Откуда пошли прозвища русских князей? Прозвища князей древней руси
Достойные и обидные прозвища правителей Руси, России и СССР: begamot_74
Как правило, любого правителя в народе обзывали веским и метким словом, да так порой, что закрепится прозвище на века.
Начну, пожалуй, с самой древности.
Князь Киевский Святослав (945 – 964) имел у врагов прозвище Барс. Был он молод, горяч, отважен и умен, не раз побеждал печенегов и булгар меньшим количеством войска.
Сын Святослава – Киевский Князь Владимир (980 – 1015) обладал прозвищами – Святой и Красное солнышко. Он крестил языческую Русь, правил достойно, справедливо, сумел вокрг себя объединить князей из других земель.
Князя Ярослава (1019 – 1054) прозвали Мудрым. При нем Киев превратился в один из самых крупных и красивых городов Европы. Династическими браками были укреплены связи с европейскими странами. Ярослав основал ряд новых городов. На Волге был заложен Ярославль, а в отвоеванной земле чуди (эстов) - Юрьев (нынешний эстонский город Тарту).
Сын князя Всеволода Черниговский а затем и Киевский князь Владимир стал Мономахом (1113 – 1125). Владимир Мономах - первый русский князь, который бил кочевников на их территории. Это была новая военная тактика Руси. В половецких шатрах и кибитках матери пугали детей именем Владимира Мономаха.
В 1125 – 1132 гг. Киевским князем был старший сын Мономаха Мстислав Владимирович по прозвищу Великий. Это был последний период относительного политического единства Киевской Руси.
Князь Ростово-Суздальской земли Андрей Юрьевич обладал прозвищем Боголюбский, не по своему отношению к Богу, а потому что очень любил свое родовое поместье – село Боголюбово, где и был убит в ходе боярского заговора.
Младший брат Андрея – Всеволод имел прозвище Большое Гнездо, данное за то, что удачно сумел поставить всех своих сыновей на правление в других городах.
Характерно, что в то время прозвища еще закреплялись в качестве фамильной особенности, и в детях еще не распространялись.
Показал себя в каком–нибудь деле или правил местом – прилепилось в народе прозвище, которое позже упомянут в Летописях. Позже прозвища стали передаваться из рода в род – фамилией.
Основатель Москвы князь Юрий Владимирович имел прозвище Долгорукий, данное за то, что имел длинные несоразмерные туловищу руки, да и любил князь к своим землям присоединять те дальние волости, в которых правитель был слаб.
Новгородский князь Александр Ярославович получил в народе прозвище «Невский» за победоносную битву на Неве, в которой он разгромил шведскую дружину.
Сыновья князя Ивана Калиты – князья Симеон и Иван обладали прозвищами Гордый и Красный.
Князь Дмитрий Иванович, за победу над ордынцами получил прозвище Донской.
Князь Василий Косой в междуусобных княжеских распрях за обладанием властью над Русью был взят в плен князем Дмитрием Шемякой, ослеплен и получил прозвище Темный, под которым и правил позже Москвой.
Царя Московского Ивана IV именовали Грозным. А было отчего – лют был царь, на расправу скор, со мнением чужим не считался.
Царь всея Руси Алексей Михайлович Романов (1645—1676) вошел в Историю как Алексей Тишайший. Тишайший хотел соблюсти обычаи старомосковской Руси. Но, видя успехи западноевропейских стран, он одновременно стремился перенять их достижения. Россия балансировала между отеческой стариной и европейскими новшествами.
Сын царя Алексея – Петр I, едва начав править, получил прозвание Великий, под ним и вошел в Историю. Множество великих и славных дел вершил молодой царь, с силой поворачивая старые русские порядки лицом к Европе. Кроме того, в народе за этим царем закрепилось прозвище Табачник за его любовь к табаку, прежде незнакомому на Руси.
Официальное прозвище Николая I (1825–1855) - Незабвенный.Однако в народе за ним сохранилось название «Палкин», за то что любил муншру и телесные наказания, которое метко подметил писатель Лев Толстой в одном из своих рассказов.
Александр II (1855–1881) официально именовался Освободителем, за то, что крепостное право в России отменил.
Александр III (1881–1894) именовался «Миротворец», за то, что при нем Россия практически не вела войн.
Николая II (1904–1917) в народе именовали Николай Кровавый, за расстрел мирного крестного хода к царю 9 января 1909 года. Кроме того, в народе царя называли «Никола Дурачок»
Владимир Ульянов сам взял себе партийное прозвище Ленин, в честь ленского расстрела взбунтовавшихся рабочих. В кругу соратников носил прозвища «Старик», «Ильич», «Лукич», «Петрович». В народной памяти Ульянов остался как: «Ленин», «Дедушка Ленин», «Вождь», «Ильич», «Вовка» и «Лысый».
Первым закрепившимся псевдонимом Иосифа Джугашвили был Коба. Позже Джугашвили взял себе прозвище Сталин, по анологии с Лениным.
В народе отца народов прозвали: «Сердце песни народной», «Рябой», «Йося Грозный», «Душегубушка».
Среди интеллигенции Сталина звали «Рыжий», «Таракан» и «гуталинщик» - благодаря известному стихотворению поэта Мандельштама.
Никита Сергеевич Хрущев обзывался в народе прозвищами - «Никита кукрузник», «Хрущ», «колхозник» и «хряк».
Леонид Ильич Брежнев, став преемником Хрущева, сразу же получил прозвище «заведующий». В народе его часто называли «Бровеносец в потемках» или «Эпохальный Ильич», а также "Дважды Ильич Советского Союза" по аналогии с многочисленными званиями Героя СССР
Юрий Андропов – Могикан, Второй Сталин, Чекист, Ювелир.
Михаил Горбачев – Плешивый, Меченый, Глобус, Горбатый, Горбачь, Лимонадный Джо, Демократизатор, Мишка–Говорун и многие другие.
Борис Ельцин – Дед, Шэф, Алкаш, Ёлкин. Оппозиция Ельцина окрестила его тремя буквами ЕБН.
В детстве Владимира Путина называли «Путька» и «Путя».
В разведгруппе (Дрезден, ГДР - Германская Демократическая Республика) тоже давали друг другу клички. Владимира Путина там назвали «ути-пути».
Как писала газета «Совершенно секретно», «в Ленинградском УКГБ у Путина были прозвища «Моль», «Крысенок», «Капутин» и «Хапутин», а во время работы у Собчака Путина звали - «Штази», «Вице–Собчак»,
После 1999 года появились следующие прозвища: «туалетный Путенок», «Зачищающе-мочащее средство - туалетный Путенок», а также «Гадкий Путенок», «Дутый Пу», «бледная тля».
Борис Ельцин, узнав о преемнике, называл Путина просто – «Малыш». Кроме того, в народе Путина часто называют «преемник», Путлер и Путенг.
Дмитрий Анатольевич Медведев. Говорят, как только в Кремле заговорили о ДАМ, как о преемнике, его тут же окрестили прозвищем «Визирь». Говорят также, что семилетнего Диму в детстве мальчишки дразнили «головастиком». В народе Медведева называют «Медвед», «Абрашка-Коротышка», «На–но», «Мендель-Потапыч», «Мишка-Гамми», «Айфончик», «Кремлевский карлик».
Вообщем, каждому по достоинству давали прозвища на Руси, в СССР и России.
begamot-74.livejournal.com
Откуда пошли прозвища русских князей? |
Полина Скрыпник
03.02.2014
Имена легендарных русских князей на слуху и сегодня, спустя многие сотни лет. Иногда они удивляют причудливыми прозвищами — например, Святополк Окаянный или Иван Калита. Почему Окаянный? Почему Калита?
А потому что… В общем, начнем по порядку, с Вещего Олега.
Князь Олег Вещий (882 — 912),
великий князь Киевский
Вопреки существующему стереотипу, слово «вещий» означает здесь не «предсказывающий будущее», а скорее «предусмотрительный, рассудительный». Надо всего лишь отбросить привычное для нас значение этого слова и принять во внимание реалии тысячелетней давности. Тогда вырисовывается довольно логичная, лишенная мистики картина.
Олега часто называют основателем Древнерусского государства. Он присоединил к Руси обширные земли, покорил и подчинил своей власти многие восточноевропейские племена, объединил северный и южный центры восточных славян, перенеся столицу в Киев, был удачлив в военных походах — всё это вызывало восхищение современников.
Прозвище, данное Олегу, вполне отражает отношение народа к своему правителю, как к рассудительному, дальновидному человеку.
Князь Владимир Креститель (980 – 1015)
Он же Владимир Великий, Владимир Святой, Владимир Красно Солнышко. Великий князь Киевский.
Летописи уверяют, что до принятия христианской веры «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны: Олова, Юлия, Рогнеда, Аделья и Мальфрида от которых имел он 13 сыновей и не менее 10 дочерей <…>, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, <…>. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».
Но желание Владимира сплотить быстро развивающееся государство с помощью единой религии с единым Богом, укрепить политические связи с Византией и повысить статус Руси на международной арене побудили князя принять христианскую веру и крестить Русь по византийскому обряду.
Значение этого события поистине велико, с появлением на Руси христианства грамотность населения начала быстро возрастать, церкви и монастыри стали центрами культурного и нравственного развития, оплотами книжного, летописного дела.
После крещения князь освободил всех наложниц, отрекся от своих языческих жен и стал вести достойную христианина праведную жизнь в браке с византийской царевной Анной.
Отношение современников к князю Владимиру хорошо отражают слова из Повести временных лет: «Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее. <…> Пусть увенчает его Господь вместе с праведниками, воздаст услаждение пищей райской и ликование с Авраамом и другими патриархами <…>. Память о нем чтут русские люди, вспоминая святое крещение».
Князь Святополк Окаянный (1015 – 1019)
Великий князь Киевский
В Повести временных лет Святополка называют Окаянным, то есть подобным Каину. Причиной такого страшного прозвища послужило убийство братьев Бориса и Глеба, которые позднее были причислены к лику святых и стали символами праведности и мученичества для русского народа.
Князь Святополк ещё раз оправдал свое прозвище в 1015 году, подослав убийц к своему брату Святославу, управлявшему Древлянскими землями.
Когда Ярослав Мудрый повел свою рать на Киев, князь Святополк выступил против него со своей дружиной и нанятыми печенегами.
Это считается первым случаем, когда в междоусобной борьбе один из русских князей прибегнул к помощи степняков, но в итоге сражение Святополк проиграл и был вынужден бежать.
Правление Святополка Окаянного продолжалось сравнительно недолго с 1015 по 1019, в 1019 году он был свергнут Ярославом Мудрым и не успел прославиться, как достойный правитель или воевода.
Однако, вопреки обычаю, со смертью Святополка Окаянного «плохое» имя «Святополк» не вышло из списка родовых княжеских имен вплоть до середины XII века. Некоторые исследователи считают это косвенным доказательством невиновности Святополка в убийстве братьев.
Существует версия о том, что на самом деле в смерти Бориса виновен Ярослав Мудрый, подославший к нему убийц-варягов.
И действительно, летописи повествуют о том, что из всех братьев Святополка законным киевским князем его признали только два брата – Борис и Глеб, они не оказывали никакого сопротивления и приняли смерть в молитвах. Таким образом, убийство союзников Святополком кажется совершенно нелогичным.
Князь Ярослав Мудрый (1019—1054)
Великий князь Киевский
С правлением князя Ярослава Мудрого Русь достигла успехов во всех сферах жизни. Стремление Ярослава к становлению Руси как сплоченного централизованного государства, его желание установить порядок и законность в русских землях побудили князя укрепить систему управления страной.
В его правление был создан и введен в действие первый писаный свод законов – Русская Правда. С принятием Русской Правды распространенная повсеместно кровная месть была практически полностью замененная вирой (штрафом) размер которой зависел от того, какое положения в обществе занимал убитый.
Князь Ярослав Мудрый проявил себя и как выдающийся полководец, при котором мощь Руси многократно возросла, а границы государства расширились.
Князь Мстислав Великий (1125 – 1132)
Великий князь Киевский
Вступив на киевский престол после смерти отца, князь Мстислав нарушил принятое еще Ярославом Мудрым правило наследования власти старшим в роду.
Это вызвало недовольство многих князей, но никто не посмел выступить против Мстислава, пользовавшегося прочной поддержкой киевской верхушки. В своем стремлении обезопасить границы Русского государства князь Мстислав сыскал славу великого и талантливого полководца.
Князь Андрей Боголюбский (1157—1174)
Великий князь Владимирский
Хотя на счету Андрея Боголюбского и числится строительство церквей в подчиненном ему Владимиро-Суздальском княжестве, вовсе не трепетное отношение к религии послужило причиной появления такого характерного на первый взгляд прозвища.
В силу характера не пожелав жить в старинных центрах Владимиро-Суздальского княжества, Андрей Боголюбский выстроил себе новую резиденцию — белокаменный дворец близ села Боголюбово, за что и получил прозвище.
Продолжая политику отца, князя Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский не признавал власти киевского великого князя.
В 1169 году он предпринял поход на Киев, в результате которого (впервые за всю историю своего существования) город был взят приступом.
Что наиболее примечательно, успеха в таком предприятии достигли не многочисленные враги Древнерусского государства – половцы, печенеги, поляки, а сами же русские.
Имя князя Андрея Боголюбского хорошо известно любителям средневекового оружия, благодаря украшенному причудливым узором боевому топору. Подробнее про него мы рассказывали в статье «Боевые топоры (1): франки, викинги, русичи».
Князь Александр Невский (1249—1263)
Князь Новгородский, Великий князь Киевский, Великий князь Владимирский.
Александр Невский, внук Мстислава Удалого, смелого и решительного полководца, сыскал всемирную известность на поле брани.
Прозвище «Невский» он получил в 1240 году в знаменательном сражении со шведскими рыцарями на берегу Невы. Будучи ещё совсем юным князем, Александр сумел одержать блистательную победу над врагом и отстоять исконно русские земли.
Князь Иван Калита (1325 – 1340)
великий князь Московский
Калита – древнее русское слово, обозначающее небольшой кошель или суму для денег. Есть две версии происхождения прозвища князя Ивана.
По одной из них это был щедрый, участливый к жизни и судьбе бедняков человек, который всегда охотно раздавал милостыню страждущим и тем заслужил добрую славу в народе.
По другой же князь Иван Калита накопил несметные богатства и охотно скупал и выменивал земли в разных княжествах, в том числе и Новгородских землях, где это было запрещено законами. Вполне возможно, что обе эти версии верны.
Князь Иван II Красный (1353 – 1359)
Он же Иван Кроткий, Иван Милостивый, великий князь Московский.Князь Иван Калита — его отец.
Одно из известных прозвищ Ивана II – Красный, в то время это слово понималось в значении красивый. Иначе говоря, это может свидетельствовать о незаурядной внешности князя Ивана.
Однако многие исследователи считают, что в действительности прозвище было длиннее.
По их мнению, изначально князя прозвали по времени рождения «Красная горка» – так называлось следующее после Пасхи воскресенье.
Но со временем часть прозвища была отброшена, и в летах Иоанн II остался человеком небывалой красоты.
Кроме того во многих источниках Иоанна II именуют «Милостивый» и «Кроткий», что проливает свет на характер и моральные качества князя.
Вот живой пример того, как кратко и емко – всего в нескольких словах — может быть охарактеризована личность правителя.
Об именах средневековых королей Западной Европы читайте здесь.
И, кстати, о прозвищах каких еще древнерусских князей вы хотите узнать?Пишите в комментариях!
Фото
В оформлении статьи использованы военно-исторические оловянные миниатюры. Скульпторы — Виктор Грачев и Талант Сооданбегов, художники — Евгения Филимонова, Юлия Мошура, Светлана Новикова, Любовь Калагина. Иллюстрации взяты с сайта компании «Русский витязь», а вот небольшой репортаж о ней.
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!!
Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок,
или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи
ludota.ru
Прозвища русских правителей - Конкурс молодых историков "Наследие предков
Костюк П.Р.
Ещё с древних времён правителям дарились всевозможные прозвища. Однако если в Византии, к примеру, народ просто желал выделить императора из всех остальных правителей, то на Руси люди всегда как бы оценивали деятельность своего правителя. Не зря на Руси бытовала пословица: «Что человек творит, про то народ и говорит, а чем от других отличается, по тому и прозывается». Однако все ли из тех прозвищ, что знаем мы, знали о себе правители? И все ли эти прозвища так уж очевидны и объяснимы для нас?
Для начала надо понять, что же такое «прозвище». Тут, конечно, всё кажется простым: прозвище – название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству[1]. Но немногие знают такой интересный факт. Если обратиться к этимологии слова, ему родственно литовское слово «žavė́ti» («зачаровать»), латышское «zave^t» («заговаривать, чаровать»), армянское «jaunem» («посвящаю») и даже, возможно, греческое «καυχᾶσθαι» («хвастать») и ирландское «guth» («голос»)[2].
Обычно история Руси в школе начинается с момента призыва варягов и правления первого Рюрика. Уже у второго князя, Олега (879-912), появляется прозвище: Вещий. Всё вроде понятно, оно дано именно за волхвование. Как считают некоторые историки, князь Олег, будучи предводителем своей дружины и верховным правителем, также выполнял еще и функции чародея, волхва, жреца. Однако всё не так просто. Существует и вторая версия происхождения этого прозвища (причём наличие нескольких версий происхождения и значения прозвища будет встречаться нам довольно часто). Для происхождения второй версии стоит обратиться к исходному значению слова. В этимологическом словаре Фасмера «вещий» происходит от древнерусского слова «вѣштии», то есть мудрый. Олега называют основателем Древнерусского государства. Князь смог присоединить к Руси новые земли, объединил южный и северный центры восточных славян, сделав столицей город Киев, покорил и подчинил многие восточноевропейские племена, был удачлив в военных походах, также и в походах на Византию, в результате которых заключал выгодные торговые договоры, создал полюдье (система сбора дани). Поэтому его прозвище отражает именно мнение людей о своём правителе, как к дальновидном и рассудительном человеке.
Однако если история этого прозвища известна, то про прозвище Святослава (957-972) вообще мало кто знает. За разгром хазар, многочисленные победы над печенегами и булгарами, причём меньшим количеством войска, враги прозвали его Барсом. Хотя стоит классифицировать прозвища по своему происхождению: прозвища правителей, подаренные ему своим же народом и прозвища, появившиеся среди врагов (и\или иностранных правителей, народов). В этой работе будут рассмотрены преимущественно народные прозвища.
Сын Святослава, Владимир (980-1015), величался Красно Солнышком, Святым, Крестителем. Последние два легко объяснимы: при Святославе было крещение Руси (988г.), которое приобщило Русь к новым культурным ценностям и имело огромное значение для всей её истории. Но почему именно Красное Солнышко, и менее известное прозвище князя Ласковый? Для народа, основным занятием которого является земледелие, солнце имеет первостепенное значение. Называя князя в его честь, люди ценили дела князя, направленные на создание и укрепление обороны границ от печенегов с помощью сооружения несколько оборонительных рубежей с системой крепостей. Ведь таким образом он защищал их «место под солнцем». Так в истории Руси появилась первая засечная черта. Кроме того, красный в народной поэзии и речи употребляется для обозначения чего-то хорошего, яркого, светлого. Так в летописях найдены примеры доброты и «светлости» князя: в каждое воскресенье на княжеский пир мог прийти любой бедняк и получить пищу, питьё, деньги. Часто по Киеву развозили на телегах различную снедь и раздавали немощным и убогим.
Сын Владимира, Святополк (1015-1019), тоже получил прозвище, но уже негативное: Окаянный. Окаянный, то есть грешный, проклятый, отверженный; преисполненный греха [3]. Если обратиться к этимологии слова, «окаянный» заимствовано из старославянского языка, где оно является страдательным причастием от «окаяти»: «проклясть, осудить». Но если проследить его историю ещё глубже, «окаяти» является префиксальной производной от «каяти», что означает каять(ся). Недаром в церковном понимании «окаянный» имело совершенно другой оттенок: бедный, отверженный, сожаления достойный, злосчастный, несчастный [4]. Народная же этимология связывает это слово с именем Каина, который, согласно Библии, убил своего брата и был проклят Богом. Отсюда и народное прозвище. Ведь Святополк, подобно, Каину, убил своих братьев Бориса и Глеба, впоследствии причисленных к лику святых и стали символами праведности и мученичества для русского народа. Также он подсылал убийц брату Святославу и выступал с печенегами против Ярослава, который его потом победил. Однако, вопреки обычаю, после его смерти имя его не было вычеркнуто из родового списка княжеских имён вплоть до середины XII века. Некоторые историки считают, что это косвенное доказательство невинности Святополка в убийстве братьев, которые, кроме того, были единственными, кто признавали его законным правителем, а убил их сам Ярослав Мудрый. В широких массах неизвестно даже о наличии такой теории.
При Ярославе Мудром (1019-1054) русские войска разгромили окончательно печенегов. Русь стала в один ряд с сильнейшими государствами Европы, а Киев мог даже соперничать с Константинополем. C семьей киевского князя пытались подружиться и породниться крупнейшие знатные дворы Европы. Был принят первый свод законов «Русская Правда». Да и сам князь был очень образованным человеком, знавшим несколько иностранных языков и имевшим богатую библиотеку, и ещё проявил себя и как выдающийся полководец. Таким образом, Мудрость стала его символом. Всё кажется логичным и понятным, но это была лишь первая версия из пяти.
По второй версии Мудрым он стал не столько из-за своей собственной образованности, как, к примеру, византийский король Лев VI, а скорее за то, что он нёс знания в народ: открывал школы, библиотеки. Третья версия гласит, что Мудрым его прозвали за основание двух соборов Святой Софии в Киеве и в Новгороде. Так как князь посвятил главные храмы городов Софии – мудрости Божьей. Четвёртая версия гласит, что князя Ярослава не называли Мудрым ни современники, ни летописцы, а эпитет этот придумал писатель и историк Н. Карамзин, писавший его характеристику. Последняя теория основывается на взаимосвязи хромой – значит мудрый. Из-за реальной хромоты враги прозвали Ярослава Хромовцом. Во время его правления в Норвегии и Исландии расцвела поэзия скальдов — сказочников. В физических недостатках древние скандинавы видели признак близости к высшим силам. Поэтому норвежские и шведские короли получали такие прозвища, как Свинья, Синезубый, Толстый. За руку шведской принцессы Ингигерд боролись король Олаф и Ярослав Хромец, который стал Мудрым, когда принцесса вышла за него замуж.
Владимир II (1113-1125) был сыном Всеволода Ярославича и Анны, дочери византийского императора Константина Мономаха, от которого он и получил свое прозвище. Владимир Мономах был инициатором съездов князей. Под его властью были вновь объединены до трех четвертей русских земель, прекратились княжеские усобицы. Он первый использовал тактику атаки кочевников на их же территории, и по другой версии слово «Мономах» происходит от греческого «monomachos» – «единоборец»[7].
Вступив на киевский престол после смерти отца, князь Мстислав (1125-1132) нарушил лествичную систему Ярослава Мудрого и занял престол незаконно. Однако против него никто не выступил, так как он пользовался поддержкой знати, да и при отце он уже успел прославиться талантливым полководцем. Из летописей сохранились записи о любви народа к нему за то, что он «много пота утер за землю русскую». За мудрость и обеспечение безопасности Мстислава величали Великим, а русская православная церковь канонизировала его.
Юрий Долгорукий (1125-1157), который правил Владимиро-Суздальской землёй (междуречье Оки и Волги), где столицей там был Ростов, желал Киевского престола. Он был так прозван за желание завоёвывать дальние земли. Однако стоит отметить, что он основал Дмитров, Переславль, Звенигород. Андрей Боголюбский (1157-1174), его сын, также активно принимал участие в борьбе за Киев. В 1155 году, когда Юрий Долгорукий всё-таки стал великим киевским князем, своему сыну он даровал Вышгород, где в монастыре одном хранилась византийская икона Божей Матери. По легенде икона стала ночами покидать своё место в монастыре, и для Андрея Юрьевича это был знак к возвращению в Суздаль. Однако в пути близ Владимира-на-Клязьме перевозившие икону кони остановились и отказывались идти дальше. Так же ночью у князя был вещий сон, где ему явилась Богородица и сказала, что хочет остаться здесь. Андрей Юрьевич на этом месте основал монастырь, а расположенное рядом села именовал Боголюбово. Сам же князь впоследствии стал Боголюбским, а икона Божьей Матери стала именоваться Владимирской. В 1158 году 3 города: Владимир, Суздаль и Ростов одновременно объявили Боголюбского своим князем, хотя завещание его отца было другим. Резиденцией князя и, соответственно, столицей Северной Руси стал Владимир. С того момента Владимирские князья стали именоваться Великими князьями.
Всеволод Большое Гнездо получил своё прозвище благодаря многочисленному семейству (у него было 8 сыновей и 4 дочери). По другой версии данное прозвище далось за то, что он смог удачно поставить всех своих сыновей на правление в других городах. В это время на Руси была феодальная раздробленность, а большая семья правителя означала только ещё бо́льшую раздробленность. И хотя каждое отдельное княжество развивалось быстрее и успешнее, одновременно выросла уязвимость извне, но главное негативное последствие раздробленности – изменение психологии людей: исчерпание патриотизма. И именно вследствие этих изменений появившиеся в 1223 году монголы во главе с Чингисханом осознают слабость данных земель и их правителей (на битву на Калке, первую встречу с монголами, почти все князи не дали своих солдат, не было сплочённости).
Новгородский князь Александр Ярославович Невский получил своё прозвище после победоносной битвы на Неве со шведской дружиной в 1240году. В итоге после Невской битвы и Ледового побоища 1242 года с немцами рыцарями нашествие с северо-запада на Русь было остановлено.
Иван (1325-1340) стал Калитой, потому что был щедрым и помогал бедным («даяше нищим сколка вымётся»). В Древней Руси «калита» – кошелёк, кожаный денежный мешок, пояс с зашитыми в нем деньгами (слово происходит от тюркского «kalta» — карман, кожаный мешок). Однако есть и вторая версия: князь накопил несметные богатства (вполне объяснимый факт, ведь благодаря содействию и помощи Орде Калита собирал дань без баскаков и мог оставлять какую-то часть себе), а потом скупал земли в разных соседних княжествах, в том числе и Новгородских, где это было запрещено законом. Вполне вероятно, что обе версии верны.
Дмитрий Донской (1359-1389), внук Калиты, стал Донским после великой победы на Куликовом поле в 1380 г. Как ошибочно считают наши современники. На самом деле во время Куликовской битвы был такой полководец Владимир Андреевич, который был в походах с 7 лет, фактически пополам с Дмитрием делил Москву. Именно он сначала стал Донским, но потом в потоках истории это прозвище «перехватил» Дмитрий, хотя Донской для Владимирского князя – это принижение и даже оскорбление.
Иван III Васильевич Грозный (1505-1533). Раньше всех князей на Руси называли «грозными». Это был эпитет, а не прозвище. Его истоки у общеславянского существительного «гроза» (то есть «страх, ужас») [6]. Как писал Карамзин, хотя Иван III и имел в своём нраве «природную жестокость», но усмирял её «силою разума». Кроме того, первый царь «Всея Руси» был грозным в глазах своих врагов. Ведь именно при нём было стояние на реке Угре в 1480 году, последняя событие, после которого Русь освободилась от Орды.
Его же внук, Иван IV Васильевич (1533-1584) был прозван Грозным за свою настоящую и ничем не ограниченную жестокость и безжалостность. Также первого русского царя в народе прозвали Мучителем. Как отметил позже Карамзин: «После смерти тирана народ «отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и доныне именует его только Грозным, хотя первоначально это прозвище было дано народом его деду Ивану III более в похвалу, нежели в укоризну»[9]. Ивана IV корят во многом, но немногие задумываются над тем, почему так получилось. Ведь Грозный в 3 года теряет отца, в 8 лет мать, которую отравили бояре. И вот ребёнок растёт с состояние постоянной борьбы за власть боярских группировок, что приводит к пожизненной душевной болезни и виденью изменников во всех. Позже смерть его любимой жены и его самых близких людей из избранной рады, а также предательство Курбского. Финальные штрихи к появлению семилетней Опричнины (особый порядок управления страной): неудачи в Ливонской войне и голод (из-за частых неурожаев).
После смерти Ивана IV на престол входит Фёдор Иванович Блаженный (1584-1598). Вместо болезненного, слабого Фёдора фактически правит Борис Годунов. Сам Фёдор часто посещал разные обители, приглашал греческих высших священнослужителей в Москву, много молился. В летописях сохранились записи о Фёдоре, как о «прекротоком и незлобливом» правителе, который многих миловал и «одарял» города, монастыри, села.
Само слово «блаженный» и его история также достаточно любопытны. В современном языке одно из значений слова блаженный – «глуповатый, чудаковатый» – возникло из-за того, что святые, «почитаемые», часто были юродивыми. Юродивый от древнерусского «юродивъ» начиная с ХIV века, но до этого – «уродивъ», то есть связано со старославянским «ѫродъ» – «уро́д» (русско-восточнославянская форма, где приставка «у» означает «ущербность», «недостаток»)[1]. Поэтому юродивый: «слабоумный, психически ненормальный человек, иногда нищенствующий, по мнению глубоко верующих людей, обладающий даром ясновидения»[5]. Исходя из последнего факта, было бы логично посмотреть, кто же такой юродивый в церковном языке. Церковный словарь терминов даёт юродивым определение с другим оттенком, который, тем не менее, очень отличается по своей сути с остальными: «Юродивый (славянское: «безумный, глупый») – человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, то есть видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения»[4]. Очень интересно делать вот такие, казалось бы, ненужные сравнения.
Вернёмся к слову «блаженный». Это слово, заимствованное из старославянского, в ходе своего существования претерпело смысловые изменения – ведь образовано оно от глагола «блажити» – «восхвалять, почитать». Однако это ещё не всё. Блаженный, если снова обратиться к определению священников, – «умом пребывающий в молитвенном общении с Богом. Так называются люди, исполняющие заповеди Господни»[8]. Если обратиться ещё глубже, в Библейскую энциклопедию Брокгауза, слово блаженный (еврейское «ашре» и греческое «макариос», что буквально «счастливый») употребляется в Библии по отношению к человеку, которого ждёт блаженство на земле или в грядущем веке. В Евангелии от Иова есть слова: «Блаженными именуются и все, уповающие на Бога… Блажен и тот, кого Бог наказывает, потому что посредством такого наказания человек выводится на путь спасения». Второе же значение: блаженный = спасённый от еврейского глагола «йаша» и греческого «содзеин» («спасать»).
В связи со всем вышеизложенным, теперь становиться точно в полной мере понятным, почему набожный и религиозный Фёдор получил прозвище именно Блаженный.
Еще один набожный любитель церковных служб, царь всея Руси, Алексей Михайлович (1645-1676) вошел в историю как Алексей Тишайший.
Добродушный, ласковый, приветливый царь. Если из-за вспыльчивого характера или склонности к проказам жёстко подшутить и обижал кого, то сразу старался загладить обиду, смягчить выходку, задарить подарками. Тут всё очевидно. Так вы думаете.
Казалось бы, ответ очевиден и лежит на самой поверхности. Действительно, второй Романов был очень добродушным человеком. Однако он вовсе не был «тишайшим» в прямом смысле слова – ни по натуре, ни по делам (тишайший – превосходная степень от «тихий»).
Если Алексей Михайлович и проявлял некую «тихость», то только в начальные годы своего правления в юности. Основной подвох же заключался несколькими строчками ранее: вспыльчивость и проказничество. Так его природная вспыльчивость очень быстро дала себя знать. Царь легко терял самообладание и давал волю языку и рукам. Так, однажды, поссорившись с патриархом Никоном, он прилюдно обругал его мужиком и сукиным сыном. Вообще Алексей Михайлович умел браниться весьма изобретательно и изощренно, не в пример многим современным сквернословам.
В своих действиях Алексей был так же решителен. Обсуждая в думе вопрос о войне с Польшей, тесть царя, боярин Милославский, никогда не ходивший в походах, вдруг заявил, что при назначении его воеводой, приведёт царю в качестве пленника самого польского короля. Такая наглость и неприкрытое хвастовство настолько возмутили царя, что Тишайший дал старику пощечину, потом надрал ему бороду и пинками вытолкал из палаты.
По отношению к делам в царствование Тишайшего тоже не было особого проявления покоя или тишины. Алексей Михайлович всё время требовал своих подручных работать без устали. Так боярин Артамон Матвеев, вспоминая «работы свои непрестанные», замечал, что «прежде сего никогда не бывало». А по отзыву протопопа Аввакума, царь «накудесил много в жизни сей, яко козел скоча по холмам и ветер гоняя»[10]. Да и когда было царю отдыхать, если в его правление бунт шёл за бунтом, война за войной. Сами современники назвали XVII век – «бунташным веком».
Однако именно последнее обстоятельство и дает ключ к правильному пониманию прозвища «Тишайший». Истоки его лежат в старинной формуле «тишина и покой», которая символизировала благоустроенное и благоденствующее государство. Ещё с начала Смутного времени и правления Бориса Годунова, было моление о «покое и тишине, и благоденствии», против «развратников тишины» (по тогдашней терминологии: самозванцы и мятежники).
Второй Романов именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами, начавшихся ещё со времени правления Ивана IV. Были найдены летописные записи, где говорилось, что после смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел «благородный сын его, благочестивейший, тишайший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось».
Таким образом, наши предки в понятие «тишайший» вкладывали совсем другой смысл – это был официальный титул государя, который имел отношение непосредственно к сану, а вовсе не к характеру государя. «Тишайший» (латинское «clementissimus») — почётный титул латиноязычного происхождения, который означает «тишину» (благоденствие, спокойствие) в стране во время правления царя. Уже после тог, как в дипломатии латинский язык был заменён на французский, прежнее величание «clementissimus» было переведено на французский (французское «tres gracieux»). А в России уже с французского перевели как «всемилостивейший», и это же название было применено к государеву титулу вместо прежнего «тишайший».
Интересно, но титулом «тишайший» кроме Алексее Михайловича были награждены и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Пётр, которого уж точно не заподозрить в излишней мягкости и «тихости» характера.
Вместо этого Пётр I (1682-1725) заработал прозвание Великий. Любопытно, что слово «великий» от старославянского «великъ», родственно со словом «wäl»: «князь, государь»[2]. Множество великих и славных дел совершил царь, а с 1721 года по окончании Северной войны уже император, с силой поворачивая старые русские порядки лицом к Европе. Пётр I правил всего 36 лет, но сделал он поистине великие вещи. Как отметил один из английских послов в докладе своему правительству: «только силой своего гения сумел за короткий срок поднять Россию до уровня передовых стран Европы». Пётр создал регулярную армию, построил с нуля флот до 130 парусных и более 400 гребных кораблей. При нём появились учебные заведения для подготовки чиновников и офицеров, он начал строить Академию наук, именно при нём вышла и первая печатная газета – «Ведомости», а также возник первый музей (в Санкт-Петербурге) – «Кунсткамера». При Петре были построены многие заводы и фабрики, открыты рудники и шахты. Хотя в истории пропускается тот факт, что при Петре была огромная проблема разгрома всех сфер, кроме армии, причём в основном только из-за одной единственной причины: отсутствия нужного сословия. Пётр построил много заводов, но кто будет работать там? Могут только крестьяне, но они почти все чьи-то, во владении бояр, которые не собирались их никуда отпускать. Да и другой не менее проблематичный вопрос: кто будет это покупать? Поэтому отсутствие нужного класса было главной проблемой развития экономики. Также в народе за Петром закрепилось прозвище Табачникза его любовь к табаку, который он сам же завёз впервые на Русь.
Последний правитель, а точнее правительница, которая заслужила именоваться Великой, была, конечно, Екатерина II (1762-1796). Её заслуги перед страной также велики и значительны.
Изучение таких, казалось бы, незначительных и очевидных фактов позволяет лучше, а иногда намного правильнее понять того или иного правителя и даже целый исторический период нашей страны. Уделяя внимание деталям, даже маловажным на первый взгляд, можно подчерпнуть много интересного и неожиданного. Даже если это просто прозвище.
Таким образом, прозвище выполняло свою неповторимую функцию в жизни общества, ведь народ не только оценивал деятельность правителя, но и демонстрировал своё отношение к нему. В процессе рождения любого прозвища большое значение имеет не столько логическое сопоставление, сколько подсознательное значение того или иного слова. Ведь прозвище за человеком сможет сохраниться, только в том случае, если оно действительно характеризует человека, которому дано.
Список литературы
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.
М. Р. Фасмер, Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973
3. Ефремова Т. Ф., Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
Т. С. Олейникова, Краткий церковнославянский словарь
Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство <ЮНВЕС> Москва 2003
Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004
«Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865)
Православный энциклопедический словарь. — Москва. священник Ярослав Шипов, Compiled by EdwART 1998
Карамзин Н.М. История государства российского
Житие протопопа Аввакума, "Эксмо", Москва, 2011
Ключевский В.О. Алексей Михайлович (в курсе «Лекции по русской истории»).
За что народ награждал своих правителей прозвищами / http://www.mywebs.su/blog/interestingly/12072.html
ist-konkurs.ru
Прозвища русских правителей / StatusName
Каждый властитель государства российского, от времен Киевской и Удельной Руси до распада Великой империи, оставил свой след в истории. Одним правители заслужили добрую славу и почет, другие – любовь и доверие, третьи – ненависть, четвертые – глубокое презрение своего народа. В соответствии с характером, деятельностью или конкретными деяниями монархов формировались их исторические прозвища. Некоторые дополнительные имена русских князей ушли в небытие вместе со своими носителями, другие же закрепились на века.
Прозвища древнерусских правителей
Первым в древнерусской летописи «Повесть временных лет» стоит родоначальник княжеской династии, новгородский князь из варягов, Рюрик (862-879 гг). Существует предположение, что это было не его собственное имя, а родовое прозвище династии правителей славянского племени ободритов, Ререк.
Следующей значимой фигурой, правившей с 879 по 884 год, был князь Олег, получивший прозвище Вещий («знающий будущее). Оно закрепилось за ним после похода на Константинополь, когда правитель запретил голодным дружинникам притрагиваться к пище и вину, небезосновательно будучи уверенным, что они отравлены.
Игорь Рюрикович (912-945 гг) получил прозвище Старый (Древний). Существует 2 версии его возникновения: период правления князя пришелся на достаточно зрелый возраст (около 60 лет) или он был убит диким народом древлян, название которого созвучно с именем Древний. Жену Игоря, Ольгу, называли Святой за то, что она стала первой древнерусской правительницей, принявшей христианскую веру. Прозвище князя Святослава Игоревича – Барс. Ему его дали враги-печенеги за ум, отвагу, решительный характер и горячий нрав. Собственный же народ называл его Славным.
Прозвище Владимира Святославовича, ставшего в 978 году единовластным правителем всей Киевской Руси – Красное Солнышко. Так его назвал простой народ. А прозвище Великий, Святой, Креститель и «сей князь, названный церковью» Владимир получил после крещения языческой Руси и принятия христианства в качестве государственной религии. Прозвище князя Святополка, сына Владимира, разжегшего междоусобицу и убившего двух своих родных братьев - Окаянный. Ярослав Владимирович, победивший Святополка, получил прозвище Мудрый. В период его правления государство достигло наивысшего расцвета и международного признания. Имя-прозвище князя Ярослава Мудрого ассоциируется с Золотыми Воротами и храмом Софии Киевской. Именно он стал основателем города Ярославля и Юрьева (современного Тарту).
У Ярослава было 6 сыновей и 3 дочери. До наших дней дошли далеко не все прозвища князей. Всеволода Ярославовича за его доброту и набожность называли Миролюбивый, а дочь Анну, ставшую женой короля Франции, Генриха I – Анной Киевской или « дочерью короля Руси». Сына Всеволода, Владимира, называли Мономахом. Он унаследовал этот родовое прозвище от своего деда, византийского императора Константина IX Мономаха. Мстислава Владимировича, ставшего правителем после своего отца, нарекли Великим за то, что он смог на время прекратить междоусобные войны и заставил подчиняться собственной воле великого князя киевского.
Шестого сына Мономаха, Юрия Владимировича, традиционно считающегося основателем Москвы, за постоянное посягательство на чужие земли прозвали Долгоруким. Андрея Юрьевича, великого князя Владимирского, величали Боголюбским. По данным одних источников это прозвище в истории обусловлено древнерусской традицией называть правителей боголюбивыми, а в соответствии с другими оно связано с названием основной резиденции, расположенной в городе Боголюбове. Младшему брату Андрея, Всеволоду, дали прозвище князя Гнездо («Большое Гнездо») за многочисленное потомство. У него было 12 детей – 8 сыновей и 4 дочери.
Внук Ярослава Мудрого, основатель рода Ольговичей, Олег Святославович, получил прозвище Гореславич за разжигание междоусобиц и свою горемычную судьбу, по воле которой он превратился в изгоя. Великий полководец, князь киевский, владимирский и новгородский, Александр Ярославович, внук Всеволода Большое Гнездо, стал носить прозвище Невского после победы на берегах Невы. Там он, по легенде, собственным копьем «възложи печать» на лице будущего правителя Швеции.
Характерно то, что прозвища великих князей Древнерусского государства, вначале не распространявшиеся на детей, со временем стали ложиться в основу фамилий и передаваться из рода в род. К примеру, прозвище князя Александра Невского, впоследствии победившего в Ледовом побоище на Чудском озере, носили и его потомки.
Владимирские и московские великие князья
Прозвище московского князя Михаила Ярославовича Хоробрита (1229-1248 гг), правнука Всеволода Большое Гнездо, произошло от древнерусского слова храбриться. Его сына, Дмитрия, за вспыльчивый характер прозвали Грозные Очи. Внуку Александра Невского, Ивану, правившему с 1325 по 1337 год дали прозвище Калита. Существует 2 версии его образования: привычка всегда носить с собой мешочек с мелочью для нищих и, более вероятная – наложение непомерно тяжелой дани на русские города и села для ханской Орды.
Старшего сына Калиты, Симеона, за высокомерие, дерзость и суровость с подвластными князьями прозвали Гордый. Его брата, Ивана, вероятнее всего, за красивую внешность называли Красный. Кроме того, в летописи упоминается прозвище Кроткий и Милостивый. Князь суздальский – прозвище Дмитрия Константиновича, правнука младшего брата Александра Невского. Унаследовав Суздаль, он вступил в борьбу с потомками Ивана Калиты, в 1360 году одолел московских бояр и получил у хана ярлык на княжество Владимирское.
Великий князь Москвы и Владимира, Дмитрий Иванович, сын Ивана Красного, за победу в Куликовской битве был прозван Донским. Правитель Москвы с 1425 года князь Василий прозвище Темный получил после того, как был ослеплен. Кроме того, существует предположение, что Темного так называли из-за способности тщательно скрывать свои замыслы. Его сына, Ивана Васильевича, превратившего Москву в центр единого российского государства, прозвали Великим. Наследника великого князя московского, ставшего прообразом героя русского народного эпоса, Ивана-царевича, прозвали Молодой. А его сына, Дмитрия Ивановича, - Внуком.
Русские цари
Прозвище Ивана IV, ставшего одной из самых жестоких и знаковых фигур – Грозный. Первым заменивший привычный великокняжеский титул на царский, он был обвенчан на государственный престол, и вошел в российскую историю, как кровавый тиран.
В период с 1598 по 1613 год, названный Смутным временем, к власти пришел царевич Дмитрий, выдавший себя за младшего сына Ивана Грозного, ранее погибшего при доселе неизвестных обстоятельствах. Он был первым из 4-х претендовавших на престол самозванцев. Прозвища российских правителей, выдвинувших версию о чудесном спасении и впоследствии узурпировавших власть – Лжедмитрий I, II, III и IV.
Второй монарх из династии Романовых, Алексей Михайлович, получил прозвище тишайшего царя не за короткость характера, а за то, что смог «утешить» Россию, раздираемую мятежниками и самозванцами, которых тогда называли «развратниками тишины». Прозвище царя Алексея перешло к его сыновьям, Федору, Ивану и Петру, которые были преемниками трона.
Младшего сына Тишайшего, Петра Алексеевича, правивший с 1689 по 1725 год, уж никак нельзя было назвать тихим. Петр I, ставший одним из самых выдающихся государственных деятелей, по праву носил прозвище Великий.
Ивана VI, формально правившего ровно один год, находясь в младенческом возрасте, называли Младенецем-императором. Прозвище Екатерины II, самодержцы Всероссийской – Великая. Этот титул ей перешел от Петра I, который был кумиром императрицы. Она продолжила дело «птенцов гнезда Петрова», построив более 140 городов.
Александра II, отменившего крепостное право в России, прозвали Освободителем. Александра III, при котором государство жило без войн – Мирным.
«Кровавый» – прозвище императора, Николая II, ставшего последним самодержцем Всероссийским. Он его получил после событий 1905 года на Ходынке.
Закрепившиеся на века и дошедшие до наших дней прозвища правителей, достойные, благозвучные или оскорбительные возникали в одночасье, или выбирались из многих. Так было, есть и будет, и прозвища в России, которыми наградили или еще наградят нынешних держателей власти, тоже войдут в историю.
statusname.ru
Прозвища русских князей - Статьи - Наследие
Имена легендарных русских князей на слуху и сегодня, спустя многие сотни лет. Иногда они удивляют причудливыми прозвищами - например, Святополк Окаянный или Иван Калита. Почему Окаянный? Почему Калита?
А потому что... В общем, начнем по порядку, с Вещего Олега.
Князь Олег Вещий (882 — 912),
Великий князь Киевский
Вопреки существующему стереотипу, слово «вещий» означает здесь не «предсказывающий будущее», а скорее «предусмотрительный, рассудительный». Надо всего лишь отбросить привычное для нас значение этого слова и принять во внимание реалии тысячелетней давности. Тогда вырисовывается довольно логичная, лишенная мистики картина.
Олега часто называют основателем Древнерусского государства. Он присоединил к Руси обширные земли, покорил и подчинил своей власти многие восточноевропейские племена, объединил северный и южный центры восточных славян, перенеся столицу в Киев, был удачлив в военных походах - всё это вызывало восхищение современников.
Прозвище, данное Олегу, вполне отражает отношение народа к своему правителю, как к рассудительному, дальновидному человеку.
Князь Владимир Креститель (980 – 1015)
Он же Владимир Великий, Владимир Святой, Владимир Красно Солнышко. Великий князь Киевский.
Летописи уверяют, что до принятия христианской веры «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны: Олова, Юлия, Рогнеда, Аделья и Мальфрида от которых имел он 13 сыновей и не менее 10 дочерей <…>, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, <…>. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».
Но желание Владимира сплотить быстро развивающееся государство с помощью единой религии с единым Богом, укрепить политические связи с Византией и повысить статус Руси на международной арене побудили князя принять христианскую веру и крестить Русь по византийскому обряду.
Значение этого события поистине велико, с появлением на Руси христианства грамотность населения начала быстро возрастать, церкви и монастыри стали центрами культурного и нравственного развития, оплотами книжного, летописного дела.
После крещения князь освободил всех наложниц, отрекся от своих языческих жен и стал вести достойную христианина праведную жизнь в браке с византийской царевной Анной.
Отношение современников к князю Владимиру хорошо отражают слова из Повести временных лет: «Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее. <…> Пусть увенчает его Господь вместе с праведниками, воздаст услаждение пищей райской и ликование с Авраамом и другими патриархами <…>. Память о нем чтут русские люди, вспоминая святое крещение».
Князь Святополк Окаянный (1015 – 1019)
Великий князь Киевский
В Повести временных лет Святополка называют Окаянным, то есть подобным Каину. Причиной такого страшного прозвища послужило убийство братьев Бориса и Глеба, которые позднее были причислены к лику святых и стали символами праведности и мученичества для русского народа.
Князь Святополк ещё раз оправдал свое прозвище в 1015 году, подослав убийц к своему брату Святославу, управлявшему Древлянскими землями.
Когда Ярослав Мудрый повел свою рать на Киев, князь Святополк выступил против него со своей дружиной и нанятыми печенегами.
Это считается первым случаем, когда в междоусобной борьбе один из русских князей прибегнул к помощи степняков, но в итоге сражение Святополк проиграл и был вынужден бежать.
Правление Святополка Окаянного продолжалось сравнительно недолго с 1015 по 1019, в 1019 году он был свергнут Ярославом Мудрым и не успел прославиться, как достойный правитель или воевода.
Однако, вопреки обычаю, со смертью Святополка Окаянного «плохое» имя «Святополк» не вышло из списка родовых княжеских имен вплоть до середины XII века. Некоторые исследователи считают это косвенным доказательством невиновности Святополка в убийстве братьев.
Существует версия о том, что на самом деле в смерти Бориса виновен Ярослав Мудрый, подославший к нему убийц-варягов.
И действительно, летописи повествуют о том, что из всех братьев Святополка законным киевским князем его признали только два брата – Борис и Глеб, они не оказывали никакого сопротивления и приняли смерть в молитвах. Таким образом, убийство союзников Святополком кажется совершенно нелогичным.
Князь Ярослав Мудрый (1019—1054)
Великий князь Киевский
С правлением князя Ярослава Мудрого Русь достигла успехов во всех сферах жизни. Стремление Ярослава к становлению Руси как сплоченного централизованного государства, его желание установить порядок и законность в русских землях побудили князя укрепить систему управления страной.
В его правление был создан и введен в действие первый писаный свод законов – Русская Правда. С принятием Русской Правды распространенная повсеместно кровная месть была практически полностью замененная вирой (штрафом) размер которой зависел от того, какое положения в обществе занимал убитый.
Князь Ярослав Мудрый проявил себя и как выдающийся полководец, при котором мощь Руси многократно возросла, а границы государства расширились.
Князь Мстислав Великий (1125 – 1132)
Великий князь Киевский
Вступив на киевский престол после смерти отца, князь Мстислав нарушил принятое еще Ярославом Мудрым правило наследования власти старшим в роду.
Это вызвало недовольство многих князей, но никто не посмел выступить против Мстислава, пользовавшегося прочной поддержкой киевской верхушки. В своем стремлении обезопасить границы Русского государства князь Мстислав сыскал славу великого и талантливого полководца.
Князь Андрей Боголюбский (1157—1174)
Великий князь Владимирский
Хотя на счету Андрея Боголюбского и числится строительство церквей в подчиненном ему Владимиро-Суздальском княжестве, вовсе не трепетное отношение к религии послужило причиной появления такого характерного на первый взгляд прозвища.
В силу характера не пожелав жить в старинных центрах Владимиро-Суздальского княжества, Андрей Боголюбский выстроил себе новую резиденцию - белокаменный дворец близ села Боголюбово, за что и получил прозвище.
Продолжая политику отца, князя Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский не признавал власти киевского великого князя.
В 1169 году он предпринял поход на Киев, в результате которого (впервые за всю историю своего существования) город был взят приступом.
Что наиболее примечательно, успеха в таком предприятии достигли не многочисленные враги Древнерусского государства – половцы, печенеги, поляки, а сами же русские.
Имя князя Андрея Боголюбского хорошо известно любителям средневекового оружия, благодаря украшенному причудливым узором боевому топору.
Князь Александр Невский (1249—1263)
Князь Новгородский, Великий князь Киевский, Великий князь Владимирский.
Александр Невский, внук Мстислава Удалого, смелого и решительного полководца, сыскал всемирную известность на поле брани.
Прозвище «Невский» он получил в 1240 году в знаменательном сражении со шведскими рыцарями на берегу Невы. Будучи ещё совсем юным князем, Александр сумел одержать блистательную победу над врагом и отстоять исконно русские земли.
Князь Иван Калита (1325 – 1340)
Великий князь Московский
Калита – древнее русское слово, обозначающее небольшой кошель или суму для денег. Есть две версии происхождения прозвища князя Ивана.
По одной из них это был щедрый, участливый к жизни и судьбе бедняков человек, который всегда охотно раздавал милостыню страждущим и тем заслужил добрую славу в народе.
По другой же князь Иван Калита накопил несметные богатства и охотно скупал и выменивал земли в разных княжествах, в том числе и Новгородских землях, где это было запрещено законами. Вполне возможно, что обе эти версии верны.
Князь Иван II Красный (1353 – 1359)
Он же Иван Кроткий, Иван Милостивый, великий князь Московский.
Князь Иван Калита - его отец.
Одно из известных прозвищ Ивана II – Красный, в то время это слово понималось в значении красивый. Иначе говоря, это может свидетельствовать о незаурядной внешности князя Ивана.
Однако многие исследователи считают, что в действительности прозвище было длиннее.
По их мнению, изначально князя прозвали по времени рождения «Красная горка» – так называлось следующее после Пасхи воскресенье.
Но со временем часть прозвища была отброшена, и в летах Иоанн II остался человеком небывалой красоты.
Кроме того во многих источниках Иоанна II именуют «Милостивый» и «Кроткий», что проливает свет на характер и моральные качества князя.
Вот живой пример того, как кратко и емко – всего в нескольких словах - может быть охарактеризована личность правителя.
В оформлении статьи использованы военно-исторические оловянные миниатюры. Скульпторы - Виктор Грачев и Талант Сооданбегов, художники - Евгения Филимонова, Юлия Мошура, Светлана Новикова, Любовь Калагина. Иллюстрации взяты с сайта компании "Русский витязь".
Автор: Полина Скрыпник
источник
www.slavianin.ru
Откуда пошли прозвища русских князей?
Имена легендарных русских князей на слуху и сегодня, спустя многие сотни лет. Иногда они удивляют причудливыми прозвищами - например, Святополк Окаянный или Иван Калита. Почему Окаянный? Почему Калита?
А потому что... В общем, начнем по порядку, с Вещего Олега.
Князь Олег Вещий (882 — 912),
великий князь Киевский
Вопреки существующему стереотипу, слово «вещий» означает здесь не «предсказывающий будущее», а скорее «предусмотрительный, рассудительный». Надо всего лишь отбросить привычное для нас значение этого слова и принять во внимание реалии тысячелетней давности. Тогда вырисовывается довольно логичная, лишенная мистики картина.
Олега часто называют основателем Древнерусского государства. Он присоединил к Руси обширные земли, покорил и подчинил своей власти многие восточноевропейские племена, объединил северный и южный центры восточных славян, перенеся столицу в Киев, был удачлив в военных походах - всё это вызывало восхищение современников.
Прозвище, данное Олегу, вполне отражает отношение народа к своему правителю, как к рассудительному, дальновидному человеку.
Князь Владимир Креститель (980 – 1015)
Он же Владимир Великий, Владимир Святой, Владимир Красно Солнышко. Великий князь Киевский.
Летописи уверяют, что до принятия христианской веры «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны: Олова, Юлия, Рогнеда, Аделья и Мальфрида от которых имел он 13 сыновей и не менее 10 дочерей <…>, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, <…>. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».
Но желание Владимира сплотить быстро развивающееся государство с помощью единой религии с единым Богом, укрепить политические связи с Византией и повысить статус Руси на международной арене побудили князя принять христианскую веру и крестить Русь по византийскому обряду.
Значение этого события поистине велико, с появлением на Руси христианства грамотность населения начала быстро возрастать, церкви и монастыри стали центрами культурного и нравственного развития, оплотами книжного, летописного дела.
После крещения князь освободил всех наложниц, отрекся от своих языческих жен и стал вести достойную христианина праведную жизнь в браке с византийской царевной Анной.
Отношение современников к князю Владимиру хорошо отражают слова из Повести временных лет: «Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее. <…> Пусть увенчает его Господь вместе с праведниками, воздаст услаждение пищей райской и ликование с Авраамом и другими патриархами <…>. Память о нем чтут русские люди, вспоминая святое крещение».
Князь Святополк Окаянный (1015 – 1019)
Великий князь Киевский
В Повести временных лет Святополка называют Окаянным, то есть подобным Каину. Причиной такого страшного прозвища послужило убийство братьев Бориса и Глеба, которые позднее были причислены к лику святых и стали символами праведности и мученичества для русского народа.
Золотая собака: Клички знаменитых собак
FilmID=2663), любил хватать брошенный теннисный мячик, погиб непобежденным. Барри - легендарный сенбернар - спасатель, спасший в Альпах 40 ...http://dog.mify.org/names.shtml
Князь Святополк ещё раз оправдал свое прозвище в 1015 году, подослав убийц к своему брату Святославу, управлявшему Древлянскими землями.
Когда Ярослав Мудрый повел свою рать на Киев, князь Святополк выступил против него со своей дружиной и нанятыми печенегами.
Это считается первым случаем, когда в междоусобной борьбе один из русских князей прибегнул к помощи степняков, но в итоге сражение Святополк проиграл и был вынужден бежать.
Правление Святополка Окаянного продолжалось сравнительно недолго с 1015 по 1019, в 1019 году он был свергнут Ярославом Мудрым и не успел прославиться, как достойный правитель или воевода.
DogNames.ru – клички собак, выбор имя для собаки » Кличка для ...
DogNames.ru клички собаке со смыслом в честь викингов. Аскольд и Дир ( легендарные варяжские завоеватели Киева) Эгиль Скаллагримсон ( известный ...http://dognames.ru/klichka-dlya-shhenka-v-chest-vikingov/
Однако, вопреки обычаю, со смертью Святополка Окаянного «плохое» имя «Святополк» не вышло из списка родовых княжеских имен вплоть до середины XII века. Некоторые исследователи считают это косвенным доказательством невиновности Святополка в убийстве братьев.
Существует версия о том, что на самом деле в смерти Бориса виновен Ярослав Мудрый, подославший к нему убийц-варягов.
И действительно, летописи повествуют о том, что из всех братьев Святополка законным киевским князем его признали только два брата – Борис и Глеб, они не оказывали никакого сопротивления и приняли смерть в молитвах. Таким образом, убийство союзников Святополком кажется совершенно нелогичным.
Князь Ярослав Мудрый (1019—1054)
Великий князь Киевский
С правлением князя Ярослава Мудрого Русь достигла успехов во всех сферах жизни. Стремление Ярослава к становлению Руси как сплоченного централизованного государства, его желание установить порядок и законность в русских землях побудили князя укрепить систему управления страной.
В его правление был создан и введен в действие первый писаный свод законов – Русская Правда. С принятием Русской Правды распространенная повсеместно кровная месть была практически полностью замененная вирой (штрафом) размер которой зависел от того, какое положения в обществе занимал убитый.
Князь Ярослав Мудрый проявил себя и как выдающийся полководец, при котором мощь Руси многократно возросла, а границы государства расширились.
Князь Мстислав Великий (1125 – 1132)
Великий князь Киевский
Вступив на киевский престол после смерти отца, князь Мстислав нарушил принятое еще Ярославом Мудрым правило наследования власти старшим в роду.
Это вызвало недовольство многих князей, но никто не посмел выступить против Мстислава, пользовавшегося прочной поддержкой киевской верхушки. В своем стремлении обезопасить границы Русского государства князь Мстислав сыскал славу великого и талантливого полководца.
Князь Андрей Боголюбский (1157—1174)
Великий князь Владимирский
Хотя на счету Андрея Боголюбского и числится строительство церквей в подчиненном ему Владимиро-Суздальском княжестве, вовсе не трепетное отношение к религии послужило причиной появления такого характерного на первый взгляд прозвища.
В силу характера не пожелав жить в старинных центрах Владимиро-Суздальского княжества, Андрей Боголюбский выстроил себе новую резиденцию - белокаменный дворец близ села Боголюбово, за что и получил прозвище.
Продолжая политику отца, князя Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский не признавал власти киевского великого князя.
В 1169 году он предпринял поход на Киев, в результате которого (впервые за всю историю своего существования) город был взят приступом.
Что наиболее примечательно, успеха в таком предприятии достигли не многочисленные враги Древнерусского государства – половцы, печенеги, поляки, а сами же русские.
Имя князя Андрея Боголюбского хорошо известно любителям средневекового оружия, благодаря украшенному причудливым узором боевому топору. Подробнее про него мы рассказывали в статье "Боевые топоры (1): франки, викинги, русичи".
Князь Александр Невский (1249—1263)
Князь Новгородский, Великий князь Киевский, Великий князь Владимирский.
Александр Невский, внук Мстислава Удалого, смелого и решительного полководца, сыскал всемирную известность на поле брани.
Прозвище «Невский» он получил в 1240 году в знаменательном сражении со шведскими рыцарями на берегу Невы. Будучи ещё совсем юным князем, Александр сумел одержать блистательную победу над врагом и отстоять исконно русские земли.
Князь Иван Калита (1325 – 1340)
великий князь Московский
Калита – древнее русское слово, обозначающее небольшой кошель или суму для денег. Есть две версии происхождения прозвища князя Ивана.
По одной из них это был щедрый, участливый к жизни и судьбе бедняков человек, который всегда охотно раздавал милостыню страждущим и тем заслужил добрую славу в народе.
По другой же князь Иван Калита накопил несметные богатства и охотно скупал и выменивал земли в разных княжествах, в том числе и Новгородских землях, где это было запрещено законами. Вполне возможно, что обе эти версии верны.
Князь Иван II Красный (1353 – 1359)
Он же Иван Кроткий, Иван Милостивый, великий князь Московский.Князь Иван Калита - его отец.
Одно из известных прозвищ Ивана II – Красный, в то время это слово понималось в значении красивый. Иначе говоря, это может свидетельствовать о незаурядной внешности князя Ивана.
Однако многие исследователи считают, что в действительности прозвище было длиннее.
По их мнению, изначально князя прозвали по времени рождения «Красная горка» – так называлось следующее после Пасхи воскресенье.
Но со временем часть прозвища была отброшена, и в летах Иоанн II остался человеком небывалой красоты.
Кроме того во многих источниках Иоанна II именуют «Милостивый» и «Кроткий», что проливает свет на характер и моральные качества князя.
Вот живой пример того, как кратко и емко – всего в нескольких словах - может быть охарактеризована личность правителя.
И, кстати, о прозвищах каких еще древнерусских князей вы хотите узнать?Пишите в комментариях!
Фото
В оформлении статьи использованы военно-исторические оловянные миниатюры. Скульпторы - Виктор Грачев и Талант Сооданбегов, художники - Евгения Филимонова, Юлия Мошура, Светлана Новикова, Любовь Калагина. Иллюстрации взяты с сайта компании "Русский витязь".
Статья прочитана 5721 раз(a).
(с) Данная статья впервые опубликована на сайте "Людота". Вы можете копировать ее содержание в свой блог или на сайт ТОЛЬКО ПО СОГЛАСОВАНИЮ с редакцией. Однако размещать ссылки на статьи сайта всячески ПООЩРЯЕТСЯ.
Данная мера принята редакцией в связи с участившимися случаями воровства материалов сайта. Надеемся на Ваше понимание.
Интересное из этой же рубрики:
Добавить комментарий
С большим интересом всегда читаю Вас, Георгий. Согласен с Вами, особенно по поводу ПВЛ Нестора, который, по мнению историка Татищева "о старых русских князех не добре сведом бе" - мало того, что не знал о них ничего, да ещё и наврал.1. По поводу Олега моя версия велиречивая во франкской традиции: "тот, которому была ВЕСТЬ", тот, кого известили, предсказали, в смысле гибель.Где-то я встречал рядом с когноменом Олега - Вещий, сочетание Игорь (Рюрикович, его подопечный) СТАРЫЙ. Не нахожу объяснения.2. По поводу Ярослава, чьё имя ношу. Со временем сделал вывод, что "мудрый" значило в старорусской традиции вовсе не дальновидный и опытный, но "хитрый". В сказках - "премудрая лиса", "Василиса Премудрая" и т.д., и все эти пресонажи не пожилые, опытные личности, раздающие советы, но ловкие хитрецы. В современной мне русской деревне (Воронежская обл.) "мудрый" отнюдь не положительное качество человека, а скорее синоним жулика. Про ловкача и проныру скажут: "ну, мудЁр". Ярослав Мудрый братьев Борю и Глеба убил, а свалил на Святополка, да ещё и Окаянным его назвали наверняка с подачи Ярослава - пример древней инфо.войны. Таким образом, двух конкурентов на княжеский стол устранил "руками" или "именем" третьего. Не думаю, что широкие массы Руси этого со временем не узнали, вот и дали прозвище, значение которого со временем изменилось в положительную сторону к удаче коньюнктурщиков 19 в. "жадною толпой стоящиХ у трона". Дочерей Ярослав тоже выгодно сплавил замуж в такие дальние края, что вряд ли он виделся когда-нибудь не то что с внуками, а и с зятьями-то.3. Считаю истолкованным в свою пользу православной церковью (Нестором) факт крещения якобы Владимиром Руси. Думаю, корректно писать примерно так: "В 980 году, который РПЦ считает годом принятия православной веры на Руси, христианская церковь ещё не разделилась на православную и католическую (а раскол произошёл в 1054 г.). Впоследствии.....и вот теперь одной из самых больших конфессий в России являются православные христиане, которых католики называют "ортодоксы".4. Всё указывает на то, что Нестор - The Ghost Writer, писатель-призрак перевравший всю историю Руси, на службе одиозного политика В.В. Мономаха (1053-1125 г.г.), выводящего свою родословную и обосновавшего своё право правления. Пора историкам это признать и все ссылки на ПВЛ считать нецензурными .С уважением