История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Образовательный портал. Портрет в древней греции


Жанр портрета в культуре разных времен и народов :: SYL.ru

Жанр портрета в культуре разных времен и народов остается одним из любимых в ярком мире изобразительного искусства. В портрете художник проявляет интерес к свойствам человеческого характера, умение эмоционально настроиться на волну своего персонажа. В лучших образцах портретного жанра можно разглядеть внутренний облик человека, трепетные мгновения его душевной жизни.

Жанровое своеобразие

В культуре разных времен жанр портрета – один из главных в графике, живописи и скульптуре. Каждая эпоха диктовала художнику определенные принципы в изображении людей сообразно тому, какой была цель создания художественного произведения. Были картины, изображавшие характеры или обобщенные типы, портреты-символы и рисунки-настроения.

Египетские ритуальные изображения

Портретный жанр возник в глубокой древности как попытка запечатлеть личность в глубине и разнообразии ее проявлений. В Египте бюст или статуя, изображавшая конкретного человека, имели магическое ритуальное значение – так отправляли в загробный мир душу усопшего. Портреты египетской знати, дошедшие до наших времен, интересны тем, что отображают неповторимую внешность и характер.

Во времена античности

В Древней Греции жанр портрета отражал значимые идеалы, владевшие умами людей. Красота, соразмерность, ориентир на эталонность присутствуют в скульптуре, мозаике, чеканке и фресках греков.

Древний Рим, подхвативший эстафетную палочку традиций античного искусства, добавил достоверности в передаче человеческой натуры. Портреты суровых императоров, волевых полководцев, проницательных философов и остроумных поэтов в бюстах и рельефных изображениях и сегодня поражают предельным правдоподобием. Одной из причин такой достоверности стало то, что искусство портрета в Риме тесно связано с изготовлением посмертных восковых масок. Их снимали с умерших и хранили в пределах домашнего алтаря.

Лучшим образцом портретной живописи являются удивительно реалистичные фаюмские погребальные портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи).

Портретный жанр в скульптуре развивался параллельно его эволюции в живописи.

Средневековые портреты

Во времена Средневековья изобразительное искусство в Европе переживало упадок, поскольку господствовало религиозное мировоззрение, согласно которому интеллектуальное и душевное существование человека было подчинено высшим силам и растворено в ощущении себя частицей божьего мира. Главной фигурой духовной жизни был бог, а изображать лик господа, согласно библейскому предостережению, было запрещено.

На Востоке с портретным жанром дела обстояли лучше. Китайский и японский средневековые портреты, несмотря на строгие каноны, воссоздают индивидуализированные образы представителей придворной знати. Жанр портретной миниатюры достиг совершенства в работах мастеров Средней Азии, Индии, Афганистана.

Говоря о жанре портрета в культуре разных времен и народов, нельзя не упомянуть о произведениях перуанских индейцев мочика. Изображения людей в них достоверно передают анатомические особенности строения человеческого тела и неповторимые специфические черты людей разных возрастов и социальных групп.

Гении Возрождения

В эпоху Ренессанса портретный жанр переживает новый взлет. Царствуют ценности гуманизма – вера в красоту человеческой личности, человек, как и в античные времена, считается мерой всех вещей. Центром расцвета живописи стала Италия. Из-под кисти гениев Возрождения - Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Тинторетто, Джорджоне - рождаются портреты, герои которых сознают собственную духовную свободу и переживают глубоко драматичную внутреннюю жизнь. Зарождаются традиции аллегорического портрета. Позднее Европейское Возрождение в лице Эль Греко, Пантормо, Бронзино дарит истории портреты, в которых душевное напряжение персонажей достигает огромного накала.

Портрет барокко

В 17 веке в ряде стран произошли изменения титанического масштаба, они коснулись науки и идеологии, социальной жизни людей и, разумеется, отразились в искусстве. Портретный жанр в живописи развивается в сторону воплощения насыщенного поиска смысла жизни и самопознания человека. На первые позиции выдвинулись голландские и фламандские художники, образовались две соответствующие школы. Техника живописи стремительно совершенствовалась, приобретали популярность групповые портреты, в основе композиции которых была динамика.

Европейский портрет 18 века переживает кризис: заказчики-аристократы не заинтересованы в изображении душевных бурь, они хотят быть на картине идеализированными. В портретах появляется либо напыщенная театральность, либо чрезмерная чувствительность. Лишь во времена позднего Просвещения в работах Фрагонара, Ватто, Шардена в изображение человека возвращается аналитизм, искренность и простота.

В поединке с фотографией

Хотя жанр портрета в разные эпохи переживал взлеты и падения, 19 век стал в его развитии своеобразным прорывом. Расширяется географический охват, совершенствуются и оттачиваются приемы, появляется обилие художественных стилей. Распространение фотографии становится своеобразным вызовом мастерам живописи. Новым словом в портретистике становятся открытия импрессионистов, стремившихся в портрете отразить динамику и текучесть каждого мгновения жизни.

Век двадцатый, отмеченный дыханием модернизма в искусстве, увел портрет в сторону условности и намеренного отказа от реализма. Тем не менее поиски в рамках реалистического наследия продолжились в творчестве американских, итальянских, польских, финских, русских художников.

В разное время жанр портрета в культуре того или иного народа живет по законам поиска новых форм и одновременно продолжает сохранять традицию. Так происходит и в 21 веке. Современное портретное искусство пользуется многообразной палитрой самых неожиданных средств и приемов.

Жанр портрета в искусстве России

В отличие от стран Востока и Западной Европы, портретное искусство на Руси появилось лишь в 17 веке с возникновением парсуны – портрета, написанного в стиле иконы. По-настоящему портретный жанр стал развиваться в России лишь в 18 веке. Первыми русскими портретистами историки живописи считают Ивана Никитина, Ивана Аргунова, Алексея Антропова. На вторую половину столетия, которое принято назвать «веком портрета», пришлось творчество Дмитрия Левицкого, Федора Рокотова, Владимира Боровиковского, которые могли составить конкуренцию любому прославленному художнику Европы.

Традиция психологизма, заложенная во времена романтизма, достигла невероятного расцвета в работах мастеров второй половины 19-го и начала 20 века. Портреты кисти Ильи Репина и Ивана Крамского, Василия Перова и Валентина Серова – это признанные шедевры жанра. В исканиях художников наметились попытки уловить и воплотить ассоциативный знаковый подтекст в изобразительном «отпечатке» человеческой личности.

www.syl.ru

Портрет в мировом искусстве на примере скульптуры Древней Греции

17.06.2017 19:22 Гаврилова Елена Владимировнa

Урок искусства в 8 классе

Портрет в мировом искусстве на примере скульптуры Древней Греции

Гаврилова Елена Владимировнa

Цель: Знакомство учащихся с основными особенностями древнегреческой скульптурыЗадачи:
  1. Формирование знаний учащихся о древнегреческой скульптуре и ее представителях;
  2. Развитие памяти, устной и письменной речи, аналитического мышления учащихся;
  3. Воспитание интереса учащихся к культуре Древней Греции.
Тип урока: урок изучения нового материалаФорма урока: урок - беседаОборудование: Презентация «Скульптура Древней Греции» (Мирон «Дискобол», Фидий «Афина Промахос», Поликлет «Дорифор», Скопас «Менада»),  план художественного анализа скульптурной композиции.Ход урока:ВремяСодержание урока (речевая деятельность учителя и учеников)Примечания по выполнению3 минУчитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.  Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с особенностями древнегреческой скульптуры. Итак, открываем тетради, записываем число, и тему сегодняшнего урока.В: Какие особенности древнегреческой культуры вы знаете?О:
  1. Антропоцентризм – человек стоит в центре Вселенной;
  2. Мир греков – замкнутый, устроенный по принципу гармонии и порядка;
  3. Гармония тела и духа;
  4. Боги – имеют человеческий облик и поведение, находятся среди людей, участвуют в их жизни
 Учитель: Хорошо, ребята. Необходимо отметить в первую очередь то, что мировоззрение древних греков ярко отразилось в скульптуре.По ходу моего рассказа вам необходимо выписывать основные особенности скульптуры Древней Греции.Запишите заголовок:«Особенности древнегреческой скульптуры»Учитель: Преклонение греков перед красотой и мудрым устройством человеческого тела было так велико, что ни пейзаж, ни события реальной жизни не вдохновляли мастеров так, как показ обычного свободного человека.Греческое искусство стремилось к человеческой мере во всем: его излюбленный образ – стройный юноша – атлет.В: Кто такой Аполлон в греческой мифологии?О: Аполлон – бог красоты, покровитель искусств, музыкиУчитель: Верно, не случайно, встречая красивого молодого человека, мы называем его Аполлоном. Глядя на Аполлонов, мы понимаем, что не так важно, хотел ли художник изобразить действительно Аполлона, или атлета, или героя. Мастер изобразил Человека! Аполлон всегда молод – ни старость, ни детство тогда не привлекали ваятелей: ведь только в зрелой молодости жизненные силы находятся в полном расцвете и равновесии. Он всегда обнажен, его целомудренная нагота не нуждается в прикрытиях. Его тело пронизано готовностью к движению, лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера. Условная улыбка его – чуть приподнятые уголки рта – только возможность улыбки, намек на радость бытия. Античное искусство не знало культа индивидуального, который возник в искусстве Нового времени.Греческий идеал – это правильный, нежный овал лица, прямая линия носа продолжает линию лба, продолговатый разрез глубоко сидящих глаз, небольшой рот, полные выпуклые губы, круглый подбородок, волнистые волосы мягко и плотно облегают голову. Немного больше энергии в складках губ – перед нами Афина. Больше мягкости в очертаниях щек, губы полуоткрыты, глаза затенены – перед нами чувственная Афродита. Овал лица ближе к квадрату, шея толще, губы крупнее – это уже образ молодого атлета. Но главная выразительность греческой скульптуры заключалась не столько в лице, сколько в движении тела. Глядя на античные статуи, мы не замечаем ни отбитых голов, ни рук: пластическая музыка говорит достаточно о многом.Гармония и совершенство, являясь знаком божественности, и создает своеобразие греческой скульптуры. Именно греки «разделяли» человеческое тело, решили, что оно прекрасно, и сделали красоту знаком божественности. Такое понимание красоты было чуждо Древнему Востоку. От Древнего Египта до нас дошло огромное количество всякого рода изображений богов и людей.В: Как изображались боги в Древнем Египте?О: Человеческое тело с головой животного.Учитель: Верно, и характеризовать их как прекрасные тела было бы не верным. В них выделено и привлекает другое: среди человеческих тел нередко можно встретить увенчанных головами шакала, кошки, ибиса, сокола и т.д. Греческие же тела не только внешне, но и внутренне очеловечены. В них присутствует своя душа – внутренний мир человека, его мироощущение и миропонимание. Эта душа воплощена в теле. Подобных душ в древнеегипетском искусстве нет. Именно скульптура стала воплощением самых высоких представлений о человеке, созданных греческой культурой.Итак, проверим, какие особенности вы записали.
  1. Мера во всем;
  2. Излюбленный образ: стройный юноша-атлет;
  3. Всегда молодой;
  4. Всегда обнажен;
  5. Тело пронизано готовностью к движению;
  6. Лицо не выражает переживания, индивидуальных черт характера;
  7. Условная улыбка;
  8. Гармония и совершенство;
  9. Красота = божественность.
 Учитель: Еще в период архаики ведущее место занимали куросы и коры.Запишите определение:Курос – статуя обнаженного шагающего юноши.Учитель: Статуя была образцом силы, доблести, физического здоровья. Этот атлетический идеал красоты сформировался на стадионах в спортивных состязаниях и отражал в высшей степени целомудренное восприятие человеческой наготы. Подстать куросам были безмятежные коры.Кора – статуя юной девушки, задрапированная в длинную одежду, с устремленным вперед взором и полуулыбкой.Учитель: Считалось, что коры вызывали у богинь – покровительниц храмов особую радость Ученики записывают особенности скульптуры в тетрадь   Беседа учителя и учеников Рассказ учителя   Ученики записывают особенности скульптуры в тетрадь   Ученики записывают определение Куроса в тетрадь   Рассказ учителя   Ученики записывают определение Коры в тетрадь    7 мин+9 минУчитель: Высшие достижения греческой скульптуры связаны с именами Мирона, Фидия, Поликлета и Скопаса.Запишите заголовок:«Скульпторы Древней Греции» Их творчество мы будем изучать в группах на основе анализа одной из работ каждого скульптора.I группа: Мирон «Дискобол»II группа: Фидий «Афина Промахос»III группа: Поликлет «Дорифор»IV группа: Скопас «Менада»     Работа по группам, работа с карточками:7 минУчитель: На ваших столах лежит «План художественного анализа скульптурной композиции»  С его помощью мы с вами проанализируем скульптуру Мирона «Дискобол».   Учитель вместе с учениками анализирует скульптуру Мирона «Дискобол»2 минУчитель: Как мировоззрение древних греков отразилось в скульптуре?Домашнее задание – дать определение терминам: нимфа, муза, пан, Горгона, Елена. Оценки за урок Спасибо за работу, до свидания! Подведение итогов урокаПлан художественного анализа скульптурной композиции
  1. Автор скульптуры, название, время создания.
  2. Определите, является ли скульптура частью архитектурного или скульптурного ансамбля (композиции) или это самостоятельное произведение.
  3. Размер скульптуры (монументальная, станковая, миниатюрная).
  4. Где располагается скульптура (храм, площадь, дом и т.д.)?
  5. Материал, из которого изготовлена скульптура?
  6. Определите жанр скульптурной композиции (портрет, исторический, бытовой, анималистический и т.д.).
  7. Объемное решение скульптуры (используются силуэтные формы или передача движения).
  8. Кто является главным героем скульптурной композиции? Опишите его внешний облик (одежду, особенности тела, черты лица).
  9. Какие цвета использует автор (если цвет задействован)?
  10. Сформулируйте ваше отношение к рассматриваемой скульптуре.
Обновлено: 30.07.2018 04:36

You have no rights to post comments

ext.spb.ru

Древняя Греция

Количество просмотров публикации Древняя Греция - 201

Кресил (копия). ʼʼПортрет Периклаʼʼ, ок. 430 ᴦ. до н. э.

У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. У них был обычай награждать победителœей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах, идеализированно, и были выполнены по идеальному канону красоты. Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические портреты, считая, что они могут развить в гражданах тщеславие и противоречат принципу равенства между ними. В эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелœей.

Только в V веке до н. э. впервые появились у греков настоящие портретные гермы и статуи, а именно в числе произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена Перикла.

Лисипп (копия) Портрет Сократа, III в. до н. э.

Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретной скульптуре в эллинистическом искусстве — при Александре Македонском, благодаря Лисиппу и его брату, Лисистрату, который первый стал формовать маски с натуры. ʼʼЭллинистические портреты, сохраняя свойственный греческим художникам принцип типизации, несравненно более индивидуализированно передают не только черты внешнего облика, но и различные оттенки душевного переживания модели. В случае если мастера классического времени в портретах представителœей одной и той же общественной группы подчеркивали прежде всœего черты общности (так возникли типы портретов стратегов, философов, поэтов), то эллинистические мастера, в сходных случаях сохраняя типические основы образа, выявляют характерные особенности данного конкретного человекаʼʼ[10]. С конца V в. до н. э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется, в конце концов тяготея к драматизации образа.

ʼʼКамея Гонзагаʼʼ: Птолемей II и Арсиноя, III в. до н. э.

ʼʼИндивидуализм в эллинистическую эпоху выступает, с одной стороны, в форме самоутверждения сильной эгоистической личности, стремящейся любыми средствами возвысить себя над общественным коллективом и подчинить его своей воле. Другая форма эллинистического индивидуализма связана с сознанием человеком своего бессилия перед законами бытия. Она проявляется в отказе от борьбы, в погружении в свой внутренний мир. Размещено на реф.рфОбе эти формы нашли свое отражение в эллинистическом портрете, где можно выделить две основные линии: тип портрета эллинистических правителœей, в котором задача художника — прославление человека сильной воли и энергии, беспощадно сметающего на своем пути всœе препятствия для достижения своей эгоистической цели, и тип портрета мыслителœей и поэтов, в образах которых нашло отражение сознание противоречий реальной действительности и бессилия преодолеть ихʼʼ.[10]

Источники рассказывают о существовании в Греции живописного портрета͵ в частности превозносится Апеллес, но ничего из работ этого периода не сохранилось.

Читайте также

  • - Древняя Греция и Древний Рим

    Основная статья: Астрономия Древней Греции Птолемеевы «планетарные сферы» Современность Луна Меркурий Венера Солнце Марс Юпитер Сатурн Средневековая Европа[82] &... [читать подробнее].

  • - Лекция 8. Античные государства. Древняя Греция

    История Древней Греции восходит к 1 тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества. Основными источниками знаний о государстве и праве Древней Греции являются сочинения древнегреческих авторов Плутарха,... [читать подробнее].

  • - Древняя Греция и Рим. Культура, основные достижения.

    Персидское царство. После разгрома Ассирии в Передней Азии (сжились две огромные державы — Мидиийское и Нововавилонкое царства. Основателем Нововавилонского государства стал халдей Набопаласар, возглавивший восстание против Ассирии. Вавилоняне при нем и его сыне... [читать подробнее].

  • - Древняя Греция

    Общество и управление в Древнем Китае. Государство Хань. Восстание народа началось почти сразу после смерти жестокого Цинь Шихуанди в 210 г. до н.э. В 207г. до н.э. (войско под командованием старосты крестьянской общины Лю Бана захватило столицу государства.... [читать подробнее].

  • - ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

    АНТИЧНЫЙ ТЕАТР У древних греков, как и у всех земледельческих народов, были свои обряды, ритуалы, празднества, связанные с сезонными сельскохозяйственными работами и, конечно, с почитанием Богов. Из них и родился театр – величайшая ценность мировой культуры. ... [читать подробнее].

  • - Древняя Греция

    Кресил (копия). «Портрет Перикла», ок. 430 г. до н. э. У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. У них был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов,... [читать подробнее].

  • - Экономическая мысль античного рабства. Древняя Греция

      Лучшие достижения экономической мысли античного (класси­ческого) рабства были достигнуты в V-IV вв. до н.э., а самым известным представителем этого периода является древнегречес­кий философ Аристотель (384—322 до н.э.)2. Этот автор, будучи убежденным идеологом сложившихся... [читать подробнее].

  • - Древняя Греция

    Великий врач Древней Греции Гиппократ(460-377 г. до н.э.), которому история присвоила высший титул «отца медицины», олицетворяет выдающиеся достижения античной культуры. В сво- их трудах (многие из них вошли в так называемый «Гиппократов сборник»), основанных большей частью на... [читать подробнее].

  • - Древняя Греция

    На юге Балканского полуострова расположена Греция — роди­на первой европейской цивилизации. Греция изрезана горными хребтами. Люди здесь жили в небольших областях, окруженных горами, но имеющих обычно выход к морю. К Греции относились и все прилегающие острова, а также... [читать подробнее].

  • - Реши кроссворд по теме Древняя Греция и Древний Рим. В ответе запиши ключевое слово, выделенное синим цветом.

    Впиши понятия, соответствующие следующим определениям. Прочитай фрагмент Заключительного Акта Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. «Государства-участники будут уважать суверенное равенство и... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    История портрета | Клуб интеллектуалов

    .

    Древнейшие живописные портреты

    В Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме по прихотям Музы скульптура была популярнее живописи. К живописным работам относятся Фаюмские портреты, найденные в Среднем Египте — изображения красивейших жителей римского Египта I-IV веков н.э.: египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян.

    Лица Средневековья

     

     Во времена Средневековья портрет начинает небольшими вкрадчивыми шажками проникать и в станковую живопись. Первая (и потому самая известная) из сохранившихся работ этого типа — «Портрет Иоанна Доброго» (около 1349 г.).

    Портрет Иоанна Доброго

    За пределами Европы

    Поразительной конкретностью отличается средневековый китайский портрет (особенно периода Сун, X—XIII вв.). Несмотря на подчинение строгому типологическому канону, светила средневековой живописи из Поднебесной создали немало ярких индивидуализированных психологических портретов. Кроме того, высокие образцы портретной миниатюры (правда, немного непривычные европейскому глазу) были созданы мастерами Средней Азии, Азербайджана, Афганистана, Ирана, Индии.

    Портрет Возрождения

    Во времена Ренессанса наступил перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наверстывая упущенное за времена неврастенического средневекового мракобесия. Ренессансный человек ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей, забыв горький урок с Вавилонской башней.

    Новая идеология требовала новой структуры портрета. Портретисты Ренессанса во многом идеализировали модель, но при этом непременно старались постигнуть сущность изображаемого человека — а это было семимильным шагом вперед. Изображая своего героя в определённой среде, художник более находил своей модели место в пространстве. Смена режиссеров влечет за собой смену декораций: на смену условному, ирреальному фону Средневековья приходят интерьер или пейзаж. Общение изображаемого человека с вымышленными персонажами (мифологическими и евангельскими) становится нормой. В монументальных росписях среди других героев картины художник также нередко изображает и  себя, от былой средневековой стыдливости не осталось и следа. Наконец, финальным штрихом стало возникновение техники масляной живописи, которая сделала письмо более тонким и психологичным.

    Человек – центральная фигура в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто ещё в большей мере углубляют содержание портретных образов и существенно обновляют средства художественной выразительности. Среди них — воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана.

    Знаменитых итальянцев опередили голландцы: Ян ван Эйк, Ганс Мемлинг, Робер Кампен с присущей им духовной заострённостью и предельной точностью изображения. Если художники «сапога» часто словно возносили своего героя над миром, то здесь портретируемый — скорее неотъемлемая частичка мироздания. Чтобы добиться такого эффекта, творцы подробнейшим образом прописывали среду вокруг человека. Кроме того, от их зоркого взгляда не ускользала ни одна морщинка на лице модели.

    Портрет маньеризма

    В искусстве маньеризма (XVI век) ясность ренессансных образов сдает свои позиции. Все тревожнее и драмматичнее воспринимает художник свою эпоху, все острее и духовно насыщеннее становится композиционный строй. Наглядный пример тому — портреты итальянцев Понтормо и Бронзино и испанца Эль Греко.

    В эту эпоху в разных странах возникают новые формы группового портрета — теперь персонажи живее, крепче связаны друг с другом. Застывшие портретные группы Средневековья медленно, но верно сменяются многофигурными композициями.

     

    Портрет XVII века

    Как всегда, всё идет из глубин коллективной психологии эпохи. Личность испытывала кризис, взгляд на действительность больше не был гармоничным, внутренний мир человека усложнялся. Возникали более сложные связи с внешним миром, стремление к более глубокому самопознанию набирало силу. Отсюда и изменения в традициях написания портретов: создатели пытаются раскрыть характер модели более «многослойно», объемно и сложно.

    В XVII веке основных высот в этом жанре достигли нидерландцы, которые к этому времени разделились на два лагеря — фламандскую и голландскую школы. На пике моды групповой и семейный портрет и, кроме того, на холстах наконец один за другим появляются простые люди из народа. Такая «демократизация» живописи выходит за пределы Голландии (Хальс), образами бедняков не пренебрегает испанец Диего Веласкес.

    Веласкес. Водонос

    Впрочем, это никому не мешает продолжать живописать довольные жизнью аристократические лица, более достойные, по меркам того времени, быть изображенными на полотне. Яркий пример — Питер Пауль Рубенс.

    Рубенс. Портрет Изабеллы Брандт

    Новую жизнь обретает автопортрет — всё благодаря тяге человека к самопостижению: Рембрандт, его ученик Карел Фабрициус, Антонис ван Дейк, Николя Пуссен — вот главные любители селфи в реалиях XVII века.

    Рембрандт. Автопортрет

    Портрет XVIII века

     

    С исходом XVII века жанр деградировал и был без малейших сожалений отодвинут его на второй план. Достижения реалистического портрета забыты, эталонным становятся официозные и напыщенные портреты — парадные или же мифологизированные. Кроме нарядности и красоты модели художников мало что заботит, поэтому лица становятся «кукольными».

    Но свои правила диктует только-только начавшаяся эпоха Просвещения с ее идеями гуманизма, поэтому утверждается новый реалистический портрет — жанр спасен. Пока в Испании творит знаменитый Франсиско Гойя, из закулисья с помпой выходит Россия в лице Дмитрия Левицкого и Владимира Боровиковского, которые делают упор на точность социальных характеристик, тонкость психологического анализа, раскрытие внутреннего мира и богатство эмоций.

    Портрет 1-й половины XIX века

    Призрак бродит по Европе, призрак классицизма, главного жанра Великой Французской революции. Портрет теряет пышность и слащавость XVIII века и становится более строгим и холодным, что видно, например, по работам Жака Луи Давида.

    Жак Луи Давид. Мадам Раймон де Вериньяк

    Следующим «измом» становится романтизм, и здесь нельзя не упомянуть имена Теодора Жерико и Эжена Делакруа (Франция), у Ореста Кипренского и Карла Брюллова, отчасти Тропинина (Россия), Филипп Отто Рунге (Германия).

    Делакруа. Автопортрет

    Но классицизм не сдается под натиском нового направления, а, напротив, переходит на новый виток своего развития — за это отдельное спасибо Доминику Энгру.

    Энгр. Портрет княгини де Бролье

    2-я пол. XIX века

    Вот и настал черед реализма. В фокусе художника — социальная характеристика модели и ее психология.

    В последней трети XIX века все больше художников отходят от заветов своих наставников, создавая свои собственные законы живописи. Новое «вольнодумное» и даже по тем временам «наглое» направления получает название импрессионизма. В нем момент — это всё. Художник отрекается от стремления к фотографическому правдоподобию и вместо этого сосредотачивается на изменчивости облика человека и его поведении в изменчивой среде.

    Ренуар. Портрет Альфонсины Фурнез

    Целям и образам портрета импрессионизма было полностью противоположно творчество их современника — Поля Сезанна. Хотя на первый взгляд они могут показаться родственными душами, Сезанн, в отличие от импрессионистов, стремился выразить в монументальном образе некие устойчивые свойства модели.

    Сезанн. Крестьянин в синей блузе

    На иной аспект обращает внимание Винсент ван Гог, поглощенный жгучими проблемами нравственной и духовной жизни своего современника.

    Ван Гог. Портрет почтальона Жозефа Рулена V

    В конце XIX— начале XX века на первый план выходит модерн с его лаконичной заостренностью, порой — чертами гротеска. Всё это можно наблюдать в работах Тулуза-Лотрека, Альфонса Мухи, Густава Климта.

    Муха. Времена года

    Портрет в XX веке

    В XX веке после головокружительного взлета портрет вновь переживает упадок. Чтобы с новыми силами оттолкнуться от земли и взмыть к небывалым высотам. На почве модернизма возникают другие художественные направления (экспрессионизм, кубизм, фовизм, супрематизм и т.д.), и вместе с ними — произведения, номинально называемые портретом, но напрочь лишенные его специфики — с демонстративным и бунтарским уходом от реального облика человека, который превращается в некую отвлеченную, условную схему — из углов. фигур, граней или же цветовых пятен. Портрет становится скорее отражением состояния души художника, чем модели.

    К середине XX века кризисные черты наполняют портрет до краев, превращая его в сплошной черный квадрат. Все очевиднее становится нарочитая деформация, искажение человека, а интерес к абстрактному и нефигуративному искусству растет бешеными темпами нового века.

    Малевич. Портрет М.В.Матюшина

    Перемены привносят Энди Уорхол, Алекс Катц, Чак Клоуз, которые вновь фокусируют свои произведения на человеке. Теперь иконой века становится «Мерлин Монро» Уорхола. К слову сказать, поп-арт является одним из немногих направлений искусства XX века, использующим человеческое лицо без больших пропорциональных искажений.

    Уорхол. Мерлин Монро

    maxpark.com

    История портрета.Древняя Греция.Заказать портрет.Киев. - Мои статьи - Каталог статей

    У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. У них был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах, идеализированно, и были выполнены по идеальному канону красоты. Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические портреты, считая, что они могут развить в гражданах тщеславие и противоречат принципу равенства между ними. В эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульптурные портретов поэтов, философов, общественных деятелей.

    Только в V веке до н. э. впервые появились у греков настоящие портретные гермы и статуи, а именно в числе произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена Перикла.

    Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретной скульптуре в эллинистическом искусстве — при Александре Македонском, благодаря Лисиппу и его брату, Лисистрату, который первый стал формовать маски с натуры. «Эллинистические портреты, сохраняя свойственный греческим художникам принцип типизации, несравненно более индивидуализированно передают не только черты внешнего облика, но и различные оттенки душевного переживания модели. Если мастера классического времени в портретах представителей одной и той же общественной группы подчеркивали прежде всего черты общности (так возникли типы портретов стратегов, философов, поэтов), то эллинистические мастера, в сходных случаях сохраняя типические основы образа, выявляют характерные особенности данного конкретного человека». С конца V в. до н. э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется, в конце концов тяготея к драматизации образа.

    «Индивидуализм в эллинистическую эпоху выступает, с одной стороны, в форме самоутверждения сильной эгоистической личности, стремящейся любыми средствами возвысить себя над общественным коллективом и подчинить его своей воле. Другая форма эллинистического индивидуализма связана с сознанием человеком своего бессилия перед законами бытия. Она проявляется в отказе от борьбы, в погружении в свой внутренний мир. Обе эти формы нашли свое отражение в эллинистическом портрете, где можно выделить две основные линии: тип портрета эллинистических правителей, в котором задача художника — прославление человека сильной воли и энергии, беспощадно сметающего на своем пути все препятствия для достижения своей эгоистической цели, и тип портрета мыслителей и поэтов, в образах которых нашло отражение сознание противоречий реальной действительности и бессилия преодолеть их».

    Источники рассказывают о существовании в Греции живописного портрета, в частности превозносится Апеллес, но ничего из работ этого периода не сохранилось.

    Заказать портрет.Киев.

    kievportret.at.ua

    Древняя Греция

    Количество просмотров публикации Древняя Греция - 195

    Кресил (копия). ʼʼПортрет Периклаʼʼ, ок. 430 ᴦ. до н. э.

    У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. У них был обычай награждать победителœей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах, идеализированно, и были выполнены по идеальному канону красоты. Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические портреты, считая, что они могут развить в гражданах тщеславие и противоречат принципу равенства между ними. В эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелœей.

    Только в V веке до н. э. впервые появились у греков настоящие портретные гермы и статуи, а именно в числе произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена Перикла.

    Лисипп (копия) Портрет Сократа, III в. до н. э.

    Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретной скульптуре в эллинистическом искусстве — при Александре Македонском, благодаря Лисиппу и его брату, Лисистрату, который первый стал формовать маски с натуры. ʼʼЭллинистические портреты, сохраняя свойственный греческим художникам принцип типизации, несравненно более индивидуализированно передают не только черты внешнего облика, но и различные оттенки душевного переживания модели. В случае если мастера классического времени в портретах представителœей одной и той же общественной группы подчеркивали прежде всœего черты общности (так возникли типы портретов стратегов, философов, поэтов), то эллинистические мастера, в сходных случаях сохраняя типические основы образа, выявляют характерные особенности данного конкретного человекаʼʼ[10]. С конца V в. до н. э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется, в конце концов тяготея к драматизации образа.

    ʼʼКамея Гонзагаʼʼ: Птолемей II и Арсиноя, III в. до н. э.

    ʼʼИндивидуализм в эллинистическую эпоху выступает, с одной стороны, в форме самоутверждения сильной эгоистической личности, стремящейся любыми средствами возвысить себя над общественным коллективом и подчинить его своей воле. Другая форма эллинистического индивидуализма связана с сознанием человеком своего бессилия перед законами бытия. Она проявляется в отказе от борьбы, в погружении в свой внутренний мир. Размещено на реф.рфОбе эти формы нашли свое отражение в эллинистическом портрете, где можно выделить две основные линии: тип портрета эллинистических правителœей, в котором задача художника — прославление человека сильной воли и энергии, беспощадно сметающего на своем пути всœе препятствия для достижения своей эгоистической цели, и тип портрета мыслителœей и поэтов, в образах которых нашло отражение сознание противоречий реальной действительности и бессилия преодолеть ихʼʼ.[10]

    Источники рассказывают о существовании в Греции живописного портрета͵ в частности превозносится Апеллес, но ничего из работ этого периода не сохранилось.

    Читайте также

  • - Древняя Греция и Древний Рим

    Основная статья: Астрономия Древней Греции Птолемеевы «планетарные сферы» Современность Луна Меркурий Венера Солнце Марс Юпитер Сатурн Средневековая Европа[82] &... [читать подробнее].

  • - Лекция 8. Античные государства. Древняя Греция

    История Древней Греции восходит к 1 тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества. Основными источниками знаний о государстве и праве Древней Греции являются сочинения древнегреческих авторов Плутарха,... [читать подробнее].

  • - Древняя Греция и Рим. Культура, основные достижения.

    Персидское царство. После разгрома Ассирии в Передней Азии (сжились две огромные державы — Мидиийское и Нововавилонкое царства. Основателем Нововавилонского государства стал халдей Набопаласар, возглавивший восстание против Ассирии. Вавилоняне при нем и его сыне... [читать подробнее].

  • - Древняя Греция

    Общество и управление в Древнем Китае. Государство Хань. Восстание народа началось почти сразу после смерти жестокого Цинь Шихуанди в 210 г. до н.э. В 207г. до н.э. (войско под командованием старосты крестьянской общины Лю Бана захватило столицу государства.... [читать подробнее].

  • - ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

    АНТИЧНЫЙ ТЕАТР У древних греков, как и у всех земледельческих народов, были свои обряды, ритуалы, празднества, связанные с сезонными сельскохозяйственными работами и, конечно, с почитанием Богов. Из них и родился театр – величайшая ценность мировой культуры. ... [читать подробнее].

  • - Древняя Греция

    Кресил (копия). «Портрет Перикла», ок. 430 г. до н. э. У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. У них был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов,... [читать подробнее].

  • - Экономическая мысль античного рабства. Древняя Греция

      Лучшие достижения экономической мысли античного (класси­ческого) рабства были достигнуты в V-IV вв. до н.э., а самым известным представителем этого периода является древнегречес­кий философ Аристотель (384—322 до н.э.)2. Этот автор, будучи убежденным идеологом сложившихся... [читать подробнее].

  • - Древняя Греция

    Великий врач Древней Греции Гиппократ(460-377 г. до н.э.), которому история присвоила высший титул «отца медицины», олицетворяет выдающиеся достижения античной культуры. В сво- их трудах (многие из них вошли в так называемый «Гиппократов сборник»), основанных большей частью на... [читать подробнее].

  • - Древняя Греция

    На юге Балканского полуострова расположена Греция — роди­на первой европейской цивилизации. Греция изрезана горными хребтами. Люди здесь жили в небольших областях, окруженных горами, но имеющих обычно выход к морю. К Греции относились и все прилегающие острова, а также... [читать подробнее].

  • - Реши кроссворд по теме Древняя Греция и Древний Рим. В ответе запиши ключевое слово, выделенное синим цветом.

    Впиши понятия, соответствующие следующим определениям. Прочитай фрагмент Заключительного Акта Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. «Государства-участники будут уважать суверенное равенство и... [читать подробнее].

  • referatwork.ru