Как нарисовать древнее полотенце. Рисуем на… кухонном полотенце! Простейшая техника и личный дизайн
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок на тему: «Русская народная вышивка. Полотенце». Как нарисовать древнее полотенце


Рисуем на… кухонном полотенце! Простейшая техника и личный дизайн

Кухонные полотенца, которые подходят для любимой и уютной кухни, найти не так уж просто. То цвет не тот, то орнамент…

Но можно сделать их самим, просто нарисовав себе полотенечки. 🙂

Что нужно, чтобы сделать хороший и долговечный рисунок?

  1. Практичная ткань: лен, хлопок, бязь, вафельное полотно.
  2. Краска для ткани.
  3. Кисточки разной толщины.
  4. Деревянные, пластиковые, силиконовые штампы.
  5. Картошка.

Кажется, что картошка здесь явно лишняя, но это не так. 🙂 Если штампов нет, из картошки можно вырезать практически любой штамп.

После тренировки будут получаться и сложные рисунки, но все же лучше начать с простых. 🙂 Работа с красками по ткани похожа на работу с акварелью.

Для первого опыта рисования возьмем:

  • льняной обработанный отрез
  • краску для ткани
  • скотч
  • кисточки
  • штампы

Максимально отпариваем и разглаживаем ткань. Для того, чтобы сделать полоску, приклеиваем скотч так, чтобы между ними осталась полоска белой ткани. Убеждаемся, что полоска получится ровной, и закрашиваем ее выбранной краской.

С помощью штампиков делаем рисунок, дополняем кисточкой. Можно пришить дополнительный декор, кружево или ленточки.

Работая с более сложными рисунками, стоит начать с крупных деталей, подождать, пока краска просохнет и добавить оттенки и тени.

 

Для удобства всегда можно нарисовать контур рисунка простым карандашом, он не будет виден под слоем краски, она довольно плотная. Как видите, все очень просто! Такой вариант творческого релакса подойдет всем, кто любит рисовать. А еще лучше — кто любит рисовать с детьми.

Вдохновения!

e-w-e.ru

Фотоотчёт нарисовать полотенце с узорами 5 класс

Скачать - нарисовать полотенце с узорами 5 класс                                                                                                      ...

Скачать - нарисовать полотенце с узорами 5 класс

                                                                                                               Описание нарисовать полотенце с узорами 5 класс

Как нарисовать рушник полотенце в русском стиле - Как научиться рисовать узоры Как рисовать узоры шаг. 5 класс Сайт учителя технологии и ИЗО! Как нарисовать полотенце в русском стиле. В сочетании с вертикальным направлением линий. Например, взгляните на красочные картины сверху. Какие геометрические фигуры вы хотите видеть на полотенце и каким. Как нарисовать полотенце с узорами для 5 класса. Очень интересна хохломская роспись различными узорами с цветочными узорами. Придется соединить элементы между собой с др. Совершенствовать приёмы работы с шаблонами. Вышивка на полотенце Все полотенца имели. Линии Жизни - это творческие страницы о людях, которые создают новые материальные. Практическая работа Окно деревенского дома. Как нарисовать русское полотенце с узорами. Как они красиво вышивали полотенце, с обычными. План - конспект урока изобразительного искусства в 5. Как нарисовать полотенце с русским орнаментом поэтапно - Роспись гжель: как рисовать. Приклейте небольшие куски толстого картона. Вы можете экспериментировать с различными узорами Вы можете сделать полотенце. На полосочке из подходящей плёнки нарисовать. Выкалывать иглу на 4 - 5 нитей ткани ниже. Ткаными узорами Полотенце с многоцветной. ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ. Наверняка у вас завалялись надоевшие джинсы, которые и выбросить жалко, и носить скучно. Поэтому не огорчайтесь, если у вас не получится нарисовать портрет с первого раза Мастер - класс с пошаговым. Нужно взять подложку под ламинат и нарисовать. У меня выложено 5 Рабочая тетрадь по ИЗО 3 класс. Украшенные узорами полотенце с орнаментом нарисовать рисунок. Слева поставлю пирожковую тарелку с узорами с журнала или нарисовать. Выкройки Швейные Идеи Шитье Шапочка Блузки С Узорами. С течением времени представления человека о свете менялись 4. Войти Забыли пароль? Как нарисовать свою деревню. Традиции избы восходят к землянкам и домам. Хвост с узорами, Сапоги со шпорами, Беленькие перышки, Красный гребешок.

https://geometria.ru/communities/4861/albums/1022340

https://geometria.ru/communities/4861/albums/1022590

https://geometria.ru/communities/4861/albums/1023879

Альбом пуст. Загрузите фотографии.

geometria.ru

Секреты бабушкиного полотенца - изо, уроки

Тема: Секреты бабушкиного полотенца.

Цели урока: знакомство с особенностями карельского полотенца как хранителя древнейших образов и обрядов.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

Развивающая: развивать навыки работы в аппликации, работы над композицией, эстетический и художественный вкус.

Воспитательная: воспитание уважительного, бережного отношения к культурному наследию предков.

Форма проведения: комбинированный урок

Реквизиты: корзинка, полотенца (вафельное, махровое, льняное и старинные самотканые и вышитые полотенца Сегозерья), работы ребят предыдущих лет, каравай, солонка с солью, ватман с «лестницей успеха», таблица с знаками-символами.

Научно-методические пособия: компьютерная презентация «Карельские полотенцы».

Ход урока

Здравствуйте ребята! Я принесла вам интересный предмет. Вы можете узнать, что это такое, отгадав загадки. Учитель берет первую корзинку и загадывает загадки, если дети не отгадывают, загадывает вторую загадку.

Загадка 1.

Вафельное и полосатое, Гладкое и лохматое, Всегда под рукою — Что это такое?

Загадка 2.

Говорит дорожка — Два вышитых конца: — Помылся хоть немножко, Чернила смой с лица! Иначе ты, в полдняИспачкаешь меня.

Правильно - это полотенце. Учитель достает из корзинки полотенца (вафельное, льняное, махровое) разные виды полотенец, которые можно купить в магазине и старинные сегозерские полотенца.

Вы, наверное, уже догадались, о чём пойдёт речь на уроке? Правильно, наш сегодняшний урок будет посвящён полотенцу.

Ребята, я хочу предложить вам разбить эти полотенца на группы. Учащиеся должны разбить полотенца на группы: современные полотенца, которые встречаются в нашей жизни в обиходе в одну группу и старинные бабушкины полотенца в другую, если ребята не догадаются, можно подсказать используя наводящие вопросы.

Молодцы! Ребята, скажите, чем отличаются полотенца в этих группах? Ответы ребят. Учитель, выслушав ответы, подводит итог.

Правильно! В первой группе находятся полотенца, которые есть в каждом доме и которыми мы с вами пользуемся в нашей повседневной жизни. А во второй группе - старинные полотенца, полотенца наших бабушек.

В современном быту это привычный для нас всех предмет первой необходимости. А в старину полотенце играло очень важную роль в разных обрядах и обычаях, участвовало в важных моментах жизни человека и сопровождало его от рождения до самой смерти. Рассказ учителя сопровождается презентацией.

Точно как появилось полотенце, ученые не знают, но предполагают, что произошло оно от пояса, изготовленного из ткани (Слайд2). Поверхность такого пояса увеличилась в ширину, и рисунок стал наноситься не вертикально как в поясе, а горизонтально. Простейшая форма полотенца – это полотно. Полотенца обычно изготавливали в домашних условиях и очень редко приобретали в лавках или на ярмарках. (сл. 3)Каждая крестьянская девушка могла выткать необходимый для полотенец тонкий белый холст и орнаментировать его вышивкой так, как это было принято в ее деревне. Сегозерские девушки, женщины ткали полотенца на ткацких станках в технике закладного ткачества (сл. 4) – это когда все детали цветного узора и белого фона (узоры ромбов, ступенчатых полос) выполняются самостоятельной нитью множеством челноков (показывает полотенце). Ткали и, используя технику браного ткачества (сл. 5), когда на основном белом фоне полотняного переплетения прокладывалась нить красного цвета по определенному рисунку (показывает полотенце).

Полотенца были двух видов: бытовые и праздничные (обрядовые).

Бытовые полотенца называли: (сл. 6) утиральник, рукотерка, плат, платок, ручник – ветошка они обычно висели при рукомойнике и были небольшого размера, предназначались для утирания лица или рук. У карел такие полотенца называли “кязипайкка” /”кязи” – рука, “пайкка” – плат/. – кусок полотенца без украшений (показывает полотенце без узора).

От бытовых полотенец следует отличать полотенца, применяемые в обрядовых действиях - рушники. Рушник – это вытканное и бережно вышитое женскими руками полотенце. От куска беленого полотна рушили (рвали) полосу длиной от 2 до 4 метров, отсюда и название пошло - рушник.

Рушник в доме - царь. Каждому рушнику – свое значение. Например:

Молельный рушник (сл. 7)- рушник с вышитой молитвой вывешивался над иконами в красном углу.

Крестильное полотенце (сл.8), вышивали для крещения ребенка. Его хранили всю жизни и при болезни ребенка заворачивали его в это полотенце.

Свадебные полотенца (сл.9) изготавливали из лучшего полотна. Их длина была от 2 до 4 метров, шириной 35-40 сантиметров.

Рукобитное (сл. 10) полотенце вышивали на сговор молодых. Его украшали особенно красиво и вешали на шею жениху. Это означало, что невеста просватана и жених кидал полотенце своей родне. Им украшали икону во время свадьбы, а при поездке к венцу привязывали к дуге свадебной повозке. В карельской деревне также существовал обычай одаривать полотенцами родственников жениха, участников свадебного застолья. Полотенце соединяло молодых перед венцом: им связывали руки жениха и невесты «на веки вечные, на годы долгие».

Полотенце играло большую роль в жизни человека.

Родился ребенок, (сл. 11) бабка повитуха принимает его на родильное полотенце, которое любовно вышивала его мать, будучи еще в девушках, уже тогда должна позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. На голый животик ребенку (сл. 12) завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти, свивальник как его еще называли. Такое полотенце охраняло новорожденного от нечистой силы.

Полотенца в старину так ценили, что нередко расплачивались ими за работу или покупку. Так, например в Сегозерье, когда молодые шли в баню и возвращались из нее, кто-нибудь стрелял из ружья и стрелкам давали подарки – обычно полотенца. Одаривали и истопников бани. Им тоже дарили полотенца.

В Сегозерье была любопытная деталь: (сл. 13) все приданные полотенца «молодухи», так называли невесту в доме жениха, развешивали в избе, чтобы все могли полюбоваться на её работу. Количество полотенец, качество полотна, мастерство вышивки - всё это позволяло оценить трудолюбие аккуратность, вкус молодой женщины. Девушки и женщины подходили и разглядывали узоры, но трогать полотенца не полагалось, в «наказание» за это парни ловили девушек и целовали. Был и такой обычай свадебные полотенца стелили у входа в церковь, по нему шли молодые (сл. 14).Молодые в церкви на свадебные полотенце коленями вставали, такие полотенца крестами и голубками вышивали (позже этот обряд немного изменился, и полотенца стелили под ноги молодым).

Особую роль играло полотенце в погребально – поминальной обрядности. Вышитые или тканые полотенца вешали над головой покойного, которого клали в красном углу. Оно должно было оставаться висеть под иконами в течение сорока дней. Полотенца привязывали к дуге лошади в похоронном поезде. На них опускали в могилу гроб.

Все эти действия с полотенцем были широко распространены в карельских деревнях, в их основе лежали древние мифологические представления славян. Полотенце выступало в качестве оберега, осмыслялось как предмет, воплощавший души предков «родителей», внимательно наблюдавших за жизнью живых.

Такая символика полотенца исключила использование его для вытирания рук, лица, пола, посуды.

Ребята, вы обратили внимание, какие узоры изображены на наших полотенцах? Учитель выслушивает ответы и подводит итоги, приводя примеры на полотенцах и используя слайды презентации.

Чаще всего на тканых полотенцах встречаются геометрические мотивы, среди них ромбы разных размеров, полуромбы (треугольники), ромбы с многослойными краями и крючками на углах, ромбы с различными узорами внутри и вне фигур. Показывает примеры на полотенцах. Нередко ромбический орнамент сочетался с растительными узорами. В орнаменте можно увидеть разветвленное растение с крупными цветами, плодами. Среди геометрических узоров можно встретить мотивы восмиконечных звезд.

Всё это уже знакомые вам древние знаки-символы. Давайте вспомним эти знаки. Учитель вывешивает таблицу с символами. Работа по таблице.

Волнистая горизонтальная линия обозначает – воду, волнистая или пунктирная вертикальная линия говорит о дожде, а прямая горизонтальная линия рассказывает о земле. Солнце, огонь изображались кругом или кругом с крестом, или кругом с лучами, но иногда кругом с ромбом обозначали и землю (учитель демонстрирует таблицу с солярными знаками).

Так о чем же рассказывал древний земледелец, рисуя различные линии, круги и крестики? (Он хотел рассказать о том, что видит каждый день: о солнце, о воде, о земле – о природных явлениях).

Ребята посмотрите на полотенца и попробуйте расшифровать увиденные нами знаки при помощи таблицы. Учитель раздает ребятам полотенца. Выслушиваются ответы детей.

Учитель подводит итоги ответов учащихся.

Совершенно верно. На полотенце, используя знаки-символы, человек как бы просил о чем-то природу: о дожде, о теплом солнышке, чтобы оно согрело землю и помогло собрать хороший урожай.

Обратите внимание на то, какими цветами чаще всего украшалось полотенце? В основном – это красным, белым. Наверняка у этих цветов было символическое значение, давайте попробуем его определить (используем текст учебника). Вместе с детьми формулируем ответ:

Белый - свет, чистота, благо. Белый цвет олицетворяет в орнаменте женское начало.

(сл. 15) Красный - цвет солнца, огня, жизни, силы, красоты. Олицетворял мужское начало. Красные узоры в орнаменте воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Поэтому на наших полотенцах целое пожелание – пожелание здоровья, счастья, благополучия и достатка!

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта – полотенца.(сл.16)

А теперь давайте представим, что наш белый лист – это льняная отбеленная ткань и попробуем выполнить свой эскиз полотенца, постараемся создать композицию из знаков-символов. (сл.17)Для этого нам с вами понадобится еще бумага красного цвета и клей. Работать будем в технике аппликации, но перед началом работы продумаем композицию. Для примера можно посмотреть работы ребят предыдущих лет. Учитель показывает работы ребят прошлого года. Во время работы соблюдайте аккуратность, осторожность в обращении с ножницами и клеем.

Для начала давайте вспомним приемы складывания бумаги для вырезания, повторяющегося или симметричного узора. Учитель помогает вспомнить тем, кто позабыл складывание бумаги. Ребята работают самостоятельно, создавая свои композиции.

В конце урока на доске организуется выставка готовых работ. Работы ребята будут размещать на «Лестнице успеха».

Ну, а сейчас каждый из вас пройдет к доске с «Лестницей» и поместит свой эскиз там, где считает нужным. Если вы считаете, что урок вам понравился, все на уроке было понятно, вы узнали что-то новое, и ваша работа у вас получилась, то размещаете свой эскиз на самой верхней ступени. Если же вам что-то было не понятно, что-то не получилось, размещаете свой рисунок на второй ступени. Ну и если вам ничего не понравилось, вам было не интересно - на последней ступени.

Ребята обсуждают, насколько грамотно они выполнили свои работы по критериям:

  • создан ли образ

  • композиционное решение

  • цветовое решение (помогает ли цвет раскрыть образ, символика цвета)

  • чистота исполнения

Сегодня мы с вами узнали, что полотенце - обрядовая вещь, но не все обряды дошли до наших дней, многие остались в прошлом, но один обряд мы с вами все-таки выполним.

Ребята вспомните, как на Руси встречали дорогих гостей? Правильно! Хлебом и солью.

И мы по русскому обычаю тоже приготовили нашим гостям хлеб-соль. Выходит девушка в карельском костюме с караваем в руках. Женя, поднеси каравай нашим гостям! (присутствующие учителя и родители угощаются хлебом-солью). И полотенце под караваем у нас не простое, а самотканое! Давайте поприветствуем наших гостей хлебом и солью. Всем спасибо!

kopilkaurokov.ru

Урок на тему: «Русская народная вышивка. Полотенце».

Тема «Русская народная вышивка. Полотенце». 5 класс.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре.

3. Развивать творческую активность, навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный вкус.

План урока

1. Организационный момент

2. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.

3. Повторение изученного материала.

4. Объяснение нового материала.

5. Практическое выполнение задания.

6. Анализ работ, подведение итога урока.

Ход урока.

I. Организационный момент

Проверка подготовки к уроку (альбом, карандаш, акварельные краски или гуашь, кисть, ножницы, клей)

Презентация «Русская народная вышивка. Полотенце»

Слайд 1. Сообщение темы урока.

II. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.- Для чего нужны вам полотенца? (использовать в быту)- Какие полотенца называются бытовыми?

Бытовые полотенца – полотенца небольшого размера, предназначенные «для утирания лица или рук» (по словарю В.И. Даля). В старину их называли рушники.

Слайд 2.

- Сравните ваши бытовые, домашние полотенца с теми, что представлены на слайде: а) По количеству в помещении; б) По размеру. в) Будете ли вы вытирать ими руки? (Нет)г) Почему? (Красивые, жалко и др.)д) Чем ещё праздничные полотенца отличаются от бытовых? (Наличием  вышивки) - Что такое вышивка?Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Слайд 3.

- Зачем украшают изделия вышивкой? Вышивка – это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в русской вышивке – значит научиться понимать русского человека, разобраться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.

- Что украшают вышивкой? Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода (скатерти, салфетки, дорожки, покрывала, рушники)

Одежда человека должна была быть изготовлена со всеми заклятиями, делавшими ее непроницаемой для духов зла, поэтому основная функция одежды - обереговая.

Простая вещь - полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь.

Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, будучи еще в де­вушках, уже тогда она должна была позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. На голый живо­тик ребенку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг - символ солнца и бес­конечности. «Распоясался» - значит, открылся нечистой силе, поэтому пояс снимали только в бане, или когда гадали. Ребенка пеленали в свивальник - узкую длинную полоску тка­ни. Ребенка пеленали, одевали рубашку, сшитую из старой отцовской или материнской, чтобы дух материн­ства защищал младенца.

У наших далеких предков существовал ежедневный магиче­ский ритуал очищения водой: утром - от ночных страхов и ужасов, вечером - от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода, орна­мент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизиро­вала закат.

Слайд 4.

Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах (крещение, венчание).

Если девушку сватали важные сваты, они были перевязаны рушниками (Пимоненко Николай Корнилович «Сваты»)

Слайд 5.

Вещь без вышивки в дом не входила. По ней судили о трудолюбии и мастерстве хозяйки дома. Лишь вышитые вещи имели магическое свойство охранять, защищать и оберегать человека и его хозяйство от беды, от злых духов. Поэтому многие знаки-узоры называли оберегами и наносили на наиболее видные и открытые места одежды, предметов быта и построек. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека от дурного глаза, болезни, удара молнии и других несчастий. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе.

Слайд 6.

Если рассматривать полотенца, хранящиеся в музее, можно заметить, что вместе с вышивкой в качестве украшения полотенец используются кружева.

Цветовая гамма различна – от однотонной (белыми нитками на белом), до цветной (красными нитками на белом, цветными шелковыми нитками на белом).

Наиболее часто встречающиеся узоры - ромбы, точки, круги, розетки, волны, птицы, цветы. Очень много однотонных и пестрых цветов: маки, васильки, розы, ромашки и др.

Цветы обычно дарят на праздники, к торжественным датам. Когда глядишь на них – поднимается настроение. Цветы – это красиво. Можно предположить, что, изображая на полотенцах узоры в виде цветов, мастерицы хотели пожелать себе и тем, кому это полотенце предназначалось в подарок, хорошего настроения, красоты и радости.

Можно предположить, что разные цветы несут разное значение. И от того, какие цветы использованы в орнаменте, зависят и конкретные пожелания. Но обращает на себя внимание и тот факт, что на многих полотенцах цветы находятся рядом с другими знаками – ромбами, крестами, точками, наклонными и изогнутыми линиями, птицами, смешными фигурками, напоминающими человека.

Встречаются полотенца, в вышивке которых присутствуют только ромбовые узоры с наклонными отрезками.

III. Повторение изученного материала

Слайд 7.

- Давайте вспомним значения символов и изображений, которые использовали в старину:

Прямая горизонтальная линия

поверхность земли

Горизонтальная волнистая линия

вода

Вертикальная волнистая линия

дождь

Треугольник

горы

Скрещивающиеся линии

огонь и молния

Шестилучевая розетка

гром

Лось

дождь

Олень и конь

«жизнедающее светило» - солнце, они приносили счастье и веселье и благополучие.

Единорог

целомудрие

Грифон

взаимосвязь неба и земли

Лев

стража

Солярный знак

символизировал солнце

Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками

образ Матери-земли

Русалка

хранительница вод

Круг, квадрат, ромб, розетка

Солнце и Луна, источники света;

Основным символом был ромб, наделенный множеством значений:

Цепочка ромбов

«древо жизни»;

Квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой

усадьба и засеянное поле.

IV. Объяснение нового материала.

(постановка художественной задачи: составление орнамента и оформление края полотенца)

Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы.

Слайд 8.

Орнамент выполнял как эстетическую, так и жизнеобеспечивающую роль, служа магическим оберёгом.

Задание на закрепление материала.

Пройти к доске и разместить знаки-символы на полотенце (два человека)

hello_html_7be33e26.pnghello_html_m281ea046.pnghello_html_7be33e26.pnghello_html_m281ea046.pnghello_html_2462ea41.png

hello_html_m5cd3d91c.pnghello_html_m5cd3d91c.pnghello_html_m5cd3d91c.pnghello_html_m5cd3d91c.png

hello_html_3f66852d.pnghello_html_m5625b4c2.png

hello_html_m79c7f110.pnghello_html_m79c7f110.pnghello_html_m79c7f110.png

Слайд 9.

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействие цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определённые явления, конкретные настроения и переживания. Умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

Но, наряду с красным цветом, можно использовать, желтый, черный, зеленый цвета.

V. Практическая работа.

Слайды 10-14.

1. Для работы понадобится два альбомных листа, карандаш, краски, ножницы и клей.

На первом листе выполним эскиз вышивки, второй - понадобится для выполнения кружев (формат на котором выполняем эскиз, необходимо расположить вертикально).

2. Составление основного орнамента (главные мотивы).

3. Дополнительные орнаментальные группы.

4. Выполнение кружев.

5. Оформление работы.

VI. Анализ работ.

План анализа:

  1. композиционное решение.

  2. цветовое решение

  3. наличие знаков-символов.

  4. аккуратность

  5. объем выполненной работы

Подведение итога урока.

Уборка рабочих мест.

infourok.ru

Орнаменты украинских рушныков

Источник

Украинские рушныки - это история украинского народа. В их орнаментах сохранились древнейшие магические знаки: «древо жизни», символы земли, воды, светил, которые в рушныках нашли своеобразное переосмысление. Можно смело говорить, что узоры вышитых рушников - это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях.

 

 

Нередко рушник служил праздничным или обрядовым поясом, что особенно было распространено в Среднем Поднепровье до самого XX столетия. При этом рушник использовался только богато и мастерски орнаментированный традиционными обереговыми знаками, что соответствовало его главному назначению.

 

 

В украинской одежде пояс считался не просто одним из его компонентов, он был показателем устойчивых этических норм. Считалось крайне предосудительным появиться на людях без пояса: это мог позволить себе лишь человек, полностью утративший человеческое достоинство, так появилось слово "распоясаться". В то же время, пояс был своеобразным талисманом, магическая сила которого увеличивалась, если он был сделан из рушника, да еще и богато орнаментированного. Такие пояса особенно охотно использовали в обрядовой одежде, когда возникала насущная необходимость в обеспечении счастливой судьбы. Как обрядовый атрибут украинские рушники присутствовали во всех семейных обрядах и ритуалах (родинах, обручениях, свадьбах, похоронах).

Коллекцию украинских рушников условно можно разделить на две основные группы:

  • тканные;
  • вышитые.

Среди тканных резко выделяются так называемые кролевецкие рушники. Изготавливались они с сер. ХІХ столетия в г. Кролевец Сумской области и получили широкое распространение по всей Украине. Кролевецкие рушники изготовлялись в переборной технике, что давало возможность ткачу свободно располагать на полотне узор с любыми геометризованными мотивами. Для них характерна строгая симметрия и четко выраженная ось в композиции узора. Размещали рядами изображения цветов, зверей, птиц. Среди птиц наиболее был популярен орел. Традиционными являются красный и белый цвета, но постепенно к ним добавляются и другие: зеленый, синий, желтый. Кролевецкие рушники пользовались большой популярностью и часто вывозились даже за пределы Украины.  

 

Другая разновидность тканых рушников - так называемые "валовые", которые изготавливались изо льна и украшались поперечными полосами. Они были распространены по всей территории Украины и использовались как атрибут в семейно-бытовых обрядах: свадьбах, похоронах, такие рушники подавали старостам. Рушники с полосами красного и черного цветов мы видим на иконах ХУ-ХУШ вв.

 

 

Следующая группа - рушники вышитые, исполненные вручную в самой разнообразной технике, различными швами и приемами, в разной колористике. Основной цвет вышивки - красный, четко выделяющийся на белом фоне. В северных, центральных и восточных областях Украины доминирует именно красный цвет ниток. Иногда добавляется желтый, синий, черный. Буковинские рушники сочетают красный, зеленый и синий цвета.Основными композиционными приемами являются два: расположение рисунка несколькими горизонтальными рядами или в виде одного вертикально расположенного мотива.  

 

 

На рушниках с Полтавщины белое поле обведено по контуру пластичным стебельчатым швом или неширокой полосой косой глади и заполняется внутри красным цветочным рисунком. Особый эффект создают контрастные сочетания ажурных элементов и плотной корпусной глади. Орнаментация полтавских рушников очень разнообразна. Основной мотив - так называемое "древо жизни", - представлен как растущее дерево или букет в вазоне, где ярко выраженная центральная ось композиции развивается при помощи более мелких дополнительных элементов. Кроме цветов вводятся ягоды, птицы, но обязательно в характере разработки основного мотива.  

 

 

Другой вид орнаментации - рушники с геометрическим или сильно геометризованным орнаментом, где вышивка ограничивается только концом рушника, - типичен для Юга Украины и Подолья. Рушники из Одесской области и восточных районов Молдавии орнаментированы по тому же типу, но они резко отличаются использованными материалами. В наших климатических условиях с характерным засушливым летом лен не давал достаточно длинного волокна, его закупали в других областях и редко использовали как основу. Для тканой основы чаще использовалась конопляная нить, которая даже после длительной и трудоемкой обработки имела грубую структуру и характерный серый цвет. Но это компенсировалось яркой вышивкой, которою делали заполочью или окрашенными шерстью или льном. Для крашения использовали только натуральные красители. Синюю краску давали сон-трава и васильки, желтую - листья березы и ольхи, коричневую - кора дуба или груши, лук. Смешивая краски, получали разнообразные оттенки, многие из которых не погасли и сейчас.  

/800/600/http/img-fotki.yandex.ru/get/16/sergjusz.11/0_c643_b8944794_L.jpg

 

Птицы - частые гости на украинских рушниках. Помимо вышеупомянутых византийских орлов на кролевецких рушниках мы видим попарно расположенных птиц на свадебных рушниках . Где-то в глубинах народной памяти спрятаны значения символов на рушниках-оберегах. На рушнике конца ХІХ ст. из с. Десантное Килийского района красными и черными нитками стебельчатым швом вышиты человеческие фигурки держащиеся за руки.   Компактное проживание народов с разными традициями привело к заимствованию стилей, мастерицы-вышивальщицы учились друг у друга. В результате мы имеем рушники, выполненные в Одесской области, но в технике, присущей для Подолья или сочетающие различные виды техник. Так рушник конца ХІХ ст., украшен рисунком "цветок в вазоне" (свойственен Полтавщине). Некоторые рушники сочетают разные виды рукоделия: вышивка и вставки, связанные крючком, мережка и вышивка.  

 

/800/600/http/img-fotki.yandex.ru/get/24/sergjusz.11/0_c649_b5b3f0c1_L.jpg

 

Среди декоративных рушников особняком стоят "божники". В каждой украинской хате был своеобразный домашний алтарь - в углу висели лампада и иконы (образы) в рушниках, которые и назывались "божниками". Они вышивались на узком льняном полотнище длиной до 4 метров и более, но орнаментация шла только по одному его краю, а концы украшались различными цветочными мотивами. Орнамент представляет собой непрерывный "витой стебель". На одном из божников, находящемся в фондах музея, на концах вышиты кресты в цветочном обрамлении, на другом - стилизованное дерево жизни. Орнамент "витой стебель" вышивается и на других украинских рушниках, как символ вечного возвращения, бесконечного круговорота в природе, чередовании плода и цветка. В нашей коллекции он представлен в виде цветов лилии, веток калины.

Разновидности рушников

  1. Свадебный рушник  (На нем стоят в ЗАГСе).

 

На свадебном рушнике изображаются пары птичек (жаворонки, голуби) — они символизируют жениха и невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как оберег от злых сил, и пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей. Иногда на свадебном рушнике вышиваются и первые буквы имен жениха и невесты".

 

 

Как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное, ибо там совершается благословение их брака."

На нем вышивается растительный орнамент, имена жениха и невесты, совет да любовь. Он является символом духовных уз, знаком союза любви и взаимной привязанности супругов, их тесного духовного единения.

 

 

После венчания родители встречают молодоженов караваем, который лежит на этом рушнике. Вышиваются цветочные орнаменты, пары птичек.

Сейчас практически вышивают один свадебный рушник, для росписи и венчания, и ни в коем случае не оставляют его в церкви. В идеале невеста должна готовится к свадьбе сама, поэтому заранее должна вышить себе приданное, в том числе и полотенца, перед свадьбой дошивается сторона жениха.

 

 

  1. Венчальный рушник  (На нем стоят в церкви).

  2. Союзный рушник  (Для перевязки рук).

  3. Хлебосольный рушник.

  4. Божник  —  маленький рушник для иконы.

Использование рушников в быту уходит в прошлое. Сохранилась еще традиция подавать хлеб-соль на рушниках, в традиционном украинском стиле, но уже в набивной технике нанесен геометризованный цветочный орнамент на шелковый рушник. Все реже рушники используются в различных обрядах и все чаще заменяются покупными, где длительный процесс вышивки заменяет набивная техника.

Обряд родин (чествование матери с новорожденным) особо насыщен обереговыми атрибутами, поскольку они должны были обеспечить жизнь и здоровье незащищенным перед вражьими силами – младенцу и матери. Среди атрибутов огромное значение имели и рушники, которые применялись в соединении с другими атрибутами – кожухом, на который клали новорожденного, меховой шапкой – при обряде "бабьей каши", очищенной водой – при принятии родов, отрезании пуповины, обмывании, первой купели. Разнообразие рушников и обрядового хлеба составляло также этническую особенность украинской свадьбы. На всех ее этапах рушник выступал как один из главных этнических атрибутов: в обряде сватовства, обручения, коровайных обрядах, благословении молодых, одарении.

 

 

О важности рушника в свадебной обрядовости свидетельствуют отдельные названия. Например, сватовство в некоторых регионах Украины называлось взятием рушников или отдачей рушников (Кировоградская область), рушниками (Харьковская область), подаванием рушников (Киевская область). Атрибутами сватовства и знаком согласия дивчины на замужество были рушники, повязанные сватам или хлеб, поднесенный сватам на рушниках. Принимая дар, они говорили: "Спасибо отцу и матери, что дитя свое рано будили и доброму делу учили. Спасибо и дивчине, что рано вставала, тонко пряла и хорошие рушники вышивала".

В некоторых регионах Украины рушниками называлось не сватовство, а обручение – первый свадебный обряд, который имел юридическую силу при венчании. Обрядовое связывание рук жениха и невесты проводил старший староста. Он накрывал хлеб рушником, на него клал руки жениха, невесты и всех присутствующих родственников, связывал рушником, приговаривая: "Не вяжется узел, а вяжется слово". После этого староста развязывал символический узел, а невеста перевязывала сватов рушниками и одаряла всех присутствующих сорочками, полотном или платками.

 

Символика рушников

 

Вся украинская вышивка обозначена знаками Воды и Солнца. Солнце часто изображается восьмиугольной розеткой или цветком, а знак Воды напоминает свернувшегося ужа. Две стихии, которые создали земную жизнь, а потому их надо понимать как водную материнскую и солнечную отцовскую энергии.

/800/600/http/ois.org.ua/club/img/moda1/voda_solnce1.jpg

Главным символом на рушнике является символ Матери, в основе которого 8-конечная звезда, как говорилось ранее. Обрамляет этот символ стилизованная гирлянда из цветов, что символизируем величие матери, ее особую роль в продолжении жизни. Наличие в рисунке желтого и голубого цветов нитей говорит об украинских корнях данной вышивки.

Калина - Калина – дерево украинского рода. Когда-то в древние времена она связывалась с рождением Вселенной, огненной троицы: Солнца, Луны и Звезды. Потому и получила калина такое имя от старославянского названия Солнца – Коло. А поскольку ягоды калины красного цвета, то и стали они символом крови и бессмертного рода. Именно потому все свадебные рушники, девичьи и даже мужские сорочки тяжелеют могучими гроздьями калины.

Дуб - Дуб – священное дерево, которое воплощало Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни. Следовательно, парубки и молодые мужчины всегда имели при себе волшебный оберег животворящей силы своего рода.

Символика винограда открывает нам радость и красоту образования семьи. Сад-виноград — это жизненная нива, на которой муж сеятель, а жена должна растить и оберегать дерево их рода.

Лилия - В легендах цветок лилии – это символ девичьего очарования, чистоты и невинности. Если хорошо присмотреться к контуру геометрического узора, то вырисуется силуэт пары птиц – знак любви. Кроме цветка, неотъемлемой частью орнамента был листок и бутон, которые составляют неразрывную композицию тройственности. В лилии заложено рождение, развитие и бесконечность жизни. Иногда над цветком вышивают капли росы, которые означают оплодотворение. Лилия – женский символ, сама суть энергии влаги. Это подтверждает и древнее название цветка – крин. Сравним это название с украинским словом «криница» – колодец.

Хмель — очень близок к символике воды и винограда, он несет в себе значение молодости, любви. Можно сказать, что узор хмеля — свадебный символ. Узоры, которые напоминают листья хмеля, относятся к молодежной символике.

 

Ромбы - Самым распространенным орнаментом украинской вышивки (хотя на самом деле он был общим для всех восточнославянских народов), был геометрический орнамент, главные элементы которого составляли «ромбики с загогулинками». Они, по древним славянским поверьям, воплощали богиню земли, служили добрым охранным символом, который приносит счастье и покровительствует плодородию. Именно наличие последнего значения объясняет широкое распространение этого оберегового орнамента в обрядовой одежде, прежде всего, женской. Вышивка с такими знаками в женской одежде располагалась на головных уборах, груди и наплечнике, в мужской – на наплечнике, а также рукавах и подоле сорочки-вышиванки.

 

 

 

Соловей и кукушка вышиваются на девичьих рушниках. Этих птиц часто располагали на ветке калины, что символизирует продолжение рода.

/800/600/http/krestvishivka.narod.ru/rushnik/rush9.jpg

 

Мак - С древних времен в Украине святили мак и им обсеивали людей и скот, потому что верили, что мак имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла. Также верили, что весной поле после битвы покрывается маками. Нежный и трепетный цветок несет в себе незабвенную память рода. Девушки, в семье которых был погибший, с любовью и тоской вышивали узоры мака на сорочках, а на головы надевали веночки из семи маков, обещая этим ритуалом сберечь и продолжить свой род.

 

Павлины очень важные птицы, они расселись на свадебных рушниках и часто над ними расположен венок или венец. Павлин — это жар-птица, которая несет в себе солнечную энергию жизни, поэтому она птица семейного счастья.

/800/600/http/www.tutsvadba.ru/uploads/posts/2010-11/thumbs/1290105595_11.jpg

 

Звезды - Звезды, разбросанные по рукавам и собранные в геометрический орнамент, - это представление о структуре Вселенной, которая уже не хаотична, а упорядочена и наполнена гармонией.

 

 

Молодоженов символизируют соколы, голуби и петухи. Характерной чертой свадебного рушника является расположение птиц головками друг к другу. Они либо держат в клювиках ягоду калины, либо сидят у корней дерева — символа новой семьи.

 

Вазон и Берегиня - Этническим обереговым знаком украинцев служила и вышивка, орнамент которой составляли вазон (большие ветки с цветами и птицами) и Берегиня (стилизованная женская фигура или загадочный могучий цветок). Они, как правило, вышивались нитками красного цвета, который символизировал очистительный огонь и солнце и был связан с охранной магией, оберегом, очищением и лечением.

 

Ласточка — эта птица всегда несет добрые вести. Именно она заботится о том, чтобы человек не пропустил благоприятной поры для создания семьи и укрепления хозяйства.

 

Роза - Старое название розы, ружа, созвучно древнему названию Солнца – Ра. Кроме того, есть и староукраинское название крови – руда. Узоры с розами складывались по законам растительного орнамента, что обозначало бесконечное солнечное движение с вечным возрождением. Там, где розы сложены в систему геометрического узора, эти растения не просто цветы – это цветы-звезды, которые воплощали представление народа о Вселенной как о системе.

 

Вышивают слова "на счастье" "на долю"... но ПОД основным рисунком!

 

 

Еще говорят такое:- Свадебный рушник можно на полный месяц и в яркие звезды розстелить на траве - что бы жизнь была ясной-яркой как звезды и луна как символ женской плодовитости и на солнце высушить - что бы жизнь светлой и багатой была- Перед вышивнием помыть руки - что бы "нехорошие мысли смыть"- Нельзя во время вишивки ругаться, думать про плохое- Середина обязательно пустая - что бы жизненная дорога легкой и просторной была, говорят через эту белую середину Божий свет и сила проходит.- Обязательно стараться аккуратно изнанку делать (особенно перекрещивать нити плохо), что бы сплетен о семье не было, что бы чужие люди не обсуждали и в личную жизнь не вмешивались.- При вставании на рушник надо что бы невеста стояла на левом краю (тот край который вышивается вторым). И хотя узор одинаков с двух краев, надо обязательно как нибудь левый край пометить, что бы не перпутать. А жених соот-но на правом. Между ними - чистое полотнище - чистая дорога жизни.

subscribe.ru

Узоры для рисования в русском народном творчестве

Ткачество издревле использовалось в русской народной традиции для вышивания различных береговых рушников, полотенец и прочих элементов народного искусства. Помимо этого на старых ткацких станках выделывались полотна, которые были основой для мужской и женской одежды. Древние традиции русского ткачества позволили накопить богатый опыт в этой сфере  культурного наследия, в результате чего мы сегодня имеем богатейшую коллекцию различных способов отделки и вышивания, в котором узоры для рисования занимают весомую часть.

 

В русском узорном ткачестве в основном применяются два их вида этого искусства - браное и закладное. Первое особенно широко было распространено на севере и представляло собой распределение узора по строкам в зависимости от цвета нити — красной или белой. С помощью специальной длинной дощечки, которая устанавливалась на ребро, от края до края пробивалась толстая красная нить, которая шла последовательно вначале с лица, а после с изнанки. В результате получалось красивое полотно браного типа. Это достаточно трудоемкий процесс узорного ткачества, для которого был необходим достаточный опыт и мастерство рукодельницы. Что касается закладного, то узорное ткачество такого типа выполнялось из шерстяных нитей с получением вышивки высокого глянцевого настила.

 

Помимо обычного полотняного переплетения, русскими мастерицами часто использовался способ плетения нити и клетки, в результате чего получались нарядные полотенца и скатерти. В качестве главного инструмента для создания полотна использовался ткацкий станок, который назывался стан. 

 

Ткацкое искусство представляет собой интереснейшую область прикладного искусства, которое, к сожалению, в условиях современной цивилизации незаслуженно забыто. Помимо сложных узоров и вышивок, сюда входили и более простые способы создания обычных изделий в виде тесемок, косичек и поясков. Узоры для рисования здесь достаточно простые, поскольку в основе лежит использование таких несложных орнаментов как «гребешок», «круг» и «елочка», повторяющихся по всей длине изделия.

Однако ткачеством применение русских народных узоров не ограничивалось. Различные орнаменты получили достаточно широкое распространение  в вырезке по дереву и хохломской росписи. Для нанесения узоров на деревянную поверхность используется специальный прибор — электровыжигатель по дереву. Узоры для рисования по дереву настолько многообразны и многогранны, что представляют собой интереснейшую сферу искусства, которая будет очень полезна для развития детей среднего школьного возраста. Прибор для выжигания русских узоров не только поможет ребенку выявить свои таланты и проявить фантазию, но и будет способствовать большему пониманию русской народной культуры и традиции. 

 

Сегодня в свободной продаже можно приобрести замечательный выжигатель, с помощью которого получится создавать различные орнаменты и художественные узоры. В состав прибора, помимо него самого, входит также инструкция по его эксплуатации, доска с узорами, доска без узоров и игла для выжигания. Обучаться искусству выжигания узоров по дереву можно с 6 летнего возраста, что также способствует развитию мелкой моторики и фантазии вашего ребенка. С его помощью дети могут делать различные изделия и подарки, которые не только становятся отличными украшениями детских комнат, но и попадают на выставки детского художественного творчества. Дощечку с орнаментом можно после выжигания разукрасить акриловыми красками, фломастерами или цветными карандашами.

Напоследок следует сказать, что такое народное богатство как узоры для рисования следует сохранить и передать как великое культурное наследие последующим поколениям, обеспечив преемственность традиций и обычаев в поколениях.

fb.ru

Тема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце

Автор учитель изобразительного искусства Новикова Т.Н. ГОУ СОШ № 840

Тема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Знакомство с символическим значением полотенца.

Задачи:

Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

Развитие образного мышления, художественного вкуса, творческой активности, самостоятельности.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, к национальным традициям.

Оснащение урока: Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, вышитые работы, презентация в формате PowerPoint (Приложение 1).

У ученика: бумага, фломастеры, краски, кисти, белая бумага, ножницы.

Ход урока:

Организационный момент:

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности к уроку.

  3. Проверить отсутствующих в классе.

  4. Сообщение темы и целей урока.

Основная часть:

  1. Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.

  2. Постановка художественной задачи.

  3. Практическое выполнение задания.

  4. Подведение итогов, выставка работ.

Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.

Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта.

Учиться вышивать девочки начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое.

Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Каждая из вышивальщиц дополняла полученные сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась.

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе.

Ребёнка пеленали в свивальник - узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром - от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило, и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта- полотенца.

Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.

Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

vish30.jpg

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».

vish35.jpgvish8.jpg

Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь) с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

50310184_1256476386_018.jpgмакош7.jpg

Считалось, что птица приносит добро человеку . Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

image_id21170w0h0_Russian_Linen_Embroidered_Towel_Tzar-Birds.jpg

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

6d81378144.jpgimage001.jpg

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

kr.jpg

Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

rusyzor13.jpg

Основными цветами в вышивках были красный и белый.

Белый цвет почитался как символ красоты и чистоты.

Красный цвет – символ огня – в народном представлении прекрасный, красивый. В вышивке присутствуют и другие цвета, но белый и красный – главные.

Постановка художественной задачи.

Выполнить свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Практическое выполнение задания.

Постараться создать композицию из знаков-символов, по-разному решить один и тот же изобразительный мотив. Из тонкой бумаги вырезать «кружева» и украсить ими полотенце.

Подведение итогов.

В конце урока на доске организуется экспресс- выставка готовых работ

Литература

Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.

Афанасьев А.Н. Дерево жизни. М., 1983.

Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.

Велесова книга. М., 1995.

Гордиенко Н.С. “Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. М., 1984.

Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.

Казаков В. Мир славянских богов. М., 2000.

Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И.Баженова, В.И. Вардугин. Саратов, 1993.

Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.

Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.

Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003.

Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.

Мифы народов мира. М., 1997.

Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.

Петрухин В.Я. О функциях космологических описаний в погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М. 1979. С. 3-16.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. – Смоленск, 1995.

Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.- Л., 1950.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. В.Я. Петрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая. М., 1995.

Топоров В.Н. Из славянской языческой терминологии. // Этимология 1986-87. М., 1989. С. 3-50.

Топоров В.Н. Изобразительное искусство и мифология. Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980.

gigabaza.ru