Как нарисовать древнюю прялку. Рисование и живопись - ИЗО 5 класс Тема Конструкция и декор предметов народного быта Русская прялка По программе БМ Неменс
Презентация и конспект урока на тему "Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка.". Как нарисовать древнюю прялку
Прялки
Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!
Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.
Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).
Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».
Грязовецкие прялки
Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации – фрагмента. Эта «точная копия», перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.
Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:»Дорасти бы до такой простоты!»
А сейчас познакомимся с устройством прялок.
Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.
Прялки. Кистевая роспись
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
Прялки 19 века. Вологодская область
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.
На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.
Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!
Прялки с лопастью – лопаской, личиной, головкой, пером – по-разному называли верхнюю часть таких прялок – были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».
Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.
«В избушке, распевая, деваПрядет, и, зимних друг ночей,Трещит лучинка перед ней» -
Писал Александр Сергеевич Пушкин.
Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.
«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!
Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет.Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.
Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
вычегда
Пряла лен, пряла лен,Да льняное волокно.Приходи ко мне, миленочек,С тальянкой под окно».Частушка, Холмолгорский район.Росписи Северной Двины и Мезени.
Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, – яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края – мезенская.
северодвинская прялка
северодвинская прялка
Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.
Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.
Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.
Вологодская область
Ведущая тема северодвинской росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.
Вологодская область
Ярославль-Столбчатые прялки
Вологодская область
северодвинские прялки
Две вепсские прялки из Бабаевского района, датируемые концом XIX – началом XX веков
Читать статью полностью>>>
subscribe.ru
Рисование и живопись - ИЗО 5 класс Тема Конструкция и декор предметов народного быта Русская прялка По программе БМ Неменс
1. 2. Набросок прялки. Ученица 5 класса - Люба. 3. Все картинки, творческие поделки ученики складывают в творческую папку (папка с файлами). Это папка Любы. 4. Работы Ярослава, ученика 5 класса. 5. Ярослав поведал на уроке очень увлекательную информацию: число городков показывает на количество малышей в доме. Это он вызнал в музее. 6. Шаблоны прялок нам очень понадобились на уроке. Взяла отсюда: http://sheptalinao.ucoz.ru/publ/otkrytye_uroki/otkrytye_uroki/russkaja_p... 7. Домашнее задание Ярослава. (Было надо придумать образное решение рукоятей ковшей - черпаков и наливаек). 8. Домашнее задание Любы. На данный момент трудно представить, сколько времени и труда необходимо было затратить, чтоб соткать один аршин холста. Нити пряли из льняных волокон, а для теплой одежки – из овечьей шерсти. Работы начинались ранешней весной: сеяли семечки льна, проросшие ростки сначала июня пололи, а в августе лен поспевал, и его выдергивали руками с корнем. Позже лен обмолачивали, а стволы выстилали: раскладывали в поле тонкими слоями и оставляли на всю осень. Вымоченные дождиками стволы становились мягче. Потом лен высушивали, мяли, трепали. Мягенькая сердцевина шла на нить.
Чтоб сделать волокно еще мягче его пару раз прочесывали гребнями. Приготовленное таким макаром волокно – кудель пряли: растягивали и скручивали в нить. Прядение начиналось осенью и длилось всю зимнюю пору. Мелкие замершие окна избы пропускали не достаточно света. Потому постоянным спутником пряхи была пылающая лучина.
Ручное прядение было очень неспешным, малопроизводительным. Чтоб приготовить для себя приданное, женщина должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музейных коллекциях хранятся мелкие детские прялки.
Таким макаром, прялка была верной спутницей крестьянки в протяжении всей ее жизни. Прялка была не только лишь орудием труда, да и произведением искусства: чтоб скрасить тяжкий труд, ее декорировали резьбой по дереву, цветистой росписью, а время от времени резьбой и росписью сразу. В росписи необычным образом объединились сказочность и действительность… Очень любопытно, как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета. Нередко прялка была подарком: жених дарил прялку жене, отец – дочери, супруг – супруге. И каждый желал сделать подарок на удовлетворенность и удивление. Здесь творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследию от мамы к дочери, от бабушки к внучке.
Прялки были сплошные, из корневища либо древесного ствола, составные, у каких столбик-стоячок вставлялся в донце.
Российские прялки многообразны: их различают размеры, форма лопасти, ножки декоративные декорации. На белоснежном море вырезали прялки с узкой ножкой, напоминающие собственной хрупкой формой весло; в Поволжье были всераспространены тонкие многоярусные прялки-“башенки”. В каждой области прялки отличались своими особенностями. Сколько солнечных розеток в резном декоре прялок Российского Севера! Любопытно то, что мотив солнца пронизывает не только лишь орнамент, да и саму конструкцию прялок. В высшей части это различные выступы – “городки”, обозначающие путь солнца по небосклону, в нижней части боковые выступы – “серьги” – знаки восходящего и заходящего солнца; на ножке прялки изображение ночного, подземного солнца. На поверхности лопасти прялки можно узреть изображение ромбиков либо квадратов. Это знаки земли, которая время от времени представлена сценками из жизни людей. Древнейшие образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене денька и ночи, о людской жизни, о нескончаемом порядке и гармонии космоса.
Ах ты прялица – прялица моя,Я не выброшу на улицу тебя.Буду прясти, попрядывати,По беседочкам побегивати.
searchmasterclass.net
Украшение прялок
Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!
Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд. Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених - невесте, муж - жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.
Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа "Кого люблю того дарю", советы, поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога моли". Или вот такое: "Пряди, моя пряха, пряди нелениса" или тут же можно было прочесть лукавый ответ: "Я бы рада пряла, меня в гости звали" (орфография сохранена).
Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.
Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и "башенки" сверху, и "серьги внизу, и бока резные, и стояк с "яблоком".
Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации - фрагмента. Эта "точная копия", перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.
И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.
Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:"Дорасти бы до такой простоты!"
Устройство прялки
Познакомимся с устройством прялок.
Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями - на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
"На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу" - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.
На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.
Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.
Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!
Прялки с лопастью - лопаской, личиной, головкой, пером - по-разному называли верхнюю часть таких прялок - были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались "копылками", "корневухими".
"В избушке, распевая, деваПрядет, и, зимних друг ночей,Трещит лучинка перед ней" -Писал Александр Сергеевич Пушкин.
Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.
"Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопасти, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 - 8 лет.
Веретена с напряденными нитками - мочками пряхи складывали в специальную коробку - мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, - веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.
Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии - круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
Пряла лен, пряла лен,Да льняное волокно.Приходи ко мне, миленочек,С тальянкой под окно".Частушка, Холмолгорский район.
Росписи прялок Северной Двины и Мезени
Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края - мезенская.
Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.9. По количеству узлов при перевязывании пуповины считали, сколько детей еще родит роженица.
Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.
Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.
Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.
Ведущая тема северодвинской росписи - это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.
Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п. – с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы. Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр.
Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 - замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. В восточно-славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.
Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, «не русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т.е. приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»).
Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот - выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/сеобытия назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити - наузами.
Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.
В христианизированной традиции появляются народные сказания о том, что Бог сам создал ткачество и научил женщин (вернее, прародительницу Еву) прясть. Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на "пряху" и "непряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету - изба "пряха"; если печь помещалась слева от входа - изба "непряха").
Смотрите также сайт - www.perunica.ru/tradicii/687-russkie-ornamenty.html (об орнаментах)
www.narodko.ru
Прялка. | Страна Мастеров
Поделиться:
Русские прялки – неизменные спутницыкрестьянских женщин. Это древнее и простейшее приспособление для изготовленияпряжи. На территории России она существовала с давних времён. Нарядную прялкумастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отецдочери. И поэтому её старались украсить и сделать особенно нарядной.
Прялку-подарок хранили всю жизнь и передаваликак великую ценность следующему поколению
Прялки были сплошные, из корневища или стволадерева, и составные, у которых столбик-стоячок вставлялся в донце. В некоторыхцентральных и южнорусских областях бытовали прялки-гребни. Кленовый илиберёзовый гребень укреплялся в фигурном выступе сиденья для пряхи – донце.
Русские прялки очень разнообразны, их различаютразмеры, форма лопасти, ножки, декоративные украшения.
Прялки украшались цветистой росписью или мелкимрезным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно. В резном декоре прялокРусского Севера особенно распространены солнечные розетки. Пряха стараласьприкрепить кудель к той части лопасти, где находилось большое солнце. Мотивсолнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялок. В верхнейчасти это разные выступы-«городки», обозначающие путь солнца по небосводу, внижней части боковые выступы-«серьги» - символы восходящего и заходящегосолнца; на ножке прялки изображение ночного, подземного солнца. На поверхностилопасти прялки можно увидеть изображение ромбиков или квадратов. Это символыземли, которая иногда представлена сценками из жизни людей.
Древние образы продолжают жить в творенияхкрестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене дня и ночи, овечном порядке и гармонии космоса. В художественном решении прялок отразиласьсвязь человека с миром, природой, землёй.
stranamasterov.ru
Презентация и конспект урока на тему "Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка."
Тема. «Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка.»
Цели.
Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в её украшении.
Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.
Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.
- Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать изучение декоративно прикладного искусства.
О чём мы говорили на прошлом уроке? (о внутреннем убранстве русской избы).
Давайте вспомним, что же было в избе? (ответы)
Сегодня мы с вами поговорим об одном очень важном предмете народного быта. (слайд1)
Вот послушайте: (слайд 2-10)
О чём мы будем с вами говорить? (о прялке)
Да, это прялка. Об этом предмете и пойдет речь сегодня на уроке.
III. Знакомство с новым материалом
Слайд 11:
Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни.
Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды – из овечьей шерсти. Работы начинались ранней весной: сеяли семена льна, проросшие всходы в начале июня пололи, а в августе лен поспевал, и его выдергивали руками с корнем. Потом лен обмолачивали, а стебли выстилали: раскладывали в поле тонкими слоями и оставляли на всю осень. Вымоченные дождями стебли становились мягче. Затем лен высушивали, мяли, трепали. Мягкая сердцевина шла на нить.
Чтобы сделать волокно еще мягче его несколько раз прочесывали гребнями. Подготовленное таким образом волокно – кудель пряли: вытягивали и скручивали в нить. Прядение начиналось осенью и продолжалось всю зиму. Маленькие замершие окна избы пропускали мало света. Поэтому неизменным спутником пряхи была горящая лучина.
Слайд 12:
Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданное, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музейных коллекциях хранятся маленькие детские прялки.
Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки, донце устанавливалось на лавке. Садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее пальцами. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла всю операцию сначала.
Слайд 13:
Многие поэты писали стихи о пряхах.
В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней. (А.С. Пушкин)
Вспомните ещё строки Пушкина из сазки о Царе Салтане…
"Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком..." писал А.С. Пушкин
Слайд 14:
Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства. Посмотрите, какой резьбой и росписью их украшали.
Слайд 15:
Часто прялка была ценным подарком. Жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Красивая прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
В некоторых местах по обычаю жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.
Многие прялки в добавление к росписям содержали советы, дарственные надписи типа: «Кого люблю, тому дарю», поучения: «Пряди, прялку береги, за отца Бога моли».
Слайд 16:
Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки. На посиделках девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни, частушки.
Вскоре в избу приходили парни. Изба быстро заполнялась народом. Работа чередовалась с пением, играми и плясками.
Слайд 17:
В разных районах по-разному расписывали прялки.
Слайд 18:
В г. Иваново больше всего развито ткачество и это находит отражение в гербе города.
Слайд 19:
Русские прялки с изображением круговорота солнца вокруг Земли. Предметы благодаря причастностям к высшим идеям становятся художественными произведениями, вещью-образом.
В каждой области прялки отличались своими особенностями. Сколько солнечных розеток в резном декоре прялок Русского Севера! Заметьте: мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялок. В верхней части это разные выступы – “городки”, обозначающие путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – “серьги” – символы восходящего и заходящего солнца; на ножке прялки изображение ночного, подземного солнца.
Слайд 20:
Давайте вспомним, на первом уроке мы говорили о славянских символах. Здесь тоже прослеживается эта закономерность. Какой мы можем сделать вывод. Бездумно ли украшались прялки?
Нет конечно, (вывод)
Слайд 21:
Рассмотрим подробно части, из которых состоит прялка.
IV. Самостоятельная работа
Слайд 22:
А теперь вы попробуете нарисовать прялку и раскрасить по своему замыслу (показ образца рисунка). Выбор украшений и цветов свободный.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Расположите лист вертикально. Проведите вертикальную черту. Отметьте высоту и ширину элементов прялки.
2. Легкими линиями наметьте контуры прялки.
3. Прорисуйте мелкие элементы прялки.
4. Нанесите придуманный вами рисунок и раскрасьте прялку яркими красками.
Дети поэтапно выполняют работу.
V. Итог урока.
Рассматривание работ.
VI. Домашнее задание. (слайд 23)
Найти изображения орнаментов русской вышивки.
infourok.ru
Конспект урока "Рисование русской прялки"
Рисование русской прялки.
Цели и задачи уроков: ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству и традициям своего народа.
Оборудование и материалы: цветные фотографии старинных русских прялок.
План урока.
1.Организационный момент.
2.Беседа о росписи русской прялки.
3.Выполнение рисунка прялки в карандаше.
4.Выполнение работы в цвете (8 урок).
5.Подведение итогов урока.
Ход урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Беседа о росписи русской прялки.
Прялка - удивительный образец неразрывного соединения художественного творчества с трудом. Ни одно орудие труда не получило столь разнообразные формы и не украшалось с такой любовью, как прялка. Значение прядения было так велико, что ещё в в глубокой древности, как и ткачество оно стало символом женского труда и имело своих покровителей.
Народ поэтизировал труд пряхи. О ней поётся в песнях, лирических и шуточных. Её образ появляется и в лубке, и в игрушке, в росписях, где сцена прядения изображается такой же торжественной как чаепитие и праздничное катание. Образ труженицы-пряхи нашёл отражение не только в народном творчестве, но и в произведениях писателей и поэтов.
Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей её жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком. Жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Здесь творческая фантазия не знала границ. Красивая прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Прядение и ткачество были самыми трудоёмкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой:
«В избушке, распевая, дева
Прядёт, и, зимний друг ночей,
Трещит лучинка перед ней», -
писал А.С.Пушкин.
Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, - установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая её при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее – она оборвётся, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала её на веретено и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более 300 метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи! Поэтому прясть готовить себе приданое девушка начинала уже с 6-8 лет.
Веретёна с напрядёнными нитками – мочками – пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были также нарядно расписаны, как и прялки. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, - весёлые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла её на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.
Из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет вой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далёкие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звёзд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
Северодвинская расписная прялка отличается многоцветной росписью. Такие прялки создавались в сёлах, разбросанных по берегам реки Северной Двины. Лопасть ножку с обеих сторон покрывает вьющийся растительный узор из веточек с ягодами, листиками и широко раскрытыми чашечками цветов. Роспись выполнена на светлом фоне. Киноварно-красная краска преобладает. В причудливом узорочье орнамента как бы потонули бытовые сценки: здесь и пряхи за прялками, и выезд на тройке, семейное чаепитие. А рядом с людьми и их повседневными занятиями фантастические существа: вещие птицы Сирины, сражающиеся друг с другом львы и единороги, красные, зелёные и золотые кони. Соединив сказку с былью, живописец придал окружающей жизни волшебный оттенок, в красочной росписи, сказочных персонажах воплотил свои мечты о прекрасном, о счастье. Видимо, поэтому на волшебных растениях одновременно зреют ягоды и распускаются цветы, а над всеми героями сценок царит легендарная птица счастья – Сирин.
2.Выполнение рисунка прялки в карандаше.
На доске необходимо показать порядок выполнения работы.
А)-наметить общие размеры изображения.
Б)-показать очертания лопасти и донца прялки
В)-прорисовать конкретнее форму лопасти.
Г)-убрать линии построения
Д)-простым карандашом нанести узор.
3.Выполнение работы в цвете (2-й урок).
Обратить внимание на порядок работы. Если фон светлый – нужно сначала закрасить его, если же тёмный – то вначале выполняются узоры, и после высыхания краски осторожно закрашивается фон.
4.Подведение итогов урока.
Наиболее целесообразно провести выставку работ учащихся в классе.
infourok.ru
Презентация «Русские прялки»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Русские прялки
Слайд 2
Прялка— предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки
Прялки – неизменные спутницы крестьянских женщин
Слайд 3
Экспозиция "Девушка за прялкой"
Слайд 4
Ручная прялка состояла из вертикальной части, куда привязывалась кудель и горизонтальной (донце), где сидела пряха
Вертикальная часть состояла из лопасти (лопатки) и шейки (ножки)
Прялку, особенно лопасть, часто украшали и расписывали Основные элементы прялкиГородкиЛопасть
(лопатка)СерьгиНожка
(шейка)Донце
Слайд 5
Выделяют два вида прялок по конструкции:
цельные (делались из корня и ствола березы или ели)
составные (состояли из двух деталей: горизонтальной и вертикальной)
1. Прялка и лопасти (навершия) прялок. XI-XV века 2. Донце прялки 3. Севернорусская неразъёмная прялка, изготовленная из нижней части ствола с корнем (копанъ). XIX век 4. Навершие прялок, в которых использована языческая символика — «громовый знак», изображение «белого света», головы коней. XIX век
Слайд 6
Разнообразие русских прялокПрялки различаются размерами, формой лопасти, ножки, декоративными украшениями
Слайд 7
Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно.
Слайд 8
Лопасть шенкурской прялки.
Тарногский район. Прялка. Фрагмент. 1922 годПрялку-подарок хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению
Слайд 9
РАЗНООБРАЗИЕ РУССКИХ ПРЯЛОК
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
ПРЯЛКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВСЕЛЕННОЙ — ЗЕМЛИ И НЕБОСВОДАСимволы солнца пронизывают не только орнамент, но и саму конструкцию прялки.
В верхней части это разные выступы-городки, обозначающие путь солнца по небосводу.
Слайд 13
ПРЯЛКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВСЕЛЕННОЙ — ЗЕМЛИ И НЕБОСВОДАА в нижней части боковые выступы-серьги – символы восходящего и заходящего солнца.
На поверхности лопасти можно увидеть изображение ромбиков и квадратов – это символы земли
Слайд 14
Творческое задание:
Выполни эскиз декоративного украшения прялки. Вначале продумай форму предмета, которая должна быть выразительной.Формы русских прялок