Повседневная жизнь на Руси в XIII-XV вв. Дом, одежда, еда. Жизнь в древней руси
Повседневная жизнь на Руси в XIII-XV вв. Дом, одежда, еда | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, конспект, сочинение, ГДЗ, тест, книга
В XIII — XV вв. знатные люди на Руси жили по большей части в хоромах — двух-или трёхэтажных сооружениях, сначала деревянных, а впоследствии — каменных, с крылечками и теремами. Их окружали высокие деревянные ограды с воротами и калиткой. В центре двора, кроме самих хором, было ещё несколько домов для слуг. Тут же строили конюшни, стойла, риги и бани. Очень богатые люди сооружали собственную церковь. Около двора размещали сад, огород, цветники.
В хоромах были жилые комнаты, светлицы — помещения, которые освещались лучше всего, — тут женщины вышивали, ткали, пряли и т. п. Была ’также комната для приёма гостей горница (современная гостиная). Когда было холодно, в хоромах топили печи. Дым выходил через дымоход. В хоромах обязательно были иконы, добротная и громоздкая деревянная мебель: столы, лавы, стулья, лари, шкафы и полки для хранения посуды и др. В XIV-XV в. в домах самых богатых людей Москвы и Новгорода начали вставлять стеклянные окна. В сумерках зажигали свечи из сала или воска.
Простой люд жил в землянках, полуземлянках или лачугах, которые не имели окон, чтобы дольше сохранялось тепло. Такое жилье отапливалось, так сказать, по-чёрному: дымохода не было, и дым выходил через отверстие в кровле. Зажиточные крестьяне имели огороженный двор: деревянный дом с хозяйственными застройками, садом и огородом. Неотъемлемым элементом такого дома была печь. Она обогревала помещение, в ней готовили еду и пекли хлеб, иногда на печи спали, особенно в холодные зимние ночи. Помещение освещали лучинами. Мебель была бедной (стол и две лавы), а посуда скромной — глиняные и деревянные горшки, миски, ложки, ножи.
Одежда показывала принадлежность человека к определённому сословию. Простонародье носило грубую домотканную одежду — конопляную, льняную или шерстяную. Ткани красили в разные цвета. Молодежь носила более яркую одежду, а старшие люди — более темную. Зажиточные люди шили свой наряд из иностранных дорогих тканей.
И мужчины, и женщины надевали исподнюю сорочку, на неё — верхнюю вышитую рубашку. Мужчины носили узкие штаны. Осенью и зимой носили ещё свиты, зипуны, кафтаны, тулупы, а богатые феодалы и купцы — шубы из меха медведей, волков, лис, соболей. Верхнюю одежду подпоясывали широким поясом, на который цепляли калиту. Вельможные мужчины носили меховые шапки, а простонародье — войлочные.
И. Аргунов. Женщина в кокошнике. 1784 г.
Женские сорочки были длинные, до пят, сверху на них надевали сарафаны - платья из плотной ткани без рукавов, украшенные вышивкой. Когда дождило, женщины одевали плащи-накидки. Зимой носили меховую одежду: богатые из дорогого меха, а бедные - дешёвого. Русская княгиня в XV в. могла иметь десяток, а то и больше шуб из самого разнообразного меха. Шубы берегли, носили опрятно и передавали в наследство. Материал с сайта //iEssay.ru
Девушки волосы распускали или заплетали в косу. Замужние женщины прятали под платком, наверх которого надевали кокошник — головной убор с высоким украшенным полукруглым щитком надолбом.
Феодалы и горожане, мужчины и женщины, носили кожаные ботинки и сапоги, а крестьяне обували преимущественно лапти и валенки.
Питались в основном мучными блюдами и кашами. «Хлеб и каша — пища наша», утверждает российская поговорка. Хлеб ели ржаной, изредка — пшеничный. Завтракали слабо, но обед и ужин были сытными. Традиционные кушанья: рассольник, щи, каша, блины, оладьи и др. Ели также много фруктов, ягод, грибов, орехов и меда. Часто ели рыбу, молоко, сыр, масло, яйца. Вельможам подавали дичь (оленя, зайца, кабана, рябчика, утку), а простые люди ели баранину, телятину.
iessay.ru
Интимная жизнь в Древней Руси: как это было
О том, какой была интимная жизнь в Древней Руси в языческую эпоху говорить историки уверенно не могут — слишком мало сведений о жизни людей того времени. Считается, что интимная жизнь была довольно свободной, однако вовсе не развратной, как многие пытаются представить. Гораздо яснее вопрос того, какой была интимность после принятия христианства.
С закреплением христианства на Руси, церковь установила ряд табу. С помощью религии шла борьба с «животной потребностью удовлетворения», так, например, церковь объявила все, что относится к интимным радостям, «срамным» и «бесовским». Сам половой акт церковь настоятельно советовала пастве рассматривать только как способ продолжить свой род.
Различные исторические записи свидетельствуют о том, что церковью также были табуированы интимные ласки и любовные позы, кроме классической: мужчина на женщине лицом к лицу. Женщине советовалось быть максимально сдержанной и никак не отзываться телом. Интересно, что запрещалось заниматься любовью в воде. Историки считают, что церковь воспринимала это как колдовство и немедленно наказывала «согрешивших».
Как оказалось, на этом контроль церковью интимной жизни не заканчивалась. Например, считалось, что вступать в интимную связь в постные дни, а в «свободные» дни (их в году было около 50), разрешалось лишь одно соитие в день.
Запреты эти на самом деле соблюдались нестрого. А во многих селениях и вовсе игнорировались. И хотя сегодня многое из сказанного кажется странным, многое действительно имело место в жизни народов Древней Руси.
Источник
Понравилось? Расскажи друзьям:
interesnoznat.com
Повседневная жизнь, общество в Древней Руси
Вопрос 01. В чём языческие убеждения жителей Древней Руси противоречили христианской религии? Какие обычаи и нравы изменились после Крещения Руси?
Ответ. В языческие времена все явления природы считались одушевлёнными, вся окружающая действительность была наполнена магией, что противоречило христианской догме о едином Господе.
Вопрос 02. В чём проявлялся магический смысл костюмов древних славян?
Ответ. Многие элементы в костюме славян были оберегами от зловредных сверхъестественных сил (орнамент внизу подола, на концах рукавов, на воротнике, по краям специальной подкладки (подоплёки) на спине и груди, также пояс, ожерелье, амулеты-привески). Некоторые обереги были выставлены напоказ, другие скрыты от глаз посторонних.
Вопрос 03. Какие обычаи и почему соблюдали жители Древней Руси при строительстве жилья? Назовите преимущества курной избы крестьянина.
Ответ. Место, где будет стоять дом, выбиралось очень тщательно, совершалось большое количество обрядов, после которых определялось место для строительства дома. В первую очередь пекли хлеб и назначали на этот дом один хлеб т.е., если хлеб распадется или не поднимется, то будет худо и наоборот. Вечером брали сухое овечье руно, клали его на том месте, где должна была стоять изба и если поутру из шерсти можно выдавить хоть одну каплю воды, то хозяин дома будет иметь некоторый достаток, а если шерсть окажется сухой, то это предвещает бедность. Кроме того вечером приносили воды из колодца, и пока никто не брал из ведра воды, отмеривали стаканом три раза по девять стаканов, начиная каждый раз счет с первого, при чем стаканы должны быть полные и выливали воду в горшок, который должен быть сухой. Такие горшки с отмеренной водой и плотно покрытые ставили на том месте, где должен был строиться дом в каждом углу. Тут же клали ломоть хлеба и соль. Если вода окажется по утру прибывшей, то это предвещает счастье, если же убудет, то нет надобности и строить дома на убыток своему хозяйству. Также с целого коровая срезали верхушку, клали на нее соль и ставили на то же место на ночь и если хлеб пропадет, то будет хорошо и хлеб отдавали собаке.
Вопрос 04. Назовите элементы повседневной одежды древних русичей.
Ответ. Мужской костюм: холщовые штаны, рубаха, перевязанная ремнём или поясом, лапти из лыка. Женский костюм: рубаха, юбка, фартук, платок.
Вопрос 05. Какое влияние оказывала духовная жизнь и верования русичей на их повседневный быт? Какие общие черты были присущи повседневной жизни всех слоёв населения Древней Руси?
Ответ. Общим для всех слоёв населения была закрытость частной жизни от посторонних глаз и однообразность дней, их похожесть один на другой. В этой жизни верованиями русичами были определены послеобеденный отдых (разные слои общества проводили его по-разному, но само время досуга было общим), регулярное посещение бани.
resheba.com
Повседневная жизнь в Древней Руси.
Тема урока: «Повседневная жизнь Древней Руси»
Цель урока: познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси.
Задачи:
в процессе самостоятельной работы отрабатывать умения отбирать информацию, обобщать материал, делать выводы;
осуществлять презентацию своей работы , излагать свои мысли;
познакомить с устройством и внутренним убранством русского дома;
с особенностями жилища; раскрыть особенности уклада жизни : отношение к дому , к главе семьи, к пище , к гостям; показать различия в одежде представителей знати и простого народа сформировать представление о трудных условиях жизни ; показать как древние языческие праздники постепенно приобретали христианский характер;
В процессе подготовки и проведения урока воспитывать уважение и интерес к истории культуры своего Отечества.
Тип урока: комбинированный
Основные понятия и термины: изба , подклеть , горница, светлица, терем , хоромы , «красный угол»,убрусы.
Ход урока
Организационный момент.
- Вы готовы к работе? Тогда улыбнитесь и подарите свою улыбку соседу и всем присутствующим на уроке.
Сообщение темы урока.
- А сейчас я предлагаю вам сесть поудобней, немного расслабиться т. к . вы будете слушать музыку .
( На фоне музыки учитель читает стихотворение) :
Слайд 1 (Поселок)
Утро, пробуждается природа.
Первые рассветные лучи
На воротах древнего поселка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ высокий и красивый-
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные, как ивы,
Дети словно крепкие дубки».
-Прослушав музыку, строчки из стихотворения : Скажите, о ком или о чём пойдёт речь на уроке?
Ну чтобы нам совсем было понятно о чём пойдёт речь
давайте вспомним понятие быт и нравы
Быт- повседневная жизнь людей.
Нравы- повседневные отношения между людьми.
Слайд 2 (Тема урока)
Слайд 3 ( Рабочие группы)
Главным источником знаний во все времена была книга. Из неё мы черпаем знания о прошлом, ищем совета в повседневной жизни. И сегодня она нам поможет разобраться и понять, как протекала повседневная жизнь земледельцев и горожан в те далёкие, далёкие времена.
Кроме книги каждая группа получила пакет документов для исследования. Это письменные исторические источники. Но сегодня у нас присутствуют и вещественные источники из нашего школьного музея .
1 группа «РУССКИЙ ДОМ» ( Приложение №1)
2 группа «ЖИТЬЁ – БЫТЬЁ» (Приложение №2)
3 группа «ОДЕЖДА ДРЕВНЕЙ РУСИ» ( Приложение №3)
4 группа «БЕДСТВИЯ И НАПАСТИ»
5 группа «ПРАЗДНИКИ»
4. Работа в группах .(Выступление групп по заданной теме, сопровождающееся слайдами , демонстрацией предметов быта из музея )
Слайды 8-11 2гр.Трапеза . Продукты . Хлеб- соль ( театрализованное представление « Встеча гостей»). Баня. Игры.
Слайды 12- 15 3гр.Одежда знати и простолюдинов. Ткани. Украшения.
Слайд 16 4 гр. Голод. Эпидемии . Пожары. Саранча.
Слайды 17-18 5 гр.Дохристианские и христианские праздники.
После выступления каждая группа задает вопрос другим группам.
5. Обобщение .
6. Рефлексия . «МИШЕНЬ» ( слайд 19)
Учащийся ставит свою метку в сектор соответственно оценке своего результата.
7. Итог урока .Домашнее задание.
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
П.19,задания 1-4 на выбор.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша?
Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для нее.
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове — убрус под шапкой чинной
Или повойник — оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и поневы —
Детали поясню вам в двух словах.
Поверх рубахи — красочной, нарядной,
Как видим, русский сарафан надет.
Он облегает грудь фигуры ладной —
Красавице не нужен был корсет!
Наряд на узких лямках не стареет!
Вот, яркою украшена каймой,
На даме — распашная душегрея,
А вот и летник, ценный, расписной.
Расшиты шелком, жемчугом и златом
Бобровый ворот, плечи, рукава.
Уж как хозяйка летника богата,
Он заявлял и сам — к чему слова?
Убрус и здесь был, кстати, для ношенья,
К лицу кокошник, ленты и венец,
Носились золотые украшенья —
В виде серег, браслетов и колец.
Был красочным и живописным очень
женский выходной наряд!
Кафтан — это распашная верхняя одежда женщины, ее переняли у мужчин, внеся изменения.
Понева — юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой.
Запона — накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус — полотняный белый платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник — головной убор типа чепца.
Основной одеждой этого периода у женщин были:
длинный сарафан,
душегрея — это укороченный сарафан,
летник — это сильно расширенная книзу одежда с очень широкими внизу рукавами — вошвами.
Кокошник — нарядный головной убор с высокой передней частью.
Венец — лента, украшенная узором.
Археологические данные (ткани)
« В курганах вятичей чаще всего находят полушерстяные и шерстяные ткани ( пестрядь).их ткали из шерстяных нитей , окрашенных преимущественно в зеленый , синий , желтый и черный цвет, а также из нитей растительного происхождения ( льна , конопли) . встречаются клетчатые ткани. В указанных курганах найдено много узорных лент , использовавшихся для отделки поясов, для крепления украшений» .
( По кн.: Древняя Русь . Быт и культура)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Хлеб, как предмет культа.
С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.
Приметы:
Дашь во время еды хлеб со стола собакам постигнет бедность.
Если солнышко закатилось не починай новой ковриги, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Хлеб – соль
Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил и влияний. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия;
Отказ же от них расценивался как оскорбление.
Недаром говорится «от хлеба-соли и царь не отказывается» .
С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этот обряд стал символом приобщения к основным жизненным ценностям встречающих его людей, это также означает, что он вступил с ними в дружеские отношения и готов съесть вместе с ними «пуд соли» , т. е. разделить все их беды и заботы.
Отказываться от хлеба с солью считалось чрезвычайно неприличным. Сам факт такого угощения являлся знаком особенной приязни и доверия. Считалось, что если накормить хлебом с солью недруга, то он станет другом. Выражение "ты забыл мой хлеб да соль" считалось самым большим упреком неблагодарному человеку.
Само выражение "хлеб да соль", по народному убеждению, отгоняет злых духов. "Хлеб да соль", – говорят, входя в дом, застав хозяев за едой, желая им благополучия.
Что ели древние славяне?При раскопках в различных древнерусских городах археологи находят много остатков еды. Это прежде всего зерна различных злаков: ржи, ячменя, овса, пшеницы, гречихи. Из зерен обычно изготовляли крупы или размалывали в крупу. Кроме того, из зерна делали пиво, брагу и квас.
Основным горячим блюдом в Древней Руси была каша, которую заправляли растительным маслом. Мясо ели в основном жареное или «пряженое» (тушеное в собственномсоку в русской печке).
Супов в Древней Руси не было, суп появился только во второй половине XVII века. Он был занесен приезжими иностранцами из Европы.
В летнее время излюбленным блюдом была «тюря» — предок современной окрошки, квас с покрошенным в него луком и хлебом.
Из овощей наиболее широким распространением пользовались репа, горох, морковь и лук. Знали в Древней Руси также огурцы, чеснок и особенно капусту.
Любопытно, что в старину умели заготовлять овощи на зиму — солить капусту и огурцы, мочить яблоки. Такие засоленные и замоченные овощи назывались ленивыми. От базара, где ими торговали, произошло, в частности, название московской улицы Ленивка.
Белковая пища состояла из мяса и рыбы, а также молочных продуктов: творога, сыра, сметаны и масла. Сахара в Древней Руси не знали, вместо него использовали мед.
Из горячих напитков были очень популярны отвары различных трав, а также сбитень — мед, вскипяченный в горячей воде, сбитый вместе с яйцами.
Но современному человеку древнерусская еда показалась бы очень пресной, потому что соль была достаточно дорога и употреблялась мало.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1« Русские крестьяне предпочитали рубить избы из сосны , ели , лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб , плотно примыкали друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло , долго не гнили . Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил… Так для сруба нельзя было брать «священные» или «проклятые» деревья – они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья. Большое несчастье случится , если в сруб попадет «буйное» дерево , дерево выросшее на перекрестке дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома .( Шангина И.И. Русский традиционный быт )