Как выдавали замуж в Древней Греции. Брак в древней греции
Значение и церемония брака в Древней Греции
Первым учреждением, которое установила
домашняя религия, был, по всей вероятности,
брак.
Нужно заметить, что религия очага и
предков, передававшаяся от мужчины к
мужчине, не принадлежала тем не менее
исключительно мужскому полу: женщина тоже
принимала участие в культе. До замужества,
как дочь, она присутствует при совершении
религиозных обрядов отцом, а выйдя замуж —
при совершении их мужем.
Уже по одному этому можно предугадать,
каков был существенный характер брачного
союза у древних. Две семьи живут рядом, бок о
бок, но у каждой из них свои различные боги.
В одной молодая девушка с детства принимает
участие в религии своего отца. Она молится
своему очагу, всякий день совершает она ему
возлияния, в дни праздников украшает его
цветами и гирляндами, у него испрашивает
она покровительство, его благодарит за
благодеяния. Очаг отцов — ее бог. И когда
юноша, сын соседней семьи, просит ее себе в
жены, то для девушки тут идет дело о
предмете более важном, чем перейти из
одного дома в другой. Вопрос тут в том, чтобы
покинуть очаг отцов и со дня замужества
молиться очагу своего мужа. Дело идет о том,
чтобы переменить религию, исполнять другие
обряды, произносить другие молитвы. Дело
идет о том, чтобы покинуть бога своего
детства и идти во власть другого неведомого
ей бога. Она не может надеяться на то, чтобы
остаться верной одному, почитая в то же
время другого, так как в этой религии было
непреложным законом, что одно и то же лицо
не могло молиться ни двум очагам, ни двум
разным группам предков. «Со времени брака,
— говорит один древний, — женщина не имеет
более ничего общего с домашней религией
своих отцов: она приносит жертвы очагу мужа».
Брак является, таким образом, актом
чрезвычайной важности для всякой девушки и
не менее важным для ее будущего мужа; ведь
религия требует, чтобы только человек,
рожденный у очага, имел право служить ему;
он же хочет привести к своему очагу женщину
постороннюю. С ней вместе будет он
исполнять таинственные обряды своего
культа, ей откроет он ритуал и скажет слова
молитв — все, что составляет родовое
наследие его семьи. Это наследие есть самое
драгоценное, чем оно обладает, — эти боги,
эти обряды, эти гимны, полученные им от
отцов, они охраняют его в жизни, они дают ему
богатства, счастье, добродетель. И вот
вместо того, чтобы хранить для себя эту
благодетельную силу, как хранит дикарь
своего идола или свой амулет, он собирается
допустить постороннюю женщину разделить с
ним эту силу.
Проникая в представления древних, мы
видим, насколько важен был для них брачный
союз и насколько необходимо было тут
вмешательство религии. Для того, чтобы
девушка могла служить иному, новому очагу, а
не очагу своих предков, необходим был
священный обряд, который бы давал ей на это
право. Нужно было нечто вроде посвящения
или усыновления для того, чтобы она могла
стать жрицей очага, с которым ее не
связывало рождение.
Брак и был тем священным обрядом, который
должен был произвести это великое действие.
У латинских и греческих писателей было в
обычае для того, чтобы выразить понятие
брака, употреблять слово, обозначающее
религиозное действие. Поллукс, живший во
времена Антонинов и владевший древней
литературой, которой мы более не имеем,
говорит, что в древности вместо того, чтобы
обозначать брак его особым именем, которое
значило — священный обряд, как будто брак в
те древние времена был обрядом священным по
преимуществу.
Но религия, освящавшая брак, не была
религией Юпитера, Юноны или других богов
Олимпа: обряд совершался не в храме; он
совершался дома, в семье, и бог дома, семьи
царил тут. Правда, когда религия небесных
богов получила перевес, стала преобладать,
то невольно стали призываться и они в
брачных молитвах: вошло даже в обычай,
предварительно перед свадьбой, посещать
храмы и приносить в них жертвы богам, — это
называлось приготовлениями к браку. Но
главная и самая существенная часть обряда
должна была совершаться всегда перед
домашним очагом.
У греков церемония брака состояла, так
сказать, из трех действий. Первое
происходило перед очагом отца, третье —
перед очагом мужа, второе составляло
переход от одного очага к другому.
1) В родительском доме, в присутствии
жениха, отец, окруженный обыкновенно всей
семьей, приносит жертву. По окончании
жертвоприношения он объявляет, произнося
священную формулу, что отдает дочь свою в
жены такому-то. Это объявление положительно
необходимо для брака, потому что девушка не
могла бы идти тотчас же поклоняться очагу
мужа, если бы отец не отрешил ее
предварительно от очага отцов. Для того,
чтобы вступить в новую религию, она должна
быть освобождена от всех уз, от всякой связи
со своей прежней религией.
2) Девушка переводится в дом мужа. Иногда
ее ведет сам муж. В некоторых городах
обязанность приводить невесту в дом жениха
лежала на особых лицах, имевших жреческий
характер, которые назывались вестниками.
Невесту сажали обыкновенно на колесницу,
лицо ее закрывали покрывалом и на голову
надевали венок. Венки, как нам придется
часто видеть, употреблялись обычно при всех
религиозных церемониях. Платье невесты —
всегда белое. Одежды белого цвета
надевались при всех религиозных
священнодействиях. Впереди невесты несут
факел: это брачный факел. Во все время пути
вокруг нее поется священный гимн. Гимн этот
назывался гименеем, и значение этой
священной песни было так велико, что ее
именем стала называться вся брачная
церемония.
Девушка не входит сама в свое новое жилище.
Нужно, чтобы муж сделал вид, будто он берет
силой, похищает ее, она же должна немного
покричать, а окружающие ее женщины
представить, будто они ее защищают. Зачем
этот обряд? Является ли он символом
стыдливости? Это маловероятно, — момент для
стыдливости еще не настал; потому что
первое, что должно совершиться в этот доме,
— это религиозная церемония. Нет ли тут
скорее желания показать, подчеркнуть, что
женщина, которая будет приносить жертвы
очагу, сама по себе не имеет на это никакого
права и приближается к нему не по своей воле,
и что поэтому хозяин дома и божества вводит
ее туда действием своей власти, насильно?
Как бы там ни было, но после притворной
борьбы муж берет ее на руки и вносит в дверь,
тщательно стараясь, чтобы она не коснулась
ногою порога.
Все предшествующее есть лишь
приготовление, прелюдия. Самое
священнодействие начнется в доме.
3) Подходят к очагу, и новобрачная
становится перед лицо домашнего бога: ее
кропят очистительной водой; она
прикасается к священному огню.
Произносятся молитвы. Затем новобрачные
делят между собою и съедают пирог, хлеб и
несколько плодов.
Эта небольшая трапеза, которая начинается
и оканчивается молитвами и возлияниями, это
разделение пищи перед лицом очага
соединяет супругов во взаимное религиозное
общение и в общение с домашними богами.
Римский брак весьма походил на греческий
и состоял точно так же, как и тот, из трех
частей: traditio, deductio in domum, confarreatio.
1. Девушка покидает очаг отцов. Так как она
связана с этим очагом не по личному своему
праву, но единственно через посредство отца
семьи, то только отцовская власть и может
отрешить ее от очага. Таким образом, traditio
есть необходимая формальность.
2. Девушку приводят к дому жениха.
Как и в Греции, на ней надето покрывало, и
голова украшена венком: впереди шествия так
же несут брачный факел. Кругом нее поют
древний религиозный гимн. Слова гимна быть
может, изменились с течением времени
соответственно изменениям в верованиях и в
языке, но священный припев продолжает
существовать, его ничто не может изменить;
припевом этим было слово Talassie, смысл его для
римлян времен Горация был так же непонятен.
Шествие останавливалось перед домом мужа.
Здесь девушке подавали огонь и воду. Огонь
— это эмблема домашнего божества; вода —
это вода очищения, которая служит семье при
всех религиозных священнодействиях. Чтобы
девушку ввести в дом, нужно, как и в Греции,
изобразить ее насильственное похищение.
Жених должен взять ее на руки и перенести ее
через порог, так чтобы ее ноги его не
коснулись.
3. Новобрачная приводится к очагу, туда,
где находятся пенаты, где собраны вокруг
священного огня все домашние боги, все
изображения предков. Супруги, как и в Греции,
приносят вместе жертву, совершают
возлияния, произносят молитвы и съедают
пополам пирог из пшеничной муки (panis farreus).
Вкушение хлеба среди произнесения молитв
в присутствии и перед лицом семейного
божества и есть тот обряд, силой которого
образуется священный союз двух супругов. С
этой минуты они оба соединены в одном и том
же культе. У жены теперь те же боги, те же
обряды, те же молитвы, те же праздники, что и
у мужа. Отсюда произошло то древнее
определение брака, которое сохранили нам
юристы: Nuptiae sunt divini juris et humani communicatio (брак
есть общение божеского и человеческого
права). И другое определение: Uxor socia humanae rei
atque divinae (жена сообщница в человеческом и
божеском). Это значит, что жена вошла в
религию мужа, стала участницей этой религии,
та самая жена, которую, как говорит Платон,
сами боги ввели в дом.
Женщина, вступившая таким образом в брак,
имеет еще и свой культ мертвых; но уже не
своим предкам приносит она теперь
могильные жертвы, на это она более не имеет
права: брак отрешил ее окончательно от
семьи, ее отца и уничтожил все ее
религиозные сношения с родной семьей.
Теперь она приносит жертвы предкам своего
мужа; она принадлежит уже к их семье; они
стали ее предками. Брак сделался для нее
вторым рождением; с этого времени она дочь
своего мужа, filiae loco (вместо дочери), как
говорят юристы. Нельзя принадлежать ни к
двум семьям, ни к двум домашним религиям, и
жена принадлежит всецело семье и религии
своего мужа. Последствия этого закона мы
увидим в праве наследования.
Учреждение священного брака должно быть
так же древне среди индоевропейской расы,
как и домашняя религия, потому что одно
немыслимо без другого. Религия эта научила
людей, что брачный союз есть нечто иное, чем
отношение двух полов и мимолетная страсть;
она соединила супругов могучими узами
одного и того же культа, одних и тех же
верований. Сверх того церемония брака была
так торжественна и порождала столь важные
последствия, что нечего удивляться, если
люди того времени считали ее возможной и
дозволенной только для одной женщины во
всяком доме. Такого рода религия не могла
допустить полигамии (многоженства).
Понятно также, что подобный союз был
нерасторжим, и развод являлся почти
невозможным. Римское право легко дозволяло
расторгать брак, заключенный через coemptio или
через usus; но расторжение религиозного брака
было крайне трудно. Для подобного разрыва
нужно было исполнить новый священный обряд,
ибо одна лишь религия могла расторгнуть то,
что она соединила. Действие confarreatio могло
быть уничтожено только силою diffarreatio.
Супруги, желавшие развестись, появлялись в
последний раз перед общим домашним очагом;
жрец и свидетели присутствовали тут же.
Супругам так же, как и в день брака, подавали
пирог из пшеничной муки. Но, вероятно,
вместо того, чтобы разделить его между
собою, они его отталкивали. Потом вместо
молитв они произносили слова «строгие,
странные, ужасные, полные ненависти», нечто
вроде проклятия, в силу которого жена
отрекалась от культа и богов своего мужа. С
этой минуты религиозные узы были порваны;
прекращалась общность культа, а с ней по
полному праву и всякое другое общение, —
брак был расторгнут.
biofile.ru
Традиции греческой свадьбы
Греция, даже невзирая на трудности последних лет, воспринимается многими как страна праздника. И это действительно так, ведь греки, несмотря ни на что, подходят к жизни с истинной эллинской мудростью, предпочитая жить здесь и сейчас, не упуская возможности порадоваться простым вещам – яркому солнцу, безоблачному небу и бесконечно синему морю – тому, чем так щедро наделил Создатель их страну.
Греки умеют получать от жизни удовольствие, превращая любой праздник в непрекращающееся веселье с музыкой, танцами, шутками и смехом. Не забывают они при этом и о великом наследии предков. Любое торжественное событие в Греции хранит отпечаток вековых традиций. Не является исключением и греческая свадьба, пронесшая сквозь столетия обычаи прошлого.
Настоящие традиционные свадьбы сегодня по-прежнему можно увидеть в деревнях. В городах свадьбы, конечно, более современны, но и в них стараются сохранить национальный колорит. При этом, в каждом регионе страны можно встретить собственные ни на что не похожие свадебные обычаи.
Сегодня законодательство Греции позволяет обойтись гражданским бракосочетанием, но, несмотря на это, для большинства греков настоящим браком остается таинство, совершаемое православной церковью. Начиная с момента объявления парой о намерении пожениться, обе семьи начинают готовиться к венчанию и последующему торжеству. Предсвадебные хлопоты, как и сама свадьба, будут сопровождаться многими интересными традициями.
Помолвка
Важным этапом современной греческой свадьбы остается помолвка или обручение, которое по древней византийской традиции было принято проводить задолго до дня свадьбы, а сегодня у большинства народов отдельно от венчания почти не совершается. Некоторые греческие пары по собственным соображениям не проводят помолвки отдельно от венчания, другие же считают это правило незыблемым. Обручение проходит в храме в присутствии гостей. Согласно традиции, в этот день жених просит у отца невесты руки его дочери.
Фото с сайта - yes-i-do.gr
Когда согласие родителя получено, священник скрепляет соглашение: благословив кольца, он надевает их на безымянный палец левой руки помолвленных как залог взаимной верности, затем они троекратно ими обменяются. На левой руке кольца останутся до венчания, во время которого обретут свое законное место на безымянном пальце правой руки супругов.
Приданое
Фото с сайта - femmes.files.wordpress.com
Многие современные женщины имеют смутное представление о том, что такое приданое, оно кажется чем-то давно отжившим своё из времен прабабушкиных сундуков. Чего нельзя сказать о гречанках, по крайне мере, не обо всех. В некоторых греческих семьях, особенно в деревнях, обычай приданого живет и в наши дни.
Приданое готовится годами: это и шитье, и вышивка, выполненные руками самой невесты и ее матери.
Конечно, эта традиция сохранена лишь символически, в наши дни приданое не имеет того значения, что было в прошлом, когда бесприданниц замуж не брали.
Приданое накануне свадьбы, обычно в четверг, выставляется напоказ, и многочисленные гости смогут оценить красоту, созданную невестой и ее мамой.
Застилание кровати
Обычно современная свадебная церемония назначается у греков на субботу, а все торжество продолжается три дня до понедельника. За эти три дня случится многое: и венчание, и застолье, и подарки, и визиты гостей в дом молодоженов.
Предпраздничное же веселье начинается значительно раньше.
Свадьбе предшествует обряд застилания кровати, который по традиции проходит в четверг. В доме невесты собираются обе семьи в компании гостей, чтобы оценить приданое и втайне от жениха взглянуть на свадебный наряд его избранницы.
Затем начинается самое интересное. Незамужние родственницы и подруги невесты аккуратно и красиво застилают ее постель. Главная задача – застелить кровать так, чтобы она понравилась жениху. Он, в свою очередь, с притворным недовольством, даже если убрана кровать идеально, должен сорвать покрывала и простыни, тем самым потребовав застелить лучше. Согласно традиции, перестилание повторяется до тех пор, пока жених не будет полностью удовлетворен, но обычно не более трех раз. Кумбарос (свидетель жениха) все это время по традиции должен исполнять старинные свадебные песни. Все действо сопровождается смехом и шутками.
Когда жених доволен работой подружек невесты, когда кровать окончательно застелена, гости усыпают ее рисом, монетами, лепестками роз и миндальным драже, тем самым желая будущим супругам богатства и счастья. Затем из присутствующих детей выберут самого маленького и положат на кровать, чтобы обеспечить паре плодовитость. Если это мальчик, то мальчиком будет и первенец молодой семьи, если девочка - то и у пары родится девочка.
Имена на подошве
Свадебный греческий обычай - писать имена на подошве. Фото с сайта -about.madamekokovi.gr
На подошве своей туфельки невеста пишет имена незамужних подруг. Считается что та, чье имя сотрется первым, вскоре сама наденет свадебные туфли.
Начало праздника
В день церемонии жених и невеста каждый в своем доме облачаются в свадебные наряды. Традиция предписывает, чтобы жениха брили и одевали его друзья, а невесте помогали одеться незамужние подружки.
Тем временем, собравшиеся в обоих домах гости исполняют народные песни и танцы.
Фото с сайта - www.zoeica.com
Когда приготовления окончены, из дома жениха отправляется торжественная процессия к дому невесты. На пороге будущего зятя встречает мать невесты, она преподносит ему бокал вина и выпечку в форме колец. Приняв дары, жених целует ее руку и просит благословения. Мать невесты благословляет жениха и целует в обе щеки. С этого момента он считается полноправным членом семьи.
Выход невесты
По традиции во многих регионах Греции, прежде чем покинуть родительский дом, невеста должна была станцевать прощальный танец с отцом.
Фото с сайта - otodilos.com
Выход невесты из отчего дома – настоящий спектакль, его сопровождают многие обычаи. Согласно одному из них, невеста должна быть грустной, она может даже плакать о том, что покидает родительский дом.
Уже выйдя за порог, она не должна оглядываться или возвращаться, это считается дурной приметой.
На пути к алтарю
После выхода невесты вся процессия отправляется на венчание. На пути в храм жених и невеста не должны быть вместе. Первым к церкви приезжает жених и ожидает будущую жену, стоя у дверей.
Фото с сайта - www.zarpanews.gr
Невесту к жениху ведет ее отец или брат. Существует традиция, по которой невеста не сразу должна подняться по ступеням храма, ей нужно сделать несколько кругов у лестницы, чтобы заставить будущего мужа понервничать.
Осыпание рисом
В Греции, как и в некоторых других странах, принято осыпать молодоженов рисом по завершении венчания. Однако у греков есть свое объяснение этой традиции. Греческое слово «ризи», что переводится как «рис», созвучно слову «ризэс» - «корни», поэтому молодая семья очень символично получает свой рис, чтобы пустить корни. Это означает, что семейный союз будет крепким и плодовитым.
Танец денег
Во время первого танца молодоженов гости прикалывают или вешают на их одежду купюры или целые гирлянды из денег, желая таким образом богатства и процветания молодой семье.
Вход в дом мужа
Фото с сайта - www.giatros-in.gr
По окончании свадебного торжества молодожены отправляются в дом мужа. Первый вход жены в ее новое жилище также сопровождается рядом интересных обычаев, которые имеют отличия в разных регионах Греции.
Вот некоторые из них:
На пороге молодоженов встречает мать жениха с медом или сладостями, которыми «на сладкую жизнь» должна накормить обоих перед тем, как они войдут в дом.
Мать мужа должна вручить молодоженам плод граната, который еще в Древней Греции считался символом благополучия и плодовитости. Как много зерен в плоде - так много и детей, счастья и достатка молодой семье.
Ступить на порог оба супруга должны с правой ноги, иначе семейная жизнь не будет счастливой.
Войдя в дом мужа, молодая жена должна зубами взять из рук его родителей «золотые» монеты. Так они договариваются о взаимопонимании, обещая говорить друг другу только «золотые» слова.
Это лишь немногие из длинного списка свадебных обычаев греков. В прежние времена люди глубоко верили, что исполняя необходимые обряды, обеспечивают молодоженам счастливую семейную жизнь, поэтому соблюдение всех правил было неотъемлемой частью греческой свадьбы. В наши дни накопленные столетиями богатейшие традиции делают греческую свадьбу интересным, красочным и веселым событием.
www.ilovegreece.ru
Греческие свадьбы
Украшение дома перед свадьбой, фото: rogoti.gr
Греческие свадебные традиции имеют многовековую историю и интересные подробности.
Сегодня я расскажу, как проходили свадьбы в городах-государствах Древней Греции, в Греции 20 века.
И еще вы сможете посмотреть видео сельской греческой свадьбы, красочной, в национальных костюмах, которая прошла в наши дни.
О греческих законах, регулирующих вопросы заключения брака в Греции, можно прочитать в рассказе о семейном праве Греции и видах брака и добрачных договоров.
Как женились в Древней Греции
Во всех греческих городах-государствах процедура заключения брака была закреплена в законе. Граждане (они же — свободные люди, не рабы и не иностранцы) греческого полиса были защищены щитом закона своего города-государства.
Гражданину было разрешено вступать в брак только с гражданкой своего города-государства. И только дети, рожденные в законном браке граждан города-государства наследовали фамилию отца и имущество.
Моногамия была основополагающим принципом брака в Древней Греции.
Афинянкам было запрещено выходить замуж за иностранца, афиняне так же не имели права жениться на иностранках, только на своих. Браки граждан с рабами так же запрещались.
А в Спарте, незамужние и неженатые граждане в старости уважались и ценились гораздо меньше, чем другие пожилые люди.
Брачный возраст в Древней Греции
Древние греки считали, что правильная разница в возрасте между супругами — 12-14 лет. Обычно девушка выходила замуж в 12-16 лет, а женихами становились в 24-30 лет.
Такая разница в возрасте между женихом и невестой считалась нормальной.
Свадебная церемония в Древней Греции
Древнегреческая свадебная церемония включала в себя три этапа и начиналась в доме невесты, перемещаясь за тем в дом жениха.
Первым и самым главным была помолвка, в котором присутствие невесты не было обязательным. Потому что женщина в Древней Греции ничего не решала. Сначала она была дочерью своего отца (который выл в праве распоряжаться жизнями своих детей по своему усмотрению, и продавать их в рабство). А потом женщина становилась женой своего мужа — практически, имуществом мужниной семьи. Старшей и главной служанкой, рожавшей мужу законных детей.
Что делали древние греки на помолвке
На практике встреча будущих родственников для помолвки ограничивалась подписанием контракта о браке (брачного договора). В нем устанавливался список приданого. Приданое девушки обычно состояло из наличных денег, одежды, ценностей и рабов, участка земли. Размер приданого составлял не менее 1/10 от всего имущества отца невесты.
Афинский брачный договор заключался только между мужчинами — женихом и отцом невесты. А невеста была в нет только объектом договора, относительно которого прописывались условия контракта. Почти вещью. Это вам не наше совеременное равноправие и эмансипация.
В случае развода (не по причине измены жены) или смерти мужа, приданое возвращалось семье невесты.
Еще о греческом сватовстве, помолвке и обручении.
Когда заключали брак в Древней Греции
Свадьбы в Древней Греции справляли в полнолуние и, как правило, люди женились в зимние месяцы, посвященные богине Гере.
Перед церемонией в обоих домах приносили жертвы богам. Богатые семьи приносили в жертву молодую корову на алтарь Афины или Артемиды.
Одевание невесты, рисунок на древнегреческой вазе, фото: argolikivivliothiki.gr
Кора в пеплосе
В рисунках древнегреческих ваз или на древних барельефах можно увидеть, как украшали в Древней Греции невесту перед свадьбой.
Рабыни омывали ей ноги и смазывали их благовониями (видите эти маленькие белые фигурки, рабынь не могли изображать большими и равными свободным людям).
Перед встречей с женихом, лицо невесты закрывали фатой, чтобы скрыть ее слезы. Наиболее типичным свадебным платьем был пеплос. В Древней Греции важным цветком на свадьбе считали плющ, им украшали костюм невесты, как символ бесконечной любви к своему мужу.
Ход древнегреческой свадьбы
Что происходит в доме невесты
Жених, нарядно одетый и с короной на голове, в сопровождении своего свидетеля, родственников и друзей приходил в дом невесты. Двери которого были украшены, в зависимости от времени года, оливковыми или лавровыми ветвями.
В процессе брачной церемонии государственный чиновник объявлял, что отныне невеста (жена) не принадлежит семье своих родителей и начиная с этого момента, она принадлежит роду своего мужа и поэтому будет приносить ритуальные подношения и жертвоприношения уже предкам семьи мужа (а не своей семьи).
Свадебный торт в Древней Греции обычно делали из кунжута и меда.
На свадьбе мужчины и женщины ели вместе, но женщины сидели на противоположной стороне стола, напротив мужчин. Разговаривать за столом могли друг с другом все.
Свадебная повозка, рисунок на вазе, фото: argolikivivliothiki.gr
Когда за окном темнело, раздавались звуки флейты, занавешивались окна, невеста выходила из дома садилась на повозку между женихом и его сопровождением.
В передней части свадебной повозки шли волынщики. Остальные приглашенные на свадьбу собрались вокруг древнего свадебного кортежа и пели свадебные песни. Мать невесты шла позади свадебной процессии, держа в руке факел, зажженный от огня в доме невесты, когда государственный чиновник объявлял, что она стала женой и перешла во власть семьи мужа. Прохожие приветствовали процессию, желая счастья молодым новобрачным и подшучивали над ними.
Гименей держит в руках о факел
На протяжении всего свадебного путешествия звучал священный гимн Гименея, бога — покровителя брака. И так свадебный кортеж пересекал улиц и кварталы, отправляясь навстречу своему счастью.
Что происходило в доме жениха
На пороге дома жениха, который тоже был украшен оливковыми или лавровыми ветвями, стояла мать жениха, чтобы принять молодую жену сына. Дом древнегреческого жениха тоже готовили к свадьбе — обновляли мебель, делали ремонт и, по возможности, пристраивали новые комнаты или новые отдельные помещения.
У ворот, покрытых гирляндами из цветов, свадьбу встречали мальчик, который нес корзину с фруктами и пел гимн. Невеста ела рис или айву и сладкие фрукты — этот обряд был необходим для того, чтобы в доме было спокойствие и счастье.
Считалось, что невеста, покинувшая отчий дом, чувствует себя одинокой в доме мужа. И поэтому, на пороге своего нового дома, было принято обращаться к своим родственникам, делая вид, что невеста (то есть, уже жена) нуждается в защите.
Тогда муж хватал невесту на руки и относил домой, не обращая внимания на попытки родственников вступиться за невесту. Для дальнейшего семейного счастья было важно, чтобы невеста не переступала порог нового дома своими ногами.
Все эти интересные обычаи и традиции греческой свадебной церемонии я узнала из книги «Повседневная жизнь Древней Греции» Παπαδημα Αρσινοη.
Греческие свадьбы в середине 20 века
Беременность - показатель здоровья невесты!
Как рассказывает английский писатель Джеральд Даррел в своей книге Моя семья и другие звери, живший в детстве на греческом острове Керкира (Корфу), греческие деревенские невесты того времени появлялись на свадьбе с округлившимся животиком. Так жених и его семья могли убедиться в том, что их род будет продолжен и невеста — плодовита. Беременность невесты никого не смущала и это приветствовалось, а не осуждалось.
Жених и невеста на осликах в Греции, фото: komianos wordpress.com
В сельской местности греки и в наши времена старались соблюдать древние свадебные традиции, посмотрите на это фото свадебной процессии на осликах. Здорово, правда?
Рассказывают, что в для тех, кто соблюдает старинные свадебные обряды, греческая свадьба начинается так.
Перед свадьбой, в пятницу на веревки для сушки белья вывешивается приданое невесты, которое она готовила сама, своими руками. Чтобы все могли увидеть аккуратность и богатство невесты.
Затем приданое греческой невесты убирают в сундуки. Между слоями приданого подбрасывают миндаль, на следующий слой вещей кладут сушеный инжир, а в верхние слои бросают орехи и, наконец, закрывают сундуки.
После свадьбы, в воскресенье вечером, если невеста в порядке и все хорошо, то друзья распевают песни. Хорошо, в данном случае означает, что невеста стала женщиной. И у молодых все сладилось.
Если же невеста не в порядке (то есть — девственница), ее отправляют верхом на осле с приданым обратно в детство.
Если у молодых все прошло хорошо, то считается, что можно съесть все лакомства, спрятанные между слоями приданого в сундуке. Невеста, которая уже стала женой, открывает сундуки, и начинает показывать приданое родственникам жениха, бросая в них вещи.
Внутри сундука с греческим приданым обычно лежат рубашки, юбки, носки, жилеты из овечьей шерсти, ткань для постельного белья и штор, платки, панталоны, белье, корсеты и другие рукотворные произведения искусства, тканые на ткацком станке, вышитые с цветами и орнаментами. Там же лежат и различные ювелирные изделия из серебра и золота. Эти затейливые свадебные обряды приносят счастье и радость не только молодым, за них радуются все близкие и родные!
Традиция надевать жене новую обувь после первой брачной ночи, фото: komianos.wordpress.com
Молодой жене надевают тапочки (или туфельки) и она собирает в фартук, вынутый из приданого, орехи, инжир и миндаль из сундука. Эти сласти и орехи жених и невеста раздают всем присутствующим родственникам. Потом молодые с гостями и семьей идут гулять к источнику или к фонтан. Они берут с собой торт и вино, мясо и сыр, инжир, грецкие орехи и миндаль. Если свадьба весной, невесты наполняют чашки водой из кувшина, предлагают всем выпить воды. Этот ритуал символизирует основа жизни и плодородия.
Питьевая вода из рук невесты символизирует для семьи желание жить с радостью и счастьем.
Все бросают монеты в источник воды. И после этого молодая жена подносит чашку с водой мужу и говорит ему: «Возьми мое тело крепко и поливай хорошо.» А затем распадается уже едят сласти и орехи из сундука, торт, пьют вино, кушают мясо и сыр и начинаются танцы и песни.
Вот так, друзья, проходят греческие свадьбы! Даже самой захотелось поучаствовать. 🙂
Современные свадьбы в Греции
Сейчас модно жениться за границей. Красивые и романтичные свадебные церемонии для иностранцев или русских девушек с греками и киприотами проходят в Греции и на Кипре. Услуги свадьбы за границей предлагает множество туристических агентств.
Вот вам видео красивой греческой свадебной церемонии.
А еще вы можете посмотреть фото греческой свадьбы 2010 года: как украшен дом, какое платье у невесты, венчание — обратите внимание, что жениху и невесте надевают на головы вместо корон — венки и как красиво в церкви.
И в этих фото, и предыдущем видео большое внимание уделяется туфелькам невесты, вы заметили? 🙂 Старинные традиции сильны.
А это видео — свадьбы и венчания на Крите. Очень красиво. В этом свадебном видел можно увидеть, как батюшка надевает кольца, как все потом происходит.
А вот другое греческое видео со свадьбы — танец на свадьбе с женихом и невестой, с ними танцуют гости в национальных костюмах.
А сейчас вы своими глазами можете увидеть красивую традиционную свадьба в деревне на острове Корфу (Керкира). Здесь жених, невеста и гости в традиционных национальный костюмах. Очень красиво.
 
P.S. Наши "греческие" спонсоры":
 
Другие интересные истории про Грецию и Кипр
parakalo.ru
БРАК В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | Психология взаимоотношений
Древние греки и иудеи — исторические современники, однако их представления о браке были диаметрально противоположными. Греческая цивилизация тяготела к двум основным центрам — Афинам и Спарте. Эти города-государства существенно различались по способу управления, правам и обязанностям граждан, отношению к браку и брачному законодательству. Брак в Спарте был «открытым» даже по современным стандартам в отличие от афинского, который являлся в высшей степени ограничительным.
Спартанские мужчины и женщины принимали участие в брачном ритуале, который начинался инсценированным похищением невесты в ее новый дом. Жених, однако, до достижения тридцатилетнего возраста продолжал жить в солдатском бараке, лишь по ночам ускользая из казармы к жене. Еще более удивительным было то, что до шестидесяти лет он должен был питаться вместе со всеми солдатами. Чем же был вызван этот обычай? Тем, что, по представлениям древних, слишком частая интимная близость препятствовала сохранению воинской силы —доминирующей ценности спартанского общества.
Идеалы такой психологии распространялись и на традиции деторождения. Супруга, не имеющая детей от своего мужа, могла принять другого мужчину, чтобы родить ребенка. Если женатый мужчина не хотел интимной близости с женой, но желал иметь детей от другой женщины, то он мог получить соответствующее разрешение, также гарантированное законом.
Мужчины Спарты были прежде всего воины. Они часто отсутствовали, принимая участие в дальних военных походах. Поэтому женщины, особенно принадлежащие к высшим слоям общества, имели значительную политическую силу, а также пользовались большой свободой. Некоторые из спартанских женщин имели по два дома и по два мужа. Таким путем они становились владелицами крупных земельных участков. Несмотря на то, что общепринятой формой в то время была моногамия, брак в значительной степени имел открытый характер.
В жизни афинских женщин было гораздо больше ограничений, нежели у их спартанских современниц. В Спарте женщины имели очень мало домашних обязанностей и пользовались большой свободой. В Афинах же считалось, что женщины финансово и юридически должны зависеть от отцов или мужей в целях экономического благосостояния семьи. В их обязанности входил уход за детьми и поддержание в «чистоте» семейного рода. На протяжении веков муж в Афинах имел право убить жену, если она ему изменила. Значение женщины и вместе с ней брака часто принижалось. Известно высказывание древнегреческого мыслителя Пифагора Самосского, показательное с точки зрения взгляда на женщину в V веке до н. э., что от мужчин берет начало порядок и свет, а от женщин исходит хаос и тьма.
Легендарный древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» возвеличил любовь. Однако многие греческие поэты той эпохи были менее милосердны. Даже супружеская любовь порой подвергалась осмеянию.
Posted in ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ
pciholog.com
Как выдавали замуж в Древней Греции — Интересные факты
История свадебных традиций знает много интересных фактов, но как выдавали замуж в одной из самых первых империй? Древняя Греция во многом повлияла на развитие будущих цивилизаций и обряд замужества – не исключение.
Девочки в Древней Греции выходили замуж уже в 15 лет. Для мужчин средним возрастом для женитьбы был более солидный срок – 30 – 35 лет.
Отец невесты сам выбирал мужа для своей дочери и давал в качестве приданого деньги или вещи. Будущий муж принимал и жену, и приданое, но должен был все вернуть в случае смерти своей супруги, развода или бездетности.
За один день до обряда обручения невеста должна была принести жертву Артемиде. В качестве жертвы принимались ее игрушки, с которыми она прощалась, как прощается с детством. Затем она принимала ванну из воды, поставляемой из священного источника.
В момент обручения девушка должна быть в белом. И семья жениха, и семья невесты совершали традиционные обряды жертвоприношения, что было характерно для Греции тех времен, а затем устраивался пир. Согласитесь, в целом традиция обряда обручения осталась такой же.
Очень часто жених видел свою невесту в день обручения впервые в жизни. Он подъезжал к дому невесты и забирал ее на колеснице или повозке (в зависимости от состояния) в свой дом. Молодые ехали из одного дома в другой в сопровождении процессии – музыкантов и факельщиков.
Мать жениха встречала жену своего сына у порога, провожала ее к семейному очагу, где новобрачные должны были вместе пообедать в знак объединения. Счастья и удачного будущего новобрачным желали, осыпая их фруктами, орехами и различными сладостями.
После проведения пира молодых отправляли в спальню, у дверей которой гости танцевали и пели, чтобы не было слышно происходящего между новобрачными.
На следующий день молодым преподносили подарки и устраивали еще один праздник.
Если мужчина считал свою невесту непорядочной, то мог тут же подать на развод и лишить ее семью приданого. Чтобы формально расторгнуть брак, мужчине достаточно было заявить об этом при свидетелях.
Если в браке уже были дети, то после развода они оставались у отца, а сама женщина должна была отправиться жить к ближайшему родственнику из мужчин, пока ее снова не отдавали замуж.
Нужно отметить, что торжество всегда было красивым, а сегодня так и подавно, но тянется эта традиция еще с тех самых пор — со времен Древней Греции.
www.abcfact.ru
Свадьба в древних Афинах - греция
Афинских девушек выдавали замуж рано, в возрасте около 15 лет, при этом жених был гораздо старше невесты (лучшим возрастом для женитьбы у мужчин считался возраст 30-35 лет).
Как правило, девушка, проводившая все время в гинекее, не была знакома со своим будущим мужем до свадьбы. Обычно отцы жениха и невесты сами подыскивали им подходящую пару (существовали и профессиональные свахи).
Свадьбе предшествовала помолвка, на которой невеста могла не присутствовать. На ней родители жениха и невесты окончательно договаривались о дне свадьбы и о размере приданого.
В день свадьбы невеста совершала ритуальное омовение (такое же омовение совершал и жених).
Затем невесте расчесывали волосы, надевали украшения и праздничные белые одежды. На голову надевали венок из мирта и закутывали в длинное покрывало, которое полностью скрывало ее лицо. В это время подруги невесты распевали песни, прощаясь с ее девичеством. Образец таких песен мы можем найти в лирике Сапфо:Заведем же песню теперь, подруги, Общей чередой, чтобы в ней звучали Радость и милость. Путь наш - в брачный дом: не тебе ли ведать Это лучше всех? Отпусти, простившись, Девушек-подруг, и да будут боги К нам благосклонны. Жених подъезжал к дому невесты на колеснице (если достаточно богат) либо на повозке (если не очень). Иногда это была первая встреча новобрачных.Вечером в доме невесты устраивался пир, в котором женщины участвовали отдельно от мужчин.После пира свадебная процессия отправлялась к дому жениха. Впереди шли факельщики, за ними ехала повозка с новобрачными, сзади следовали гости, распевавшие гимны. Родственники невесты несли в дом жениха ее приданое. У дома жениха молодых встречала его мать. Невесту переносили через порог и вели к семейному очагу.Затем с невесты снимали покрывало и молодоженов осыпали орехами, фруктами и сладостями, а иногда и монетами.Хор юношей и девушек попеременно исполнял свадебные песни (эпиталамы), обращаясь к богу брака Гименею. Наиболее ранние образцы сохранились в фрагментах из стихотворений Сапфо. А вот образец эпиталамы из комедии Аристофана "Мир":Счастливчик, по праву тыБлаженства утех достиг!Гимен-Гименей, о!Гимен-Гименей, о!Что делать нам с нею?Сорвем ее спелый плод!А мы жениха возьмем,Соседи, и на плечиСо славой подымем!Гимен-Гименей, о!Гимен-Гименей, о! Наконец под смех и шутки молодых провождали в спальню, где для них было приготовлено брачное ложе.Гости оставались за дверью, пока жених не выходил из спальни и не сообщал о том, что брак свершился. После этого все расходились спать.Свадьба завершалась на следующий день праздничным пиром в доме мужа.Афродита и Эрот (рисунок на вазе).
greece-ru.livejournal.com
Брак и сексуальная жизнь Древней Греции
Брак и сексуальная жизнь Древней Греции.
Этой статьёй мы открываем цикл рассказов об истории сексуальных и брачных отношений разных народов. Мы постараемся охватить и описать отношения обществ к этим вопросам, начиная с древнейших времён, с колыбелей цивилизации, которыми были Древняя Греция, Древний Рим, в этих статьях мы затронем не только традиционные отношения к семье и браку, но и постараемся разобраться в причинах зарождения нетрадиционной любви. Нам кажется, что для наших читателей будет не безынтересны эти вопросы в культурах Востока, влияние религиозных убеждений, таких как Буддизм и Ислам на семейную и сексуальную сторону жизни людей и целых народов.
Первая статья посвящена Древней Греции.
Греческий брак – неравный брак. В первую очередь по возрасту. Мужчины предпочитают вступать в брачные союзы довольно поздно, как правило, уже перешагнув 30-и летний возраст, а вот в жёны предпочитают брать девушек, чуть старше 15. Это и порождает нелюбовь греческого мужчины к дому. Наигравшись с молодой женой, он стремится уйти из дома, и целый день проводит в публичных местах, дом при этом, для него становится всего лишь местом ночного отдыха. Причины этого кроются в различии воспитания мальчиков и девочек. Мальчиков с младых лет отдают учиться. В частности в Афинах и Спарте уже с 6-и летнего возраста мальчики большую часть времени проводят в залах для общих трапез, агорах, палестре, гимназии. И к периоду полового созревания они не видят женщин, а видят только мужчин. Они получают разносторонне образование с азами философии, риторики, математики и других наук. Они много времени проводят со сверстниками и другими мужчинами. Это очевидно является одной из причин того, что общество Древних Греков не осуждало гомосексуализм, а относилось к нему как должному и не считало зазорным. Даже Платон писал: «… любовь мужчин друг к другу более благородна и возвышена, чем любовь между мужчиной и женщиной…». И тут немалую роль играло воспитание «Добропорядочных женщин», которые всю свою жизнь проводили в гинекеях. Древнегреческое общество считало абсолютно ненужным даже начальное образование для женщин. Именно это и было одной из причин того, что мужчинам, с их уровнем образования, мягко сказать, было просто скучно общаться со своими женами. По этому, они большую часть времени проводили за пределами своего дома в обществе друзей или куртизанок. Нетрадиционная любовь проявляет себя и в среде женщин, на это влияет также замкнутость воспитания, особенно в период полового созревания. Самая известная из них это Сафо. Известный факт, что среди куртизанок однополая любовь была повсеместно, а pornai – вообще являлись центрами лесбийской любви.
Общество Греческих куртизанок было неоднородным и делилось на три сословия. Первое, низшее сословие это pornai. Они жили в общественных публичных домах и дарили свою любовь за небольшую плату. Их нанимали на вечер, ночь, неделю или даже год. Известны случаи, когда несколько горожан, в складчину, покупали одну из жриц любви и на основании договора устанавливали порядок посещения её. Выше, в этой иерархии стояли авлетриды. Авлетриды – это аналог японских гейш. Они плясали на праздниках и холостяцких вечеринках, пели, играли на музыкальных инструментах, развлекали гостей беседами и при должном обхождении соглашались провести ночь. Высшим сословие куртизанок были гетеры. Гетера, с древнегреческого, переводится как подруга. Нужно особенно оговориться, что практически все куртизанки имели начальное образование, а гетеры посещали лекции. Известны куртизанки, которые славились искусством философского спора и острым литературным слогом, который оставил след в Афинской литературе под названием «Эпиграммы гетер».
Вернёмся к браку и отношениям в семье. Брак устраивался родителями, и основным критерием было приданное. В эпоху Гомера «… женщина покупала себе господина…». Заключение брага у греков происходит следующим порядком. После того, как родители сговорились, мужчина приезжал в дом невесты, где происходила помолвка, обязательно при свидетелях. Вторым этапом был свадебный пир. Он начинался в доме невесты за свадебным столом, затем жених увозит свою невесту в дом своих родителей, где её принимают в семью. После этого обряда под крики и песни гостей жених уводит невесту в спальню, а те в свою очередь продолжают петь и галдеть до тех пор, пока жених не выйдет из спальни и не скажет, что брак случился. Греческий закон позволяет мужчине держать наложниц. Как говорил Демосфен: «Мы держим куртизанок для наслаждения, наложниц ради удовлетворения каждодневных потребностей тела, а жён, для того, чтобы они рожали нам детей и были верными стражами нашего дома».
Особое отношение у Греков было к изменам и к разводу. У мужчины каралась связь только с замужней женщиной, у замужней женщины любое прелюбодеяние каралось смертью, тогда как мужчина мог отделаться и побоями или просто откупиться. Развод мог состояться по взаимному согласию. Допускался и односторонний развод. Мужчина мог в любой момент развестись со своей супругой, без объяснения причин просто выгнав её из дома, женщина была лишена этого права, хотя известны несколько случаев обращений женщин к архонтам с просьбой о разводе по причине жестокости, но во всех случаях дети оставались с отцом.
Можно констатировать, что брак и половая жизнь Древних Греков, их мораль, семейное устройство были ориентированы только на мужское общество и были похожи на уклад жителей Востока, и ничего общего с нашими представлениями о Древней Греции, как колыбели Европейской цивилизации и месте женщины в обществе не имеет