потсдамские соглашения. Провозглашение Федеративной Республики Германии. Государственный строй ФРГ.
100. 22.4. Провозглашение Германской демократической республики. Объединения Германии.
101. 23.1. Изменения в государственном строе и политическом режиме между двумя мировыми войнами. Падение Третьей республики.
102. 23.2. Государственный строй и политический режим Четвертой республики.
103. 23.3. Государственный строй и политический режим Пятой республики.
104. 23.4. Основные источники и особенности права.
На предыдущую

lybs.ru