История древней литературы руси. Список литературы на тему "История Древней Руси. Средневековье"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Список литературы на тему "История Древней Руси. Средневековье". История древней литературы руси


Список литературы

Список литературы

Генератор кроссвордов

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Прочие ONLINE сервисы

 

Список литературы

1. Апокрифы Древней Руси / ред. М. Рождественская. - М.: СПб: Амфора, 2011. - 239 c.2. Бодрихин, Николай Великие сражения Древней Руси. 100 историй о битвах, прославивших русское оружие / Николай Бодрихин. - М.: Центрполиграф, 2011. - 352 c.3. Вздорнов, Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-восточной Руси XII - начала XV веков / Г.И. Вздорнов. - М.: М: Искусство, 2013. - 552 c.4. Водолазкин, Е. Г. Всемирная история в литературе Древней Руси / Е.Г. Водолазкин. - М.: Пушкинский Дом, 2014. - 504 c.5. Демченко, Г.В. Из истории судоустройства в Древней Руси / Г.В. Демченко. - М.: ООО PDF паблик, 2012. - 639 c.6. Дьяконов, М. А. Власть московских государей: Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI века / М.А. Дьяконов. - М.: Либроком, 2012. - 222 c.7. Дьяконов, М.А. Власть московских государей. Очерк из истории политических идей древней Руси до конца XVI в. / М.А. Дьяконов. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 227 c.8. Изборник. Повести Древней Руси / ред. Л.А. Дмитриева. - М.: Художественная литература, 2013. - 447 c.9. История Древнего Востока / ред. В.И. Кузищин. - М.: Высшая школа; Издание 3-е, перераб. и доп., 2011. - 462 c.10. История Древнего Востока / ред. В.И. Кузищин. - М.: М: Высшая школа, 2012. - 456 c.11. История Древнего Востока: Учебник / ред. В.И. Кузищин. - М.: Высшая школа; Издание 3-е, перераб. и доп., 2013. - 462 c.12. История древнего мира. Том первый. Древний Восток. Том второй. Древняя Греция / ред. С.И. Ковалев. - М.: Социально-экономическое издательство, 2011. - 812 c.13. Карамзин, Николай История Государства Российского. От Древней Руси до правления великого князя Дмитрия Константиновича (1359-1362) / Николай Карамзин. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 672 c.14. Любимов Искусство древнего мира. Искусство западной Европы. Искусство древней Руси / Любимов, Лев. - М.: Просвещение; Издание 3-е, испр., 2012. - 303 c.15. Любимов, Л.Д. Искусство Древней Руси / Л.Д. Любимов. - М.: Просвещение, 2014. - 336 c.16. Медведь, А. Н. Антропология болезни в Древней Руси. Очерки истории / А.Н. Медведь. - М.: МБА, 2014. - 232 c.17. Пашуто, В.Т. Внешняя политика Древней Руси / В.Т. Пашуто. - М.: Наука, 2011. - 472 c.18. Перепелкин, Ю.Я. История Древнего Египта / Ю.Я. Перепелкин. - М.: Летний сад, Журнал 'Нева', 2016. - 608 c.19. Раппопорт, П.А. Зодчество древней Руси / П.А. Раппопорт. - М.: Наука, 2016. - 160 c.20. Рыбаков, Б. А. Из истории культуры древней Руси / Б.А. Рыбаков. - М.: Издательство МГУ, 2015. - 240 c.21. Рыбаков, Б.А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки / Б.А. Рыбаков. - М.: Московского университета, 2014. - 240 c.22. Савицкая, И.С. История древнего мира. Книга 1. Ранняя древность / ред. И.М; Дьяконов, В.Д. Неронова, И.С. Савицкая. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 2014. - 384 c.23. Сахаров, А.Н. Дипломатия Древней Руси / А.Н. Сахаров. - М.: Мысль, 2012. - 358 c.24. Седов, А.В. История Древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй / А.В. Седов. - М.: Восточная Литература, 2012. - 895 c.25. Терновский, Ф.А. Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в Древней Руси / Ф.А. Терновский. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 309 c.26. Терновский, Ф.А. Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в Древней Руси. Выпуск 2: моногр. / Ф.А. Терновский. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 305 c.27. Турилов, А. А. Slavia Cyrillomethodiana. Источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси. Межславянские культурные связи эпохи средневековья / А.А. Турилов. - М.: Знак, 2014. - 808 c.28. Успенский, Б. А. Борис и Глеб. Восприятие истории в Древней Руси / Б.А. Успенский. - М.: Языки русской культуры, 2011. - 128 c.29. Успенский, Б. А. Борис и Глеб. Восприятие истории в Древней Руси / Б.А. Успенский. - М.: Языки славянской культуры, 2013. - 128 c.30. Ямпольский, З. Из истории Древней Кавказской Албании / З. Ямпольский. - М.: Институт Востоковедения АН СССР, 2013. - 715 c.
Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными! Книги, использованные при создании данного списка литературы:
Источник: ред. Рождественская, М.. Апокрифы Древней Руси ред. Рождественская, М.Апокрифы Древней Руси Бодрихин Н.Великие сражения Древней Руси. 100 историй о битвах, прославивших русское оружие Источник: Вздорнов, Г.И.. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-восточной Руси XII - начала XV веков
Вздорнов, Г.И.Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-восточной Руси XII - начала XV веков
Водолазкин Е. Г.Всемирная история в литературе Древней Руси Демченко Г.В.Из истории судоустройства в Древней Руси Дьяконов М. А.Власть московских государей: Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI века
Дьяконов М.А.Власть московских государей. Очерк из истории политических идей древней Руси до конца XVI в. Источник: ред. Дмитриева, Л.А.. Изборник. Повести Древней Руси
ред. Дмитриева, Л.А.Изборник. Повести Древней Руси
Источник: ред. Кузищин, В.И.. История Древнего Востока
ред. Кузищин, В.И.История Древнего Востока
Источник: ред. Кузищин, В.И.. История Древнего Востока ред. Кузищин, В.И.История Древнего Востока Источник: ред. Кузищин, В.И.. История Древнего Востока: Учебник
ред. Кузищин, В.И.История Древнего Востока: Учебник
Источник: ред. Ковалев, С.И.. История древнего мира. Том первый. Древний Восток. Том второй. Древняя Греция ред. Ковалев, С.И.История древнего мира. Том первый. Древний Восток. Том второй. Древняя Греция
Карамзин НиколайИстория Государства Российского. От Древней Руси до правления великого князя Дмитрия Константиновича (1359-1362) Источник: Любимов, Лев. Искусство древнего мира. Искусство западной Европы. Искусство древней Руси Любимов, ЛевИскусство древнего мира. Искусство западной Европы. Искусство древней Руси Источник: Любимов, Л.Д.. Искусство Древней Руси
Любимов, Л.Д.Искусство Древней Руси
Медведь А. Н.Антропология болезни в Древней Руси. Очерки истории Источник: Пашуто, В.Т.. Внешняя политика Древней Руси
Пашуто, В.Т.Внешняя политика Древней Руси
Источник: Перепелкин, Ю.Я.. История Древнего Египта Перепелкин, Ю.Я.История Древнего Египта
Источник: Раппопорт, П.А.. Зодчество древней Руси Раппопорт, П.А.Зодчество древней Руси Рыбаков Б. А.Из истории культуры древней Руси Источник: Рыбаков, Б.А.. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки Рыбаков, Б.А.Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки
Источник: ред. Дьяконов, И.М; Неронова, В.Д.; Савицкая, И.С.. История древнего мира. Книга 1. Ранняя древность ред. Дьяконов, И.М; Неронова, В.Д.; Савицкая, И.С.История древнего мира. Книга 1. Ранняя древность Источник: Сахаров, А.Н.. Дипломатия Древней Руси Сахаров, А.Н.Дипломатия Древней Руси Источник: Седов, А.В.. История Древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй Седов, А.В.История Древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй
Терновский Ф.А.Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в Древней Руси Терновский Ф.А.Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в Древней Руси. Выпуск 2 Турилов А. А.Slavia Cyrillomethodiana. Источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси. Межславянские культурные связи эпохи средневековья
Успенский Б. А.Борис и Глеб. Восприятие истории в Древней Руси Источник: Ямпольский, З.. Из истории Древней Кавказской Албании Ямпольский, З.Из истории Древней Кавказской Албании

В нашем каталоге

Околостуденческое

Это интересно...

Наши контакты

spisok-literaturi.ru

Список литературы на тему "История Древней Руси. Средневековье

Список литературы

Генератор кроссвордов

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Прочие ONLINE сервисы

 

Список литературы

1. Андреев, В. Ф. Северный страж Руси / В.Ф. Андреев. - М.: Лениздат, 1983. - 160 c.2. Бессуднова, М. Б. Россия и Ливония в конце XV века. Истоки конфликта / М.Б. Бессуднова. - М.: Квадрига, 2015. - 464 c.3. Булычев, А. А. Между святыми и демонами. Заметки о посмертной судьбе опальных царя Ивана Грозного / А.А. Булычев. - М.: Языки славянских культур, 2005. - 440 c.4. Голубовский, П. В. Печенеги, торки и половцы. Русь и Степь до нашествия татар / П.В. Голубовский. - М.: Вече, 2013. - 304 c.5. Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая степь / Л.Н. Гумилев. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. - 768 c.6. Древняя Русь и Запад. Научная конференция. Книга резюме. - М.: Наследие, 1996. - 264 c.7. Зайцев, А. К. Черниговское княжество X-XIII веков. Избранные труды / А.К. Зайцев. - Москва: Огни, 2016. - 577 c.8. Зимин, А. А. Витязь на распутье / А.А. Зимин. - М.: Мысль, 1991. - 288 c.9. Карамзин, Н. М. История государства Российского. В 12 томах. Том 10. Царствование Федора Иоанновича. 1584-1598 гг.: моногр. / Н.М. Карамзин. - М.: Студия АРДИС, 2008. - 188 c.10. Кириллин, В. М. О книжности, литературе, образе жизни Древней Руси / В.М. Кириллин. - М.: Языки славянской культуры, 2013. - 381 c.11. Козлов, Ю.Ф. От князя Рюрика до императора Николая II / Ю.Ф. Козлов. - М.: Мордовское книжное издательство, 1992. - 352 c.12. Культура и традиции Славян и Русов. Том 3. Древняя письменность Славян и Русов. - М.: Майдан, 2010. - 399 c.13. Курбский, Андрей История о делах великого князя Московского / Андрей Курбский. - М.: Наука, 2015. - 968 c.14. Кучкин, В. А. Формирование государственной территории северо-восточной Руси в X - XIV вв / В.А. Кучкин. - М.: Наука, 1984. - 352 c.15. Лаврентьев, А. В. После Куликовской битвы. Очерки истории Окско-Донского региона в последней четверти XIV - первой четверти XVI вв. / А.В. Лаврентьев. - М.: Квадрига, 2012. - 246 c.16. Памятники старинного русского языка и словесности XV - XVIII столетий. Выпуск III. Задонщины по спискам XV - XVIII столетий. - М.: Российская государственная академическая типография, 2004. - 358 c.17. Полное собрание русских летописей. Том 14. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской. - М.: Языки славянской культуры, 2000. - 600 c.18. Полное собрание русских летописей. Том 20. Львовская летопись. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 704 c.19. Расследование убийства князей Бориса и Глеба. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 209 c.20. Рождение Державы. - М.: Вече, 2010. - 384 c.21. Российское государство от истоков до XIX века. Территория и власть. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. - 464 c.22. Русский дипломатарий. Выпуск 1. - М.: Археографический центр, 1997. - 168 c.23. Самоквасов, Д. Я. Главнейшие моменты в государственном развитии Древней Руси и происхождение Московского государства. Заметки по истории русского государственного устройства и управления / Д.Я. Самоквасов. - М.: Ленанд, 2016. - 200 c.24. Севастьянова, О. В. Древний Новгород. Новгородско-княжеские отношения в XII - первой половине XV в. / О.В. Севастьянова. - М.: Альянс-Архео, 2011. - 424 c.25. Соловьев, С. М. История России с древнейших времен. В 29 томах. Том 8. От царствования Бориса Годунова до окончания Междуцарствия 1598-1613 гг. / С.М. Соловьев. - М.: ИДДК, 2007. - 850 c.26. Федоров-Давыдов, Г. А. Курганы, идолы, монеты / Г.А. Федоров-Давыдов. - М.: Наука, 2001. - 152 c.27. Фроянов, И. А. Древняя Русь / И.А. Фроянов. - М.: Русский издательский центр, 2012. - 902 c.28. Фроянов, И. Я. Древняя Русь. Учебное пособие / И.Я. Фроянов. - М.: Русский издательский центр, 2014. - 422 c.29. Цветков, Сергей Начало русской истории. С древних времен до княжения Олега / Сергей Цветков. - М.: Центрполиграф, 2012. - 432 c.30. Экземплярский, А. В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 г. по 1505 г. / А.В. Экземплярский. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. - 480 c.
Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными! Книги, использованные при создании данного списка литературы:

В нашем каталоге

Околостуденческое

Это интересно...

Наши контакты

spisok-literaturi.ru

Список литературы на тему "История Древней Руси. Средневековье

Список литературы

Генератор кроссвордов

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Прочие ONLINE сервисы

 

Князь Игорю Рюрикович

1. Алексеев, Ю. Г. Псковская Судная грамота и ее время. Развитие феодальных отношений на Руси XIV - XV вв. / Ю.Г. Алексеев. - М.: Наука. Ленинградское Отделение, 1980. - 242 c.2. Антонов, А. В. Историко-археографические исследования. Россия XV – начала XVII века / А.В. Антонов. - М.: Древлехранилище, 2013. - 720 c.3. Беляев, И.Д. О географических сведениях в древней России / И.Д. Беляев. - Москва: Машиностроение, 2016. - 459 c.4. Берг, Ф. Н. Нечто о древности типа деревянных построек и резьбы в Важском крае / Ф.Н. Берг. - М.: Типография и хромолитография А. Траншель, 2010. - 701 c.5. Библиотечка КЛИО. Выпуск 1 / В. Рыбин и др. - М.: Редакция журнала "На боевом посту" внутренних войск МВД России, 1990. - 411 c.6. Владимирский-Буданов, М. Ф. Население Юго-Западной России от половины XV в. до Люблинской унии (1569 г.). История заселения Украины с 1471 по 1569 гг / М.Ф. Владимирский-Буданов. - М.: Ленанд, 2015. - 216 c.7. Воскресенская, Ирина Российская империя. Полная энциклопедия. Государев двор великих князей и царей / Ирина Воскресенская. - М.: Астрель, Олимп, 2010. - 528 c.8. Георгий, Владимирович Вернадский Древняя Русь / Георгий Владимирович Вернадский. - М.: ЛЕАН, Аграф, 1996. - 448 c.9. Голицын, Сергей Сказания о земле Русской / Сергей Голицын. - М.: Знание, АСТ, 1994. - 280 c.10. Древнейшие государства на территории СССР. - М.: Наука, 1988. - 264 c.11. Древняя Русь. Во времени, в личностях, в идеях. Альманах, выпуск 2, 2014. Материалы научной конференции "Преподробный Сергий Радонежский. Личность в контексте эпохи и истории его почитания". - М.: Казань, 2014. - 216 c.12. Дубов, И. В. Северо-Восточная Русь в эпоху раннего средневековья / И.В. Дубов. - М.: Издательство Ленинградского университета, 1982. - 248 c.13. Завитневич, В.З. Владимир Святой как политический деятель / В.З. Завитневич. - Москва: Огни, 2016. - 689 c.14. Караев, Г. Путем Александра Невского / Г. Караев, А. Потресов. - Москва: Машиностроение, 1977. - 160 c.15. Карамзин, Н. М. Н. М. Карамзин. История Государства Российского. В 12 томах. Тома IX - X. Иван Грозный и царь Федор Иоаннович / Н.М. Карамзин. - М.: Московский рабочий, Слог, 1994. - 400 c.16. Кибинь, Алексей Сергеевич От Ятвязи до Литвы. Русское пограничье с ятвягами и Литвой в X-XIII веках / Кибинь Алексей Сергеевич. - М.: Квадрига, 2014. - 622 c.17. Ключевский, В. Боярская дума Древней Руси. Добрые люди Древней Руси / В. Ключевский. - М.: Ладомир, 1994. - 570 c.18. Корх, А. С. Куликовская битва. 600 лет / А.С. Корх. - М.: Внешторгиздат, 1980. - 120 c.19. Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В четырех томах. Том 2 / Н.И. Костомаров. - М.: Терра, 1997. - 528 c.20. Кузьмин, А. В. На пути в Москву. Очерки генеалогии военно-служилой знати Северо-Восточной Руси в XV веке. Том 1 / А.В. Кузьмин. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2014. - 336 c.21. Кульпин, Э. Золотая Орда. Проблемы генезиса Российского государства / Э. Кульпин. - М.: Либроком, 2009. - 176 c.22. Лосева, Ольга Викторовна Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII - первой трети XV веков: моногр. / Лосева Ольга Викторовна. - М.: Языки славянских культур, 2009. - 763 c.23. Моряков, В. И. История России IX-XVIII вв. / В.И. Моряков. - Москва: Мир, 2004. - 448 c.24. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. Том 1-3 (комплект из 3 книг). - Москва: Наука, 1994. - 455 c.25. Платонов, С. Ф. С. Ф. Платонов. Лекции по русской истории / С.Ф. Платонов. - М.: Сенатская Типография, 1992. - 744 c.26. Полное собрание русских летописей. Том 43. Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского. - М.: Языки русской культуры, 2004. - 368 c.27. Правители земли русской. От Александра Невского до Ивана Грозного. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 529 c.28. Русаков, Александр Русь создали норманны! Варяжские корни Древнерусского государства / Александр Русаков. - М.: Эксмо, 2014. - 480 c.29. Рыбаков, Б.А. Язычество древней Руси / Б.А. Рыбаков. - М.: Академический проект, 2016. - 780 c.30. Сиповский, В. Д. Родная старина. Книга 1. Отечественная история с IX по XIV столетие / В.Д. Сиповский. - М.: Белый город, 2006. - 304 c.
Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными! Книги, использованные при создании данного списка литературы:

В нашем каталоге

Околостуденческое

Это интересно...

Наши контакты

spisok-literaturi.ru

Список литературы на тему "История Древней Руси. Средневековье

Список литературы

Генератор кроссвордов

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Прочие ONLINE сервисы

 

Игорь, Ольга, Святослав

1. (Булгаков), Макарий Книга вторая. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского Патриарха (988–1240) / Макарий (Булгаков) , митр.. - Москва: Гостехиздат, 2008. - 590 c.2. Агоштон, М. Великокняжеская печать 1497 г. К истории формирования русской государственной символики / М. Агоштон. - М.: Древлехранилище, 2005. - 484 c.3. Алексей, Карпов Ярослав Мудрый / Карпов Алексей. - М.: Молодая Гвардия, 2010. - 707 c.4. Ашурков, В. Н. На поле Куликовом / В.Н. Ашурков. - М.: Приокское книжное издательство, 1980. - 136 c.5. Бахтин, М. В. История государства и церкви в России. В 8 томах. Том 1. Киевская Русь (IX-XII века) / М.В. Бахтин. - М.: ВНИИгеосистем, 2012. - 524 c.6. Беляев, Иван История Новгорода Великого от древнейших времен до падения / Иван Беляев. - М.: Синодальная типография, 1984. - 582 c.7. Валишевский, Казимир Казимир Валишевский. Сочинения (комплект из 3 книг) / Казимир Валишевский. - М.: Престиж Бук, 2007. - 910 c.8. Гимон, Т.В. Историописание раннесредневековой Англии и Древней Руси. Сравнительное исследование / Т.В. Гимон. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. - 609 c.9. Голицын, Сергей Сказания о земле Русской / Сергей Голицын. - М.: Знание, АСТ, 1994. - 280 c.10. Даркевич, Владислав Петрович Цивилизация Древней Руси XI-XVII веков: моногр. / Даркевич Владислав Петрович. - М.: Белый город, 2016. - 11 c.11. Древнейшие государства на территории СССР. - М.: Наука, 1989. - 320 c.12. Древняя Русь. Во времени, в личностях, в идеях. Альманах, выпуск 1, 2014. - М.: Казань, Санкт-Петербург, 2014. - 344 c.13. Жития и творения русских святых. - М.: Современник, 1993. - 480 c.14. История СССР с древнейших времен до 1861 года. - М.: Просвещение, 1989. - 560 c.15. Карабущенко, П. Л. Астраханское царство / П.Л. Карабущенко. - М.: Астраханский университет, 2009. - 304 c.16. Караев, Г. Путем Александра Невского / Г. Караев, А. Потресов. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 160 c.17. Карамзин, Н. М. История государства Российского. В 12 томах. Том 6. Государь, державный великий князь Иоанн III Васильевич. 1462-1505 года / Н.М. Карамзин. - М.: Студия АРДИС, 2007. - 436 c.18. Кауфман, А.А. Русская община в процессе ее зарождения и роста / А.А. Кауфман. - Москва: Мир, 2016. - 703 c.19. Кириллин, Владимир Михайлович Послание Василия Калики О Рае. Статья / Кириллин Владимир Михайлович. - Москва: Наука, 2008. - 10 c.20. Культура и традиции Славян и Русов. Том 1. Вече и Община в Древней Руси. - М.: Краснодар, 2009. - 104 c.21. Мельников, С. А. Правовой режим наследования престола в Древней Руси IX - начала XVI вв. / С.А. Мельников. - М.: Информ-Знание, 2009. - 224 c.22. Морозова, Л. Е. Затворницы. Миф о великих княгинях / Л.Е. Морозова. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2005. - 352 c.23. Моряков, В. И. История России IX - начала XVIII вв. / В.И. Моряков. - М.: Филологическое общество "Слово", Феникс, 2003. - 448 c.24. Пушкарева, Наталья Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии. Невеста, жена, любовница / Наталья Пушкарева. - М.: Ломоносов, 2015. - 216 c.25. Романов, Б. Люди и нравы Древней Руси / Б. Романов. - М.: Ломоносовъ, 2014. - 879 c.26. Успенский, Б. А. Борис и Глеб. Восприятие истории в Древней Руси / Б.А. Успенский. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 128 c.27. Феннел, Джон Кризис средневековой Руси. 1200-1304 / Джон Феннел. - М.: Прогресс, 1989. - 296 c.28. Фоскарино, М. Донесение о Московии / М. Фоскарино. - Москва: Мир, 2011. - 151 c.29. Цветков, С. В. Поход Русов на Константинополь в 860 году и начало Руси / С.В. Цветков. - М.: Русско-Балтийский информационный центр "БЛИЦ", 2010. - 252 c.30. Шахматов, А. А. История русского летописания. Том 1. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Книга 2. Раннее русское летописание XI - XII вв. / А.А. Шахматов. - М.: Наука, 2003. - 711 c.
Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными! Книги, использованные при создании данного списка литературы:

В нашем каталоге

Околостуденческое

Это интересно...

Наши контакты

spisok-literaturi.ru

Лекции по истории литературы Древней Руси

Д. Л. Башкиров, И. И. Шпаковский

Лекции по истории литературы

Древней Руси

Минск 2006

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс истории древнерусской литературы является первым звеном в системе общих историко-литературных курсов. Изучение художест­венного наследия Древней Руси имеет основополагающее значение для подготовки специалистов-словесников, поскольку именно на древнейшем этапе литературного творчества сформировались нацио­нальные особенности образного познания жизни, система нравственных и духовных ориентаций всей русской литературы. Литература Древней Руси передала русской литературе нового и новейшего времени свой эстетический опыт, высокую идейность и гражданственность. Неоценим ее вклад в становление и развитие национального духовного сознания, связанный, прежде всего, с ценностями христианской традиции, с утверждением незыблемых нравственных норм и этических констант. Не зная содержания средневековой письменности Руси, невозможно безущербно реконструировать христианский пафос и глубинный смысл русской литературы ее классического периода и понять во всей полноте и объективности те ее открытия в сфере духовного бытия человека, благодаря которым она собственно и вышла на первое место среди литератур мира.

Точно так же и объективная оценка достижений русской литературы новейшего времени требует осмысления ее в масштабах всего тысячелетнего развития художественной словесности на Руси, рассмотрения в контексте всей истории становления и развития национального духовного сознания. Будучи новой во многих темах и поэтических средствах, современная русская литература в своих лучших образцах продолжает традиции древнерусской литературы в поисках и утверждении нравственных основ бытия личности, укоренения в контексте повседневной жизни христианских духовных ценностей.

В курсе лекций «История литературы Древней Руси» рассматриваются становление, развитие и особенности древнерусской литературы, духовно-нравственная проблематика, идейная направленность и историко-литературное значение отдельных ее памятников.

Курс истории древнерусской литературы призван заложить основы филологических знаний, выработать вдумчивое отношение к произведению искусства слова, способствовать формированию научного мировоззрения, нравственного и эстетического чувства.

В итоге изучения курса истории древнерусской литературы студенты должны хорошо знать содержание и литературные особенности наиболее значительных произведений литературы Древней Руси, уметь читать их в оригинале, овладеть навыками целостного историко-литературного их анализа, иметь представление о специфике и закономерностях развития древнерусской литературы в целом и в отдельные периоды.

I

Древнерусская литература

Лекция 1. Специфика древнерусской литературы

Древнерусская литература  древнейшая славянская литература, обладавшая богатством жанров, устойчивыми традициями, талантливыми писателями и выдающимися для Средневековья памятниками. Она продолжила и наследовала традиции христианской культуры Византии. Древнерусская литература  общее достояние литератур белорусской, русской и украинской, основание их внутреннего духовного единства. В древнерусской литературе находятся их духовные истоки, она передала им свой богатый художественный опыт, критерии трезвого и выверенного отношения к проблемам добра и зла, нравственные императивы, определяющие судьбу человека. Без знания древнерусской литературы невозможно понять во всем объеме высокого значения классической русской литературы, глубины ее духовных откровений и художественных прозрений. Через посредство древнерусской русская литература обращена к христианской духовности в ее первозданной, апостольской чистоте. В свою очередь, через посредство русской древнерусская словесность вступает в непрерывный диалог с будущими поколениями.

Исторические корни древнерусского государства уходят в глубокое прошлое. В Киеве и Новгороде независимо друг от друга образовались два центра государственного объединения Руси. Во второй половине ΙΧ века они оказываются в руках князя Олега. Киевским князьям удалось объединить под своей властью славянские и часть угро-финских народов Восточной Европы. Было создано могущественное государство Русь, простиравшееся от Балтийского до Черного моря.

Возникновение древнерусской книжности непосредственно связано со «странствием» по пути из Греков в Варяги памятников христианской письменности. Этим «путешествием» обусловлены узловые моменты древнерусской культуры: становления во времена Владимира Крестителя и возрождения во второй половине XIV  первой половине XV века, совпадающих с процессами первого и второго южнославянских влияний. Древнерусская письменность возникала как «путешествие» в Святую Землю, как приобщение к «матери пустыне», где человеческая душа устремлялась к взысканию града Божьего, Небесного Иерусалима. «Словесность» была «лугом духовным», где трудились «пчелы» «мнишьского образа». Не случайно в древнерусской письменности формируется жанр «хожения», где на первый план выступает мотив взыскания града Божьего, неразрывный с очистительным порывом человеческой души. По сути, и древнерусское летописание проникнуто этим мотивом, представляя собой своеобразное «хожение» Руси в библейскую историю, постижение своей истории через соотнесение ее с мировой.

Древнерусские авторы фиксировали внимание на двух краеугольных проблемах: удела, места на земле, данного славянам Богом, и языка  объединяющего славян и определяющего их среди других народов. Древнерусская литература на всех своих уровнях отразила понимание нераздельности древнерусской государственности, ее истории и письменного слова. Не случайно датированную часть «Повести временных лет» открывает сообщение: «В год 6360, индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом, потому что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим. От Адама... до смерти Святополка». Так начинается отсчет лет древнерусского государства и объявляется как факт его существование на путях всемирной истории. Это грандиозное событие в сознании летописца связано с упоминанием Руси в письменности, в слове, в «летописании греческом».

Осознание значения письменности для будущего славянских культур нашло отражение в самых первых оригинальных древнеславянских произведениях, а также в концептуальном отношении к созвучию слов «словене» и «слово», понимаемому именно как «евангельское слово»1. Символично, что предание первыми словами, переведенными св. Кириллом на славянский язык, называет начало Евангелия от Иоанна: «Пошел Философ и, по старому обычаю, стал молиться вместе с другими помощниками. И вскоре Бог, прислушавшись к молитвам рабов своих, явился ему. И он сразу же сложил буквы и начал писать евангельскую беседу: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»2. О божественном происхождении славянской письменности сообщается уже в трактате болгарского писателя Х века Черноризца Храбра «Сказание о буквах». Говоря о равенстве славянской письменности с языками Священного Писания: еврейским, греческим и латинским,  он указывал: «славянские письмена более святы и [более достойны почитания], ибо создал их святой муж»3. Для подтверждения своей мысли он обратился к истории создания греческого алфавита и переводов книг Ветхого Завета на греческий язык (Септуагинты): труд создателей греческого алфавита  рукотворный, поэтому он растянулся на многие годы и был связан с известными сложностями. Совсем другим был труд св. Кирилла, совершенный по наитию свыше, в нем угадывался Божественный Промысел и Божественное участие: «А для славян один святой Константин, (в пострижении) названный Кириллом, и письмена создал, и книги перевел за немногие годы: а они  многие и за много лет: семь их создало письмена, а семьдесят  перевод»4. Поэтому славянским культурам, и древнерусской в частности, свойственно трепетное и благоговейное восприятие письменного слова и книги вообще. В них не должно быть ничего случайного, преходящего, суетного. Литература Киевской Руси свидетельствует о том, что в ней утвердилась именно эта традиция отношения к письменному слову, сложившаяся на основе предания, которое запечатлели очевидцы деятельности св. Мефодия и св. Кирилла и которое они передали последующим поколениям.

Понимание высокого значения письменного слова, книги отразилось в древнерусской литературе. В «Изборник Святослава», составленный в 1076 году дьяком Иоанном для Черниговского князя Святослава Ярославича на основе книг, входивших в библиотеку, собранную, по-видимому, еще при отце Святослава великом князе Ярославе Мудром, войдет «Слово некоего калугера о четьи книг». В «Повести временных лет» в статье под 988 годом в сознании автора нераздельно связаны Крещение Руси и учение книжное. Они  свидетельство Божьего промышления о Руси и рассматривались как пути ее устроения Богом: «Посылал он (Владимир.  Д. Б.) собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное... Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: "В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных". Не слышали они раньше учения книжного, но по божьему устроению и по милости своей помиловал их Бог»5. Книжному учению, пользе от него посвящена и статья под 1037 годом. В ней, прославляя Ярослава Мудрого, автор ставит ему в заслугу то, что он «засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное». Книга  общение, беседа «с Богом или со святыми мужами»6  в системе сокровенных жизненно важных связей и отношений, обусловивших возникновение Древней Руси, являлась своеобразным бытийным центром, основой ее духовного существования, определяющего строй и уклад древнерусской государственности, ее историческое и земное предначертание. Эта традиция является организующим принципом всей русской культуры, принимающей Евангелие и исполняющей его чтением «делами». Она возникает как нерасторжимое единство «чтения» и жизни, как результат их взаимопроникновения, где само человеческое существование  это «чтение».

Книга была пространством духовной действительности, где осуществлялось движение, обращение человека к Создателю. В древнерусской культуре слово и текст непосредственно соотносились с непрерывным процессом самораскрытия и постижения человека, с откровением о нем как о личности. Посредством слова Бог обращался к человеку, и через слово человек осознавал себя тем, к кому обращается, снисходит и открывается Бог. Человек как личность обретал себя в действительности преображения чувственного мира. Здесь истоки его символического видения, присущего древнерусской литературе, очевидной для нее соотнесенности двух планов бытия – видимого и вечного, на чем зиждется символический реализм – язык древнерусского искусства. Символ – форма воплощения переживаемого человеком живого ощущения иной реальности. В нем возникает то особое напряжение вещественной составляющей художественного образа, которое выводит из внутренней сферы во внешнюю динамику духовных устремлений. Искусство этого типа не оперирует идеальными образами. Их духовное содержание столь высоко, что всегда является более совершенным началом, чем форма, в которую оно заключено. Слово претворяло существующее в должное, выражало идеальное как действительное, прошлое и настоящее воспринимало через их отношение к будущему. Слово в древнерусской культуре обусловливало ее цельность. Минувшее и настоящее были мгновениями непрерывного движения к грядущему, которое одновременно уже присутствовало в них, потому что только в нем открывалось их действительное значение.

Древнерусская культура и государство были проникнуты представлениями о «словесной» природе бытия, которую так остро ощущали и переживали Отцы Церкви. Именно в ней Древняя Русь обрела гармонический синтез внешнего и внутреннего, воплощенного в самой природе слова и его Божественного Первообраза  Логоса. Вселенная  гармоническое звучание, «славословие» творения, устремленного к Богу. Она от начала  «хор», «пение», необходимое звено в гармоническом строе хора премирных сил, славящих Создателя. «Сладкозвучие речи, скажет иный,  вот причина наслаждения, с каким перечитываются псалмы. А я, как сие не справедливо, утверждаю, что не должно сего оставлять без исследования; ибо кажется мне, что любомудрие сладкозвучием означает нечто большее, нежели как понимают это многие... Слышал я одного мудреца, который о нашем естестве вел такое слово: человек есть малый мир, заключающий в себе все, что есть в великом мире. А устройство вселенной есть некая музыкальная стройность, во многих видах и разнообразно по какому-то порядку и ладу сама с собою соглашенная, сама себя поддерживающая и никогда не нарушающая сего согласия... так и входящее в состав вселенной, при разнообразии существ, отдельно усматриваемых в мире, по какому-то на всегда установленному и ненарушимому ладу, само себя касаясь, и производя согласие частей с целым, оглашает вселенную этим всестройным сладкопением, слушателем которого бывает ум»,  пишет в сочинении «О надписании псалмов» свт. Григорий Нисский7. Порядок и строй в мироздании, замечает он, «есть мусикийская некая стройность», «Художник и Создатель которой, как говорит Апостол (Евр.11, 10), Бог»8; «чудно сложенное песнопение всем обладающей Силе» и слышал Давид, слагая свои псалмы. В одной из своих молитв преп. Ефрем Сирин углубляется в эту всепроницающую «словесность» сущего; она пронизывает человеческую историю  «Тебе восклицает Адам в мире своем с потомками своими»  и мироздание: волны морские  славящие Бога уста; ветры, кроны деревьев, повинуясь Ему «в зачатии и рождении», «подобно музыкантам», «соучаствуют в этой хвале Твоей»9.

Древнерусская словесность нераздельна с богослужением, повлиявшим на формирование ее структуры. В центре древнерусской письменности находилось Священное Писание, что определяло литературные цели и задачи приобщением к нему и постижением его. Важную роль в этом процессе играли творения Отцов Церкви. Их усвоение проявилось в характере древнерусской письменности и принципах ее организации. «Ведь не к несведущим пишем, но к преизобильно насытившимся сладостью книжной»  так определил свое духовное задание создатель первого из дошедших до нас памятников древнерусской письменности митрополит Иларион. Славянская письменность – «духовное зодчество». Например, выдающийся славянский просветитель первой трети Х века, Иоанн, экзарх Болгарский, составляя «Шестоднев», использовал сочинения целого ряда писателей. В его сознании книга, которую он пишет, – «дворец», его ум – строитель дворца, который, не имея своих материалов, выпрашивает их у богатых людей. В свою очередь, идеи «Шестоднева» вдохновляли князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1053–1125). Духовное пространство памятника таково, что уже само приобщение к нему позволяло автору «Поучения», как до него составителю «Шестоднева», открывать в его границах важные качества и стороны своей личности и жизни. Жизнь – уже «творение», а понимание этого – «творчество». Поэтому древнерусская культура основана не на принципе «создания», ибо все уже создано Богом, а на принципе воссоздания человека, обращения к его душе. Ступенями этого обращения являются Священное Писание, творения Отцов Церкви, возводящие человека к Богу. Древнерусские писатели в соответствии с этими представлениями стремились не поразить читателя новизной, а подчеркнуть всем строем своего произведения приверженность традиции. Текст должен был отвечать общему религиозному мироощущению, открывать не индивидуальное, а личное, соотноситься с авторитетной точкой зрения на то или иное явление, предлагать те модели поведения и отношения к ним, которые были освящены догматами христианства и представлены в их образцовом изложении: Библия, творения Отцов Церкви, жития святых. Соприкасаясь с ними, автор всегда должен был осознавать духовную «дистанцию», смиряться. Это чувство характеризовало и его духовное состояние, и отношение к собственному тексту, определенную степень размытости авторского начала,

bgconv.com

Литература в Древней Руси - История России

Центром культуры формирующегося Русского централизованного государства в XIV в. стала Москва. Политическая литература Московского княжества, отражая в большинстве случаев феодальную идеологию, была посвящена обоснованию исторической необходимости образования единого государства. Цикл сказаний был связан с борьбой Руси против татаро-монгольского ига под главенством Москвы. «Сказание о Мамаевом побоище» и замечательная поэма «Задонщина», написанная рязанским священником Софонием, посвящены победе русского народа в 1380 г. на Куликовом поле. Литературным образцом для «Задонщины» послужило «Слово о полку Игореве».

В повести о разорении Москвы Тохтамышем в 1382 г. автор, по-видимому представитель торгово-ремесленного населения, рассказывает, как обороняли широкие массы городского населения столицу, которую бросили князья и бояре. «Плач» о разорении Москвы проникнут глубоким лиризмом. В «Слове о жизни и преставлении царя русского, великого князя Дмитрия Ивановича», вышедшем из среды передовой части феодалов, проводится идея о необходимости сильной великокняжеской власти. Завоевание турецкими захватчиками Константинополя и славянских стран Балканского полуострова также вызвало отклик в литературе. Большую популярность на Руси получила повесть Нестора Искандера о взятии Царь-града (Константинополя). В повести на примере обороны Константинополя ярко выступает мысль о необходимости защиты отечества, столь близкая русскому народу.

Идея политического объединения русских земель проводилась и в летописных сводах, возникших в Москве в XIV—XV вв. при княжеском дворе и митрополичьей кафедре. Международное значение Москвы, как столицы складывающегося Русского единого государства, определяло интерес к вопросам всемирной истории. Составленный в середине XV в. известным писателем Пахомием Логофетом «Русский хронограф» проводит идею единства славянских народов, исторически обосновывая связи Руси с южными и западными славянами.

www.history-at-russia.ru

Менделеева Д.. История литературы Древней Руси

Менделеева Д.История литературы Древней РусиУчебное пособие призвано ознакомить студентов с наиболее интересными произведениями русской литературы XI — XVII веков, а также составить у них комплексное представление об этом периоде российской… — Академия, (формат: Твердая глянцевая, 352 стр.) Подробнее...2008655бумажная книга
Библиотека литературы Древней Руси. В 20 томах. Том 8В истории освоения древнерусского письменного наследия это первая столь обширная издательская серия. Благодаря своему объему, строгим принципам издания древнерусских текстов, параллельному переводу… — Наука, Библиотека литературы Древней Руси Подробнее...2003556бумажная книга
Буткова Ольга ВладимировнаКому на печи лежать хорошо, или Как жилось в Древней РусиФишки: - Возраст 5+ - 100 ярких наклеек - 70 занимательных заданий: лабиринты, головоломки, загадки! - Учим историю Древней Руси в форме веселой игры Большая и яркая книгас наклейками "Кому на… — Клевер Медиа Групп, (формат: Твердая глянцевая, 352 стр.) История в наклейках Подробнее...2018418бумажная книга
Буткова Ольга ВладимировнаКому на печи лежать хорошо, или Как жилось в Древней РусиФишки:- Возраст 5+- 100 ярких наклеек - 70 занимательных заданий: лабиринты, головоломки, загадки!- Учим историю Древней Руси в форме веселой игрыБольшая и яркая книга с наклейками`Кому на печи… — Клевер Медиа Групп, (формат: Твердая глянцевая, 352 стр.) История в наклейках Подробнее...2018345бумажная книга
История русской жизни с древнейших временИздание представляет собой обширный труд известного русского историка XIX столетия И. Е. Забелина в двух частях: "Доисторическое время Руси" и "История Руси от началадо кончины Ярослава I" … — (формат: Твердая глянцевая, 352 стр.) Подробнее...77.4бумажная книга
С. Н. Травников, Л. А. ОльшевскаяИстория древнерусской литературы. Учебник для академического бакалавриата (+ CD-ROM)Учебник содержит систематическое изложение истории русской литературы XI XVII вв. Большое внимание уделяется специфике средневековой культуры, эволюции жанров литературы Древней Руси, ее связей с… — ЮРАЙТ, (формат: Твердая глянцевая, 352 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее...20141712бумажная книга
С. Н. Травников, Л. А. ОльшевскаяИстория древнерусской литературы. УчебникУчебник содержит систематическое изложение истории русской литературы XI-XVII вв. Большое внимание уделяется специфике средневековой культуры, эволюции жанров литературы Древней Руси, ее связей с… — ЮРАЙТ, (формат: Твердая глянцевая, 352 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее...20171712бумажная книга
Лидия Альфонсовна ОльшевскаяИстория древнерусской литературы. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриатаОсобенность предлагаемого учебного пособия заключается в том, что оно адресовано одновременно и студенту, и преподавателю. Практикум по истории русской литературы XI XVII вв. содержит программу… — ЮРАЙТ, Бакалавр. Академический курс электронная книга Подробнее...2016619электронная книга
Травников С.Н.История древнерусской литературы. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриатаОсобенность предлагаемого учебного пособия заключается в том, что оно адресовано одновременно и студенту, и преподавателю. Практикум по истории русской литературы XI–XVII вв. содержит программу… — Юрайт, Бакалавр. Академический курс Подробнее...20161128бумажная книга
Травников С.Н.История древнерусской литературы. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриатаОсобенность предлагаемого учебного пособия заключается в том, что оно адресовано одновременно и студенту, и преподавателю. Практикум по истории русской литературы XI XVII вв. содержит программу… — ЮРАЙТ, (формат: Твердая глянцевая, 352 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее...20161355бумажная книга
Кусков Владимир ВладимировичИстория древнерусской литературы. Учебник для академического бакалавриатаКнига замечательного ученого и педагога, почетного профессора МГУ им. М. В. Ломоносова В. В. Кускова давно и прочно вошла в учебный процесс филологических факультетоввузов, выдержав несколько… — ЮРАЙТ, (формат: Твердая глянцевая, 352 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее...2016971бумажная книга
Кусков В.В.История древнерусской литературы. Учебник для академического бакалавриатаКнига замечательного ученого и педагога, почетного профессора МГУ имени М. В. Ломоносова В. В. Кускова давно и прочно вошла в учебный процесс филологических факультетов вузов, выдержав несколько… — Юрайт, (формат: Твердая глянцевая, 352 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее...20171113бумажная книга
Кусков В.В.История древнерусской литературы. Учебник для академического бакалавриатаКнига замечательного ученого и педагога, почетного профессора МГУ имени М. В. Ломоносова В. В. Кускова давно и прочно вошла в учебный процесс филологических факультетов вузов, выдержав несколько… — ЮРАЙТ, (формат: Твердая глянцевая, 352 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее...20171337бумажная книга
Бондаренко Анна ФедоровнаИстория колоколов России XI - XVII вв.В книге впервые в отечественной историографии комплексно исследована история колоколов и колокололитейного производства средневековой Руси, начиная с их появления вскоре после принятия христианства и… — Русская панорама, Страницы российской истории Подробнее...2012784бумажная книга
Бондаренко А.История колоколов России XI-XVII вв.В книге впервые в отечественной историографии комплексно исследована история колоколов и колокололитейного производства средневековой Руси, начиная с их появления вскоре после принятия христианства и… — Русская панорама, (формат: Твердая бумажная, 464 стр.) Подробнее...2012545бумажная книга

dic.academic.ru