§ 33. Наука и образование в Древней Греции. История древняя наука
Древнейшая и древняя история человечества
ТОП 10:
Комплексной целью модуля является формирование профессиональных компетенций студентов, связанных с: пониманием цели, задач и предмета «Истории» как учебной дисциплины и требований к ее изучению; пониманием основных теорий исторического развития и периодизации всемирной и отечественной истории; знанием основных событий, связанных со становлением первобытности и зарождением цивилизаций, становлением цивилизаций и культуры Древнего мира; овладением способами логического анализа текстов, систематизации и концептуализации учебного материала.
Глава 1
Введение в изучение учебной дисциплины «История»
1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения.
2. Исторические источники.
3.Историческое знание и историческое познание.
4. Теории исторического развития.
5. Историческая периодизация. Цивилизации.
Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения
С тех пор, как существует человек творческий и рационально мыслящий, существует и интерес к прошлому.
Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому, означавшему «расследование», «узнавание», «установление».
История отождествлялась с установлением подлинности событий. Позднее этим словом стали обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре историей стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем слово «история» в двух смыслах:
во-первых, как рассказ, повествование об историческом прошлом,
во-вторых, как науку и учебную дисциплину, изучающую исторического прошлое человечества.
История — одна из древнейших наук. Основоположником ее считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.), первым написавший труд, который так и назывался — «История». Древние ценили историю и называли ее «magistra vitae» (наставница жизни), а историка уважительно именовали translator temporis» (передатчик времени).
Вот размышления из «Идеи истории» известного историка Р. Дж. Коллингвуда (1889-1943) — зачем нужна история и почему ее следует изучать:
— Ответ мой таков: история — для человеческого самопознания. Принято считать, что человеку важно познать самого себя, причем под познанием самого себя понимается не только познание человеком его личных особенностей, его отличий от других людей, но и познание им своей человеческой природы. Познание самого себя означает, во-первых, познание сущностей человека вообще, во-вторых, познание типа человека, к которому вы принадлежите, и, в-третьих, познание того, чем являетесь именно вы и никто другой. Познание самого себя означает познание того, что вы в состоянии сделать, а так как никто не может знать этого, не пытаясь действовать, то единственный ключ к ответу на вопрос, что может человек, лежит в его прошлых действиях. Ценность истории поэтому и заключается в том, что благодаря ей мы узнаем, что человек сделал, и тем самым — что он собой представляет.
Историку приходится быть и психологом, и следователем. Его работа связана с кропотливым поиском в архивах и книгохранилищах, музейных фондах, расшифровкой свидетельств современников и древних, он за-
нимается разоблачением лжесвидетельств и подделок, экспертизой документов и артефактов. Результат его трудов — монография. Если автор талантлив, то она захватывающе увлекательна, тогда ее охотно прочтет и непрофессионал. Ни один роман, основанный на вымысле или исторических событиях, не в силах соперничать с реальностью. Нет такого автора, который превзошел бы вымыслом правду жизни.
Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, семьи, частной жизни. Определение предмета истории во многом субъективно, поскольку связано с идеологией и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу, а не конкретным людям при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав.
Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах. Основа исторической науки — собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности.
Благодаря постепенному накоплению фактов сложились целые отрасли исторических знаний: гражданская история, политическая история, история государства и права, история хозяйства, военная история, археология, история культуры, музыки, языка, литературы.
С течением времени появился ряд вспомогательных исторических дисциплин: источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников), палеография (история древней письменности), геральдика (гербы), сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика (изучение названий географических пунктов) и другие.
Но история — не просто рассказ о том, что было в далеком прошлом. Это еще и попытка с помощью прошлого объяснить настоящее и даже заглянуть в будущее. Люди нередко судят историю, ее деятелей и при этом как бы судят сами себя.
История вершится в повседневности, но когда человек размышляет о ней, то обычно подразумевает под этим крупные события, чреватые опасностями или обещающие исполнение надежд. Люди, как правило, ощущают «поступь истории» в периоды серьезных социальных потрясений. Ход и цели событий в такие эпохи для человека непостижимы, но всегда опасны и страшны.
Но есть и другая история — творчества, горения, поиска, духа, созидающего многовековое здание культуры. Прогресс мировой культуры — это непрерывное прорастание настоящего из прошлого. Раньше историю творил миф, затем — религия, сейчас — наука. Но сквозь многотысячелетнее развитие мировой культуры, при всех разрывах и периодических спадах единой нитью тянется общая цепь исканий, объединяющая все проявления духовной мощи человека в освоении окружающего мира и мира в себе. В творческих взлетах человеческого гения запечатлены достижения общечеловеческой культуры. Человек в высших проявлениях философии, науки, искусства в полном смысле слова творил мир. Своими интеллектом, волей, талантом, энергией он разрушал традиционное, косное пространство устоявшейся культуры.
Всякий стремящийся к знаниям молодой человек должен знать историю своего отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство, и пользуемся всем как само собой разумеющимся. Не менее важно знать и мировую историю, тем более, что история в современных условиях стала полем политической борьбы, где сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные и идеологизированные точки зрения. В итоге вместо одних исторических мифов появляются другие, вместо одной полуправды — другая. Поэтому так важно показать действительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими сторонами, соблюдая объективность и
историческую правду. История нашего Отечества всегда была частью мировой цивилизации, подпитывала ее. Поэтому так важно изучать пути развития России в контексте мировой истории, обращая внимание на ее место в мировом историческом процессе.
Исторические источники
Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания, методов обработки и анализа источников.
Поэтому многие факты и явления истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического знания оцениваются иначе, чем пятнадцать-двадцать, а тем более, сто лет назад.
Исторические события представляют собой действия людей и результаты этих действий. История всегда складывалась из человеческих поступков. Поэтому в поисках причин тех или иных событий историки обращались к мотивам, побуждавшим людей к действиям, к целям, которые они перед собой ставили. Но одновременно становилось ясным, что исход событий далеко не всегда таков, каким хотели бы его видеть действующие в пространстве истории персонажи. Нередко в результате сознательных и целенаправленных человеческих действий получалось то, что не планировал, не желал и не ожидал никто даже из самых выдающихся участников исторических событий.
Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетельствует в пользу того, что знание истории позволяет лучше понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу по возможности точного научного осознания прошлого, что имеет не только нравственную, но и практическую ценность. По словам немецкого историка и философа И.Г. Гердера, «Пространства полны мудрости, а времена полны мнимого хаоса, и, однако, человек сотворен, очевидно, чтобы искать порядок, чтобы внести ясность в свой малый промежуток времени, чтобы
грядущее строить на прошедшем, — иначе зачем человеку память, зачем воспоминания?»
История, как правило, оперирует установленными фактами. Как и в других науках, в исторической науке постоянно идет накопление новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники — это как бы остатки прошлой жизни, свидетельства о прошлом.
Выделяют четыре основные группы исторических источников:
1) вещественные;
2) письменные;
3) изобразительные;
4) фонические.
Историки обнаруживают новые факты, документы и свидетельства, формулируют новые интерпретации, обращаются к ранее не исследованным аспектам прошлого. Все это неизбежно меняет их восприятие, приводит к формированию новой картины истории, которая через учебники, популярную литературу, по культурным и информационным каналам «просачивается» в общество, в обыденное сознание, приводит к изменению казавшегося незыблемым прошлого.
История не может включать в себя только положительные факты прошлого. Призывы «не очернять собственного прошлого» раздаются довольно часто. Но что они могут дать настоящему? Представим, что мы имеем дело с человеком, который своё прошлое описывает в виде непрерывной череды успехов и достижений. В некоторых национальных историях подобный подход распространён довольно широко. Но современность, которая «живет» подобным героическим прошлым, как правило, с трудом выносит потрясения, такие, например, что охватили Россию в конце XX столетия.
infopedia.su
История (наука) - это... Что такое История (наука)?
История (греч. Ιστορία, «исследование») — сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом, знание о котором прежде всего черпается из письменных источников. Ученые, работающие в этой области науки, называются историки. Они используют рассказы современников для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий[1][2][3][4]. Считается, что люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого (наступать на одни и те же грабли)[5].
Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (историография — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.
Николаос Гизис. Аллегория истории, 1892 г.
Истории, популярные в той или иной культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о короле Артуре, считаются обычно частью культурного наследия, а не "беспристрастным исследованием", которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины[6][7].
Этимология и смысл термина
Слово история пришло из греческого языка ( ἱστορία, historia), и происходит от праиндоевропейского слова wid-tor-, где корень weid-, «знать, видеть»[8] в русском языке представлен словами «видеть» и «ведать»[9].
В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путем исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле. Например, Аристотель использовал это слово в «Истории животных»[10]. Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству. В древнегреческом было также слово historeîn, «исследовать», которое сначала использовалась только в Ионии, откуда затем распространилась на всю Грецию и, в конце концов, всю эллинистическую цивилизацию.
В том же древнегреческом смысле слово «история» употреблялось Френсисом Бэконом в широкоупотребительном термине естественная история. Для Бэкона история — «знание о предметах, место которых определено в пространстве и времени», и источником которого является память (так же как наука — плод размышлений, а поэзия — плод фантазии). В средневековой Англии слово «история» чаще использовалось в смысле рассказа вообще (story). Особый термин история (history) как последовательность прошедших событий появился в английском языке в конце XV в., а слово «исторический» (historical, historic) — в XVII в.[11] В Германии, Франции и России в обоих смыслах по-прежнему употребляется одно и то же слово «история»[10].
Поскольку историки являются одновременно наблюдателями и участниками событий, их исторические труды написаны с точки зрения их времени и обычно не только являются политически пристрастными, но и разделяют все заблуждения своей эпохи. По словам Бенедетто Кроче, «Вся история — современная история». Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории путем рассказов о событиях и их беспристрастного анализа [11]. В наше время история создается усилиями научных институтов.
Все события, которые остаются в памяти поколений, в той или иной аутентичной форме составляют содержание исторической хроники[12]. Это необходимо для выявления источников, наиболее важных для воссоздания прошлого. Состав каждого исторического архива зависит от содержания более общего архива, в котором найдены те или иные тексты и документы; хотя каждый из них претендует на «всю правду», часть таких заявлений обычно опровергают. Кроме архивных источников, историки могут использовать надписи и изображения на памятниках, устные предания и другие источники[13], например, археологические. Поставляя источники, независимые от исторических, археология особенно полезна для исторических исследований, не только подтверждая или опровергая показания очевидцев событий, но и позволяя заполнить информацией временные промежутки, о которых нет свидетельств современников.
История одними авторами относится к гуманитарным наукам, другими — к общественным[14], а может и рассматриваться как область между гуманитарными и общественными науками[15]. Изучение истории часто сопряжено с определенными практическими или теоретическими целями, но может быть и проявлением обычного человеческого любопытства[16].
Историография
Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тем, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.
Философия истории
Философские вопросы в истории
Какова важнейшая единица в истории — личность? Гражданское общество? Цивилизация? Культура? Национальное государство?
Имеются ли в истории общие для всех образцы или какой-то прогресс? Цикличность? Не может ли вся человеческая история быть случайной и лишенной всякого смысла?
Философия истории — часть философии, пытающаяся решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся спекуляции о возможном телеологическом конце истории, то есть развивается ли история по какому-то плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени. Философию истории не следует путать с историографией, то есть с исследованием истории как академической дисциплины, которая имеет определенные методы, их практическое применение и собственную историю развития. С другой стороны, не следует путать философию истории с историей философии, то есть исследованием истории философской мысли.
Профессиональные историки обсуждают также вопрос, является ли история наукой или свободным искусством. Это разделение является в значительной степени искусственным, так как историю как область знания обычно рассматривают в разных аспектах[17][18][19].
Методы истории
Основы исторического метода
Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:
Когда исторический источник был написан?
Где он был создан?
Кем?
На каком ранее существовавшем материале основывался автор?
Какова была оригинальная форма источника?
Насколько источник заслуживает доверия?
Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.
Геродот (484—425 гг. до н. э.)[20] большинством историков считается «отцом» этой науки. Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником Фукидидом и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота и его религиозных коллег, Фукидид рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия[20]. Кроме того, Фукидид выделял хронологию событий и в своем рассказе придерживался нейтральной точки зрения.
Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145-90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.
На христианскую и вообще западную историграфию большое влияние оказал Аврелий Августин. Вплоть до XIX в. историю обычно воспринимали как результат линейного развития по плану, определенному Творцом. Гегель также следовал этой идее, хотя и придал ей более светский вид[16]. Из философии Гегеля идея линейного исторического прогресса попала и в марксистскую философию истории.
Арабский историк Ибн Хальдун в 1377 г анализировал ошибки, которые часто совершают историки. Он подчеркивал культурные различия между современностью и прошлым, что это требует внимательного отношения к источникам, выделения принципов, согласно которым можно дать им оценку и наконец, интерпретировать события и культуру прошлого. Ибн Хальдун критиковал предвзятость и легковерие историков[21]. Его метод заложил основы для оценки роли государства, пропаганды, средств коммуникации и систематической предвзятости в историографии[22], в связи с чем Ибн Хальдун считается «отцом арабской историографии»[23][24][25].
Среди других историков, оказавших влияние на становление методологии исторических исследований, можно упомянуть Ранке, Тревельяна, Броделя, Блока, Февра, Фогеля. Против применения научной методологии в истории выступали такие авторы, как Х.Тревор-Ропер. Они заявляли, что для понимания истории требуется воображение, поэтому следует считать историю не наукой, а искусством. Не менее спорный автор Эрнст Нольте, следуя классической немецкой философской традиции, рассматривал историю как движение идей. Марксистская историография, представленная на западе, в частности, работами Хобсбаума и Дойчера, ставит целью подтверждение философских идей Карла Маркса. Их оппоненты, представляющие антикоммунистическую историографию, такие как Пайпс и Конквест, предлагают интерпретацию истории противоположную марксистской. Существует также обширная историография с точки зрения феминизма. Ряд постмодернистских философов вообще отрицает возможность непредвзятой интрепретации истории и существования в ней научной методологии.
Исторические периоды
Разбиение истории на те или иные периоды используется для классификации с точки зрения определенных общих идей[26]. Названия и границы отдельных периодов могут зависеть от географического региона и системы датировки. В большинстве случаев, названия даны ретроспективно, то есть отражают систему оценок прошлого с точки зрения последующих эпох, что может влиять на исследователя, и поэтому к периодизации следует относиться с должной осторожностью[27].
История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:
В западной историографии окончание средних веков связывают с XVI в., после чего начинается единый период современной истории. Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории.
Исторические дисциплины
Антропология — изучение человека и его взаимодействия с миром.
Археография — теория и практика издания письменных источников.
Археология — изучение по вещественным источникам исторического прошлого человечества.
Архивоведение — изучение вопросов комплектования архивов, а также хранения и использования архивных документов.
Архонтология — изучение истории должностей в государственных, международных, политических, религиозных и других общественных структурах.
Бонистика — изучение истории печатания и обращения бумажных денежных знаков.
Генеалогия — изучение родственных взаимосвязей людей.
Геральдика — изучение гербов.
Дипломатика — изучение исторических актов (юридических документов).
Историческая география — наука на стыке истории и географии.
Историческая методология — изучение различных систем методов, которые могут быть использованы в процессе исторического исследования и специфики различных исторических научных школ.
Историческая метрология — изучение употреблявшихся в прошлом мер — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии.
История науки — история политических и правовых учений, история философиии т. п.
История религии — изучение возникновения и развития религиозных верований и сакральных культов, взаимосвязей и особенностей локальных и мировых конфессий.
Источниковедение — изучение исторических источников.
Краеведение — изучение архитектуры, биологии, географии, истории, культуры, литературы, медицины, религиозных культов, самоуправления, сельского хозяйства, спорта, топонимики, фортификации, экологии конкретного региона.
Медиевистика — изучение истории средних веков.
Нумизматика — изучение истории монетной чеканки и денежного обращения по монетам.
Палеография — изучение истории письма, закономерности развития его графических форм, а также памятников древней письменности.
Папирология — изучение текстов на папирусах, найденных в Египте.
Сфрагистика — изучение печатей (матриц) и их оттисков на различных материалах.
Хронология — изучение последовательности исторических событий во времени либо наука об измерении времени.
Эортология — изучение церковных праздников.
Эпиграфика — изучение надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.)
Этнография — изучение народов и этносов, их происхождения, культуры и поведения.
География
Регионы
Разделы
Военная история
Социальная история
История культуры
Политическая история
Гендерная история
Примечания
↑ Profesor Richard J. Evans The Two Faces of E.H. Carr. History in Focus, Issue 2: What is History?. University of London (2001). Проверено 10 ноября 2008.
↑ Professor Alun Munslow What History Is. History in Focus, Issue 2: What is History?. University of London (2001). Проверено 10 ноября 2008.
↑ Introduction // Knowing Teaching and Learning History, National and International Perspectives / Peter N. Stearns, Peters Seixas, Sam Wineburg (eds.). — New York & London: New York University Press, 2000. — ISBN 0-8147-8141-1
↑ Gary B. Nash The "Convergence" Paradigm in Studying Early American History in Schools // Knowing Teaching and Learning History, National and International Perspectives / Peter N. Stearns, Peters Seixas, Sam Wineburg (eds.). — New York & London: New York University Press, 2000. — С. 102–115. — ISBN 0-8147-8141-1
↑ George Santayana, "The Life of Reason", Volume One, p. 82, BiblioLife, ISBN 978-0559478062
↑ Peter Seixas Schweigen! die Kinder! // Knowing Teaching and Learning History, National and International Perspectives / Peter N. Stearns, Peters Seixas, Sam Wineburg (eds.). — New York & London: New York University Press, 2000. — ISBN 0-8147-8141-1
↑ David Lowenthal Dilemmas and Delights of Learning History // Knowing Teaching and Learning History, National and International Perspectives / Peter N. Stearns, Peters Seixas, Sam Wineburg (eds.). — New York & London: New York University Press, 2000. — ISBN 0-8147-8141-1
↑ Joseph, Brian (Ed.) & Janda, Richard (Ed.) (2008), The Handbook of Historical Linguistics, Blackwell Publishing (published 30 December 2004), p. 163, ISBN 978-1405127479
↑ 1 2 Whitney, W. D. The Century dictionary; an encyclopedic lexicon of the English language. New York: The Century Co, 1889.
↑ WordNet Search — 3.0, «History».
↑ Michael C. Lemon (1995).The Discipline of History and the History of Thought. Routledge. Page 201. ISBN 0415123461
↑ Scott Gordon and James Gordon Irving, The History and Philosophy of Social Science. Routledge 1991. Page 1. ISBN 0415056829
↑ Ritter, H. (1986). Dictionary of concepts in history. Reference sources for the social sciences and humanities, no. 3. Westport, Conn: Greenwood Press. Page 416.
↑ 1 2 Chapter 1 // The Shape of the Past. — Oxford University, 1997.
↑ Elizabeth Harris, In Defense of the Liberal-Arts Approach to Technical Writing. College English, Vol. 44, No. 6 (Oct., 1982), pp. 628—636
↑ Arise Cliodynamics. Nature 454, 34-35 (3 July 2008) | doi:10.1038/454034a; Published online 2 July 2008
↑ Arise Cliodynamics. sott.net/articles
↑ 1 2 Ancient Civilizations: The Near East and Mesoamerica. — Benjamin-Cummings Publishing, 1979. — С. p. 5.
↑ Ibn Khaldun, Franz Rosenthal, N. J. Dawood (1967), The Muqaddimah: An Introduction to History, p. x, Princeton University Press, ISBN 0691017549.
↑ H. Mowlana (2001). «Information in the Arab World», Cooperation South Journal 1.
↑ Salahuddin Ahmed (1999). A Dictionary of Muslim Names. C. Hurst & Co. Publishers. ISBN 1850653569.
↑ Enan, Muhammed Abdullah (2007), Ibn Khaldun: His Life and Works, The Other Press, p. v, ISBN 9839541536
↑ Dr. S. W. Akhtar (1997). «The Islamic Concept of Knowledge», Al-Tawhid: A Quarterly Journal of Islamic Thought & Culture 12 (3).
↑ The Nature of History. — The Macmillian Press LTD, 1970. — С. p. 169.
↑ The Pursuit of History. — Pearson Education Limited, 2006. — С. pp. 168–169.
См. также
Литература
Алексушин Г. В. История как наука. — Самара: Издательство Самарского педагогического университета, 2002.
Арнаутова Ю. А. Культура воспоминания и история памяти // История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени. — М.: Кругъ, 2006. — С. 47-55.
Блок М. Апология истории или ремесло историка. — 2-е изд. — М.: Наука, 1986.
Бочаров А. Б. Альтернативная история в контексте естественнонаучной парадигмы: версия системного анализа // Фигуры истории, или "общие места" историографии. Вторые санкт-петербургские чтения по теории, методологии и философии истории. — СПб.: Северная звезда, 2005. — С. 7-18.
Гордиенко А. Н., Дуда М. Ю. Вся история для школьников. — Минск: 2000. — ISBN 985-14-0107-2, 985-14-0990-1
Гринин Л. Е. Периодизация истории: теоретико-математический анализ // История и Математика: Проблемы периодизации исторических макропроцессов. — М.: КомКнига, 2006. — С. 53-79.
Зенкин С. Н. Микроистория и филология // Под ред. М.А. Бойцова, И.Н. Данилевского. Казус: индивидуальное и уникальное в истории 2006. — М.: Наука, 2007. — С. 365-377.
Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. — 2-е изд. — М.: УРСС, 2007.
Пивовар Е. И. Теоретические проблемы исторических исследований. — М.: 1998—2002. — В. 1 — 4.
Розов Н. С. Философия и теория истории. Книга 1. Пролегомены. — М.: Логос, 2002.
Смирнов И. П. Как рождается история? // Смирнов И. П. Генезис. Философские очерки по социокультурной начинательности. — СПб.: Алетейя, 2006. — С. 272—287.
Тойнби А. Постижение истории. — М.: Прогресс, 1990.
Дополнительное чтение
Ссылки
Книги по всеобщей истории в библиотеке Гумер
Библиотека исторической и философской литературы
История в Open Encyclopedia Project
Исторический портал — История, Археология, Этнография, Религия, Политология
История. Рефераты, карты.
Национальная историческая энциклопедия
Электронные ресурсы по истории на сайте Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
История в библиотеке Auditorium.ru.
Каталог исторических научно-образовательных ресурсов Ассоциации «История и компьютер».
Электронные ресурсы по истории.
«Историчка» — форум по истории: история, культура, философия.
История в библиотеке журнала Скепсис
Исторический портал «Новый Геродот» (форум и тематические проекты)
Каталог DMOZ: Российские исторические сайты
Рецензии на современные учебники по истории на страницах научно-просветительского журнала «Скепсис»
Отделение истории географических знаний и исторической географии Московского центра Русского географического общества
История в датах и событиях
Малинецкий, Георгий Геннадиевич Искус математической истории
Малинецкий, Георгий Геннадиевич Теоретическая история и математика
Историческое сознание (для чего нужна история)
В. Б. Кобрин. КОМУ ТЫ ОПАСЕН, ИСТОРИК?
Отчёт о II Международной конференции «Математическое моделирование исторических процессов»
Подборка исторических материалов от доисторического периода до наших дней
История России
История примеряет математические модели
Антигуа и Барбуда | Багамы | Барбадос | Белиз | Гаити | Гватемала | Гондурас | Гренада | Доминика | Доминиканская Республика | Канада | Коста-Рика | Куба | Мексика | Никарагуа | Панама | Сальвадор | Сент-Люсия | Сент-Винсент и Гренадины | Сент-Китс и Невис | США | Тринидад и Тобаго | Ямайка
Зависимые территории: Американские Виргинские острова | Ангилья | Аруба | Бермуды | Британские Виргинские острова | Гваделупа | Гренландия | Каймановы острова | Клиппертон | Мартиника | Монтсеррат | Навасса | Нидерландские Антильские острова | Пуэрто-Рико | Сен-Бартельми | Сен-Мартен | Сен-Пьер и Микелон | Тёркс и Кайкос
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
История как наука
Титульный лист
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….....3
1.Что такое история?.....................................................................................5
2.Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции……………………………………………………..……...8
3.Периодизация мировой истории……………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………...14
Список использованной литературы……………………………………….16
Введение
Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.
Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (Историография — отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре “историей” стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.
Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу — а не людям — при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.
1. Что такое история?
История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).
Обычно историю определяют как наук у о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в "Лету". Такое понимание истории является не точным и не полным, более того - внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть "свою былую жизнь". История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.
Примечательно, что в Древней Греции покровительницей истории была Клио - богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках - символ и залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.
История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом - это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это - прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: "История непосредственно касается нас... А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека".
Первоначальное значение слова "история" восходит к греческому "ioropia", что значит "расследование", "узнавание", "установление". Таким образом, первоначально "история" отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов. Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия " история". Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины.
Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и "жития", до исторических исследований начала Нового времени? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.
Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться "нерасчлененность" "философского" и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.
Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе "Опыт систематической энциклопедии знаний". Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные - на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные - на исторические и рациональные и т.д. В свою очередь "исторические" науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические (время) дисциплины.
В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:
1. "Теорематика" - " науки о пределах возможностей или о законах" (математика, физика, химия, биология, психология, социология).
2. " История" - " науки о реализованных возможностях или фактах" (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).
3. "Каноника" - " наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).
2. Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции.
Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука ? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.
Мы будем рассматр ивать истори ю как на уку в развитии человеческого общества во всем его многообразии. А поскольку история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.
Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке : "В научном языке слово " история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах" .
Историки изучают свой предмет во времени диверсифицировано, частями, под разными углами зрения. Неупорядоченность, дробность, неравномерность, "белые пятна" и "серые ниши" прошлого - таково полотно исторического времени. Но историческое знание в целом позволяет, когда необходимо, перевести взгляд и увидеть все многообразие "мира истории", структуры и связи, события и действия, бытие народов и повседневную жизнь героев и "маленького" человека, обыденное сознание и глобальное мировоззрение.
В связи с тем, что содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.
mirznanii.com
История как наука
История – это наука, занимающаяся изучением особенности деятельности человека в прошлом. Дает возможность определить причины событий, имевших место задолго до нас и в наши дни. Связана с большим количеством общественных дисциплин.
История как наука существует не менее, чем 2500 лет. Ее основателем считают греческого ученого и летописца Геродота. В античное время эту науку ценили и считали ее «наставницей жизни». В древней Греции ей покровительствовала сама богиня Клио, занимавшаяся прославлением людей и богов.
История – это не просто констатация того, что происходило сотни и тысячи лет назад. Это даже не только изучение процессов и событий, имевших место в прошлом. На самом деле ее назначение больше и глубже. Она не дает сознательным людям забыть прошлое, но все эти знания применимы в настоящем и будущем. Это - кладезь древней мудрости, а также знаний социологии, военного дела, и многое другое. Забыть прошлое – это значит забыть свою культуру, наследие. Также ошибки, которые когда-либо были допущены, не должны быть забыты, чтобы не повторить их в настоящем и будущем.
Слово «история» переводится как «расследование». Это очень подходящее определение, позаимствованное из греческого. История как наука расследует причины событий, имевших место, а также их последствия. Но это определение все же не отображает всей сути. Второе значение этого термина может восприниматься как «рассказ о том, что происходило в прошлом».
История как наука переживала новый подъем в эпоху Возрождения. В частности, философ Круг наконец-то определил ей место в системе учений. Чуть позже его подкорректировал французский мыслитель Навиль. Он все науки поделил на три группы, одну из которых так и назвал - «История»; в нее должны были входить ботаника, зоология, астрономия, а также и собственно история как наука о прошлом и наследии человечества. Со временем эта классификация претерпела некоторые изменения.
История как наука является конкретной, она требует наличия фактов, привязанных к ним дат, хронологии событий. Вместе с тем, она тесно связана с большим количеством других дисциплин. Естественно, среди последних была и психология. В прошлом и позапрошлом веке разрабатывались теории о развитии стран и народов с учетом «общественного сознания» и других подобных явлений. В такие доктрины свой вклад вложил и известный Зигмунд Фрейд. В итоге этих изысканий появился новый термин - психоистория. Наука, выраженная этим понятием, должна была изучать мотивацию поступков отдельных личностей в прошлом.
История связана с политикой. Именно поэтому ее могут толковать предвзято, приукрашая и живописуя некоторые события и тщательно замалчивая другие. К сожалению, в таком случае вся ее ценность нивелируется.
История как наука имеет четыре основных функции: познавательная, мировоззренческая, воспитательная и практическая. Первая дает сумму сведений о событиях и эпохах. Мировоззренческая функция предполагает осмысление событий прошлого. Суть практической - в понимании некоторых объективных исторических процессов, «учении на чужих ошибках» и воздержании от субъективных решений. Воспитательная функция предполагает формирование патриотизма, нравственности, а также чувства сознательности и долга перед обществом.
fb.ru
История [Всемирная, Всеобщая] — предмет, что изучает, разделы, дисциплина, понятия, термины, методы, вики — WikiWhat
Предмет изучения
Всеобщая история как область исторической науки занимается фундаментальными проблемами всемирно-исторического процесса. Она изучает историю человечества от первобытности до современности, анализирует многовариантность общественно-политического, социально-экономического и культурного развития регионов, стран и народов мира в различные хронологические периоды и эпохи. Она освещает историческую реальность в конкретно-исторических и теоретических аспектах.
Историческая наука основана на прочном фундаменте сохранившихся до нашего времени фактов. И всё же для объективного суждения о событиях, происходивших в глубокой древности, этих фактов порой недостаточно. Да и письменные источники ушедших и близких к нашему времени эпох (летописи, воспоминания, официальные документы) подчас грешат противоречиями, субъективными оценками, неточностями, идеологическими искажениями. Анализируя источники и, следовательно, высказывая свои предположения, можно ответить на главные проблемы истории: что движет развитием человечества? какова роль личности в истории? как менялась повседневная жизнь людей? как развивались искусство, наука, техника?
Прошлое человечества тогда становится силой, когда оно тесно связано с его настоящим. Познавая историю человечества, можно лучше понять себя и своё место в живом и многосложном потоке современных исторических событий, свидетелями и участниками которых суждено быть каждому человеку.
Историография
см. Этапы развития истории
В различных периодах развития общества существовало разное представление об истории.
В развитых обществах с сильной динамикой движение истории представляется от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Под историей чаще всего имеют ввиду именно историю цивилизованных обществ и подразумевают, что она берет начало около 4000 лет тому назад.
В традиционных (отсталых) обществах прошлое ставят выше современности. Стремление к нему как к образцу, идеалу ставится в качестве цели. В таких обществах преобладают мифы. В связи с этим их называют доисторическими обществами, т.е. они имеют исторического опыта.
Основные понятия истории
Основными понятиями исторической науки являются исторический факт и исторический источник.
Исторический факт
В зависимости от взглядов человека, его системы ценностей один и тот же исторический факт может получить различное толкование, приобрести разное значение. Ни одна из существующих теорий не может дать универсального и единственно верного объяснения событий и явлений прошлого. Вместе с тем различные подходы к изучению истории вовсе не означают отсутствия исторической истины: в процессе познания идёт постоянное движение к более точной картине развития человечества.
Исторический источник
см. Исторический источник
Созданные и сохранённые человеком предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и многое другое несут информацию о далёком прошлом. Это — исторические источники. Учёные стремятся привлечь как можно больше таких источников, что позволяет достовернее воссоздавать исторический процесс. Сотни тысячелетий знания о прошлом передавали устно от поколения к поколению, они сохранялись, видоизменяясь, в памяти человечества в виде мифов, легенд, героических песен. Отделить вымысел от действительно протекавших в глубочайшей древности явлений и событий подчас не представляется возможным. Для учёного устное народное творчество — самая трудная, но, пожалуй, и самая увлекательная область исследования.
Периоды истории
Всемирная История разделена по периодам. Основные периоды мировой истории: Доисторическая эпоха, Древний мир, Средние века, Новое время и Новейшее время.
Русский учёный В. П. Алексеев считает, что появление человека берет начало с формирования семейства гоминидов и трудовой деятельности. Историю формирования человека он делит на историю первобытного периода и историю последующего периода.
Доисторическая эпоха
см. Первобытное общество
Древний мир
см. Древний мир
История Древнего мира начинается с появлением человека на Земле. Завершается этот период в 476 г. н. э., когда перестала существовать Западная Римская империя. Это самый продолжительный отрезок времени в истории человечества.
Знать своё прошлое люди стремились во все времена, даже в самой глубокой древности. Один из первых историков — Геродот — в своём историческом сочинении вместе с описанием действительных событий приводит фантастические сказания, услышанные им в разных странах. История в то время ещё не стала наукой. Тогда действительные события и вымысел не разделяли.
Средние века
см. Средние века
Средние века длились более тысячи лет — от крушения Западной Римской империи (476 г.) до конца XV в. Следует сказать, что границы исторических периодов не всегда можно определить с точностью до века, они достаточно условны. Так, например, завершение периода Средневековья некоторые историки относят к концу эпохи Великих географических открытий, длившейся с середины XVI до середины XVII в.
Новое время
см. Новое время
Новое время — это период мировой истории, продолжавшийся в Европе от Великих географических открытий (1492 г.) до конца Первой мировой войны (1918 г.). По некоторой периодизации окончанием Нового времени принято считать 1918 г., год окончания Первой мировой войны.
Новейшее время
см. Новейшее время
Новейшее время началось в XX в., и охватывает нынешний, XXI в.
История континентов и государств
Америка
Северная Америка: США.
Южная Америка: Бразилия, Гватемала
Европа
Россия.
Азия
Восточная Азия: Китай, Япония.
Средняя Азия: Узбекистан.
Южная Азия: Индия.
Африка
Гана.
Исторические государства
Византия, Османская империя, Киевская Русь, Российская империя
Методология истории
Принципы исторической науки
Учёный-историк должен обязательно проверить достоверность, правдивость любых сведений, которые он хочет сообщить. Всё, что когда-то произошло, что было сделано, свершилось, учёные называют фактом. В переводе с латинского языка это слово означает «сделанное». Историк должен обязательно доказать, что произошедшее является фактом. Значит, слово «факт» имеет и другое значение — «правда», «истина». Но для историка недостаточно на основе фактов лишь назвать то, что произошло. Он должен установить, как и почему именно так происходили события в действительности. Кроме того, обязательно нужно назвать места событий и указать, когда они происходили, то есть назвать дату (день, месяц, год, столетие).
Изучая документы и вещественные источники, учёные восстанавливают исторические события.
На этом работа исследователя не заканчивается. В истории нет ничего случайного. Поэтому важно определить, что было до и после изучаемых событий, и установить связь между ними. И наконец, следует понять, каково значение того или иного события для истории страны или всего мира. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Методы исторического исследования
Историко-типологический метод
Историко-типологический метод широко используется в источниковедении. В частности археологи применяют его при изучении исторических источников археологических культур, упорядочивая и сопоставляя типичные (однородные) артефакты.
Историко-генетический метод
Историко-генетические методы позволяют связывать во времени и пространстве формирование отдельных народов по информации, заложенной в генах человека. Генетический код у всех людей устроен таким образом, что у каждого имеются 23 пары хромосом, в которых хранится вся наследственная информация, доставшаяся от обоих родителей. При формировании хромосомы около половины берется от материнской хромосомы и около половины от отцовской. При этом одна мужская хромосома — Y целиком передается от отца к сыну. Через определенное количество поколений происходят её мутации и чем больше мутаций, тем древнее общий предок. Тем не менее, до конца не ясно, есть ли чёткая корреляция между скоростью мутаций и равными временными промежутками.
Лингвистические методы
Лингвистические методы изучают изменение структуры языков, позволяя делать выводы об этапах его формирования. Методика анализа базируется на предложенном в середине XX века американским лингвистом М. Сводешом (M. Swadesh) подходе «датировки с помощью языка» — глоттохронологии. Основной словарный состав языка изменяется примерно с одинаковой скоростью. Если два языка произошли от общего предка, то каждый из них через тысячу лет сохранит порядка 80% изначальной базисной лексики. Значит, для родственных языков можно рассчитать период их разделения. Метод глоттохронологии был признан большинством лингвистов до возраста 89 тыс. лет — потом слишком мало становится в разошедшихся языках общих слов, велика вероятность ошибки. В отдельных случаях общие слова разных языков объясняются заимствованиями, но сфера т. н. базисной лексики очень устойчива и меняется крайне медленно (например, лексический массив понятий, связанных с деторождением).
Исторические дисциплины
Узнать прошлое историкам помогают различные науки, среди которых:
Картинки (фото, рисунки)
Периодизация истории
На этой странице материал по темам:
Суть кальвинизма
Страны африки во второй половине 20 века реферат
19 век -начало 20 события,наука,общественная мысль
Краткая информация что изучает история
Событие начало 19 конец 20
Вопросы к этой статье:
Что изучает наука история?
На какие главные вопросы отвечают историки, изучая прошлое?
Какие научные проблемы встают перед учёными, занимающимися изучением всеобщей истории?
Каким образом различные точки зрения на один и тот же факт способствуют его верификации (подтверждению истинности)?
Объясните значение слова «факт».
Почему надо тщательно проверять достоверность исторических материалов?
На какие группы делятся исторические источники?
Как различные типы источников способствуют достоверному воссозданию исторического процесса?
Можно ли представить себе историю без истории человечества?
Как определяются объективные критерии исторического прогресса?
wikiwhat.ru
§ 33. Наука и образование в Древней Греции
§ 33. Наука и образование в Древней Греции
Представления об окружающем мире
Греков всегда интересовал вопрос: как устроен окружающий мир? В Греции было немало людей, посвятивших жизнь поискам ответа на него. Их называли философами, то есть «любителями мудрости». Они занимались изучением природы и сделали множество важных открытий. Например, греческие философы первыми высказали мысль о том, что весь мир состоит из крохотных, невидимых глазу частиц – атомов. Они утверждали, что звезды – это не что иное, как огромные раскаленные массы вещества. Греческие философы пришли к мысли о том, что Луна не светит сама, а лишь отражает лучи Солнца.
Кого в Древней Греции называли философами?
Философы говорили, что мир не всегда был таким, каким его видят люди. Они считали, что первоначально на Земле существовали растения и только затем появились животные, а позднее и люди. Некоторые философы полагали, что первоначально все животные обитали в воде, но со временем некоторые из них приспособились жить на суше. От рыб же, думали они, произошел и человек.
Греческие историки
История как наука появилась в Древней Греции, а ее основателем считается Геродот, которого называют «отцом истории». До него никто не старался дать подробного описания исторических событий или составить полную историю какой-либо страны. Геродот написал подробную историю греко-персидских войн, где рассказал не только о сражениях и походах, но и о прошлом народов, участвовавших в этой войне. Чтобы собрать правдивый материал для книги, он объехал множество стран, беседовал с их жителями, слушал рассказы о прошлом. Эти рассказы и собственные наблюдения Геродота легли в основу труда, который называется «История».
Геродот. Древнегреческая скульптура
Другим замечательным греческим историком был Фукидид. Во время войны между Афинами и Спартой он командовал афинским флотом и был хорошо осведомлен о всех ее событиях. Фукидид оставил подробное описание этой войны.
Фукидид. Древнегреческая скульптура
Перу историка Ксенофонта принадлежит увлекательное повествование о походе 10 тысяч греков в Персию. Греческие воины были наняты братом персидского царя, пытавшимся захватить власть. Переворот не удался, и грекам пришлось пробиваться обратно на родину по враждебной стране. Сам ученый принимал участие в этом тяжелом походе. Ксенофонт назвал свою книгу «Анабасис», что значит «восхождение». Он подробно описал и героический поход, и те земли, по которым довелось пройти грекам.
Развитие науки в Древней Греции
Больших успехов добились греческие математики. Они, например, знали, как измерить высоту здания по его тени, умели предсказывать солнечные и лунные затмения. Самым известным из них был знаменитый Пифагор. Он составил таблицу умножения и сделал много других важных открытий. Греки лучше многих других народов древности были знакомы с географией и умели составлять карты. Землю они представляли в виде круглого острова, окруженного бесконечным океаном. В центре ее они помещали Средиземное море, которое как бы делило всю Землю на две части – северную и южную. Высокого уровня развития достигла в Греции медицина. Самым выдающимся древнегреческим врачом был Гиппократ, живший в V веке до н. э. Он учил, что болезни надо не лечить, а помогать организму самому преодолевать их. Гиппократ написал научные труды о пользе правильного питания и диеты, о составлении лекарств, об операциях.
В храме древнегреческого бога врачевания Эскулапа. Английский художник Дж. Уотерхаус. XIX век
Одним из самых знаменитых греческих ученых был Аристотель, живший в IV веке до н. э. Он обладал огромными познаниями во многих областях и высказал множество смелых идей. Например, Аристотель утверждал, что Земля не остров, а шар, неподвижно покоящийся в центре Вселенной. Ее окружает твердый небесный свод, вокруг которого вращаются Солнце, Луна и звезды. Аристотель оставил подробное описание устройства Афинского, Спартанского и других греческих государств. При этом он сравнивал их между собой, подмечал достоинства и недостатки. В его работах сохранились многие ценные сведения по истории Греции.
Аристотель. Древнегреческая скульптура
Как воспитывали и обучали детей
До семи лет мальчиков воспитывали вместе с сестрами на женской половине дома. Там они вместе играли, а по вечерам, сидя у домашнего очага, слушали рассказы старших об истории Греции, о ее богах и героях. С семи лет мальчики ходили в школу, где их учили читать, писать и считать. Греки использовали письменность, основанную на финикийском алфавите. Писали школьники на деревянных дощечках, покрытых тонким слоем воска. Для этого использовали заостренную с одной стороны палочку – стило. Его обратной, тупой стороной стирали написанное, если допускали ошибки. Обучение в школе было доступно практически всем. Так что большинство свободных людей были образованными людьми.
Как вы думаете, почему греческая письменность основывалась на финикийском алфавите?
По достижении двенадцати лет юноши помимо обычной школы начинали посещать еще и школу гимнастики – палестру. Их учили бегать, прыгать в длину и высоту, метать диск и копье, бороться. Когда грек достигал восемнадцатилетнего возраста и становился совершеннолетним, он начинал изучать военное дело. Юноша проводил два года в военном лагере, где нес службу, обучался владеть копьем и мечом, сражаться в едином строю, метать дротики, стрелять из лука.
Обучение юноши. Роспись на вазе
Став взрослыми, греки не прекращали занятий гимнастикой и физическими упражнениями. Они считали, что каждый свободный эллин обязан заботиться о своем физическом здоровье и красоте тела.
Греческие девочки школ не посещали. Эллины считали, что для них главное – не получить образование, а вырасти покорными женами и хорошими матерями. Главным женским достоинством считалась скромность, подчинение воле отца, а затем мужа и умение вести хозяйство. Единственным государством Греции, заботившимся об образовании девочек, была Спарта.
Подведем итоги
Древнегреческие ученые внесли большой вклад в развитие науки, и многими их изобретениями и открытиями мы пользуемся и сейчас. Воспитание в Древней Греции было направлено на подготовку закаленных воинов и образованных людей, способных и защищать свой полис, и уметь управлять им.
«Чтобы не изгладились с течением времени великие и удивительные дела, совершенные греками и варварами, а также причина, из-за которой они воевали».
Геродот о цели написания «Истории»
Вопросы и задания
1. Как представляли себе устройство Вселенной древнегреческие ученые?
2. О каких событиях рассказывается в трудах греческих историков?
3. Каких ученых Древней Греции вы знаете? Чем они прославили свои имена?
4. Что изучали в греческих школах и палестрах?
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук - 20 Мая 2012 - Блог
Среди почти 2000 наук о человеке и окружающем его мире особое место занимает история. История относится к общественным наукам. Предмет ее исследования — человечество, содержание — процесс его развития, задача — выявление направленности этого процесса, его временных и пространственных рамок, движущих сил, общих закономерностей. База исторической науки — исторические источники (материальные и письменные), запечатлевшие явления и процессы в развитии человечества, ее инструментарий — научные методики их исследования, анализа и интерпретации.
История — наука многоотраслевая. Она включает несколько самостоятельных направлений: историю политическую, экономическую, культурную, религиозную, военную, государства и права и др. По ширине охвата материала она подразделяется на историю мира в целом (всемирную историю), отдельных континентов, стран и народов (например, России), регионов (например, балканистика, кавказоведение) и т. д.
История — наука комплексная. Большинство исторических проблем решается во взаимодействии с другими общественными науками (философией, экономикой, социологией, психологией, лингвистикой, статистикой и др.), а также десятками вспомогательных исторических дисциплин. Важнейшими из них являются: археология (изучает историю человечества по материальным остаткам его жизнедеятельности), этнография (исследует культуру, быт и нравы народов, находящихся на разных ступенях исторического развития), антропология (изучает изменчивость физической организации человека в пространстве и времени по его костным останкам), хронология (изучает системы летоисчисления). В современной исторической науке широко используются также методы и новейшие открытия естественных наук — химии, физики, биологии, генетики, геологии. На их стыке рождаются новые междисциплинарные науки (такие, как историческая география, палеоматериаловедение и др.).
/О^ Среди вспомогательных исторических дисциплин — палеография, нумизматика, XX сфрагистика, геральдика, топонимика. Раскройте их названия и объясните, чем они занимаются. Приведите примеры.
История — наука социальная. Она имеет особые общественные функции. Главными из них являются: научно-познавательная, политико-практическая, прогностическая, воспитательная, а также функция социальной
Нимяти. Ннбор этих функций примерно одинаков для всех исторических лпох, одннко изменяется их соотносительная ценность, отражая представлении и требования своего времени. Социальные функции истории имеют исключительно важное значение для выработки гражданских качеств, ирннстненных ориентиров, самоидентификации общества.
2. Этапы развития исторической науки
История — одна из древнейших наук. Интерес к прошлому пробудился у человека в глубокой древности, но представления о нем первоначально развивались в рамках мифологического сознания. В мифах и (позднее) л носе в особой мифопоэтической форме осмысливались создание вселенной (космогония), происхождение богов (теогония) и людей, возникновение племен и царств, устроение общественной жизни и т. п. Отдельные элементы историописания уже можно обнаружить во II тыс. до н. э. на Древнем Востоке: в надписях, прославлявших деяния египетских фараонов, анна-лпх ассирийских царей, позднее — в сюжетах Ветхого Завета (древнейшей чисти Библии).
Однако наука история, как и наука вообще, родилась позже и в другом месте — в Древней Греции. История как наука — продукт исторического познания: оно основывается на фактах, стремится постичь суть явлений и процессов, установить их истинные причинно-следственные связи, формирует особое видение истории — как определенной целостности, изменяющейся во времени и пространстве.
Такое познание зародилось в VI—V вв. до н. э. в наиболее развитых греческих городах на западном побережье Малой Азии (Ионии). Само слово «история» (греч. — расспрашивание, описание, рассказ о прошлых событиях) принадлежит ионийскому диалекту древнегреческого языка.
В эпоху Древнего мира вершиной исторической мысли стали труды античных, то есть древних греческих и римских (от лат. апИдииз — древний), историков. Их непосредственными предшественниками были логографы (греч. логос — слово, рассказ) — первые древнегреческие прозаики (н отличие от эпических поэтов). В свои сочинения наряду со сведениями но географии, этнографии и мифологии они уже вводили описания реальных событий. Самым известным из логографов был Гекатёй Милетский (VI V кн. до н. э.). Труды логографов сохранились лишь в отрывках.
11ерным историком принято считать грека Геродота (480—425 гг. до н. э.), пмторп «Истории» в девяти частях (книгах), повествующей о греко-персидских мой них. Почти половина его труда посвящена описанию стран и народов, нричигтиых к этим событиям. Собирая материал, автор объездил значительную чисть известного грекам мира (побывал в Египте, Месопотамии, Причерно-моры1). В споем изложении событий он старался следовать фактам'и давать им цпциоплльпое объяснение. Уже в древности Геродота называли «отцом
Введение
Геродот
истории». Тем не менее многие считают первым подлинно историческим сочинением «Историю» Пелопоннесской войны его младшего современника Фукидйда (451—396 гг. до н. э.). В ней впервые был поставлен вопрос о методе исторического исследования и сделана первая попытка ответить на него.
Знаменитый древнегреческий историк Полйбий (200—120 гг. до н. э.) написал первую «Всеобщую историю» , которая охватывала события во всем известном ему мире — Средиземноморье. Ее главная тема — завоевание Римом мирового господства, основной принцип — стремление к исторической правде. Великий римский историк Корнелий Тацит (55—120) в своих «Истории» и «Анналах» создал захватывающую по драматизму историю Римской империи, первым обратив внимание на роль личности в истории.
История делала первые шаги и на Древнем Востоке. ВIII в. до н. э. образованные жрецы — египтянин Манефон и вавилонянин Бёрос — изложили истории своих стран, соответственно Египта и Вавилонии. От обеих историй, написанных по-гречески по заказу эллинистических царей, сохранились лишь небольшие отрывки. «Китайским Геродотом» часто называют тайшигуна (придворного летописца) Сыма Цяня (145—90 гг. до н. э.), автора прославленных «Исторических записок» («Ши цзи»). Построенные как жизнеописания выдающихся деятелей, они освещают историю Китая с мифических времен до времени жизни автора.
В эпоху Средневековья на Западе господствовала иная, чем в античности, идея истории, основанная на религиозном миропонимании. Главной задачей истории стало подтверждение Священного Писания, а сама история превратилась в жанр христианской литературы. Основная ее идея — провиденциализм (от лат. ргоъгаепПа — провидение), объясняющий судьбу всего сущего, в том числе ход истории, замыслом Творца.
Основы этого подхода заложил величайший христианский богослов епископ Аврелий Августин (354—430). В его грандиозном труде «О граде Божием» как человечество, так и «священная» всемирная история впервые предстали единым целым. Выдающимся историком раннего Средневековья был епископ Григорий Турский (VI в.), которого называют «Геродотом варварского мира». Его «История франков» в десяти книгах также представлена автором как часть всемирной библейской истории от «Сотворения мира».
В эпоху Средневековья развитие исторической науки продолжалось и на Востоке. Сыма Гуан (1019—1086) создал огромный труд «Всепроникающее зерцало, управлению помогающее» — сводную историю Китая. Выдающимися арабскими историками были Табарй (ок. 839—923), автор истории стран Ближнего Востока («История пророков и царей»), и Яку-
бй (?—897), в сочинениях которого приведены сведения по истории Ассирии, Кгипта, Вавилонии, Арабского халифата, ислама. Позднее прославилась всемирная история («Книга поучительных примеров...») величайшего арабского мыслителя Ибн Халдуна (1332—1406) — одного из первых теоретиков истории цивилизации.
Эпоха Возрождения утвердила антропоцентрическую концепцию мира и истории. Главное в ней — интерес к личности, народу, стремление отделить собственно историю от религии. Блестящий пример этого — трактат мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли (1469—1527) «Государь». Идея автора — делами мира управляют «естественные закономерности» времени и истории, которые человек может познать и использовать.
Достижением эпохи Нового времени был историзм — подход к истории как к прогрессивно развивающемуся процессу. С этой позиции просветителями XVII—XVIII вв. были написаны лучшие образцы «философской истории», например: «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» А. Кондорсе (1743—1794), «Опыт о нравах» Вольтера (1694—1778), «Письма об изучении истории» лорда Болингброка (1678—1751) и др.
Однако историзму Просвещения была присуща двойственность, совмещение рационализма и идеализма в понимании истории. Один из основоположников историзма итальянский историк Джамбаттиста Вйко (1668—1744) и труде «Основания новой науки об общей природе наций» утверждал, что история имеет одновременно провиденциальный и объективный характер. Великий немецкий философ и историк Иоганн Гердер (1744—1803) и « Идеях к философии истории человечества» — грандиозной картине пути, пройденного всем человечеством, — основываясь на идее исторического прогресса, считал, что последний предопределен Творцом, тождественным природе. Оба труда оказали колоссальное влияние на умы современников.
Введение
На Новое время приходится создание первых обобщающих трудов по отечественной истории. В XVIII в. вышли пятитомная «История Российская с древнейших времен» историка и государственного деятеля В. Н. Татищева (1686—1750) и сочинение с тем же названием, но в семи томах историка и публициста князя М. М. Щербатова (1733 —1790). Событием в жизни России первой половины XIX в. стало издание в 12 томах «Истории государства Российского» известного писателя и государственного деятеля Н. М. Карамзина (1766— 1826). Впечатление российского общества от этого труда выразил А. С. Пушкин: «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Коломбом». Во второй половине XIX в. фундаментальную «Историю России с древнейших времен» в 29 томах написал академик С. М. Соловьев (1820—1879).
Огромное значение для развития исторической науки имело формирование в XIX в. исторического материализма как метода исторического познания. Его последовательное воплощение связано с именами К. Маркса (1818—1883) и Ф. Энгельса (1820—1895) и марксизмом.
В Новейшее время появились новые исторические дисциплины (история Древнего Востока и археология первобытности), которые значительно расширили пространство и время истории. Сложился ряд новых концепций исторического развития: «цивилизационная» британского философа и историка Арнольда Тойнби (1889—1975), «осевого времени» немца Карла Ясперса (1883—1969), «индустриального общества» У. Ростоу, «постиндустриального общества» О. Тоффлера, К. Кларка и др.
Широкое распространение получили «цивилизационные» концепции. Само понятие «цивилизация» (от лат. сшШз — государственный, городской, гражданский) ввели еще французские просветители в XVIII в. как обозначение организованного человеческого общества. В начале XIX в., с утверждением линейно-поступательной концепции истории, термин «цивилизация» стал обозначать определенную стадию в развитии общества. Поскольку выяснилось, что «цивилизованные общества» отличались друг от друга, появилось также понятие «локальные циви лизации».
В XX в. один из самых оригинальных вариантов «цивилизационных» концепций предстает в двенадцатитомном труде «Постижение истории» Тойнби. Автор выделил и классифицировал типы «локальных цивилизаций». Каждая из них, на взгляд автора, являла собой замкнутый организм, проходивший одинаковые стадии развития (зарождение, рост, надлом и распад). .')ти «локальные цивилизации» (от 18 до 36) он и считал единицами всемирной истории.
3. Периодизация истории
Осознание истории как длительного процесса вело к попыткам ее периодизации, т. е. выделению значимых и отмеченных общностью этапов. Предложено много способов ее членения, основанных на различных критериях и разном понимании истории.
Древнейшим, еще «мифологическим», было деление жизни человечества на прошлое — «золотой век», когда миром правили боги, и настоящее — век людей, «испорченный». Так, греческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.) в поэме «Труды и дни» говорит о пяти веках: золотом, серебряном, медном, героическом и железном, каждый — тяжелее предыдущего.
Другая родившаяся в древности периодизация (первым ее предложил ученик Аристотеля Дикеарх, IV в. до н. э.) построена на выделении способа жизнеобеспечения: охотничье-собирательского, пастушеского, земледельческого; много позже (в XVIII в.) к ним был прибавлен торгово-промышленный.
Рано сформировалась идея цикличности, суть которой — повторяемость :>тнпов развития всех обществ и государств: зарождения, зрелости, падения. Впервые она появилась у Ибн Халдуна, впоследствии в разных формах ее развивали Дж. Вико, Н. Макиавелли и многие другие.
Сложившаяся в эпоху Просвещения концепция поступательного развития общества (культурного прогресса) делила его историю на стадии дикости, варварства и цивилизации.
Еще в эпоху Возрождения в XV в. итальянские гуманисты ввели принципиально новую периодизацию истории, под которой понималась лишь история писаная. Причисляя себя к Новому времени, они выделили его исторических предшественников: период античности (греко-римский, идеалам которого они подражали) и срединный период, «средние века» (для них — «темные», время безраздельного господства христианской религии). Таким образом, были выделены три всемирно-исторические эпохи. В эту схему позднее (по существу в XIX в., когда перед историками стал открываться мир Древнего Востока) был включен древневосточный период как предшествующий периоду античности.
Тогда же А. Сен-Симон (1760—1825) предложил периодизацию, основанную на различии форм труда: рабского, феодального, наемного и свободного от эксплуатации. Этот подход был использован в одной из наиболее обоснованных систем периодизации всемирной истории — марксистской. В ее основе лежит способ производства, т. е. исторически определенный способ добывания материальных благ в обществе, образующий единство производительных сил и производственных отношений. Соответственно история человечества членится на пять последовательных общественно-экономических эпох (формаций): первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.
В концепциях постиндустриального общества в качестве критерия периодизации истории взяты типы общественного производства: первичное (сельское хозяйство), вторичное (обрабатывающее промышленное), третичное (сфера услуг). Им соответствуют три типа сменяющих друг друга обществ: аграрное, индустриальное и постиндустриальное (технотронное).