Юпитер - бог неба и покровитель Рима. Юпитер бог древнего рима
Бог Юпитер
Юпитер – бог неба в Древнем Риме. Еще он был покровителем дневного света и грозы. Римляне считали его отцом других богов. В принципе он соответствовал греческому богу Зевсу, но выделялся он чрезмерной строгостью. Люди верили, что Юпитер больше всего защищает Рим, поэтому его главный храм находился именно на Капитолийском холме. Другие города также воздвигали у себя храмы этого божества.
Что известно о боге Древнего Рима Юпитере?
Отцом этого бога считается Сатурн, а матерью – Опс. Юпитер был главой над другими богами, которые были для него советниками. Решения главного покровителя на землю передавали августы. Не боялись нарушать волю Юпитера только богини судьбы парки. Греки считали его покровителем императоров, поэтому все важные государственные события проходили в капиталистическом храме. Внешность Юпитера описывали по-разному. Изображали его бородатым стариком, похожим на Зевса и молодым парнем с кудрявыми волосами. Неизменно было то, что восседал он на троне, который находился на парусе. Одет он в ниспадавшие складки материи. В одной руке он держит огненные стрелы или скипетр, а в другой находится статуя Ники. Рядом с троном сидит орел, который указывает на власть бога.
Римский бог Юпитер соединял в себе несколько функций. К примеру, считали его покровителем земледелия и виноградарства. Охранял он свободу и границы, а еще называли его богом войны и победы. Поскольку он считался небесным божеством, ему ежемесячно посвящали дни полнолуния. В это время римляне обязательно приносили в жертву овцу белого цвета. Как уже было сказано, Юпитер является повелителем грозы и бури. Именно раскатами грома бог выражал собственную волю. Мог это также осуществлять и орел – птица посвященная Юпитеру. Место, в которое попадала, пущенная им молния, становилось священным. Просили римляне у него дождя для оплодотворения земли и для хорошего урожая. Чтобы поблагодарить бога, люди устраивали несколько массовых праздников: перед посевом, после жатвы и во время сбора урожая. Самым главным торжеством в честь бога войны Юпитера считался триумф. В это время в Рим въезжал полководец-победитель. Такие праздники могли длиться в течение нескольких дней. Чтобы сам бог не позавидовал полководцу, солдаты пели про него разные смешные песни, тем самым указывая на его место. Победители непременно приносили щедрые дары в храм владыки.
Греческий бог Юпитер был всевидящим и никто не мог от него ничего скрыть. Его ассоциировали с верностью клятвы. Отсюда появилось выражение «Клянусь Юпитером». Такую клятву давали только при важных делах, а нарушивших ее ожидала смертельная кара. Связано с этим богом также такое понятие, как ауспиции – гадание по полету птиц. Римляне верили, что Юпитер может видеть будущее и давать различные предзнаменования. Перед каждым важным делом проводили такие гадания, а толкования считали законом. К примеру, если птица появлялась с левой стороны – это хороший знак, что дело будет удачным. Кстати, чем больше птиц, тем удачливее сложатся события. Самым лучшим знаком считался появившийся орел.
В честь древнеримского бога Юпитера два раза в год устраивали капитолийские игры. На них римляне соревновались в разных видах спорта. Считали этого бога покровителем влюбленных. Ни одна свадьба не проходила без клятв верности этому богу. Во время проведения праздников урожая, римляне славили бога и благодарили его за урожай. Кроме этого, они дарили друг другу подарки и приглашали за стол бедных и рабов, а это символизировало, что перед Юпитером все равны. Что касается личной жизни, то женой этого бога была Гера, но это совершенно не мешало ему заводить интрижки с другими богинями и с обычными смертницами.
womanadvice.ru
бог неба и покровитель Рима
Юпитер - бог римского пантеона. Он отождествлялся с верховным богом древних греков - Зевсом. У него было два брата - Нептун и Плутон. Каждый из них властвовал в определенной сфере Вселенной - небо, водная стихия, подземный мир. Однако были и некоторые различия. Так, Зевс, несмотря на то, что в какой-то степени управлял судьбами, мог быть вытеснен с верховной должности другими богами, если бы, конечно, это им удалось сделать. У него было больше власти и силы, чем у остальных, но он не был всемогущ и всеведущ, в отличие от Юпитера, который являлся царем богов и всего живого, покровителем государства, защитником его законов и общественного порядка.
Его эволюцию можно проследить от первобытного божества природы. Он был духом дуба и, вообще, деревьев. Оттуда и эпитеты - плодоносный («фругифер»), бук («фагутал»), тростник («вимин»), смоковница («румин»). Поклонение Юпитеру оказало влияние на весь западноевропейский мир. Его именем названа самая большая планета в Солнечной системе. В английском языке слово «jovial» происходит от его альтернативного имени «Jove».
Вообще, у него были разнообразные функции, он совмещал в себе черты, присущие не только греческому Зевсу, но и многим италийских богам. В соответствии со своими лестными эпитетами, Юпитер - бог света (Луцетий), грома (Тонанс) и молний (Фульгур). Он также был связан с обетами и договорами. Например, римские граждане, давая клятву, призывали его в свидетели.
Многие храмы в Римской империи были посвящены верховному божеству. Самый большой из них находился на Капитолийском холме, в котором Юпитер, бог, входивший в триаду наряду с Юноной и Минервой, почитался как «Оптимус Максимус» (всемогущий). Строительство святыни началось ещё при Тарквинии Древнем (Луции Тарквинии Приске), пятом царе в Древнем Риме, а завершилось при Луции Тарквинии Гордом, седьмом и последнем царе. Официально храм открылся в начале республиканской эпохи, в 509 году до нашей эры. Консулы принесли в жертву белого вола, отблагодарив божество за защиту государства.
Учитывая, что он верховный бог, Юпитер широко пользовался своим привилегированным положением, заводил много романов, таким образом, произвел на свет много потомков. Он - отец Вулкана, Аполлона и Дианы, Меркурия, Венеры, Прозерпины, Миневры.
На протяжении существования Римской республики «всемогущий» является центральной фигурой культа. Не только Капитолийский холм, все вершины холмов на территории государства являлись местами почитания божества. Кроме того, как бог неба, грома и молний, Юпитер считался обладателем тех мест, куда попадали молнии. Эти места ограничивались круговой священной стеной. Гром был его главным оружием, и он имел щит, известный как эгида, который изготовил Вулкан.
Популярность его несколько уменьшилась в начале периода правления императора Августа. С ним начали конкурировать Аполлон и Марс. Однако Август на многое пошел, чтобы Оптимус Максимус не был свергнут со своего трона. При нем Юпитер - бог правящего императора - был, соответственно, покровителем всей империи, так же, как сам Август был защитником свободной республики.
fb.ru
Мифология: Юпитер. Зевс и Юпитер
Изучая мифологию Римской империи, легко было запутаться среди имен и родственных связей многочисленных божеств. Ситуация осложнилась, когда римляне, завоевав очередную территорию, прибавляли к собственному пантеону божеств, которым поклонялся покоренный народ. Новым богам часто давали римские имена, и становилось трудно разобраться, кто из них кто. К примеру, верховные греческий и римский боги Зевс и Юпитер в мифологии отождествляются, однако у них разное происхождение и сферы влияния.
Пантеон богов в Римской империи
Войска римлян завоевали много стран, в том числе и Грецию. Но в отличие от других народов, греки смогли завоевать своих захватчиков на культурном уровне. В первую очередь эллинистическому влиянию подверглась религия римлян.
Со временем греческие божества были объединены с римскими и переименованы. Так, Зевс-громовержец стал верховным богом римлян по имени Юпитер.
Древняя мифология содержит упоминания, что с развитием культа этого божества ему приписывались все новые и новые «обязанности». Как и у греков, у римлян супругой Юпитера была его родная сестра - богиня материнства и супружества Юнона (Гера). От этого брака родились боги Марс (отец основателей Рима близнецов Ромула и Рема) и Вулкан (Гефест).
У Юпитера были братья-боги Плутон (Аид), Нептун (Посейдон) и сестры-богини Цецера (Деметра, родила ему дочь Прозерпину), Веста (Гестия). Несмотря на равное происхождение, эти боги подчинялись Юпитеру. Также существовала целая масса других более мелких божеств вроде камен (музы), граций (хариты), вакханок (менады), фавнов и других.
Верховное божество древних греков - Зевс
В греческой мифологии верховным божеством был Зевс-громовержец. Его отцом был могущественный титан Кронос и его родная сестра Рея. Титан боялся, что один из отпрысков свергнет его с престола. Поэтому, как только Рея рожала ему дитя – он проглатывал его. Однако третий его сын, Зевс, был спасен матерью, и когда подрос, восстал против отца, спас ранее проглоченных им братьев и сестер. Объединившись с киклопами, гекатонхейрами и некоторыми титанами, дети Кроноса свергли отца и его сторонников, взяв власть над миром в свои руки.
Поначалу Зевс намеревался сам править всем, однако спасенные им старшие братья Посейдон и Аид тоже имели право на власть. Тогда с помощью жребия братья-боги разделили между собою сферы влияния: Посейдон получил моря и океаны, Аид – подземный мир, а Зевс – небо и землю. Хотя сыновья Кроноса были равны, но Зевс все равно почитался верховным божеством, хотя против него иногда восставали.
Несмотря на то что Зевс был сильнейшим среди богов, он не был всеведущим и всемогущим. Как и люди, он зависел от судьбы, был ее хранителем и исполнителем, но не властелином. Зевс почитался греками самым сильным и благородным из богов. Обычно он изображался как гордый мускулистый бородатый мужчина. Неотъемлемым атрибутом этого божества были молнии, а символами - орел и дуб.
Принято считать, что ранее Зевс был также почитаем в Индии под именем Дьяуса, а позже был «позаимствован» греками. Поначалу Зевс считался богом погоды и небесных явлений и совершенно не был похож на человека. Однако с развитием мифологии он стал более походить на человека, и ему стали приписывать типичные человеческие черты характера, поступки, а также родословную.
Римская мифология: Юпитер
Культ царя богов и людей Древнего Рима Юпитера существовал еще у латинян. Считается, что изначально это был культ бога этрусков Тин. Позже его переименовали в Юпитера. К сожалению, практически не сохранилось информации о его культе на заре Римской империи, однако достоверно известно, что у этого божества не было родителей. С развитием империи развивалась и ее культура и мифология. Юпитер начал отождествляться с греческим Зевсом, и по аналогии ему создали родословную: отец - бог земледелия Сатурн, которого он сверг, а мать - богиня жатвы Опа.
Круг обязанностей у Юпитера был значительно шире, нежели у Зевса. Он не только заведовал погодой и правил всеми существами в мире, но и был богом войны, дарующим победу. Римляне полагали, что являются «любимчиками» Юпитера, поэтому им удается завоевывать все больше земель. Культ Юпитера был невероятно распространен в Риме, ему строились храмы и приносились щедрые жертвы. Также в начале осени каждый год устраивались грандиозные празднества, посвященные этому божеству.
После прихода христианства в Римской империи культ Юпитера, как и прочих богов, был упразднен. Однако еще долгое время римляне тайно почитали это божество.
С появлением так называемой «народной религии», когда христианство стало подстраивать под себя языческие верования и обряды, Юпитер стал отождествляться с Ильей-пророком.
Отличия римского и греческого верховных божеств
Многое позаимствовала из греческой римская мифология. Юпитер, между тем, хотя и отождествлялся с Зевсом, отличался от него.
В первую очередь он более строгим и серьезным богом. Так, к примеру, Зевс часто любил отлынивать от своих обязанностей, а о его любовных похождениях гласит чуть ли не большинство греческих мифов. Юпитер же, хотя тоже был не прочь поразвлечься с красивой богиней или женщиной, не уделял этому столько времени. Вместо этого Юпитер был увлечен войной. В сферу влияния верховного божества входили обязанности, которые у греков выполняли боги войны Афина Паллада и Арес.
Если у греков Зевс управлял молниями и громом, то у римлян Юпитер был также божеством обоих небесных светил. Кроме того, Юпитер считался богом урожая, особенно благосклонным к виноградарям.
Мифология: Юпитер и Венера - любимые божества римлян
Если Юпитер был любимым богом римлян и их главным покровителем, то Венера – любимой богиней.
Как и большинство исконно римских божеств, Венера поначалу была не человеком, а явлением природы - богиней наступающей весны. Однако постепенно она превратилась в покровительницу красоты и любви. Венера была дочерью Цела – божества неба. В греческой же мифологии Афродита была дочерью верховного божества Зевса и богини дождя Дионы.
Римляне считали Венеру матерью Энея, потомки которого основали Рим. Особое развитие культ этой богини приобрел при Гае Юлии Цезаре, который называл богиню прародительницей рода Юлиев.
Прошло много веков с тех пор, как был упразднен культ римских и греческих богов. Сегодня для большинства всего лишь интересная сказка древние божества и мифология. Юпитер, Венера, Марс, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран и Плутон сегодня ассоциируются с названными в их честь планетами солнечной системы. А в свое время они были почитаемыми целыми народами могучими божествами.
fb.ru
Юпитер. Мифы и предания Древнего Рима
Культ Юпитера, отца богов, главы всего римского пантеона, прошел в своем развитии долгий и интересный путь. В позднейшие времена мы находим Юпитера отождествленным с греческим Зевсом, но сам его культ, конечно, намного старше греческих заимствований. Можно сказать, что культ Юпитера развивался с трех разных сторон и впоследствии слился в образ могущественнейшего из всех богов.
Юпитер, безусловно, почитался с незапамятных времен как бог молнии и света. Одно из свидетельств тому — посвящение Юпитеру всех полнолуний, или, как их называли в Риме, ид: времени, когда светло даже ночью. В иды, как свидетельствуют античные историки, освящали храмы Юпитера, в иды же приносили Юпитеру в жертву белую овцу — белый цвет считался особенно угодным богу. Другим жертвенным животным Юпитера был белый бык, которого консулы приводили к алтарю на Капитолии в день вступления в должность новых магистратов. Отсюда, возможно, пошла известная поговорка: «Что положено Юпитеру, не положено быку». Другой вариант ее происхождения — отсылка к греческому мифу о похищении прекрасной Европы Зевсом-Юпитером, принявшим облик этого животного.
Олицетворяя всю небесную стихию, Юпитер считался также повелителем туч, оттого в засуху крестьяне молились ему о даровании дождя. Заранее прося у бога дать достаточно влаги для посевов, земледельцы приносили ему дары и перед началом полевых работ. Особо чтили Юпитера виноградари, освящавшие в его честь начало сбора урожая. Однако бог неба проявлял себя не только с благой стороны: он посылал на землю грозы и молнии, с которыми у римлян связано огромное число суеверий. Так, например, человек, выживший после удара молнии, приобретал славу божественного избранника.
Первый храм в Риме, по преданию, был заложен Ромулом, основателем города, после победы над городом Ценина и посвящен Юпитеру Феретрию. Имя это возводили либо к слову ferire — «бить», либо к feretrum — так назывался помост, на который складывали снятые с павших врагов доспехи, часто впоследствии жертвуемые божеству, покровительствовавшему стороне победителей. Чести принести такую жертву удостаивался лишь предводитель войска: так и Ромул принес к священному дубу на месте будущего храма Юпитера доспехи убитого им ценинского вождя Акрона.
Юпитер и Фетида. Художник О. Энгр
Феретрий — древняя ипостась Юпитера, свидетельствующая о том, что он почитался как покровитель военных вождей. Оттого особой формой дани Юпитеру у римских полководцев был триумф — торжественный въезд в город военачальника после успешной кампании, где он представал в образе самого бога, даровавшего войску победу. Триумфатор въезжал в Рим на золотой колеснице, облаченный, как статуя Юпитера Капитолийского: в тунику, расшитую пальмовыми ветвями, и пурпурную с золотом тогу; лицо триумфатора разрисовывали красной краской, чтобы оно больше напоминало выкрашенное киноварью терракотовое изваяние бога. В руке он сжимал скипетр из слоновой кости, увенчанный фигурой орла, а для еще большего сходства со статуей специальный раб, стоявший за спиной, держал над его головой золотой венок.
С триумфатором в город входили пленники, захваченные на войне, и вносилась дорогая добыча. За ним ехали военачальники и шли солдаты победоносной армии. Вся эта процессия проходила по городу к храму Юпитера, там совершалось благодарственное жертвоприношение, и триумфатор оставлял у ног статуи лавровый венок, которым был увенчан как победитель, тем самым разделяя с Юпитером свой военный успех. Стать живым воплощением великого бога триумфатор мог только на время своего триумфа, и чтобы он не забывал, что на самом деле остается лишь обычным человеком, по преданию, раб, несший за ним золотой венок, нашептывал ему на ухо: «Memento mori», что в данном случае можно перевести как «Помни, что ты смертен».
В храме Юпитера Феретрия хранилась и древнейшая реликвия — священный камень Юпитера, бывший его олицетворением до тех времен, когда богам начали ставить статуи. Камень это был, видимо, кремнем для высекания искры, потому что действие это по виду немного напоминало вспышку молнии.
Интересным образом характеризует Юпитера и фигура его жреца, flamen Dialis. Принято считать, что эту должность учредил царь Нума Помпилий, а до него функцию главного жреца Юпитера исполняли сами цари. На жреца Юпитера ложилась масса различных сакральных ограничений. Так, например, он не должен был прикасаться к покойнику и вообще ко всему, что относилось к культу мертвых: бобам, собаке, козе, и даже само слово «бобы» он не имел права произносить. Это оттого, что в древности люди полагали, будто бы царь-жрец обладал особой магической силой, обеспечивающей благоденствие всей общины, и боялись, как бы он не осквернил эту силу прикосновением к нечистому.
Точно так же опасались ограничить, связать его магическую силу, поэтому жрецу Юпитера запрещалось носить кольца и узлы на одежде, а также принимать в своем доме человека в оковах: последнего тут же расковывали, а оковы выбрасывали.
Во многих ранних культурах есть следы таких, странных на первый взгляд, табу: они окружали вождей, наделенных как военной, так и сакральной властью. Это вполне убедительно свидетельствует, что в древнейшие времена жрецами Юпитера были предводители общин, а значит, и сам Юпитер считался покровителем верховной власти.
По мере роста римского могущества культ Юпитера Всеблагого стал олицетворением величия государства, которым римляне необычайно гордились и ставили превыше всего. В честь Юпитера устраивались приуроченные к идам осени великолепные Римские, Капитолийские и Плебейские игры с конными и атлетическими состязаниями, а самой грозной и нерушимой клятвой как в частной, так и в общественной жизни римлян стала считаться клятва Юпитером.
Триумф Тита. Художник Л. Альма-Тадема
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Юпитер (мифология) — WiKi
Юпи́тер (лат. Iupiter) — в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец всех богов, верховное божество римлян. Третий сын Сатурна и Опы. Брат Плутона, Нептуна, Цереры и Весты. А также cупруг богини Юноны, его сестры. Соответствует древнегреческому Зевсу[1]; также в некоторых аспектах соотносится с Тинией этрусской мифологии. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния — иды.
Юпитер
Статуя Юпитера Тонанса. Национальный музей Прадо, IV в н. э.
бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян
Храм Юпитера стоял на Капитолии, где Юпитер вместе с Юноной и Минервой входил в тройку главнейших римских божеств — Капитолийскую триаду.
Юпитер. Мраморная статуя I века.
Юпитер восходит к существовавшей в мифологии индоевропейцев концепции верховного бога-громовержца Диэуса. Так, в древнегерманской мифологии Юпитеру соответствует бог Тор. У ряда индоевропейских народов имя верховного божества связано с четвергом. По-латински четверг — Jovis dies (день Юпитера, отсюда фр. jeudi, итал. giovedi, исп. jueves, кат. dijous и т. д.), по-немецки — Donnerstag, по-английски — Thursday (от имени Тора или Доннера).
По теории Жоржа Дюмезиля, Юпитер соответствует праиндоевропейскому богу магической царской власти в «Архаической триаде», включавшей также Марса и Квирина. В концепции Джеймса Джорджа Фрэзера Юпитер выводится от духа дуба и деревьев, о чём должны свидетельствовать его эпитеты: фругифер («плодоносный»), фагутал («бук»), румин («смоковница»), вимин («тростник»). Овидий в «Метаморфозах» называет дуб деревом Юпитера[3].
Изначально жители Италии почитали Юпитера как бога небесного света.[источник не указан 488 дней] Ему посвящены сутки полной Луны (иды), когда небесные светила озаряют землю и днем и ночью. В эти дни Юпитеру приносились жертвы на вершинах гор и холмов. На римском Капитолии ему жертвовали белую овцу на северной вершине холма. Итальянцы, в частности римляне, верили, что все, что происходит на небе, происходит по воле Юпитера. Особое внимание они обращали на молнии и дожди. Молнии расценивались как знаки этого бога, поэтому места их попадания в землю становились священными. Дождями Юпитер оплодотворял землю, благодаря чему она производила растения. Особенно почитали Юпитера виноградари; 19 августа устраивались праздники по случаю начала сбора винограда, а 11 октября отмечали окончание этих работ. Когда римляне перешли от десятидневной недели к семидневной, Юпитеру посвящался четверг. От этого бога зависели порядок в мире, смена времен года, месяцев, ночи и дня. С неба Юпитер все видел и ни одно преступление не могло остаться безнаказанным. Клятва именем Юпитера не могла быть нарушена под страхом божественной кары.
Как верховный бог Юпитер имел при себе совет из богов и решал все земные дела посредством авгуров, посылая им знаки своей воли. Юпитер был богом всего римского государства, его власти и мощи. Его главный храм находился на холме Капитолий в центре Рима, поэтому Юпитера дополнительно называли Юпитером Капитолийским. Этот храм был религиозным центром всего государства. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы.
Считалось, что именно Юпитер защищает римские законы и государство, являясь небесным правителем Рима. В эпоху Римской империи Юпитер стал покровителем власти императоров. Важнейшие акты государственной жизни (жертвоприношения, присяга новых консулов, первое в году заседание сената) проходили в капитолийском храме Юпитера.
Культ Юпитера был распространён во всех римских провинциях и в войске. С ним отождествляли множество местных верховных богов в странах Сирии, Малой Азии и т. д. (например, Юпитер-Таранис у кельтов)
При этом в монотеистических религиях Юпитер рассматривался как единственный бог[4].[неавторитетный источник? 488 дней]
Изображение храма Юпитера Капитолийского отчеканено на денарии 75 года до н. э. при M. Volteius[5].
После заката Римской империи имена Юпитера и Зевса стали употребляться практически без различий. Юпитер, как и Зевс, изображался полным достоинства, с бородой, часто на троне, с орлом, молнией и скипетром.
Именем бога названа пятая планета от Солнца Юпитер, крупнейшая в Солнечной системе (древние греки называли планету именем Зевса — также верховного бога-громовержца).
ru-wiki.org
бог неба и покровитель Рима
Юпитер - бог римского пантеона. Он отождествлялся с верховным богом древних греков - Зевсом. У него было два брата - Нептун и Плутон. Каждый из них властвовал в определенной сфере Вселенной - небо, водная стихия, подземный мир. Однако были и некоторые различия. Так, Зевс, несмотря на то, что в какой-то степени управлял судьбами, мог быть вытеснен с верховной должности другими богами, если бы, конечно, это им удалось сделать. У него было больше власти и силы, чем у остальных, но он не был всемогущ и всеведущ, в отличие от Юпитера, который являлся царем богов и всего живого, покровителем государства, защитником его законов и общественного порядка.
Его эволюцию можно проследить от первобытного божества природы. Он был духом дуба и, вообще, деревьев. Оттуда и эпитеты - плодоносный («фругифер»), бук («фагутал»), тростник («вимин»), смоковница («румин»). Поклонение Юпитеру оказало влияние на весь западноевропейский мир. Его именем названа самая большая планета в Солнечной системе. В английском языке слово «jovial» происходит от его альтернативного имени «Jove».
Вообще, у него были разнообразные функции, он совмещал в себе черты, присущие не только греческому Зевсу, но и многим италийских богам. В соответствии со своими лестными эпитетами, Юпитер - бог света (Луцетий), грома (Тонанс) и молний (Фульгур). Он также был связан с обетами и договорами. Например, римские граждане, давая клятву, призывали его в свидетели.
Многие храмы в Римской империи были посвящены верховному божеству. Самый большой из них находился на Капитолийском холме, в котором Юпитер, бог, входивший в триаду наряду с Юноной и Минервой, почитался как «Оптимус Максимус» (всемогущий). Строительство святыни началось ещё при Тарквинии Древнем (Луции Тарквинии Приске), пятом царе в Древнем Риме, а завершилось при Луции Тарквинии Гордом, седьмом и последнем царе. Официально храм открылся в начале республиканской эпохи, в 509 году до нашей эры. Консулы принесли в жертву белого вола, отблагодарив божество за защиту государства.
Учитывая, что он верховный бог, Юпитер широко пользовался своим привилегированным положением, заводил много романов, таким образом, произвел на свет много потомков. Он - отец Вулкана, Аполлона и Дианы, Меркурия, Венеры, Прозерпины, Миневры.
На протяжении существования Римской республики «всемогущий» является центральной фигурой культа. Не только Капитолийский холм, все вершины холмов на территории государства являлись местами почитания божества. Кроме того, как бог неба, грома и молний, Юпитер считался обладателем тех мест, куда попадали молнии. Эти места ограничивались круговой священной стеной. Гром был его главным оружием, и он имел щит, известный как эгида, который изготовил Вулкан.
Популярность его несколько уменьшилась в начале периода правления императора Августа. С ним начали конкурировать Аполлон и Марс. Однако Август на многое пошел, чтобы Оптимус Максимус не был свергнут со своего трона. При нем Юпитер - бог правящего императора - был, соответственно, покровителем всей империи, так же, как сам Август был защитником свободной республики.
загрузка...
fjord12.ru
Юпитер | Боги римской мифологии
Назад к разделу
Юпитер
Юпитер — в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Супруг богини Юноны. Соответствует греческому Зевсу. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния — иды. Храм Юпитера стоял на Капитолии, где Юпитер вместе с Юноной и Минервой входил в тройку главнейших римских божеств.
Как верховный бог Юпитер имел при себе совет из богов и решал все земные дела посредством авгуров, посылая им знаки своей воли. Юпитер был богом всего римского государства, его власти и мощи. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы. Юпитер был покровителем императоров. Важнейшие акты государственной жизни (жертвоприношения, присяга новых консулов, первое в году заседание сената) проходили в капитолийском храме Юпитера.
Культ Юпитера был распространён во всех римских провинциях и в войске. С ним отождествляли множество местных верховных богов в странах Сирии, Малой Азии.
В монотеистических религиях Юпитер рассматривался как единственный бог. После заката Римской Империи имена Юпитера и Зевса стали употребляться практически без различий. Юпитер, как и Зевс изображался полным достоинства, с бородой, часто на троне, с орлом, молнией и скипетром.
Функции Юпитера были разнообразны, так как он совместил в себе черты нескольких местных италийских богов.