История древнего Киева. Часть вторая. История древний киев
История древнего Киева. Часть вторая: rcross
Свидетельства путешественников и хронистов о городе Киеве. Первая часть была здесь.
ПАВЕЛ АЛЕППСКИЙПУТЕШЕСТВИЕ АНТИОХИЙСКОГО ПАТРИАРХА МАКАРИЯ В РОССИЮв середине ХVІІ века,
>>>Знай, что древний город Киев был здесь, и доселе заметны следы его ворот, земляных валов и рвов. До сих пор целы в нем большие ворота с каменною башней, называемый Золотыми, ибо они были позолочены, их сожгли татары в последнее время, когда напали на этот город невзначай и зажгли его. Город был великолепен. Печерский монастырь находился вне стен его, а эта церковь св. Софии — посредине его вместе с Михайловским монастырем, что насупротив него, коего купол еще покрыт позолотой, и вокруг них обоих было множество больших благолепных церквей, так как этот город в древности был столицей царства здешних стран, как они сами нам рассказывали.
Руины церкви Св. Ирины в Киеве. Рисунок Михаила Сажина, 1846 г.
Про церковь Св. СофииЗдание ее четырехугольное и все сводчатое, из камня, кирпича и извести внутри и снаружи. Но со стороны западного нарфекса она наполовину в развалинах. Рассказывали, что татары в давнее время ее разрушили и сожгли, и она оставалась в разрушении около ста лет, убежищем для скота и вьючных животных. Потом она была отстроена, но ее разрушили гуньяты (униаты), т.е. русские последователи папы: они выломали все плиты ее пола и мозаику и поместили в своих церквах. Нам рассказывали, что вся церковь со всеми своими притворами и галереями вверху и внизу была украшена мозаикой. Говорят, в ней было семьдесят алтарей вверху и внизу. Когда ее разрушали упомянутые ляхи, она оставалась в развалинах около 70 лет, пока не появился вечной памяти Петр, по прозванию Могила, брат Моисея, господаря Молдавии. Сделавшись митрополитом стран русских, он постарался по силе возможности реставрировать ее и привести в ее теперешний вид. Бог да помилует его!
Руины неизвестной церкви в Киеве. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.
Про крепость построенную московитами в КиевеСтена и рвы крепости проходят подле этого монастыря и врат Св. Софии. Ее только что выстроил богохранимый царь Алексей. Она укреплена деревянными стенами, рвами и крепкими башнями. Москвитяне обладают светлым умом, подобно франкам, ибо они изобрели такие приспособления для укрепления этой крепости, каких мы не видели в их стране. Она поставили кругом рва бревна вроде длинной оси водяного колеса, очень большие, и переплели их жердями, заостренными наподобие кинжалов и копий, торчащими с четырех сторон оси в виде креста, как вороты наших колодцев. Бревна эти положены в два яруса, будучи протянуты над землей на высоте около полутора роста. Если неприятель сделает нападение, то не находит пути ни по земле, ни сверху, и если повиснет на верхних бревнах, то от этого погибнет, потому что упадет на заостренные нижние колья, которые вонзятся в его тело и члены, и могила станет его обиталищем. Мосты при воротах этого города в крепости поднимаются на цепях. Вся земля вокруг них имеет подземные ходы, наполненные большим количеством пороха. На каждых воротах висит большой колокол: если что-нибудь случится, то в него ударяют, чтобы дать знать всем находящимся в крепости. То же во всех крепостях московитов. В этой крепости много пушек, одни над другими, вверху и внизу. В ней двое воевод, уполномоченные от царя. У них 60 тысяч войска, из коего одна часть стоит под ружьем днем, а другая ночью.
Руины Золотых ворот в Киеве. Рисунок Михаила Сажина, 1846 г.
Древний город Киев доходил до сего места. Когда его покорили враги, то с течением времени он разрушился, и его перенесли в долину на низменность на берегу великой реки Днепра.
Нам рассказывали, что, начиная с монастыря Печерского и окружающих его, св. Софии и церквей, кои вокруг нее в развалинах, а также каменных церквей, которые теперь в крепости, разрушенных и уцелевших, до Киева и окружающей его местности, — всего есть около ста церквей и монастырей.
Титмар, епископ Мерзебургский, живший на стыке 10 и 11 веков, в своей Хронике 1018 г. сообщает о Киеве:
>>>>В большом этом городе, который служит столицей государства, имеется более 400 церквей и 9 торжищ, а народу несметная сила, которая - как и во всей здешней области - составляется главным образом из беглых рабов, стекающихся сюда со всех сторон, в особенности из проворных данов (норманнов), и которая доселе много боролась с вредными печенегами и побеждала другие народы.
Михалон Литвин в трактате "О нравах татар, литовцев и москвитян", впервые изданном в 1615 году:
>>>Так считается, что и Илион (Ilium), или Троя (Troiam), некогда находились на киевской территории (territorio Kioviensi), в плодороднейших степях и живописнейших лесах. Здесь можно видеть памятники, от которых ныне сохранились развалины, подземелья, гроты, мраморные плиты и остатки мощных стен. Это давно покинутое, но весьма удобное для обитания место называется ныне Торговица (Torgovitza).
Александр Гваньини из итальянского города Вероны издал в 1581 году свои записки о Сарматской Европе (Guagnini Veronensis, Sarmatiae Europeae descriptio), где пишет:
>>>Киев, древнейший и обширнейший город, обнесенный деревянными оградами, некогда столица всей России, расположенная у славнейшей реки Борисфена, отстоит от Вильны на сто двадцать миль польских.
О прежнем великолепии и истинно царственном виде города свидетельствуют самые развалины и памятники, расположенные на пространстве шести миль (более 30 км.) Доселе на соседних холмах виднеются следы церквей, монастырей и опустевших зданий. Кроме того есть некие обширнейшие подземные пещеры, прокопанные под землей на большое расстояние - как некоторые говорят на 80 миль
Выдубецкий монастырь в Киеве. Рисунок Тараса Шевченко.
Андрей Целларий в «Описании Польши» 1659 года цитирует Лаврентия Мюллера за 1585-й год :
>>>>От Киева до Смоленска существуют подземные проходы, и так их часть, которая проходит под самым течением Днепра, во всю его ширину, имеет литые своды; из чего можно заключить, сколько труда и сколько издержек потребовалось для подобного сооружения, и сколь велико было прежнее великолепие Киева. Говорят, что главными соорудителями этих переходов были итальянские купцы.
Краковский каноник Симон Старовольский в своем описании Киева за 1640 год (помещено в атласе Gepgraphia Blaviana) рассказывает про здешние пещеры:
>>>>Эти подкопы или подземные пещеры, как их называют, простираются на несколько десятков миль, вплоть до Московии.
Гийом Ле Вассер де Боплан (около 1595—1673)ОПИСАНИЕ УКРАИНЫ>>>Киев, называемый некогда Кизовией, был одним из древнейших городов Европы, как о том свидетельствуют остатки древностей, а именно: высота и ширина укреплений, глубина его рвов, развалины храмов и старинные гробницы многих князей, которые там погребены. Из его храмов сохранилось в целости только два: св. Софии и св. Михаила; от всех же прочих остались только одни развалины, как, например, от церкви св. Василия, от которой еще виднеются остатки стен высотой от пяти до шести футов, с греческими надписями древнее 1400 лет, сделанными на штукатурке и почти изглаженными по причине свой древности. Среди развалин этих храмов находят гробницы некоторых русских княгинь.
Храмы св. Софии и св. Михаила восстановлены в их древнем виде. Софийский храм имеет прекрасный фасад и красивый вид отовсюду, с какой бы стороны на него ни смотреть; стены его как видно, украшены многочисленными изображениями фигур и событий, исполненными мозаикой, которая состоит из очень маленьких камешков различных цветов, блестящих как стекло и столь тщательно подобранных, что нельзя отличить, живопись ли это или же шитье по ткани; купол сделан из глиняных сосудов, наполненных цементом, который покрывает их и снаружи со всех сторон
Реконструкция Десятинной церкви в Киеве.
Гробница Ярослава Мудрого в Софийском соборе, фото конца 19 в.
Этот храм содержит гробницы нескольких князей; при нем же имеет свою резиденцию архимандрит. Храм св. Михаила называется златоверхим, так как он покрыт вызолоченными пластинками. Здесь показывают мощи св. Варвары, которые, говорят, были перенесены сюда во время какой-то войны из Никомидии.
Этот древний город расположен на равнине, находящейся на вершине горы, которая господствует, с одной стороны, над всей окрестной равниной, а с другой — над Днепром, протекающим у подошвы этой возвышенности. Между последней и вышеназванной рекой расположен новый Киев (Называемый Бопланом Новый Киев — это нынешний Подол)
Город в настоящее время довольно слабозаселенный, заключающей не более пяти или шести тысяч жителей; он занимает пространство около четырех тысяч шагов в длину, по берегу Днепра, и около трех тысяч шагов в ширину, от Днепра до (подошвы) гор; город обнесен плохим рвом, шириною в 25 футов он, имеет форму треугольника и окружен деревянным палисадом с такими же башеньками; его замок (Упоминаемый Бопланом “замок” — это так называемый “Литовский замок”, находившийся на Замковой или Флоровской горе, известной ныне под именем Киселевки) расположен на вершине одной горы, господствующей над низким городом (Подолом), но в свою очередь над ним господствует возвышенность старого Киева.
Эрих Лясота (1550-1616 гг.)"Дневник Эриха Ляссоты из Стеблева"
>>>>Киев был некогда замечательною столицею и особым княжеством, имел собственных повелителей (называемых царями или князьями) из того рода, от которого происходят теперешние великие князья Руси и Московии; он обширен и сильно укреплен, был прежде украшен множеством великолепных церквей и зданий как общественных, так и частных. Это можно заметить по валам, которые окружаюсь город и тянутся дальше вверх по горе, простираясь, как говорят киевляне, на девять миль в окружности, а также по древним развалинам. Особенно замечателен бывший там прекрасный и великолепный собор во имя св. Софии, которому нет равного по обширности и который построен царем Владимиром по образцу собора св. Софии в Константинополе. В настоящее время церковь эта хотя и уцелела, но находится в большом запустении; верхние своды ее, особенно средний, покрыты мозаикою, пол выслан красивыми цветными камнями; на верху галерея или хоры, которых перила от одной колоны до другой состоят из цельных плит синеватого камня с прозрачною резьбою. В одной из плит, находящейся прямо против главного алтаря, есть круглое отверстие, около пол локтя в диаметре, теперь наполненное известью; говорят, что в давние времена помещалось в нем зеркало, в котором посредством колдовства можно было видеть все, что задумаешь, даже на расстоянии нескольких сот миль.
Можно еще видеть в церкви гробницу княгини Юльзы (В тексте: Juulza.), матери Владимира; там же показывают в деревянном гробу тело одного из митрополитов, обезглавленного татарами, которое и поныне остается нетленным, в чем я лично мог убедиться, ощупывая его руку и голову сквозь льняную ткань, покрывавшую тело (Ляссота осматривал мощи киевского митрополита Maкария, убитого татарами в 1497 году в селе Скрыгалове на берегу Припяти). Дальше показывают гробницу, в которой погребена в железном саркофаге дочь одного из князей.
Затем в одном из притворов покоится, в прекрасной гробнице из белого алебастра, сын Владимира, князь Ярослав, вместе с женою; гробница высотою почти в рост человека и сохранилась неповрежденною почти в первоначальном своем виде. В другом, внешнем притворе была некогда гробница Илии Моровлина (Ильи Муромца), известного героя или богатыря, как здесь называют, о котором рассказывают много баснословного; в настоящее время эта гробница разрушена, но другая гробница ого товарища сохранилась в целости в том же притворе.
Саркофаг Ярослава Мудрого. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.
Кости найденные в саркофаге Ярослава Мудрого, фото 1936 года.
Около церкви показывают также место, где погребались все те, которые жертвовали на церковь, или участвовали в ее постройке; но здесь нет никакого памятника. Не вдалеке от св. Софии находилась церковь св. Екатерины, в настоящее время разрушенная до основания, остался только кусок одной стены.
Следует еще обратить внимание на развалины прекрасных ворот, которые и в настоящее время сохраняют это значение; одни называют их золотыми, иные, железными воротами; это было прекрасное и великолепное здание, на сколько можно представить по уцелевшим остаткам. Из других старинных построек ничего не сохранилось в целости кроме церкви св. Михаила, расположенной также на возвышенности. Это прекрасное здание, в середине ого находится круглый купол, крыша которого вызолочена; внутри также украшено мозаикою, а полы вымощены маленькими цветными камнями. Если войти в храм через главную дверь против большого алтаря, то влево от входа покоятся в деревянном гробу мощи святой дивы Варвары; это была царская дочь, совсем еще молодая девушка лет двенадцати, на сколько можно судить по ее росту; тело нетленно, покрыто тонким льняным покрывалом до самых ног; я прикасался к мощам и нашел совершенно твердыми и неповрежденными; на голове у святой деревянная вызолоченная корона. Там где видны развалины и где стоял некогда старый город, в настоящее время почти совсем нет домов, или очень мало, а современный город выстроен внизу, в долине, на правом берегу Днепра.
Руины Золотых ворот Киева, фото конца 19 века.
Первая часть повествований о городе Киеве:История древнего Киева
rcross.livejournal.com
основатели Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь, князья Аскольд и Дир ≪ Scisne?
Археологические раскопки показывают, что поселения на территории Киевской области существовали уже 15 — 20 тыс. лет назад. Период энеолита (медный век) и неолита представлен трипольской культурой [1], памятники и периоды которой исследователи разделяют на три этапа: ранний (4500 — 3500), средний (3500—2750) и поздний (2750—2000 гг. до н. э.). Для юго-запада области в период бронзового века характерна белогрудовская культура. Зарубинецкая культура характерна для северо-запада Киевщины второй половины I тыс. до н. э. — первой половины I тыс. н. э. [2] Железный век на территории современного Киева и Киевской области представлен черняховской археологической культурой [3], которую также называют «киевской культурой» и которая существовала на рубеже II—III вв. — рубеже IV—V вв. в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на западе до левобережья Днепра и Черниговщины на востоке [4].
Результаты археологических раскопок свидетельствуют, что уже в VI—VII веках на правом берегу Днепра существовали поселения, которые некоторыми исследователями интерпретируются как городские. Были обнаружены остатки укреплений, жилищ, керамика VI—VII столетия, византийские монеты императоров Анастасия I (491—518) и Юстиниана I (527—565), амфоры, многочисленные ювелирные изделия [5,6].
Топоним «Киев» не получил в науке однозначного объяснения. Согласно летописи, название города происходит от имени его основателя. В «Повести временных лет» начала XII века сказано, что Киев основан тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр племени полян. Назван в честь старшего брата. Вариант той же легенды приведён в сочинении армянского автора Зеноба Глака («История Тарона»), где говорится об основании Куара (Киева) в стране полуни (полян) Куаром, Ментеем и Хереаном.
Фрагмент «Повести временных лет» (Перевод Д. С. Лихачёва):
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Некоторые же говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.
И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане…
В армянской «Истории Тарона» (возможно VI, но не позднее VIII века), автором которой является Зеноб Глак, упоминается о том, как два брата «инда» (возможно, производное от «венеды», «винден» — название славян у разных народов в древности), Деметр и Гисаней, изгнанные из родных мест, нашли убежище у царя Валаршака, пожаловавшего им землю Тарой. Через пятнадцать лет Валаршак убил братьев.
«…и дал власть трем их сыновьям — Куару, Мельтею и Хореану. Куар построил город Куары, …а Мельтей построил на поле том свой город и назвал его по имени Мельтей, и Хореан построил свой город в области Палуни и назвал его по имени Хореан. И по прошествии времени… Куар, Мельтей и Хореан поднялись на гору Куркея и нашли там прекрасное место… так как были там просторы для охоты и прохлада… и построили там селение и поставили они двух идолов, одного по имени Гисанея, другого по имени Деметра».
Легенда своими именами и деталями очень напоминает свидетельство русского летописца. Объяснение этому можно найти как в общем источнике (вероятно, скифском) для древнерусской и армянской легенд, так и в общем мифологическом сюжете, использованном для объяснения основания города. Имя «Мелтей» по-армянски означает «змей», что повторяет славянское имя Щек.
Новгородская летопись, сохранившая следы летописного свода, предшествующего «Повести временных лет», дополняет текст легенды о Кие, датируя её 6352 (854) годом:
И бѧше ѡколо града лѣсъ и боръ великъ · и бѧху ловѧща звѣрь бѧху мужи мудри и смислени и нарицахусѧ Полѧне · ѿ нихже єсть Полѧне в Києвѣ и до сего д͠не · бѧху же поганѣ · жруще озеромъ и кладяземъ и рощениемъ · якоже прочии погани
Новгородская летопись в отличие от «Повести временных лет» утвердительно называет Кия перевозчиком, упоминая и вторую версию о том, что он был «ловцом» [7].
М. Н. Тихомиров проанализировал сообщения Новгородской Первой и Устюжской летописей о «временах Кия» в 853/854 годах и пришёл к выводу, что изначально княжение Кия привязывали к периоду правления византийской царицы Ирины (797—802), и лишь позднее все сведения были приурочены к периоду правления Михаила III (842—867). На основании этого М. Н. Тихомиров сделал вывод, что Кий, возможно, основал город Киев в конце VIII века [8]. Археологически это соответствует времени создания крепости на Старокиевской горе славянами носителями волынцевской культуры. Этот городок был на некоторое время разрушен в 840-е годы.
Польский историк Длугош (XV век), который широко использовал древнерусские летописи, не сохранившиеся до наших дней, показывает, что киевская династия до Аскольда и Дира представляется прямым потомством Кия и его братьев.
«Absumptis deinde Kyg, Szczyek et Korew, filii eorum et nepotes linea directa succedentes principabantur apud Ruthenos annis multis, donec successio huiusmodi ad duos fratres germanos Oszkald videlicet et Dyr pervenit»
перевод:
«После смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру.»
Русский историк-«евразиец» Г. В. Вернадский выдвинул маловероятную гипотезу об основании Киева хазарами не ранее 830-х годов, когда в результате большой войны хазары завоевали вятичей, северян и радимичей. (Конечно не исключено, что на месте Киева было и более древнее поселение.) Согласно этой гипотезе, три брата были хазарами, либо, что вероятнее, их вассалами — мадьярами.
«Имя „Кий“, возможно, происходит от тюркского слова kiy („берег реки“). Поскольку правящий клан Хазарского государства был тюркского происхождения, мы можем связать название города Киева с приходом хазар. Хазарские войска, должно быть, подошли к Киеву с востока, и их привлекли крутые холмы (kiy) по ту сторону Днепра. Отсюда, видимо, и название города. Представляется, что имя третьего брата, Хорива, имеет библейское происхождение. Хорив — это русская транскрипция имени Хореб. Имя это связано с названием холма Хоривицы, — по видимому, места поселения хазарских евреев в Киеве. Что касается второго брата, Щека, то он, судя по всему, может быть отождествлен с Чоком, булгарским бойлом, который воевал в Днепровском регионе в начале девятого века. Следует отметить, однако, что подобное же имя, Шок (Saac) упоминается в старых мадьярских хрониках. Имя сестры мифических братьев, Лыбедь, ясно указывает на мадьярское происхождение, поскольку оно, вероятнее всего, связано с именем мадьярского воеводы Лебедя. Примечательно то, что царевна Лебедь стала популярным персонажем русских былин и народных сказок» [9].
Народная этимология объясняет название Киева тем, что его первыми жителями были рабочие (кияне, кияны), которые обслуживали переправу через Днепр. Переправа представляла собой деревянный настил на столбах (киях) вбитых в дно. Сходные топонимы известны и в других славянских землях (например, Кийево в Хорватии, Куявия в Польше). Гарвардский учёный Омельян Прицак считал происхождение топонима тюркским или еврейским [10].
Аскольд и Дир. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).
«Повесть временных лет» сообщает, что у варяжского князя Рюрика, правившего в Новгороде, было два мужа – Аскольд и Дир, не родственники его, но бояре. И отправились они в Царьград со своим родом. Когда они плыли по Днепру, то увидели на горе небольшой город и спросили: «Чей это город?» Тамошние жители ответили: «Было три брата – Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и умерли. Мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд и Дир остались в этом городе, собрали у себя многих варягов и стали владеть землей полян.
Согласно «Повести временных лет», Аскольд и Дир якобы были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика отпустившего их в поход на Царьград. В то же время в этой же летописи говорится о том, что после смерти Кия, Щека и Хорива их потомки княжили у полян «И по сихъ братьи держати. почаша родъ ихъ княженьє в Поляхъ».
По Новгородской первой летописи варяги Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и пришли в Киев до приглашения того в Новгород, но после похода русов на Царьград. В Киеве они назвались князьями и стали воевать с древлянами и угличами. Поход на Константинополь в этом варианте совершили русы во «времена Кия», а начало правления Кия датировано 854 годом, и привязано к правлению императора Михаила III и «матери его Ирины» [11].
В Псковской 2-ой летописи (XV век) сказано: «А князи в та лета бяху на Роускои земли; От Варяговъ 5 князеи, первому имя Скалдъ [то есть Аскольд], а дроугому Дир, а третьему Рюрик…»[12].
В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, гибели в 872 году сына Аскольда в борьбе с болгарами, походах Аскольда на полочан, кривичей (где Рюрик посадил своих наместников) и печенегов (875). Поход же на Царьград, отнесённый Повестью временных лет к 866 году, датирован 874-875 годами.
Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминается в сочинении вышеупомянутого польского историка XV века Яна Длугоша. В его трактовке Аскольд и Дир были полянскими князьями, потомками Кия, легендарного основателя Киева [13].
Далее в «Повести временных лет» сообщается, что в 866 году под предводительством киевских князей Дира и Аскольда был совершён первый поход Руси на Царьград (византийские и европейские источники указывают 860 год, сообщая только об одном предводителе русов, не называя его имени):
«В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.»
В византийских источниках (свидетельство патриарха Фотия, бывшего современником и очевидцем тех событий, а также позднейшая хроника продолжателя Георгия Амартола) указывается, что после похода Фотий направил к русам епископа, крестившего русов (включая и их правителя, имя которого всё так же не уточняется). В церковной традиции считается, что крещены были киевские князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа. Позднее «Повесть временных лет» сообщает о походе в 882 году преемника Рюрика, новгородского князя Олега, который, захватив Смоленск и ряд других земель, подошёл к Киеву и узнал, что здесь правят Аскольд и Дир. Тогда Олег спрятал воинов в ладьях и послал за Аскольдом и Диром, назвавшись купцом, плывущим в греческие земли «от Олега и Игоря княжича». Когда же те пришли, воины вышли из ладей и Олег сказал Аскольду и Диру, что они не князья, не княжеского рода, а он, Олег, княжеского, а вместе с ним малолетний сына Рюрика Игорь. После этого Аскольд и Дир были убиты, а Олег стал киевским князем.
Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).
Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те влезли в ладью, будто бы больной Олег сказал: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь» — и тут же убил их [14].
Смерть Аскольда и Дира. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Ссылки
М. Ю. Видейко Трипільська цивілізація. — Киев, 2003.
У. Брей, Д. Трамп (перевод Г. А. Николаев) Археологический словарь. — Москва: Прогресс, 1990. — 368 с.
В. В. Седов Славяне в раннем средневековье. — Москва, 1995. — 416 с.
Б. В. Магомедов Черняховская культура Северо-Западного Причерноморья. — Киев, 1987.
Енциклопедія історії України. Інститут історії України Національної академії наук України;
П. П. Толочко Новые археологические исследования Киева (1963—1978) // Новое в археологии Киева. — Киев, 1981. .
Новгородская первая летопись младшего извода
Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 52-53.
Вернадский Г. В. Древняя Русь
П. Б. Голден The World of the Khazars.
Новгородская Первая летопись. — Л., 1950.
Псковские летописи. – М. 2000. с. 10.
Ioannis Dlugossii Annales seu cronicae incliti regni Poloniae. Liber 1-2. — Warszawa, 1964. — P. 121.
Я. С. Лурье, История России в летописании.
scisne.net
История Киева
Киев - один из древнейших городов мира - возник в эпоху формирования славянских народов. Через несколько столетии, став политическим центром могущественного государства средневековой Европы — Древней Руси, он сыграл важную роль в политической и духовной жизни русского, украинского, белорусского и других славянских народов, внес большой вклад в мировую цивилизацию.
Археологические раскопки свидетельствуют, что на территории современного Киева люди жили еще на рубеже нашей эры. Но историческая наука датирует время возникновения городов лишь на основании материалов, воссоздающих непрерывный процесс исторического развития. Археологические данные свидетельствуют, что племена, чьи поселения возникли здесь до нашей эры, достигли высшего развития во II—III ст. н. э., после чего начался их упадок. Появление в конце V в. на территории Киева жилищных и хозяйственных комплексов свидетельствует о стационарности поселений. К этому же периоду относится и обнаруженное древнее городище: ров и вал его ограждали северо-восточный выступ Старокиевской горы. Археологические находки подтверждают, что именно с этого времени на территории города славинское население проживало постоянно. Следовательно, начало непрерывной истории Киева положили поселения, нижний хронологический рубеж существования которых относится к концу V в.
Приводятся и письменные источники, свидетельствующие, правда косвенно, о том же. Следовательно, факт возникновения Киева в середине первого тысячелетия нашей эры — 1500 лет тому назад — наука считает доказанным.
В IX в. завершился процесс превращения города в крупный торгово-ремесленный и административный центр Восточной Европы. Киев становится политическим центром могущественного восточнославянского государства — Киевской Руси — колыбели русского, украинского, белорусского народов.
Население восточнославянских земель видело в Киеве символ своей этнической принадлежности к единой древнерусской народности. В тяжелые времена феодальных междоусобиц, угрозы закабаления со стороны внешних врагов Киев оставался для древнерусского общества воплощением единства и целостности государства.
Древнерусское государство с центром в Киеве сыграло важную роль в истории Западной Европы, Византии, Востока. Авторы издания прослеживают его широкие торговые, политические и культурные связи со многими странами, особенно со славянскими: Болгарией, Польшей, Чехией, способствовавшие этническому и культурному единению славян, неизменно прочному и жизненному, несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю славянских народов.
Киевская Русь была передовым государством своего времени. В Киеве трудились талантливые ремесленники, ученые, поэты, художники. Здесь Ярослав Мудрый основал первую на Руси библиотеку. Нестор-летописец, выступая за объединение Руси, против междоусобной борьбы, создал первый труд по истории нашей Родины — «Повесть временных лет». Используя опыт Византии и других стран, а также местных мастеров, древнерусские зодчие создали такие архитектурные шедевры, как Софийский собор. Десятинная церковь, Печерская лавра, Золотые ворота и др. Являясь одним из крупнейших экономических и культурных центров средневековой Европы, Киев внес значительный вклад в развитие мировой культуры.
В 988 г. на Руси в качестве официальной религии было введено христианство, способствовавшее укреплению нового, феодального строя и централизации государства. Проблема введения христианства на Руси принадлежит к числу мало разработанных. Авторы «Истории Киева», давая оценку этому событию, подчеркивают, что введение христианства на Руси было крупным историческим событием, знаменовавшим важный этап в развитии феодализме, оно означало победу феодальных отношений над отживающим родовым строем, сыграло положительную роль в развитии древнерусской культуры. Однако, служа упрочению феодального строя, христианство укрепляло власть феодалов над крестьянством, препятствовало развитию классовой борьбы.
kiev-history.com.ua
История Киева: легенда основания
История основания Киева описана в древней легенде.Фото: Yuri Hnilazub/photos.com
История Киева уходит своими корнями в глубокую древность. Со школьной скамьи нам известна красивая легенда о возникновении Киева, которую увековечил в своей «Повести временных лет» Нестор Летописец. Согласно ей, в 482 г. три брата Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь основали на живописных берегах Днепра город, ставший центром племени полян. Назвали город в честь старшего брата ― Киевом.
История Киева и всей Руси воссоздана в парке около села Копачив.Фото: Sergey Anashkevitch/livejournal.com
История Киева: в парке проводятся различные исторические фестивали.Фото: Sergey Anashkevitch/livejournal.com
Археологи утверждают, что история Киева началась за несколько тысяч лет до нашей эры. Но так как поселения племён, находившиеся на территории современного Киева, со временем пришли в упадок, то началом истории Киева принято считать конец V в. нашей эры, когда население стало проживать здесь постоянно. Археологические раскопки останков древнего городища на Старокиевской горе подтверждают этот факт.
С VI в. Киев постепенно обретает черты феодального города. Благодаря выгодному географическому положению, Киев привлекал князей, купцов, ремесленников, превративших его в крупный торговый и ремесленный центр Восточной Европы. Во времена правления новгородского князя Олега Киев стал княжеской столицей могущественного древнеславянского государства ― Киевской Руси.
Софийский собор ― древний памятник истории Киева.Фото: Elya/ru.wikipedia.org
Золотые ворота ― ещё один памятник истории Киева времён Ярослава Мудрого.Фото: Takearest.ru
Важнейшим событием в истории Киева стало принятие Русью христианства. В это время был построен первый каменный христианский храм ― Десятинная церковь. В XI в. по приказу князя Ярослава Мудрого были возведены Софийский собор, Золотые ворота, основан древнейший славянский монастырь ― Печерская лавра, открыта первая в Киевской Руси библиотека.
После смерти князя Владимира Мономаха в XII в. начался процесс дробления государства на множество княжеств. В 1240 г., воспользовавшись временным политическим ослаблением, внук Чингисхана ― Батый, собрав бесчисленные полчища монголо-татар, взял город приступом. Наступил кризисный момент в истории Киева. Почти сто лет монголо-татары бесчинствовали на украинских землях.
Новый период в истории Киева начинается в XV в., когда город вошёл в состав Великого Княжества Литовского. После объединения Литвы и Польши в одно государство наступил упадок славного города из-за притеснений его католической Польшей. Это привело к освободительной войне украинского народа против Речи Посполитой под предводительством Б. Хмельницкого. В результате Киев и вся Украина были переданы в подданство Российской империи.
Военную историю Киева вам поведают в музее Великой Отечественной войны.Фото: Dgri/en.wikipedia.org
После революции 1917 г. в России власть в Киеве переходит из рук в руки. Судьба города окончательно была решена в июне 1934 г., когда Киев вернул себе статус столицы УССР.
Трагические страницы истории Киева ― время Второй Мировой войны. После 72 дней героической обороны города, Киев был захвачен фашистскими оккупантами.
После освобождения столицы 6 ноября 1943 г. город возрождался стремительными темпами. Но доносы, чистки, ссылки в ГУЛАГ и расстрелы в тюрьмах НКВД держали население в паническом страхе до самой смерти И. В. Сталина.
Киево-Печерская лавра играет огромную роль в истории Киева.Фото: Takearest.ru
В настоящее время Киев ― одна из крупнейших европейских столиц. Современный город не утратил связи с древностью. Вспомните об этом, проходя мимо Софии Киевской, памятников княгине Ольге и Б. Хмельницкому, любуясь панорамой на золотые купола Киево-Печерской лавры или просто прогуливаясь по Андреевскому спуску. Гордиться Киевом ― это в первую очередь знать его многовековую историю.
Полезная ссылка.
www.epochtimes.com.ua
Древний Киев
Количество просмотров публикации Древний Киев - 579
Время возникновения первого поселения на месте Киева восходит к глубокой древности, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки на территории города. В середине I тысячелетия н. э. на высоких холмах правого днепровского берега, где стоит Киев, существовало несколько славянских поселений, которые, судя по найденным археологами кладам римских монет III и IV вв., а также предметам VI, VII и VIII вв. среднеазиатского и персидского происхождения, вели международную торговлю, что было связано с их выгодным географическим положением на пересечении североюжных и западно-восточных путей. Судя по легендарному летописному рассказу, три брата Кий, Щек и Хорив соорудили в этой обжитой местности над Днепром три городка, названные их именами. Город старшего из них-Киев и явился основой будущей столицы Руси. Есть основания полагать, что это событие произошло в конце V в. н. э.
Киев возник в земле полян, но уже к IX в. он превратился в центр целого союза больших племенных ʼʼкняженийʼʼ, в число которых помимо полян вошли северяне, древляне и др. Размещено на реф.рфПо-видимому, несколько ранее в союз с Киевом вошло племя рось, населявшее бассейн одноименной реки на границе со степью. Это племя и дало имя той земле, столицей которой стал Киев.
ʼʼРусская земляʼʼ во главе с Киевом при князе Олеге (882-911 гᴦ.) была объединена с северными славянскими землями у подвластными Новгороду, и таким образом возникло единое древнерусское государство - Киевская Русь, в состав которого на протяжении X в. были включены практически все восточнославянские и некоторые неславянские земли.
Древнее городище Киева располагалось на самом краю так называемой Старокиевской горы, на 113 м возвышающейся над Днепром, и занимало площадь около 0,7 га. С напольной стороны окружавший его вал дополнялся рвом, за которым простирался курганный могильник. Значительно западнее город и его предместья защищала речка Лыбедь (названная так по имени сестры трех легендарных братьев - основателей Киева), заболоченная пойма которой представляла серьезную преграду. Со всех сторон к городу подступали глухие труднопроходимые леса.
В срединной части ʼʼградаʼʼ находился древнейший языческий храм, фундамент которого был сложен из глыб песчаника и имел эллиптическую форму. В X в. неподалеку от него разместился каменный княжеский терем, упомянутый в летописи как терем княгини Ольги. Судя по той же летописи, за пределами городских укреплений, ʼʼпод горойʼʼ имелось еще два княжеских двора. В тот период основное население Киева сосредоточивалось в нагорной части, а территория низменного Подола только начала осваиваться. Здесь, у подножия киевской горы протекала река Почайна, впадавшая в Днепр, устье которой служило гаванью (сопоставлявшейся летописцем с константинопольский Золотым Рогом). От пристани шла дорога-Боричев взвоз - в город.
Дальнейшее градостроительное развитие Киева было связано с именем знаменитого князя конца X-начала XI вв. Владимира Святославича. Заняв киевский престол в 980 ᴦ., Владимир в первую очередь обновил старое языческое капище города. В центре он воздвиг ʼʼкняжескогоʼʼ бога, бога грозы и военной доблести-ʼʼПеруна древяна, а главу его сребрену, а ус златʼʼ. Вокруг Перуна разместился целый пантеон идолов: Хоре, Дажьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь. При этом вскоре, всего лишь через восемь лет, Владимир Святославич отказался от языческого культа и принял христианство в качестве общегосударственной религии.
Возведенная в связи с этим первая крупная каменная церковь Богородицы, получившая название Десятинной (поскольку на ее содержание была выделена десятая часть великокняжеских доходов), разместилась за пределами старых укреплений и стала служить центральной доминантой нового более обширного города, который приблизительно в то же время был построен Владимиром. Территория нового города достигала 10 га. Перед Десятинной церковью была создана главная городская площадь, на которой Владимир поставил античные статуи, вывезенные им в качестве военных трофеев из Корсуни - византийского Херсона. Эта площадь получила название ʼʼБабина Торжкаʼʼ. Судя по археологическим раскопкам, невдалеке от Десятинной церкви были возведены большие каменные терема, а на южном конце города, над обрывом, на месте уничтоженного языческого святилища возвысилась небольшая каменная церковь Василия.
Киев при Владимире занимал относительно небольшую территорию, но при этом расцвета достигли окружавшие его города-резиденции и стратегические пункты, такие, как Вышгород, Василев, Белгород, находившиеся на особом попечении князя. Большое значение приобрело при Владимире его придворное село Берестово, находившееся на подступах к Киеву. Основные дороги, выходившие из Киева и определявшие дальнейшее развитие его планировочной структуры, направлялись к этим ʼʼспутникамʼʼ столицы.
Новый крупный этап в развитии Киева пришелся на время княжения Ярослава Мудрого (княжил в Киеве в 1017, 1019-1054 гᴦ.). К 1037 ᴦ. было закончено строительство нового главного собора города и вместе с тем всего древнерусского государства - Киевской Софии. Этот крупнейший на Руси 13-главый храм был расположен на месте бывшего ʼʼполя вне градаʼʼ, в самом центре новой городской черты, возникшей в то же время и получившей название ʼʼгорода Ярославаʼʼ. Земляные валы Киева XI в., основу которых составили шесть рядов дубовых срубов, отличались исключительной мощностью (они достигали
14 м высоты и 19 м ширины в верхней части) и окружали всю территорию нагорного плато (около 70 га) к юго-западу от города Владимира, ставшего теперь внутренней цитаделью или детинцем Киева. Новый и старый ʼʼгородаʼʼ Киева соединялись проездными воротами и мостом. В городе Ярослава было сооружено трое ворот, расположение которых определялось, вероятно, трассировкой исторически сложившихся дороᴦ.
От главных Золотых ворот Киева начиналась основная городская улица, направлявшаяся к Софийскому собору и далее к детинцу, где находилась главная резиденция великого князя. На подступах к Софии эта улица фланкировалась двумя великокняжескими монастырями - Георгия и Ирины, построенными одновременно с главным собором. В непосредственной близости от Софийского собора размещался двор митрополита. Софийский собор был не только религиозным, но и крупнейшим на Руси центром средневековой науки.
Огромная значимость Софийского собора определила его ведущее положение в ансамбле города. Его крупный многоглавый объём главенствовал над остальными церквами древнего Киева.
В нагорной укрепленной части Киева, где сосредоточивалось политическое и церковное управление, преобладали дворы феодальной знати - князей и бояр, тогда как основным местом проживания простых горожан-ремесленников и торговцев стал Подол.
Жизнь Подола и его развитие были неразрывно связаны с Днепровским торговым путем, составлявшим основную часть пути ʼʼиз варяг в грекиʼʼ и имевшим международное значение. По торговым делам в Киев приезжали многочисленные купцы не только из русских- земель, но и из европейских и азиатских стран. Немецкие купцы здесь имели даже свой костел и доминиканский монастырь. Центром Подола служила обширная торговая и вечевая площадь. При этом это не было единственным местом торговли, судя по письменным источникам всего в Киеве насчитывалось восемь торжищ, которые как и в других городах тяготели к городским воротам, Киев являлся и крупнейшим центром ремесленного производства, достигшего к XII в, высокого специализированного развития, Здесь, в первую очередь на Подоле, были сосредоточены ювелирные, керамические, стеклоделательные, камне- и косторезные и другие ремесленные мастерские. Среди них особенно выделялись железоделательное и кузнечное производства.
Жилые дома и мастерские ремесленников далеко не всегда представляли собой приземистые полуземлянки, Судя по раскопкам последнего времени, киевский Подол был застроен преимущественно большими срубными наземными домами, иногда в несколько этажей, В целом рядовая застройка Киева обладала высоким архитектурным качеством и, очевидно, не имела принципиальных отличий от других русских городов, в частности Новгорода, Имелось в Киеве и городское благоустройство - были замощены главные улицы, а болотистые берега речки Киянки даже получили деревянную облицовку.
На Подоле с течением времени возникло немалое число храмовых построек, значительно обогащавших городской ансамбль. К наиболее крупным из них относилась церковь Успения Богородицы Пирогощей (1131-1136 гᴦ.). При этом по своим масштабам эти постройки сильно уступали главным храмам, размещавшимся в верхней части города. И хотя в XII в. Подол получил деревянную ограждающую стену, тем не менее огромная и живописная княжеская гора, с возвышавшимися на ней валами и каменными воротами, богатыми теремами и храмами продолжала господствовать в панораме города и всего днепровского ландшафта.
Киев Ярослава Мудрого создавался с ориентацией на Константинополь как на образец, что подчеркивало его исключительное положение среди других русских городов. Это уподобление носило самый общий характер и заключалось в повторении отдельных наименований храмов и городских ворот и в ассоциативном подражании главному Царьградскому собору Софии, По существу, это было уподобление не реальному городу во всей его конкретности, а подражание его идеализированной модели, ᴛ.ᴇ. ʼʼпрообразуʼʼ.
С конца XI в, в Киеве широко развернулось строительство монастырей, крупнейшим из которых стал Печерский, расположившийся на Днепровском берегу южнее Берестова. В 1073-1078 гᴦ. в данном монастыре был возведен собор Успения Богородицы — так называемая Великая Печерская церковь, существенно отличавшаяся от Софийского собора и соперничавшая с ним по масштабу. Эта церковь послужила образцом для большого числа древнерусских храмов домонгольского периода.
Сыновья и внуки Ярослава Мудрого основали в Киеве целый ряд своих родовых монастырей, которые существенно обогатили архитектурно-пространственную композицию города. Крупными монастырями, примкнувшими к городу Владимира с юга, были Дмитриевский и Михайловский Златоверхий. На холме, возвышавшемся над северной окраиной Киева, был сооружен Кирилловский монастырь. Особенно насыщенным церковными и монастырскими постройками стал старый город Владимира.
Древний Киев нельзя рассматривать без предместий - его неотъемлемых частей. Крупными торговыми предместьями, располагавшимися к северу от центра города, были еврейское и ʼʼКопырев конецʼʼ, который имел даже свою оборонительную стену. Рядом находились ремесленные поселения Кожемяки и Гончары. Среди живописного холмистого ландшафта в окрестностях Киева было разбросано немалое число монастырей, а также княжеских и боярских усадеб, которые походили на своего рода миниатюрные городки.
В размещении базовых предместий Киева заметно тяготение их к берегу Днепра, который играл определяющую роль в структуре окрестного ландшафта. Вдоль Днепра выстроилась целая цепь архитектурных ансамблей: на юге Выдубицкий монастырь с примыкавшим к нему княжеским Красным двором, севернее Киево-Печерская лавра, затем княжеская Берестовская резиденция с церковью Спаса, а на северных подступах к городу-Кирилловский монастырь.
referatwork.ru
История древнего Киева. Часть вторая: vakin
Свидетельства путешественников и хронистов о городе Киеве.
ПАВЕЛ АЛЕППСКИЙПУТЕШЕСТВИЕ АНТИОХИЙСКОГО ПАТРИАРХА МАКАРИЯ В РОССИЮв середине ХVІІ века,
>>>Знай, что древний город Киев был здесь, и доселе заметны следы его ворот, земляных валов и рвов. До сих пор целы в нем большие ворота с каменною башней, называемый Золотыми, ибо они были позолочены, их сожгли татары в последнее время, когда напали на этот город невзначай и зажгли его. Город был великолепен. Печерский монастырь находился вне стен его, а эта церковь св. Софии — посредине его вместе с Михайловским монастырем, что насупротив него, коего купол еще покрыт позолотой, и вокруг них обоих было множество больших благолепных церквей, так как этот город в древности был столицей царства здешних стран, как они сами нам рассказывали.
Руины церкви Св. Ирины в Киеве. Рисунок Михаила Сажина, 1846 г.Про церковь Св. Софии
Здание ее четырехугольное и все сводчатое, из камня, кирпича и извести внутри и снаружи. Но со стороны западного нарфекса она наполовину в развалинах. Рассказывали, что татары в давнее время ее разрушили и сожгли, и она оставалась в разрушении около ста лет, убежищем для скота и вьючных животных. Потом она была отстроена, но ее разрушили гуньяты (униаты), т.е. русские последователи папы: они выломали все плиты ее пола и мозаику и поместили в своих церквах. Нам рассказывали, что вся церковь со всеми своими притворами и галереями вверху и внизу была украшена мозаикой. Говорят, в ней было семьдесят алтарей вверху и внизу. Когда ее разрушали упомянутые ляхи, она оставалась в развалинах около 70 лет, пока не появился вечной памяти Петр, по прозванию Могила, брат Моисея, господаря Молдавии. Сделавшись митрополитом стран русских, он постарался по силе возможности реставрировать ее и привести в ее теперешний вид. Бог да помилует его!
Руины неизвестной церкви в Киеве. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.
Про крепость построенную московитами в Киеве
Стена и рвы крепости проходят подле этого монастыря и врат Св. Софии. Ее только что выстроил богохранимый царь Алексей. Она укреплена деревянными стенами, рвами и крепкими башнями. Москвитяне обладают светлым умом, подобно франкам, ибо они изобрели такие приспособления для укрепления этой крепости, каких мы не видели в их стране. Она поставили кругом рва бревна вроде длинной оси водяного колеса, очень большие, и переплели их жердями, заостренными наподобие кинжалов и копий, торчащими с четырех сторон оси в виде креста, как вороты наших колодцев. Бревна эти положены в два яруса, будучи протянуты над землей на высоте около полутора роста. Если неприятель сделает нападение, то не находит пути ни по земле, ни сверху, и если повиснет на верхних бревнах, то от этого погибнет, потому что упадет на заостренные нижние колья, которые вонзятся в его тело и члены, и могила станет его обиталищем. Мосты при воротах этого города в крепости поднимаются на цепях. Вся земля вокруг них имеет подземные ходы, наполненные большим количеством пороха. На каждых воротах висит большой колокол: если что-нибудь случится, то в него ударяют, чтобы дать знать всем находящимся в крепости. То же во всех крепостях московитов. В этой крепости много пушек, одни над другими, вверху и внизу. В ней двое воевод, уполномоченные от царя. У них 60 тысяч войска, из коего одна часть стоит под ружьем днем, а другая ночью.
Руины Золотых ворот в Киеве. Рисунок Михаила Сажина, 1846 г.
Древний город Киев доходил до сего места. Когда его покорили враги, то с течением времени он разрушился, и его перенесли в долину на низменность на берегу великой реки Днепра.
Нам рассказывали, что, начиная с монастыря Печерского и окружающих его, св. Софии и церквей, кои вокруг нее в развалинах, а также каменных церквей, которые теперь в крепости, разрушенных и уцелевших, до Киева и окружающей его местности, — всего есть около ста церквей и монастырей.
Титмар, епископ Мерзебургский, живший на стыке 10 и 11 веков, в своей Хронике 1018 г. сообщает о Киеве:
>>>>В большом этом городе, который служит столицей государства, имеется более 400 церквей и 9 торжищ, а народу несметная сила, которая - как и во всей здешней области - составляется главным образом из беглых рабов, стекающихся сюда со всех сторон, в особенности из проворных данов (норманнов), и которая доселе много боролась с вредными печенегами и побеждала другие народы.
Михалон Литвин в трактате "О нравах татар, литовцев и москвитян", впервые изданном в 1615 году:
>>>Так считается, что и Илион (Ilium), или Троя (Troiam), некогда находились на киевской территории (territorio Kioviensi), в плодороднейших степях и живописнейших лесах. Здесь можно видеть памятники, от которых ныне сохранились развалины, подземелья, гроты, мраморные плиты и остатки мощных стен. Это давно покинутое, но весьма удобное для обитания место называется ныне Торговица (Torgovitza).
Александр Гваньини из итальянского города Вероны издал в 1581 году свои записки о Сарматской Европе (Guagnini Veronensis, Sarmatiae Europeae descriptio), где пишет:
>>>Киев, древнейший и обширнейший город, обнесенный деревянными оградами, некогда столица всей России, расположенная у славнейшей реки Борисфена, отстоит от Вильны на сто двадцать миль польских.
О прежнем великолепии и истинно царственном виде города свидетельствуют самые развалины и памятники, расположенные на пространстве шести миль (более 30 км.) Доселе на соседних холмах виднеются следы церквей, монастырей и опустевших зданий. Кроме того есть некие обширнейшие подземные пещеры, прокопанные под землей на большое расстояние - как некоторые говорят на 80 миль
Выдубецкий монастырь в Киеве. Рисунок Тараса Шевченко.
Андрей Целларий в «Описании Польши» 1659 года цитирует Лаврентия Мюллера за 1585-й год :
>>>>От Киева до Смоленска существуют подземные проходы, и так их часть, которая проходит под самым течением Днепра, во всю его ширину, имеет литые своды; из чего можно заключить, сколько труда и сколько издержек потребовалось для подобного сооружения, и сколь велико было прежнее великолепие Киева. Говорят, что главными соорудителями этих переходов были итальянские купцы.
Краковский каноник Симон Старовольский в своем описании Киева за 1640 год (помещено в атласе Gepgraphia Blaviana) рассказывает про здешние пещеры:
>>>>Эти подкопы или подземные пещеры, как их называют, простираются на несколько десятков миль, вплоть до Московии.
Гийом Ле Вассер де Боплан (около 1595—1673)
ОПИСАНИЕ УКРАИНЫ
>>>Киев, называемый некогда Кизовией, был одним из древнейших городов Европы, как о том свидетельствуют остатки древностей, а именно: высота и ширина укреплений, глубина его рвов, развалины храмов и старинные гробницы многих князей, которые там погребены. Из его храмов сохранилось в целости только два: св. Софии и св. Михаила; от всех же прочих остались только одни развалины, как, например, от церкви св. Василия, от которой еще виднеются остатки стен высотой от пяти до шести футов, с греческими надписями древнее 1400 лет, сделанными на штукатурке и почти изглаженными по причине свой древности. Среди развалин этих храмов находят гробницы некоторых русских княгинь.
Храмы св. Софии и св. Михаила восстановлены в их древнем виде. Софийский храм имеет прекрасный фасад и красивый вид отовсюду, с какой бы стороны на него ни смотреть; стены его как видно, украшены многочисленными изображениями фигур и событий, исполненными мозаикой, которая состоит из очень маленьких камешков различных цветов, блестящих как стекло и столь тщательно подобранных, что нельзя отличить, живопись ли это или же шитье по ткани; купол сделан из глиняных сосудов, наполненных цементом, который покрывает их и снаружи со всех сторон
Реконструкция собора Св. Софии в Киеве.
Гробница Ярослава Мудрого в Софийском соборе, фото конца 19 в.
Этот храм содержит гробницы нескольких князей; при нем же имеет свою резиденцию архимандрит. Храм св. Михаила называется златоверхим, так как он покрыт вызолоченными пластинками. Здесь показывают мощи св. Варвары, которые, говорят, были перенесены сюда во время какой-то войны из Никомидии.
Этот древний город расположен на равнине, находящейся на вершине горы, которая господствует, с одной стороны, над всей окрестной равниной, а с другой — над Днепром, протекающим у подошвы этой возвышенности. Между последней и вышеназванной рекой расположен новый Киев (Называемый Бопланом Новый Киев — это нынешний Подол)
Город в настоящее время довольно слабозаселенный, заключающей не более пяти или шести тысяч жителей; он занимает пространство около четырех тысяч шагов в длину, по берегу Днепра, и около трех тысяч шагов в ширину, от Днепра до (подошвы) гор; город обнесен плохим рвом, шириною в 25 футов он, имеет форму треугольника и окружен деревянным палисадом с такими же башеньками; его замок (Упоминаемый Бопланом “замок” — это так называемый “Литовский замок”, находившийся на Замковой или Флоровской горе, известной ныне под именем Киселевки) расположен на вершине одной горы, господствующей над низким городом (Подолом), но в свою очередь над ним господствует возвышенность старого Киева.
Эрих Лясота (1550-1616 гг.)"Дневник Эриха Ляссоты из Стеблева"
>>>>Киев был некогда замечательною столицею и особым княжеством, имел собственных повелителей (называемых царями или князьями) из того рода, от которого происходят теперешние великие князья Руси и Московии; он обширен и сильно укреплен, был прежде украшен множеством великолепных церквей и зданий как общественных, так и частных. Это можно заметить по валам, которые окружаюсь город и тянутся дальше вверх по горе, простираясь, как говорят киевляне, на девять миль в окружности, а также по древним развалинам. Особенно замечателен бывший там прекрасный и великолепный собор во имя св. Софии, которому нет равного по обширности и который построен царем Владимиром по образцу собора св. Софии в Константинополе. В настоящее время церковь эта хотя и уцелела, но находится в большом запустении; верхние своды ее, особенно средний, покрыты мозаикою, пол выслан красивыми цветными камнями; на верху галерея или хоры, которых перила от одной колоны до другой состоят из цельных плит синеватого камня с прозрачною резьбою. В одной из плит, находящейся прямо против главного алтаря, есть круглое отверстие, около пол локтя в диаметре, теперь наполненное известью; говорят, что в давние времена помещалось в нем зеркало, в котором посредством колдовства можно было видеть все, что задумаешь, даже на расстоянии нескольких сот миль.
Можно еще видеть в церкви гробницу княгини Юльзы (В тексте: Juulza.), матери Владимира; там же показывают в деревянном гробу тело одного из митрополитов, обезглавленного татарами, которое и поныне остается нетленным, в чем я лично мог убедиться, ощупывая его руку и голову сквозь льняную ткань, покрывавшую тело (Ляссота осматривал мощи киевского митрополита Maкария, убитого татарами в 1497 году в селе Скрыгалове на берегу Припяти). Дальше показывают гробницу, в которой погребена в железном саркофаге дочь одного из князей.
Затем в одном из притворов покоится, в прекрасной гробнице из белого алебастра, сын Владимира, князь Ярослав, вместе с женою; гробница высотою почти в рост человека и сохранилась неповрежденною почти в первоначальном своем виде. В другом, внешнем притворе была некогда гробница Илии Моровлина (Ильи Муромца), известного героя или богатыря, как здесь называют, о котором рассказывают много баснословного; в настоящее время эта гробница разрушена, но другая гробница ого товарища сохранилась в целости в том же притворе.
Саркофаг Ярослава Мудрого. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.
Кости найденные в саркофаге Ярослава Мудрого, фото 1936 года.
Около церкви показывают также место, где погребались все те, которые жертвовали на церковь, или участвовали в ее постройке; но здесь нет никакого памятника. Не вдалеке от св. Софии находилась церковь св. Екатерины, в настоящее время разрушенная до основания, остался только кусок одной стены.
Следует еще обратить внимание на развалины прекрасных ворот, которые и в настоящее время сохраняют это значение; одни называют их золотыми, иные, железными воротами; это было прекрасное и великолепное здание, на сколько можно представить по уцелевшим остаткам. Из других старинных построек ничего не сохранилось в целости кроме церкви св. Михаила, расположенной также на возвышенности. Это прекрасное здание, в середине ого находится круглый купол, крыша которого вызолочена; внутри также украшено мозаикою, а полы вымощены маленькими цветными камнями. Если войти в храм через главную дверь против большого алтаря, то влево от входа покоятся в деревянном гробу мощи святой дивы Варвары; это была царская дочь, совсем еще молодая девушка лет двенадцати, на сколько можно судить по ее росту; тело нетленно, покрыто тонким льняным покрывалом до самых ног; я прикасался к мощам и нашел совершенно твердыми и неповрежденными; на голове у святой деревянная вызолоченная корона. Там где видны развалины и где стоял некогда старый город, в настоящее время почти совсем нет домов, или очень мало, а современный город выстроен внизу, в долине, на правом берегу Днепра.
Руины Золотых ворот Киева, фото конца 19 века.
vakin.livejournal.com
История древнего Киева. Часть вторая: theosophist
Свидетельства путешественников и хронистов о городе Киеве. Первая часть была здесь.
ПАВЕЛ АЛЕППСКИЙПУТЕШЕСТВИЕ АНТИОХИЙСКОГО ПАТРИАРХА МАКАРИЯ В РОССИЮв середине ХVІІ века,
>>>Знай, что древний город Киев был здесь, и доселе заметны следы его ворот, земляных валов и рвов. До сих пор целы в нем большие ворота с каменною башней, называемый Золотыми, ибо они были позолочены, их сожгли татары в последнее время, когда напали на этот город невзначай и зажгли его. Город был великолепен. Печерский монастырь находился вне стен его, а эта церковь св. Софии — посредине его вместе с Михайловским монастырем, что насупротив него, коего купол еще покрыт позолотой, и вокруг них обоих было множество больших благолепных церквей, так как этот город в древности был столицей царства здешних стран, как они сами нам рассказывали.
Руины церкви Св. Ирины в Киеве. Рисунок Михаила Сажина, 1846 г.
Про церковь Св. СофииЗдание ее четырехугольное и все сводчатое, из камня, кирпича и извести внутри и снаружи. Но со стороны западного нарфекса она наполовину в развалинах. Рассказывали, что татары в давнее время ее разрушили и сожгли, и она оставалась в разрушении около ста лет, убежищем для скота и вьючных животных. Потом она была отстроена, но ее разрушили гуньяты (униаты), т.е. русские последователи папы: они выломали все плиты ее пола и мозаику и поместили в своих церквах. Нам рассказывали, что вся церковь со всеми своими притворами и галереями вверху и внизу была украшена мозаикой. Говорят, в ней было семьдесят алтарей вверху и внизу. Когда ее разрушали упомянутые ляхи, она оставалась в развалинах около 70 лет, пока не появился вечной памяти Петр, по прозванию Могила, брат Моисея, господаря Молдавии. Сделавшись митрополитом стран русских, он постарался по силе возможности реставрировать ее и привести в ее теперешний вид. Бог да помилует его!
Руины неизвестной церкви в Киеве. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.
Про крепость построенную московитами в КиевеСтена и рвы крепости проходят подле этого монастыря и врат Св. Софии. Ее только что выстроил богохранимый царь Алексей. Она укреплена деревянными стенами, рвами и крепкими башнями. Москвитяне обладают светлым умом, подобно франкам, ибо они изобрели такие приспособления для укрепления этой крепости, каких мы не видели в их стране. Она поставили кругом рва бревна вроде длинной оси водяного колеса, очень большие, и переплели их жердями, заостренными наподобие кинжалов и копий, торчащими с четырех сторон оси в виде креста, как вороты наших колодцев. Бревна эти положены в два яруса, будучи протянуты над землей на высоте около полутора роста. Если неприятель сделает нападение, то не находит пути ни по земле, ни сверху, и если повиснет на верхних бревнах, то от этого погибнет, потому что упадет на заостренные нижние колья, которые вонзятся в его тело и члены, и могила станет его обиталищем. Мосты при воротах этого города в крепости поднимаются на цепях. Вся земля вокруг них имеет подземные ходы, наполненные большим количеством пороха. На каждых воротах висит большой колокол: если что-нибудь случится, то в него ударяют, чтобы дать знать всем находящимся в крепости. То же во всех крепостях московитов. В этой крепости много пушек, одни над другими, вверху и внизу. В ней двое воевод, уполномоченные от царя. У них 60 тысяч войска, из коего одна часть стоит под ружьем днем, а другая ночью.
Руины Золотых ворот в Киеве. Рисунок Михаила Сажина, 1846 г.
Древний город Киев доходил до сего места. Когда его покорили враги, то с течением времени он разрушился, и его перенесли в долину на низменность на берегу великой реки Днепра.
Нам рассказывали, что, начиная с монастыря Печерского и окружающих его, св. Софии и церквей, кои вокруг нее в развалинах, а также каменных церквей, которые теперь в крепости, разрушенных и уцелевших, до Киева и окружающей его местности, — всего есть около ста церквей и монастырей.
Титмар, епископ Мерзебургский, живший на стыке 10 и 11 веков, в своей Хронике 1018 г. сообщает о Киеве:
>>>>В большом этом городе, который служит столицей государства, имеется более 400 церквей и 9 торжищ, а народу несметная сила, которая - как и во всей здешней области - составляется главным образом из беглых рабов, стекающихся сюда со всех сторон, в особенности из проворных данов (норманнов), и которая доселе много боролась с вредными печенегами и побеждала другие народы.
Михалон Литвин в трактате "О нравах татар, литовцев и москвитян", впервые изданном в 1615 году:
>>>Так считается, что и Илион (Ilium), или Троя (Troiam), некогда находились на киевской территории (territorio Kioviensi), в плодороднейших степях и живописнейших лесах. Здесь можно видеть памятники, от которых ныне сохранились развалины, подземелья, гроты, мраморные плиты и остатки мощных стен. Это давно покинутое, но весьма удобное для обитания место называется ныне Торговица (Torgovitza).
Александр Гваньини из итальянского города Вероны издал в 1581 году свои записки о Сарматской Европе (Guagnini Veronensis, Sarmatiae Europeae descriptio), где пишет:
>>>Киев, древнейший и обширнейший город, обнесенный деревянными оградами, некогда столица всей России, расположенная у славнейшей реки Борисфена, отстоит от Вильны на сто двадцать миль польских.
О прежнем великолепии и истинно царственном виде города свидетельствуют самые развалины и памятники, расположенные на пространстве шести миль (более 30 км.) Доселе на соседних холмах виднеются следы церквей, монастырей и опустевших зданий. Кроме того есть некие обширнейшие подземные пещеры, прокопанные под землей на большое расстояние - как некоторые говорят на 80 миль
Выдубецкий монастырь в Киеве. Рисунок Тараса Шевченко.
Андрей Целларий в «Описании Польши» 1659 года цитирует Лаврентия Мюллера за 1585-й год :
>>>>От Киева до Смоленска существуют подземные проходы, и так их часть, которая проходит под самым течением Днепра, во всю его ширину, имеет литые своды; из чего можно заключить, сколько труда и сколько издержек потребовалось для подобного сооружения, и сколь велико было прежнее великолепие Киева. Говорят, что главными соорудителями этих переходов были итальянские купцы.
Краковский каноник Симон Старовольский в своем описании Киева за 1640 год (помещено в атласе Gepgraphia Blaviana) рассказывает про здешние пещеры:
>>>>Эти подкопы или подземные пещеры, как их называют, простираются на несколько десятков миль, вплоть до Московии.
Гийом Ле Вассер де Боплан (около 1595—1673)ОПИСАНИЕ УКРАИНЫ>>>Киев, называемый некогда Кизовией, был одним из древнейших городов Европы, как о том свидетельствуют остатки древностей, а именно: высота и ширина укреплений, глубина его рвов, развалины храмов и старинные гробницы многих князей, которые там погребены. Из его храмов сохранилось в целости только два: св. Софии и св. Михаила; от всех же прочих остались только одни развалины, как, например, от церкви св. Василия, от которой еще виднеются остатки стен высотой от пяти до шести футов, с греческими надписями древнее 1400 лет, сделанными на штукатурке и почти изглаженными по причине свой древности. Среди развалин этих храмов находят гробницы некоторых русских княгинь.
Храмы св. Софии и св. Михаила восстановлены в их древнем виде. Софийский храм имеет прекрасный фасад и красивый вид отовсюду, с какой бы стороны на него ни смотреть; стены его как видно, украшены многочисленными изображениями фигур и событий, исполненными мозаикой, которая состоит из очень маленьких камешков различных цветов, блестящих как стекло и столь тщательно подобранных, что нельзя отличить, живопись ли это или же шитье по ткани; купол сделан из глиняных сосудов, наполненных цементом, который покрывает их и снаружи со всех сторон
Реконструкция собора Св. Софии в Киеве.
Гробница Ярослава Мудрого в Софийском соборе, фото конца 19 в.
Этот храм содержит гробницы нескольких князей; при нем же имеет свою резиденцию архимандрит. Храм св. Михаила называется златоверхим, так как он покрыт вызолоченными пластинками. Здесь показывают мощи св. Варвары, которые, говорят, были перенесены сюда во время какой-то войны из Никомидии.
Этот древний город расположен на равнине, находящейся на вершине горы, которая господствует, с одной стороны, над всей окрестной равниной, а с другой — над Днепром, протекающим у подошвы этой возвышенности. Между последней и вышеназванной рекой расположен новый Киев (Называемый Бопланом Новый Киев — это нынешний Подол)
Город в настоящее время довольно слабозаселенный, заключающей не более пяти или шести тысяч жителей; он занимает пространство около четырех тысяч шагов в длину, по берегу Днепра, и около трех тысяч шагов в ширину, от Днепра до (подошвы) гор; город обнесен плохим рвом, шириною в 25 футов он, имеет форму треугольника и окружен деревянным палисадом с такими же башеньками; его замок (Упоминаемый Бопланом “замок” — это так называемый “Литовский замок”, находившийся на Замковой или Флоровской горе, известной ныне под именем Киселевки) расположен на вершине одной горы, господствующей над низким городом (Подолом), но в свою очередь над ним господствует возвышенность старого Киева.
Эрих Лясота (1550-1616 гг.)"Дневник Эриха Ляссоты из Стеблева"
>>>>Киев был некогда замечательною столицею и особым княжеством, имел собственных повелителей (называемых царями или князьями) из того рода, от которого происходят теперешние великие князья Руси и Московии; он обширен и сильно укреплен, был прежде украшен множеством великолепных церквей и зданий как общественных, так и частных. Это можно заметить по валам, которые окружаюсь город и тянутся дальше вверх по горе, простираясь, как говорят киевляне, на девять миль в окружности, а также по древним развалинам. Особенно замечателен бывший там прекрасный и великолепный собор во имя св. Софии, которому нет равного по обширности и который построен царем Владимиром по образцу собора св. Софии в Константинополе. В настоящее время церковь эта хотя и уцелела, но находится в большом запустении; верхние своды ее, особенно средний, покрыты мозаикою, пол выслан красивыми цветными камнями; на верху галерея или хоры, которых перила от одной колоны до другой состоят из цельных плит синеватого камня с прозрачною резьбою. В одной из плит, находящейся прямо против главного алтаря, есть круглое отверстие, около пол локтя в диаметре, теперь наполненное известью; говорят, что в давние времена помещалось в нем зеркало, в котором посредством колдовства можно было видеть все, что задумаешь, даже на расстоянии нескольких сот миль.
Можно еще видеть в церкви гробницу княгини Юльзы (В тексте: Juulza.), матери Владимира; там же показывают в деревянном гробу тело одного из митрополитов, обезглавленного татарами, которое и поныне остается нетленным, в чем я лично мог убедиться, ощупывая его руку и голову сквозь льняную ткань, покрывавшую тело (Ляссота осматривал мощи киевского митрополита Maкария, убитого татарами в 1497 году в селе Скрыгалове на берегу Припяти). Дальше показывают гробницу, в которой погребена в железном саркофаге дочь одного из князей.
Затем в одном из притворов покоится, в прекрасной гробнице из белого алебастра, сын Владимира, князь Ярослав, вместе с женою; гробница высотою почти в рост человека и сохранилась неповрежденною почти в первоначальном своем виде. В другом, внешнем притворе была некогда гробница Илии Моровлина (Ильи Муромца), известного героя или богатыря, как здесь называют, о котором рассказывают много баснословного; в настоящее время эта гробница разрушена, но другая гробница ого товарища сохранилась в целости в том же притворе.
Саркофаг Ярослава Мудрого. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.
Кости найденные в саркофаге Ярослава Мудрого, фото 1936 года.
Около церкви показывают также место, где погребались все те, которые жертвовали на церковь, или участвовали в ее постройке; но здесь нет никакого памятника. Не вдалеке от св. Софии находилась церковь св. Екатерины, в настоящее время разрушенная до основания, остался только кусок одной стены.
Следует еще обратить внимание на развалины прекрасных ворот, которые и в настоящее время сохраняют это значение; одни называют их золотыми, иные, железными воротами; это было прекрасное и великолепное здание, на сколько можно представить по уцелевшим остаткам. Из других старинных построек ничего не сохранилось в целости кроме церкви св. Михаила, расположенной также на возвышенности. Это прекрасное здание, в середине ого находится круглый купол, крыша которого вызолочена; внутри также украшено мозаикою, а полы вымощены маленькими цветными камнями. Если войти в храм через главную дверь против большого алтаря, то влево от входа покоятся в деревянном гробу мощи святой дивы Варвары; это была царская дочь, совсем еще молодая девушка лет двенадцати, на сколько можно судить по ее росту; тело нетленно, покрыто тонким льняным покрывалом до самых ног; я прикасался к мощам и нашел совершенно твердыми и неповрежденными; на голове у святой деревянная вызолоченная корона. Там где видны развалины и где стоял некогда старый город, в настоящее время почти совсем нет домов, или очень мало, а современный город выстроен внизу, в долине, на правом берегу Днепра.
Руины Золотых ворот Киева, фото конца 19 века.
Первая часть повествований о городе Киеве:История древнего Киева