КАЛЕНДАРЬ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ. Календарь древних греков
Какой календарь был у древних греков | Путешествия во времени
Каждый школьник знает, что год состоит из 365 дней. Но далеко не каждому взрослому известно, что на самом деле он равен 365 дням 5 часам 48 минутам и 46 секундам. Именно за такой период наша планета оборачивается вокруг Солнца. Не было это известно и древним грекам. И, тем не менее, с присущей им способностью подмечать явления природы они попытались разделить год на более мелкие отрезки времени — месяцы.
Отправной точкой послужили наблюдения за фазами Луны. Вот появляется серп молодого месяца, он постепенно растет, и вот уже видно пол-луны, потом она выплывает на небо целиком — наступает полнолуние. Дальше луна идет на убыль — в народе говорят: «старая луна». Через несколько дней она и вовсе исчезает, чтобы уступить место пришедшему ей на смену нарождающемуся молодому месяцу — пришел черед новолуния. (К слову во время каждого новолуния обычно неповторимая атмосфера царит в уютном горнолыжном курорте Роза Хутор, а на сайте http://sochipoplanu.ru/tags/gostevye-doma-v-tsentre-gornolyzhnogo-kurorta-roza-htor/ вы можете заказать там гостевые дома, но вернемся к нашей статье).
День ото дня созерцая вечный спутник Земли, греки подметили, что холодное светило проходит все свои фазы от одного новолуния до другого 12 раз. Исходя из этого, они и поделили год на 12 отрезков времени, названных ими по имени спутника нашей планеты месяцами. Так был создан лунный календарь (мы же с вами пользуемся солнечным). Казалось бы, все в порядке: магистраты знают теперь, когда им замещать должность, жрецы — когда справлять очередной праздник, ростовщики — когда истекает срок уплаты долга. Но не тут-то было.
Наблюдая за вегетативной жизнью природы, например за появлением первых всходов, греки заметили, что начало года постепенно сдвигается. Дело в том, что лунный месяц равняется 29—30 дням, и даже нехитрая арифметика показывает, что лунный год составит 354 дня и, значит, он короче тропического солнечного года приблизительно на 11 с четвертью суток. Иными словами, через три года накапливается разница в месяц с небольшим. И греки нашли остроумный выход из положения — для устранения разницы через три года добавлять тринадцатый месяц. Современные ученые называют эту операцию латинским словом «интеркаляция».
Изучение древнегреческого календаря имеет большое значение не только для уточнения хронологии событий, но и для истории культуры и религии — календарь у греков был тесно связан с божествами и праздниками. Однако изучение календаря сопряжено с большими трудностями. Все дело в том, что Греция, как известно, до Александра Македонского не составляла единого государства, а была раздроблена на множество полисов — городов с небольшой сельскохозяйственной территорией. Так вот, сохраняя один и тот же принцип счисления времени, практически каждый полис имел свой собственный календарь, со своими названиями и порядком месяцев, началом года, вставным месяцем и системой счета дней. Относительное однообразие (да и то далеко не всегда) наблюдается у городов-матерей (метрополий) с их дочерьми-колониями (апойкиями).
Звездой первой величины в этой плеяде колоний Милета была Ольвия, основанная на рубеже VII — VI веков до новой эры. Раскопки, вот уже 75 лет проводимые на территории этого города, обрисовали типично ионийский, а еще точнее — милетский облик Ольвии в первые два века ее истории. Облик этот проявляется во всем: в культуре, в быту, литературе, религии и в календаре. Археологи добывают в Ольвии каждый год все новые и новые тому доказательства и среди них замечательные памятники письменности — греческие надписи.
В общих чертах милетский календарь был известен давно. Еще в 1884 году выдающийся ученый В. В. Латышев определил названия и порядок милетских месяцев.
Опубликованные четверть века спустя надписи из раскопок милетского святилища Аполлона блестяще подтвердили его наблюдения. Спорными оставались лишь два вопроса — о начале года и о вставном месяце. Как правило, начало года греки помещали на один из четырех основных астрономических пунктов: летнее или зимнее солнцестояние либо весеннее или осеннее равноденствие. Видный немецкий эпиграфист А. Рем выдвинул в свое время теорию, согласно которой в раннюю эпоху милетский год начинался с осеннего равноденствия — с месяца пианепсиона, а после смерти Александра Великого передвинулся на весеннее равноденствие — на месяц тавреон.
Но тут же раздались критические голоса, заявлявшие, что во все времена начало года в Милете было одинаковым и приходилось на весенний месяц тавреон. Но коль скоро критика была построена на тех же самых данных, а новых сведений не имелось, до сих пор единого мнения не было. При этом практически ничего не было известно об интеркалируемом месяце, поскольку единственная надпись, где он упомянут, сильно повреждена.
Говоря «до сих пор», я имею в виду тот археологический сезон, который принес разгадку. В Ольвии при раскопках культового участка с монументальным алтарем была сделана сенсационная находка — надпись, процарапанная на донышке сосуда. По ряду признаков ее можно отнести к V веку до новой эры. Сосуд был посвящен неким лицом по имени Андокид главному богу Ольвии Аполлону, но из массы остальных посвящений его выделяет то, что божество выступает здесь сразу в четырех ипостасях: Дельфиний, Врач, Таргелий и Ликей. Это было вырезано по ободку, однако самое интересное заключалось внутри донышка. Здесь, туго закручиваясь по спирали, перечислены все 12 месяцев милетского календаря, причем именно в том строгом порядке, который в свое время назвал В. В. Латышев!
И первым в списке стоял месяц тавреон! Итак, теперь с полным правом мы можем утверждать, что год в Милете и его северной колонии с самых ранних времен начинался с первым появлением луны после весеннего равноденствия.
Косвенные данные в пользу такого решения проблемы были получены за пять лет до этого, когда в той же Ольвии была случайно обнаружена другая надпись — также на черепке и также восходящая к V веку до новой эры. Характер ее несколько иной — это, по всей вероятности, выдержка из какого-то закона, предписывающего получать арендную плату на второй день после новолуния месяца тавреона. Почему на второй? Потому что первый день месяца — новолуние — считался у греков праздником, посвященным всем богам, а в особенности Аполлону. Разумеется, в праздник о деловых предприятиях следует забыть, чтобы предаться благостному почитанию богов.
Но самое интересное — из этих надписей следует, что получать прибавку к арендной плате, очевидно, нужно в месяц тавреон-второй. Следовательно, и вставным месяцем был первый в году — тавреон.
Редко бывает в исторической науке, чтобы сразу два спорных вопроса так быстро и легко разрешились. Но зато, как это случается сплошь и рядом, решив одни проблемы, новые находки порождают массу других: о культе Аполлона в Ольвии, о его праздниках, о системе аренды, государственном контроле за коммерческими операциями и прочие и прочие. Решение их зависит от усилий ученых-антиковедов и от грядущих находок, которыми так часто радует нас благодатная ольвийская земля.
travel-in-time.org
Греки и календарь
Итак, что же происходило в Греции и на других эллинизированных территориях после введения цезарем юлианской системы летоисчисления.Для начала, нужно заглянуть в историю поглубже, но и слишком зарываться не будем.Из произведений поэтов и философов доисторической эпохи мало что можно почерпнуть для прояснения этого вопроса. Точно известно одно – они придерживались лунного направления. Гомер в своих известных всему миру поэтических повествованиях рассказал нам, что каждое новолуние воспринималось древними греками, как очень положительное и радостное событие. Это было хорошим поводом, в честь которого устраивались празднества. В таких важных находках более двухтысячелетней давности, как манускрипты из Микен и Кноса содержатся упоминания о лунных месяцах, но ни о каких календарях в нашем понимании этого слова нет пока ещё даже намека.Ясно одно. В эпоху Гомера греки, как и многие другие народы, отсчитывали годовые периоды по цикличности наступления сезонов. А месяцы засекали по фазам луны. Это было просто и понятно.Так, например, в одном из гомеровских трактатов есть подробный разбор длительности женской беременности. В ученых трудах встречаются подробные разборы длительности периодов нарастания и уменьшения Луны, измеренных в днях.Есть мнение, основанное на ряде косвенных фактов, что квартальные календари греков родились в Дельфах примерно за восемь веков но новой эры. Но никаких действительных подтверждений от оракула не поступало. Хотя и опровергнуть эту теории тоже не возможно.Известно, что в те времена греческие месяцы состояли из трех декад. А названия им давалось, как правило, в соответствии с наименованием какого-либо праздника, приходившегося на это время. Вообще - ребята любили погулять и повеселиться!Еще известно, что у них существовало деление на деловой и гражданский календари. Они отличались по количеству дней в месяце. О как!Все эти изощрения были обусловлены тем, что продолжительность лунных фаз различна. И ещё древние греки естественно замечали эти смещения и пытались учитывать. Жрецов, назидающих свои порядки, в Греции не было. Поэтом, города-государства решали эти проблемы всяк по-своему. В основе своей это были те же методы, что и у римлян с вавилонянами. А именно – добавление дополнительных дней, недель и т.п.Астрономы ведь наблюдали не только за Луной, но и за Солнцем. Вот по их советам и научениям греческие магистраты и принимали решения о внесении дополнений в структуру и дизайн календарей. В первые века новой эры греки уже довольно точно определяли длительность года в днях. Разнились лишь доли после числа 365. Например, Гиппарх в своих вычислениях ошибся всего лишь на 7 минут, по сравнению с реальным тропическим годом. Другие астрономы считали иначе, хотя тоже близко к реальности.Тем не менее, хоть и не очень большие – но это были ошибки. Помните, в одной из прошлых статей мы с вами разбирали – на сколько может оказаться существенной даже небольшая погрешность с течением времени. Вот отсюда и получалось, что из-за разнобоя во мнениях ученых, календари в Спарте отличались от афинских, в Эфесе от македонских и т.д.Так или иначе, а все сводилось к следованию заповедям Платона – боги поместили светила на небесный свод не просто так! По ним греки отсчитывали свое время, отмеряя годы по Солнцу, а месяцы – по Луне.А это, в свою очередь, приводило к необходимости устранять возникающие расхождения. Главы городов так и поступали – то добавляя, то отнимая дни и недели. Так и возникали свои квартальные календари в различных городах.Как вы уже знаете – Юлий Цезарь не внедрял свой реально прогрессивный порядок, сотворенный им ещё за полвека до нашей эры, насильственным образом. Но, постепенно понимание необходимости единой системы достигло своего апогея. Правда, не то что не у всех народов это случилось одновременно – а наоборот. Растянулось более чем на полторы тысячелетия. Но греки в этом плане – молодцы! Пусть не ранние птахи, но все же древняя и мудрая цивилизация. И вот так, город за гордом – многие области стали переходить на юлианский календарь. Считается, что к 240 году если не все, то основная часть греческих государств осуществили этот столь необходимый шаг в будущее.Вы скажете – вот «умники», три века тупили! Но не спешите с суждениями. Вы по себе знаете, сколь консервативным приверженцем своих привычек может быть один человек. А тут речь идет о целых народах, живущих по вековым традициям, заложенным в их интеллект и генофонд.Поэтому, ничего удивительного в том, что естественным путем без строго приказа свыше переходный период имел такую задержку. Исследовав эту тему, вы легко придете к выводу, что греки оказались одними из самых прытких в этом начинании. За что им – честь и хвала!
www.astarta-studio.ru
КАЛЕНДАРЬ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ - это... Что такое КАЛЕНДАРЬ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ?
КАЛЕНДАРЬ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ КАЛЕНДАРЬ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ
До 593 года Р. Хр. год состоял из 365 дней. В 593 году введен двенадцатимесячный год, которого месяцы имели 30 и 29 дней попеременно; к известным годам в конце прибавлялись високосы, в виде дополнительного месяца, из 31 и 30 дней, который называли вторым посейдеоном. Кроме того, греки считали годы олимпиадами; каждая олимпиада заключала в себе 4 года. Первый год первой олимпиады начался 20 июля 776 г. до Р. Х.
Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865.
.
КАЛЕНДАРЬ ЮЛИАНСКИЙ
КАЛЕНДАРЬ ДРЕВНИХ РИМЛЯН
Смотреть что такое "КАЛЕНДАРЬ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ" в других словарях:
Календарь — (от Calendae название первых дней каждого месяца у римлян) система времяисчисления. Основанием К. служат астрономические явления смены дня и ночи, фазы луны и времена года (см. Времяисчисление, Год, День, Месяц и Неделя), но так как ни… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Астрономия Древней Греции — Астрономия Древней Греции астрономические познания и взгляды тех людей, которые писали на древнегреческом языке, независимо от географического региона: сама Эллада, эллинизированные монархии Востока, Рим или ранняя Византия. Охватывает… … Википедия
Греция — I Греция Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё… … Большая советская энциклопедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
МАТЕМАТИКИ ИСТОРИЯ — Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным образом… … Энциклопедия Кольера
Шиповник — собачий (Rosa canina) … Википедия
Древний Египет — Цивилизация Древнего мира • Северо Восточная Африка Древний Египет … Википедия
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — Д. ф. наз. совокупность отмеченных нек рой общностью филос. учений, развивавшихся в др. греч. рабовладельч. обществе конца 7 в. до н.э. – нач. 6 в. н.э. Несмотря на длительность этого периода, охватывающего свыше тысячи лет интенсивного развития … Философская энциклопедия
Новая хронология (Фоменко) — У этого термина существуют и другие значения, см. Новая хронология. «Новая хронология» (сокращённо НХ[1]) псевдонаучная[2][3][4][5] теория радикального пересмотра истории, созданная группой под руководством академика РАН математика… … Википедия
Зайцев, Александр Иосифович — В Википедии есть статьи о других людях с именем Зайцев, Александр. Зайцев Александр Иосифович А. И. Зайцев в 1974 году Дата рождения: 21 мая 1926(1926 05 21) Место ро … Википедия