История древней культуры руси. История. Конспекты - Культура Древней Руси. Культура Древней Руси. Понятие культуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

§ 1. Как зарождалась культура Руси. История древней культуры руси


История. Конспекты - Культура Древней Руси

Культура Древней Руси.

Понятие культуры

Культура – это сложная система, включающая в себя всю совокупность материальных и 

духовных ценностей общества, их производство, хранение и передачу. Обычно при 

изложении истории культуры основное внимание уделяют духовной культуре, т.к. 

материальная культура рассматривается в связи с развитием производства.

Материальная культура

В традиционном аграрном обществе развитие экономики идет медленно, но все же имел 

место прогресс. Главное достижение материальной культуры в основной сфере производства 

– сельском хозяйстве: применение плуга и совершенствование системы земледелия: переход 

от подсека к перелогу и от перелога к трехполью. Важным процессом является отделение от 

сельского хозяйства ремесла. К XII в. насчитывается до 60 ремесленных специальностей 

(горшечники, кожевники, оружейники и др.).

Духовная культура

До принятия христианства на Руси господствовало язычество ("ведическая" религия). Имело 

два основных момента мировоззрения: поклонение силам природы и культ предков.

Решающим пунктом в развитии древнерусской культуры явилось принятие христианства: в 

988 г. выбор христианства Владимиром – это очень важная веха в длительном процессе 

христианизации. Проникновение христианства шло и раньше. После крещения Руси также 

оставалось много язычников. В сознании самих христиан длительное время имело место 

сохранение больших остатков язычества: т.е. существовало "двоеверие" или сложный синтез 

двух религий.

В марксистской историографии это явление расценивалось как выражение интересов 

господствующего класса (христианство учило покорности властям и потому было удобно для 

классового общества). Сейчас же существует высокая положительная оценка, так как 

принятие христианства приобщило Русь к самой высокой византийской культуре, повысило 

международный авторитет Руси.

Христианство развернуло проповедь более высокой морали, которая начинала оказывать 

воздействие на поведение людей (пример Бориса и Глеба, которые были убиты во время 

междоусобицы в 1015–1019 гг. их братом Святополком Окаянным, не сопротивляясь, за что 

были объявлены святыми).

В последнее время появились негативные оценки принятия христианства с позиций 

"языческого фундаментализма": истинная культурная основа славян это ведическая религия. 

Христианство исказило их культуру, сделало их слабыми (потому и покорились монголам) – 

эта оценка спорная.

Правовая культура

Правовая культура представляет собой нормы права и отношение людей к ним. Главным 

процессом является кодификация обычного права, т.е. тех норм, которые существовали до 

государства. Основное событие – это появление "Русской правды", которая включала в себя 

кодификацию норм обычного права ("Закон русский"), новые нормы, необходимые для 

классового общества. "Русская правда" – это основной источник наших сведений о 

социальных отношениях в Киевской Руси.

Основные положения «Русской правды»: четко определено положение разных групп, кровная 

месть заменена штрафами, т.е. вирой. Из других правовых актов наиболее известен – "Устав" 

Владимира Мономаха, основным достижением которого было ограничение процентов по 

займам.

Грамотность и просвещение

Письменность

По некоторым данным у славян существовала древнейшая письменность (знаки на камнях – 

"руническое письмо") – "черты и резы ". В IX в. славянские просветители на основе 

греческой азбуки разработали азбуку для славян – кириллицу, которая и стала основой 

древнерусской письменности.

Основное средство хранения и передачи культуры в тот период – книги. Они создавались и 

переписывались прежде всего в монастырях. Создавались религиозные книги, великолепно 

оформленные, например Остромирово евангелие (Остромир – новгородский посадник). По 

некоторым данным, было до 140 тыс. книг, но большинство погибло в ходе монгольского 

нашествия.

Характерная черта древнерусской цивилизации, показатель ее высокого уровня – это 

широкое распространение грамотности, по крайней мере, в городе. Данный факт 

подтверждается берестяными грамотами, которых сейчас найдено до 600.

Предпринимались первые шаги по созданию системы образования при Ярославе Мудром 

были созданы школы для юношей, сестра Владимира Мономаха создала школу для девушек.

Литература

С глубокой древности существовал фольклор. Особенно был распространен героический 

эпос – былины богатырского или Владимирового цикла. Бытовали вплоть до XX в.

Письменная литература

Наиболее распространены были летописи. Существовали в различных городах, затем 

возникли общерусские своды, из которых особое значение имела возникшая в начале XII в. 

«Повесть временных лет», которую по преданию написал монах Киево-Печерского 

монастыря Нестор. Сохранилась в составе более поздних Лаврентьевской и Ипатьевской 

летописей. Основные идеи летописей: славянское единство, величие Киевской Руси.

Основным видом литературы является религиозная: сначала была переводная, затем 

появились русские произведения.

Два наиболее известных автора:

II половина XI в. – Илларион, первый митрополит из русских. "Слово о законе и благодати". 

Главная идея произведения – патриотизм, высокая оценка восточных славян и Киевской 

Руси.

II половина XII в. – Кирилл Тровский – также ряд "Слов"

Появляется светская литература:

"Поучение" Владимира Мономаха, основная идея – высокая ответственность княжеской 

власти, забота о простом народе

В конце XII в. произошло высшее достижение древнерусской литературы "Слово о полку 

Игореве". Это синтез христианской и языческой культуры, патриотизм, призыв к единству. 

Сложная дискуссия о подлинности. Некоторые историки (например, Зимин), считают, что 

появилось в конце XVIII в.

Конец XII в. – "Слово" Даниила Заточника. Здесь впервые отражены мысли рядового 

дружинника.

Начало XIII в. – "Сказание о погибели русской земли". Здесь – осуждение усобиц.

Архитектура

Основным видом архитектуры в то время были церкви, но сохранились отдельные 

сооружения гражданской архитектуры, например, построенные при Ярославе Мудром 

Золотые ворота.

Первый каменный храм – Десятинная церковь был построен в Киеве.

От XI века сохранились самые известные храмы: Софийские соборы в Киеве и Новгороде. В 

них – преобладало византийское влияние.

От XII века в основном сохранилось белокаменное зодчество Северо-Восточной Руси. 

Особенно известен Успенский собор во Владимире. В нем уже преобладала самобытная 

русская культура.

Живопись

В основном была религиозной: иконы и фрески (живопись на сырой штукатурке красками). 

Светские элементы отразились в миниатюрах.

Вокально-музыкальное и сценическое искусство

Народные певцы-сказители. Образ легендарного Баяна. Музыканты-гусляры. Народные 

актеры – скоморохи.

Выводы

Древняя Русь имела высокий уровень культуры, не уступавший Западной Европе, а по ряду 

позиций (например, по грамотности) – превосходивший ее.

Место древнерусской культуры в многовековой истории отечественной культуры: это был 

"золотой век", "русская античность": высочайшие, недосягаемые образцы, неповторимая 

уравновешенность, гармония материального и духовного, общества и личности и т.д.

Имело огромное влияние на последующее развитие отечественной культуры до конца XVII 

века. После культурного разрыва с петровских времен продолжала оставаться основой 

народной культуры. В культуре старообрядцев дожила до сегодняшнего дня.

vkist.ru

Культура Древней Руси, Древнерусская культура - История России

Глава 4. Культура Древней Руси

Древнерусская культура

Становление и развитие культуры было неразрывно связано с теми же историческими факторами и условиями, которые оказывали влияние на формирование государственности, развитие хозяйства Руси, политической п духовной жизни общества. Культурное наследие восточных славян - их верования, опыт, обычаи и традиции органично соединились с элементами культуры соседних стран, племен и народов. Русь не копировала и не заимствовала чужое наследие, она синтезировала его со своими существовавшими традициями. Открытость древнерусской культуры во многом определила се своеобразие и неповторимость.

Огромное значение для культурной жизни Древней Руси имело принятие христианства. Однако долгое время новая религия не могла вытеснить языческие обряды и верования. Христианство, внедрявшееся зачастую насильственно, трансформировалось под воздействием местных традиционных культов, приспосабливалось к народному языческому сознанию. Даже в княжеско-боярской среде пережитки язычества прочно сохранялись на протяжении XI-XIII вв. Письменные памятники свидетельствуют о богатстве и многообразии устного народного творчества - фольклора Древней Руси. Значительное место в нем занимала обрядовая поэзия: песни, заговоры, заклинания, плачи-причитания. До нашего времени дошли старинные народные сказки, пословицы, поговорки, загадки. Прозаические предания, легенды и эпические сказания хранили и передавали из поколения в поколение, что создавало устную летопись прошлого. Фольклорный материал лег в основу летописи письменной. К IX-X вв. относится возникновение былинного эпоса - нового эпического жанра фольклора. В нем отразилось представление о Руси как о едином могучем государстве, а главной темой стала защита страны от внешних врагов. Особенно плодотворным для формирования героического былинного эпоса оказался конец X в. - время правления князя Владимира Святославича Святого. Его княжение стало "эпическим временем" русских былин, а сам Владимир Красное Солнышко - обобщенным образом мудрого правителя. Любимыми былинными героями стали богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич (прототипом которого являлось реальное историческое лицо - дядя Владимира Святославича по матери, бывший наставником князя в его молодости), Микула Селянинович, Вольга.

Устное народное творчество развивалось и после появления письменной литературы. Русский эпос XI - начала XII в. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половцами. Образ Владимира Мономаха, который был инициатором борьбы с кочевниками, как бы слился с образом Владимира Святославича. К середине XII - началу XIII в. относится появление новгородских былин о богатом купце ("госте") Садко, происходящим из боярского рода, а также цикл сказаний о князе Романе, прототипом которого являлся Роман Галицкий.

Древняя Русь знала письменность еще до официального принятия христианства. Об этом свидетельствуют вещественные источники, найденные археологами, а также сохранившийся договор князя Олега с Византией. Приблизительно в первой половине I тыс. н.э. возникло примитивное пиктографическое письмо ("черты" и "резы"). Позднее для записи сложных текстов славяне использовали так называемую протокиршишцу. Создание славянской азбуки связано с именами христианских миссионеров братьев Кирилла (Константина) и Мефодия. Во второй половине IX в. была создана глаголица - глаголический алфавит, а на рубеже IX-X вв. на основе греческого письма и элементов глаголицы возникла кириллица - более легкий и удобный алфавит, который и стал единственным у восточных славян. Крещение Руси в конце X в. способствовало развитию письменности и распространению грамотности. Славянский язык, понятный всему населению, использовался во время церковных служб, а вследствие этого произошло и его становление как литературного (в отличие от католических стран Западной Европы, где языком церковной службы была латынь, и раннесредневековая литература преимущественно была латиноязычной). Из Византии, Болгарии, Сербии на Русь стали привозить богослужебные книги и религиозную литературу. Появилась переводная греческая литература церковного и светского содержания. Первые из дошедших до нас рукописных русских книг относятся к XI в. Древнейшими являются Остромирово евангелие (1057), написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира, и два Изборника (1073 и 1076) князя Святослава Ярославича. Высочайший уровень мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о существовании уже к этому времени традиций изготовления рукописных книг.

Христианизация Руси стала мощным импульсом распространения грамотности. "Книжными мужами" были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл. Образованные люди встречались не только в среде духовенства, но и среди богатых горожан и купечества. Нередко грамотой владели даже простолюдины. Об этом свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях, стенах церквей, наконец, берестяные грамоты, впервые обнаруженные во время раскопок в Новгороде, а затем и в других городах (Смоленске, Пскове, Твери, Москве, Старой Руссе). Широкое распространение записей на бересте свидетельствует о довольно высоком уровне образованности значительной части древнерусского населения, особенно в городах.

На основе богатых традиций устного народного творчества возникла древнерусская письменная литература. Одним из основных ее жанров стало летописание - погодное изложение событий. Летописи являются ценнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. Их составление преследовало определенные политические цели и было делом государственным. Летописец не только описывал исторические события, но и должен был давать им оценку, отвечающую интересам князя-заказчика. По мнению ряда ученых, начало летописания относится к концу X в. Древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется примерно 1113 г. Она вошла в историю под названием "Повесть временных лет" и, как принято считать, была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Отвечая на поставленные в самом начале повествования вопросы ("Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть"), автор подробно описывает русскую историю, которая понимается как составная часть истории всемирной (под всемирной в те времена подразумевалась история библейская и римско-византийская). "Повесть" сложна по составу и включает большое количество самых разнообразных материалов: тексты договоров, как бы иллюстрирующие записи событий, пересказы народных преданий, исторические повести, жития, богословские трактаты и др. Позднее "Повесть временных лет" вошла в состав других летописных сводов.

С XII в. в истории русского летописания начинается новый период. Если прежде центрами летописания были Киев и Новгород, то после раздробления Русской земли на множество разновеликих княжеств летописи создаются в Чернигове, Смоленске, Полоцке, Владимире, Ростове, Галиче, Рязани и других городах, обретая более локальный, местный характер. Одновременно с развитием летописания и распространением грамотности шел процесс становления древнерусской литературы. Одним из древнейших ее памятников является знаменитое "Слово о Законе и Благодати" (1040-е гг.) княжеского священника в Берестове и будущего первого киевского митрополита из русских Илариона. Содержанием "Слова" стало обоснование государственно-идеологической концепции Древней Руси, определение ее места среди других народов и государств, вклада в распространение христианства. Соединяя церковную проповедь с политическим трактатом, автор отвергает притязания Византии на культурное и политическое господство в Восточной Европе, обосновывает государственную самостоятельность Руси и дает высокую оценку ее международного значения. Идеи произведения Илариона нашли свое развитие в литературно-публицистическом памятнике второй половины XI в. "Памяти и похвале Владимиру", написанным монахом Иаковым, а также в "Сказании о Борисе и Глебе", первых русских святых и покровителях Руси.

В начале XII в. в древнерусской культуре формируются новые литературные жанры. Таковыми являются "поучения" и "хождения". Наиболее яркими примерами служат "Поучение детям", составленное на склоне лет князем Владимиром Мономахом, а также созданное одним из его сподвижников игуменом Даниилом знаменитое "Хождение", описывающее его путешествие по святым местам через Константинополь и о. Крит в Иерусалим.

В конце XII в. было создано самое знаменитое из поэтических произведений древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". Основой сюжета этого небольшого светского произведения стало описание неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича (1185). Неизвестный автор "Слова" принадлежал, очевидно, к дружинной знати одного из южно-русских удельных княжеств. Главной идеей "Слова" стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности. При этом автор не являлся сторонником государственного объединения Русских земель, его призыв направлен к согласию в действиях, прекращению междоусобий и княжеских распрей. По-видимому, эти идеи автора "Слова о полку Игореве" не нашли отклика в тогдашнем обществе. Косвенным свидетельством тому служит судьба рукописи "Слова": оно дошло до нас в единственном списке (который погиб во время пожара 1812 г. в Москве).

Гораздо более распространено на Руси было другое замечательное произведение - "Моление Даниила Заточника" (конец XII - первая четверть XIII в). Это произведение написано в форме обращения к князю от имени автора - обедневшего княжеского слуги, попавшего в опалу. Убежденный сторонник сильной княжеской власти, Даниил рисует идеальный образ князя - защитника своих подданных, способного оградить их от произвола "сильных людей", преодолеть распри и обеспечить безопасность от внешних врагов. Яркость языка, мастерская рифмованная игра словами, обилие пословиц, афористичность, сатирические выпады против бояр и духовенства обеспечили этому произведению большую популярность на долгое время.

Архитектура Древней Руси также достигла высокого уровня. К сожалению, памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Немного дошло и каменных сооружений, поскольку значительная их часть была разрушена во время нашествия Батыя. Монументальное каменное строительство началось на Руси в конце X в. после принятия христианства. На Руси не было еще опыта возведения сооружений из камня, поэтому принципы строительства были заимствованы из Византии. Приезжими греческими мастерами была возведена первая каменная постройка - Десятинная церковь в Киеве (конец X в., разрушена в 1240 г.). Раскопки позволили выяснить, что это было мощное сооружение из тонкого кирпича, украшенное резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, фресками. При Ярославе Мудром (ок. 1037) византийскими и русскими мастерами была возведена София Киевская - собор, сохранившийся до наших дней (правда, не в своем первозданном виде, а значительно перестроенный снаружи), замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Киевская

София значительно отличается от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием 13 венчающих ее куполов, в чем сказались, вероятно, традиции русского деревянного зодчества. Вслед за Софией Киевской был возведен Софийский собор в Новгороде (1045-1050). Хотя между этими архитектурными памятниками и существует явная преемственность, в облике Новгородской Софии уже угадываются черты будущего новгородского архитектурного стиля. Храм в Новгороде строже киевского, он увенчан пятью куполами, в интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, более суровые и спокойные.

С XII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры, которую отличает меньшая монументальность зданий, поиск простых и в то же время искусных форм, строгость отделки. Кроме того, при сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатываются местные стилевые особенности. В целом же зодчество этого периода отличает сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западно-европейского романского стиля. Интересные постройки этого периода сохранились в Новгороде, например скромный и изящный храм Спаса на Нередице (1198). К этому же типу храмов относится уличанская церковь Петра и Павла на Синичьей горке (1185 1192), церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207). В отличие от суровой архитектуры Новгорода зодчество Владимиро-Суздальской Руси, достигшее в XII - начале XIII в. наивысшего расцвета, носило парадный характер, выделялось изяществом линий и изысканностью пропорций. В нем особенно заметно сказалось влияние романского стиля. К вершинам владимиро-суздальской архитектуры этого периода относятся Успенский (1158-1161) и Дмитриевский (1194-1197) соборы во Владимире. Признанным шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), выделяющаяся стройностью и легкостью пропорций.

geum.ru

§ 1. Как зарождалась культура Руси

§ 1. Как зарождалась культура Руси

Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям — хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государства, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты — одни для Поднепровья, другие — для Северо-Восточной Руси и т.д.

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, — с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.

В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая Для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлении, стилей, традиций.

Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиций было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.

Долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло — развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек — на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры (например, сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, что вершина духовного достижения Древней Руси — гениальное «Слово о полку Игореве» все пронизано языческими мотивами, о чем мы еще скажем ниже.

Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже отлившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств. Несмотря на политические трудности, на местные особенности, это все равно была единая русская культура X — начала XIII в. Монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русских земель, их подчинение соседним государствам надолго прервали это единство.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru