Древняя палестина. Древняя Палестина: история, культура и традиции. Древняя Финикия и Палестина
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Палестины: истоки государственности. Древняя палестина


История Палестины: истоки государственности

Ученые утверждают что Палестина очень древнее государство. Археологические находки, которые были обнаружены у гор Кафара и Рамля, говорят о том, что еще в 7500г. (до нашей эры)государство было полностью социально развито и организованно. Палестина считается одним из самых интересных и древнейших цивилизаций. Ученые особо выделяют город Иерихон, он до сих пор считается самым древним городом на земле.

палестина времен иисусаИстория древней Палестины

4-3 тысячелетия (до нашей эры). В Палестине появляются первые переселенцы — ханаанцы. Палестина является землей ханаанцев до 1200 года до Рождества Христова.

В 1200 году в Палестине поселяются критские племена.

10 век до нашей эры — объединение Палестины с царством Давида и Соломона. Вскоре распались на Израиль и Иудею.

4 век до нашей эры, Александр Македонский завоевывает Палестину. Позже Палестина попадает под влияние Римской империи, вплоть до 395 .

634 на земли Палестины приходят арабы и после удачных военных действий завоевывают Палестину и включают ее в Арабский халифат. Позже, Арабский халифат пал и правительству перешло в руки мусульманских государств. В 1516 году Палестина начинает числиться частью Империи Осман, вплоть до 1918 года. В 1923 году, Великобритания получает права на правление Палестиной и в 19 веке власти Британии начинают активное заселение, но между поселенцами и коренными жителями начинаются разгораться конфликты. Уже в 1947 году решили разделить Палестину на арабское и еврейское государство и Иерусалим.

иерусалим ливанИзраиль и Палестина: история конфликта

Возведение Израиля датируется 1948 годом, именно тогда Израиль стал считаться отдельным государством. Арабское правительство не стало признавать разделение земли, и объявила военные действия. В ходе войны территория была поделена между Израилем, Трансиорданией и Египтом. В июне 1967 в ходе военных действий в арабо-израильской войне Восточный Иерусалим и Газа были оккупированы Израилем, а уже в 1980 году Восточный Иерусалим был официально назван Израилем. После чего палестинские группировки начали активные военные действия в сторону Израиля.

Много случаев было террора в сторону мирного населения. В ходе множественных терактов и столкновений с властями Иордании, палестинские террорестические организации были полностью изгнаны из страны. Штаб-квартира Организации по освобождению Палестины была перенесена в Ливан, где спровоцировала гражданскую войну.

drevniy-egipet.ru

Древняя Палестина

Палестиной называли страну между Египтом и Сирией. С трех сторон она ограничена горами и холмами, а на востоке рассечена глубокой, узкой долиной реки Иордан, которая впадает в соленое и безжизненное Мертвое море.

До конца IV тысячелетия до н. э. климат Палестины был влажным. Западная часть оказалась заболоченной, в Заиорданье находились пышные пастбища, в долинах реки Иордан и ее притоков росли густые леса. Страна словно была создана для земледелия. Оно и возникло здесь еще в древнейшие времена — в период мезолита или раннего неолита. Гораздо позже климат стал более сухим, постепенно исчезают леса и болота, степи беднеют. Густые леса и кустарники сохраняются только в долине Иордана.

Уже древние египетские данные III тысячелетия до н. э. рассказывают о жизни семитов в Палестине. Они занимались скотоводством и земледелием. На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. люди жили в укрепленных поселениях, знали медные орудия труда. Сюда совершали походы египетские войска. В период Среднего царства палестинские племена подчинялись египетским фараонам.

Большие изменения в жизни Палестины произошли во II тысячелетии до н. э. С севера в страну проникают новые племена — хурриты. Теперь жители больше занимаются кочевым скотоводством. Несмотря на некоторое распространение хурритского языка, в основном говорили на западно-семитском. В начале II тысячелетия до н. э. в этих местах пользовались ослами, которые заменяли лошадей.

В XVIII веке до н. э. был создан союз племен, которых называли гиксосами. Причины создания союза и его история не известны, но он охватывал территорию от Северной Сирии до Египта, а центром его, по-видимому, стала Палестина. Гиксосы контролировали некоторую часть Египта и, судя по археологическим раскопкам, они обогатились там.

В 1-й половине XVI века до н. э. ситуация изменилась. Гиксосы были сначала изгнаны из Египта, а потом и Палестина попала под власть египтян. Теперь египтяне грабили страну, которая превратилась в источник рабов. Только постоянными военными походами и содержанием военных гарнизонов, подчиненных египетским наместникам, Египту удавалось удерживать здесь свою власть.

Кроме оседлого ханаанейско-хурритского населения, к которому, возможно, в период хеттско-египетских войн прибавились и хетты, в Палестине жили люди, связанные с кочевниками пустыни. Некоторые из них занимались еще и земледелием, постепенно оседая и сохраняя первобытнообщинные порядки. Эти люди, которые в письменных источниках называются хапиру, а пошумерски сагаз (подрезатели жил, головорезы), появлялись иногда с миром, как наемные сельхозрабочие, иногда с войной, стараясь захватить землю и крепости оседлого населения. Они были достаточно опасны для египтян и местной ханаанейско-хурритской власти. Ведь местные жители в союзе с хапиру могли выступить против них. В основном хапиру жили в восточных и южных районах Ливанских гор. Среди них могли находиться и предки евреев.

Сокрушительный удар по владычеству Египта в Азии был нанесен нашествием «народов моря» — племен побережья и островов Малой Азии, а также Эгейского моря, начавших движение во 2-й половине XIII века до н. э. Эти племена прошлись огнем и мечом вдоль восточного побережья Средиземного моря, опустошив южные области Хеттской державы.

В XIII — XII веках до н. э. в Палестине существовало множество ханаанейских городов-государств. Рядом с ними жили племена древних евреев, у которых полным ходом шел распад родоплеменного строя и социальное расслоение общины. Примерно в 1 й половине XIII века до н. э. древнееврейские племена объединились в союз, получивший название Израиль. Израильтяне захватывали земли коренного населения. Захватив земли и города ханаанян, они осели на постоянное местожительство.

Относительно быстрому захвату древними евреями Палестины способствовало то, что ханааняне были ослаблены непрерывными вторжениями египтян, а затем нашествием «народов моря». Племена израильтян расселились на большом пространстве. На юге Палестины в горном районе осело племя иудеев. Это племя раньше всех обособилось от израильских племен. Иудеи захватили самую большую и плодородную часть Палестины. Захваченные земли они поделили на наделы. Бывшие владельцы земли превращались в рабов. Язык израильтян был похож на ханаанейский. Это способствовало объединению израильтян и ханаанян. Вскоре эта страна вновь стала процветать. На севере развивалось пашенное земледелие и садоводство, выращивали виноград и маслины, процветало виноделие и скотоводство. Широкое распространение получило железо, которое все сильнее вытесняло бронзу, началось освоение рудников. До начала XI века до н. э. израильтяне управлялись советом родовой знати, в экстренных случаях племя выбирало вождя — «судью».

Чаще всего судьями становились военные вожди или просто инициативные и благочестивые люди. Последним древнееврейским судьей был Самуил, которому пришлось столкнуться с грозной опасностью — племенами филистимлян, одним из «народов моря». В XI веке до н. э. они, используя Крит как опорную базу, расселились в Ханаане и создали здесь союз пяти городов: Газы, Аскалона, Азота, Гефа и Экрона. Именно от них происходит греческое название «Палестина» — страна филистимлян. Филистимляне были серьезными противниками для израильтян, так как у них было железное оружие, а у израильских племен — бронзовое. Примерно в 1080 году до н. э. филистимляне напали на соседнюю с ними область иудеев. Ими были завоеваны некоторые крепости. Филистимляне нанесли несколько поражений израильтянам. Вскоре им удалось разгромить иудейскую армию, захватить город Силом (Шило) и пленить Ковчег — святыню древних евреев.

В этих тяжелых условиях, когда израильтяне оказались перед угрозой потери политической независимости, судья Самуил собрал всех старейшин Израиля и они сообща избрали первого еврейского царя — молодого Саула из племени вениаминитов, сына богатого землевладельца. Это произошло в 1020 году до н. э. Саул подчинил все израильские племена, включая иудеев, и начал тяжелую войну с филистимлянами. Первый царь был довольно противоречивой личностью, на него сильно давила тяжелая ответственность за судьбы своего народа. Из-за своей вспыльчивости он поссорился с Самуилом, который отвернулся от царя. В это время в окружении Саула появился юноша Давид, пастух из Вифлеема. Вначале он был фаворитом царя, но затем вынужден был бежать от мнительности Саула к Самуилу, а затем перейти на сторону филистимлян. В 1004 году до н. э. во время битвы евреев с филистимлянами войско Саула было уничтожено, а сам царь покончил жизнь самоубийством, бросившись грудью на собственный меч, чтобы не попасть в плен к врагу. Узнав о гибели царя, Давид, который не принимал участия в битве, вернулся в Иудею и вскоре был избран вторым древнееврейским царем.

В 995 году до н. э. войска Давида штурмом взяли ханаанейскую крепость Сион, возвышавшуюся на горе над рекой Кедрон. Здесь царь основал общееврейскую столицу, которая была названа Иерусалим. Сюда же был перенесен отбитый у филистимлян ковчег, что превратило Иерусалим в духовную столицу всех евреев. Поскольку Иерусалим находился на земле, не принадлежащей ни одному из еврейских племен, основание столицы в этом городе способствовало усилению политической власти царя. При помощи правителя финикийского города Тира Хирама I царь Давид покорил филистимлян и включил их города в состав своего государства. Во время его правления Израиль вел постоянные войны с племенами Заиорданья, благодаря которым молодое государство получало множество рабов. Также Давид захватил некоторые арамейские государства Сирии. В 965 году до н. э. царь Давид умер, и престол перешел к его сыну Соломону. Новый царь решил построить в Иерусалиме храм богу Яхве, для возведения которого были приглашены мастера из Финикии. В 950 году до н. э. строительство святилища было завершено. Знаменитый храм Соломона был сравнительно небольшим по размеру строением, внутренние стены которого были облицованы ценными породами дерева и покрыты позолотой. После окончания строительства храм был освящен и в него торжественно перенесли Ковчег. В храме, посвященном Яхве, претендовавшему на роль единого божества всех евреев, не было каких-либо изображений бога - только золотые семисвечники и 2 медных стола, украшенные растительным орнаментом.

Первые годы правления Соломона были временем мира и спокойствия. Царь заключил союз с последним фараоном XXI династии Египта, вступил в более тесные отношения с правителем Тира Хирамом I, отправлял экспедиции в таинственную страну Офир. Соломон разделил свое государство на двенадцать провинций, каждая из которых должна была один месяц в году содержать царский двор. Также он ввел разумную систему налогов и повинностей. Была создана сильная армия с отрядами колесниц.

Северные еврейские племена были недовольны политикой Соломона. Они не желали платить налоги, и их раздражало, что царь привлекает к управлению страной множество ханааненян, которые были опытны в государственных делах. В конце царствования Соломона северные евреи организовали заговор, во главе которого стал начальник строительных работ в столице Иеровоам. Однако заговор был раскрыт, и Иеровоам был вынужден бежать в Египет, где к власти пришел новый фараон Шешенка, желавший восстановить египетское влияние в Сирии и Палестине. После смерти Соломона в 526 году до н. э. новым царем стал его сын Ровоам. При его восшествии на престол народ потребовал уменьшить налоги, и когда этого не произошло, государство раскололось на две части. Вскоре Иеровоам пришел в Палестину вместе с египетской армией. Иерусалим был взят штурмом, сокровища храма Соломона и царского дворца были разграблены. После этого северные племена окончательно откололись от Иудеи и создали собственное государство Израиль. В Иудее продолжали править потомки царя Давида.

В Израиле первоначально правил Иеровоам. Но положение его династии оказалось непрочным. Сын Иеровоама, сменивший отца на престоле в 901 году до н. э., очень скоро был убит заговорщиками. После этого в Северном царстве началась нескончаемая череда дворцовых переворотов и кровавых убийств: более половины северных царей погибли насильственной смертью. В 875 году до н. э. военачальник Омри захватил власть в Израиле и основал собственную династию, которая просуществовала около 50 лет. Столицей своего государства Омри сделал выстроенную им неприступную крепость Самарию. Царский дворец в Самарии, построенный Омри, был богатым и красивым.

В VII веке до н. э. Израиль и Иудея были сложившимися рабовладельческими государствами. Жизнь простого населения сильно отличалась от жизни знати. Люди жили в грязи, нищете и тесноте. У более зажиточных людей дома часто были двухэтажными. Первый этаж занимали мастерские и подсобные помещения. Здесь же жили рабы. Члены зажиточной семьи располагались на втором этаже. Богатые носили длинный шерстяной плащ и мягкие сапоги. Одежда бедняков состояла из длинной рубахи. Мужчины носили шерстяной колпак. В 722 году до н. э. ассирийский царь Саргон II напал на Израиль. В этом же году пала столица государства Самария и Израильское царство перестало существовать как независимое государство. Около 30 тыс. евреев были насильно угнаны в Мидию и Месопотамию, а их земли заняли вавилонские и арамейские колонисты. Иудея отдала ассирийцам часть своей территории и обязалась платить дань в обмен на некий призрак независимости.

После разгрома Ассирии в конце VII века до н. э. в Иудее попытались восстановить свою власть над Палестиной. Царь Иония провел ряд реформ. Он принял закон об ограничении долговой кабалы: «Если ты купишь раба-еврея, — говорилось в этом законе, — то пусть он работает тебе шесть лет. А в седьмой год пусть он выйдет на волю даром». Более важной мерой была религиозная реформа. Иония официально ввел единобожие — отныне евреи должны были поклоняться только Яхве, все остальные культы были упразднены, а их жрецы казнены. Однако надеждам на восстановление былого величия не суждено было осуществиться. В 609 году до н. э. царь Иония погиб в сражении с египетской армией под командованием фараона Нехо. В 597 году до н. э. вавилонское войско царя Навуходоносора II разграбило Иерусалим. Спустя 11 лет, в 586 году до н. э., вавилоняне вновь пришли под стены восставшего Иерусалима, взяли город и угнали его жителей в Месопотамию. Иудейское царство было уничтожено.

Последующий период еврейской истории получил название «вавилонское пленение», хотя только 10 % жителей Иудеи было угнано в Месопотамию. В течение жизни двух поколений еврейская община в Вавилоне находилась в контакте с блестящей аккадской культурой, однако халдеи довольно жестоко относились к переселенцам. Только в 538 году до н. э., когда персидский царь Кир захватил Вавилонское царство, евреи получили разрешение вернуться домой и восстановить Иерусалим. Новая община была освобождена от налогов и повинностей. Деньги на построение города и нового храма выделялись из доходов сирийско-палестинской провинции. Членам общины разрешалось жить по созданным ими же законам. Местное население там, где располагалась община, было от нее зависимо. Создание храмово-городской общины вызвало недовольство у жителей Палестины. В связи с этим восстановление Иерусалима и его храма происходило очень медленно и было завершено только к началу IV века до н. э. Как и в других обществах Древнего Востока, религия играла ведущую роль в жизни еврейского государства. Древние евреи поклонялись множеству богов, которые были общими для всех западных семитов. Израильтяне, как и ханааняне, поклонялись деревьям и каменным столбам. Также были развиты различные культы, связанные с вершинами гор. Однако, в отличие от других западносемитских племен, древние евреи имели общего бога Яхве. Яхве — это непроизносимое имя единого Бога, которого первоначально почитали только в племени, давшем Израилю первых царей, а затем стали считать главным общееврейским божеством.

Введение потомками царя Давида монотеизма (единобожия) было тесно связано с движением пророков-жрецов, которым открылась воля Бога. Пророки были религиозными и политическими проповедниками, которые объединяли вокруг себя учеников, сохранявших и передававших слова учителя. Одним из наиболее ранних известных нам пророков был Йешайаху (Исайя), который жил в VIII веке до н. э. Пророк Йирмиаху (Иеремия), живший в трагические последние годы существования Иудеи, оставил пророчества о гибели храма Яхве. Также получил широкую известность его младший современник Йехезкеелу, действовавший в начале VI века до н. э. Главной темой всех пророчеств было требование признать единого и единственного бога — Яхве. Они считали, что только отказ от поклонения другим богам и праведная жизнь могут спасти еврейский народ. Именно упадок нравов и порок, сосредоточенный в городах, должны были вызвать кару Господа, которая не замедлила явиться в облике вражеских полчищ с востока.

Главным памятником древнееврейской литературы является Ветхий Завет, который создавался на протяжении XII — II веков до н. э. Считается, что дошедшие до нас 43 произведения Ветхого Завета являются лишь малой частью обширной древнееврейской литературы. Дело в том, что с течением времени жрецы тщательно отбирали произведения, которые соответствовали идеям единобожия и учению пророков. Затем подобные сочинения были объединены в сборник, внутренняя структура которого стала плодом вековой работы жречества. Ветхий Завет состоит из «Пятикнижия», «Пророков» и «Писаний». Самой древней частью этого сборника является «Пятикнижие», создание которого традиция приписывает Моисею.

Ученые выделяют в этом произведении 3 основных слоя: «Элохист», названный по имени древнейшего бога Эллохима, созданный в IX веке до н. э. в северной части страны; составленный в X веке до н. э. на юге «Яхвист», посвященный богу Яхве; так называемый «Жреческий кодекс», написанный в VI —V веках уже после падения Иудейского государства. Часть «Пророки» включает в себя исторические книги Библии, то есть древнееврейские летописи, и книги систематизированных изречений пророков и их учеников. В «Писания» вошли такие шедевры древнееврейской поэзии, как Псалтырь, «Песнь песней», притчи Соломоновы и другие лирические произведения. Ветхий Завет впервые за все существование человечества представил цельное полотно исторического развития отдельного народа, действие которого происходит в окружении реальной действительности и мифа. Многие ученые считают, что именно у древних евреев зародилось восприятие и понимание истории как непрерывного процесса. После тщательного научного анализа Библия стала ценнейшим источником по истории Ближнего Востока.



biofile.ru

История Палестины - это... Что такое История Палестины?

Древнейшая история

Первыми людьми на территории Палестины были эректусы, которые жили на берегу реки Иордан ещё в 750 тыс.

до н. э. и уже умели добывать огонь[1]. Во времена среднего палеолита здесь жили неандертальцы, чьи останки найдены в пещерах горы Кармель. В эпоху мезолита сюда переселяются племена натуфийской культуры. Около 9 тысяч лет назад здесь был построен Иерихон. На смену натуфийцам пришла тахунийская культура докерамического неолита (VIII тыс. до н. э.), сменившаяся ярмукской культурой (VI тыс. до н.э.).

Ханаан

В IV тыс. до н.э. на основе метисации кочевых семитских и местных прото-хурритских племен формируется гасульский период раннего Ханаана (IV тыс. до н.э.). Ханаанский период продолжается 2 тыс. лет до вторжения протоеврейских племен[2]. Некоторое время Палестина принадлежала Древнему Египту, важным форпостом которого являлся город Лахиш. В XVIII веке до н. э. Палестина испытала нашествие гиксосов. В XII веке до н. э. в Ханаане поселяются филистимляне, давшие название приморской части страны (регион Сектора Газа вплоть до Ашдода, Гата и Экрона) в еврейских источниках (самоназвание неизвестно) (Палестина: страна филистимлян).[3]

История Древнего Израиля и Иудеи

Согласно Библии, древнееврейские племена под предводительством Иисуса Навина вторгаются на территорию Ханаана с востока, через территорию Моава, и первой их жертвой становится Иерихон. Захватив большую часть территории Ханаана, древнееврейские племена наталкиваются на серьёзное сопротивление в лице филистимлян, осилить которых удается лишь в царствование царей Давида и Соломона. После смерти последнего в 928 до н. э древнееврейское царство делится на северную (Израиль) и южную часть (Иудея со столицей в Иерусалиме). В 721 до н. э. Ассирия завоевывает Израиль, а на его территории поселяет депортированные народы своей империи (главным образом гутии). Так обособляется регион Самария, обусловившая легкость последующей эллинизации, а затем и арабизации этих земель (самарийский город Кесария Палестинская становится римским, а Рамалла — арабским центром Палестины). В 586 до н. э. Иудею завоёвывает вавилонский царь Навуходоносор II, однако вскоре новые хозяева Междуречья персы возвращают иудеев из Вавилонского плена. В IV веке до н. э. хозяевами Палестины становятся сначала эллинистические Селевкиды, а затем римляне.

Римский и византийский периоды

Римский период начинается в 66 до н. э., когда Помпей присоединяет Палестину в числе прочих территорий Восточного Средиземноморья. Первоначально местная иудейская региональная элита в лице династии Хасмонеев приветствовала новых властителей, считая, что далекие римляне будут меньше вмешиваться во внутренние дела их страны. Однако римляне вскоре привели к власти более лояльную себе идумейскую династию, самым известным представителем которой стал царь Ирод Великий.

Рост апокалиптических ожиданий мессии и попытка римского императора Адриана построить храм Юпитера в Иерусалиме вызвали в 132 году восстание Бар-Кохбы, которое окончилось неудачей. Десятки тысяч повстанцев погибли, а значительное количество евреев было изгнанно римлянами из страны. Провинция Иудея была переименована в Сирия Палестина, с тем, чтобы навсегда стереть память об еврейском присутствии в этих местах.[4]

Основное еврейское население в этот период переместилось из Иудеи в Галилею.[5] Однако, несмотря на гонения, наиболее важные для иудаизма религиозные тексты, Мишна и Талмуд, были составлены именно в этот период (II—V века).

Тем временем, после раздела Римской империи в 395 году, Палестина стала провинцией Византии. К этому времени среди местного эллинизированного населения сформировалась сильная христианская община, известная как Иерусалимская православная церковь. Преподобный Иларион Великий инициирует в Палестине монашеское движение.[6] Несмотря на значительное уменьшение численности евреев ко второй половине V века, в Галилее даже в этот период сохранялось еврейское большинство.[4]

В 614 году персидские войска, при поддержке местных евреев, завоевали Палестину, присоединив её к империи Сасанидов. Короткий персидский период сопровождался восстановлением еврейского влияния в регионе и гонениями на православных христиан, в которых видели «пятую колонну» Византии: церкви были разорены, а Животворящий Крест увезён в Иран.[7]

После победы над Персией в 629 году, византийский император Ираклий I торжественно вступил в Иерусалим — Палестина снова стала провинцией Византии. В 629—630 годах, в результате массовых убийств и гонений на евреев, вызванных Ираклием, еврейское присутствие в регионе достигло своего минимума за всю трёхтысячелетнюю историю, но полностью не исчезло.

Арабский период (638—1099)

Первое вторжение арабов в Палестину датируется 634 годом, когда войска халифа Абу Бакра захватили византийскую крепость Босра на западном берегу реки Иордан. Полностью вытеснить византийцев им удалось только после битвы при Ярмуке, после которой в 638 году патриарх Софроний передал ключи от Иерусалима халифу Омару. В арабский период в Иерусалиме на Храмовой горе были построены всемирно известные мечети Аль-Акса и Купол Скалы[8]. Под влиянием ислама местное некогда эллинизированное население арабизируется. После ослабления Арабского халифата в X веке контроль над Палестиной переходит египетской династии Тулунидов, которых сменяют турки-сельджуки и, с 1098, вновь египетские Фатимиды[9].

Период крестоносцев (1099—1291)

Палестина в XII веке

В 1099 европейские крестоносцы штурмом взяли Иерусалим, а их предводитель Готфрид Бульонский учредил Иерусалимское королевство. Власть королевства помимо Палестины распространялась на Ливан и приморскую Сирию. В этот период в Палестине строятся многочисленные замки (в том числе в Газе, Яффе[10], Акре, Арсуре, Цфате и Цезарии). Однако малочисленность рыцарства, вражда иоаннитов и тамплиеров, нерегулярность поддержки со стороны европейских метрополий приводят к падению королевства. Последним оплотом крестоносцев стала Акра, оставленная в 1291.

Период мамлюков (1291—1516)

В 1187 ощутимый удар по крестоносцам наносит Салах-ад-дин, которому удается на время захватить Иерусалим. Затем он основывает в Египте собственную династию Айюбидов, которых сменяют мамлюки. Египтяне закрепляют свое право на владение Палестиной 3 сентября 1260 года, отразив монгольское нашествие в Битве при Айн-Джалуте. Воодушевившись победой, мамлюки под предводительством Бейбарса последовательно захватывают замки крестоносцев в северной Палестине: в 1265 прекращает свое сопротивление Цезария и Арсуф, а в 1266 Сафед[11].

Под властью Османской империи (1516—1917)

В 1517 году территория Палестины была завоевана турками-османами под предводительством султана Селима I (1512-20). В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи, охватывавшей значительную часть юго-восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку.[12]

Христиане и иудеи, согласно мусульманским законам, имели статус «зимми» — то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, но не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях и были обязаны платить особые налоги.[13] В этот период евреи Палестины жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы (Халукка).

В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Земле Израиля в четырёх святых городах: Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии.

В начале XVIII века была предпринята одна из самых значительных попыток алии из Европы и обновления еврейского религиозно-национального центра в Иерусалиме. Во главе этого движения стоял рабби Иехуда Хасид, прибывший в Иерусалим в 1700 году во главе около тысячи своих последователей — выходцев из различных стран Европы. До их прибытия иерусалимская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 ашкеназов. Однако сам Иехуда Хасид после прибытия в страну внезапно умер. Между его последователями и обременённой долгами ашкеназской общиной Иерусалима возникли трения, приведшие к сожжению ашкеназской синагоги кредиторами-арабами (1720) и выселению евреев-ашкеназов из города. Долгое время после этих событий еврейские иммигранты из Европы селились главным образом в Хевроне, Цфате и Тверии.[4]

В начале XVIII века против турецкого господства поднял восстание арабский шейх из Назарета Дахир аль-Омар.

В начале 1799 года в Палестину вторгся Наполеон. Французам удалось овладеть Газой, Рамлой, Лодом и Яффой. Упорное сопротивление турок остановило продвижение французской армии к городу Акко, на помощь туркам пришёл английский флот. Французскому генералу Клеберу удалось одержать победу над турками у Кафр-Канны и у горы Тавор (апрель 1799). Однако из-за отсутствия тяжёлой артиллерии Наполеон не сумел овладеть крепостью Акко и был вынужден отступить в Египет.[4]

В 1800 году население Палестины не превышало 300 тысяч, 25 тысяч из которых составляли христиане, которые были весьма рассеяны по Палестине. Главные места концентрации христианского населения — в Иерусалиме, Назарете и Вифлиеме — контролировались православной и католической церквями. Евреи (главным образом сефарды) составляли 5 тысяч и в основном были по-прежнему сосредоточены в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Остальное население страны (около 270 тысяч) составляли мусульмане, почти все — сунниты.[4]

В период 1800-31 гг. территория страны делилась на две провинции (вилайеты). Центрально-восточный горный район, простиравшийся от Шхема на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайету; Галилея и прибрежная полоса — к вилайету Акко. Большая часть Негева находилась в этот период вне османской юрисдикции.[4]

В 1832 г. территория Палестины была завоёвана Ибрахим-пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммада-Али. Его резиденция расположилась в Дамаске. Палестина, северная граница которой достигала Сидона, стала единой провинцией. Египтяне, правившие страной восемь лет (1832-40), провели некоторые реформы по европейскому образцу, что вызвало сопротивление арабов и восстания в большинстве городов страны, которые были подавлены силой. В период египетского господства проводились широкие исследования в области библейской географии и археологии. В 1838 г. египетское правительство разрешило Англии открыть консульство в Иерусалиме (ранее консульства европейских держав существовали только в портовых городах — Акко, Хайфе и Яффе, а также в Рамле). Спустя 20 лет все крупные государства Запада, включая США, имели в Иерусалиме консульские представительства.[4]

В XIX веке Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Эрец-Исраэль. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тысяч евреев, и пришёл в упадок.

В 1841 году Палестина и Сирия вернулись под непосредственный контроль Турции. К этому времени численность еврейского населения Палестины удвоилась, в то время, как христианского и мусульманского — осталась без изменения.[4]

К 1880 году население Палестины достигло 450 тысяч человек, из которых 24 тысячи составляли евреи. Большинство евреев страны по-прежнему жили в четырёх городах: Иерусалиме (где евреи составляли более половины всего 25-тысячного населения), Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в Яффе (1 тыс.) и Хайфе (300). Иерусалим стал крупнейшим городом в стране.[4] Более старую часть еврейского населения страны составляла сефардская община, в которую влились иммигранты из Северной Африки, Бухары, Ирана и других стран. Ашкеназская община состояла главным образом из восточноевропейских евреев, которые делились на хасидов и их противников — прушим (митнагдим). Подавляющее большинство евреев придерживалось строгой ортодоксии и подчинялось авторитету раввинов. Несмотря на поддержку из фондов халукки, евреи должны были тяжело трудиться под гнётом налогов, взимавшихся турецкими чиновниками. Тем не менее численность еврейского населения Эрец-Исраэль продолжала расти, особенно за счёт алии из Европы. Поток алии увеличился после открытия пароходного сообщения между Одессой и Яффой.[4]

Стремление евреев в Сион и зарождение политического Сионизма

Среди евреев, живших в диаспоре, всегда было распространено сильное желание возвратиться к Сиону и в Палестину. Эти надежды и устремления отражены в Библии: «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.»  (Ис.2:3) и являются центральной темой еврейских молитв. Начиная с XII века преследование евреев христианской церковью привело к их притоку в Святую землю. В 1492 году этот поток существенно пополнился евреями, изгнанными из Испании, которые основали еврейскую общину Цфата.

Первая большая волна современной еврейской иммиграции, известная как Первая алия (ивр. עלייה‎), началась в 1881 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от погромов в России[14].

Основателем политического сионизма — движения, которое ставило своей целью основание еврейского государства на земле Израиля, поднимая еврейский вопрос на международной арене — считается Теодор Герцль.[15][16] В 1896 году Герцль опубликовал свою книгу «Еврейское государство» (нем. Der Judenstaat), в котором изложил своё видение будущего еврейского государства. Уже в следующем году Герцль руководил первым Всемирным еврейским конгрессом.[17]

Британский мандат в Палестине (1918—1948)

Территория британского мандата

Вторая алия (1904—1914 гг.) началась после Кишинёвского погрома. Приблизительно 40 тысяч евреев поселилось в Палестине.[14] Большинство иммигрантов первой и второй алии были ортодоксальными евреями,[18] но вторая алия включала в себя и социалистов, которые основали киббуцное движение.[19]

Во время Первой мировой войны по инициативе В. Жаботинского и И. Трумпельдора в составе британской армии был сформирован «Еврейский легион», который оказал британским войскам помощь в завоевании Палестины. В ноябре 1917 года секретарь иностранных дел Великобритании Артур Бальфур издал документ, получивший впоследствии название Декларации Бальфура. В нём декларировалось, что Британия «смотрит положительно на основание в Палестине национального дома для еврейского народа»[20].

В 1919—1923 (Третья алия) в Палестину прибыли 40 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству и могли развивать экономику. Несмотря на квоту иммиграции, установленную британскими властями, еврейское население выросло к концу этого периода до 90 тысяч. Болота Изреэльской долины и долины Хефер были осушены и земля сделана пригодной для сельского хозяйства. В этот период были основана федерация профсоюзов, Гистадрут.

Арабское сопротивление привело в 1920 году к Палестинским бунтам и формированию новой еврейской военной организации — «Хаганы» (на иврите «Оборона»).[21]

На основании решений конференции в Сан-Ремо (1920) Лига Наций вручила в 1922 году Великобритании мандат на Палестину, объясняя это необходимостью «установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома».[22].

В то время страну населяли преимущественно арабы-мусульмане, однако самый крупный город, Иерусалим, был преимущественно еврейским.[23]

Из-за Яффских бунтов в самом начале Мандата, Британия ограничила еврейскую иммиграцию и отдала в 1921 году 3/4 территории мандата под отдельный эмират Трансиордания, из которого впоследствии (в 1946 году) было образовано независимое королевство Трансиордания[24], на территории которой было запрещено селиться евреям [22][25].

В 1924—1929 гг. (Четвёртая алия) в Палестину приехали 82 тысячи евреев, в основном в результате всплеска антисемитизма в Польше и Венгрии. Эта группа состояла во многом из семей среднего класса, которые переехали в растущие города, основав малые предприятия торговли и общественного питания и лёгкую промышленность. Впоследствии, однако, приблизительно 23 тысячи эмигрантов этой волны покинули страну.

Подъём нацистской идеологии в 1930-х гг. в Германии привёл к Пятой алие, которая была наплывом четверти миллиона евреев, спасавшихся от Гитлера. Этот наплыв закончился Арабским восстанием 1936—1939 годов и изданием Британией «Белой книги» в 1939 году, которая фактически сводила на нет иммиграцию евреев в Палестину. Страны мира отказывались принимать евреев, спасавшихся от Холокоста, что вместе с запретом Великобритании на переселение в Палестину фактически означало смерть для миллионов. Для обхода запрета на иммиграцию в Палестину была создана тайная организация «Моссад ле-Алия Бет», которая помогала евреем нелегально добраться до Палестины и спастись от гибели.[14]

По окончании Второй мировой войны, еврейское население Палестины составляло 33 % по сравнению с 11 % в 1922 году.[26][27]

После создания Израиля

В конце 1947 года согласно решению ООН британскую Палестину было принято разделить на арабскую и еврейскую часть с предоставлением особого статуса району Иерусалима под управлением ООН, однако арабы не согласились терпеть государство Израиль на территории, которую они считали своей. Начался затяжной арабо-израильский конфликт.

В результате первой арабо-израильской войны территория Палестины оказалась разделена между Израилем, Египтом и Трансиорданией[28].

Арабские активисты почти сразу перешли к террористическим атакам против Израиля. Большая часть терактов была организована и направлялась сотрудниками египетской разведки с территории сектора Газа и Иудеи и Самарии.

Арабов поддерживали международные организации и страны социалистического лагеря. В 1967 году в результате Шестидневной войны большая часть территории британской Палестины оказалась под контролем Израиля. В результате Первой палестинской интифады, начавшейся в 1987 году, были начаты переговоры ООП с Израилем, которые привели к Соглашениям в Осло. В 1994 году была создана Палестинская национальная администрация (ПНА) во главе с Ясером Арафатом. Столицей ПНА стал город Рамалла.

В 2005 году Израиль в ходе реализации «Плана одностороннего размежевания» эвакуировал все еврейские поселения и вывел свои войска из сектора Газа.

Примечания

  1. ↑ Установлена дата приручения огня человеком
  2. ↑ Завоевание Палестины древнееврейскими племенами
  3. ↑ Густав Гече. Библейские истории
  4. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Израиль. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  5. ↑ Palestine: History  (англ.). The Online Encyclopedia of the Roman Provinces. The University of South Dakota (22-02-2007).(недоступная ссылка — история) Проверено 5 июля 2007.
  6. ↑ Преподобный Илларион Великий
  7. ↑ Регионы и периферия В. и. Сирия и Палестина
  8. ↑ Первый мусульманский период в Палестине
  9. ↑ Период правления династий Тулунидов и Ихшидидов
  10. ↑ Замки и владения тамплиеров в Палестине
  11. ↑ Мамелюкский период
  12. ↑ Palestine: The Crusades  (англ.) (2007). Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 19 сентября 2007.
  13. ↑ Турция — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  14. ↑ 1 2 3 Immigration  (англ.). Jewish Virtual Library. The American-Israeli Cooperative Enterprise. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 12 июля 2007. The source provides information on the First, Second, Third, Fourth, and Fifth Aliyot in their respective articles. The White Paper leading to Aliyah Bet is discussed here.
  15. ↑ Kornberg 1993 «How did Theodor Herzl, an assimilated German nationalist in the 1880s, suddenly in the 1890s become the founder of Zionism?»
  16. ↑ Herzl 1946, p. 11
  17. ↑ Chapter One: The Heralders of Zionism  (англ.). Jewish Agency for Israel. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 12 июля 2007.
  18. ↑ Stein 2003, p. 88. «As with the First Aliyah, most Second Aliyah migrants were non-Zionist orthodox Jews…»
  19. ↑ Romano 2003, p. 30
  20. ↑ Balfour Declaration 1917  (англ.). The Avalon Project at Yale Law School. Yale University (2 ноября 1917). Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 7 июля 2008.
  21. ↑ Scharfstein 1996, p. 269. «During the First and Second Aliyot, there were many Arab attacks against Jewish settlements… In 1920, Hashomer was disbanded and Haganah („The Defense“) was established.»
  22. ↑ 1 2 League of Nations: The Mandate for Palestine, July 24, 1922  (англ.). Modern History Sourcebook. Fordham University (24 июля 1922 года). Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 5 июля 2008.
  23. ↑ J. V. W. Shaw, «A Survey of Palestine, Vol 1: Prepared in December 1945 and January 1946 for the Information of the Anglo-American Committee of Inquiry», Reprinted 1991 by The Institute for Palestine Studies, Washington, D.C., p.148
  24. ↑ Уинстон Черчилль и сионизм: история метаний Станислав Кожеуров, Иван Фадеев, Алек Д. Эпштейн, «Лехаим» ноябрь 2009
  25. ↑ Государство Израиль. Израиль и палестинская проблема — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  26. ↑ The Population of Palestine Prior to 1948  (англ.). MidEastWeb. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 5 июля 2008.
  27. ↑ Population Statistics"  (англ.). Israeli - Palestinian ProCon.org.(недоступная ссылка — история) Проверено 7 июля 2008.
  28. ↑ после аннексии Западного берега реки Иордан переименованной в Иорданию

Ссылки

dic.academic.ru

История Палестины

Первые упоминания о Палестине, а вернее прообразе того государства, которое было расположено на современной территории Палестины, имею библейские корни и датируются девятым тысячелетием до нашей эры, когда по приданию на берегах древней реки Иордан был построен город Иерихон. И именно с него и началась современная история Палестины.

Превратности судьбы Иудеи или история Палестины

Если еще раз вернуться к вопросу об историческом праве евреев и арабов на Палестину, то история Палестины представляется довольно запутанным «клубком» целой цепи исторических событий начиная с момента образования Ханаанского царства, которое согласно Библии завоевали древнееврейские племена под предводительством Иисуса Навина. А затем эта территория многократно меняла своих хозяев и покровителей начиная от древнеримских завоевателей и оканчивая властителями Османской империи.

И на сегодняшний день в научных и политических кругах не утихают споры, является эта территория исконно арабской или принадлежавшей с незапамятных времен евреям. Так, что пока Палестина не перестанет быть предметом военно-политических интересов ведущих мировых лидеров, вопрос о государственности Палестины останется в подвешенном состоянии, о чем и свидетельствует и история последних пятидесяти лет существования этого государства.

столица Палестины

Столица Палестины

Исходя из многочисленных исторических перипетий, столица Палестины должна располагаться в Иерусалиме. Однако создание государства Израиль и Организации освобождения Палестины во главе с Ясером Арафатом, реалии были немного подкорректированы решением ООН от 1947 года, столицей современной Палестины является древний город палестинцев Рамалла, а не менее древний Иерусалим получил статус открытого города под протекторатом все той же Организации Объединенных Наций.

население Палестины

Население Палестины

На сегодняшний день численность палестинского населения насчитывает немногим более 4.6 миллионов человек. А в своем подавляющем большинстве население Палестины составляют так называемые этнические арабские палестинцы, которые считают себя наследниками ханаанцев, арабские корни которых проявились, начиная с 634 года, когда на исторические земли Палестины вторглись арабы под предводительством халифа Аду Бакра.

государство Палестина

Государство Палестина

Так уж получается чисто исторически, но вопрос о том является ли государство Палестина законным с юридической точки зрения остается открытым и на сегодняшний день. Но значительная часть арабских стран Ближнего Востока даже не ставят этот вопрос под сомнение и открывают в своих столицах представительства Палестины в отличие от представителей Израиля.

политика Палестины

Политика Палестины

Говорить на сегодняшний день о том, что из себя представляет политика Палестины несколько проблематично. Так как на протяжении уже нескольких десятков лет Палестина и ее боевые формирования ведут необъявленную партизанскую войну с Израилем. При этом, по мнению некоторых лидеров самой Палестины и целого ряда арабских стран, захватил часть территории этого не признанного мировым сообществом государства.

язык Палестины

Язык Палестины

Официально язык Палестины относиться к арабской группе языков, что и закреплено в официальных документах этого государственного образования. С учетом именно этого момента развивается и культура Палестины. Однако реалии современности вносят свои небольшие коррективы. Так как некоторая часть населения Палестины считает себя этническими иудеями, то в качестве языка межнационального общения в Палестине практикуют иврит.

travel247.ru

история, культура и традиции. Древняя Финикия и Палестина

Образование 9 января 2015

Специалистами установлено, что до завоевания еврейскими племенами в конце второго тысячелетия до нашей эры и обретения письменной истории, Древняя Палестина была территорией, где признаки обитания человека были обнаружены за шестьсот тысяч лет до нашей эры. На основании найденных фрагментов скелетов, орудий труда из кремня, элементов архитектуры, захоронений, ученые открыли, что охота и собирательство в этом регионе начались приблизительно 0,6 млн лет назад и впоследствии сопровождались производством орудий труда из гальки, рубил. Позже жители этого региона освоили технику производства рубящих предметов путем скола и отщепа, что несколько повысило производительность труда в те времена.

древняя палестина

От охоты и собирательства к городской жизни

История Древней Палестины до возникновения письменности подразделяется, как правило, на три этапа. Первый, длившийся до 10 тысячелетия до нашей эры, показывает, что люди в этом регионе занимались преимущественно собирательством и охотой. В период 10 000 - 5 300 лет до нашей эры обитатели большей части палестинских земель освоили земледелие, позже – перешли в эпоху городов, которая характеризовалась появлением торговли, постоянных поселений, защищающих зарождающиеся армии. Записывать же исторические события здесь начали около 2 тыс. лет до нашей эры.

Древняя Палестина примечательна тем, что на ее территории за восемь тысяч лет до Рождества Христова как бы "особняком" существовал город Иерихон. Это один из самых древних городов на планете, расположенный на 260 метров ниже уровня моря (самое низкое месторасположение). Первые его поселенцы не владели гончарным ремеслом, однако умели возделывать землю и соорудили вокруг города стены из дикого камня, проживая при этом в домах из необожженного кирпича. Натуфийцы (как их называют ученые) появились в результате смешения негро-австралоидов и европеоидов. Они проживали в Иерихоне в 8-9 тысячелетии до нашей эры. После них эту территорию занимали представители тахунийской культуры - племена, уже владеющие гончарным мастерством. Эта своеобразная столица Древней Палестины неоднократно разрушалась, в том числе по приказу Иисуса Навина в начале 12 века до нашей эры.

древняя палестина 5 класс

Палестинские города не стали центром единой цивилизации в древние времена

В конце четвертого тысячелетия до нашей эры в Палестине стали появляться небольшие города-государства, достаточно процветающие за счет того, что в этом районе проходили многочисленные торговые пути, соединяющие Европу, Азию и Африку. Кроме того, жители палестинских земель сами могли предложить товары, пользующиеся спросом. Это были соль и битум из Мертвого моря, сурьма из Леванта, бальзамы из Галилеи, медь и бирюза из Синая, оливки, вино, продукция животноводства и растениеводства. В тот период Древняя Палестина была развитым в торговом отношении регионом, однако не стала цивилизационным центром, в отличие от Египта, северной Сирии и Месопотамии, где существовали почти империи. В палестинских территориях того времени уже были поселения, подобные средневековым городам Европы, но, в отличие от Египта, не было единой письменности и достаточно сильного царя, который мог бы объединить отдельные административные образования под своей властью.

Какими городами в то время располагала Палестина? Древний мир, открытый учеными при раскопках в двадцатом веке, оказался достаточно развитым для того времени. В частности, в еще неолитическом Ашкелоне было обнаружено беспрецедентное количество костей животных, что свидетельствует о том, что это было, возможно, место крупной древней скотобойни, на которой полученные мясопродукты засаливались с использованием солей Мертвого моря. Всего в этой местности обнаружен культурный слой толщиной в 16 метров. При его исследовании установлено, что через этот город шел путь из Египта к хеттам и далее в Рим и Грецию, путь из Парфянского царства в Египет. Рядом с этим крупным поселением выходила «дорога благовоний» из Аравии и «путь специй» из Набатеи и Петры через Эйлат, иеменские порты к Индийскому океану. Неудивительно, что город стремились захватить все, кто приходил на палестинские земли.

древняя финикия и палестина

Видео по теме

Поселения в Палестине неоднократно упоминаются в Библии

Какими населенными пунктами была еще известна современникам Древняя Палестина? Урок в 5 классе школы, возможно, стоит дополнить информацией о таких поселениях, как Газа и Ашдод. Газа считается одним из самых древних городов мира (основана в 3 тыс. до нашей эры), входит в Филистимлянское пятиградие – пять населенных пунктов, где проживали филистимляне, которые изначально единственные на Ближнем Востоке владели технологиями выплавки железа и были успешными войнами. В Библии Газа упоминается более двадцати раз. Древний город в Палестине, Ашдод, был густо заселен еще в 10 тысячелетии до нашей эры. Первые постройки на этом месте относятся к семнадцатому веку до нашей эры, а первые письменные упоминания – к 14 веку до нашей эры. Ашдод во все времена был крупным торговым поселением, которое поочередно занимали хананеи, филистимляне, ассирийцы, египтяне и др.

Интересная концепция о причинах миграции в палестинские земли во 2 тыс. до н. э.

Древняя Палестина (5 класс школы вряд ли будет знакомиться с такими теориями) с третьего тысячелетия до нашей эры подвергалась воздействию значительных иммиграционных потоков. Некоторые ученые-фантасты (Закария Ситчин, в частности) полагают, что переселение народов с пустынь запада и северо-востока могло быть связано с применением подобия ядерного оружия в 2048 году до нашей эры в районе Синайского полуострова какой-то более высокоразвитой цивилизацией. Это вызвало радиационное заражение местности и большую волну миграции (следы возможного воздействия остались на Синайском полуострове в виде спекшихся при высочайших температурах камушков). В частности, в палестинские земли прибыли многочисленные племена гиксосов (возможно, это были объединения амалекитов, ханнанеев, хуритов и других кочевых племен), которые обладали колесничными войсками и легко завоевали Египет и Палестину, которые в те времена не обладали кавалерийскими войсками.

Предметы, не свойственные эпохе и дома с двумя углами

Отметим, что доисторическая культура Древней Палестины богата на археологические загадки. В частности, ученые нашли в слоях, принадлежащих к среднему палеолиту, лезвия, сильно отличающиеся в техническом плане от основного массива орудий, которым владели пещерные люди в той местности. Как они там оказались и почему быстро исчезли из оборота, остается тайной до сих пор. Изучая, как была устроена Древняя Палестина (5 класс школы), можно обратить внимание учащихся на то, как были устроены старинные поселения в этой местности. Здесь вначале были апсидные дома (с одной скругленной стеной, которой противопоставлялась стена с двумя углами). В нескольких комнатах такого сооружения жили люди, почти всегда совместно со скотом и запасами продуктов.

столица древней палестины

В более поздний период богатые люди стали возводить двухэтажные прямоугольные сооружения, где хозяева жили на втором этаже, а на первом находились хлев, хранилище, подсобные помещения. Частных домов в самих городах было мало – большую часть городских площадей занимали оборонительные укрепления, общественные здания, вроде храмов, улицы были узенькими. Здесь жили в основном ремесленники, знать, солдаты, купцы, в то время как крестьяне обитали за пределами городских стен, в селищах.

Их храмы были похожи на месопотамские

Наличие в поселениях (Мегиддо, Гаи, Беф-Джехаров, Бет-Шан) остатков крупных сооружений, достигавших десятков метров в длину с колоннами, внутренними дворами, часто ориентированных по линии «восток-запад», позволило утверждать ряду ученых, что жители Палестины в древние времена поклонялись божествам (храмы схожи с месопотамскими храмами Ваала-Дагона по строению). Но при раскопках именно в этих городах не удалось найти каких-либо подобий алтарей и предметов культа. Поэтому некоторые специалисты считают, что эти «храмы» были просто зернохранилищами. Древняя Палестина испытывала в ранний период существования нашествие народов, которые оставляли след в ее культуре в виде специфической керамики (серолощеной) и приносили (не установлено, откуда) каменные ступы с пестиками, при этом новый народ почти не использовал орудия, изготовленные из кости или кремня. Оказывал влияние на культуру этого региона и могущественный сосед – Египет, откуда, предположительно, пришла «мода» на сосуды из красной керамики с одной ручкой, на узкой ножке.

В Древней Палестине шрифт представлял собой картинки

Древнее государство в Палестине обрело свою первую письменность приблизительно во втором тысячелетии до нашей эры, и письмо это относилось к пиктографическому. В число употребляемых знаков входили различные геометрические фигуры, например, крест и изображения человека в разных позах. Чаще всего отметки делались на сосудах, в которых перевозились товары. А вот другие цивилизации писали об этом регионе намного больше. К примеру, в Египте, в двадцать четвертом веке до нашей эры появились первые отметки о военных походах в сирийско-палестинский регион (под руководством полководца Уни). В ханнанейских источниках эта область упоминалась как, соответственно, Канаан. О Палестине (Сирии Палестинской) писал в своих трудах и Геродот, и конечно, эта территория многократно упоминается в религиозных документах, в том числе в Библии.

культура древней палестины

С середины второго тысячелетия до нашей эры частично Древняя Финикия и Палестина (почти полностью), где проживали хананейские (в том числе филистимляне) и амонитские племена, стала подвергаться нападениям со стороны кочевых народностей хабири (ибру, предки древних евреев), которые, в свою очередь, постепенно освоили оседлый образ жизни. В их среде на почве развития торгового обмена и постоянных войн возникло классовое расслоение, которое позволило обогатившимся и сильным членам общества претендовать на звание вождей, которые стали основывать небольшие племенные союзы на фоне ослабевавшего влияния империй прошлых веков (Египет). Главы этих союзов стали объединять территории вокруг себя. Таким образом, на этих территориях появилось Израильское царство царя Саула, которое впоследствии стало объединенным царством Израиля и Иудеи (при царях Давиде и Соломоне). Оно распалось после смерти Соломона, и было частично завоевано ассирийским царем Саргоном Вторым.

В этом регионе нет покоя тысячелетиями

История Древней Палестины в последующие тысячелетия связана с постоянными столкновениями различных интересов, культур, государств и народностей, которые существуют и по сей день, не добавляя мира и спокойствия в этом регионе. К примеру, после падения Ассирии в конце седьмого века до н. э. иудеи попытались вернуть палестинские территории, но вместо этого подверглись чуть позже нападению царя Навуходоносора и разграблению своей столицы и пр. С этих земель население неоднократно угонялось в плен (вавилонский, египетский), но неизменно туда возвращалось.

древнее государство в палестине

Различия между Палестиной и Финикией

Древняя Финикия и Палестина, несмотря на схожий состав проживавших в них народностей и близкое расположение, имеют некоторые особенности развития каждой территории. К примеру, Финикия никогда не обладала большими сельскохозяйственными площадями, однако имела крупные торговые портовые города, где издавна развивалось морское дело (военное и гражданское). Прекрасные мореходы, финикийцы, поставляли товары в Египет, периодически попадая под гнет этого древней империи (в середине второго тысячелетия до нашей эры, например). Позже развилась торговля с Критом, который обладал в те времена самыми крупными запасами меди.

Финикийские города-государства производили сушеную рыбу, вино, оливковое масло, первыми начали использовать рабов для гребли на галерах. Именно на этой территории зародилась алфавитная система письма на основе египетских иероглифов, давшая впоследствии начало греческому алфавиту. Финикийская территория в 12 веке до нашей эры смогла стать независимой от Египта и развивалась по пути колонизации других территорий. Отважные жители городов отправлялись в морские путешествия и основывали города, к примеру, Карфаген, поселения на Мальте и Сардинии.

древние свитки кумранских пещер палестины

Самую древнюю в мире Библию нашли в кувшинах

С территорией Израиля, Иудеи, Палестины связаны и библейские сюжеты, давшие миру новую религию – христианство. И именно на побережье Мертвого моря, в окрестностях Вади-Кумрана были найдены древние свитки кумранских пещер Палестины. Эти документы, представляющие собой самые старые рукописи Библии в мире, запечатанные в кувшинах, случайно нашел пастух. Так как кожа свитков оказалась непригодной для изготовления сандалий, пастух их хранил некоторое время в своем кочевом шатре, а потом продал за бесценок в Вифлееме в 1947 году. Учеными было установлено, что эти бесценные для мировой культуры рукописи составлены религиозной общиной ессеев в первом веке до нашей эры. Они включают в себя почти все книги Ветхого завета и ряд сопутствующих документов.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Эллада – это Древняя Греция. История, культура и герои ЭлладыОбразование Эллада – это Древняя Греция. История, культура и герои Эллады

Эллада – это древнее название Греции. Это государство оказало значительное влияние на дальнейшее развитие Европы. Именно здесь впервые появилось такое понятие, как «демократия», здесь был заложен фун...

История, культура и природа Рязанского краяПутешествия История, культура и природа Рязанского края

Путешествиям по России можно посвятить солидный отрезок жизни. В каждом регионе найдутся свои красивые места, уникальные достопримечательности, древние обычаи, народные промыслы и городские легенды. Не исключение и го...

Древний символ огня: описание, особенности и история культурыНовости и общество Древний символ огня: описание, особенности и история культуры

Символ огня вошел в обиход людей еще в те давние времена, когда они только научились его добывать или же хранили угли, появившиеся от пожара, спровоцированного ударом молнии. В любом случае человек понял полезные функ...

История. Культура Древней Греции и Древнего Рима: общие черты и различияОбразование История. Культура Древней Греции и Древнего Рима: общие черты и различия

История Древней Греции и Древнего Рима, культура этих государств и народов, их населяющих, не перестают привлекать к себе как профессиональных историков и искусствоведов, так и обычных людей, интересующихся достижения...

Символика чисел в древних культурах и литературеДуховное развитие Символика чисел в древних культурах и литературе

Символика чисел – интереснейшая тема. Цифры окружают нас повсюду, и нумерологи уже давно занимаются их расшифровкой и объяснением того, что они могут означать. Регулярно они выясняют какие-то интересные факты и ...

Древний бог Род у славян: история, изображение и описаниеДуховное развитие Древний бог Род у славян: история, изображение и описание

Распространение разных версий славянского неоязычества в последние годы сделало довольно популярным такого персонажа славянской мифологии, как бог по имени Род. О том, кто это и какую роль играет бог Род у славян, мы ...

Древнего Рима философия: история, содержание и основные школыНовости и общество Древнего Рима философия: история, содержание и основные школы

Древнего Рима философия характеризуется эклектизмом, как и вся эта эпоха. Данная культура сформировалась в конфликте с греческой цивилизацией и в то же время ощущала единство с ней. Римская философия не очень интересо...

Традиции, культура Великобритании и язык. Памятники природы и культуры Великобритании. История культуры ВеликобританииНовости и общество Традиции, культура Великобритании и язык. Памятники природы и культуры Великобритании. История культуры Великобритании

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии — одно из самых значительных государств Европы. Наследник крупнейшей из когда-либо существовавших империй, оно является средоточием вековых культурных т...

Древняя Япония: культура и обычаи островов Новости и общество Древняя Япония: культура и обычаи островов

Древняя Япония – это хронологический пласт, который некоторые ученые датируют III в. до н.э. - III в. н.э., а некоторые исследователи склонны продолжать его до IX в. н.э. Как видим, процесс возникновения государ...

Культура и быт Древней РусиОбразование Культура и быт Древней Руси

Уникальное явление - культура и быт Древней Руси. Искусство этого государства - плод подвига русского народа, отстаивавшего на краю европейского мира свою веру и независимость, свои идеалы. Исследователи отмечают таки...

monateka.com

Глава XIII. Древняя Палестина. История Древнего Востока

Глава XIII. Древняя Палестина

Печать «Шема, слуги Иеровоама»

Палестина простирается от южных предгорий Ливана до северных границ Аравийской пустыни. На западе она граничит со Средиземным морем, а на востоке — с сирийско-месопотамской степью. Территория Палестины крайне незначительна и достигает лишь около 26 000 кв. км. В географическом отношении Палестину легко разделить на четыре части: побережье, плоскогорье к западу от Иордана, долину Иордана и плоскогорье к востоку от Иордана. Южная часть побережья имеет плодородную почву, орошаемую множеством речек. Здесь в древности земледелие получило значительное развитие. Через эту область проходил большой торговый путь, шедший из Египта в Сирию. Особенно отличалась своим плодородием Саронская низменность, которую иногда называли «райским садом». Не менее плодородны и некоторые внутренние области западной Палестины. Такова Иерихонская равнина, прекрасно орошаемая Вади-Кельтом. Благодаря жаркому климату и обилию влаги здесь растёт даже финиковая пальма.

К западу от северной части долины Иордана простирается Галилея со своими долинами, равнинами и склонами гор, хорошо орошаемыми горными источниками и потоками. Эта часть Палестины была благоприятна для развития земледельческого хозяйства и в древности была густо заселена, о чём свидетельствуют многочисленные развалины древних городов. Большим плодородием отличались и некоторые области, лежавшие к востоку от Иордана. Такова страна Башан, которая уже в древности славилась своими продуктами сельского хозяйства. Однако не все части Палестины были удобны для развития земледельческого хозяйства. Наряду с плодородными равнинами здесь встречаются плоскогорья, горные области и сухие степи. Таковы, например, горные области, расположенные в южной части западной Палестины, которые у древних евреев носили название «горы Эфраима» и «горы Иуды». Местность здесь постепенно переходит в сухую степь, где население занималось главным образом скотоводством. Малоплодородные и плохо орошённые плоскогорья восточной Палестины также представляли больше удобств для развития скотоводства, чем для земледелия. Особыми природными условиями отличалась долина Иордана. В некоторых своих частях, как, например, около Геннисаретского озера, долина Иордана была плодородна и удобна для сельского хозяйства, но почти на всём своём протяжении она представляла узкую полоску земли, заросшую тростником и представляющую собой дикие джунгли, заселённые хищными животными. Поэтому долина Иордана была своего рода барьером, резко отделяющим западную Палестину от восточной части этой страны.

Естественные богатства Палестины незначительны. В восточной части Палестины и в её южной части в древности были леса, но это были скорее рощи или кустарники, чем леса в прямом смысле этого слова. Высокие деревья здесь встречались редко и считались обиталищем божества. Строевой и мачтовый лес приходилось привозить из соседних стран. Своей металлической руды Палестина не имела. Ближайшие медные рудники находились в горах Ливана, в стране Эдом, расположенной к юго-востоку от Палестины и около залива Акаб, где были обнаружены древние разработки меди. Почва Палестины была богата глиной, прекрасным керамическим сырьём, служившим для изготовления сосудов и кирпича. Различными сортами камня пользовались для постройки крепостных и городских стен, а также крупных зданий.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Палестина

Печать "Шема,слуги Иеровоама"

Палестина

Археологические раскопки указывают на то, что в Палестине человек обитал уже в эпоху древнекаменного века. Так, в пещере, расположенной на северо-западном берегу Геннисаретского озера, был найден череп человека, очень близкий к черепу неандертальца. Тут же были обнаружены ручные ударники, скребки, остроконечники и другие орудия позднемустьерского и ориньякского типа. Такие же орудия времени верхнего палеолита были найдены в пещере около Шукбах к северо-западу от Иерусалима. В значительно большем количестве были найдены орудия неолитической эпохи. Ценнейшие комплексы памятников неолитической эпохи были обнаружены при раскопках древнего Гезера, расположенного в западной части долины Аялона, которая отделяет среднюю Палестину от южной. Скалистые горы около Гезера изобилуют естественными и искусственными пещерами, в которых жили люди неолитической эпохи. Характерна для неолита и керамика, найденная в древнейших слоях Гезера, и в других местах Палестины.

Ранняя неолитическая культура получила своё дальнейшее развитие в эпоху халколита. К этому времени относятся интереснейшие памятники, раскопанные к северо-востоку от Мёртвого моря, в. местности Телелат-Гхассул. Судя по найденным вещам, в IV тысячелетии до н. э. здесь жили земледельцы, которые вели в этом районе прочный оседлый образ жизни. Сохранились остатки домиков из сырцевого кирпича, которые иногда строились на каменном фундаменте. Техника изготовления орудий всё более совершенствуется. Каменные топоры заменяются бронзовыми. Аналогичный процесс наблюдается и в керамике, о чём свидетельствуют найденные глиняные сосуды, сделанные на гончарном круге и украшенные геометрическим орнаментом. Громадное историческое значение имеют обнаруженные здесь стенные росписи. Строго стилизованные рисунки, выдержанные в рамках усложнённого геометрического стиля, дают своеобразную символику солнечного культа.

Развалины дома царской эпохи в Иерихоне

Палестина

Развалины храма времени Сети I в Бет-Шане

Палестина

Рельеф из Вет-Шана с изображением львов. Пенсильванский музей. Филадельфия

Палестина

Археологические раскопки обнаружили на территории Палестины развалины многих городов, которые имели в древности большое экономическое, военное и культурное значение. Таков Лахиш, развалины которого были обнаружены между Газой и Хевроном, в южной части Палестины. Расположенный на торговой дороге, ведшей от побережья в глубь страны, этот город уже в III тысячелетии до н. э, достиг большого расцвета. Город был окружён стеной, построенной из кирпичей и защищенной угловыми башнями. В развалинах этого города были обнаружены различные виды оружия и орудия из закалённой меди. Большим своеобразием отличается найденная здесь керамика. Отметки горшечников на сосудах указывают на возникновение письменности. Не меньший интерес представляют развалины Гезера, древней крепости, окружённой стенами, сложенными из больших каменных глыб и защищенными прямоугольными башнями. К северо-западу от Мёртвого моря, на западном краю долины Иордана, были обнаружены развалины древнего города, который исследователи сопоставляют с библейским Иерихоном. Раскопки показали, что этот город уже в IV–III тысячелетиях до н. э. представлял собой сильную крепость. Среди вещей, найденных в развалинах этого города, следует отметить каменные орудия, пережиточно сохранившиеся, а также медные орудия самобытной сирийской формы, что указывает на высокое и самостоятельное развитие местного ремесла. Ценные результаты дали раскопки города Мегиддо, расположенного в юго-западной части плодородной Иезреельской равнины. Этот город существовал с глубокой древности, но приобрёл особенно крупное значение во II тысячелетии до н. э., превратившись в важный хозяйственный центр и в сильную крепость. Здесь была обнаружена целая керамическая мастерская с деревянным гончарным кругом. В эпоху гиксосского завоевания Мегиддо входил в состав царства гиксосов, на что указывают найденные здесь египетские скарабеи гиксосского типа. Здесь же были раскопаны остатки крепости, относящейся ко времени царя Соломона.

Богатый материал для изучения взаимоотношений между Палестиной и Египтом дали раскопки древнего города Бет-Шана (современный Бей-сан), раскопанного в 5 км к здпаду от впадения Нар-Дшалуда в Иордан. Судя по этим раскопкам, Бёт-Шан был одним из древнейших городов Палестины. Уже в III тысячелетии до н. э. он являлся значительным торговым центром, куда проникали вместе с товарами иноземные культурные влияния. Так, в развалинах Бет-Шана были найдены египетские предметы времени Среднего Царства. В XVIII в. до н. э., захваченный гиксосами, Бет-Шан представлял собой хорошо защищенную крепость. Со времени гиксосского завоевания Бет-Шан подпадает под египетское влияние. В его развалинах были найдены остатки двух египетских храмов, множество египетских предметов и две ценнейшие надписи времени XIX династии, в которых описываются военные походы и подвиги Сети I и Рамзеса II. Предметы, характеризующие взаимоотношения Египта с Палестиной, были найдены при раскопках Джерара, одной из пограничных крепостей. Крупные раскопки были произведены также и на месте филистимского города Газы.

Кинжал и серповидный меч из Сихема. Музей в Гааге

Палестина

Развалины дома позднеиудейского времени в Телль-бент-Мирсим

Палестина

Упадок ханаанской культуры, в частности в области ремесленного производства и искусства, относится к XVIII–XVI вв. до н. э., на что особенно ясно указывает значительно ухудшившееся качество керамических изделий. Возможно, что этому способствовал гнёт египетских завоевателей, а также вторжения иноземных как семитских, так и средиземноморских племён.

Племена хабири (предки древнееврейских племён) появляются в Палестине и в соседних странах начиная с середины II тысячелетия до н. э. Библейские легенды сохранили поздние воспоминания о завоевании Палестины древнееврейскими племенами. Местные хананейские племена оказывали израильтянам и иудеям упорное сопротивление. Особенно длительной и упорной была борьба с филистимлянами, которые занимали южную часть палестинского побережья, прилегающего к областям, где жили иудеи. Многочисленные раскопки, произведённые в разных пунктах Палестины, дают возможность вскрыть так называемую «филистимскую культуру». Филистимляне появились в Сирии и Палестине, очевидно, в XII в. до н. э. Они захватили плодородную прибрежную равнину к югу от горы Кармил. О прочности колонизации ими довольно крупных районов говорит название, которое они дали самой стране. Слова «филистимляне» и «Палестина» (по-древнеегипетски — «Пелешет»), очевидно, родственны.

Филистимляне принадлежали к группе эгейских племён, которые в египетских надписях называются «морскими» народами. Как и другие эгейские племена, филистимляне широко пользовались железом. Возможно, что именно филистимляне содействовали распространению железной металлургии в Палестине. При раскопках филистимских погребений были найдены разнообразные железные предметы, в том числе оружие. В библии подробно описывается железное вооружение сказочного великана Голиафа, который наводил ужас на древних евреев.

В древних сказаниях о завоевании Палестины сохранились остатки героического эпоса, в котором ярко изображены легендарные фигуры героев, как, например, Самсона, имя которого (Шимшон — «Солнечный муж») указывает на проникновение вавилонского культа солнца (Шамаш) в Палестину. Возникали мифические сказания о древних героях, которые живо напоминают образ вавилонского героя Гильгамеша. Весьма возможно, что эти легенды восходят к некоторым историческим фактам, связанным с борьбой древних евреев за овладение Палестиной. Однако все эти библейские сказания облечены в легендарную, романтическую форму, явившуюся в результате сравнительно поздней литературной обработки. Только в некоторых частях библии, как, например, в «Песне Деборы», сохранилось далёкое воспоминание о том времени, когда древнееврейские племена вели упорную борьбу с ханаяейскими племенами за объединение Палестины и за образование единого государства.

Священные камни в развалинах Гезера

Палестина

Священные камни в развалинах Гезера

Палестина

Войны и развитие обмена содействовали распаду родовых отношений. Чрезмерное обогащение отдельных предводителей родов и старейшин и разорение бедных общинников приводило к резкому имущественному и классовому расслоению. В период распада родового строя старейшины и вожди племён, составляющие родовую аристократию, называются могучими, благородными, «князьями» или «начальниками». Они стоят во главе войска и решают судебные споры. Посох старейшины и палочка писца служат знаками их власти. Древние сказания особенно подчёркивают судебную функцию древнейших племенных вождей. Это так называемые «судьи» (шофет), власть которых в древней Палестине, как и в других древних странах на этой стадии их развития, предшествует власти царя, возникающей одновременно с образованием классов и государства. Таким образом, непримиримые классовые противоречия, возникающие в древнейшем рабовладельческом обществе Палестины, требуют образования государства как аппарата насилия, обеспечивающего рабовладельцам возможность эксплоатировать рабов и бедняков.

Ослабление Египта в XI–X вв. до н. э. способствовало образованию отдельных независимых государств в Палестине именно в это время, Однако маленькая территория и сравнительно малочисленное население не давали достаточной базы для образования здесь более или менее крупного государства. Укреплению маленьких государств в Палестине особенно способствовало развитие внешней торговли. Палестина находилась на перепутье между Египтом, Сирией и Месопотамией, и здесь скрещивались важнейшие торговые караванные пути, примыкавшие к большому морскому пути, шедшему из Египта вдоль средиземноморского побережья к финикийским городам, — к острову Кипру и к южному побережью Малой Азии.

Сперва образуются маленькие племенные союзы, как, например, государства «судьи» Самуила, Гидеона или царство Авимелеха в Сихеме. Наиболее могущественные племенные вожди, сосредоточивая в своих руках верховную военную, судебную и жреческую власть, образуют маленькие союзы племён в той или иной части Палестины. Некоторые из них, как, например, «судья» Самуил, пользуются авторитетом и большой властью, которая приближается к власти царя. В библии сохранились предания о том, как образовались эти союзы племён, из которых впоследствии выросли древнейшие государства. Один из древних правителей племени маиасси (Менаше) по имени Иерубаал одержал победу над племенем мадианитян, объединил под своей властью несколько племён и образовал древнее племенное государство с религиозным центром в Офре. Постепенно появляются и древнейшие формы наследственной царской власти. В библейской легенде рассказывается о том, что «сказали израильтяне Гидеону (почётное имя Иерубаала): „владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас, из рук мадианитян“». Гидеон в качестве верховного военачальника и царя берёт часть военной добычи, составляющей свыше 1700 золотых шекелей, и жертвует её в храм, основанный им в Офре. Хотя Гидеон в вежливой форме отказывается от царской власти не только от своего имени, но и от имени своих сыновей, всё же, очевидно, в эту эпоху укрепляется принцип наследственной царской власти. Ави-мелех, один из сыновей Гидеона, насильственно устранив всех остальных кандидатов на царский престол, захватывает в городе Сихеме царскую власть. «Все жители Сихема… поставили царём Авимелеха у дуба, что близ Сихема». Само имя Авимелех («мой отец — царь») указывает на постепенное оформление принципа наследственной царской власти, который проводил в жизнь этот древнеизраильский царь, процарствовавший всего лишь три года.

Наиболее крупным и сильным из этих государств было Израильское царство, основанное, — по преданию, Саулом. Обрывки героического эпоса, повествующего о завоевании Палестины и об образовании древнейшего Израильского царства, содержат описание легендарных подвигов этого древнейшего израильского царя. В них повествуется о том, как народный герой Саул освободил город Иабеш (в горной области Гилеад к востоку от Иордана). Иабеш был осаждён племенем аммонитян. После освобождения Иабеша Саул собрал большое ополчение, главным образом среди племени вениаминитян, и начал упорную борьбу с давними врагами евреев, с филистимлянами. Освободив свой родной город Гибеа от власти филистимлян, Саул был провозглашён израильскими племенами царём. Однако царство Саула всё ещё носило следы старых племенных отношений. Патриархальный быт этого времени прекрасно описан в библейском сказании о Сауле, который жил и правил в своём родном городе. Раз в месяц, в новолуние, он собирал дружину в своём доме и держал военный совет под священным тамариском. Захваченные у врага поля и виноградники он раздавал своим воинам.

Однако Саул пытается объединить под своей властью весь Израиль и распространить своё влияние в соседних странах. Так, с целью защиты израильских племён, живших в заиорданской области, он ведёт войну с царём Моава. Защищая северные израильские племена, он выступает против арамейского царства Соба. Укрепляя своё влияние в южной Палестине, в частности в Иудее, он ведёт войну с амалекитянами и завязывает отношения с племенами калебитов и кенитов. Наконец, он присоединяет к Израилю хананейские города, сохранившие свою независимость. Энергичная деятельность Саула привела к образованию довольно значительного Израильского государства во главе с царём, авторитет и власть которого укрепляются и освящаются религией и жречеством. Так, в легендах о Сауле подчёркивается его благочестие, указывается на то, что он был «охвачен духом бога Яхве», и описывается, как Саул изображал себя представителем «бога Израиля». Сохраняя древние жреческие обязанности племенного вождя, Саул участвовал в выполнении важных религиозных обрядов.

Острая классовая борьба ослабила маленькие и обособленные государства Израиль и Иудею. Длительные воины с соседними народами и государствами вконец истощили их силы. Самый тяжёлый удар Израилю нанесли ассирийцы. Ещё в IX в. до н. э. Салманассар II совершал завоевательные походы в Сирию и Палестину. Окончательно разгромил Израильское царство ассирийский царьСаргон II. В 722 г. до н. э. он взял Самарию и увёл в плен израильского царя Осию, угнав вместе с ним 27 290 израильтян, захваченных в плен и переселённых в Мидию и Месопотамию. Вместо них он поселил в Израиле вавилонских и арамейских колонистов, которые отныне «владели Самарией и стали жить в городах её». Так рушилось Израильское царство.

Разгром Израиля должен был способствовать некоторому усилению Иудеи, которая издавна соперничала с Израилем. Изменившиеся международные условия создали для этого благоприятную обстановку. Ассирия начала клониться к упадку, что дало возможность Иудее усилить свою борьбу за независимость. При иудейском царе Иосии были проведены реформы, которые имели своей целью внутренне усилить государство, несколько смягчив обострившуюся классовую борьбу. В 622 г. до н. э. было торжественно объявлено о найденной в иерусалимском храме «Книге Закона». В этой «Книге» резко осуждались пережиточно сохранившиеся у иудеев верования и обряды древнеханаанской религии, «курение на высотах» (культ гор), поклонение сирийским богам Ваалу, Астарте, солнцу, луне, созвездиям и «всему воинству небесному». Одновременно с этим устанавливался единый и централизованный культ бога Яхве, который должен был совершаться в иерусалимском храме. Таким образом, стремление централизовать государство нашло своё отражение в попытке централизации государственной религии. Наконец, с целью некоторого, хотя и ограниченного смягчения классовых противоречий в «Книге Закона» было помещено предписание освобождать проданных в рабство еврейских кабальных должников после шести лет их службы и отпускать их на свободу не «с пустыми руками», а дав им некоторое имущество. Весьма возможно, что эта «Книга Закона» с некоторыми добавлениями и изменениями образовала впоследствии библейскую книгу Второзаконие. С этого времени началось оформление иудейского канонического права.

Однако все эти попытки внутренней консолидации не смогли спасти Иудейского царства. В 597 г. до н. э. Иерусалим был взят войсками вавилонского царя Навуходоносора II и затем окончательно разгромлен в 586 г. до н. э. Навуходоносор, взяв Иерусалим, подобно своим ассирийским предшественникам, вывел из завоёванной страны большое количество пленных. «И выселил весь Иерусалим и всех князей, и всё храброе войско и всех художников и строителей… всех храбрых, ходящих на войну, отвёл царь вавилонский на поселение в Вавилон». Так начался знаменитый вавилонский плен.

raskopkivostok.mirtesen.ru


Смотрите также