История древнего. Загадочный мир древности или история в 5 классе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История древнего мира. История древнего


История древнего мира Википедия

Гомер — символ Древнего мира

Дре́вний мир — период в истории человечества, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе[1]. В других регионах временные границы древности могут отличаться от европейских. Например, концом древнего периода в Китае иногда считают появление империи Цинь[2], в Индии — империи Чола[3][4][5], а в Америке — начало европейской колонизации[6].

Термин «классическая древность» (или античность) обычно относится к греческой и римской истории, которая начинается от первой Олимпиады (776 г. до н. э.). Эта дата почти совпадает с традиционной датой основания Рима (753 г. до н. э.). Датой окончания европейской древней истории обычно считают год падения Западной Римской империи (476 г. н. э.)[7][8], а иногда — дату смерти императора Юстиниана I (565 г.)[9], появления ислама (622 г.)[10] или начало правления императора Карла Великого (800 г.)[11].

Периодизация

  • Доисторический период — каменный век (палеолит, мезолит, неолит). Самыми значительными событиями этого времени были установление современного климата в мезолите, одомашнивание животных и освоение культурных растений в неолите.
  • Бронзовый век. Освоение человеком металла. Сначала это была медь (медный век, он же халколит или энеолит), а после изобрели её сплав с оловом — бронзу. В это время была освоена письменность и первые письменные источники о истории. Главные государства этого времени: Египет, Шумерское царство, государство хеттов.
После изобретения способа добычи железа происходит обвал цивилизаций основанных на бронзе, и коллапс бронзового века.

Страны и народы Древнего мира

Средиземноморье и Ближний Восток

Азия

Америка

Народы Древнего мира

Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (реконструкция)

Прочее

Войны древнего мира

См. также

Примечания

  1. ↑ История Древнего мира в 3 т., Издание третье / Ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой — М.:Издательство «Наука», 1989.
  2. ↑ Gernet, J. (1996). A history of Chinese civilization. Cambridge: Cambridge University Press.
  3. ↑ Elphinstone, M. (1889). The history of India. London: Murray.
  4. ↑ Smith, V. A. (1904). The early history of India from 600 B.C. to the Muhammadan conquest, including the invasion of Alexander the Great. Oxford: Clarendon Press.
  5. ↑ Hoernle, A. F. R., & Stark, H. A. (1906). A history of India. Cuttack: Orissa mission Press.
  6. ↑ Priest, J. (1834). American antiquities, and discoveries in the West: being an exhibition of the evidence that an ancient population of partially civilized nations, differing entirely from those of the present Indians, peopled America many centuries before its discovery by Columbus, and inquiries into their origin, with a copious description of many of their stupendous works, now in ruins; with conjectures concerning what may have become of them; compiled from travels, authentic sources, and the researches of antiquarian societies. Albany: Printed by Hoffman & White
  7. ↑ Clare, I. S. (1906). Library of universal history: containing a record of the human race from the earliest historical period to the present time; embracing a general survey of the progress of mankind in national and social life, civil government, religion, literature, science and art. New York: Union Book. Page 1519 (cf., Ancient history, as we have already seen, ended with the fall of the Western Roman Empire; […])
  8. ↑ United Center for Research and Training in History. (1973). Bulgarian historical review. Sofia: Pub. House of the Bulgarian Academy of Sciences]. Page 43. (cf. … in the history of Western Europe, which marks both the end of ancient history and the beginning of the Middle Ages, is the fall of the Western Empire.)
  9. ↑ Robinson, C. A. (1951). Ancient history from prehistoric times to the death of Justinian. New York: Macmillan.
  10. ↑ Breasted, J. H. (1916). Ancient times, a history of the early world: an introduction to the study of ancient history and the career of early man. Boston: Ginn and Company.
  11. ↑ Myers, P. V. N. (1916). Ancient history. New York [etc.]: Ginn and company.
  12. ↑ University of Oxford. Classical Armenian Studies Архивная копия от 18 января 2011 на Wayback Machine
  13. ↑ Livius. Articles on Ancient History

Ссылки

wikiredia.ru

История древнего мира : Версия для скачивания

Скачать книгу "История древнего мира т.1 Ранняя древность"
Описание книги Ссылка
Размер
Формат

История древнего мира. Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы издательства, 1989.

[Кн. 1.] Ранняя древность. Отв. ред. И. М. Дьяконов.—470 с. с карт.

ISBN 5-02-016782-7

Скачать PDF 15.8 Mb PDF
Скачать DjVu 9.64 Mb DjVu

 

История древнего мира

Коллективный труд в первой своей книге рассматривает возникновение и начальные этапы развития раннеклассовых обществ и государств в различных регионах Западной Азии, долине Нила, Эгейском бассейне, Индии и Китае (IV—II тысячелетия до н. э.).

Книга рассчитана на широкий круг читателей, как историков, так и интересующихся древней историей.

Скачать книгу "История древнего мира т.2 Расцвет древних обществ"
Описание книги Ссылка Размер Формат

История древнего мира. Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы издательства, 1989.

[Кн. 2]. Расцвет древних обществ. Отв. ред. И. С. Свенцицкая.

574 с. с карт.

Скачать PDF 15.4 Mb PDF
Скачать DjVu 7.87 Mb DjVu

 

История древнего мира

Вторая книга коллективного труда ведущих советских историков рассматривает социально-экономическую, политическую и культурную историю древних классовых обществ периода их расцвета (I тысячелетие до н. э.). Книга рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей, интересующихся древней историей.

 

Скачать книгу "История древнего мира т.3 Упадок древних обществ"
Описание книги Ссылка Размер Формат

История древнего мира. Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы издательства, 1989.

[Кн. 3.] Упадок древних обществ. Отв. ред. В. Д. Неронова. 407 с. с карт.

ISBN 5-02-016977-3

Скачать PDF 12.6 Mb PDF
Скачать DjVu 7.58 Mb DjVu

 

История древнего мира

Заключительная часть коллективного труда рассматривает тенденции развития древних обществ, склоняющихся к упадку, а также историю возникновения на последнем этапе древности новых государств и племенных объединений.

Книга рассчитана на историков, а также на широкий круг читателей, интересующихся древней историей.

Подготовлено по изданию:

История древнего мира. Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы издательства, 1989.

©Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989.

www.sno.pro1.ru

Загадочный мир древности или история в 5 классе

С переходом в среднее звено школы дети знакомятся с множеством новых предметов. В частности они с нетерпением ждут уроков истории и это неспроста. История 5 класса построена на изучении эпохи, полной тайн и загадок — истории Древнего мира. Как были построены египетские пирамиды? Откуда пришли шумеры и где они получили свои знания? Остросюжетные мифы Древней Греции, завоевательные походы Александра Македонского, острая жажда свободы восставших под предводительством Спартака — все это захватывает ум и воображение пятиклассников, возводя исторический предмет в ранг любимых.

В 5 классе на изучение истории отводится 2 часа в неделю, то есть два урока. Среди основных задач, которые ставятся перед учителем, приоритетное значение имеет не только передача знаний, но и формирование представления о закономерностях исторического процесса, воспитание уважения к историческому прошлому всех народов, приобретение навыков оценки и анализа информации.

Что изучает история Древнего Мира?

История Древнего мира изучает создание, становление и развитие основных древних государств, таких как: Египет, Греция, Рим, Индия, Китай, Ассирия и Персия. Она охватывает огромный период времени: появление первобытных людей (около двух миллионов лет назад), создание древнейших государств (5 тысяч лет назад), падение Западной Римской империи в 5 веке нашей эры. Помимо этого, первая вводная часть, рассчитанная на десять уроков (то есть вся первая четверть), знакомит учеников со спецификой исторической науки: особенностями летоисчисления, причинно-следственными связями, имеющимися у любого события, историческими источниками, исторической картой.

Изучение истории Древнего мира строится на прохождении следующих разделов:

  1. Что изучает история?
  2. Жизнь первобытных людей.
  3. Древнейшие государства Азии и Африки — Древний Восток.
  4. Древняя Греция.
  5. Древний Рим.

Второй раздел, посвященный знакомству с первобытными людьми, повествует об образе жизни доисторических жителей, орудиях труда, религиозных верованиях, способах охоты, приручении огня. Затем следует изучение постепенной эволюции древнейшего населения планеты: переход от родовой общины к соседской; появление новых, более продуктивных занятий: земледелия, скотоводства, различных ремесел; совершенствование орудий труда: изобретение лука и стрел, земляного плуга. Люди постепенно научились отливать железные изделия, ткать, изготавливать керамическую посуду. По мере усложнения производственных процессов общество разделяется на богатых и бедных, появляется знать, власть начинают передавать по наследству. Так, постепенно, развитие человеческого общества привело к появлению древних государств, крупные поселения превращались в города, для охраны порядка и имущества знатных понадобились законы и профессиональные войны.

Древний ВостокДревний Восток

Раздел «Древний Восток» посвящен изучению государств, возникших на территории Азии и Африки: Египет, Китай, Индия, Вавилон, Персия, Ассирия, Палестина. Большое количество тем посвящено изучению истории Древнего Египта.

Начиная знакомство с Древним Египтом школьники узнают о географии страны, ее климатических особенностях, о том, какое огромное значение имела для египтян река Нил. Подробно рассматривая труд и быт основных категорий населения: земледельцев, ремесленников, писцов, жрецов и вельмож, ученики получают возможность сравнить уровень жизни богачей и бедняков. Также уделяется внимание египетским завоевательным походам, боевому оснащению войска. Ну и особенно увлекательными бывают уроки, на которых рассматриваются религия и искусство египтян, поскольку египетский пантеон богов полон диковинных “существ”, строительство дворцов и пирамид тоже весьма интересны. Трудно представить сколько средств и сил ушло на возведение таких огромных построек, за неимением специальной техники.

В рамках данного раздела дается блок тем, посвященных становлению и развитию стран Западной Азии. Открывает этот блок изучение истории Древнего Двуречья и, населявшего его народа, шумеров. Пятиклассники изучают природу и географию страны, религию, особый вид письменности — клинопись, научные знания. С течением времени на территории Двуречья выделяется город Вавилон. Пик его могущества приходится на время правления царя Хаммурапи, который вошел в историю тем, что создал свод законов, дошедший до нашего времени в виде столба из черного камня, полностью исписанного загадочными письменами. Вслед за Двуречьем идет история средиземноморской цивилизации — Финикии, прославившейся высоким уровнем развития ремесел, обширной морской торговлей и богатой культурой. Затем пятиклассники знакомятся с древнееврейскими племенами, с их старинными сказаниями, вошедшими в Ветхий Завет: о родоначальниках евреев, о переселении потомков Иакова в Египет, о бегстве евреев с египетской земли под предводительством Моисея, о том, как бог Яхве вручил Моисею заповеди, которые евреи должны были свято соблюдать, а он в свою очередь обещал привести их в благодатную землю — Палестину. Перед учениками разворачиваются картины борьбы евреев за Палестину с местным населением, сказание о Самсоне и Далиле, поединок Давида и Голиафа, правление мудрого царя Соломона. Именно с его царствованием связано появление главной современной святыни иудеев — Стены Плача.

Закончив изучение еврейской истории, ученики приступают к знакомству с весьма воинственным государством — Ассирийской державой. Здесь впервые на вооружение армии поступило железное оружие, стали применять конницу и благодаря этому вели весьма успешные завоевательные войны, покорив большое количество существовавших тогда государств. Однако недолго просуществовало это царство, оно было разгромлено вавилонянами и мидийцами, которые тоже вскоре пали под ударами персов.

Заканчивается раздел изучением истории Индии и Китая. Пятиклассники знакомятся с географическим расположением этих стран, их климатическими особенностями, религиозными верованиями: конфуцианством и буддизмом. Большое внимание уделяется кастовому разделению индийского общества и строительству Великой Китайской стены.

Древняя ГрецияДревняя Греция.

История Древней Греции особо выделяется среди учебного курса, поскольку это государство оказало неоценимое влияние на наш мир. Современные представления о человеке, политике, искусстве, литературе зародились именно здесь. Потому и внимание к изучению истории этой страны особое.

В курсе 5 класса, начиная знакомство с древнегреческой историей, школьники узнают о времени появления этого государства, географическом расположении и влиянии последнего на образ жизни и занятия древних эллинов. Рассматривая мифы о Дедале и Икаре, о Тесее и Минотавре дети узнают об истории Критского царства. Большое внимание уделяется борьбе греческих городов против Трои, об этом рассказывают и древнегреческие мифы, и знаменитая “Илиада” и “Одиссея” Гомера. Спор прекрасных богинь за право обладания “яблоком раздора”, поединок Ахиллеса и Гектора, троянский конь, ахиллесова пята — все это красочно и захватывающе погружает учеников в древнейший период греческой истории. Завершает изучение этого периода древнегреческая религия. Знаменитые олимпийские боги: Аид, Зевс и Прометей: боги — покровители основных занятий: Деметра, Дионис, Гефест; подвиги Геракла — так школьники узнают о попытках древних эллинов объяснить необъяснимое.

После рассмотрения древнейшего периода пятиклассники приступают к изучению более сложного периода: создание полисов и их борьбу с персидским нашествием. Здесь дети знакомятся с устройством греческих городов — государств, борьбой земледельцев за землю и право на участие в управлении государством. Особое значение имеет правление архонта Солона, который своими законами отменил долговое рабство и заложил основы демократии. Большой интерес у учеников вызывает история полиса Спарта: особенности спартанского образа жизни и воспитания удивляют, заставляют спорить и размышлять. Много тем отводится погружению в древнегреческую культуру. Здесь ученики узнают о том, как в древности проходили Олимпийские игры, как обучались в школах и гимназиях дети и взрослые, узнают о древнегреческом театре.

Военная история древних греков также весьма увлекательна, именно ею завершается рассмотрение истории этой страны:

— столкновение греков с персами в V веке до н.э., знаменитая Марафонская битва, Фермопильское и Саламинское сражение, окончившееся победой греков;

— поражение греков в Херонейской битве против македонян в 338 году до н.э.;

— участие греков в десятилетнем походе под предводительством Александра Македонского на Восток.

Древний РимДревний Рим

Последний раздел повествует о древнеримской истории, которая также полна невероятных и увлекательных легенд. Дети узнают об основании Древнего Рима, превращении его в республику, римских захватах городов и областей Италии. Сложность вызывает прохождение темы, посвященной устройству римской республики, поскольку она изобилует множеством незнакомых терминов и большим фактическим материалом.

Затем дети узнают о том, как постепенно Рим становится сильнейшей в Средиземноморье державой, немалую роль при этом сыграли победы Рима в войнах с Карфагеном, предводительствуемым полководцем Ганнибалом. Вслед за Италией и Карфагеном Рим подчинил себе Македонию и Сирию, включив в свой состав огромные территории и превратив покоренное население в рабов. В Риме тяжело жилось не только рабам, но и основной категории жителей — земледельцам. Именно о них и о освободительной борьбе рабов пойдет речь на следующих уроках: Земельный закон братьев Гракхов, восстание Спартака — немало крови пролилось в Древнем Риме за право на свободу и землю.

За гражданскими войнами следует знакомство с одной из самых знаменитых личностей в истории — императором Цезарем. В начале знакомства он, конечно, еще не император, а успешный полководец, однако станет им уже в 49 году до н.э., пробыв в этой должности недолгих пять лет. После его смерти страна превратится в империю, расцвет которой придется на II век нашей эры. Изучение истории Древнего мира заканчивается разделением Римской империи на Восточную и Западную в 395 году и падением последней под ударами германских племен в 476 году.

Благодаря знакомству с древними цивилизациями и государствами школьники понимают, что каждый народ, пусть даже очень маленький, внес свой вклад в развитие человеческой культуры. И независимо от того, на какой земле мы живем, на каком языке разговариваем и как мы выглядим — все мы наследники древних египтян и греков, римлян, евреев и индийцев.

history-of-world.ru

История Древнего мира

Сергей Александрович НЕФЕДОВ

История Древнего мира

ПРЕДИСЛОВИЕ

Для многих читателей эта книга не требует особого предисловия — ее можно читать просто как "роман истории". Это действительно увлекательный роман, особенность которого заключается в том, что он написан по "учебной программе". Эта программа значительно шире программы обычной школы, и по этой книге могут заниматься учащиеся гуманитарных лицеев и студенты институтов — те, для которых история не является основной специальностью. Для любителей истории книга С. А. Нефедова представляет собой настоящий клад — они могут найти здесь много нового и интересного — не только факты, но и концепцию, помогающую понять историю. Современные российские учебники обычно лишь пересказывают события и мало что объясняют; эта книга объясняет историю.

Конечно, историю можно объяснять, лишь опираясь на мощную и хорошо разработанную теорию исторического процесса. Автор не пишет о происхождении используемой им концепции, и именно это обстоятельство побудило меня написать это краткое предисловие. Основа этой книги — концепция знаменитой французской школы "Анналов", и в частности, так называемая теория "вековых тенденций" (или "демографических циклов"). В основе концепции "Анналов" лежит объяснение исторических событий через посредство демографических, экономических и экологических закономерностей. Эта теория разработана в трудах знаменитых ученых, таких, как Фернан Бродель, Эрнест Лабрусс, Франсуа Симиан, Пьер Шоню; в ее создание внесли свой вклад известные европейские и американские историки Майкл Постан, Вильгельм Абель, Курт Хеллинер, Карло Киполла, Рондо Камерон. В своих основных чертах эта концепция сформировалась достаточно давно, почти полвека назад; она получила название " La Nouvelle Histoire " — "новая историческая наука".

"Очень нелегко переубедить историков и особенно преподавателей общественных наук, упорно желающих понимать под историей то, чем она была вчера, — писал Фернан Бродель. — А между тем, новая историческая наука уже существует, непрерывно совершенствуясь и видоизменяясь…" С тех пор как были написаны эти слова, прошло больше сорока лет, и концепция "новой исторической науки" стала классикой западной историографии; она вошла в учебники и энциклопедии. У школы "Анналов" появились "родственники" в других странах — "новая научная история" в Англии и "новая экономическая история" или "клиометрия" в Америке. Поскольку демографические и экономические закономерности описываются математическими уравнениями, то американские "клиометристы" предприняли попытку выразить исторические процессы с помощью математических моделей. Простейшая из используемых ими моделей — это логистическое уравнение, о котором говорится в приложении к этой книге.

Конечно, учебник, написанный с позиций западной историографии, может вызвать естественные вопросы у российского читателя. Долгий период изоляции от мировой исторической науки не прошел даром, и теперь у нас, как когда-то во Франции, "очень нелегко переубедить историков и особенно преподавателей общественных наук, упорно желающих понимать под историей то, чем она была вчера". Но времена меняются, и постепенно приходит новое понимание окружающего нас мира. Будем надеяться, что книга С. А. Нефедова внесет свой вклад в это новое видение исторической реальности.

Академик Российской Академии Наук,

директор Института истории и археологии

УрО РАН

В. В. Алексеев

Глава I. Мир охотников

МИЛЛИОН ЛЕТ ДО НАШЕЙ ЭРЫ

Знойное африканское солнце сияло над саванной, над зеленой кромкой джунглей и песчаными отрогами Олдурвайского ущелья. То здесь, то там виднелись стада антилоп и жирафов; подобно движущимся холмам бродили гигантские носороги, не боявшиеся даже хозяев саванны — саблезубых тигров и пещерных львов. И где-то здесь, в саваннах и джунглях Восточной Африки, обитали предки людей, обезьяны-австралопитеки, умевшие одинаково ловко лазить по деревьям и передвигаться на двух ногах по земле. Они были низкорослые, коренастые, обросшие шерстью, с темной кожей и мощными челюстями. Они владели страшным для других зверей оружием — дубиной; удар зажатой в длинной руке дубины был подобен удару львиной лапы. Дубина была первым изобретением обезьян на их пути к власти над миром зверей. Затем появились копье и огонь, подарившие им господство над саванной. Размахивая копьями и факелами, стая загоняла обезумевших от ужаса антилоп к обрыву — туда, где, под кручей стояли самые опытные охотники, добивавшие покалеченных животных. Потом на месте побоища разводили костер, жарили на огне целые туши и рвали руками горячее мясо. Насытившись, забирались в свою пещеру и дремали до следующего дня, следующей охоты.

Ни носороги, ни обитавшие на севере огромные мамонты не могли противостоять стаям обезьян; опаснейшим врагом стаи были не носороги и львы, а другие стаи. В голодный год стаи шли облавою друг на друга, под каменными топорами хрустели черепа, и победители, привычно размахивая копьями, загоняли побежденных к обрыву. Под обрывом, как всегда, разводили костер и поедали добычу, а кости побежденных раскалывали и высасывали так же, как кости антилоп.

Так продолжалось из года в год и из века в век. Менялся климат, с севера наступали ледники, менялась окружающая природа, менялись и сами обезьяны; их руки стали короче, челюсти уменьшились, а голова увеличилась в размерах. Австралопитеков сменили питекантропы, а питекантропов — неандертальцы, но ни те, ни другие не были похожи на людей. Они были ширококостными и очень сильными, со скошенными челюстями и огромным нависающим над глазами валиком. Они оставались обезьянами — хотя эти обезьяны и научились одеваться в шкуры. Лишь чудо могло превратить обезьяну в человека.

СОРОК ТЫСЯЧ ЛЕТ ДО НАШЕЙ ЭРЫ

Все так же сияло над саванной солнце; так же зеленели деревья и поблескивали вершины гор на горизонте. Все так же двигалась по равнине цепь загонщиков; но в этой цепи теперь шли не обезьяны, а люди. У них были те же каменные топоры и копья, но они совсем не походили на обезьян, они были высокими, стройными и умели говорить. Должно быть, какое-то чудо, какая-то случайная мутация привела к тому, что из чрева обезьяны появился первый человек. Какое-то время люди и неандертальцы жили рядом и, может быть, даже грелись у одного костра в хорошо известной археологам палестинской пещере Табун. Но потом произошло то, что должно было произойти: недостаток пищи породил между людьми и неандертальцами войну не на жизнь, а на смерть. Быстро размножавшиеся роды людей расселялись со своей прародины на новые земли и всюду сталкивались с неандертальцами — хозяевами этих мест. Двигавшиеся поперек саванны цепи охотников загоняли неандертальцев к обрыву; под обрывом добивали уцелевших и только молодых женщин оставляли себе. Новые поколения шли дальше на юг, запад, восток, им требовались все новые земли — и они прогоняли обезьян в леса и горы. Через десять тысяч лет с неандертальцами было покончено; человек завоевал свою планету. Лишь некоторые восточные народы, австралийцы и айны, сохранили небольшую примесь неандертальской крови — результат смешения побежденных и победителей.

Наступила эпоха господства человека; саванны, степи и тундры были поделены между охотничьими родами. Продвигаясь всё дальше на север, люди перешли скованный льдами пролив и оказались в Америке; они заселили огромный новый материк, на который не ступала нога их предков-обезьян. Даже самые сильные были не в состоянии сопротивляться новым властителям мира: огромных мамонтов и носорогов загоняли к обрыву точно так же, как антилоп. Охотники поджигали траву и обрекали на смерть все живое; их стойбища были буквально завалены костями многих тысяч бизонов и лошадей. Неуклюжие мамонты были истреблены до последнего; вместе с ними погибли мастодонты, американские лошади, верблюды, ленивцы, мускусные быки, пекари и десятки других видов животных. Люди убивали животных, чтобы насытиться, чтобы выжить: их становилось всё больше и им требовалось всё больше пищи; они заселили всю землю и взяли от нее всё, что могли. В поисках пропитания они — так же, как их предки-обезьяны, — собирали съедобные растения и выкапывали клубни палкой-копалкой. Затем они научились ловить рыбу, выжигать лодки-долбленки и использовать сети. Пятнадцать тысяч лет назад они изобрели лук, позволивший охотиться на птиц и мелких зверей. Эти открытия давали временное облегчение, голод отступал, но затем население увеличивалось — и голод возвращался. В конце концов, уничтожив десятки видов животных, люди обратились против самих себя: охотничьи группы стали загонять друг друга к обрыву точно так же, как это когда-то делали обезьяны. Рядом с аккуратно расколотыми и высосанными костями мамонта археологам стали попадаться столь же тщательно высосанные кости людей. Человек был частью природы — и природа диктовала ему свои жестокие законы.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Задолго до того, как человек стал господином мира, хозяевами саванны были стаи львов. Львы тоже были охотниками и так же, как люди, охотились стаей. После охоты все вместе поедали добычу; все вместе воспитывали львят и жили одной большой семьей. Стая имела свою территорию и постоянно сражалась за нее с другими стаями; эти сражения были столь жестокими, что рано или поздно заканчивались гибелью стаи; победители убивали львов и забирали к себе молодых львиц.

Люди жили подобно львам и волкам — это был образ жизни охотников. Львица приносит каждый год по несколько львят, которые требуют пищи; женщина рожает детей, которые хотят есть. В последнее время численность населения Земли увеличивается на два процента в год, и можно предположить, что охотники размножались примерно так же. В таком случае численность охотничьего рода за полвека возрастет в 2,7 раза, а за столетие — примерно в 7 раз. Можете ли вы представить, что произойдет в следующие столетия? Через двести лет род вырастет в 52 раза, а еще через двести — в 2700 раз! Разумеется, этим бесчисленным новым поколениям не хватит пищи и места под солнцем. И они будут сражаться за эту пищу — так же яростно, как сражались львы.

Страшная сила, которая гонит людей на поле боя, называется ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ ДАВЛЕНИЕМ. Попросту говоря, демографическое давление — это голод, это величина, обратная потреблению пищи на душу населения. К примеру, в Европе потребление пищи вдвое больше, чем в Индии, — это значит, что демографическое давление в Индии вдвое выше, и это значит, что Индия находится под постоянной угрозой голода и внутренних войн.

Представьте себе территорию, принадлежащую охотничьему роду: равнину с пасущимися на ней стадами, лес с его грибами и кореньями, богатую рыбой речку. Вся эта земля с её пищевыми ресурсами — это ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША рода, и когда род увеличивается в размерах, он давит на стенки этой ниши, пытается их раздвинуть. Экологическую нишу можно расширить, сделав какое-нибудь изобретение, смастерив гарпун,чтобы ловить рыбу — изобретения, расширяющие экологическую нишу, называются ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМИ ОТКРЫТИЯМИ. Можно сделать лук, напоить стрелы ядом и, уничтожив соседний род, захватить его земли — это тоже расширение экологической ниши. Дубина, огонь, копье, каменный топор, лук — всё это были Фундаментальные Открытия, позволявшие обезьянам и людям расширять свою экологическую нишу, постепенно овладевая всей планетой. Совершая эти открытия, человек вместе с тем изменял самого себя — и, хотя его внешность почти не менялась, но обычаи и поведение становились непохожими на унаследованные от предков. Иной раз эти перемены бывали столь велики, что можно говорить о рождении НОВОГО ВИДА людей — причем зачастую этот новый вид оказывался враждебен другим людям; овладев новым оружием и гонимый голодом, он начинал против них войну за жизненное пространство. С другой стороны, оказывая давление на стенки экологической ниши, человек, в свою очередь, ощущал ответное давление — это был голод, мор, это были нападения других родов, это было демографическое и военное давление извне. Общая сила этого давления измерялась теми потерями, которое оно наносило роду, — коэффициентом смертности взрослого населения. Демографическое давление, наряду с потреблением пищи, измерялось также коэффициентом голодной смертности; военное давление — коэффициентом военной смертности. Давление окружающей среды принимало облик смерти — и, чтобы противостоять ему, нужно было сплотиться в единый коллектив, род или стаю. НУЖНО БЫЛО ЖИТЬ ВМЕСТЕ.

РОД

Что значит жить вместе? Это значит вместе идти в цепи загонщиков и плечом к плечу стоять в сражении; это значит вместе есть у костра горячее мясо и в случае нужды без колебания отдавать свою долю попавшему в беду другу и брату. «Люди эскимосского стойбища, — писал известный полярник Расмуссен, — жили в состоянии столь ярко выраженного коммунизма, что не было даже никаких особых охотничьих долей. Все трапезы совершались вместе, как только было убито какое-либо животное…»

Коммунизм, Равенство, Братство были великими обычаями охотников всех времен. Охотник не мог жить в одиночку: источником пищи людей Каменного Века была коллективная загонная охота. Одиночка был обречен на смерть и, сражаясь за жизнь, люди сплачивались всё тесней и тесней — так, чтобы каждый чувствовал руку друга и брата рядом со своей рукой.

Род — так называлось то великое целое, которое появлялось от соединения тел и душ. Все мужчины рода считались братьями, и это братство не зависело от обстоятельств рождения. Братья-мужчины были неразлучны, они вместе охотились, вместе ели и вместе спали. Их единство доходило до самоотречения: скифские братья клялись, что в случае необходимости умрут один за другого. "И мы действительно так поступаем, — говорил скиф Токсарис, герой одного из древних писателей. — С того времени, как мы, надрезав пальцы, накапаем крови в чашу и, омочив в ней концы мечей, отведаем этой крови, ничто не может разлучить нас".

Единство не оставляло места для себялюбия и лукавства; прямота, честность, открытость были необходимыми качествами охотника. "Бог сотворил этих простых людей без пороков и хитрости", — писал испанский епископ Лас Касас об американских индейцах. Хитрость и обман порождали недоверие и несогласие, а малейшие разногласия перед лицом окружающих опасностей могли привести к гибели. Поэтому слово охотника было во все времена словом чести.

Люди Каменного Века не знали, что такое богатство и власть. Родовичи были равны друг другу и все вместе решали свои дела. Выборным вождям негде было проявить себя, потому что не было ни распрей, ни смут, не было тех, кого они должны были бы судить и наказывать. Тяжелейшим наказанием считалось публичное осмеяние виновного — и этого было вполне достаточно, чтобы он исправился или умер от стыда. Чувство стыда, боязнь публичного осмеяния, честолюбие — вот те качества, которые завещаны нам людьми Каменного Века. Честолюбие в те времена заменяло богатство, и люди были готовы пойти на риск, чтобы удостоиться сдержанной похвалы сородичей.

Единство и сплоченность ценились превыше всего, ничто не должно было разъединять мужчин рода: ни распри, ни доля добычи, ни соперничество из-за женщин. Брак формально существовал: каждый мужчина должен был привести в род женщину, которая считалась его женой — первой женой. Но, как это принято у австралийцев, у каждого мужчины были также вторые, третьи, четвертые жены — жены братьев и побратимов. Алеуты называли жену брата "аягань" ("моя жена") или "аягатанах" ("заместительница жены"). Мужчины часто обменивались женами и детьми — почти половина детей эскимосов, живших у залива Рипалс, воспитывалась в чужих семьях. Друзья, "товарищи по песне", даже формально имели общих жен, братство мужчин всегда выливалось в общность жен. Даже сейчас во многих азиатских странах ещё не забыт старинный обычай предоставления женщины гостю.

Постоянный обмен женщинами, детьми, пищей дополнялся обменом подарками — тем немногим, что составляло личную собственность охотников: каменными ножами, бумерангами, поясами из человеческих волос. Род был един и всё достояние его было общим, это особенно проявлялось во время родовых празднеств. Совместное угощение, молитвы общему предку, экстатические танцы и беспорядочная любовь символизировали единство рода. Род был олицетворением единства, и только единство могло спасти людей в час испытаний, единство, выносливость и терпение. Это было главное, и поэтому вся жизнь Рода была посвящена воспитанию сплоченности, выносливости и терпения в предвидении того рокового часа, когда всё это потребуется на охоте или в бою.

ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

Не так-то легко назвать человека братом и вручить ему свою жизнь. «Братья», мужчины рода, должны быть смелыми, выносливыми и сильными, должны быть настоящими товарищами на охоте и в бою. Они составляли ядро рода, «мужской союз» с его суровыми, таинственными обрядами. Вступить в этот союз, стать «братом» и полноправным мужчиной было дано не каждому, и подрастающих юношей ждал тяжелейший жизненный экзамен — инициация.

"Свожу-ка я каждого своего сына в лес, узнаю, к чему они способны", — говорит отец в русской сказке. Инициации обычно проводились в лесу, в особой хижине, внутри увенчанного черепами частокола. Из этой хижины суждено было вернуться не всякому, вход в неё изображал пасть чудовища, и вырваться из этой пасти могли лишь настоящие мужчины. Во время испытаний им запрещалось кричать, но всё же многие путешественники по Океании с ужасом описывали вопли, раздававшиеся из этой хижины. "Видимым символом такого посвящения является рассечение кожи спины от шеи вниз", — рассказывал один из очевидцев. Иногда под кожу пропускали ремни, на которых мальчиков подвешивали. В раны втирали перец, передние зубы выбивали, чтобы "придать лицу сходство с дождевыми тучами". Ногтями протыкали отверстие в носовой перегородке, потом заставляли танцевать на углях и обмазывали тело известью, чтобы оно имело вид трупа, проглоченного чудовищем.

"Тятенька, теперь прощай, я не ваш! — говорит мальчик, уводимый на инициацию. — Я теперь к чуду лесному отправляюсь на пожирание!". Женщины ложились лицом вниз и испускали крики отчаяния: некоторым юношам, действительно, не суждено было вернуться. У австралийцев ещё сохранились свидетельства тех времен, когда слабых убивали; другие погибали от ран. Трупы погибших рассекали, мальчиков заставляли проползти под ними, ослепляли с помощью перца и заставляли молчать. Перенесшие все это назывались у ариев "дваждырождёнными", что почти соответствовало действительности.

После окончания испытаний приходил черед тайной науки. Юношей учили обычаям рода, передаваемым по наследству охотничьим навыкам, "языку зверей". Они становились мужчинами-охотниками, но не могли жить вместе с родом, пока не женятся, не приведут в род женщину. Юноши-холостяки жили в "мужских домах" в глубине леса, сами охотились и сами готовили пищу. Это было продолжением жизненной школы — этап, на котором они должны были приобрести самостоятельность; лишь в случаях крайней необходимости им разрешалось красть продукты в роду. Фольклор сохранил множество воспоминаний об этих разбойниках, "семи богатырях", живущих в лесу. Сохранились и описания современных "мужских домов" в Океании: "Дом этот стоит на столбах; некоторые столбы вырезаны в виде мужских и женских фигур. Бревно, по которому забирались к входной двери, также представляло обнажённую мужскую фигуру. Входные двери были занавешены, чтобы ни одна женщина не могла заглянуть в глубь дома… и не подвергалась, таким образом, смерти".

Женщинам запрещалось подходить к мужскому дому, но в то же время там часто можно было видеть девушку, "Василису Прекрасную", живущую с "семью богатырями". Эта девушка принадлежала обычно к тому же роду, и ее отношения с "братьями" носили особый характер: она считалась для них не женой, а сестрой, и появлявшихся у нее детей сразу убивали. Холостяки должны были найти себе жен из других родов — таков был древний закон экзогамии, унаследованный людьми от их предков. В поисках невест юноши устраивали любовные экспедиции, которые в Океании назывались "улатиле": они прокрадывались к стоянкам другого рода и долго выжидали момента для знакомства. Девушки отвечали им взаимностью и иногда сами, тайком от матерей, группами приходили к стоянкам холостяков. Эти экспедиции были не вполне безопасны, особенно для юношей, ведь отношения между родами зачастую были враждебными. Любовные игры в кустах иногда прерывались нападениями отцов и братьев девушек. Иногда холостяки "умыкали" невест. Однако обычно дело решалось мирно, путем обмена: кто-нибудь из братьев похищенной невесты отвечал тем же и брал себе в жены сестру похитителя. И вот, приведя в стойбище свою невесту, "дваждырождённый" юноша, наконец, становился настоящим мужчиной, братом всех мужчин стойбища. Время обучения и испытания заканчивалось, и впереди открывалась новая жизнь, жизнь воина и охотника, хозяина лесов и степей.

ЖИЗНЬ РОДА

Мужчины были хозяевами в этой жизни, потому что они кормили род — от их охотничьей удачи зависела жизнь каждого. Женщины лишь изредка принимали участие в больших охотах, основными их занятиями были собирательство и выкармливание детей. Мужчины погибали на охоте и в войнах — поэтому женщины должны были рожать каждый год, и самые плодовитые женщины пользовались наибольшим уважением у мужчин. Детей было очень много, но воспитывали далеко не всех: численность рода ограничивалась размерами его угодий. Дети подвергались жестокому естественному и искусственному отбору, и чем больше рождалось детей, тем более выносливыми и сильными были те, кто доживал до совершеннолетия.

Отбор начинался с момента рождения: еще недавно индейцы купали своих новорожденных зимой в холодной воде. Иногда в первые дни их не кормили и не одевали, зачастую дети ходили голыми до 10-12 лет. Отбор юношей завершался жестокими инициациями, и австралийцы откровенно объясняли эти обряды желанием уменьшить население. Отбор девушек производился менее строго: девушки предназначались для обмена и рано или поздно уходили от своих родителей. Поскольку их рождалось гораздо больше, чем требовалось для обмена, то большинство новорожденных девочек сразу же убивали. Заболевших девочек алеуты убивали вплоть до шестилетнего возраста.

Со временем девочка становилась девушкой, а потом — женой. Австралийские охотники всецело распоряжались своими женами, могли одалживать их другим мужчинам, обменивать на других женщин или на вещи. Муж мог оставить жену, не давая по этому поводу никаких объяснений. Но вместе с тем мужчина должен был заботиться о своей жене и защищать её, если же он отказывался это делать, то за женщину вступались родовичи. Вдовы и старухи находились на иждивении рода, который уважал их жизненный опыт. Мужчины обычно не доживали до старости, и хранителями преданий и мистических тайн, колдунами и шаманами часто были женщины. Женщины находились в какой-то непостижимой для мужчин связи с природой, своим колдовством старухи вызывали живительный дождь и побуждали животных плодиться. Таинственная колдунья, повелительница звериного племени, превратилась в русских сказках в Бабу-Ягу. “Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом — и вдруг, откуда только взялись — побежали всякие звери, полетели всякие птицы…” Старуха могла дать добрый совет, излечить от болезни, но могла и околдовать, наслать порчу, стоило ей только завладеть волоском или ноготком жертвы. В Австралии колдун привязывал этот волос к копьеметалке вместе с пером сокола и жиром человека, а потом пел, повторяя имя жертвы, пока волосок не падал на землю. Это страшное колдовство обычно губило человека, как только он узнавал о нем.

Шаманки могли многое: “вынюхать преступника”, узнать волю предка, превратиться в ворону и отогнать птиц — злых духов. Но ритуалы охотничьего культа обычно выполняли шаманы-мужчины. Они рисовали на земле контуры зверей и, распевая заклятия, метали в них копья. Иногда охотники разыгрывали целые спектакли в шкурах животных с танцами и песнями. На стенах пещер они рисовали пораженных копьями лошадей и бизонов, эти рисунки образовали целые галереи, наподобие знаменитой галереи в пещере Монтеспан. Изображения бизонов, лошадей, мамонтов, сцены загонной охоты, пронзённый копьём бизон и распростертый рядом охотник, утыканный копьями макет медведя — все это говорит о том, что пещеры были охотничьими храмами рода. Люди молились неведомому богу удачи, молились исступленно, выпрашивая для себя добычу и жизнь.

Наутро они выходили на охоту, одинаково рослые и сильные, похожие на американских индейцев, хозяев прерии. Рядом с охотниками бежали полудикие собаки — их друзья и помощники, тоже знавшие толк в загонной охоте. Пятнадцать тысяч лет назад человек заключил союз с собакой-волком, и они стали охотиться вместе, помогая друг другу. Люди и волки обладали одинаковыми качествами хищников: быстротой и выносливостью, зоркими глазами, тонким слухом и чутким обонянием. Они одинаково привыкли таиться в засадах, выслеживать, убивать и, вероятно, чувствовали себя сродни друг другу. Вьетнамские тахтай считали волков своими младшими братьями, а обитавшие в Великой Степи арии называли себя Народом Волка. И недаром образ Древнего Человека, сохранившийся в глубинах нашей памяти — это фигура одетого в шкуры охотника, стоящего рядом с собакой-волком. Этот образ господствовал над миром, пока снова не пришла эпоха чудес. В девятом тысячелетии до нашей эры наступило время перемен — таких, каких ещё не случалось пережить человеку и его предкам…

Глава II. Мир земледельцев

ПРИШЕСТВИЕ ЗОЛОТОГО ВЕКА

Чудо произошло где-то в степях и предгорьях Передней Азии, в Палестине или в Северной Месопотамии. Эти места не отличались богатым животным миром, и здесь не было хорошей добычи для копий — но зато в здешних степях росла дикая пшеница. Местные жители кормились собирательством: женщины срывали колоски пшеницы и растирали их на каменных зернотерках. Постепенно они заметили, что оброненные около жилищ зерна весной дают всходы, и стали бросать их специально, на взрыхленную мотыгой почву. На холмах Палестины заколосились первые пшеничные поля и — о, счастье! — оказалось, что небольшое поле может прокормить весь род. Ведь для охоты требуются обширные пространства: двадцать квадратных километров для пропитания одного охотника. Если же засеять эту землю зерном, то можно прокормить сотни, тысячи людей. Это было великое Фундаментальное Открытие, экологическая ниша расширилась в сотни, в тысячи раз! На первых земледельцев снизошло неслыханное изобилие, начался Золотой Век человеческой истории.

Как странно выглядел этот мир в глазах пропахшего потом и кровью охотника. Ушла в прошлое эпоха отчаянной борьбы за существование, эпоха голода и яростных схваток — каменный топор против копья с обожжённым концом. "Причина в том, какой год,— писал древний китайский философ. — Если год урожайный, то люди становятся гуманными и добрыми…" В те времена все годы были урожайными: земли было достаточно и девственные равнины плодоносили как бы сами собой:

Создали прежде всего поколенье людей золотое Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских. Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость К ним приближаться не смела… Добра недостаток Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный Сами давали собой хлебодарные земли.

Так передавал легенду о Золотом Веке древнегреческий поэт Гесиод. "Тогда осуществились принципы всеобщей справедливости, — говорит китайский трактат "Лицзы", — в Поднебесной всё было общим, выдвигали мудрых и способных, поступали честно, поддерживали согласие и мир. Вот почему старики имели приют, взрослые находили применение, малолетних заботливо воспитывали, за всем был присмотр — за старыми вдовцами и вдовами, сиротами, бездетными стариками, немощными. Каждый мужчина имел свое занятие, девушки могли своевременно выйти замуж. Продукты нельзя было бросать на месте, но и не было необходимости прятать их у себя. Считалось зазорным не участвовать в труде, но трудились не для себя лично. Поэтому злые намерения не осуществлялись. Не было обмана, не было воровства и разбоя, поэтому не запирались наружные двери домов. Все это называлось Великим Единением".

Изобилие изменило характер людей: они стали добрыми, и такой же доброй казалась им окружающая природа:

Не было на земле несправедливости, Не разбойничал крокодил, Не кусалась змея, Во времена предвечных богов…

Так говорит древнегреческая сказка. "Тогда можно было безбоязненно дергать за хвост тигров, наступать ногой на змей, — добавляет китайская легенда. — Приветливой была весна, солнечным лето…"

Таков был мир в Золотом Веке, в IX-V тысячелетиях до нашей эры. Он был мал, прост и безыскусен. Люди тогда довольствовались достатком в пище и не представляли, что такое роскошь: она появилась гораздо позже. Знаменитый мудрец Хань Фэй писал, что в древности жили в хижинах из неотесанных брёвен, питались низкосортным зерном, ели и пили из грубой глиняной посуды, одежду не меняли, пока она полностью не износится. Всего этого было вполне достаточно, чтобы люди чувствовали себя счастливыми: ведь они были сыты, весна была приветливой и солнечным было лето.

В Золотом Веке не было ни богатых, ни бедных — все были равны друг другу, и не было места зависти. Когда-то в древние времена загонной охоты, люди усвоили традиции коллективизма, равенства и братства — эти традиции продолжались и в Золотом Веке. Коллективную охоту сменила коллективная работа в поле, которое так и называлось: Общее Поле, по-китайски, "гунь-тянь". Как и раньше, пища потреблялась сообща или делилась на примерно равные доли. "У них заведено возделывать поля всей родней, — писал римский географ об индийцах, — а после уборки урожая каждый получает достаточное количество продуктов питания на год." Со временем деревни разрастались, и начинала ощущаться нехватка земли — тогда производились "выселки": собирали молодежь и переселяли ее на свободные земли охотничьих племен. Каждое новое поколение снималось с родительских очагов и шло дальше, к новым землям. Шло со стадами скота, вьючными животными и воинами во главе колонны. Это было Великое Расселение Земледельцев, Великий Исход Нового Человечества. Охотников-"индейцев" уничтожали, или прогоняли, или принимали к себе — все равно; они почти не существовали для нового человечества. Они могли жить в своих горах и джунглях до тех пор, пока горы и джунгли не понадобятся Новому Человеку. Они могли перенять земледельческие навыки, стать Новыми Людьми и принять участие в Великом Исходе, в рождении новых народов и цивилизаций.

К шестому тысячелетию до нашей эры земледельцы достигли долин Дуная, Инда и Ганга, им открылись обширные пространства Индии и Европы. На морских побережьях с земледелием познакомились племена рыболовов; вместе с рыбачьими лодками драгоценные зерна стали путешествовать вдоль морских берегов, приобщая к великому открытию всё новые и новые народы. Древнейшими мореплавателями Запада были финикийцы, оставившие свои следы на всех побережьях Европы — вплоть до далекой Британии; они поклонялись солнцу и учили местное население строить святилища из огромных камней — мегалитов. Хозяевами восточных морей были предки современных индонезийцев, аустронезийцы — загадочный, неизвестно откуда пришедший народ, тоже возводивший мегалиты и расселившийся по азиатскому побережью вплоть до Китая и Японии. Китайская легенда говорит, что первыми на берег сошли Фу-си и Нюй-ва, дети бога земледелия Шень-нуна; это были люди моря с человеческими головами и телами морских змей-драконов. Аустронезийцы поклонялись змее-дракону и украшали головами дракона свои большие каноэ. У всех земледельческих народов Востока змея-дракон считалась символом дождя и урожая: змеи выползали на поле перед дождем, и, чтобы вызвать дождь, люди приносили им жертвы. В жертву крокодилу-дракону часто предназначалась самая красивая девушка племени, жрецы привязывали ее на берегу реки и ждали, когда крокодил придет за своей "невестой". Змеи были слугами боги

www.alshar.ru


Смотрите также