Китайский календарь зачатия. Календарь древнего китая
Древнекитайский календарь Википедия
Китайский календарь представлен двумя типами календарей: солнечный (сельскохозяйственный) и солнечно-лунный. Второй из них исторически известен в двух вариантах: календарь Ся (по названию первой полумифической династии 夏), наиболее популярный в Восточной Азии, отсчитывающий год по весне; а также календарь Чжуань[zh], по имени первопредка династии Цинь Чжуань-сюй, отсчитывающий год по осени (см. ниже Календарь династии Цинь).
В современном Китае в употребление вошёл также григорианский календарь, однако лунный календарь, как и прежде, повсеместно используется для определения дат традиционных праздников: «Праздник весны» (китайский Новый год), Праздник середины осени и других, и для определения дат начала тех или иных видов сельскохозяйственных работ. «Праздник Весны» (Новый год) по лунному календарю — переменный и приходится ежегодно на день «Первого Новолуния». Наступлением нового года признаётся второе, считая от зимнего солнцестояния (21—22 декабря), новолуние, которое с 1645 по 2644 год происходит не раньше 21 января и не позже 21 февраля[1] (например, 4715 год жёлтой собаки с 16 февраля 2018 года по 4 февраля 2019 года). По календарю Ся «Начало Весны» ежегодно приходится на 4, 5 или 6 число февраля. Календарь Ся применяют в мантических целях, например, при выборе наиболее благоприятных дней проведения свадеб, открытия учреждений — любых других мероприятий. Персональную «карту судьбы» мин шу 命书 также исчисляют, применяя мантический календарь Ся.
В Китае григорианский календарь называют «стандартным» (公曆 gōnglì), «западным» (西曆 xīlì) или «солнечным» (日曆 rìlì). После введения григорианского календаря его называли также новым, соответственно лунный календарь — старым.
История
Календарь эпохи Шан
Страница китайского календаря
Древнейшие надписи на гадательных костях эпохи Шан (XVI—XI века до н. э.) описывают год из 12 лунных месяцев, в котором проводились эмпирические вставки тринадцатого и иногда даже четырнадцатого месяцев чтобы избежать сползания календаря и сохранить его привязку к временам года и солнцестояниям. Уже тогда использовался шестидесятилетний цикл для отсчёта лет и дней. Традиция считает что год начинался с первого новолуния после зимнего солнцестояния.
Календари эпохи Чжоу
Ранние тексты эпохи Чжоу (XI—III века до н. э.), такие как Чуньцю, описывают год из 12 лунных месяцев, в котором вставки тринадцатого месяца проводится в конце года по эмпирическим соображениям. Длина месяцев чередует 29 и 30 дней, а дополнительный день иногда добавляется в конце месяца чтобы обеспечить соответствие начала месяца и наблюдаемого новолуния.
Элемент произвола в выборе дополнительных дней и месяцев привёл к тому, что календари разных царств могли несколько отличаться, однако официальным календарём считался календарь царства Чжоу.
Начало года отодвигалось на месяц назад, и считалось уже новолунием до зимнего солнцестояния.
Тем не менее анналы Чуньцю свидетельствуют, что начало нового года после зимнего солнцестояния, как было в эпоху Шан, местами (по меньшей мере в царстве Лу) ещё употреблялось даже в VII веке до н. э., и сдвиг начала года на месяц назад оценивают 650 годом до н. э..
Календарь династии Цинь
В 221 году до н. э., когда император Цинь Шихуанди объединил Китай, он произвёл календарную реформу и установил единый календарь. Из соображений господства стихий, начало года было передвинуто ещё на месяц вперёд, ко второму новолунию перед зимним солнцестоянием (конец десятой луны).
Во время династии Цинь в практику ввели 24 сезона, определяемые положением солнца на эклиптике (аналогично 12 знакам зодиака), которые стали основой сельскохозяйственного календаря. Сезоны не имели прямого отношения к движению Луны.
Календари Хань
Китайский календарь, близкий к современному виду был утверждён указом императора У-ди династии Хань в 104 году до н. э. в результате многолетней работы конфуцианских учёных, в проекте участвовал также Сыма Цянь.[2] Календарь получил название Тайчу (太初, Великое Начало), так же была названа новая эра правления У-ди. Согласно этому календарю начало года передвигалось на начало весны (третий циклический знак тигра Инь), что соответствует новолунию в конце января — начале февраля, а дополнительный лунный месяц вводился, когда солнце весь месяц не переходило границ соответствующего сектора эклиптики (совпадаюего по «знаку зодиака», а точнее двум сельскохозяйственным сезонам), начала месяцев (новолуния) вычислялись по среднему движению солнца и луны.
Саньтун ли 三统历
Разработан комиссией, которую возглавлял Лю Синь, как один из важных реформистских шагов Ван Мана (9 — 23 годы н. э.). Использует нумерологические принципы наряду с астрономическими.
Календарь Восточной Хань, корректирующий саньтунли. Принят в 85 году н. э.
Цяньсян ли 乾象历
Проект календарной реформы, предложенный Лю Хуном 刘洪 (около 135—210): принят одним из царств, образовавшихся после падения Хань в 220 году.
Варианты
Другие восточные календари либо полностью идентичны китайскому (корейский), либо во многом сходны с китайским, но имеют некоторые отличия (вьетнамский — Кролик в зодиакальном цикле заменён Котом; тибетский — несколько изменены имена животных по Зодиаку; японский — изменён принцип расчёта, в связи с чем возникают расхождения в годах по сравнению с другими календарями).
Элементы китайского (китайско-уйгурского) календаря благодаря монгольским завоеваниям стали достоянием исламских народов. В частности, названия животных, переведённые с монгольского на турецкий, стали использоваться для ведения хронологических записей, чиновничьих и исторических документов на территориях распространения персидского и турецкого языков от Малой Азии и до Индии, начиная со средневековья и до новейшего времени. В Иране лунный календарь был в обиходе крестьян и сборщиков налогов вплоть до запрета на его использование в 1925 г.
Китайский сельскохозяйственный календарь
Этот календарь определяет деление года на 24 сельскохозяйственных сезона по положению Солнца на эклиптике. Сезоны никак не связаны с движением Луны.
Эклиптическаядолгота Перевод Китайскоеназвание[3] Японскоеназвание Корейскоеназвание Вьетнамскоеназвание Примерное числов григорианском календаре[3]
315°
Начало весны
立春 личунь
立春 риссюн
입춘 (立春) ипчхун
Lập xuân лэп сюан
4—5 февраля
330°
Дождевая вода
雨水 юйшуй
雨水 усуй
우수 (雨水) усу
Vũ thủy ву тхюи
19—20 февраля
345°
Пора пробуждения личинок
驚蟄 (惊蛰) цзинчжэ
啓蟄 кэйтицу
경칩 (驚蟄) кёнъчхип
Kinh trập кинь чап
5—6 марта
0°
Весеннее равноденствие
春分 чуньфэнь
春分 сюмбун
춘분 (春分) чхунбун
Xuân phân сюан фан
20—21 марта
15°
Ясно и светло
清明 цинмин
清明 сэймэй
청명 (清明) чхёнъмён
Thanh minh тхань минь
4—5 апреля
30°
Хлебные дожди
穀雨 (谷雨)гуюй
穀雨 коку:
곡우 (穀雨) когу
Cốc vũ кок ву
20—21 апреля
45°
Начало лета
立夏 лися
立夏 рикка
입하 (立夏) ипха
Lập hạ лап ха
5—6 мая
60°
Малое изобилие
小滿 (小满) сяомань
小満 сё: ман
소만 (小滿) соман
Tiểu mãn тьеу ман
21—22 мая
75°
Колошение хлебов
芒種 (芒种) манчжун
芒種 бо: сю
망종 (芒種) манъджон
Mang chủng манг тюнг
5—6 июня
90°
Летнее солнцестояние
夏至 сячжи
夏至 гэси
하지 (夏至) haji
Hạ chí ха ти
21—22 июня
105°
Малая жара
小暑 сяошу
小暑 сё: сё
소서 (小暑) сосо
Tiểu thử тьеу тхы
7—8 июля
120°
Большая жара
大暑 дашу
大暑 тайсё
대서 (大暑) дэсо
Đại thử дай тхы
23—24 июля
135°
Начало осени
立秋 лицю
立秋 риссю:
입추 (立秋) ипхчху
Lập thu лап тху
7—8 августа
150°
Прекращение жары
處暑 (处暑) чушу
処暑 сёсё
처서 (處暑) чхосо
Xử thử сьы тхы
23—24 августа
165°
Белые росы
白露 байлу
白露 хакуро
백로 (白露) пэкхро
Bạch lộ бать ло
7—8 сентября
180°
Осеннее равноденствие
秋分 цюфэнь
秋分 сю: бун
추분 (秋分) чхупун
Thu phân тху фан
23—24 сентября
195°
Холодные росы
寒露 ханьлу
寒露 канро
한로 (寒露) халло
Hàn lộ хан ло
8—9 октября
210°
Выпадение инея
霜降 шуанцзян
霜降 со: ко:
상강 (霜降) санъган
Sương giáng шыонг зянг
23—24 октября
225°
Начало зимы
立冬 лидун
立冬 ритто:
입동 (立冬) ипдон
Lập đông лап донг
7—8 ноября
240°
Малые снега
小雪 сяосюэ
小雪 сё: сэцу
소설 (小雪) сосоль
Tiểu tuyết тьеу тует
22—23 ноября
255°
Большие снега
大雪 дасюэ
大雪 тайсэцу
대설 (大雪) дэсоль
Đại tuyết дай тует
7—8 декабря
270°
Зимнее солнцестояние
冬至 дунчжи
冬至 то: дзи
동지 (冬至) тонъджи
Đông chí донг ти
21—22 декабря
285°
Малые холода
小寒 сяохань
小寒 сё: кан
소한 (小寒) сохан
Tiểu hàn тьеу хан
5—6 января
300°
Большие холода
大寒 дахань
大寒 дайкан
대한 (大寒) дэхан
Đại hàn дай хан
20—21 января
Китайский циклический календарь
Китайский циклический календарь использует шестидесятилетний цикл. Является комбинацией циклов по 10 лет («небесные стволы») и по 12 лет («земные ветви»). Наименьшее общее кратное 10 и 12 равняется 60, таким образом, половина сочетаний (у которых разная чётность) не используется, и календарный цикл повторяется через 60 лет.
Найдены кости животных и панцири черепах с вырезанными на них знаками 60-летнего цикла, которые относятся к эпохе Шань-Инь (1766—1122 годы до н. э.). За начало такого циклического счёта принят 2397 (по другим данным — 2697) год до н. э.[4] При использовании начала цикла 2697 года до н. э. сейчас идёт 4715 год (с 16 февраля 2018 года по 4 февраля 2019 года).
Кроме календарных, эти циклы имеют и другие значения в китайской культуре, некоторые упомянуты в таблице ниже.
Год в цикле обозначается двумя иероглифами, [небесный ствол][земная ветвь]. Иногда указывают только «земную ветвь».
Начало года в календаре зависит от астрономического явления (новолуния), а не от даты в григорианском календаре. Поэтому, из-за протяжённости территории, на которой использовался календарь, в разных местах Новый Год могли отмечать в разные (±1) дни григорианского календаря. Соответственно, такую же точность имеют данные о дате Нового Года в таблицах ниже (если не оговаривается, для какого часового пояса произведены расчёты).
Шестидесятилетний цикл (干支)Начала годов китайского календаря по григорианскому календарю[1][5]
Иероглифы года в цикле2-й \ 1-й Небесные стволы Китайский зодиак время суток
дерево 木 mù огонь 火 huŏ земля 土 tŭ металл 金 jīn вода 水 shuĭ
Упрощённая таблица соответствия годов (1888…2067) и ветвей
Дерево (бирюзовый, зелёный) Огонь (красный) Земля (жёлтый) Металл (белый) Вода (чёрный, синий)
крыса
1924, 1984, 2044
1936, 1996, 2056
1888, 1948, 2008
1900, 1960, 2020
1912, 1972, 2032
бык
1925, 1985, 2045
1937, 1997, 2057
1889, 1949, 2009
1901, 1961, 2021
1913, 1973, 2033
тигр
1914, 1974, 2034
1926, 1986, 2046
1938, 1998, 2058
1890, 1950, 2010
1902, 1962, 2022
кролик
1915, 1975, 2035
1927, 1987, 2047
1939, 1999, 2059
1891, 1951, 2011
1903, 1963, 2023
дракон
1904, 1964, 2024
1916, 1976, 2036
1928, 1988, 2048
1940, 2000, 2060
1892, 1952, 2012
змея
1905, 1965, 2025
1917, 1977, 2037
1929, 1989, 2049
1941, 2001, 2061
1893, 1953, 2013
лошадь
1894, 1954, 2014
1906, 1966, 2026
1918, 1978, 2038
1930, 1990, 2050
1942, 2002, 2062
овца
1895, 1955, 2015
1907, 1967, 2027
1919, 1979, 2039
1931, 1991, 2051
1943, 2003, 2063
обезьяна
1944, 2004, 2064
1896, 1956, 2016
1908, 1968, 2028
1920, 1980, 2040
1932, 1992, 2052
петух
1945, 2005, 2065
1897, 1957, 2017
1909, 1969, 2029
1921, 1981, 2041
1933, 1993, 2053
собака
1934, 1994, 2054
1946, 2006, 2066
1898, 1958, 2018
1910, 1970, 2030
1922, 1982, 2042
свинья
1935, 1995, 2055
1947, 2007, 2067
1899, 1959, 2019
1911, 1971, 2031
1923, 1983, 2043
Хронологическая таблица перевода первых годов 60-летнего цикла к векам нашей эры
Век Первыйгодцикла Век Первыйгодцикла Век Первыйгодцикла Век Первыйгодцикла
I
0464
VIII
724784
XV
1444
XXII
21042164
II
124184
IX
844
XVI
15041564
XXIII
22242284
III
244
X
904964
XVII
16241684
XXIV
2344
IV
304364
XI
10241084
XVIII
1744
XXV
24042464
V
424484
XII
1144
XIX
18041864
XXVI
25242584
VI
544
XIII
12041264
XX
19241984
VII
604664
XIV
13241384
XXI
2044
Точные даты начала года по лунному календарю
(даты приведены в формате ДД.ММ.ГГ, первые 2 цифры года не указаны)[5][7]
Первые две цифры года: 19
31.01.00
19.02.01
08.02.02
29.01.03
16.02.04
04.02.05
25.01.06
13.02.07
02.02.08
22.01.09
10.02.10
30.01.11
18.02.12
06.02.13
26.01.14
14.02.15
03.02.16
23.01.17
11.02.18
01.02.19
20.02.20
08.02.21
28.01.22
16.02.23
05.02.24
24.01.25
13.02.26
02.02.27
23.01.28
10.02.29
30.01.30
17.02.31
06.02.32
26.01.33
14.02.34
04.02.35
24.01.36
11.02.37
31.01.38
19.02.39
08.02.40
27.01.41
15.02.42
05.02.43
25.01.44
13.02.45
02.02.46
22.01.47
10.02.48
29.01.49
17.02.50
06.02.51
27.01.52
14.02.53
03.02.54
24.01.55
12.02.56
31.01.57
18.02.58
08.02.59
28.01.60
15.02.61
05.02.62
25.01.63
13.02.64
02.02.65
21.01.66
09.02.67
30.01.68
17.02.69
06.02.70
27.01.71
15.02.72
03.02.73
23.01.74
11.02.75
31.01.76
18.02.77
07.02.78
28.01.79
16.02.80
05.02.81
25.01.82
13.02.83
02.02.84
20.02.85
09.02.86
29.01.87
17.02.88
06.02.89
27.01.90
15.02.91
04.02.92
23.01.93
10.02.94
31.01.95
19.02.96
07.02.97
28.01.98
16.02.99
Первые две цифры года: 20
05.02.00
24.01.01
12.02.02
01.02.03
22.01.04
09.02.05
29.01.06
18.02.07
07.02.08
26.01.09
14.02.10
03.02.11
23.01.12
10.02.13
31.01.14
19.02.15
08.02.16
28.01.17
16.02.18
05.02.19
25.01.20
12.02.21
01.02.22
22.01.23
10.02.24
29.01.25
17.02.26
06.02.27
26.01.28
13.02.29
03.02.30
23.01.31
11.02.32
31.01.33
19.02.34
08.02.35
28.01.36
15.02.37
04.02.38
24.01.39
12.02.40
01.02.41
22.01.42
10.02.43
30.01.44
17.02.45
06.02.46
26.01.47
14.02.48
02.02.49
23.01.50
11.02.51
01.02.52
19.02.53
08.02.54
28.01.55
15.02.56
04.02.57
24.01.58
12.02.59
02.02.60
21.01.61
09.02.62
29.01.63
17.02.64
05.02.65
26.01.66
14.02.67
03.02.68
23.01.69
11.02.70
31.01.71
19.02.72
07.02.73
27.01.74
15.02.75
05.02.76
24.01.77
12.02.78
02.02.79
22.01.80
09.02.81
29.01.82
17.02.83
06.02.84
26.01.85
14.02.86
03.02.87
24.01.88
10.02.89
30.01.90
18.02.91
07.02.92
27.01.93
15.02.94
05.02.95
25.01.96
12.02.97
01.02.98
21.01.99
См. также
Примечания
↑ 1 2 The Mathematics of the Chinese Calendar. (англ.)
↑ Сыма Цянь, Исторические записки, перевод Р. В. Вяткина, т.2 гл. 12, стр. 282.
↑ 1 2 Климишин, 1990, с. 201.
↑ 1 2 3 4 Климишин, 1990, с. 196—197.
↑ 1 2 New year on the Chinese calendar year of 1645—2644. (англ.)
↑ Володомонов Н. В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. — Изд. 2. — М.: Наука, 1987. — С. 15. — 80 с. — 310 000 экз.
↑ Климишин, 1990, с. 198.
Литература
Крюков М. В. К проблеме циклических знаков в древнем Китае // Древние системы письма. Этническая семиотика. М., 1986.
Воробьёв А. Н. Традиционный китайский календарь: Ежегодник, 2002 год /Авт. ст. и пер. с кит. А. Н. Воробьёв; Отв. ред. М. Л. Титаренко.- М.: Изд. дом «Восток», 2001.- 102 с.: ил., схемы, вкладыш.
Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3. — М.: Наука, 1990. — С. 196—197. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
Ссылки
wikiredia.ru
Китайский календарь. Восточный календарь.
Время - это реальность, которая пронизывает все сущее, организуя события, явления и наши ощущения. Традиционный китайский календарь является структурой, описывающей временные циклы, позволяющей отслеживать и координировать эти циклы во взаимодействии человека с внутренним и внешним миром. Поэтому китайский календарь является одним из основных, если не наиважнейшим, инструментом описания устройства мира, принятым в китайском обществе. Эта календарная система имеет свои закономерности описания, которые при первом знакомстве кажутся сложными, но при более внимательном изучении проявляют себя как трудолюбивый помощник в нелегком деле познания как мира в целом, так и своей жизни.
Китайский календарь появился более 3-х тысяч лет назад. Это был 60-ти летний цикл, основанный на чередовании 12-ти животных. Животные, на которых основан китайский гороскоп - крыса, бык, тигр, кролик (кот), дракон, змея, лошадь, овца (коза), петух, собака, свинья - выбраны не случайно. Именно эти животные пришли проститься с Буддой, когда тот покидал Землю. Однако, китайский гороскоп начал набирать популярность на Западе относительно недавно.
Согласно восточным поверьям, звери, попавшие в китайский гороскоп, способны наделить определенными чертами характера тех кто родился в их год. Стоит заметить, что в Китае к гороскопу многие относятся очень серьезно.
Традиционная китайская астрологическая система, на основе которой составляются китайские гороскопы, распространена практически во всех странах восточно-азиатского региона, хотя в каждой из них подверглась небольшой трансформации. Если вас заинтересовал китайский гороскоп, то учтите, что в основе традиционного китайского астрологического цикла лежит лунный календарь, отличный от григорианского. Если вы родились в январе или начале февраля, то ваш знак может быть знаком предыдущего года.
О календаре.Китайский календарь представлен двумя типами календарей: лунный (сельскохозяйственный) и солнечно-лунный, мантический календарь СЯ.
В современном Китае в употребление вошел также григорианский календарь, однако лунный календарь, как и прежде, повсеместно используется для определения дат традиционных праздников, таких, как «Праздник весны» (китайский Новый год), Праздник середины осени и других, и для определения дат начала тех или иных видов сельскохозяйственных работ. Кстати, «Праздник Весны» (Новый год) по лунному календарю является переменным, и приходится ежегодно на день «Первого Новолуния». Наступлением нового года признается второе, считая от зимнего солнцестояния (21-22 декабря), новолуние, которое происходит соответственно не раньше 21 января и не позже 20 февраля (например, Год Тигра наступил 14 февраля 2010, а закончится 2 февраля 2011). По календарю СЯ «Начало Весны» ежегодно приходится на 4, 5 или 6 число февраля.
Календарь СЯ применяют в мантических целях, например, при выборе наиболее благоприятных дней проведения свадеб, открытия учреждений - любых других мероприятий. Персональную карту Судьбы - МИН-ШУ, также исчисляют, применяя мантический календарь СЯ.
В Китае григорианский календарь называют «стандартным», «западным» или «солнечным». После введения григорианского календаря его называли также новым, соответственно лунный календарь - старым.
О соответствии годов, стихий и цветов.Таблица соответствия годов и ветвей:
крыса
1924, 1984, 2044
1936, 1996, 2056
1888, 1948, 2008
1900, 1960, 2020
1912, 1972, 2032
бык
1925, 1985, 2045
1937, 1997, 2057
1889, 1949, 2009
1901, 1961, 2021
1913, 1973, 2033
тигр
1914, 1974, 2034
1926, 1986, 2046
1938, 1998, 2058
1890, 1950, 2010
1902, 1962, 2022
кролик
1915, 1975, 2035
1927, 1987, 2047
1939, 1999, 2059
1891, 1951, 2011
1903, 1963, 2023
дракон
1904, 1964, 2024
1916, 1976, 2036
1928, 1988, 2048
1940, 2000, 2060
1892, 1952, 2012
змея
1905, 1965, 2025
1917, 1977, 2037
1929, 1989, 2049
1941, 2001, 2061
1893, 1953, 2013
лошадь
1894, 1954, 2014
1906, 1966, 2026
1918, 1978, 2038
1930, 1990, 2050
1942, 2002, 2062
овца
1895, 1955, 2015
1907, 1967, 2027
1919, 1979, 2039
1931, 1991, 2051
1943, 2003, 2063
обезьяна
1944, 2004, 2064
1896, 1956, 2016
1908, 1968, 2028
1920, 1980, 2040
1932, 1992, 2052
петух
1945, 2005, 2065
1897, 1957, 2017
1909, 1969, 2029
1921, 1981, 2041
1933, 1993, 2053
собака
1934, 1994, 2054
1946, 2006, 2066
1898, 1958, 2018
1910, 1970, 2030
1922, 1982, 2042
свинья
1935, 1995, 2055
1947, 2007, 2067
1899, 1959, 2019
1911, 1971, 2031
1923, 1983, 2043
Легендарное.Существует множество китайских легенд, объясняющих возникновение символов восточного гороскопа, из которых, по популярности, можно выделить всего две.
Первая легенда. Первая и наиболее распространенная в Китае легенда гласит: «Однажды, Будда пригласил к себе на день рождения (празднование Нового года, пира, дня отъезда Будды из этого мира - в зависимости от трактовки) всех животных, какие захотят прийти сами. Пришло 12 зверей: время стояло холодное, а чтобы попасть к Будде, нужно было переплыть широкую реку. Каждому животному в порядке живой очереди Будда подарил по одному году управления.
Первой пришла - Крыса - ей достался первый год 12-летнего цикла. Правда, очевидцы этого замечательного заплыва утверждают, что первым достиг противоположного берега Буйвол, а Крыса, которой не хотелось мокнуть в холодной воде, попросила Буйвола перевезти ее на своей спине, и тот по доброте душевной согласился. Пока буйвол отряхивался, чтобы предстать перед Буддой в приличном виде, Крыса, соскочив с его спины, быстренько побежала вперед, и в очереди за предполагаемым дефицитом оказалась первой. Она была вознаграждена за оперативность и умение пользоваться обстоятельствами.
Часть зрителей потом божилась, что это была не Крыса, а маленькая, но умненькая Мышь, и что она вовсе не попросилась к Буйволу на спину, а проехала «зайцем». Буйвол её не заметил и был весьма удивлён, оказавшись в очереди вторым.
Чуть-чуть отстал от Буйвола Тигр, которому достался третий год.
Болельщики, увлеченные соревнованием между Буйволом и Тигром (они с тех пор и в жизни соревнуются друг с другом), как следует, не рассмотрели, кто пришёл четвертым - Кролик или Кот. За давностью лет истину установить невозможно, и у восточных различных народов так и осталось разночтение относительно хозяина четвёртого года.
Пятым был Дракон, шестой оказалась Змея, седьмой - Лошадь.
Тут по реке пошла полоса тумана, и опять неясно, кто был восьмым - Коза или Овца (согласно японскому гороскопу).
Девятой стала Обезьяна - лишь убедившись в безопасности мероприятия, она вошла в воду.
Десятым прибежал Петух, который задержался, потому, что долго и обстоятельно рассказывал своей многочисленной семье, как она должна жить в его отсутствие.
Одиннадцатой прискакала Собака. С утра у нее была масса хозяйственных дел, и, едва с ними управившись, она разгоряченная бросилась в воду. Говорят, потом долго кашляла.
И, наконец, последним появился Кабан (по другим источникам, прислал вместо себя Свинью). Ему Будда подарил последний оставшийся год».
Вторая легенда. По второй легенде Нефритовый император с небес послал своего слугу на землю, чтобы тот привел двенадцать самых красивых животных с земли, чтобы наградить их. Слуга спустился на землю и первой увидел Крысу и пригласил ее к царю. Аудиенцию у царя назначили на шесть часов утра. Крыса обрадовалась, тут же побежала прихорашиваться перед встречей с царем. Побродив по земле, слуга решил, что императору понравились бы Буйвол, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух и Собака. Слуге осталось выбрать последнее животное. Путешествуя по земле, он был наслышан о красоте Кота, поэтому очень долго искал его. Не найдя нигде Кота, слуга попросил Крысу передать приглашение Коту. Крыса нашла Кота, передала приглашение. Но Кот был ленив и любил поспать, поэтому попросил Крысу разбудить его. Крыса сначала согласилась, но, прибежав в свою норку, и начав причесываться и прихорашиваться, поняла, что Кот намного красивее и обязательно затмит ее в глазах царя. Такого Крыса вынести не могла, поэтому утром не стала будить Кота.
В шесть утра следующего дня у царя собрались все приглашенные животные, кроме Кота, который еще сладко спал. Все звери подготовились, чтобы понравиться царю. Самой хитрой и изобретательной стала Крыса. Она забралась на спину Буйволу и начала играть на дудочке, покорив тем самым царя и вызвав в нем бурю восторга. За это царь присудил ей первое место. Буйволу за его доброту отдал второе место, Тигру - третье, Кролику за красивую шубку - четвертое, Дракону за необычность внешнего вида пятое, Змее за мудрость - шестое, Лошади - седьмое, Овце - восьмое, Обезьяне за ловкость - девятое, петуху - десятое и Собаке - одиннадцатое. Тут заметили, что последнего двенадцатого животного, Кота, нет. Слуге пришлось возвращаться на землю и срочно искать последний символ года. Первой ему на глаза попалась Свинья, и он пригласил ее. Тем временем Кот проснувшись, обнаружил, что проспал, и Крыса его не разбудила. Кот со всех ног побежал во дворец. Тем временем слуга со свиньей пришел во дворец и царь увидел некрасивую Свинью и дал ей последнее двенадцатое место. Кот вбежал в зал, но было уже поздно. Все 12 символов года были утверждены. И даже, несмотря на то, что Кот очень понравился царю, изменить уже ничего было нельзя. Поэтому с тех пор Кот жутко обижен на Крысу и между ними давняя непримиримая вражда.
12 мифологических существ представляют собой, согласно восточной космогонической теории, 12 космических влияний, действующих в Год Рождения человека, формирующих его характер, наклонности, и во многом определяющих его судьбу.
Двенадцать животных, каждое из которых покровительствует своему году, разделены на четыре «триады».
Первая триада китайского гороскопа включает в себя Крысу, Дракона и Обезьяну. Китайский гороскоп считает людей этих знаков энергичными и деятельными. Вторая триада гороскопа это- Бык, Змея и Петух. Те кто родился в года этих животных трудолюбивы и деятельны. Третья триада китайского гороскопа состоит из Тигра, Лошади и Собаки. Люди родившиеся под этими знаками умеют налаживать контакты, надежны. Четвертая триада это - Кот, Коза и Свинья. Китайский гороскоп утверждает, что люди родившихся под такими знаками обладают обостренным чувством прекрасного у них развиты творческие способности.
Лунно-солнечными календарями уже в глубокой древности пользовались народы Китая и Индии. Люди, селившиеся у берегов великих рек Хуанхэ, Инда и Ганга, вели счет дням по сменам фаз Луны. Но их ежедневные потребности, весь уклад их жизни, их земледельческий цикл работ вынуждали как можно тщательнее определять наступление тех или других годичных сезонов, т. е. согласовывать свою жизнь с Солнцем.
В книге «Кайюаньчжандан», содержащей описание истории Китая с древнейших времен до IX в. н. э., упоминается о календаре, составленном во времена полулегендарного императора Хуанди 1(2696—2597 гг. до н. э.). Известно, что при китайском императорском дворе были специальные чиновники, в обязанности которых входило составление календарей и наблюдения за небесными светилами. В результате регулярных и продолжительных наблюдений было установлено, что появление на небе вечером или утром определенных ориентировочных звезд — «чэн» повторяется в ритме с наступлением того или другого земледельческого сезона. Это давало возможность решать обратную задачу: по наблюдениям «чэн» сообщать земледельцам о предстоящем наступлении того или другого сезона.
Такими ориентировочными звездами для древнекитайских астрономов были: звезда «Дахо» (Антарес, а Скорпиона), созвездия «Цан» (Орион) и «Бэйдоу» («Северный Ковш» — Большая Медведица). Так, акронический (вечерний, сразу после захода Солнца) восход Антареса происходил около момента весеннего равноденствия, прохождение этой звезды через меридиан вечером сразу после захода Солнца указывало на середину лета. Как заметил советский исследователь П. А. Старцев, эта звезда в конце концов стала считаться божеством — святым небесным драконом, покровителем китайской нации. Появление же на востоке вечером сразу после захода Солнца созвездия «Цан» означало середину зимы.
Но, по-видимому, наиболее четко о времени года древние китайцы судили по положению ручки Ковша Большой Медведицы. Так, в одной древнекитайской записи эпохи Ся (2205—1766 гг. до н. э.) говорится: «В 1-м месяце рукоятка Ковша обращена вниз, в 6-м месяце в сумерках можно увидеть, что рукоятка Ковша повернута вверх...».
Древнекитайские астрономы установили продолжительность синодического месяца в 29,5 дня и солнечного года в 366 дней. Так, в книге «Шуцзин», в главе «Яо-дянь» («Устав владыки Яо»), в записи, относящейся к периоду времени между 2109 и 2068 гг. до н. э., говорится: «широко известно, что три сотни дней и шесть декад и шесть дней составляют полный год». А так как солнечный год несоизмерим с лунным месяцем, то «четыре времени года сочетаются вставным месяцем».
Обращает на себя внимание (с точки зрения его ценности для нужд земледелия и скотоводства) календарь «Ся-сяо-чжень», использовавшийся в эпоху Ся. В нем указаны сезоны года и месяцы в соответствии с положением на небесном своде того или другого созвездия, а также с состоянием животных, птиц, деревьев, трав и т. д. Вот его фрагменты:
«I месяц. В начале ночи созвездие «Цан» бывает в середине неба, хвост Большой Медведицы обращен книзу. В начале года земледельцы приготавливают сохи и выходят для размежевания полей; приносят жертву изобретателю сохи... После морозов греет Солнце и все оттаивает. Выходят из нор полевые крысы... Опушаются ивы. Куры садятся на яйца и выводят цыплят. В это время бывает большой ветер...
III месяц. В начале ночи созвездие «Цан» скрывается на западе. Молятся об урожае пшеницы, так как в этом месяце бывают небольшие засухи. Цветут тополя..., подрастают ягнята. Полевые крысы превращаются в перепелок...
IX месяц. Высевают озимую пшеницу. Воробьи, скрываясь в море, превращаются в устриц».
Издавна в Китае было принято делить месяц на «три декады («сюнь»), Порядковые обозначения дней декады или, как их называют китайцы, «десять небес-«ых пней» (или «ветвей») таковы: цзя, и, бин, дин, y, цзи, гэн, синь, жень, гуй. Для обозначения месяцев года использовались 12 символов («двенадцать земных ветвей»): цзи, чоу, инь, мао, чэнь, сы, у, вэй, шэнь, ю, сюй, хай, которые соответствовали названиям созвездий (цзи—Овен, чоу — Телец и т. д.), Каждому из этих символов соответствовало название животного: цзи — шу (мышь), чоу — ню (корова), инь — ху (тигр) и т. д. Ими также обозначалось время суток: цзи — с 23 до 1 часа, чоу — от 1 до 3 часов и т. д. Таким образом, сутки, начинавшиеся от полуночи, делились на 12 двойных часов, каждый двойной час—на восемь частей «кэ», каждый «кэ» — на 15 «хуби». Следовательно, наименьшая единица времени равнялась нашей минуте.
От цикла к циклу
Рядом с календарями, в которых как число месяцев в году, так и количество дней в месяце были различными, в Древнем Китае примерно с XXVI в. до н. э. существовал счет времени по циклам. Сначала он использовался лишь для счета суток, несколько позже его стали применять и для счисления годов. Возможно, исходным здесь было представление о том, что мир состоит из пяти первоэлементов («стихий») — воды, огня, металла, дерева и земли, которые будто бы находятся в движении, взаимосвязи и циклическом соподчинении: вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево, дерево растет в земле, земля родит воду. Каждая из стихий объединяла два «небесных пня» (или же была представлена в двух состояниях — мужском и женском).
Десятичный цикл «небесных ветвей» и двенадцатеричный цикл «земных ветвей» и составляли 60-летний цикл, как это показано в табл.
Каждый день (или год) в этом цикле имел название, состоящее из сочетания двух циклических знаков. Считая дни по 60-дневным циклам, древние китайцы готовились к началу земледельческого сезона, приносили жертвы в честь усопших предков и т. д.
Найдены кости животных и панцири черепах с вырезанными на них знаками 60-летнего цикла, которые относятся к эпохе Шань-Инь (1766—1122 гг. до н.э.). За начало такого циклического счета принят 2397-й (по другим данным — 2697-й) г. до н. э.
Для перевода какого-либо года нашего летосчисления на китайский 60-летний цикл необходимо к номеру года прибавить число 2397 и полученую сумму разделить на 60. Так будет найдено число полных циклов и в остатке — порядковый номер года в цикле. Определим, например, какому году цикла соответствует 1980 г.: 2397 + 1980 = 4377; 4377:60 = 72 и в остатке 57. Следовательно, 1980 г. соответствует 57-му году 73-го цикла и называется (см. таблицу) годом Гэн-Хоу, т. е. «металла и обезьяны». 1981 год называется Синь-Цзи— «металла и курицы» и т. д. Новый 60-летний цикл начался в 1984 г. нашего летосчисления.
Реформы, реформы...
На протяжении столетий китайский календарь непрерывно совершенствовался. Уже 2000 лет до н. э. месяцы в этом календаре начинались с новолуния,
начало нового года приходилось между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. В этом вопросе, однако, приходится быть осторожным, так как начало года неоднократно переносилось то ближе к первому, то ко второму моменту.
В VII—III вв. до н. э. началось бурное развитие китайской астрономии. Появились новые приборы для определения координат небесных светил — армиллярные сферы (рис.), в VII
Похожие статьи
medn.ru
Китайский календарь для определения пола ребенка
Китайский календарь для определения пола ребенка
Китайский календарь для определения пола ребенка
Лунный китайский календарь издревле использовался жителями Поднебесной для определения пола будущего ребенка и по-прежнему находит активную поддержку в современном Китае.
Календарь зачатия существует уже более тысячи лет и входит в книгу китайской мудрости Тун Син
Некоторые ученые утверждают, что с помощью чудесной таблицы можно предугадать результат по установлению пола ребенка с точностью до 98%.
Внешне календарь планирования выглядит как очень простая таблица, в которой выделяются горизонтальные показатели (месяцы в году от января до декабря) и вертикальные данные, где указывается возраст женщины в диапазоне от 18 до 45 лет. Составлялась таблица на основании довольно сложных математических исчислений и с помощью собранных данных, которые были оформлены в конечном итоге в практичную таблицу.
Историческая подоплека появления календаря
Исторически сложилось, что в семьях предпочтение всегда отдавалось рождению сыновей, а не дочек. Такая традиция основывалась на том, что именно на отпрысков мужского пола отец возлагал все свои чаяния и видел опору для семьи в старости. Кроме того, мужчинам за счет большей природной физической силы в древние времена было гораздо легче выжить. А вот на дочерей смотрели чаще всего как на неоправданный источник расходов, ведь чтобы выдать их замуж нужно было потратиться на приданое. Выходя замуж, девушки становились частью семьи мужа, поэтому по хозяйству родителям помогать уже не могли.
Создание календаря дало возможность женщинам в старину научиться планировать свою беременность, чтобы подарить мужу желанного сына.
Рассудительные китайцы разработали специальную календарную таблицу, которая базируется на взаимосвязи между возрастом матери и месяцем зачатия.
Первый такой календарь был найден недалеко от Пекина во время раскопок древнего храмового строения времен 15 века, где покоилась семья императора. Найденный документ на данный момент хранится в Институте наук Пекина.
В создании календаря, который мог бы помочь с установлением пола ребенка, сказалось еще одно подтверждение того, насколько мудрыми были древние китайцы. Сумев изучить свойства нашего спутника и особенности функционирования женского организма, они вывели систему подсчетов, которой пользовались не одно столетие.
В нынешнее время популярность лунного календаря для планирования зачатия все также актуальна, ведь население Китая неизменно растет и существуют ограничения на количество детей в семье, поэтому родителям так хочется попытаться повлиять на пол будущего ребенка.
Особенности китайского лунного календаря
Для того чтобы воспользоваться оригинальной системой расчетов необходимо учитывать некоторые моменты, связанные с годовым лунным циклом. Хотя китайский календарь планирования пола ребенка выглядит довольно просто, люди часто делают неправильный расчет, так как не учитывают его лунную цикличность, которая меняется каждый год.
Началом лунного года служит китайский Новый год, который в 2013 году припал на 10 февраля, а в 2014 году берет свое начало 31 января.
В 2015 году его начало стартует 19 февраля.
Раз не совпадает приход нового года, то логично, что и месяцы года в лунном календаре не пересекаются с привычным для нас распорядком. Дополнительную сложность вызывает и понимание того, когда настает следующий месяц, ведь число дней варьируется от 29 к 30, а еще китайцами применяются дополнительные месяцы.
Таким образом, получается, что планирование беременности по лунному китайскому календарю может оказаться несколько запутанным для человека несведущего.
Как правильно воспользоваться таблицей для зачатия
Календарные сюрпризы не заканчиваются на правильном отсчете месяцев. Китайцы, рассчитывая возраст матери, прежде всего, учитывают ее возраст не с момента рождения, что более привычно для европейского понимания, а с момента зачатия. Таким образом, оказывается, что по китайским меркам женщина старше своего возраста на 9 месяцев. Изучая свои результаты по таблице можно нечаянно ошибиться и преуменьшить свой возраст на один год и соответственно получить неверный результат планирования пола. Интересно, что по китайским меркам ребенок приходит на свет уже девятимесячным.
Используя данные своего возраста и месяц, которые припадают на момент зачатия, женщина может узнать по таблице пол будущего ребенка.
Подставленные данные пересекаются в одной из клеток таблицы и указывают на мальчика или девочку. Смотрите китайский календарь для определения пола ребенка на фото ниже.
календарь беременности
Для верности результата советуется не планировать начало беременности на период, который припадает на завершение или самое начало месяца, а в идеальной ситуации постараться выбрать середину месяца. Такой подход помогает избежать нечаянной ошибки.
Насколько правдоподобен календарь
Мнения на счет его эффективности разнятся. Неоспоримым является лишь факт огромной популярности календаря среди молодых родителей.
На данный момент не существует научного подтверждения способности календаря влиять на определение пола ребенка. Наука вообще пока не смогла разработать технологию, которая гарантировала бы желаемый результат. По этой причине, решив применить китайский календарь зачатия, не стоит всецело полагаться на его расчеты.
Но ученые по-прежнему не теряют интереса к китайскому календарю.
Согласно российским статистическим исследованиям от 1999 года, правдоподобность методики китайского календаря составляет около 75%.
Медики исследовали эффективность таблицы и пришли к выводу, что ее рабочий принцип для определения пола ребенка заложен в учете лунной фазы в момент рождения матери.
Популярность китайского календаря зачатия объясняется возможностью заглянуть как бы в свое будущее и начать планировать пол ребенка задолго до наступления беременности. Женщины также часто заглядывают в него, чтобы на ранних сроках беременности узнать, кто у них родиться и не ждать врачебного подтверждения. Многочисленные положительные отклики дополнительно подогревают интерес к этой любопытной системе по определению пола. Скептики же акцентируют внимание будущих родителей на том, что можно горько ошибиться, всецело полагаясь на древнюю методику. Кроме того, календарь не дает возможности узнать, кто родится, если у женщины будет сразу двое и более детей.