Кабан древний. Вепрь (животное): описание, фото, образ жизни
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Дикий кабан и его особенности. Кабан древний


Вепрь (животное): описание, фото, образ жизни

Дикий кабан – довольно крупное животное, которое может достигать до полутора метра в длину. Вес взрослой особи варьируется от 150 до 300 килограммов. Щетинистая шерсть вепря напоминает окраску медведя с легким рыжеватым оттенком. Их отличительной особенностью можно назвать большие нижние клыки, размер которых может быть около 25 сантиметров. Этот ловкий и проворный зверь способен разгоняться до 40 км в час, это делает его неуловимым и для диких животных, и для охотников. Вдобавок ко всему дикий кабан отлично плавает и прыгает на расстояние 3,5 метра.

вепрь животное

Роль клыков

Основной функцией, которую выполняют клыки у дикого кабана, можно назвать защиту и нападение. Самой главной угрозой для этого животного может выступать стая волков, охотники или медведь. При нападении вепрь способен наносить рваные раны благодаря своим клыкам. Всем известно, что вепрь – животное, на которое с удовольствием охотятся люди. Следует знать, что этот зверь не так уж и глуп. Бывало немало случаев, когда кабаны различными уловками заманивали человека к камышам, после чего внезапно нападали. Спастись от клыков разъяренного вепря очень тяжело, они смертельно опасны. Когда животному наносят ранение, он впадает в ярость и может ответно напасть. В таком раненом и разъяренном состоянии его не трогают даже волки.

вепрь кабан

Места обитания диких кабанов

Вепрь (кабан) – довольно распространенный вид, который обитает во всей Европе, Азии, Америке и других тропических местах. Прижилось это животное и в хвойных лесах, и в пустынях. Наиболее возлюбленным местом для таких кабанов являются дубовые леса. Очень часто такой большой кабан встречается на Кавказе, в Забайкалье у горных рек. Кабан – стадное животное. Самки по размеру меньше, чем самцы и имеют меньший участок обитания с поросятами, нежели самец. Его территория зависит от насыщенности кормов в том или ином месте. Эти бродячие животные способны преодолевать по нескольку километров за одни сутки в поисках пищи.

дикий кабан

Питание животных

Вепрь - животное, которое питается довольно разнообразно. Самые излюбленные лакомства кабана - это:

  • Луковичные растения.
  • Различные корешки.
  • Орехи, желуди, ягоды.
  • Травянистые растения.
  • Лягушки, ящерицы, змеи.
  • Разные насекомые.
  • Птичьи яйца.

большой кабан

Потомство дикого кабана

Такое животное как вепрь (кабан) делится на 25 подвидов, для которых характерными чертами являются коренастое тело с большой головой, широкими ушами и небольшими глазами. Все взрослые особи защищают свои стада. Каждая самка способна приносить приблизительно по пять поросят ежегодно, каждый из которых после своего рождения может весить около половины килограмма. Сама природа позаботилась о безопасности малышей и окрасила их в полоску, что делает маленьких кабанчиков менее заметными, в отличие от взрослых вепрей с темным окрасом. Поскольку дикие свиньи чаще всего объединяются в огромные стада в осеннюю пору, чтобы защищать свой молодняк, даже волки не всегда решаются нападать на свиное потомство.

огромный кабан

Характер вепря

Большинство вепрей предпочитают проводить свой день в серых заболоченных местах, валяясь в ямах. В случае опасности этот огромный кабан способен убежать сквозь непроходимые для других животных заросли, переплыть водное препятствие, а в случае необходимости – напасть. Ведь всем известно, что лучшая защита – это нападение. Встречи с людьми большой кабан старается избегать, но часто бывают случаи, когда охотники вместе с собаками сами нарываются на неприятности и они их могут найти. Слух у свиньи достаточно хорошо развит, поэтому для всеобщей безопасности кормежка производится по ночам. Следует отметить и поведение самок, ведь ради своего потомства они готовы пойти и в огонь, и в воду, и даже на вооруженного человека, которого будут преследовать до последнего.

клыки вепря

Меры предосторожности

Чтобы не нарываться лишний раз на такого смертельно опасного животного, как вепрь, рекомендуется действовать следующим образом:

  1. Быть максимально внимательными и не подходить близко к стае кабанов. Лучше всего уйти, пока человек не был замечен.
  2. Если пришлось наткнуться на поросенка, следует иметь в виду, что мать обязательно где-то поблизости.
  3. Если были обнаружены следы вепря, лучше уйти в другую сторону, подальше от этой поросячьей тропы.
  4. Когда человека кабан застает врасплох, не нужно на него нападать. Лучший выход из сложившейся ситуации – залезть на высокое дерево и притаиться на некоторое время.

кабан животное

Вывод потомства

Беременность самок может протекать около 120 дней, после чего они временно отделяются от своего стада для постройки гнезда в каком-нибудь тихом местечке. Новый «дом» для выводка больше напоминает шалаш из веток. Мать в этот ответственный для нее период становится максимально агрессивной, что позволяет надежно защищать и оберегать своих детенышей. В отличие от самцов у самки нет огромных устрашающих клыков, но это совершенно не означает, что она неопасна. При защите или нападении она способна завалить и затоптать свою жертву насмерть. После того как потомство подрастет, все члены семьи снова возвращаются в стадо.

вепрь животное

Жизнь в дикой природе

Природой предусмотрено все, но это совершенно не означает, что жизнь в этом мире будет без сложностей и препятствий даже у кабанов. Без сомнений клыки вепря являются мощным оружием и помощником в течение всего периода их существования. Но предугадать погодные условия, которые значительно усложняют им жизнь, невозможно. Снег затрудняет их перемещение, в результате чего животные способны преодолевать всего лишь полтора километра, что грозит им голодом и никакие клыки и быстрота зверя в этом не помогут.

Кожа вепря достаточно толстая, особенно в районе бедер. Об этом не понаслышке знают многие охотники. Раненый в бедро зверь хуже здорового, поскольку такое злое животное способно до последнего биться с обидчиком.

Всем известно, что вепрь - животное, издающее страшный рев, который может ввести в ступор любого. При встрече с животным нужно помнить, что оно имеет отличный нюх и слух, но зрение у него слегка хромает – этим можно воспользоваться в определенных ситуациях для своего спасения. В дикой природе, когда этот огромный кабан встречается лицом к лицу с соперником, он никогда не отступит, сколько бы врагов его ни окружало.

дикий кабан

Вепрь - животное, имеющее довольно необычный внешний вид. Его тело можно условно разделить на две части: заднюю и переднюю. Спереди кабан огромен и массивен, имеет большую голову, плавно перетекающую в туловище, которое сзади сильно сужается. Именно поэтому он выглядит слегка сгорбленным. Гребень, который протянут вдоль всей спины, придает агрессивности. По достижении трех лет у вепря появляется две пары мощнейших клыков. Самки же очень отличаются в этом вопросе от своих партнеров. Это оружие с годами может становиться острее и опаснее, поскольку кабаны постоянно их оттачивают о камни, мерзлую землю. Кабан – животное, напоминающее своеобразный танк, способный пробираться даже по самым непроходимым зарослям с молниеносной скоростью. Это позволяет спасти свою жизнь при необходимости. А самым любимым развлечением животного считаются грязевые ванны.

Тело вепря настолько плотное и сбитое, что больше напоминает щетинистый панцирь, который не каждый охотник сможет пробить, а вот раздразнить зверя вполне может. Это животное необычайно сильно и способно переворачивать огромные камни и выковыривать промерзшую на 10 сантиметров землю. Конечно же, встретиться один на один с таким мощным убийцей, как вепрь, история печальная, но не следует поддаваться панике, даже если зверь верещит и пытается запугать человека. Нужно всегда трезво оценивать ситуацию. Если не приближаться к животному и его детенышам, не провоцировать, не попадаться на глаза, тогда и проблем можно будет избежать. В крайнем случае, рекомендуется залезть на ближайшее дерево – это единственно верный вариант.

fb.ru

Дикий кабан и его особенности

Дикий кабан является млекопитающим животным, которое происходит из отряда свинообразных. Его считают предком современной домашней свиньи, которая в результате приручения стала таковой. Кабан является уникальным животным, которое обитает практически на каждом материке нашей Земли.

Дикий-кабан-и-его-особенности-1

Особенности и описание дикого кабана

Дикий кабан имеет корнистое тело, длина которого может составлять до полутора метров. Высота тела обычно доходит до 1 метра. Масса зрелого кабана может составлять от 60 до 300 кг.

Это зависит от того, самку или самца рассматривать в частном случае. Самцы имеют большую голову, которая вытянута вперед. Уши довольно большие, как в ширину, так и в высоту. Рыло заканчивается пяточком, который имеет разные размеры.

dikij-kaban-i-ego-osobennosti-6

Тело покрыто жесткой шерстью. Зимой на теле дикого кабана появляются дополнительный пух, который не дает ему замерзнуть. На спине есть определенная щетина, которая встает дыбом в том случае, если животное находится в возбужденном состоянии. Маленькие кабанчики могут быть окрашены полосками. Кабан может питаться множеством растений, которые можно поделить на группы:

1. Клубни и сорняки растений.2. Плоды фруктовых деревьев, а также разные ягоды, которые растут в лесу.3. Сами растения, которые являются доступными для кабана.4. Некоторые представители мира зверей (например, черви или насекомые, которые обитают в лесу).

Дикий-кабан-и-его-особенности-2

Стоит заметить, что кабан добивает половину своей пищи из почвы, так как в ней содержится достаточное ее количество для жизнедеятельности животного. В среднем большой кабан может съесть около 5 кг. корма за одни день.

Такие животные являются довольно подвижными и ведут активный образ жизни. Летом они любят купаться, а зимой просто бегать по лесу в поисках пищи. Кабаны ведут стадный образ жизни, но есть исключения в виде взрослых кабанов, которые живут отдельно.

Также отдельно живет кабаниха с маленькими детьми. Понять то, чем отличается свинья от кабана, можно просмотрев фото дикого кабана. Также в интернете можно найти множество видео о диких кабанах.

Среда обитания дикого кабана

Не смотря на все факты и домыслы, вывод есть только один — кабан дикое животное, которое часто меняет среду обитания. Дикий кабан может находиться в самых разнообразных местах мира.

Средой обитания кабана, могут быть, как тропические места с довольно теплым климатом, так и суровые леса тайги. В горах кабан может встречаться на любой высоте, а также на некоторых альпийских лугах.

dikij-kaban-i-ego-osobennosti-5

В Европе встречается в дубовых и буковых лесах, а также в болотистой местности. Также кабаны населяют горы Кавказа, а осенью посещают фруктовые леса и сады. Иногда их можно встретить в русле некоторых рек, которые окружены кустарной местностью.

Местность обитания кабана полностью зависит от кормов, которые распространены в то или иное время в некоторых местностях. Мясо дикого кабана довольно плотное, и этому служит его рацион, который состоит из разных трав.

Кабаны могут перемещаться и выходить на пастбища на более плодовитые территории, например в степь. Они могут совершать налеты на сельские угодья, которые расположены близко к лесам и местам обитания кабанов.

dikij-kaban-i-ego-osobennosti-8

Кабаны, которые обитают в тропиках, практически не изучены. А вот те, которые обитают в ближних странах и в тайге являются довольно предсказуемыми животными. Они могут обитать на достаточно больших территориях.

Например, один взрослый кабан может занимать территорию до 15 км., что является довольно большой площадью. Ближе к зиме, кабаны могут передвигаться с более высоких мест на горе к подножью.

Иногда кабаны могут преодолевать путь, который составляет более 100 км. от места постоянной дислокации. Такие путешествия могут быть вызваны разными причинами, например, пожарами или нехваткой еды.

dikij-kaban-i-ego-osobennosti-7

Кабанов могут подстерегать разные опасности. Так, например, опасный настил, который встречается в лесу, может ранить ноги. Опасен для него и другой обитатель леса – волк. Одной из глобальных проблем является охота на дикого кабана, которая часто ведется просто беспорядочно.

Мясо дикого кабана и рецепты

Мясо дикого кабана является одной из целей охоты на него. Как приготовить дикого кабана знает практически каждый охотник, который хоть раз приносил тушку домой. Многие знают рецепты из дикого кабана, но на деле мясо является довольно жестким.

Блюда из дикого кабана являются довольно сложными с точки зрения его приготовления. Лучше всего брать простые рецепты, которые можно использовать даже новичку. Наверное, самым простым блюдом, которое можно изготовить из мяса кабана, является тушенка. Для этого потребуется сало и мясо животного.

Дикий-кабан-и-его-особенности-4

Также надо использовать репчатый лук, муку, горчицу и приправу на по вкусу. Мясо следует замочить в растворе лимонного сока. Благодаря ему мясо станет нежным и готовым к дальнейшей обработке.

Свежину после тушения следует залить сметанным соусом. Блюда из дикого кабана, как и из другого вида мяса, требуют определенной подготовки. Можно мясо дикого кабана приготовить на костре, без специальных принадлежностей. Не обязательно идти на охоту, чтобы полакомиться диким мясом, можно купить дикого кабана у знакомого охотника.

Дикий-кабан-и-его-особенности-3

Опасен ли дикий кабан для человека?

Потенциальной опасности дикий кабан для человека не представляет. Если вы не будете лезть на его территорию, то бояться вам нечего. Бывают случаи, когда дикий кабан бросается на людей, но такие случаи редки. Если же все-таки постигла неудача столкнуться с подобным явлением, то лучше всего залезть на ближайшее дерево.

givotniymir.ru

Волкодлак и божий вепрь - Славянские древности

Постепенно рассмотрение фигурок из Велестино подходит к области неизвестного. Это фигурки, изображающие сцены терзания. Дудко даже объединил их в один мотив – настолько близко изображенные на них действия. По его классификации на них изображены «собаки». Он идентифицировал мотив и его персонажей: «Собака, держащая человеческого ребенка или поросенка — это мать сказочного Ивана Сучича (языческого Даждьбога)». Этот пассаж для меня загадочен своей логикой и источниками. Но оставим Дудко и рассмотрим сами фигурки. На первой мы видим собаку или волка, держащего в оскаленной пасти поросёнка. Оба животных изображены максимально реалистично и не имеют никаких декоративных или символических элементов. Сказать, собака это или волк, точно нельзя. Но можно утвердительно сказать, что это не «мать Ивана Сучича», так как автор фигурки в очередной раз явно указал нам на половую принадлежность собаки/волка. Это не сука, это – кабель. Волк, или пёс, стоит в боевой позе: передние лапы вытянуты слегка вперёд, как у коня всадника из коллекции, задние лапы расставлены и спокойны, что говорит о завершённости действия (атаки). Выпад передних лап сочетается с характерным для стиля крючкообразным хвостом. При этом хвост не короткий, а длинный – изображён реалистично. Агрессивность волка-пса помимо оскала подчёркивают ощетинившаяся холка и торчащие острые уши. На задней части туловища показано чешуйчатое покрытие. Оно может имитировать как клоки меха, так и округлые чешуйчатые доспехи. На средневековой металлопластике иногда так показывалась кольчуга. Однако никаких явных указаний на подобные доспехи нет ни на самих фигурках, ни в синхронных материалах по славянам (до 626 года упоминаний защитных доспехов у славян не имеется). Кроме того, данные чешуйки могут означать собственно чешую. В сасанидской иконографии схожая чешуя имеется на Сэнмурвах, что олицетворяет принадлежность персонажа к разным стихиям.Фигурка поросёнка очень узнаваема по морде, ушам, хвосту и копытам. Даже положение тела характерно для молодого кабанчика. Нужно акцентировать внимание на узоре, покрывающем тело. Он имитирует шерсть, а, следовательно, перед нами поросёнок дикой свиньи – кабана, или вепря.В целом фигурка может быть интерпретирована в зависимости от идентификации волка/пса либо как охота пса на диких кабанов (и в этом смысле это может быть защита людей), либо как терзание поросенка волком (и в этом смысле это агрессия и охота за добычей). Как может догадаться читающий, я склоняюсь к мысли, что перед нами волк, терзающий молодого кабанчика. Это агрессор. На второй фигурке вовсе не обнаруживается какой-либо «собаки». Перед нами хищный зверь с аналогичными признаками агрессии, как и у волка: щетина по всей длине тела (но равномерная, без «гривы», как у волка), острые уши и оскал. Однако, это не волк и не пёс. Во-первых, крючкообразный хвост очень короткий – свиной. Двух-трёхпалые лапы (а у волка – до пяти пальцев на лапе). Подчёркнуто круглый большой глаз. Отличается от первой фигурки и узор тела. Узор выполнен в особой манере, характерной для других фигурок животных коллекции, но не для терзающего волка.По хвосту, щетине и лапам можно заключить, что перед нами огромный разъярённый вепрь. Однако, изображение не столь реалистично, чтобы утверждать это однозначно. У зверя более длинная шея. Это может соответствовать и реальной части туловища кабана, но она обычно проявляется при наклоне головы, а на рисунке – голова возвышается над туловищем, хоть и наклонена вниз. У фигурки более короткие уши и хвост, чем у реального кабана. И, наконец, длинные клыки в оскаленной пасти отсутствуют. Это ставит под вопрос однозначность интерпретации.Теперь о фигурке человека. Можно согласиться с Дудко, что изображён ребёнок. Мы видим круглые аккуратные глаза, приоткрытый рот, волосы с причёской, характерной для головок фибул антского типа. У ребёнка есть характерные для стиля «браслет» на руке и «ожерелье» на шее. Других признаков одежды почти нет, если не считать подобие рукава, расширенного у плеч, на левой руке. На фигурке показаны две ноги ребёнка и одна рука – левая. Правая рука отсутствует, что может быть символом (и последствием) терзания.Отметим, что сцена терзания передаёт действия, характерные именно для вепря: дикие кабаны в ярости бросаются на людей, режут и рвут их клыками и топчут передними конечностями. Поэтому левая передняя конечность вепря словно утоплена автором в тело ребёнка, а правая рука ребёнка отсутствует. Как может догадаться внимательный читатель, я, вслед за Дудко, предлагаю объединить две фигурки терзания в один сюжет. Вполне логично, что волк, терзающий поросёнка, как-то связан с вепрем, терзающим ребёнка. Но как? Вот в этом и есть основная трудность интерпретации данных фигурок. Это область неизвестных мифологических сюжетов.Я нашёл только один сохранившийся славянский миф, который может быть использован для озвучивания фигурок.

Титмар Мерзебургский (р. Х-ХI вв.) в своей Хронике (кн. VI) описывает город западного славянского племени ратарей Ридегост (в других источниках – Ретра), в котором почитался главный бог Сварожич (Zuarasici, в других источниках имя бога – Радегаст). Так вот, Титмар пересказывает чуть ли не единственный известный западнославянский миф: «Верящие издавна различным заблуждениям, они [жители Ретры] считают, что если им угрожает продолжительная и жестокая война, то из упомянутого моря выходит огромный кабан с белыми и блестящими клыками, и многие видят, как он катается по болоту, сопровождаемый страшными сотрясениями земли». Не является ли вепрь, присутствующий на фигурке, тем самым морским вепрем, который готов встать на защиту славян? В таком случае волк или пёс, убивший поросёнка, является противником вепря, покусившимся на его выводок, а вепрь исполняет закон кровной мести, убивая ребёнка обидчика. В таком случае получается, что волк-обидчик и ребёнок связаны между собой, и волк – это не просто волк, а оборотень-волкодлак. Таково первое возможное объяснение сюжета фигурок. Углубимся в возможный сюжет. Волк в очередной раз может быть отождествлён с былинным Волхом, который охотится на добычу:«Он обвернется серым волком, Бегал-скакал по темным по лесам и по раменью, А бьет он звери сохатыя, А и волку, медведю спуску нет, А и соболи, барсы — любимой кус. Он зайцам, лисицам не брезгивал».В. Я. Пропп в работе «Русский героический эпос» пишет: «Рождение Волха... каким оно является в былине, сохраняет древнейшие тотемистические представления восточных славян о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного». Вслед за тем, подводя итог своему изучению былины о Волхе, в которой говорится о походе Волха в Индийское царство, исследователь делает следующее заключение: «древнейшая основа песни о походе Волха — песня о набеге первоначально в поисках охотничьих угодий, позднее в целях угона скота. И начальник дружины и сама дружина — охотники, питающиеся и одевающиеся охотой. Набег носит хищнический характер: все население перебивается, скот и имущество распределяется между победителями. Между ними же распределяются женщины, и победители не возвращаются, а остаются жить на занятых местах...» Таким образом, фигурка волка, возможно, иллюстрирует образное описание охоты богатыря-оборотня. Подвергавшиеся критике мифологические размышления Проппа таким образом обретают иллюстрацию. В самой былине поросята не упомянуты как объект охоты, но мотив нападения волка на поросят и свиней известен в русском фольклоре. У Афанасьева есть сюжет свинья и волк, где старая свинья вышла за пределы «хозяйской полосы» и попала на территорию, где старый волк «поедает овец».««Не ешь меня, волчинька, не ешь меня, серенький! Я тебе приведу стадо поросят», – «Не хочу мяса иного, хочу мяса свиного». Взял волк свинку за белую спинку, за чёрную щетинку. Понёс волк свинку за пень за колоду, за белую берёзу…». Очень интересный текст, в котором свинья предлагает волку поросят, имеется указание на оборотничество волка («пень-колода»), а действия волка полностью совпадают с действиями, изображёнными на фигурке.

Помимо мифологического описания я бы подвёл и вполне исторические реалии под сюжет о походе Волха на Индийское царство. На поверку за Индийским царством может скрываться земля северо-западных славян – венедов, которых соседние народы часто называли «индами», «виндами». Героический поход земного бога словен Волха против западных славян мог иметь в качестве основания вполне исторические конфликты между славянскими племенами, которые привели к переселению словен на берега Ильменя и обособлению культа Волха.

Принадлежность словен к балтийской группе славян сейчас подтверждается многими исследователями. Различные варианты легенды о переселении словен говорят о столкновениях их с Александром Македонским, волохами, кимарями и русами. Более того, рассказ Иоакимовской летописи о словенском князе Владимире схож во многом с сагой о Тидреке Бёрнском, в которой повествуется о том как в новгородские земли вторгаются вильцины во главе со своим родоначальником. Вильцины – это племя балтийских славян. Им противостоит конунг Вальдемар (Владимир). В арабском источнике имеется легенда русов о том, как Славянин (Словен русских летописных легенд – легендарный отец Волхова) с позором удалился из земель русов и занял свои земли (земли у Ильменя). Таким образом, легенды рассказывают о столкновениях между предками словен и племенами, которые занимали побережье Балтики: полабскими славянами и русами. Рассказ о походе Волха мог быть словенской версией событий (во всех озвученных версиях словене защищаются и уступают).Так вот, миф о вепре, который рассказал Титмар, принадлежит ратарям. Это племя, входившее в союз вильцев (велетов, или лютичей). Именно они по саге о Тидреке воевали с новгородским конунгом Вальдемаром, который в Иоакимовской летописи у Татищева назван родоначальником словенской династии князей. Противостояние племён могло отразиться и в противостоянии их тотемов-защитников – волка (защитника словен) и вепря (защитника вильцинов). Отсюда в сюжете, в котором действуют животные, появляется человек – ребёнок. Остаётся вопрос, что это за ребёнок, которого терзает вепрь? В «Сказании о Словене и Русе» среди родственников Волхова назван младший сын Словена Волховец, который унаследовал власть после гибели брата и смерти отца. У Волховца назван также сын Жилотуг, который, якобы, утонул ещё ребёнком. Возможно, имя племянника Волхова указывает на то, что он не просто утонул, а был разорван водным вепрем. Конечно, столь точного попадания изображений VII века в тексты XVII-XVIII века ожидать трудно, поэтому попробуем подойти к рассматриваемому сюжету с другой стороны – со стороны мифологической роли вепря и волка.

Оказывается, что у язычников, балтов и славян, было широко распространено представление о водной свинье и рыбьем пастухе. У пруссов черная свинья была жертвой морю, которой покупалось рыбное изобилие. Кроме того, в скандинавской поэзии морским кабаном назывался корабль. Аналогии свиньи и лодки есть и в русском фольклоре. И, наконец, в балтской легенде о Совии, пересказанной русским летописцем, говорится о том, что этот культурный герой «словил „дивого” вепря». Данные слова могут трактоваться как указание на наличие в балтском язычестве особого персонажа – «божьего вепря». Более того, слово «словил» трактуется как «выловил в воде», то есть балтийский «божий вепрь» – это морской вепрь. Именно этот персонаж, скорее всего, описан Титмаром у балтийских славян. С чем он связан?Кабан в трактовке балтской и славянской легенды связан с солнцем. На это указывают белые клыки ретрского вепря и имя Совия, восходящее к названию солнца. Более того, в легенде о Совии вепрь и сам герой связаны с числом девять (одно из солнечно-лунных чисел: число месяцев от весеннего равноденствия до зимнего солнцестояния). Совий и его девятый сын оказываются проводниками в мир мёртвых, что также связано с местом солнца в мифологии. Девять селезёнок вепря к этому свойству Совия также причастны. В таком случае, противостояние волка и вепря может трактоваться и как противостояние луны и солнца, ночи и дня. Что касается волка, поедающего поросёнка. Этот мотив может выступать символом солнечного затмения (полного или частичного). Здесь необходимо вспомнить о фигурках волков с раскрытой пастью, о которых уже было сказано в предыдущих частях. Первая – антская фигурка из Скибинцев, на которой видна раскрытая пасть, лунный знак (ромб, как на лбу коня-козла-луны из Велестино) и половые признаки, аналогичные гениталиям велестинского волка. Вторая фигурка – волк с раскрытой в сторону восходящего Солнца пастью на ритоне из Чёрной могилы. В «Повести временных лет» летописец XI века напрямую указал на языческий миф о том, что солнце, ставшее похожим на Луну, называется «поедаемым солнцем». В «Кормчей книге» поясняется, что про лунные и солнечные затмения «глаголют: влъкодлаци лоуну изъедоша или солнце». В скандинавских сагах также напрямую указывается на то, что в конце света солнце будет съедено демоническим волком Фенриром. В славянской мифологии пожирателем луны и солнца является не просто волк, а волкодлак – оборотень, который изображен на велестинской фигурке.Остаётся вопрос по данной трактовке фигурок: почему фигурка вепря, которого мы связали с солнцем, имеет в коллекции одинаковую ориентацию с Велесом и Волхом, противоположную ориентации Хорса, Перуна и Святовита-Яровита? Здесь нужно помнить, что вепрь играет роль пограничного существа, связан с восходом (выходит из моря) и заходом солнца (схождение Совия в ад). В сюжете Афанасьева гибель свиньи связана с переходом хозяйской черты на территорию волка. Само понятие божьего вепря и морского вепря говорит о том, что хозяином вепря всё-таки был бог моря, воды (водяной, рыбий пастух). В быличках о рыбьем пастухе «свинки» всегда возвращаются к хозяину, в воду. В нашем пантеоне морским хозяином, богом подземного мира, безусловно, является Велес. В народных приметах свинья связана со смертью и водой. Вот почему вепрь находится справа от основного божества среди божеств ночи, луны и подземного царства.

Помимо историчсекого, мифологического и космогонического смысла, фигурки терзаний могут иметь и культовый смысл. Мы часто встречаем в Древней Руси изображения убийства зайцев: людьми на миниатюрах летописей и китоврасами на белокаменной резьбе соборов. Эти изображения могут объяснить ещё одну сторону велестинских фигурок «с терзанием» – поросёнок и ребёнок в культовом плане могут обозначать жертвы, как зайцы из указанных изображений.(Сцена терзания волка(?) грифоном).Начнём с вепря. У скандинавов есть представление о вепре Сехримнире, мясом которого повар Андхримнир в Валхалле кормит павших в битве воинов. Вепрь всякий раз оживает после того, как бывает полностью съеден обитателями Валхаллы. В случае с Волхом вепрь может выступать как особая пища воинов-охотников на пирах. Боровский пишет о том, что фольклор сохранил мотивы охоты на кабана и употребление его мяса на богатырских пирах.В легенде о Совии сказано, что он однажды поймал вепря и отдал его девять селезёнок сыновьям, чтобы те их испекли. Девять селезёнок вепря – это особая ритуальная пища балтского божества. Неожиданную аналогию ритуальному жертвоприношению божественного вепря мы находим в самом сердце поднепровского славянства – священный дуб середины VIII века с вмонтированными в него челюстями молодых диких кабанов. Челюстей было 9, как и селезёнок вепря Совия. Они образовывали своего рода квадрат высоко на стволе дуба (в месте разветвления). Точно такой же дуб был найден в месте слияния Днепра и Десны с квадратом из 4 челюстей. Исследователи в один голос указывают на связь вепря с культом Перуна. На это указывают и дуб и квадрат, как атрибуты этого культа. Кабаньи клыки найдены и в районе «храма Кия» в Киеве. Вероятно, в Поднепровье принесённые в жертву вепри, точнее их головы или челюсти, были посвящены Перуну. Но дубы с челюстями вепрей стояли на берегу реки (они были подмыты рекой), поэтому клыки могли иметь охранительную функцию – защищать от водного зверя-оборотня, Велеса или Волха. Клыки вепрей использовались русскими славянами в качестве амулетов. Рыбаков даже обнаружил амулет с надписью: «Господи, помоги рабу своему Фоме». Мясо вепрей могло быть брошено в реку в качестве жертвы. Уже было сказано, что вепрь – это жертва морским божествам у пруссов. Поросята и свинина у славян были также жертвами для рек и водяных (в том числе и «рыбьего пастуха»). Так жертва из белых поросят делает воду в реке чистой. Заметим, что «мутная река» – это один из зловещих знаков в «Слове о полку Игореве» и название реки Волхов.

Теперь попробуем по аналогии развернуть сюжет с терзанием ребёнка вепрем. Если в скандинавской мифологии вепрь – это жертва, если на скифских и персидских изображениях вепря терзают львы и люди, то в славянской мифологии вепрь сам выступает воителем и грозным противником, получателем жертв. Аналогичную роль вепрь играет в греческой мифологии. Кроммионский вепрь был наслан на калидонские поля Артемидой за то, что царь Эней забыл принести ей жертву при совершении ежегодных жертвы всем богам (Гомер, Илиада, I, 529). Но как и во всех вышеуказанных изобразительных сюжетах вепря терзают и убивают, сохраняя шкуру и клыки как магические реликвии.

Получается, что ребёнок, терзаемый вепрем – это жертва для противника волка (Волха, Велеса), то есть это жертва для Перуна. Перуну, действительно, приносили в жертву детей (часто – младенцев). Вполне возможно, что на челюсти днепровского дуба подвешивали жертвоприношения, в том числе и человеческие (по аналогии с втыканием стрел и жертвенных даров вокруг дуба на Хортице по данным Константина Багрянородного). В русской летописи известно о том, как воевода Ян Вышатич казнил волхвов и приказал подвесить их на дуб. Ночью волхвов загрыз (съел) медведь, что было для современников особым знаком. О том, что велестинский вепрь терзает жертвенного ребёнка, говорит отсутствие у него правой руки. Отрубание правой руки во время жертвоприношения засвидетельствовал у скифов Геродот. Они приносили таким образом жертвы Аресу, богу воителю, изображаемому в круглом открытом храме в виде меча. Аналогичным образом был убит русский князь Андрей Боголюбский. Ему отрубили руку собственным мечом (меч князя Бориса) и бросили тело на съедение собакам (русы скармливали собакам при храмах трупы рабов). В реальности была отрублена левая рука, но автор «Повести об убиении Андрея Боголюбского» пишет о правой руке. Вероятно, всё это – и меч святого Бориса и правая рука – имело значение для современников. С языческой поры известно поклонение русов мечу. Это поклонение было тесно связано с культом Перуна. Среди легенд, записанных арабами, о культе меча у русов есть и легенда о кровной мести, которой обучает Рус своего сына. Убийство Боголюбского было ритуалом языческой кровной мести. Вот почему автор текста мог указать на отрубленную правую руку. Сам ритуал кровной мести мог восходить к балто-славянскому мифу о противоборстве волка и вепря и отгрызании правой руки жертвы.Интересная аналогия, своего рода «перевёртыш», данному мифу, имеется в скандинавской мифологии, где волк Фенрир откусывает правую руку богу Тюру (вспомним Перуна-левшу с руной Тюра на груди, который расположен на левой стороне коллекции – напротив волка-оборотня). Ещё один «перевёртыш» обнаружен мною в русских сказках, где волк съедает скот и старуху в качестве мести за отрубание у него ноги. Все эти «перевёртыши» подчиняются одному из законов языческого мировоззрения: жертва – это способ поддержания установленной природной гармонии. В нашем случае мясо вепря и жертва руки эквивалентны друг другу.

В завершение хочу, забегая вперёд, поделиться соображениями насчёт наличия мотива затмения Солнца в коллекции в виде фигурки волка, терзающего поросёнка. Затмению большое внимание уделено в «Слове о полку Игореве». Так вот, гусляры, о которых пишет Симокатта, прибыли во Фракию весной 591 года. На это время приходится 2 солнечных и одно лунное затмения, которые наблюдались на Балканах и севернее на славянских территориях и описаны современниками. Кольцеобразное солнечное затмение наблюдалось 4 октября 590 года, а 18 октября имело место лунное затмение. Вероятно, эти знамения гусляры застали в дороге или в ставке аварского хана, где их удерживали от возвращения домой. Спустя год после того, как гусляры были задержаны византийцами и препровождены в город Гераклею на берегу Мраморного моря, произошло ещё одно солнечное затмение 19 марта 592 года. В хронике, приписываемой Фредегару, сказано: «Тогда от рассвета до полудня уменьшалось солнце, так что только третья часть его давала свет». Именно это затмение, по моему мнению, дало толчок созданию велестинской коллекции (почему, станет понятно при окончании её разбора). А если это так, то можно предположить, что гусляры благополучно преодолели 500 километров от Гераклеи до Велестино (возможно, по морю), и сама коллекция была создана вскоре после затмения марта 592 года, как «Слово о полку Игореве» создано после затмения 1185 года.

И последняя удивительная аналогия. В статье, посвящённой «русскому крокодилу», автор в шутку приводит лубок, изображающий как Баба Яга едет на свинье сражаться с крокодилом! Если бы я не разбирал сюжеты с терзанием из Велестино, можно было бы посмеяться и забыть про свинью и крокодила. Но именно эти персонажи передают реконструируемый миф о противостоянии Волха и вепря. Кстати, согласно сказанию, Волх был задушен в реке «бесами». Может быть, в русской версии мифа вепрь в итоге победил Волха? При чём здесь Баба Яга? Всё просто. Ибн-Фадлан описал старуху-жрицу, которая путешествовала с русами по Волге на ладьях. Русы называли её «ангел смерти». Описанная старуха и её дочери полностью соответствуют месту, которое Баба Яга занимает в русском фольклоре. А «свинья» – это ладья русов (пришедших с балтийского побережья и знавших миф о вепре и скандинаский кеннинг «вепрь моря»). Крокодил – это волхвы, которые контролировали торговые пути. Борьба словенских волхвов и русов за торговые пути была реальностью в IX-XI веках. Также Баба Яга на свинье напоминает скандинавскую богиню Фрейю, которая передвигается верхом на вепре с золотой щетиной Хильдисвини («боевая свинья»?).

Кстати, эта свинья из луюка очень похожа деталями на велестинского вепря.

slav-drevnosti.livejournal.com

История возникновения кабана

У зоологов изучающих историю животного мира Земли по костным отложениям сохранившихся в земных отложениях, утвердилось отношение к дикой свинье, кабану как к племяннику очень древней фауны доледникового периода (Кучеренко Н. К. 1975 г).

В этот далекий период история Земли, плиоцен (1-6 млн. лет назад), шел процесс формирования современного лика Земли: обособлялась от мирового океана внутреннее - Черное, Каспийское и др. моря, поднимались горы. Климат Северного полушария был ровным, теплым и влажным с мягкими малоснежными зимами (Одум Ю. А. 1975 г).

В этих благоприятных условиях далеко на север проникла субтропическая растительность.

Богат был и животный мир. Землю населяли многочисленные теплолюбивые животные: водные и наземные моллюски, черви, насекомые, крупные и мелкие амфибии и рептилии, травоядные и хищные млекопитающие и птицы. Из растительноядных животных было много древних, позднее вымерших копытных, в том числе гиппарион, предок современной лошади и мастодонт, предок слона.

В субтропических болотах, степях и лесах обитали свинообразные копытные, которые судя по низко бугорчатой поверхности зубов, были существами всеядными. Среди них уже были и такие звери, скелет которых очень напоминает скелет современных кабанов.

История настоящих диких кабанов таким образом проходит через последующие ледниковые эпохи - сильные похолодания северной части Земли и временные потепления. В период нашествия ледников теплолюбивые формы растений и животных гибли на больших пространствах Евразии (Козлов П. А. 1975 г)

Фауна теплого плиоценового времени отступила далеко на юг. Большинство животных, оказавшихся неспособными жить в холодном климате, переносить снежные зимы, вымерли.

Однако некоторые из них сумели приспособиться к новым условиям существования, и потомки их снова широко расселились вслед за отсутствующими ледниками. Среди этих животных оказался и кабан, благополучно переживший все геологические катастрофы.

В отличие от узкоспециализированных видов животных, которые приспособлены к определенной пище, почве, климату, примитивные менее специализированные оказались более устойчивыми и приспособленными к холоду и другим превратностям существования в суровом климате. Таким предстает перед нами и кабан, способный не только жить в кишащих жизнью субтропиках, но и в условиях умеренного пояса, где ежегодный прирост растительной и животной пищи в несколько раз меньше. Эта его особенность усиливается еще тем, что он может удовлетворять свои потребности в пище теми растениями и животными, которых большинство млекопитающих не едят: хвощи, папоротник орляк, дождевые черви и т.д. (К Динец В. Л. 1996).

Несмотря на долгую и сложную историю, кабан сохранил свой внешний облик, в связи с чем П. В. Себровский назвал этого зверя "живым ископаемым". Этот зверь выдержал серьезное испытание на жизнь уже в самое исторически последнее время, после появления на Земле человека. Быстрое увеличение плотности людского населения, освоение степей и лесов на пастбища, поля, строительство городов и дорог сопровождалось выселением диких животных из их лучших мест обитания, а нередко частичным или полным их истреблением.

В первую очередь такая учесть постигла крупных животных: зубра, тарпана, тура чье мясо и шкуры представляли большую ценность. Животные не способные выдерживать преследования человека, гибли.

Звери выжившие в новых условиях, в том числе и кабан, проявляли особую пластичность: приспособились жить рядом с человеком, а иногда и за счет плодов его труда. Немаловажную роль в этом сыграла способность этих зверей избегать встреч с человеком, обходить хитроумно расставленные ловушки (Козлов П. А. 1975 г).

Из сравнительно многочисленного подотряда Nonruminantia (нежвачные), отряд Artiodactula (парнокопытные), широко распространенных на земле в доледниковую эпоху, до наших дней сохранилось лишь одно семейство так называемое настоящие свиньи (Suidae). Это семейство объединяет пять родов животных экологически и морфологически сходных: бабируссе живущих на Целебесе, бородавочников встречающихся в Африке, длинноволосые свиньи, обитающие в тропической Африке и на Мадагаскаре, и наконец, кабанов распространенных в Сев. Африке, Азии, и Европе.

В нашей стране обитают 5 подвидов кабанов:

Центрально-европейский кабан - Sus scrofa linn обитает в западной части страны, на север Санкт-Петербурга и Хопера, в центральной части России, не крупных размеров с темной шкурой и сравнительно узкой слезной костью, с черепом 370-440 мм длинной.

Кавказский или румынский кабан S. s. Atila Thoms - обитает в Закавказье, на Кавказе, северных берегах Китая и юго-запад Украины. Этот подвид больше предыдущего, большеголовый, длина его черепа 410-470 мм, зад опущен, грудь широкая, окрас светлый.

Среднеазиатский кабан S. s. nigripes Blanf, встречаются в горах и равнинных частях Средней Азии и Казахстане. Зверь крупных размеров, окраска светлая, ноги черные, короткий и высокий череп 392-394 мм.

Забайкальский кабан S. s. sibiricus staffe. Обычен в Северной и Северо-Восточной Монголии, Прибайкалье и Забайкалье, вплоть до высот западного склона Большого Хингана, у этого подвида небольшие размеры, укороченный высокий череп (длина до 370-400 мм) почти квадратная слезная кость, темно-бурая почти черная окраска волос.

Уссурийский кабан S. s. ussuricus Heude. Встречается в Приамурье, Приморье, северо-восточной части КНР. Он отличается от прочих подвидов крупными размерами тела и черепа (длина 490-510 мм), прямым профилем верха головы, укороченными слезными костями, белым усом и короткими ушными раковинами при обычной темно-бурой или черной окраске волосяного покрова (Флинт В. Е. 1970 г).

По сравнению с подвидами из среднеазиатских и европейских частей России, уссурийский кабан заметнее крупней, сжат с боков, высоко поставлен на ногах, вислозадый и имеет относительно небольшие, плотно прижатые уши.

Рыло, особенно у молодых особей, конусообразно вытянуто и образует почти прямую линию вдоль лба



biofile.ru

Кабан (животное) — Циклопедия

Кабан

Систематика

Ausgewachsenes Wildschwein beim Suhlen.JPG

Научная классификация

Международное научное название

Ареал распространения BBC Дикий кабан царь лесов

Кабан, дикая свинья, вепрь (лат. Sus scrofa) — млекопитающее из рода кабаны (Sus) семейства свиньих (Suidae). Предок домашней свиньи (Sus scrofa domesticus).

Кабан представляет собой массивное животное на невысоких ногах. Туловище короткое, передняя его часть массивней задней, спина в области лопаток сильно приподнята. Шея толстая, короткая. Голова клиновидная. Хвост тонкий и короткий. Но носу у кабанов находится «пятачок».

Кабаны покрыты скудной щетинообразной шерстью. Её окрас варьируется от тёмно-серого до коричневого. Молодые особи буроватые, со светлыми желтоватыми полосами.

Длина тела 90—180 см, длина хвоста — порядка 30 см. Рост в холке составляет 55—110 см. Масса в среднем колеблется от 50 до 350 кг, хотя домашние свиньи могут весить до 450 кг. Самцы, как правило, крупнее самок.

У кабанов присутствует 4 постоянно растущих клыка, по одному в каждом квадранте челюсти. У самок насчитывается 6 пар молочных желез.

В ходе одомашнивания кабаны стали различаться до цвету кожи, длине хвоста и форме ушей и морды.

В кариотипе 36—38 хромосом.

Пищеварительная система относительно просто устроена по сравнению с остальными парнокопытными. Желудок двухкамерный[1].

У кабанов хорошо развиты обоняние и вкус. При помощи этих чувств животные могут идентифицировать неизвестные предметы. Зрение слабое, расположенные по бокам головы глаза ограничивают видимость впереди. Голос кабанов представляет собой хрюканье и визжание.

Кабаны образовывают стада

Дикие кабаны в Европе иногда встречаются в больших стадах, насчитывающих до 100 особей, хотя типичный размер стада составляет около 20 животных. Стада состоят из самок и детёнышей. Когда самцы достигают половой зрелости, они покидают своих сородичей и живут в одиночку. Стада могут перемещаться на большие расстояния в пределах своего участка обитания, однако не мигрируют. Исследования в Южной Каролине и на острове Санта-Каталина (штат Калифорния) показали, что участки обитания кабанов колеблются от 1 до 4 км². На участках есть лёжки, места кормёжки, купальни и тропы. У самцов территории больше чем у самок примерно в два раза. Плотность популяции в исследуемых областях составляла 1—34 особи на квадратный километр.

Кабаны, как правило, наиболее активны в сумеречное и ночное время суток. Они устраивают лёжки из сухой травы, тростника и веток. Кабаны восприимчивы к серьёзным изменениям температуры. Поэтому они валяются в грязи, что защищает их от ожогов и укусов насекомых, а также помогает поддерживать эффективную температуру тела.

Кабаны всеядны. Их рацион составляют грибы, клубни и луковицы, растения, зерно, орехи, фрукты, яйца, мелкие позвоночные, беспозвоночные, падаль и навоз. Такой широкий спектр употребляемой пищи позволяет кабанам выживать в самых разных условиях, от пустынь до горной местности.

Основной враг кабанов — человек. Старые особи становятся жертвами крупных хищников, такие как медведи, кошки и крокодилы. На молодых особей могут нападать крупные змеи, хищные птицы, кошки, волки и другие животные. Кабаны становятся чрезвычайно агрессивными и смелыми, когда оказываются в опасности. Для защиты они используют свои заострённые клыки и ранят нападающих.

Самка с поросятами

Во время спаривания самцы борются за обладание самкой. Самцы постоянно оттачивают свои бивни посредством трения верхних и нижних зубов. Бивни используются в качестве оружия, а в передней части живота находится толстая кожа, что защищает от колющих ранений.

В регионах с умеренным климатом самки рожают один раз в год, в весенний период. В тропических регионах размножение происходит круглогодично, но наибольший пик приходится на влажный сезон. Самки находятся в эструсе около 21 дня и восприимчивы в течение 3 дней. Беременность длится 100—140 дней, в среднем 115. Рождается от 1 до 12 поросят, зачастую от 4 до 8. Половая зрелость наступает в возрасте 8—10 месяцев, однако самки, как правило, не размножаются до 18 месяцев. Самцы начинают размножаться при достижении необходимых размеров тела, позволяющих конкурировать с другими самцами. Обычно это происходит в возрасте 5 лет.

Роды происходят в специальных убежищах, созданных из трав. Новорождённые весят порядка 960 г. Молодые остаются в убежищах спустя некоторое время после рождения. Самки активно защищают своих поросят. Однако, несмотря на защитные меры, до половой зрелости доживает примерно половина выводка. Остальные детёныши погибают от различных болезней и нападений хищников. Лактация продолжается 3—4 месяца, в среднем 105 дней. Поросята становятся независимыми от матери в возрасте 7 месяцев.

Продолжительность жизни диких кабанов составляет около 10 лет, хотя отдельные особи могут доживать до 27 лет.

[править] Распространение

 → Ареал кабана

Ареал дикого кабана

Ареал кабана самый широкий среди всех свиней. Изначально кабаны были распространены в Европе, Азии, Северной Африке и на Малайском архипелаге. На всей протяжённости области распространения были и островные популяции, в том числе на Британских островах, Корсике, Сардинии, Японии, Шри-Ланке, Рюкю, Тайване, Хайнане, Суматре, Яве и мелких островах Ост-Индии. Впоследствии кабаны были интродуцированы во всём мире в качестве домашних животных. В настоящее время домашнюю форму кабана можно встретить от домов и амбаров до болот и горной местности на всех континентах, за исключением Антарктиды и тихоокеанских островов. Чрезмерная охота привела к тому, что дикие кабаны вымерли на Британских островах, в Скандинавии, части Северной Африки, на значительных территориях бывшего СССР и северной Японии[2].

Типичные биотопы кабана — влажные леса и кустарники, особенно дубовые леса и районы, изобилующие камышом. Ограничивающим фактором для этих животных является высота снежного покрова, который ограничивает передвижение и нахождение пищи. Кабаны плохо переносят температуру воздуха ниже -50°С, в то же время они могут получить солнечный удар в очень жаркую погоду.

Кабаны оказывают весьма неоднозначное влияние на экосистемы. В пределах своего естественного ареала эти животные способствуют распространению семян растений путём взрыхления почвы. Молодые свиньи служат добычей для хищников. С другой стороны, интродукция кабана в неестественные для него экосистемы приводит к пагубному влиянию на местных растений и животных.

[править] Охранный статус

На глобальном уровне популяция кабана не находится под угрозой. Популяции диких кабанов вследствие бесконтрольной охоты были истреблены на значительной части их естественного ареала, например, на Британских островах, в Скандинавии и Египте. Программы по реинтродуцкии кабана в Скандинавии оказались успешными. Свиньи с островов Рюкю считаются уязвимыми в результаты чрезмерной охоты. Существует множество домашних пород свиней, некоторые из которых находятся под угрозой вымирания, и над которыми проводятся мероприятия по сохранению.

Кабаны довольно многочисленны во всех частях ареала, хотя их численность может быть снижена в областях с интенсивной охотой (например, в Юго-Восточной Азии). Европейская популяция заметна возросла во второй половине XX века, и в настоящее время стабильна в большинстве районов. Глобальная численность популяции не оценивается, однако количество кабанов может быть высоким во многих регионах. Например, в 1982 году в отдельных областях Монголии плотность популяции составляла 0,9 особей на 1000 га. В 1989 году было подсчитано, что в Хангайских горах Монголии средняя плотность популяции кабанов составляла 1—2 особи на 1000 га.

[править] Хозяйственное значение

Домашние свиньи оказывают весьма неоднозначное влияние на жизнь человека

Свиньи являются неотъемлемой частью рациона у многих народов Земли. Свиньи растут быстрее, чем другие парнокопытные, дают больше потомства, и могут питаться человеческими пищевыми отходами, что делает их эффективными животными в сельском хозяйстве. Острый нюх кабанов также нашёл применение: их стали использовать для поиска трюфелей, подземных грибов, используемых во французской кухне. В Древнем Египте с помощью свиней осуществлялась посадка семян. Дикие кабаны также известны как объект спортивной охоты. Миниатюрные породы домашних свиней содержатся в качестве домашних животных.

Несмотря на огромную пользу, кабаны могут оказывать и негативное влияние на жизнь человека. Они известны как переносчики паразитарных инфекций, передающихся человеку через недоваренную еду и в результате прямого контакта с животным, например, трихинеллёза, цистицеркоза и бруцеллёза. И домашние, и дикие свиньи склонны к агрессии, что нередко приводит к человеческим травмам.

Интродуцированные свиньи несут огромный экологический ущерб по всему миру. Агрессивное поведение и широкий спектр потребляемой пищи делают их одними из самых разрушительных животных в мире. Дикие свиньи уничтожают растительность и коренных животных, в том числе гнездящихся птиц и их яйца. Помимо этого, кабаны могут наносить ущерб сельскохозяйственным культурам.

[править] Кабан в культуре

Симбиотические отношения между людьми и свиньями, вероятно, инициировали одомашнивание последних. Оно произошло примерно за 10 000 лет до нашей эры в Таиланде. Другие исследователи утверждают, что свиньи были одомашнены около 4900 года до н. э. в Китае. Кабаны питались человеческими пищевыми отходами, и люди стали использовать этих животных в качестве источника питания.

На протяжении длительного времени кабаны вызывали различные чувства у человека, от почтения до страха. В средневековой Европе пользовалась популярностью резьба с изображением свиней на каменных церквях. Свиньи часто выступали в качестве символа плодородия и удачи, а вьющийся хвост воспринимался как символ дьявола. Еврейские и мусульманские традиции накладывали табу на потребление свинины. Такие запреты, возможно, возникли из-за болезней, связанных с потреблением сырой свинины.

Домашние свиньи считаются умными животными, чей интеллект выше, чем у собак. Свиньи хорошо обучаются для представлений в цирке, и обладают хорошей памятью. Иван Павлов, выдающийся русский физиолог, первоначально использовал свиней в своих опытах, однако впоследствии перешёл на собак по причинам темперамента.

cyclowiki.org

Кабан - это... Что такое Кабан?

Каба́н (лат. Sus scrofa), или вепрь, или ди́кая свинья́ — млекопитающее из отряда парнокопытных, подотряда свинообразных (нежвачных), семейства свиней. Является предком домашней свиньи. В мифологии — «бесстрашный зверь».

Общая характеристика

Кабан — всеядное парнокопытное нежвачное млекопитающее из рода свиней (Sus). Отличается от домашней свиньи, которая несомненно произошла от кабана (и других близких видов), обладает более коротким и плотным телом, более толстыми и высокими ногами; кроме того, голова у кабана длиннее и тоньше, уши длиннее, острее и притом стоячие, острые, клыки сильнее развиты и острее: у самца они гораздо более развиты, чем у самки.

Щетина, кроме нижней части шеи и задней части живота, образует на спине что-то вроде гривы. Щетина чёрно-бурого цвета с примесью желтоватого, подшерсток буровато-серый, благодаря этому общая окраска серо-чёрно-бурая, морда, хвост, нижняя часть ног и копыта — чёрные. Пестрые и пегие экземпляры редки и их считают потомками одичавших домашних свиней. Длина тела до 175 см, хвост 25 см, высота в холке до 1 м; вес взрослого кабана может достигать 150—200 кг[1].

     Реконструкция естественного ареала кабана.      Акклиматизированные человеком популяция (Не показаны небольшие популяции в Южной Америке, Карибском бассейне, Африке и других местах).[2][3]

Дикие кабаны водятся в широколиственных и смешанных лесах материковой Средней Европы (от Атлантики до Урала), Средиземноморье (включая отдельные районы Северной Африки, в том числе Атлас и Киренаику), степных районах Евразии, Средней Азии, на северо-востоке Передней Азии; на севере он доходит до 50° с. ш., на востоке до Амура и Гималаев; за этими пределами (в Южной Азии, Южной и Центральной Африке) его заменяют родственные виды. В древности ареал кабана был значительно шире современного. В Средней Европе и на Ближнем Востоке он прежде водился практически повсеместно, теперь во многих местах истреблён, как и во всей Англии. Считается, что родоначальниками современных домашних свиней являются кабаны Месопотамии и Европы. В России кабан водится на значительных территориях Европейской части России (кроме северо-восточных тундровых и таёжных районов), на Кавказе, в Южной Сибири; на Тянь-Шане он восходит до 3300 м. В Северную Америку европейские кабаны завезены человеком как объект охоты и распространились в дикой природе наряду с одичавшими домашними свиньями. В Австралии одичавшие свиньи по образу жизни сходны с кабанами

Повадки

Кабан, валяющийся в грязи

Кабан держится в богатых водой, болотистых местностях, как лесистых, так и заросших камышом, кустарником и т. п. Старые самцы живут в основном поодиночке и присоединяются к стадам лишь во время спаривания. Самки образуют обыкновенно небольшие стада из 10—30 самок и детенышей и молодых, слабых самцов. Течка бывает от ноября до января; между самцами происходят в это время ожесточенные драки. Беременность длится около 18 недель, число поросят (рождаемых нормально один раз в год) 4—6 а порой и 12; в первое время они окрашены белыми, чёрно-бурыми и жёлтыми полосами, помогающими маскироваться в лесной подстилке. Самка заботливо охраняет детенышей и бешено защищает их от врагов. Половой зрелости кабаны достигают приблизительно в 1,5 года от роду, взрослыми становятся в 5—6 лет.

Движения кабана неуклюжи, но быстры, плавает он превосходно и может проплывать значительные расстояния. Зрение развито слабо, но обоняние и слух очень хороши. Кабаны осторожны, но не трусливы; раздраженные, раненые или защищая детенышей, они очень храбры и опасны по своей силе и из-за крупных клыков. Кроме человека, кабанам, главным образом молодым, опасны лишь волки и рыси, а в Южной Азии тигры, которые, впрочем, редко нападают на старых крупных самцов. Днем кабаны лежат в выкопанной яме; иногда устраивается общее логовище. К вечеру выходят, чтобы купаться и отыскивать пищу, состоящую преимущественно из растительности (корней, плодов, желудей и т. п.), но включающей также различных мелких животных и падаль. Также они могут посещать поля картофеля, репы, зерновых, принося вред сельскому хозяйству, особенно тем, что разрывают и вытаптывают посевы. Они часто портят и молодые деревья. Очень редко кабаны нападают и на довольно крупных животных, больных или раненых, например, ланей, косуль, даже оленей, убивают и поедают их. Мясо кабана вкусно (за что он и был приручён), полезны также кожа и щетина.

Охота на кабана

Крупный секач — престижный трофей

Охота на кабана сопряжена со значительной опасностью, так как они нередко бросаются на охотников, причём самцы — «секачи» наносят рваные раны своими мощными клыками; Самки же, у которых клыки менее развиты, чем у самцов, сбивают неосторожных охотников с ног и топчут их передними ногами. Поэтому при загонной охоте на кабана иногда устраивают для охотников невысокие платформы, с которых кабаны, вследствие неподвижности своей шеи, не могут сбросить охотника. Когда кабан бросается, лучше всего отскочить перед самим животным в сторону, так как кабан, пронесшись мимо, редко возвращается обратно для нового нападения. Опаснее всего старые кабаны, держащиеся в одиночку, а потому и называемые одинцами. У старых секачей образуется на спине и по бокам что-то вроде брони из смеси смолы с шерстью кабана. Во время гона эта броня (калкан) предохраняет бока животного от ударов клыков другого самца во время драки за самку. Кроме загона, на кабанов охотятся с притравленными на них собаками (гончими и другими породами с примесью гончей крови). Ночью кабана подкарауливают на засеянных полях, куда они выходят кормиться. В азиатской части бывшего СССР, где кабаны водятся не только в лесах, но и в камышах, на них охотятся верхом, преследуя выпугнутых из камышей животных и стреляя их на всем скаку. Гонят дикого кабана окриками : «Ач-ач!». Также распространена охота с вышек (лабазов), где животных поджидают, когда они придут на подкормочную площадку.

В геральдике

Кабан, вепрь — эмблема мужества и неустрашимости, почти всегда цвета чёрного и в профиль.

См. также

Примечания

  1. ↑ Флинт В. Е., Чугунов Ю. Д., Смирин В. М. Млекопитающие СССР. — М.: «Мысль», 1970. — С. 204. — 437 с.
  2. ↑ Oliver, W. & Leus, K. (2008). Sus scrofa. 2006. Красная книга. IUCN 2006. www.iucnredlist.org. Retrieved on 5 April 2009. Database entry includes a brief justification of why this species is of least concern.
  3. ↑ Kingdon, J. (1997). The Kingdon Guide to African Mammals. Academic Press Limited. ISBN 0-12-408355-2

Литература

  • Кабан, дикая свинья // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Вавилов М. П. Охота в России во всех её видах. — М.: Типография Ф. Иогансон, 1873. — 224 с.
  • Черкасов А. Записки охотника ​Восточной Сибири (1856—1863). Издание 1-е. — СПб.: ​Изд-во С. В. Звонарева, 1867. — 707 с. (Черкасов А. А. Записки охотника восточной сибири. — М.: Издательство: Физкультура и спорт, 1990. — 575 c.)
  • кн. А. Урусов, «Облавные охоты на копытчатых зверей» («Природа и Охота», 1883 IV), Верненский Гражданин (Б. Карпов), «Мантык — истребитель тигров» (там же, 1880 X)

Ссылки

Есть более полная статья

biograf.academic.ru

Кабан в славянской языческой мифологии

Силен медведь, люты волки и рыси, но наперед всего боялся охотник в лесу схватиться один на один с грозным вепрем-кабаном. Упрям и жесток этот хищник, а если разозлить его — то смерть от его клыков не заставит ждать. Неукротимость, воинственность кабана внушали уважение и этого зверя по праву посвятили Перуну — богу грозы и военной власти. В Днепре обнаружили дуб, в который было вставлено девять кабаньих челюстей, очевидно в ритуальных целях. Об этой связи говорит и пословица: ‘ На людях Илья — а дома свинья!’. Илья Пророк впитал многие черты Перуна. А свинья — многие черты кабана.

Кабан

С древних пор кабан символизировал воинскую доблесть, но вместе с тем — и жадность, гордость, похотливость, попрание целомудрия. Отношение к их одомашненным родичам — свиньям также было противоречиво. С одной стороны, упитанная и плодовитая свинья — воплощение сытости, богатства и благополучия. В индоевропейской традиции свинья — символ роющего землю плуга, весеннего буйства природы.

Славяне подмечали таинственную древнюю связь между поведением свиней и приближением ненастья, ураганного ветра. Золотая щетина, приписываемая борову по легенде — это поэтический образ грозовой тучи, освещенной лучами летнего солнца. Острые зубы вепря — молнии, спадающие с темного тела тучи. Этот образ роднит кабана и свинью со многими грызунами — белками, зайцами, бобрами, крысами и мышами, также посвященными Перуну.

Несмотря на питательное свиное мясо и сало, склонность этих животных к грязи, неразборчивость в еде, упрямство и жадность, доставшиеся от диких собратьев, принесли им дурную славу. Часто свиньи относились к миру смерти и тьмы. У множества народов есть предания о превращении людей за чрезмерную похотливость и стремление к наживе в диких свиней. Одержимость свиней демонами — древняя мифологическая традиция, корни которой уходят в египетские сказки. Сет, обратившись в черную свинью, ослепил Гора и лишь сам Ра смог излечить его.

Пословицы и поговорки про свиней исполнены презрения и плохо прикрытого страха. У свиньи нет рогов и клыков, а кабы были… И злорадствуют люди над ними, до сих пор дрожа от древнего ужаса перед Перуновым зверем… Недаром белый цвет свиной шкуры сравнивают с холодными грязно-белыми облаками, закрывающими солнце в короткие зимние дни.

Время кабана — конец лета. Цвета — золотой, бурый. Время свиньи — начало зимы. Цвета — белый, серый

Пословицы и приметы:

- Была у свинки золотая шерстка, да в грязи завалялась, отняли

- Где свинье на небо глядеть!

- Сердит да бессилен — свинье брат

- Гусь свинье не товарищ

- Не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами

- На медведя идешь, соломки стели. На кабана идешь — гроб теши

- Не пинай свинью — заболеешь

- Свиньи хрюкают — к беде

- Свинья чешется — к теплу, а визжит — к ненастью

- Свинья сено ест — к голоду или к худому покосу

- Свинья скажет борову, а боров — всему городу

Похожие Статьи

  • Вконтакте
  • Facebook
  • Google+
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Мой мир
  • Twitter

slaviy.ru


Смотрите также