Древняя греция женщины. Методы лечения женщин в Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Судьба женщины в Древней Греции кратко. Древняя греция женщины


Методы лечения женщин в Древней Греции

Zefirka > Медицина > Методы лечения женщин в Древней Греции

Хотя греки были одножёнцами, жизнь гречанок была похожей на ту, что традиционно вели в мусульманских странах. Гречанки жили на женской половине дома и выходили в город только в самом крайнем случае, скрывая лицо завесой. Считалось, что лучше не делать этого до достижения старости. Но не только быт представлял трудности. Представления об анатомии женщин и их лечении были, на современный взгляд, совершенно дикарскими.

1.

Методы лечения женщин в Древней ГрецииВ общем и целом многие болезни женщинам лечили так же, как мужчинам. Но был нюанс. Если мужчинам советовали обязательно добавить к курсу лечения занятия гимнастикой, или бегом, или музыкой, или пением, для женщины это всё считалось не только ненужным, но и даже предосудительным. Главной «гимнастикой» для женщины был труд по дому, да ещё простые развлечения вроде качелей или танцев с дочерьми и рабынями за стенами гинекея — женской половины.

2.

Методы лечения женщин в Древней ГрецииИзображение Деметры, богини плодородия, кисти Эвелин де Морган.Конечно же, исключением были спартанки. Их женщинам, как и мужчинам, предписывалось много заниматься спортом. И в Спарте, и в остальной Греции женщину с физическим изъяном, несовершенной фигурой, испортившимся лицом считали виновной в своём состоянии — якобы оно отражает, в первую очередь, состояние души.Представления врачей Древней Греции о женской анатомии кажутся очень странными. Так, Аристотель полагал, что девочка — это недоразвившийся в утробе мальчик, у которого просто гениталии не вышли нормально наружу. Казалось бы, если девочка — то же, что мальчик, то можно бы дать им равные права, но, как мы помним, греки считали отклонения от нормы знаком богов, что человек чем-то плох по натуре своей. Аристотель также считал, что от природы у женщины меньше зубов, и не знал, что влагалище и уретра не едины.

3.

Методы лечения женщин в Древней ГрецииБогиня Афина покровительствовала и врачевателям тоже. Картина Ребекки Гуэй.Популярное учение о том, что в человеке взаимодействуют четыре жидкости, давало неожиданные ходы в лечении больных. Так, женщинам с гиперменореей — опасно обильными менструациями — выпускали кровь. Логика была такая: раз крови выходит так много, значит, её слишком много в организме, и надо лишнюю стравить. Надо ли говорить, что в результате такого лечения выживали только сильнейшие?В качестве причины той или иной хвори у женщины врач мог счесть нехватку половой жизни. Считалось, что женщины гораздо темпераментнее мужчин и просто помешаны на сексе. Так что врач мог прописать мужу больной почаще её навещать (правда, при этом даже не подразумевалось, что супруге нужен оргазм — главное, сам факт). А если ему гораздо больше нравятся юноши или общество гетер, всегда можно было купить качественно исполненный заменитель из кожи. Они были очень популярны у греческих дам.

4.

Методы лечения женщин в Древней ГрецииПокровительница животных Артемида не интересовалась человеческими делами. Картина Гийом Сеньяка.Считалось, что если непомерный женский половой инстинкт не удовлетворять, то её матка начнёт буквально блуждать по организму. Блужданием же матки объясняли преждевременные роды. Лечили в таком случае просто: клали женщине на живот немного навоза. Греки верили, что женский организм очень любит нечистоты, и матка сама устремится на нужное место, так сказать, на запах. После выкидыша на ранних сроках лечили немногим лучше: давали выпить жареные экскременты мула, размешанные в вине.Блуждать матке было нетрудно, поскольку, по представлениям греков, у женщины в животе было много пространства. Поэтому бытовал такой способ определения беременности, как закладывание в вагину завёрнутого в тряпицу лука. Если наутро у женщины тянет луком изо рта, значит, место внутри ещё не закрыто распухшей от беременности маткой. Точных данных по эффективности метода, к сожалению, греки нам не оставили.Другой странный способ определения беременности, который практиковался в те времена — перед глазами женщины растирали красный камень, и если пыль оседала на белки глаз, женщина считалась беременной.

5.

Методы лечения женщин в Древней ГрецииБогини Афина, Гера и Афродита перед Парисом. Каждая из них по-своему покровительствовала греческой женщине. Картина Франца фон Штука.Хотя сколько-то наследников от женщины ожидалось обязательно, греки постоянно искали эффективные способы предохранения. Там, где можно было достать действующие травы, делали из-них снадобья, в остальных местах выкручивались. Чтобы предотвратить зачатие, мужчине рекомендовали использовать большое количество смазки из оливкового и кедрового масла (а Аристотель считал, что в неё нужно добавить ещё и свинца). Женщине же советовали после соития сесть на корточки и почихать. А для самого соития — если целью беременность не была — считалась хорошей поза наездницы.Если муж с симпосиумов (пьянок в кругу товарищей и музыкантов лёгкого поведения) приносил домой герпес, женщине приходилось несладко. По рекомендации греческих врачей, пузыри герпеса следовало выжигать раскалённым железом!В Спарте полагали, что девушка перед первой брачной ночью может быть очень скована. Чтобы она возбудилась, ей давали айвы. Неизвестно, давали ли к айве наставления жениху и невесте по правильному поведению в постели.

6.

Методы лечения женщин в Древней ГрецииБожеством правосудия тоже была дама, Фемида, и ей помогала дочь, богиня правды Дике. Портрет Фемиды от Антона Лосенко.Большую часть греческой истории врачи избегали ведения родов и участия в них. Женщина рожала либо самостоятельно, либо с помощью подоспевшей повитухи. Врачи, правда, повитух консультировали и писали для них пособия. К врачам обращались также в случае, если роды были настолько трудные, что женщина вот-вот умрёт. Обычно она всё равно умирала, зато врач мог сделать кесарево сечение на остывающем трупе и спасти младенца. По легенде, именно так родился человек, научившийся у Афины врачеванию и ставший потом богом медицины — Асклепий.Гиппократ очень интересовался женским организмом, настолько, что смог найти у женщины клитор (он называл его «маленькой колонной»). Знаменитый врач полагал, что мальчики и девочки развиваются у женщин в разных половинах матки, и по тому, смотрят соски вниз или вверх, можно определить пол будущего ребёнка. Кроме того, если ребёнок во время родов шёл вперёд тазом или ногами, Гиппократ считал, что помощь невозможна принципиально и ребёнка надо разрезать и вытаскивать кусочками. Довольно шокирует на фоне того, скольким древним культурам было известно, как принимать ребёнка при неправильном предлежании (пусть даже не всегда выходило успешно). Возможно, акушерки Древней Греции тоже знали, что предпринять, но Гиппократ счёл ниже своего достоинства с ними советоваться.

7.

Методы лечения женщин в Древней ГрецииУвы, богини, защищавшие женщин, не могли защитить даже самих себя. Геру изнасиловал её брат Зевс, после чего ей пришлось стать его женой. Портрет Геры от Данте Габриэля Росетти.Врачи-мужчины не имели права осматривать своих пациенток и только опрашивали их, а врачей-женщин не было. Известна отважная девушка, которая пыталась переломить эту ситуацию. Жительница Афин по имени Агнодика решила изучать медицину в Александрии. Для этого ей пришлось не только носить мужскую одежду, но и остричь волосы — для гречанки практически немыслимое действие, ведь такую причёску носили проститутки.Однажды Агнодика явилась лечить некую заболевшую женщину. Та, конечно, наотрез отказалась допустить к себе врача. Тогда Агнодика показала потихоньку пациентке грудь. Женщина успокоилась, и Агнодика смогла осмотреть её и назначить лечение — кстати, такое, как назначали мужчинам, поскольку медицина в те времена уже продвинулась и отошла от экскрементов. Больная поправилась, но оказалась неспособна держать секреты при себе, и вскоре тайна Агнодики стала известна всей Александрии. Врачи города подали на неё жалобу. Однако во время суда толпа горожанок атаковала судей, называя их врагами женщин, и судьи разрешили не только Агнодике, но и любой женщине отныне изучать медицину и заниматься врачеванием. Правда, неизвестно, воспользовался ли этим разрешением кто-то после отважной афинянки. Всё же для обучения пришлось бы ходить в место, полное мужчин — это было очень нескромно.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/130618/39307/

Медицина Июнь 15, 2018 163 просмотра

wpDiscuz

zefirka.net

Великие женщины Древней Греции | useria.ru

Великие женщины Древней Греции

Кадр из фильма «Агора» (2009)

Считается, что в период античности женщин не слишком уважали, вплоть до того, что были места, где им и появляться было запрещено. В свете таких событий особенно удивительными кажутся истории о женщинах, которые не только пользовались уважением, но и занимались науками и даже создавали гениальные для тех времен изобретения.

В период античности женщины не были бесправными и бессловесными существами, как может казаться. Они имели возможность обучаться философии, естественным наукам и литературе.

Гипатия Александрийская

Например, Гипатия Александрийская (ок. 360–415 гг.) была настоящим примером прекрасно образованной женщины, которую можно с полным правом назвать одной из действительно немногочисленных образованных женщин за следующие за античностью пятнадцать веков истории мира. Современная математика и астрономия обязаны этой женщины очень многим. На фото вверху в роли Гипатии — актриса Рэйчел Вайс (Rachel Weisz).

Прославилась Гипатия Александрийская тем, что руководила собственной философской школой, изучала многие естественные науки, и изобрела прибор, с помощью которого многие века люди определяли координаты небесных тел — астролябию. Гипатии принадлежит и авторство прибора для определения плотности жидкостей.

Аглаоника (Аганис Фессалийская)

Еще одна известная женщина того периода — Аглаоника, или Аганис Фессалийская (II век до н. э.), была прекрасным астрономом и могла с точностью до часа предсказывать солнечные и лунные затмения.

Агнодика

Первым в истории медицины женщиной-гинекологом также стала гречанка — Агнодика, которая, будучи переодетой в мужчину, тайно присутствовала на занятиях по медицине. В конечном итоге обман раскрылся и Агнодика получила право заниматься медициной официально, благодаря чему открыла этот путь и всем последующим женщинам-медикам.

Великие женщины Древней Греции

Агнодика Афинская

Дамо

Говоря о женщинах, оставивших свой след в науке и истории древней Греции, невозможно не рассказать о дочери знаменитого Пифагора — Дамо (535-475 гг. до н.э.). Эта женщина в течение многих лет хранила и изучала труды своего отца, посвященные математике, а, позднее, опубликовала некоторые из них, рассказывающие об открытиях Пифагора. Считается, что именно Дамо описала такие геометрические фигуры, как куб и тетраэдр.

Арета из Кирены

Прославилась своими познаниями Арета (IV в. до н. э.) — дочь основателя Киринейской школы философии Аристиппа. Эта женщина посвятила свою жизнь изучению математики, физики и философии, написала более сорока научных книг и стала, в итоге, руководителем отцовской школы. Более ста философов древней Греции вышли именно из этой школы.

Таким образом, становится очевидно, что женщины в древней Греции не были абсолютно бесправными и лишенными каких-либо возможностей. Среди них, так же как и среди женщин современности были и великие ученые, и писатели и преподаватели.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Другие интересные статьи сайта

Три способа обмануть смерть

Холодное клубничное пирожное готовим дома...

Идиотские инструкции и предупреждения, составленные «дуракам...

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

useria.ru

Судьба женщины в Древней Греции кратко

О том, как жила женщина в Древней Греции, попробуем кратко разобраться. Положение женщины в древнегреческом обществе было не завидным. Мужчины не допускали слабый пол к публичной жизни, ни к сфере власти. Философия Древней Греции предполагала, что понятие «человек» относится исключительно к мужчине. Скорее всего, это обусловлено тем фактом, что мужчина добытчик и кормилец, который занимается обеспечением семьи, а женщине остаются домашние дела, без права распоряжаться имуществом.

Эллины не могли уподобиться варварам и иметь две или более жен. И все же, женщина продолжала быть зависимой от мужчин. В начале от отца, а дальше от мужа. Родственные связи считались исключительно по линии отца.  Когда девушка достигала брачного возраста, то родители выбирали ей жениха. Стоит отметить, что браки в Древней Греции не имели ценности в том, понимании, в котором мы привыкли. Заключались обоюдно выгодные соглашения, при котором девушка просто передавалась из дома отца в дом мужа. Холодные отношения между мужем и женой были нормой. В теории порицалась неверность обоих супругов, но на практике наказание несла только женщина. Муж имел право безнаказанно убить неверную жену. Если же вопрос  решался по закону, то женщину попросту выгоняли из дома, она становилась опозоренной и подвергалась страшным унижениям. Женщина должна была рожать детей, которых она воспитывала до семи лет, а дальше их отдавали на воспитание.

Для того, чтобы выйти на улицу, женщине нужно было брать с собой рабыню. Поведение женщины должно было быть незаметным, причем как на улице, так и дома. Выйти без сопровождения имели права только пожилые женщины. Нахождение вне дома регулировалось законом.

Стоит кратко рассмотреть, как женщина в Древней Греции получала образование. Не смотря на не завидное положение, женщинам позволялось обучаться. В первую очередь, девочки узнавали о том, как ткать, прясть, вести домашнее хозяйство. А также читать и писать. Также историки склоняются к мнению, что существовали школы, где мальчики и девочки обучались совместно. По источникам V-IV веков до н. э. можно предположить, что девочек обучали танцам. На закате древнегреческой цивилизации в образование женщины включались и знания по основам медицины.  

antiquehistory.ru

Женщины в Древней Греции и Риме

  

                                                    

                                                    Оглавление

  Введение 3
1. Женщины в Древней  Греции  
1.1. Социальный  статус женщины в Древней Греции 4
1.2. Взаимоотношения мужчин и   женщин в древнегреческом  обществе 9
1.3. Исключительные  женщины Греческого мира 16
2. Женщина в древнем  Риме  
2.1. Брак и семья  в Древнем Риме 24
2.2. Положение женщин в обществе Древнего Рима 27
Заключение  33
Список  литературы 34
               

                                                     Введение

     Как в традиционных, так и некоторых  современных обществах на протяжении столетий женщины устранялись из публичной жизни и властных сфер общества. Большинство мыслителей, от античности до Нового времени, считали, что положение женщины обусловлено ее биологической природой, и, употребляя понятие «человек», имели в виду «мужчина». Это представление стало настолько общепринятым, что даже в наши дни мы слышим его отголоски. В связи с этим М. Фуко писал: «проказа и прокаженные исчезли, но осталась сама структура». И в наши дни мы нередко становимся свидетелями дискриминации женской половины населения как в частной и семейной жизни, так и в общественно-политической, государственной деятельности.

Общеизвестно, что в Древней Греции женщина  занимала второстепенное положение. Поиск причин, сложившегося статуса древнегреческой женщины, попытка обрисовать реальную степень зависимости частной жизни женщины от мужчины представляется нам весьма актуальным. Оправдано обращение к данной теме в связи с развитием феминизма в экономически развитых странах, а так же распространением нового теоретического направления в исторических исследованиях – гендерного, в основе которого лежит универсальный принцип угнетения одного пола другим.

           Женщины в Древнем Риме находились  в более выгодном положении.  Им разрешалось посещать общественные  места. Женщин считали, матерями  семейств их почитали мужья,  рабы, клиенты и дети. И хотя  женщины не принимали, участия  в общественных делах они оказывали  большое влияние на политическую  и общественную жизнь страны.   

                                  

              

                                1.Женщины в Древней Греции

                   1.1.Социальный статус женщины в Древней Греции

     Нормы полисной жизни строго регламентировали как общественное, так и частное  существование. Между разными греческими городами-государствами существовало немало различий, в том числе и  в сфере семейного быта их жителей. Но существовали явления, общие для всей Эллады, - обязательная моногамия и утвердившейся почти повсюду патрилинейный счет родства и патриархальное право. За отцом признавали неограниченную власть над детьми, они же были обязаны ему безусловным повиновением. По словам Ю.В. Андреева, греки первыми из древних народов начали соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в свой дом множество жен - обычай варварский и недостойный благородного эллина. Установившаяся моногамия определила положение женщины в семье. При моногамии господином стал мужчина. Интересно высказывание Аристотеля: «Власть мужа над женой можно сравнивать с властью политического деятеля, власть отца над детьми − с властью царя». Все греки, в каких бы полисах они не жили, имели общий взгляд на институт брака. Считалось, что супружество преследует две цели: общегосударственную и частную - семейную.

     Первой  целью брака было преумножение числа  граждан, которые могли бы воспринять от отцов обязанности по отношению к государству: прежде всего, охранять его границы, отражать набеги врагов. Перикл у Фукидида в своей речи в честь павших афинских воинов утешает их родителей, которым их возраст позволял надеяться на то, что у них родятся и другие дети: «Новые дети станут родителям утешением, а город получит от этого двойную пользу; не оскудеет число граждан и сохранится безопасность».

         Платон в «Законах», увлеченный  поисками образца для задуманного  им идеального государства, устами  афинянина выражает убеждение  в необходимости такого закона: «Всем надлежит жениться, начиная с тридцати до тридцати пяти, кто этого не сделает, будет присужден к пене и лишению гражданских прав в той или иной степени». Это, по терминологии Платона, - «простой закон о браке».

     В идеальном государстве, - полагал  Платон, - свободный человек, гражданин  должен трудиться на благо своего государства даже ночью. Такое сугубо личное дело, как брак, является, по его мнению, прерогативой государства. Новобрачные, прежде всего, должны были подумать о том, чтобы дать государству по мере сил самых прекрасных и наилучших детей. Это считается «работой». «Все люди,- указывает Платон,- в какой бы работе они ни участвовали, делают все хорошо и прекрасно, пока они внимательны к своей работе, а также к самим себе… Супруг обязан обращать внимание на жену и на деторождение». О воспитании жены и детей Аристотель высказывался: «Так как всякая семья составляет часть государства, а жены и дети являются частью семьи, и так как добродетели отдельных частей должны соответствовать добродетелям целого, то необходимо и воспитание детей и женщин поставить в соответствующее отношение к государственному строю; и если это небезразлично для государства, стремящегося к достойному устройству, то надо иметь также достойных детей и достойных женщин. С этим нужно считаться, так как женщина составляет половину свободного населения, а из детей потом вырастают участники политической жизни».

     Уже сами древние авторы отмечали большие  различия в положении женщин в  разных полисах. Эти различия сказывались  даже на внешнем облике женщин. Считалось, об этом писал псевдо - Дикеарх во II - I вв. до н.э., что фиванские женщины выделяются среди других гречанок высоким ростом и особенно привлекательной походкой и манерой держаться. Женщины Беотии, как и жительницы островов Эгейского моря, славились своей утонченностью, образованностью, склонностью к поэзии. В Спарте заботились, прежде всего, о здоровье и физической закалке девушек и молодых женщин, дабы их дети были здоровые, сильные, крепкие, в Спарте этому уделяли гораздо больше внимания, чем в Афинах.

     Афинская  демократия – это общество мужское, строго и ревниво охраняемое. Как в отношении рабов, так и в отношении женщин, эта демократия страдала болезнью «дискриминации», оказывающей пагубное влияние на устои общества. Суть афинской демократии состояла в том, что каждый гражданин имел право участвовать в деятельности публичных учреждений. По закону Перикла 451 - 450 гг. до н.э. гражданином признавался лишь тот, чьи и отец, и мать - полноправные граждане. Следовательно, всё же принадлежность к полноправным лицам определялась и у женщин. Борьба за ограничение круга лиц, имевших право считаться гражданами - это характерное явление в истории греческой демократии.

     В Афинах женщина практически не участвовала  в общественной жизни. В греческих полисах женщины никогда не имели гражданских прав, подобных тем, которыми обладали мужчины. Они не обладали властью распоряжаться имуществом, (исключение составляла Спарта), целиком находясь под опекой мужчин.

     В классической Греции свобода женщин, особенно афинских, подвергалась существенным ограничениям. То, что даже свободнорожденная женщина не имела гражданских прав, было в древнем обществе повсеместным явлением. Но, как писала Л.С. Ахметова: «это положение все же не было результатом «украденных женских прав», а, напротив, медленно готовило почву для будущей эмансипации».

     Однако  в частной жизни женщина зависела от мужчины. Она должна была во всем повиноваться воле своего родителя, а  в случае его смерти - воле брата  или опекуна, назначенного ей по завещанию  отца или по решению должностных  лиц государства. Родители сами искали жениха для своей дочери, лучшими претендентами считались молодые люди, уже знакомые отцу невесты. Отец обладал полной властью над судьбой своей дочери, тем более что роль женщины в семье, ее свобода были существенно ограничены.

     В девочках, женщинах, хоть они не имели  полновесных гражданских прав, воспитывалось  чувство патриотизма, гордости за собственный  полис. В некоторых из них, как, например, в Эфесе, женщины участвовали в общественной жизни полиса. Они обладали финансовой самостоятельностью, жертвовали собственные деньги на обустройство различных зданий. Г.М. Роджерс в статье «Строительная деятельность женщин в Эфесе», представил женщин, участвовавших в переустройстве города. Автор анализирует строительные надписи, в которых полис чествует женщин, принявших участие в строительстве монументальных сооружений. Жрицы, в частности, жертвовали и собственные деньги на обустройство различных зданий.

     Полисные  же традиции регламентировали права  женщин на образование. Круг этих прав весьма ограничен. В Афинах девочка знакомилась с домоводством, с женскими ремеслами: прядением, ткачеством. Не пренебрегали там и элементарным образованием, а именно, учили девочек читать и писать, в этом смысле ценен совет Платона: «Услышанные от матерей «первые мифы» должны быть направлены к добродетели». В Афинах школ для девочек не было, но, скажем, на острове Теос засвидетельствовано существование школ, которые посещали дети обоего пола. Программа обучения девочек включала в себя также пение и танцы, поскольку умение петь и танцевать было необходимо в религиозных торжествах. Но Платон утверждает, даже требует, чтобы в доме афинского гражданина был учитель танцев – особый для девочек и для мальчиков. Кто хотел усовершенствоваться в танцах, тот обращался к учителям-специалистам. На вазах V – IV вв. до н.э. нередко встречаются изображения уроков танца. Девочек обучают учительницы. Педагогам обыкновенно придается строгий вид, в руках их постоянным атрибутом является трость, символ воздействия на учащегося.

      О том, что в классическую эпоху женщины устремились к наукам и что появились уже смелые «эмансипатки», стремившиеся получать доступ к занятиям, «закрепленным» за мужчинами, может свидетельствовать такой факт: у знаменитого врача Герофила, жившего в Александрии во времена первых Птолемеев, училась девушка из Афин, некая Агноида. Именно благодаря Агноиде, если верить римскому автору Гигину, женщинам было разрешено изучать медицину. От женщины из зажиточных кругов населения требовались простейшие познания в терапии и уходе за больными, в сельской местности акушерки-лекари, обладавшие значительным опытом, могли оказывать помощь при простейших заболеваниях.

       Представляется возможным сделать некоторые выводы о положении древнегреческой женщины в обществе той эпохи. Так или иначе, участвуя в социальной жизни, взаимодействуя с мужчиной, греческая женщина, как правило, дискриминировалась сильным полом, являлась средством для достижения каких-либо целей мужчины или государства. Лишенная основных гражданских прав, зачастую вынужденная подчиняться законам, созданным мужчинами, она все чаще пыталась выйти из повиновения. Доказательствами этого являются и факты из реальной жизни, а так же сюжеты художественных произведений того времени.            

    1.2. Взаимоотношения мужчин и женщин в древнегреческом обществе

     Девушек в Афинах выдавали замуж рано. В  пятнадцать или даже двенадцать лет. Заключению брака предшествовало формальное обручение. Обещание жениху давала не сама девушка. А ее отец от ее имени; если она сирота, то от имени выступал ее брат или другой близкий родственник; если же таковых не имелось, то все ее дела вел назначенный по закону опекун.

Кровное родство не являлось препятствием для  супружества. Браки заключались иногда даже между детьми одного отца. Закон запрещал вступать в брак только тем, у кого была общая мать.

     Позднее, когда браки были запрещены даже между двоюродными сестрами и братьями, появляются другие проблемы социального характера: негативное отношение женщины к браку. И тогда она испрашивает разрешения не выходить замуж. Великий трагик Эсхил в сохранившейся пьесе «Просительницы» («Молящие»), в основе которой лежит миф о 50 дочерях Даная («Данаидах»), обращается к традиционным для своего времени трагическим мотивировкам – к так называемой «туринской» системе родства, запрещавшей браки между двоюродными братьями и сестрами, а также отвращению девственниц к браку вообще. Главную роль в пьесе играет хор Данаид, Эсхил описывает женский страх, мольбы, отчаяние, угрозы, какие-то надежды на изменение своей судьбы.

stud24.ru

Роль женщины в культуре Древней Греции

  l. Воспитание девушек.

     В Древней Греции, мальчики получали образование в школах, а девочки - дома. На самом деле, есть свидетельство  того, что женщины всегда обучались  дома, за исключением уроков музыки и танцев. Зачастую обучаемые своими мужьями, братьями или отцами, некоторые  гречанки становились знаменитыми, благодаря своему высокому уровню образования. Но это явление не было очень распространенным. Женщины в Древней Греции были нужны в основном для того, чтобы  заботиться о благополучии семей, и  им не позволялось тратить слишком  много времени на образование. Основной идеей было то, что женщинам не было нужно формальное образование, потому что они не соревновались с  мужчинами. Ошибочность этой идеи заключалась  в том, что женщинам необходимо было поддерживать труд мужчин, а без  образования они не были в состоянии  оказывать достаточную поддержку  и воспитывать своих детей.

     Особой  категорией древнегреческих женщин, посещавших специальные школы, где  они обучались развлечению, ведению  бесед и ораторскому искусству, считалась группа Гетера. Вследствие того, что такие женщины сопровождали мужчин во время их бесед и пиршеств, им было необходимо быть более образованными, чтобы соответствовать уровню избранных  мужчин. Однако эти женщины не считались  городскими жительницами. Те, кто не имел чести получить образование, считались  рабами (мужчины или женщины). Интересен  тот факт, что если такие люди получали образование до того, как  стать рабами, они имели право  на работу и могли получить свою свободу обратно.

     В основной массе, мальчики изучали грамматику, ораторское искусство и диалектику. Эти предметы были выбраны, чтобы  помочь учащимся общаться более эффективно. Помимо этого, классическая образовательная  система древности охватывала также  изучение литературы и языка, а также  арифметику, музыку, геометрию и  астрономию. С другой стороны, девочек  обучали ткацкому делу и различным  домашним делам, например, танцам, музыке и физическому воспитанию. Девочки, которые собирались вступить в группу Гетера, упомянутую выше, также изучали  грамматику, ораторское искусство и  диалектику.

     Хотя  современные женщины, прочитав об образовательной  системе Древней Греции, могут  подумать, что греки не уделяли  внимания женщинам, существуют исторические факты, что на самом деле гречанки считались наиболее образованными  женщинами среди всех остальных  культур, что продолжалось вплоть до 19 века. Как считают социологи  и антропологи, культура включает в  себя навыки, которые передаются через  образование и получают развитие при помощи дисциплины и практики.

     Женщины Древней Греции всегда были вовлечены  в собственную культуру, включающую в себя семейный очаг и воспитание детей. Но интересен тот факт, что  женщины всегда принимали участие  и в раннем воспитании детей. В  соответствии с фактами, в других культурах женщины начали получать образование намного позже, но в  Древней Греции различие между мужчинами  и женщинами заключалось в  том, что для женщин создавалась  особая культура, включающая особые религиозные  праздники и фестивали, посвященные  поклонению женскому духу. На самом  деле, музыка была одним из основных аспектов образования среди женщин, и некоторым гречанкам даже удавалось  сыграть важную роль в таком развлечении, как древнегреческий театр, где  все роли исполнялись мужчинами. В отношении музыки, в Древней  Греции было положено начало современной  полифонической музыки, поэтому есть вероятность того, что и в этой области гречанки оказали влияние.

     Кроме того, до Троянской Войны, женщинам в Греции было позволено голосовать, но впоследствии они утратили это право, потому что мужчины считали, что женщины голосовали безответственно. К сожалению, гречанкам не удавалось отвоевать себе это право вплоть до 20 века из-за различных ошибочных политических, культурных и социальных суждений.

     И, наконец, следует отметить, что школы  в Древней Греции предоставляли  настолько эффективное образование, что им стали широко подражать. Элементы греческой системы образования  присутствуют и в современных  школах. Так же, как и в греческих  школах, учебный день делится на предметы, и учителя преподают  те или иные предметы студентам, в  зависимости от их возраста.

     Не  всех девушек воспитывали для  роли жены. Некоторые из них становились  гетерами — подругами богатых  мужчин. Они вели обеспеченную жизнь и могли присутствовать на пирах вместе с мужчинами. В Древней Греции престиж невесты как равноправного партнера сохранился, несмотря на мошеннические законы наследования и необходимость согласия семьи на брак. Теоретически никакой мужчина не может завоевать невесту, если он не совершит героический поступок, не проявит изобретательность или не пожертвует ради нее чем-нибудь, чтобы возбудить ее эмоции.

     Поэтому брачная церемония всегда включала символическое похищение невесты  недовольными родственниками или друзьями, чтобы жених мог продемонстрировать свою непоколебимую любовь. После  чего процессия в сопровождении  друзей жениха и невесты направлялась с песнями, восхваляющими храбрость  жениха и красоту невесты, в храм.

     Женщины Греции, несмотря на их законное более  низкое положение, чем у мужчин, оставили свой след в истории поступком  Лисистраты, жены одного из почетных горожан Афин. Вознамерившись положить конец войне, она созвала всех жен и возлюбленных вечно враждующих греков, и Аристофан, который всегда использовал реальных людей и реальные ситуации в своих комедиях, донес до нас ее слова:

     «Давайте  подождем дома с накрашенными лицами, а потом выйдем встретить их в  одних коротких туниках... а потом, когда наши мужья станут тяжело дышать от желания, если мы ускользнем от них, вместо того, чтобы уступить, они  быстренько заключат перемирие, это  я вам говорю... А если они станут брать вас силой, вам придется подчиниться, но делайте это с  явной неохотой. Поскольку нет  никакого удовольствия в этом, когда  это делается насильно... Не волнуйтесь, им скоро надоест, потому что мужчина  не получает никакого удовольствия, если не имеет контактов со своей женой».

     Это была самая основательная попытка  наложить женский контроль, известная  в истории. Жаль, что сегодня все  больше и больше женщин не следуют  «примеру Лисистраты. Современная женщина может достичь гораздо большего этим способом, чем с помощью освобождения и так называемого равенства полов.

     А ведь ей нужно лишь воспользоваться  своей сексуальной неотразимостью!

     Но  голос Лисистраты был всего-навсего криком вопиющего в пустыне. В Греции мальчики начинали ходить в школу на седьмом году жизни и учились грамматике, поэзии, музыке, арифметике, а также занимались различными видами спорта в гимнастических залах. Девочка была приговорена сидеть дома от рождения до свадьбы и не училась ничему, кроме ведения домашнего хозяйства.

     Когда Фидий работал над статуей  Афродиты в Элиде, посвященной брачному обряду, он изобразил ее одной ногой  стоящей на черепахе, чтобы показать, что добродетельная женщина должна тихо сидеть дома.

     Заключение  брака стало настолько непопулярным в Греции, что в VI веке до нашей  эры великий законодатель Салон  решил сделать его обязательным. Мужчины были вынуждены жениться по закону, который гласил, что только женатые мужчины могут стать  ораторами или генералами.

     II. Этапы становления семьи.

           1.День бракосочетания

     В этот день обе семьи приносили  жертвы богам и устраивали праздник – каждая семья в своем доме. Отец отрекал дочь от родительского дома и освобождал от всех уз, чтобы она могла вступить в новую семью. Жених или жрец («вестник») перевозил невесту, одетую в белое платье и с покрывалом, наброшенным на лицо, в новый дом на колеснице. Процессию сопровождали гимны в честь бога Гименея. Бедняки довольствовались простой повозкой и не нанимали музыкантов. Невеста не должна была входить в свое новое жилище сама: ее переносил через порог на руках муж в знак того, что она присоединяется к культу и домашним богам повой семьи. Затем новобрачные подходили к домашнему очагу, невесту кропили водой, она прикасалась к огню очага и читала молитвы. Затем вместе с мужем они съедали немного хлеба и фруктов.

     2.Взросление

     За  день до свадьбы невеста приносила  в жертву богине Артемиде свои игрушки, что символизировало ее прощание с детством. Потом она омывалась  водой из священного источника, принесенной  в специальном сосуде под названием  лутрофор.

     3.Брак

     Девушка выходила замуж около 15 лет, но муж  ее мог быть значительно старше.

Философ Платон считал, что 30-35 лет – самый подходящий возраст для мужчины, чтобы обзаводиться семьей. Мужа для девушки выбирал  отец, он же по доброй воле обеспечивал  ее приданым -деньгами, недвижимостью или даже землей.

     4.Развод

Супруг мог  отослать жену обратно в родительский дом, оставив детей у себя. Для  этого ему достаточно было отречься от нее при свидетелях. Женщине, чтобы  развестись, надо было обратиться к  архонту, чтобы тот официально оформил  развод при условии, что для того имеются веские основания. Развод мог  состояться по требованию третьих лиц  – отца или брата жены.

     III. Положение женщины

В доме женщина  играла главную роль. Она ведала расходами, вела хозяйство, наблюдала  за рабами и собственными служанками, пряла и ткала, а также заботилась о детях и ухаживала за другими  членами семьи, когда те болели.

     1.Узница в доме?

     Муж после свадьбы – становился опекуном жены: без его согласия она не могла распоряжаться своим имуществом. Жизнь богатой замужней женщины в Афинах протекала в кругу семьи. Ей разрешалось посещать подруг или приглашать их к себе в гинекей на обед, но этим и ограничивался круг ее общения. У нее почти не было других предлогов, чтобы выйти из дома. Женщинам из бедных семей чаще удавалось покидать свой дом: они делали покупки на рынке и пополняли запасы воды, что давало возможность ближе познакомиться с настоящей жизнью.

     2.Женщины и семья

     Женщины в Древней Греции вели весьма замкнутую  жизнь даже по сравнению с другими  древними цивилизациями. Они не принимали  участия в политической жизни  государства, зато обладали правом собственности  на землю и прочее имущество. Их жизнь  во многом контролировалась родственниками-мужчинами: сначала отцом и братьями, затем мужем и даже сыновьями. Женщины в Древней Греции обладали значительной властью и зачастую играли ключевые роли в государственных делах, обнаружили ученые. Прежде считалось, что их положение было немногим лучше положения слуг.

     Открытие  стало итогом работы ученых из Манчестера, которые исследовали останки  жителей древних Микен – первого  великого города-государства в Европе, вотчины царя Агамемнона.

     "Раньше  считалось, что в то время  в Древней Греции к женщине  относились едва ли не как  к вещи, – рассказывает профессор  Терри Браун, сотрудник факультета медико-биологических наук Манчестерского университета. – Наше исследование показывает, что это утверждение неверно".

     Микены  – один из самых важных и эффектных  археологических памятников в Европе. По легенде, именно из Микен Агамемнон  повел свою армию к Трое, чтобы возвратить Елену – жену своего союзника Менелая – когда та сбежала с троянцем Парисом.

     Местную цитадель обнаружил в 1870-е годы Генрих Шлиман: он раскопал неразграбленные гробницы с останками, которые были украшены драгоценностями и золотыми наличными масками. "Я обнаружил могилы Агамемнона, Эвримедона и их спутников, которых убили на пиру Клитемнестра и ее любовник Эгисф", – заявил он тогда греческому королю.

     Однако  впоследствии могилы были датированы более древним периодом – здесь  не мог бы покоиться Агамемнон. Как  бы то ни было, Микены оказались кладезем археологических сокровищ. В последнее  время ученые начали применять к  ним множество новых технологий, в том числе для восстановления внешнего вида лиц, – эту работу проводили исследователи из Манчестера Джон Прэг и Ричард Нив. Они воссоздали лица семерых человек, чьи скелеты извлекли из круга могил в цитадели.

     В результате ученые смогли создать семейный альбом правителей первого крупного европейского города-государства. Генетики пошли в этой работе еще дальше, попытавшись извлечь образцы  ДНК из 22 скелетов – всего их было найдено захоронениях 35. "Лица были воссозданы еще десять лет назад, но лишь теперь ученые создали достаточно тонкую технологию, которая позволяет  извлекать ДНК из столь старых скелетов, – говорит Браун. –  В каждом случае нам приходилось  иметь дело с таким количеством  ДНК, которое содержится в одной  клетке".

     Выделенный  учеными генетический материал известен под названием "митохондральной ДНК" – ее люди наследуют исключительно от матерей. К сожалению, из 22 исследованных скелетов лишь четыре располагали достаточным количеством материала для полного анализа. Тем не менее, полученные данные потрясли манчестерских ученых.

stud24.ru


Смотрите также