Древняя индия ремесла. Народное ремесло Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Geum.ru. Древняя индия ремесла


Индия, Шрени - ремесленные корпорации в Древней Индии - Экономическая история

1.3. Индия

Еще в древние века об Индии шла молва как о стране мудрецов. Исследования ученых в XX в. раздвинули хронологические рамки зарождения ее цивилизации. Нужно иметь в виду, что литературные всемирно известные памятники этой страны не имеют в большинстве хронологических датировок: Ригведа, Махабхарат, Упанишад, Артхашастра. Хронология событий, описываемых в них, устанавливается с помощью археологов, палеонтологов, лингвистов, топонимикой, религиоведов и т. д.

Ярчайшим периодом в экономической истории Индии является хараппская, или индская, культура. Датируется она 2500 (2300) - 1800 (1700) гг. до н. э. Города Харапп (совр. Пакистан) и Мохенджо-Даро были двумя столицами, окруженными земледельческими поселениями. Они располагались на территории и 1100 км с севера на юг и = 1600 км с запада на восток, т. сбыли почти вдвое больше Древнего Шумера. В Хараппе и Мохенджо-Даро проживало не менее 100 тыс. человек в каждом, что вдвое превышало численность шумерских городов-государств. Эти факты подчеркивают значимость экономической истории Древней Индии.

Существовали широкие, прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы. Города создавались по разработанному плану, основные улицы шли параллельно друг другу, ширина их достигала 10 м. Подразделялись города на две части: в цитадели ("Верхнем городе") проживали администраторы и жрецы, в "Нижнем городе" - остальное население. Долга наиболее зажиточных людей воздвигались в два-три этажа. Были проложены керамические водопроводные трубы.

Создавались небольшие и более примитивные по сравнению с Месопотамией и Египтом ирригационные сооружения. Рано проявился интерес к расчистке джунглей. Кроме мелкого продуктивного скота, в Индии особое внимание уделяли крупному рогатому ("священная корова"), приручали ослов, через несколько веков стали завозить из других стран слонов.

Инновациями в хозяйственной жизни индийцев было применение удобрений в земледелии, что позволяло собирать в год по два урожая, а также выращивание риса и хлопка.

Торговым и культурным связям, в том числе с отдаленной в пространстве Месопотамией, благоприятствовало наличие письменности {до сих пор почти нерасшифрованной), система счета, а также мер и весов. Об активной торговле свидетельствует множество найденных индийских печатей в городах Междуречья. Кроме двух столиц в Индском царстве были и другие города. В Лотхале, который расположен вблизи от Бомбея, найдены печати, на которых изображены суда с мачтами. Это явные свидетельства занятий местного населения морской торговлей. Предметами вывоза являлись продукты сельского хозяйства, ремесла, а также драгоценные камни. Ввозили слонов.

Закат Хараппской цивилизации наступил за несколько веков до прихода индоарийских племен. Как и при исчезновении других центров культуры на Земле (этрусков, к примеру), причин можно предположить несколько: изменение климата, обширные разливы рек, тектонические толчки земной коры. По данным антропологов ученые пришли к выводу: жители крупных населенных пунктов (произошло это, по-видимому, на рубеже И-1 тыс. до н. э.) погибли в результате эшядемии малярии. С таким выводом можно согласиться - вокруг культурных центров были непроходимые джунгли с заболоченными поймами притоков Инда. Наследием для будущих поколений были протодравидский язык, жреческие обряды, содействовавшие появлению в будущем религии индуизма.

Своеобразие становления цивилизации Индии проявилось в том, что она зародилась дважды: в III тыс. до н. э. в бассейне Инда и спустя несколько веков после падения Хараппской цивилизации - в бассейне реки Ганг. "Ригведу", самый древний 1шсь-менный памятник индоариев, ученые датировали XI-X вв. до н. э. Материалы "Ригведы" позволяют проследить в общих чертах постепенный, в течение нескольких веков, путь перемещения индоариев с севера на восток до долины Ганга и ее освоение.

Этот этап в истории Индии называют "ведийский период "(сер. II тыс. до н. э. - нач. I тыс. до н. э.). Именно индоарии создали священное учение о ведах. "Ригведа" по праву относится к памятникам экономической мысли Индии.

На основе ведийской литературы, с учетом прежних культурных достижений индийцев, сложился кастово-варновый строй - четыре замкнутых слоя (касты) в обществе: 1) брахманы - жрецы и учителя; 2) кшатрии - правители и воины; 3) вайшьи - земледельцы и ремесленники; 4) неарийцы {неприкасаемые) рабы, иноплеменники, разорившиеся общинники. Неоднозначной была роль каст в индийском обществе-жесткое деление на касты сдерживало инициативу, особенно среди вайшьев, и сплочение всего населения. В итоге получилось, что роли государственного фактора в развитии Индии не было, т. е. не было и сильной власти, объединяющей всех там живущих в стремлении к созданию единого централизованного государства, его укреплению. Соответственно, не была экономически сильной и государственная форма собственности. Все это через века превратилось в чудо, которым была Индия. В колонии Англии, преобладающей формой собственности оставалась коллективно-общинная. И отрицательную роль в этом сыграл аристократизм индоариев, которые с самого начала поставили себя выше смуглых аборигенов.

Из правителей династии Маурьев наиболее известен Чан-драгупта (правил в 322- 298 гг. до н. э.). Он объединил население Инда и Ганга в единую империю, т. е. в современном понимании государство Индия существует с конца IV в. до н. э. Известны деяния на пользу страны и его внука Ашоки, но с начала II в. до н. э. империя опять распалась.

Важнейшим этаном в экономической истории Древней Индии был "буддийский период " (V-III вв. до н. э.). Это учение распространяется на северо-востоке Индии. Иначе говоря, для Индии характерен не монизм в религии - главенство одного вероучения, а дуализм - наличие двух религий: индуизма и буддизма.

Появились деньги в виде кусочков серебра и меди с клеймом. Интереснейшим явлением в "буддийский" и последующий "классический9' период (конец II в. до н. э. - V в. н. э.) было зарождение и укрепление корпораций ремесленников, они предсказали примерно за полторы тысячи лет появление цехового ремесла в Европе.

Шрени - ремесленные корпорации в Древней Индии

В V-III вв. до н. э. шрени существовали во всех крупных городах страны, объединяя ремесленников и торговцев. Не было еще четкой их организации: в шрени входили целые ремесленные мастерские и отдельные представители этой трудовой деятельности. Но индийские корпорации в остальном предвосхитили цеха в Европе устанавливались правила труда; его оплата; стандарты товара; его цена.

Во главе шреней стоял старейшина с нравом наследования должности. У него были помощники - совет из более опытных ремесленников. Были и свои регалии: знамена и опахала из хвоста яка. С ними шествовали на религиозных церемониях. Создавались фонды за счет взносов членов шрений, штрафов за нарушения регламентов. Одновременно это были кредитные учреждения - выдавали ссуды под проценты торговым людям, чем содействовали прогрессу рыночных отношений. Корпорации много средств жертвовали и на религиозные цели.

Что производили?

1. Прядильщики и ткачи вырабатывали почти прозрачные ткани на экспорт в Древний Рим.

2. Гончары славились изготовлением черной полированной керамики

3. Камнетесы создавали монолиты с высеченными эдиктами на них царя Ашоки, весом до 50 т каждый.

4. Мастера по железу воздвигли около Дели железную колонну в честь Чан драгупты II уже в V в. н. э., т. е. в конце эпохи Древнего мира. До сих пор не разгадана технология ее изготовления: 15 веков железо не подвергается эрозии!

В "Артхашастре" сообщается, что в эпоху Маурьев цены на изделия ремесленников провались "надзирателями за торговлей", т. е. проявлялось что-то вроде госрегулирования экономики.

Таким образом, Индия в социально-экономическом развитии, как и другие древнейшие цивилизации, внесла свой вклад в мировую экономику. Шрени также относятся к гениальным догадкам древних о будущем.

В "классическую эпоху" страна подвергалась завоеваниям (греко-бактрийцы и др.). В Средние века Индия вошла с общинно-кастовой структурой и слабым по организации государством.

geum.ru

Народное ремесло Индии | изобразительное, прикладное искусство

Изысканные узоры, заманчивые цвета, бесподобное мастерство и утонченное изящество являются отличительными чертами индийского народного ремесла, поставившими его на карту мира. Его уверенно растущая популярность подняла экспортные продажи в 2002-2003 годах до ошеломляющей суммы 83 430 миллионов рупий. Эта отрасль несет наибольший потенциал значительных прибылей в иностранной валюте. Эта отрасль сельской и кустарной промышленности обеспечивает заработок сотням тысяч людей из бедных слоев общества. Небольшой вклад капитала, большая отдача прибыли и высокое задействование рабочей силы являются основными факторами, благодаря которым эта отрасль приобрела важное значение для экономики страны. Центральное правительство и правительства штатов уделяют особое внимание обеспечению высокого уровня развития ремесленной промышленности.

Каждое народное ремесло отражает традиции отдельного региона и культуры. Мы гордимся уникальными сокровищами народного ремесла Индии, владеющей огромным многообразием и богатством культуры. Произведения ремесленных искусств воплощаются в жизнь самыми разнообразными способами - в металле и дереве, в камне, папье-маше и керамике, шелке и хлопке, парче, натуральных растительных волокнах, и других материалах. Племена и сельские ремесленники унаследовали от предков всевозможные методики и способы творения своего искусства.

Металл всегда был частью жизни и культуры Индии еще с незапамятных времен. Железные перекладины Храма Солнца в Конарке в штате Орисса, и железная колонна в Кутуб Минаре в Дели являются свидетельством древних навыков индийцев в сфере металлолитья. Навыки бронзового литья зародились в Индии пять миллионов лет назад; медь и бронза являются самыми популярными цветными металлами в изготовлении различных инструментов. Возможности металлолитейного искусства просто безграничны, и в Индии практикуется большое разнообразие отделочных методов - инкрустация, металлолитье, гравюра, аппликации и другие. Работы, производящиеся в Морадабаде, Джайпуре и Дели представляют собой это мастерство. Город Морадабад в штате Уттар-Прадеш особенно знаменит работами с цветной эмалью и затейливыми гравюрами на черном серебре. Инкрустация металлической проволокой на панно и картинах, изображающих привлекательные сцены, в основном производится в штатах Уттар-Прадеш и Керала. Металлическими гравюрами в Кашмире обычно украшают трости, щипцы для орехов, столовые приборы, декоративные и многие другие предметы. Ремесленники Раджастхана выполняют замечательную работу на серебрянных коробках для специй, шкатулках для украшений, ларцах, фигурках птиц и животных с замысловатыми узорами. Эти вещи представляют собой как практическую, так и декоративную ценность.

Изделия папье-маше создаются путем смешивания бумажной массы с крахмалом и придачи ей разнообразных форм и образцов при помощи деревянных шаблонов. Воображение ремесленников не знает границ, они выражают свое мастерство, вдыхая жизнь в свои изделия. В Кашмире создается большое разнообразие вещей ежедневного использования и декоративных предметов из папье-маше.

Деревянное ремесло также внесло свой вклад в обогащение ремесленной сокровищницы Индии. С незапамятных времен, в Индии делали посуду из дерева. В штате Химачал-Прадеш из дерева изготовляют кувшины для воды. Из древесины орехового дерева в Кашмире изготовляют подносы, книжные полки, настенные украшения, вазы для фруктов и другие предметы. В штате Гуджарат существует богатая традиция резьбы по дереву; изготовленные там деревянные качели, стулья и столы, имеют большую популярность. Штаты Карнатака и Махараштра знамениты своими работами по лакировке дерева. Традиционные расписные колыбели, шкатулки и наборы игральных карт Ганджифа украшаются изображениями персонажей из религии и мифологии. Ручные веера, сделанные из полосок и кусочков сандалового дерева, распространяют свой свежий аромат по всей комнате, а также очень удобны в использовании.

◆ Автор этой статьи – внештатный корреспондент. Эта статья была опубликована в журнале «Индия Перспективы» в октябре 2003 г.

Автор и источник публикации: 

indonet.ru

23.3. Художественное ремесло средневековой Индии

Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика

23.3. Художественное ремесло средневековой Индии

  Художественное ремесло Индии - одно из древнейших в мире. Эта страна с давних времен славилась ткачеством из хлопка и шерсти, набойкой, резьбой по слоновой кости и дереву, обработкой металла (чеканка, резьба, филигрань, инкрустация), ювелирным делом и изготовлением лаковых изделий. Народные ремесленники достигли необыкновенного мастерства в каждом из этих производств, красота и изящество их изделий известны во всем мире.  Кустарные ремесла были распространены как в городах, так и в сельских местностях, где в зависимости от природных условий или наличия какого-либо материала (слоновой кости, ценных пород дерева и т.д.) формировался тот или иной вид прикладного искусства: всемирную известность получила кашмирская шерсть, эмали Джайпура, слоновая кость Траванкор-Кочина.  Древнейшие виды народного творчества - резьба по дереву и слоновой кости - были распространены во многих областях Индии. Из слоновых бивней народные мастера делали скульптурки, изображающие героев эпоса,различные божества, в некоторых случаях составляя из них целые композиции. Из дерева изготовлялась резная мебель, архитектурные детали, шкатулки, ларцы, статуэтки.  Большое распространение уже в эпоху Позднего Средневековья получил лак « нирмал» ( по названию одной из деревень), служащий для покрытия изделий из папье-маше и мягких пород дерева и используемый до настоящего времени. Приготовленный из соков тамариндового семени и окрашенный в черный, красный или золотой цвета лак наносится на подносы, блюда, коробочки и шкатулки, которые затем расписываются акварельными красками и снова лакируются.  Как правило, религиозные обычаи Индии требовали для выполнения ритуальных церемоний применения не глиняной, а именно металлической посуды, поэтому здесь получили широкое распространение изделия всевозможной утвари из бронзы, меди и стали. Они имели разнообразные формы и богатую орнаментацию. Одним из оригинальнейших видов металлопластики является техника « бидри» ( ее название происходит от города Бидара). Из сплава меди и цинка с примесью земли, содержащей селитру, отливают сосуды, получающие после обработки красивый матово-черный оттенок. Затем по нанесенному рисунку набивают в специальные углубления серебряную проволку; сочетание серебра и черного фона дает красочный эффект, напоминающий кавказскую чернь.  Большое распространение получили всевозможные виды ткачества. Шелковая парча ручной работы с золотой или серебряной нитью, предназначавшаяся для высших каст, отличается тонкостью и изощренностью рисунка, нежнейшими цветовыми сочетаниями, благородством орнаментальных мотивов. До сих пор индийская парча не имеет себе равных в мире и широко вывозится в другие страны мира.  Не менее знамениты кашмирские шали из тонкого пуха горных коз, тканные вручную и окрашенные мореной, индиго или другими натуральными красителями. Обычно центральное поле шали делается синим, а по бордюру наносятся серовато-красные узоры, напоминающие по форме стручки перца с мелким цветочным заполнением внутри. Кашмирские ткани так тонки, что могут быть продеты через перстень. Производство их отличается большой сложностью и требует длительного времени. Как правило, на изготовление одной шали уходит около полутора лет. Пользуются известностью и индийские хлопчатобумажные ткани, прозванные за легкость и прозрачность «сотканным воздухом» или «струящейся водой». Среди них глубоко народным видом искусства являются набойки - хлопчатобумажные ткани, на которых деревянными штампами отпечатываются многофигурные сцены с изображением музыкантов, танцовщиц, зверей, эпизодов из крестьянской жизни. Они ярки по своему колориту, декоративности и изображению рисунка. В набойках нашел отражение колорит богатой тропической природы Индии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

  Гусева Н.Р.Эти поразительные индийцы. - М.: АСТ, 2007.  Копцева Н.П. История, религия, мифология древней и средневековой Индии: учебное пособие . - Красноярск: КГУ, 2003.  Немировский А.И. Индия. Научно-художественная энциклопедия. - М.: Лабиринт,2001.

Дополнительная литература

  Ключников Ю. Я в Индии искал Россию.- М.: Беловодье, 2009. Матвеев С.А. Самаведа. - М.: АСТ, 2005.  Успенская Е.Н. Раджпуты: рыцари средневековой Индии. - СПб.: Евразия, 2000.  Фишер Р.Е. Искусство буддизма. - М.: Слово, 2010.

textb.net


Смотрите также